Имя выдающегося режиссера, народного артиста РСФСР Всеволода Эмильевича Мейерхольда неразрывно связано с Новороссийском. 2 февряля – Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД Вокруг личности этого режиссера всегда бушевали споры. Мейерхольд работал ответственным руководителем и заведующим художественной частью (главным режиссером) в 1922-1924 гг.
Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД
В конце 80-х гг. прошлого века на заре перестройки вдруг в печати стало к месту и не к месту склоняться имя Всеволода Мейерхольда. 1940)- выдающийся театральный деятель и педагог, главный режиссер Императорских театров, один из первых режиссеров- авангардистов в СССР, создавший «биомеханику», систему специальных упражнений для актёров. Краткая биография Всеволода Мейерхольда, ссылки на некоторые его работы (eng). В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками (О. Л. Книппер, И. М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского Художественного театра. Мейерхольд Всеволод Эмильевич (настоящие имя и фамилия Карл Казимир Теодор Мейерхольд, нем. В 20-м году, режиссер Всеволод Мейерхольд к третьей годовщине Октября, поставил драму бельгийского поэта Верхарна “Зори”.
Мейерхольд, Всеволод Эмильевич
В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным, вступил в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра. биография, дата рождения. В 1920-е гг. Всеволод Мейерхольд – один из самых востребованных советских режиссёров. советский театральный режиссёр, актёр и педагог, создатель актёрской системы «биомеханика». 20 июня 1939 года в 9 часов утра в своей квартире на набережной Карповки в Ленинграде был арестован прославленный театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля 1940, Москва) — русский советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923).
Мейерхольд, Всеволод
Локшина, годом позже — И. Обучение предметам изобразительного цикла вели Попова, Н. Для оформления «Мистерии-буфф» В. Маяковского 1918 Мейерхольд приглашает Малевича. Петрова-Водкина учеником Дмитриевым, работа которого носила следы ощутимого влияния В. Татлина, его контррельефов. Последствия этого визита оказались глобальными: спектакль «Великодушный рогоносец» Фернана Кроммелинка премьера 25 апреля 1922 и сценография участницы выставки Поповой положили начало театральному конструктивизму как явлению мирового порядка. Родовые черты конструктивистского оформления, заявленные в «Великодушном рогоносце», — пространственность трёхмерность , функционализм «аппарат для игры актёра» , подчёркнутость конструктивной схемы.
Важнейшей была идея внесценности оформления. Попова делала такую установку, которую можно было бы использовать не только на любой площадке, но и на любой площади. Закономерность пришествия конструктивизма очевидна. Но столь же закономерным был и скорый отказ от него. Его главная задача — сломать стереотип зрительского восприятия, и он её выполнил. Буржуазные театры превратили конструктивизм всего лишь в новый стиль оформления. Поэтому театры, отрицающие натурализм, «поставлены перед дилеммой: либо искать неоконструктивный стиль, либо вовсе отказаться от конструктивного оформления сцены».
В последний, постконструктивистский, период Мейерхольд увлекался натуральными вещами, послужившими человеку и обретающими на сцене новую театральную жизнь. Родоначальником «Ревизора» декабрь 1926, художник В. Киселёв и «Дамы с камелиями» 1934 был в этом смысле совершенно далёкий спектакль «Земля дыбом» 1923, художник Попова , по поводу которого и родилось мейерхольдовское определение «вещественное оформление». Вещи там использовались по их прямому назначению — звонили телефоны, стреляли винтовки, ездили велосипеды. Два принципа, две эстетики впрямую столкнулись в одном спектакле — «Горе уму» А. Грибоедова март 1928 , над оформлением которого работали Ульянов исторические эскизы костюмов и бутафории и Шестаков конструкция , один из мастеров конструктивизма в театре. В «Ревизоре» жизнь вещей была особой и выразительной строкой в сценической партитуре спектакля.
В «Даме с камелиями» Мейерхольд решил перенести действие в 1870-е. Все предметы в этом спектакле были подлинными. Ещё в Театре Комиссаржевской Мейерхольд попытался использовать вертикаль, построив с художником Денисовым трёхэтажную сцену для «Пробуждения весны» Ведекинда 1907. Применение сильной вертикали становится почти постоянным в послереволюционный период, начиная с «Мистерии-буфф» Маяковского 1921, художники Киселёв, А. Лавинский, В.
Всеволод Мейерхольд: арест и расстрел В июне 1939-го года режиссер был арестован, а в его квартире провели обыск. В протоколе были зафиксированы жалобы его супруги Зинаиды Николаевны, протестовавшей против методов работы сотрудников НКВД. Женщина также выкрикивала проклятья в адрес агентов Народного комиссариата, а через три недели после этого она была жестоко убита в собственной квартире. Неизвестные нанесли Райх около двух десятков ножевых ранений. Тайна смерти актрисы так и осталась нераскрытой.
Позже юрист и писатель Аркадий Ваксберг говорил о том, что только Берия нуждался в таком показательном садистском фарсе, потому как Райх была в те годы необычайно популярной, и слишком независимой актрисой. Самому же режиссеру сфабриковали дело, обвинив его в шпионаже и троцкизме, а необходимые признания несколько недель выбивали у него под жестокими пытками. В своем письме Вячеславу Молотову, написанному незадолго до казни, Всеволод Эмильевич отказывался от своих показаний и рассказывал о том, каким образом они были получены. По словам мужчины, его ежедневно избивали резиновым жгутом, обещая превратить его тело в бесформенную окровавленную массу, оставив нетронутыми лишь лицо и правую руку, чтобы он подписал, в конечном счете, нужные показания. Когда это письмо через некоторое время оказалось в руках Дмитрия Шостаковича, тот во время его прочтения лишился чувств. Фото: stuki-druki. Его называли агентом английской и японской разведок, который вел активную шпионскую деятельность против СССР. На следующий день смертный приговор был приведен в исполнение. Тело режиссера было кремировано, а прах высыпан в общую могилу на окраине кладбища у Донского монастыря вместе с прахом писателя Бабеля, маршалов Егорова и Тухачевского, а также других жертв репрессий. Всеволод Мейерхольд: посмертная реабилитация В 1955-м году, спустя всего два года после смерти Иосифа Сталина, тогда все еще почитаемого, и не развенчанного Хрущевым, в Москве две молодые женщины начали добиваться практически невозможного — реабилитации расстрелянного режиссера.
Этими отчаянными женщинами были приемная дочь Мейерхольда — Татьяна Есенина, а также его внучка — Мария Валентей. Основные сложности заключались в том, что во многих инстанциях в те годы еще сидели недруги и ненавистники великого режиссера, которые ранее клеймили его в прессе, участвовали в травле и всячески добивались закрытия его театра. Тем не менее, женщины были настроены решительно, и в том же году, после письма Татьяны Есениной, адресованного Георгию Маленкову, дело Мейерхольда было принято на рассмотрение на предмет его возможной реабилитации. Фото: svoboda.
Один из них — постоянный интерес к авангардным направлениям в искусстве, желание сотрудничать с экспериментаторами в живописи, дизайне, архитектуре. У него была мечта обучать художников и режиссёров вместе, к этому приводила вся логика размышлений о «слиянии» режиссёра и декоратора. Так, летом 1917 он вместе с Ф. Комиссаржевским, Н.
Евреиновым, А. Таировым выступает организатором «Союза мастеров сценических постановок». Летом 1918 в Петрограде затевает «Инструкторские курсы по обучению мастерству сценических постановок», затем возникают «Курсы мастерства сценических постановок» Курмасцеп. Многие выпускники курсов стали профессиональными сценографами — Дмитриев, Е. Якунина, М. Левин, Б. Эрбштейн, Е. В 1921 Мейерхольд организовал Государственные высшие режиссёрские мастерские Гвырм, затем — Гвытм , и на первый курс пришли С.
Эйзенштейн, С. Юткевич, В. Фёдоров, В. Люце, З. Райх, Э. Гарин, Х. Локшина, годом позже — И. Обучение предметам изобразительного цикла вели Попова, Н.
Для оформления «Мистерии-буфф» В. Маяковского 1918 Мейерхольд приглашает Малевича. Петрова-Водкина учеником Дмитриевым, работа которого носила следы ощутимого влияния В. Татлина, его контррельефов. Последствия этого визита оказались глобальными: спектакль «Великодушный рогоносец» Фернана Кроммелинка премьера 25 апреля 1922 и сценография участницы выставки Поповой положили начало театральному конструктивизму как явлению мирового порядка. Родовые черты конструктивистского оформления, заявленные в «Великодушном рогоносце», — пространственность трёхмерность , функционализм «аппарат для игры актёра» , подчёркнутость конструктивной схемы. Важнейшей была идея внесценности оформления.
Позднее 1933 и 1938 … … Лермонтовская энциклопедия Мейерхольд Всеволод Эмилиевич — известный режиссер. Родился в 1874 г. Сценическую деятельность начал в 1898 г.
Член КПСС с 1918. Родился в семье предпринимателя, выходца из Германии. В 1898 1902 работал в Московском художественном театре МХТ , затем в провинции.
Сева и Зина. Роковая страсть Всеволода Мейерхольда
В 1895 году он окончил Пензенскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия 21 года , Мейерхольд принял православие и изменил… Подробная биография.
Сапунов, С. Судейкин, А. Головин, Л. Бакст, В. Денисов, Б. Анисфельд, К. Коровин, М.
Добужинский, В. Дмитриев, Н. Ульянов, К. Малевич, Л. Попова, В. Степанова, А. Родченко, Л. Лисицкий, А.
Дейнека, В. Шестаков, А. Тышлер, Кукрыниксы, В. Из всей суммы влияний необходимо выделить одну: в мае 1905, в новом Театре-студии на Поварской, куда Станиславский пригласил работать Мейерхольда, он встретил Сапунова, Судейкина, Ульянова и Денисова. Мейерхольд понял тогда, насколько велики выразительные возможности внешнего облика спектакля. За год работы 1906—1907 в Театре В. Комиссаржевской он поставил пятнадцать спектаклей вместе с Сапуновым, Судейкиным, Денисовым , став создателем символистского направления и особого, нового языка. Неглубокая сцена.
Растянутость мизансцен в ширину. Символическая роль цвета в декорации и костюмах. Внебытовой характер аксессуаров, мебели. Сгармонизированность форм и цвета обстановки и живописного панно.
В главной роли И. И проруководил им долгих пятнадцать лет! При этом судился со своими актерами по пустякам был однажды даже оштрафован на 300 рублей за клевету, когда он в очередной раз подал в суд на группу «саботажников», посмевших уволиться из театра и вечно опасался, что кто-то из обиженных его застрелит. Он почему-то предчувствовал, что погибнет от пули… А вот Зинаиде Николаевне напророчили нож — крепко не любившие коллеги вечно шептали ей в спину: «Хоть бы скорее ее зарезали!
Не прибили, не отравили, а именно зарезали. Ты отступаешь, ты дрожишь от холода, подставляя копну волос бурному ветру суровой зимы, ты потерял чувство дороги, — мастер, ты гибнешь, величественный, негнущийся Мейерхольд! Решено было вернуться. Мейерхольд оставался в фаворе у советской власти еще несколько лет. В изданной в 1933 году толстенной «Истории советского театра» он — единственный — был прямо обозначен, как гениальный режиссер. Он по-прежнему входил во всевозможные комиссии и комитеты — вплоть до 1936 года. Но к этому времени художественные пристрастия новой власти стали стремительно меняться. Вот тут-то Мейерхольду и стали припоминать «грешки»: и выезд за границу, слишком похожий на попытку эмиграции, и использование в спектаклях произведений опального Шостаковича в музыке ведь тоже формализму был дан бой, в 1936 в «Правде» вышла разгромная статья про Шостоковича «Сумбур вместо музыки».
Действительно же — создателю Красной армии… Словом, стоило в газете один раз появиться подлому словечку «мейерхольдовщина», и началось! Отречения учеников, клятвы «вывести на чистую воду», требования «покончить», рекомендации «разоблачить»… Постановка «Бориса Годунова», на которую Мейерхольд только-только окончательно решился, была запрещена. Может, дело и дошло бы до голых бояр на трапеции — кто ж теперь скажет? Ведь театр был закрыт еще до первой репетиции… Последним спектаклем Мейерхольда и Райх стала «Дама с камелиями» — отчасти это была попытка задобрить власти: мол, и мы возвращаемся к классике, решительно отказываемся от формализма и намерены отныне идти благонадежной дорогой соцреализма. И последние слова героини: «Ты видишь, я улыбаюсь, я сильная… Жизнь идет», — Райх, говорят, произносила с настоящей актерской силой. Затем она опускалась в кресло спиной к зрителям. После долгой паузы левая рука ее падала с подлокотника и повисала как плеть. Так Мейерхольд показывал смерть.
Когда вечером 7 января 1938 года рука Райх повисла в воздухе — это действительно был конец. Была даже иллюзия, что все наладится — Райх взяли в театр Ленсовета, Мейерхольда приютил Станиславский в оперном театре. На первое занятие оперной студии он пришел в мятом костюме, с небрежно завязанным галстуком, нечесаный. У Станиславского сердце сжалось от жалости. Сломали человека! Кажется, Мейерхольда горячо, до умопомрачения жалела и Райх. Иначе трудно объяснить то, что она сделала. Или она под конец совсем разучилась понимать что-либо, кроме себя самой, своих нужд и переживаний?
Ведь она в одночасье лишилась высокого положения, аплодисментов, поклонников… Как бы то ни было, но Зинаида Николаевна, ни с кем ни посоветовавшись, отослала совершенно безумное письмо Сталину. В числе прочих непочтительностей там были и такие: «Как вы, грузин, можете судить о русском театре? Вряд ли она знала, что подписывает и себе, и мужу смертный приговор… Тюремное фото Ограбление по… 20 июня 1939 года в Ленинграде был арестован Мейерхольд. Ему каким-то чудом удалось позвонить жене, но связь оборвалась, он так почти ничего и не успел сказать. Впрочем, не прошло и часа, как в московскую квартиру Мастера пришли с обыском. Первым делом была изъята копия того самого письма Сталину на 6 листах. В протоколе зафиксирована жалоба гражданки 3. Райх, протестующей против поведения одного из сотрудников НКВД.
Говорят, этот сотрудник получил строгий выговор от начальства — «за допущенное протоколирование жалоб обыскиваемого». Мейерхольд тоже пытался жаловаться — написал Молотову: «Меня, 65-летнего старика, заставили лечь на пол лицом вниз и били по подошвам и по позвоночнику резиновым ремнем… Я выл и плакал от боли». Ответа, понятно, не получил. И через полгода признался во всем: в шпионаже в пользу англичан, японцев, в участии в троцкистской организации… Он назвал всех своих сообщников: Эренбурга, Пастернака, Катаева, Эйзенштейна, Шостаковича, Утесова… К счастью, ни одного из них брать не стали. А поздним вечером 15 июля 1939 года Зинаиду Николаевну Райх зарезали грабители. То есть сначала пришли двое сотрудников НКВД, открыли балкон в кабинете Всеволода Эмильевича и опечатали его, не запирая на замок. А потом уж, минут через двадцать, двое неизвестных зашли через этот балкон в квартиру и нанесли хозяйке 17 ножевых ран. Соседи слышали крики Райх, но решили, что у нее очередная истерика.
Впрочем, дворник все же выглянул из своей каморки — как раз в тот момент, когда двое мужчин садились в ожидавшую их машину. Зинаида Николаевна Райх похоронили в том же черном бархатном платье, в котором она играла свою долгожданную «Даму с камелиями». Сразу по возвращении с кладбища ее дети — Татьяна и Константин Есенины — узнали, что обязаны освободить квартиру, так как она отходит НКВД. Прошло несколько лет, и убийцы Зинаиды Райх были, наконец, названы народу: соседи Мейерхольдов, артист Большого театра Головин с сыном. И напрасно они твердили, что единственная улика — золотой портсигар с вензелем Мейерхольда — был подарен на день рождения! Преступникам пришлось-таки отсидеть в тюрьме несколько лет — пока их не реабилитировали и не освободили. Пришлось посидеть и домработнице Мейерхольдов, Лидии Анисимовне Чарнецкой, и она говорила товаркам по камере: «Так чего ж они хочут от меня, никак в толк не возьму? Откуда ж знать мне, об чем хозяева разговаривали?
Я ж им только кушать на стол подам — и снова на кухню! Через пять дней, 2 февраля, его отвели в подвал Военной Коллегии и расстреляли. В тот же день расстреляли и журналиста Михаила Кольцова. Остается только добавить, что бывшая семья Мастера — Ольга Михайловна и дочери — получила извещение о том, что Мейерхольду дали 10 лет без права переписки. Для него в Бутырке даже брали передачи, и бедные женщины несколько месяцев провели в чудовищных тюремных очередях. Пока Ольга Михайловна не объявила, проснувшись однажды утром: «Я это предчувствовала — теперь знаю точно: вашего отца нет в живых». А еще через несколько месяцев она и сама тихо угасла — дочери говорили, что от горя… «Расстрелянный театр» Об аресте Мейерхольда рассказал его знакомый И. Романович: «Я расстался с ним в четыре часа утра.
Последнюю, в своей нормальной жизни, ночь, он провел в квартире у Юрия Михайловича Юрьева. На рассвете Всеволод Эмильевич и я вышли из квартиры Юрьева. В руках Мейерхольд держал бутылку белого вина и два бокала — для себя и для меня. Мы устроились с бутылкой на ступеньках лестницы и продолжали тихо говорить о том, о сем, в том числе снова о лагере и о тюрьме». Установлено, что в течение ряда лет Мейерхольд состоял в близких связях с руководителями контрреволюционных организаций — Бухариным и Рыковым. Арестованный японский шпион Иошида Иошимасу еще в Токио получил директиву связаться в Москве с Мейерхольдом. Установлена также связь Мейерхольда с британским подданным по фамилии Грей, высланным в 1935 году из Советского Союза за шпионаж. Исходя из вышеизложенного, постановил: Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича арестовать и провести в его квартире обыск».
Берии 27 июня 1939 года «Признаю себя виновным в том, что, во-первых: в годах 1923—1925 состоял в антисоветской троцкистской организации, куда был завербован неким Рафаилом. Сверхвредительство в этой организации с совершенной очевидностью было в руках Троцкого. В годы, приблизительно 1932—1935 состоял в антисоветской правотроцкистской организации, куда был завербован Милютиной. В этой организации состояли: Милютин, Радек, Бухарин, Рыков и его жена. Был привлечен в шпионскую работу неким Фредом Греем английским подданным , с которым я знаком с 1913 года. Результатом этой связи были следующие преступные деяния в отношении моей Родины: а Я дал Грею рекомендательную записку на знакомство с зам. Подробные показания о своей антисоветской, шпионской и вредительской работе я дам на следующих допросах». Подтверждаете это?
ОТВЕТ: Да, поданное мною на прошлом допросе заявление подтверждаю… В антисоветскую группу я был вовлечен неким Рафаилом, который руководил Московским отделением народного образования и одновременно Театром Революции, директором которого являлась Ольга Давыдовна Каменева Розенфельд — жена врага народа Каменева и сестра Иудушки Троцкого. Я же был заведующим художественной частью и режиссером этого театра. В то время я познакомился со статьями Троцкого в его книге о культурном фронте и не только впитал распространяемые в ней идеи, но и отображал на протяжении всей своей дальнейшей работы.
Ревели вокруг страшно. Особенно коммунистичествующая интеллигенция.
И пошли «Макбеты». Владимир Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам» В 1919—1920 годах Всеволод Мейерхольд гастролировал в Крыму и на Кавказе — там белая контрразведка взяла его под арест. Режиссер провел полгода в новороссийской тюрьме под угрозой расстрела, но позже ему удалось выехать в Москву. Анатолий Луначарский пригласил его на должность заведующего Театральным отделом Наркомпроса. В октябре 1920 года режиссер выступил перед сотрудниками отдела с докладом — он предложил программу «Театральный Октябрь».
По мнению Мейерхольда, в современном театре нужно было совершить революцию, подобную государственной, а все постановки политизировать. Однако при очередной реорганизации Театрального отдела Луначарский освободил режиссера от должности, а спустя некоторое время в Москве открылся собственный театр Мейерхольда — «Театр РСФСР-1». На его сцене, следуя программе «Театрального Октября», режиссер поставил вторую редакцию «Мистерии-буфф», героическую драму Эмиля Верхарна «Зори» и еще более 20 спектаклей. В тот период произошли перемены в личной жизни режиссера. Всеволод Мейерхольд влюбился в нее.
Он ушел из семьи, женился на Райх и усыновил ее детей от первого брака.
Мейерхольд Всеволод Эмильевич — Биография
Однако и этот спектакль, и постановки по пьесам уже популярных авторов интеллектуальной драмы Г. Ибсена, М. Метерлинка, Л. Андреева не принесли успеха театру на Офицерской, публика всё реже стала посещать студию. Вера Фёдоровна, как бы она не обожала Мейерхольда и его творчество, вынуждена была его уволить. И всё же «Балаганчик» Мейерхольда вызвал большой резонанс как в зрительских кругах, так и среди критиков Петербурга. Мнения были диаметрально противоположные.
Но так или иначе, спектакль стал явлением в театральной жизни столицы и автора постановки пригласили сначала в Мариинский, а затем в Александринский театр освежить закоренелое ритуальное однообразие и академизм этих театров. Он страстно проработал в императорских театрах 10 лет, постоянно конфликтуя с их изнеженными высокомерными актёрами. В экспериментальном духе Мейерхольд сумел поставить 21 драму и 10 музыкальных спектаклей, включая шедевральный «Маскарад» по М. Лермонтову на сцене Александринского театра. Режиссёрская партитура «Маскарада» гармонично связала филигранную работу художника А. Головина, музыку, игру актёров, мизансценический рисунок, ритм и темп в единое целое.
Буржуазный по сути спектакль готовился шесть лет, на него были потрачены небывалые для тех времён средства. Вышел он в дни февральской революции 1917 года и стал своего рода последним аккордом в творчестве Мейерхольда перед тем, как режиссёр окунулся в стихию агитационного театра. И ему, жаждущему экспериментировать, эпоха перемен пришлась по душе. Режиссёр сменил свои элегантные наряды и шарфы на рабочую куртку и фуражку со звездой. Далее он вступил в ряды РКП б , стал заведовать Курсами мастерства сценических постановок, к годовщине революции поставил первый гротесковый советский спектакль «Мистерия-буфф» по В. Маяковскому , оформленный художником-авангардистом К.
Ведя курсы мастерства, для создания актёров нового типа, Мейерхольд придумал особую систему упражнений с тем, чтобы актёры были сродни цирковым — мобильными, физически сильными и способными быстро выполнять любую задачу на сцене. Свою систему он назвал биомеханикой. Конструктивизм в театре Мейерхольд В 1919—1920 годах, гастролируя по Крыму и Кавказу, Всеволод Мейерхольд угодил под арест белогвардейцев, провёл несколько месяцев в новороссийской тюрьме и чуть не был расстрелян, но смог избежать злой участи, благодаря очередной смене власти. Театр им. Мейерхольда 1930 год Осенью 1920 года по приглашению наркома просвещения А. Луначарского режиссёр возглавил театральный отдел Наркомпросса.
На этом посту он стал вести борьбу с академическими театрами больше всех досталось его бывшим учителям и официально объявил новый курс искусства — «Театральный Октябрь». Смысл курса состоял в том, что в связи с переменой государственного строя всем художникам необходимо выпускать только политизированные спектакли. После реорганизации театрального отдела, Мейерхольда освободили от должности, но зато ему дали возможность организовать собственный театр в Москве.
Комиссаржевской сейчас — Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр имени В. Мейерхольда, ставший в 1926 году государственным. Учреждение просуществовало вплоть до 1938-го.
В июле 1939-го режиссёр был арестован, а 2 февраля 1940 года был расстрелян.
Недалеко от Троицкого моста посередине улицы лежал с разбитыми стёклами и погнутыми колесами трамвайный вагон. Днём по этой же улице двигались массы народа, требуя "хлеба" — и только ли хлеба? Ещё вечером раздавались одиночные выстрелы. В публике с почтением передают, что одна только часть декорации обошлась в восемнадцать тысяч рублей, что вся постановка стоит сотни тысяч… Жутко сидеть на этом мёртвом "Маскараде", среди неслыханной роскоши постановки, среди этих живых мертвецов, трагических масок современности". В газете "Речь" рецензент под псевдонимом Amadeo назвал спектакль красивым мыльным пузырём и связал его с концом самодержавия. Тем не менее следующие 30 лет спектакль шёл с неизменным успехом, как дань памяти ушедшей эпохе. Это пустое и громоздкое зрелище было последним бесцельным фейерверком на фоне только что умершего прошлого Amadeo, статья "Напрасная красота" После Февраля С приходом к власти Временного правительства положение Мейерхольда несколько изменилось. После "Маскарада" он целый год не ставил спектаклей, но проявил интерес к кинематографу. Лето 1917 года Мейерхольд провёл в Москве, где снимал фильм "Навьи чары", который так и не был завершён.
Несмотря на деятельность, режиссёр злился, он писал подруге и актрисе Ольге Сафоновой: "... Я ненавижу Москву и вот сижу здесь. Как в ссылке". До революции Мейерхольд ко всем обращался в письмах — "дорогой", "милостивый государь", после февральского переворота "государи" стали "товарищами". Изменился и тон писем: из нарочито любезного он стал официальным и более чопорным. Пример письма Мейерхольду русскому поэту и прозаику Михаилу Кузмину: "Дорогой Михаил Алексеевич, отчего Вы забыли о моем существовании? Отчего никогда не хотите позвонить по телефону?
Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? Как вспоминал А. Гладков, о И. Сталине Мейерхольд всегда говорил сдержанно: не было ни хулы, ни обычной в то время лести. Только однажды, когда в разговоре зашла речь о процессах 1936—1938 гг. Мейерхольд был дружен со многими людьми, пострадавшими в годы репрессий. Так, близким другом семьи Мейерхольда был герой Гражданской войны, командующий войсками Ленинградского, затем Московского, а с июня 1937 г. Белов, арестованный в январе 1938 г. В дружеских отношениях был Мейерхольд и с маршалом М. Тухачевским, репрессированным в 1937 г. Когда Мейерхольд узнал о смерти Серго Орджоникидзе, с кем его также связывали добрые отношения, он был растерян и подавлен. Постепенно сгущались тучи и над самим В. В статье говорилось о том, что эта постановка есть не что иное, как «перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт «мейерхольдовщины». В декабре 1937 г. Керженцев опубликовал в «Правде» статью «Чужой театр», которая с маху перечеркивала весь творческий путь Театра Мейерхольда. Разумеется, он не преминул напомнить о посвящении спектакля «Земля дыбом» Л. Керженцев в своей статье писал о том, что Мейерхольд «ушел от советских тем и советской действительности, он изолировал себя от советской драматургии и советской общественности, он создал у себя антиобщественную атмосферу, подхалимство, зажим самокритики, самовлюбленность». И далее: «В. Мейерхольд и его театр изолировали себя от общей работы по отражению советской действительности в художественных образах. В результате он сделал себя чужеродным телом в организме советского искусства, он стал чужым театром». Статья заканчивалась риторическим вопросом: «Разве нужен такой театр советскому искусству и советским зрителям? В театре Мейерхольда шли бурные собрания: актеры отмежевывались от своего опального руководителя. А 7 января 1938 г. Последний спектакль в театре был сыгран 8 января 1938 г. В день закрытия театра А. Гладков спросил у Мейерхольда, где бы он теперь предпочел работать — в драме или в опере. На что Мейерхольд ответил: «Я, как Хлестаков, согласен в любое богоугодное заведение, кроме тюрьмы…» На ситуацию с театром Мейерхольда оперативно среагировало военное ведомство. В связи с постановлением Правительства о ликвидации театра имени Мейерхольда, как чуждого советскому искусству, по приказанию Комвойск округа, прошу об исключении народного артиста Мейерхольда В. В этот тяжелый момент на помощь Мейерхольду пришел его учитель К. В январе 1938 г. В мае 1938 г. Мейерхольд был назначен режиссером оперного театра Станиславского, а 7 августа 1938 г. Станиславский умер. Но не только Станиславский тревожился о Мейерхольде. Его позвал в Ленинград Л. Вивьен, художественный руководитель Академического театра драмы имени А. И в декабре 1938 г. Мейерхольд показал там свою третью постановочную редакцию лермонтовского «Маскарада». Он мечтал о многих постановках на ленинградской сцене: «Гроза» А. Островского, «Борис Годунов» А. Пушкина, «Гамлет» В. Он продолжал работать и в оперном театре в Москве. Но участь В. Мейерхольда была уже практически решена. Вступительную речь на конференции произнес А. После основных докладов одним из первых в прениях взял слово Мейерхольд. Его встретили, как отмечено в стенограмме, «бурные аплодисменты».
История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера
Всеволод Мейерхольд был признан в дореволюционной России, где он был с 1907 года главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга, драмы и оперы – Александринского и Мариинского. В 1919–1920 годах Всеволод Мейерхольд гастролировал в Крыму и на Кавказе — там белая контрразведка взяла его под арест. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками (О. Л. Книппер, И. М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского Художественного театра.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд
В годы учебы Всеволод Эмильевич впервые задумывается о режиссерской профессии. Творческая деятельность Став выпускником театрального училища, в 1898 Мейерхольд получил работу в Московском Художественном театре. Одним из его основателей был Немирович-Данченко, который хотел продолжить сотрудничество со своими талантливыми учениками на большой сцене. Вместе с Мейерхольдом в новый театр пришли его сокурсники — будущие звезды Ольга Книппер и Иван Москвин.
Под руководством гениального режиссерского дуэта Станиславский-Немирович-Данченко молодой актер играл интересные, разноплановые роли: Василий Шуйский «Царь Федор Иоаннович» А. Чехова ; принц Арагонский «Венецианский купец» У. По-прежнему мечтая о режиссерской деятельности, в 1902 году Мейерхольд покинул МХТ и возглавил театральную труппу в Херсоне.
Они называли себя Товариществом новой драмы. Именно тогда происходило его становление как режиссера, в поисках новой театральной стилистики он разработал особую символистскую систему. И хотя постановки выходили одна за другой, исключая долгую проработку и репетиции, театр имел огромный успех.
За 3 года публике представили около 200 спектаклей, артисты много гастролировали. Впервые громко заявив о себе, Мейерхольд вновь привлек внимание Станиславского. В 1905 он приглашает молодого режиссера возглавить Театр-студию на Поварской улице.
Однако два гения очень быстро поняли, что не могут работать вместе. Ни один спектакль, подготовленный Мейерхольдом, широкая публика так и не увидела, а сам он вернулся в свой провинциальный театр. В 1906 Всеволод Эмильевич по личному приглашению Веры Комиссаржевской на один сезон становится режиссером-постановщиком в Драматическом театре Петербурга, созданном великой актрисой.
Он выпускает 13 спектаклей, но после нескольких громких провалов их сотрудничество заканчивается.
После тифа женщина получила тяжелое нервное заболевание, дававшее о себе знать депрессиями, истериками, а то и полной потерей адекватности. У Райх и так был непростой характер, в эти дни жизнь близких превращалась в ад - ее приходилось привязывать к постели.
Брак Мейерхольда был обречен. Они должны были погибнуть вдвоем Мейерхольд женился на ней и сделал ее своей первой актрисой. В Государственном театре имени Мейерхольда работала великая Бабанова, но ей пришлось уйти: у Райх не должно было быть конкурентов.
Она превосходно играла Аксюшу в "Лесе", Софью в "Горе от ума", Маргариту Готье в "Даме с камелиями", муж подарил ей 10 блестящих ролей. Он воспитывал ее детей как своих, бешено ревновал поводы были - Райх встречалась с Есениным. Во время ее приступов Мейерхольд ухаживал за ней, как сиделка.
Он взял ее фамилию и стал подписываться "Мейерхольд-Райх". Мейерхольд был знаменитым советским режиссером и мог дать своей женщине то, о чем другие и мечтать не могли. Квартиру в Москве и квартиру в Ленинграде, положение, поездки за границу, очень много денег, комфорт, славу и известность.
Но при этом Мейерхольд был обречен, и погибнуть они должны были вдвоем. Ближе к концу тридцатых наступало время иного искусства. Обстоятельного, реалистичного и добротного, как постановки МХАТа.
Он без колебаний принял революцию, получил при жизни театр собственного имени и был расстрелян по подозрению в шпионаже. Исполняется 150 лет со дня рождения изобретателя актерской «биомеханики». Всеволод Мейерхольд, настоящее имя Карл Казимир Теодор Майергольд, родился в 1874 году в лютеранской немецкой семье в Пензе. Дома часто устраивали домашние спектакли и музыкальные вечера, в которых участвовали дети. Мейерхольд окончил Пензенскую гимназию и в 1895 году поступил на юридический факультет Московского университета. Он принял православие, изменил фамилию и имя, которое взял в честь любимого писателя Всеволода Гаршина, сменил прусское гражданство на русский паспорт и женился на Ольге Мунт.
Но юридический факультет Всеволод Мейерхольд вскоре бросил и поступил сразу на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества, попал в класс Владимира Немировича-Данченко. Уже со студенческой скамьи он мечтал попробовать себя в режиссуре. В 1898 году создавался будущий Московский художественный театр, и Всеволод Мейерхольд вместе со своими сокурсниками Ольгой Книппер и Иваном Москвиным вступил в его труппу. В 1902 году Мейерхольд покинул Художественный театр, объяснив это желанием создать свою собственную творческую программу, и переехал в Херсон. Он возглавил труппу «Товарищества новой драмы» и за три года поставил около 200 спектаклей.
И познакомился там с женщиной, в которую немедленно влюбился. Продавать пальтишко женщина ему нежно запретила «простынете, молодой человек, только начало марта». Из разговора о погоде случайно выяснилось, что собеседница Гердта сегодня с раннего утра пыталась добыть билеты к Мейерхольду на юбилейный «Лес», но не смогла. Что сказал на это шестнадцатилетний Зяма? Он сказал: «Я вас приглашаю! Нахальство юного Зямы объяснялось дружбой с сыном Мейерхольда. Прямо из полуподвальчика он побежал к Всеволоду Эмильевичу, моля небо, чтобы тот был дома. Небо услышало эти молитвы. Зяма изложил суть дела — он уже пригласил женщину на сегодняшний спектакль, и Зямина честь в руках Мастера! Мейерхольд взял со стола блокнот, написал в нем волшебные слова «подателю сего выдать два места в партере», не без шика расписался и, выдрав листок, вручил его юноше. И Зяма полетел в театр, к администратору. От содержания записки администратор пришел в ужас. Никакого партера, пущу постоять на галерку… Но обнаглевший от счастья Зяма требовал выполнения условий! Наконец компромисс был найден: подойди перед спектаклем, сказал администратор, может, кто-нибудь не придет… Ожидался съезд важных гостей. Рассказывая эту историю спустя шестьдесят с лишним лет, Зиновий Ефимович помнил имя своего невольного благодетеля: не пришел поэт Джек Алтаузен! И вместе с женщиной своей мечты шестнадцатилетний Зяма оказался в партере мейерхольдовского «Леса» на юбилейном спектакле. И тут же проклял все на свете. Вокруг сидел советский бомонд: тут Бухарин, там Качалов… А рядом сидела женщина в вечернем платье, невозможной красоты. На нее засматривались все гости — и обнаруживали возле красавицы щуплого подростка в сборном гардеробе: пиджак от одного брата, ботинки от другого… По всем параметрам, именно этот подросток и был лишним здесь, возле этой женщины, в этом зале… Гердт, одаренный самоиронией от природы, понял это первым.