Новости аэростаты в блокадном ленинграде

Как была снята блокада Ленинграда — в материале Три макета аэростатов и 900 белых шаров подняли над Петербургом в День освобождения города от блокады. Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде. Сотрудники Главной геофизической обсерватории одними из первых получили медали «За оборону Ленинграда», сообщила пресс-служба Росгидрометцентра 9 мая.

75 мгновений блокадного Ленинграда. Самые пронзительные фотографии осажденного города

Говорят — «у войны не женское лицо»… Да, это так. Но долг свой — спасибо им — они выполнили… 2,5 года немцы терзали Ленинград в блокаде. За 900 суток они обрушили на город 107 тысяч бомб и 150 тысяч артиллерийских снарядов. В городе погиб каждый второй житель. Свою задачу войска Ленинградской армии ПВО выполнили: город сохранили. Аэростаты заграждения поднимались на защиту города около 70 тысяч раз, находились в ночном небе около 600—700 тысяч часов.

В феврале — марте 1944 года 3-й и 11-й полки АЗ были расформированы. Но это была ошибка командования, ибо с апреля месяца фашистская авиация начала налеты на наступающие войска Ленинградского и Волховского фронтов. В апреле был сформирован 14-йполк АЗ, отряды которого, действуя самостоятельно в 50—100 км от Ленинграда, прикрывали железнодорожные узлы, базы дислокаций, мосты, Финский залив. Это были стратегические объекты наших наступающих войск. Аэростаты заграждения участвовали также в обороне города от налетов крылатых немецких ракет ФАУ-1 с баз Эстонии.

Считается, что во всей системе ПВО, на всех фронтах, был 121 случай столкновения самолетов с тросом. К сожалению, речь идет не только о самолетах противника, но и о наших. Наши летчики были более эмоциональны, в горячке боя или ведя подбитый самолет к внутренним запасным аэродромам, они могли войти в зону поднятых АЗ. По документам периода войны, от столкновения с тросами АЗ наших самолетов вышло из строя больше, чем немецких. Вот лишь несколько конкретных случаев из отчета частей АЗ Ленинграда.

Поселок Ленино. Свой самолет «МБР-2» на высоте 1000 м сбился с курса. Шел с боевого задания. Отрезало 1,5 м от крыла. Самолет упал в 500 м, сгорел, разбился.

Экипаж погиб. На барже в Финском заливе. Налет на трос. Лебедку опрокинуло. Лопнули тросы заземления.

Взрыв из-под воды, трос ушел в воду. Предполагается, что вражеский самолет был сбит. Место «Новая Деревня». Свой «У-2», на высоте 1500 налетел на трос, срезано упало консоли крыла. Судьба самолета неизвестна.

Место «Ржевка». Свой «У-2», на высоте 200 м отпилило 2 м крыла. Упал около поста. Самолет противника. Удар в трос на высоте 2000 м.

Дальнейших данных нет. Свой «СБ» на высоте 350 м. Оборвал трос. Свой «У-2». Отпилено 15 см крыла.

Место «Жирновка». Свой «У-2», столкновение на высоте 400 м.

За время блокады, по официальным данным, умерло от голода около 800 тысяч жителей, погибло от бомбежек 17 тысяч человек и 34 тысячи было ранено. Согласно современным данным, число жертв блокады — от 1млн. Свидетельством страшных мук и страданий, выпавших на долю ленинградцев, стал дневник десятилетней блокадницы Тани Савичевой. Всего несколько листочков бумаги, в которых с леденящей кровь обыденностью, сфокусирована вся трагедия города.

Также проходила и плановая эвакуация взрослого населения города. За лето Ленинград покинули 164 тысячи рабочих, которых эвакуировали вместе с предприятиями. Для первой волны эвакуации было очень характерно крайнее нежелание жителей покидать город. В затяжную войну попросту не верили. А оставлять свои дома, и отрываться от привычного уклада жизни было и нежелательно, и несколько боязно. Эвакуация детей из Ленинграда Эвакуация продолжалась под надзором специально созданных комитетов. Использовались все доступные маршруты — железная дорога, шоссе и просёлочные дороги. Ситуация осложнялась ещё и тем, что, с продвижением немецких войск, в Ленинград хлынула волна беженцев с окружающих районов. Людей надо было принять и, в самые короткие сроки, переправить дальше вглубь страны. Всё лето напряжённо работали все задействованные в процессе эвакуации структуры. Когда началась эвакуация, железнодорожные билеты перестали поступать в свободную продажу. Теперь уехать могли только те, кто подлежал эвакуации. Согласно данным комиссии, до начала блокады Ленинграда, из города вывезли 488 тысяч ленинградцев и 147,5 тысяч прибывших в город беженцев. Двадцать седьмого августа 1941 года железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией Советского Союза было прервано. Восьмого сентября было окончательно прервано и любое сухопутное сообщение. После того, как немцам удалось захватить Шлиссельбург. Эта дата стала официальным днём начала блокады в Ленинграде. Впереди было почти 900 дней жуткой изматывающей борьбы. Но тогда ленинградцы об этом ещё не подозревали. Первые дни блокады Ленинграда Регулярные обстрелы Ленинграда начались за несколько дней до начала блокады. Двенадцатого сентября немецкому командованию пришёл новый приказ Гитлера. Штурм города отменялся. Солдаты должны были укрепить свои существующие позиции, и приготовиться к обороне. Блокадному кольцу следовало быть прочным и нерушимым. А город надо было постоянно поливать артиллерийским огнём. Обстрелы Ленинграда Первые дни блокады Ленинграда характеризовались очень разными настроениями жителей. Часто — диаметрально противоположными. Те, кто свято верил в существующий режим, считали, что Красная армия справится с германскими войсками. А те, кто допускал сдачу Ленинграда, были уверены, что Гитлер хуже Сталина быть просто не может. Были даже такие, кто достаточно откровенно выражали надежду на то, что режим большевиков падёт. Правда, бдительные и сознательные коммунисты не позволили смельчакам совсем уж забыться, и каких-то массовых беспорядков на этой почве не было. Простые жители никак не могли знать, что в планы фашистской блокады совсем не входило освобождение мирных жителей от чего бы то ни было. Профессор университета Санкт-Петербурга, как историк, в интервью ТАСС объяснил: «Нацистское руководство, начиная с 21 августа 1941 года, достаточно чётко определило свои намерения в отношении Ленинграда. Немцы намеревались сжимать как можно плотнее кольцо блокады, лишив город возможности снабжения. И далее враг рассчитывал на то, что город достаточно быстро капитулирует, не имея ресурсов для обеспечения многомиллионного населения». Да, немецкое руководство просчитало, что запас продовольствия истощится очень быстро. А значит, взвесив несоизмеримость потерь и страданий, если уж не советское правительство, так уж точно сами советские граждане прекратят бессмысленное сопротивление. Но они просчитались. Просчитались так же, как с блицкригом. Просчитались так же, как с такими привычными «котлами», широко использованными немецкой армией во Второй мировой войне. Эта тактика также была рассчитана на то, что оказавшись в безвыходном положении и перенося страдания, человек теряет волю к борьбе. Но русские её не теряли. И эта аксиома очередной раз была доказана блокадным Ленинградом. Не гениальными штабными офицерами. Не профессиональным умением полководцев. А простыми людьми. Которые не утратили воли к жизни. Которые продолжали бороться изо дня в день всё то время, сколько длилась блокада Ленинграда. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище Немецкая политика Интересен взгляд на Ленинград в блокаде с противоположной — немецкой — стороны. После быстрого наступления фашисткой армии в Прибалтике, солдаты ожидали повторения европейского блицкрига. В то время операция Барбаросса ещё разыгрывалась, как по нотам.

Аэростаты заграждения в блокадном Ленинграде. Немецкие и финские войска и их союзники блокировали Ленинград 8 сентября 1941-го. Положение СССР казалось угрожающим. Линии фронта на 21 сентября 1941 года Фашисты надеялись на блицкриг. Ленинград гитлеровцы вознамерились взять измором. Было от чего паниковать и жителям северной столицы: нехватка продуктов и топлива дала о себе знать очень скоро. Спасительная «Дорога жизни» через Ладожское озеро находилась в пределах досягаемости артиллерии и авиации захватчиков, их военно-морских сил, так что пропускная способность этой транспортной артерии не могла удовлетворить потребности осажденных.

В Ленобласти открыли памятник прорыву энергетической блокады в годы ВОВ

Блокада. Аэростат заграждение. — Галерея Ленинград Аэростаты на Невском проспекте в Ленинграде, октябрь 1941.
В Ленобласти открыли памятник прорыву энергетической блокады в годы ВОВ | Новости России Например, знаменитая трансляция 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде была осуществлена при помощи кабель-антенны, поднятой именно аэростатом заграждения.
Водородное топливо в блокадном Ленинграде Впервые массовое использование водорода в качестве автомобильного топлива произошло в блокадном Ленинграде в 1941 году.

Зачем в блокадном ленинграде запускали дирижабли

Но одно дело один экспериментальный гидрозатвор, а другой — почти 400, да еще в условиях блокадного города, где нет ни топлива, ни электричества. Лейтенант Шелищ отправился на крупные заводы, которые еще работали. Кировский завод к тому времени был эвакуирован частично в Свердловск, частично в Челябинск, Ижорский завод — в Свердловск на Уралмашзавод, который решением ГКО на какое-то время был переименован в Ижорский завод. На Балтийском судостроительном заводе он забрел на никем не охраняемый склад, и увидел гору отработанных, никому не нужных огнетушителей, поскольку их нечем было заправлять. Он понял, что это то, что нужно. Огнетушители ему отдали с радостью.

Это была вторая гениальная идея Бориса Шелища — после небольшой переделки использовать огнетушители в качестве гидрозатворов. Через десять дней все 400 постов аэростатного заграждения работали на водородном топливе. Аэростаты вновь поднялись на заданную высоту и стали непреодолимой преградой для немецких самолетов. За успешное обеспечение противовоздушной обороны Ленинграда лейтенант Шелищ в конце 1941 г. В 1942-м Бориса Шелища самолетом вывезли в Москву, чтобы он перевел московские аэростатные посты на водород.

Остаться в Москве он отказался: неудобно было перед сослуживцами, оставшимися в голодном Ленинграде. Шелищ вернулся в Ленинград и продолжал контролировать работу постов аэростатов, работавших на водороде. Весной — летом 1942 г. В этих условиях партийное руководство Ленинграда и командование ПВО Ленинградского фронта приняли весьма странное решение — перевести аэростатные посты на бензин, которого все равно не хватало, а водорода было вдоволь. Летом 1943 г.

Борис Шелищ оформил авторское свидетельство на свое изобретение, в описании которого говорилось, что основная задача была решена в 1941-м, однако водород как топливо вообще имеет огромные перспективы применения в других родах войск и в промышленности. Таким образом, молодой лейтенант обеспечил приоритет страны в развитии энергетики будущего. После войны Борис Шелищ вернулся на «Лентрикотаж», потом работал в различных автотранспортных предприятиях города, но к водороду больше не возвращался, считая свою блокадную эпопею с водородом пройденным этапом.

Уменьшенные копии средств системы ПВО блокадного Ленинграда 1,5 на 3,5 метра , каждая удерживаемая в воздухе двенадцатью тросами, молодежь пронесет по четырем маршрутам до Дворцовой площади передвигаясь, как обещают организаторы, по тротуарам. Принять участие в этой патриотической акции, названной «Небо над Ленинградом», смогут все желающие. Боевое применение аэростатов заграждения, как правило, исключало возможность пикирования вражескими самолетами и затрудняло прицельное бомбометание по объектам прикрытия.

Весь транспорт ПВО, кроме двух газогенераторных автомобилей, работавших на дровяных чурках, был остановлен. Все грузы переносили на руках, перевозили на санях и тележках. Раненых и больных вывозили тоже на санях. А за один боевой подъем аэростатов только одного полка аэростатного заграждения сжигалось около 1,5 тонн бензина. Всего же, в корпусе аэростатного заграждения Ленинграда было три полка. Кроме того, аэростатами пользовались и воздушные наблюдатели. Шелищ предложил переоборудовать подъемный механизм, используя для спуска аэростатов лифтовые электролебедки из соседних домов. Они должны были устанавливаться на грузовики вместо бензиновых. Но вскоре в блокадном Ленинграде не стало и электричества.

Пытались использовать и ручной привод, но с таким механизмом не могли справиться даже десять здоровых мужчин. К тому же большую часть рядовых и сержантов из аэростатных частей направили в пехоту, и на действующих постах вместо 12 человек осталось всего 4-5, в основном девушки. Борис Исаакович пришел к мысли использовать в качестве горючего отработанный аэростатами водород, который прежде просто выпускали в атмосферу. По воспоминаниям самого Шелища, на эту идею его вдохновил эпизод из романа Жюля Верна «Таинственный остров», в котором разложенная на водород и кислород вода называлась «топливом будущего». В Ленинграде водород вырабатывал небольшой химический заводик, с трудом справляясь с потребностью ПВО. Водорода с химзавода постам аэростатного заграждения хватало не всегда. Тогда его добывали на армейских установках, которые размешались на шасси грузовиков ЗИС-5, имели смесители, очистители и скрубберы. С разрешения командования был проведён эксперимент, в котором шланг от аэростата был напрямую подсоединён к двигателю. После нескольких минут стабильной работы произошёл взрыв газгольдера, а сам Борис Шелищ получил контузию.

Однако позже изобретатель добавляет между двигателем и газгольдером гидрозатвор, сделанный кустарным способом из огнетушителя и обрезков труб, который отсекал открытое пламя и не позволял вспышкам в двигателе дойти до газгольдера. Решили сначала в каждом полку оборудовать, таким образом, по пять постов и после десяти подъемов принять окончательное решение. Шли на риск, но риск себя оправдал. Шелищ ввел дополнительно в двигатель капельную подачу воды, что смягчило процессы горения. Сам Шелищ отмечал, что двигатель на водородном топливе лучше заводился в мороз, а стендовые испытания показали меньший износ деталей, чем при работе на бензине. Мощность двигателя на водороде достигала 20 лошадиных сил или половину мощности при работе на бензине. Прибывшая комиссия одобрила работу Шелища, а командование и приказало перевести все аэростатные лебёдки на водородное топливо, поскольку большинство аэростатов уже не поднималось. За десять дней было переоборудовано двести автомобилей, позже еще 50. После этого — весь 1942 год и до самой Победы — автолебедки постов аэростатного заграждения работали на отработанном водороде, выпущенном из аэростатов.

Только в Ленинграде благодаря изобретению Б.

Третью колонну с дирижаблем можно будет увидеть на набережной канала Грибоедова у Собора Воскресения Христова на Крови, на Суворовской площади, Дворцовой набережной, Миллионной улице. Маршрут четвертой колонны пролегает от Инженерного сквера, по Садовой улице, через Марсово поле.

Фото: dic.

В память о блокаде в петербургское небо подняли аэростаты и белые шары

Сперва на новую смесь перевели все аэростатные лебедки, для них питание шло от газгольдера. Затем на водороде после незначительных модификаций двигателя внутреннего сгорания стали ездить автомобили, которые снабжались из баллона высокого давления. Опыт был распространен на Москву и другие города с активными аэростатными заграждениями. За всю войну из 500 водородных автомобилей взорвался только один. Напрашивается вопрос: почему в блокадном Ленинграде водород для техники использовался, а сейчас - нет? Во-первых - цена.

Водород гораздо дороже бензина, в Великую отечественную он был безальтернативным наполнителем для аэростатов и как топливо использовался уже как побочный продукт. Во-вторых - взрывоопасность водорода. Может, у Шелица и взорвался один автомобиль из 500, но наши обычные машины ведь не взрываются вовсе. Однако всё совершенствуется, всё меняется. Сегодня есть возможность сделать двигатель на водороде вполне безопасным.

В-третьих - в ходе сгорания водорода, особенно "грязного" в двигателе внутреннего сгорания выделяются окислы азота, которые при взаимодействии с водой дают душевную азотную кислоту. В энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года предписывается не только производить водород, но и экспортировать его в объеме не менее 2 миллионов тонн в год.

Из-за проницаемости материалов через 25-30 дней водород диффундировал из шара, а его место занимали другие газы, в том числе и кислород, образуя «гремучую смесь». Загрязненный водород очищать было негде, потому его просто стравливали в объемах до 50 тысяч кубометров в месяц. Для спуска дирижаблей в блокадном Ленинграде использовались лебедки с бензиновыми двигателями, а в условиях блокады бензин был не менее ценным, чем хлеб. Водород производил небольшой химический завод, где этот газ добывали железно-паровым способом. Сейчас можно получить водород проще и экологичнее, тогда же не было выбора.

Запасаем энергию: химия, мороз, гравитация Мастер приглашает в гости29 июля 2023 Доставка водорода в газгольдерах из резиновой ткани на позиции. С Питерскими ветрами дело трудоёмкое и опасное Доставка водорода в газгольдерах из резиновой ткани на позиции. С Питерскими ветрами дело трудоёмкое и опасное Доставляли водород от завода к боевым позициям по воздуху, в газгольдерах. Газгольдеры, цилиндрические прорезиненные емкости по 125 кубических метров, заполняли водородом и уравновешивали балластом. Воентехник Борис Щелищ после получения ордена за изобретение Воентехник Борис Щелищ после получения ордена за изобретение 21 сентября 1941 года младший воентехник Борис Шелиц подал рационализаторское предложение: "подавать отработанную воздушно-водородную смесь во всасывающие трубы автомобильных двигателей". По военному времени, автору не стали ставить плаки в колёса и дали добро. Нельзя сказать что у Шелица все прошло гладко - сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, сам изобретатель получил контузию, но от плана не отказался.

Газ поступал в технологические цилиндры.

Бирнбаума, К. Годунова - экипаж стратостата "СССР-1" 1933 г. Автору этих заметок до войны довелось учиться в Московском дирижаблестроительном институте имени К. В годы Великой Отечественной войны первый из них в звании полковника командовал дивизией аэростатов заграждения московской Армии войск ПВО, второй руководил коллективом, где разрабатывали аэростаты. В войсках ПВО оказались и некоторые из нас, вчерашних студентов-дирижаблестроителей. Лично я защитил диплом 18 июня 1941 г. AЗ и АН Привычные аббревиатуры здесь означают совсем не то, что обычно, - не автомобильный завод и не Академию наук, а воинские подразделения аэростатов наблюдения АН и аэростатов заграждения A3 , действовавшие на фронтах Великой Отечественной войны. Воздухоплавательные отряды АН, приданные командующим артиллерией армий, работали прежде всего на артиллерию. На Ленинградском и Волховском фронтах действовал в этом качестве 1-й отдельный воздухоплавательный дивизион АН.

Будучи студентом, я еще в 1939 г. С офицерами этого дивизиона доводилось встречаться и в годы войны, и позже. Нужно сказать, что подъем воздухоплавателя в гондоле привязного аэростата - дело, очень не простое. Только дилетанты могли обозвать аэростат "пузырем" или "колбасой". Впрочем, термин "колбаса" в годы империалистической войны 1914-1918 года был почти узаконен: привязные аэростаты фирмы "Персеваль" действительно походили на толстую колбасу. Но и более совершенные аэростаты вызывали у воздухоплавателей отнюдь не гастрономические ощущения, особенно на первых порах. Чувство высотобоязни - гораздо большее, чем при полете на самолетах, и это закономерно. Кресло пилота или пассажира в самолете жестко связано с самолетом. Беспокойство вызывают только эволюции самого самолета относительно Земли. На привязном аэростате гондола не имеет жесткой связи с корпусом аэростата, связь гибкая - это веревочный или тросовый такелаж.

Поэтому гондола с воздухоплавателями под напором воздушных масс перемещается как вместе с аэростатом, так и относительно него. И по амплитуде, и по частоте качка бывает гораздо сильнее, чем на самолете. Были случаи, когда профессиональных летчиков, поднявшихся в воздух на привязном аэростате, укачивало до неработоспособного состояния. Поэтому наблюдателей-воздухоплавателей тщательно подбирали и отбирали. Обязанности наблюдателя требовали смелости и ясной головы: вести разведку на территории противника, выявлять его огневые и другие средства, управлять артиллерийским огнем. И все это - при сильнейшей качке... Это не легко. Это доступно не каждому. А в военное время по воздухоплавателю еще и стреляют - с земли и с самолетов. Истребители, атакуя, целят прежде всего в аэростат - его поджечь легче, цель большая...

Работа аэростатчиков-наблюдателей в годы войны была не менее опасной, чем у военных летчиков. В тот же день осколками снаряда был перебит трос аэростата, на котором поднялся в воздух наблюдатель старший лейтенант Карчин. Он не покинул аэростат и сумел приземлить его на лед Ладожского озера... При этом лейтенанты А. Кузенок и С. Перлович погибли еще в гондоле, а воздухоплаватель Б. Мамчич при спуске на парашюте был варварски расстрелян фашистским летчиком... Потерь было много, однако стойкость и мужество не покидали воздухоплавателей. Только во время прорыва блокады осенью и зимой 1942-1943 гг. Они обнаружили около ста батарей противника, не считая других целей...

Высокая оценка деятельности воздухоплавательных дивизионов АН во время войны дана в воспоминаниях маршала Советского Союза Г. А маршал К. Рокоссовский во время войны лично поднимался на аэростате для изучения с высоты наземной обстановки... Однако эти заметки будут в основном о "земных" аэростатчиках, об отрядах и частях AЗ, в которых автор провел почти всю войну. Филипповым, встречаться довелось в основном уже после войны. Однако я считал правильным объективности ради начать эти заметки именно с аэростатчиков-наблюдателей, ибо, кто знает, появятся ли еще где-то публикации воздухоплавателей времен Великой Отечественной войны... Ряды наши редеют, а литераторы не очень-то жалуют наш отнюдь не главный вид вооружения. В первые же дни после 22 июня в городе были развернуты 328 постов AЗ, объединенных в три полка. Посты AЗ, размещенные в шахматном порядке, прикрывали территорию города, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, воздушные подступы к Кронштадту. Расстояние между постами по фронту и в глубину - около километра.

Посты были на территориях промышленных предприятий и на городских площадях, во дворах домов и на припортовых площадках, в парках и скверах, на пустырях, а также на баржах в прибрежных водах. Тандем аэростатов заграждения и одиночный аэростат. Мины крепились под каждым аэростатом. Каждый пост имел два одинаковых аэростата, которые в зависимости от обстановки поднимали в воздух поодиночке или тандемом см. Одиночный аэростат обычно поднимался на высоту 2-2,5 км, верхний аэростат тандема - на 4-4,5 км. К тросам аэростаты крепили системой строп. Как правило, аэростаты поднимали в воздух лишь на темное время суток. Во-первых, при свете дня противнику легко было их уничтожить, а во-вторых, бомбить город фашисты летали в основном ночью. По существовавшей тогда практике бомбометания противник стремился наносить удары с небольшой высоты или навыходе из пике. Это обеспечивало большую точность удара и при этом относительную безопасность для бомбардировщиков: на малых высотах эффективность противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии значительно ниже.

Лишить противника преимуществ малой высоты и была призвана система аэростатов заграждения. Посты AЗ вели и активную борьбу с бомбардировщиками. При столкновении с тросом крыло самолета сминалось, а то и разрезалось, самолет опрокидывался. Кроме того, к каждому тросу крепились мины, взрывавшие самолеты. На нашем фронте первое столкновение самолета противника с тросом аэростата было зарегистрировано под Колпино, где отряд лейтенанта С. Мазурова защищал с воздуха знаменитый Ижорский завод. В трос врезался выходивший из боя на высоте около трех километров фашистский бомбардировщик. Внешне аэростаты заграждения напоминали дирижабли, основной материал - прорезиненная ткань. Полны состав поста - 12 человек: десять рядовых, моторист и командир. Они должны были подготовить площадку, развернуть оболочки аэростатов, заполнить и; водородом из баллонов или газгольдеров отрыть котлован для лебедки и землянку или подвал для себя, а также обеспечить связь, маскировку, текущий ремонт.

А главное - боеготовность, постоянную боеготовность. Вместе с ним мне пришлось воевать и позднее - в 11-м и 3-м полках AЗ, то есть там, куда нас обоих направлял приказ.

Метод оказался взрывоопасным, но после введения в конструкцию водяного затвора прекрасно зарекомендовал себя. Вскоре все аэростатные лебедки в Ленинграде перешли на «грязный» водород. Важную работу сделали сотрудники Ленинградского химико-технологического института под руководством доцента П. Романкова: они установили химическую причину преждевременного износа и разгерметизации оболочек аэростатов заграждения и разработали рекомендации по изменению технологии производства водорода, применение которых позволило устранить проблемы. Баллоны с газом для зарядки аэростатов на площади Воровского. Фотограф М.

В честь 71-летия освобождения от блокады в воздух поднимутся аэростаты (фото)

1942. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище. В первые же дни войны в Ленинграде были развернуты 328 постов аэростатного заграждения, объединенных в три полка. К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Вот и после завершения оформления города к 76-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады отправляется в Аргентину на очередные соревнования. Например, знаменитая трансляция 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде была осуществлена при помощи кабель-антенны, поднятой именно аэростатом заграждения.

Водородное топливо в блокадном Ленинграде

Три полка АЗ развернули 328 постов, прикрывая в воздухе город и подходы к нему и Кронштадту со стороны Финского залива. В ходе войны отдельные отряды прикрывали с воздуха и стратегические узлы под Ленинградом. Фашистские бомбардировщики старались наносить прицельные удары пикированием или на малых высотах. Это обеспечивало им внезапность и точность ударов и наибольшую безопасность от нашего ответного огня. Противодействием этому и служили аэростаты заграждения, поднимавшие на высоту 3000—4500 м тросовоминную завесу. Поэтому фашистская бомбардировочная авиация вынуждена была совершать налеты на город с высоты более поднятых аэростатов, т. Подъем каждого аэростата производился с поста, его готовил расчет 12 красноармейцев под командой сержанта.

Каждый полк имел в среднем около 100 боеготовных постов, защищая территорию около 100 кв. Вообще за период блокады на город было брошено 150 тысяч артиллерийских снарядов и с высоты более 5 км — 107 тысяч фугасных и зажигательных бомб. Привожу эти официальные сведения, чтобы пояснить, в каких сложных, трудных условиях эксплуатировались аэростаты, наполненные легковоспламеняющимся водородом. Корпуса многих имели десятки пробоин и снова вводились в строй после ремонта на постах. Осенью — зимой 1941—1942 годов 100 и более немецких самолетов бомбили город еженощно. Налеты длились по 8— 12 часов.

Вместе с горожанами воины частей АЗ перенесли трагическую первую блокадную зиму 1941—1942 годов, когда в городе за сутки умирали от голода и холода до 4 тысяч жителей и у оставшихся не хватало сил хоронить умерших. У наших бойцов от недоедания основная еда составляла 125 граммов хлеба и 75 граммов сухарей опухали руки и ноги, и они несли службу при 30-градусном морозе. Современное поколение мало знает о применении фашистской Германией крылатых ракет самолето-снарядов ФАУ-1 в 1943—1944 годах против Англии, нанесших серьезный урон Лондону. Осенью 1944 года войска вермахта, отступая, начали готовить операцию с ФАУ-1 для Ленинграда. Полки АЗ, как и все полки ПВО, изменив тактику, выйдя на дальние рубежи, сорвали этот чудовищный план, и противник был вынужден отказаться от этой акции. Эта операция — в переводе «Ледовый удар»— предназначалась для уничтожения кораблей Балтфлота, сосредоточенных в первую блокадную зиму непосредственно в городе на Неве и у пирсов Финского залива в городской черте.

Корабли вмерзли в лед и лишились возможности маневрировать. Как потом стало известно, эта операция была глубоко законспирирована, обеспечена разведданными и предварительно проиграна вермахтом на полигоне. Немцы считали, что после тяжелейшей первой блокадной зимы силы ПВО не смогут оказать сопротивление, и наш флот будет разгромлен. Налет 100 немецких бомбардировщиков «Ю-88» и «Хе-111» в сопровождении истребителей прикрытия был совершен днем на небольшой высоте. Ранее немецкая авиация опасалась проводить бомбардировочные налеты в светлое время суток. Вместе с тем, чтобы блокировать взлет наших истребителей, дальнобойная артиллерия противника сосредоточила огонь по нашим аэродромам.

Однако уже на подлете их встретили огнем наша зенитная артиллерия и истребители, часть самолетов была рассеяна, но в город прорвалось 57 бомбардировщиков. Разойдясь по заранее намеченным целям, то есть по нашим кораблям флота, они начали пикирование и прицельное бомбометание. Флотские экипажи ответили огнем пулеметов. Над городом стоял шквал огня АЗ и зенитных пулеметов, однако из-за малой высоты налета и больших скоростей самолетов противника ликвидировать их преимущественно не удавалось. Истребители в зону огня ЗА войти не могли, а зенитная артиллерия была не в состоянии вести прицельный огонь по самолетам противника из-за больших угловых скоростей. По приказу командующего нашей армией генералмайора Г.

Зашихина в воздух были быстро подняты аэростаты. Они отжали самолеты противника от земли на большую высоту. Сбрасывая уже без прицеливания бомбы, которые частично падали в Неву и залив, фашистские самолеты стали метаться и выходить из боя, но тут их и встретили наши истребители. В итоге, не нанеся существенного ущерба нашим кораблям, немцы потеряли 25 самолетов, не считая 10 подбитых. По ночам, как только противник прорывался в воздушное пространство над городом, в небо взлетали ракеты. Это диверсанты указывали цели для бомбардировщиков.

Как правило, ракеты направлялись в сторону Зимнего дворца, где находился штаб фронта, на Смольный, где располагалось партийное и государственное руководство, на крупнейшие заводы, гавани, сосредоточение кораблей Балтийского флота, тыловые склады и т. В городе, особенно на окраинах, было немало брошенных домов и пустых подвалов, их и использовали диверсанты для захвата одиночных военнослужащих, там они и производили свои допросы. Для борьбы с этим существовали патрули, ежесуточно менялись условные знаки на наших фронтовых пропусках. Хождение с позиций на позиции в ночное время в одиночку запрещалось и т. Кроме того, наши офицеры с командой стрелков по ночам прочесывали подозрительные участки. Однако главный урон диверсантам принес голод.

Мама говорит: «Папа очень любил белый цвет, чистый». Ну вот, его зашили в покрывало такое — и на саночках. Еще была женщина, жила в нашем доме, которая маме помогла папу отвезти туда. Сначала всякую плохую мебель жгли, потом и книги. Печки-буржуйки все устанавливали. В комнате они стояли, а трубы на улицу через окна выводили. Но морозы в первую зиму и снегопады были жуткие. Наш Кировский проспект превратился в огромный сугроб.

Метра полтора-два в высоту, и две тропинки. По одной люди на работу идут, по другой — с работы. Юрий Александров Было очень холодно. Но бабушка очень строго следила за тем, чтобы в квартире поддерживалась чистота. Это было очень важно. Мы с бабушкой ходили, поскольку я старшая внучка, мне было уже 6—7 лет, и приносили снег. Разгребали грязный снег сверху, оттуда чистенький выгребали, насыпали его в ведро, несли домой. Там топили, грели на буржуечке и мылись.

Алиса Фрейндлих, актриса Мама лежала в больнице с дистрофией. Я топила дома печь. И вот я вспоминаю, скольких трудов стоило поднять, принести дрова, чтобы натопить хотя бы комнату. На второй этаж нужно было подняться. Сидела и плакала на лестнице, потому что не было сил поднять эти дрова. Валентина Колкова Автор фото: Василий Федосеев. Немцы буквально высыпали на город зажигательные бомбы. Нам на крышу штук 15 попало.

Я, наверное, две бомбы погасил. Их нужно было такими специальными щипцами схватить, бросить в ведро, а затем туда еще две лопаты песка кинуть. Если она секунд 15—20 на крыше полежит, то ой-ой-ой. Загорится все. Одна бомба не сработала. И я подобрал эту бомбу и спрятал под кровать. Решил утром разрядить. Меня с этой бомбой вывели за ручку, бомбу заставили выбросить.

И чуть не побили. Дом был весь разрушен. А на наш дом только зажигалки падали. И мы, ребятишки, за ними следили. Как упадет зажигалка, бежим и кричим: «Вот она, зажигалка упала! Тамара Новикова У нас была создана группа самообороны: женщины, мужчины пожилые, неработающие, ну и мальчишки в этом принимали участие. Вот я с дворником, помню, обходил квартиры. Следили за затемнением, проверяли, заклеены ли окна.

Тогда заклеивали такими полосами, крест-накрест. Чтобы в случае ударной волны от взрыва стекла не разлетались. В ноябре 1943 года во время одной из воздушных тревог я был на чердаке дома. И видел воздушный таран. Наш летчик протаранил немецкий самолет. Немец упал в Таврический сад, и люди бегали туда на него смотреть. Но я там уже не был. Станислав Иосифович Обстрелы длились целый день, круглосуточно.

Бум, бам, бесконечно. И уже настолько были привыкшие, что даже на них не обращали внимания, не прятались. Стреляют, ну и стреляют. Евгения Голубева Обстрелы были страшнее бомбежек. О бомбежках предупреждали, воздушную тревогу объявляли, а об обстрелах узнавали после разрыва первого снаряда. Вот сидим мы в школе, и вдруг — разрывы. Хотя во время самого последнего обстрела один снаряд все же угодил в нее. Но нам и здесь повезло.

Наша школа, это была бывшая гимназия, а у нее два купола. Один купол церкви, а рядышком купол колокольни. Так вот, снаряд попал в колокольню. Колокольня встала на его пути. Анатолий Молчанов Однажды в Театре музыкальной комедии мы смотрели спектакль «Нашествие». Зал полный. Вдруг тревога. Все в бомбоубежище спустились.

Потом отбой воздушной тревоги. Действие продолжается, вдруг снова воздушная тревога, и уже надолго. И тогда мы решили пешком идти к себе домой. Город был весь затемнен, не видно ни зги, это вечерний спектакль. И я помню, мы за руки взялись с мальчиком-попутчиком и шли. И там очень редкие прохожие встречались. А тогда прохожие носили такие фосфоресцирующие значки, чтобы друг с другом в темноте не столкнуться. И вот мы шли, нам встречались эти прохожие, как светлячки, а нас сопровождал звук метронома.

Валентина Колкова Наша квартира была своего рода бомбоубежищем для всего подъезда. Все во время тревоги спускались к нам на первый этаж. Бабушка всех устраивала на кухне. Там у нас была такая ниша между капитальными стенами, очень мощными. И мы там прятались во время обстрелов. Наш дом располагался на подступах к Исаакиевской площади, прямо из окна был виден Исаакиевский собор. И там стояли зенитки, я их видела. А однажды мы не спрятались в нише, а пошли в бомбоубежище.

Прилетел снаряд, и наша квартира пострадала. Я помню, когда мы из бомбоубежища вышли, то увидели, что окна выбиты, вся штукатурка обвалилась, а в комнате стоял нетронутый рояль. Вот это я очень хорошо запомнила. Мы потом переехали к папиному брату, а этот рояль так и простоял там до конца войны, в заколоченной и разрушенной квартире. Когда Дорога жизни заработала на Ладоге, например. У нас все время снижали в течение трех месяцев норму выдачи хлеба, настал день, 25 декабря, когда люди, отправившись утром в булочную, вдруг узнали, что им хлеба добавили почти в два раза больше. Разве это была не радость? Это была радость, ну, если хотите какой-то прообраз, как от прорыва блокады.

Анатолий Молчанов 31 декабря 1941 года школьников-подростков пригласили на елку — в помещение райкома партии, на Скороходовой. Меня тоже. Нам дали там по маленькому такому апельсинчику, две конфеточки маленьких, печеньица. Но самое главное, что елка была! Блокада, страна воюет, до победы далеко. Холод, голод, а тут елка! И апельсин. Ведь это тоже подвиг — организовать в такое время эту елку!

Юрий Александров Я была участницей вот этой ленинградской блокадной легендарной елки. И мы с одной еще ученицей из нашего класса пошли на эту елку. В Театре музыкальной комедии нам показали спектакль «Три мушкетера», но в антракте еще хотели, чтобы дети танцевали. Но какое там. Какие танцы, когда ноги не ходили. И потом нас кормили в ресторане «Метрополь». Наверное, все больше ждали, когда наконец нас поведут кормить. По тому времени это был просто шикарный обед.

Нам в горшочках, как в кавказском ресторане, дали суп-лапшу. На второе нам дали маленькую котлетку и на гарнир тоже лапша. И на третье — желе. И дали по кусочку хлеба. Но хлеб мы, конечно, не съели, а взяли с собой, чтобы принести домой. Валентина Колкова В новый, 1942 год дедушка решил нарисовать в комнате елку прямо на стене. Попросил у меня акварельные краски, залез на стул и прямо на обоях изобразил красивую ветвистую елку. Потом он взял гвоздики, вбил их в конце нарисованных ветвей и достал с печки коробку с игрушками.

И мы начали вешать на нарисованную елку настоящие игрушки. Но самая большая радость нас ждала в самом конце. На дне коробки, мы нашли там шоколадные конфеты и грецкие орехи, обернутые в золоченую фольгу. И вот эти конфеты тоже повесили на елку, и орехи повесили на елку. Ровно в полночь конфеты сняли, разделили поровну между всеми, всем досталось по две конфеты как раз.

Ленинград в блокаду. Аэростаты воздушного заграждения. Ленинград 1941 аэростаты. Аэростаты в Москве 1941. Блокада Ленинграда Невский проспект. Невский проспект Ленинград 1941. Заградительный аэростат в Ленинграде. Заградительные аэростаты в блокадном Ленинграде. Дирижабли в блокадном Ленинграде. Блокадный репродуктор на Невском проспекте. Аэростаты над Москвой 1941. Аэростаты заграждения в Москве 1941. Стратостаты в Ленинграде в 1941. Дирижабль над Ленинградом в годы войны 1941. Оборона Ленинграда 1941 аэростат. Аэростаты блокадный Ленинград блокадный Ленинград. Аэростаты во время блокады Ленинграда. Аэростаты заграждения в блокадном Ленинграде. Аэростаты в Ленинграде.

Они стали дополнительным средством противовоздушной обороны. И в составе сил ПВО Ленинграда числились три полка, имеющих на вооружении 350 аэростатов различных модификаций. Объем аэростата составлял 2,7 тысячи кубометров. Высота их прыжка с парашютом составила 11 668 метров. И этот рекорд превысил мировое достижение. Однако наука не стояла на месте. В пятидесятых годах прошлого столетия состоялись открытия в области физики атмосферы, появились новые возможности и в самой технике воздухоплавания.

Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде

Гелий, которым заправляли дирижабли и аэростаты после крушения дирижабля «Гинденбург» был куда безопаснее, но где ж его взять в блокадном Ленинграде? В честь 71-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в небо над Петербургом поднимут четыре макета аэростатов противовоздушной обороны. (Из воспоминаний Александра Бернштейна, ветерана воздухоплавания, участника Великой Отечественной войны, главного инженера полка аэростатов заграждения о воздушных боях над Ленинградом).

Откройте свой Мир!

Макеты четырех аэростатов противовоздушной обороны будут подняты в небо сегодня, в день полного освобождения от блокады. Вот и после завершения оформления города к 76-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады отправляется в Аргентину на очередные соревнования. Способ был неэкономичным, требовал большого расхода топлива (которое в блокадном Ленинграде было чрезвычайно дефицитным), но другого надежного способа просто не было. Впервые массовое использование водорода в качестве автомобильного топлива произошло в блокадном Ленинграде в 1941 году. Это точные копии тех дирижаблей, которые во время блокады Ленинграда помогали оберегать город от жестоких налетов авиации.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий