Новости тамбовские епархиальные ведомости 1861 1917

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.

Список номеров ТЕВ по годам

  • Коллекции и спецпроекты | НЭБ
  • Тамбовские епархиальные ведомости - фото сборник
  • Добро на худо не меняют.
  • Главная навигация
  • Тамбовские епархиальные ведомости, № 10, 2009
  • Феодосий (Васнев), митрополит Тамбовский и Рассказовский

Викарные епархии

  • История Тамбовской Епархии. Курс лекций
  • Тамбовские епархиальные ведомости. Г. 57 1917, № 26
  • Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1918, 1897 — Яндекс Поиск по архивам
  • Тамбовские епархиальные ведомости 1905 — Bitbucket
  • Мичуринская епархия Тамбовской митрополии
  • Тамбовские епархиальные ведомости, № 3, 2009

Рязанские епархиальные ведомости 1865 1917. Рязанские епархиальные ведомости

Преподавание он вел довольно вяло, говорил гнусаво. Уже и в то время у Петра Ивановича замечалась склонность делать ученикам, иногда по пустому случаю, нотации и читать морали, что учеников, особенно старших классов, всегда раздражало. Как инспектор, он применил свою манеру к нравоучительным беседам в самом широком масштабе. Ученики терпеливые и по характеру добродушные к таким воспитательным приемам П. Ив[анови]ча относились или добродушно, или безразлично, но на юнцов невыдержанных, с характером неуравновешенным они действовали раздражающе и вызывали ропот и неудовольствие» [37]. В своих характеристиках Никифор Александрович старался подчеркивать положительные качества: «С первых же шагов его деятельности можно было видеть, что о. Петр был замечательно трудоспособный человек. Постоянно он был за делом, усердно следил за учениками как в корпусе семинарии, так и на квартирах. На все он старался обращать внимание и делать изменения или дополнения в распорядках жизни учеников. Прежде всего о.

Петр обратил внимание на беспорядочность чтения в церкви. До него чтецами в церкви являлись большею частью одни и те же лица, зарекомендовавшие себя хорошей дикцией и хорошими голосовыми средствами. Пред каждым праздником назначенных для чтения в церкви учеников он прослушивал, указывал порядок службы и т. Редко кого-нибудь он освобождал от очередной обязанности читать в церкви. Он старался так или иначе достичь того, чтобы непременно все ученики в период своего обучения в семинарии приняли участие в церковном чтении. В тех ученических характеристиках, весьма подробных, умелых и верных, которые представлялись епископу, непременно была отметка в графе каждого характеризуемого ученика и об умении его читать и петь» [38]. Эту характеристику подтверждает и ревизовавший в 1894 г. Вологодскую семинарию П. Нечаев: «Инспектор семинарии о.

Успенский обладает надлежащей педагогической опытностью, энергичен и исполняет свои обязанности очень добросовестно» [39] , — записал он в отчете. Он обратил внимание и на заботу инспектора о благолепии церковных служб: «Труд приготовления чтецов и предварительного прослушивания их лежит главным образом также на инспекторе» [40]. Сам о. Петр, оглядываясь назад, тоже высоко оценивал результаты своих трудов в этой области: в семинарии «процветало тогда церковное пение, чтение, церковное проповедничество» [41] , — напишет он о Вологодской семинарии начала 1890-х гг. Посещение инспектором студенческих квартир Учащиеся Вологодской духовной семинарии жили в казенном общежитии, епархиальном общежитии и на частных квартирах. Посещения инспекцией квартир, где проживали учащиеся, были заведены о. Петром с особой тщательностью: «При прежних инспекторах, квартиры посещались по личному усмотрению членов инспекции. Время для посещения квартир было почти всегда одно и то же — от 5—9 часов вечера. Редко, при каких-нибудь исключительных обстоятельствах, приходилось давать квартирные визитации позже указанного времени.

Успенский, руководствуясь буквой устава, трактующего, что квартиры посещаются по указанию инспектора, изменил установившийся порядок квартирных посещений. Он выбирал несколько квартир и вечером посылал список этих квартир дежурному по квартирам члену инспекции, с поручением посетить указанные им квартиры. Бывало, и довольно часто, что одни и те же квартиры в один и тот же вечер посещались инспекцией по два раза. Время визитаций квартирных не ограничивалось, как прежде, периодом от 5—9 часов. Нередко ездили около 11 часов ночи. Иногда и сам инспектор принимал участие в этих поездках, но непременно с кем-нибудь из своих помощников» [43]. Для сравнения отметим, что иеромонах Феофан [44] Харитонов , ставший инспектором Вологодской семинарии в 1897 г. Петра, вовсе не посещал квартиры учащихся, предоставляя это занятие помощникам. Педагогика Петра Успенского проявлялась в этом случае широко: «На квартирах он любил сидеть долго, особенно в тех случаях, когда на них оказывались не совсем благонравные питомцы.

Целая проповедь морального характера произносилась тогда о. Осматривалось не только то, что лежало на столе: осмотру подвергались ящики столов, сундуки и проч. Если квартира посещалась в постные дни, то инспектор старался допытаться, точно ли у воспитанников приготовлен постный стол. Иногда, не доверяя ученикам, он приглашал квартирную хозяйку и допрашивал, что она приготовила для обеда в этот день» [45]. Эти меры не должны вызывать большого удивления: основное русло воспитательных мер было запретительным и мера строгости зависела от усердия инспекции. Так, ректор Вологодской семинарии архимандрит Арсений Тимофеев, январь 1897 — сентябрь 1897 , когда имел основания подозревать учеников в табакокурении, лично обыскивал карманы учащихся [46] , а в воспоминаниях учащихся Тамбовской семинарии 1900-х гг. Семинарский надзор Несмотря на строгость надзора, особенного улучшения семинарских нравов не наблюдалось. Отчеты о проступках учащихся изобилуют случаями «нетрезвости», ревизии признают Вологодскую семинарию одной из самых «пьющих» [47] , а учащиеся «партиями» попадают в полицейские участки. Несколько наиболее курьезных случаев приведены в воспоминаниях Ильинского см.

Приложение , несколько в повести Илария Шадрина «Бурса» см. Строгим надзором были недовольны не только учащиеся, но и помощники инспектора. От них о. Петр требовал «служебной исполнительности и бдительного надзора за поведением учеников» [48] , и на них фактически сваливалась основная нагрузка: «Само собой разумеется, что инспектор и от нас требовал проведения в жизнь и исполнения воспитательной его программы. Впоследствии нам вменялось еще в обязанность при посещении квартир испытывать учеников в знании утренних и вечерних молитв» [49]. Не спасала и апелляция к проблемам со здоровьем: «В одно время, помнится, наблюдалось систематическое непосещение уроков по случаю зубной боли. Когда были единичные случаи этой болезни, о. Петр мало обращал на нее внимания, но когда она приняла эпидемический характер, он предпринял решительную с ней борьбу, не признавая зубной боли, как уважительной причины к отсутствию на уроках. Ученикам, опускавшим уроки по этой причине, убавлялось и поведение.

И удивительное дело: зубная боль у всех сразу же прекратилась. Квартирохозяевам, дававшим удостоверение о той или иной болезни воспитанников, веры и значения не придавалось. Таким образом воспитанникам были отрезаны все возможные случаи к непосещению уроков» [50]. Вот как выглядела эта же ситуация с другой стороны — приведем отрывок из повести И. Шадрина, учившегося в Вологодской семинарии при о. Петре: «Приемная больницы вдруг наполняется больными, и все чуть не из одного класса. У того голова болит, — у этого зубы, — у кого живот. Фельдшер ходит, ухмыляется, хорошо уже по виду зная, какого сорта болезнь загнала сюда этих мучеников науки. Иногда и рассердится, закричит и даже погонит из приемной: «Идите, идите!

Знаю, чем больны: врачу скажу…» — Филат Филатович [51] , что вы, голубчик, да у меня живот третий день болит! У тебя что?.. Да ты здоров… Лодыря корчишь… Я вот инспектору пожалуюсь… Как твоя фамилия?.. От уроков убежал?.. Но не думайте, чтобы он так сейчас и пришел в класс. Нет, он не дурак. Он пойдет в ватерклозет и там сначала покурит, потом несмотря на всю гадость вонючей атмосферы, просидит до самого звонка, тревожно прислушиваясь к каждому звуку и чуть не по биению сердца высчитывая, долго ли до конца урока» [52]. Однако сама жизнь доказывала малый смысл запретительной политики. Даже там, где ревность инспекции побеждала в противостоянии с учащимися и они были вынуждены присутствовать на занятиях, эффективность обучения была небольшой.

Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях митр. Вениамин Федченков , лучший ученик в своем классе Тамбовской семинарии: «Как и везде, предметы нас не интересовали, мы просто отбывали их, как повинность, чтобы идти дальше. Классические языки не любили, да они оказались бесполезными. Науки нас не обременяли, на экзаменах усиленно зубрили и сдавали. В академии же, куда поступали лишь первые, некоторые занимались уже самостоятельно любыми предметами, а многие слегка проходили ее академию , напрягаясь лишь во время экзаменов» [53]. Обратим внимание и на слова Илария Шадрина: ко времени написания повести он уже 6 лет отработал учителем в школе, что придает больший вес его педагогическим наблюдениям. Почти для всех они были лишь тяжелою повинностью, неизбежным злом, и только. Принудительный метод, наказания и угрозы, сухость предмета, неумение или нежелание сделать предмет интересным, обширность программы и в связи с этим тот фатальный страх за свое будущее в зависимости от такого или иного сорта годовых и экзаменационных отметок, все это способствовало равнодушию и даже отвращению ко всем предметам семинарской науки без исключения» [54]. Вместе с тем «успешная» запретительная педагогика порождала в учащихся ощущение тюрьмы и провоцировала бунты и прочие формы протеста, зачастую не имевшие видимых рациональных оснований.

Как замечает американская исследовательница Л. Манчестер: «Отвращение, которое они испытывали по отношению к семинарскому режиму, само по себе было достаточной причиной для волнений» [55]. Семинарский журнал Протест учащихся принимал иногда неожиданную форму. В этом журнале личность и деятельность о. Петра обрисовывалась в неприглядном виде. В номере, который у меня имеется, помещен, между прочим, акафист ему. Журнал издавался, кажется, не долго. Знал ли о. Петр о существовании этого журнала, сказать не могу» [56].

Осведомленность Никифора Александровича Ильинского связана с тем, что как раз в это время 1890—1891 гг. Приведем воспоминания сына В. Ильинского Б. Инспекция, узнав об выпуске журнала, решила провести повальный обыск у учеников, о чем папе сказал его старший брат Никифор, работавший в то время помощником инспектора. Несмотря на принятые меры, у одного из учеников нашли выдержки из журнала, что вызвало переполох среди начальства. Все из учеников, у кого были экземпляры журнала, стали их жечь. Папе удалось сохранить экземпляр журнала, для этого он в течение месяца днем держал его за голенищем своего сапога, а на ночь прятал в тот же сапог под онучи» [57]. Об издании журнала упоминается и в отчете [58] о встрече выпускников Вологодской семинарии 1891 г. Любопытно, что большой отрывок упомянутого стиха про инспектора-фарисея находится в уже упоминавшейся повести И.

Шадрина «Бурса» — несколько отличная версия этого поэтического опуса в журнальной версии той же повести «Жизнь семинариста», опубликованной в «Красном звоне» за 1908—1909 г. Об издании рукописного нелегального журнала у И. По всей видимости это был другой журнал, но издаваться он начал приблизительно в это же время — как следует из сохранившегося дневника писателя вскоре после 29 сентября 1891 г. Редактором журнала был сам Шадрин, назывался он «Опыт», статьи писались силами четвертого класса. Увольнение В начале 1897 года о. Петр был неожиданно уволен. Ильинский так объясняет это событие. По причине отъезда нелюбимого учениками ректора архимандрита Василия [62] 6 декабря 1896 г. В описываемое время дежурным в казенном корпусе был молодой помощник инспектора [63] , довольно снисходительно относившийся к проступкам по части винопития.

Ученики учли, конечно, снисходительность молодого члена инспекции к проступкам этого рода, и выпивших в этот день оказалось много. Ужин прошел не благополучно. Но главное безобразие произошло в спальнях. У семинаристов сложилось убеждение, насколько, впрочем, имевшее фактическую достоверность, я не знаю, что среди учеников, живущих в казенном корпусе, есть шпионы, сообщавшие все, что касалось ученической жизни, инспектору. Вот с этими-то мнимыми или действительными шпионами часть учеников, к тому же подбодренных спиртными напитками, и решила в эту ночь разделаться» [64]. По всей видимости, «фактическая достоверность» наличия осведомителей тоже имелась. Даже по кратким упоминаниям Н. Ильинского мы видим, что инспектор был очень хорошо осведомлен, когда и где происходили ученические незаконные собрания. Кроме того, если бы доносчиков не было, Никифор Александрович высказался бы определенно отрицательно — едва ли это могло быть ему действительно неизвестно.

Здесь и в других местах мы видим лишь нежелание порядочного человека повторять те обвинения, доказательств которых у него не было. О методах привлечения к «сотрудничеству с инспекцией» говорится в повести И. Дальнейшие события описаны следующим образом: «Таких жертв намечено было, кажется, не менее двух-трех. Явившись в спальни, где против обыкновения, был полный мрак, и сняв с коек одеяло, несколько пьяных учеников подошли к намеченным жертвам и, набросив на них одеяла, стали бить их. Но двоим из побиваемых удалось выскользнуть и убежать. Остался один, который не только был избит, но в нескольких местах получил колотые раны. Ночью же этот избитый и раненый воспитанник был унесен в больницу. О происшедшем случае инспектор узнал только утром от фельдшера и тотчас же навестил избитого питомца, стараясь при этом разузнать от него все подробности ночного события и вместе убедить избитого открыть виновников преступления. Но узнать ему ничего не удалось.

Неудача ли инспектора в расследовании этого некрасивого и печального случая или какие другие причины побудили инспектора, в то время исправлявшего должность ректора, умолчать об этом происшествии и не донести своевременно Преосвященному Алексию [65] , а между тем Преосвященный 8 декабря посетил семинарию и, побывав на уроках, отправился в больницу. Несомненно, что он был уже осведомлен о случившемся 6 декабря ночном происшествии в спальнях и, направляясь в больницу, хотел лично убедиться в справедливости сообщенного ему со стороны известия. Повидав избитого, еп. Алексий уехал из больницы крайне расстроенный, выразив о. Петру свое негодование как по поводу происшедшего события, так и потому что инспектор скрыл от него об этом происшествии даже и теперь, когда Преосвященный явился в семинарию. В то время никто и не предполагал, что этот случай послужит поводом к увольнению инспектора из нашей семинарии» [66]. В сохранившихся документах из архива Святейшего Синода об увольнении о. Отношение к инспектору администрации и преподавательской корпорации В записях преподавателя Вологодской семинарии И. Суворова [68] имеется сообщение: «22 января 1897 среда.

Инспектор Успенский внезапу уехал в СПбург. Евл[ампий] Бурцев [69] — исп[олняет] д[олжность]» [70]. Как раз в это время проходили заседания Синода, и 29 января 1897 г. Успенского преподавателем литургики и гомилетики в Тамбовскую семинарию [71]. Петра было тем более неожиданно, что в отчете ревизора Нечаева он получил самый одобрительный отзыв. Правда, недовольство о. Петром, как инспектором, было общее. Городское духовенство относилось к инспекторской деятельности о. Петра не только отрицательно, но, пожалуй, враждебно.

В семинарии некоторые преподаватели открыто выражали свое негодование по поводу поступков близких к инспектору лиц, вмешивавшихся не в свое дело» [72]. Кто подразумевается здесь под «близкими к инспектору лицами», не вполне ясно. Единственный упрек такого рода, который доносит семинарское предание, отраженное в «Бурсе» И. Шадрина см. Петра Елизаветы Александровны. Внезапное увольнение было омрачено и несостоявшимися проводами. Петр стал готовиться к отъезду на место своего нового служения в Тамбов, то возник вопрос о его проводах. Обычай провожать отъезжающих членов корпорации к этому времени в нашей семинарии достаточно укоренился. Одних провожали более торжественно, других более скромно.

Такое разнообразие в проводах зависело как от того, насколько была продолжительна служба провожаемого лица, так и от того, насколько провожаемый пользовался симпатиями. Петр Иванович состоял на службе в семинарии почти 13 лет. Естественно поэтому было ожидать, что в его проводах примут все живое участие. Но вышло то, чего не ожидали. Некоторые преподаватели решительно отказались принять участие в проводах о. Произошел раскол. Проводы не состоялись, и о. Петр уехал из Вологодской семинарии, на служение которой он отдал лучшие годы своей жизни, с чувством не только разочарования, но и горькой обиды» [73]. О разногласиях вокруг воспитательной деятельности инспектора о.

Успенского был осведомлен и ревизовавший семинарию П. Он отмечал в отчете за 1894 г. Лебедевым, «излишне снисходительным» по отношению к ученикам, так что «инспектор семинарии, при обсуждении в Правлении некоторых ученических проступков, оказывается одиноким в подаче своего мнения» [74]. Затем в отчете 1902 г. Лебедевым и инспектором о. Успенским был почти постоянный разлад во взглядах на ученические проступки. Первый всегда стоял за снисходительность, второй требовал соблюдения строгого порядка. Лебедев поэтому пользовался расположением учеников, а о. Успенского недолюбливали» [75].

Преподаватель Вологодской семинарии, а затем многолетний смотритель Вологодского духовного училища В. Лебедев вспоминал: «Инспектор Успенский очень ревностно исполнял свои обязанности, но ученики почему-то недолюбливали его и после одной неприятной истории ученики побили одного семинариста, подозревая в шпионстве инспектору по донесению Еп. Алексея он был переведен на должность преподавателя в Тамбовскую семинарию» [76]. Общий вывод Никифора Александровича таков: «Со многими питомцами из времени инспекторства о. Успенского мне приходилось встречаться впоследствии. Более или менее, за весьма немногими исключениями, отзывались они об о. Петре как воспитателе благожелательно. Только когда вопрос касался табакуров, они с чувством обиды и осуждения отзывались о нем. Лично во мне о.

Петр оставил хорошие воспоминания. Это был труженик, каких редко приходится встречать в жизни. В частной жизни он отличался гостеприимством, радушием и приветливостью» [77]. Итак, большинство педагогов и учащихся воспринимали деятельность о. Петра благожелательно, хотя напряжение, вызываемое мелочностью и придирчивостью инспектора, постепенно накапливалось и в административных кругах, и среди городского духовенства. Отзывы Н. Ильинского, не уклоняющегося и от критических замечаний, следует признать объективными. Были, однако, и преподаватели, резко отрицательно относившиеся к инспектору о. Петру, были и ученики, сохранившие обиду и разочарование.

Давая слово последним, мы хотели бы тем самым придать портрету о. Петра большую рельефность. Казалось, он нарочно поставлен был для того, чтобы вытравить последнее религиозное чувство в своих учениках» [78] , — писал в 1922 г. Резкую реплику о. Тихона вряд ли можно объяснить лишь желанием обновленцев очернить все старые порядки. Созвучные мысли о жизни Вологодской духовной семинарии конца XIX в. Шадрин окончил Вологодскую семинарию в 1894 г. Соответствие повести историческому материалу мы обсуждаем в статье «Повесть И. Инспектор семинарии занимал значительное место в жизни учащихся.

Приведем несколько зарисовок из повести «Бурса» с участием о. Петра Успенского. И действительно, было что-то в о. Петр описывается здесь в конце своего инспекторства, ср. Ильинского, видимо не согласующееся с описанием И. Шадрина в части полноты. То, что под именем Плакиды в «Бурсе» подразумевается именно о. Петр, явно подтверждается дневниковой записью Илария Шадрина «о. Кто забывал это сделать, того он вызывал и делал внушение.

Ученик стоял и злился, проклиная в душе Плакиду и не имея ничего сказать в оправдание. Ученик уходил, чувствуя на себе тяжелый взгляд инспектора, от которого долго потом не мог отделаться» [82]. Здесь перед нами взгляд далекий от объективности, со стороны «юнца невыдержанного, с характером неуравновешенным», которых инспектор так раздражал. Какой вы строптивый — ах, какой строптивый! Последнее время, можно сказать, последние часы, доживаете в семинарии, и не могли утерпеть. Ах, какой строптивый! Вот через несколько дней вы уйдете от нас, будете свободны, так я еще раз предупреждаю вас — не будьте строптивы, будьте почтительны и скромны! Вы неисправимы. Несмотря на всю субъективность описания, мы не можем отказать И.

Шадрину в литературном таланте. Изображенные им сцены убеждают нас в своей достоверности и художественной правде, и семинарская действительность, знакомая современным исследователям больше по официальным документам и небогатым подробностями воспоминаниям, воспринимается очень живо. Товарищеский съезд Курс Вологодской семинарии, на котором учился Иларий Шадрин 1894 г. В 1904 и 1914 г. Второй съезд проходил вскоре после издания «Бурсы» И. Шадрина и на нем состоялось обсуждение повести. Были недовольные произведением и среди учащихся, скорее всего те, кого И. Шадрин изобразил в неприглядном виде. Большинство высказалось за свободу субъективных суждений и не стало выступать с порицанием автора.

На этом же съезде было заслушано письмо от прот. Петра Успенского «с предложением образовать комиссию для исследования, насколько верно сделанное И. Очевидно, о. Петр был крайне раздосадован своим портретом в повести — все вологодские читатели несомненно узнавали, кто имелся в виду, — и требовал опровержения. Комиссию создавать не стали, осуждения автору не вынесли; съезд ограничился выражением благожелательного почтения ко всем преподавателям, в их числе и к П. Воспоминания прот. Петра о Вологде Сам протоиерей Петр сохранил о Вологодской семинарии совсем другие впечатления. Заканчивая преподавательскую деятельность в Тамбове, он говорил в прощальной речи: «Наступило время навсегда расстаться не только с вами, друзья мои, но и вообще с духовной школой, к которой с детства пламенела душа моя. С этой школой связаны лучшие годы жизни, ей отданы лучшие силы; в ней сокрыты самые светлые, самые дорогие воспоминания» [85].

Веяло какою-то особенной красотой и свежестью от этой юношеской среды. Чувствовался необыкновенный подъем духа от живого с нею общения. Бодрость и отзывчивость юношей молодили невольно и сердце их воспитателя… Правда, были моменты и тяжелых разочарований, когда под минутным впечатлением обид и огорчений хотелось бы навсегда разорвать связь с этой средой, лишить ее своего попечения, бросить ей в лицо проклятие, укоризну; но достаточно было на другой же день взглянуть на этот сонм юношей в их совокупном собрании, как в душе снова разгоралось чувство любви, слагалась молитва благословения, ощущалось неодолимое желание снова отдать свои силы на духовное служение этой среде» [86].

Имеются ведомости и в Тамбовской епархиальной библиотеке, но там всего за пять лет. Для нас это сейчас именно источник, где собрана информация о самых разных сторонах жизни епархии. Это, пожалуй, главные дореволюционные фонды. После 1917 г. Если мы хотим собрать информацию о том, как складывались отношения советского государства и Церкви в 1918-1930-х гг. Для более детальной проработки темы обратить внимание на многочисленные фонды волисполкомов и, затем райисполкомов.

Есть сведения о церкви в фонде Губземодтела. Все что касается репрессий против духовенства и мирян содержаться в фондах Губпрокурора, его помощников их с десяток , окружных прокуроров, в фондах милиции. Интересную информацию можно также почерпнуть в фондах Центра документации новейшей истории Тамбовской области бывший партархив , сокращенно ЦДНИТО, здесь имеются документы, проливающие свет на то, как в губернии организовывались многие антицерковные компании, а также уникальные сводки и беллютени ОГПУ. Неисчерпаемый материал содержится в периодической печати советского времени. В 1920-1950 гг. Впрочем, источник этот очень специфичен и относиться к нему надо с большой долей скептицизма. Послевоенный период в истории епархии можно изучать с большими подробностями. Пожалуй, это единственный «положительный» момент в создании института Уполномоченных по делам религий. Начиная с 1943 года и по 1991 год все документы, касающиеся церкви аккумулировались в фонде Уполномоченного ф.

Р5220 в котором 4 описи и одна из них оп. В общей сложности в фонде почти 2000 документов и они прекрасно иллюстрируют жизнь епархии в период 1940-1980-х годах. Постсоветский период в истории епархии и современное положение в источниковедческом смысле темное пятно. В государственные архивы церковные документы не сдаются, а епархиальный архив для доступа исследователей закрыт. Остается единственный источник: «Тамбовские епархиальные вести», светская пресса и официальный сайт Тамбовской епархии существующий с 2002 года. С 2008 года газета «Тамбовские епархиальные вести» преобразована в полноцветный журнал, который с 2009 года стал выходить под прежним своим названием продолжая преемственность традиций, заложенных еще святителем Феофаном Затворником в 1861 году. Вот все что можно кратко сказать об исторических источниках по истории Тамбовской епархии. Переходя к обзору литературы, следует отметить, что дореволюционный период это вообще время накопления материала, его систематизация и попытка практического применения в качестве церковно-исторических справок. И здесь есть ряд имен внесших существенный вклад в сбор сведений об истории епархии.

Это, прежде всего протоиерей Стефан Абрамович Березнеговский 1797-1868 гг. Он был первым исследователем истории епархии, ему принадлежит труд по истории строительства Спасо-Преображенского собора г. Тамбова, по истории тамбовского сектантства и статья, опубликованная в «Тамбовских епархиальных ведомостях» в 1861 году под громким названием «История Тамбовской епархии», хотя собственно сама история была доведена лишь до первых тамбовских епископов. Отец Стефан проследил обстановку в крае до появления городов, высказал некоторые мнения о распространении христианства и даже выдвинул предположение о подвластности первых тамбовских епископов Рязанским митрополитам в статусе викариев. Протоиерей Стефан Березнеговский занимался историческими изысканиями так сказать в свободное от работы время, это было его хобби. Он был настоящим знатоком церковной старины и подвижником своего дела.

С 11 мая 1902 г. С 25 октября 1902 г.

С 6 по 21 июля 1903 г. Анны III степени. В феврале 1908 г. В семействе у него жена Елизавета Александровна и дети: Александр 02. Воспоминания Н. Ильинского: инспектор П. Успенский Воспоминания многолетнего помощника инспектора Вологодской духовной семинарии Никифора Александровича Ильинского [35] «Из далекого прошлого» — это ценнейший источник по истории Вологодской духовной семинарии второй половины XIX — начала XX вв. Воспоминания писались начиная с 1918 г.

Редкая фактическая достоверность воспоминаний достигнута за счет феноменальной памяти Н. В некоторых случаях он пользовался и документальными источниками. Кроме того, воспоминания были просмотрены и одобрены некоторыми товарищами Н. Ильинского, в числе которых был и Н. Глубоковский — его доброжелательный отзыв предваряет основной текст. Характеристика П. Успенского, данная Н. Ильинским, особенно ценна — он был ближайшим помощником и сотрудником инспектора в семинарии.

Рейпольского [36] он до конца занимался у нас по Св. Небольшого роста, в то время тощий — своей фигурой он не производил выгодного впечатления. Преподавание он вел довольно вяло, говорил гнусаво. Уже и в то время у Петра Ивановича замечалась склонность делать ученикам, иногда по пустому случаю, нотации и читать морали, что учеников, особенно старших классов, всегда раздражало. Как инспектор, он применил свою манеру к нравоучительным беседам в самом широком масштабе. Ученики терпеливые и по характеру добродушные к таким воспитательным приемам П. Ив[анови]ча относились или добродушно, или безразлично, но на юнцов невыдержанных, с характером неуравновешенным они действовали раздражающе и вызывали ропот и неудовольствие» [37]. В своих характеристиках Никифор Александрович старался подчеркивать положительные качества: «С первых же шагов его деятельности можно было видеть, что о.

Петр был замечательно трудоспособный человек. Постоянно он был за делом, усердно следил за учениками как в корпусе семинарии, так и на квартирах. На все он старался обращать внимание и делать изменения или дополнения в распорядках жизни учеников. Прежде всего о. Петр обратил внимание на беспорядочность чтения в церкви. До него чтецами в церкви являлись большею частью одни и те же лица, зарекомендовавшие себя хорошей дикцией и хорошими голосовыми средствами. Пред каждым праздником назначенных для чтения в церкви учеников он прослушивал, указывал порядок службы и т. Редко кого-нибудь он освобождал от очередной обязанности читать в церкви.

Он старался так или иначе достичь того, чтобы непременно все ученики в период своего обучения в семинарии приняли участие в церковном чтении. В тех ученических характеристиках, весьма подробных, умелых и верных, которые представлялись епископу, непременно была отметка в графе каждого характеризуемого ученика и об умении его читать и петь» [38]. Эту характеристику подтверждает и ревизовавший в 1894 г. Вологодскую семинарию П. Нечаев: «Инспектор семинарии о. Успенский обладает надлежащей педагогической опытностью, энергичен и исполняет свои обязанности очень добросовестно» [39] , — записал он в отчете. Он обратил внимание и на заботу инспектора о благолепии церковных служб: «Труд приготовления чтецов и предварительного прослушивания их лежит главным образом также на инспекторе» [40]. Сам о.

Петр, оглядываясь назад, тоже высоко оценивал результаты своих трудов в этой области: в семинарии «процветало тогда церковное пение, чтение, церковное проповедничество» [41] , — напишет он о Вологодской семинарии начала 1890-х гг. Посещение инспектором студенческих квартир Учащиеся Вологодской духовной семинарии жили в казенном общежитии, епархиальном общежитии и на частных квартирах. Посещения инспекцией квартир, где проживали учащиеся, были заведены о. Петром с особой тщательностью: «При прежних инспекторах, квартиры посещались по личному усмотрению членов инспекции. Время для посещения квартир было почти всегда одно и то же — от 5—9 часов вечера. Редко, при каких-нибудь исключительных обстоятельствах, приходилось давать квартирные визитации позже указанного времени. Успенский, руководствуясь буквой устава, трактующего, что квартиры посещаются по указанию инспектора, изменил установившийся порядок квартирных посещений. Он выбирал несколько квартир и вечером посылал список этих квартир дежурному по квартирам члену инспекции, с поручением посетить указанные им квартиры.

Бывало, и довольно часто, что одни и те же квартиры в один и тот же вечер посещались инспекцией по два раза. Время визитаций квартирных не ограничивалось, как прежде, периодом от 5—9 часов. Нередко ездили около 11 часов ночи. Иногда и сам инспектор принимал участие в этих поездках, но непременно с кем-нибудь из своих помощников» [43]. Для сравнения отметим, что иеромонах Феофан [44] Харитонов , ставший инспектором Вологодской семинарии в 1897 г. Петра, вовсе не посещал квартиры учащихся, предоставляя это занятие помощникам. Педагогика Петра Успенского проявлялась в этом случае широко: «На квартирах он любил сидеть долго, особенно в тех случаях, когда на них оказывались не совсем благонравные питомцы. Целая проповедь морального характера произносилась тогда о.

Осматривалось не только то, что лежало на столе: осмотру подвергались ящики столов, сундуки и проч. Если квартира посещалась в постные дни, то инспектор старался допытаться, точно ли у воспитанников приготовлен постный стол. Иногда, не доверяя ученикам, он приглашал квартирную хозяйку и допрашивал, что она приготовила для обеда в этот день» [45]. Эти меры не должны вызывать большого удивления: основное русло воспитательных мер было запретительным и мера строгости зависела от усердия инспекции. Так, ректор Вологодской семинарии архимандрит Арсений Тимофеев, январь 1897 — сентябрь 1897 , когда имел основания подозревать учеников в табакокурении, лично обыскивал карманы учащихся [46] , а в воспоминаниях учащихся Тамбовской семинарии 1900-х гг. Семинарский надзор Несмотря на строгость надзора, особенного улучшения семинарских нравов не наблюдалось. Отчеты о проступках учащихся изобилуют случаями «нетрезвости», ревизии признают Вологодскую семинарию одной из самых «пьющих» [47] , а учащиеся «партиями» попадают в полицейские участки. Несколько наиболее курьезных случаев приведены в воспоминаниях Ильинского см.

Приложение , несколько в повести Илария Шадрина «Бурса» см. Строгим надзором были недовольны не только учащиеся, но и помощники инспектора. От них о. Петр требовал «служебной исполнительности и бдительного надзора за поведением учеников» [48] , и на них фактически сваливалась основная нагрузка: «Само собой разумеется, что инспектор и от нас требовал проведения в жизнь и исполнения воспитательной его программы. Впоследствии нам вменялось еще в обязанность при посещении квартир испытывать учеников в знании утренних и вечерних молитв» [49]. Не спасала и апелляция к проблемам со здоровьем: «В одно время, помнится, наблюдалось систематическое непосещение уроков по случаю зубной боли. Когда были единичные случаи этой болезни, о. Петр мало обращал на нее внимания, но когда она приняла эпидемический характер, он предпринял решительную с ней борьбу, не признавая зубной боли, как уважительной причины к отсутствию на уроках.

Ученикам, опускавшим уроки по этой причине, убавлялось и поведение. И удивительное дело: зубная боль у всех сразу же прекратилась. Квартирохозяевам, дававшим удостоверение о той или иной болезни воспитанников, веры и значения не придавалось. Таким образом воспитанникам были отрезаны все возможные случаи к непосещению уроков» [50]. Вот как выглядела эта же ситуация с другой стороны — приведем отрывок из повести И. Шадрина, учившегося в Вологодской семинарии при о. Петре: «Приемная больницы вдруг наполняется больными, и все чуть не из одного класса. У того голова болит, — у этого зубы, — у кого живот.

Фельдшер ходит, ухмыляется, хорошо уже по виду зная, какого сорта болезнь загнала сюда этих мучеников науки. Иногда и рассердится, закричит и даже погонит из приемной: «Идите, идите! Знаю, чем больны: врачу скажу…» — Филат Филатович [51] , что вы, голубчик, да у меня живот третий день болит! У тебя что?.. Да ты здоров… Лодыря корчишь… Я вот инспектору пожалуюсь… Как твоя фамилия?.. От уроков убежал?.. Но не думайте, чтобы он так сейчас и пришел в класс. Нет, он не дурак.

Он пойдет в ватерклозет и там сначала покурит, потом несмотря на всю гадость вонючей атмосферы, просидит до самого звонка, тревожно прислушиваясь к каждому звуку и чуть не по биению сердца высчитывая, долго ли до конца урока» [52]. Однако сама жизнь доказывала малый смысл запретительной политики. Даже там, где ревность инспекции побеждала в противостоянии с учащимися и они были вынуждены присутствовать на занятиях, эффективность обучения была небольшой. Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях митр. Вениамин Федченков , лучший ученик в своем классе Тамбовской семинарии: «Как и везде, предметы нас не интересовали, мы просто отбывали их, как повинность, чтобы идти дальше. Классические языки не любили, да они оказались бесполезными. Науки нас не обременяли, на экзаменах усиленно зубрили и сдавали. В академии же, куда поступали лишь первые, некоторые занимались уже самостоятельно любыми предметами, а многие слегка проходили ее академию , напрягаясь лишь во время экзаменов» [53].

Обратим внимание и на слова Илария Шадрина: ко времени написания повести он уже 6 лет отработал учителем в школе, что придает больший вес его педагогическим наблюдениям. Почти для всех они были лишь тяжелою повинностью, неизбежным злом, и только. Принудительный метод, наказания и угрозы, сухость предмета, неумение или нежелание сделать предмет интересным, обширность программы и в связи с этим тот фатальный страх за свое будущее в зависимости от такого или иного сорта годовых и экзаменационных отметок, все это способствовало равнодушию и даже отвращению ко всем предметам семинарской науки без исключения» [54]. Вместе с тем «успешная» запретительная педагогика порождала в учащихся ощущение тюрьмы и провоцировала бунты и прочие формы протеста, зачастую не имевшие видимых рациональных оснований. Как замечает американская исследовательница Л. Манчестер: «Отвращение, которое они испытывали по отношению к семинарскому режиму, само по себе было достаточной причиной для волнений» [55]. Семинарский журнал Протест учащихся принимал иногда неожиданную форму. В этом журнале личность и деятельность о.

Петра обрисовывалась в неприглядном виде. В номере, который у меня имеется, помещен, между прочим, акафист ему. Журнал издавался, кажется, не долго. Знал ли о. Петр о существовании этого журнала, сказать не могу» [56]. Осведомленность Никифора Александровича Ильинского связана с тем, что как раз в это время 1890—1891 гг. Приведем воспоминания сына В. Ильинского Б.

Инспекция, узнав об выпуске журнала, решила провести повальный обыск у учеников, о чем папе сказал его старший брат Никифор, работавший в то время помощником инспектора. Несмотря на принятые меры, у одного из учеников нашли выдержки из журнала, что вызвало переполох среди начальства. Все из учеников, у кого были экземпляры журнала, стали их жечь. Папе удалось сохранить экземпляр журнала, для этого он в течение месяца днем держал его за голенищем своего сапога, а на ночь прятал в тот же сапог под онучи» [57]. Об издании журнала упоминается и в отчете [58] о встрече выпускников Вологодской семинарии 1891 г. Любопытно, что большой отрывок упомянутого стиха про инспектора-фарисея находится в уже упоминавшейся повести И. Шадрина «Бурса» — несколько отличная версия этого поэтического опуса в журнальной версии той же повести «Жизнь семинариста», опубликованной в «Красном звоне» за 1908—1909 г. Об издании рукописного нелегального журнала у И.

По всей видимости это был другой журнал, но издаваться он начал приблизительно в это же время — как следует из сохранившегося дневника писателя вскоре после 29 сентября 1891 г. Редактором журнала был сам Шадрин, назывался он «Опыт», статьи писались силами четвертого класса. Увольнение В начале 1897 года о. Петр был неожиданно уволен. Ильинский так объясняет это событие. По причине отъезда нелюбимого учениками ректора архимандрита Василия [62] 6 декабря 1896 г. В описываемое время дежурным в казенном корпусе был молодой помощник инспектора [63] , довольно снисходительно относившийся к проступкам по части винопития. Ученики учли, конечно, снисходительность молодого члена инспекции к проступкам этого рода, и выпивших в этот день оказалось много.

Ужин прошел не благополучно. Но главное безобразие произошло в спальнях. У семинаристов сложилось убеждение, насколько, впрочем, имевшее фактическую достоверность, я не знаю, что среди учеников, живущих в казенном корпусе, есть шпионы, сообщавшие все, что касалось ученической жизни, инспектору. Вот с этими-то мнимыми или действительными шпионами часть учеников, к тому же подбодренных спиртными напитками, и решила в эту ночь разделаться» [64]. По всей видимости, «фактическая достоверность» наличия осведомителей тоже имелась. Даже по кратким упоминаниям Н. Ильинского мы видим, что инспектор был очень хорошо осведомлен, когда и где происходили ученические незаконные собрания. Кроме того, если бы доносчиков не было, Никифор Александрович высказался бы определенно отрицательно — едва ли это могло быть ему действительно неизвестно.

Здесь и в других местах мы видим лишь нежелание порядочного человека повторять те обвинения, доказательств которых у него не было. О методах привлечения к «сотрудничеству с инспекцией» говорится в повести И. Дальнейшие события описаны следующим образом: «Таких жертв намечено было, кажется, не менее двух-трех. Явившись в спальни, где против обыкновения, был полный мрак, и сняв с коек одеяло, несколько пьяных учеников подошли к намеченным жертвам и, набросив на них одеяла, стали бить их. Но двоим из побиваемых удалось выскользнуть и убежать. Остался один, который не только был избит, но в нескольких местах получил колотые раны. Ночью же этот избитый и раненый воспитанник был унесен в больницу. О происшедшем случае инспектор узнал только утром от фельдшера и тотчас же навестил избитого питомца, стараясь при этом разузнать от него все подробности ночного события и вместе убедить избитого открыть виновников преступления.

Но узнать ему ничего не удалось. Неудача ли инспектора в расследовании этого некрасивого и печального случая или какие другие причины побудили инспектора, в то время исправлявшего должность ректора, умолчать об этом происшествии и не донести своевременно Преосвященному Алексию [65] , а между тем Преосвященный 8 декабря посетил семинарию и, побывав на уроках, отправился в больницу. Несомненно, что он был уже осведомлен о случившемся 6 декабря ночном происшествии в спальнях и, направляясь в больницу, хотел лично убедиться в справедливости сообщенного ему со стороны известия. Повидав избитого, еп. Алексий уехал из больницы крайне расстроенный, выразив о. Петру свое негодование как по поводу происшедшего события, так и потому что инспектор скрыл от него об этом происшествии даже и теперь, когда Преосвященный явился в семинарию. В то время никто и не предполагал, что этот случай послужит поводом к увольнению инспектора из нашей семинарии» [66]. В сохранившихся документах из архива Святейшего Синода об увольнении о.

Отношение к инспектору администрации и преподавательской корпорации В записях преподавателя Вологодской семинарии И. Суворова [68] имеется сообщение: «22 января 1897 среда. Инспектор Успенский внезапу уехал в СПбург. Евл[ампий] Бурцев [69] — исп[олняет] д[олжность]» [70]. Как раз в это время проходили заседания Синода, и 29 января 1897 г. Успенского преподавателем литургики и гомилетики в Тамбовскую семинарию [71]. Петра было тем более неожиданно, что в отчете ревизора Нечаева он получил самый одобрительный отзыв. Правда, недовольство о.

Петром, как инспектором, было общее. Городское духовенство относилось к инспекторской деятельности о. Петра не только отрицательно, но, пожалуй, враждебно. В семинарии некоторые преподаватели открыто выражали свое негодование по поводу поступков близких к инспектору лиц, вмешивавшихся не в свое дело» [72]. Кто подразумевается здесь под «близкими к инспектору лицами», не вполне ясно. Единственный упрек такого рода, который доносит семинарское предание, отраженное в «Бурсе» И. Шадрина см. Петра Елизаветы Александровны.

Внезапное увольнение было омрачено и несостоявшимися проводами. Петр стал готовиться к отъезду на место своего нового служения в Тамбов, то возник вопрос о его проводах. Обычай провожать отъезжающих членов корпорации к этому времени в нашей семинарии достаточно укоренился. Одних провожали более торжественно, других более скромно. Такое разнообразие в проводах зависело как от того, насколько была продолжительна служба провожаемого лица, так и от того, насколько провожаемый пользовался симпатиями. Петр Иванович состоял на службе в семинарии почти 13 лет. Естественно поэтому было ожидать, что в его проводах примут все живое участие. Но вышло то, чего не ожидали.

Некоторые преподаватели решительно отказались принять участие в проводах о. Произошел раскол. Проводы не состоялись, и о. Петр уехал из Вологодской семинарии, на служение которой он отдал лучшие годы своей жизни, с чувством не только разочарования, но и горькой обиды» [73]. О разногласиях вокруг воспитательной деятельности инспектора о. Успенского был осведомлен и ревизовавший семинарию П. Он отмечал в отчете за 1894 г. Лебедевым, «излишне снисходительным» по отношению к ученикам, так что «инспектор семинарии, при обсуждении в Правлении некоторых ученических проступков, оказывается одиноким в подаче своего мнения» [74].

Затем в отчете 1902 г. Лебедевым и инспектором о. Успенским был почти постоянный разлад во взглядах на ученические проступки. Первый всегда стоял за снисходительность, второй требовал соблюдения строгого порядка. Лебедев поэтому пользовался расположением учеников, а о. Успенского недолюбливали» [75]. Преподаватель Вологодской семинарии, а затем многолетний смотритель Вологодского духовного училища В. Лебедев вспоминал: «Инспектор Успенский очень ревностно исполнял свои обязанности, но ученики почему-то недолюбливали его и после одной неприятной истории ученики побили одного семинариста, подозревая в шпионстве инспектору по донесению Еп.

Алексея он был переведен на должность преподавателя в Тамбовскую семинарию» [76]. Общий вывод Никифора Александровича таков: «Со многими питомцами из времени инспекторства о. Успенского мне приходилось встречаться впоследствии. Более или менее, за весьма немногими исключениями, отзывались они об о. Петре как воспитателе благожелательно. Только когда вопрос касался табакуров, они с чувством обиды и осуждения отзывались о нем. Лично во мне о. Петр оставил хорошие воспоминания.

Это был труженик, каких редко приходится встречать в жизни. В частной жизни он отличался гостеприимством, радушием и приветливостью» [77]. Итак, большинство педагогов и учащихся воспринимали деятельность о. Петра благожелательно, хотя напряжение, вызываемое мелочностью и придирчивостью инспектора, постепенно накапливалось и в административных кругах, и среди городского духовенства. Отзывы Н. Ильинского, не уклоняющегося и от критических замечаний, следует признать объективными. Были, однако, и преподаватели, резко отрицательно относившиеся к инспектору о. Петру, были и ученики, сохранившие обиду и разочарование.

Давая слово последним, мы хотели бы тем самым придать портрету о. Петра большую рельефность. Казалось, он нарочно поставлен был для того, чтобы вытравить последнее религиозное чувство в своих учениках» [78] , — писал в 1922 г. Резкую реплику о. Тихона вряд ли можно объяснить лишь желанием обновленцев очернить все старые порядки. Созвучные мысли о жизни Вологодской духовной семинарии конца XIX в. Шадрин окончил Вологодскую семинарию в 1894 г. Соответствие повести историческому материалу мы обсуждаем в статье «Повесть И.

Инспектор семинарии занимал значительное место в жизни учащихся. Приведем несколько зарисовок из повести «Бурса» с участием о. Петра Успенского. И действительно, было что-то в о. Петр описывается здесь в конце своего инспекторства, ср. Ильинского, видимо не согласующееся с описанием И. Шадрина в части полноты. То, что под именем Плакиды в «Бурсе» подразумевается именно о.

Петр, явно подтверждается дневниковой записью Илария Шадрина «о. Кто забывал это сделать, того он вызывал и делал внушение. Ученик стоял и злился, проклиная в душе Плакиду и не имея ничего сказать в оправдание. Ученик уходил, чувствуя на себе тяжелый взгляд инспектора, от которого долго потом не мог отделаться» [82]. Здесь перед нами взгляд далекий от объективности, со стороны «юнца невыдержанного, с характером неуравновешенным», которых инспектор так раздражал. Какой вы строптивый — ах, какой строптивый! Последнее время, можно сказать, последние часы, доживаете в семинарии, и не могли утерпеть. Ах, какой строптивый!

Вот через несколько дней вы уйдете от нас, будете свободны, так я еще раз предупреждаю вас — не будьте строптивы, будьте почтительны и скромны! Вы неисправимы. Несмотря на всю субъективность описания, мы не можем отказать И. Шадрину в литературном таланте.

Вятские епархиальные ведомости читать. Ведомости 1891 года.

Епархиальные ведомости. Новгородские епархиальные ведомости. Саратовские епархиальные ведомости. Ярославские губернские ведомости 1831. Газета губернские ведомости Ярославль. Ярославские губернские ведомости Ушинский.

Ярославские газеты 19 века.

Значение ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Стадницкий впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в 1904-1905 гг. Редакторами в Е. Ермоген Долганёв; впосл. Фаддей Успенский; впосл. Анастасий Грибановский; впосл.

Мефодий Краснопёров; впосл. Иоанн Поммер; впосл. Лаврентий Князев; впосл. Вениамин Федченков; впосл. Серафим Остроумов; впосл.

Значительный вклад в издание Е. Суворов «Вологодские ЕВ» в 1865-1896 , Н. Корсунский и М. Троицкий «Ярославские ЕВ» в 1871-1898 и 1903-1915 , прот. Летницкий «Астраханские епархиальные ведомости» в 1896-1918 , Н.

Малицкий «Владимирские ЕВ» в 1903-1919. Московские епархиальные ведомости. Злободневные полемические заметки, др. Для мн. Подписка на издание была обязательной для всех приходов епархии, в зависимости от их числа тираж Е.

Если в епархии еще не было своих Е. Если в издающей Е. С революционными потрясениями 1905-1907 гг. Так появились «Саратовский духовный вестник» сент. В 1915 г.

Ссылка на сканы 337 выпусков "Вестника Грузинского экзархата" за 1891-1917 годы. Хеладзе, 1891-1906. Николай, за ред. Хелидзе, арх. Покровский Донская епархия. Новочеркасск, 1869—1917 466 Екатеринбургская епархия. Екатеринбург, 1886—1917 554 Екатеринославская епархия. Екатеринослав, 1872—1917 7236 Енисейская епархия. Красноярск, 1884—1906 ; 1908—1919 705 Забайкальская епархия. Чита, 1900—1919 777 Казанская епархия.

Казань, 1867—1918 2401 Иркутская епархия. Иркутск, 1863—1919 484 Кавказская епархия. Ставрополь, 1873—1886 8054 Калужская епархия. Калуга, 1862—1907 4714 Камчатская епархия. Благовещенск, 1894—1899 5018 Киевская епархия. Киев, 1861—1918 4585 Кишиневская епархия. Кишинев, 1867—1917 3738 Костромская епархия. Кострома, 1885—1917 1290 Курская епархия. Курск, 1871—1918 4866 Литовская епархия. Вильна, 1863—1916 10731 Минская епархия.

Имелось церковно-приходское попечительство. В 1914 году население составляло 2392 человек мужчин — 1195, женщин — 1197. Земли было 3265 десятин. В 1917 году в селе проживало 2461 человек. Трудной и долгой была борьба за власть Советов. Бродили страсти и в небольших сёлах Новое и Старое Грязное. До июля 1918 года власть в сёлах принадлежала волостному Совету. В августе 1918 года под влиянием эсеров жители сёл выступили против отряда рабочих из города Козлова, которые собирали хлеб.

Мятеж был подавлен. В его разгроме активное участие приняли местные жители - большевики Михаил Максимович Успенский и Ульян Фёдорович Шашлов. Два села собрались на сход и избрали Грязновский волостной комитет бедноты. Военным комиссаром был избран Ульян Фёдорович Шашлов. На их долю выпала тяжёлая борьба за укрепление советской власти в селе. В округе высший накал борьбы относиться к августу 1920 года. В селе Отъяссы действовала банда антоновцев под предводительством Меркулова, а в селе Вирятино - банда Жирякова. Киреев поставил перед собой цель - ликвидировать всех членов комбеда.

В апреле 1921 года был убит первый председатель Грязновского сельсовета М. Успенский бандой Меркулова. После убийства Успенского бандиты ринулись разыскивать остальных членов комбеда. Пономарёв скрылся в церкви, где шло богослужение. Присутствующие там жители не дали его на расправу бандитам. После этого бандиты учинили погром в доме комиссара Шашлова, подвергнув мучительной пытке его жену и детей.

Иннокентия, стали издаваться «Ярославские епархиальные ведомости», на 2,5 месяца опередившие «Херсонские ЕВ». Большинство епархиальных журналов назывались Е. С 1861 г. Новгороде, с 1865 г. Ставропольские епархиальные ведомости. В 1913-1917 гг. Салми, Карелия и Выборге ж. Хроника церковной жизни обеих столиц печаталась на страницах общецерковных журналов, тематика и распространение к-рых не ограничивались пределами епархии. Так, сведения по Новгородско-С. Прототипом Е. С 1845 г. Архангельск, 1889. Инициаторами или попечителями издания мн. Так, свт. Феофан Затворник был инициатором издания и одним из авторов «Тамбовских епархиальных ведомостей» и «Владимирских епархиальных ведомостей». Они имели приложения, важные статьи часто издавались отдельными оттисками. Иногда Е. Если в пределах епархии выходил академический или семинарский богословский журнал, Е. В офиц. Большой интерес для местной церковной истории и генеалогии духовного сословия представляют печатавшиеся здесь списки служащих по духовному ведомству, сообщения о переменах по службе рукоположениях, назначениях, перемещениях, смертях , наградах и производстве в чины, взносах в эмеритальные кассы и выдаче пособий из них, разрядные списки выпускников и учащихся духовных семинарий и уч-щ, расписания экзаменов, списки вакантных мест для клириков и причетников иногда включая просфорниц , расписания проповедей в кафедральном соборе иногда и в храмах уездных городов. В некоторых Е. Эти и подобные им документы в некоторых журналах могли печататься и в неофиц. Печатались обзоры духовной и светской лит-ры, юбилейные статьи о рус. Тематические предпочтения, количество переводных статей печатались переводы творений св. Наибольший интерес для исследователя представляют постоянно печатавшиеся в неофиц. В нек-рых епархиях активно велась работа по разбору и описанию церковных архивов, для чего были созданы специальные ученые об-ва напр.

Тамбовские епархиальные вести, № 5, 2008

Одним из серьезных дореволюционных изданий были «Тамбовские епархиальные ведомости» (ТЕВ), которые издавались с 1861 года благодаря епископу Феофану (Говорову; Затворнику Вышенскому). Тамбовские епархиальные ведомости.1895, №34. Из поездки по епархии Преосвященнейшего Александра, Епископа Тамбовского. Тамбовские епархиальные ведомости. Со времени учреждения епархии и до 1917 г. на Тамбовской кафедре побывало 24 епископа.

Епархии журнал

Тамбовские епархиальные ведомости 1905 — Bitbucket В 1861-1872 г.г. часть неофиц. имеет заглавие: "Прибавление к Тамбовским епархиальным ведомостям" и отд. тит. л. к каждому году.
Тамбовские епархиальные ведомости, № 8, 2009 Тамбова День Крещения Руси Восстановление Знаменского храма в р.п. Знаменка День памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона День памяти святителя Питирима Из жизни Мичуринской и Уваровской епархий Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий.
Тамбовские епархиальные ведомости - фото сборник А вот при епископе Феофане было заложено здание Тамбовского Епархиального женского училища (1863 г.) и начали издаваться Тамбовские епархиальные ведомости (1861 г.) Еще один владыка, который не так долго пробыл на Тамбовской кафедре епископ Палладий (Раев).
Статьи (Православная Жизнь) ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ. «ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ», периодическое издание, основано святителем Феофаном Затворником в бытность его епископом Тамбовским и Шацким в 1861.

Тамбовские епархиальные ведомости - именной список

«Тамбовские Епархиальные Ведомости» стали выходить в свет с 1-го июля 1861 года двумя книжками в месяц, причем каждая книжка разделялась на две части: 1-я составляла «официальную часть» и 2-я «прибавление к Тамбовским Епархиальным Ведомостям». ВЛАДИВОСТОКСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ «Владивостокские епархиальные ведомости», выходили в 1903-1917 гг. 2 раза в месяц. В галере выдающихся он — первый. Тамбовские вузы, тамбовские новости, тамбовские волки, тамбовские епархиальные ведомости архив. Одним из серьезных дореволюционных изданий были «Тамбовские епархиальные ведомости» (ТЕВ), которые издавались с 1861 года благодаря епископу Феофану (Говорову; Затворнику Вышенскому). В галере выдающихся он — первый. Тамбовские вузы, тамбовские новости, тамбовские волки, тамбовские епархиальные ведомости архив.

ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ

один из великих двунадесятых цер-ковных праздников - отмечается 15 августа по старому стилю, 28 августа по-новому. Отдельной строкой, именно как исторический источник, я бы отметил Тамбовские епархиальные ведомости, которые издавались с 1861 г. по 1918 г. сначала 2 раза в месяц, затем еженедельно. Протоиерей Петр Успенский — преподаватель и многолетний инспектор Вологодской семинарии, член Тамбовской духовной консистории, цензор «Тамбовских епархиальных ведомостей», настоятель тамбовских храмов. Тамбовская губерния между двумя революциями: февраль 1917 г. – март 1918 г. Тамбовская епархия в период с 1937 по 1941 гг. официально считалась ликвидированной, т.к. епископы на Тамбовскую кафедру не назначались. Немногочисленные её приходы должны были подчиняться непо-средственно митрополиту Сергию (Страгородскому).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий