25 апреля иудеи отмечают День памяти, когда чтят память павших евреев в войнах Израиля, а также иудеев, которые были жертвами террора. Евреи радуются, что этот праздник можно отмечать открыто, ведь много лет он проводился подпольно. Новый год по еврейскому календарю празднуется в сентябре, поэтому в 2023 году у евреев продолжается 5783-й год.
С вечера 23 марта евреи отмечают Пурим
Это самый древний из еврейских праздников. Он связан с одним из важнейших событий в еврейской истории — с Исходом из египетского рабства более 3-х тысяч лет назад. Пурим — единственный праздник, в который евреи могут принимать горячительные напитки. Еврейские праздники. Еврейский календарь.
"Праздник" 8 марта – кровавый сионистский Пурим
День 8 марта подозрительно “удачно” пришелся на празднование иудейского праздника Пурим. Еврейский праздник Пурим, как и другие иудейские праздники, отмечают в соответствии с лунным календарем (он короче на 10 дней привычного нам григорианского). По еврейскому календарю Песах — весенний праздник в память Исхода евреев из Египта, начинается 15 Нисана 5783 года и заканчивается 21 числа месяца Нисана 5783 года. Источник первый, статья из газеты Минское слово от 2 февраля 1912 года, №1480: Есть у евреев переходящий праздник Пурим.
Еврейские праздники 2024: праздники и запреты
Еврейские праздники в марте 2024 году | С вечера 23-го марта до вечера следующего дня евреи отмечают спасение народа от истребления, которое планировал осуществить злодей Аман во время правления персидского царя Ахашвероша. |
Пурим 2024: когда и как евреи отмечают праздник пира и веселья? | Еврейский праздник Пурим, установленный в память о чудесном спасении евреев, живших в Персидском царстве более 2 тысяч лет назад, в 2023 году приходится на 7 марта. |
Еврейский праздник Пурим в этом году отмечается, начиная с 9 марта
Шавуот наступает на 50-й день после Песаха. Во времена Иерусалимского храма в Шавуот жители Израиля совершали паломничество в Иерусалим и приносили первые плоды урожая.
Исключение составляют сферы транспорта и общественных услуг. Кроме того, День памяти, День павших в войнах за Израиль Йом ха-Зикарон является нерабочим для родственников погибших В День памяти, День павших в войнах за Израиль Йом ха-Зикарон — согласно закону от 1963 года, родители, дедушки и бабушки, супруги, братья и сестры павших в этих войнах имеют право отсутствовать на работе с сохранением зарплаты Кроме того, Неевреи в Израиле имеют право на отдых в свои праздники Закон о рабочем времени и отдыхе от 1951 года в Израиле гарантирует неевреям выбор — они могут отдыхать либо во время государственных праздников Израиля, либо во время главных праздников своей религии. Данные о предпочтительных выходных они обязаны указать при трудоустройстве Неевреи вправе не работать 9 праздничных дней в году, установленных в соответствии с их вероисповеданием, если эти дни не совпадают с их еженедельным выходным днём.
Пищу раскладывают на кеаре - особом блюде, который используется только для трапезы седера. На него выкладывается карпас. Обычно это зеленые овощи - символ весеннего обновления. Евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем.
Зроа - поджаренное мясо на косточке - символ пасхальной жертвы в храме. ВЛАДИМИРА: "Харосет - смесь толченых орехов, тертых яблок и корицы, бейца - сваренное вкрутую яйцо, символ праздничного жертвоприношения, марор - горькая зелень - она в середине. Хазерет - тертый хрен, необходимый в ритуале одного из пунктов седера".
На Песах же наоборот принято сдерживать себя в плане пищи", — говорит Потапов. Когда евреи уходили из Египта, они забирали с собой тесто, которое еще даже не успело заквасится, и выпекали его на камнях в пустыне. Поэтому сейчас ее готовят тоже из двух единственных ингредиентов — воды и муки "Важно, чтобы при приготовлении мацы не произошел процесс закваски. После смешивания воды и муки и до получения готовой лепешки должно пройти не больше 18 минут, а лучше меньше", — уточняет председатель общины.
Остальные продукты на столе имеют также свое символическое значение. Так, кусок жареной курицы символизирует жертву, предназначавшуюся всевышнему. Горькая зелень — горечь от рабских работ, которые приходилось выполнять евреям. Хоросет — это смесь яблок, орехов и виноградного сока или вина, что символизирует глину, которую приходилось постоянно месить евреям во времена своего рабства. В этом году он выпадает на 2 октября. Рош ха-Шана, или еврейский новый год, в этом году он выпадает на 2 октября Фотография Егора Сильченко, "Интерфакс" "К обычному новому году не имеет никакого отношения. Это святой день, в который Всевышний оценивает наши деяния и поступки в течение года и выносит свой приговор, каким будет весь следующий год", — говорит Потапов.
Он отмечает, что важнейшим атрибутом на столе должна быть голова рыбы, чтобы весь следующий чтобы быть головой в своих делах, а не хвостом в чужих. Традиционные блюда на столе еврея во время Рош ха-Шана: Голова рыбы, чтобы быть главой в делах своих Гранат, чтобы хороших поступков было столько же, сколько зерен у фрукта Мед и яблоки, чтобы год был сладким и полезны Важной традицией в Рош ха-Шана является трубление в шофар Фотография Егора Сильченко, "Интерфакс" "Важной традицией в Рош ха-Шана является трубление в шофар во время молитвы, как призыв верующих людей к раскаянию и одновременно сигнал к Всевышнему", — уточняет председатель общины. Пост у евреев Сразу за еврейским новым годом следует 10 дней раскаяния, которые завершаются праздником Йом-Кипур. Это день строгого сухого поста, когда в течение 25 часов нельзя есть и пить. Владимир Песня "В день сухого поста нельзя есть и пить, более того, нельзя носить кожаные вещи, нельзя умываться или купаться, использовать духи или туалетную воду. Это день молитвы и прошения у Всевышнего, чтобы следующий год прошел в здоровье и достатке. Как правило, весь этот день проводится в синагоге", — говорит Потапов.
Еврейский календарь 5783 (2022-2023 гг.)
Это и стало, по мнению мидраша [4] , истинной причиной 180-дневного пира, с описания которого начинается Свиток Есфири. Чтобы ознаменовать освобождение от страха перед пророчеством Иеремии[ каким? Тем не менее, расчёты Ксеркса также были ошибочными. Десять лет спустя, после событий, описанных в книге Есфирь, Ксеркс умер, и персидский трон наследовал новый царь — Дарий II — сын Ксеркса и Эсфири, который приказал возобновить восстановление Иерусалимского храма [5]. Основная статья: Книга Есфирь Главной героиней книги является Эсфирь — родственница и воспитанница еврея Мордехая , жившего в Сузах Шушан и однажды спасшего жизнь царю Артаксерксу Ахашверошу. Когда перед царём встала проблема выбора новой жены вместо отвергнутой им Астини Вашти , выбор его пал на Эсфирь. Один из придворных Артаксеркса, Аман - амаликитянин был крайне раздражён тем, что Мордехай отказывался склоняться перед ним. Сплетя сеть интриг, Аман добился согласия царя на уничтожение всего еврейского народа: «И посланы были письма через гонцов во все области царя, чтобы убить, погубить и истребить всех Иудеев, малого и старого, детей и женщин в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, и имение их разграбить [6]. Вопреки строгому придворному этикету , нарушение которого грозило ей потерей своего положения и самой жизни, Эсфирь явилась к Артаксерксу без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите евреев.
Узнав подоплёку интриг Амана, Артаксеркс приказал повесить Амана на той же виселице, которую Аман приготовил было для Мордехая. Поскольку царские указы не подлежали отмене, был разослан новый указ, дающий евреям право противиться исполнению первого: «о том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить» [7]. В ознаменование этих событий спасение от истребления у евреев был установлен праздник Пурим.
В основу легли события VI века до н. Иудеям удалось спастись благодаря успешно выпавшему жребию судьбы. Какого числа празднуют Пурим в 2022 году, зависит от лунного календаря. Еврейское торжество отмечают 14 числа месяца адара. По григорианскому исчислению дата попадает на конец февраля или середину марта. В 2022 году это будет ночь с 17 на 18 марта. В Израиле Пурим отмечают настолько широко, что он похож на встречу Нового года. Праздник приходится на начало весны и добавляет приятных эмоций, отмечается карнавальным шествием, концертами и театрализованными представлениями. Приметы на Масленицу 2022 по дням История праздника События, предшествующие возникновению Пурима, относятся к 486 году до н. Это было время правления персидского царя Ксеркса Первого, по другому прозванному Артаксерксом. Евреи были в рабстве, жили несвободно и были расселены по большой территории разных областей от Эфиопии до Индии. Артаксеркс был женат на девушке еврейского происхождения Эсфирь, но не знал об этом факте ее биографии. Именно ей пришлось сыграть значимую роль в судьбе родного народа.
В частности, в городах Иерусалим, Хеврон и Теврия Пурим могут праздновать на день позже. Это также связано с историческими особенностями, приведшими к возникновению праздника. История праздника Пурим Окунемся в глубокую древность, когда в 586 году до нашей эры правитель Вавилона Навуходоносор разрушил Иерусалим и обрек евреев на полувековое рабство. Еврейское рабство продолжалось, и когда власть в Вавилонском царстве перешла к персам. Персидский царь Ксеркс Первый решил взять в жены девушку Эсфирь, не подозревая о ее еврейском происхождении. Это все сопровождалось полугодичными торжествами в честь превосходства над иудеями. Смелая Эсфирь, выйдя замуж за персидского правителя, стойко противостояла попыткам окружения своего супруга уничтожить еврейский народ. Жребий пур уничтожения выпал на тринадцатое адара. Параллельно против Ксеркса плелся заговор, однако Эсфирь сумела предотвратить покушение на мужа. Как в сказках со счастливым концом, все в итоге раскрылось. Трехсуточные молитвы Эсфири возымели действие. Ксеркс Первый поверил жене. Не в силах отменить свой указ об уничтожении евреев, он позволил им защищаться. При нападении персов тринадцатого числа евреи стойко оборонялись и одержали победу. Еврейские торжества На следующий день началось празднование освобождения еврейского народа из персидского плена, получившего название Пурим от множественного числа.
История Пурима произошла в IV веке до н. Жестокий царский сановник Аман обозлился на иудея Мордехая, который отказывался поклоняться ему, и задумал уничтожить весь еврейский народ. Чтобы выбрать удачный день для уничтожения евреев, он бросал пур «жребий». Мордехай обратился к царице Эстер, своей племяннице, с призывом заступиться за иудеев: «Ибо если ты промолчишь в такое время, то спасение и избавление придут к иудеям из иного места, а ты и дом отца твоего погибнете…». Тогда Эстер провозгласила своему народу вместе с нею соблюдать трехдневный пост и молиться Всевышнему о поддержке и спасении. Она явилась к царю без приглашения, но снискала его милость и устроила в его честь двухдневный пир, на котором раскрыла тайну о своем еврейском происхождении и просила: «Пусть будет дарована мне жизнь моя — по желанию моему и жизнь народа моего — по просьбе моей». Царь приказал казнить Амана, подписал новый указ, разрешив евреям дать отпор врагам. Так была обращена «печаль в радость и скорбь в праздник». Праздник Пурим является днем торжества евреев в честь победы над злом, днем спасения, признания силы и единства народа.
Раввин рассказал о традиции евреев напиваться на праздник Пурим
Пурим — единственный праздник, в который евреи могут принимать горячительные напитки. Праздничные дни в 2023 году. В ходе праздника евреи постятся в течение восьми дней, начиная с первого дня Песаха и заканчивая восьмым днем Соломона.
Еврейский календарь на март 2023 года
Как и все еврейские праздники, он отмечается по лунному календарю и соответствует 14 числу месяца айдар. Поэтому когда празднуется Пурим в том или ином году, известно не всем. Пурим — это праздник, в который евреям заповедано пировать и веселиться. Причем веселиться так, словно события, которым посвящен этот день, произошли вчера. Действия, положившие начало празднику, связаны со спасением большой части еврейского народа от неминуемой гибели в персидском плену. Благодаря изобретательности еврейского лидера Мордехая и самопожертвованию красавицы Есфирь иудейский народ избежал страшной кровавой расправы, с тех пор это вспоминают уже около 2500 лет. А всем участникам пиршества заповедано веселиться и радоваться этому спасению каждый год. Празднование начинается с чтения свитка Эстер Есфирь , книги, где подробно описаны события, ставшие прологом Пурима.
Затем начинается само торжество. Это единственный еврейский праздник, в который веселье и пиршество - не просто традиция, но и заповедь. А потому он остается самым веселым днем еврейского календаря. Итак, праздник Пурим — что это? Как проводят люди этот день? Праздник Пурим: история одного пророчества События, предшествующие истории Пурима, начались в 586 г. В этот год вавилонский Царь Навуходоносор захватил Иерусалим и разрушил храм, увел в плен тысячи евреев.
Вавилонский плен продолжался 47 лет, после этого по указу царя Кира II евреи получили возможность вернуться в Иерусалим и начать восстановление храма. Однако воспользовались этой возможностью чуть больше 40 тысяч человек. Эта история, начиная от вавилонского плена и заканчивая событиями, описанными в свитке Эстер, связана с пророчеством Иеремии, который предрек восстановление Иерусалима через 70 лет после разрушения и гибели Вавилонского царства. Эти события помогают понять то, что очень важен для евреев праздник Пурим, что это для них особенный день. Практически все вавилонские и персидские цари жили в страхе перед этим пророчеством и надеялись, что оно окажется ложным. Пророчество долгое время защищало евреев, так как никто из правителей не решался причинить им вред в страхе перед невиданным иудейским богом. Все изменилось с приходом к власти персидского царя Артаксеркса, одного из самых могущественных и своенравных правителей Персии, создавшего одну из величайших империй в Древнем мире.
Решив, что время пророчества истекло, он устроил пир продолжительностью 180 дней в знак своего превосходства над богом евреев, не исполнившим пророчество. В еврейских источниках отмечено, что царь Персии ошибся в расчетах и через несколько лет умер. Козни Омана История начинается с того, что Ксеркс изгоняет свою жену за отказ танцевать обнаженной в присутствии приближенных царя. Он ищет себе новую супругу. После долгих смотрин Ксеркс выбирает Есфирь, племянницу еврейского мудреца Мардехая, человека, спасшего Ксеркса от заговора. В это же время вторым лицом Персии, приближенным к царю, становится Аман Амиликитянин. В один из дней он столкнулся с Мардехаем, который отказался поклониться вельможе.
Эта «наглость» стала поводом для страшной мести, которую Аман решил приготовить всему еврейскому народу. Аман пришел к Ксерксу и рассказал, что в империи живет плененный еврейский народ, который не подчиняется законам Персии и не почитает царя, а чтит только своего бога и свои традиции. Разгневанный правитель приказал написать указ об уничтожении всех евреев, живущих в Персии. Аман решил кинуть жребий, чтобы определить, в какой день он будет истреблять евреев. После этого разослал гонцов по всей империи с сообщением о начале расправы 12 и 13 айдара. Однако о тайном заговоре стало известно Эстер и она передала тревожные новости Мардехаю. Подвиг Эстер Единственным человеком, который может спасти евреев, становится Есфирь, способная повлиять на решение царя.
Из напитков — вино и домашний лимонад. Карнавал в Пурим Еще одна традиция, которой обычно отмечают Пурим, — маскарадные шествия. Она также имеет символическую основу: в Свитке Эстер ни разу не упоминается божественное имя. Всевышний как бы скрывает свое присутствие, уходит за кулисы театра жизни, неявно действуя через других персонажей. Именно для того, чтобы не забывать, что за, казалось бы, случайными обстоятельствами скрывается божественный замысел, в Пурим принято носить маски и карнавальные костюмы. Они представляют легендарные сценки спасения евреев от козней Амана благодаря мудрому Мордехаю и Эстер. История жанра пуримшпиля восходит к средним векам, однако окончательно он оформился в XVI веке в Германии, после чего стал популярным в Польше, а затем и во всей Европе. Интересно, что в раннее Средневековье наибольшее распространение этот обычай получил в Италии, где было принято сжигать чучело Амана, изготовленное из дерева и тряпок. Сейчас эта традиция в прошлом, однако символическая основа действа сохранилась: в праздник каждый верующий должен уничтожить "духовного Амана", образ которого воплощает все соблазны неверия, чтобы никогда народ Израиля не оказался в их власти.
В этот день принято желать семейного счастья, здоровья, гармонии в душе и решимости творить добрые дела. Веселого Пурима! Хаг Пурим самеах! А фрейлехен Пурим! Читайте нас в.
При дворе воинствующего царя работал советник Аман, который не питал добрых чувств к еврейскому народу и пытался подговорить владыку уничтожить каждого его представителя, обитавшего на территории Персии. Причем причиной ненависти были банальные непростые отношения с приближенным ко двору гражданином Мордехаем, который был евреем и при встрече отказывался кланяться другому слуге царя.
Аман подговаривал Ахашвероша убить всех евреев под выдуманным поводом, и Ксеркс решил бросить жребий, когда именно совершить преступление против целого народа. На иврите слово » страшный жребий» и переводится, как Пурим. Массовое убийство было запланировано на 13 число в месяце Адара, который является аналогом современного марта. Тем не менее, злые планы Амана не были реализованы. Ведь в этот период Ксеркс пребывал в поисках новой супруги. На смотрины благодаря уговариванию Мордехая пришла и его племянница, Экстер, которая и была выбрана императором в качестве одной из жен. Когда подходил срок дня, когда планировалось умертвить целый народ, Ахашверош разрешил своей супруге спасти соплеменников. Та была благословлена Мордехаем и рассказала мужу о клевете со стороны советника.
Царь прислушался к жене-еврейке и приказал убить злоумышленника, но согласно древним законам, приказ правителя после жребия не имел обратной силы. По этой причине он порекомендовал евреям вооружиться, чтобы противостоять тем, кто запланировал массовое убийство.
По возвращении из синагоги обедают; потом все от мала до велика идут на реку для того, чтобы грехи свои повергнуть в воду, как пишется: той обратит и ущедрит ны и погубит неправды наша, и ввержет в глубины морския вся грехи наша Мих. Вечером опять собираются в синагогу; произносят обыкновенные молитвы; освящают праздник стаканом вина с особенною молитвою, почитают признаком счастливого и плодородного года, если случится на тот раз новое вино. Наконец, желая друг другу благополучного года, говорят: «да будешь написан ты для доброго года». Поздравленный отвечает: «и ты также».
Или: «Бог да назначит тебя к доброму году». Отвечается: «и тебя также». Дети при этом случае подходят к главному раввину, который возлагает руки на их головы, благословляет их и желает им благополучного и счастливого года. Пришедши в дом, тотчас садятся за стол. Кроме многоразличных снедей, состоящих большею частью из дорогих рыб 108 , употребляют ещё фрукты, яблоки, груши и т. Равно и хлеб с мёдом, при произнесении тех же слов.
Посему, все уксусное в этот вечер употреблять запрещено 109. Имеют ещё обыкновение во время ужина ставить на стол зажаренную баранью голову а в случае нужды — большую щучью , не столько в воспоминание того овна, который принесён Авраамом в жертву, сколько потому, что они надеются быть некогда главою и господами прочих народов, чего ежедневно испрашивают у Бога в своих молитвах. Праздник очищения Касательно сего праздника в Книге Левит говорится следующее: десятый день седьмого месяца, день очищения, наречен свят да будет вам: и смирите души ваша, и принесите всесожжение Господу. Всякого дела нe coтвopитe в самый день сей: есть бо день очищения сей вам, умолити о вас пред Господом Богом вашим, еже очистити вас от всех грехов ваших пред Господем…. И смирите души ваши, от девятого дня месяца от вечера, даже до десятого дня месяца до вечера субботствуйте субботы ваша Лев. На основании этой древней заповеди, и нынешние евреи совершают Праздник Очищения тоже в 10-ый день седьмого месяца, то есть в сентябре.
При обзоре этого праздника изложим: а приготовление евреев к нему, б обряды и с богослужение. Посему, в эти дни они строго изнуряют себя постом 110 ; много молятся, ведут жизнь сколь возможно благочестивую для того, что если уже Бог написал кого в книгу мертвых, или определил неблагополучный год: то по крайней мере теперь воззрел бы на его покаяние и добрые дела, то есть в день очищения внес в книгу живых, и тогда уже произвел над ним суд. Кроме многих других молитв, каждый день утром трижды произносил исповедь в своих грехах, исключая день 9-й, в который исповедь произносится только однажды 111. По возвращении в дом, все мужчины от мала до велика берут по белому петуху 112 , а женщины-по белой курице 113. Потом отец семейства, с петухом в руках, вышедши на средииу, произносит из псалма следующие стихи: «Седящии во тме и сени смертный, окованныя нищетою и железом: изведе я из тмы и сени смертныя, и узы их растерза: беззаконий бо ради своих смиришася. Всякого брашна возгнушася душа их, и приближашася до врат смертных.
И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я. Посла слово cвoe, и исцели я, и избави я от растлений их. Да исповедят Господеви милости его, и чудеса его сыновом человеческим. И да пожрут ему жертву хвалы, и да возвестят дела его в радости». Это у них значит: я обрел для очищения т. Сказав это, трижды ударяет слегка петухом о свою голову — в знак очищения.
При каждом ударе произносит следующие слова: «сей петух да будет замною вместо меня; он да заступить место мое; да будет он очищением за меня; сему петуху да приключится смерть, a мне и всему израилю да будет счастливая жизнь» 114. Потом, возложив руки на петуха, как в древности священники при жертвоприношениях, тотчас закалает его. Сдирая и связывая кожу около его шеи, мыслить сам в себе, что он сам должен быть задушен или удавлен; разрезывая ножом горло, представляет, что он сам стоил быть умерщвленным от меча; повергая его со всею силою на землю, говорит, что он сам долженствовал быть побить камнями; наконец, жаря его на огне, мыслить, что он сам заслуживал окончих жизнь в огне. По совершении очистительного обряда над петухом, идут на свои кладбища; там молятся и раздают милостыню в таком количестве, какого стоил петух, и наконец расходятся по домам. С полудня ходят на реку, дабы очистить себя от всякой нечистоты и омыть свои грехи 116. Потом, спустя несколько времени, собираются в синагогу или школы, для совершения вечерних молитв.
Перед исповедью 117 , которую они произносят в это время, прощают друг другу обиды и прекращают вражду, что делают не иначе, как при трех свидетелях 118. Сверх сего, имеют ещё обыкновение в это же время наказывать друг друга плетью в синагоге, за те самые грехи, за которые, в древности, судил Синедрион и наказывал виновных 39-ю ударами. Образ этого наказания, которое называется у них малкут, есть следующий: два человека отходят в особенное место синагоги или школы, из коих один повергается на землю передом к северу, а задом к полудию, или на оборот к востоку и западу не повергаются потому, как думают, что в этих местах обитает Божественное величие ; другой же, читая из 77-го псалма 38 стих: той есть щедр и очистит грехи их и не растлит, и умножит отвратити ярость свою, и не разженет всего гнева своего, — ударяет его 39 раз воловьим ремнем, или поясом. Наказываемый между тем, исповедывается в своих грехах, и при каждом слове этого стиха ударяет себя в перси 119. После этого повергается на землю наказыватель, и в свою очередь получает такое же возмездие за грехи свои. Впрочем, при этом наказании, они щадят друг друга 120.
За сим, из школ возвращаются в дома к столу, приготовленному между тем женщинами, едят петухов и кур, которых утром приносили в очищение своих грехов 121. Но, так как праздник этот начинается у них с вечера, то в следствие сего облекаются в дорогие одежды, сверх коих надевают ещё длинные льняные рубашки, висящие до самых ног — в знак того, что в следующий день они будут белы и чисты от грехов и подобны ангелам. Ибо в законе сказано: смирите души ваша, от девятаго дне от вечера; зажигают множество восковых свечей, каждый за свое семейство; женщины также зажигают свечи в домах во всякой комнате за умерших 122 ; в честь праздника богатые устилают пол коврами, а бедные — травой, дабы в день печали, в который oни должны часто повергаться и ложиться на землю, не замарать своих дорогих одежд; или дабы не представить вида идолопоклонства, что запрещено: камене не поставите в земли вашей во знамение, ко еже поклонятися ему; Аз есмь Господь Бог ваш Лев. Пред начатием молитв и песнопений, освобождают преступников, и дозволяют им участвовать в их молитвах. Ибо в Талмуде сказано: «всякий общенародный пост церкви, в коем нет кого-либо из изменников израилю, не есть пост, потому, что вот и растение, называемое Халвана, хотя имеет отвратительный и непрятный запах, однако ж Писание включило его в число ароматов фимиама». Потом один из главных раввинов, ставши близ уставщика по правую, а другой почетный из евреев по левую сторону, провозглашают громким голосом: «в высшей синагоге и в низшей, по намерению Божию и церкви, дозволяем и власть даём молиться с изменниками» 124.
За этим, уставщик тотчас приступает к ящику, в коем хранится закон, открывает его и поет длинную песнь, а прочие только вторят ему тихим голосом. Начало этой песни следующее: «Во всех обетах, запрещениях, клятвах, которые мы дали и обязались сохранять со дня очищения прошедшего до настоящего — мы каемся: все это да будет тщетно, изглажено и уничтожено» 125. Подобного рода пение продолжают до глубокой ночи; некоторые из них читают в это время всю псалтырь; иные проводят всю ночь в синагоге или школе в каком-либо скрытном месте, вдали от законохранилища, или на месте, назначенном для женщин, после того, как они разойдутся по домам. Отличающиеся ревностью в благочестии, и желающие принести строгое покаяние, непрестанно поют и молятся в течение всего праздника — днем и ночью и притом стоя, без башмаков, в одних чулках, на одном месте, целые 27 часов 126. В следующий день до рассвета собираются в синагогу; произносят молитвы во весь день; совершают великое торжество над книгою закона; часто повергаются на землю с закрытым лицом, особливо когда произносят свою форменную исповедь; при каждом слове они ударяют в перси ладонями. Коган, по мнению евреев, происходящий будто от колена левитского, возложив на главу шерстяную, спускающуюся по шее, епанчу, которая называется у них талес, и закрыв оною глаза, благословляет народ, как заповедуется в Книге Числ: да благословит тя Господь, и сохранит тя: да просвятит Господь лице свое на тя, и помилует тя: да воздвигнет Господь лице свое на тя, и даст ти мир Числ.
При благословении простирает к народу руки, который в это время также закрывает глаза и лице из благоговения, дабы не видеть рук Когана: поскольку, говорят они, в продолжение благословения почивает на них Дух Божий, как пишется: се сей брат стоит за стеною нашею, проглядаяй оконцами, проницаяй сквозь мрежи Песн. После сего Коган поет песнь, которую непрестанно повторяет, по крайней мере, раз до семи; при каждом повторении более и более возвышает голос 127. Наконец, по полудню читают вечерние молитвы и продолжают оные до захождения солнца, к коим присоединяют ещё молитву, называемую молитвoю затворения тефилат неиле , т. Ибо, говорят, в древности в это время заключались двери святилища. Пред выходом из синагоги, трубят громко и протяжно в рог, в знак 1 того, что Божественное величие, находившееся при них молитвах, теперь удалилось и взошло, на небо, как пишется: взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубном Пс. Они как бы говорят: «мы победили сатану» 3 что этим они приводят ему сатане на память совершившийся над ним самим суд, после коего он уже не осмеливается обвинять их пред Богом, т.
Посему, хотя бы день очищения случился в субботу, то и тогда трубят в рог: ибо, говорят, законно трубить, есть признак знания или искусства, a не труда. Совершив таким образом праздник очищения возвращаются в свои жилища уже довольно поздно ночью. Расставаясь, приветствуют друг друга следующими словами: «Творец да напишет и запечатлит тебя к благополучному году» ибо книги, упомянутые выше, по мнению их, запечатываются теперь, и Божественный суд не допускает более никакой перемены. Придя домой, тотчас ужинают с особеным удовольствием 129. На другой день, вставши рано, опять идут в синагогу для того, как говорят, чтобы не дать сатане повод обвинять их перед Богом в том, что вчера, в день очищения, они встали рано, а ныне будто благочестие их уже иссякло 130. Праздник совершают только один день.
Отличающиеся благочестием, по окончании дня очищения, тотчас иачинают строить кущи, дабы соблюдение одной заповеди соединить с соблюдением другой, как пишется: пойдут от силы в силу Пс. Также совершают браки, потому что из 613-ти заповедей, брак у них есть первая заповедь. В учреждении этого праздника раввины руководствовались следующим местом Св. Писания: Да не отступит книга закона сего от уст твоих, и дa поучаешися в ней день и нощь, да уразумеешь творить все писания. Евреи в этот праздник особенно радуются и благодарят Бога за то, что Он еще один год благоволил им заниматься и изучать закон, и в известный день кончить чтение и изъяснение оного. Оттого, праздник этот называется у них праздником радости о законе — оконченном и снова начинаемом.
Он бывает всегда 23-го Тисри сентября 132. Празднование его состоит в следующем: Ночью, в восьмой день кущей с которого начинается у них девятый день , по прочтении вечерних молитв, вынимают из хранилища все свитки закона, из коих один берет чтец, и, по произнесении некоторых молитв, носит его около амвона, а народ следует за ним с прочими свитками; потом некоторые из них всходят на амвон и свертывают три свитка 133 до тех самых отделений, которые будут читаться в следующий день, т. За этим, прочитав некоторые молитвы и псалмы, уходят из синагоги. В этот вечер, как было сказано о празднике кущей, они оставляют кущи, переселяются в дома и там ужинают. На другой день поутру собираются в синагогу; по прочтении некоторых молитв начальником её, снова вынимают из хранилища все свитки закона, которые обнесли с молитвословием вокруг амвона, торжественно кладут в хранилище, исключая трех, из коих читают в первом последнее, во втором первое отделение пятикнижия, в третьем, начальник синагоги, Гаммафтир, читает отделение о жертвах, которые приносимы были в древности в праздник кущей 134. По окончании чтения распределяются общинные должности, особенно те, кои принадлежат к чтению закона.
Эти должности публично продаются в синагоге и в школах с аукциона, и уступаются тому, кто более даст при третьем провозглашении. При сем, Коланорим совершает над мальчиками следующий обряд: покрывает их, талесом-эпанчею, и читает с ними молитву: «Благословен Господь Бог наш, царь мира, избравший нас от всех народов, и даровавший нам закон свой; Благословен Господь Бог наш, сотворивший нам Закон». Потом читается отрывок из книги Быт. На эту должность избирают человека рослого и надёжного, для того во-первых, чтобы развернутый им пергамент был всеми видим, во-вторых, чтобы обход около амвона совершал сколь можно осторожнее. В противном случае, если он споткнётся или зацепится за что-либо ногой, то всё собрание должно очищать посохом это неблагоприятное предзнаменование. Наконец 5 Гелиль — должность этого состоит в том, что он взяв от предыдущего пергамент, свертывает его и, завязав лентой, надевает на него чехол.
Деньги, вырученные за все эти должности, предоставляются в пользу бедных. В книгах Маккавейских говорится, что этот праздник установлен знаменитейшим героем Иудою Маккавеем, который, по смерти отца своего Маттафии, освободив Иерусалим от Сириян, осквернивших храм, освятил его в 25-й день ноября. Посему, с этого дня и установил праздновать освящение или обновление храма ежегодно в течение восьми дней. Устави, говорится, Иуда и братья его, и весь собор Израилев, да празднуются дни обновления во времена свои на всякое лето дней восемь, от двадцать пятого дня месяца Хаслева с веселием и радостию 1Мак. Но раввины говорят, что этот праздник совершается в память чуда, сотворенного Богом в то время, как Сириянами взят был Иерусалим, осквернен храм и истреблён в нем весь священный елей. Чудо сие состояло в том именно, что, по освобождении храма из рук неприятельских, найден был в оном сосуд с чистым елеем, зарытый в землю и запечатанный печатью первосвященника, — из чего узнали, что к нему не прикасался никто из неприятелей.
Этот сосуд вмещал в себя елея столько, сколько нужно было для одной ночи; однако ж, не смотря на это, он горел и не уменьшался в священном светильнике в продолжени восьми дней, т. После прикосновения к телам убитых язычников, надлежало совершить им семидневное очищение. В память такого чуда раввины установили, чтобы в продолжение осьми дней, начиная с 25-го ноября, в каждом доме были зажигаемы светильники 137. По утру в этот праздник собираются в синагогу только в один первый день , читают 7-ю главу Числ, где говорится об освящении Скинии. Ибо, по словам их, они из предания знают, что Скиния кончена и освящена в 25-й день ноября, в который случилось и обновление храма 138. Вечером пред зажжением свеч, произносят следующие молитвы: «Благословен Бог, освятивший нас своими заповедями, и повелевший нам возжигать свечу обновления; Благословен Бог, сотворивший чудеса отцам нашим во дни оные — в сие самое время; Благословен Бог, сохранивший нас здравыми, безопасными и живыми, и содействовавший нам достигнуть до сего времени» 139.
Потом зажигают свечи в следующем порядке: в 1-ую ночь праздника зажигают одну, во 2-ю две, в 3-ю три и т. Сверх этого, ставят иногда лампаду с восемью светильниками и зажигают их в таком же порядке, как и свечи. Вообще, достоинство этого праздника состоит в том, чтобы в известное время ставить и зажигать свечи. Освещение продолжается не более получаса. Работы в продолжение этого праздника не запрещены. Впрочем, непозволительно работать при свече, зажженной в честь праздника; для этого употребляют обыкновенно другие.
Кроме обыкновенных яств, употребляют ещё в эти дни творог свежий сыр и молоко. Говорят, что это в воспоминание геройского поступка, учиненного Юдифью, которая отрубила голову Олоферну, усыпив будто бы его молоком, смешанным с творогом. На этом основании, позволяется зажигать свечи и женщинам 140. Об этом празднике, между прочим, упоминается в Новом Завете у еванг. Иоанна: Быша же, говорит он, тогда обновления во Иерусалимех, и зима бе Ин.