Новости что значит наурыз

Реально весенний праздник Наурыз с древних времен проходил в течение месяца, то есть примерно с ночи 21 марта по ночь 22 апреля. Наурыз отражает гармонию религий и традиций на казахской земле. Многие считают Наурыз исламским праздником, однако следует отметить, что на территории Ближнего Востока Наурыз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения.

Наурыз, Кыдыр ата и бешбармак: как появился и почему празднуют весенний Новый год?

Точная дата зарождения Наурыза неизвестна, однако, согласно некоторым данным, его праздновали до VII века до н. э. Поэтому праздник можно считать одним из самых древних в мире. Как Наурыз мейрамы традиционно отмечают в Казахстане и какие традиции на Наурыз мейрамы пришли к нам из глубины веков? Казахские народные обычаи связаные с праздником Наурыз. Как празднуют Наурыз Как одеваться на праздник Особенности традиционной казахской одежды Читать подробности Блог

Наурыз: символы

Праздник Наурыз в Казахстане отмечается 22 марта, после наступления весеннего равноденствия. Наурыз считается главным праздником для большинства тюркских народов и означает обновление, приход Нового года, новых надежд. В древности его отмечали в течение месяца, он считался религиозным праздником зороастризма. БОльше новостей. Наурыз, праздник, идущий из глубины веков, отмечался и в первые годы после установления советской власти, причём весьма широко.

Наурыз: символы

Обязательным пожеланием на Наурыз считались как в древности, так и сейчас слова «Наурыз құтты болсын!», «Ақ мол болсын!» – традиционные пожелания изобилия и достатка. Другая старинная традиция празднования Наурыза, чтимая и по сей день, называется «золотые качели», когда девушки и парни собираются вместе, чтобы пообщаться и покататься на качелях, увитых праздничными лентами и украшенных весенними цветами. Наурыз считается главным праздником для большинства тюркских народов и означает обновление, приход Нового года, новых надежд. В древности его отмечали в течение месяца, он считался религиозным праздником зороастризма. nauryz-suret1 Важное место в земледельческой обрядности принадлежит Наурызу — Новому году, празднику пробуждения и воскресения природы, знаменовавшим начало сельскохозяйственных работ. Многие считают Наурыз исламским праздником, однако следует отметить, что на территории Ближнего Востока Наурыз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения.

Наурыз: символы

Также в этот день традиционно поздравляют словами «Коктем туды! Празднование Наурыза в настоящее время насыщено различными национальными развлечениями, соревнованиями и зрелищами, в том числе, концертами с исполнением народных песен и танцев. Прямо на улицах актеры разыгрывают театральные представления и сценки. В Наурыз также проходят импровизированные состязания поэтов-острословов, праздник не обходится без национальных соревнований, среди них — народная борьба «казакша курес», игра «тогуз кумалак», конечно же, конная игра «кыз-куу» и байга. Другая старинная традиция празднования Наурыза, чтимая и по сей день, называется «золотые качели», когда девушки и парни собираются вместе, чтобы пообщаться и покататься на качелях, увитых праздничными лентами и украшенных весенними цветами. Непременным в Наурыз считается наличие на каждом праздничном столе традиционного блюда наурыз коже. Люди считают, что в праздник Наурыз нужно досыта наесться этим блюдом и тогда год пройдет в достатке. В праздник Наурыз пьют в кумыс. Фото: Instagram Наурыз коже Наурыз коже — основное национальное блюдо весеннего праздника.

Однако, даже в пределах одного региона состав наурыз коже может отличаться, в зависимости от доступности ингредиентов, а также от предпочтений хозяек.

Но, к сожалению, современность такова, что в ней, как соль в воде, растворяется исконный смысл того, что культура народов тысячелетиями выстраивала как ценностную константу бытия, как духовный стержень своей картины мира. Праздники сегодня, потеряв свой сакральный смысл, стали восприниматься только лишь как время развлечения. Здесь следует понимать, что речь идет о свободе праздника, которая дарована в обмен на жесткую регламентированность и повторяемость будничной трудовой и общественно значимой жизни человека.

Праздник - время высвобождения от жестких правил социальных запретов и установлений той или иной общественно-политической, хозяйственно-экономической и порой даже религиозной системы. Это особенно очевидно демонстрируется в средневековом карнавале как празднике-перевертыше, празднике, где коммуникация снимала все социальные установки и осмеянию могли подлежать даже служители церкви. Каким образом это сказывается на природе праздника и технологиях празднования в современных условиях? В поисках ответа на этот вопрос встречаешься с идеями, в большей мере критического настроя, где в основу природы праздника кладется принцип свободы.

Понимание свободы здесь сопряжено с проявлением ее именно в игре как системообразующем компоненте культуры. Подлинность праздника исчезает, констатирует Й. Поэтому в таком мире люди желают не развлечений, а отвлечений. Безусловно, подобная ситуация усложняет процесс возрождения и сохранения смысла исходных форм наследия традиционной культуры, центральным элементом которой является народный праздник.

И это при условии, что праздник считается наиболее древним элементом культуры, отличительной особенностью которого является постоянство его воспроизводимости.

Религиозные праздники, к коим был отнесён и Наурыз хотя он таковым не был, поскольку восходит корнями к языческим временам , стали нежелательными и даже порицаемыми. Гражданам нового советского государства предписывалось отказаться от них как от пережитков прошлого. Кроме того, такие праздники считались противоречащими идеологии интернационализма, в отличие от новых, революционных — таких, как 7 ноября, 1 мая и другие в 1920-х одно время существовали даже День Парижской коммуны и День низвержения самодержавия, которые были объявлены выходными.

Прямого запрета отмечать Наурыз не вводилось — во всяком случае, историки не нашли такого документа. Просто сначала его исключили из списка официальных праздников, а затем он и вовсе стал как бы неугодным, вредным. Впрочем, в казахских аулах продолжали в такие дни варить традиционный коже, накрывать дастархан, но особо не афишируя. А вот в более или менее крупных населённых пунктах отмечать совместно Наурыз остерегались.

Особенно в 1930-х, когда общественно-политическая атмосфера в стране стала очень тяжёлой. Во второй половине 1960-х советские идеологи решили, что можно возродить старые праздники, но как бы осовременив их. Например, Масленица после долгого забвения вернулась под названием «Проводы русской зимы». Из неё убрали элементы мистики и добавили немного «советскости», а также дополнили спортивными соревнованиями, выступлениями артистов художественной самодеятельности.

Но основные атрибуты всё же сохранились. В Азербайджане 21 марта 1967-го впервые за долгие годы отметили, причём достаточно широко, свой Новруз, хотя официально он был назван «Праздником весны».

Некоторые источники говорят о 4-5 тысячелетиях истории Наурыза. Собственно, название праздника Навруз в переводе с фарси означает «новый день», и это соответствует смыслу праздника — начало Нового года по древнеиранскому календарю. Так или иначе, традиция празднования Наурыза распространилась среди многих тюркских народов, в первую очередь, в Средней Азии, исторически связанной с Персией. Распространение Ислама не помешало сохранить эту традицию ни персам, ни тюркским народам, что говорит о широкой популярности и большой значимости праздника. Правда, в советское время Наурыз официально не праздновали, возможно, из идеологических соображений, но традиция сохранялась на семейно-бытовом уровне. Следует отметить, что Наурыз, первоначально бывший праздником зороастрийцев огнепоклонников , уже много веков назад утратил религиозную окраску и стал поистине праздником весеннего обновления и пробуждения природы, праздник воодушевления народа. Наурыз в Казахстане Возрождение Наурыз мейрамы в Казахстане началось в конце 1980-х годов, вначале неофициально, благодаря общественным активистам из старшего поколения.

Праздник быстро начал обретать популярность, способствуя духовному единению казахстанцев, их обращению к исторически сложившимся ценностям. В преамбуле Указа, объявляющего день весеннего равноденствия Днем народного праздника весны — Наурыз мейрамы — говорилось, что праздник учрежден «В целях утверждения общечеловеческих ценностей, укрепления дружбы, братства народов республики, возрождения глубинных народных традиций, а также достижения гармонии природы и человека, его нравственного очищения в духе подлинного гуманизма».

Что мы знаем о Наурызе

Наурыз; 21 марта) — праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Новруз является национальной традицией, не имеющей прямого отношения к исламским обычаям[6]. Как пишет известный исламский историк религии Мухаммад Алимчулов, Навруз, символизирующий начало весны (и Нового года), отмечается в начале второй декады марта, в период весеннего равноденствия. В переводе с персидского слово означает «новый день». праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у ира. Традиции празднования Наурыза направлены на раскрытие лучших человеческих качеств — открытости, сердечности, отзывчивости и милосердия.

Особенности празднования Наурыза

К вечеру все собираются за столом и зажигают свечи, ведь огонь очень важная часть Нового года. Считается, что он оберегает людей от мрака и несчастий. Обычно застолье длится всю ночь, потом празднующие немного отдыхают и продолжают торжество с новой силой, но уже в тесном семейном кругу. Стол с обязательными семью блюдами, о которых рассказал Дружиловский, называют «хафт-син». Дело в том, что угощения должны включать в себя предметы, «хафт», которые начинаются с арабской буквы «син». Это может быть чеснок, яблоки, семена руты, маслины, уксус, специи и пророщенное зерно — сир, себ, сипанд, санджил, сирке, сумах и сабзи.

При этом в разных странах свои наборы еды. На Навруз готовят два блюда, которые едят исключительно в этот праздник, — гуджу и сумалак. Создание угощений занимает очень много времени: обычно на них уходит вся ночь перед праздником, и готовить такие кушанья принято в одиночестве. Гуджа состоит из семи злаков и мяса, которые варят множество часов, пока они не превратятся в однородную массу. Кое-где вместо нее готовят халим — кашу из пшеницы, мяса, нута и овощей.

Варить это обязательно должны мужчины. А вот сумалак, наоборот, готовят женщины. Это халва из самых молодых ростков пшеницы.

На Юге начинали отмечать праздник самыми первыми с наступлением теплой погоды. Чуть позже новый год встречали жители Запада, Востока и Севера страны. В этот день человек должен убрать не только свой дом или хозяйство, но еще очистить свою совесть. Также этот праздник призывает к совершению добрых дел», - отметила профессор КазНУ им. Аль-Фараби, этнограф Бибизия Калшабаева. В Наурыз всегда готовится очень много еды, все это считалось символом изобилия. Праздничный дастархан в этот день состоит из семи предметов, каждый из которых имел символическое значение.

А главное украшение - блюдо Наурыз Коже. Праздничный стол накрывается в каждом доме, до и после трапезы мулла читает молитвы. Затем старший по возрасту дает благословение, чтобы год был благополучным.

Праздник весны и обновления Вопреки расхожему мнению, Наурыз в Казахстане никак не связан с равноденствием. Наши предки-зороастрийцы были скотоводами и кочевниками, и за полторы тысячи лет до нашей эры уже умели внимательно наблюдать за небом. Они высчитали, что в начале марта загорается звезда Амал — она сигнализировала о том, что совсем скоро в рост пойдут все растения.

А буквально через пару недель — ровно в середине марта — восходила звезда Ут, она была вестником скорого окота скота. Что может быть милее для сердца скотовода? По словам доктора философских наук, историка Сапара Оспанова, именно восхождение звезды Ут и праздновали наши предки. Причём праздновали точно так же, как и мы сегодня: наводили порядок дома, надевали лучшую одежду, готовили вкусную еду из самых лучших продуктов и несколько дней просто радовались жизни, ходили друг к другу в гости и развлекались. После праздника начинались приятные трудовые будни, холод и голод уже не были страшны. В этот день также было принято сажать деревья, а старикам уделяли особое внимание.

Эти ингредиенты символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту. Скорее всего, у наших предков после зимы не так широк был выбор продуктов, а уж сакральный смысл каше придали потом. Да и празднование народом того факта, что смертоносная зима позади, перетекло в современный Наурыз, который сегодня — государственный праздник и официально отмечается тремя выходными днями, один из которых чаще всего выпадает на равноденствие. Наурыз там, где не ожидали Как говорилось выше, практически все народы в древности отмечали начало весны. Во многих странах так же, как в Казахстане, праздник дошёл до наших дней практически не изменившись, и названия его созвучны: Наурыз — Новруз — Навруз.

Есть сведения, что так продолжалось до середины 1920-х. Однако затем в СССР развернулась активная, а зачастую даже оголтелая атеистическая пропаганда, в которой были задействованы партийные и комсомольские организации, многочисленные ячейки «Союза воинствующих безбожников». Религиозные праздники, к коим был отнесён и Наурыз хотя он таковым не был, поскольку восходит корнями к языческим временам , стали нежелательными и даже порицаемыми. Гражданам нового советского государства предписывалось отказаться от них как от пережитков прошлого. Кроме того, такие праздники считались противоречащими идеологии интернационализма, в отличие от новых, революционных — таких, как 7 ноября, 1 мая и другие в 1920-х одно время существовали даже День Парижской коммуны и День низвержения самодержавия, которые были объявлены выходными. Прямого запрета отмечать Наурыз не вводилось — во всяком случае, историки не нашли такого документа. Просто сначала его исключили из списка официальных праздников, а затем он и вовсе стал как бы неугодным, вредным. Впрочем, в казахских аулах продолжали в такие дни варить традиционный коже, накрывать дастархан, но особо не афишируя. А вот в более или менее крупных населённых пунктах отмечать совместно Наурыз остерегались. Особенно в 1930-х, когда общественно-политическая атмосфера в стране стала очень тяжёлой. Во второй половине 1960-х советские идеологи решили, что можно возродить старые праздники, но как бы осовременив их. Например, Масленица после долгого забвения вернулась под названием «Проводы русской зимы». Из неё убрали элементы мистики и добавили немного «советскости», а также дополнили спортивными соревнованиями, выступлениями артистов художественной самодеятельности.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий