В свое время Мазепа за предательство был предан анафеме, объявлен вместилищем всех человеческих пороков. ГЛАВА 26 ИЗМЕНА МАЗЕПЫ И ПЕРВОЕ ИЗГНАНИЕ ЗАПОРОЖЦЕВ Подробности Северной войны выходят за рамки нашего повествования.
Как Мазепа Украину предавал…
Мазепе удалось объединить под своей властью Левобережную и Правобережную Украину, ограничить политическую автономию Запорожской Сечи. Панихиду по гетману Мазепе, предавшего русского царя Петра I во время Северной войны, отслужат в Киево-Печерской лавре 11 июня 2023 года. Молва о предстоящей измене Мазепы с 1707 г. широко распространилась не только по Гетманщине и Польше, но и во Франции и Швеции и это сильно тревожило гетмана. Именно поэтому царь воспринял предательство Мазепы настолько болезненно, что даже провел показательную казнь и предал гетмана анафеме. Еще одной причиной, по которой Петр I не поверил в предательство Мазепы, было неудачное сватовство гетмана. Ивана Мазепы предать Петра I и присоединиться к шведским войскам.
Иван Мазепа: что стало с гетманом Украины, который предал русских
Предательство Мазепы накануне Полтавской битвы. За государственную измену Русская православная церковь 23 ноября 1708 года предала анафеме Ивана Мазепу, с лишением всех титулов и наград. Россиян, которые выступили против спецоперации РФ на Украине, ждет судьба гетмана Ивана Мазепы, предавшего Петра I во время Северной войны со шведами. Мазепе удалось склонить к предательству и привести в стан Карла максимум пять тысяч человек. проекта «Единой России» сравнил россиян, не поддерживающих спецоперацию на территории Украины, с изменником Иваном Мазепой, предавшим Петра I. Об этом сообщает РИА Новости.
Слуга короля Яна Казимира. Измена патрону возле Белой Церкви
- Изменника Мазепу превзошёл Кравчук
- Как Петр I отомстил за предательство гетмана Мазепы
- Гетман Мазепа
- 25 октября / 7 ноября 1708 г. - предательство гетмана Мазепы - Наследие Империи
История вопроса: Русско-шведская война
- Измена верного Мазепы
- Полтавская битва и предательство Мазепы
- Петр и Мазепа: дружба с царем
- Как казнили полковника, предупредившего Петра о предательстве Мазепы
- Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Мазепа – герой или предатель?
Об этом статья корреспондента ресурса nstarikov. Мазепа — герой или предатель? Есть хорошая китайская мудрость: не верь сказанным словам — слова могут обмануть. Не верь поступкам — поступки тоже могут обмануть. Ищи мотивы, которые принуждают человек говорить и совершать те или иные поступки. Именно мотивы определяют суть человека. Давайте, опираясь на эту китайскую мудрость, попытаемся повнимательнее рассмотреть личность гетмана Украины Ивана Мазепы; в честь которого в Украине сейчас так старательно переименовывают улицы, площади и проспекты. В Российской Империи Мазепу считали предателем. Советская историческая школа тоже считала Мазепу предателем.
Современная же «независимая» украинская власть почитает его национальным героем. В 1996 году в Украине вводится в оборот национальная денежная единица — гривна. И на 10 гривенной купюре, совершенно неожиданно для подавляющего большинства граждан, появляется портрет Мазепы. Всеми возможными способами народу пропагандируются лозунги: «Мазепа — борец за долю народную! И: «Мазепа — борец за независимость Украины от русского ярма! Ситуация же с современной украинской политической элитой и того хуже. К сожалению, дальше лозунга брошенного Кучмой «Украина — не Россия» продвинуться ей не удалось. По той простой причине, что это просто не выгодно.
Иначе, пришлось бы как-то объяснять, почему при Ярославе Мудром князе Новгородском, князе Ростовском и князе Киевском в Киеве был составлен свод законов русского права, который вошёл в историю, как «Русская правда», по которому и жила тогда территория теперешней Украины. Просто представьте себе: Ярославу Мудрому, при котором Киев, как и остальная Русь, жил по «Русской правде» какой-то провидец рассказывает, вот де скоро родится недалеко от Киева, под Белой Церковью Мазепа, который станет бороться за освобождение Руси от русского ярма… Или того лучше: за освобождение Украины от русского ярма! Да Ярослав Мудрый даже не понял бы про что речь! Кстати, вы никогда не задумывались, почему за 25 лет так называемой «независимости», на западной Украине, считающей себя форпостом «незалежности» так и не появилось ни одного памятника Мазепе? Кандидатура ведь отменная: дружил с настоящим европейцем - королём Карлом, «мужественно» сражался за независимость Украины от русского тирана Петра; и даже был удостоен от него ордена Иуды. А памятника от поборников «независимости» так и не дождался. Зато, непосильные труды Мазепы на поприще завоевания независимости, были сполна оценены, угадайте кем? Даю подсказку: самым «демократичным» государством на нашей планете.
Это было явное лицемерие, ибо Мазепа заключил уже тайный договор со Станиславом Лщинским о передаче полякам Украины и областей Северской, а также Киевской, Черниговской и Смоленской провинции. Взамен этого подарка Станислав Лещинский обещал «возвести Мазепу в княжеское достоинство и отдать ему во владение воеводства Витебское и Полоцкое». Умолчал предатель и о содержании договора, заключенного им со шведским королем. Помимо обязательства снабжать шведскую армию провиантом и фуражем Мазепа обещал передать шведам Стародуб, Новгород-Северский, Мглин и Брянск.
Изменой и вероломством он ставил на карту всё - нажитые за долгие годы несметные богатства, гетманскую булаву и собственную жизнь. По словам польского резидента С. Понятовского, "Карл XII рассудил, что его армия не может идти дальше в Московию голодной и измученной; поэтому решился идти на Украину, имея там соглашение с казацким гетманом Мазепой, хотел поднять казацкий бунт против Москвы и только тогда идти глубже в Русскую Державу". Новость о предательстве Мазепы и переходе на сторону врага стала для Петра громом среди ясного неба.
В манифесте царя украинскому народу говорилось: "Гетман Мазепа, забыв страх Божий и своё крестное целованье, изменил и переехал к неприятелю нашему, королю швецкому", чтобы с королём Польши "малороссийскую землю поработить по-прежнему под владение Польское и церкви Божий и святые монастыри отдать во унию". То есть подчинить католическому духовенству и обратить в лютеранские и униатские кирхи. Слова царского манифеста громко звучали под сводами православных церквей, на городских площадях и сельских сходах, в полковых канцеляриях. Была разгромлена и сожжена до основания гетманская столица Батурин с огромными запасами продовольствия, артиллерии и боеприпасов, предназначенных для шведов. Всем, вовлеченным в заговор и обманутым Мазепой, обещалось полное прощение, если они раскаются и покинут предателя. Бегство из шведского лагеря украинских казаков, сотников и старшин приняло широкий размах. Многие города Украины готовились к решительной обороне от интервентов. Не белым хлебом и вышитыми рушниками встретил украинский народ шведских захватчиков, а вилами и беспощадной общенародной войной.
Подобные клятвы торжественно и твердо звучали и в других городах и селах Украины. Собственные силы Мазепы были ничтожны и поддержки у него на Украине практически не было. Ненавидимый в народе, он окружил себя наемниками-сердюками, выполнявшими при нем роль янычар. Враждебно относились украинцы и к непрошеным гостям. Вместо обещанных Карлу Шведскому 50 тысяч сабель Мазепа привёл в королевский лагерь не более двух тысяч казаков. Больше не нашлось желающих разделить участь изменника и предателя. Шведы приобрели не могущественного союзника и хозяина огромной страны, а жалкого беглеца, имя которого стало ненавистным среди населения. В глазах всего украинского народа Мазепа и его окружение потеряли всякий авторитет и представляли кучку изменников, укрывшихся от народного гнева под защитой шведских штыков.
Народ ловил и обезвреживал мазепинских агитаторов и агентов, распространявших гетманские "универсалы" и ведущих агитацию за Мазепу, против России. Читая сегодня антирусские пасквили и воззвания о "московских ужасах", можно подумать, что русские солдаты учредили в Малороссии настоящее рабство - били казаков палками по голове, обрубали шпагами уши, жён их и дочерей - непременно насиловали, имущество, скот и лошадей забирали и творили безобразия и бесчинства, а жителей толпами гнали в Сибирь, "не пощадив и малых деток"... Так предатель Мазепа стал орудием в руках шведского короля, исполнителем его воли и ширмой для прикрытия насилий и грабежей, творимых интервентами. Лгал в своих манифестах и Карл Шведский, утверждая, что царь Пётр давно уже ведёт переговоры с папой римским, как бы искоренить в своём государстве греческую веру и ввести римскую. Окончательно изменив свою политику "освободителя" и "миротворца" в отношении к украинскому народу, шведский король перешёл к беспощадному террору, предавая всё "огню и мечу", не щадя женщин, стариков и детей. Интервенты жестоко мстили народу за упорное сопротивление и за помощь русской армии. Объединёнными действиями русско-украинских войск при поддержке партизанских отрядов наносились чувствительные удары с тыла и флангов шведской армии. Разгорался пожар народной войны против интервентов и жгучая ненависть к Мазепе, к полякам и шведам.
Стремясь облегчить положение шведских интервентов, гетман-изменник звал на украинскую землю полчища крымских татар, турецких янычар и польские войска, чтобы "соединёнными оружиями и силами" разгромить русскую армию и защитить "войсковые вольности" и "целость отчизны" от "тирании московского царя". После литургии и молебна в церкви Святой Троицы вместо "перебещика вора Мазепы" был избран новый гетман - полковник Стародубского полка Иван Скоропадский. Обращаясь к здравому народному смыслу, он прочитал воззвание ко всему малороссийскому народу, объясняя преступность замыслов Мазепы. Накануне, 5 ноября 1708 года, состоялась гражданская казнь и отрешение от гетманства изменника и богоотступника Мазепы. А 12 ноября 1708 года в том же Глухове в присутствии царя, вельмож и казацких чинов киевским митрополитом и двумя архиереями, черниговским и переяславским, в Троицкой церкви провозглашена была анафема и вечное проклятие "вору и изменнику" Мазепе. Та же церемония происходила и в Успенском соборе Московского Кремля. Запутавшийся в провокациях и интригах, заочно казнённый и навеки проклятый Православной Церковью и всем народом, старый злодей и предатель начал метаться в поисках выхода. Сильно сомневаясь в шансах "непобедимых шведов", Мазепа вдруг с ужасом понял, что совершил страшную ошибку.
Победит Россия и Пётр, которого он так подло предал! В отчаянии в конце 1708 года он посылает к царю своего посланника с невероятным предложением. За это Пётр возвращает ему гетманскую булаву, свою милость и былое расположение. При этом Мазепа требовал гарантию крупных европейских государств. В это время у царя и зародилась идея противопоставления высшего российского ордена Андрея Первозванного с девизом "За веру и верность" и позорного "Ордена Иуды", выдаваемого за предательство и измену. Грандиозному сражению на полях Украины посвятил свою бессмертную поэму "Полтава" А.
Мазепа стал вторым кавалером высшего ордена Андрея Первозванного. Благодаря щедротам Петра Мазепа стал крупнейшим, как сказали бы сейчас олигархом, владел 24 тысячами дворов в Малороссии и на юге России, не говоря о дворце гетмана в Батурине. Предательство Мазепы не было разгадано мнительным Петром, но предательство за три столетия не расшифровано историками. Думаю, по той причине, что невозможно установить, кем был на самом деле Мазепа и придерживался ли он каких-то принципов. На протяжении бурной жизни православный русин Иван Мазепа был поковыем, иначе постельничьим, шляхтичем у польского короля. Ротмистром у ненавидевшего поляков правобережного гетмана Дорошенко. Спецпосланником к крымскому хану, который возил в подарок татарам десятки рабов — пленных казаков. Генеральным есаулом у кровного врага Дорошенко левобережного гетмана Самойловича, которого Мазепа отблагодарил интригами и помог отправиться в Сибирь. Гетманом Запорожского войска, который убеждал царя искоренить своевольную Сечь, а казакам рассказывал о жесткости московского царя. И, наконец, союзником шведского короля, объявившего поход на Россию, которой Мазепа на Евангелии клялся в вечной верности. Искать в этом карнавале масок подлинного Мазепу бессмысленно.
Нарышкин пригрозил противникам спецоперации России. «Ждет судьба изменника»
Так что Мазепу отлучили за предательство святой церкви. Но, схватив казну и предав Петра, Мазепа сослужил русским войскам неожиданную службу. И второе, главное, гетман Мазепа был предан православной церковью анафеме не только за нарушение данной на Евангелии присяге русскому царю. Русская православная церковь предала Мазепу анафеме за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, а также за то, что он позволил осквернять православные. Мазепе удалось склонить к предательству и привести в стан Карла максимум пять тысяч человек. Именно поэтому царь воспринял предательство Мазепы настолько болезненно, что даже провел показательную казнь и предал гетмана анафеме.
Предательство Мазепы:Полтавская битва
Он был крайне изворотлив, приспособнически гибок, многолик и при этом никогда не забывал о личных интересах. Обладал ценным для него качеством: умел казаться своим человеком тем, кто был ему выгоден. И это было высоко оценено теми, кто вёл страну к её разгрому и развалу. Потому он и стал в конце концов современным аналогом Мазепы, иллюстрацией аксиомы, что оловянные, стеклянные и деревянные глаза никакой дым не выест.
Хорошо знавшие его утверждают, что от Кравчука всегда несло кислым протухшим политическим потом изменщика. Считаю, останется он в истории как одна из парадоксальных личностей своего времени. Ведь, с одной стороны, стал воплощением советской мечты, когда при должном усердии и умении сельский мальчик смог превратиться в серьёзного власть имущего.
С другой стороны, он же стал палачом этой советской мечты, развенчивая её до конца своих дней с ненасытностью шакала, обгладывающего поверженного оленя. Да, Советский Союз мог подарить и реализовать мечту, но он и погиб от рук таких, как Кравчук. Фантом современной политики — Придя к власти, он пестовал тех, кто позднее будет определять курс и политику антисоветской и антироссийской Украины?
И любимой темой его стало то, как сильно коммунисты зажимали и притесняли Украину. Как будто и не было колоссального экономического и культурного роста УССР, имевшей в 1991 году потенциал одного из сильнейших государств Европы. И добро бы, если бы Кравчук приумножил все те богатства, которые получил, хоть и незаконно, при разделе СССР.
Или по крайней мере сберёг бы их. Но ведь нет, разграбление советского наследства приобрело широчайший размах именно при нём, «первом президенте незалежной». Достаточно вспомнить хотя бы дело концерна «Бласко», созданного по указу Кравчука указу, противоречащему действовавшей тогда Конституции, и принятым в 1992—1993 годах приватизационным законам.
Это была подставная структура, при помощи которой «вся президентская рать» обобрала до нитки Черноморское морское пароходство и распродала почти весь торговопромысловый флот Украины. Подвижность умственных суставов Кравчука поразительна. Теперь выяснилось, что в юности он имел-таки тайную поддержку украинского националистического движения, аж с младых ногтей.
И опять-таки далеко не он один. В биографиях целого ряда одиозных украинских деятелей, ныне широко нациствующих и перебандеривающих самого Бандеру, появились упоминания о том, что они либо воевали в вооружённых формированиях УПА, как, скажем, бездарный, но злобный графоман Павлычко, либо оказывали им всемерную помощь. Как изворачивались!
Руководимые им кадры боролись с отклонениями от линии партии, редакторствовали в идеологически выверенных журналах, заседали в партийных комиссиях и комитетах по награждению, тоннами писали сочинения о Ленине, партии и Москве. А наш пострел — на самом переднем крае борьбы с украинским национализмом и ревизионизмом. Какой уж толк был от этого, теперь понятно.
И так «боролся» Леонид Макарович до конца 1980-х, когда его чуткие ноздри уловили для кого-то сперва незначительный, а для него отчётливый запах идеологических перемен. Ныне мы знаем: он ещё не сносил все коротковатые и традиционно залоснённые брюки советского партработника, но стал уже готовить почву, чтобы перейти к политике дистанцирования, а потом и отречения от всего советского и далее — русского. Он делает очередной «тройной тулуп», переобуваясь прямо в полёте, и вот уже возглавляет новомодное течение — публичные дискуссии с опекаемыми националистами.
Тут он предстаёт мудрым, терпеливым философом, мягко журящим бывших диссидентов за радикальность воззрений. И… вскоре побеждает на президентских выборах в борьбе с Вячеславом Чорновилом, представленным широкому украинскому обществу как страшный и опасный националист, которому противостоит как раз «помиркованный» патриот Кравчук. Вот так зло иногда шутит бог — или кто там выглядывает из-за его плеча?..
Сам же Леонид Макарович в легендарных видеообращениях тех лет обещал всем живущим на Украине процветание и прогресс: «Через 10 лет мы будем второй Францией». А русскоязычным «твёрдо гарантировал» всемерную поддержку и равные-преравные права… В общем, выбрали его. Запомнился реально он галопирующей инфляцией, «кравчучками» и надорванными животами украинок, тащивших на себе в Польшу и Румынию гладильные прессы и токарные станки — сквозь ряды дежурившего на киевском вокзале ОМОНа и лопатообразные руки жадных и злобных таможенников Галичины.
Так явлены были украинские «процветание и прогресс», а затем и окончательное формирование политики, что Украина — это Антироссия. И там трое сепаратистов подписали приговор Советскому Союзу, невзирая на итоги Всесоюзного референдума в марте 1991-го, который ясно показал желание народов продолжать жить вместе. Зато каждый из этих троих стал после этого самостийным паном.
Именно его курировал коммунистический пропагандист и агитатор Кравчук, будучи главным идеологом КПУ. Курировал, курировал да и выкурировал. Как же пригодились связи с теми самыми буржуазными националистами, с которыми якобы боролся запасливый Кравчук!
Кравчука в большинстве презирают скорее всего как русские, так и украинцы; как «ватники», так и «укропы». И только Савик Шустер до конца неизменно звал старого ковёрного в свои телеэфиры, где Кравчук потешал собравшихся длинными, пустыми, но пафосными речами «эксперта» и «аналитика». Внимание публики, однако, привлекать со временем было всё труднее, поэтому посылы должны были становиться всё нажористее и провокационнее — иначе кто его будет слушать.
И вот из его последнего перед смертью заявления как главы комиссии по урегулированию в Донбассе: 50 тысяч человек, говорит, положили зря. Два года этот людоед всецело поддерживал карательную операцию в Донбассе, требовал воевать до последнего солдата — и вот вам внезапно… А ещё его «вещие» предсказания: Крым, говорит, Путин скоро вернёт обратно. Сам, добровольно!
Потому что не потянет, дескать. Могучая Украина тянула, а колосс на глиняных ногах не потянет — вот так. Надо, говорит, прекратить кровавую войну, дать особый статус, говорит, а под это стрясти деньги с мирового содружества.
Недавно же говорил: надо забыть гуманизм и сопли про то, что там «наши люди» и «им надо помогать». Нет, оказывается, надо безжалостно отрезать территорию — нехай сдохнут.
Гетман даже не сказал Петру правды — сослался на болезнь. Лишь посланный на разведку князь Меньшиков узнал правду. Мазепа похитил казну и собрал 10 000 казаков под знамена шведов.
Почему он решился на такую измену. На самом деле Мазепа рассчитывал, что поляки и шведы дадут лучшие условия для Малороссии, а сам гетман будет процветать. Он обещал шведам лагерь и зимовку в Батурине. Там у Мазепы были союзники, теплые квартиры и боеприпасы. Анафема и «орден иуды» Гетман Мазепа просчитался.
Князь Меньшиков оказался доблестным воином, а у гетмана было не так много людей, готовых отдать за него жизнь. Батурин был взят русскими. В ноябре 1708 года Мазепу предали проклятью — сожгли его чучело в церкви.
Анафема на Мазепу была наложена по политическим мотивам, а, следовательно, незаконна, поскольку Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917—1918 годов признал незаконность церковных прещений за политические преступления. Из текста анафемы видно, что она была наложена на Мазепу, исходя из трех основных преступлений бывшего гетмана. Первое преступление Мазепы.
Он нарушил клятву помазаннику Божию, данному на святом кресте и Евангелии. Нарушение крестной клятвы есть уже не только и не столько политическое, сколько духовное и церковно-каноническое преступление. То, что речь здесь идет не только о священнической присяге, но и о всякой клятве, ясно видно как из самого текста правила, так и из комментария авторитетного толкователя канонов сербского епископа Никодима Милаша : «Если какое-либо духовное лицо, нарушит некую клятву, произнесенную по какому-либо важному вопросу именем Бога…» [4]. Мирянин-клятвопреступник, добровольно нарушивший клятву, только в случае «достойного покаяния» 82-е правило святителя Василия Великого , подвергается десятилетнему 64-е правило святителя Василия Великого или одиннадцатилетнему 82-е правило святителя Василия Великого отлучению от святого причастия [5]. Чтобы понять всю тяжесть преступления Мазепы, следует отметить, что епитимия кающемуся клятвопреступнику строже епитимии отрекшемуся от Христа и принесшему жертву идолам — таковому, согласно 4-му правилу Анкирского Собора, полагается шестилетнее отлучение от святого причастия [6]. Если кто-то говорит, что нельзя отлучать от Церкви за клятвопреступление, то он должен, в таком случае, заявить, что нельзя отлучать от Церкви и за отречение от Христа.
Хотя, кто знает, может быть, некоторые «национально свидомые» священнослужители, считающие клятвопреступление Мазепы вполне приемлемым политическим ходом, готовы будут и вероотступничество простить очередному Мазепе… Второе преступление Мазепы. Изменив православному государству и принеся присягу шведскому королю-лютеранину Карлу XII, Мазепа привел на украинские земли протестантов-шведов, которые оскверняли православные храмы и святыни историк Е. Тарле, автор фундаментальной истории Северной войны, на основании тщательно изученных им документов сообщает, что Мазепа даже помогал Карлу выбирать направления ударов по тем или иным украинским населенным пунктам [7]. Мазепа разделяет со шведами ответственность за осквернение и разорение святынь. Возвращаемся к тексту анафемы: «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… привержеся врагу Божию и святых Его, проклятому еретику королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадив его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил» [8]. Следующие факты подтверждают слова анафемы.
В письме патриаршему местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану от 31 октября 1708 года из лагеря на реке Десна император Петр Великий сообщает: «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился понеже недалеко от Новгородка шведы в одной церкви лошадей поставили » [9]. В «Показаниях о шведах священника Андрея Александрова. И они из города с ними говорили, что их в город не пустят, хотя смерть примут. И те слова они шведы выслушав, стали ворота рубить, потом по них в город залп дали, а по них шведов из города такожде стреляли и убили шведов 10 человек. И они шведы, подняв тела их, от замка отступили, и стали на подворках и церкви и дворы все сожгли» [10]. Процитируем статью В.
Шестакова «Как шведы украинцам независимость несли». Иконы эти вносили перед войсками в спасенную Полтаву уже после сражения. Любопытно, что директор музея Полтавской битвы А. Янович прекрасно знает эту историю, но почему-то не спешит поведать ее своему президенту» [11]. Разорение храмов, осквернение святых икон — это тоже политика? Третье преступление Мазепы.
Мазепа изменил православному государю и православному государству и попытался ниспровергнуть их, перейдя на сторону еретиков. Это, говорят, уже чистая политика, ничего общего с канонической практикой Вселенской Церкви не имеющая. Такое утверждение не соответствует действительности. В течение истории Православная Церковь, не только Русская, но и Греческая, и даже Западная разумеется, до ее отпадения предавала анафеме бунтовщиков и изменников. Так, например, великий святитель Вселенской Церкви Амвросий Медиоланский г. Милан, Италия отлучил от Церкви узурпатора Евгения, выступившего против законного императора Феодосия Великого и попытавшегося захватить императорский престол в Западной Римской империи [13].
I, стр.
А вскоре поручает Мазепе ехать за покровительством к султану Османской империи, отправляя тому в подарок 15 пленных казаков из Левобережья. Посланца захватывают запорожские казаки. К великому удивлению, Мазепа выходит из этого переплёта живым. Он попадает к Самойловичу. Гетьман Левобережной Украины этапирует его в Москву, где он был представлен царю, и даже сумел перед ним оправдать Дорошенка. Мазепе поручают отвезти призывные грамоты, адресованные гетьману Правобережной, и отпускают. Только до него Мазепа не доехал — остался в Левобережье, где гетьманом был Иван Самойлович. Роковая дружба.
Новый покровитель Мазепы — гетьман Самойлович Гетьман Иван Самойлович доверял амбициозному Мазепе, и это была его роковая ошибка. Но очень скоро подмечает, что тот имеет государственное мышление, и назначает его на должность главного есаула. По уму и уровню стратегического мышления Мазепа превосходит своего патрона, но тщательно это скрывает и ждёт своего момента. После неудачной военной кампании против крымского ханства Голицын обвиняет в её провале Самойловича. А тут ещё донос на него: злоупотребляет служебным положением, присвоил войсковую казну. Челобитную подписали несколько человек из гетьманской старшины, в числе подписавшихся — Иван Мазепа. Самойлович, служивший царю исправно целых 15 лет, сослан в Сибирь, а его сын казнён. Хотя в доносе на гетьмана правда частично была — о злоупотреблениях, но и только. Смена патрона.
Мазепа — обладатель вожделенной булавы Царевна Софья отдала Мазепе должность Самойловича. Мазепе удаётся найти подход к любимцу царевны. Щедрые подарки князю Голицыну и казацкой старшине сделали своё дело — гетьманская булава оказалась в руках Мазепы. Измена царевне Софье и её фавориту Голицыну.