Новости файзулла ходжаев

Файзулла Ходжаев, под разными предлогами попытался отклонить это предложение, но в конце концов убедившись, что это может привести к его физическому уничтожению. Выступление Файзуллы Ходжаева во главе "группы 18-ти" было расценено в высшем партийном руководстве как проявление местного буржуазного национализма. Файзулла Ходжаев являлся в 1916—1920 годах одним из лидеров младобухарской партии (с 1917 — член нелегального ЦК), выступившей против монархического режима в эмирате. Выступление Файзуллы Ходжаева во главе «группы 18-ти» было расценено в высшем партийном руководстве как проявление местного буржуазного национализма.

Файзулла Ходжаев, патриот или предатель

Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич — Энциклопедия Файзулла Ходжаев (1896-1938) Подробная информация на ⋆ ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ НА ЭТОМ АДРЕСЕ. файзулла ходжаев скачать с видео в MP4.
Telegram: Contact @historyuzbekistan Файзулла Ходжаев являлся в 1916—1920 годах одним из лидеров младобухарской партии с 1917 — член нелегального ЦК, выступившей против монархического режима в эмирате.
Файзулла Ходжаев, патриот или предатель Fayzulla Khodzhayev.
Файзулла Ходжаев - Fayzulla Khodzhayev Родившись в семье богатого бухарского купца-миллионера, Файзулла Ходжаев в 17 лет примкнул к движению джадидизма, участвовал в деятельности младобухарцев.
Семь мифов о Файзулле Ходжаеве Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев — 15 марта 1938, также именовался Файзулла Ходжаоглы, в некоторых русских документах.

Файзулла Ходжаев, патриот или предатель

Ходжаев, Файзулла ГубайдуллаевичФайзулла Губайдуллаевич Ходжаев — 15 марта 1938, также именовался Файзулла Ходжаоглы, в некоторых русских документах — Фай. Файзулла Ходжаев являлся в 1916—1920 годах одним из лидеров младобухарской партии (с 1917 — член нелегального ЦК), выступившей против монархического режима в эмирате. член нелегального ЦК), выступившей против монархического режима в эмирате. Восставшие празднуют победу, а Файзулла Ходжаев избирается главой правительства бухарской республики.

УзССР-95: в чем не ошибся расстрелянный Ходжаев

  • На вершине власти
  • Автобиография Ф.Ходжаева.
  • Семь мифов о Файзулле Ходжаеве
  • Семь мифов о Файзулле Ходжаеве
  • Другие новости
  • На вершине власти

Файзулла Ходжаев: силуэт историка

ХОДЖА́ЕВ ФАЙЗУЛЛА ГУБАЙДУЛЛАЕВИЧ Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев. рождение: 1896, Бухара, Бухарский эмират, Российская империя смерть: 15 март 1938, Коммунарка, Московская область, РСФСР, СССР.
Блогер Фозилходжа Арифходжаев вышел на свободу Файзулла Ходжаев К истории революции в Бухаре и национального размежевания Средней Азии.
В. Шигин "Павел Дыбенко. Пуля в затылок в конце коридора" (ч.6). Округ. Название работы: Ходжаев, Файзулла ца 1. В Бухаре жертвой кампании борьбы с советской историей стал памятник выдающемуся сыну Бухары Файзулле Ходжаеву.
ХОДЖАЕВ ФАЙЗУЛЛА ГУБАЙДУЛЛАЕВИЧ • Большая российская энциклопедия - электронная версия Файзулле приходилось работать во всех трех узбекистанских столицах (Бухара–Самарканд–Ташкент) в условиях острой межклановой борьбы, доходившей до трех обращений Ходжаева.
Имя Файзуллы Ходжаева попало на Стену памяти жертв репрессий, открытую в России В Бухаре жертвой кампании борьбы с советской историей стал памятник выдающемуся сыну Бухары Файзулле Ходжаеву.

В. Шигин "Павел Дыбенко. Пуля в затылок в конце коридора" (ч.6). Округ.

биография, дата рождения. Главная» Новости» Файзулла ходжаев семья. ХОДЖАЕВ Файзулла Губайдуллаевич (1896, Бухара – 15.3.1938, полигон НКВД «Коммунарка» в Ленинском р-не Моск. обл.), бухарский политич. и гос. деятель, сов. парт. и гос. деятель.

Содержание

  • Автобиография Ф.Ходжаева.
  • Автобиография Ф.Ходжаева.: vlad17_gradov — LiveJournal
  • Противоречия в политических взглядах Файзуллы Ходжаева
  • Противоречия в политических взглядах Файзуллы Ходжаева
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • УзССР-95: в чем не ошибся расстрелянный Ходжаев

Блогер Фозилходжа Арифходжаев вышел на свободу

В 1916—1920 годах являлся одним из лидеров младобухарской партии с 1917 — член нелегального ЦК , выступившей против монархического режима в эмирате. Был одним из организаторов демонстрации в поддержку «Манифеста» эмира Алим-хана с объявлением демократических реформ, после её разгона бежал из Старой Бухары , работал в Новой Бухаре и в Ташкенте. Одним из его ближайших друзей и сподвижников в партии младобухарцев был поэт и историк А. В начале Октябрьской революции в России в качестве представителя Революционного комитета участвовал в « Колесовских событиях » — выступлении против эмира Бухары. После поражения выступления бежал в Туркестан, приговорён эмирским правительством к смертной казни. По дороге в Москву арестован правительством атамана Дутова , заключён в Оренбургскую тюрьму.

По освобождении работал в Москве.

После реорганизации Советской Средней Азии в новую Узбекскую Советскую Социалистическую Республику и после чистки подозреваемых в 1923—1924 годах, 5 декабря 1924 года, Ходжаев стал председателем Революционного комитета Узбекской ССР - тогда он был признан главой правительства - а затем 17 февраля 1925 г. Однако Ходжаев выступил против Иосифа Сталина деспотический контроль, особенно в отношении хлопка монокультуры. Наследие Официально реабилитирован в 1966 году, он остается неоднозначной фигурой в современном Узбекистане. В современном Узбекистане памятников ему мало, и хотя его Отцовский дом в Бухаре сохранился как памятник, он стилизован под «Дом богатого местного купца», с очень небольшим акцентом на самом Ходжаеве.

В 1917-1918 гг.

Большевики признали независимость ханства и отменили соглашение о протекторате России. Тогда младобухарцы решили заставить амира пойти на перемены силой, используя военные ресурсы туркестанских большевиков. В этот момент в качестве наиболее радикального лидера младобухарцев и выдвигается Файзулла Ходжаев. Он взял на себя инициативу переговоров с председателем Совнаркома Советского Туркестана Ф. Колесовым и возглавил революционный комитет по подготовке восстания. В марте 1918 г.

Колесов с крупным военным отрядом прибыл в Каган. Амиру был направлен ультиматум Колесова и Ходжаева с требованиями: «Распустить существующее при Вас правительство и назначить на его место Исполнительный Комитет младобухарцев». Алим-хан сделал вид, что уступил и прислал текст нового манифеста: «Предоставляя всему нашему народу свободу слова, свободу промысла, свободу обществ.... Однако большевики и младобухарцы просчитались. Затянув переговоры, амир собрал значительные силы и вынудил Колесова отступить. В Бухаре была устроена резня, в которой погибли до полутора тысяч сторонников младобухарцев.

Около 8000 человек, в т. Часть из них, включая Садриддина Айни, сильно пострадавшего в ходе тех событий, приняли российское подданство. Шок поражения и угроза уничтожения вынудили Ф. Ходжаева покинуть Среднюю Азию: «После мартовских событий 1918 год… я был объявлен вне закона, присужден к смертной казни, бежал в... Россию» [13]. По дороге в Москву Ф.

Ходжаев и его соратник У. Пулатходжаев в Оренбурге были арестованы офицерами атамана Дутова и обвинены в шпионаже в пользу красных. От расстрела их спасло заступничество одного их ведущих пантюркистких лидеров России, идеолога Башкирской автономии Ахмед Зеки Валиди 1890-1970 , в 1919 г. Эмиграция еще более сблизила младобухарцев с большевиками, часть из них вошла в состав только что созданной бухарской компартии. В 1918-1919 гг. Он организовал в Москве отделение младобухарской партии, а, вернувшись в Ташкент в 1920 г.

Успехи советского строя в России и конктакты с большевиками кардинально изменили политические замыслы младобухарцев. Они отказались от идеи конституционной монархии и взяли курс на свержение амира. Это соответствовало и планам большевиков, рассматривающих амира Бухары как главную угрозу советской власти в Средней Азии. Для легитимного устранения амира нужны были основания, лучше всего, народное восстание, обратившееся к правительству РСФСР за помощью. Этот сценарий был взят за основу. Свержение бухарского амира начало готовиться как красноармейская войсковая операция.

Потому, сообщал Фрунзе, для «скорейшей ликвидации эмирата» необходима «организация революции путем непосредственного участия наших сил» [27], С. Бухарская Республика и перспектива независимого Туркестана Младобухарские радикалы во главе с Ф. Ходжаевым сознательно пошли на участие в такой «революции», для них это был единственный путь во власть. Ради этого они согласились одеть коммунистическую «одежду» - пошли на объединение с созданной большевиками бухарской компартией БКП К 1920 г. БКП имела уже ок. Среди среди коренного населения без младобухарцев её политические возможности были незначительны.

Обе стороны четко понимали, насколько различны их намерения. На съезде бухарской компартии в Чарджуе, где принималось решение о восстании и союзе с младобухарцами, часть делегатов даже предлагали расстрелять Файзуллу [15], C. Тем не менее, под давлением таких фигур, как Фрунзе и Куйбышев, союз состоялся, и младобухарцы включились в осуществление бухарской «революции», начавшейся 27 августа 1920 г. После решающих боев Красной Армии с войсками амира 31 августа-1сентября и демонстрационной авиабомбардировки Бухара была захвачена. Эмир с остатками приверженцев бежал…» [20], C. Несмотря на факт внешнего российского военного вторжения, после «революции» 1920 г.

Изгнание всей амирской государственной верхушки из Бухары позволило объединившимся младобухарцам и коммунистам взять власть в стране в свои руки. При этом политический авторитет, образование, общественное положение младобухарцев обеспечивали им лидерство в государственном управлении, разработке концепции развития и модернизации бухарской государственности. Ходжаев получил пост главы правительства Бухарской Республики — Председателя Совета народных назиров, а Р. Фитрат — назира просвещения. Несмотря на молодость, Ф. Ходжаев оказался великим мастером компромиссов.

Войдя в ЦК Компартии Бухары, стал идеологом центристской линии, балансирующей между левыми большевиками и сторонниками национально-патриотического курса. Это отразила программа БКП, подготовленная во второй половине 1921 г. Конечно, это была политическая «псевдоморфоза», советизация Бухары оставалась мифом на протяжении всего периода существования БНСР. Тем не менее Бухарская Республика не входила в Российскую Федерацию и была суверенным государством. В сентябре 1921 г. В ней отсутствовало положение о диктатуре пролетариата, сохранялась частная собственность и право её наследования.

Отменялись ограничения в отношении частного владения и распоряжения капиталом, свободного занятия промышленностью. Правом избирать и быть избранным наделялись все граждане, в т. Отражением мусульманской специфики Бухары стало то обстоятельство, что судебные функции в БНСР исполнялись на основе шариата народные суды казиев [29], C. Однако сам характер бухарской «революции» определил силу и слабость новой Республики, запрограммировав ее будущее. Она произошла при помощи красных российских штыков и не могла без них существовать. Уже с первых дней БНСР столкнулась с вооруженным сопротивлением, организованным свергнутым амиром.

К декабрю 1920 г. Антисоветские мятежи были подняты сторонниками амира в Шахрисябзе, Китабе, Яккабаге, Чиракчи. На основании его в конце 1920-начале 1921 г. Сначала Алим-хан остановился в Ханабаде, а в мае 1921 г. В результате этой военной операции власть БНСР распространилась на всю территорию бывшего амирата. В августе 1921 г.

Однако это не остановило антисоветского басмаческого движения, имевшего такого лидера как Ибрагим-бек, назначенного амиром «главнокомандующим войсками ислама» [20], C. Поэтому на территории Восточной Бухары для противовеса басмаческим отрядам были оставлены небольшие гарнизоны российской Красной Армии [19], C. Бухарскому правительству удалось добиться от России шагов, о которых амир не смел и мечтать. Уже 15 сентября 1920 г. Ходжаев в телеграмме афганскому амиру Аманнуле-хану 1919-1929 выразил намерение поддерживать «вековое добрососедское отношение между афганским и бухарским народами». В ответ афганская сторона установила дипломатические отношения с БНСР и направила посольство в Бухару.

Особо доверительные отношения сложились с «братским» правительством Турции во главе с Кемалем Ататюрком. Учитывая захват странами Антанты Стамбула и оккупацию части турецкой территории, правительство БНСР даже передало Ататюрку в качестве помощи часть казны бывшего амира. Образование независимой БНСР сделало Бухару центром притяжения и консолидации пантюркистских сил, что привело к учреждению в августе 1921 г. Его целью ставилось создание самостоятельной демократической Тюркской Республики от Башкирии до границ Афганистана. В основе этого нового государства была идея общности тюркской нации, которая «…. Председателем «Национального союза» был избран А.

Валиди, переехавший в Среднюю Азию после провала плана создания «Башкирской автономии». В период 1921-1922 гг. Были утверждены флаг и другие государственные атрибуты будущей республики [39]. Согласно мемуарам Валиди Программа «союза» предусматривала: самостоятельное экономическое управление, строительство железных дорог, прокладку каналов в интересах Туркестана; подъем просвещения и знакомство с европейской культурой без посредства России; решение национальных вопросов, использование природных ресурсов с учетом количества проживающих в государстве наций; полную свободу вероисповедания, недопущение вмешательства религии в светские дела и наоборот [25], C. Последующие события и свидетельства самого Валиди позволяют считать, что основной опорой планов «Национального союза» была политическая база БНСР и в его деятельности прямо участвовали ряд лидеров БНСР. С учетом международной обстановки на первом этапе был неизбежен военный союз с РСФСР, однако для будущего решающее значение имело формирование бухарской национальной армии и поэтапный вывод российских войск с территории БНСР.

В силу дефицита собственных кадров к государственному и военному строительству БНСР были привлечены турецкие офицеры, татарские и башкирские специалисты. Масштаб событий, назревавших вокруг БНСР, привлек в Бухару крупнейшую фигуру пантюркистского движения — одного из лидеров младотюрков, бывшего вице-генералиссимуса, министра обороны и начальника Генерального штаба Турции генерала Энвер-пашу 1881-1922. Это был человек с огромными международными связями и опытом руководства вооруженными силами Турции.

Во время своего срока он едва избежал убийства лидером басмачского восстания Энвер-пашой. После реорганизации Советской Средней Азии в новую Узбекскую Советскую Социалистическую Республику и после чистки подозреваемых в 1923—1924 годах, 5 декабря 1924 года, Ходжаев стал председателем Революционного комитета Узбекской ССР - тогда он был признан главой правительства - а затем 17 февраля 1925 г. Однако Ходжаев выступил против Иосифа Сталина деспотический контроль, особенно в отношении хлопка монокультуры.

Наследие Официально реабилитирован в 1966 году, он остается неоднозначной фигурой в современном Узбекистане.

Противоречия в политических взглядах Файзуллы Ходжаева

Файзулла Ходжаев являлся в 1916—1920 годах одним из лидеров младобухарской партии с 1917 — член нелегального ЦК, выступившей против монархического режима в эмирате. Файзулла́ Губайдуллович Ходжа́ев — узбекский советский партийный и государственный деятель, председатель Совета Народных Комиссаров Узбекской ССР (1924—1937). В Бухаре жертвой кампании борьбы с советской историей стал памятник выдающемуся сыну Бухары Файзулле Ходжаеву. Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев — чем известен, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Главная» Новости» Файзулла ходжаев семья.

Файзулла Ходжаев: силуэт историка

Однако Ходжаев выступил против Иосифа Сталина деспотический контроль, особенно в отношении хлопка монокультуры. Наследие Официально реабилитирован в 1966 году, он остается неоднозначной фигурой в современном Узбекистане. В современном Узбекистане памятников ему мало, и хотя его Отцовский дом в Бухаре сохранился как памятник, он стилизован под «Дом богатого местного купца», с очень небольшим акцентом на самом Ходжаеве. Список литературы.

В конце 1919 года приехал в Ташкент, где организовал бюро младобухарцев-революционеров. Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооруженного Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года.

Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Ходжаев возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР, участвовал в разгроме повстанческий отрядов в Узбекистане. На допросах подвергался пыткам и избиениям. В марте 1938 года Ходжаев оказался одним из обвиняемых на Третьем Московском процессе вместе с Н. Бухариным, А. Рыковым и другими видными советскими коммунистами.

В 1920-30-е годы являлся одним из руководителей Узбекской ССР и узбекских коммунистов, но не избирался в высшие партийные органы ВКП б , а также не был членом ЦК партии. На допросах подвергался пыткам и избиениям. В марте 1938 года оказался одним из обвиняемых на Третьем Московском процессе вместе с Н. Бухариным , А. Рыковым и другими видными советскими коммунистами. Был признан виновным в организации троцкистского заговора, направленного на свержение советской власти в Узбекистане, а также в шпионаже в пользу Германии , Японии , Польши и США и приговорен к высшей мере наказания 13 марта 1938 года. Расстрелян на полигоне «Коммунарка» 15 марта 1938 года.

По освобождении работал в Москве. В конце 1919 года приехал в Ташкент , где организовал бюро младобухарцев-революционеров. Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. На вершине власти Основные статьи: Бухарская Народная Советская Республика , Бухарская операция 1920 С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооруженного Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года. Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Ходжаев возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР , участвовал в разгроме повстанческий отрядов в Узбекистане. На допросах подвергался пыткам и избиениям.

ХОДЖА́ЕВ ФАЙЗУЛЛА ГУБАЙДУЛЛАЕВИЧ

В 1920-30-е годы являлся одним из руководителей Узбекской ССР и узбекских коммунистов, но не избирался в высшие партийные органы ВКП б , а также не был членом ЦК партии. Мировоззрение [ править править код ] Ходжаев делал ставку на « прогрессивные элементы» и «прогрессивные силы», которые способствуют развитию общества. Одной из таких сил он считал джадидов. Опорой джадидов были мелкобуржуазные слои города студенты, мелкие лавочники и чиновники. Тем не менее отрыв этих элементов от дехканского народа превращал их во «фрондирующих интеллигентов». Наличие значительного пролетариата в Средней Азии он отрицал. Препятствием для развития Ходжаев считал « эмирский деспотизм », который опирался на дворцовую канцелярию и чиновничество, а следствием этого являлось взяточничество. Элементы феодализма он видел в мульке наделах за службу.

Ушел из жизни он также молодым — в 1938 году сталинский режим приговорил Файзулла Ходжаева к смертной казни. В том году ему исполнилось 42 года. Многие историки указывают на важную роль Файзуллы Ходжаев в присоединении древнеисторических культурных центров таджиков — Самарканда и Бухары в состав Узбекистана. События 1924-1929 гг. Именно этот факт представители интеллигенции в Таджикистане до сих пор не могут простить Ходжаеву, таджику, который согласился с тем, чтобы эти древние города оказались в составе Узбекистана. Богач-революционер Файзулла Ходжаев родился в 1896 году в Бухаре. Его отец Убайдулла-ходжа занимался торговлей каракуля и входил в число самых богатых людей города. Даже поговаривали, что богаче его мог быть только эмир Алимхан. Когда Файзулле исполнилось 11 лет, он вместе с отцом поехал в Россию и там приступил к учебе. В 1913 году он присоединился к движению джадидов "новаторов" и уже к 20 годам стал одним из лидеров партии молодых бухарских джадидов. В 1920 году он вступил в компартию и в рядах Красной армии под руководством Михаила Фрунзе участвовал в свержении с престола Алим-хана. Затем он был назначен председателем Совета народных назиров комиссаров , а с 1924 года — после образования Узбекской Республики в составе СССР - председателем Совнаркома Узбекистана, то есть главой республики. Согласно историческим источникам, вплоть до лета 1937 года Москва относилась к нему с доверием, но в июне он был исключен из партии, а еще через месяц арестован. В 1938 году вместе с Николаем Бухариным, Алексеем Рыковым и другими высокопоставленными лицами был обвинен в троцкистском заговоре с целью свержения советского строя в Узбекистане и шпионаже в пользу Германии, Польши, Японии и Британии. Забвение, слава и снова забвение? Реабилитировали известного революционера в 1965 году. Позже на его родине - в городе Бухаре установили ему памятник, а отцовский дом на улице Токая в этом городе, напоминающий дворец шаха, отдали под дом-музей Файзуллы Ходжаева. В те же годы местный пединститут назвали его именем, в в 1970 году был издан трехтомник его сочинений. Однако несколько лет назад, по приказу президента Ислама Каримова, институт был переименован в честь Ахмада Дониша, а недавно и памятник Ходжаеву был снесен с центра Бухары. Узбекский историк Гога Хидаятов считает, что вряд ли все это можно назвать "возрождением исторической правды", наоборот, снос памятника - пренебрежение к тем, кто сыграл важную роль в становлении Узбекистана: "Файзулла Ходжаев был человеком, служившим на благо своего отечества. Он стоял у истоков решений, касающегося территориального деления региона. Он был политически очень грамотными был одним из редких людей, который мог сказать Сталину все то, что думает. Еще в 1922 году в Москве на одном из заседаний он прямо в лицо Сталину заявил, что СССР превратили в большую тюрьму, а Москву в опасное место, куда приезжающих либо убивают, либо сажают в тюрьму".

Уже в 18 лет он был приговорен к 10 годам каторги, отсидел почти весь срок в Бутырке, где и «продолжил образование». Был даже среди тех, кого Ленин метил на место Сталина. Впоследствии был заместителем Молотова, министром путей сообщения. Расстрелян как латышский националист 15 марта 1938 года в подмосковной Коммунарке. Одновременно поставили к стенке как троцкиста другого «автора» УзССР, еврея Исаака Зеленского-начальное ремесленное училище. Он руководил компартией вплоть до 1937-го. Именно он в Самарканде и провозгласил Узбекскую республику. Был расстрелян как троцкист в 1938-ом. Такая же участь постигла Файзуллу Ходжаева, ему приписали попытку переметнуться на Запад. В жернова смертельных репрессий попали литовец Иосиф Варейкис, знаменитый матрос Павел Дыбенко, юрист, бывший дворянин юрист Иван Межлаук, таджик Шириншо Шотемор, выпусник ташкентской учительской семинарии туркмен Кайгысыз Сердарович Константин Сергеевич Атабаев и почти все остальные члены Среднеазиатского бюро. Среди немногих уцелевших оказался Юлдаш Ахунбабаев.

Тогда Бухарскую республику официально признали пять государств — советская Россия, Афганистан, Турция. Германия и Британия. О захвате душанбинского гарнизона писатель Джалол Икроми написал драму «Гарнизон не сдается». Одним из персонажей драмы является мой отец Усмон Ходжаев. Но этот восстание было подавлено, отец перебрался сначала в Афганистан, а в 1923 году в Турцию». Ходжа-Угли считает, что восстание было следствием разногласий между «джадидами». По его словам, одна группа джадидов одобрила марксизм, другая отвергла его. Они были националистами. Кстати, впервые словосочетание «Советская Бухара» появилась лишь в 1923 году»-говорит наш собеседник. Грезы по «Великому Туркестану» Камолиддин Абдуллаев, живущий в США таджикский историк, говорит, что Файзулла Ходжаев и другие политики того времени так и не поняли, что разделение Средней Азии на пять самостоятельных республик может серьезно ослабить регион. Сейчас, по его словам, страны Центральной Азии не могут прийти к согласию в решении даже, казалось бы, не очень сложных проблем Но Файзулла Ходжаев и его соратники-пантюркисты сумели очертить проект «Великого Туркестана». После поездки в Москву Файзулла Ходжаев изменился до неузнаваемости — он одобрил марксизм и объединил компартию Бухары с партией российских большевиков. Камолиддин Абдуллаев говорит, что Ходжаев использовал русских, чтобы превратить в жизнь идеи пантюркизма в Узбекистане. Пантюркисты с помощью Москвы сумели завоевать для Великого Туркестана огромные территории. Файзулло Ходжаев - таджик или узбек? Ряд таджикских историков считает Файзулла Ходжаева таджиком, а его Тот самый памятник деяния «предательством нации». Но Темур Ходжа-Угли со ссылкой на своего отца говорит, что они принадлежали к карлукской племени. По его словам, во времена Бухарского эмира многие владели и таджикским и узбекским языками. Жители Бухары все говорили на двух языках. Он спросил, почему вы считаете себя узбеком, ведь Файзулла Ходжаев, Усмон Ходжаев, Абдурауф Фитрат — все они были таджиками? Я сказал, что у нас дома в обиходе были два языка, но отец говорил, что наши предки были карлуками» - говорит Темур Ходжа Угли. Но по словам Мухаммаджона Шакури, существует множество исторических доказательств того, что Файзулла Ходжаев не был узбеком и тем более карлуком, которые антропологически сильно отличаются от других жителей региона. Но то что он был таджиком, по словам академика Шакури, не умаляет, а наоборот, еще больше усугубляет меру его вины перед таджикским народом.

Автобиография Ф.Ходжаева.

Бухарские чиновники позаботились, чтобы ни один приехавший на фестиваль представитель нового «гармонично развитого поколения» ни в коем случае не задумался: «Кто этот дядька и что же он такого сделал, что ему поставили здесь памятник? Хотя наивно полагать, что узбекский чиновник с периферии думает о школьнике. Он скорей всего дрожит при одной мысли, что такой же «слуга народа» только выше его рангом, да ещё и из столицы, окинет его холодным взглядом за то, что он до сих пор не отнёсся серьёзно к делу расправы с персонажами из ненавистного прошлого. Стараясь не впадать в уныние, я смотрел на обновлённую Бухару, на радостные лица горожан и туристов и думал: наверное, такой хотел бы видеть Бухару через сто лет Файзулла Ходжаев. Где женщины ходят без паранджи, где ликвидирована безграмотность, где не царит религиозная бесовщина, где каждый гражданин ощущает свою причастность к происходящим вокруг переменам.

Хотя наивно полагать, что узбекский чиновник с периферии думает о школьнике. Он скорей всего дрожит при одной мысли, что такой же «слуга народа» только выше его рангом, да ещё и из столицы, окинет его холодным взглядом за то, что он до сих пор не отнёсся серьёзно к делу расправы с персонажами из ненавистного прошлого.

Стараясь не впадать в уныние, я смотрел на обновлённую Бухару, на радостные лица горожан и туристов и думал: наверное, такой хотел бы видеть Бухару через сто лет Файзулла Ходжаев. Где женщины ходят без паранджи, где ликвидирована безграмотность, где не царит религиозная бесовщина, где каждый гражданин ощущает свою причастность к происходящим вокруг переменам. В канун Дня памяти и почестей задумываешься, что всё было бы прекрасно, если бы мы, неблагодарные потомки, в очередной раз не предали Файзуллу Ходжаева, предав его имя его забвению, тем самым забыв, откуда родом наше сегодняшнее счастье и чьей кровью оно оплачено… Надир Равшанов На снимках: площадь у дома-музея Ф.

Сталинский суд 1938 г. В хрущевско-брежневской исторической традиции суд над «троцкистами», среди которых оказались и Файзулла Ходжаев с Акмалем Икрамовым, был объявлен блефом. А значит заговора не было и Ф. Ходжаев был в числе верных большевиков, противостоящих сталинской деспотии? Но представлять его последовательным коммунистом — то же, что называть «сыном лейтенанта Шмидта». Не случайно Ильф и Петров этот образ списали с реальной фигуры — молодого кокандца Тургуна Хасанова, выдававшего себя за «руководителя узбекского правительства Файзуллу Ходжаева» [32]. Он родился в Бухаре и принадлежал к среде наиболее богатых людей Бухарского ханства. Отец Ф. Ходжаева был купцом-миллионером, сделавшим состояние на экспорте каракуля. В 11 лет Файзулла вместе с отцом выехал в Россию и до 1911 гг. В 1912 г. Сегодня здесь дом-музей Ф. Понятно, что взгляды и убеждения молодого Файзуллы отражали интересы национального капитала, вступившего в конкуренцию с наиболее крупным капиталистом ханства — самим бухарским амиром. Отсюда берет начало стремление к реформам и путь во власть через революцию. Признание Ходжаева на суде вполне достоверно: «…я был воспитан как националист» [13]. Революционные идеи, сотрясающие в первые десятилетия XX в. Уже в 1913-1915 гг. Это было культурно-просветительское движение либеральной, прежде всего, духовной, интеллигенции, идеалом которой был просвещенный и «справедливый амир, обладающий светлым разумом». Они выступали за модернизацию просвещения и открытость к достижениям мировой культуры. Проводниками идей джадидов были новометодные мактабы и издания джадидской ориентации. С 1916 г. Фитрата и Ф. Ходжаева стало оформляться политическое движение младобухарцев — молодых прогрессистов, получивших образование в России, Турции, Европе. Их объединяло стремление к политическому обновлению ханства. Примером были младотюрки, революцией 1908 г. Февральская революция 1917 г. Однако ответный энтузиазм джадидской общественности настолько испугал амира, что декрет был отозван, а джадиды подвергнуты репрессиям. Это привело к радикализации левых бухарских джадидов и их организационному оформлению в партию младобухарцев. Ходжаев и Р. Фитрат вошли в состав её Центрального Комитета. Программа реформ младобухарцев, составленная Р. Фитратом, намечала реорганизацию Бухарского ханства по младотурецкому образцу, установление демократической республики и светских начал правосудия [15], C. В 1917-1918 гг. Большевики признали независимость ханства и отменили соглашение о протекторате России. Тогда младобухарцы решили заставить амира пойти на перемены силой, используя военные ресурсы туркестанских большевиков. В этот момент в качестве наиболее радикального лидера младобухарцев и выдвигается Файзулла Ходжаев. Он взял на себя инициативу переговоров с председателем Совнаркома Советского Туркестана Ф. Колесовым и возглавил революционный комитет по подготовке восстания. В марте 1918 г. Колесов с крупным военным отрядом прибыл в Каган. Амиру был направлен ультиматум Колесова и Ходжаева с требованиями: «Распустить существующее при Вас правительство и назначить на его место Исполнительный Комитет младобухарцев». Алим-хан сделал вид, что уступил и прислал текст нового манифеста: «Предоставляя всему нашему народу свободу слова, свободу промысла, свободу обществ…. Однако большевики и младобухарцы просчитались. Затянув переговоры, амир собрал значительные силы и вынудил Колесова отступить. В Бухаре была устроена резня, в которой погибли до полутора тысяч сторонников младобухарцев. Около 8000 человек, в т. Часть из них, включая Садриддина Айни, сильно пострадавшего в ходе тех событий, приняли российское подданство. Шок поражения и угроза уничтожения вынудили Ф. Ходжаева покинуть Среднюю Азию: «После мартовских событий 1918 год… я был объявлен вне закона, присужден к смертной казни, бежал в … Россию» [13]. По дороге в Москву Ф. Ходжаев и его соратник У. Пулатходжаев в Оренбурге были арестованы офицерами атамана Дутова и обвинены в шпионаже в пользу красных. От расстрела их спасло заступничество одного их ведущих пантюркистких лидеров России, идеолога Башкирской автономии Ахмед Зеки Валиди 1890-1970 , в 1919 г. Эмиграция еще более сблизила младобухарцев с большевиками, часть из них вошла в состав только что созданной бухарской компартии. В 1918-1919 гг. Он организовал в Москве отделение младобухарской партии, а, вернувшись в Ташкент в 1920 г. Успехи советского строя в России и конктакты с большевиками кардинально изменили политические замыслы младобухарцев. Они отказались от идеи конституционной монархии и взяли курс на свержение амира. Это соответствовало и планам большевиков, рассматривающих амира Бухары как главную угрозу советской власти в Средней Азии. Для легитимного устранения амира нужны были основания, лучше всего, народное восстание, обратившееся к правительству РСФСР за помощью. Этот сценарий был взят за основу. Свержение бухарского амира начало готовиться как красноармейская войсковая операция. Потому, сообщал Фрунзе, для «скорейшей ликвидации эмирата» необходима «организация революции путем непосредственного участия наших сил» [27], С. Бухарская Республика и перспектива независимого Туркестана Младобухарские радикалы во главе с Ф. Ходжаевым сознательно пошли на участие в такой «революции», для них это был единственный путь во власть. Ради этого они согласились одеть коммунистическую «одежду» — пошли на объединение с созданной большевиками бухарской компартией БКП К 1920 г. БКП имела уже ок. Среди среди коренного населения без младобухарцев её политические возможности были незначительны. Обе стороны четко понимали, насколько различны их намерения. На съезде бухарской компартии в Чарджуе, где принималось решение о восстании и союзе с младобухарцами, часть делегатов даже предлагали расстрелять Файзуллу [15], C. Тем не менее, под давлением таких фигур, как Фрунзе и Куйбышев, союз состоялся, и младобухарцы включились в осуществление бухарской «революции», начавшейся 27 августа 1920 г. После решающих боев Красной Армии с войсками амира 31 августа-1сентября и демонстрационной авиабомбардировки Бухара была захвачена. Эмир с остатками приверженцев бежал…» [20], C. Несмотря на факт внешнего российского военного вторжения, после «революции» 1920 г. Изгнание всей амирской государственной верхушки из Бухары позволило объединившимся младобухарцам и коммунистам взять власть в стране в свои руки. При этом политический авторитет, образование, общественное положение младобухарцев обеспечивали им лидерство в государственном управлении, разработке концепции развития и модернизации бухарской государственности. Ходжаев получил пост главы правительства Бухарской Республики — Председателя Совета народных назиров, а Р. Фитрат — назира просвещения. Несмотря на молодость, Ф. Ходжаев оказался великим мастером компромиссов. Войдя в ЦК Компартии Бухары, стал идеологом центристской линии, балансирующей между левыми большевиками и сторонниками национально-патриотического курса. Это отразила программа БКП, подготовленная во второй половине 1921 г. Конечно, это была политическая «псевдоморфоза», советизация Бухары оставалась мифом на протяжении всего периода существования БНСР. Тем не менее Бухарская Республика не входила в Российскую Федерацию и была суверенным государством. В сентябре 1921 г. В ней отсутствовало положение о диктатуре пролетариата, сохранялась частная собственность и право её наследования. Отменялись ограничения в отношении частного владения и распоряжения капиталом, свободного занятия промышленностью. Правом избирать и быть избранным наделялись все граждане, в т.

С 1974 года - режиссер студии "Узбектелефильм". Писал сценарии для художественных и документальных фильмов, выступал в качестве кинокритика и искусствоведа. Будем очень признательны за помощь.

Содержание

  • На вершине власти
  • УзССР-95: в чем не ошибся расстрелянный Ходжаев
  • Ранние годы
  • ХОДЖА́ЕВ ФАЙЗУЛЛА ГУБАЙДУЛЛАЕВИЧ
  • Алексей Арапов: «Мы не войдём в историю…!?» — Письма о Ташкенте
  • Содержание

Семь мифов о Файзулле Ходжаеве

В 1919 году в Ташкенте организовал бюро младобухарцев-революционеров, снабжал их революционными книгами и начал публиковать газету «Учкун». В 1920 году он вступил в компартию, и под руководством Михаила Фрунзе в рядах Красной армии участвовал в свержении с престола Алимхана. Затем он был назначен председателем Совета народных комиссаров, а с 1924 года — после образования Узбекской Республики в составе СССР - председателем Совнаркома Узбекистана, то есть главой республики. Согласно историческим источникам, вплоть до лета 1937 года Москва относилась к нему с доверием, но в июне он был исключен из партии, а еще через месяц арестован. Файзулло Ходжаев довольно противоречивая фигура для таджикского народа. Официально Ф.

Опорой джадидов были мелкобуржуазные слои города студенты, мелкие лавочники и чиновники. Тем не менее отрыв этих элементов от дехканского народа превращал их во «фрондирующих интеллигентов». Наличие значительного пролетариата в Средней Азии он отрицал. Препятствием для развития Ходжаев считал « эмирский деспотизм », который опирался на дворцовую канцелярию и чиновничество, а следствием этого являлось взяточничество. Элементы феодализма он видел в мульке наделах за службу. Ходжаев предлагал следующее [3] : Восток — это «мертвое тело», которое нужно оживить новыми идеями и революционной практикой; Все ценности старого Востока надо уничтожить, чтобы внедрить наработки Запада;.

Бухариным, А. Рыковым и другими видными советскими коммунистами. Ходжаев был признан виновным в организации националистического заговора, направленного на свержение советской власти в Узбекистане, и приговорен к высшей мере наказания 13 марта 1938 г. Когдаже там поставят памятник убитым там людям.

Изучал узбекскую грамоту в мактабе. Среднее образование получил в России, куда приехал с отцом в возрасте 11 лет. В 1913 году примкнул к джадидскому движению. Файзулла Ходжаев являлся в 1916-1920 годах одним из лидеров младобухарской партии с 1917 - член нелегального ЦК , выступившей против монархического режима в эмирате. Организовал демонстрацию с требованием конституции и реформ, после её разгона бежал из Старой Бухары, работал в Новой Бухаре и в Ташкенте. Одним из его ближайших друзей и сподвижников в партии младобухарцев был поэт и историк А. В начале Октябрьской революции в качестве представителя Революционного комитета участвовал в "Колесовских событиях" - выступлении против эмира Бухары. После поражения выступления бежал в Туркестан, приговорён эмирским правительством к смертной казни.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий