Владея высоким эмоциональным интеллектом (EQ), человек может решать конфликты, успокаивать других, работать в команде, спокойно реагировать на негативные события, быть интересным и позитивным собеседником. Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Другими словами, эмоциональный интеллект — это связь между лимбическими (эмоциональными) областями и исполнительными (рациональными) областями для облегчения более взвешенной поведенческой реакции. Высокоразвитый эмоциональный интеллект предполагает умение человека определять свои чувства и эмоции, знать их первопричину, способность управлять ими, выстраивать крепкие отношения, понимая состояния других людей.
Эмоциональный интеллект: что это, как его использовать в работе и бизнесе
«Эмоциональный интеллект» – так назвали способность личности правильно воспринимать чужое эмоциональное состояние, возможность предугадывать их и адекватно на них реагировать. Эмоциональный интеллект положительно коррелирует с более высокой удовлетворенностью жизнью и самооценкой, а также с более низким уровнем незащищенности или депрессии. Эмоциональный интеллект – это способность понимать эмоции, чувства и переживания – свои и чужие. Эмоциональный интеллект — загадочная субстанция, которой все хотят обладать, но не все понимают, что это такое на самом деле.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить?
Стремиться «отключить» живые человеческие реакции не нужно. Важно уметь правильно реагировать. Если сотрудник негативно отозвался о новшестве в компании, следует попытаться понять причины недовольства. Разобравшись, в чем проблема, ее можно будет легко решить. Если сотрудники демонстрируют плохо скрываемое недовольство, руководитель с высокоразвитым эмоциональным интеллектом сможет распутать проблему, а человек с низким EQ только запутает ее еще больше; Вы умеете нейтрализовывать негативных людей. Увы, но без специальной подготовки почти невозможно контролировать ситуацию, имея дело с токсичными людьми.
Неподготовленный человек быстро отдаст ситуацию во власть раздражения и других собственных отрицательных эмоций. Руководитель с высоким EQ способен справиться с соблазнами и не реагировать на нелогичное поведение негативного сотрудника; Вы находите возможность заметить окружающих людей, их эмоции, даже если сами очень заняты или торопитесь. У вас всегда есть пара минут на то, чтобы помочь другим людям, как бы сильно вы не спешили куда-либо; Вы адаптивны. Легкое приспособление к постоянно меняющимся условиям необходимое качество современного предпринимателя. Если он перестанет меняться, мир не перестанет меняться вместе с ним.
Поэтому его предприятие будет постепенно терять свои позиции, все меньше и меньше соответствуя конъюнктуре. Нежелание принимать новое всегда мешает развитию. Другое дело что стратегия и тактика бизнеса могут быть разными. Не обязательно внедрять все самое новое. Иногда лучше отдать это тропу другим и идти во след проторенной дорогой; Вы умеете отдыхать.
Чтобы много отдавать, нужно получать много энергии. Она рождается из отдыха и человеческого общения. И то и другое нужно научиться делать с пользой. Если времени для досуга совсем нет, а так бывает, нужно снимать напряжение различными техниками. Люди с высоким EQ умеют устанавливать баланс между работой и досугом.
Важно научиться извлекать из отдыха энергию для работы, а не продолжать дома, как заяц-энерджайзер, думать и говорить о бизнесе; Вы умеете слушать.
Составляющие и навыки эмоционального интеллекта В современной психологии основной считается модель эмоционального интеллекта, разработанная Мэйером, Сэловеем и Карузо. Согласно этой модели, эмоциональный интеллект состоит из четырёх ключевых компонентов: Восприятие эмоций. Это способность распознавать собственные эмоции и понимать чувства других людей по их мимике, жестам, голосу, походке и другим невербальным сигналам. Использование эмоций для когнитивной деятельности.
Человек учится активизировать мыслительные процессы для обучения, решения задач и проблем. Например, он помогает взглянуть на вещи под разными углами зрения или дольше фокусироваться на объекте, который вызывает больший эмоциональный отклик. Понимание эмоций. Позволяет определять причину эмоций, видеть их взаимосвязь, улавливать мельчайшие детали и нюансы. Управление эмоциями.
Этот навык включает в себя умение контролировать положительные и отрицательные эмоции для достижения результата, а также влиять на эмоциональное состояние окружающих. Существует также смешанная модель эмоционального интеллекта, разработанная Дэниэлом Гоулманом. Согласно этой модели, EQ состоит из пяти компонентов: самопознания, саморегуляции, мотивации, эмпатии и социальных навыков. Принцип работы В модели лаборатории EQ-factor эмоциональный интеллект не рассматривается отдельно от IQ — они не являются противоположными или конфликтующими. Интеллектуально-эмоциональный профиль личности можно представить в виде пирамиды, где EQ является основанием.
Чем выше эмоциональный интеллект, тем прочнее основание, которое вместе с IQ формирует так называемую «стратегию творцов». Эта стратегия позволяет достичь высокого уровня самореализации и реализовать поставленные цели. Поэтому важно развивать EQ и работать над IQ, чтобы увеличить объём пирамиды и расширить возможности для реализации своего потенциала. Как определить уровень эмоционального интеллекта? С помощью различных диагностических методик.
Известный метод, который пользуется большой популярностью, это тест Шутте. Он базируется на четырехкомпонентной теории эмоционального интеллекта Майера-Саловея. Этот тест помогает определить способность человека распознавать и управлять своими эмоциями, а также понимать чувства других людей для принятия осознанных решений.
Испытуемым предлагаются картинки с определенными выражениями лица человека, после чего задается вопрос, что за эмоции, по их мнению, испытывают люди, изображенные на картинке.
Однако недостаток этого метода — это возможность пройти его только у специалиста, ввиду сложности интерпретации результатов. Методика Холла Этот метод является наиболее популярным на данный момент, потому как дает дифференцированную объективную оценку по каждой из характеристик эмоционального интеллекта и находится в свободном доступе в интернете. Тест состоит из 30 вопросов по 6 на каждую категорию. Почему это важно?
Конечно, можно считать, что интеллект не связан с эмоциями, и наоборот — эмоции не имеют никакого отношения к уровню интеллекта. Однако уже на протяжении многих лет компании оценивают кандидатов на собеседовании не только по степени образования и опыту работы, но и проводят тест на уровень эмоционального интеллекта, потому как считают это важной характеристикой, отвечающей за профессиональные навыки. Эмоциональный интеллект — это единение эмоционального с интеллектуальным, иными словами, эти две составляющие только лишь при совместном действии могут дать результат. Также эмоции сильно сказываются на физическом и психическом состоянии человека.
Многие тут же назовут причину таких эмоций. Интерес к людям Люди с высоким эмоциональным интеллектом искренне интересуются окружающими. Их любопытство является следствием высокоразвитой эмпатии, то есть умения сопереживать, ставить себя на чужое место.
Человек с высоким уровнем эмпатии более качественно общается, может предугадать какие-то фразы или поведение собеседника, умеет строить свое общение так, чтобы не задеть и не оскорбить другого. Благодаря эмпатии такие люди гораздо легче и с меньшими энергетическими затратами налаживают контакт с окружающими. Толерантность к изменениям Обладатели высокого эмоционального интеллекта постоянно меняются.
Если все спокойно, они ищут то, чем можно наполнить свою жизнь: проходят полезные, интересные курсы, составляют нестандартные маршруты для путешествий, пробуют новое, не боятся менять работу, специальность. Изменение ситуации во внешнем мире на них особо не влияет, потому что перемены — их естественная потребность, естественное состояние. Они легко адаптируются к случившимся событиям, находят новые источники дохода и способы получения знаний, принимают нестандартные решения.
Вместо того чтобы бояться будущего, они продумывают свои действия наперед. Умение отказывать Умение отказывать формируется из двух базовых понятий. Первое: «Я имею право отказать.
Если другой обидится, расстроится, разозлится или отнесется спокойно — это его право. Я не несу ответственности за его выбор эмоции». Второе: «Я понимаю свои эмоции.
Эмоциональный интеллект. Зачем он нужен и как его развить?
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Уровень эмоционального интеллекта индивида часто называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ (ЭК, эмоциональный коэффициент). Часть 1. Понятие эмоционального интеллекта. Почему он так важен в жизни каждого человека?Илья Шабшин:00:00 Вступление. Эмоциональный интеллект – это способность человека правильно понимать чужие эмоции, предсказывать их и правильно на них реагировать, а также чувствовать, интерпретировать, регулировать и выражать собственные переживания. В своей докторской диссертации психолог применил к эмоциональному интеллекту аббревиатуру EQ (Emotional Quotient) и подробно изложил его составляющие в виде психологической шкалы.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить?
Мэттьюс, М. Зайднер и Д. Люсин в своей статье говорят, что «не всегда высокая выраженность некоторых компонентов ЭИ приводит к благоприятным для субъекта последствиям». Например, человек, который лучше понимает эмоции других, будет чувствительным и к положительным, и к отрицательным эмоциональным состояниям. Это не всегда хорошо, потому что, например, в напряженных условиях может повысить уровень депрессии или пессимизма. Ciarrochi, Dea, Anderson, 2002. Следовательно, в такой ситуации преимущество на стороне низкой эмоциональной чувствительности. Существует и обратная ситуация.
Поскольку высокий ЭИ — это обладание конкретными знаниями и навыками, то они предопределяют успешную коммуникацию в разных ситуациях. Например, умение утешить близкого человека, когда тот расстроен. По мнению Р. Робертса, Дж. Мэттьюса, М. Зайднера и Д. Люсина, такие навыки аналогичны когнитивным.
Приобретение и реализация эмоциональных навыков облегчаются, если есть уверенность в своей эмоциональной компетентности. Такие навыки могут быть открытыми или скрытыми.
Нейротипичный человек чаще определяет эмоции по контексту, аутичный — по прямым проявлениям. Так что, если человек плохо считывает социальные шаблоны, это еще не говорит о его низком эмоциональном интеллекте — вполне возможно, что его ЭИ расцветет в других условиях, когда окружающие будут более открыто делиться своими эмоциями. Ваш коллега или партнер, как вам кажется, недостаточно эмпатичен? Попробуйте говорить о своих чувствах напрямую — это может помочь. Оставшиеся четыре ступени в пирамиде эмоционального интеллекта — это уже уровень «про», которого достигают далеко не все даже осознанные и рефлексирующие люди. Начинается он с экспертизы: человек с такими навыками ЭИ может учить других распознавать свои эмоции, выступать медиатором в спорах или, к примеру, стать психологом. Дальше идет самоактуализация самореализация — этот этап совпадает с верхней ступенью в пирамиде Маслоу. Исследователи ЭИ подчеркивают, что максимально реализовать свой потенциал можно только тогда, когда человек достиг гармонии со своими эмоциями и научился обходиться с чужими, — именно поэтому для достижения самореализации важно развивать эмоциональный интеллект.
Последние две ступени — трансцендентность и эмоциональное единство — уже находятся на уровне духовных гуру: человек, достигший таких высот ЭИ, помогает реализоваться другим, живет в гармонии с людьми, природой, не разделяет страдания и радости на свои и чужие. Упражнения для «прокачки» эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект — это, как минимум отчасти, навык. А значит, его можно тренировать. Это подтверждают и исследования: уже после шести месяцев занятий люди отмечают , что стали лучше распознавать свои эмоции и управлять реакциями на них. Какие именно упражнения в этом помогут? Ориентироваться можно на программы , разработанные для развития ЭИ у детей. Самое базовое упражнение на распознавание собственных эмоций: остановитесь в любой случайный момент времени, обратите внимание на тело и чувства. Что вы испытываете? Где эта эмоция находится в теле? Повторять регулярно, чтобы наладить контакт с самим собой.
Доставайте из подсознания чувства, которые уходят от вашего внимания. Для этого можно, например, писать «утренние страницы» или делать какие-то другие письменные практики подобного типа, вести дневник. Или, как дети в тель-авивских школах, рассказывать свои сны — в них могут таиться скрытые и подавляемые эмоции. Используйте творчество и воображение. Пишите стихи, рассказывайте, придумайте сказку своему ребенку или сценарий для онлайн-игры — главное, чтобы у героев были узнаваемые эмоциональные реакции. Старайтесь не проецировать на всех свой взгляд на мир, а учесть, что кто-то может — и будет — думать, чувствовать и вести себя по-другому.
Наши эмоции могут влиять на тех, кто нам близок, гораздо больше, чем на тех, кто нас не окружает. Этот шаг направлен на то, чтобы сузить влияние, которое ваша реакция как положительная, так и отрицательная может оказать на вашу команду и близкие отношения. Спросите трех человек — от самых близких до более удаленных — о том, как на них влияют ваши эмоциональные реакции. Например, подумайте о том, чтобы спросить своего партнера, близкого друга и коллегу. Чтобы им было легче поразмышлять над этим, приведите несколько примеров ситуаций, в которых вы проявили реакцию по отношению к ним или вокруг них. Спросите их, что они чувствовали при этом, как долго это длилось, изменилось ли их настроение и т. Ваши эмоции сильны, и это занятие поможет вам осознать, какое влияние они могут оказать. Чем лучше вы сможете понять, как ваши эмоции распространяются по направлению к окружающим, тем лучше вы будете готовы решить, какие типы волн вы хотите создать. Это будет способствовать развитию вашего личностного навыка самосознания. Развивайте свое самоуправление Самоуправление зависит от вашего самосознания. Помните, что вам нужно сначала понять, «что я чувствую», прежде чем выяснять, «что я делаю». Это случается, когда вы решаете действовать или не действовать в ответ на эмоциональную реакцию. Этот навык важен для того, чтобы направлять свое поведение в позитивную сторону. Иногда ваша эмоциональная реакция на ситуацию может вызвать эмоции высокой интенсивности. Они затуманивают ваше суждение до такой степени, что ваш лучший образ действий становится трудно увидеть. В этих случаях проявление самообладания будет проявляться через вашу способность терпеть нестабильные ситуации, когда вы исследуете свои варианты. Этот навык — больше, чем просто сопротивление взрывным реакциям. Это больше касается сдерживания своих мгновенных эмоций, чтобы получить более широкую картину. Создайте правило. В следующий раз, когда вы попадете в стрессовую ситуацию, когда вам необходимо принять эффективное решение, установите твердое правило, согласно которому вы берете лист бумаги и выходите из комнаты примерно на 5 минут. Предположим, что один из ваших сотрудников продолжает отодвигать сроки выпуска продукта. Он подходит к вам в третий раз и говорит, что нужно отодвинуть крайний срок, даже если знает важность этого срока. Как вы отреагируете? Шаг 2: Нарисуйте простую диаграмму с двумя столбцами и метками «Эмоция» и «Причина», например: Шаг 3: Затем выделите несколько минут, чтобы записать, что ваши эмоции говорят вам делать. Затем запишите, что вам говорят ваши логические рассуждения. Шаг 4: Сделайте шаг назад и взгляните на две колонки. Где ваши эмоции затуманивают ваше суждение или где ваши рассуждения пытаются игнорировать важные сигналы, исходящие от ваших эмоций? Обе эти ситуации бесполезны. Вы должны убедиться, что у вас есть хороший баланс между ними. В приведенном выше примере вы можете видеть, что эмоциональные реакции этого человека агрессивны, в то время как логические элементы ближе к идеалу. Это говорит нам о том, что эмоциональная реакция здесь необоснованна. Таким образом, вместо этого лучше полагаться на логические решения. Выполнение этого задания поможет вам увидеть, какая сторона — эмоциональная или рациональная — берет на себя ваше решение. Опять же, это поможет вам улучшить свои личные навыки самоуправления. Получите социальную осведомленность Важным компонентом социальной осведомленности является сочувствие. Это относится к вашей способности точно улавливать эмоции других людей, чтобы полностью понимать, что происходит в ситуации. Уровень эмпатии снижался за последние 30 лет, причем за последние 10 лет наблюдалось резкое снижение. Еще раз помните, что первая часть каждой компетенции всегда связана с тем, «что вы чувствуете». Тактика 3: Техника с головы до ног Небольшие изменения в языке тела — важная часть понимания того, что люди чувствуют. В этой тактике мы проведем вас через технику с головы до ног. Она поможет вам осознать, что могут чувствовать окружающие. Шаг 1: Начните с глаз, поскольку вы получите от них максимум информации. Если они поддерживают зрительный контакт, это может означать, что человеку можно доверять. Если они поворачиваются или много моргают, это может быть признаком того, что они обманывают. Расслабленные движения глаз и внимательный зрительный контакт могут означать искренность. Затем взгляните на улыбку человека. Улыбка натянута или естественна?
Что вот есть люди, которые думают головой, а есть люди, которые думают условно сердцем. И вот это и есть эмоциональный интеллект. Встречал я версию, что это просто очередная модная штука, вроде осознанных сновидений, Кастанеды, медитации или каких-то вот этих волн моды на те или иные практики, которые временами проходят. Кто-то говорил, что видел в продаже наборы карточек для детей типа «Определи, кто на этой картинке рад, а кто плачет»; что эмоциональный интеллект — это способность просто распознавать эмоции, распознавать мимику на лице, и понимать, какая это эмоция. Или есть ещё мнение, что эмоциональный интеллект — это умение воздействовать на людей, вести переговоры, манипулировать людьми, такой Дейл Карнеги в действии. И еще версия, которая пару раз встречалась, — это умение контролировать свои эмоции, брать себя в руки, когда злишься, и быть способным не сморозить лишнего. Не слишком переживать из-за других людей, событий — вот такого плана вещи. Все эти вещи в принципе имеют отношение к эмоциональному интеллекту довольно непосредственно, но, наверное, не описывают в полной мере эту идею. А идея в том, что эмоциональный интеллект — это такой комплекс навыков, способностей, компетенций, которые позволяют распознавать эмоции, понимать намерения, понимать мотивацию желания других людей, понимать свои собственные эмоции, понимать, как управлять своими эмоциями и как управлять эмоциями других людей для того, чтобы достигать того, чего хочется. Естественно, человек, который обладает такими навыками, такими умениями, более успешен в любых проектах и начинаниях. Он быстро заводит знакомства, у него более позитивные отношения с другими людьми, у него меньше стресса, и, наверно, он и дольше живёт, хотя таких исследований не встречал, честно говоря. Модель эмоционального интеллекта Гоулмана Ирина — Сергей, я думаю, достаточно теории. И всё ещё мне не очень понятно, что такое эмоциональный интеллект. Можешь рассказать немножко подробней? Сергей — Ну смотри. Давай пройдёмся просто по этой самой модели Гоулмана эмоционального интеллекта с конкретными примерами, как это может проявляться в жизни. Те или иные компетенции, те или иные составляющие — в каких ситуациях могут проявляться, как они работают. Например, первый — «самопознание»: способность понимать свои эмоции, свою мотивацию принятия решений. У тебя бывало так, что ты с кем-то ссоришься и говоришь какие-то вещи, которые потом понимаешь, что не стоило бы говорить? Ирина — Нет, никогда, ты что! Сергей — Это потому, что у тебя замечательно развит эмоциональный интеллект. И представляешь, у многих так бывает. Ну что ты в запале ссоры, какого-то обсуждения говоришь, говоришь, давишь-давишь-давишь, а на следующий день тебе даже стыдно. И ты думаешь: «Как же мне вырулить из этой ситуации? И в тот момент, когда эта эмоция тобой завладела — гнев праведный, или обиды, или ещё что-то — ты прям это выплёскивал изо всех сил, но ты не понимал, что сейчас говоришь не ты, а твоя эмоция. Эмоционально компетентный человек в такой ситуации способен понять, что сейчас что-то происходит, что-то идёт не так, как он хотел бы, и ему надо остыть. И он может просто сказать: «Я отойду на минуту». И отойти в ванную, умыться холодной водой, немножко прийти в себя, подышать и вернуться чуть-чуть в другом состоянии. Он способен сделать вот эту паузу, способен взять свои эмоции под контроль, а для этого нужно сначала понять, что с тобой что-то происходит. Или кто-то очень убедительно тебя агитирует сделать что-нибудь: пойти в бар, вложиться в его бизнес или еще что-то сделать. И он тебе описывает дворцы с фонтанами, фазанов и все такое, что получится. И если ты не до конца понимаешь своё текущее состояние, не до конца понимаешь, на что он воздействует в тебе, то ты можешь сделать то, о чём потом пожалеешь, то, что будет не в твою пользу.
Эмоциональный интеллект: основы и инструменты развития
За каждый ответ «а» начисляется 3 балла, «б» — 2 балла, «в» — 1 балл. Если вы набрали 4—5 баллов, вам не помешает поближе познакомиться с миром эмоций и научиться разбираться в них. Если набрали 6—10 баллов, скорее всего, вы уже неплохо знаете свои эмоции, хотя не всегда понимаете, что с ними делать. Если набрали 11—12 баллов, вероятно, вы хорошо разбираетесь в своих эмоциях, умеете с ними договариваться и понимаете себя. Каким бы ни был результат, читайте эту и следующие статьи из серии об эмоциональном интеллекте, и вы научитесь гораздо лучше разбираться в себе и людях. Самоконтроль Самоконтроль включает в себя гибкость, умение приспосабливаться к переменам и способность справляться с конфликтами.
Он помогает управлять эмоциями, разрешать трудные или напряженные ситуации, понимать последствия своих поступков и брать на себя ответственность за свое поведение.
В последние несколько лет понятие «эмоциональный интеллект» набрало огромную популярность, на самом же деле его упоминал в своих работах еще Чарльз Дарвин в своем труде «Выражение эмоций у людей и животных». Именно эмоциональный интеллект позволил нам научиться взаимодействовать; трудиться в команде; научил взаимовыручке.
Первые активные разговоры об эмоциональном интеллекте начались в 1920 году. Профессор Эдвард Торндайк начал рассуждать о «социальном интеллекте», который он описывал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми». Американский психиатр Дэвид Векслер называл социальный интеллект «совокупной способностью индивидуума действовать целенаправленно, рационально мыслить и эффективно взаимодействовать с окружающим миром».
В 1964 году «социальный интеллект» стали называть «эмоциональным». Впервые это сделал Майкл Белдок, следом за ним в своей работе это слово употребил Ханскарл Лёйнер. В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил книгу «Эмоциональный интеллект», которая моментально стала бестселлером и продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет.
Именно эмоциональный интеллект часто страдает у людей с расстройством аутического спектра РАС. При этом интеллектуальные способности в целом могут быть не снижены, а даже наоборот. Людям с РАС тяжело понимать эмоции других людей и выражать собственные.
Модели эмоционального интеллекта Эталонной моделью эмоционального интеллекта сейчас признают модель Майера-Саловея-Карузо. Хотя, и она сталкивалась с критикой в виду новизны понятия и отсутствия большой базы исследований. Майер, Саловей и Карузо выделили четыре составляющих эмоционального интеллекта: Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции других людей благодаря их тембру голоса, мимике, позе, внешнему виду, а также идентифицировать свои собственные эмоции — «что я сейчас испытываю?
Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека применять эмоции в свою пользу, использовать эмоции для развития своей креативности.
Люди с самоосознанием видят взаимосвязь между чувствами и поступками. Эти люди способны определить свои сильные стороны и свои пределы, они открыты для новой информации и опыта, также они учатся при взаимодействии с другими людьми. Гольман считает, что у людей, обладающих самоосознанием, хорошее чувство юмора, уверенность в себе и своих способностях, и есть понимание того, как их воспринимают окружающие. Это не означает, что нужно заблокировать и скрывать свои истинные чувства — это значит ждать подходящего времени и места, чтобы их выразить. Самообладание подразумевает выражение своих эмоций адекватным образом. Люди с самообладанием, как правило, гибки и хорошо адаптируются к изменениям. Они способны управлять конфликтами и разрешать напряженные или сложные ситуации. Гольман считает, что люди с сильными навыками саморегулирования также очень добросовестны. Они внимательны к окружающим и берут на себя ответственность за свои действия.
Истинное понимание эмоций включает в себя больше, чем просто признание собственных эмоций и чувств других людей — нужно, чтобы эта информация работала в вашем взаимодействии и коммуникациях с людьми каждый день. В профессиональной сфере это означает, что преимущества получат те менеджеры, кто будет способен построить контакт и взаимоотношения с подчинёнными, в то время как рядовые работники могут воспользоваться преимуществами своей эффективной связи с руководителями и сослуживцами. Вот несколько важных социальных навыков: активное слушание, вербальные навыки общения, невербальные коммуникативные навыки, лидерство и способность убеждать. Эмпатия значит больше, чем просто способность распознавать эмоциональное состояние других людей, она также включает в себя вашу реакцию на основе этой информации. Когда вы чувствуете, что кто-то испытывает, например, грусть или безнадежность, это будет означать, что вы, как будто, переняли чувства этого человека. Вы можете позаботиться о таком человеке или поддержать его дух.
Более глубоко погрузиться в тему вам помогут книги по эмоциональному интеллекту. Составляющие EQ Существуют разные методы разделения эмоционального интеллекта на составляющие. Модель Майера-Саловея-Карузо считается наиболее точной на сегодняшний день. Ее также называют моделью способностей. Она имеет 4 компонента: Восприятие — это способность распознавать эмоции окружающих, а также свои собственные. Понимание — умение определять причину появления тех или иных эмоций, их связь с мыслями человека, а также прогнозировать те или иные состояния в зависимости от внешних событий. Использование — неосознанная способность применять свои эмоции для активации мышления, креативности и мотивации. Управление — способность усмирять свои эмоции и направлять их на достижение тех или иных целей. Кроме того, это способность применять эмоции для выбора своего поведения и принятия решений. Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга Есть еще одна модель, которая носит название смешанной. В ее структуре 5 составляющих: Самопознание, т. Саморегуляция — контроль над собой и сдерживание импульсов. Мотивация — стремление к достижению поставленных задач. Эмпатия — способность к сопереживанию и учитыванию чувств окружающих при выборе поведения и принятии решений. Социальные навыки — умение грамотно выстраивать отношения с людьми, побуждать их к определенным действиям. Уровень эмоционального интеллекта В бытовом смысле можно выделить всего два уровня EQ. Рассмотрим, по каким признакам можно определить принадлежность человека к одному из них.
Эмоциональный интеллект, или кто тут на самом деле умный
- Эмоциональный интеллект. Зачем он нужен и как его развить?
- Эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни — Карьера на
- Эмоциональный интеллект: основы и инструменты развития
- Урок 1. Понятие и важность эмоционального интеллекта
- Еще один способ прокачки EQ (спорный)
- Что даёт эмоциональный интеллект
Как развивать эмоциональный интеллект?
Почему эмоциональный интеллект — это навык будущего Почему эмоциональный интеллект — это навык будущего 14. Это важный навык как для взрослого человека, так и для подростка. Он помогает не только выстраивать гармоничные отношения с окружающими, но и добиваться своих целей в любых жизненных сферах. О том, как устроен эмоциональный интеллект, почему его так важно развивать в любом возрасте и как он может облегчить жизнь в условиях самоизоляции сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала член Общественного Совета при уполномоченном по правам ребёнка при Президенте РФ, директор Иркутского центра медиации Марианна Садовникова. Расскажите, что это такое. Первая — это способность осознавать свои эмоции, понимать, что вы чувствуете здесь и сейчас.
К сожалению, в современном мире у людей очень низкий уровень осознания своих эмоций. Если спросить у взрослого человека, что он чувствует в данный момент, то чаще всего он затруднится ответить. Осознание того, что вы чувствуете, помогает, в первую очередь, избежать эмоциональной каши, которая приводит к огромному количеству проблем. Второй момент — понимание причины, почему вы чувствуете ту или иную эмоцию, умение находить причинно-следственную связь. Если мы говорим о воспитании в себе эмоционального интеллекта, то всё начинается с двух шагов: понимание эмоции и осознание причины её возникновения.
Третья составляющая эмоционального интеллекта — эмпатия — способность распознавать эмоции другого человека. Часто жалость принимают за эмпатию, но это далеко не то же самое. Эмпатия — это сочувствие, умение разделить эмоцию другого человека, при этом не перенося её на себя.
Эти писатели умели не только проникнуть во внутренний мир героев, но и показать тончайшие оттенки чувств, представить ситуацию с разных точек зрения. Он помогал в создании сериала «Lie to me» в российском прокате «Обмани меня» или «Теория лжи» и выступал консультантом в сопровождающем блоге. Главный герой сериала доктор Лайтман изображает самого Экмана. Персонаж сериала применяет на практике наработки настоящего психолога, чтобы анализировать чувства преступников на основе мельчайших проявлений эмоций. Просмотр сериала можно внести в список дел на каникулы — это будет отличным началом работы над собой.
Попробуйте отследить моменты, в которых вы реагируете чрезмерно остро, или, наоборот, закрываетесь, начинаете избегать возникшей проблемы. Екатерина рекомендует завести привычку хотя бы раз в день спрашивать себя: «Что я чувствую? Если сложно с называнием чувств, можно использовать « Ромашку Плутчика ». Дальше важно научиться распознавать свои эмоции в общении с другими людьми. Это поможет ориентироваться в том, как действовать в сложных ситуациях. Выработка новых реакций После этого «потестируйте» разные способы реагирования на ситуацию — не только те, к которым вы прибегали всегда. Пробуйте по-разному оценивать ситуации, размышлять — а правда ли люди имели в виду то, что вы думаете?
Что ещё они могли пытались сказать, могли ли у них быть другие намерения? Что будет, если вы сообщите другому человеку о своих эмоциях? Поможет ли это вам лучше понять друг друга? Если вам сложно говорить о своих чувствах другим людям, можно попробовать построить фразу по «формуле», которую предлагает Екатерина Егорова: «Когда ты… делаешь что-то , я чувствую… назвать чувство , и я прошу тебя сделать что-то. Для начала это можно проговорить про себя, а затем уже озвучить собеседнику». Рано или поздно вы обнаружите в себе и в других людях более широкий эмоциональный спектр — и нащупаете более комфортный вариант реагирования на различные ситуации.
Данный тест был переведен на русский язык и адаптирован к российской выборке под руководством доктора психологических наук, профессора ИП РАН Е.
Работа над адаптацией теста велась с 2006 по 2010 год. В ходе адаптации возникла необходимость создания культурно специфичного теста, отражающего традиции русскоязычной популяции. На основе модели способностей Мэйера ии Сэловея был создан российский тест — ТЭИ тест эмоционального интеллекта. В 2018 году методика ТЭИ прошла стадии психометрической проверки и пригодности, выпущена для использования в онлайн-формате. Подробнее о процессе создания и проверки теста можно прочитать в методическом пособии «Тест эмоционального интеллекта» Сергиенко Е. Тест эмоционального интеллекта: Методическое пособие. Тест ТЭИ показывает общий уровень развития эмоционального интеллекта, а также измеряет развитие 4 способностей эмоционального интеллекта: Распознавание идентификация эмоций — способность распознавать свои эмоции и эмоции окружающих, в т.
Использование эмоций для решения задач — способность гибко использовать определенные эмоции в мышлении и деятельности, направить эмоции на повышение эффективности познавательных процессов. Понимание эмоций — способность понимать сложные эмоции, чувства, как эмоции переходят от одной к другой, распознавать причины эмоций. Управление эмоциями — способность регулировать эмоции, создавать эффективные стратегии, которые помогаю использовать эмоции для достижения целей. Общий балл эмоционального интеллекта если 69 и ниже баллов — это низкий уровень и необходимо развитие. В этой зоне могут быть некоторые трудности для жизни, работы человека. Будет полезно улучшить навыки и знания. Хотя показатели не очень высокие, человеку следует продолжить развитие навыков данного направления, если это является важной частью его повседневной жизни, работы.
От 90 до 109 — средний уровень - Компетентность. Человек обладает удовлетворительными навыками, чтобы добиться в этой области определенного успеха. Навыки владения эмоциями они делятся на 3 подуровня: 90-95 — низкие значения, 96-99 — средние значения, 100-109 — высокие значения. От 110-129 — высокий уровень — Профессионал. Это человек уже опирается на эту сторону, он даже может не иметь представление что это ЭИ, человек может даже не осознавать, а его научила жизнь и он эти навыки просто встраивает, он не осознает, что он использует способности ЭИ, на уровне бессознательной компетенции владеет разными приемами, может сам научился, может быть жизнь заставила, сформировалось это умение.
Подписка Ed+ на образование
- Найди то, не знаю что
- Что такое эмоциональный интеллект и как его развить?
- Эмоциональный интеллект: Почему он важнее, чем эрудиция и профессиональные навыки
- Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развивать
Популярное в блоге
- В подкасте вы узнаете
- Что такое эмоциональный интеллект, зачем он нужен и как его развивать
- Что есть что: разберемся с понятиями
- История изучения
- Эмоциональный интеллект (EQ): Компоненты и советы
Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?
Эмоциональный интеллект включает: коммуникативные навыки, мотивацию, эмпатию, социальную ответственность, навыки управления конфликтами. Впервые термин "эмоциональный интеллект" был использован только в 1985 году в докторской диссертации Уэйна Пейна. Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Рассмотрим, что такое эмоциональный интеллект, почему он так важен для успеха человека, какие признаки свидетельствуют о его высоком и низком уровне. Под EQ или эмоциональным интеллектом часто подразумевают понимание эмоций других людей, сопереживание и умение наладить контакт.
Значение словосочетания «эмоциональный интеллект»
Высокоразвитый эмоциональный интеллект предполагает умение человека определять свои чувства и эмоции, знать их первопричину, способность управлять ими, выстраивать крепкие отношения, понимая состояния других людей. Иными словами, эмоциональный интеллект – это когда ты смотришь в корень, в истинную причину эмоций. Таким образом, эмоциональный интеллект похож на традиционный интеллект, с той единственной разницей, что поступающей информацией являются настроения и эмоции.