Новости размер вселенной в световых годах

Для представления и осознания космического пространства приведены сравнения в световых годах. 200 световых лет.

Чем космос отличается от Вселенной: спорим, вы не знали

Эта статья содержит материалы из статьи «Размер Вселенной составляет минимум 156 миллиардов световых лет», опубликованной и распространяющейся на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY 4.0). диск Млечного Пути обладает радиусом 75–100 тыс. световых лет и толщиной — около 1 тыс. световых лет. Однако, в связи с расширением Вселенной также очевидно, что до Земли должны долететь и фотоны, которые излучены с меньшего расстояния, чем Т14 световых лет. Она имеет размер около 13 миллионов световых лет. Диаметр наблюдаемой Вселенной оценивается примерно в 93 миллиарда световых лет в поперечнике.

Что мы знаем о космосе?

При этом ограничение скорости света на него не действует, так как это ограничение лишь говорит о том, что сигналы о разных событиях не могут распространяться быстрее света, а в принципе сверхсветовые скорости в физике возможны. В итоге считается, что вся наблюдаемая нами Вселенная представляет собой сферу с центром в Земле и радиусом 46 млрд св. Увидеть более отдаленные области не позволяет как раз то самое ограничение скорости света. Оценить же размеры всей Вселенной, а не только ее наблюдаемой части, не представляется возможным. Лишь самые общие соображения позволяют предполагать, что она всё же конечна.

Многие ученые полагают, что вся Вселенная не должна иметь границ и она напоминает поверхность Земли.

Современные способы изучения структур микромира основаны на наблюдениях за столкновениями между различными частицами. Чем меньше частица, тем больше энергии ей нужно сообщить. Эта энергия сообщается частицам при разгоне на ускорителях. Причем, чем больше энергии требуется, тем больше должен быть размер ускорителя. Современные ускорители имеют размеры в несколько километров например, Большой адронный коллайдер , однако даже этих размеров недостаточно для проникновения в структуры объектов порядка 10-18 — 10-19 м, размер необходимых для этого ускорителей сопоставим с размерами земного шара.

Как известно, возраст нашей Вселенной составляет 13,7 миллиардов лет. Но в действительности с самого начала, со времен Большого Взрыва, Вселенная продолжает непрерывно расширяться. Как сообщил астрофизик, вследствие того, что Вселенная постоянно и очень быстро расширяется, фотонам света приходится преодолевать гораздо больший путь, компенсируя это расширение.

Скорость света составляет 300 000 километров в секунду, но для космоса, для такого гигантского пространства, понятие секунды не является идеальной величиной для измерения. В астрономии принято для определения расстояния использовать термин световой год. Один световой год приблизительно эквивалентен расстоянию 9 460 730 472 580 800 метров и дает нам не только представление о расстоянии, но также может говорить о том, какое количество времени потребуется свету объекта для того, чтобы нас достигнуть. Такое расстояние сложно себе даже представить Самым простым примером разницы времени и расстояний является свет Солнца. Среднее расстояние от нас до Солнца составляет около 150 000 000 километров. Допустим, у вас есть подходящий телескоп и защита для глаз, позволяющие вести за Солнцем наблюдение. Суть в том, что все, что вы будете видеть в телескоп, на самом деле происходило с Солнцем 8 минут назад именно столько требуется свету, чтобы добрать до Земли.

Свет Проксимы Центавра? Дойдет до нас только через четыре года. Или взять хотя бы такую крупную звезду, как Бетельгейзе, собирающуюся стать в скором времени сверхновой. Даже если бы это событие произошло сейчас, мы узнали бы о нем не раньше середины 27 века! Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на нас в Яндекс. Дзен , чтобы не пропускать новые материалы! Свет и его свойства сыграли ключевую роль в понимании нами того, насколько огромна Вселенная. В настоящий момент наши возможности позволяют нам заглянуть примерно на 46 миллиардов световых лет наблюдаемой Вселенной. Каким образом? Все благодаря используемой физиками и астрономами шкалы расстояний в астрономии.

Что такое параллакс Телескопы являются лишь одним из инструментов для измерения космических расстояний и не всегда способны справится с этим заданием: чем дальше находится объект, расстояние до которого мы хотим измерить, тем сложнее это сделать. Радиотелескопы отлично подходят для измерения расстояний и проведения наблюдений лишь внутри нашей Солнечной системы.

Вселенная в сравнении с наблюдаемой вселенной

• Насколько велика вся ненаблюдаемая Вселенная целиком?
  • 15 фактов о размерах Вселенной, которые пополнят ваш багаж знаний
  • Млечный Путь: что это, фото, сколько звезд, что в центре | РБК Тренды
  • Ученые НАСА обнаружили доказательства возможной жизни на планете в 120 световых лет от Земли

ВИДИМ ЛИ МЫ ВСЕЛЕННУЮ?

А чтобы пересечь Вселенную (расстояние 93 миллиарда световых лет), потребуются десятилетия. По современным космологическим представлениям Вселенная имеет конечные размеры, при этом пространство в ней может быть замкнуто таким образом, что свет, пробежав её всю — возвращается к точке старта, наподобие луча, обегающего комнату, полную зеркал. На ней изображены более 256 тысяч галактик, которые зародились в промежутке от 13,3 млрд до 500 млн световых лет после большого взрыва. По современным космологическим представлениям Вселенная имеет конечные размеры, при этом пространство в ней может быть замкнуто таким образом, что свет, пробежав её всю — возвращается к точке старта, наподобие луча, обегающего комнату, полную зеркал. 3 Какого размера Вселенная? 4 Сколько лет Вселенной?

Ученые подсчитали весь свет Вселенной

Сегодня этот край определяется как 15 миллиардов световых лет, но это ещё не значит, что Вселенная там и заканчивается. 3 Какого размера Вселенная? 4 Сколько лет Вселенной? Расстояния между небесными телами во Вселенной очень велики, поэтому их обычно измеряют в световых годах. Расстояния между небесными телами во Вселенной очень велики, поэтому их обычно измеряют в световых годах. На ней изображены более 256 тысяч галактик, которые зародились в промежутке от 13,3 млрд до 500 млн световых лет после большого взрыва.

Космологи открыли свидетельства небольших размеров всей Вселенной

Но это ещё не всё. Мы не видим галактик, которые находятся так далеко, что идущему от них свету не хватило даже времени жизни Вселенной, чтобы дойти до нас. Что лежит за пределами обозримой части Вселенной? Согласно космологическим моделям, Вселенная однородна и всюду расширяется. Есть гипотеза, которая гласит, что Большой взрыв и рождение нашей Вселенной — лишь один из серии взрывов, а протяжённость мультивселенной лежит за гранью нашего понимания.

Американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон сказал: «Вселенная не обязана быть понятной для тебя». И тайны Вселенной не обязаны быть простыми для их описания в научно-фантастических романах. Большая часть Вселенной представляет собой пустое пространство. Расстояния между звёздами в галактике, между разными галактиками слишком огромны для нашего понимания.

Попытка рассказать о реальных размерах Вселенной и при этом привязка к человеческим эмоциям пугает любого автора, который пишет в жанре научной фантастики. Мы живём на крошечной планете, но тем не менее наш мозг способен осознать огромные размеры Вселенной. И это вселяет надежду, поскольку, как заметил астробиолог Калеб Шарф: «В ограниченном мире думать в космических масштабах — это не роскошь, а необходимость». Объяснить это общественности — настоящий вызов как для астрономов, так и для писателей-фантастов.

Автор: Michael Strauss.

За это время довольно многое может измениться в галактике: множество массивных звёзд вполне могут отжить свой основной век и взорваться сверхновыми, оставляя после себя чёрные дыры либо нейтронные звёзды пульсары. Получается, если мы видим в галактике Андромеды какую-то звезду, вполне возможно, что мы видим то, чего уже нет. Кроме этого, можно достоверно сказать, что галактики за время существования Вселенной вполне могут перестать существовать в том виде, в котором появились. Они могут сталкиваться друг с другом и постепенно сливаться, таким образом создавая новую, более массивную галактику. К слову, именно это ждёт наш родной Млечный Путь — прямо сейчас к нам очень-очень медленно приближается соседняя, гораздо более крупная галактика, а именно та самая туманность Андромеды. Человечеству это вряд ли грозит катастрофой, потому что даже если мы и дотянем до таких пор что, прямо скажем, маловероятно , то к тому времени Солнце выработает свой ресурс термоядерного топлива, оно начнёт расширяться и превращаться в красного гиганта, поглощая один за другим Меркурий, Венеру и, вполне вероятно, Землю и Марс.

Потому светило "сдуется" и станет белым карликом с одиноко вращающимися вокруг него безжизненными газовыми гигантами. Впрочем, кто знает: а может быть, человечество расселится на твёрдых спутниках Юпитера и Сатурна? И вокруг неё кружатся все спиральные рукава нашей галактики, коих у неё четыре самых крупных и ещё несколько мелких. Соответственно, вместе с Солнечной системой, которая обосновалась в едва приметном рукаве Ориона. Один оборот вокруг центра галактики Солнце вместе со всеми своими планетами и с нами делает за 220 миллионов лет. Это значит, что один оборот назад на Земле было начало мезозойской эры. Так вот, это вращение создаёт впечатление, что нашу галактику утягивает в какой-то космический водоворот.

Но на самом деле, как разъясняет астроном, это вовсе не так. На самом деле, хотя чёрная дыра сверхмассивна, она сверхмассивна по сравнению с Солнцем. По сравнению с галактикой чёрная дыра — это очень маленький объект, и, конечно, ни в коем случае не то, что засасывает в себя галактику, галактика даже не вращается вокруг чёрной дыры, она вращается вокруг самой себя. Суммарное тяготение звёзд галактики намного превышает тяготение чёрной дыры, — рассказал Дмитрий Вибе. Закончится ли это вообще когда-нибудь? И как это должно закончиться? В любом случае спиральные галактики сохранят свой нынешний вид ещё намного дольше, чем существует Вселенная, то есть ещё десятки и десятки миллиардов лет.

Рентгеновская лаборатория NASA запечатлела столкновение как минимум четырех скоплений галактик. Синим цветом выделена предполагаемая темная материя. Источник: NASA В самом большом масштабе галактики распределены равномерно и одинаково во всех направлениях, а это означает, что у Вселенной нет ни края, ни центра. В меньших масштабах галактики распределены в скопления и сверхскопления, которые образуют огромные нити и пустоты в пространстве. В чем разница между Космосом и Вселенной? Эти термины часто используются как синонимы, но у них есть отличия. Под Вселенной понимается все, что существует, включая время и пространство, материю и законы, которые ими управляют. Понятие Космоса обычно относится к пустоте или пространству между космическими объектами.

В этом контексте он рассматривается как вакуум, заполненный лишь разреженной газообразной средой и другими формами энергии. Вселенную принято ассоциировать с хаосом, а космическое пространство — с порядком. Космос против Вселенной Космическое пространство относится к пустоте, которая существует между небесными объектами. Вселенная относится ко всей физической материи и энергии, системам, планетам, галактикам. Она включает в себя не только области между небесными объектами, но и другие аспекты реальности, такие как время, пространство и возможные физические законы. Источник: Unsplash Космическая среда не включает небесные объекты, только пустоту между ними. Тем не менее в ней есть, хотя и с очень низкой плотностью, ионы и атомы водорода, космические лучи и электромагнитное излучение, а также гипотетическая темная материя. Вселенная включает в себя все небесные объекты.

Состав космоса — магнитные поля, электромагнитное излучение, нейтрино, пыль и космические лучи. Вселенная состоит из планет, звезд, галактик, а также самого космического пространства. Основное различие понятий заключается в том, что первое относится к пустоте между небесными объектами, тогда как второе обозначает всю совокупность физической материи и энергии, звездных систем, планет, галактик и все содержимое космического пространства. Таким образом, космос — это часть Вселенной.

Заглядывая далеко в космос, мы не только смотрим на далёкие расстояния, но и видим далёкое прошлое, из-за конечной скорости света. Удалённые части Вселенной менее комковатые и более однородные, у них было меньше времени на формирование более крупных и сложных структур под воздействием гравитации. Ранняя, удалённая от нас Вселенная, также была и горячее. Расширяющаяся Вселенная приводит к увеличению длины волны распространяющегося по ней света. С её растяжением свет теряет энергию, охлаждается. Это означает, что в далёком прошлом Вселенная была горячее — и этот факт мы подтвердили, наблюдая за свойствами удалённых частей Вселенной. Исследование от 2011 года красные точки даёт наилучшие из имеющихся на сегодня свидетельств того, что температура реликтового излучения в прошлом была выше. Спектральные и температурные свойства пришедшего издалека света подтверждают тот факт, что мы живём в расширяющемся пространстве. Исследования Мы можем измерить температуру сегодняшней Вселенной, спустя 13,8 млрд лет после Большого взрыва, изучая излучение, оставшееся от того горячего, плотного раннего состояния. Сегодня оно проявляет себя в микроволновой части спектра и известно, как реликтовое излучение. Оно укладывается в спектр излучения абсолютно чёрного тела и имеет температуру 2,725 К, и довольно легко показать, что эти наблюдения с удивительной точностью совпадают с предсказаниями модели Большого взрыва для нашей Вселенной. Реальный свет Солнца слева, жёлтая кривая и абсолютно чёрного тела серая. Благодаря толщине фотосферы Солнца оно больше относится к чёрным телам. Справа — реальное реликтовое излучение, совпадающее с излучением чёрного тела, по измерениям спутника COBE. Заметьте, что разброс ошибок на графике справа удивительно мал в районе 400 сигм. Совпадение теории с практикой историческое. Более того, нам известно, как меняется энергия этого излучения с расширением Вселенной. Энергия фотона обратно пропорциональна длине волны. При таких температурах Вселенная способна ионизировать все содержащиеся в ней атомы. Вместо твёрдых, жидких или газообразных веществ, вся материя во всей Вселенной пребывала в виде ионизированной плазмы. Вселенная, в которой свободные электроны и протоны сталкиваются с фотонами, превращается в нейтральную, прозрачную для фотонов, по мере остывания и расширения. Слева — ионизированная плазма до испускания реликтового излучения, справа — нейтральная Вселенная, прозрачная для фотонов.

Мир за пределами Млечного Пути: как Эдвин Хаббл «раздвинул» границы Вселенной

2. Вселенная Предположительный размер – 156 миллиардов световых лет Картинка стоит тысячи слов, поэтому посмотрите на этот простер и постарайтесь представить/понять, насколько велика наша Вселенная. Вселенная уже не та: Что телескоп James Webb увидел в далёком прошлом. 4 миллиарда световых лет. Но он переоценил размеры Галактики (современная оценка диаметра — 100 тыс. световых лет) и был не прав относительно спиральных туманностей. У вас может возникнуть соблазн думать, что это дает нам простой ответ для размера вселенной: 13,8 миллиардов световых лет.

Каковы размеры нашей Вселенной?

Исследователи добавили, что данные с чрезвычайно большого телескопа Джеймса Уэбба и других будут иметь решающее значение для ответа на вопросы, которые остаются открытыми в этих исследованиях.

Но почему 46 млрд а не например 128? Потому что всё посчитано благодаря замечательному явлению красного смещения. Красное смещение вообще широко применимо в астрофизике. С его помощью определяют расстояние до далеких галактик если коротко, когда объект во Вселенной движется от нас, спектр излучения смещается в сторону большей длины волны - то есть в зону красных волн самые длинные красные, самые короткие фиолетовые , поэтому и красное смещение называется, ну так как объект от нас удаляется, и волне нужно каждый раз проходить большее расстояние следовательно длина волны увеличивается и смещается в красную сторону. Так вот, анализируя величину красного смещения определяется, насколько далеко успел улететь от нас определенный объект, следовательно, мы, грубо говоря, знаем, как быстро проходит расширение, и по законам Хаббла можем рассчитать все необходимые величины. Надеюсь, ничего не упустила.

Она расположена между верхними слоями атмосферы и самыми дальними участками магнитного поля Земли. Межпланетное пространство — область космоса, находящаяся в пределах Солнечной системы. После гелиопаузы внешней границы гелиосферы межпланетное пространство переходит в межзвездное. Межзвездное пространство — это физическое пространство между звездными системами в пределах галактики. Оно заполнено межзвездной средой МЗС , которая состоит из газа и пыли. Межгалактическое пространство — это физическое пространство между галактиками. Оно очень близко к абсолютному вакууму, поскольку в нем нет пыли и космического мусора. Как устроен космос? По мнению ученых, Вселенная состоит из трех субстанций: нормальной материи, темной материи и темной энергии. Нормальная материя Нормальная, или барионическая, материя представляет собой протоны, нейтроны и электроны. Из нее состоит все, что мы можем увидеть: звезды, планеты, деревья, животные и люди. Темная материя Темная материя не излучает и не поглощает свет или энергию, а потому абсолютно невидима. Ученые предполагают, что она состоит из небарионической материи — вимпов слабовзаимодействующих массивных частиц , нейтралино и нейтрино. Несмотря на то, что темную материю невозможно увидеть, результаты наблюдений позволяют астрономам допускать ее существование. К примеру, исследования спиральных галактик показали, что в них содержится гораздо больше массы, чем можно наблюдать визуально. Если бы темной материи не существовало, эти галактики бы просто распались, потому что гравитации одной лишь нормальной материи было бы недостаточно для того, чтобы удержать все частицы вместе. Темная энергия Темная энергия — это гипотетическая форма энергии, которая противодействует гравитации: она отдаляет космические объекты друг от друга, тогда как гравитация, напротив, их притягивает. Ученые предложили концепцию темной энергии, чтобы объяснить, почему вселенная расширяется с ускорением. Самое холодное место в космосе Пока что самым холодным местом во Вселенной считается туманность Бумеранг. Она расположена в созвездии Центавра, примерно в 5 000 световых лет от Земли. Температура здесь достигает от 20 до 40 триллионов градусов Цельсия.

Его отличие от прочих участков Вселенной заключается в том, что плотность вещества в нем на 30 процентов меньше другими словами, в войде меньше звезд и скоплений. Также Сверхпустота Эридана примечательна тем, что в данной области Вселенной температура микроволнового излучения на 70 микрокельвинов меньше, чем в окружающем пространстве где она равняется приблизительно 2,7 кельвина. Космическая клякса Космическая клякса. В 2006 году команда ученых-астрономов из Университета Тулузы нашла таинственную зеленую каплю в космосе, которая стала крупнейшей на тот момент структурой во Вселенной. Эта капля, получившая название "Капля Лайман-Альфа", представляет собой гигантскую массу газа, пыли и галактик, которая "расползлась" на 200 миллионов световых лет в ширину это в 7 раз превышает размеры нашей галактики, Млечного пути. Свет от нее добирается до Земли целых 11,5 миллиардов лет. Учитывая, что возраст Вселенной чаще всего оценивается в 13,7 миллиардов лет, гигантская зеленая капля считается одной из самых древних структур во Вселенной. Сверхскопление Шепли Сверхскопление Шепли. Ученым давно было известно, что наша галактика движется в направлении созвездия Центавра со скоростью 2,2 миллиона километров в час, но причина движения оставалась загадкой. Около 30 лет назад появилась теория, согласно которой Млечный путь притягивает к себе "Великий аттрактор" — объект, гравитация которого достаточно сильная, чтобы притягивать нашу галактику на огромном расстоянии. В итоге было обнаружено, что наш Млечный путь и вся Местная группа галактик притягивается к так называемому Сверхскоплению Шепли, состоящему из более чем 8000 галактик общей массой в 10 000 раз больше Млечного пути. Как и многие из структур в этом списке, Великая стена CfA2 при обнаружении была признана крупнейшим известным объектом во Вселенной. Объект находится на расстоянии примерно в 200 миллионов световых лет от Земли, а его приблизительные размеры составляют 500 млн световых лет в длину, 300 млн в ширину и 15 млн световых лет в толщину.

Чем космос отличается от Вселенной: спорим, вы не знали

Смотрите видео онлайн «Сравнение размеров Вселенной 3D» на канале «Познавательный канал» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 7 мая 2022 года в 18:27, длительностью 00:05:07, на видеохостинге RUTUBE. Если представить, что Солнечная система, а именно Земля — центр Вселенной, то наблюдаемая Вселенная будет представлять собой шар с радиусом около 46,5 миллиарда световых лет и увидеть галактику на расстоянии 20 миллиардов световых лет — норма. Сегодня этот край определяется как 15 миллиардов световых лет, но это ещё не значит, что Вселенная там и заканчивается. Гигантские размеры Вселенной, её тайны страшат и притягивают одновременно, словно магнит.

Давным-давно...

• Интересные факты об устройстве Вселенной
  • Что мы знаем о космосе?
  • Как выглядит Млечный Путь
  • Учёные рассчитали поперечник Вселенной
  • Восставновить пароль
  • Учёные полагают, что Оумуамуа отправили к нам инопланетяне

Учёные рассчитали поперечник Вселенной

Во-первых, в ней очень рано, почти сразу после начала расширения, сформировались первые звездные галактики. Мы всегда предполагали, что это должно было произойти позже. Гравитации нужно было определенное время, чтобы из однородного вещества создать плотные комочки звезд, а из них — галактики. Во-вторых, космологов озадачили гигантские черные дыры, которые давно обнаружились в центрах галактик. Мы думали, что они постепенно набирали свою массу, поглощая окружающее вещество. Но «Джеймс Уэбб» и другие телескопы обнаружили, что гигантские, или сверхмассивные черные дыры, которые в миллиарды раз массивнее нашего Солнца, образовались довольно быстро после расширения Вселенной.

Но тут надо быть острожными. На моей памяти неоднократно обнаруживались подобные структуры из звезд — «звездные кольца», «цепочки из звезд». Потом выяснялось, что они были рождены всего лишь особенностью человеческого зрения. Глаз очень любит такую простую геометрию: среди случайно разбросанных зерен выискивать какие-то геометрические фигуры. Возьмите горсть какой-нибудь крупы, насыпьте на стол и вы увидите, окружности и треугольники из крупинок.

Поэтому на такие открытия смотрят, не то чтобы скептически, но с осторожностью, мол: «Посмотрим, что из этого получится.

В космических масштабах Земля довольно мала. Даже в нашей Солнечной системе размеры нашей планеты легко затмевают гигант Юпитер, который в 1000 раз больше Земли, и Солнце, которое больше нас в миллион раз. Но даже наше Солнце выглядит крошечным в сравнении с крупнейшими звездами. Звезда UY Щита больше нашей родительской звезды в 1700 раз, но всего в 30 раз тяжелее. Это показывает, что масса и размер необязательно идут в космосе в ногу.

Но это не единственная возможность. Также возможно, что вместо того, чтобы статичная Вселенная брала начало от взрыва, она могла бы подчиняться более мощному решению ОТО: она может расширяться! Вместо того, чтобы начаться благодаря катастрофическому взрыву в статичной Вселенной, ткань космоса может расширяться со временем, пропорционально количеству содержащейся в ней энергии. В этом случае количество галактик должно быть в среднем одинаковым в одинаковых объёмах пространства, скорость расширения должна увеличиваться по предсказуемой зависимости от расстояния, Вселенная должна была быть более горячей в прошлом и скопление галактик должно было сформировать паутинообразную структуру, в которой все регионы космоса выглядят примерно одинаково на больших масштабах. В случае первого варианта, со взрывом и статическим пространством и в случае конечного возраста Вселенной мы могли бы заглядывать вдаль на расстояние, определяемое этим возрастом. В статичной Вселенной возрастом в 5 лет мы могли бы увидеть свет, пришедший от объектов, расположенных не далее 5 световых лет от нас. В статичной Вселенной возрастом в 13,8 миллиарда лет мы могли бы увидеть свет, пришедший от объектов, расположенных не далее 13,8 миллиарда световых лет от нас. Но все наши наблюдения опровергают эту возможность и направляют нас к идее о расширяющемся пространстве, в котором содержание энергии во Вселенной определяет скорость расширения и, следовательно, как далеко объекты находятся от нас. Что менее интуитивно, так это то, что в расширяющейся Вселенной мы можем видеть дальше, чем это определяет её простой возраст! Это просто обязательно. Подумайте над диаграммой выше, в которой несколько скоплений галактик удаляются друг от друга из-за расширения Вселенной. Представьте, что мы находимся в центральном скоплении и наблюдаем скопление в нижнем левом углу. Когда свет покидает скопление в левом нижнем углу слева , это скопление находится в 87 световых годах от нас. Свет начинает свой путь по направлению к нам, но Вселенная расширяется. То есть пространство между этим скоплением и нашим увеличивается, как выпекающийся кусок теста, будущий хлеб.

Размеры атома определяются размером его электронной оболочки. Волновая природа электрона проявляется в способности к дифракции и интерференции. Энергия электрона в атоме изменяется дискретно. Волновая природа электрона не позволяет говорить о траектории его движения. Состояние электронов в атоме описывается законами квантовой механики. Нахождение электрона в атоме описывают как электронное облако определенной формы. Электронные облака изображают с помощью моделей — атомных орбиталей различной формы. Электронная конфигурация атомов распределение электронов по орбиталям определяет его химические свойства. Атомы могут соединяться, образуя большое разнообразие более сложных структур, существование которых обусловлено химической связью, имеющей электростатическую природу. Оценить размеры молекул можно по длинам связей расстояние между центрами атомов, связанных химической связью. В молекуле воды Н2О расстояние между центрами атомов кислорода и водорода составляет около 10-10 м. Атомы могут соединяться в еще более крупные молекулы и образовывать длинные цепочки полимеров. Размеры таких молекул могут достигать нескольких сотен нанометров. Например, длина молекулы мышечного белка миозина составляет около 200 нм. С помощью электронного микроскопа была установлена форма молекул миозина, а рентгенограмма показала его вторичную структуру. Самые небольшие молекулы нуклеиновых кислот вирусов, состоящие всего из нескольких тысяч нуклеотидов, могут достигать в длину несколько сотен нанометров. Последние десятилетия активно развиваются прикладные исследования структур, размеры которых находятся в интервале 1 — 100 нанометров. Результаты изучения фуллеренов, фуллеритов, углеродных нанотрубок, молекул белков, нанокристаллов, кластеров, тонких пленок и других структур размером от 10-9 до 10-6 м лежат в основе современных нанотехнологий. Мир объектов таких масштабов стали называть наномиром Вернемся к строению атома. Ядро атома имеет размеры порядка 10-15 м и состоит из нуклонов, протонов и нейтронов. Существование протонов и нейтронов в ядре определяется сильным взаимодействием, которое может проявляться только на таких малых расстояниях. Протоны и нейтроны, как и другие объекты микромира, обладают двойственной корпускулярно-волновой природой. Нейтроны и протоны не являются элементарными частицами и в своем составе имеют еще более мелкие частицы — кварки, размер которых оценивается уже в 10-18 м. Размеры такого порядка соответствуют масштабам электрона. Проникнуть еще глубже в микромир ученые еще не могут. Современные способы изучения структур микромира основаны на наблюдениях за столкновениями между различными частицами. Чем меньше частица, тем больше энергии ей нужно сообщить. Эта энергия сообщается частицам при разгоне на ускорителях. Причем, чем больше энергии требуется, тем больше должен быть размер ускорителя.