В рамках проведения круглого стола «Решения Русэлпром для судостроения» специалисты отрасли выступили с докладами. Судостроительный завод «Звезда» в Большом Камне не только стал лидером отрасли в России, но и дал значительный импульс к модернизации инфраструктуры приморского города и края в целом. Настоящее и будущее судостроения России.
«Красное Сормово» является лидером гражданского судостроения в стране, - гендиректор Михаил Першин
в аналитическом материале экспертов Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ». В Большом Камне Приморского края на судостроительном комплексе Звезда начато строительство головного большого линейного атомного ледокола проекта 10510 (ЛК-120Я, шифр Лидер). ССК «Звезда» – крупнейший в России судостроительный комплекс, строящийся по поручению Президента в городе Большой Камень консорциумом инвесторов во главе с НК «Роснефть». Организованное морское судостроение в России началось в конце XV в., когда в Соловецком монастыре была основана верфь для постройки промысловых судов. Новоcти и политика Россия Украина Белоруссия,новости России, Украины и вые новости России, Украины, Беларуси и мира. Главная» Новости» Лидер ледокол последние новости.
Итоги года корабелов 2023: ССК "Звезда"
Проект оценивается в 120 миллиардов рублей, что примерно равно половине стоимости Крымского моста 228 млрд рублей. Но для чего понадобилось строить уникальный объект на севере страны? В Арктике расположены крупные углеводородные бассейны: Западно-Сибирский, Печорский. Северный Ледовитый океан — хранилище газогидратов, из которых получают метан. Япония, Китай, Южная Корея и Канада — лидеры на этом рынке, но благодаря освоению ресурсов Арктики Россия может их потеснить. С этой целью строится Северный широтный ход , который через арктический порт Сабетта свяжет Северную железную дорогу и Северный морской путь. Их будут использовать в качестве плавучих заводов для добычи газогидратов — проще говоря, сжиженного газа — в Арктике. Из порта на Кольском полуострове такая платформа отправится в Арктику добывать на дне морском сырьё, превращать его в метан и отгружать на грузовые суда. Интересно, что человечеству понадобилось более ста лет для того, чтобы понять, где выгодно использовать железобетонные корабли, а где не особо. И Россия в плане сообразительности обгоняет другие страны. Секретная магистраль: Зачем Россия строит 700-километровую железную дорогу за 500 миллиардов рублей Кирпич, плывущий по воде Бетон в качестве материала дешевле металла, он долговечен, ему не страшна коррозия.
Ещё одно неоспоримое преимущество — процесс постройки упрощается в разы. В качестве заполнителя используется железная арматура, прошедшая процедуру электротермического напряжения. Это способствует повышению её прочности. Армоцемент на долгие годы потеснил металл в кораблестроении. Первую железобетонную лодку, спроектированную инженером Луи Ламбо, спустили на воду в середине XIX века. Это было гениально и просто: из арматуры делался каркас, который обмазывался бетоном. Изобретение восприняли как диковинку и на десять лет забыли о нём, пока смекалистый садовник Монье, штамповавший железобетонные кадки для цветов, не додумался делать таким способом корабли. Он запатентовал новинку, для арматуры придумал звучное название "железо Монье".
Однако, пока завод находится в процессе строительства, не до конца отработаны все технологические операции, «Звезда» строит танкеры в кооперации с южнокорейской верфью Hyundai Heavy Industries Co. Южнокорейская сторона — большую часть корпуса с насыщением, составные части которого затем стыкуются уже в Большом Камне. Однако на ССК «Звезда» неоднократно подчеркивали, что постепенно локализацию собственных работ на верфи планируют повышать, особенно с вводом в строй третьей очереди. Суда-снабженцы Контракт на строительство четырех судов-снабженцев проекта IBSV10022 АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» заключило в апреле 2017 года. Также голландская сторона занималась техническим наблюдением в ходе всей работы. Стоимость контракта на момент заключения составила 11,821 млрд руб. Суда снабжения проекта IBSV10022 предназначены для доставки грузов на морские буровые платформы, ледокольного обеспечения, буксировки судов и морских объектов. На снабженец установили две колонки высокого ледового класса мощностью по 7,5 МВт. Вес каждой — 130 тонн, высота — 6 м, длина — 10 м. Эти ВРК позволят судну преодолевать арктические льды толщиной более 1,5 м. Вся серия из четырех судов была заложена 8 сентября 2017 года в присутствии президента РФ Владимира Путина и главы «Роснефти» Игоря Сечина. Формирование корпуса головного судна «Катерина Великая» на открытом тяжелом достроечном стапеле «Звезды» началось в августе 2018 года. На тот момент спуск на воду предполагался в 2019 году, но из-за сложности сроки сдвинулись. Церемония состоялась 15 декабря 2020 года. Параллельно на верфи ведутся работы на трех других судах серии: «Святая Мария», «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Судно предназначено для перевозки нефти и способно самостоятельно осуществлять навигацию без ледокольного сопровождения в акваториях северных морей, в разряженных однолетних льдах при толщине до 1,1 м в зимне-весеннюю навигацию и до 1,7 м в летне-осеннюю. Движительная установка включает управляемые полноповоротные винторулевые колонки. Кроме того, новое судно будет оборудовано носовым погрузочным устройством для приема нефти непосредственно со стационарного морского ледостойкого причала. Корни проекта танкера-челнока южнокорейские. По основным характеристикам эти суда ничем не отличаются от строящегося челнока на «Звезде». В создании нового танкера-челнока на ССК «Звезда» Samsung Heavy Industries принимает участие в качестве технологического партнера и разработчика проекта AST69K так обозначен на закладной доске танкер-челнок. Церемония закладки прошла 4 декабря 2020 года. Танкер получил имя «Валентин Пикуль». О сроках сдачи судна и продлении серии пока не сообщалось. В июле 2020 года серию продлили еще на 10 судов.
В ходе заседания обсудили параметры государственной программы "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений". Об этом рассказал заместитель председателя Комитета Александр Спиридонов. Для обновления отечественного флота запущен инвестиционный проект по льготному лизингу судов. По этой программе планируется построить 260 судов, в том числе 144 грузовых, 73 пассажирских и 28 земснарядов. Тем не менее, для отрасли остро стоит вопрос импортозамещения судового оборудования. Важно уже в ближайшее время запустить производство комплектующих в нашей стране для достижения технологического суверенитета.
Процесс импортозамещения в сфере петербургского судостроения продолжается. К примеру, одно из ведущих предприятий региона по ремонту судов увеличило производство деталей, применяя передовые технологии из других отраслей промышленности, сообщает abn. Вице-губернатор Кирилл Поляков ранее сообщал о мерах поддержки, предоставляемых судостроителям Петербурга.
Другие новости компании «Судостроение.инфо (Sudostroenie.info)»
- В российское судостроение придется влить триллионы и не факт, что поможет
- ССК «Звезда»
- В новом бюджете финансирование госпрограммы по судостроению увеличено на 55%
- Итоги российского судостроения за 2023 год — Медиапалуба
- Чтобы не сбиться с Севморпути: сколько судов нужно построить к 2030 году
Новости судостроения
В первом квартале 2024 года судостроительные предприятия Санкт-Петербурга увеличили объем производства благодаря поддержке со стороны государства. Можно сказать, что процесс возрождения гражданского судостроения в России перешел в активную фазу. Россия впервые вошла в тройку лидеров по объемам судостроения, заняв второе место в рейтинге агентства Clarkson Research за третий квартал текущего года, сообщили РИА Новости в Минпромторге РФ и "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК). Имеющиеся в России судостроительные мощности совершенно не приспособлены под выпуск авианесущих кораблей. Благодаря «Звезде» Россия вот уже три года занимает второе место в мировом рейтинге по судостроению.
Судостроение
Строительство самого мощного атомного ледокола в мире "Лидер" на верфи судостроительного комплекса "Звезда" в Большом Камне идет по графику. Судостроение в России в 2024 году. Главная Наша деятельность Новости В новом бюджете финансирование госпрограммы по судостроению увеличено на 55%. Он отметил, что некоторые крупные отрасли, например, важное для нефтяной индустрии танкерное судостроение, в России вообще не возрождаются.
Российское судостроение в декабре 2023 года
По заявлению Минприроды, у нас более 70 млн тонн будет составлять также углеводородное сырье, а по заявлениям нефтяных и газовых компаний, обороты могут увеличиться в разы. Их доставка потребует серьезного флота. За последние десять лет построено достаточно много ледоколов.
Согласно планам «Росатома», к 2033 году госкорпорация планирует получить три ледокола «Лидер»: головной — в конце 2027 года, первый серийный — в 2030 году и второй серийный — в 2032 году. Предельная стоимость строительства головного ледокола — почти 127,6 млрд рублей. Сейчас в планах предприятия — строительство нового трубомедницкого цеха и модернизация цеха изготовления секций, на что в 2022—2027 годах планируется направить 4 млрд рублей из федерального бюджета. В Объединенной судостроительной корпорации ОСК на вопрос «Нового проспекта» о том, как повлияет потеря контракта на ледокол «Лидер» на планы по модернизации Балтийского завода, не ответили. А иногда, как получилось со «Звездой», проще построить верфь с нуля, чем перестраивать многокомплексный завод, заложенный 150 лет назад», — отмечает Валерий Емельянов. Полный портфель В настоящее время в портфеле заказов Балтийского завода четыре атомных ледокола мощностью 60 МВт проекта 2220 типа «Арктика».
Он полагает, что необходимость в дополнительной модернизации предприятия появится не раньше, чем это вопрос будет решен. Кроме того, необходимо постоянное восполнение ледокольного флота, поэтому услуги Балтийского завода по строительству таких судов окажутся востребованными», — уверен Дмитрий Кумановский.
Надеемся на взаимное сотрудничество. Предлагаемые технические решения позволят полноценно заменить зарубежную продукцию при модернизации текущих и строительстве новых энергообъектов любого класса напряжения.
А по оценкам дирекции Севморпути, к 2030 году нужно 160 судов различного ледового класса, из них сейчас строятся 33.
Участники форума не раз обращали внимание на различия в оценке потребностей. Новые танкеры и газовозы нужны, чтобы обеспечить стабильный экспорт главным образом углеводородов в восточном направлении. Однако прежде необходимо найти ответы на три вопроса: где строить, из чего и на какие средства. Где строить Для крупнотоннажных судов нужны соответствующие верфи. Есть «Звезда», и ее мощностей точно не хватит. Балтзаводу, судя по презентации на форуме, прежде всего нужен эллинг, крытый сухой док для большегрузных судов, где можно вести крупноблочное строительство.
Но, как ни парадоксально, твердого заказа на крупнотоннажные суда сверх этого нет.
Где в России появится центр крупнотоннажного судостроения
Можно сказать, что процесс возрождения гражданского судостроения в России перешел в активную фазу. Имеющиеся в России судостроительные мощности совершенно не приспособлены под выпуск авианесущих кораблей. «Это станет поворотным моментом в истории гражданского судостроения в России» – уверен Андрей Шишкин.
Смена «Лидера». Проект самого смертоносного эсминца в мире решили закрыть
Об этом сообщает пресс-служба ОСК. Судно было заложено в июне 2023 года. Пассажирские катамараны строятся по заказу ГТЛК в рамках программы по развитию лизинга водного транспорта с госфинансированием, реализуемой при поддержке Минпромторга России", - говорится в сообщении. Катамаран "Форт Александр I" - третье судно серии из шести скоростных пассажирских катамаранов проекта 04580 "Котлин". Он будет курсировать на водном маршруте, соединяющем центр Санкт-Петербурга с музейно-историческим парком "Остров фортов", сообщает пресс-служба "Острова фортов". Первая пара катамаранов данного проекта - "Форт "Кроншлот" и "Форт Петр I" - вышла на линию в 2023 году.
Ранее вице-губернатор Кирилл Поляков сообщал о мерах поддержки, предоставляемых судостроителям Петербурга. В текущем году на Средне-Невском заводе состоялся спуск на воду третьего катамарана серии «Котлин», который будет плавать между Петербургом и «Островом Фортов». Также «Технопарк Санкт-Петербурга» и Санкт-Петербургский государственный морской технический университет запустили Центр инженерных разработок для укрепления научной и конструкторской базы в различных отраслях экономики.
Третья подобная верфь может появиться на острове Котлин Санкт-Петербург , заявляли ранее в Росатоме. В этой связи российские власти готовы пойти на некоторые послабления. Так, в конце мая 2023 года президент России Владимир Путин допустил возможность закупки иностранного флота для нужд российской экономики. Между тем в России практикуются и иные механизмы государственной помощи. На реализацию действующих мер господдержки гражданского судостроения в 2023—2025 годах Минпромторг ом России предусмотрено финансирование в размере 36 млрд рублей, рассказали ИАА «ПортНьюс» в министерстве. Ключевыми мерами господдержки являются: субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, лизинговых платежей, а также процентов за предоставление рассрочки на приобретение гражданских судов; субсидии на возмещение части затрат на приобретение строительство новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию «судовой утилизационный грант» ; субсидии на финансовое обеспечение части затрат, связанных со строительством крупнотоннажных судов; субсидии на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота; субсидии на возмещение части затрат на строительство судов-краболовов на верфях Дальневосточного федерального округа. Судоремонт в зазеркалье Проблемы в отечественном судоремонте те же, что и у судостроителей: он также нуждается в поддержке государства и в комплексном решении вопросов обеспечения отрасли СКО и запчастями. Первые реальные меры для сохранения и развития в России судоремонтного бизнеса должны начать действовать уже в 2023 году с принятием во второй половине года нулевой ставки налога на добавленную стоимость НДС. В Министерстве промышленности и торговли РФ ИАА «ПортНьюс» сообщили, что вступление в силу федерального закона об обнулении налога на добавленную стоимость для судоремонтных предприятий планируется во втором полугодии 2023 года. Для этого они должны будут заключить соответствующее соглашение о развитии и модернизации собственных производственных мощностей с Минпромторг ом и Минфином. Средства должны направляться на финансирование расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, используемых для судоремонта. Следует признать, что до последнего времени судоремонт был обделен вниманием со стороны государства, в результате производственные мощности не развивались технически и технологически устаревали и теряли конкурентоспособность. Как рассказал «ПортНьюс» коммерческий директор ООО «Прайм Шиппинг» Вячеслав Мысак, например, в Турции гарантированно отремонтировать судно можно за 20 дней, а если с подводной частью, то за 30 дней. В России на это потребуется больше месяца. Также бывает сложно найти свободное место для ремонта. В итоге планы ремонта у многих ломаются. Закономерно, что в итоге отечественные судовладельцы предпочитают ремонтировать свои суда в других государствах, например в Турции. На то есть целый комплекс причин. Прежде всего, это свободные мощности доки , которых в России недостаточно. А их наличие влияет на сроки выполнения ремонта. Но сейчас ситуация усугубляется тем, что российским судам все чаще отказывают в обслуживании и ремонте судов иностранные предприятия. Как следует из Стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года, в России действует около 50 крупных и более 100 малых и средних судоремонтных организаций.
В ее состав входит более 40 проектно-конструкторских бюро, судостроительных, судоремонтных и машиностроительных заводов, специализированных предприятий в 15 регионах России. На предприятиях и в организациях, входящих в ОСК, трудятся более 100 тысяч человек.
Балтийский завод остался без «Лидера». И без масштабной модернизации
лидер композитного судостроения в России и единственное в стране предприятие, освоившее строительство кораблей и судов из четырех видов материалов: композитные материалы, судостроительная, маломагнитная сталь. Российское судостроение может предложить молодежи большой выбор мест работы с высоким уровнем заработной платы и интересные карьерные перспективы, заявил главный инженер АО «Хабаровский судостроительный завод», победитель четвертого сезона конкурса. По данным “Ъ”, стоимость строительства сверхмощного головного атомного ледокола «Россия» проекта 10510 «Лидер», ранее составлявшая 128 млрд руб., может вырасти на 40–60%, а сроки его строительства — сдвинуться вправо. Главная» Новости» Корабел ру новости судостроения и судоремонта. В конце марта текущего года в правительстве обсуждался пересмотр стоимости и сроков сдачи атомного ледокола «Россия» (головной ледокол проекта «Лидер») на «Звезде». Западные санкции не сорвут строительство в России самого мощного в мире атомного ледокола проекта "Лидер", заявил РИА Новости заместитель генерального директора госкорпорации "Росатом" Вячеслав Рукша.
«Звезда» ушла в космос: первые отечественные супертанкеры показали Путину на ВЭФ
Факторы, влияющие на перспективу обновления морского транспортного и обеспечивающего флота Таблица 69. Прогноз количества вводимых в строй специальных атомных и дизель-электрических ледоколов в период до 2030 г. Таблица 70. Строящиеся и законтрактованные ледоколы по состоянию на II квартал 2023 года Таблица 71. Прогноз ввода в эксплуатацию морских технических установок и платформ до 2026 гг. Таблица 72. Строящиеся и законтрактованные морские платформы и технологические установки по состоянию на II квартал 2023 года Таблица 73. Таблица 74. Прогноз количества выполненных контрактов по строительству судов морских, речных и смешанного плавания на российских верфях до 2027 года Таблица 75.
Прогнозируемое количество выполненных заказов на строительство судов гражданского вспомогательного флота до 2027 года по состоянию контрактов на апрель 2023 г. Таблица 76. Строящиеся и законтрактованные буксиры по состоянию на II квартал 2023 года Таблица 77. Строящиеся и законтрактованные гражданские катера по состоянию на II квартал 2023 года Таблица 78. Строящиеся и законтрактованные специальные и обеспечивающие суда по состоянию на II квартал 2023 г. Таблица 79. Прогноз количества сдаваемых рыболовных судов российской постройки до 2027 года Таблица 80. Прогноз выполнения планов по строительству научно-исследовательских судов до 2027 года Таблица 81.
Строящиеся и законтрактованные научно-исследовательские суда по состоянию на II квартал 2023 года Таблица 82. Соотношение специального и гражданского заказов в судостроении РФ в 2020-2022 г. Рейтинг холдингов по совокупной оценочной стоимости сданных заказчику судов за 2022 год без учета ремонтов, приведена информация по судам водоизмещением более 50 тонн Таблица 84. Рейтинг холдингов по совокупному тоннажу сданных заказчику судов за 2022 год без учета ремонтов, приведена информация по судам водоизмещением более 50 тонн Таблица 85. Рейтинг крупнейших предприятий по совокупной стоимости сданных заказчикам судов за 2022 год без учета ремонтов, с учетом гражданских и специальных судов всех классов, включая суда водоизмещением менее 50 тонн Таблица 86. Рейтинг крупнейших предприятий по совокупному водоизмещению сданных заказчикам судов за 2022 год без ремонтов, с учетом гражданских и специальных судов, включая суда водоизмещением менее 50 тонн Таблица 87. Рейтинг крупнейших предприятий по совокупной стоимости сданных заказчикам судов за 2022 год без ремонтов, в сегменте гражданского судостроения, с учетом судов всех классов, включая суда водоизмещением менее 50 тонн Таблица 88. Рейтинг крупнейших предприятий по совокупному тоннажу сданных заказчикам судов за 2022 год без ремонтов в сегменте гражданского судостроения, с учетом судов всех классов, включая суда водоизмещением менее 50 тонн Таблица 89.
Распределение судов в стадии постройки по судостроительным холдингам на апрель 2023 г. Распределение законтрактованных, но не заложенных судов по судостроительным холдингам на апрель 2023 г. Рейтинг крупнейших предприятий по показателям совокупной оценочной стоимости и совокупному тоннажу выполняемых заказов по состоянию на II квартал 2023 г. Рейтинг крупнейших предприятий по показателям совокупной оценочной стоимости и совокупному тоннажу законтрактованных, но не заложенных по состоянию на II квартал 2023 г. Рейтинг крупнейших заказчиков по совокупной стоимости сданных судов за 2022 год без учета ремонтов, гражданских судов всех классов, включая суда водоизмещением менее 50 тонн Таблица 94. Рейтинг крупнейших заказчиков по совокупному тоннажу сданных судов за 2022 год без учета ремонтов, гражданских судов всех классов, включая суда водоизмещением менее 50 тонн Таблица 95. Рейтинг крупнейших заказчиков по совокупной стоимости судов, строящихся или законтрактованных по состоянию на II квартал 2023 года без учета ремонтов, гражданских судов всех классов, включая суда водоизмещением менее 50 тонн Приложение содержит 20 таблиц с описанием портфеля заказов на строительство и ремонт судов крупнейших верфей России, выполненных в 2019-2022 гг. Графики и рисунки Рисунок 1.
Динамика величины мирового транспортного флота свыше 1000 GT1 в 2000-2022 гг. Рисунок 2. Совокупный дедвейт крупных гражданских судов в стадии строительства в 2000-2022 гг. Структура рынка гражданского судостроения в 2020 г. Структура рынка гражданского судостроения в 2021 г. Структура рынка гражданского судостроения в 2022 г. Объем новых заказов и объем поставки новых гражданских судов на мировой рынок, млн т дедвейта Рисунок 7. Динамика рынка лизинга морских и речных судов Рисунок 8.
Крупнейшие игроки рынка лизинга морских и речных судов в России, млрд руб. Структура портфеля гражданских судов, строящихся на российских верфях, на II кв. Структура портфеля пассажирских судов на II кв. Структура портфеля сухогрузных судов на II кв. Структура портфеля наливных судов на II кв. Структура построенных с 2010 г. Средняя предлагаемая заработная плата в вакансиях от компаний из отрасли судостроения в СЗФО, тыс. Рисунок 17.
Структура судостроительной отрасли РФ по состоянию на 2023 год Рисунок 18. Динамика грузооборота водного транспорта РФ за 2012 — 2022 гг. Объем перевозок грузов морским транспортом РФ за 2012 — 2022 гг. Объем перевозок грузов морским транспортом РФ за 2016 — 2022 гг. Динамика объемов перевалки грузов через порты России и мощность портов 2012 — 2022 гг. Динамика объемов перевалки грузов через порты России, порты Украины и Прибалтики в 2012 — 2022 гг.
По данным за третий квартал, в тройке лидеров впервые присутствует Россия, оставив позади Японию, ранее входившую в топ-3. Первое место заняла Южная Корея, объем судостроения которой составил 1,42 миллиона CGT единица объема, равная 100 кубическим футам, применяется для оценки тоннажа в судоходстве. Россия, занявшая второе место, в третьем квартале увеличила объем тоннажа до 860 тысяч CGT. Замыкает тройку лидеров Китай с 830 тысячами CGT.
Хотя мы видим, что в судостроении новости не самые радужные. На прошлой неделе были сообщения, что даже наш флагманский проект, атомный ледокол «Лидер», чуть-чуть откладывается в силу невозможности вовремя отстроить здесь все технологические процессы», — сказал Симонов. Он отметил, что некоторые крупные отрасли, например, важное для нефтяной индустрии танкерное судостроение, в России вообще не возрождаются. Может быть, мы хотим сохранить это в тайне, а потом как выстрелим.
В Центральном банке Северо-Западного управления сообщили, что верфи Петербурга не только увеличивают выпуск продукции, но и модернизируют свои производственные мощности. В городе продолжается замещение импорта в сфере судоремонта. Одно из ведущих предприятий региона, ремонтирующее судна, увеличило производство деталей, применяя передовые технологии из других отраслей промышленности.
Аудит лидера судостроительной отрасли РФ — ОСК
Также в начале 2024 года три новых электросудна были спущены на воду. Вице-губернатор Петербурга Кирилл Поляков ранее рассказывал о мерах поддержки, оказываемых судостроителям Петербурга. Недавно на Средне-Невском заводе спустили на воду третий катамаран серии «Котлин» — его задействуют в перевозках по маршруту «Петербург — «Остров Фортов».
Как может произойти передача в управление? Не думаю, что имеет смысл пересказывать.
Модернизация, о которой вы раньше говорили, связана с этим партнёрством? То есть о нём было потенциально известно ещё пару лет назад? Когда вице—премьер на тот момент Юрий Иванович Борисов должен был выбрать верфь для строительства ледокола "Лидер" позднее получил название "Россия". Вместе с тем было принято решение о выделении инвестиций для частичной реконструкции Балтийского завода.
Мы разработали и предложили под этот проект реконструкцию сборочно—сварочного и трубомедницкого цехов. Но сейчас, когда завод изучают специалисты "Росатома", они подтвердили все наши расчёты и "хотелки". Плюс они добавили то, о чём мы просить тогда постеснялись. Финансового решения сегодня нет, но понятно, что "Росатому" завод с таким объёмом убытков, как у нас, без решения вопроса с этими убытками вряд ли нужен.
Насколько сейчас актуальна программа модернизации? Весь мир перешёл со стапелей в сухие доки, в том числе перекрытые эллингами. Кроме того, при работе на стапеле есть ограничение по спусковому весу судна. Поэтому максимум, который мы сегодня можем спускать со стапеля, — 18 тыс.
Задача по сокращению сроков строительства актуальна — нам нужно стапельный и достроечный периоды максимально сжимать. Поэтому мы основной задачей видим строительство сухого дока, перекрытого эллингом. Тогда работы, которые сегодня выполняются последовательно, можно будет делать параллельно. И сроки сократятся.
Я что—то не припоминаю такого сухого дока с эллингом ни на одной петербургской верфи. Такая схема тем не менее имеет ряд ограничений, касающихся спускового веса и габаритов судна. Зато уходит проблема климата. А сухого дока с эллингом для строительства, например, гражданского крупнотоннажного судна ни на одной верфи в Петербурге действительно нет.
Но, скажем, у соседей в Хельсинки есть. Если возвращаться к цифрам. В открытых источниках стоимость этой модернизации оценивалась в 6—16 млрд рублей, это верно? Это с переводом в Кронштадт, где "Росатом" предложил построить крупнотоннажную верфь?
Строительство верфи в Кронштадте — это 300—400 млрд. Если эту модернизацию завершить, как изменятся мощности предприятия?
До ввода в эксплуатацию ледокола "Лидер" проводку транспортных судов по СМП будут обеспечивать, в том числе атомные ледоколы с максимальной мощностью до 60 МВТ. Судостроительный комплекс "Звезда" создается консорциумом во главе с НК "Роснефть". На сегодняшний день портфель заказов верфи составляет 39 судов, с учетом опционов - 59 судов. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает "Роснефть", разместившая на верфи заказ на 28 судов. В продуктовую линейку "Звезды" войдут суда водоизмещением до 350 тыс.
Самый мощный в мире атомный ледокол "Россия" проекта 10510 "Лидер" заложили на верфи на Дальнем Востоке , заявил вице-премьер Юрий Борисов. Он напомнил, что сейчас там полным ходом идет строительство "грандиозной верфи", в Большом Камне сухой док уже построен. Там уже заложен новый ледокол, сверхмощный "Лидер", — сказал он на встрече с президентом Владимиром Путиным. Трансляцию вел телеканал " Россия 24 ". Суда проекта 10510 будут нужны для обеспечения круглогодичного судоходства по Северному морскому пути. Основные характеристики: мощность — 120 мегаватт на валах ; скорость хода — 22 узла по чистой воде ; длина — 209 метров; ширина — 47,7 метра; ледопроходимость максимальная — четыре метра; водоизмещение: при осадке по кильватерной линии —почти 70 тысяч тонн. Атомоход получит ядерную энергетическую установку с двумя реакторами типа РИТМ-400 тепловой мощностью 315 мегаватт каждый.
Предприятие " Росатома " ФГУП " Атомфлот " " Росатомфлот " и дальневосточный судостроительный комплекс "Звезда" подписали контракт на строительство ледокола в апреле 2020 года. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2027-ой. Стоимость головного судна — около 127 миллиардов рублей.
Правительство в прошлом году предусмотрело субсидию на освоение производства СКО. Уже реализуемые и плановые работы должны обеспечить вывод в рынок критически важной продукции начиная с 2025 года. До этого момента необходимо активно задействовать поставки из дружественных стран. Движение к этой цели подкрепляется финансированием. В начале июня 2023 года председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении из федерального бюджета еще 1 млрд рублей на продолжение реализации комплексных проектов по разработке, серийному выпуску и модернизации производства судового оборудования. Акцент на грузовой флот Для обеспечения нужд экономики страны в условиях санкций и отказа западных операторов работать с Россией также возникла необходимость пересмотреть планы по строительству гражданского флота. Если до 2022 года потребность России в строительстве новых судов до 2035 года оценивалась примерно 1000 судов, то ближе к концу года она возросла до 1500 единиц.
Впрочем, в апреле 2023 года Минпромторг скорректировал план строительства судов до 2035 года, практически вернувшись к исходным данным. Что касается прогнозов на 2023 год, то в Минпромторг е рассчитывают на завершение строительства и передачу заказчикам около 100 судов различного водоизмещения и назначения. Также были конкретизированы и актуализированы планы на ближайшую пятилетку по строительству гражданского флота с привлечением средств Фонда национального благосостояния ФНБ. В феврале 2023 года Правительство РФ завершило работу по формированию паспортов инвестиционных проектов по строительству 260 единиц водного транспорта: 119 грузовых, 73 пассажирских, 10 рыбопромысловых, 27 судов дноуглубительного флота, одного плавдока, 5 крупнотоннажных и 5 буксирных судов, 20 барж. Построят суда по заказу Государственной транспортной лизинговой компании ГТЛК , которая, в свою очередь, передаст новый флот транспортным компаниям в лизинг на срок до 25 лет. Первые 47 судов ГТЛК законтрактует в 2023 году. Глава Минпромторг а России в апреле 2023 года уточнил планы строительства судов по программе льготного лизинга. По его словам, новый флот будет способствовать переориентации экспортных потоков. Он дополнил, что лизинговая программа обеспечит в том числе дальнейшее развитие пассажирского флота. К постройке запланировано 70 современных комфортабельных судов на подводных крыльях, электрических речных и круизных катамаранов.
Для развития круглогодичного судоходства по Северному морскому пути с 2020 по 2022 год было сдано три атомохода. Законтрактованы еще два атомных ледокола, и продолжается строительство атомохода «Россия» проекта 10510 «Лидер». Остается решить, где строить заявленный флот. Если с размещением заказов на постройку среднетоннажных морских, речных и река-море судов проблем с наличием производственных мощностей в стране практически нет, то возможности отечественных верфей по строительству крупнотоннажного флота весьма ограничены. Пока в России крупнотоннажные суда может строить только дальневосточная верфь «Звезда».
По этой теме:
- Где в России появится центр крупнотоннажного судостроения
- Россия в тройке лидеров по объемам судостроения
- В новом бюджете финансирование госпрограммы по судостроению увеличено на 55%
- Более 90% граждан поддерживают развитие судостроения в России