Новости что такое синдром отличника

Смеяться над своими промахами — отличное лекарство от болезненных форм синдрома отличника, или перфекционизма. Способны ли они когда-нибудь остановиться и получить удовольствие от достигнутых результатов? Пара слов о «синдроме отличника». Синдром отличника – это сочетание психологических специфик личности, характеризующееся тяготением достичь значительных результатов и обрести одобрение окружающих. Синдром отличника – стремление к перфекционизму и убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование.

Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться?

Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль Именно в таких ситуациях ребенок чувствует себя нужным и любимым, и если это усугубляется склонностью к неуверенности в себе, в нем растет синдром отличника.
Спасите отличника! «Синдром отличника» - как он мучает нас и наших детей - Воспитание и психология острая потребность доказывать всем: "Я лучше".

Дети с синдромом отличника: чего бояться родителям

Как избавиться от синдрома отличника у взрослых Прежде всего отметим, что во взрослом возрасте избавиться от подобного синдрома весьма сложно. Синдром отличника начинает проявляться в средней или старшей школе, и чреват своими последствиями. Однозначно, синдром отличника – это патология, которая вредит как самому человеку, так и его окружению. Говоря понятным языком, синдром отличника – это постоянная зависимость от одобрения окружающих. Именно в таких ситуациях ребенок чувствует себя нужным и любимым, и если это усугубляется склонностью к неуверенности в себе, в нем растет синдром отличника.

Портрет ребёнка с синдромом отличника

  • Синдром отличника в психологии: что это, как избавиться
  • Найди то, не знаю что
  • Синдром отличника: что это? Как проявляется? Лечение
  • Супер Логопед | Синдром отличника – как помочь ребенку от него избавиться
  • Цена пятерки

Как избавиться от синдрома отличницы — советы и рекомендации

Синдром отличника: как помочь ребенку? Синдром отличника — это такая психологическая особенность личности, при которой человек стремится во всем добиться успеха и заслужить похвалу окружающих.
Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих.

Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?

Говоря понятным языком, синдром отличника – это постоянная зависимость от одобрения окружающих. Определение синдрома отличника связано с постановкой высоких амбиций личности с последующим ожиданием похвалы. Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих. Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих. Синдром отличника — это стремление человека достигнуть высоких результатов, чтобы получить высокую оценку, похвалу, одобрение со стороны. Люди с синдромом отличника испытывают страх перед ошибками, боятся критики и негативного мнения окружающих.

Как избавиться от синдрома отличника и жить свободно?

  • Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?
  • Содержание статьи
  • Виктор Глебов
  • Синдром отличника. Что делать? Советы родителям

Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться?

Школа вызывает тревожность, а в некоторых случаях страх. В погоне за оценками родители часто забывают о самом ребенке. Ребёнок в итоге получает статус отличника и просто обязан ему соответствовать. У него нет выбора, так как он — пример для одноклассников. Этого требуют родители, учителя или собственные амбиции. Комплекс отличника появляется, чаще всего, у отличников второго и третьего типа и реже у природных отличников. Как статус отличника перерастает в синдром Оценка в школе имеет важное стимулирующее значение — каждый ученик должен стремиться к высоким отметкам. Получение пятерки — гордость для среднего ученика и норма для отличника. Получить пятерку для отличника — ничего не значит, а получить более низкую оценку — позор и порицание. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие. Значит, нужно не просто постоянно выполнять домашние задания, а постоянно чем-то удивлять.

Отсутствие оригинальности моментально замечается всеми. И уж совсем непростительно совершить ошибку: - педагоги высказывают мнение о недостаточной подготовке; - родители ищут причины в отсутствии старания; - сверстники радуются ошибкам того, кто учится лучше. Получается, что отличник — это ребенок, чьи ошибки стоят «дорого». Школьная успеваемость отражается на личностных отношениях в семье и в школе. Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады. Но вскоре окружающие привыкают и к таким победам. От отличника ждут чего-то нового. Помните правило шахматной королевы из книги «Алиса в зазеркалье»? Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее! Впереди может ждать тупик.

Тупик 1. Человеческие возможности имеют ограничения. Старания часто не приводят к результатам. Появляется неудовлетворенность собой.

Их легко узнать по совокупности отличительных особенностей: Перфекционизм: все, что они делают, должно быть сделано идеально. Гиперответственность: человек берет на себя ответственность во всех сферах жизни, считая, что кроме него это некому сделать. Неумение проигрывать: люди тяжело переживают чужие победы, а собственные неудачи могут вызвать депрессию. Зависимость от мнения окружающих: каждый шаг должен быть признан и оценен положительно, иначе возникает ощущение неправильности действий. Болезненное отношение к критике: нормой для отличников являются только высокие оценки, все остальное приравнивается к неудовлетворительным оценкам и вызывает подавленное состояние. Боязнь риска: как бы ни было трудно отличнику, ему комфортно в рабочем состоянии с людьми, знающими его статус, и он не может начинать новую деятельность «с нуля». Неуверенность в себе и тревожность. Человек постоянно боится, что его труд не будет оценен по достоинству, его не похвалят или сделают замечание. Несмотря на стремление к успешности, люди с синдромом отличника менее успешны и счастливы, чем те, кто к жизни относится проще. Корни синдрома отличника тянутся из школьного детства. Отличник в школе В начальной школе быть отличником легко: первые успехи основываются на дошкольном образовании и правильной мотивации и не требуют усилий. Со временем легкость в учении исчезает у большинства детей, учеба требует старания и упорства. Отличники бывают трех типов: 1. Природный отличник — ребенок с хорошо развитыми от природы психическими процессами: памятью, мышлением, воображением. Он быстро «схватывает» учебный материал, творчески подходит ко всем заданиям, обладает хорошей речью. Домашние задания выполняет довольно быстро, пробелы в знаниях ликвидирует сразу. Для природного отличника учеба не вызывает трудностей, а если и возникают проблемы, то он быстро их решает. В школе ребенку легко и интересно. Упорный отличник — ребенок, получающий высокие отметки благодаря своему старанию и упорству. Ребенок часами сидит за домашними заданиями, ходит на факультативные занятия, выполняет дополнительные проекты и — все это только для того, чтобы получить заветную пятерку. Упорный отличник может не выдержать такой нагрузки: нервная система начинает давать сбой. У такого ребенка нет свободного времени, друзей и увлечений. Отличник по желанию родителей. Некоторые родители уверены в том, что их ребенок должен быть отличником. Высокие оценки достигаются любыми способами: репетиторы чуть ли не с начальной школы, выполнение заданий вместо ребенка, давление и жесткий контроль над сыном или дочкой.

В начальных классах школы из 30-40 детей на «отлично» учатся 3-4 ребенка, а до выпускного класса отличниками остаются максимум 2 человека на всю параллель. Дети отличники Дети отличники обладают прекрасной памятью, они очень способны, им легко даются все предметы. Если такой ребенок рождается в благополучной семье, он имеет все шансы получить золотую медаль и стать гордостью школы и родителей. Редко, когда ребенку учеба дается очень легко, и ему неинтересно в своем классе, да и в школе, так как он обгоняет своих сверстников и проходит школьную программу, и уже лет в 13 поступает в институт. Природные вундеркинды так же редки, как и гении. Но не обязательно, что во взрослой жизни такие дети будут успешны в карьере и науке. Бывает, что они как бы «сдуваются» и становятся обычными людьми с обычной памятью и способностями. Поэтому, не стоит слишком радоваться, получив такой «дар природы». И для ребенка лучше, если им не будут восхищаться все и всюду. В основном же дети отличники — это просто способные ребята, упорные от природы или, что гораздо чаще, упорство методично прививается им родителями. Это хорошо и правильно, главное, не перегнуть палку. Часто, родители, тоже способные, по каким-то причинам не смогли так реализоваться в жизни, как мечтали, и со всей страстью пытаются наверстать упущенное посредством детей. Это или авторитарные родители, требующие подчинения и отчета, или же — понимающие, мягкие, готовые на все ради ребенка и он очень боится их огорчить.

Ошибаться — это нормально и это часть жизни любого человека. Главное — делать выводы и идти дальше. Перфекционисты ждут от окружающих такого же отношения к задачам. Они не понимают, почему другие не могут делать идеально. Это плохое качество для работы в команде. Ещё перфекционисты часто берут на себя лишние обязанности на работе, потому что не доверяют коллегам. Такой подход ведёт к чрезмерным нагрузкам и может быстро привести к выгоранию. Перфекционизм тормозит любой процесс. Есть даже поговорка: «Лучшее — враг хорошего». Можно бесконечно переписывать сочинение или убираться в комнате, пока не получится идеально. Хотя за это же самое время можно успеть сделать ещё несколько важных дел. Школьник-перфекционист всегда переживает за оценки.

Что такое синдром отличника

Основная ошибка людей с синдромом отличника в том, что они сами расценивают перфекционизм как мегазаслугу и серьёзное отношение к делу, отмечает специалист. «Синдром отличника» представляет собой набор качеств, особенностей характера личности, при которых человек стремится достичь целей и сложных задач ради получения похвалы и оценки со стороны окружающих. «Синдром отличника» представляет собой набор качеств, особенностей характера личности, при которых человек стремится достичь целей и сложных задач ради получения похвалы и оценки со стороны окружающих. Способны ли они когда-нибудь остановиться и получить удовольствие от достигнутых результатов? Пара слов о «синдроме отличника». Справедливо будет отметить, что синдром отличника и перфекционизм — особенности, дающие их обладателю и ряд преимуществ.

Синдром отличника у взрослых и как от него избавиться

Что мы увидели В опросе приняло участие 67 человек: 62 женщины и 5 мужчин Подавляющее большинство опрошенных знакомо с понятием "синдром отличника", что говорит о значительной общей осведомленности о данной проблеме среди студентов, независимо от их возраста и соответствующего опыта. Наше внимание также привлекло соотношение ответов на вопросы 2 и 5. Мы видим, что вариант мужского рода является более употребим по мнению респондентов: "синдром отличника" предпочли две трети опрошенных. Это расходится с данными, например, Омского университета. Однако здесь же стоит отметить, что каждый из мужчин, прошедших наш опрос, посчитал, что женщины подвержены синдрому отличника чаще Кроме того, аудитория опроса - студенты, которые в значительной мере разбираются в современных тенденциях и понимают, что в наши дни на женщину взваливается, порой, двойная ответственность: карьера и семья. Однако мы не отрицаем и справедливость исследований Омского университета, так как и на мужчин давит груз общественных ожиданий, зачастую связанный с токсичной маскулинностью, необходимостью успехов на карьерном поприще и др. Сравнив два графика, мы видим, что на данный момент термин "синдром отличника" кажется более часто употребимым. Одновременно с этим, женщины, находясь под давлением социума, страдают от данной проблемы все чаще, что подтверждают как данные опроса, так и тенденции по употребимости термина "синдром отличницы", который был представлен выше на графике Google Ngrams. Выводы В ходе своего исследования мы выяснили, что наши сверстники в значительной степени осведомлены о существовании такой проблемы, как синдром отличника и отличницы что нас очень порадовало. Более того, они относятся к нему преимущественно негативно, с опаской, волнением за своих близких. А причина для тревоги действительно существует, потому что у подавляющего большинства опрошенных в окружении есть люди, подверженные этому синдрому.

Кроме того, во время изучения данного вопроса, мы выявили общую тенденцию к увеличению популярности именно формы женского рода, "синдрома отличницы", на что нашлось несколько жизнеспособных объяснений, уже упомянутых нами: большая ответственность на плечах женщины, распространение феминитивов и др.

Но что мне больше всего, как родителю, нравилось - это обучение ребенка работать в команде, видеть соседа с его потребностями, считаться с ним. Старшие дети стали счастливыми приходить из школы, ушли психозы связанные с уроками - атмосфера дома наладилась. Наша руководитель школы объясняла родителям, что слабые дети в классе даже более нужны сильным, чем сильные дети слабым. Поскольку в процессе обучения те дети, кто быстрее понимал, объясняли тем, кто еще не понял, и от этого сами еще лучше начинали понимать материал. Только тогда, когда ты объясняешь что-то другому, начинаешь глубже понимать материал. А еще кажется, что надо разбиваться в лепешку перед детьми, как те массовики-затейники, что проводят детские утренники. На самом деле это не так.

Просто надо понимать потребности ребенка и их учитывать. Марина007, вы молодцы, что так помогаете дочери и поддерживаете ее. Про детский садик ужасно Нашим тоже давали конфетки, кто помог убираться или хорошо спал. Но черные жетончики Действительно, есть дети, которые вообще не умеют проигрывать. Моя старшая в детсадовском возрасте всегда плакала, когда не получалось выиграть. И только в школе это постепенно прошло. А младшая сразу не плакала, она видит, как я болею за нее, когда мы вместе играем, и зеркалит, болея за меня. И абсолютно не переживает из-за проигрыша.

Особенно, когда от игрока ничего не зависит ходилка или лото. Получается, предпосылки к комплексу отличника можно заметить еще до школы и начать сглаживать заранее. Что интересно, до этой темы я вообще не считала этот комплекс недостатком Сейчас пересмотрела и уже не буду требовать от младшей идеальных тетрадок и круглых пятерок. Хорошо, что мы еще не успели поучиться, а только собираемся в первый класс. У моя дочь тоже остро переживает по поводу неудач... Школа еще впереди... Код: Недавно, она вспомнила: "Когда я была в садике. Вышла на вашу тему через новости высвечивающиеся сверху -- там была статья о "Синдроме отличника", а через статью связь с вашей темой.

Дочитала вашу тему до 6ой страницы. Решила высказаться. Знакома с этим синдромом. Одна из моих дочерей этим долго страдала. Лишь недавно мы справились с этим синдромом до той степени, что окружающие перестали от него страдать, хотя налет остался. Начала я озабочиваться этим синдромом в первом классе, когда она играла до 9-10ти, затем в 10 вечера, наконец, организовывалась делать уроки и делала их допоздна, хотя уже не было сил. Плакала, в изнеможении выписывала буквочки и обводила их по несколько раз. Я ей говорила: "Ложись спать!

Не нужны нам никакие пятерки ценой здоровья! На соревнованиях по бегу заняла первое место, а затем долго болела. Я ее ругала: зачем ты так напрягалась! Никому это не нужно! Кроме всего прочего еще в садике она часто болела, и бронхиты были и аллергия на кошек, затем и на пыльцу одуванчиков. В результате началось постоянное покашливание, по типу нервного и насморк. Покашливание уходило, только если она ходила по два раза в неделю на секцию в бассейн.

Перераспределите приоритеты Иначе — перестаньте волноваться о том, что вам неинтересно. Это достаточно просто сделать: в следующий раз, когда захотите удариться в достигаторство, спросите себя — зачем. Это ваше личное желание? Или вы хотите делать это, потому что так понравится кому-то другому? Пропускайте через эту призму все дела, где замечали у себя проявления перфекционизма и синдрома отличника. Активности из второй группы можно делать на уровне «нормально» вместо идеального, и от этого небо не рухнет на голову. А от некоторых и вовсе стоит отказаться. Примите ошибки и неудачи как часть жизни Снова сложная задача, но со временем всё получится. Если вас страшит ошибка и из-за этого вы боитесь браться за что-то, попробуйте один приём. Запишите в тетрадь дело, а рядом — неудачу, которая может произойти. И подумайте, к чему она приведёт.

Блог о саморазвитии Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы? Ваши дети приносят из школы стабильные пятерки? Участвуют в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и завоевывают исключительно призовые места? Возможно, у вас нет детей, и история данная непосредственно про вас или ваше прошлое, и в таком случае вы, скорее всего, знакомы с понятием «синдром отличника», и это та самая ложка дегтя в бочке радости за учебные и профессиональные достижения, служащие поводом для гордости. Психология до сих пор не включает в свои обширные терминологические рамки данного определения, несмотря на то, что проблема «всегда готовых к ответу учеников» действительно существует. Более того, она граничит с таким понятием как «перфекционизм», опасность которого раскрывается в статье « Перфекционизм: что это и как от него избавиться ». Однако далее мы расскажем именно про синдром «отличника», как понять, что вы страдаете им, и дадим рекомендации, как от него избавиться. Как поставить себе диагноз? Чтобы понять, что вы являетесь человеком с синдромом отличник», необходимо разобраться в терминологии. Так, синдром отличника — это совокупность психологических особенностей человека, при которых он стремится к самому лучшему результату, то есть для него в приоритете стоит не сам процесс и извлечение из него пользы, а достижение успеха и поощрение [ М. Петряева, 2019 ]. Обратите внимание, что данный синдром свойственен не только детям, но и взрослым, и если в первом случае это отклонение наступает неосознанно, то во втором есть возможность осознания и работы над собой. Конечно, поправить ситуацию с ребенком тоже можно, и, на самом деле, даже проще, но для этого родителям следует вовремя распознать симптоматику и зачастую побороть себя. Чтобы распознать признаки синдрома отличника у ребенка, подростка, да и, в принципе, у взрослого, необходимо заметить несколько черт, в частности: болезненное восприятие даже незначительной критики ; постоянный страх ошибки, в связи с этим отказ от чего-то нового; сравнение своих успехов с результатами окружающих; зависть в случае лучшего результата у соперников; изменчивая самооценка, сильно зависящая от мнения других; склонность к депрессии в результате неудач и ошибок; зацикливание на ошибках и провалах; постоянное желание угодить ожиданиям и интересам других людей [ И. Базенков, 2020 ]. Согласитесь, набор не из простых. Замечали ли вы за собой что-нибудь из списка? Делитесь комментариями. Как можно заметить, два ключевых словосочетания во всех «симптомах» рассматриваемого синдрома — это «страх ошибок и критики» и «мнение окружающих». И вот мы на пути определения главной причины негативного характера синдрома отличника — это жизнь чужими ценностями и идеалами. Когда вы пытаетесь угнаться за чьими-то достижениями, лезете из кожи вон, чтобы достичь лучшего результата, стать первым, заработать долгожданную пятерку или похвалу, вы живете в постоянной гонке и сравнении и упускаете жизнь. Безусловно, здоровые амбиции и в меру соревновательный дух — это здорово, это то, что толкает нас на карьерные подъемы, личностные взлеты, помогает подпитывать мотивацию. Но поймите, все мы обладаем набором определенных качеств, имеем свой условно ограниченный потенциал, и невозможно быть лучше всех во всем, это просто неестественно. Самый главный пункт при осуществлении любой деятельности — это получение наслаждения, обогащение своего внутреннего мира. Если подходить к делу с истинным увлечением, любопытством, добавляя щепотку конкурентности, то результат будет качественно другой и, кстати, очень вероятно, что количественно высокий. Поэтому живите своей полной жизнью без оглядки на окружающих. Давайте теперь посмотрим на примере некоторых диалогов, как можно развить указанный синдром и как его не допустить. Как прошла контрольная? А другие успели? Машка, наверное, успела, отличница наша. Почему ты не записал последние пункты? Вечно тебя это подводит, Артем… От этого и получаешь вечно четверки по математике, хотя знаешь ее не хуже остальных! Чтобы в следующий раз я ничего подобного не слышала! Знаком вам этот диалог? Надеемся, что нет, потому что персонаж «мама» в нем неистово отправляет своего сына на путь приобретения синдрома отличника. И вот конкретно как: Самый первый вопрос звучит не «Как дела? Мы ни в коем случае не умаляем важность этих вопросов, но ребенок чувствует каждый ваш шаг , делает моментальные выводы. Поэтому начинать следует с более общего вопроса.

Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?

Последствия «синдрома отличника» Стремление получить высокий результат любыми средствами даже обманом. Для страдающего «синдромом отличника главное — это не качественно выполненная работа, а похвала. Школьники используют шпаргалки и списывания, чтобы получать высокие баллы. Взрослые сотрудники крадут чужие идеи, чтобы выслужиться перед боссом. Появление разного рода зависимостей и проблем со здоровьем. Я понимала, что только так заслужу ее любовь. Отличницей была и в школе, и в университете, все старалась довести до совершенства. У меня появилось ощущение, будто за мной постоянно кто-то наблюдает — вроде внутреннего надзирателя. Впрочем, даже это не помогало сбросить постоянное напряжение». Как победить «синдром отличника» Лучше не побеждать, а предупредить его.

Невозможность получать удовольствие от человеческих взаимоотношений, общения с семьей, отдыха, так как нет готовности уделять время личной жизни. Таким образом, налицо отрицательное влияние «синдрома отличника» на качество жизни. Может быть, лучше пустить свою жизнь на самотек? Конечно, это не повод безответственно относиться к своей деятельности. Важно заниматься ею таким образом, чтоб это приносило вам удовольствие независимо от оценки окружающих.

Не старайтесь быть идеальным во всем. Это все равно невозможно. Наслаждайтесь процессом на пути к цели и не воспринимайте жизнь как череду соревнований, в которых нужно обязательно стать победителем. Как сказал поэт: «Я сам свой высший суд! Помните об этом, и будете всегда эффективными и здоровыми!

Вам станет известно, по каким причинам он возникает, и как этому противостоять. Вы узнаете, каких последствий можно ожидать при запущенном состоянии в детском возрасте. Что собой представляет Синдром отличника являет собой стремление быть самым лучшим, с обязательным присутствием похвалы. Чаще всего наблюдается у лиц женского пола, которые отлично учились в школе, участвовали в конкурсах или соревнованиях. Что касается мужчин, то такой синдром чаще всего развивается на подсознательном уровне, и продиктован мнением, что он будет достоин любви и похвалы только тогда, когда сможет со всем идеально справиться. Основные проявления Критика нередко приводит к развитию депрессии Такой человек будет сильно расстраиваться, если не успевает справиться с элементарной задачей. Характерна излишняя ответственность. Такие люди хватаются одновременно за выполнение нескольких заданий, например, приготовление еды, ведение хозяйства, постоянное наблюдение за ребенком. Чтоб не чувствовать себя угнетенным, им нужно выполнять все максимально хорошо. Зависимость от мнения людей вокруг.

Потребность в их одобрении своих поступков. Отсутствие возможности воспринимать себя таким, какой есть, и ценить за это. Отсутствие умения проигрывать с честью. Острое реагирование на такие ситуации. Неспособность смеяться над собой, радоваться жизни. Критика воспринимается очень остро, моментально опускает самооценку, нередки случаи возникновения депрессии. Страх совершить рисковое дело. Гораздо проще, жить по привычному для него порядку, боязнь сменить работу, начать что-то новое. Возможные причины Первопричины родом из детства Прежде чем думать, над тем, как избавиться от синдрома, необходимо знать, какие факторы повлияли на его формирование. Важно понимать, что большинство из них появляется, как последствие пережитого в детстве.

Давайте рассмотрим часто встречающиеся причины. Неправильное воспитание из-за незнания детской психологии. Похвала без надобности. Родители могут приводить в пример соседского ребенка, указывая своему на его недостатки и отставание по сравнению с ним.

Откуда берутся перфекционисты Мечтой многих родителей является ребенок-отличник.

Они гордятся его достижениями, рассказывают о них друзьям, получая в ответ восхищение. При этом они, как правило, не связывают отличную учебу сына или дочери с его трудностями коммуникации со сверстниками, с частыми болезнями. Низкая оценка в школе становится настоящей трагедией для ребенка. Часто и «четверка» является недопустимой и приводит к осуждению в семье, иногда явному, а иногда скрытому под маской печали родителей, их неудовлетворенностью ребенком. Постоянный контроль со стороны родителей приводит в конечном итоге к повышенному контролю за своим поведением и стремлению к успеху во всем у взрослого человека.

Они не позволяют себе ошибок, плохих оценок, не опаздывают и не прогуливают занятия. Такие люди при общении с врачом часто с гордостью называют себя «перфекционистами», не понимая, что именно такое отношение к результатам своей деятельности и привело их в кабинет врача. Наиболее важными для них являются не истинные результаты деятельности, а их оценка окружающими, количество заслуженной похвалы, наград и званий. Как стремление к идеалу влияет на жизнь При этом самооценка таких «отличников» часто оказывается сниженной.

Все или ничего: чем опасен синдром отличника для ребенка

Также ошибочно принято считать, что у детей-отличников большие стремления к знаниям, ведь они успешны по всем предметам, получают одни «пятерки». Но если копнуть глубже, то можно увидеть, что не знания их интересуют, не познание нового их мотивирует, а нужны им отличные оценки, именно высший результат. Ведь в наивысшей оценке они видят одобрение, принятие и любовь. Безусловно, дети-отличники — это предмет гордости для родителей, их отрада, а для одноклассников — пример для подражания, о котором никогда не забудут напомнить учителя, очередной раз выделяя их среди всего класса. Но хорошо, когда для ребёнка сплошные «пятёрки» не самоцель, и он не испытывает постоянного страха и тревожности на фоне возможного неуспеха, лёгкой неудачи или риска не оказаться первым и самым лучшим.

Здесь для родителей стоит задача отследить, чтобы у ребёнка не было нервных расстройств из-за зацикленности на оценках. Сместить его фокус внимания на сам процесс, на получение удовольствия от момента выполнения задания, школьной работы и научить своего ребенка спокойно принимать поражения, ситуации, когда он не первый, объяснив, что оценки не определяют нас, они не должны влиять на наше настроение и представление о себе в негативном ключе. В ребёнке важно развивать инициативность, уверенность в себе, устойчивую положительную самооценку и активность. Все эти качества имеют гораздо больший вес для счастья ребёнка, чем прилежность, выдающиеся способности, высокий интеллект и дисциплина.

Родителям, возлагающим «большие надежды» на ребенка и требующим от него высоких достижений, необходимо учитывать индивидуальные возможности своего ребенка, его скорость усвоения нового материала, темперамент, внимательность, не сравнивая своего ребёнка с другими детьми.

Как правило, он развивается, когда у родителей завышенные требования к ребенку: они ждут только высоких оценок, не позволяют снижать планку и проигрывать, делают упор на «достигаторстве». Ребенок привыкает к тому, что похвалу взрослых нужно заслужить, а для этого необходимо быть лучше всех. Постепенно похвала становится для ребенка самоцелью, все свои успехи он совершает ради нее. Взрослый человек с синдромом отличника тоже все время ждет чьего-то одобрения. Он давно не учится в школе, но по-прежнему стремится получать пятерки с плюсом от авторитетных людей. Обычных пятерок, и уж тем более с минусом, ему недостаточно. Нужен только превосходный результат, за которым последует похвала.

Если вам это знакомо, то вот оно, главное проявление синдрома отличника. Важная деталь Синдром отличника и перфекционизм не одно и то же. Человека непреодолимо тянет быть успешным в любом деле, доводить все до идеала. Это характерно как для перфекционизма, так и для синдрома отличника. Но разница в том, что перфекционист стремится к идеалу, потому что по-другому не умеет, а отличник — чтобы заслужить чужое одобрение. Как диагностировать у себя синдром отличника Перед вами типичные симптомы, которые часто указывают на синдром отличника. Что из перечисленного вы замечали у себя? Ответьте на этот вопрос честно и без смущения: синдром отличника важно вывести на уровень осознанности.

Вы стремитесь получить отличный результат любым путем. Чтобы сделать идеально, вы переделываете работу снова и снова, потому что каждый раз не до конца довольны результатом. И все время волнуетесь, что о вашей работе скажет, к примеру, директор. Вы привыкли закапываться в делах, хотя и чувствуете, как теряете на этом ресурсы. Но по-другому не можете: привыкли все делать сверх силы, такой у вас образ жизни. Опасаетесь критики. Если директор разглядел в вашей работе ошибки, вы пойдете ее переделывать, даже если недочетов по факту нет. Реальных ошибок при этом боитесь, не разрешаете их себе и воспринимаете любую как личный провал.

Вы склонны придираться к подчиненным.

Дети чаще простужаются. Последствия для социального поведения Люди с синдромом отличника весьма чувствительны к критике.

При некорректной критике перфекциониста можно наткнуться на барьер «Я знаю, что сделал все правильно. Не моя вина и проблема, что результат не устраивает вас». В случае с критикой отличника буквально рушится весь его мир.

Он бывает не в состоянии дослушать суть критики. В ответ на любые комментарии коллег, на объяснение мамы или учителя сразу выдается эмоциональная реакция так и знала, что я неудачница, никогда больше за это не возьмусь, у меня всегда все плохо. Фото: pixabay.

Ему сложно оценить качество своей работы. Обычно дети учатся находить свои сильные стороны, формируют так здоровую самооценку. У отличника даже по мере взросления этого не происходит.

Он постоянно требует подтверждения своей значимости от других: прямого заискивания перед авторитетами до манипуляций в поисках похвалы. По причине высокой степени зависимости от чужого мнения возникает заниженная самооценка. Отличники склонны думать о себе негативно, они преуменьшают свои заслуги.

Отсюда у взрослых — синдром самозванца. В этом случае все заслуги списываются на удачу, а все неудачи — на собственную неспособность справиться с обстоятельствами. Отличнику всегда хочется перепроверить сделанное: точно ли не допущена ошибка в контрольной, все ли верно указано в отчете.

Постоянная напряженность отнимает силы и снижает мотивацию стоит ли делать дело, если можно ошибиться. Агрессия и контроль. Синдром отличника, с одной стороны, ведет к заниженной самооценке.

А с другой — провоцирует угождающее и зависимое поведение. Иногда происходит обратное: высокие требования и стандарты направляются на окружающих.

Они всегда в движении и в поисках способа покорения новых вершин. Если же Вы чувствуете, что Ваш перфекционизм требует слишком много сил и эмоциональных вложений, если Вы понимаете, что такой ритм — не Ваш и Вы хотите иначе, то начать можно с малого: планируйте день. То, в котором не надо соревноваться, которое никто не оценит и не увидит. Разбросайте бумаги на столе, откажитесь от мытья полов или посуды, позвольте себе опоздать, забыть, не выполнить без глобального ущерба для бизнеса и семьи. Вполне возможно, Вы откажетесь от безупречности, а оценки и критики не последует.

Как правило это начальники, родители, супруги. Отстаивайте границы и помните, что Ваша жизнь — в единственном экземпляре, повторов не будет. Пока Вы гонитесь за оценкой и принятием окружающих, Ваши собственные интересы остаются в стороне. Просмотров 3947.

Тревожные «звоночки»

  • Спасите отличника!
  • Симптомы синдрома отличника
  • Здравствуйте, логопед!
  • «Синдром отличника» - как он мучает нас и наших детей

Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль

Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника Синдром отличника иногда бывает полезным — помогает продвигаться по карьерной лестнице, например.
Синдром отличника: что это такое, плюсы и минусы Справиться с синдромом отличника самостоятельно практически невозможно, ведь человеку нужно проанализировать собственное поведение, а дать адекватную оценку самому себе просто невозможно.
Синдром отличника у взрослых и детей - как избавиться, признаки, психология Что такое синдром отличника и чем он опасен? как справиться с синдромом отличника? Советы психолога Алекса Аза Читайте в статье.
Синдром отличника у ребенка - Детская поликлиника Маркушка К каким последствиям может привести синдром отличника, как от него избавиться — в материале Forbes Life.
Синдром отличника: как помочь ребенку? Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий