МиГ-21 появился на ближневосточной сцене в 1962 году, когда Египет стал первой страной, получившей непосредственно из СССР партию из 60-ти самолетов МиГ-21Ф-13.
Самолет МиГ-21 – сверхзвуковой Калашников
У нашего модифицированного МиГ-21ПФМ появилась возможность совершать взлёт с коротких «взлёток» и даже с грунтовых аэродромов. В отличие от прародителя, самолета-разведчика МиГ-21Р, на МиГ-21РФ устанавливалось встроенное фотооборудование в нижней части фюзеляжа. Всего до 1984 года МНР было поставлено 40 истребителей МиГ-21ПФ/ПФМ и четыре МиГ-21УМ, что позволило снять с вооружения самолеты МиГ-17Ф. МиГ-21ПФ и МиГ-21ПФМ - было решено сделать тренировочный самолет на основе планера перехватчика.
Советский «МиГ-21» против американского «Фантома»
Об этом сообщила пресс-служба Минобороны РФ в своем официальном канале. Кроме того, оказались уничтожены пусковая установка с пунктом управления и радиолокатором зенитного ракетного комплекса С-300ПС, две боевые машины зенитных ракетных комплексов Hawk и «Оса-АКМ», а также две радиолокационные станции «Пеликан» и «П-18». Ранее мы писали о том, что главком вооруженных сил Украины Александр Сырский заявил странам Запада о слабости своих подчиненных.
Самолет был новенький — прямо с подмосковного завода «Знамя Труда». Пилотировал его капитан Федор Григорьев. ГДР была западным форпостом Восточного блока.
Немецкие истребители вместе с советскими летчиками дежурили на границе, отгоняя от нее самолеты НАТО. На самолете установили новое катапультное кресло, усовершенствовали прицел и систему управления оружием, истребитель получил возможность применять ракеты с радиолокационным наведением. Наконец, МиГу вернули пушку — несколькими годами раньше ее почему-то объявили устаревшим оружием, не нужным для воздушного боя. Убедившись, что это не так, конструкторы предусмотрели возможность подвески под фюзеляж контейнера с 23-миллиметровой пушкой и боекомплектом. В общем, самолет получился серьезный.
Его откидная часть выполнялась из термостойкого стекла толщиной 10 мм, причем открывание фонаря производилось вручную вправо. На первых серийных самолетах МиГ-21Ф и Ф-13 устанавливалось катапультное кресло со шторочным устройством. Однако из-за недостаточной надежности вскоре кресло «СК» заменили катапультным креслом КМ-1, имеющей традиционную конструкцию. Шасси самолета трехопорное, убирающееся. Силовая установка различных модификаций истребителя МиГ-21 состояла из турбореактивного двигателя Р-11 различных модификаций, причем была возможна установка ракетных стартовых ускорителей. Самолеты МиГ-21 ранних модификаций не имели автопилота, в дальнейшем на них устанавливались автопилоты КАП-1, КАП-2 или АП-155, а последние модификации истребителей МиГ-21 получили автоматизированную систему управления САУ-23ЕСН, представлявшую собой сочетание электронного вычислительного устройства с индикаторами команд и автопилотом, отрабатывающим эти команды. Более поздние модификации истребителя оснащались различными типами радиоприцелов, в том числе - РП-22С, с максимальной дальностью обнаружения воздушных целей - до 30 км и максимальной дальностью сопровождения — до 15 км на высотах от 1000 до 20000 м. На всех последующих модификациях истребителя монтировались встроенные 23-мм пушки ГШ-23Л. Число подкрыльевых узлов подвески увеличилось до четырех.
МиГ-21 могли нести также авиабомбы различных типов калибра до 500 кг максимальная масса боевой нагрузки - до 1300 кг. Кроме того, была возможна подвеска контейнеров с фотоаппаратурой и средствами радиотехнической разведки. С учетом того, что ранние варианты МиГ-21Ф и МиГ-21Ф-13 могли вести бой только в светлое время суток при хороших погодных условиях, для достижения всепогодных характеристик этого истребителя потребовалось его оснащение бортовой РЛС, способной обнаруживать и сопровождать воздушные цели.
Учебная линия самолетов: МиГ-21У 1962 г.
Экспериментальная модификация МиГ-21ПД 1966 г. МиГ-21М — радиоуправляемый самолет-мишень вышел в 1967 году. Характеристики аппарата Базовой моделью самолетов этого типа является модель Миг-21Ф. Дальность полета — от 1 240 км до 2 100 км в зависимости от количества топливных баков.
Впоследствии на более поздних версиях самолета устанавливались моторы Р13Ф-300 и Р-25-300. Имеются 12 топливных баков в некоторых модификациях — 13 ; общий объем топливной системы — 2 160 литров, с подвесными дополнительными баками — 2 650 литров. Самолет оборудован системой аварийного покидания в случае экстренной аварийной ситуации. Катапультируемое сиденье пилота аналогично МиГ-19.
В последующих модификациях использовалось кресло КМ-1, как более надежное. Оно служило для обеспечения безопасности пилота длительное время, как хорошо себя зарекомендовавшее; в улучшенном варианте его даже использовали на МиГ-23. Электрооборудование самолета 27 вольт постоянного тока производится от стартер-генератора. Еще имеются две серебряно- цинковые батареи в качестве резерва.
Переменный ток 115 Вольт частоты 400 Гц преобразуют два электромашинные преобразователя; другие два — постоянный ток в трехфазный переменный 36 Вольт и такой же частоты. Кроме того, на борту имеется УКВ-радиостанция, автоматический радиокомпас и сигнализатор облучения, а также автоматический самолетный прицел. На более поздних моделях появились инфракрасный визир оптический прицел. В первых моделях автопилота не было.
В последствии его устанавливали с системой автоматического управления. Был даже установлен аэрофотоаппарат для ведения воздушной разведки. Навесное ракетное и бомбовое вооружение — два блока по 16 реактивных снарядов типа АРС-57М; два снаряда типа АРС-212; две бомбы и зажигательные баки. В более поздних моделях применялись ракеты К-13 и даже ядерное оружие.
Описание конструкции По аэродинамической компоновке МиГ 21 — это самолёт со средним расположением крыла треугольной формы и традиционным хвостовым оперением. В носовой части машины расположен многорежимный воздухозаборник с центральным телом, внутри которого установлена бортовая радиолокационная станция. Антенна РЛС закрыта подвижным конусом с продольным ходом. Перемещается конус с помощью гидропривода и фиксируется в трёх положениях: убран нормальное , частично выдвинут скорость 1,5м и полностью выдвинут скорость более 1,9м.
На наиболее распространённой модификации МиГ 21МФ, ниже створок дополнительного забора воздуха установлены аэродинамические гребни, исключающие попадание раскалённых газов в воздухозаборники при стрельбе из пушки. Под крылом на фюзеляже находятся створки ниши основных стоек шасси с колёсами диаметром 800 мм, позволяющих эксплуатировать машину с плохо подготовленных полос. На нижней поверхности фюзеляжа расположены три тормозных щитка, открывающихся с помощью гидроцилиндров вперёд по полёту. Выпуск щитков не сказывается на балансировке самолёта.
В цилиндрическом контейнере, размещённом под основанием киля, находится тормозной парашют. На расходе топлива доработка практически не сказалась, а использование титановых сплавов вместо стали, даже снизило массу силовой установки. В МиГ 21 кабина у более поздних модификаций стала более эргономичной, оснащена новой авионикой, пилот сидел в катапультном кресле «ноль-ноль» КМ-1. Обзор задней полусферы был улучшен с помощью нескольких зеркал заднего вида, закреплённых на арке фонаря кабины.
Радиопрозрачный обтекатель на вертикальном хвостовом оперении скрывает антенну станции предупреждения об облучении, подающую сигнал лётчику, если самолёт захвачен лучом радара противника. На вершине киля установлена антенна системы опознавания свой — чужой. Над рулём направления находится стекатель статического электричества и аэронавигационный огонь. Миг 21 Краткое описание военного самолета Истребитель, изготовленный советским производителем МиГ-21, в любой модификации предусматривает наличие треугольного и хвостового крыльев, то есть традиционного оперения.
Воздухозаборник многорежимного типа располагается ближе к носовой части воздушного аппарата. Воздухозаборник оснащен центральным телом с бортовой радиолокационной станцией внутри. Антенну РЛС прикрывает конус с продольным подвижным ходом. Специальный гидропривод приводит в движение конус и фиксирует элемент в нужном положении.
На фюзеляжной части под крылом самолета расположены створки для основных стоек шасси, оснащенные колесами в диаметре достигающие 800 мм. Такой размер колес помогает взлетать или приземляться истребителям даже с плохо оборудованных взлетно-посадочных полос. Технические характеристики МиГ-21: Кабина пилота у более усовершенствованных моделей МиГ-21 стала намного эргономичней, для ее оснащения стали использовать современную авионику, кресло для пилота представляло собой катапультный механизм КМ 1, который между пилотами назывался «ноль-ноль». При захвате истребителя лучом противника в кабину пилота моментально поступает сигнал от обтекателя, расположенного на хвостовом оперении самолета.
Система для опознания устанавливалась на самой вершине киля. Авиапроизводители изготовили более 11 тысяч единиц маневренных истребителей МиГ-21, которые в настоящее время числятся на вооружении многих стран. Благодаря запуску массового производства удалось в значительной степени снизить стоимость истребителя. К примеру, для производства военной техники, применяемой для наземных войск, приходилось выделять примерно в полутора раз больше денежных средств, чем для изготовления МиГ-21.
Свое первое боевое применение военно-воздушный транспорт сумел получить еще во время военных действий, имеющих место во Вьетнаме. За годы своего существования легендарный истребитель, как ранее мы уже отмечали, принимал участие во многих военных конфликтах. И практически во всех противостояниях успешно справлялся с поставленной военной задачей.
Истребитель МиГ-21
МиГ-21 в Египте и Сирии: avianikitoss — LiveJournal | МиГ-21ПФС/ПФМ. Бортовой номер "01 красный". Памятный знак установлен в честь бессмертного боевого и трудового вклада тамбовчан в героическую победу советского народа в Великой Отечественной войне 9 мая 1985 года Тамбов, 26 мая 2013 года Автор: Иван Зацепин. |
Беспилотный МиГ-21. МиГ-21ДП «Кречет» | МиГ-21ПФМ борт "28" в железобетонном укрытии возможно адр. |
Транспортировка истребителя МиГ-21ПФМ : karhu53 — LiveJournal | В ВВС Египта ещё и МиГ-21ПФМ/МФ числятся, но по факту это "недвижимость". |
Миг-21 — самый распространенный сверхзвуковой самолет в истории | В Ливии МиГ-21 упал на жилой дом. |
Советский «МиГ-21» против американского «Фантома» | Прототип МиГ-21 (Е-4) поднялся в воздух 16.06.55. Принят на вооружение в 1955 г., тогда же началось его серийное производство. |
Помогут ли Украине МиГ-21, которые им собирается передать Румыния?
Формат А2 Чертежи на страницах журнала: Стр. Информация о праздновании 60-летия самолета Ан-2 в России и Литве; стратегических командно-штабных учениях «Артерия-2007» с участием 57 ЛА Вооруженных Сил ; прошедшей пресс-конференции руководителей авиастроительных объединений; выкатке первого летного экземпляра российского регионального самолета Sukhoi Superjet 100; начале летных испытаний второго собранного в Самаре Ан-140-100; масштабных учениях Дальней авиации ВВС России; передаче заказчику, авиакомпании Singapore Airlines, первого лайнера Airbus A380; ходе летных испытаний нового БПЛА — вертолета Boeing A160T и ряд других сообщений.
Проект 21-93 практически так и остался на бумаге, кроме двух переоборудованных самолетов с. При всех разрекламированных достоинствах и превосходствах самолёт оказался никому ненужным. НАЗ «Сокол» индийских самолетов с. К сожалению, и этим планам не суждено было сбыться, возможно, из-за неумелой политики по продвижению товара. Ходила такая байка: в проекте одного из контрактов указали заоблачную цену на ведро из состава наземного оборудования.
На вопрос представителя заказчика "почему так дорого" ответили: "оно же оцинкованное".
Первый был потерян 26 июля 1970 года лётчик В. Проекты[ править править код ] МиГ-21ЛШ 1969 — проект штурмовика , принимавший участие в конкурсе наряду с Т-8 будущим Су-25 [18].
На самолёт было установлено новое радиоэлектронное, навигационное и прицельное оборудование, а также система катапультирования лётчика, изначально разработанная для тактического истребителя « Лави ». Фонарь кабины, состоявший из трёх частей, заменялся на цельное остекление. Стоимость программы модернизации одного самолёта составляла 1-4 млн долларов, в зависимости от установленного оборудования [19].
Предусматривал переоборудование кабины и установку нового радиоэлектронного оборудования [22]. На вооружении[ править править код ] На данный момент в 7 государствах и 1 государственном образовании мира эксплуатируется 406 истребителей МиГ-21 различных модификаций. Средний возраст самолётов превышает 40 лет, а морально устаревшая конструкция и небольшой остаточный ресурс делают затруднительной и неоправданной дальнейшую модернизацию.
Основными эксплуатантами самолёта являются Индия и КНДР, эксплуатирующие на двоих почти три четверти самолётов. Также ряд стран Индия, Румыния, Хорватия провели масштабную модернизацию своего парка МиГ-21 при поддержке израильской Elbit Systems, чтобы те соответствовали многим характеристикам истребителей 4 поколения. Страны, эксплуатирующие МиГ-21 синим цветом и уже снявшие МиГ-21 с вооружения красным.
МиГ-21 начали поступать на вооружение в 1963 году. Модификация МиГ-21ФЛ производилась по лицензии построено около 200 машин. Аварийность индийских самолётов оказалась высокой.
По состоянию на 2011 год, за почти 50 лет эксплуатации в авариях и катастрофах было потеряно 476 из 946 машин [25] [26] [27]. Не менее 120 модернизированных истребителей будут находится на вооружении ВВС Индии до 2019 года [28] [29]. На 12.
Однако, в 2023 году командование ВВС Индии заявило, что все самолёты будут сняты с вооружения досрочно — 8 октября 2023. Планируется провести особую прощальную церемонию с МиГ-21, поскольку самолёт находился на вооружении страны более полувека. Всего с 1963 года индийские ВВС получили 874 таких истребителя.
Куба — 3 Миг-21бис и 2 Миг-21УМ, по состоянию на 2023 год. Ещё два МиГ-21бис были угнаны лётчиками-хорватами 15 мая 1992 года. В 2013 году украинская госкомпания «Укрспецэкспорт» победила в тендере на модернизацию 7 хорватских МиГ-21 и поставку ещё 5 модернизированных МиГ-21 из наличия ГП «Одессавиаремсервис» [37].
Сообщается, что также было поставлено шесть МиГ-21Р [38]. Наконец, в 1978 г. Последние МиГ-21 были выведены из эксплуатации к 2003 году.
После свержения коммунистического правительства армии некоторых полевых командиров использовали МиГ-21. Последние МиГ-21УМ были выведены из боевого состава в 1994 года и переданы в военный музей. Начиная с сентября 1963 года, 19-й истребительный авиаполк получил 12 МиГ-21Ф-13, впоследствии часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21Ф-13Р [44] и передана 26-му разведывательному авиаполку.
Выведены из эксплуатации в 1988 году. В январе 1965 года вторая эскадрилья 18-го авиаполка получила 12 МиГ-21ПФ, как и в случае с Ф-13, часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21ПФР [45] и передана 26-му разведывательному авиаполку. Сняты с вооружения в 1991 году.
В 1977—1978 годах за ними последовало ещё 36 подержанных советских МиГ-21ПФМ и два таких истребителя в 1984 году. В 1962 году, 26-й рап получил шесть разведывательных МиГ-21Р. В 1969—1970 году, в 19-й иап поступило 15 МиГ-21М, закончили службу эти самолёты в 1990 году в 21-м иап.
В 1974—1975 году в Болгария получила двадцать МиГ-21МФ, часть из которых впоследствии была переделана в разведывательный вариант МиГ-21МФР [44] и передана 26-му разведывательному авиаполку. Данные самолёты были сняты с вооружения в 2000 году. Половина из них была в варианте САУ 30 новых, 6 подержанных , эти истребители получил 19-й авиаполк, а вторая половина с системой «Лазурь».
Последний исправный самолёт был выведен из эксплуатации в 2000 году [41] [48]. В 1975—1979 годах венгры получили 62 истребителя МиГ-21бис. В 1978 году МиГ-21Ф-13 были сняты с вооружения, в 1990—2000 годах за ними последовали и остальные модификации МиГ-21.
В 2023 году не стоит на вооружении [51]. Все вышли из строя.
Кабины курсанта передняя и инструктора задняя расположили в герметичном отсеке между шпангоутами 6 и 14.
Вверху, за кабинным отсеком, между шпангоутами 14 и 22 размещался съемный металлический топливный бак, а пять мягких резиновых баков установили между шпангоутами 14 и 28. ПВД на всех «спарках» устанавливался над входом воздухозаборника со смещением к правому борту. Крыло площадью 23,0 м2 и размахом 7,15 м - треугольной в плане формы со срезанными законцовками.
Угол стреловидности по передней кромке - -57 град. Угол установки крыла - 0е, поперечное - -2 град. Силовой набор состоял из лонжерона, главной балки, переднего стрингера, заднего стрингера и набора нервюр в передней части - 26, в задней - 12.
Толщина обшивки 1,5-2,5 мм. На верхней поверхности крыла ближе к законцовкам располагались два небольших аэродинамических гребня. На нижней поверхности имелся отсек для основной стойки шасси, а также находились узлы подвески пилонов и излучатели антенн радиоэлектронных систем.
Внутри каждой консоли крыла размещались два топливных бака. На задней кромке крыла располагались элероны и закрылки. Элероны общей площадью 1,18 м2 каждый имели аэродинамическую компенсацию, а левый элерон дополнительно снабжался компенсирующим триммером.
Закрылки - типа ЦАГИ со сдвижной осью вращения. Площадь каждого закрылка -0,935 м. Изменили также участок крыла за задним стрингером.
Внутри крыла перед закрылком вмонтировали патрубок воздушного канала системы СПС. Закрылки и элероны управлялись с помощью гидравлической системы. В системе управления элеронами использовался гидроусилитель Б4-45.
Вертикальное оперение состояло из киля и руля направления, крепящегося на трех узлах. Угол стреловидности по передней кромке - 60 град. Площадь вертикального оперения у самолетов МиГ-21Ф и первых серийных МиГ-21Ф-13 составляла 4,08 м2, затем в связи с некоторым изменением конструкции киля она уменьшилась до 3,8 м2.
Внешне новый киль был чуть шире и ниже прежнего. Начиная с самолета МиГ-21 ПФМ конструкцию киля значительно доработали, а площадь вертикального оперения довели до 5,2 м2 все последующие модификации истребителя, в том числе «спарки» МиГ-21 УС и УМ имели такое же в. Руль поворота площадью 0,965 м2 имел осевую аэродинамическую компенсацию и отклонялся в обе стороны на 25 град.
По конструкции и площади в зависимости от модификации он не менялся. Вертикальное оперение обшивалось листами дюраля толщиной от 0,8 до 1,2 мм. Цельноповоротное горизонтальное оперение стабилизатор площадью 3,94 м2и размахом 3,74 м имеет угол стреловидности по передней кромке 55 град.
Горизонтальное оперение отклоняется вверх на 7,5 и вниз На 16,5 град.
Форум военной истории и масштабного моделизма
МиГ-21 проделал долгий боевой путь, поучаствовал практически во всех войнах второй половины ХХ века на планете и сейчас остается опасным соперником для любого современного истребителя. Реактивный истребитель МиГ-21ПФС из коллекции Краснодарского Парка Победы. МиГ-21ПФМ, тип 94 вариант "А", без возможности подвески специзделия 6Б. История советского легкого истребителя МиГ-21 началась в 1957 году.
АВИАЦИОННЫЙ ФОТОАЛЬБОМ
Конструкция МиГ-21 | Несомненно, МиГ-21 является наиболее выдающимся российским истребителем второго поколения, не имевшим себе равных в воздушных боях 1960-70-х годов. |
Самолет МиГ-21 – сверхзвуковой Калашников | МиГ-21ПФ и МиГ-21ПФМ - было решено сделать тренировочный самолет на основе планера перехватчика. |
Telegram: Contact @PravdaShuravi | МиГ-21ПФМ, тип 94 вариант "А", без возможности подвески специзделия 6Б. |
Истребители
Истребитель МиГ-21 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия | Интерфакс: Российские военные нанесли удар по украинскому аэродрому, уничтожив истребитель МиГ-29, заявили в Минобороны РФ. |
42 гв.апиб в Жагани - летчики МИГ-21пфм 1979 года | post Транспортировка истребителя МиГ-21ПФМ на внешней подвеске тяжелого вертолета Ми-6. |
Монголия получила из России еще четыре учебно-боевых истребителя МиГ-29УБ ?: bmpd — LiveJournal | This MiG-21PFM is a former Polish Air Force aircraft, probably delivered in the late 1960s and withdrawn from service in 1989. |
Военные РФ сообщили об уничтожении МиГ-29, РСЗО HIMARS, Vampire и "Град" ВСУ | С 20 по 27 апреля российские войска ликвидировали украинский истребитель МиГ-29 и множество другой техники противника, в том числе реактивные системы HIMARS. |
МиГ-21 Фронтовой истребитель | Сегодня очередной горемыка-экспонат этого "музея", легендарный советский истребитель МиГ-21ПФМ с бортовым номером 68 красный. |
Ослепительный МИГ... МиГ-21
Максимальная эксплуатационная перегрузка была увеличена до 7,8. Самолет выпускался в 1962-1964г. На нем было установлено четыре мировых рекорда скорости для женщин. Отличительной особенностью этой машины явилось отсутствие пушечного вооружения временно возобладало «модное» мнение, что воздушный бой можно вести одними ракетами. Модификация самолета с увеличенной емкостью топливных баков за счет установки более вместительного накладного бака и вооружением, дополненным УР Р-2Л с радионаведением, получила обозначение МиГ-21ФЛ изделие 77 и выпускалась в 1965-1968г. В 1966г. Возрастание взлетной массы истребителя за счет применения более мощного вооружения и БРЭО, а также требования военных, которым нужны были самолеты, способные эксплуатироваться с грунтовых аэродромов, привели к установке на самолете МиГ-21 системы сдува пограничного слоя СПС с закрылка. Кроме улучшенных взлетно-посадочных характеристик, он имел киль увеличенной площади 5,32 кв. На самолете был установлен усовершенствованный радиоприцел РП-21 М способный действовать не только по воздушным целям, но и наводить по радиолокационному лучу ракеты класса воздух-земля Х-66 , а также оптический прицел ПКИ АСП-ПФ-21 и система радиолокационного опознавания «Хром-никель».
Исходя из опыта боевого применения истребительной авиации во Вьетнаме, на самолет МиГ-21ПФМ было вновь установлено пушечное вооружение — в контейнере ГП-9 на подфюзеляжном узле подвески размещалась двухствольная пушка ГШ-23 23 мм. Средства РЭБ были усилены за счет установки более совершенной системы обнаружения радиолокационного облучения «Сирена-ЗМ». Следующей модификацией «Двадцать первого» стал истребитель МиГ-21С Е-7С, изделие 95 , имеющий четыре подкрыльевых узла подвески, усовершенствованное ракетное вооружение УР РС-2УС были заменены ракетами Р-3р с радиолокационной полуактивной системой наведения. На самолете был установлен радиоприцел РП-22С, коллиматорный прицел ПКИ, система командного наведения «Лазурь-M» и усовершенствованный автопилот АП-155, обеспечивающий управления по трем осям. Истребитель выпускался в 1965-1968г. Блоки НАР УБ-32 каждый с 32 ракетами калибром 57 мм предназначались, в основном, для стрельбы по наземным целям. Емкость внутренних топливных баков истребителя составила 2650 л. Самолет выпускался в 1968-1974г.
Максимальная масса боевой нагрузки на внешних узлах подвески могла достигать 1300 кг. Его вооружение было дополнено первой в мире УР ближнего боя Р-60, способной поражать маневрирующие с большими перегрузками самолеты на близких дистанциях число ракет этого типа на самолете могло достигать шести за счет применения двух спаренных пусковых устройств. Самолеты выпускались в 1970-1974г. В 1971г. На самолете МиГ-21МТ изделие 96МТ была значительно увеличена емкость накладного топливного бака, за счет чего суммарный объем топлива во внутренних баках достиг 3250 л, а практическая дальность без ПТБ возросла по сравнению с самолетом МиГ-21МФ на 250 км. Истребитель строился в 1971г. Истребитель серийно выпускался в 1971-1972г. Опыт Вьетнама и ближневосточных войн вновь подтвердил огромное значение маневренных характеристик истребителей.
Увеличение маневренности стало ключевым направлением развития истребительной авиации в 1970-е годы. Первым сверхзвуковым истребителем с маневренными характеристиками, соответствующими требованиям к самолетам четвертого поколения, стал самолет МиГ-21бис Е-7бис, изделие 75 , созданный в 1971г. Гаврилова , имеющий режим «Чрезвычайный форсаж», при котором тяга кратковременно не более 3 мин может быть увеличена до 9900 кгс при М1, в диапазоне высот 0-4000м. По результатам компьютерного моделирования было установлено, что самолет МиГ-21бис может «на равных» вести маневренный бой с американским истребителем F-16A на ближних дистанциях в простых погодных условиях. В сложных погодных условиях МиГ-21бис получал даже некоторое преимущество перед американским самолетом за счет использования ракет с радиолокационной полуактивной системой наведения. Ресурс самолета МиГ-21бис достиг 2100 ч, число возможных комбинаций вооружения составило 68 на истребителях ранних модификаций оно равнялось 20. В частности, разрабатывался проект «723» с крылом увеличенного размаха, имеющим небольшие наплывы и предкрылки под крылом предполагалось разместить шесть узлов внешней подвески. В новую модификацию планировалось переоборудовать ранее построенные МиГ-21.
Однако появление на вооружении ВВС истребителей четвертого поколения МиГ-29 и Су-27 и загруженность ОКБ работами по перспективной тематике отодвинуло задачу модернизации уже устаревающего МиГ-21 на второй план. Но в конце 1980-х годов, в связи с ростом стоимости боевых самолетов и общей тенденцией к ограничению оборонных расходов, интерес к МиГ-21 вновь возродился: значительное число самолетов этого типа в ВВС зарубежных стран сделало весьма выгодными работы по их модернизации в частности, переоснащению истребителей современной радиоэлектроникой. Интерес к этому проявил ряд ведущих зарубежных фирм, специализирующихся в области авиационного радиоэлектронного оборудования. Не осталось в стороне и ОКБ им. Микояна, разработавшее модернизированный вариант самолета, МиГ-21 И ранее обозначение МиГ-21 И уже носил экспериментальный самолет с оживальным крылом. Для пассивной защиты имеются два блока выброса ложных целей БВП-30-26. По своим боевым возможностям самолет МиГ-21И приближается к модернизированным истребителям четвертого поколения, имея при этом значительно меньшую стоимость. Помимо истребительных вариантов МиГ-21 была создана специализированная разведывательная модификация самолета — МиГ-21Р изделие 94Р со сменными контейнерами, расположенными на подфюзеляжном узле подвески и оснащенными АФА, телевизионными и другими средствами ведения воздушной разведки.
Самолеты этого типа выпускались в 1965-1971г. Тбилисси, соответственно, в 1962-1966, 1966-1970 и 1971 годах. Самолет МиГ-21 послужил основой для создания многочисленных экспериментальных самолетов и летающих лабораторий. Следует выделить МиГ-21И первый самолет с таким названием , известный, также, как «Аналог». Он был построен для испытаний оживального крыла и отработки техники пилотирования сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Первый полет самолета состоялся 18. Два двигателя были установлены в средней части фюзеляжа вертикально. Так как исследовать предполагалось лишь взлетно-посадочные режимы, шасси самолета было выполнено неубирающимся.
Всего было создано более 45 серийных и опытных модификаций самолета МиГ-21.
По данным ведомства, также уничтожены две боевые машины зенитных ракетных комплексов: Hawk и "Оса-АКМ", две радиолокационные станции: "Пеликан" и П-18. По словам российских военных, в течение недели сдались в плен 15 украинских военнослужащих. Российские военные заявили, что за неделю нанесли 35 групповых ударов высокоточным оружием, в том числе гиперзвуковыми "Кинжалами", по объектам энергетической отрасли, предприятиям ВПК и железнодорожной инфраструктуры Украины в ответ на попытки нанести ущерб объектам энергетики и промышленности РФ.
В правой части приборной доски истребителя размещен многофункциональный монохромный индикатор на ЭЛТ. По желанию заказчика на самолете может быть дополнительно установлена квантовая оптико-локационная станция КОЛС , взаимодействующая с другим БРЭО как на самолетах МиГ-29 и Су-27 ; аппаратура обеспечения взаимодействия в составе группы из трех самолетов МиГ-21-93 с истребителем МиГ-31 для дальнего наведения на воздушные цели в том числе и маловысотные без использования средств наземного наведения; контейнер с лазерно-телевизионным оборудованием для применения КАБ или другие системы как российского, так и зарубежного производства. Применение современного оборудования увеличивает время наработки на отказ в полете и на земле. Средства наземного обслуживания в основном те же, что и у МиГ-21 -прежних модификаций требуется лишь незначительное дополнение. На самолет возможна установка стартовых твердотопливных ускорителей СПРД-99.
Отливка представляла собой точную копию чешского оригинала с ухудшенным и без того неважным качеством.
При этом МиГ лишился внешней клёпки. Тираж модели был невелик, да и выпускалась она недолго. Известные политические события помимо распада великой страны имели ещё одно последствие. С запада сначала тонким ручейком, а затем - бурным потоком хлынули фирменные модели. Конечно, поначалу далеко не каждый мог позволить их себе. К тому же, незнакомые с прототипом иностранцы выдавали порой такое, что приводило в ужас даже самых нетребовательных моделистов. Однако постепенно они занимали всё больше места на полках коллекционеров, и потому заслуживают пристального рассмотрения. Тому, кто хотя бы раз сталкивался с продукцией этой китайской фирмы, достаточно лишь прочитать название. Для остальных - пояснения. Модель не первой молодости.
Таким образом, богатой деталировки быть не может в принципе. Расшивка у Matchbox - это нечто неописуемое. Если все или большинство модельных фирм выполняют её внешней либо внутренней, то здесь мы имеем дело с комбинированной. На крыльях и части фюзеляжа она внутренняя, причём её глубина и ширина просто невероятны. Внешняя же часть напоминает внутреннюю, но в обратную сторону. Относительно точности ничего не могу сказать пока - модель в руки не попадалась. Как только удастся обмерить - читайте подробный обзор. В 1990 г. Весь мир замер в блаженном ожидании. Fujimi к тому времени уже успела выпустить свою серию F-4, которая до появления «королевской» серии от Hasegawa были лучшей в мире.
Увы, праздника не получилось. Конечно, красивые коробки так и просят купить их. Но не надо спешить! Итак, открываем... Внутри - характерный для фирмы серый пластик. Расшивка - аккуратная внутренняя полностью неверная. Неплохие декали, правда большей частью - на страны Ближнего Востока. Хорошая инструкция. На этом хорошее кончается.
Беспилотный МиГ-21. МиГ-21ДП «Кречет»
перехватчиков под индексом Е-7 (МиГ- 21 ПФ, ПФМ и другие). Тип: МиГ-21ПФМ Место съемки: Кавказ, 70-е годы Фото: Владимир Пушкарев 40547. МиГ-21 появился на ближневосточной сцене в 1962 году, когда Египет стал первой страной, получившей непосредственно из СССР партию из 60-ти самолетов МиГ-21Ф-13. МиГ-21ПФМ – ВВС СССР. автор Дмитрий Срибный 11.09.2020.