Изменения обусловлены в основном повышенной рождаемостью в африканских странах, замедление роста которой непредвиденно уменьшилось или прекратилось. Но в этой демографической гонке центральную роль к 2100 году должна будет сыграть Африка, так как из десяти самых густонаселенных стран к этому времени пять будут африканскими. В самые ближайшие годы половину населения Африки будут составлять молодые люди в возрасте до 25 лет. ••• Ситуация с Африкой уникальна тем, что там с высокой рождаемостью как раз борются, и напрямую называются факторы, очень эффективно снижающие демографию. В большинстве цивилизованных стран уровень рождаемости падает, в то время как в странах Африки рождаемость пугающе растет.
Уровень рождаемости - Классация стран
В других регионах существенных изменений численности населения не ожидается. В Европе возможно небольшое уменьшение, так как рождаемость здесь ниже уровня, достаточного для компенсации естественной убыли, а кое-где прогнозируется некоторый прирост, связанный с увеличением ожидаемой продолжительности жизни. Новый прогноз численности населения ООН подготовлен с использованием статистических методов, разработанных в Вашингтонском университете.
Африканские страны с наибольшим числом эмигрантов, как правило, находятся на севере. Что касается иммигрантов, ЮАР остается лидером среди стран Африки, куда стремятся сами африканцы и не только. Там проживает около 4 миллионов международных мигрантов. Одной из основных особенностей региона являются беженцы и перемещенные лица. Топ-10 стран Африки по общему числу беженцев в 2018 году показан на рисунке ниже.
Сейчас наибольшая рождаемость наблюдается в африканском государстве Нигер, где в среднем на одну женщину приходится более 7 детей. Наименьшая рождаемость на сегодняшний момент — в Тайланде. В среднем на каждую тайскую женщину приходится по одному ребенку. Если верить прогнозам, то к 2050 году первое место в мире по численности населения закрепится за Индией.
Смертность: в среднем 39 608 человек в день 1 650. Миграционный прирост населения: в среднем -2 092 человек в день -87. Население Африки 2023 Согласно нашей оценке, на конец 2023 года, население Африки составляло 1 466 107 857 человек. За 2023 год население Африки увеличилось приблизительно на 36 863 335 человек.
Население африканского континента
Ведь в тех государствах, где рождаемость была минимальной (например, Африка), она начинает расти. Международная группа ученых составила глобальный прогноз рождаемости к середине и к концу нынешнего столетия и пришла к выводу, что почти во всех странах на планете рождаемость упадет ниже уровня воспроизводства. «Но есть и относительно хорошие экологические новости по крайней мере из некоторых частей Африки, — говорит профессор Брэдшоу. Отмечается, что для роста численности населения Земли показатель рождаемости должен быть равен 2,1 ребенка на одну женщину.
Население африканского континента
Когда число детей на женщину надолго падает ниже этого показателя, численность людей в обществе начинает сокращаться. Особую тревогу вызывают Южная Корея и Сербия, где этот показатель составляет менее 1,1 ребенка на каждую женщину. Зато во многих странах Африки к югу от Сахары показатели рождаемости остаются высокими: там СКР почти в два раза превосходит среднемировое, составляя около четырех детей на каждую представительницу прекрасного пола. В Республике Чад коэффициент рождаемости вовсе в семь раз превышает таковой в остальных странах.
Среднее образование как способ снижения рождаемости в Тропической Африке Рассмотрим теперь потенциал распространения среднего образования в плане снижения рождаемости. Существующие исследования и изложенные соображения о необходимости более высокого чем начальное уровня образования в странах с сильными традиционными практиками ограничения рождаемости позволяют предполагать, что эффект среднего образования на рождаемость в Тропической Африке должен быть заметно сильнее, чем эффект начального образования. Так, еще в середине 90-х годов исследование 14 африканских стран Африки южнее Сахары показало, что начальное женское образование снижало рождаемость лишь в половине стран, в то время как среднее женское образование оказывало такое влияние во всех странах, притом эффект его возрастал по мере увеличения числа отученных лет Ainsworth et al. Бонгаартс исследовал выборку из 30 африканских стран и пришел к выводу, что во всех 30 странах средний коэффициент рождений был ниже у женщин со средним и выше образованием, чем у женщин с начальным образованием Bongaarts 2010. В работе Н. Гупты и М.
Исследователи пришли к выводу, что заметное влияние на снижение рождаемости оказывает лишь женское образование длительностью 8 и более лет. Это означает, что распространения одного лишь начального и уж тем более неполного начального образования для ускорения снижения рождаемости явно недостаточно Gupta, Mahy 2003. В таком случае необходимо рассмотреть, какоe влияние на рождаемость имеет распространение среднего образования рис. Корреляция между долей женщин старше 15 лет, имеющих как минимум неполное среднее образование, и суммарным коэффициентом рождаемости в странах Африки южнее Сахары. Как мы видим, корреляция здесь действительно сильная, несравненно сильнее, чем в случае с начальным образованием. Стоит добавить, что, в отличие от распространения начального образования, восточноафриканский регион не образует здесь ярко выраженного «резистентного» кластера и находится в границах тренда. Конечно, необходимо как можно быстрее расширить возможности получения среднего образования взрослыми африканцами. Таким образом, для предотвращения социально-демографи-ческих катастроф в странах Тропической Африки необходимо как можно быстрее ввести в этих странах всеобщее обязательное среднее образование. Необходимо отдавать себе отчет в том, что даже такая мера [4] приведет к заметному росту доли женщин старше 15 лет со средним образованием лишь через 8—12 лет в зависимости от возраста старта начального образования и принятой продолжительности обучения в начальной и средней школе , когда контингент учащихся, поступивших в начальную школу в год введения всеобщего среднего образования, окончит среднюю школу [5].
Отметим, что эта мера поможет снизить демографическое давление в странах Тропической Африки двояким образом — как через уменьшение рождаемости, так и через ускорение темпов экономического роста и при этом как через механизм «демографического бонуса», так и через рост производительности труда. Введение всеобщего обязательного среднего образования в странах Тропической Африки — это, безусловно, крайне дорогостоящая мера, и самим африканским странам только своими силами с этим не справиться. Мировому сообществу вообще и развитым странам включая США и Россию в особенности необходимо оказать странам Тропической Африки необходимую поддержку в этом вопросе, в том числе значительную финансовую помощь. Литература Зинькина, Ю. Рождаемость в Тропической Африке: риск демографического взрыва. Азия и Африка сегодня 9: 42—45. Коротаев, А. Современные тенденции мирового развития. Инвестиции в базовое образование как мера по предотвращению социально-демографических катастроф в развивающихся странах.
Системный мониторинг глобальных и региональных рисков М. Египетская революция 2011 года: социодемографический анализ. Историческая психология и социология истории 4 2 : 5—29. Тропическая Африка в мальтузианской ловушке? К моделированию и прогнозированию социально-демографического развития Африки южнее Сахары. Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер» 38: 77—79. Малков, А. Математическое моделирование взаимодействия центра и периферии Мир-Системы. Прогноз и моделирование кризисов и мировой динамики.
Халтурина, Д. Демографическое давление и политические потрясения в современной Тропической Африке. Восток 2: 52—69. Ainsworth, M. World Bank Economic Review 10 1 : 85—122. Becker, G. An Economic Analysis of Fertility. Demographic and Economic Change in Developed Countries. On the Interaction between the Quantity and Quality of Children.
Journal of Political Economy 81 2 : 279—288. Bongaarts, J. Poverty, Gender, and Youth Working Paper 20. New York: Population Council. Boserup, E. NY: St. Bryant, J. Population and Development Review 33 1 : 101—127. Caldwell, J.
Population and Development Review 6 2 : 225—255. Population and Development Review 23 4 : 803—812. Mass Education and Fertility Decline. The Reader in Population and Development. Population and Development Review 13 3 : 409—437. Cleland, J. Clignet, R.
В период 2010—2021 годов в 17 стран и регионов будут пребывать более одного миллиона мигрантов в год. В то же самое время в 10 странах будет происходить отток мигрантов. Отдел народонаселения ООН Отдел народонаселения ООН занимается сбором данных по международной миграции и развитию, урбанизации, мировым демографическим перспективам, брачной статистике и рождаемости.
Кроме того, он оказывает поддержку Комиссии по народонаселению и развитию и содействует реализации Программы действий, принятой в 1994 году Международной конференцией по народонаселению и развитию. Отдел народонаселения ООН занимается подготовкой демографических оценок и прогнозов по всем странам и регионам мира, оказывает содействие государствам-членам в разработке политики в области народонаселения, а также, будучи членом Комитета по координации статистической деятельности , укрепляет координацию соответствующей деятельности в рамках системы ООН. Фонд ООН в области народонаселения Фонд ООН в области народонаселения начал свою деятельность в 1969 году; он играет руководящую роль в рамках системы ООН, предлагая программы в области народонаселения, предполагающие право человека на свободное определение размера своей семьи. На Международной конференции по народонаселению и развитию Каир, 1994 год мандат ЮНФПА был уточнен, с тем чтобы при рассмотрении вопросов в области народонаселения уделять большее внимание гендерным и правозащитным аспектам, и ЮНФПА была отведена руководящая роль в деятельности по оказанию помощи странам в реализации принятой Программы действий. Мандат ЮНФПА охватывает три основные области: репродуктивное здоровье, гендерное равенство и народонаселение и развитие. Организация Объединенных Наций по вопросам народонаселения провела три конференции , две специальные сессии Генеральной Ассамблеи и одну встречу на высшем уровне в 2019 году. Всемирный день народонаселения отмечается ежегодно 11 июля. В этот день в 1987 году население мира достигло 5 миллиардов человек. Дополнительные ресурсы.
Эксперты полагают, что в долгосрочной перспективе демографический рост в Африке будет способствовать развитию экономики континента и повышению его политической значимости. Ожидается, что в ближайшие три-четыре десятилетия общество в странах с высоким уровнем дохода будет стареть. К 2050 году каждому четвертому жителю Европы и Северной Америки будет 65 лет или больше, но более половины африканцев будут моложе 25 лет. Кроме того, страны, где большинство населения трудоспособного возраста, являются благоприятными местами для инвестиций, сказал он. Даже если местные органы власти не смогут обеспечить достаточное количество рабочих мест для всех, у части населения континента будет возможность эмигрировать в другие страны, которые нуждаются в молодой рабочей силе.
Эксперт телеграм-канала "Варшавская русалка" рассказала о разнице в рождаемости в Европе и Африке
Учитывая, что население Африки в начале года оценивалось в 1 429 244 522 человека, годовой прирост составил 2.58 %. Эксперт показала пример разницы в рождаемости на примерах Польши и Нигера. Подобные риски к 2080 году могут ждать Нигерию и другие государства Западной Африки. То есть рождаемость реальных когорт начинает падать, дай Бог запахло демографическим переходом.
Популярное
- Московские новости
- Способно ли образование предотвратить социально-демографические коллапсы в Тропической Африке?
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Население Африки к 2100 году
Similar Population Metrics for 2023
- Почему Нигерия - это новый Китай
- Вы точно человек?
- ООН увеличила прогноз численности населения Земли в связи с высокой рождаемостью в Африке
- СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ: КОНЕЦ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА?
- Telegram: Contact @postcapfuture
- меры демографической политики в африке
Life expectancy & Rates (2024)
- В 2100 году 40% населения мира будет африканским
- Демографический бум: почему в самых бедных странах растет рождаемость?: ioi — LiveJournal
- Демографию России предложили спасать завозом мигрантов из Африки
- В Узбекистане продолжает снижаться рождаемость
- Как это было на практике
- Число рождений на 1000 человек населения, в год, 2021:
Уровень рождаемости - Классация стран
Население Польши увеличится в 2021 году, по предварительным статистическим данным, на 7196 человек. В этом же году население Нигера возрастёт, предположительно, сразу на 984 871 человека.
Сейчас численность африканского населения около 1,1 млрд, а к 2100 году, по прогнозу, она увеличится почти вчетверо. В других регионах существенных изменений численности населения не ожидается. В Европе возможно небольшое уменьшение, так как рождаемость здесь ниже уровня, достаточного для компенсации естественной убыли, а кое-где прогнозируется некоторый прирост, связанный с увеличением ожидаемой продолжительности жизни.
Все живут первобытной естественной жизнью и рожают много детей, но смертность на острове тоже довольно высока из-за нехватки ресурсов. Второй этап Теперь представим, что жители острова получили медицинскую помощь, а также пищу извне. Смертность падает, рождаемость увеличивается еще больше. Начинается бурный рост населения то, что мы видели в развивающихся странах Азии и Африки. Третий этап Теперь на острове уже живут 200 человек.
Однако с течением времени жители начинают осознавать, что ресурсов для всех не хватает. Меньше земли остается под посевы, не хватает воды и многого другого опять прямая параллель с некоторыми развивающимися странами. Четвертый этап Он наступает после так называемого демографического перехода. Если раньше людям было выгодно растить много детей, чтобы те могли помочь им на ферме пасти скот и в прочих делах, то с развитием индустрии и услуг это становится менее важным. Представим, что на острове появился город современного типа, где другие ритм жизни, цены, стандарты и, как следствие, низкая рождаемость. Производительность труда ушла далеко вперед, рождаемость меньше смертности, не хватает рабочих рук. Вот, собственно, и вся история человечества с точки зрения упрощенной демографии. Как это было на практике Судя по всему, рождение детей и обязательные для этого действия воспринимались древними людьми так же естественно, как добывание пищи. При этом периодически возникала проблема перенаселения. Здесь кое-что придумывали даже первобытные общества: пили отвары из определенных трав, прыгали с пальм ради выкидыша, на далеких изолированных островах кастрировали часть мальчиков, кое-где в трудные времена встречался инфантицид убивали одних детей, чтобы выжили остальные.
На некоторых островах Полинезии до сих пор показывают камни, возле которых в годы перенаселения строили всех молодых мужчин для измерения роста. Всем, кто был выше отметки, обычай предписывал собирать вещи, садиться в лодки и искать себе новые земли. Может, это и легенда, но слишком похожая на правду. Однако сознательное влияние на демографию было редкостью. С перенаселением справлялись болезни и голод. А если не справлялись, начинались войны, сокращавшие население на десятилетия вперед. Единственный известный и распространенный с древних времен способ стимулирования рождаемости — ранние браки. При среднем сроке жизни в 30 лет, чтобы успеть вырастить детей, надо было рожать их в 15. Первым, кто посмотрел на рождаемость с точки зрения современной науки, был Томас Мальтус — британский ученый, еще в 1798 году объяснивший, что население растет быстрее, чем материальное производство, но, что особенно важно, быстрее, чем производство еды. По мнению Мальтуса, чтобы избежать массового голода и сохранить ресурсы для будущих поколений, нужно увеличить возраст вступления в брак, а вступившим в брак периодически воздерживаться, чтобы не родить слишком много детей Мальтус был религиозен и не признавал абортов.
Еще он считал, что помощь бедным только увеличивает число бедняков. А тех, кто уже беден, предлагалось забирать в армию и отправлять на освоение колоний. Общественные деятели теорию мальтузианства возненавидели, но многое из предложенного сбылось, пусть и с другими объяснениями. Современные идеи регулирования рождаемости озвучили в Соединенных Штатах в начале XX века. Но в Америке и в Европе этого не понадобилось: богатое общество само сделало демографический переход. Зато масштабные эксперименты затеяли в другой части света, а именно в Китае. Нормы по рождению детей, принудительные аборты и стерилизация Самая масштабная демографическая программа называлась «Одна семья — один ребенок» и действовала в Китае с 1979 по 2015 год. Она достаточно известна, но напомним суть: Семьям китайской национальности, живущим в городах, разрешалось иметь одного ребенка. Китайцам из сельской местности, если первый ребенок девочка, разрешалось завести еще одного ребенка. За появление ребенка сверх нормы — штраф в 4—8 раз больше годового дохода по региону.
Национальным меньшинствам и семьям, где один из супругов не китаец, можно заводить больше детей, малочисленным народам ограничений не выставляли. Это был весьма драматический период, много писали о принудительных абортах и стерилизации. Побочным эффектом стала дискриминация девочек от них избавлялись на стадии беременности. Это известная проблема стран без развитой системы пенсий: там, где стариков кормят дети, сын считается более надежной инвестицией на период старости. Поэтому сейчас в Китае мужчин на 30 млн больше, чем женщин. Некоторых детей вообще не зарегистрировали, тем самым лишив нормального образования и достойной работы. Программу «Одна семья — один ребенок» официально прекратили 2015 году. В итоге она предотвратила рождение 400 млн новых жителей Китая.
В Европе возможно небольшое уменьшение, так как рождаемость здесь ниже уровня, достаточного для компенсации естественной убыли, а кое-где прогнозируется некоторый прирост, связанный с увеличением ожидаемой продолжительности жизни. Новый прогноз численности населения ООН подготовлен с использованием статистических методов, разработанных в Вашингтонском университете.
Согласно прогнозу самих ученых, численность населения Земли в 2100 году составит от 9 до 13 млрд человек.
Способно ли образование предотвратить социально-демографические коллапсы в Тропической Африке?
Сейчас наибольшая рождаемость наблюдается в африканском государстве Нигер, где в среднем на одну женщину приходится более 7 детей. Новости от 28.06.2022 15:51 Фото: pixabay. То есть рождаемость реальных когорт начинает падать, дай Бог запахло демографическим переходом. При этом самые высокие уровни рождаемости наблюдаются в странах Африки. Исследование основных факторов, влияющих на рост населения в Африке, таких как снижение смертности, высокие уровни рождаемости, миграционные процессы и другие. Discover countries population fertility rates for the year, visualized on an interactive world map.
Демографию России предложили спасать завозом мигрантов из Африки
По прогнозам население Нигерии увеличится вдвое и превысит 400 миллионов человек к 2050 году, став третьей по численности населения страной мира. В Нигере также, по прогнозам за тот же период, население увеличится почти в три раза до 66 миллионов. В докладе прогнозируется, что число людей в мире вырастет с 7,7 млрд. Ожидается, что Индия обгонит Китай как самую густонаселенную страну мира в 2027 году. К 2050 году Индия с населением 1,6 миллиарда человек значительно опередит Китай, население которого затем вернется к уровню 2019 года в 1,4 миллиарда. Население Пакистана, которое составляет 217 млн.
В рамках первой группы пионером социально-экономической версии демографического перехода был Г.
Беккер можно выделить несколько аспектов влияния образования на рождаемость. Наиболее очевидный аспект: образование существенно увеличивает стоимость рождений и воспитания детей в семье, снижая финансовую доступность многодетности и делая большие семьи экономически нецелесообразными. С распространением образования повышаются прямые затраты стоимость обучения, школьных принадлежностей и т. Однако этим влияние образования на «стоимость детей» отнюдь не исчерпывается: особо важную роль зачастую играет не столько образование детей, сколько образование родителей, в особенности матери. Действительно, чем выше образование женщины, тем выше ее потенциальный заработок и вероятность работы в современных секторах, трудно совместимых с воспитанием детей. Кроме того, по мере распространения и роста среднего уровня женского образования работающей женщине становится сложнее и дороже найти кого-либо для ухода и присмотра за детьми: в традиционных обществах такую функцию выполняли старшие дети и младшие родственницы в расширенной семье, но с повсеместным ростом женского образования такому традиционному распределению ролей возникает все больше препятствий см.
Наконец, работа в современных секторах повышает вероятность получения будущих финансовых и социальных гарантий, и роль большого числа детей как опоры и финансовой поддержки в старости снижается Ibid. Повышение стоимости рождения и воспитания ребенка, а также повышение спроса в экономике на более квалифицированную рабочую силу мотивируют родителей заводить меньше детей, но больше инвестировать в каждого ребенка. Вторая группа теорий, выделенная Дж. Брайантом, фокусируется на появлении и распространении новых представлений о желаемой рождаемости и идеальном размере семьи, информации о способах контроля над рождаемостью и желания их использовать подробнее о диффузионной теории см. В свете этих теорий роль образования в снижении рождаемости также оказывается ключевой, поскольку оно влияет на ценности, формирующие социокультурный контекст, который, в свою очередь, определяет желаемое число детей в семье. Так, в одной из работ известный демограф Дж.
Колдвелл показал на примере различных кейсов из африканского школьного образования, что пропагандируемые в рамках учебной программы ценности и поведенческие паттерны, в том числе относящиеся к созданию семьи, ведению семейной жизни, распределению ролей в семье и т. Какой же уровень женского образования необходим для быстрого снижения рождаемости? Имеется большое число исследований, ставивших целью количественно измерить влияние распространения образования на снижение рождаемости в отдельных странах, группах стран или регионах развивающегося мира. Сопоставление результатов таких исследований показывает довольно заметное различие в силе этого эффекта. Так, в середине 1980-х годов, когда большая часть развивающегося мира довольно заметно продвинулась в снижении рождаемости, наибольшая разница уровней рождаемости высокообразованных имеющих как минимум полное среднее и выше образование и необразованных женщин составляла 2—3 ребенка на женщину и обнаруживалась в странах Латинской Америки, в некоторых странах Западной Азии Иордания, Турция , а также Юго-Восточной и Восточной Азии Таиланд, Малайзия, Южная Корея Singh, Casterline 1985: 202. В то же время исследователи, рассматривавшие связь уровня женского образования и рождаемости в Тропической Африке в 1980-х годах, показали, что в этом регионе влияние повышения образования на понижение рождаемости было заметно слабее Cochrane, Farid 1986; Cleland, Rodriguez 1988; van de Walle, Foster 1990; Rodriguez, Aravena 1991.
Это поставило перед исследователями вопрос о пороговых уровнях образования и развития, достижение которых позволяет проявиться заметному влиянию образования на снижение рождаемости. Попытки определить значения таких пороговых уровней образования и развития для различных стран и регионов предпринимались уже в 1970-е годы; обзор подобных работ приводит С. Кохран в классической работе Cochrane 1979: 41—42. В исследованиях использовались различные показатели рождаемости общий или суммарный коэффициент , разные индикаторы уровня образования грамотность, число отученных лет, доля имеющих полное начальное образование и т. В начале 1980-х годов специалисты Отдела народонаселения ООН, систематизировав доступные на тот момент данные, выдвинули предположение о том, что пороговые уровни образования, по достижении которых оно будет оказывать заметный понижающий эффект на рождаемость, зависят от уровня развития общества в целом. Они выделили четыре тренда, которым может следовать динамика рождаемости по мере распространения образования в зависимости от того, насколько развитым было общество в момент начала второй фазы демографического перехода и начала распространения образования см.
Образование Рис. Динамика рождаемости по мере распространения образования на разных уровнях развития Источник: UN Population Division 1983: 5. Примечание: тренд 1 относится к наименее развитым странам, тренд 4 — к наиболее развитым. Четыре кривые, представленные на графике, иллюстрируют четыре типа динамики рождаемости по мере распространения образования в странах, находящихся на различных стадиях развития. Из графика очевидно, что начальный период массового распространения образования в наименее развитых странах мог сопровождаться не снижением, но, напротив, некоторым ростом рождаемости. Это явление особенно характерно для тех наименее развитых стран, где широко распространены традиционные социокультурные практики контроля над рождаемостью к примеру, послеродовое воздержание и длительное грудное вскармливание , которые начинают «размываться» по мере распространения образования, в то время как распространение современных способов контроля над рождаемостью заметно запаздывает.
Четыре сценария, смоделированные ООН, были протестированы в работе С. Сингх и Дж. Кастерлайна, построенной на данных Всемирного исследования рождаемости, и нашли подтверждение. Так, в наименее развитых странах выборки, таких как Бангладеш, Индонезия, Непал, имевших крайне низкий уровень образования и подушевой доход, динамика рождаемости в целом соответствовала тренду 1, выделенному специалистами ООН, а в высокообразованных развивающихся странах Латинской Америки и Карибского бассейна — тренду 3 Singh, Casterline 1985: 203. Другое исследование, опубликованное Г. Родригесом и Дж.
Клеландом еще до выделения четырех трендов в работе специалистов ООН, также косвенно подтвердило эту систематизацию, показав, что у латиноамериканских стран, следовавших тренду 3, рождаемость действительно монотонно снижалась по мере повышения уровня образования отсутствие формального образования, стартовое начальное, полное начальное, среднее и выше , в то время как в некоторых наименее развитых странах Азии и Африки начальный уровень образования способствовал не снижению, но, напротив, некоторому повышению рождаемости по сравнению с полным отсутствием образования Rodriguez, Cleland 1980. Образование и традиционные практики ограничения рождаемости Таким образом, степень влияния различных уровней образования на рождаемость связана не только с различиями в уровнях развития общества. Весьма значимым фактором является также степень распространенности в обществе традиционных социокультурных практик, направленных на ограничение рождаемости. Вот как это резюмировали Сингх и Кастерлайн по результатам своей работы, основанной на данных Всемирного обследования рождаемости. Однако больший уровень образования может также ассоциироваться с меньшей продолжительностью грудного вскармливания или послеродового воздержания, что само по себе будет способствовать повышению рождаемости. Можно поэтому ожидать, что страны, характеризующиеся сильными традиционными ограничениями рождаемости, будут иметь более высокие [образовательные] пороговые уровни — и это ожидание подтверждается.
В большинстве азиатских стран несколько лет начального образования практически не влияют на брачную рождаемость, и лишь среднее образование ассоциируется со значительно более низкой рождаемостью. Дело обстоит иначе в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, где любое формальное образование, даже несколько лет начальной школы, обычно приводят к снижению рождаемости, а полное начальное и среднее образование также приводят к значительному снижению рождаемости» Singh, Casterline 1985: 206. Значительное число антропологических работ включая наши собственные исследования показали, что традиционные социокультурные практики по ограничению рождаемости в Тропической Африке относятся к числу самых распространенных во всем развивающемся мире, при этом они глубоко укоренены в традиционной хозяйственной системе. Действительно, традиционная хозяйственная система большинства африканских обществ имеет фундаментальное отличие от таких систем в других регионах развивающегося мира, поскольку основана на мотыжном земледелии где основным работником является женщина , в отличие от распространенного в Азии плужного земледелия где эта роль отводится мужчине. Этим обусловлен значительно более высокий традиционный вклад женщин в экономику и жизнеобеспечение домохозяйств и уровень женской занятости в Африке, чем в остальном развивающемся мире, что имеет ряд важных следствий в демографическом плане. В частности, необходимость сочетать рождение и воспитание большого числа детей и значительную женскую трудовую занятость приводит к возникновению в обществе различных механизмов и явлений, которые облегчают для женщины совмещение материнской и трудовой функций; в первую очередь к таким явлениям можно отнести распространенность расширенных семей, члены которых сестры, жены братьев, бабушки, старшие дети, в полигинных союзах — другие жены и др.
Антропологические исследования отмечают огромное разнообразие социальных механизмов, практик и норм, направленных на поддержку расширенных семей и препятствование их нуклеаризации в Тропической Африке [1]. Большой вклад женского труда в существование домохозяйства также положительно коррелирует с распространенностью полигинии Clignet 1970; Boserup 1970 , которая, в свою очередь, тесно взаимосвязана с практикой длительного послеродового воздержания 1—2 года и даже более , обусловливающей длительные интервалы между рождениями Saucier 1972; Schoenmaeckers et al. Некоторые антропологи и демографы предполагали, что послеродовое воздержание играло в Африке ту же роль «социального ограничителя» в регулировании рождаемости, что и позднее вступление в брак в Европе до начала демографического перехода см. С учетом этого логично предполагать, что распространение массового образования в Тропической Африке действительно могло вначале привести к некоторому подъему рождаемости за счет размывания традиционных практик ее ограничения — в частности, ослабевания практики послеродового воздержания, что могло вести к сокращению интервалов между рождениями и соответствующему росту рождаемости. Эта гипотеза подтверждается эмпирическими данными о динамике снижения рождаемости, которая заметно отличается в странах Тропической Африки от стран Азии и в целом соответствует и тренду 1, выделенному специалистами ООН, и нашим ожиданиям см. Это означает, что повышение женской занятости даже в современных секторах может слабее влиять на снижение рождаемости, чем это было в других регионах развивающегося мира.
С учетом вышесказанного логично предположить, что для ускоренного снижения рождаемости в Тропической Африке необходимо добиться массового распространения достаточно высокого уровня образования. Достаточно ли будет для этого всеобщего начального образования к 2015 году если таковое будет достигнуто, что крайне сомнительно для целого ряда стран региона? Однако в этом дискурсе образование рассматривается само по себе, безотносительно к его влиянию на рождаемость.
К 2027 году Индия обгонит Китай как страну с самым высоким населением в мире. Причина быстрого роста населения в Африке Население Африки быстро увеличивается, потому что уровень рождаемости выше, чем уровень смертности в четыре раза. Хотя уровень смертности является самым высоким в мире, в недавнем прошлом он снизился.
Аналогичным образом, показатели рождаемости также снизились, и в среднем на африканскую женщину приходится 4,5 ребенка по сравнению с 6,5 детьми 40 лет назад и 5,5 детьми 20 лет назад. Аналогичные тенденции наблюдаются и на разных континентах. Для сравнения: в Азии женщины в среднем имеют 2,1 ребенка, в Латинской Америке — 2,0 ребенка, в Северной Америке — в среднем 1,9 ребенка, а в Европе — 1,6 ребенка на каждую женщину. Снижение уровня смертности и сравнительно высокий уровень рождаемости являются основными причинами быстрого роста численности населения в Африке. Постулируется, что, даже если бы показатели рождаемости продолжали снижаться, это не замедлило бы темпы роста в ближайшем будущем и даже не остановило бы рост населения. Причиной такого увеличения является демографическая инерция.
Прогнозировалось, что даже если бы в 2017 году уровень рождаемости в Африке снизился бы сразу до уровня Китая и Европы, составляющего 1,6 ребенка на женщину — самый маловероятный сценарий развития событий, — численность населения на континенте продолжит увеличиваться и достигнет 1,6 миллиарда человек. Причиной такого случая является то, что на континенте проживает много молодых людей в возрасте от 15 до 49 лет. Таким образом, даже если бы у каждого было исключительно мало детей, число рождений все равно было бы очень высоким. Широкие различия в показателях рождаемости в Африке Африка — это континент с множеством контрастов. Например, в таких странах, как Нигерия, Египет и Эфиопия, население составляет почти 100 миллионов человек, в то время как в других странах, таких как Сейшельские Острова, Сан-Томе и Принсипи, Майотта, Реюньон, Кабо-Верде, Джибути и Коморские Острова, население составляет менее 1 миллион. Аналогичным образом, в других странах уровень рождаемости выше, чем в других.
Например, в таких странах, как Тунис, Египет, Сейшельские Острова и Алжир, показатели рождаемости растут.
В это же время средний возраст жителя африканского государства Нигер был 14,9 лет. Население Польши увеличится в 2021 году, по предварительным статистическим данным, на 7196 человек.
В этом же году население Нигера возрастёт, предположительно, сразу на 984 871 человека.