Новости в чем раскольников видит начало казни

Раскольников начинает всматриваться в людей, удивляется им: он «видел примеры все более необъяснимые». Раскольникову снится, что он ребёнок; это соответствует мотиву инфантильности в его характере. И Раскольников вдруг очень отчетливо понял, что связан с этой девушкой на всю жизнь, она последует за ним даже на край света.

Остались вопросы?

Видя своё отражение в неприятных людях, Раскольников начинает иначе относиться к себе и меняться — меняться в лучшую сторону. Гл. 1. 1. В чем Раскольников видит начало «казни»? Ответ: «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Он видит начало «казни» в своей комнате, когда замечает паутину на стене, старающуюся запутаться в пыли. Раскольников приводит чиновника домой, видит нищенскую обстановку, из сострадания оставляет на подоконнике деньги и укрепляется в решении идти на преступление. Ответ: 1. Раскольников видит начало казни как событие, которое он считает несправедливым и жестоким. Он снится Раскольникову до его совершения убийства и взывает героя к осознанию происходящего.

Остались вопросы?

1. В чем Раскольников видит начало "казни"? Раскольникову снится сон, где он пытается убить старуху, а она смеётся над ним, смех слышен повсюду. Сразу после преступления Раскольников чувствует, что начинается душевная каторга и казнь. Ответ: 1. Раскольников видит начало казни как событие, которое он считает несправедливым и жестоким. Раскольников думает, что убийство скупой ростовщицы — это первый шаг на пути истребления зла, но вместе со старухой-процентщицей убивает её невинную сестру. Гл. 1. 1. В чем Раскольников видит начало «казни»? Ответ: «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает?

Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание" | краткое содержание

1. В чем Раскольников видит начало «казни»? Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» (ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ РОМАНА) Часть 2, гл. 1. 1. В чем Раскольников видит начало «казни»? После этого преступления Раскольников уже никогда не чувствует покоя и умиротворения, постоянно пребывает в страхе и муках.

Как начинается наказание героя как и почему изменилась его жизнь после убийство

Он то готов пойти и сдаться полиции, то радуется, что подозрения отводятся от него. Сразу же после совершения убийства Раскольников осознает, что жизнь уже не будет прежней. Он больше не сможет чувствовать себя наравне со всеми. Мучительное чувство отчужденности, разъединенности со всем человечеством одолевает героя. Даже самые близкие и любимые люди — мать и сестра, теперь мучительны для него. Он видит их любовь, но не способен принять ее, ведь он — убийца. Раскольников сознательно отрезает себя от мира любимых людей, сам наказывая себя за свое преступление.

Разрушение теории Теория Раскольникова начинает рушиться, причиняя ему не меньшую боль, чем отчужденность. Герой осознает, что если бы он убил старуху от голода, а не из философских убеждений, ему было бы гораздо легче и проще принять свое злодеяние.

В чем причина обморока Раскольникова? Ответ: Он не мог трезво мыслить, и, когда произошел разговор Никодима Фомича с Ильей Петровичем об смерти старухи, Раскольников переволновался и упал в обморок. Какие решения последовательно принимает Раскольников о том, что делать с украденным? Почему не вода или дерево, а камень? Ответ: Родион Раскольников долго думал , куда спрятать украденное, позже, когда он выбрал несколько вариантов: куст, канава, вода, он заметил камень и решил, что спрячет все под него, ведь под камнем, был убежден Раскольников, искать никто не будет.

Какие известия, сообщенные Разумихиным, были неприятны Раскольникову? Ответ: Его покоробило то, что Разумихин рассказал о внезапном приходе Заметова и о заемном письме. Чем следствие доказывает вину красильщика Митрия? Ответ: Он сбежал, фактор, который сразу поставил в уверенность всех, что Митрий виновен, его показания были противоречивыми. Как доказывает Разумихин невиновность Митрия? Ответ: «Да чего тут объяснять: дело ясное! По крайней мере дорога, по которой надо дело вести, ясна и доказана, и именно коробка доказала ее.

Обоснование: Раскольников оказывается в конторе, так как он нуждается в деньгах и рассматривает возможность получения кредита для реализации своего плана убийства. Стычка с поручиком характеризует Раскольникова как человека, склонного к противнику и агрессии, но в то же время неспособного уверенно действовать. Обоснование: Во время стычки, Раскольников проявляет агрессию и неконтролируемость, но он проигрывает борьбу и понимает свою физическую слабость в сравнении с другими людьми. Это отражает его характер, его внутреннюю борьбу и душевное состояние. После исповеди квартальным Раскольников испытывает чувство полной отчаянности и бесполезности своих поступков. Обоснование: Раскольников осознает, что его план убийства и его идеи о «высшей справедливости» являются ошибочными и неправильными. Он понимает, что его поступки ни к чему не приведут и не сделают его жизнь лучше.

Причина обморока Раскольникова заключается в его внутреннем конфликте, чувстве вины и страхе перед тем, что он собирается сделать. Обоснование: Раскольников переживает моральный конфликт, так как он знает, что его план убийства является неправильным и противоречит его собственным моральным убеждениям. Это вызывает его сильное беспокойство и стресс, который проявляется в обмороке.

Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье... Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов. Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» - так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики - типичная трактирная обстановка. Трактирная и уличная стихия - противоестественная, нечеловеческая I вмешивается в судьбы героев романа. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактир «битком набитом», и в коморках. Все несет на себе печать общей неустроенности человеческого существования. Анализ следующих сцен поможет полнее понять эти мысли : Встреча Раскольникова с Мармеладовых в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых ч. Сцена с Лужиным ч. Катерина Ивановна с детьми на улице ч. Как описаны комнаты Мармеладовых и Сони? Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей? В чем убеждает нас история семьи Мармеладовых? Как вы понимаете выражение: «Жизнь на аршине пространства»? Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу? Цель этой беседы - подвести учащихся к пониманию неразрешимости трех противоречий и тупиков, в которых оказались герои. Символический, образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины Ивановны «Уездили клячу... В этом обществе он оскорблен, унижен, чувствует себя одинокой песчинкой в безбрежном океане жизни. Страшная жизнь людей вызывает сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Да и все это зависит не от воли людей, а от состояния общества. В отношениях людей друг к другу поражает равнодушие, всеобщее, раздражение, злоба, злое любопытство, невольно приходишь к выводу о духовном одиночестве человека в толпе. Сделайте вывод по теме урока. Запишите его. С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Стрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя коморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского. Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть» Пейзажи : ч. Сцены уличной жизни : ч. Интерьеры : ч. Пушкин сложил гимн великому городу в « Медном всаднике », лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли , сумраки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен:. Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит... Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь. Свой Петербург и у Достоевского. Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце If века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах d грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки. Домашнее задание: 1. По выбору творческая работа: «Как изображает Достоевский столицу Российской империи»; «История семьи Мармеладовых». Подготовиться к беседе: Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери ч. Так тому и быть! Подумать над вопросами: Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Мотивы преступления? Оборудование: индивидуальные карточки. Герои мучительно думает над вопросом о «существовании аршина земли». Он выход, не желая «принять судьбу так, как она есть». Для Раскольникова - Зачем Раскольников вышел из своей каморки? Идти ему недалеко, ровно семьсот тридцать шагов. Вспомните разговор студента с офицером в распивочной. Возникнув полтора месяца назад, идея убийства глубоко проникла в душу Раскольникова. Все это несет страшные мучения. Разве я способен на это? Как это отвратительно!... И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На каждую грязь способно, однако, мое сердце! Господи, неужели? Нет, я не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Ведь я все равно же не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю! Данные эпизоды говорят о противоречивости характера героя. В Раскольникове сочетаются две крайности: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека, очень непосредственная и острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире, с другой - холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость. Поражает резкая смена настроений, перехода от доброго к злому. Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал в душе Раскольникова? Ко всему-то подлец-человек привыкает! Видим, что мысль Раскольникова идет от частного факта к широким обобщениям. Живая боль за человека натыкается на холодные мысли: «... В Раскольникове внутренняя борьба, он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», но в то время готов оправдывать эту жизнь. Сознание героя как бы развивается: он все время спорит сам с собой. Вскоре герой из письма матери узнает о жертве сестры. Но теперь это уже не мечта, не «игрушка» - жизнь укрепляет в его сознании давно созревшее решение. Действие в романе разворачивается быстро. История преступления и наказания Родиона Раскольникова день заднем : Первый день: ч. I, гл. Действие романа занимает две недели, но его предыстория дольше. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступать закон. Прошло три с половиной месяца - и Раскольников впервые идет к Ростовщице заложить колечко. И вдруг слышит за соседним столиком разговор студента с офицером - о старухе-ростовщице и о «праве» на убийство. Еще через две недели у Раскольникова созревает решение: Убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем - убийство. Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство - не преступление? Ответить на вопросы: a. В чем главная причина преступления Раскольникова? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора? Для Раскольникова это означает отказ от жизни, от естественного права на любовь, от действия. Анализируется отрывок: «На улице жара стояла страшная... В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день, как уж он почти ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Анализ приводит к выводам : Герой не принимает «лик мира сего»; такая жизнь вызывает в нем чувство омерзения и злобного презрения к столпам общества. Герой находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен. Какой именно? Преступление Раскольникова. Цель: показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как. Виды деятельности: беседа, пересказ эпизодов, комментирование их. Убийство старухи замыслено как жизненная проверка теории на практике. Герой ничего не хочет для себя лично, но он не может смириться с общественной несправедливостью. Обратим внимание на то, что все окончательные решения героя имеют странное свойство: «Они имели одно странное свойство: чем окончательнее они становились, тем безобразнее, нелепее тотчас становились в его глазах. Несмотря на всю мучительную внутреннюю борьбу свою, он никогда ни на одно мгновенье не мог уверовать в исполнимость своих замыслов, во все это время... А между тем, казалось бы. Таким образом, мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился сосвоей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну ее практического осуществления. Достоевский утверждает: над душами людей могут властвовать не только чувства и страсти, но и отвлеченные теории; они обладают способностью воспламенять душу человека, порабощать его сознание и волю. Достоевский постоянно обращает наше внимание на стихийность преступления. Идя на преступление, Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают посторонние соображения. Стихийность и в самом убийстве «...

Наказание Раскольникова

Однако на каторге у Раскольникова происходит значительнейший духовный перелом, ознаменовавший собой начало новой жизни. Предвестником этого перелома становится болезнь Родиона. В бреду ему приходят странные видения — в очередной раз душа героя «делает ему подсказку», направляет на правильный путь. В этом сне, через фантастический сюжет, сам автор высказывает свою точку зрения на повсеместное распространение нигилистических, безбожных идей, вроде идеи Родиона.

Эти теории заражают людей, делают их безумными, «бесноватыми». Однако сами зараженные этого не замечают — они мнят себя избранными, миссиями. Однако повальное заражениями такими идеями ведет к вырождению рода человеческого.

И лишь несколько непорочных душ, сохранивших свою нравственную чистоту, смогут спасти людей от полного уничтожения.

Но делает он это только из-за того, что его задавила безвыходная тоска и тревога всего этого времени и особенно последних часов. Он захотел испытать что-то новое, некое чувство, которое резко отличается от того, что в последнее время владело им. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы.

Как стоял, так и упал он на землю... Слова признания застряли у него на языке, когда он услышал разговоры толпы о себе, о том, что он, возможно, всего лишь пьян. Ненависть к людям не позволяет Раскольникову полностью раскрыться перед ними, признаться и, возможно, получить у них прощение. Ведь признаться «тварям дрожащим» означает, что он такая тварь, как и они. А этого Раскольников пока совершить не может.

Он идет в участок. Но и там слова признания не сразу срываются с его губ. Он по-прежнему не уверен в том, следует ли делать признание. Несколько раз он порывается уйти из участка, но постоянно какие-то мелочи задерживают его. Он встречает следователя Пороха, который не догадывается о причинах его прихода и разговаривает с ним о всяких мелочах.

Известность ему принёс разбойничий роман «Жан Сбогар». Был участником объединения французских романтиков «Сенакль». Писал фантастические и сатирические повести. Нодье профессионально занимался энтомологией, выступил автором нескольких научных трудов. Герои «Преступления и наказания» не случайно много раз поминают Шиллера, который был в числе любимых авторов Достоевского; одним из литературных прототипов Раскольникова можно назвать главного героя «Разбойников» Карла Моора. Другие архетипические предки Раскольникова — Гамлет и Фауст: страдающие, терзающиеся герои, которым приходится совершить убийство или косвенно в нём поучаствовать. Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет Фёдор Достоевский Среди русских литературных влияний исследователи называют произведения Пушкина: «Пиковую даму» в которой молодой человек убивает старуху , «Моцарта и Сальери» идея «несовместности» гения и злодейства , «Бориса Годунова» мотив раскаяния в преступлении. Топографически верные, но вместе с тем зловещие образы российской столицы вызывают в памяти не только «Физиологию Петербурга» с её описаниями петербургских трущоб, но, конечно, и Гоголя, чья проза сохраняла влияние на Достоевского на протяжении всей его жизни. Как показал Юрий Тынянов, литературные влияния у Достоевского зачастую приобретают пародийную окраску 8 Тынянов Ю.

История литературы. В «Преступлении и наказании» появляется карикатурный нигилист Лебезятников, «с третьего голоса» перепевающий идеи революционеров. Он заявляет: «Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем! Если бы встал из гроба Добролюбов, я бы с ним поспорил. А уж Белинского закатал бы! Легко узнать здесь утрированную риторику из тургеневских «Отцов и детей» и опошленную идеологию «Что делать? Впрочем, дальше Лебезятников, несмотря на свою пошлость, оказывается честным человеком, разоблачая обман Лужина: драматичная сцена, в которой Соню обвиняют в краже ста рублей, а потом этот обман раскрывается, напоминает уже не о русских писателях, а о Диккенсе — почти такой же эпизод можно встретить в «Лавке древностей». Дух Диккенса носится и над одной из следующих сцен, где сошедшая с ума Катерина Ивановна пытается заставить своих детей просить милостыню. Диккенс был одним из любимых писателей Достоевского правда, история о его встрече с Диккенсом в Лондоне не более чем легенда.

Фотография Херберта Уоткинса. Национальная портретная галерея, Лондон. Диккенс был в числе любимых писателей Достоевского Революционер-террорист Дмитрий Каракозов. Роман печатается в журнале «Русский вестник» на протяжении всего 1866 года: обычная для XIX века «сериальная» модель публикации крупных произведений. Сотрудничество было взаимовыгодным: Достоевский избавлялся от долгов, а «Русский вестник» получал известного автора — что прекрасно сказалось на его тираже. Первые две части выходят в январском и февральском номерах, но дальше возникает заминка: Катков решает отложить публикацию после покушения Дмитрия Каракозова на Александра II. Вероятно, сыграло роль то, что Каракозов, как и Раскольников, был недоучившимся студентом, а печатать подробный самоанализ преступника было опасно в «горячих» политических обстоятельствах после выстрела Каракозова власти, например, закрыли журнал «Современник». Это не единственное совпадение «Преступления и наказания» с реальностью: перед самым началом публикации московский студент по фамилии Данилов убил ростовщика и его служанку — преступление широко обсуждалось в печати, причём журналисты сопоставляли Данилова с Раскольниковым. Публикация возобновляется в апреле и с перерывами длится до декабря. Параллельно в том же «Русском вестнике» печатается «Война и мир» Толстого — два величайших русских романа с самого начала стоят рядом.

Первое отдельное издание романа в двух томах выходит в 1867 году, Достоевский вносит в него существенные поправки. В 1870-м «Преступление и наказание» выходит в том самом собрании сочинений, которое печатал жестокий издатель Стелловский; последнее прижизненное издание романа состоялось в 1877 году. Дементий Шмаринов. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Скажем так: неравнодушно. Первым и глубоко апологетическим отзывом на роман — сразу после начала публикации — стала анонимная заметка в газете «Голос» Политическая и литературная газета, издававшаяся с 1863 по 1883 год в Санкт-Петербурге. Издателем-редактором выступал Андрей Краевский. За свою историю «Голос» получал множество предупреждений, а в 1882 году из-за цензуры был приостановлен выход газеты на полгода. Следующая заметная рецензия вышла в «Современнике» — за авторством Григория Елисеева Григорий Захарович Елисеев 1821—1891 — журналист, критик. В 1850 году вышел из духовного звания и занялся журналистикой.

Писал для «Современника». Елисеев спародирован Достоевским в образе Шигалёва в «Бесах», а также в образе семинариста-нигилиста Ракитина в «Братьях Карамазовых». Она сразу же превратилась в курьёз: Елисеев уловил в романе, кажется, только то, что Раскольников был студентом и что разговоры о преступлении ради справедливости — это «самые обыкновенные… молодые разговоры и мысли», — и заявил, что у Достоевского «целая корпорация молодых юношей обвиняется в повальном покушении на убийство с грабежом». Обо всех терзаниях героев Елисеев высказывался так: «…Автор в восторге от написанной им дребедени, вероятно, воображает себя знатоком человеческого сердца, чуть-чуть не Шекспиром».

Ответить Раскольников видит начало казни в своем убийстве старушки Алены Ивановны.

Он считает, что убийство старушки является первым шагом на пути к исполнению его теории о «высшей правде», которая дает право некоторым людям на убийство во имя общего блага.

Каторга Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

Этот момент, как и другие в данном эпизоде, имеет символическое значение. Надев крест, герой как бы принял свою судьбу «это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе! Кроме того, важно, что этот крестик простонародный — тем самым Раскольников как бы сближает себя с людьми, от которых отделился, когда «преступил нравственную черту». С этого момента становится окончательно ясно, что герой встал на путь «духовного возрождения». Дальнейшие события главы подтверждают это, а также показывают, как нелегко дается Раскольникову этот «переворот в сознании»: «Да так ли, так ли все это?

Однако пока он это воспринимает как собственную слабость, как еще одно подтверждение того, что он «тварь дрожащая»: «И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец! Именно поэтому, как мне кажется, он подает милостыню бабе с ребенком и слышит от нее: «Сохрани тебя бог! Что-то с огромной силой тащит его на Сенную — в самую гущу народа. Он и сам еще не понимает, зачем туда идет, протискивается сквозь толпу, пытается вместе со всеми смеяться над выходками пьяного мужика.

Однако он пришел сюда за другим — за эмоциональным освобождением, душевным облегчением. И оно наступает: «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы.

Он считает, что убийство старушки — это не только наказание за ее злодеяния, но и способ избавить общество от «ненужных» и «вредных» людей. Таким образом, для Раскольникова убийство старушки становится началом казни, которая, по его мнению, должна привести к преображению общества.

Ничего этого у Ивана Карамазова не было. Вот что дало ему наказание: он не бьется над «чертовой» загадкой и в заключении он — на свободе. До признания все его душевное пространство было заполнено вопросом, как жить, признаваться или нет. На каторге он без сомнения понял, что его «теория» он продолжает считать ее верной — не его, он не может ею жить.

Таким образом, он оказался в «беспредметной тревоге»: «Зачем ему жить? К чему стремиться? Когда Раскольников потерял идею, он почувствовал себя потерянным. Со стороны того, что он называет «совесть», ему не было поддержки: он нашел, что «совесть его спокойна»; «ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины». А ведь он был не из тех людей, говорит Достоевский, кто бежит раскаяния и стыдится признаться в ошибке: «О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он удивлялся тому, что какой-нибудь бродяга принимал такие муки, чтобы порадоваться лучу солнца, роднику, траве. Чем живут эти люди? Он перестал ненавидеть людей, «его же самого не любили и избегали все, его даже стали под конец ненавидеть — почему?

Каторжане как бы чувствовали, что этот «идейный» преступник — он им не чета. Он и они смотрели друг на друга недоверчиво и неприязненно». Но дело не в нации, хотя иной раз и так бывало на каторге; у Достоевского есть рассказ на эту тему — «Мужик Марей». Те просто считали весь этот люд за невежд и хлопов и презирали их свысока; но Раскольников не мог так смотреть: он ясно видел, что эти невежды во многом гораздо умнее этих самых поляков. Были тут и русские, тоже слишком презиравшие этот народ, — один бывший офицер и два семинариста; Раскольников ясно замечал и их ошибку». Заметим, что на каторге противопоставление «офицер» и «студент» теряет силу. Раскольников не отвечал ни ненавистью, ни презрением, он не мог смотреть на этих людей как на быдло; откуда же «та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом»? Однажды Он сам чуть не стал жертвой убийства, это случилось во время Великого поста.

Великий пост — время сугубого покаяния. Раскольников на второй неделе поста со всей казармой говел и ходил в церковь молиться. На православном богослужении вечерне, утрене, литургии в символах богослужения переживается вся история мира творение, грехопадение, спасение. Как это могло действовать на Раскольникова? Как он слушал слова великопостной молитвы св. Ефрема Сирина , на которой совершаются земные поклоны и человек просит у Господа и Владыки жизни даровать ему «дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви», просит дать ему «зреть свои прегрешения и не осуждать брата своего»? Раскольников был в церкви вместе с другими каторжными, а они однажды почему-то «все разом напали на него с остервенением. Ты в Бога не веруешь!

Он никогда не говорил с ними о Боге и о вере, но они хотели убить его как безбожника; он молчал и не возражал им. Один каторжный бросился на него в решительном исступлении». Раскольников не защищался его защищала только Каинова печать : «ни одна черта его лица не дрогнула. Конвойный успел вовремя стать между ним и убийцей — не то пролилась бы кровь». Вокруг Раскольникова слишком много непонятного, он умеет это отмечать. Загадкой для него было и то, что эти люди, готовые убить его, «так полюбили Соню. К ней даже ходили лечиться». Обстоятельства вокруг него складываются так, что Раскольников не понимает жизни.

Но чтобы ему понять жизнь, нужно постичь, что жизнь имеет личный источник. Этого Раскольников в текущих событиях жизни сделать никак не в силах. Необходим резкий поворот сюжета — выход из привычного круга и текущего распорядка. Это будет — болезнь и сон. Реальная болезнь — до жара и бреда — перекрыла собой болезнь сознания. Раскольников «пролежал в больнице весь конец поста и Святую», Пасхальную, неделю. В жару и бреду Раскольников видел сны. Во сне Раскольников увидел, «что он сделал».

Бог спросил Каина: Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. Видеть — это значит знать непосредственно, это область, где сознание у Достоевского — болезнь бессильно. Раскольников именно увидел, и тут никакого понимания, рефлексии, осознания не было близко. Сон Раскольникова, а затем его мысли сознание после сна резко контрастировали: «Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячечных грез». Раскольников увидел свое преступление как вселенскую вину, как мировую катастрофу… Таков был замысел романа и таков был главный герой романа: все человечество [6] в лице преступника должно определенно встать в отношение к Богу. И когда в Раскольникове побеждала жизнь, и он шел в участок, и потом, на каторге за полтора года, он — не имел никакого доступа к Тому, Кто есть источник жизни… и Бог не имел доступа к преступнику. Между ними не было общения.

В преступнике что-то должно произойти — не постороннее, не внешнее, не насильное, такое — его собственное, которое раскроет границы его Я, прежде твердо сомкнутые сознанием. Это не будет смена понятий и ассоциаций, это не будет смена убеждений или переход на иные идейные позиции. Сон Раскольникова — это не сознательное, но это и не бессознательное. Сознание преступника внезапно расширилось на народ… До основания рухнула его «теория», что люди делятся на два разряда. Такой внезапности человек в обычном состоянии перенести не может. Воочию увидеть ошибку своего сердца может быть в тысячу раз больнее, чем сильная физическая боль. Достоевский пишет о том, что такое ошибка сердца: это — «зараженный дух»: «Ошибки и недоумения ума исчезают скорее и бесследнее, чем ошибки сердца… Ошибки сердца есть вещь страшно важная: это есть уже зараженный дух иногда даже во всей нации, несущий с собою весьма часто такую степень слепоты, которая не излечивается даже ни перед какими фактами… причем, происходит даже так, что скорее умрет вся нация, сознательно, то есть даже поняв слепоту свою, но не желая курсив Достоевского уже излечиваться» [8]. В 1862 году Достоевский увидел Всемирную выставку в Англии и ужаснулся: «Да, выставка поразительна.

Вы чувствуете страшную силу, которая объединила тут всех этих бесчисленных людей, пришедших со всего мира, в единое стадо… Как бы вы ни были независимы, но вам отчего-то становится страшно… Это какая-то библейская картина, что-то о Вавилоне, какое-то пророчество из Апокалипсиса, воочию совершающееся. Вы чувствуете, что много надо вековечного духовного отпора и отрицания, чтоб не поддаться, не подчиниться впечатлению, не поклониться факту и не обоготворить Ваала, то есть не принять существующего за идеал» [9]. Чтобы не поддаться этому соблазну имя его «Вавилон» , нужен не потерянный в веках — «вековечный духовный отпор». Наше достояние — «вековечный духовный отпор». На христианском Востоке — «ошибка сердца» наша ошибка сердца была иной, чем на Западе. Нет, «он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию.

Найдите контраст наряда и выражения лица, поведения Сони? Какое новое ощущение возникло у раскольникова? В каких мыслях выразилась гордость и самоуверенность раскольникова? По каким причинам герой хочет признаться в преступлении и почему это не происходит? Ответ на вопрос: Тема: Внутренний мир раскольникова в «Преступлении и наказании» Объяснение: В романе «Преступление и наказание» Федора Достоевского главный персонаж, Родион Раскольников, является центральной фигурой. Как посягатель на убийство алкоголика, он подвергается внутренним противоречиям и эмоциональным колебаниям во время и после совершения преступления. Предостоителен, способный к глубокому размышлению и интенсивным эмоциональным переживаниям, Раскольников рассуждает о мотивах и последствиях преступления, переживает ощущение вины и мучение своего сознания. Пример использования: Во время преступления Раскольников испытывает смешанные чувства, он беспокоится о том, что его увидят, однако, он также ощущает эйфорию и ощущение свободы. Видя начало казни, Раскольников осознает, что эта сцена символична для его собственного положения и мучений. Входя в контору, он имеет намерение получить деньги, чтобы помочь матери и сестре, но ему также говорят, что он вызван по поводу убийства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий