Правда ли, что отец Достоевского был жестоко убит крепостными крестьянами, как писатель в разные годы жизни относился к «крестьянскому вопросу» и почему каторга.
Папу Римского обвинили в невнимательном чтении Достоевского
С точки зрения психоанализа Михаил Андреевич Достоевский, отец писателя, представляет собою типичный случай анально-эротического характера. Названный в честь отца Федор Достоевский-младший (род. в 1871 году) по его стопам не пошел, став конезаводчиком. Младший сын, Андрей, и внучка, Любовь, пишут, что из-за вражды с отцом и братьями Андрей Достоевский бросил обучение в семинарии в 15 лет, сбежал из дома и отправился в Москву. Географ высказался и о Достоевском-отце, увидев в нем не деспота, а грамотного воспитателя, давшего гениальному сыну достойный старт. протоиерей Иоанн Каледа, настоятель храма Троицы.
«Клянусь вам, что в этом три четверти счастья жизненного». Достоевский и его включенное отцовство
Достоевские всегда жили скромно, долгое время - в служебной квартире при больнице. К 1828 году в семье росли четверо детей, в том числе и Федор Достоевский. После того как семья была причислена к дворянскому сословию, у Михаила Достоевского появилась возможность стать помещиком. Поэтому в 1831 году он приобретает имение в Тульской губернии.
Посмотреть на обложку дела о внесении в родословную книгу Московской губернии дворян Достоевских можно в Главархиве столицы. Все сведения о рождения детей Достоевского можно также найти в архивных материалах. В Главархиве хранится и уникальная запись о рождении самого писателя Федора Достоевского от 11 ноября 30 октября по старому стилю 1821 года.
Крещение мальчика прошло 16 ноября или 4 ноября по старому стилю того же года.
Инсценировка казни, рис. Покровского, 1849 г. Затем Достоевского и других облачили в белые саваны с капюшонами и крестами, и на эшафот явился священник.
Расстреливать предполагалось тройками, привязывая осуждённых к столбам. Достоевский был во второй тройке. В первой, конечно, был сам Петрашевский. Сразу за столбами были вырыты могилы, куда должны были падать трупы.
Когда Петрашевский и два его единомышленника уже были привязаны к столбу, когда на них уже были направлены ружья, было объявлено, что смертная казнь отменяется. Ни Достоевский, ни его товарищи расстреляны в этот день не были: выяснилось, что «казнь» была жестокой инсценировкой. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. На самом деле, смертный приговор, действительно, был вынесен изначально — но его довольно быстро сочли слишком суровым и заменили ссылкой и каторгой.
Но инсценировку Николай I решил провести в «воспитательно-показательных» целях. Цели эти были достигнуты сполна: один из участников этой «гражданской казни», Николай Григорьев, сошёл с ума из-за нервного перенапряжения. Неизгладимый отпечаток наложило это происшествие и на самого Достоевского. В повести впервые в истории русской литературы рассказывалось о жизни и быте каторжников, отбывающих наказание в самом суровом месте — сибирском остроге.
Иллюстрация к "Запискам из Мёртвого дома" Николая Каразина, 1893 г. А происходило там разное, от контрабанды алкоголя до жестоких телесных наказаний, от суровой работы до самозарождающейся тюремной иерархии.
Понятно, что он тревожился не только за учебу сыновей. Гораздо важнее было иметь уверенность в их поведении. Поэтому, когда в училище «случилась история» и пятерых кондукторов сослали в солдаты как объяснит Григорович, за избиение товарища, заподозренного в фискальстве, и за хулиганство против дежурного офицера, которого буяны забросали картофелем , Федор спешил заверить папеньку, что сам «ни в чем не вмешан, но подвергся общему наказанью»: на два месяца всю роту заперли в училище, вскрывали и читали письма. Но к кому мог обращать Федор просьбы о спасении, даже и понимая, что просить нельзя? И он снова писал отцу март 1839-го : «Я много истратил денег на покупку книг, вещей и т. Я задолжал кругом и очень много. Я должен по крайней мере 50 р. Боже мой!
Долго ли я еще буду брать у Вас последнее. Но эта помощь необходима или я пропал. Срок платежа прошел давно. Спасите меня. Пришлите мне 60 р. Скоро в лагери, и опять новые нужды. Знаю, что мы бедны. Но, Бог свидетель, я не требую ничего лишнего. Итак, умоляю Вас, помогите мне скорее, как можно». В ответ на эту просьбу и были присланы 75 рублей, большая часть которых улетучилась в момент.
Вопрос, который не может не волновать биографа: действительно ли так сильно нуждался кондуктор Достоевский в лагере на ученье? Когда, усталый и озябший, он мок в полотняной палатке, не имея средств выпить горячего чаю, был ли он такой один на всю роту? Останься он без абонемента во французскую библиотеку, без сундучка для книг и при казенном кивере, потерял бы уважение своих более состоятельных однокашников? Не преувеличивал ли Ф. Отчасти на эти неизбежные вопросы почти столетие назад дал ответ русский географ П. Семенов-Тян-Шанский , знакомец Достоевского с середины 1840-х. Чуть раньше он учился в военной школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и находился в летних лагерях в Петергофе недалеко от лагерей Инженерного училища. Стало быть, все это было не действительной потребностью, а делалось просто для того, чтобы не отстать от других товарищей, у которых были и свой чай, и свои сапоги, и свой сундук. В нашем более богатом, аристократическом заведении мои товарищи тратили в среднем рублей триста на лагерь, а были и такие, которых траты доходили до 3000 рублей, мне же присылали, и то неаккуратно, 10 рублей на лагерь, и я не тяготился безденежьем» 15 Вывод Семенова однозначен: Достоевский-сын не был пролетарием, он боролся не с действительной нуждой, а с несоответствием средств запросам и желаниям. Географ высказался и о Достоевском-отце, увидев в нем не деспота, а грамотного воспитателя, давшего гениальному сыну достойный старт.
Достоевский знал французский и немецкий языки достаточно для того, чтобы понимать до точности все прочитанное на этих языках. Отец обучал его даже латинскому языку. Вообще воспитание Ф. Но если Достоевский-сын пребывал «в аду» из-за несоразмерности средств и запросов, то Достоевский-отец в момент получения майского письма 1839 года, на которое ответил без промедления, испытывал подлинную, катастрофическую нужду; усмотрев же в письме сына неудовольствие, обращенное к себе, горько сетовал: «Как ты несправедлив ко мне в сем отношении!.. Друг мой! Роптать на отца за то, что он тебе прислал, сколько позволяли средства, предосудительно и даже грешно». Михаил Андреевич оправдывался — и это были вовсе не дурные предчувствия, не изломы его «странного» характера, а унылая реальность. В 1837 году урожай хлеба был дурной, в 1838-м озимые не уродились совсем. Снег лежал до мая месяца, следовательно, кормить скот чем-нибудь надобно было. Крыши все обнажены для корму.
Но это ничто в сравнении с настоящим бедствием. С начала весны и до сих пор ни одной капли дождя, ни одной росы. Жара, ветры ужасные все погубили. Озимые поля черны, будто и не были сеяны; много нив перепахано и засеяно овсом, но это, по-видимому, не поможет, ибо от сильной засухи, хотя уже конец мая, но всходов еще не видно. Это угрожает не только разорением, но и совершенным голодом! После этого станешь ли ты роптать на отца за то, что тебе посылает мало». Картина выходила ужасающая и вряд ли, прочитав это, Федор мог бы снова написать: «Уважая Вашу нужду, не буду пить чаю» , но и это было еще не всё. В отчаянии отец открыл неприглядную правду — как он пообносился, если не опустился: старые вещи пришли в ветхость, а купить новых он не мог, так как никогда не имел «собственно для себя ни одной копейки». А ведь обстоятельства его жизни подчинялись тому же правилу, которое вывел Федор в майском письме, — необходимости следовать уставу своего общества и содержать себя соответственно положению. Дворянское звание, чин, статус барина-землевладельца обязывали.
Это наблюдение современника, А. Путяты, автора книги «Опытный помещик» СПб. В 1835-м Михаил Андреевич писал жене: «Бедность моя нимало меня не тревожит, я с нею свыкся, как с воздухом, коим дышу». Но в 1839-м тревожила уже не бедность — страшила неотвратимая нищета, и его жалобы, страхи, просьбы к детям быть аккуратнее в тратах — все это, по словам В. Нечаевой, столетие спустя описавшей трагедию в Даровом, «не притворство скупого, а совершенно правдивая исповедь переживающего разорение мелкопоместного дворянина» 16. Он все же собрал требуемую сумму и 27 мая отослал ее Федору. Посоветуйся с кем-нибудь, нельзя ли в лагерях устроить твои дела повыгоднее. Прощай, мой милый друг, да благословит тебя Господь Бог, что желает тебе нежно любящий отец». Это письмо оказалось последним. Через десять дней Михаила Андреевича не стало.
История смерти Достоевского-отца, запутанная и загадочная, всегда интересовала биографов Достоевского-сына. Обстоятельства его смерти, якобы насильственной, под пером истолкователей творчества Ф. Смерть Михаила Андреевича в воображении иных авторов — едва ли не первопричина становления Достоевского-писателя. Не будь отцеубийства — все бы они рассердились и разошлись злые... Достоевский естественной смертью — писали бы о нем как о деспоте, запойном пьянице, неблагообразием своим "омрачившем детство и отрочество" сына? Или, быть может, он назван был бы рыцарем долга, ценою разрыва с отцом и семьей ушедшим за тысячи верст учиться медицине? Незаурядным врачом и замечательным отцом, сделавшим много для образования своего сына? Федоров, опубликовавший в 1975 году материалы судебного следствия по делу о смерти М. К риторическому рассуждению Федорова нам хочется добавить только одно: М. Достоевский заслуживает звания рыцаря долга, незаурядного врача и замечательного отца — несмотря на особенности его характера угрюмого, нервного, подозрительного, ревнивого и независимо от того, при каких обстоятельствах его настигла смерть.
Итак, 6 июня 1839 года по дороге из Дарового в Черемошну, проезжая полем с потрескавшейся землей и высохшей почвой, при сорокаградусной жаре солнце стояло уже высоко , скоропостижно скончался помещик Достоевский. Только эти сведения — о времени и факте события — могут быть названы бесспорными. Далее начинаются версии, слухи, толки и домыслы. Утром рокового дня барин ехал на дрожках, и с ним сделался удар. Приступы болезни бывали у него и прежде: немело тело, кружилась голова. Кучер оставил барина в поле и поскакал в Моногарово за священником. Кроме священника к больному привезли из Зарайска доктора И. Шенрока — значит, была надежда спасти умирающего, и тогда версия насилия теряет смысл? Но спасти не удалось, и, не обнаружив следов насилия, доктор констатировал смерть от апоплексического удара. Будучи служащим Рязанской, а не Тульской губернии, он не имел права выдать официальное заключение о смерти пациента и распорядился оставить тело в поле в «исходном» положении до прибытия властей и судебного расследования.
Согласно этой версии, прямых свидетелей случившегося, то есть свидетелей-очевидцев, было трое: безымянный кучер, священник и доктор. Нечаева приводит записанный ею в 1925 году рассказ старика И. Мелихова, крестьянина Черемошны, назвавшего себя внуком Семена Широкого кучера, несколько лет возившего Достоевских из Москвы в имение и обратно.
Достоевского: Автор записки, которая лежит на столе в детской, — восьмилетней сын писателя Федя, который пишет «папа, дай гостинец», зная что у папы прямо в кабинете, в ящике стола лежат всевозможные угощения — изюм винные ягоды. Фёдор Михайлович детей страшно баловал, тайком от жены водил в кондитерские магазины на Невский, оттуда они выходили вот с такими корзинами угощения.
Достоевский жил в век «культа детства», когда ребёнок перестал быть маленьким взрослым и обрел свой мир. Миниатюрные вещицы и куклы с полок коллекционеров и любителей безделушек перекочевали в детскую. Писатель был одой из первых жертв стремительно набиравшей обороты индустрии для детей и мог спустить большую часть аванса на игрушки, пробив брешь в семейном бюджете. Достоевскому повезло с супругой, и не только в том, что оба искали тихого семейного счастья. Когда Анна Сниткина стала стенографисткой писателя, он отметил что она не походит на развязных и самонадеянных девиц современного поколения.
«Он видел приближение смерти, не боясь её»: Сегодня День памяти Ф.М. Достоевского
Во время войны с Наполеоном отец Достоевского служил врачом на фронте, после чего получил чин коллежского асессора, который предполагал дворянство. Видимо, из-за того, что он стал отцом довольно поздно, Достоевский по этому поводу испытывал большой душевный подъем. Роман Достоевского обсуждали критики едва ли не всех изданий (включая даже церковную прессу, не очень-то интересовавшуюся светскими литературными новостями), отзывы о его. — Вовсе не смерть отца стала причиной обращения Достоевского к литературному труду. Младший сын, Андрей, и внучка, Любовь, пишут, что из-за вражды с отцом и братьями Андрей Достоевский бросил обучение в семинарии в 15 лет, сбежал из дома и отправился в Москву. Главные новости о персоне Федор Достоевский на Будьте в курсе последних новостей: Сознание людей в России и на Западе выстроено немного по-разному.
Ссылка Достоевского
До отъезда в 1837 году в северную столицу он жил в Марьиной Роще, во флигеле Мариинской больницы. Ныне здесь располагается музей-квартира Достоевского. Это первый музей в мире, посвящённый писателю. Открыт он был в 1928 году. Она поначалу и грела музей, пока не сделали отопление. Квартира, которую в 1823 году получил отец писателя, лекарь больницы Михаил Андреевич, состояла из трёх жилых помещений — передней, залы и гостиной. Федор и его старший брат Михаил спали в передней, рядом с печкой. На сундуки клали доски, затем пледы, одеяла. В передней царил полумрак — свет еле доходил из единственного окошка. Больше всего Федор любил вечера в доме.
Отец выписывал рецепты в гостиной, мать шила. А дети собирались в зале и слушали при свечах сказки кормилицы. Чтобы не мешать отцу, говорили шепотом. Тишина царила такая, что слышен был скрип гусиного пера из гостиной...
В 1859 г. В том же году в журналах "Русское слово" и "Отечественные записки" были опубликованы повести Достоевского "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели". В 1861-1864 гг. На их страницах появились роман Достоевского "Униженные и оскорбленные" 1861 , а также его повести "Записки из Мертвого дома" 1862 и "Записки из подполья" 1864.
Летом 1862 г. Тогда же начался длительный период увлечения писателя игрой в рулетку, длившийся около десяти лет и поставивший его на грань разорения. В 1864 г. В 1866 г. Осенью того же года при помощи стенографистки Анны Сниткиной 1846-1918, в 1867 г. С весны 1867 г. В 1868 г. Благодаря этому роману Достоевский смог погасить свои долги в казино и через несколько лет окончательно отказался от азартных игр.
К 1869-1870 гг. Он не был осуществлен, однако идеи, которые писатель намеревался развить, нашли отражение в его последующих произведениях. Первым из них стал роман "Бесы" 1871-1872 , созданный под впечатлением от дела студенческого социалистического кружка Сергея Нечаева, участники которого в 1869 г.
Писатель первым заметил новый тип человека — слой, который постепенно развился из разночинцев. Люди мерзкие и подлые, без царя в голове, готовые на любые перевороты ради личной выгоды и власти. При этом гордящиеся собственной греховностью и пороками. Один из героев романа — красавец и богач Ставрогин изнасиловал девочку, которая потом покончила с собой издатель Катков даже не хотел печатать тот ужасный эпизод. И вот виновник приходит к отцу Тихону, рассказывает, какой он негодяй, кается. А потом говорит: «Хочу, чтобы все об этом знали». Напечатал прокламацию, где описал своё преступление, и намерен распространить.
Когда я читаю эту историю, понимаю, что у нас такой тип умножился. Вспоминаю современных блогеров, которые в открытом эфире кого-то бьют и показывают, какие они подонки. А толпа смотрит и наслаждается. Мерзость, возведённая в ранг удовольствия. Достоевский это заметил. Второе важнейшее качество, выявленное им у таких людей, — презрение к своей родине. Оно возникло не только у диссидентов и либералов ХХ века. Описанная в «Братьях Карамазовых» смердяковщина — классика. Когда читаю рассуждения гнусного персонажа, перед глазами встаёт образ Новодворской и ей подобных. Они упиваются ненавистью к стране, где родились и за счёт которой жили или живут.
Более того, грех нынче выползает наружу в массовом масштабе. Он уже не просто прячется, а диктует условия игры. Посмотрите, сколько сегодня извращенцев открыто и агрессивно выступают против божественного замысла. Или с виду приличные люди выдают фразы о том, что лучше бы немцы нас завоевали — пили бы мы сейчас баварское пиво. Либо так называемые деятели культуры, которые часто стремятся взять какое-нибудь классическое произведение. И изгадить. А потом в мерзости и извращённом виде показать нам. Такой собирательный типаж Фёдор Михайлович угадал. Ещё один важный момент относительно «Бесов» касается идеалистов. Недавно я побывал в Ульяновске.
Посмотрел, где вырос и как жил Ленин. Понял, что Владимир Ильич вышел из идеальной семьи. Воспитывался в чудесной обстановке. И должен был стать нежным идеалистом. Как в том же романе Достоевского — папа Верховенский. Но уже его сынок — подонок и бес. То есть от идеализма до мракобесия один шаг, потому что это крайности. Нормальный человек принимает многообразие мира, а идеалист не может. Если в жизни что-то не так, ему надо её разрушить. В чём же главная проблема этих героев?
Они не верили в Бога. От этого и маялись. Пытались познать его разными способами, но не могли. А раз Бога нет, то всё дозволено. У человека нет мира в голове. И он считает, что мир окружающий тоже построен неправильно. Надо переделать его по своему усмотрению. На самом же деле всё в нём на своих местах. Просто не подходит под правила, которые нам нравятся. Его законы выше.
Революционеры же принять этого не могут. Не зря Владимир Ильич ненавидел Фёдора Михайловича. Конечно, он увидел себя как в зеркале. Пушкин в своё время написал, что гений и злодейство несовместимы. Достоевский сумел доказать обратное. Можно быть великим учёным или политиком, но при этом исчадием ада. Ленин, Сталин, Берия в определённом смысле гениальные люди, но их злодейств не уменьшишь. Чем хотелось бы завершить? При оценке любого писателя я задаю себе простые вопросы. Вот они.
Все ли в его книгах понятно? Наверное, в данном случае — не для каждого. Но при определённой зрелости тексты воспринимать можно. Ещё один важнейший момент: запоминаются ли герои? Если нет — это не классика. Конечно, персонажи Достоевского абсолютно незабываемы. Раскольников, князь Мышкин, Сонечка Мармеладова — любой из них, как сказали бы сегодня, настоящий мем. Идём дальше. Вливается ли в вас при чтении позитивная энергия? По-моему, нет.
Радуешься, что книга закончилась. И ты освободился от необходимости продираться через сложные предложения, докапываться до глубокого смысла. Может быть, если дать тексты Федора Михайловича искусственному интеллекту, чтобы он переписал длинноты, то произведения могли бы стать любопытными для массового читателя. А так, конечно, трудновато. Наконец, есть ли у автора своя философия? У Достоевского она, безусловно, присутствует.
Вся его жизнь будет чередой перемен — как правило, драматического характера, — и только московское детство останется тем незыблемым островом, на который он будет возвращаться душой для спасения и успокоения. Во всех его произведениях звучат отголоски московского детства. Карта Москвы, 1821 год. Источник Достоевский — москвич в поведении, во вкусах, в языке.
Идеология «почвенничества», выработанная им вместе с братом Михаилом в 1860-е годы, корнями своими уходит в московский мир, наполненный вековыми традициями и правилами, цельный, трудовой, динамичный. Достоевский любил Москву, прекрасно знал город и его историю. В московском журнале «Русский вестник» были опубликованы главные романы Достоевского — « Преступление и наказание » частично роман написан в Москве , « Идиот », «Бесы» и « Братья Карамазовы ». Достоевский — родом из священнической семьи Дед писателя, прадед и ряд других представителей рода Достоевских были священнослужителями. Учился в семинарии и его отец, Михаил Андреевич Достоевский. И хотя он не закончил курса обучения в семинарии, весь строй его личности был глубоко религиозным. Михаил Андреевич Достоевский, отец Федора Михайловича. Фотография 1866 г. В соответствии с этим был организован и весь быт семьи Достоевских. Дневной обиход, как во всех православных семьях, сопровождала молитва.
Регулярно соблюдались посты. Православие было впитано душой Достоевского с раннего детства в доме отца и оставалось неколебимым во все последующие годы его жизни, несмотря на испытания и искушения, с которыми ему пришлось столкнуться. Достоевский с раннего детства видел страдающих людей Квартира детства Достоевского располагалась во флигеле московской Мариинской больницы для бедных, где служил врачом отец писателя. Больница была основана вдовствующей императрицей Марией Федоровной в 1803 году и стала не только одним из первых бесплатных медицинских учреждений России, но и зримым воплощением идей христианского сострадания, милосердия, бескорыстной помощи ближнему, равно как и воспринятым от европейского Просвещения идей гуманизма и уважения к человеческому достоинству. В больнице бесплатную врачебную помощь могли получить представители всех сословий кроме крепостных вне зависимости от их имущественного состояния. Мариинская больница литография 1820-х гг. Родители не разрешали детям прямого общения с посетителями больницы, но невозможно было утаить от чуткого и наблюдательного ребенка, каким был Федор Достоевский, мир, который ежедневно, в течении пятнадцати лет, открывался из выходивших в больничный двор окон квартиры, который, без сомнения, возникал в разговорах родителей и домочадцев, соседей. Это был мир людей страждущих, ищущих помощи и поддержки, надеющихся и обреченных.
Главархив Москвы рассказывает о Михаиле Достоевском - отце Федора Достоевского
Поводом для приезда Алексея Дмитриевича стали две памятные даты – 200-летие со дня рождения Ф. М. Достоевского и 165-летие его венчания с М. Д. Исаевой в Кузнецке. Великий писатель Фёдор Достоевский оставил после себя несколько детей, и поклонникам его творчества, конечно же, интересно, как сложилась их судьба. А отец, до того, как стал работать в Музее Достоевского, долгое время был вагоновожатым. По резолюции Николая I Достоевскому казнь была заменена 4-летней каторгой и последующей сдачей в солдаты.