Зимний Грушинский фестиваль состоится 10 февраля 2024 года и пройдёт в рамках Марафона авторской песни России 2023–2024 с использованием гранта Президентского фонда.
Грушинский фестиваль 2023. Открытие
Конкурса на этом фестивале не было. В творческих программах приняло участие около 500 человек. В небе господствовала авиация: вертолёты, дельтапланы , самолёты, а также парашютисты: четвертьвековой юбилей фестиваля совпал с пятидесятилетием Самарского авиационного института , студентом которого был и Валерий Грушин. XX фестиваль[ править править код ] Палатки — типичный образ жизни на фестивале Двадцатый фестиваль собрал 40 тысяч участников из 135 городов. Председатель жюри — Александр Городницкий.
Кулашко, Н. Павлющик и Е. Клемятич, А. Панкратова Молодечно , Белоруссия , ансамбль « Белая гвардия »: О.
Орлова, А. Григорьева г. XXI фестиваль[ править править код ] На двадцать первый фестиваль съехались 100 тысяч участников из 145 городов, Председателем жюри был А. Лауреаты: Е.
Настасий Волгоград , С. Кучумов Санкт-Петербург , дуэт В. Щукина и Д. XXII фестиваль[ править править код ] На двадцать второй фестиваль собрались 90 тысяч гостей из 120 городов бывшего Союза и зарубежья.
Председатель жюри — Сергей Никитин. Лауреаты: Н. Бурхи-Бершмой Харьков , Э. Аполинаров — В.
Петряхин Самара , А. Широглазов — В. XXIII фестиваль[ править править код ] Число участников двадцать третьего фестиваля составило около 130 тысяч участников из 190 городов. Лауреаты: В.
Демиденко Воронеж , А. XXIV фестиваль[ править править код ] На двадцать четвёртый фестиваль приехало около 150 тысяч участников из 135 городов. На этом фестивале появилась новая детская эстрада — «Балалайка» сцена, построенная на воде, по аналогии с «Гитарой».
Оттуда доехать до поляны можно было на бесплатных автобусах Источник: Роман Данилкин Специально для такого события в Самаре запустили Грушинский экспресс. Транспорт будет курсировать до 3 июля Источник: Роман Данилкин В дни фестиваля с платформы Валерия Грушина можно также уехать на обычных электричках или на «Ласточках» Источник: Роман Данилкин На лицах промокших насквозь гостей фестиваля читалось: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» Источник: Роман Данилкин Сын Владимира Высоцкого — Никита исполнил на сцене несколько песен своего отца Источник: Роман Данилкин Кроме того, в этом году к 85-летию Владимира Высоцкого на Мастрюках показали спектакль «Райские яблоки» Источник: Роман Данилкин Почти 300 ступенек вниз — и ты на поляне Источник: Роман Данилкин Проливной ливень не обрадовал гостей фестиваля Источник: Роман Данилкин.
Также бесплатно вы устанавливаете свою палатку в палаточном лагере. Бесплатно вы можете пользоваться туалетами и водой из скважины. А вот въезд на парковку поляны осуществляется за деньги. Стоимость пропуска на въезд составляет 1500 рублей. Это невозвратный экологический сбор, который взимается при каждом въезде на автомобиле, либо мотоцикле. То есть, если вы покинете поляну, а затем снова захотите на неё вернуться на своём транспортном средстве — вам опять придётся заплатить 1500 рублей. То есть считается количество въездов, а не время, проведённое на парковке. Парковка на Грушинском фестивале Ну, и, естественно, еда на фудкортах, всякое туристическое снаряжение вы покупаете за свои деньги.
Была еще ясновидящая, которая кричала: «Он не погребен, душа еще здесь».
У меня есть и своя версия, но я пока не хочу говорить Тамара Муравьева, хранительница музея Грушина Есть версия, что Грушин не погиб, а просто скрылся в Монголии Участники этой истории в эфире шоу «МАЛАХОВ» на канале «Россия 1» вспоминают: как только стало известно о трагедии, уже на следующий день студенты-друзья Валерия сбросились и наняли вертолет для прочесывания местности, но результаты ни к чему не привили. Более того, после этого Грушина искали еще два месяца и прочесали всю территорию в радиусе 200 километров — для этого основали целые экспедиции. Но ничего не помогло. Читайте также Варвара Визбор: «Вряд ли я снова приду в шоу «Голос» Год спустя его друзья-сокурсники решили организовать фестиваль бардовской песни.
Всего на 50-ом Грушинском фестивале прошло порядка 200 мероприятий
Юные гости смогут развлечься с аниматорами или на детской площадке. Еду можно готовить на газовых горелках в своём лагере или покупать ее на фуд-корте. С собой вам нужно взять документы, бытовые вещи, личные и хорошее настроение. Расписание электричек В этом году до фестивальной поляны проследуют не только привычные нам электрички, но и "Грушинский экспресс" - тематический исторический электропоезд, выполненный в стиле 80-х годов. Также до поляны можно доехать на обычном электропоезде и "Ласточке". Расписание электричек на все дни Грушинского фестиваля опубликовано в телеграм-канале "Самара Новости".
Важное от организаторов В этом году за безопасностью людей будут следить особенно строго. Гостей предупреждают, что их машины могут осмотреть, также могут попросить предъявить для осмотра личные вещи. Организаторы надеются на ваше понимание. На поляне нельзя жечь костры.
Не встал и президент «Груши» Борис Кейльман. Этим людям — Митяеву, Хомчик, Кейльману — похоже, совсем не нужна победа. Зато им нужны деньги из бюджета. Только из Фонда президентских грантов на проведение фестиваля было выделено 29 миллионов рублей. И это еще, не считая средств из регионального бюджета и гранта Росатома. Самое страшное, что подобное — повторяется из раза в раз почему и возникла альтернативная сцена «Победа» , однако самарские власти — продолжают закрывать на все глаза, восторгаясь Митяевым с Хомчик. С уходом министра культуры Татьяны Мрдуляш, также выступавшей против СВО, ситуация — ничуть не изменилась. Возможно, потому что в руководстве региона — многие разделяют эти взгляды и внутренне поддерживают таких, как Митяев и Хомчик».
Фестиваль собирает десятки тысяч зрителей из России и др. В рамках программы проходят конкурсные выступления в разных номинациях в т. В разные годы лауреатами фестиваля были А. Дольский, В. Ланцберг, Б. Щеглов, Г. Дикштейн, В. Долина, О. Митяев, Т.
Суммы, которые и не снились благотворительным фондам, помогающим Донбассу и фронту. И эти любители костров и природы не пускают на свой междусобойчик участников СВО. Им же здорово, они все там сегодня собрались. Нечего им праздник портить. Хотите петь патриотические песни? Вон там, с краю, для вас... Только потише, чтобы вас было не слышно и не видно. А лучше, чтобы вас вообще не было. Это же не рассказ о Грушевском фестивале. Это точное описание всей ситуации в российской культуре. И когда мне говорят, что с российской культурой "в целом всё в порядке", есть только отдельные элементы... Да, у представителей российской культуры всё в порядке. У них гранты, господдержка... А у России с культурой - не всё в порядке.
Под Самарой юбилейный Грушинский фестиваль собрал 56 тысяч участников
В рамках 50 Грушинского фестиваля прошли выступления, посвященные 85-летию со дня рождения великого поэта, автора, актера Владимира Высоцкого. Никита Высоцкий лично исполнил несколько песен своего отца, в том числе на сцене «Гитара». Уникальными событиями фестиваля стали спектакль «Сколько песен спето у твоих костров», создание карты Грушинского прямо на Поляне на ней отметили 273 города России, в том числе Мариуполь, Луганск, Донецк , проект «Поет Поляна! На Поляне был построен и спущен на воду парусник «Валерий Грушин». Основные концерты 50-го Грушинского фестиваля можно было увидеть в прямой трансляции на официальном сайте фестиваля и в социальных сетях. Зафиксировано свыше 200 000 просмотров фестивальных концертов. Детскую сцену и детскую игровую площадку за все дни фестиваля посетили более 3970 человек. Здесь работали выездные библиотеки, игровые комплексы, проходили викторины. Около 5000 гостей приняли участие в спортивных активностях.
На спортивных площадках можно было пострелять из лука, сыграть в футбол, волейбол и другие игры.
И мрази, получившие возможность заработать на этом фесте огромные деньги только за парковку автомобилей — 30 млн. А на самом деле, всё, чем заняты либероидные твари, отжавшие себе наш Грушинский, так это делёжом бабла, периодически устраивая громкие крысиные разборки с мерзкими визгами на весь мир», — написал Чудаков ВКонтакте. Военный эксперт Владислав Шурыгин считает, что «Грушу» надо перевести на самообеспечение.
А то хорошо пользоваться господдержкой для «как здорово, что все мы тут сегодня собрались», но «все мы», похоже, организаторами фестиваля понимаются сильно по-своему, по либеральному: мы — «светлые и совестливые», а остальные — серое быдло», — написал он. Национал-демократ и советолог Егор Ершов пытается оправдать организаторов «Груши» несовершенством культурной политики в России. И сложилось такое положение вещей потому как до начала эры Z «петь про политику» означало исключительно «петь про кровавый режим, революцию и Навального», и власти давили на владельцев и менеджеров площадок, чтоб «без политики». Однако теперь это работает, простите, в обе стороны», — пишет Ершов.
Но остаться вне политики в такой момент не получится. Значит, у крупнейшей музыкальной площадки должны быть другие руководители, которые смогут государственные средства использовать для формирования такого творчества, которое отвечает историческому моменту и запросам общества.
Поиски Валеры прекратилось в ноябре.
Ни одной из экспедиций Федора Ивановича так и не удалось найти тело. Второго октября приказом ректора Куйбышевского авиационного института Валерий Грушин был исключён из списка студентов в связи со смертью. На Груше есть свой Арбат.
Вдоль узкой дорожки, отходящей от фестивальной поляны, стоят десятки лотков с сувенирами и безделушками. За ними в зарослях теснятся палатки. Этот Арбат — портал в параллельный мир.
Я иду сквозь толпу, и внезапно дорожка выводит меня на новую поляну. Здесь кипит торговля. Грушинский — это рай для любителей дикого отдыха с палатками и тушёнкой на костре.
Но коммерция на фестивале развита настолько, что сюда можно приехать вообще без вещей и безбедно прожить несколько дней. На торговой поляне продаётся всё: шашлык, кукуруза, пиво, сидр, сыр, чай, вода, бургеры, приправы, рыба, колбаса, одежда, спальные мешки, обувь и палатки. В любое время суток здесь шатаются толпы людей с пивом и едой.
Человек, который в паре километров стоит в очереди за питьевой водой или печёт картошку в костре, кажется странным. На каждом втором ларьке установлена колонка, из которой гремит музыка. С авторской песней она не имеет ничего общего — только электронщина и попса.
А у реки, а у реки, а у реки Гуляют девки, гуляют мужики. Я чувствую себя как на сочинском побережье. Сразу за ларьками и кафешками начинается огромная автостоянка.
Машины заезжают сюда понизу, сворачивая с шоссе и пересекая железную дорогу там, где спуск с возвышенности не такой крутой. Каждый день через «таможню» на грушинскую парковку въезжает по тысяче машин. Водители платят на КПП тысячу рублей.
О том, что в паре километров на сценах играют участники 45-го Грушинского фестиваля авторской песни, здесь напоминают только магнитики с изображением гитары. Возможно, многие обитатели торговой поляны ни разу не проходили через Арбат на ту сторону. Бытует мнение, что Грушинский фестиваль — это огромная пьянка, на которую съезжаются не самые приятные личности из Самары и Тольятти.
Даже таксист, с которым мы ехали до станции, готовил меня к этому. Удивительно, но всё это никак не влияет на дружелюбный дух фестиваля. Никто не дерётся, не переругивается и не блюёт в неположенных местах.
Несколько человек в отключке на траве, жалобы на круглосуточную «долбёжку» на торговой поляне и ссоры с неадекватными соседями — вот и весь беспредел. Друзей и родственников Валеры Грушина начали вызывать на допросы. О его гибели говорил весь город, к тому же туристы и студенты планировали провести концерт в честь погибшего товарища.
В здании ГУВД на улице Куйбышева, 42 следователи и сотрудники госбезопасности расспрашивали их, каким человеком был Грушин, какие он пел песни, как относился к советской власти. Кроме того, в КГБ узнали о поездке Грушина, Кузнецова и Муравьёвой весной 1966 года в Темниковский исправительно-трудовой лагерь в Мордовии, в котором находилась в заключении подруга Тамары по детдому. После допроса Муравьёву обвинили в незаконной издательской деятельности, и избежать уголовного наказания ей удалось только чудом.
День памяти Валерия Грушина той осенью провести не удалось: 23 октября местная радиостудия объявила об отмене уже запланированного мероприятия. Несмотря на допросы, обыски и изъятия самиздата, друзья Валерия Грушина продолжали добиваться разрешения на концерт в его честь. Для них было важно открыто рассказать о подвиге Валеры, не скрываясь в подполье.
Летом 1968 года на совместном заседании областного совета по туризму и экскурсиям и турклуба «Жигули» было решено провести на сентябрьском турслёте «Золотая осень — 68» песенный конкурс памяти Валерия Грушина. Этот конкурс, который вскоре будет объявлен первым Грушинским фестивалем, прошёл в Каменной чаше — так называется урочище в Жигулях, образованное несколькими оврагами и окружающими их каменистыми склонами. На него приехали 632 человека, в том числе туристы из Москвы, Ленинграда и Казани.
Музыкальной сценой служил пятачок на склоне. Концерт начался вечером 28 сентября и продолжался до четырёх утра. Вокруг горели факелы и костры.
Утром друг Валерия Грушина Борис Кейльман под проливным дождём объявил имена лауреатов. Среди них оказалось трио «Поющие бобры», в котором место Валеры занял один из его товарищей. На следующий год фестиваль перенесли на Мастрюковские озёра.
На него приехали две с половиной тысячи человек. Мужчина пенсионного возраста играет на гитаре, а вокальную партию имитирует на губной гармошке. Я прошусь в гости и сажусь на раскладной стульчик рядом с друзьями музыканта.
Мы приезжаем сюда с 1975 года, а вон Лидка была и на самом первом фестивале. Лидия Александровна знала Валерия Грушина и ходила с ним в походы. Когда он погиб, она была ещё школьницей и по его примеру решила поступать в КуАИ.
В ответ на вопрос, приезжала ли она сюда каждый год и побывала ли на всех фестивалях, женщина упоминает о двух знаменитых грушинских исключениях. В 1980 году вышедшие из вагонов электрички туристы увидели таблички «Фестиваль отменён». Поводом для запрета Груши стала Олимпиада в Москве: местные власти заявили, что направляют сотрудников милиции в столицу, и для охраны порядка на фестивале людей не остаётся.
Учитывая, что в предыдущем году двести тысяч человек на Грушинском охраняли 42 милиционера, повод казалась надуманным. Запрет на проведение фестиваля продлился пять лет, и именно из-за этого в 2018 году 45-й фестиваль проводится в честь 50-летия Груши. Традицию удалось возродить в 1986 году.
Второй поворот в истории фестиваля произошёл совсем недавно. В 2007 году Клуб авторской песни имени Грушина не смог договориться с компанией «Мета», которая на 15 лет получила в аренду землю на Мастрюковских озёрах. В результате конфликта «Мета» заручилась поддержкой сына Юрия Федоровича Грушина и провела 34-й фестиваль своими силами.
Традиционные организаторы не растерялись и устроили собственный фестиваль на Федоровских лугах — похожей по ландшафту местности выше по течению Волги, где ещё в семидесятые прошло несколько Грушинских фестивалей. Через несколько лет «Мета» потеряла право на использование бренда Груши и переименовала своё мероприятие в «Платформу». Одной из его концепций стало создание «фестиваля фестивалей» — разных самодостаточных сцен.
Война закончилась осенью 2013 года. Объединение фестивалей проходило при посредничестве местных властей, а человеком, который помирил противоборствующие стороны, стал министр культуры Владимир Мединский. Впрочем, воссоединение было условным.
В 2014-м Клуб вернулся на Мастрюки и провёл 41-й фестиваль совместно с «Метой», а уже в 2015-м «Платформа» покинула Самарскую область и переехала в Московскую. В наследство от неё достались те самые многочисленные сцены, по которым кочуют музыканты. После возвращения Клуба на Мастрюковские озёра популярность фестиваля стала падать.
Если в 2014 году на Грушу приехали 70 тысяч человек, то уже в следующем, 2015-м, их было всего 20 тысяч. В юбилейном фестивале 2018 года приняли участие около 27 тысяч человек. О 180 тысячах, как двадцать лет назад, сейчас не может быть и речи.
Сын метеоролога Третьякова Лёня, которого Грушин спас из воды, так и не смог оправиться после переохлаждения. Сильная простуда перетекла в воспаление головного мозга, и вскоре после событий на Уде мальчик умер. Через несколько лет не стало и Коли Третьякова.
В январе 1973 году в горной тундре Кольского полуострова на плато Чивруай во время снежного шторма полностью погибла группа студентов КуАИ. Родители сняли сыну комнату в Куйбышеве. Пятого января 1971 года хозяйка неудачно растопила печь.
Квартиру заволокло дымом — и Михаил умер от отравления угарным газом. Фёдор Иванович, который уже срывался после гибели Валеры, снова ушёл в запой. Нас в подъезде очень не любят», — вспоминал второй родной брат Валеры, Александр, в 1981 году.
Зачем оговаривать то, чего не было. Как всегда, на Грушинском фестивале люди себе выбирают, что и где они хотят слушать, — сообщила собеседница издания. Хомчик также опровергла слова Хинштейна о том, что организаторы намеренно задержали выступление Калинкина. Она заявила, что его выступление было добавлено в программу в последний момент по просьбе губернатора. Руководители фестиваля в результате нашли для него специальное место. В декабре прошлого года Кировский райсуд Крыма наказал штрафами и административным арестом троих приятелей из села Золотое Поле, которые пели украинские песни. Их признали виновными в дискредитации ВС РФ и пропаганде нацистской атрибутики или символики.
Новые лестницы, мосты и амфитеатр: Грушинскую поляну обновили к юбилейному фестивалю
Не мог этот процесс обойти и бардовскую тусовку... Хотел сперва употребить другое слово — «бардовскую семью», «мир». Да только это давно уже никакая не «семья», как было некогда или, скорее — казалось. И никакого мира там давно нет. Есть денежные интересы, есть разные подчас противоположные общественно-политические симпатии. Да, остаются еще некоторые общие «авторитеты жанра» и такие фестивали как Грушинский.
Хотя юбилейная 50-я «Грушинка» этого года показала, что «единство» и здесь весьма условно. Речь, разумеется, о тех, кто сам пишет или исполняет авторские песни, не уходя далеко в иные стили, и тех, кто приезжает «слушать сердцем» эти песни. О тех, кто ездит в Мастрюки просто потусоваться и оттянуться на природе — вообще нет смысла говорить. Хотя последних в нулевые и «десятые» годы этого века стало немало. Уже тогда произошло кардинальное перерождение фестиваля — подмена понятий.
Её метко выразил президент Самарского областного клуба авторской песни имени Валерия Грушина Виталий Шабанов: «из фестиваля созидателей и покорителей просторов он превратился в фестиваль потребителей и продавцов развлечений». Впрочем, в обществе потребления, которое у нас было успешно выстроено после 1991 года, это закономерная метаморфоза. Для одних авторская песня стала профессией или «приработком». Для других прибыльным «околофестивальным» бизнесом. Для третьих просто местом прикольной тусы.
Чуть поскучнее, чем рок-фесты. Именно они вместе с бойкими репортерами таблоидов и начали «Грушинку» обзывать «Грушей». В один из таких фестивалей начала века, помню резанула хроника «Груши»: изнасилование, пьяная драка, наркота. Такое в советское время на слетах КСП и на той же «Грушинке» было просто немыслимо. И не потому, что в советское: на этих слетах в лесах без всякой милиции и «инфраструктуры» как сегодня организаторская «опека» со стороны государства через ВЛКСМ пришла лишь в конце 1980-х собирались действительно единомышленники — люди, условно говоря, одной культуры.
Пусть и с разными оттенками воззрений на мир. И «почвенников» и «либералов-западников» опять же, условно говоря в бардовском движении соединяла неподконтрольная официозу песня — лирическая, романтическая, озорная — порой с явной или скрытой фрондой властям. Часто — в туристском или геологическом «брезентовом» обрамлении, иногда — в форме «городского романса». В разные годы помимо окуджавской «Возьмемся за руки друзья», негласными «гимнами» кээспэшников становились «Люди идут по свету» Игоря Сидорова, визборовские «Солнышко лесное» и «Нет мудрее и прекрасней средства от тревог»; «Как здорово, что все мы здесь... Единение и вправду было.
Ну, или опять же — казалось, что было. Некоторые пытались и пытаются это сделать под соусом эстетской аполитичности, «вневременности». Другие — те, что с «хорошими лицами» и «из хороших семей» с начала столетия начали по восходящей пестовать бардовскую фронду 2. Автор этой статьи сам в молодости участвовал правда, не очень активно в КСП, входил в «куст» «Разгуляй» московского клуба, ездил на несколько слетов, пел там — в том числе, и со сцен, даже получал призы. Мне, как и многим людям моего и более старших поколений хотелось бы «законсервировать» те чувства и ту атмосферу бардовской молодости.
Но, увы, как поется в песне Михаила Щербакова: «все скрылось, отошло и больше не вернется».
Расписание электричек на все дни Грушинского фестиваля опубликовано в телеграм-канале "Самара Новости". Важное от организаторов В этом году за безопасностью людей будут следить особенно строго. Гостей предупреждают, что их машины могут осмотреть, также могут попросить предъявить для осмотра личные вещи. Организаторы надеются на ваше понимание. На поляне нельзя жечь костры. Для приготовления пищи использовать можно примусы, горелки или походные плиты. Надеемся, здесь не нужно объяснять, чем грозит отдых там, где это делать запрещено. На фестивале нельзя публично использовать бранные и оскорбительные слова, нарушать общественную мораль и нормы поведения, находиться в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Давайте сохраним порядок на фестивале и отлично проведем время!
Григорьева г. XXI фестиваль[ править править код ] На двадцать первый фестиваль съехались 100 тысяч участников из 145 городов, Председателем жюри был А.
Лауреаты: Е. Настасий Волгоград , С. Кучумов Санкт-Петербург , дуэт В.
Щукина и Д. XXII фестиваль[ править править код ] На двадцать второй фестиваль собрались 90 тысяч гостей из 120 городов бывшего Союза и зарубежья. Председатель жюри — Сергей Никитин.
Лауреаты: Н. Бурхи-Бершмой Харьков , Э. Аполинаров — В.
Петряхин Самара , А. Широглазов — В. XXIII фестиваль[ править править код ] Число участников двадцать третьего фестиваля составило около 130 тысяч участников из 190 городов.
Лауреаты: В. Демиденко Воронеж , А. XXIV фестиваль[ править править код ] На двадцать четвёртый фестиваль приехало около 150 тысяч участников из 135 городов.
На этом фестивале появилась новая детская эстрада — «Балалайка» сцена, построенная на воде, по аналогии с «Гитарой». XXV фестиваль[ править править код ] Двадцать пятый фестиваль собрал 180 тысяч участников из 140 городов. Председатель жюри — В.
Лауреаты: Алина Симонова Самара , А. Лобанов Санкт-Петербург , Д. Румянцева, О.
Семёнова, А. Меркулова, Т. Сас Санкт-Петербург , трио Е.
Матвеева — Е. Матвеевы и А.
И он новый. Но как раз сейчас у нас есть возможность вписаться в современные тенденции. Аллея фестивалей будет для нас пробным таким проектом. Директор рассказала и об идее развернуть на Поляне галерею лауреатов, посвященную их памяти, творчеству: - 5 поколений лауреатов сменилось за 50 лет. История фестиваля насчитывает 408 лауреатов и 600 дипломантов.
Также отдельную галерею мы посвятим ушедшим бардам, фотоматериалы, автографы, информация об основных вехах творчества. Главные улицы Поляны мы предлагаем назвать в честь самых знаковых бардов. Кроме того, на совещании обсудили вопросы развития инфраструктуры фестиваля - водоснабжение и электроснабжение, транспортная доступность, обеспечение безопасности гостей и участников, информационное сопровождение фестиваля.
Всего на 50-ом Грушинском фестивале прошло порядка 200 мероприятий
Грушинский фестиваль 2024 года в Самаре не изменит этому обычаю и состоится с 29 июня по 2 июля. ГРУШИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ (офиц. назв. Всероссийский фестиваль авторской песни им. Валерия Грушина), один из старейших и наиболее крупных фестивалей авторской песни. Грушинский фестиваль 2024 года в Самаре не изменит этому обычаю и состоится с 29 июня по 2 июля. Башкирия вошла в число регионов, откуда поступило больше всего заявок для участия в конкурсе авторской песни юбилейного Грушинского фестиваля. Где-то там на Мастрюках уже слышны гитара, шелест палаток и запах варёной гречки с тушёнкой. Это значит, что Грушинский фестиваль уже наступил.
Расколотая «Груша» открывается новым скандалом
Проживание Проживать можно в палатке бесплатно. Поставить можно в любом свободном месте. Или арендовать домик. Домики в аренду сдаёт "Фестивальный парк".
Дети У юных исполнителей свой песенный конкурс в Детской поющей республике на лесной площадке. Он начнется также в 10. Детская программа для юных участников фестиваля развернется в центре фестивального города на Детской площадке.
Ребят ждут конкурсы, игры, аттракционы, мастер — классы и конечно же Призы от спонсоров фестиваля. Спорт Спорт на фестивале — это четыре дня любительских соревнований по самым разнообразным видам. Спортивные площадки фестиваля готовы принять любителей волейбола, футбола, спортивного ориентирования.
На фестивальной поляне установлены скаладромы и электронные тиры. Мы хотим всем рекордам наши громкие дать имена. Вы с нами?
На юбилейном Грушинском фестивале спорт вновь будет в центре событий. Спортивный лагерь разместится на привычном месте - с левой стороны от прохода на понтонный мост. Здесь можно будет посмотреть выставку о спортивной программе на фестивалях прошлых лет и записаться на соревнование.
Специально для вас мы узнали у спортивной службы, что нас ждет.
Музыкальной сценой служил пятачок на склоне. Концерт начался вечером 28 сентября и продолжался до четырёх утра. Вокруг горели факелы и костры. Утром друг Валерия Грушина Борис Кейльман под проливным дождём объявил имена лауреатов. Среди них оказалось трио «Поющие бобры», в котором место Валеры занял один из его товарищей. На следующий год фестиваль перенесли на Мастрюковские озёра. На него приехали две с половиной тысячи человек.
Мужчина пенсионного возраста играет на гитаре, а вокальную партию имитирует на губной гармошке. Я прошусь в гости и сажусь на раскладной стульчик рядом с друзьями музыканта. Мы приезжаем сюда с 1975 года, а вон Лидка была и на самом первом фестивале. Лидия Александровна знала Валерия Грушина и ходила с ним в походы. Когда он погиб, она была ещё школьницей и по его примеру решила поступать в КуАИ. В ответ на вопрос, приезжала ли она сюда каждый год и побывала ли на всех фестивалях, женщина упоминает о двух знаменитых грушинских исключениях. В 1980 году вышедшие из вагонов электрички туристы увидели таблички «Фестиваль отменён». Поводом для запрета Груши стала Олимпиада в Москве: местные власти заявили, что направляют сотрудников милиции в столицу, и для охраны порядка на фестивале людей не остаётся.
Учитывая, что в предыдущем году двести тысяч человек на Грушинском охраняли 42 милиционера, повод казалась надуманным. Запрет на проведение фестиваля продлился пять лет, и именно из-за этого в 2018 году 45-й фестиваль проводится в честь 50-летия Груши. Традицию удалось возродить в 1986 году. Второй поворот в истории фестиваля произошёл совсем недавно. В 2007 году Клуб авторской песни имени Грушина не смог договориться с компанией «Мета», которая на 15 лет получила в аренду землю на Мастрюковских озёрах. В результате конфликта «Мета» заручилась поддержкой сына Юрия Федоровича Грушина и провела 34-й фестиваль своими силами. Традиционные организаторы не растерялись и устроили собственный фестиваль на Федоровских лугах — похожей по ландшафту местности выше по течению Волги, где ещё в семидесятые прошло несколько Грушинских фестивалей. Через несколько лет «Мета» потеряла право на использование бренда Груши и переименовала своё мероприятие в «Платформу».
Одной из его концепций стало создание «фестиваля фестивалей» — разных самодостаточных сцен. Война закончилась осенью 2013 года. Объединение фестивалей проходило при посредничестве местных властей, а человеком, который помирил противоборствующие стороны, стал министр культуры Владимир Мединский. Впрочем, воссоединение было условным. В 2014-м Клуб вернулся на Мастрюки и провёл 41-й фестиваль совместно с «Метой», а уже в 2015-м «Платформа» покинула Самарскую область и переехала в Московскую. В наследство от неё достались те самые многочисленные сцены, по которым кочуют музыканты. После возвращения Клуба на Мастрюковские озёра популярность фестиваля стала падать. Если в 2014 году на Грушу приехали 70 тысяч человек, то уже в следующем, 2015-м, их было всего 20 тысяч.
В юбилейном фестивале 2018 года приняли участие около 27 тысяч человек. О 180 тысячах, как двадцать лет назад, сейчас не может быть и речи. Сын метеоролога Третьякова Лёня, которого Грушин спас из воды, так и не смог оправиться после переохлаждения. Сильная простуда перетекла в воспаление головного мозга, и вскоре после событий на Уде мальчик умер. Через несколько лет не стало и Коли Третьякова. В январе 1973 году в горной тундре Кольского полуострова на плато Чивруай во время снежного шторма полностью погибла группа студентов КуАИ. Родители сняли сыну комнату в Куйбышеве. Пятого января 1971 года хозяйка неудачно растопила печь.
Квартиру заволокло дымом — и Михаил умер от отравления угарным газом. Фёдор Иванович, который уже срывался после гибели Валеры, снова ушёл в запой. Нас в подъезде очень не любят», — вспоминал второй родной брат Валеры, Александр, в 1981 году. Белла Яковлевна так и не смогла поверить в смерть своего Валерика. На улице она бросалась к людям, похожим на сына, а оставаясь дома, тихо повторяла: «Жив, жив, жив…» Несмотря на семейное горе, Грушины много раз приезжали на фестиваль имени своего сына. В последний раз они побывали на Мастрюковских озёрах в 1988 году. Через два года не стало Фёдора Ивановича, ещё через три — Беллы Яковлевны. В 1994 году умер Александр.
Юрий Грушин — сын Фёдора Ивановича от первого брака — скончался в 1998 году. Всю свою жизнь он проработал в органах госбезопасности. Архив, в котором хранились изъятые сборники песен Валерия Грушина, сгорел в страшном пожаре в здании самарского ГУВД 10 февраля 1999 года. Тогда на Куйбышева, 42 погибли 57 сотрудников милиции. В 1968 году портрет Грушина поместили в самый центр выпускной фотографии 561-й группы КуАИ. В начале девяностых институт был переименован в Самарский государственный авиационный институт и получил новый герб — изображение журавля, летящего к солнцу. Приказ о введении нового герба подписывал одногруппник Валерия Виктор Сойфер, назначенный в 1990 году ректором вуза. Ближе к вечеру на крутом склоне над сценой-гитарой появляется милицейское оцепление.
Техники строят операторские вышки и расставляют оборудование на сцене, а волонтёры берут под контроль лавки в нижней части горы, предназначенные для VIP-гостей. Несколько молодых людей проверяют понтонную переправу, по которой туристы будут перебираться с фестивальной поляны к Горе. Из озера бьёт фонтан. Концерт начинается в десять. Где тайга синей, чем небо, где? Разве только на таёжной на реке Уде. Где страшней пороги, холодней вода, где? Разве только на краю земли, реке Уде.
Многие участники фестиваля не спешат переходить озеро, чтобы рассмотреть гору с этого берега и своими глазами увидеть одну из главных традиций Грушинского — свет фонариков, которые зажигают зрители на склоне. Выбрать удобное место сложно: берег занят лагерями. Я нахожу еле заметную тропинку в высокой траве. Тропинка выводит к пятачку на берегу, здесь уже обосновались несколько человек. С плота доносятся поющие голоса музыкантов группы «Ромарио»: Раз, два три. В ответ на склоне зажигаются сотни огоньков — и склон переливается белыми искрами огоньков. Фонтан оказывается экраном, на который светом транслируются надписи о юбилее фестиваля, герб Самары и портреты музыкантов. На плот по очереди выходят лауреаты 45-го фестиваля, победители конкурсов прошлых лет и почётные гости.
Среди последних оказывается и Умка. Всё это время жизнь в дальних лагерях идёт своим чередом. На торговой поляне люди продолжают пить пиво под звуки электронной какофонии и есть шаурму. На другом конце долины проходит песенный баттл: ребята у костра по очереди поют «Ляписа Трубецкого». У переправы скапливается толпа. Нужно подождать, пока на фестивальную поляну вернутся те, кому концерт уже надоел. Людей просят не останавливаться на понтонах, чтобы не утопить их. Полицейские в оцеплении не пускают на Гору пьяных и людей с алкоголем.
Склон слишком крутой, чтобы по нему можно было беспрепятственно спускаться и подниматься. Ноги скользят по вытоптанной земле, и забираться наверх приходится боком или даже на четвереньках. Удивительно, что за эти десятилетия традицию Горы удалось сохранить, несмотря на очевидную небезопасность происходящего.
Место под нашу крупную палатку в лагере практически не было.
Рядом с палаткой Марины была тропа из спортлагеря. Вот и пришлось ставить частично на нее, покрытую тонким слоем грязи. Получилось палатку ставили прям по ленте лагеря с выходом на грязную дорогу. Но в двенадцатом часу ночи было не до этих мыслей.
Быстрее бы разбить палатку, поужинать, пройтись по фестивалю и залечь спать. В этот вечер фестиваль произвел не лучшее впечатление, последствия тяжелого дня, дождливой погоды, грязи, и толп людей мешающих пройти с тяжелыми сумками. На Грушинскую гору мы уже не полезли, послушали немного концерт с другой стороны озера. Походили по фестивальному городку.
Поразили размеры этого палаточного города. А также серьезность отношения официальной власти если можно так сказать к фестивалю. Количество милиции. Пара машин спасателей МЧС.
А по другую сторону поля пара красных пожарных машин МЧС. На следующий день пригрело солнышко, подветрило, подсушило. Походили, послушали по разным сценам. Покупались, в Головном озере.
Пошатались по ярмарке, выбирая сувениры. Маринкины пацаны и девчонки получали награды и грамоты за призовые места в разных соревнованиях и по результатам сдачи ГТО, проходившим в субботу. А ближе к вечеру даже скатились по канатной подвесной дорожке. Я этого делать не собирался, потому что даже глядеть с земли на летящих, подвешенных на ролике за еле заметную веревку людей на высоте, как было написано до 100м, было жутковато и хотелось просто их фотографировать, а не лезть в гору.
Дочка хотела скатиться, мы давали добро, но она не решалась. Она с ребятами сходила узнать насчет цены. Билет стоил 800 рублей. Но, так как у организаторов аттракциона сильно уменьшился поток желающих, они сообщили, что, если наберете четверых, продадут билеты по 500 р.
Поэтому моя доча решила, что первым должен лететь я, для примера, и как первопроходец, вселяющий во всех остальных отвагу и уверенность. Так и пришлось лететь первым. Наверху был порывистый ветер и отвага, как-то покинула меня. Но под подбадривающие и неуверенные голоса, следующих адреналинщиков, я полетел над пропостью.
Страшновато оказалось только первый десяток метров. Далее от набора скорости и встречного потока воздуха тебя разворачивает спиной вперед, к горе лицом, а это уже не пропасть. Пытаешься развернуться, но тебя опять отворачивает ветром. После спуска снимал остальных на фотоаппарат.
Также скатились: моя дочка, Марина и ее дети. На следующий день, в понедельник городок значительно поредел. Уехали почти все спортивные организации. Демонтировались шатры операторов связи и сцены.
Я позвонил на СТО, где оставили свое авто. Сказали, что радиатор отвезли в город в мастеркую и теперь ждут звонка от них. После завтрака я стал искать и обзванивать авторазборки в Сызрани. Интернет выдал их три штуки.
Радиатора нигде не оказалось. Я взялся за Тольятти, там оказалось 18 авторазборок. Обзвонил все. Только в трех был Шевроле Круз, но в одной из трех был также перетертый шланг радиатора, в двух других радиатора не было вообще.
Тем временем с поляны выезжали маршрутные автобусы до Тольятти и Самары. Узнал, что ездить они будут не до вечера. До обеда звонка не было. Позвонил сам — раздраженно сказали, что еще не было звонка с городской мастерской, ждут - нечего названивать.
Объяснил, что мне нужно определиться - что делать дальше, так как, во-первых они работают до 6 вечера и надо успеть до закрытия, во-вторых жене на работу завтра, да и у меня самолет на работу во вторник. Товарищ из СТО успокоил насчет закрытия — если сделают сегодня и я не успею, то оставят наряд-квитанцию на АЗС, касса которой в одном здании с СТО и машину заберу со стоянки. Я решил, что если звонка не будет до трех, буду выезжать до Тольятти. Позже будет проблематично уехать с фестивального городка и далее от Тольятти до Сызрани.
Собрали, по-максимуму вещи, стол, стулья, одну комнату палатки. Чтобы жене потом было проще собираться к моему приезду. И, налегке, с полупустым рюкзаком я пошел к стоянке маршруток. В три часа дня автобусы уже не стояли в ожидании людей.
Люди ждали автобусы. Забрался в ближайший. В автобус вместо девяти человек с рюкзаками, как говорил водитель, набилось восемнадцать! С сумками, вещами, палатками до потолка.
В основном, как я понял, московские пенсионеры. В маршрутке ехали весело с песнями. Я, слушая песни, как дурачок улыбался, вспоминая наши приключения, но они, пока и не думали заканчиваться. В Тольятти вылез на автобусной станции «Жигулевское море».
В кассе попросил билет на ближайший автобус до Сызрани.
Глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн в своём Telegram-канале негативно отозвался об организации мероприятия. Он обвинил конкурсную комиссию в введении запрета на «патриотические песни», в частности, на песни, посвящённые военной спецоперации.
По словам депутата, организаторы фестиваля отказали в выступлении гражданам, которые собирались исполнить подобные произведения. Среди них были и участники СВО, заявил он. Хинштейн утверждает, что из-за введённого запрета исполнителям пришлось выступать на «альтернативной» площадке «Победа».
К тому же, как пишет депутат, организаторы, среди которых он назвал Галину Хомчик, задержали выход на сцену заключительного гала-концерта финалиста площадки «Победа» Михаила Калинкина. Мужчина в результате выступил, однако глава художественного совета фестиваля Олег Митяев, как считает Хинштейн, не стал выходить на сцену в знак протеста. Депутату также не понравилось, что во время исполнения Калинкиным песни «Нам нужна одна победа» некоторые из бардов решили не вставать, включая президента Грушинского фестиваля Бориса Кейльмана.
Грушинский фестиваль собрал 56 тыс. участников
Грушинский фестиваль – всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина. Он проходит летом под Самарой и длится 4 дня. Вместе с земляками на Грушинскую поляну приехал и Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров: «Я соскучился по Грушинскому фестивалю. По словам гостей, которые приезжают на фестиваль не первый год, чувствуется, что к юбилею Грушинского была проделана большая работа. В Самарской области 3 июля завершился 50-й Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина (Грушинский фестиваль).
Многоголосье Груши, людские потоки, сцены - все уже на месте. Почти все
50-ым по счету. Основные концерты 50-го Грушинского фестиваля можно было увидеть в прямой трансляции на официальном сайте фестиваля и в социальных сетях. Депутат Государственной Думы РФ Александр Хинштейн 3 июля обрушился с критикой на Грушинский фестиваль бардовской песни, прошедший в начале июля в Самарской области, обвинив его организаторов в «отсутствии патриотизма». Зимний Грушинский фестиваль состоится 10 февраля 2024 года и пройдёт в рамках Марафона авторской песни России 2023–2024 с использованием гранта Президентского фонда. 12:00 - вс, 02/07/2023 - 22:00, место проведения Самарская область, Фестивальный парк, Прибрежный, Мастрюковские озёра, кто выступает, где состоится, когда будет.