Новости что значит соборовать

Для того чтобы понять, что такое соборование и как оно проводится, следует также разобраться с вопросом о том, кто может пройти этот ритуал. Соборование или Елеосвящение, — одно из семи таинств Православной Церкви. Елеосвяще́ние, также собо́рование — одно из семи таинств Православной и Католической церквей, заключающееся в помазании тела освящённым елеем (отсюда и название таинства). Как и когда проводится в храмах Соборование, как к нему подготовиться, нужно ли исповедоваться, и держать пост, и другие ответы на вопросы.

Таинство Соборования на дому: для чего, когда и как совершается чин

Если оно искреннее, человек получает прощение. Но если он знает за собой какой-либо грех, особенно смертный, как, например, аборт, клятвопреступление, участие в ереси, расколе, и его не исповедует, а надеется, что на Соборовании этот грех ему будет прощён, он заблуждается. Елеосвящение не заменяет Исповедь. Церковь верит в то, что на Соборовании прощаются грехи, которые человек забыл по своей немощи: кого-то мы обидели, где-то возгордились, кому-то сказали плохое слово, а потом забыли об этом… Сознательно скрытые грехи таким образом проститься не могут. Таинство Соборования ни в коем случае не заменяет собой Исповедь.

Соборуют ли детей? Дети семи лет и старше, беременные женщины могут приступать к таинству Елеосвящения. Соборование — духовное лекарство для человека. Условие для получения это лекарства одно: в душе человека должна быть вера, что Христос с тобой, что Он поможет, войдёт в твою жизнь.

Церковь считает, что ребёнок до семи лет безгрешен, по той причине, что он не может осознавать своих грехов, а значит, делать их сознательно. По сути своей, он ангел. В таинстве же Соборования прощаются грехи, которые могли стать причиной болезни. Грех и болезнь — вещи связанные.

Грех искажает природу человека, соответственно, начинает болеть и тело. Церковь не отделяет грех от болезни. Когда человек приходит с просьбой помолиться о его исцелении, безусловно, это подразумевает и очищение от греха. Поэтому таинство Елеосвящения самым маленьким детям не нужно: на них нет грехов, соответственно, им и прощать нечего.

Ведь и к Причастию они приступают без исповеди. Однако если вдруг маленький ребёнок соборовался, ничего страшного или греховного не произошло. Как часто прибегать к таинству? Если нет острой необходимости — человек не болеет каким-то тяжким недугом — христианин соборуется один раз в год во время Великого поста.

Это таинство совершается во всех храмах. Если человек болеет и ощущает потребность в молитве, он может в любое время прибегнуть к Соборованию. Больной человек может прибегать к таинству любое количество раз. По поводу того, можно ли собороваться дважды во время одного и того же недуга, однозначного мнения в Церкви нет.

Одни священники говорят, что этого делать нельзя, другие — что таких указаний нигде нет. Соборование — это молитва об исцелении. К молитве человек может прибегать любое количество раз. В Послании апостола Иакова написано только: болен ли кто из вас.

Я всё-таки склоняюсь к мнению, что собороваться несколько раз во время одной и той же болезни можно. Канонических указаний об этом нет. В Греции Соборование совершается один раз в год — в четверг или субботу Страстной седмицы. Так было и у нас с XVI века и до 1990-х годов.

Такое общее Соборование считалось символом завершения покаянного подвига Великого поста и совершалось в знак прощения грехов. К нему допускались все желающие, неважно — болели они чем-то или нет. Поначалу на общем Соборовании помазывали один раз, а не семь. Так до сих пор делают в Греции.

Этим оно отличалось от таинства, совершаемого над больными на дому. В 1990-е годы в Русской Православной Церкви появилась традиция соборовать в храмах не с одним, а с семью помазаниями, так же, как больных, а ввиду большого числа желающих совершать таинство не один раз за весь Великий пост, а чаще. Ещё позднее в некоторых приходах возник обычай соборовать в храмах и в другие посты, и даже вне поста. Каждый христианин, не страдающий от тяжёлого телесного недуга, может приступить к Соборованию только один раз в год — ради исцеления своих духовных болезней.

Соборование и Причастие Бывает так, что таинство Соборования совершается в храме после литургии, и люди сперва приступают к Причастию, а потом к этому таинству. Однако мы знаем, что Тело и Кровь Христовы смывают все прегрешения, человек становится безгрешен.

И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» Мф.

При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» Иак. Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, — это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» Иак 5, 15. Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал.

Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» Мф. Кто выздоравливает после Таинства Елеосвящения и почему? Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах.

Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает. Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его. Господь…» Иак 5, 15. Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» Лк.

И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в Елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам по себе, а от того, что Господь помог ему. Правда, не все соборованные выздоравливают. Иные из них и умирают. Но от этого нельзя еще говорить и думать, что соборование не помогает больному. О том, какое облегчение в предсмертных страданиях может последовать за совершением сего Таинства, свидетельствует случай, описанный сельским священником Брояковским.

Одну его благочестивую прихожанку Параскеву, шедшую в день святой великомученицы Варвары рано утром на службу, в нескольких шагах от храма укусила бешеная собака, нанесши большую рану на щеке. Искусанная немедленно была доставлена к знахарке в соседнее село. Священник, узнавший о происшедшем только через несколько дней, имел намерение отослать пострадавшую на бактериологическую станцию. Но ее родные воспротивились этому, успокоенные тем, что рана зажила и больная чувствует себя хорошо. И действительно, уже 19 декабря она говела в своей церкви, правда, выглядела слишком угрюмою.

А через пять дней к священнику явился сын потерпевшей и заявил, что мать его почувствовала себя плохо и просит немедленно прибыть и «обмасловать» ее. Ранним утром следующего дня священник застал больную лежащей на печке и что-то несвязно бормочущей. В ожидании церковного старосты он узнал, что у больной, несомненно, бешенство или иначе — водобоязнь. Четыре дня, как она отказалась от вкушения пищи, а в особенности воды, и страшно боялась холода, вследствие чего и находилась все время на печке. Во время священнодействия больная сидела на лавке.

Взор ее был диким и блуждающим, так что она не могла сосредоточиться на одном предмете и вела себя крайне беспокойно: то произносила какие-то невнятные слова, то вдруг, совершенно сознательно и отчетливо выговаривала « слова молитвы, очень часто совершала крестное знамение в особенном возбуждении, порывисто и истово. По временам она бросала недружелюбные взгляды на своих родных, причем в это время раздавался страшный скрежет зубов.

Всё в руках Божиих.

Мы не знаем Его тайн. Мы молимся об исцелении этого человека, но бывает как физическое исцеление, так и исцеление души. Человек соборовался, ему простились грехи и он получил исцеление прежде всего духовное — то, к чему мы все стремимся.

Расписываться здесь за Бога и думать, что после таинства обязательно наступает смерть или, наоборот, выздоровление, конечно, неправильно. Только Господь распоряжается жизнью человека. Только Бог знает, что для него лучше.

Часто Господь продлевает время жизни человека для того, чтобы тот мог причаститься, исповедаться, собороваться. Когда человек исполняет всё до конца, что должен сделать, его душа с миром уходит к Богу. Всё это находится сугубо в руках Божиих, и мы, конечно, не знаем всего Промысла Божия о каждом человеке.

Соборование для здоровых телом Как я уже сказал выше, это таинство предназначено для врачевания. При этом не надо забывать, что у каждого человека есть недуги как физического плана, так и духовного. Если человек ощущает в себе духовный недуг, чувствует, что ему плохо, и хочет, чтобы о нём помолились, он, конечно, может прибегнуть к Соборованию.

Однако не надо воспринимать таинство как некий магический ритуал: сейчас надо мной что-то прочтут и я обязательно стану здоров. По сути, таинство Соборования — это примирение с Богом и Церковью. Прежде всего, это молитва о болящем человеке, а не какой-то оберег.

В этой молитве человек сам должен принимать непосредственное участие, не просто стоять истуканом и думать: вот сейчас меня пособоруют, и всё, я здоров и пойду дальше жить, как я жил раньше. Соборование — не церковный обряд, а одно из семи таинств, то есть это момент, когда совершается тайна, когда Дух Святой невидимо даёт Свои дары через помазание человека освящённым елеем. Расценивать таинство как магический ритуал ни в коем случае нельзя.

В Послании святого апостола Иакова сказано: молитва веры исцелит болящего. Если молишься и веруешь , тогда ты получаешь исцеление. Если же ты прибегаешь к таинству просто как к ритуалу, помощи Божией ждать не стоит.

Таинство прощения грехов Ошибочно утверждение, что таинство Соборования заменяет Исповедь, как и мнение, что в нём прощаются только забытые грехи. Исповедь и Соборование — два разных таинства. Во время Исповеди человек осознанно кается в своих грехах.

Он несёт о них покаяние. Если оно искреннее, человек получает прощение. Но если он знает за собой какой-либо грех, особенно смертный, как, например, аборт, клятвопреступление, участие в ереси, расколе, и его не исповедует, а надеется, что на Соборовании этот грех ему будет прощён, он заблуждается.

Елеосвящение не заменяет Исповедь. Церковь верит в то, что на Соборовании прощаются грехи, которые человек забыл по своей немощи: кого-то мы обидели, где-то возгордились, кому-то сказали плохое слово, а потом забыли об этом… Сознательно скрытые грехи таким образом проститься не могут. Таинство Соборования ни в коем случае не заменяет собой Исповедь.

Соборуют ли детей? Дети семи лет и старше, беременные женщины могут приступать к таинству Елеосвящения. Соборование — духовное лекарство для человека.

Условие для получения это лекарства одно: в душе человека должна быть вера, что Христос с тобой, что Он поможет, войдёт в твою жизнь. Церковь считает, что ребёнок до семи лет безгрешен, по той причине, что он не может осознавать своих грехов, а значит, делать их сознательно. По сути своей, он ангел.

В таинстве же Соборования прощаются грехи, которые могли стать причиной болезни. Грех и болезнь — вещи связанные. Грех искажает природу человека, соответственно, начинает болеть и тело.

Церковь не отделяет грех от болезни. Когда человек приходит с просьбой помолиться о его исцелении, безусловно, это подразумевает и очищение от греха. Поэтому таинство Елеосвящения самым маленьким детям не нужно: на них нет грехов, соответственно, им и прощать нечего.

В пакет насыплют освященное зерно пшеницу, пшено или рис. Над маслом и зерном во время чина читается специальная молитва. Зерна символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения. А масло служит знаком благодати исцеления. Маслом можно дома помазываться. А зерно можно добавить в кашу и употреблять потихоньку во время поста. Как правило, в храмах ставят скамьи, чтобы можно было присесть в определенные моменты соборования. Но на всякий случай можно взять с собой складной стул.

Возьмите бумажный листок — вставьте в него свечку, чтобы она не капала и вы не испачкали воском окружающих. Надо только купить свечку, которую вы будете зажигать во время чтения Евангелия. В храмах я видела цену на соборование от 100 до 500 рублей. Иногда предлагают сделать пожертвование — кто сколько может. В небольших храмах, может быть, час, в крупных, когда пришло много желающих собороваться, — до 3 часов. Как правило, один реже два раза в неделю.

Как объясняется название?

  • Сообщить об опечатке
  • Как соборуют сегодня
  • Что такое Соборование? |
  • Таинство Елеосвящения — По ком звонит колокол
  • О соборовании
  • Что такое Соборование в церкви и как он проходит

Таинство Соборования

Сорокоуст церковное — ежедневное молитвенное поминовение в течение сорока дней в Русской Православной Церкви. Посолонь это движение совершаемое по часовой стрелке. Противосолонь это движение совершаемое против часовой стрелки.

Для этого нет оснований, ведь целью помазания является исцеление болящего, а не напутственные молитвы перед смертью. Часто священник, вызванный к лежащему на смертном одре, совершал сразу три таинства — одно за другим, ведь нередко умирающий уже не мог исповедоваться.

Такое Елееосвящение освобождало его от тяжести тех грехов, в которых он очень хотел, но не успел покаяться. Веществом для чинопоследования было только оливковое масло, но оно было слишком дорогим, да и в отдаленных деревнях России его было не найти. Тогда его стали заменять растительным маслом. Но эта замена считается искажением церковной традиции.

Еще одна сложность при стечении большого количества людей: священник не успевает прочесть имена всех пришедших, поэтому многие века запрещалось помазать здоровых людей. До революции диаконам выдавались грамоты, где говорилось, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека». Здоровый человек должен сам прийти на исповедь, а потом причаститься. Да и молитва, которая произносится при возложении Евангелия на голову больного в который раз подтверждает, что Соборование — это способ воссоединения с Церковью отпавших от нее не по своей воле, а из-за болезни.

Известно, что с IV века Елеосвящение стали проводить не только в доме у больного, но и в храме. Тяжелобольного человека приносили в храм на носилках. Многие люди получали исцеление, ведь за него молились сразу много людей. Проходить ли Соборование здоровому человеку?

Великим постом все верующие стараются собороваться, а потом исповедаться если до этого не исповедались и причаститься. Когда проводится помазание? Рождественским или Великим постом. Соборование — одно из семи Таинств в православии, которое совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл.

Прощаются только забытые грехи, а не специально утаенные. Совершается семикратное помазывание некоторых частей тела верующего освященным елеем. Над верующим читается молитвы Апостола и Евангелия. Безусловно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями надо.

Как часто? Бытует мнение, что в течение одного заболевания можно пройти Елеосвящение только 1 раз. Но оно не нашло серьезных оснований. Так могут ли здоровые люди принимать таинство Соборования?

Если есть желание, то это не запрещается. Но это не обязательно, тем более несколько раз. Если появился какой-то сильный недуг, то можно несколько раз в течение года. Соборовать детей до 7 лет можно, если они тяжело больны.

Именно об этом частном случае пойдет речь далее. Зачем проводить соборование, если на исповеди отпускают все грехи? Многие спрашивают, зачем нужен дополнительный ритуал, ведь умирающий кается во всех своих прегрешениях и получает отпущение. Церковь объясняет это так.

Обычно люди помнят крупные свои проступки, совершенные умышленно. Но согрешить можно и без злого умысла, однако от ответственности перед Господом это не избавляет. Чтобы эти мелкие, совершенные по незнанию грехи не очерняли душу, проводится соборование. Что такое елей и почему «соборование»?

Елеем в христианстве называют освященное оливковое масло. При совершении Таинств, например, Крещения или Евхаристии, служитель церкви освящает какой-либо физический объект, и таким образом он приобретает частичку Божественной Благодати: при крещении верующие должны погрузиться в святую воду, а во время причастия обычное вино становится Кровью Христовой. Соборование предполагает освящение масла, которое наносят на кожу человека. Но почему обряд так называется?

Движение, совершаемое во время крестного хода, относится не к догматической или канонической части Православия, а к его обрядовой стороне. Спор о направлении движения во время крестного хода возникал дважды... Исповедь подразумевает раскаяние и решение в дальнейшем стараться не допускать греха.

БОЛЬНОМУ СОБОРОВАТЬСЯ НЕЛЬЗЯ – СРАЗУ УМРЁТ?

Да, на Соборовании прощаются грехи, но лишь те, которые послужили причиной болезни. Ведь, как известно, все корни заболевания лежат во грехах. Как проходит Соборование Обычно Соборование совершается в пост, так как это — благоприятное время для покаяния, очищения души и тела. В таких случаях его совершают в храме, где собираются к указанному времени народ. Если Таинство совершается над тяжело больным, то, естественно, его проводят на дому. К больному вызывается священник и совершает чин Елеопомазания. Если человек на грани смерти, то чин совершается укороченный, для того, чтобы успеть помазать освященным маслом его еще живого. В таком случае совершается помазание всего один раз.

День Соборования В храме люди, желающие принять Таинство Елеопомазания, заранее сообщают свои имена и выстраиваются в ряд для удобства помазания. Принято заранее приносить крупу, масло растительное, свечи и т.

Благодатные действия Таинства елеосвящения Елеосвящение есть Таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем маслом , призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Цель Елеосвящения — исцеление и прощение грехов, но в глубине его лежит Христова молитва об исполнении воли Божьей. Через это Таинство страдания больного освящаются и соединяются со страданиями Христа. Освящение телесных ран даёт больному духовную силу, чтобы немощи его были не в смерть, но в вечное спасение. Это Таинство ведет свое начало от апостолов.

Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они «многих больных мазали маслом и исцеляли» Марк. Таинство Елеосвящения Молитвомаслия еще называется Соборованием, потому что для совершения его собирается семь священников, чем показывается, что забота о больных и сострадание есть дело всей Церкви. Число семь есть символический знак Церкви и её полноты, хотя по нужде может соборовать и один священник, совершающий Таинство силой всей Церкви, которой он есть служитель, ибо вся власть Церкви содержится в одном священнике. О принимающем Елеосвящение сказано: и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему. Из этих слов ясно, что плодами этого Таинства являются — восстановление сил больного и отпущение грехов ему, так как большинство болезней является следствием греха, а сам грех есть болезнь духа. Многие учители Церкви поясняют, что в Таинстве Елеосвящения отпускаются преимущественно забытые грехи. Освященный благодатью елей сообщает больному силу бороться с болезнью, преодолевать страдания телесные и сохранять покой души.

Вот почему с верой и благоговением принимающие елеосвящение больные, даже и тогда, когда состояние их безнадежно, чувствуют успокоение в душе и облегчение телесное.

Другие стараются собороваться как можно чаще. По существующей в Русской Православной Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год, обычно во время Великого Поста, приходят в храм для совершения над ними Таинства Елеосвящения. Если человек болен, он может собороваться чаще.

Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. В христианстве страдание душевное признается тоже болезнью. К соборованию могут прибегать те, кто страдает духом от смерти близких, от горя, чтобы собраться с силами и не отчаиваться. Вопрос: Можно ли соборовать детей?

Ответ: Таинство соборования не совершается над детьми, младше 7 лет, поэтому участие в таинстве Вашего ребенка лучше отложить до достижения им этого возраста. Самым лучшим целительным средством для младенца является возможно более частое причащение. Если ребенок уже в сознательном возрасте, готов выслушать объяснения и понять, для чего нужно собороваться, тогда почему бы и нет. Только смотрите сами, чтобы вам не пришлось постоянно отвлекаться от молитвы, и делать вашему малышу замечание, что он плохо себя ведет.

Поэтому совершать это таинство желательно не при явно приближающемся исходе человека, но во время болезни, с верой, что дни болящего будут продлены для исправления. Вот что говорит св. И молитва веры исцелит болящего, и воздвигнет его Господь; и если сотворил грехи, отпустятся ему Иак. Однако ошибочно думать, что соборование даже на смертном одре может заменить покаяние. Святитель Арсений Уральский пишет, что соборование может быть «навершением» покаяния, избавляя от забытых и неосознанных прегрешений, но скрывать грехи в надежде на сие таинство — значит совершать лукавство.

Святитель Арсений, епископ Уральско-Оренбургский Следует сказать, что если больному случится преставиться ко Господу во время совершения елеосвящения, то таинство следует прекратить. Если человек умрет спустя некоторое время после соборования, то оставшееся освященное масло принято возлить на его тело при погребении. В случае предсмертного соборования это таинство совершается в доме или келье болящего. Некоторые старообрядческие священники соборуют лишь на дому. Также существует старинная практика, когда долго и тяжко болящих соборуют три раза в течение трёх месяцев, после чего они либо исцеляются, либо отходят ко Господу.

Православный мир: что такое Соборование в церкви

совершают вместе, соборно. – Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. «А я начала по-настоящему воцерковляться после соборования вместе с 4-хлетним племянником мужа (с букетом болячек, инвалидом)– батюшка сказал, что не будет соборовать ребенка отдельно. Собороваться означает принять участие в таинстве соборования. Для чего люди соборуются и почему считается, что это таинство нужно совершать только над умирающими? Как и когда совершается соборование, кто может собороваться, как готовиться к таинству.

Соборование

Священник в ней молится, чтобы Бог принял больного, «кающагося о своих си согрешениих». В сакраментальном отношении здесь священник опять свидетельствует об имевшем место покаянии человека. Кроме того, в самом конце Соборования, после отпуста, приступившие к таинству троекратно испрашивают у священников прощение грехов: «Благословите отцы святи…». Святитель Симеон Солунский сообщает, что этот обряд испрашивания прощения есть форма утверждения прощения, ранее уже полученного в покаянии [22]. Если всё-таки говорить о том, что в Елеосвящении прощаются «забытые» грехи, то это могут быть только грехи, о которых человек не знал или забыл во время исповеди.

Если же Елеосвящение не предваряет исповедь, то эти рассуждения теряют свою логику. Как пишет протоиерей Михаил Архангельский: «В покаянии подается отпущение всех исповеданных грехов, а в Елеосвящении, дополнительно, отпускаются и такие нравственные недуги, которые, по ненамеренности и т. Поэтому: «Елеосвящение, в отношении к отпущению грехов, может быть названо таинством дополнительным» [24]. В ситуации с общим Соборованием здоровых людей, как уже указывалось выше, на первое место выходит факультативное значение Елеосвящения как таинства отпущения грехов.

Святитель Симеон Солунский, описывая обстоятельства допуска к Елеосвящению здоровых людей, приносивших покаяние, однозначно представлял помазание елеем как акт, венчавший их покаянный труд. Красносельцев об этом писал: «Обряд освящения и помазания, совершённый при указанных условиях, не мог быть ничем иным, как только обрядом, дополнявшим торжественную обстановку воссоединения публично каявшихся и имевшим простой историко-символический смысл здесь имеется в виду пример евангельской блудницы, получившей прощение грехов после помазания елеем ног Спасителя. Да и само время совершения общего Соборования в конце Великого поста, на Страстной седмице, показывает, что оно рассматривалось как акт окончания покаяния. Подвиг покаяния в течение Великого поста неизбежно оказывается состоящим из соблюдения поста и исповеди.

При таком «покаянно-подвижническом» понимании возможность участия в Соборовании здоровых людей — это всегда выход на «финишную прямую» покаяния, но никак не его начало. Однако сегодня на общее Соборование приходят в немалом количестве люди, которых редко видно или вообще нет в церкви, которые, может быть, даже и не начинали этот подвиг покаяния. Наличие нераскаянных тяжелых грехов, препятствующих человеку участвовать в Соборовании. Выявить их как раз и должна исповедь перед Соборованием, которая «необходима потому, чтобы не преподать таинства тому, кто не имеет права и способности к принятию его, как то: неверному, иноверцу, оглашаемому, проходящему церковное покаяние, отступнику, безбожнику… [26] Из православных не могут быть допущены к Елеосвящению нераскаянные и ожесточенные грешники» [27].

Допускать таких к Елеосвящению, по мысли протоиерея Михаила Архангельского, то же самое, что бросать жемчуг перед свиньями ср. В качестве современного примера здесь можно привести одновременное занятие эзотерикой и ведение церковной жизни с участием в таинствах церковных. Случаться такое совмещение может либо по невежеству, либо по дерзкой гордости человека, находящегося в прелести и считающего, что одно другому не мешает. Пастырская целесообразность.

Выводы Для участия в общем Соборовании необходима предварительная исповедь. Допущение к Соборованию без предварительной исповеди является нарушением литургического Предания и искажением содержания таинства Елеосвящения в его соотношении с таинством Покаяния. Кроме исповеди в подготовку к общему Соборованию должно входить и соблюдение Великого поста, во время которого совершается Елеосвящение. Об этом правила нет, но такова сама логика, смысл совершения Соборования в главный пост Церкви.

Ведь, как указывалось выше, сама традиция общего Елеосвящения исторически неразрывно связана с завершением Великого поста, когда к нему приступали те, кто этот пост соблюдал и нес подвиг покаяния и воздержания. С точки зрения необходимости установления хотя бы некоторой связи современной практики как с содержанием самого таинства Елеосвящения, так и с традицией общего Соборования, следует допускать к нему тех, кто соборовался последний раз не менее года назад в соответствии с недавним напоминанием об этом Священным Синодом РПЦ от 25 декабря 2012 года [29] , соблюдал весь Великий пост, во время него хотя бы один раз исповедовался и взял у исповедующего священника благословение на участие в этом таинстве. К сказанному следует также добавить, что допущение к участию в Соборовании здоровых людей — это всё-таки скорее исключение, чем норма. Исследователь истории таинства Елеосвящения протоиерей Михаил Архангельский об этом писал так: «Известно, что почти нет правил без исключений.

Елеопомазание, совершаемое по местам для здоровых, есть именно сделанное святою Церковью исключение из общего правила совершать его только над тяжко больными» [30].

Евангелие еще на голову в конце положат. То есть люди просто ходят собороваться, как бы запасая благодать впрок. В итоге соборование «девальвируется». Но то же ведь можно сказать и про другие таинства: из евхаристии сделали фактически молебен с причастием, из покаяния — психологические беседы, из крещения — обряд из серии «хуже не будет». Хотя все эти церковные таинства означают очень серьёзные события в жизни человека, которые совершаются Божьей любовью и человеческой верой. Это же событие! Нельзя превратить это в обыденность — пять раз за месяц на всякий случай. Самая большая проблема в том, что к таинствам начали относиться потребительски.

Само название богослужебного сборника — «Требник» — заставляет об этом задуматься. Нельзя к таинствам церкви относиться потребительски, и церковь не должна торговать таинствами, благодатью. Но для того, чтобы всерьёз об этом говорить, а не критиканствовать, должна быть нормальная община людей, которые друг за друга отвечают, вместе стараются жить по-христиански и дома, и на работе, и в храме. Это совсем не то же, что набрать семь священников, которых ты первый и последний раз в жизни видишь, и пригласить их к себе домой. Если есть магическое отношение — ожидание, что всё произойдет само собой, если только исполнишь обряд — то не надо собороваться.

Другое название соборования — "елеосвящение" то есть освящение елея — растительного масла, которое используют в обрядах православной церкви. Цель соборования — исцеление от духовных и телесных болезней. И священник, и человек, над которым совершается соборование, просят об исцелении от болезни.

Стоит помнить, что к соборованию нельзя относиться как к ритуалу, который заставляет Бога исцелить страждущего. Согласно православному учению, у таинства соборования есть еще одна важная сторона. То есть человеку прощаются грехи, которых он не осознавал и поэтому не мог в них покаяться. Священник читает отрывки из Евангелия и семь раз крестообразно помазывает освященным маслом лоб, щеки, ноздри, губы, шею, кисти рук, пишет "Милосердие".

Все это не символические действия. Это реально сильные молитвы об исцелении, и мы, священники, видим эти исцеления». В центре храма устанавливают аналой с Евангелием. Рядом столик с сосудами, в которых находятся елей и пшеница. В пшеницу, зерна которой символизируют обновленную жизнь, вставляют 7 зажженных свечей и 7 кистей для помазания — по числу священнослужителей, участвующих в таинстве. Прихожане также держат горящие свечи, свидетельствующие о том, что Христос являет Собой Свет Вечной Жизни. Соборование в Донском мужском монастыре г. Москвы Священнодействие начинается с обыкновенных начальных молитв, после которых произносятся псалом, тропари и мирная ектенья. Церковнослужители возносят прошения Создателю освятить елей и избавить собравшихся от их немощей. Затем следуют канон, Апостольское Послание и фрагмент Евангелия, после которых звучат вновь прошения об освящении масла и о здравии немощных при этом произносятся их имена. Собравшимся крестообразно помазывают следующие участки на теле: чело чтобы освятить помыслы , уши для освящения слуха , нос чтобы освятить осязание , рот ради освящения языка , руки для освящения трудов , грудь для освящения чувств. После этого снова следует чтение посланий апостолов, Евангелия и молитв. Потом очередное помазывание. Подобное чередование следует 7 раз. После 7-го помазания каждому из собравшихся на голову возлагают Евангелие, читая при этом разрешительную молитву. После этого произносятся тропари святым целителям: свт. Николаю , мчч. Косьме и Дамиану , вмч. Пантелеимону , после которых следует отпуст. Молящиеся прикладываются к Кресту с тем, чтобы через несколько дней согласно древней христианской традиции вновь вернуться в храм для причастия. Интересный факт 26 декабря 2012 года на заседании Священнейшего Синода духовенство одобрило «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору». Подобный чин елеосвящения совершается над тяжело немощными, проходящими лечение в стационаре. Он включает в себя всего несколько молитв и однократное помазывание елеем. Подготовка к таинству Соборования К любому таинству нужно готовиться и подходить с ответственностью. Соборование дополняет таинства исповеди и причастия. Иерей Владимир Панарин дает наставление: «Соборование — это, по сути, продолжение или дополнение Таинства Исповеди. Поэтому человек, который соборуется, должен заранее покаяться в грехах. Не ради галочки, а внимательно разобрав все своих преступления. Для этого нужно взять книжку «В помощь кающемуся» и выписать на листок или в тетрадь все свои скверные поступки». Следует, однако, сделать оговорку, что не все священнослужители считают принципиальным исповедь накануне таинства, некоторые разрешают исповедоваться и после Елеосвящения. Перед Соборованием необходимо также примириться с окружающими. Нельзя держать в сердце обиду и зло, препятствующие вхождению в него Божественной Благодати. Соборование На многих православных интернет-порталах указаны также рекомендации почитать перед таинством Покаянный канон и акафисты Иисусу Сладчайшему, Пречистой Богоматери и святым целителям. В каких случаях можно собороваться дома? Обычно таинство на дому совершают над тяжело больными. В этом случае проводят, как правило, сокращенный вариант священного действия. Как использовать елей после Соборования? При душевных и физических недугах освященным елеем помазывают страждущих. Часто в приходах при раздаче елея верующим предупреждают, что его можно использовать и внутрь и добавлять в еду. Протоиерей Константин Пархоменко наставляет: «Принесли домой масло с соборования и помазуйтесь им каждое утро после молитв со словами: «Помилуй ны Боже, помилуй ны Владыко, помилуй ны Святый! Исцели ны Боже, исцели ны Владыко, исцели ны Святый! Этим елеем можно помазывать родственников». Последование таинства Соборования Елеосвящения Последование святаго елеа, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому». Молебное пение Молебное пение — первая часть чинопоследования — есть сокращение утрени, совершаемой во дни поста. Совершающие Таинство священники или священник становятся перед столом лицом к иконам, держа в руках незажженные свечи.

Таинство соборования: суть обряда, для кого предназначено, как подготовиться

После Соборования, как и после любого другого Таинства, нужно вести себя тихо и пристойно, чтобы не потерять полученную благодать. Так соборование проходит легче и дает более значимые результаты. — В какое время и где проводится Таинство Елеосвящения (Соборования)? Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется. Значит ли, что ваша молитва была без веры, если после таинства Соборования вы приняли лекарство? Соборование перед смертью: В христианских учениях существует понятие таинства — получения Божеской благодати при определённых священнодействиях (таинствах).

Таинство соборования (Елеопомазание)

Хотя Соборование сходно с исповедью, но существенное действие Елеосвящения состоит в облегчении телесных и духовных скорбей. Как и когда проводится в храмах Соборование, как к нему подготовиться, нужно ли исповедоваться, и держать пост, и другие ответы на вопросы. Хотя соборование проводят для умирающих людей, но оно предназначено для всех верующих. Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семью священниками (собором священнослужителей).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий