Новости соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Предложенные варианты соотношения норм права и статей нормативных правовых актов не исчерпывают всех граней проблемы. Главное, что здесь необходимо отметить, это различия между нормой права и статьей нормативного акта. — элементы нормы права указываются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта. Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативным правовым актом в смысле настоящего Федерального закона.

Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта

Общеобязательность состоит в том, что норма права представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей. Формальная определенность. Норма права имеет письменную выраженность, фиксируется в нормативно-правовом акте. В этом состоит формальность. Определенность нормы права состоит в том, что она содержит в себе права и обязанности участников правоотношения. Представительно-обязывающий характер. Норма права предоставляет участникам общественных отношений права и возлагает обязанности. Исключение составляют исходные нормы.

Норма права состоит из определенных элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Кроме того, нормы права существуют и действуют в составе целых правовых институтов и отраслей права. Связь с государством. Нормы права устанавливаются государством и обеспечиваются его принудительной силой. Структура нормы права Норма права представляет собой сложное образование, имеющее собственную структуру, внутреннюю организацию, строение. Структура юридической нормы — это способ взаимосвязи элементов нормы права, обеспечивающий ее функциональную самостоятельность Цыганов В. Структура юридической нормы — необходимый состав и связь основных элементов содержания юридической нормы [4] Петров А.

Норма права состоит из трех элементов: 1. Гипотезы 2. Диспозиции 3. Санкции Гипотеза — это часть юридической нормы, указывающая на обстоятельства при наличии или отсутствии которых норма реализуется Цыганов В. Гипотеза - часть нормы, определяющая условия, жизненную ситуацию, при которой норма действует и когда ее правилом должны руководствоваться субъекты общественных отношений [5] Петров А. Гипотеза — это часть нормы права, которая указывает на конкретные условия, жизненные обстоятельства при наличии или отсутствии которых норма начинает действовать и ей следует руководствоваться. Виды гипотез: В зависимости от количества обстоятельств, условий, содержащихся в норме: 1.

Простые - содержат одно условие, обстоятельство, необходимое для действия нормы Например, ч. Сложные — содержат два и более обязательных обстоятельства, условия действия нормы права Например, ч. Альтернативные — содержат несколько обстоятельств, условий одного из которых достаточно для действия нормы Статья 11. Основания приобретения гражданства Российской Федерации "Гражданство Российской Федерации приобретается: а по рождению; б в результате приема в гражданство Российской Федерации; в в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации ". Например, ст. Положительные гипотезы указывают на необходимость наличия обстоятельств, условий, при которых норма права начинает действовать Например, ч. Отрицательные гипотезы указывают на необходимость отсутствия обстоятельств, условий, при которых норма права начинает действовать Например, ст.

Гипотеза — это предпосылка применения нормы права. Диспозиция — это часть юридической нормы, содержащая само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений, при наличии условий, предусмотренных гипотезой Цыганов В. Диспозиция - часть нормы, устанавливающая права и обязанности, которые возникают у участников общественного отношения, при наступлении условий, предусмотренных гипотезой [6] Петров А. Диспозиция указывает на юридические права и обязанности, возникающие у субъектов при наличии указанных в гипотезе условий. Диспозиция составляет основу нормы права, ее ядро.

Таким образом, проблема состоит в том, чтобы с учетом этих различий и разных способов изложения норм права отыскать все элементы и связи юридической нормы и представить ее в целостном виде. Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах: 1 прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом; 2 отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта; 3 бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному законоположению как это имеет место при отсылочном способе изложения , а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т.

В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права.

Способы изложения НП. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм в нормативных актах 4. Статья содержит одну норму, включающую в себя все три элемента структуры.

Закон главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Таким образом, закон это нормативно — правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Признаки закона: законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума; законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности; законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре стадии: Внесение законопроекта в законодательный орган. Обсуждение законопроекта. Принятие закона Опубликование закона. Принятие закона референдумом осуществляется на основе Федерального конституционного закона Российской Федерации «О референдуме Российской Федерации». И не контролируются со стороны какого — либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно — правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно — правовых актов по отношению друг к другу. Для закона определено ведущее место в системе нормативно — правовых актов - верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствии с законом или немедленно отменён.

40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм

В тексте статьи нормативного акта, его словесной формулировке часто элементы нормы права сливаются, полностью или частично подразумеваются правоприменителем. В общем виде различаются следующие три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта, или три способа изложения юридических норм в статье нормативных актов: 1. Норма права и статья нормативного акта совпадают, т. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

По характеру изложения нормы могут быть: прямыми — полностью фиксированы в статье нормативного акта ; отсылочные — содержат ссылки на другие статьи; бланкетные — неполное изложение. На основании характера нормативного обобщения, нормы могут быть абстрактными — изложены в общем виде, казуистическими — указывают особые случаи. Способы изложения правовых норм имеют информационную природу.

Классификация норм права Данная классификация базируется на модульной и социологической структурах нормы права, а также обладает практическим значением. Классификация норм права осуществляется по следующим основаниям: по назначению, или функциям, принято различать основные, первичные, производные и вторичные нормы права; по содержанию правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные; по отраслям права выделяют нормы гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и пр.

Факторы, влияющие на расположение правовых норм в НПА: - цели и задачи НПА; - соотношение конкретных правовых норм с логикой НПА; - экономность и доступность расположения правового материала; - субъективная воля законодателя; - иные. Способы изложения правовых норм в НПА: - прямой - норма права непосредственно излагается в статье НПА, так как в статье НПА изложены все элементы правовой нормы; - отсылочный - в статье нормативного акта изложена не вся норма права, но содержится отсылка к другой конкретно указанной статье этого же НА либо конкретному НА, в которых содержатся недостающие элементы; - бланкетный - в статье НА предполагаемые нормы упоминаются, а отсылка к ним дается не в конкретной статье НА, а в иных нормах либо НА; - абстрактный - нормы права охватываются по степени обобщения конкретных показателей родовыми признаками; - казуальный - указываются фактические данные на основании индивидуальных признаков в процессе формулирования норм права в статьях НА подробно описываются права, обязанности, меры наказания и иные правила поведения, которым должны следовать участники.

Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.

Правовой характер акта означает, что он: а издается компетентными органами государства или с его санкционирования иными полномочными субъектами ; б он письменно закреплен; в содержащиеся в нем предписания обязательны для исполнения; г реализация его предписаний обеспечивается принудительной силой государства. Указанные признаки отличают нормативный акт от иных, неправовых актов, предписаний, велений актов общественных объединений, религиозных организаций и т. Есть и другие признаки, отличающие нормативный правовой акт от иных правовых актов: а это акт - результат правотворчества, то есть возникает в результате специфической правотворческой деятельности - деятельности по изданию норм права; б это результат правотворческой деятельности компетентных субъектов.

Полномочиями по изданию нормативных актов обладают только органы, законодательно уполномоченные для такой деятельности. Ранее в литературе при характеристике нормативных актов указывалось, что они результат деятельности только государственных органов. В современных условиях такого указания недостаточно, ибо правотворчеством занимаются и органы местного самоуправления, и работодатель - то есть субъекты, не входящие в структуру механизма государства, не являющиеся его органами; в нормативные акты содержат нормы права, то есть правила общего характера. Этим они отличаются от иных правовых актов, содержащих индивидуальные предписания, например, от правоприменительных или интерпретационных. Особое качество нормативных актов — их юридическая сила, которая означает способность нормативного акта воздействовать на человека, регулировать общественные отношения.

Следовательно, мало издать нормативный акт, мало его принять и опубликовать. Необходимо, чтобы этот акт вступил бы в юридическую силу, получив возможность регулирования. Только тогда он станет реально действующим актом. Система нормативных актов по Конституции России Нормативные акты весьма разнообразны. Их отличает характер, содержание, порядок принятия и опубликования.

Они имеют различное наименование и юридическую силу, которая определяется местом издавшего их органа, в механизме государства. Вместе с тем, действующие в обществе нормативные правовые акты представляют собой не механическую сумму, не простую совокупность. Они системно организованы, объединяясь и группируясь на определенных основаниях, и представляют собой систему нормативных актов систему законодательства. Рассмотрим организацию системы законодательства на примере российского законодательства. Наиболее общее основание организации системы законодательства - юридическая сила нормативных правовых актов.

Все нормативные акты России по юридической силе делятся на Законы и подзаконные акты. Закон как нормативный акт Закон — непосредственно отражающий интересы общества и принимаемый в определенном порядке высшими представительными органами государства, нормативный правовой акт высшей юридической силы, регулирующий основные, наиболее важные общественные отношения. Признаки закона, отличающие его от иных нормативных актов: а закон - всегда только нормативный правовой акт.

Способы изложения нормы права. Нетипичные нормы права

Система нормативно — правовых актов определяется конституцией Российской Федерации. Законодательство определяет порядок издания, изменения, отмены или дополнения нормативно — правовых актов. Нормативные акты обладают характерными признаками: нормативные акты есть результат правотворческой деятельности компетентных органов государства и должностных лиц; они содержат в себе общеобязательные правила поведения нормы ; содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли; применяются и реализуются в особом процессуальном порядке; имеют строго определённую документальную форму закон, указ, постановление и т. По юридической силе нормативно — правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно — правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации.

Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. По содержанию. Не во всех нормативно - правовых актах содержатся нормы однородного содержания, имеются акты, содержащие нормы только одной отросли прав трудовое, семейное, уголовное законодательство , а также акты, имеющие комплексный характер.

Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство По объёму и характеру действия нормативно — правовые акты подразделяются: на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определённого вида на данной территории; на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определённый контингент лиц, находящихся на данной территории; на акты исключительного чрезвычайного действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт военных действий, стихийных бедствий. По основным субъектам государственного правотворчества нормативно — правовые акты можно разделить на акты: Законодательной власти законы ; Исполнительной власти подзаконные акты ; Судебной власти юрисдикционные акты общего характера. Закон главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства.

Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни.

Норма права состоит из гипотезы, диспозиции, санкции. Статья нормативного акта имеет название, номер; она имеет, как правило, несколько пунктов, частей. Необходимо учитывать, что текст статьи может прямо или косвенно выражать норму права.

Федеральные законы регулируют основные аспекты организации государства, гражданские и уголовные отношения, экономическую и социальную политику. Постановления Правительства Российской Федерации : Эти акты принимаются Правительством РФ и содержат нормы и положения, связанные с исполнением федеральных законов. Они регулируют вопросы управления и административного устройства государства. Приказы и распоряжения: Приказы и распоряжения являются подзаконными актами, издаваемыми министерствами, ведомствами и органами исполнительной власти на основе законов и постановлений Правительства РФ. Они могут содержать более детальные инструкции и рекомендации по применению законов. Постановления органов местного самоуправления: Муниципальные органы могут принимать постановления, регулирующие вопросы на местном уровне, такие как бюджет, земельные вопросы и организацию местных служб.

Нормативные акты Президента Российской Федерации: Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения, которые имеют большую юридическую силу и могут регулировать важные вопросы государственной политики. Кодексы: В России существуют различные кодексы, такие как Гражданский кодекс , Налоговый кодекс , Уголовный кодекс и другие. Кодексы объединяют законы по определенным областям права и содержат систематизированные нормы. Международные договоры: Ратифицированные международные договоры, вступившие в силу в России, также имеют юридическую силу и могут регулировать множество вопросов. Это лишь небольшой перечень видов нормативно-правовых актов в России. Каждый из них имеет свою юридическую силу и область применения в соответствии с законодательством. Признаки нормативно-правовых актов Пленум ВС в 2018 году выделил существенные признаки, которые характеризуют нормативный правовой акт. Первый — издание его в установленном порядке управомоченным органом гос. Второй — наличие в нем правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В административном иске об оспаривании НПА необходимо указать сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены оспариваемым актом, или о том, что существует реальная угроза их нарушения.

В противном случае суд оставит его без рассмотрения. А если истец оспаривает документ, который со всей очевидностью не может затрагивать его права — судья откажет в принятии заявления к производству. Признаки НПА выделенные законодателями Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах. Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают.

При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения: 1 при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности; 2 при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта

Чтобы указать ее содержание нужно обратиться к статье 172, где говорится, что каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах. Дееспособная сторона обязана, кроме того, возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности другой стороны. Бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье или законоположению как при отсылочном способе изложения , а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятельности правилам международного договора и т. В данном случае статья является своего рода "бланком", который заполняется другим законом, другим источником права. Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжелого телесного повреждения, - наказывается штрафом, или ограничением по военной службе на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до двух лет". В этом пункте данной статьи гипотеза подразумевается, четко видна санкция, а сами правила диспозиция , которые нарушены, только называются.

Для того чтобы применить данную норму в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие же правила вождения или эксплуатации машины нарушены. Для этого необходимо обратиться к специальному правовому акту, где закреплены правила эксплуатации машины или вождения. Таким образом, норма права не тождественна статье закона.

Особенное значение среди нормативных предписаний имеют законодательные определения основных прав и свобод граждан. Обычно они излагаются в конституциях или в специальных нормативно-правовых актах «Декларация прав человека и гражданина», «Билль о правах». После Второй мировой войны ряд основных прав и свобод закреплен в международных документах, положения которых признаны обязательными в Российской Федерации. Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Так, для нашего уголовного законодательства традиционны условные, как бы неправильные, формулировки: «преступление хищение, вымогательство, убийство, клевета, хулиганство, разбой, мошенничество, получение или дача взятки, заведомо ложный донос и т. В законодательстве используются условные термины; например, «молодой специалист» может оказаться по возрасту не молодым работником, осваивающим новую для него специальность и потому имеющим право на некоторые льготы. В ряде статей нормативных актов для смыслового усиления должное описывается как имеющееся: «Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого»; «Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей». В тех же целях для смыслового усиления, образного выражения непререкаемости закона запрещенное порой характеризуется как невозможное: «Никто не может быть произвольно лишен жизни»; «Собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам других граждан». Некоторые исторически сложившиеся термины и определения законодательства противоречат их обыденному значению. Отдельные средства транспорта по закону относятся к «недвижимым вещам». Лица, ничего не теряющие, а приобретающие по завещанию дополнительные права, именуются «отказополучателями». Различие между нормами права и статьями законов заключается и в том, что в тексте нормативного акта могут содержаться не только нормативно-правовые предписания, но и индивидуальные распоряжения, а также обоснования нормативного акта, фактические утверждения, программные положения, призывы, декларации, правила общежития, морально-политические нормы и принципы. Так, стремление придать текстам законов непременно политическое звучание приводило к тому, что эти тексты неправильно выражали правовые нормы. Так, если в законах говорится об обжаловании в суд «незаконных действий» должностных лиц и государственных органов вариант: «действий, нарушающих права и свободы граждан» , то получается так, что суд может принимать жалобы только на действия, незаконность которых где-то и кем-то уже установлена, а жалобы на законные действия принимать вообще не должен, хотя бы жалобщик и считал свои права нарушенными. Наконец, особое место в системе права и законодательства занимают содержащиеся в конституциях и других основных законах правовые предписания, предполагающие и требующие их конкретизации в текущем законодательстве.

Так, положение ст. Это неизбежно, например, при издании бланкетных норм; так, административная ответственность за нарушение ветеринарно- санитарных правил определена Кодексом РФ об административных правонарушениях, сами же эти правила устанавливаются местными органами власти и управления. Некоторые части статей нормативных актов особенно «отсылочные» вообще не образуют правовых предписаний например: «те же действия, совершенные повторно, влекут... Основин, оговаривая, однако, что в данной группе норм «следует выделить нормы, основной функцией которых является провозглашение долга граждан по отношению к явлениям, которые невозможно детально подвергнуть правовому регулированию». Ряд авторов, комментирующих названную и последующие Конституции нашей страны, утверждает, что все вообще конституционные нормы, включая программные, идеологические, нравственные положения носят юридический характер. Давид пишет: «Юрист континентальной Европы видит в праве принципы социального порядка. Он оценивает право в свете этих принципов, он говорит о принципах политическ ой свободы, социальных правах, святости собственности и договоров, а практикам оставляет заботу о проведении этих принципов в жизнь. Английский же юрист — своего рода наследник практиков, как правило, с недоверием относится к тому, что считает пустыми словами: что стоит какое-либо правовое положение или принцип, если на практике не существует способов для его осуществления? Англичане не воспринимают европейских правовых норм: они им кажутся часто просто общими принципами, выражающими какие-то пожелания морального порядка или устанавливающими скорее политическую программу, а не нормы права». То обстоятельство, что не все её положения имеют юридическое содержание, общеизвестно и официально признано Конституционным Судом РФ. В теории права сложились три основных мнения о юридической природе конституционных норм. Одни теоретики вообще не считают Конституцию правом, ссылаясь на то, что содержащиеся в ней правила невозможно осуществить в принудительном порядке. Другие правоведы считают правовыми нормами все вообще тексты, содержащиеся в конституциях. Третье направление в изучении конституционных норм признает, что ряд положений Конституции носит программный или декларативный характер, торжественно провозглашая цели и задачи государства, основные принципы его организации и деятельности, его зависимость от народа, а также некоторые нравственные нормы. Признание, что наряду с правовыми нормами в Конституции содержатся неюридические положения, не только никак не умаляет, вопреки опасениям отдельных авторов, авторитет Конституции декларативные положения традиционно содержатся в конституциях всех стран континентальной Европы , но и дает возможность внести на первый план проблему реализации тех конституционных положений, которые имеют юридический характер, но не могут быть воплощены в действующее право без дополнительного правового нормотворчества.

Она гласит, что физические лица, виновные в совершении противоправных деяний, «предусмотренных в статьях 3131, 3132, 3134 и 3136», подвергаются дополнительным наказаниям: временному лишению политических, гражданских и семейных прав, запрещению заниматься профессиональной или иной общественной деятельностью, при осуществлении которой или в связи с осуществлением которой были совершены эти деяния, и др. В данной статье даны дополнительные санкции. Что же касается диспозиции, то она содержится в статьях 3131, 3132, 3134 и 3136, к которым законодатель отсылает правоприменителя. В УК РФ часто в одной части статьи нормативного правового акта делается ссылка на другую часть этой же статьи. Например, в ч. Третья же часть данной статьи отсылает правоприменителя к ч. Таким образом, развернутую диспозицию статьи мы можем определить с помощью отсылочного способа. Часто в статье нормативного правового акта не дается ссылка на текст другой статьи, где содержится недостающий «элемент» нормы права. В таком случае правоприменитель логическим путем «находит» этот недостающий «элемент» в соответствующей статье того же нормативного правового акта. Бланкетный способ Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов. В этом случае в статьях содержится ссылка на другой нормативный правовой акт либо правоприменитель должен сам находить соответствующий акт, где содержится недостающий элемент нормы права. Так, за нарушение правил техники безопасности, правил дорожного движения, всевозможных ГОСТов предусматривается юридическая ответственность. Соответственно, в УК РФ, или Кодексе РФ об административных правонарушениях, или других нормативных актах говорится об ответственности граждан за нарушение правил и ГОСТов и об условиях, при которых она наступает, т. Диспозиция же правила должного поведения находится в специальных нормативных актах в правилах дорожного движения, правилах техники безопасности, в ГОСТах и др.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм

В одной статье (пункте) нормативно-правового акта может содержаться несколько норм права и наоборот, норма иногда бывает “разорвана” — гипотеза и диспозиция в одном пункте (статье) нормативно-правового акта, а санкция — в другой статье. Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативным правовым актом в смысле настоящего Федерального закона. ] Норма права и статья НПА не всегда совпадают, т.к. норма права представляет собой логически завершенное правило поведения, а статья НПА является формой выражения этого правила. Соотношение нормы правки статьи нормативно-правового акта предполагает, что: все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта. Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Таким образом, норма права и статья нормативно-правового акта соотносятся как содержание и форма.

А знаете ли вы, что норма права и статья нормативного акта - часто не совпадающие понятия?

В целях краткости изложения законодательных условий, исключения из них ненужных повторений статьи нормативного акта не воспроизводят полностью структуру правовой нормы, во многих из них гипотеза или санкция не приводятся, хотя и подразумеваются, вытекают из самой формулировки той или иной статьи либо указаны в других статьях того или иного закона. В этой связи необходимо запомнить, что не следует смешивать статьи закона или иного нормативно-правового акта с правовой нормой.

Не всегда в словесной формулировке отдельной статьи можно обнаружить все три известных нам элемента соответствующей правовой нормы, не говоря о том, что и тогда, когда норма права и статья нормативного акта совпадают, структурные элементы нормы зачастую не лежат на поверхности, требуется вычленить их путем мыслительного процесса.

Непринятие во внимание этого обстоятельства ведет к утверждениям о двухэлементной структуре некоторых правовых норм, когда у одних из них якобы отсутствует гипотеза, у других - санкция. В наиболее общем виде различаются три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта или, что одно и то же, три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов. Норма права и статья закона или другого нормативного акта совпадают.

Оно состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. В данной ситуации мы рассматриваем норму права как содержание, а статью законодательного акта например, федерального закона в качестве ее формы. Логично, что в данной ситуации законодатель может поступить следующим образом: 1 все три элемента могут быть включены в одну статью нормативного правового акта; 2 одна статья может содержать сразу несколько правовых норм; 3 разделить норму права на различные элементы и изложить их в разных статьях одного и того же нормативного акта; 4 указанные элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных правовых актов.

Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов. Нормативные акты при разумном и умелом их составлении — могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые должны максимально учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации его исполнения повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территориях городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важной является разработка руководства, но подготовке нормативных актов закона о подготовке нормативных актов. Отличие от предписаний Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки: Неоднократность применения то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением ; неперсонифицированность то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком род занятий, пол, жительство на определенной территории и т. Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения. Норма права касается: круга государственных органов, организаций, учреждений; круга должностных лиц; всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т. Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт. Что такое нормативный и ненормативный правовой акт Нормативный правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и или отменяющий правовые нормы правила поведения , обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанный на неоднократное применение. Ненормативный индивидуальный правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий и или отменяющий права и обязанности конкретных лиц и или рассчитанный на однократное применение. Примеры ненормативных правовых актов Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения. Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставлении земельного участка и т. Ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта.

Способы изложения нормы права. Нетипичные нормы права

Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта в зависимости от способа изложения. Но́рма пра́ва — общеобязательное, формально определённое правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций. В наиболее общем виде различают три варианта соотношения нормы права и статьи закона, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов. Предложенные варианты соотношения норм права и статей нормативных правовых актов не исчерпывают всех граней проблемы.

Отличие норм права от индивидуально правовых предписаний

В одной статье (пункте) нормативно-правового акта может содержаться несколько норм права и наоборот, норма иногда бывает “разорвана” — гипотеза и диспозиция в одном пункте (статье) нормативно-правового акта, а санкция — в другой статье. это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Норму права нельзя отождествлять со статьей нормативного акта. Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий