Новости святочная неделя

Если весь святочный период в восточном Полесье называли святые вечера, то первую неделю — вельми святые. Учредитель: Автономная некоммерческая организация содействия информированию и просвещению населения "Медиахолдинг "Общественная служба новостей". В рамках мини-проекта «Святочная неделя» на Кантемировской 29 в группе "Цветик-семицветик" ребята учились делать настоящие пряники для своих гостей. Вот сколько вопросов возникает у современных детей об этих традиционных в русской культуре днях. Сегодня началась Святочная неделя у нас в школе.

У верующих и неравнодушных началась святочная неделя

Главная > Новости > Святочная неделя. Святочная неделя – это дни между рождением Христа и его крещения. Не все знают, с какого числа начинаются Святки и сколько дней длятся. Святочные гадания проходили две недели, но самыми значимыми гаданиями считались те, которые приходились в ночь перед Рождеством и в канун Крещения. Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Святочная неделя, значит «Святая», и можно в эти дни совершать только хорошие и добрые дела и поступки, это и было главной целью всей этой недели. Русский народный праздник Святки отмечают с 6 по 19 января На протяжении двух святочных недель принято ходить в гости, играть, колядовать и даже гадать на суженого-ряженого. Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий.

Святочная неделя в 2022 году: обычаи и гадания

Рожественские праздники для инвалидов проводятся Церковью ежегодно. Нынче в нём приняла участие и наша воскресная школа под руководством педагога Елены Владимировны Суворовой. Эти номера ребята репетировали больше месяца и первый раз представили публике на приходской праздничной площадке в «Микс-Максе». Не все жители дома-интерната захотели принять участие в общей трапезе и стать зрителями праздничного концерта.

Затем необходимо смести в кучу весь мусор, вынести его во двор и сжечь, чтобы год прошел в мире и благополучии. Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Приметы: За ужином в Рождественский сочельник 6 января необходимо отведать все блюда, которые имеются на столе, чтобы в доме был достаток и сытость. Чтобы год был удачным, все старались в Рождественский Сочельник вести себя за столом сдержано и как можно меньше разговаривать. Хорошая примета в Рождественский Сочельник — снег, он предвещает урожайный год и рост капитала в семье.

Если в Рождество морозно — значит, в семье будут царить взаимопонимание и любовь. Давать в Старый Новый год взаймы — плохая примета, можно весь год провести в долгах.

Могли определить возраст жениха, а также определяли его имя. Святочные гадания проходили две недели, но самыми значимыми гаданиями считались те, которые приходились в ночь перед Рождеством и в канун Крещения. Особое место было отведено приметам, по которым пытались определить достаток в хозяйстве и угадать погоду в течение всего предстоящего года. Угощения на Святки У православных христиан святочные угощения считалась больше символом праздника, чем насыщением. К столам подавались пироги и разные пряники, традиционная кутья, которая по обычаю состояла из зерна и меда.

В домах побогаче люди могли себе позволить приготовление кутьи с добавлением орехов и даже изюма. На столы подавался также узвар - популярный напиток, в состав которого входили мед и сухофрукты. Традиционно в святочные праздники пекли блины, которые являлись символом тепла, света и Солнца. Готовили разные печенья из пресного теста, которое называлось колядками. Символом благосостояния и будущего удачного урожая считался жареный поросенок, которому люди особо отдавали свое предпочтение. Подавали поросенка на столы непосредственно в Рождество. В святочные праздники также употреблялись и остальные особые деликатесы из мяса: гуси, куры, дичь и баранина.

После того, как гуляния подходили к концу, 19 января все приходили к замершим водоемам и окунались в освященный прорубь крестообразной формы, украшенный разноцветными лентами и разными формами из дерева, для того, чтобы смыть и очиститься от всех своих грехов, от которых людей освобождало великое водосвятие на Крещение Господне - символ очищения и возвращения порядка.

Кутья стояла на столе две недели, и даже на ночь её не убирали — оставляли для душ умерших родственников. Ещё одна традиция, связанная с зерном — колядование. Святки считались молодёжным праздником. И в этот период молодым людям позволялось буквально всё: парни, к примеру, затаскивали на крышу сани или делали кучу малу, девушки, как водится, гадали — на суженного или на будущее. Один из способов — с помощью нескольких лучинок, колодезной воды и свечек.

Народные приметы на 12 января 2024 года: что нельзя делать в день Анисьи Зимней

Детей встретила сказочная обстановка читального зала библиотеки. Рождественский колокольный звон мелодично приглашал гостей принять участие в празднике. С большим вниманием малыши слушали церковное предание о рождении Святого Младенца, о котором рассказала библиотекарь Людмила Иванова. Её повествование сопровождалось демонстрацией электронных слайдов красочной презентации «Рождество Христово - на душе светло! Это взрослые и дети, которые на протяжении всей Святой недели ходят по домам и славят, родившегося Христа.

Елена Шепелева участница мастер-класса: — Раскатать скалкой тесто и красиво нанести красивый узор хрустальным стаканом. А способов гаданий в северных деревнях было не счесть. Людмила Тарасова, заведующая экскурсионным отделом музея Малые Корелы: — Незамужняя девушка подходила к амбару обхватывала бревна у амбара, а второй человек, который стоял рядом начинал пересчитывать. Была для того специальная присказка -купец, вдовец, солдат, молодец, купец, вдовец, солдат, молодец. Ну, значит будет молодцом жених у девушки — богатым да статным. Самыми точными считались гадания с 13 на 14 января — в Васильев вечер.

Чтобы нечистая сила не пришла в дом, гадали в амбарах и банях. Погадать можно было не только на жениха, но и на невесту: если клубок с узелками — невеста попадется вредная да строптивая.

Повсеместно в Российской империи царила атмосфера благочестивого и обильного празднества. Русский историк и этнограф второй половины XIX века, исследователь славянских древностей, знаток русского народного быта Михаил Забылин собрал уникальные материалы о русском образе жизни, его обычаях и традициях в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия».

О том, как праздновали Святки наши предки, читайте в этом материале. Это торжество соответствовало священным ночам у немцев Weihnachten. По другим наречиям, «святки» swiatki означают праздники. В Малороссии, в Польше, в Белоруссии многие праздники известны под именем Святок swiatki , как, например, Зелёные святки, то есть Троицкая неделя. Поэтому профессор Снегирев заключает, что можно извлечь, как самое название, так и большая часть народных игрищ перешла на север с юга и запада России.

Если мы начали со Святок, то потому именно, что нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как так называемые Святки. На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Бесспорно, что к обрядам языческим, а не иначе, принадлежат гадание, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющую ничего общего с христианскими целями и настроением духа, и — славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездою, подчас с рацею, вертепом и тому подобными предметами. Между тем как самое слово «святки» представляете понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Но в древности, с незапамятных времен язычества, вошли обычаи и обряды в эти торжественные дни, и мы одолжены тому, что и в настоящее время эти обычаи не искореняются, а существуют, хотя и в разных видах и формах, более или менее изменёнными.

Кормчая книга говорит, что святки, праздники приняты от эллинов греков ; то же подтверждение коляд от эллинов видим в 62 правиле «Стоглава» Стоглав, или Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе — феврале 1551 г. Впрочем, профессор Снегирев свидетельствует, что святые отцы, говоря об эллинах, имели в виду безразлично языческие народы, в противоположность православным грекам и иудеям. История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, Египте, у греков и у индийцев. Так, например, египетские жрецы, празднуя восстание Осириса или новый год и вместе с тем надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города. Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолуние и считались священным обрядом.

Точно тому же подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев — Перун-Монгол и Угады. У римлян эти праздники назывались «днями Солнца». Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований и безумных игр календ , — обычаи гадать и наряжаться все-таки остались, хотя в форме довольно измененной. Даже сам Император Петр I по возвращении из путешествия в Россию наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами, и в сопровождении хора певчих о святках ходил с ними к боярам по домам славить.

Известно, что Моисей, как законодатель, истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, воспрещая поклонение идолам, воспретил и переряживание, как то делали жрецы египетские. Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжение в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища; кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобное, что потом перешло и в Россию. Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при дворе в присутствии императора о Рождестве Христове. Это были ряженые в вывороченных тулупах или шубах, или в масках, или с раскрашенными лицами, которые вертелись, бегали или, наконец, аккомпанировали под музыку. Название игр «Готских» они получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору и получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак.

Близко будет к истине, если скажем, что во время сношения России с византийским двором святочные обычаи, как и многие прочие, перешли в Россию, так как, по словам профессора Снегирева, много славяноруссов в качестве телохранителей находились при дворе византийских императоров. Ряженые в деревне У скандинавов Святки были известны под именем Иольского и Юльского праздника Iuul, Ioel как важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца. Начало праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января, и продолжался целых три недели. Первые три дня были посвящены благотворениям и торжеству, последние затем дни были проводимы в веселье и пиршествах.

Название Iuul происходит от Hjul, по-русски — колесо, потому что тогда год поворачивался колесом. Древность этого скандинавского праздника доказывается тем, что о нем рассказывал еще в VI веке Прокопий, византийский летописец. У древних англосаксов должайшая и мрачнейшая ночь предшествовала дню рождения Фрейера или Солнца, называлась Материнскою ночью, так как эта ночь почиталась матерью солнца или солнечного года. В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ. В таком виде является будто бы он ночью в домы, как у русских о Святках суженый-ряженый, и принимает подарки.

Это верование ныне на всем севере превратилось в забаву, уже лишенное всякого суеверного смысла. Та же роль представлена на германском севере Филии. На Иольском празднике был в честь Фрейера убиваем вепрь в присутствии короля, как священное животное. Над этим животным, положив руки, клялись королю в верности. По окончании жертвы все предавались веселью, которое состояло в питие, яствах, плясках и разных играх.

Эти Иольские праздники продолжались по нескольку дней. Остатки этого празднества остались еще кое-где на скандинавском севере, к которому присоединились гадания, приметы, суеверия и пр. В это время употребительна свинина и пироги в форме свиней. В Англии за несколько дней до праздника Рождества Христова начинаются в большей части городов ночное пение и музыка по улицам. В Голландии восемь ночей перед праздником и восемь после праздника ночей страж после возвещения утра прибавляет смешную песню, содержание которой — совет во время праздников есть кашу с изюмом и прибавлять в нее сахарного сиропа, чтобы она была слаще.

Вообще рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время года, дышат весельем, как и канун Рождества.

Не все жители дома-интерната захотели принять участие в общей трапезе и стать зрителями праздничного концерта. По объяснимым причинам — в стенах по улице Курчатова, 5 царит дух уныния. Но сладкие подарки, иконы Рождества получили все до единого — волонтёры прошли по палатам с пением колядок и тропаря Рождества. Дедушка Мороз священник Свято-Никольского храма Константин Окутин и все артисты очень старались поднять настроение всё же собравшимся вместе ради Рождества Христова.

У православных наступила святочная неделя

Девушки откупали брали в аренду избу у "честной вдовы" на вечер. Затем приводили жилище в порядок — украшали цветными лентами, свечами, ставили больше скамеек. А после за определенную плату приглашали холостых мужчин. Многие девушки пели неприличные частушки, но это не смущало молодых людей.

Ведь после таких посиделок нередко образовывались пары.

Перо курицы могут взять те, кто не особо верит в гадания, но хочет весело провести время. Что нужно сделать Чтобы узнать, какая из сфер жизни будет слабой или, наоборот, удачливой, собери предметы, которые условно будут условно их обозначать. Например, учебу могут воплощать книги, работу — ежедневник, здоровье — аптечка или баночка витаминов, деньги — монеты или купюры разного номинала, кольцо — брак и дела семейные и так далее. Если хочешь получить ответ на конкретный вопрос, замени предметы карточками с ответами «да», «нет», «может быть», «да, но позже», «ни в коем случае» и т. Когда вещи или карточки будут готовы, разложи их полукругом в центре комнаты. Человек, который гадает, должен встать к ним спиной, а перо положить себе на голову.

После ему надо мысленно задать волнующий вопрос и помотать головой так, чтобы перо слетело с головы. На какую карту или предмет укажет основание пера, то и будет ответом.

Выходим — в окна смотрят». Зато что касается Святок, то если городской люд уже почти и не помнит, что нужно делать в эти две недели от Сочельника до Крещения, то во владимирских деревнях и селах о древних традициях забывать не спешат.

Чудить — было главной забавой наших пращуров. Зоя Голыгина, гостья села Борисовское Суздальского района: «Раньше гуляли, ой как мы веселились! Пьяни были, ходили рядились. А сейчас уж я не вижу — что-то не ходит молодежь.

Мы чудили как раньше, а сейчас нельзя чудить-то. Помнят здесь и о том, какую силу имеют святочные гадания. Особенно в ночь с 13 на 14 января. Зоя Константинова, старожил села Борисовское Суздальского района: «Гадали в юности, так это, немножко гадали.

Кто быстрее замуж выйдет. Там, нитки привязывали к потолку, чья нитка быстрее сгорит, зажигали вместе.

Консультация для родителей «Традиции празднования Нового года в разных странах».

Новый год - волшебный праздник, отмечаемый во всём мире. Все мы знаем и чтим традиции. Планирование первой недели июля.

Тема недели: Мой городок Тема недели : Мой городок. Углублять знания о малой родине, воспитывать патриотизм. Понедельник 2.

У православных наступила святочная неделя

Святочная неделя продолжается по всей России. По православным традициям – это время благотворительности и народных гуляний. Святки – это зимний народный праздник, который начинается на Рождество и длится целых две недели, до самого Крещения. В нашей группе прошла неделя, посвященная Святкам. это две недели зимних праздников, которые начинаются в Рождественский Сочельник 6 января и продолжаются до Крещения 19 января. Главные новости Калмыкии в еженедельном выпуске «Местное время. РИА Новости, 1920, 06.01.2023.

У православных наступила святочная неделя

Они хотели украсть Рождественскую звезду и мешок угощений. Но добро, детский смех и улыбки победили нечистую силу. Праздник завершился сладким рождественским угощением.

Православные на святках всегда старались уделять время делам милосердия. В эти дни особенно хорошо поделиться радостью Христова Рождества с людьми, сделав им что-то доброе.

Алевтина Ильинична местный культурный просветитель этих детей пытается приобщить к русским традициям.

Что там приобщить, хотя б рассказать, чем жили в ее детстве. А тогда на Святки такие фокусы проделывали... Время, когда нужно хулиганить, а главное - не обижаться. Татьяна Вострякова: «Давай погадаю, я ей руку протянула, а она мне как плюнет, так озорничали…» Собрать народ отметить Святки оказалось непросто. Даже в деревне люди стали слишком взрослые, серьезные и уставшие что ли. Алевтина Маковеева: «Сейчас народу мало, я две недели ходила - собирала народ…» Местные девчонки кидать валенки и лапти в поисках женихов не соглашаются ни в какую, даже в шутку.

Его сминают, а затем немного расправляют и кладут на стол таким образом, чтобы увидеть тень. По ней определяют события ближайшего будущего. Точным гаданием остается и вопрос, ответ на который ищут на страницах книги. Для этого сначала задается или записывается волнующий вопрос, а затем произносятся 2 цифры, пришедшие в голову. Первое значение — номер страницы, а второе — номер строки. Эту строку читают и анализируют полученное предсказание.

Сообщить об опечатке

  • Что нельзя делать на рождественские святки с 7 по 19 января
  • Сообщить об опечатке
  • Сообщение отправлено
  • Святки на Руси: история и традиции, как празднуют :: Инфониак
  • Главное меню
  • Святки на Руси: история и традиции, как празднуют

Что нельзя делать на рождественские святки с 7 по 19 января

В западных областях Англии оказывают честь яблоням, чтобы они на будущий год были плодородны. В некоторых местах обыватели совершают ходы по плодовым садам и кланяются каждому дереву, произнося род заклинания или заговора. После того орошают дерево яблочным соком или разбивают об него кубок с яблочным напитком — все это делается в честь и желание будущего урожая. Также к Рождественской ночи делают особенные свечки такой толщины, что они горят с вечера накануне праздника до исхода следующего дня, и, если погаснут прежде, это предзнаменует несчастье в семействе. В северной Шотландии лавочники дарят своим покупателям Юлевые свечи, которые суеверные шотландцы и строгие исполнители всяких примет зажигают и дают им сгореть дотла или же, дав некоторое время гореть, гасят и огарки сохраняют как талисманы. Там же есть так называемый Taghairm — ночное гулянье на воловьей коже, очень сходное с русскими будет сказано. В Англии в Святки также сохранилось множество суеверий. Все их перечислять не стоит, но мы ограничимся несколькими из них; так, например, кто-нибудь встает ранее прочих в семействе и готовит завтрак, который все семейство и ест, сидя в постели, не вставая. Завтрак этот — пирожки с яйцами, считая по одному на каждого, и чей пирог развалится во время печения, тому не дожить до будущего праздника.

Накануне Рождества кладут в огонь одно из толстых поленьев, которое должно гореть во весь следующий день, а если можно и далее, для чего, конечно, стараются применить медленное горение. Употребляют для этого головню, если можно, оставшуюся с прошлого года. Пока рождественское полено не потухнет, всей домашней прислуге дают к столу пиво. В Германии во время так называемых священных ночей, по-нашему святых вечеров, или Святок, гадают, устраивают для детей елку, всяким способом стараются узнать будущность в течение года и верят, что накануне Рождества Христова скоты говорят. В недалекое от нас время представляли историю рождения Исуса Христа в лицах. Кроме того, что уже сказано сейчас и укрепилось в нашей России, в Саксонии, в деревне Шолбеке, по свидетельству Кранца, мужчины всех возрастов с женщинами проводили повечерие Рождества Христова на погосте Св. Магна в бесчинных плясках и неблагопристойных песнях, по крайней мере, таких песнях, которые не свойственны такому высокоторжественному дню. Коляда Декабря 24 русские язычники славили Коляду, о которой уже мы ранее говорили.

По словам нашего знаменитого историка Н. Карамзина, Коляда был бог пиршеств и мира, и хотя по созвучию можно производить Коляду от римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. А если находят, что наш рождественский праздник был сходствен с Янусовым, то причиной тому было, вероятно, не что иное, как влияние римского владычества над славянскими народами. Причём, конечно, каждый народ, усваивая и принимая чуждые понятия и верования, всегда ищет в них внешнего или внутреннего сходства со своими коренными понятиями и верованиями. Коледа у словаков означает благословение домов, которое у них бывает около праздника трёх царей, a koledowat — «благословлять» дома. Богемская История объясняет Коледу набожным обычаем хождения священнослужителей по домам с крестом и мощами о Рождестве Христовом, который был утверждён чешским князем Бретиславом в XI веке после изгнания колдунов и оборотней из пределов своего княжества. Босняки, кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год. Тогда в римско-католических церквах раздавались народу сделанные из теста ясли, пелёнки и другие принадлежности к месту рождения Исуса Христа, что называлось Колендами.

Римское духовенство, по свидетельству Боэция, именовалось от Colendo, Coledei и Coldei — Богочтецы, то есть ублажавшие Бога песнопением. Знаменитый переводчик Гомера, Гнедич, производит Коледу от греч. Наконец, от слова «колядование» произошло слово «колдование». Коляда не упоминается у Нестора как божество в числе богов Владимировых; но св. Димитрий Туптала митрополит Ростовский в своей Четьи-Минеи упоминает о Коляде как о шестом боге, боге празднеств. Но, скорее всего, это — не божество, а праздник, который олицетворяют сказания и народные песни. Коляда в Южной и Западной Руси, собственно, канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня, или Таусеня, а у литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в который почти везде в славянском мире готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Монгол и Угады, во время приготовления которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году. Колядки в Малороссии, 1864 г.

Считают две коледы: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения или водокрещей. Первая — богатая, а вторая — бедная или постная. В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы. Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее. Иногда нечто в более шутливом тоне. Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов. Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем. Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч.

У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование. При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних. Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться. Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами. В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных.

За ужином в Рождественский сочельник 6 января необходимо отведать все блюда, которые имеются на столе, чтобы в доме был достаток и сытость. Если на Рождество 7 января стоит теплая погода, то весна будет холодной. Если на Васильев вечер 13 января хозяйке удалось приготовить рассыпчатую и вкусную кутью, то семью весь год будет сопровождать удача и счастье. Львиную долю всех святочных обрядов занимало гадание. Если сказать кому-то о святочной неделе, сразу придут ассоциации с ворожбой. В народе верили, что именно в это время и на Ивана Купала летом приоткрывается завеса, разделяющая наш и потусторонний мир. Церковь ничего не могла поделать с этой традицией, так как она приняла массовый характер.

Святочные гадания Святочные гадания начинаются с вечера 6 января — в рождественскую ночь принято ворожить и загадывать желания. Предметом ворожбы было замужество. Именно этот вопрос задавали все молодые девушки: кто будет суженым, как он будет выглядеть, будет ли богатым или бедным? Некоторые девушки умудрялись узнавать даже имя суженого. Но самым опасным и страшным обрядом на суженого был зеркальный коридор. Девушка ставила два зеркала напротив друг друга и ждала в появившемся зеркальном коридоре образ суженого. Некоторые девушки сходили с ума после этого обряда, так как неизвестно, кого они видели в зеркальной глубине.

Безопасным было гадание на воске и на яичном белке. Воск растапливали и выливали в холодную воду. Когда фигурка застывала, вынимали из воды и угадывали образы. Можно было не выливать воск в воду, а капать с горящей свечи: по капелькам трактовали получившиеся образы. Конечно, в таком гадании было важно иметь развитое воображение, чтобы в вылитой фигуре можно было различить образы.

А ученики младших классов рассказали нам свои калядки. А как же без гадания? В пору Святок было принято гадать на любовь, урожай, семью и будущее. В древности этим занимались языческие жрецы, а со временем гадание стало, в основном, девичьей забавой. Многие семьи на Руси помогали обездоленным, подкармливая их. Посещали и детские дома, приюты, больницы. Даже цари, переодевшись в простолюдинов, навещали заключенных в тюрьмах и подавали милостыню на улице просящим.

Например, арабский путешественник и купец Ибн-Даста примерно в 30-е годы X века описал этот обряд. Словене погружаются в прорубь, ибо они язычники и таким образом почитают суровое ледяное божество своей холодной родины. Как отмечали Святки после принятия христианства Отношение православной церкви к народным святочным гуляниям было негативным. VI Вселенский собор, прошедший в 680—681 годах, постановил запретить гадания, обычаи колядовать и «рядиться». На смену им по примеру Византии полагалось посещать тюрьмы, помогать бедным и вообще принимать у себя любого гостя, так как считалось, что с ним приходит Божья благодать. Отсюда вытекает и традиция петь тропари на Рождество, то есть прославлять Христа, появившегося на свет. Таким образом, языческие колядки сменились духовными песнями , и обычай ходить по домам, чтобы получить угощения, обрел вполне одобряемую церковью форму. Кондак Рождества Христова, глас 3 Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог. Икос: Едем Вифлеем отверзе, приидите видим, пищу в тайне обретохом: приидите, приимем сущая райская внутрь вертепа. Тамо явися корень ненапоен, прозябая отпущение: тамо обретеся кладезь неископан, из негоже Давид пити древле возжадася. Тамо Дева рождши Младенца, жажду устави абие Адамову и Давидову. Сего ради к Нему идем, где родися Отроча младо, Превечный Бог. Однако народные традиции, далеко не всегда сопоставимые с христианскими правилами, не исчезли спустя много веков после крещения Руси. Люди продолжали гадать и проводить ритуалы для общения с нечистой силой. Страх перед наказанием свыше людей не останавливал, ведь считалось, что после купания в проруби на Крещение все грехи смывались. При этом помимо кары небесной, можно было нарваться на вполне реальное наказание от церкви. Например, все тот же VI Вселенский собор постановил на шесть лет отстранять от причастия тех, кто проводил пляски и ритуалы «по старинному и чуждому христианского жития обряду». Как сегодня отмечают Святки Сегодня Святки в основном отмечают верующие. Христианская традиция празднования Святок в первую очередь предполагает обязательное посещение храма, участие в таинствах исповеди и причастия.

Сайт общественно-политической газеты Славянского района.

На Святочной неделе ребята изготовили ангелочков и Вифлеемские звезды в технике эко-декор с использованием сыпучих материалов (греча, манка, крупа). Святочная неделя в Поляковском Доме культуры завершилась вечером отдыха для молодёжи «С шуткой да забавой». На Святочной неделе ребята изготовили ангелочков и Вифлеемские звезды в технике эко-декор с использованием сыпучих материалов (греча, манка, крупа). Подробнее о том, что нельзя делать с 7 января по 19 во время Святок, — в материале Продолжается Святочная неделя, поэтому продолжается разгул нечисти. В литературе очень популярно утверждение о 12 дней продолжительности Святок; вероятно, это объясняется приверженностью символическому значению числа 12.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий