Первым домом для Российской академии наук в Санкт-Петербурге было здание Кунсткамеры на Васильевском острове. ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием.
«...Наблюдение за делом художественного образования и воспитания в России.»
Академия наук 13 Васильевский остров 51 наука и образование 116 открыты 376 Правление Екатерины I 13. Российская академия медицинских наук не дожила до своего 70-летия. Открытие Академии наук – прямое следствие реформаторской деятельности первого российского императора. Замысел создания Российской Академии наук принадлежал Петру I. Пример Парижской академии, беседа Петра I со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иноземцев.
АКАДЕМИЯ НАУК
Именно она была инициатором торжественного приема первых русских академиков. Именно 7 января считается официальным днем открытия императорской Академии наук. На императорском приеме физик и философ Георг Бильфингер назвал создание Академии наук крупнейшим событием времени. Спорить с этим трудно — ничего подобного в России не существовало. Поэтому о «русских» академиках в данном случае можно говорить лишь с большой долей условности.
В отечестве не было достаточного количества ученых, поэтому штат формировался в основном из иностранцев.
Тамм, И. Франк, Л. Ландау, Н. Басов, А. Прохоров, П. Капица, А. Абразцов, В. Гинзбург, Ж.
Лауреатами по физиологии и медицине стали И. Павлов и И. Мечников, в области химии - Н. Семёнов, экономики - Л. Это звание было присвоено также пяти нашим поэтам и писателям: И. Бунину, Б. Пастернаку, М. Шолохову, А. Солженицыну и И.
Академия наук располагалась на Васильевском острове, в здании кунсткамеры. В отличие от западных академий российская находилась на полном обеспечении государства, что позволило привлечь в страну видных европейских ученых.
Владимиром Александровичем, стремившимся сплотить вокруг Академии лучшие художественные силы. Благодаря предпринятым им мерам покинувшие Академию дипломанты, образовавшие Товарищество передвижных художественных выставок, спустя десять лет после разрыва с Академией в своем большинстве вернулись в ее лоно. Академия предоставляла Товариществу залы для выставок - желательно совместных.
Многие передвижники стали преподавать в Академии, получая высокое профессорское жалованье, однако при этом поставили условие, что не будут носить мундир. Многие из них выполняли заказы членов императорской семьи - да же такие жанристы-бытописатели, как А. Корзухин и В. Маковский, исполнили несколько портретов великих князей. Сам основатель Товарищества И. Крамской создал парадные портреты императора и императрицы.
Методика академического образования формировала художников, могущих в совершенстве справляться с самыми разными художественными задачами. В своей «Книге воспоминаний»[9] вел. Александр Михайлович признается: «... Первыми он упоминает всегда приносившие убытки пять императорских театров и балет С. Дягилева, а далее указывает: «Такую же значительную материальную поддержку требовала и Императорская академия художеств. Хотя официально она и содержалась за счет Государственного казначейства, Академия никогда не сводила концы с концами, и члены Императорской семьи считали своим долгом поддерживать материально ее нуждавшихся учеников»[10].
Наивысшей наградой для учащихся Академии была золотая медаль за «программу», то есть, как бы сказали сейчас, за дипломную работу. Программой она называлась потому, что Совет Академии предлагал оканчивавшим учебу исполнить картину на сюжет чаще всего из русской истории или на библейскую либо мифологическую темы с целью проверки профессиональных знаний, полученных во время учебы. Желавшие участвовать в конкурсе предоставляли эскизы на рассмотрение Совета Академии. Тем, чьи работы получали одобрение, Академия на год предоставляла повышенную стипендию и отдельную мастерскую в своем здании; они назывались «программистами» или «конкурсантами». Присуждение золотой медали давало право награжденным на заграничное пенсионерство, то есть на поездку до шести лет за границу для усовершенствования за счет Академии, причем содержание выделялось очень щедрое. В Императорской Академии художеств студенты за успехи в учебе награждались золотыми и серебряными медалями первого и второго достоинства , поощрительными медалями первого и второго достоинства и денежными премиями.
Это происходило регулярно на «третных» экзаменах учебный год делился на «трети» по 4 месяца. Их списки публиковались в Отчетах и Журналах Академии. В эти списки входили и денежные вспомоществования «недостаточным учащимся», выдававшиеся по постановлению Совета на основании их прошений. Количество выдаваемых пособий определялось их необходимостью; сумма пособия составляла от 10 до 50 рублей. Ежегодно в ноябре Совет присуждал стипендии сроком на один год, по истечении которого Совет, в зависимости от успехов стипендиата, либо продлевал стипендию, либо передавал более достойному. В последней трети XIX века в России появилось много провинциальных художественных школ; особенно интенсивным этот процесс был в 1880-1890-х годах.
Большая часть школ создавалась благодаря инициативе выпускников Академии художеств, вернувшихся к родным пенатам, при поддержке местных городских властей и состоятельных горожан - почитателей и ценителей искусства. При этом главную опеку над школами осуществляла Академия художеств, которая всячески способствовала их развитию, курируя учебную и просветительскую, а в некоторых случаях и финансовую деятельность. Обращение провинциальных школ к Академии за помощью и поддержкой было само собой разумеющимся, поскольку никакому другому образовательному художественному учреждению было не под силу осуществлять столь грандиозные задачи. Академия художеств всегда оказывала безвозмездную помощь различным учебным заведениям, воспитывавшим художников или просто имевшим рисовальные классы. Начиная с первой провинциальной школы, открытой академиком А. Ступиным в Арзамасе в 1810 году, Академия щедро дарила гипсы, оригиналы и другие учебные пособия.
В создании художественных школ по всей России в конце XIX - начале XX века колоссальную роль сыграло безвозмездное деятельное участие членов ИАХ, ее преподавателей или бывших выпускников. Они становились директорами, входили в советы или попечительские комитеты школ, оказывая разнообразное содействие в организации учебного процесса. Академия щедро помогала не только провинциальным учебным заведениям, но и музеям, безвозмездно передавая или предоставляя во временное пользование произведения из собственного собрания. Списки их утверждались Советом Академии. Впервые в 1884-1885 годах Академия передала 150 произведений в поддержку провинциальных музеев в Риге, Саратове, Вильно, Одессе и Харькове. Впоследствии это происходило регулярно: произведения искусства, гравюры и книги отсылались партиями в Тобольск, Нижний Новгород, Самару, Хабаровск, Ташкент, Пермь, Воронеж.
Музеев, взятых Академией под свое благотворительное попечительство, было более двадцати, им передали более восьмисот художественных произведений. Такая помощь - одна из традиций Академии, не прерывавшаяся в разные периоды истории нашей страны и являющаяся по сей день непременной частью нашей художественной жизни. Типичный пример - история Пензенского художественного училища и картинной галереи, одной из старейших в России. Их созданию послужило завещание пензенского губернатора, генерал-лейтенанта Н. Селиверстова 1830-1891 , он завещал городу коллекцию картин, библиотеку, а также свыше полумиллиона рублей на учреждение Рисовальной школы «на манер Штиглицкой». В завещании специально оговаривалось выделение из этой суммы пятидесяти тысяч рублей неприкосновенного капитала для обеспечения существования художественного музея.
В Пензу приехал душеприказчик Н. Селиверстова - известный путешественник и знаток искусства, почетный член Академии художеств П. Состоялась закладка здания, а в 1898-м - торжественное открытие училища и музея, директором которого Академия художеств утвердила известного художника академика К. Савицкого 1844-1905; имя его носит сейчас Картинная галерея. В первом отчете за 1898 год в Академию художеств он дал подробную характеристику учебного процесса и музея, собрание которого уже состояло из 224 произведений живописи и графики. Савицкий стремился пополнить музей произведениями современных мастеров.
В архивах академиков В. Васнецова, А. Киселева, С. Иванова, И. Шишкина сохранились письма, в которых Савицкий обращался к своим друзьям с просьбой прислать в дар вновь созданному музею свои работы. Что тебе стоит дать музею какой-нибудь небольшой рисуночек, который бы наглядно представил тебя.
Поищи, найдешь»[11]. На призывы откликнулись многие художники и безвозмездно передали музею свои работы. По просьбе Савицкого Академия художеств также прислала в дар новому музею живописные произведения русских мастеров, графические листы, скульптуру, а также назначила Комиссию для просмотра коллекции, для чего в Пензу приезжал, чтобы руководить ее работой, П. Преемник К. Савицкого академик Николай Филиппович Петров всемерно способствовал росту собрания музея, которое пополнялось за счет добровольных пожертвований горожан. Самыми крупными из них были коллекции бывшего пензенского губернатора А.
Татищева и попечителя училища, генерала от инфантерии А. Боголюбова около 140 произведений искусства, в том числе работы И. Мартоса, И. Крамского, И. Шишкина, И. Репина, И.
Ендогурова, Ф. Рубо, а также коллекция старинного вооружения и предметов прикладного искусства [12]. Похожий путь становления прошли другие провинциальные художественные школы и музеи в Казани, Одессе, Харькове, Риге, Смоленске и других городах. Самым крупным вкладом Академии художеств в организацию музейного дела в России явилось формирование и курирование коллекции Русского музея имени императора Александра III. Начало Русскому музею было положено высочайшим указом от 13 апреля 1895 года; тогда же ему был дарован Михайловский дворец, перестройка и приспособление которого для нужд музея были осуществлены академиком В. Основу собрания музея составили предметы и произведения, переданные из императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств.
Совет Академии разработал положение и штат музея. Положение предусматривало, «что художественные коллекции музея пополняются произведениями, о которых Академия должна предварительно произнести одобрительное суждение»[13]. С тех пор и до закрытия ИАХ в 1918 году почти на каждом заседании Совета утверждались произведения для закупки Русским музеем, представленные специальной комиссией из трех академиков. Журналы заседаний Совета Академии содержат не только принимаемые время от времени решения о замене выбывших членов этой комиссии новыми, но и множество других поручений. Советом постоянно командировались профессора и академики в Московское училище живописи, ваяния и зодчества для участия в выпускных экзаменах это было вменено ИАХ в обязанность. Заседание Совета Императорской Академии художеств При изучении документов ИАХ становится очевидным, что многие ее музейные начинания финансово поддерживали российские миллионеры.
В этом отношении показателен пример почетного члена Академии, мецената Б. В 1913 году «сахарный король» обратился к президенту ИАХ вел. Марии Павловне с представлением следующего содержания: «... Стремясь посильно придти на помощь энергичной Вашей деятельности, я, в бытность этой зимой в Венеции, пришел к решению предоставить в распоряжение Ваше двадцать одну тысячу рублей, как сумму, необходимую на сооружение в Венеции Русского выставочного павильона, и десять тысяч рублей в качестве капитала, проценты с коего употреблялись бы на необходимейшие расходы по охране имеющего быть воздвигнутым здания»[14]. Русский выставочный павильон в Венеции был построен по проекту академика А. Щусева и открыт в 1914 году.
Он и сейчас верно служит русскому искусству в качестве российского павильона на Венецианской биеннале. Президент ИАХ вел. Мария Павловна 1854-1920 в 1910 году высказала идею о постройке в Петербурге выставочного «Дворца искусств». Через два года Академии был передан участок земли, примыкавший к Михайловскому дворцу со стороны набережной Екатерининского канала. Проект здания разработал ректор архитектуры Академии художеств Л. Бенуа, но на его осуществление требовалась огромная сумма - более миллиона рублей.
В феврале 1913 года петербургские и московские банкиры собрали миллион рублей для увековечения 300-летнего юбилея Дома Романовых. Дарители просили Николая II «предначертать цель и назначение» этой суммы. И хотя императору предлагали использовать эти деньги по-разному, он отдал предпочтение предложению вел. Марии Павловны. Уже летом император и великая княгиня заложили первые кирпичи в основание будущей постройки. Здание было впоследствии передано Русскому музею, сохранив до сих пор свое название «корпус Бенуа».
Портрет художника И. ГРМ Великий художник академик И. Айвазовский 1817-1900 много сделал для родного города Феодосии. Трогательно звучат слова его духовного завещания: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю ее родному городу Феодосии, моему родному городу... Так, академик В. Поленов 1844-1927 в своем имении устроил даже небольшой художественный музей, так как считал необходимым поднимать культуру сельских жителей.
ГТГ 4 марта 1915 года в Академию была препровождена копия духовного завещания скончавшейся в 1914 году Наталии Борисовны Нордман, жены И. Репина"»[16] Музей-усадьба И. Репина «Пенаты». Фото С. Архив З. Церетели После октябрьских событий Совнарком декретом от 12 апреля 1918 года упразднил Императорскую Академию художеств.
Ее деятельность, в том числе и по созданию художественных училищ и музеев, была приостановлена, академическое сообщество распущено, однако лишь немногие академики покинули Россию, закончив свою жизнь во Франции, Италии или Латвии. Среди тех, кто разделил свою судьбу с судьбой родины и кто продолжал плодотворно трудиться на пользу русского искусства, можно назвать известные имена. За творческие успехи ряд из них получили звания народных или заслуженных художников, архитекторов или артистов, звания заслуженных деятелей искусства, стали лауреатами Сталинских премий, были награждены орденами. Однако, несмотря на эти почести, они всегда гордились званиями академиков, полученными от Императорской Академии художеств, ставя их выше других заслуженных наград. Несмотря на упразднение Императорской Академии, моральные принципы, по которым жило до революции академическое сообщество, сохранялись в советское время. Так, академик живописи И.
Как Петр I Академию наук России создавал
В честь Российской академии наук назван астероид (829) Академия, открытый в 1916 году российским астрономом Григорием Николаевичем Неуйминым. Ныне это Российская Академия Наук, воссозданная в 1991 году в статусе высшего научного учреждения страны. В Москве основана школа математических и навигацких наук, которая положила начало морскому образованию в России.
Указ о «заведении» Академии наук — к 300-летию основания виртуальная выставка
Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и др. Новости Новости. О судьбе Российской академии наук, об исторической роли президентов и их участии в развитии главной научной организации страны и ее переломных моментах беседуем с директором Архива РАН в 2013–2018 гг. Виталием Юрьевичем Афиани. Российская академия наук (РАН), высшее научное учреждение России. Академия наук (АН) образована по указу императора Петра I, объявленному из. Так что Академия наук сыграла огромную роль в распространении научных знаний в России. Первый российский император основал Академию не только как научное, но и учебно-образовательное учреждение.
Вы точно человек?
Это верно лишь отчасти. Петр, всегда стремившийся к централизации в области управления, задумал создать могущественный департамент, который отвечал бы и за теоретическую, и за прикладную науку, и за искусства, и — в отличие от европейских академий того времени — за просвещение. К тому же император считал, что академию полностью должно поддерживать государство — чтобы ученые работали на благо России. Аналогов такому научному центру в мире не было. Известно, что даже ближайшие советники Петра в душе скептически относились к такой идее: слишком смелой она казалась. Многие считали, что всё ограничится приглашением в Россию нескольких крупных ученых, которые будут демонстрировать «научные чудеса» для развлечения царского двора. Император успел учредить академию, проект утвердили сенаторы. Вскоре при академии заработали гимназия и университет, рисовальная школа и некоторые другие образовательные учреждения. Не хватало учеников, а многие маститые академики с неохотой относились к учебной работе. Но все-таки это были первые в России светские и штатские учебные заведения — и их выпускники стали цветом отечественной науки.
Сегодня, 13 апреля, — Всемирный день рок-н-ролла, а в России — День мецената и благотворителя. Подробнее — в обзоре «Реального времени». Третий пассаж в России 13 апреля 1903 года умерла Зухра Акчурина. В 21 год она с мужем начала издавать газету на двух языках «Терджиман-Переводчикъ». Супруг, знаменитый просветитель Исмаил Гаспринский, писал на русском, а Зухра переводила тексты на татарский. После 20 лет работы в издании она передала свои обязанности помощникам, основала в Бахчисарае начальную новометодную школу для девочек. В 1903 году заболела брюшным тифом и умерла на 41-м году жизни. Здание заказал купец Александр Александров, конкурс на лучший проект первый этаж под магазины, второй этаж — 5—6 квартир со всеми удобствами, третий этаж — тоже квартиры, но несколько меньших размеров выиграли молодые выпускники Петербургской академии художеств Владимир Суслов и Николай Поздеев.
Это стало завершением одного из самых известных научных долгостроев в стране, начатого еще в 1976 году. Сконструирован аппарат, который помогает ходить людям с инвалидностью дата не уточняется. Так, в Калининградской области впервые обнаружена печать Владимира Мономаха. На Таманском полуострове найдено захоронение, предположительно, жрицы богини Афродиты, а также иранский меч. Под Астраханью нашли мощный культурный слой хазарского времени. Лобачевского создали прибор для настройки оптимальной работы головного мозга. Мероприятия ко Дню российской науки В честь Дня российской науки учебные и научные учреждения по всей России организовывают культурные мероприятия, призванные популяризировать научную деятельность. В 2024 году в стране пройдут научные конференции, экскурсии, круглые столы, фестивали, выставки, лекции, интерактивы и даже научные стендапы. Кроме того, запланированы показы научного кино. Стоит отметить, что более 1,5 тысячи ученых в День российской науки примут участие в проекте "Ученые — в школы" и прочитают лекции в школах по всей России. Также в третье десятилетие науки и технологий специально для классных часов были разработаны сценарии и методические материалы. Школы проведут викторины, командные и образовательные игры, а также различные практикумы и тематические уроки. Кстати, в этом году 8 февраля празднуется не только День российской науки, но и 190-летие со дня рождения выдающегося русского ученого Дмитрия Менделеева. В честь этой круглой даты пройдут различные юбилейные мероприятия как в павильоне "Десятилетия науки и технологий", так и во многих уголках нашей страны. Подробнее о праздновании Дня российской науки в России можно прочитать на сайте "Наука. А по этой ссылке доступна полная программа мероприятий в регионах. Куда сходить на День российской науки в Москве К примеру, на ВДНХ в честь Дня российской науки пройдут экскурсии, лектории, мастер-классы полную программу можно посмотреть по этой ссылке. Так, 8 февраля в 14:15, 16:15 и 18:15 в павильоне "АТОМ" пройдут бесплатные тематические экскурсии "Физика магии". Они позволят детям познать природу различных процессов, а взрослым — вспомнить основы физики и химии. С 8 по 15 февраля в кинозале Музея космонавтики будет проходить лекторий "Наукой и космосом едины". В течение недели ученые и популяризаторы науки расскажут гостям о том, как их деятельность помогает развивать российскую космическую отрасль, чем живет современная наука, какие задачи перед ней стоят.
По инициативе академии в 1803 — 1806 годах состоялась кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского, а в 1820 году экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева открыла новый материк — Антарктиду. Читайте также: Российские колумбы: дальние походы русских моряков Таким образом, Россия в XIX веке становится одним из центров мировых географических открытий, и не только географических. Серьёзные успехи были достигнуты в минералогии, кристаллографии, геологии, стратиграфии, сейсмометрии. Разрабатывались проблемы метеорологии, земного магнетизма, электричества. Выдвинулись биологические науки: сравнительная эмбриология животных, эволюционная эмбриология, эволюционная физиология растений, теория иммунитета. Во второй половине века стала активно развиваться химия, в том числе органическая, органический катализ при высоких давлениях и температурах, физическая химия, систематика химических элементов», — рассказывал в одном из интервью директор Архива РАН в 2013 — 2018 годах Виталий Афиани. В это время физик и электротехник Александр Попов изобретает радио, химик Дмитрий Менделеев открывает периодическую таблицу химических элементов, биолог Дмитрий Ивановский открывает вирусы, а будущий Нобелевский лауреат Иван Мечников разрабатывает клеточные механизмы иммунитета, другой Нобелевский лауреат Иван Павлов создаёт науку о высшей нервной деятельности. Как в России боролись с эпидемиями Время великих достижений После Февральской революции 1917 года Петербургская или Императорская академия наук меняет название на Российскую академию наук и впервые получает право самостоятельно избирать своего президента. Им стал выдающийся геолог Александр Петрович Карпинский, сохранивший этот пост вплоть до своей смерти в 1936 году. С этого момента во главе советской академии всегда стояли крупные учёные с мировым именем — Вавилов, Несмеянов, Келдыш, Александров, Марчук. Читайте также: Знай наших! Мстислав Келдыш — «генерал науки» С одной стороны, советская власть понимала важное значение науки для построения нового общества, а с другой — мечтала поставить её на марксистско-ленинские рельсы. Поэтому параллельно с существующей Академией наук была создана и Социалистическая академия наук, которая позже стала Коммунистической, но успехов в её работе это не прибавило, и в 1936 году её распустили. Несмотря на угрозы роспуска, личные трагедии репрессированных учёных, советский период стал временем великих достижений советской науки. Академия исследовала Курскую магнитную аномалию и минеральные ресурсы Кольского полуострова и Сибири. В предвоенные годы физики П. Черенков, И. Тамм и И. Франк открыли и дали теоретическое объяснение эффекту излучения света заряженной частицей при её движении со скоростью, превышающую фазовую скорость света в среде. В 50-е годы физики Н. Басов и А. Прохоров создали ряд типов лазеров. Данные открытия были удостоены Нобелевских премий. К 1941 году Академия наук СССР насчитывала уже восемь отделений по всем направлениям научного поиска: физико-математическому, химическому, геолого-географическому, биологическому, техническому, истории и философии, экономики и права, литературы и языка. В союзных республиках открывались филиалы Академии наук, лаборатории, создавались научные базы. В предвоенный период была создана мощная научная база, которая позволила значительно усилить обороноспособность страны. Уже в первые дни после начала войны Академия наук разработала комплексный план, который включал в себя 245 приоритетных тем, связанных с разработкой новых вооружений.
История праздника
- Российская академия наук. Большая российская энциклопедия
- Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724 — Документ
- Иллюстрации
- В 2024 году Российская академия наук празднует 300-летие
- «Академический марксизм» 1920—1930-х гг. и история Академии: случай . А.Н. Шебунина
Триста лет в поисках истины. 8 февраля — юбилей Петербургской академии наук
Академические науки делились на 3 класса: математический чистая математика, прикладная математика, астрономия, география и навигация , естественный физика, общая химия и технологическая химия, приспособленная к художествам и ремеслам, зоология, ботаника, минералогия, сравнительная анатомия и физиология и класс исторических и политических наук политическая экономия и статистика, история древностей российских, греч. Состав АН определен в числе 21 академика и 10 адъюнктов. По новому уставу от 8 янв. Дашковой указом императрицы Екатерины II 24 янв. Первым ее директором, затем президентом стала Дашкова 1783-1796 , впосл.
Бакунин 1796-1801 , А. Нартов 1801-1813 и А. Шишков 1813-1841. По Уставу 1783 г.
В их числе в кон. XVIII - нач. XIX в. Фонвизин, Г.
Державин , Я. Княжнин, П. Вяземский , И. Крылов, В.
Жуковский , И. Дмитриев, Н. Карамзин , А. В 1785-1796 гг.
После присоединения Российской академии АН имела 3 отд-ния: 1 физико-математических наук, 2 рус. Российская академия по изучению рус. Устав 1836 г. Неоднократно в 1857, 1864, 1889 и в нач.
Старое здание президиума РАН. В 1-й пол. В 1803-1806 гг. Крузенштерн и Ю.
Лисянский совершили кругосветное путешествие. В 1820 г. Беллинсгаузен и М. Лазарев открыли Антарктиду.
В течение 1-й пол. Академики М. Остроградский и В. Буняковский сделали ряд крупных открытий в математической физике и в области интегральных исчислений, В.
Петров, Э. Ленц и Б. Якоби - в учении об электричестве, К. Бэр - в области эмбриологии.
Археографическая экспедиция АН 1828-1834 провела огромную работу по собиранию, изучению и изданию важнейших исторических письменных памятников. Трудами К. Калайдовича , П. Строева , А.
Востокова в 1834 г. С 1887 г. АН существенно расширила связи с российскими и зарубежными научными учреждениями и ун-тами. В академики и члены-корреспонденты были избраны видные профессора российских ун-тов, а в почетные члены - многие зарубежные ученые А.
Ампер, Ж. Гей-Люссак, А. Гумбольдт, Ч. Дарвин , Ж.
Кювье, Ю. Либих, Т. Мальтус , И. Гёте , Ж.
Фурье и др. В 1835 г.
Именно тогда были найдены и введены в научный оборот многие очень ценные памятники российской истории. Тенденция к расширению академической структуры сохранялась и позже. В этом, кстати, состояло одно из главных отличий академии советского периода от дореволюционной. Если говорить о гуманитарных институтах, появилась Академия истории материальной культуры, в итоге из нее вышел Институт археологии. Из дореволюционной Археографической комиссии возник Историко-археографический институт, его прямой наследник — наш Санкт-Петербургский институт истории РАН, а в Москве сейчас работают Институт российской истории, Институт всеобщей истории, Институт славяноведения. И это еще далеко не все действующие ныне гуманитарные академические учреждения.
И иногда трудно разделять в их биографии эти стороны… Среди дореволюционных академиков существовала разница между «штатными» и «внештатными». Например, известный лингвист Филипп Федорович Фортунатов, профессор Московского университета, глава московской школы сравнительного языкознания, в самом конце XIX века был избран академиком. Но он жил в Москве, потому был академиком вне штата. Его учеником был академик Алексей Александрович Шахматов, также выдающийся лингвист и исследователь древнерусского летописания, переписку которого мы с моими коллегами сейчас издаем, поэтому сюжет этот мне близок. Будучи избран в Академию наук, он переехал в Петербург и предлагал своему учителю также сюда приехать. В 1902 году Фортунатов принял это предложение, стал «штатным» академиком. Только штатные академики получали государственное жалованье. К тому же считалось, что академики должны посещать академические заседания, поэтому желательно, чтобы они жили в Петербурге или могли туда постоянно приезжать.
Были еще члены-корреспонденты: в ту пору это в прямом смысле были члены академии «по переписке», то есть в основном иностранные ученые. И, кстати, многие российские академики точно так же были членами-корреспондентами иностранных академий. Со временем появилось понятие «почетные академики». Так, при Отделении русского языка и словесности в самом конце XIX века был создан особый «Разряд изящной словесности». В него в качестве почетных академиков включили известных писателей — Льва Толстого, Бунина, Чехова, Короленко… Правда, много было споров по этому поводу, некоторые ученые не понимали, зачем в академии нужно такое подразделение. С ним, кстати сказать, был связан один весьма драматический эпизод. В 1902 году почетным академиком по «Разряду изящной словесности» избрали Максима Горького, о чем было уже сообщено в печати. Но через две недели результаты этих выборов аннулировали, поскольку писатель считался неблагонадежным и Николай II высказал сомнение в разумности такого выбора.
Чехов и Короленко в знак протеста отказались от звания почетных академиков, недовольны были и многие ученые, даже те, кто не был поклонником творчества Горького… — Они посчитали это покушением на самостоятельность Академии наук?
С 21 ноября 1991 года — Российская академия наук. Воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России. За правительством закрепляется право устанавливать число академиков и членов-корреспондентов РАН, размеры их окладов по представлению общего собрания академий [8].
Науки, которые в сей Академии могут учены быть, свободно бы в три класа розделить можно: в 1-м класе содержались бы все науки математические и которые от оных зависят; во 2-м — все части физики, в 3-м — гуманиора, гистория и права. К первому класу четырех персон надобно: первой надлежало бы упражняться матези сублимиори, яко арифметикою, алгеброю и геометриею, и протчими частьми теоретическими; второй бы тщание иметь к астрономии, географии, навигации; третьей и четвертой — о механики. Второй клас розделяется в четыре части, а имянно: 1. И такожде четырех персон к тому иметь надлежало б. А за нужду мог бы академикус матезеос сублимиорис за академика физики теоретической и экспериментальной отправлять, ибо собственно физика генеральная ничто иное есть, токмо апликация к телесам. Третей клас состоял бы из тех членов, которые в гуманиорах и протчем упражняются. И сие свободно бы трем персонам отправлять можно: первая б — элоквенцию и студиум антиквитатис обучала, 2 — гисторию древную и нынешную, а 3 — право натуры и публичное, купно с политикою и этикою ндравоучением. Аще же притом экономия учена будет, то похвально и весьма полезно, ибо в общем жительстве учением ее великая прибыль и польза чинится. Кроме сих членов, особливой секретарь потребен, который все, что в Академии предлагается, в протокол вносит, в порядок приводит и тое, что достойно есть, ежегодно или чрез каждые два года публикует и купно с библиотекарем корреспонденцию с учеными людьми держит. Должность академиков: 1.
Все, что в науках уже учинено — розискивать, что к изправлению или прирощению оных потребно есть — производить, что каждый в таком случае изобрел — сносить и тое секретарю вручать, которой тогда понужден будет оное, когда надлежит, описать 2. Каждый академик обязан в своей науке добрых авторов, которые в иных государствах издаются, читать. И тако ему лехко будет экстракт из оных сочинить. Сии экстракты, с протчими изобретениями и розсуждениями, имеют от Академии в назначенные времена в печать отданы быть. Понеже Академия ничто иное есть, токмо социетет собрание персон, которые для произведения наук друг друга вспомогать имеют, того ради весьма надобно, чтоб оне еженедельно несколько часов в Собрании были, и тогда каждый мнение свое предлагать, советом и мнением других пользоватца и партикулярно учиненные эксперименты в присутствии всех членов поверять может. И сие последнее весьма надобно для того, что в таких экспериментах многократно один другого, яко, например, анатомикус механика и пр. Еще ж Академия повинна все декуверты изобретении , которые в помянутых науках иногда предложены будут, розискивать и свою апробацию откровенно о том сообщать: 1. Ежели его императорское величество потребует, чтоб академикус из своей науки некоторое дело сыскивал, то повинен он тое со всем прилежанием чинить и о том в надлежащее время ибо суть многие дела, которые вельми малы быть кажутся, однакожде долговременное розискание требуют отповедь дать. Каждый академикус обязан систем или курс в науки своей в пользу учащихся младых людей изготовить, а потом оные имеют на императорском иждивении на латынском языке печатаны быть. И понеже российскому народу не токмо в великую пользу, но и во славу служить будет, когда такие книги на российском языке печатаны будут, того ради надлежит при каждом класе академическом одного переводчика и при секретаре — одного ж и тако во всех четырех класах определить.
Такожде и чюжестранным великая забава будет, понеже ежегодно 3 публичные ассамблеи уставлены и от одного члена Академии разговор из своей науки чинен будет и в оной похвалы протектора защитителя введены будут.
Предыстория создания Академии
- 1 августа В 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук
- К 300 летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук
- Российская академия наук: От мечты Петра Великого до открытий вселенского масштаба
- Учреждение Академии наук при Петре I
Академия наук России – одно из важнейших детищ Петра I
Основателем Российской академии наук был великий русский царь Петр I. Ему впервые пришла в голову идея о том, что нужно обучать молодых людей наукам и искусству не за границей, а в России. Первая академия наук была открыта в Санкт-Петербурге Царь Петр занимался просвещением до конца жизни, и проект академии наук был одним из его последних детищ. Примером организации научного собрания стала Парижская академия наук, избравшая русского царя Петра в действительные члены. Предполагалось собрать в стенах первого академического заведения всех российских ученых людей. Они должны были излагать юношам свой предмет, составить первые учебные пособия и преподавать по часу в день.
Тимирязев и др. Результаты их исследований, переложенные на почву общественного знания и обсуждения, служили на благо отечественной экономики. В новейшей истории страны ВЭО России продолжает традицию тесного сотрудничества с Российской академией наук в сфере содействия решению масштабных задач обеспечения технологического суверенитета и национальной безопасности страны. ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием. Ученых и специалистов поздравляем с Днем науки!
Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями. Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей. Когда Петру предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги. Во исполнение приказа царя библиотекарю выдавали ежегодно на угощение посетителей 400 руб. Значение этого факта даже сегодня трудно переоценить. С маленького объявления в петербургской газете «Ведомости» от 26 ноября 1728 г. Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, это здание вмещало в себя Кунсткамеру, Академию наук и ее библиотеку и соседствовало с наиболее важными постройками столицы — домом «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи. Кунсткамера по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире. Источники: Здание Кунсткамеры и по сей день является символом и логотипом Российской академии наук.
Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Академия является государственной академией наук, организацией науки, осуществляющей научное руководство научными исследованиями в Российской Федерации и проводящей научные исследования, юридическим лицом - некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения. Литература по истории Академии Российская академия наук строится по научно-отраслевому и территориальному принципам. Российская академия наук ежегодно представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации отчеты о проведенных научных исследованиях, научных и научно-технических результатах, а также предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных и прикладных наук.
День в истории: Рождество Христово, "Брюсов календарь" и открытие академии наук в России
Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра I – в 1725 году, когда состоялась первая конференция иноземных академиков, прибывших в Россию. В 1925-м Российская академия наук была преобразована в Академию наук СССР. «Открытия Российской академии наук, изменившие мир» – это историко-просветительский портал, созданный к 300-летнему юбилею Российской академии наук. К 300-летнему юбилею Российской академии наук На фото: Здание Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге. Российская академия наук (РАН). Благодаря научным поискам первых членов академии наук в России появились обсерватории, музеи, исследовательские лаборатории и университеты.
Петр I подписал указ об образовании Российской Академии наук и художеств
Ученые Российской академии наук читают в университете открытые лекции, совместно с академическими институтами вузом организуются конференции и другие научные мероприятия. 13 апреля был утвержден проект Александровского пассажа, в Казани открыли филиал Академии наук, создан Раифский заповедник, проведены испытания первого в России троллейбуса, открылся стадион «Уэмбли», The Rolling Stones выступили в соцстране. 20 декабря в Актовом зале МГУ состоялось учредительное общее собрание Академии. Первым домом для Российской академии наук в Санкт-Петербурге было здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге, как она называлась до середины XVIII века, была основана указом Петра Великого 8 февраля (28 января) 1724 года.