Новости бухарские евреи

Это уже 20-й съезд Всемирного конгресса бухарских евреев. Евреи живут в Бухаре, оазисе на старом Шелковом пути, уже более 2000 лет.

Коканд – один из центров поклонения бухарских евреев в Узбекистане

Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел. С середины XIX в. Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле.

Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. XIX в. Фото Паранджа чадра. Бекасаб тканье из шелковых и хлопковых нитей , ситец, тесьма. Фото пресс-служба музея На выставке будет представлено около 200 экспонатов — образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии.

Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: именно они лягут в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи.

Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Также на выставке будут представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. Выставки подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее. Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите.

Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел.

На выставке также были представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. В день открытия в лобби-баре гостей ожидали заботливо приготовленные традиционные блюда еврейско-бухарской кухни. По словам создателей проекта, экспозиции подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее.

Бухарские евреи

Бухарские евреи — так называют евреев, переселившихся на территорию Таджикистана и соседних государств Среднеазиатского региона после разрушения Второго Храма. Уроженка Душанбе, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Хана Даниэлова (Толмас) рассказала, как занимается популяризацией бухарских евреев в Международной. В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций". С 3 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». В новом ресторане восточной кухни Loomi состоялся ужин, посвященный гастрономическим традициям бухарских евреев – «Путешествие из Тель-Авива в Бухару». В общей сложности, диаспора насчитывает около 200 000 бухарских евреев, которые сейчас проживают преимущественно в Израиле и США.

В Петербурге состоялся съезд бухарских евреев

В Израиле закончился съезд Всемирного конгресса бухарских евреев В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций".
В Еврейском музее открывается выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» Уроженка Душанбе, профессор Еврейского университета в Иерусалиме Хана Даниэлова (Толмас) рассказала, как занимается популяризацией бухарских евреев в Международной.
Выставка о культуре бухарских евреев проходит в Москве - Россия 24 Те, кто уже посетил выставку, отмечают: сейчас, с учетом развития современных технологий, экспозиция — хороший повод на примере бухарских евреев напомнить о по-настоящему.
Путь бухарских евреев: от ювелиров до меценатов, из Азии в Америку В общей сложности, диаспора насчитывает около 200 000 бухарских евреев, которые сейчас проживают преимущественно в Израиле и США.

В Еврейском музее открывается выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»

В Еврейском музее открывается выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» Россия 24» на канале «Россия 24» в хорошем качестве и бесплатно.
В Петербурге состоялся съезд бухарских евреев На церемонии присутствовали: президент Всемирного конгресса бухарских евреев Лев Леваев, высокопоставленные представители Азербайджана, посол Израиля, а также руководители.
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | Куда сходить в Москве Бухарские евреи – этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств.
Бухарские евреи — Википедия ноги скрестили по-Бухарски.

Бухарские евреи на пороге третьего тысячелетия

В новом ресторане восточной кухни Loomi состоялся ужин, посвященный гастрономическим традициям бухарских евреев – «Путешествие из Тель-Авива в Бухару». С 3 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Здесь покажут предметы быта, изделия ремесленников, уникальные исторические документы и фотографии, которые должны дать представление об истории и культуре бухарских евреев. Вот почему евреев Центральной Азии в основном называют бухарскими евреями.

Виртуальный хостинг

  • Г.Хидоятов: Бухарские евреи - кто они и откуда пришли в Благородную Бухару? | Новости
  • Гости «бухарского» ужина в новом ресторане Loomi
  • Всемирный Конгресс бухарских евреев
  • Разместите свой сайт в Timeweb
  • Лазарь Борухов: «Мусульмане сожалеют, что евреи уезжают из Бухары»
  • Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций

В Центре толерантности открылась выставка, посвященная бухарским евреям

Относительно недавно возникшие бухарско-еврейские общины существуют также в городах России и в Вене Австрия , Канаде. Евреи жили в Средней Азии с древности, их присутствие в этом регионе неоднократно отмечалось на протяжении средних веков. Тем не менее процесс выделения бухарских евреев из общей массы евреев Хорасана как отдельной этнической группы начинается только в XVI в. Небольшая коллекция в Государственном музее истории религии не предоставляет возможности изучить весь комплекс культовых и бытовых предметов, традиционно присущих бухарским евреям. Тем не менее она содержит ряд ценных экспонатов, до известной степени репрезентующих их культуру.

Это их историческая родина и наверное никто никогда не сможет понять какая же сила таиться в чувстве родины, любви к ее истории, национальной психологии, которые передаются через поколения. Но никак не мог постигнуть тех, кто рванулись в Америку.

Они устроились неплохо. Живут в Нью-Йорке в Квинсе, компактной общиной со своим раввином и синагогой. Работа, неплохие деньги и шемящая душу болезнь тоски по родине. Никак не могут избавиться от тоски по Узбекистану. В 1990 году будучи в США в командировке по приглашению Вашингтонского университета в Сиэттле, я нашел время посетить своих старых друзей бухарских евреев в Квинсе. У всех одно и то же- тоска по Узбекистану.

Илюша Маллаев выразил эти чувства в своих стихах "Зачем я это сделал", написанных на узбекском языке. Мы еще помним его псевдоним. Старшее поколение граждан Узбекистана помнит Мухаббат Шамаеву с ее знаменитой песней "Кучалар, кучалар, ойдин кучалар" и Илюшу Маллаева с его отдельными концертами. Они были популярными , носили титулы народных артистов, участвовали в правительственных концертах, каждый день передавали их песни по телевидению и радио по всей республике. Они были известны всей республике, а там они неизвестны даже соседям. Бухарские евреи были первой волной ираноязычного населения Бухары.

Другая волна была связана административно- политическими преобразованиями в Бухарском ханстве XVII в. Кушбеги в Бухаре. В XI Иран был завоеван , пришедшими из Центральной Азии тюрками-сельджуками и с тех пор вплоть до 1923 года он управлялся династиями тюркского или монгольского происхождения. Династии иранского происхождения управляли лишь в отдельных областях страны. Политической и военной силой были тюрки, но в гражданском управлении правители пользовались услугами персов; многие из них оказывали покровительство персидской литературе и наукам. Кроме того в средние века в Азии господствовали три могущественных государств- Иран под властью династии Сеффевидов и Каджаров, Афганистан.

Дуррани и Индия под властью бабуридов, где государственным языком считался фарси. В связи растущими связями Бухары с этими государствами бухарские правители также стремились шире внедрять в делопроизводство иранский язык и использовать на государственной службе людей иранского происхождения, для которых персидский язык был бы родным языком. В Бухаре при хане джанидской династии аштарханиды Абдал-Азизе 1645-1680 была утверждена должность кушбеги, премьер. Он непременно должен был быть лицом иранского происхождения. Кроме того, Абдал-Азиз пожелал, чтобы кушбеги был назначен из бывших рабов, у которых не было бы родственников в ханстве и которые не были бы склонны к родственности и решению государственных вопросов под влиянием родственных отношений. Полное отсутствие всякого родства у пленного раба, взятого во время одного из набегов туркмен на персидский Хорасан еще ребенком, создавало эти гарантии, а освобождение затем от тяжелой рабской доли и возведение на высшую должность в ханстве предоставлением огромной власти служил залогом беззаветной преданности такого лица.

Первый опыт видимо оказался удачным и затем постепенно в государственную жизнь вошел обычай, ставший впоследствии как бы обязательным , что на должность кушбеги непременно назначался бывший раб- перс по происхождению. Но постепенно отсутствие родства кушбеги утратилось , так как они обзаводились семьями и их потомки , занимая совершенно изолированное положение, старались не смешиваться с узбеками, оставаясь по вере шиитами, тогда как узбеки были суннитами. Да и узбеки сами издавна относились с презрением к персам. Раскол мусульман на шиитов и суннитов привел к формированию в исламе двух враждебных лагерей, что в особенности было заметно в Бухаре, считавшейся "куполом ислама" и где бухарские богословы даже объявляли шиитов "харом" то есть нечистыми. А в народе персов называли "эрони" и мишхор" , то есть мышеедами. Персы стали занимать высокие государственные должности.

Кушбеги стали покровительствовать не только своим родственникам, но и этническим персам, назначая их на должности беков, зякятчи, амлякдоров. Родственные связи многочисленных административных лиц персидского происхождения привели к формированию особой социальной прослойки эрони, к их общей солидарности и коллективной психологии. Это создало тяжелое положение для населения, которое не могло найти против них защиты. В стране начались волнения против произвола эрони. В январе 1911 года они переросли в массовые выступления, когда кушбеги Астанакул попытался произвести административное деление эмирата на вилайеты и расширить функции беков, назвав их хакимами, то есть перестроить административное деление эмирата по персидскому типу вилайеты и хакимы чисто иранское административные звенья государственного устройства. Кушбеги были главными проводниками иранизации Бухары и именно им принадлежит традиции иранской цивилизации и иранского языка в Бухаре.

Эмир Сайид Алимхан вынужден был уволить Астанакула, а также лишить должностей всех его родственников и его назначенцев. Но эти эрони никогда не считались таджиками, да и сами они отвергали всякую попытку связать их с ними потому что считали таджиков людьми низкого социального происхождения, низкой культуры. В Бухаре и Хиве , как известно, были крупные невольничьи рынки, где торговали живым товаром, то есть рабами. Они здесь всегда были в большом количестве и на выбор. В Бухаре , как и во всей Центральной Азии, рабовладельческого способа производства не было и рабов покупали для домашних работ в качестве прислуги, подмастерьев, сопровождающих в поездку в Мекку или другими святым местам. Рабов доставляли главным образом из Ирана, большей частью из Хорасана, куда туркменские племена совершали частые рейды с целью грабежа и захвата людей в рабство.

Работорговля была выгодным промыслом. В ряде случаев туркмены добирались до Тегерана, который в 1785 году стал столицей страны. По различным сведениям в середине XIX в. Бухаре скопилось до 15 тысяч рабов из Ирана, хотя никто не может точно доказать действительные цифры о бухарских рабах. В 1873 году после поражения в войне с Россией эмир бухарский Сайид-Музаффар-эд-дин обязался ликвидировать работорговлю. В договоре между Бухарой и Россией подписанном 10 октября 1873 г.

По договору всех рабов предписывалось немедленно освободить и отправить на родин, cнабдив необходимыми средствами. Для наблюдения за осуществлением этого условия в Бухару назначался специальный уполномоченный из России. Эмир выполнил его. В Бухаре было освобождено 10 тысяч рабов и все отправлены попутными караванами на родину. Все они были иранского происхождения. Но некоторое количество их осталось.

И бывшие рабы стали частью персоязычного населения. Их и стали называть таджиками. Бухара, как и Самарканд, была перекрестком великих торговых путей и центром исламской культуры. Здесь в шумной толпе торговцев и священнослужителей, учителей и учеников духовных школ, ремесленников и писарей одинаково звучало речь на арабском, узбекском, фарси, хинди и урду. Хотя уже в середине века узбекский язык быстро развивался и стал доминировать в деловых и официальных сношениях и все суды казиев велись на нем, происходили эволюции и других языков.

С середины XIX века они заняли видное место в системе международной торговли между Россией и странами Востока. Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле. В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи были вовлечены в различные формы социалистической модернизации и атеистического воспитания: создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана. Сегодня в результате массовой миграции из традиционных мест проживания большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США.

Однако на всех этапах своей истории и в различных интеграционных процессах, несмотря на внешние влияния в разных странах, бухарские евреи сумели сохранить свою уникальную культуру, свои особые обычаи и обряды, верность иудаизму.

На нем изображали магендавид и писали имена ангелов. Такие амулеты вешали на все стены в доме: считалось, что они оберегают жилище от нечистой силы с четырех сторон. Многие еврейские амулеты предназначались для защиты новорожденных от демоницы Лилит. Согласно поверьям, дети были практически беззащитны перед магическими силами, и потому ребенка от рождения до обрезания или имянаречения следовало охранять. Детские амулеты, как правило, украшали растительными орнаментами и магендавидом. Румоли пулакчи — женский головной убор бухарских евреев.

Еврейский музей и центр толерантности, МоскваТупи тос — головной убор бухарских евреев. Еврейский музей и центр толерантности, МоскваХупа — женский свадебный балдахин бухарских евреев. Еврейский музей и центр толерантности, Москва Важное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Так, на выставке представлен головной убор тупи тос: это золотошвейная тюбетейка, расшитая в технике замин дузи — сплошной вышивкой золотой нитью. Поверх тупи тос бухарские еврейки носили в праздничные дни сетчатый треугольный платок румоли пулакчи белого цвета, декорированный золотистыми пайетками. Впервые девушка надевала его во время бракосочетания под свадебным балдахином хупой.

Бухарские евреи выражают соболезнование

История Бухарских Евреев. Невозможно было описать антропонимию бухарских евреев, не зная языка, историю, традиций этого народа, все эти аспекты взаимосвязаны. Бухарские евреи обратились с жалобой на певицу, назвав ее слова антисемитскими и попросив обратить внимание на агрессивную риторику.

«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»: редкие экспонаты в Еврейском музее

На встрече обсуждены и другие темы, представляющие взаимный интерес, сообщает пресс-служба МИД.

В рамках проекта ежедневно проходят кураторские и тематические экскурсии, мастер-классы и воркшопы. Выставка проходит при поддержке Всемирного конгресса бухарских евреев. Семейный проект «На языке правил и исключений. Наука и искусство» посвящен взаимоотношениям двух важнейших видов человеческой деятельности: науки и искусства.

Проект организован совместно с Политехническим музеем и проходит в рамках объявленного в России Десятилетия науки и технологий 2022—2031.

Этот масштабный проект представит историю и культуру бухарских евреев как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Всего на выставке будет представлено около 200 экспонатов, некоторые из которых ранее не показывались публично. Это образцы народного искусства, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии. Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: именно они лягут в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию.

Полностью эту статью Вы можете прочесть в печатном или электронном выпуске газеты «Еврейская панорама». Полная версия статьи.

В Москве откроется выставка об истории и культуре бухарских евреев

История Изображение: архив Во времена Советского Союза в его среднеазиатских республиках проживала довольно большая еврейская диаспора. Однако появились там евреи задолго до появления СССР, даже раньше, чем туда пришла Российская империя. Люди этой национальности являются в основном представителями одной из древнейших этнографических групп этого народа — бухарских евреев. Данная община сформировалась свыше 2 тыс. С приходом в Туркестан Российской империи сообщество бухарских евреев дополнили представители ашкеназской ветви, однако их количество было незначительным, поэтому практически не повлияло на сложившиеся устои жизни бухарцев. Появление Момент возникновения данной ветви до настоящего времени вызывает дискуссии.

Довольно популярным является миф о еврейских предках, которые были насильно выселены ассирийцами из Израильского царства в 722 году до н. Называется даже местность конечного переселения — Хадор, которую бухарцы идентифицируют как Бухару. Правда, историки подвергают данную версию сомнению, выдвигая собственную точку зрения о местности в Северной Месопотамии, находящейся сейчас на иракской территории. Расселение Из Хадора еврейская диаспора начала распространяться по землям Ассирийского государства, бывшего на тот момент едва ли не крупнейшим в мире. Определенный процент их мигрировал на земли нынешнего Ирана, в Хузестан юго-запад исламской республики и Мидию север страны, ныне Иранский Азербайджан.

В пользу этого говорит тот факт, что проживавшие на Кавказе горские евреи ведут свой род от евреев хадорских. Подобное расселение имело свои причины. В основном они обусловлены экономическими, политическими и социальными факторами, однако не следует сбрасывать со счетов и еще один момент. Евреи привлекались к военной службе в пользу государств, некоторый период контролировавших Израиль. Когда к власти пришли персидские цари рода Ахеменидов, наступила эра самого массового расселения евреев, которые пробрались и в Среднюю Азию.

В пользу этого говорит ряд свидетельств. Близ туркменских городов Байрам-Али и Мерв в середине 1950-х археологами были обнаружены фрагменты керамики с надписями на иврите, но самое главное — найдены остатки древнейшей синагоги. Все открытия относились ко II в. Продвижению данной нации на восток способствовало начало функционирования Великого Шелкового Пути, по которому еврейские купцы проникли в самую глубинку Средней Азии, а затем продвинулись в направлении Китая до самого тихоокеанского побережья. Дополнительным фактором их продвижения в Среднюю Азию послужили последствия Иудейских войн 66-70, 132-135 годов.

Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Также на выставке будут представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. Выставки подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее. Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел.

Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле. В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи были вовлечены в различные формы социалистической модернизации и атеистического воспитания: создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана.

Сегодня в результате массовой миграции из традиционных мест проживания большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США. Однако на всех этапах своей истории и в различных интеграционных процессах, несмотря на внешние влияния в разных странах, бухарские евреи сумели сохранить свою уникальную культуру, свои особые обычаи и обряды, верность иудаизму. Презентация этого феномена — сохранения собственной идентичности и культурного своеобразия бухарских евреев в контексте окружающих народов — и стала главной темой выставки.

Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: jewish-museum. Долгое время они подвергались дискриминации и религиозным гонениям в Средней Азии, но, несмотря на это, сильно повлияли на развитие местной музыки и традиционных ремесел. Кроме того, в XIX веке многие еврейские купцы занимались международной торговлей между Россией и странами Востока. Но даже в разных странах и исторических условиях они сумели сохранить свою культуру, обычаи и верность иудаизму.

Еврейский музей представляет выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»

Евреи живут в Бухаре, оазисе на старом Шелковом пути, уже более 2000 лет. В новом ресторане восточной кухни Loomi состоялся ужин, посвященный гастрономическим традициям бухарских евреев – «Путешествие из Тель-Авива в Бухару». На церемонии присутствовали: президент Всемирного конгресса бухарских евреев Лев Леваев, высокопоставленные представители Азербайджана, посол Израиля, а также руководители. Духовно-религиозная жизнь общины строится вокруг синагог и йешив: бухарским евреям в Израиле принадлежит 140 синагог. Бухарские евреи – этнос, сформировавшийся в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств.

Содержание номера

  • В Москве прошла презентация книги «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре»
  • Бухарские евреи | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
  • Оставайтесь на связи
  • Виртуальный хостинг

Бухарские евреи на пороге третьего тысячелетия

В экспозиции около 200 предметов, некоторые из которых ранее не показывались публично Мужской халат типа «джома». Средняя Азия. Конец XIX в. Адрас, тесьма, шелк в технике «шои», хлопчатобумажная ткань. Кульмос указка для чтения Торы.

С середины XIX века они заняли видное место в системе международной торговли между Россией и странами Востока. Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле. В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи были вовлечены в различные формы социалистической модернизации и атеистического воспитания: создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана. Сегодня в результате массовой миграции из традиционных мест проживания большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США.

Однако на всех этапах своей истории и в различных интеграционных процессах, несмотря на внешние влияния в разных странах, бухарские евреи сумели сохранить свою уникальную культуру, свои особые обычаи и обряды, верность иудаизму.

И впрямь, этот день в древнем и красивейшем Коканде для делегации бухарских евреев был удивительно насыщенным и торжественным. Открытие восстановленного, отремонтированного кладбища, на котором похоронены бухарские евреи, на протяжении многих лет проживавших в Коканде — важная часть визита наших земляков. Международный фонд «Коканд», основанный выходцами из этого города в США, много сделал для того, чтобы связь поколений бухарских евреев, проживающих в разных странах с родными местами, не была потеряна. Теперь здесь созданы все условия для того, чтобы родители могли не только рассказать, но и показать своим детям город, в котором они родились, учились, работали и не позволить разорвать тонкую связь времен и поколений. Честь и хвала представителям фонда «Коканд», бухарским евреям, которые так бережно хранят память о своих предках. В своей речи координатор Конгресса бухарских евреев США и Канады, главный редактор известной нью-йоркской газеты «Бухариан Таймс» Рафаэль Некталов сказал, что «…люди приехали на свою историческую родину по зову сердца, чтобы здесь, на месте воздать должное памяти своих незабываемых родных и близких.

Такое стало возможным после масштабной реконструкции кладбища основными инвесторами в реализацию этой идеи — президентом фонда «Коканд» Давидом Абрамовым и Романом Мататовым, другими активистами фонда».

Выходцы из местных еврейских общин внесли значительный вклад в развитие религиозной поэзии на фарси и иврите, а также музыкальной культуры. Фрагмент экспозиции «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: Еврейский музей и центр толерантности Известный российский этнограф Василий Радлов, посетивший в 1860-х годах Среднюю Азию, отмечал: «Главное занятие евреев есть торговля, и именно торговля шелком, который они сами красят, и курение вина, которое прежде от них тайком покупали правоверные».

Другими традиционными ремеслами бухарских евреев являлись ювелирное дело и дубление кож. Помимо этого, они были искусными лекарями, хранившими старинные рецепты и народные способы лечения. Фото: Еврейский музей и центр толерантности На рубеже XIX—ХХ веков из среды успешных еврейских купцов Средней Азии выдвинулись предприниматели, просветители и меценаты, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий