Новости новомученики российские 20 века

Курс прослеживает жизнь Русской Церкви в период гонений XX века, акцентируя внимание на личном подвиге новомучеников и их верности Церкви, неизменной в условиях постоянно меняющейся политической, экономической и социальной ситуации в советской России. Новомученики Российские — Собор святых новомучеников и исповедников российских — российские святые, принявшие мученическую кончину за Христа или подвергшиеся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; название праздника в их честь. В книге «Старая вера и русская земля» Дуглас Роджерс прослеживает периоды расцветов и спадов популярности народных практик в небольшом российском городке на протяжении трех столетий.

НОВОМУ́ЧЕНИКИ

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется 7 февраля (25 января), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате. Начинаем цикл публикаций о новомучениках XX столетия. Начинаем цикл публикаций о новомучениках XX столетия. это великое благо. Полный текст житий опубликован в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). В пример мы приводим первомученика архидьякона Стефана, Вифлеемских младенцев, тех, кто в первые века нашей эры еще на заре христианства пострадал за Христа и, конечно же, новомучеников и исповедников Российских XX века.

Новомученики Российские

Святые мученики XX века — великие проповедники веры Христовой. На бывшем полигоне НКВД с 1937 по 1938 год были расстреляны более 20 тысяч человек, в их числе много православных священников и мирян. Полный текст житий опубликован в книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). В пример мы приводим первомученика архидьякона Стефана, Вифлеемских младенцев, тех, кто в первые века нашей эры еще на заре христианства пострадал за Христа и, конечно же, новомучеников и исповедников Российских XX века. Новые мученики Российские], умер в 1934 г. от солнечных ожогов и желудочных заболеваний в Голодной степи Казахстана, по дороге из Чимкента в отдаленное селение Сузак. Новомучениками и исповедниками Церкви Русской называют православных христиан, пострадавших от атеистич. власти в СССР в период с 1917 по нач.

«Герои XX века. Подвиг новомучеников и исповедников российских»

Еще до официальной канонизации во многих епархиях Русской Церкви архимандрита Гавриила почитали как святого. В 1959 году он скончался в г. Мелекессе ныне — Дмитровград в возрасте 71 года. Священноисповедник Николай Могилевский , митрополит Алматинский и Казахстанский Память 25 октября 12 октября ст. Скончался в Алма-ате в возрасте 88 лет. Почитание митрополита Николая в народе было огромным. В похоронах владыки в 1955 году, несмотря на угрозу гонений, принимали участие 40 тысяч человек. Священномученик Николай Пробатов, протоиерей Память 11 ноября 29 октября ст. На момент гибели отцу Николаю было 44 года. Один из лидеров иосифлянского движения, убежденный монархист и противник большевизма.

Многократно подвергался арестам и ссылкам. В завещании Святейшего Патриарха Тихона был указан первым кандидатом на пост местоблюстителя Патриаршего престола. В 1926 году, когда среди епископата происходил тайный сбор мнений о кандидатуре на пост Патриарха, наибольшее число голосов было отдано митрополиту Кириллу. Священномученик Евграф Еварестов, протоиерей Память 7 декабря 24 ноября ст. На расстрел его повели в одном нижнем белье, босиком по снегу. Священномученик Серафим Чичагов , митрополит Память 11 декабря 28 ноября ст. Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому. В тюрьму его везли на карете скорой помощи, на расстрел — вынесли на носилках. Священномученик Иларион Троицкий , архиепископ Верейский Память 28 декабря 15 декабря ст.

Выдающийся православный богослов, писатель, миссионер. Во время Поместного Собора 1917—18 годов тогда еще архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриаршество. Он принял епископский сан в разгар гонений на веру — в 1920 году, и вскоре стал ближайшим помощником святого патриарха Тихона. Ему было 43 года. Мученица княжна Кира Оболенская, мирянка Память 17 декабря 4 декабря ст. На момент расстрела мученице Кире было 48 лет. Мученица Екатерина Арская, мирянка Память 17 декабря 4 декабря ст. Купеческая дочь, родилась в Петербурге. В 1920 году она пережила трагедию: от холеры скончался ее муж — офицер Царской армии и староста Смольного собора, затем — пятеро их детей.

Ища помощи у Господа, Екатерина Андреевна включилась в жизнь Александро-Невского братства при Феодоровском соборе в Петрограде, стала духовной дочерью священномученика Льва Егорова. На момент расстрела ей было 62 года. Мученик Михаил Новоселов, мирянин Память 21 января 8 января ст. Историк, публицист, почетный член Московской Духовной Академии. Внук священника, в молодости он пытался создать собственную общину, живущую по учению графа Толстого. Затем вернулся в Церковь и стал православным миссионером. С приходом к власти большевиков, Михаил Александрович вошел во Временный Совет объединенных приходов города Москвы, который на первом же своем заседании призвал верующих встать на защиту храмов, оградить их от посягательств безбожников. Священномученик Александр Туберовский, иерей Память 23 декабря 10 декабря ст. На момент революции он был мирянином, доцентом кафедры догматического богословия Московской Духовной академии.

В 1919 году академической карьере пришел конец: Московская академия была закрыта большевиками, а профессура разогнана. Тогда Туберовский принял решение вернуться на родную Рязанщину. В начале 20-х годов, в самый разгар антицерковных гонений, он принимает священный сан и вместе со своим отцом служит в храме Покрова Богородицы в родном селе. Отцу Александру Туберовскому на момент расстрела было 56 лет. Преподобномученица Августа Защук , схимонахиня Память 8 января 26 декабря ст. На момент расстрела схимонахине Августе было 67 лет. Священномученик Сергий Мечев, иерей Память 6 января 29 декабря ст. На момент расстрела ему было 49 лет. Фотокарточки исповедников Трудности почитания Новомучеников и исповедников Российских в настоящее время Митрополит Климент: Нужно активно повествовать о подвиге новомучеников и исповедников ХХ век в истории России ознаменован жестокими репрессиями Советской власти против собственных граждан.

Людей карали за малейшее несогласие с коммунистической идеологией и за религиозные убеждения. Многие православные христиане стали жертвами большевиков, не отступив от своей веры. Новомученики и Исповедники Церкви Русской — сонм святых Русской Православной Церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года. Собор Новомучеников и Исповедников начал формироваться в 1989 году, когда был канонизирован первый святой — патриарх Тихон. Затем, по мере исследования биографий и других архивных документов, из года в год канонизировали несколько человек. Среди Новомучеников и Исповедников есть священнослужители и миряне, люди разных профессий, званий и сословий, объединённые любовью к Богу и людям. Безбожная власть Христианство и коммунизм несовместимы. Их моральные нормы противоречат друг другу. Бог есть любовь, а не революционный террор.

Церковь учила не убивать, не красть, не лгать, не творить кумиров, прощать врагов, чтить родителей. А большевики убивали невинных, сокрушали традиции предков, растаскивали чужое имущество, насиловали, воспевали блуд в ущерб семье, на место икон вешали портреты Ленина и Сталина. С точки зрения христианина, строили Ад на земле. Легко представить, как такой лидер государства проявил себя в отношении Церкви, когда получил власть. Взрыв православной церкви, 1918 год Разграбление церкви, послереволюционные годы Только с началом Великой Отечественной войны репрессии священнослужителей сократили свой размах. Поскольку Советское правительство решило использовать Церковь для патриотической пропаганды. Открывались храмы. Прихожане под руководством священников собирали деньги для фронта. За период 1941-43 г.

Но война окончилась, и неблагодарная власть более не нуждалась в Церкви. С 1948 года начинаются новые аресты духовенства, которые продолжаются весь период с 1948 по 1953 год, и снова закрываются храмы. Судили быстро, расстреливали сразу Над священнослужителями и монахами не было длительных процессов. Их вина в глазах большевиков была бесспорной — религиозность, а лучшим доказательством преступления являлся крест на шее. Поэтому среди Новомучеников и Исповедников много тех, кто был убит на месте — там, где молился, там, где призвал Бога. А причину могли найти любую. Он был расстрелян 31 октября 1917 года за организацию Крестного хода, на котором, как решили красногвардейцы, молился за победу белоказаков, защищавших Царское Село, но вынужденных отступить. На самом деле отец Иоанн и другие священнослужители хотели успокоить местных жителей, напуганных артиллерийским обстрелом, и возносили молитвы о мире. Вот как рассказывает о гибели священника очевидец: 25 января 1918 года в Киеве после большевистского погрома в Киево-Печерской Лавре, был убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир Богоявленский.

Его похитила и тут же расстреляла группа солдат. Фотография семьи императора Николая II 18 июля 1918 года в Алапаевске сбросили в шахту и забросали гранатами нескольких представителей Дома Романовых и близких к ним людей. Русская православная церковь за границей канонизировала всех убитых под Алапаевском кроме управляющего Ф. Ремеза в лике мучеников. Русская православная церковь причислила к лику святых только двух из них — великую княгиню Елизавету Фёдоровну и инокиню Варвару, которые до казни вели монашескую жизнь. Елизавета Фёдоровна после смерти мужа от рук террористов основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, насельницы которой занимались лечением нуждающихся и благотворительностью. Там и была арестована. Елизавета Фёдоровна и инокиня Варвара Среди новомучеников есть дети. Отрок Сергий Конев, воспитанник епископа Гермогена, считал Владыку дедушкой.

После ареста и расстрела епископа мальчик сказал одноклассникам, что его дедушка пострадал за веру в Бога. Кто-то передал это красноармейцам. Те изрубили мальчика шашками. Часто на допросах чекисты старались добиться, чтобы человек признался в антисоветских высказываниях. Нужен был формальный повод для осуждения его как врага революции. Поэтому заставляли подследственных клеветать друг на друга, фабриковали дела о контрреволюционных организациях. Верующие люди не желали свидетельствовать против ближних, за это они подвергались пыткам. Жития Новомучеников и Исповедников безупречны. Они помнили слова Евангелия: Доносчики и клеветники впоследствии не были канонизированы.

В безвинности пострадавших от репрессий можно убедиться сразу.

Если количество репрессий по годам, фиксированные в БД новомучеников, умножить на коэффициент, равный отношению общего числа пострадавших к числу пострадавших, введенному в БД, то получим оценки общего числа репрессий по годам. Мы считаем это обосновывается ниже , что общее число людей, репрессированных за веру, не менее 500 000. Если бы у нас были сведения обо всех пострадавших, мы смогли бы точно нарисовать по годам график репрессий. Вопрос правомерности изучения процесса по этой выборке сводится к вопросу представительности репрезентативности этой выборки. В виду разнообразия источников информации, эта выборка представляется достаточно представительной. Есть математические методы проверки представительности выборки. Один из главных методов проверки — расчет статистики по разным эшелонам выборки. Такие расчеты производились в 1995 г.

Одним из результатов работы в начале 1990-х гг. Яковлева «По мощам и елей». Многие исследователи ссылаются на эту книгу и тем самым опосредованно на БД новомучеников. К сожалению, те материалы, которые мы передали в Комиссию, в книге А. Яковлева цитируются неточно, например, число всех пострадавших за христианские убеждения отнесено только к православному духовенству, что в 2,4 раза меньше общего количества репрессированных за Христа. Эта ошибка перекочевала во многие статьи, исследования и учебники, причем появились дополнительные неточности цитирования уже и книги А. Надо сказать, что написать историю гонений без числовых оценок волн репрессий практически невозможно хотя есть и такие попытки , многочисленные умозрительные прогнозы привели к бездне грубых ошибок можно привести много примеров, но это может быть темой отдельного доклада о типовых ошибках. Каждому, пишущему о репрессиях за веру необходимо сравнивать свои оценки с данными БД новомучеников, иначе порой указываются цифры, в три-пять раз преуменьшающие реальные. Кроме того, БД включает биографические материалы и фотографии пострадавших.

Оценка общего количества новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в ХХ веке В дореволюционной России было около 100 000 монашествующих и более 110 000 человек белого духовенства. С учетом их семей к сословию духовенства относилось на рубеже веков 630 000 человек. Гонениям подверглось подавляющее большинство священников и монахов, как служивших в церквах и монастырях России в канун революции, так посвященных в дальнейшем, вплоть до 1950-х годов. Общее число пострадавших можно оценить, исследуя 1 церковные архивы, 2 партийные и правительственные архивы, 3 архивы ФСБ. В первом случае оценка отражает восприятие числа пострадавших Русской Православной Церковью. Это число пострадавших определяется следующим образом. Губонина — 80 000 чел. Всех священников и монахов, не уклонившихся в расколы, мы считаем пострадавшими за Христа. Правомерно ли это?

Нам представляется это правомерным. В качестве обоснования этого расскажу о своих многочисленных поездках по России. В начале 1960-х годов, во время хрущевского гонения на Церковь, в Москве каким-то чудом удалось создать молодежный клуб «Родина», я в нем был ответственным секретарем и возглавлял архитектурную секцию. От Управления культуры Московской области у меня была бумага с печатями, по которой мне показывали все памятники архитектуры а в России это, в основном, церкви. Управление культуры было заинтересовано в молодых людях, которые были готовы почти бесплатно на месте узнать, что происходит с недавно закрытыми церквами, и помочь найти им новых хозяев, а главное, заставить новых хозяев подписать договора на охрану и поддержание памятников хотя бы в относительном порядке. Везде находились местные жители, которые просили помочь отстоять храм, вернуть его верующим, и почти всегда разговор заходил о судьбах местных священников. Тогда было много людей, которые помнили все, что обрушилось на них с 1917 года.

Ираклий Мотях , схим. Онисим Пылаев , еп. Феодосий Ганицкий , еп.

Иаков Маскаев , архиеп. Сергий Стрельников , прот. Василий Эрекаев , иером. Димитрий Павский , прот. Платон Колегов , иером. Михаил Жук , иером. Александр Хотовицкий , протопр. Алексий Воробьев , прот. Афанасий Егоров , игум. Елисей Штольдер , диак.

Иоанн Воронец , прот. Михаил Плышевский , прот. Леонид Бирюкович , прот. Серафим Звездинский , еп. Елевферий Печенников , схиархим. Владимир Смирнов , прот. Николай Толгский , прот. Ева Павлова , игум. Димитрий Остроумов , прот. Феодор Каллистов , прот.

Алексий Орлов , архиеп. Иоанн Троянский , еп. Феодор Смирнов , еп. Иерофей Глазков , иером. Иларион Цуриков , иером. Иоанн Лаба , иером. Иосиф Медведь , прот. Иоанн Лебедев , прот. Иоанн Смирнов , прот. Мефодий Иванов , игум.

Мирон Ржепик , прот. Герман Ряшенцев , еп. Дамаскин Цедрик , еп. Евфимий Горячев , прот. Илия Бажанов , прот. Григорий Лебедев , еп. Сергий Дружинин , еп. Стефан Кусков , иером. Михаил Богородский , прот. Константин Богословский , прот.

Евгений Выжва , игум. Евгений Зернов , митр. Лев Егоров , архим. Николай Ащепьев , игум. Пахомий Ионов , иером. Алексий Успенский , прот. Димитрий Троицкий , диак. Захария Лобов , архиеп. Василий Максимов , прот. Гавриил Яцик , архим.

Мелетий Федюнев , иером. Карп Эльб , прот. Иоанн Прудентов , прот. Николай Житов , прот. Феодор Лебедев , прот. Иоанн Бороздин , прот. Николай Скворцов , прот. Николай Цветков , протодиак. Григорий Раевский , прот. Амфилохий Скворцов , еп.

Иоанн Васильев , прот. Феоктист Смельницкий , прот. Маврикий Полетаев , архим. Александр Левитский , прот. Димитрий Розанов , прот. Петр Полянский , митр. Иларион Громов , иером. Александр Орлов , прот. Петр Пушкинский , прот. Петр Соловьев , прот.

Симеон Лилеев , прот. Александр Агафонников , прот. Николай Кулигин , прот.

Старец помог юноше, предупредив Косьму о том, что тот до конца жизни будет гоним врагами. В 20 лет Косьма после посещения горы Афон принял решение служить Богу. В 1896 году он стал насельником Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. В 1905-м послушника Косьму постригли в монашество. В 1913 году после требований властей Греции о выезде с Афона российских монахов, будущий священномученик вернулся в Россию, став послушником Киево-Печерской Лавры. Батюшка мечтал о великой схиме, но в силу молодого возраста ему отказывали. На 56 году жизни он тяжело и, как думали, смертельно заболел.

Его в срочном порядке постригли в схиму, дав имя в честь иеромонаха Кукши Печерского. Однако после этого события он полностью выздоровел. В 1938-м, на волне жестких гонений на православие, Кукшу приговаривают к пяти годам заключения в лагере, после чего 63-летнего священника отправили еще на 5 лет изнурительных лесоповальных работ в ссылке. Но даже в тех тяжелейших условиях жизни Кукша спасал молитвой и состраданием другим заключенным. После освобождения спустя 10 лет старец вернулся к служению и был еще более популярен среди паствы. Умер Кукша в 1964-м в одесском Успенском монастыре. Известны многочисленные случаи чудесного исцеления больных на могиле святого. По словам верующих, врачующей силой обладает даже земля оттуда. Лауреат сталинской награды и досрочная канонизация Луки Крымского Святитель Лука Войно-Ясенецкий — профессор, врач, архиепископ. Лауреатом сталинской премии медик стал, как это ни удивительно, уже в сане священника.

Канонизирован Лука досрочно - через 39 лет поле смерти вместо традиционно минимальных пятидесяти. Такое обстоятельство объясняется огромным количеством чудес, происходящих после обращения к святому за помощью. Коллеги талантливого врача свидетельствовали, что он приходил в операционную в рясе, не только оказывая пациентам врачебную помощь, но и исповедовал их одновременно. За годы служения церкви Лука трижды побывал в тюрьмах и в ссылках. Известен случай, когда отец Лука попал в Бутырку, где вскоре едва ли не каждый заключенный стал верующим.

Новомученики и исповедники Церкви Русской

На престоле лежит Евангелие со словами Спасителя: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити…» Мф. В нижней части перед престолом находится изображение Святых Царственных Мучеников, а слева и справа две группы новомучеников. Левую по отношению к зрителю группу возглавляет святой Патриарх Тихон по отношению к духовному центру иконы — Кресту — группа является правой ; правую — святой Петр Полянский , митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола. Непосредственно рядом с ними стоят святители митрополиты Кирилл Смирнов Казанский и Агафангел Преображенский Ярославский. За ними стоят епископы-мученики. Епископов слишком много, чтобы изобразить их всех, поэтому часть из символически изображена в виде нимбов, возвышающихся над верхним рядом изображенных иерархов.

Ниже архиереев изображены мученики-иереи, монашествующие и миряне, в том числе женщины и дети. Деисусный чин В центре деисусного чина помещен образ Христа, восседающего на престоле.

Они стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово. Зовём всех вас, верующих и верных чад Церкви, станьте на защиту окормляемой и угнетённой ныне Святой Матери нашей.

А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовём вас на эти страдания, храня в сердце завет апостола Петра: «Возлюбленные! Огненного испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, но как вы все участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь! Если злословят на вас за имя Христово, то вы — блаженные счастливые , ибо Дух Божий почивает на вас». И, может быть, потому и слетелась на Россию тьма бесов, чтобы уничтожить ту Тропу в Вечность, которую наш народ прокладывал для себя и идущими за ним народами.

До революции 1917 г. Начались гонения, констатируя которые, Православная Церковь обратилась к народу: «Мужайся же, Русь Святая! К концу 1919 г. В издании «Новые мученики Российские» против каждого имени читаем его род мученической кончины: утоплен, исколот штыками, избит прикладами, задушен епитрахильей, а чаще — расстрелян.

Причём встречается: сам себе рыл могилу, утоплен после жестоких мучений. Но это было только началом. Большого размаха гонения на Православную Церковь достигли в 1921-1922 гг. Православная Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не проходила мимо бедствий, постигших народ.

С июля 1921 г.

Участники встречи расписали зоны ответственности и обсудили план дальнейшей совместной деятельности. Так, раздел, посвященный жизни и подвигам новомучеников, исповедников и подвижников благочестия Донской земли, а также статьи и материалы по теме появятся на официальном сайте Ростовской епархии уже в ближайшее время. Достоверные материалы, предоставляемые членами комиссии по канонизации, будут интересны всем, кто интересуется историей Церкви и Отечества.

Изначально мученики греч. С возвращением с фронта воинских частей возрастало в среде казачества революционное движение, а с ближайших железнодорожных станций стали подтягиваться толпы «красных гвардейцев» в поисках легкой наживы. Вскоре безбожные правители объявились в Новочеркасске. По всему Дону прокатилась мощная волна вооруженных выступлений, и власть в столице Войска Донского вновь вернулась к всенародно избранному атаману.

В то время ревком возглавлял «красный» комиссар по прозвищу «Махор». Во время обыска в доме отца Николая комиссар увидел на стене фотографию его брата — походного атамана Петра Харитоновича Попова, который возглавил часть донских казаков против новой безбожной власти. Как мы видим, священника расстреляли не ради Христа, а по причине его близкого родства с походным атаманом. Он мученик за атамана!

В 1915 г. Владимир добился аудиенции у имп. Николая II, на которой высказал протест против произвольных перемещений архиереев и влияния на внутрицерковную жизнь посторонних лиц, в частности Г.

Большое число духовенства и мирян погибло в результате протестов против Декрета об отделении Церкви от государства и во время гражданской войны. В 1922 г. Впоследствии пики репрессий наблюдались в 1929 г. Во время «большого террора» была уничтожена большая часть духовенства. Общее число новомучеников можно оценить, как несколько сотен тысяч человек.

Русская Зарубежная, а затем Русская Православная Церковь в Отечестве канонизировали более тысячи человек, и этот процесс продолжается. Некоторым святым установлено местное почитание. Отношение государства и церкви в XX веке По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, только в 1937 году были арестованы 136900 православных священно- и церковнослужителей, из них 85300 человек расстреляны. В следующем, 1938 году к ним прибавились еще 28300 арестованных и 21500 расстрелянных. Количество пострадавших за веру и церковь в первые два десятилетия советской власти сопоставимо, наверное, лишь с числом мучеников первых веков христианства, когда гонения на церковь были особенно сильными. В начале XX столетия Россия переживает целый ряд событий, оказавших влияние не только на политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, но и на духовно-религиозную жизнь общества.

Новомученики Церкви Русской XX века: лики и лица

век восстановления патриаршества после двухсотлетнего «вдовства» престола Всероссийских Первосвятителей. Век XX - век мучеников и исповедников, в годину тяжких испытаний сохранивших веру Православную. Святы́е новому́ченики и испове́дники Церкви Русской — группа святых Русской православной церкви, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после. Новомученики и исповедники XX века. НОВОМУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕ. Новомучениками в современной традиции Русской православной Церкви называют людей, пострадавших и погибших от рук безбожной власти за свою преданность вере в 20 веке. admin Новости "Новомученики", изъятие святынь, Россия-моя история.

Преступление советской власти и сокровище РПЦ — Новомученики и исповедники Российские

Иувеналий Масловский , архиеп. Лаврентий Левченко , иером. Николай Ермолов , прот. Пётр Лебедев , прот. Александр Щукин , архиеп. Андрей Воскресенский , прот. Николай Соколов , прот. Сергий Покровский , прот. Герман Коккель , еп. Иоанн Родионов , прот.

Михаил Исаев , диак. Петр Кравец , диак. Дамиан Воскресенский , архиеп. Павлин Крошечкин , архиеп. Аркадий Ершов , еп. Неофит Осипов , архим. Софроний Несмеянов , иером. Серафим Самойлович , архиеп. Герман Полянский , архим.

Мина Шелаев , архим. Григорий Воробьев , иером. Александр Андреев , прот. Николай Богословский , прот. Николай Агафонников , прот. Николай Архангельский , прот. Евгений Ивашко , прот. Анатолий Ботвинников , иером. Василий Архангельский , прот.

Всеволод Смирнов , прот. Евфросин Антонов , иером. Петр Воскобойников , прот. Александр Шалай , прот. Александр Зверев , прот. Александр Парусников , прот. Викентий Смирнов , прот. Владимир Писарев , прот. Павел Андреев , прот.

Сергий Кедров , прот. Варлаам Никольский , игум. Гавриил Владимиров , иером. Гавриил Гур , иером. Арсений Троицкий , прот. Никита Делекторский , еп. Кирилл Смирнов , митр. Сергий Зверев , архиеп. Михаил Гусев , прот.

Николай Романовский , прот. Парфений Брянских , еп. Алексий Задворнов , иером. Димитрий Русинов , прот. Илия Рылько , прот. Иосиф Сченснович , диак. Нестор Панин , прот. Павел Ансимов , прот. Феодор Чичканов , прот.

Августин Беляев , архиеп. Прокопий Титов , архиеп. Иоанникий Дмитриев , архим. Серафим Гущин , иером. Иоанн Сперанский , прот. Петр Павлушков , прот. Константин Успенский , прот. Симеон Кречков , диак. Александр Покровский , прот.

Алексий Никологорский , прот. Аристарх Заглодин-Кокорев , иером. Василий Лихарев , прот. Василий Никольский , прот. Георгий Извеков , прот. Димитрий Беневоленский , прот. Димитрий Лебедев , прот. Николай Виноградов , прот. Сергий Знаменский , прот.

Сергий Руфицкий , прот. Михаил Абрамов , прот. Пантелеимон Аржаных , игум.

Пел соборный хор под руководством Татьяны Дмитришиной. Во время вечерни были помянуты о здравии и об упокоении те, за кого через сайт епархии были поданы поминальные онлайн-просьбы. За богослужением было начато пение Постной Триоди. Две стихиры на «Господи воззвах» из Постной Триоди были пропеты хором духовенства под управлением митрополита Амвросия.

На вечерне были прочитаны новозаветные паремии, положенные для чтения за службой новомученикам и исповедникам Церкви Русской. На утрене, по 50-м псалме, первый раз в этом году было пропето песнопение «Покаяния отверзи ми двери…». Хор кафедрального собора молитвенно исполнил его на музыку П. Чтение канона на утрене совершили ключарь будущего кафедрального, находящегося в процессе воссоздания, Спасо-Преображенского собора г. Твери священник Сергий Будков и диакон Иоанн Зорин. По окончании всенощного бдения митрополит Амвросий обратился к молящимся со словом о новомучениках и исповедниках Церкви Русской: Из всех посевов, доверенных земле, кровь мучеников дала самый богатый урожай. Об этом говорит нам вся история христианской Церкви.

Но особенно красноречиво об этом свидетельствуют страшные страницы истории Церкви Русской XX века.

В Тобольскую тюрьму доставлен на носилках. В камере Феодора положили лицом к стене и запретили ему разговаривать. Его ни о чем не спрашивали, на допросы не носили и следователь в камеру не входил. Без суда и следствия, по приговору «тройки», он был расстрелян на тюремном дворе.

На момент расстрела — 41 год. Преподобномученик Лев Егоров , архимандрит Память 20 сентября 7 сентября ст. Известный миссионер, монах Александро-Невской Лавры, духовник Александро-Невского братства, один из создателей нелегального Богословско-пастырского училища в Петрограде. В 1932 году вместе с другими членами братства обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к 10 годам заключения в Сиблаге. В 1937 году расстрелян «тройкой» НКВД за «антисоветскую пропаганду» то есть за беседы о вере и политике среди заключенных.

На момент расстрела — 48 лет. Мученица Татиана Гримблит , мирянка Память 23 сентября 10 сентября ст. В 1920-30-е годы о ней знали христиане по всей России. Всю свою сознательную жизнь она посвятила помощи заключенным. Носила передачи, отправляла посылки.

Помогала зачастую совершенно незнакомым ей людям, не зная, верующие они или нет, и по какой статье осуждены. Тратила на это почти все, что зарабатывала сама, и побуждала делать то же других христиан. Много раз подвергалась арестам и ссылкам, вместе с заключенными проехала по этапу через всю страну. В 1937 году будучи медсестрой в больнице г. Константинова, арестована по ложным обвинениям в антисоветской агитации и «сознательном умерщвлении больных».

Расстреляна на Бутовском полигоне под Москвой в возрасте 34 лет. Первый Предстоятель Русской Православной Церкви, восшедший на Патриарший престол после восстановления патриаршества в 1918 году. В 1918 году анафематствовал гонителей Церкви и участников кровавых расправ. В 1922—23 году содержался под арестом. Несмотря на шантаж, отказался присоединиться к обновленческому расколу и пойти на сговор с безбожной властью.

Скончался в возрасте 60 лет от сердечной недостаточности. Священномученик Петр Полянский , митрополит Крутицкий Память 10 октября 27 сентября ст. Принял священный сан в 1920 году, в возрасте 58 лет, был ближайшим помощником Святейшего Патриарха Тихона в делах церковного управления. Местоблюститель Патриаршего престола с 1925 года смерть Патриарха Тихона и вплоть до ложного сообщения о его смерти в 1936 году. С конца 1925 года находился в заключении.

Несмотря на постоянные угрозы продлить заключение, остался верен канонам Церкви и отказывался снять с себя сан Патриаршего местоблюстителя до законного Собора. Болел цингой и астмой. После беседы с Тучковым в 1931 году был частично парализован. Последние годы жизни содержался в качестве «секретного узника» в одиночной камере Верхнеуральской тюрьмы. В 1937 году в возрасте 75 лет по приговору «тройки НКВД по Челябинской области был расстрелян за «клевету на советский строй» и обвинение советской власти в гонениях на Церковь.

Священноисповедник Агафангел Преображенский , митрополит Ярославский Память 16 октября 3 октября ст. После смерти супруги и новорожденного сына в 1885 году принял священный сан и монашество, с 1889 года служил епископом. Один из кандидатов на пост местоблюстителя Патриаршего престола, согласно завещанию Патриарха Тихона. Был склоняем ОГПУ к сотрудничеству, но безрезультатно. За сопротивление обновленческому расколу в 1922 -23 гг пребывал в заключении, в 1923-25 гг.

Скончался в г. Ярославле в возрасте 74 лет. Преподобноисповедник Гавриил Игошкин , архимандрит Память 18 октября 5 октября ст. Выходец из крестьянской семьи, принял священный сан в разгар гонений на веру в 1921 году. В тюрьмах и лагерях провел в общей сложности 17,5 лет.

Еще до официальной канонизации во многих епархиях Русской Церкви архимандрита Гавриила почитали как святого. В 1959 году он скончался в г. Мелекессе ныне — Дмитровград в возрасте 71 года. Священноисповедник Николай Могилевский , митрополит Алматинский и Казахстанский Память 25 октября 12 октября ст.

Приговор был приведен в исполнение в тюрьме города Атбасар 28 ноября 1937 года. Место захоронения священномученика Никиты Алмазова неизвестно. Священномученик священник Владимир Преображенский Преподобномученик Владимир Преображенский родился 21 апреля 1878 года в селе Малые Палатки Смоленской губернии в семье крестьянина Нила Волкова.

В 1906 году юноша поступил в приписанную Свято-Троицкой Сергиевой лавре пустынь Параклит, пробыв в ней послушником до 1909 года. Приняв в 1909 году монашеский постриг, он до 1912 года продолжал подвизаться в пустыни. В 1912 году монаха Владимира перевели в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где он пребывал до ее закрытия в 1921 году. В 1920 году монах Владимир был рукоположен во иеродиакона. После закрытия лавры иеродиакон Владимир был определен на служение в церковь села Клушина Смоленской губернии. В начале 1921 года власти закрыли этот храм, и в апреле иеродиакон Владимир был назначен в храм великомученика Димитрия Солунского в селе Шиманово Можайского района Московской области.

Новомученики Церкви Русской XX века: лики и лица

Этот трагический опыт имеет глубокий духовный смысл и требует дальнейшего изучения. Особенно значимо это в год столетия начала гонений. Репрессии духовенства существовали на протяжении почти всей истории СССР, однако наиболее тяжелым периодом являются 1930-е годы. Самым непосредственным образом затронули они и Северо-Запад России. Образованная в 1928 году Ленинградская область была значительно больше послевоенной и включала в тот период нынешние Новгородскую, Псковскую, Мурманскую области, а также часть Вологодской, Тверской и даже Смоленской областей. На 1917 год на этой огромной территории действовало 2654 храма всех конфессий, в том числе около 2500 православных. Из них к 1929 году были закрыты 530 храмов [1], главным образом домовых. Однако основные гонения были впереди.

С рубежа 1928—1929 годов начали быстро нарастать массовые гонения на Русскую Православную Церковь. Произошло существенное изменение всего курса политики по отношению к религиозным организациям в СССР. Период относительно спокойных контактов с ними сменился длительной полосой крайне воинственного, нетерпимого отношения к Церкви. Сталиным на свертывание новой экономической политики, насильственную коллективизацию, обострение классовых отношений в городе и деревне. Как следствие по всей стране началось массовое закрытие приходских храмов, как «тихоновских» Московского Патриархата , так и обновленческих. Эта кампания сопровождалась массовыми репрессиями духовенства, не прекращавшимися все 1930-е годы, но имевшими при этом три заметных пика: в 1932—1933, 1935 и 1937—1938 годах. Первая кампания массовых арестов православных священнослужителей и, прежде всего, монашествующих, в Ленинграде была развернута в начале 1932 года.

Главный удар по еще проживавшим в городе насельникам различных обителей и монастырских подворий, а также связанным с ними мирянам органы ОГПУ нанесли в так называемую «святую ночь» с 17 на 18 февраля 1932 года. Ее краткое описание имеется в автобиографической книге известного церковного историка А. Краснова-Левитина: «…наступила светлая и страшная дата, страстная пятница русского монашества, никем не замеченная и сейчас почти никому не известная — 18 февраля 1932 г. Всего 318 человек. Была арестована и привезена в Питер вся братия Макарьевой пустыни… Все были отправлены в Казахский край. Из всей этой массы знакомых мне людей вернулось только трое» [3]. Правда, воспоминания историка не совсем точны.

Общее количество арестованных в ночь с 17 на 18 февраля составляло около пятисот человек, в том числе более сорока членов последнего остававшегося в северной столице братства — Александро-Невского. Но даже такая массовая акция не смогла охватить всех монашествующих Ленинграда. В течение двух последующих месяцев агенты ОГПУ выявляли уцелевших монахов и представителей белого духовенства и мирян, связанных с братством или монастырями, арестовав еще около двухсот человек [4]. Все арестованные в ночь с 17 на 18 февраля были разбиты на несколько отдельных следственных дел, в среднем по 50 человек в каждом. И лишь в отношении Александро-Невского братства органы ОГПУ сделали исключение, сфабриковав огромное дело почти на 100 человек. Оно подразделялось на две части, каждая из которых имела свое обвинительное заключение. Первое было составлено на 41 человека, арестованного в Ленинграде, а второе — на 51 человека из «филиалов» братства на периферии, в том числе на семь членов петергофской общины, четырех монахинь и послушниц поселка Вырица и сорок насельников Макариевской пустыни расположенной в Тосненском районе Ленинградской области.

Этот монастырь, хотя и имел связи с Александро-Невским братством, никогда его «филиалом» не был, но реальная картина мало интересовала следственные органы. Вся братия обители во главе с настоятелем архимандритом Никифором Тихоновым и проживавшим в монастыре на покое схиепископом Макарием Васильевым была привезена в Ленинградский Дом предварительного заключения ДПЗ. Так оказался уничтожен последний не считая закрытой в сентябре 1933 года Александро-Невской Лавры действующий монастырь епархии. Впрочем, монашествующие Александро-Невской Лавры также пострадали в ходе массовых арестов в ночь с 17 на 18 февраля. При этом, кроме части насельников обители были арестованы и все 11 проживавших на территории Лавры членов женской монашеской общины, состоявшей из сестер закрытого еще в 1923 году Иоанновского монастыря. При завершении уничтожения монашества в Ленинграде 18 апреля 1932 года были арестованы еще 129 человек: насельники и насельницы Очаковского, Воронцовского, Творожковского подворий, Александро-Невской Лавры и т.

Вот хроника событий, случившихся на Царском месте [17] : 16 июля 1989 г. Священники Владимир Карелин, Игорь Коростелев и Александр Никулин служили первую открытую панихиду на месте расстрела Царской семьи; певчими руководил псаломщик Петр Подкорытов [18]. Отвести Свердловскому Епархиальному управлению Русской православной церкви в бессрочное пользование земельный участок площадью 0,30 га за счет земель горземзапаса и разрешить установить на месте бывшего дома инженера Ипатьева по ул. Либкнехта памятный символ» [19].

В 1991 г. Екатеринбургу вернули его историческое название. Был открыт для богослужений старейший в городе храм в честь Вознесения Христова. Екатеринбургской епархией впервые был проведен Крестный ход от Вознесенской церкви до Царского места, где была отслужена панихида. Ночью у креста в час убиения Царской семьи был отслужен молебен. В ночь на 17 июля 1993 г. У нее были свои сторонники и противники. Русской Православной Церковью была образована Синодальная Комиссия для подготовки канонизации «поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу новомучеников и исповедников Российских XX века» [20]. Комиссия выработала «Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями XX века», одобренные священноначалием. И в 1992 г.

Архиерейский собор поручил Комиссии по канонизации «при изучении подвигов новомучеников Российских начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной Царской Семьи» [21]. Комиссия посвятила рассмотрению этой темы 19 заседаний до 1997 г. Комиссия стремилась, чтобы прославление Царственных мучеников было свободно от всякой политической и иной конъюнктурности, подчеркивала, что канонизация Монарха не связана с монархической идеологией и не обозначает канонизации монархической формы правления. Комиссии пришлось преодолевать десятилетиями складывавшиеся у российского общества идеологические стереотипы о последнем русском Государе и его семье. Препятствия к канонизации ее противники пытались обнаружить в фактах, связанных с государственной и церковной политикой Николая II. Однако известно, что его правление, несмотря на рост социально-политических противоречий, участие России в войнах, было ознаменовано высоким экономическим и культурным развитием России. В годы Первой мировой войны «как политик и государственный деятель Государь… рассматривал свое пребывание на посту Верховного Главнокомандующего как исполнение нравственного и государственного долга перед Богом и народом» [22] , и к 1917 г. Россия стояла на пороге победы в этой войне. Под давлением резко и в короткий срок изменявшихся политических обстоятельств, под воздействием «измены, трусости и обмана» министров и генералитета, Николай II принял решение об отречении от Престола «лишь в надежде, что желавшие его удаления сумеют все же продолжать с честью войну и не погубят дело спасения России. Он опасался, что его отказ подписать отречение не привел бы к гражданской войне.

Царь не хотел, чтобы из-за него была пролита хоть капля русской крови во имя внутреннего мира в России…, что придаёт его поступку подлинно нравственный характер» [23]. Что касается церковной политики, то «именно в царствование Императора Николая II … церковная иерархия получила возможность… подготовить созыв Поместного Собора. Император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России… Глубокая религиозность выделяла Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Религиозным духом было проникнуто воспитание детей Императорской Фамилии. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия» [24]. Одним из главных доводов противников канонизации Царской Семьи являлось утверждение, что гибель Императора Николая II и членов его Семьи не может быть признана мученической смертью за Христа. Это признание четко прозвучало в октябре 1996 г. В докладе подчеркивалась цель канонизации — способствовать объединению православного народа в вере и благочестии [25]. Комиссия на основе тщательного рассмотрения обстоятельств гибели Царской Семьи нашла основания для прославления всех ее членов в лике страстотерпцев [26] : «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия.

В страданиях, перенесённых Царской семьёй в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 17 июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке…» [27]. После этого события в Синодальную Комиссию по канонизации святых стали поступать обращения правящих архиереев Русской Православной Церкви, отдельных клириков и мирян, групп верующих из разных епархий, ряда церковно-общественных организаций, а также русских эмигрантов, клириков и мирян братских Православных Церквей, в которых выражалось одобрение выводов Комиссии. Начавшееся в это время широкое народное почитание Царской семьи также послужило одним из главных оснований для ее прославления в лике святых. На Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви были прославлены поименно 1097 человек, составившие Собор новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных. Царская семья была причислена к лику святых в составе этого Собора. Их прославляет наша Церковь в сонме Мучеников и Исповедников Российских. Но Святые связаны друг с другом. Государь Николай II разделил Голгофу своего народа. Вот почему его прославление нашей Церковью не может быть отделено от прославления новых мучеников и исповедников Российских» [28]. К этому дню иконописцами Свято-Тихоновского Богословского Института была написана икона «Собора новомучеников и исповедников Российских XX века» с клеймами , в центре которой была помещена святая Царская Семья.

В это же время в Екатеринбурге набирала силу идея построения на месте Ипатьевского дома памятного символа — Храма на Крови. Церковь «на крови» — в русском православии это храм, поставленный на месте мученической смерти какого-либо святого или члена правящей династии. Такие храмы имеются в Угличе на месте смерти в 1591 г. Идея постройки Храма в Екатеринбурге в память погибших жертв большевизма, в том числе и в первую очередь — Царской Семьи и ее слуг, возникла в Белом движении еще в 1919 г. Но на протяжении 80 советских лет этот вопрос не поднимался. Как уже упоминалось выше, усиливающийся в конце XX в. Свердловский горисполком принял решение об отводе Екатеринбургской епархии земельного участка на месте бывшего дома Ипатьева и на установление здесь памятного символа. Этим символом должен был стать Храм-Памятник на Крови. Очень сжатая хроника последующих событий такова: 23 сентября 1992 г. Архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек Лебедев на месте убийства Царской Семьи совершил торжественную закладку камня с частицей святых мощей праведного Симеона Верхотурского — для будущего Храма.

Священный Синод Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Алексием II свидетельствовал, что «народ наш, проходящий через испытания, наложенные Богом за грехи богоотступничества, цареубийства и гражданской смуты, и раскаивающийся в этих грехах, нуждается в видимом знаке покаяния», и благословил строительство в Екатеринбурге Храма-памятника на Крови в честь Всех Святых, в земле Российской Просиявших: «Пусть Храм—Памятник, подобно негасимой свече, поднимется на Вознесенской Горке Екатеринбурга и станет вечной памятью всем невинно убиенным» [30].

Неудачная война с Японией, январские события, нарастающая волна забастовок заставили правящие круги России идти навстречу предъявленным требованиям, побудили искать новые пути осуществления социальных реформ. Именно под натиском событий 1905 года в России закладываются основы парламентской власти. Создается представительное, законодательное выборное учреждение, так называемая Государственная Дума. Николай II выступает с Манифестом, обещая гражданскую свободу, участие в выборах в высший законодательный орган страны всех слоев населения. Манифест, изданный 17 октября 1905 года, обещал «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

На волне происходящих в России событий 17 апреля 1905 года был издан указ о веротерпимости. Несмотря на резкие возражения со стороны официальной церкви, правительство начинает проводить политику религиозной свободы и выносит целый ряд вероисповедных законопроектов для обсуждения в Думе. Только активное противодействие представителей православного духовенства в Думе помешало осуществлению большинства вероисповедных проектов. Начиная с 1909 года, в связи с проводимыми в стране реформами энергичного и смелого министра внутренних дел П. Столыпина, Россия вступает в период экономического подъема. Новомученики Сибирской земли С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, утвержденной в 1620 году как архиепископия, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие Сибирские епархии.

В 1922 г. Впоследствии пики репрессий наблюдались в 1929 г. Во время «большого террора» была уничтожена большая часть духовенства. Общее число новомучеников можно оценить, как несколько сотен тысяч человек. Русская Зарубежная, а затем Русская Православная Церковь в Отечестве канонизировали более тысячи человек, и этот процесс продолжается. Некоторым святым установлено местное почитание. Отношение государства и церкви в XX веке По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, только в 1937 году были арестованы 136900 православных священно- и церковнослужителей, из них 85300 человек расстреляны. В следующем, 1938 году к ним прибавились еще 28300 арестованных и 21500 расстрелянных. Количество пострадавших за веру и церковь в первые два десятилетия советской власти сопоставимо, наверное, лишь с числом мучеников первых веков христианства, когда гонения на церковь были особенно сильными. В начале XX столетия Россия переживает целый ряд событий, оказавших влияние не только на политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, но и на духовно-религиозную жизнь общества.

Неудачная война с Японией, январские события, нарастающая волна забастовок заставили правящие круги России идти навстречу предъявленным требованиям, побудили искать новые пути осуществления социальных реформ.

Новомученики и исповедники веры XX века. Покров.

НОВОМУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕ. Новомучениками в современной традиции Русской православной Церкви называют людей, пострадавших и погибших от рук безбожной власти за свою преданность вере в 20 веке. В честь мучеников ХХ века будут строить храмы и составлять церковные службы, называть новые улицы и снимать кинофильмы. Память священномученика Стефана (Крейдича) Святая Церковь празднует 20 сентября, а также в день памяти Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века 7 февраля, если этот день совпадет с воскресным днем. Где-то явно и торжественно (например, в Русской Зарубежной Церкви), где-то скрытно (в Катакомбной Церкви в России), где-то поминал новомучеников келейно, тихой молитвой в стенах квартир. В эту категорию входят репрессированные, учтенные в специальной базе данных Свято-Тихоновского Богословского института, "За Христа Пострадавшие". В списке есть как новомученики, исповедники, так и неканонизированные христиане.

Новомученики. Фильм 55 из цикла "История России. XX век"

НОВОМУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕ. Новомучениками в современной традиции Русской православной Церкви называют людей, пострадавших и погибших от рук безбожной власти за свою преданность вере в 20 веке. От Московской епархии Новомученик Михаил Александрович Новосёлов – издатель религиозно-философской библиотечки и почетный участник Всероссийского поместного собора 1917-18 г.г: (по некоторым сведениям – тайный епископ Марк), в особенности известный российскому. Русская православная церковь канонизировала тогда расстрелянных большевиками в 1922 году священномучеников Вениамина, митрополита Петроградского, архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Иоанна Ковшарова и Юрия Новицкого. В XX веке православная церковь обрела множество новомучеников. Делитесь видео с близкими и друзьями по всему миру.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий