Новости славянские праздники в январе

А 7 января (18 студеня) на Руси праздновали день Дажьбога — также солнечного бога.

Праздники Славян

Славянский календарь праздников Смотрите видео онлайн «Славянские праздники января. Что праздновали славяне в январе?» на канале «Тайные Знания» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 14 апреля 2022 года в 21:24, длительностью 00:15:17, на видеохостинге RUTUBE.
14 марта (березеня) в словянском календаре.: kadykchanskiy — LiveJournal Славянский праздник 1 января — день Морока Сейчас этот праздник называется Новый Год.
Традиции и обряды: Мара Зимняя и Васильев вечер 13 января Для удобства все даты праздников по древнему календарю славян соотнесены с современным календарем.
Праздники славян ( календарь) История праздников Славянские праздники в январе уходят своими корнями в далекое прошлое, когда наши предки поклонялись природе и богам.
Славянские праздники - Русская славянская народная библиотека - Велeсов круг Славянский праздник Просинец отмечают 21 января.

7 января — праздник Солнца-Дажьбога

Возле этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный крада , для сожжения лика Ярилы. Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище если таковое есть или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями волхвами, жрецами , или теми, кто может их заменить урядник, старейшина. Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки — плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву оберег от русалок и, обнажившись, начинают купаться.

Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру — Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя. День Ивана Купалы — древний славянский праздник Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке.

Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды? Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир каша, яйца, сало, блины, пиво — обязательно. Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.

На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре — Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава. Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается. День памяти князя Святослава 3 июля — день славления князя Святослава Игоревича около 942—972. У славян в этот день было принято проводить ритуальные поединки, воинские посвящения и славить Перуна. Русский историк Н. Карамзин назвал его «Александром Македонским нашей древней истории».

По словам академика Б. Рыбакова: «Походы Святослава 965—968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии». Святослав, Великий князь Киевский, — сын Игоря и Ольги, в значительной мере правившей при сыне государством до своей смерти в 969 году , поскольку князь все время проводил в военных походах. В 964—66 годах Святослав предпринял первый самостоятельный крупный поход: освобождение вятичей от власти хазар и подчинение их Киеву. Затем последовали походы на Волгу и Северный Кавказ, разгром Хазарского каганата. В 967 или 968 годах, используя предложение Византии, стремившейся ослабить своих соседей Русь и Болгарию, столкнув их друг с другом, князь Святослав вторгся в Болгарию и обосновался в устье Дуная, в Переяславце. Византийское правительство, чтобы воспрепятствовать утверждению Святослава в Болгарии, послало к Киеву печенегов. Он возвратился на защиту столицы, но, отбив печенегов, снова пришел в Болгарию. Около 971 года Святослав в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией. После боя с превосходящим по численности византийским войском у Большого Преслава и Доростола, выдержав со своим войском трехмесячную осаду, Святослав Игоревич заключил в 971 году мир с Византией.

На обратном пути в Киев князь Святослав у днепровских порогов погиб в бою с печенегами, которых византийское правительство предупредило о его возвращении. Святослав вошел в историю Древней Руси, как яркий пример воинской доблести. Его речь перед последним решающим боем с византийцами под Доростолом — свидетельство высокого понимания значения воинской чести в древнерусском обществе: «Не посрамим Земли Русской, ляжем тут костьми. Мертвые сраму не имут. Если побежим, осрамим себя. Станем же крепко. Если моя голова ляжет, промышляйте о себе». Дружинники ему отвечали: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим». В отличие от своих предшественников, сохранявших скандинавские традиции, Святослав был первым славянским русским князем. День Снопа Велеса Велес учил праотцев наших землю пахать, и злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и чтить Его как Отца божьего.

С Велесова дня начинают косить, заготавливать сено: «Коси коса, пока роса — роса долой, и мы домой! В этот день почитали последний связанный Сноп, в который, как полагали косари, во время косьбы переходил дух поля, а значит и дух Велеса. В эти же дни крестьяне заканчивали пахоту и начинали подготовку к озимому севу. Бытовала такая пословица: «До Велесова дня вспахать, до Перунова дня взборонить, до Спаса — посеять». Всем земледельческим работам покровительствовал Велес. Под Алатырем — вход в Пекло. Огнищане вспоминали о том, что только Велес смог отвалить Алатырь от входа, и потому умершие не могут попасть в Навь, минуя Велеса. Выборы жертвы Перуну Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Его считают покровителем воинов и витязей и славят в дни победы и приносят жертвы, желая достижения военного успеха. Так же Перуну подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей.

Перун — это, прежде всего, бог грозы, грома, также он тесно связан помимо огня с культом воды, дерева и камня. Он считается родоначальником небесного огня, который, нисходя на землю, дает жизнь. С наступлением весеннего тепла он оплодотворяет землю дождями и выводит из-за туч ясное солнце. Его усилиями мир всякий раз как бы рождается заново. Люди верят, что Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает облик лесного быка Тура, поэтому бык считается священным животным Перуна. Цветком его считается голубой ирис шесть лилово-голубых лепестков, громовой знак. Святилища Перуна устраиваются под открытым небом. Они имеют форму цветка: в тех святилищах, что раскопаны археологами, «лепестков» обычно восемь, но в древнейшие времена, по мнению ученых, их было шесть. Посередине ставится скульптурное изображение Перуна. Перед изображением Бога помещается алтарь, обычно в виде каменного кольца.

Туда складываются приношения и проливают жертвенную кровь, чаще всего животную, но в древние времена в жертву приносили и рабов, захваченных в военных походах. Перунов день У Перуна мысли быстры, Что захочет — так сейчас. Сыплет искры, мечет искры Из зрачков сверкнувших глаз. Бальмонт В этот день было принято, что все мужчины, присутствующие на зачине, обязаны иметь при себе оружие нож, топор, а если есть разрешение, то что-нибудь более подходящее. Во время зачина воины совершают торжественное шествие с песней. После славлений Перуну, воины приступают к освящению оружия: на щиты, положенные перед капищем, кладут мечи, топоры, копья, ножи, булавы и другое холодное оружие. В жертву приносится бык, а за неимением оного — петух должен быть одного цвета, не пестрый, лучше всего красный. На жертвенной крови заговаривается оружие, жрец мажет кровью чело каждого воина, после чего те надевают на голову красные повязки. Над жертвенным огнем освящаются воинские обереги. После зачина начинается обрядовый бой «Перуна» с «Велесом», посвященный победе Перуна над Велесом Перун побеждает Велеса и возвращает стадо небесных коров.

По окончании боя воины несут ладью с дарами и ставят на краду. Старейшина, раздевшись, поджигает краду. После того, как костер прогорит, воины насыпают над пеплом могилу и начинают тризну обрядовые бои на могиле. Затем совершается страва, на которой поминают всех павших славянских воинов. Обрядовая еда: говядина, дичь, курятина, каши. Из напитков: мед, красное вино, пиво, квас. Игрища начинают со взятия «городка». В этот день отдают предпочтение воинским утехам, но не забывают о делах любовных. Волхвы советуют провести ночь после праздника с женщиной. Плох тот воин, который одерживает победы только над врагом.

С Перуном был также связан ритуал вызывания дождя. Он заключался в принесении жертвы — обливании водой специально выбранной женщины. С появлением христианства функции Перуна были перенесены на христианского святого Илью Пророка, в образе которого явно появились черты Перуна — бога громовержца, ездившего по небу на громыхающей колеснице, и который, по сути, просто сменил имя, оставшись тем же почитаемым божеством. Спожинки К середине августа на всей славянской земле заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон. Отсюда и название праздника — Спожинки дожинки, обжимки. Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. Это радостное и важное для земледельцев событие широко отмечалось нашими древними предками по всей Европе. Славянские народности сначала отмечали Зажинки начало сбора урожая, День первого снопа. Более пышно отмечали Дожинки — день окончания жатвы, праздник последнего снопа, который выпадал на середину августа, на Успение Пресвятой Богородицы по старому стилю - это 15 августа. По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть несрезанных колосьев, связывая их лентой — завивают «бороду Велесу»: «Уж мы вьем, вьем бороду У Велеса на поле...

Завиваем бороду У Велеса да на широком... На ниве великой, Да на горе высокой, На земле чернопахотной... Вейся, вейся, борода Бородушка, вейся Сусек наполняйся! На зачине волхвы-жрецы славят Велеса, поднимая над головой горшок с просом: Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво. То Влес ущаше праотце наше Земе раяте, а злаки сеяте, А жняте вена венища А цтеть го яко отце божска». Это Велес учил праотцев наших землю пахать, и злаки сеять, и жать венки на полях страдных, и ставить снопы в жилище, и чтить Его как Отца божьего. В этот день освещают мед, яблоки и зерно. После зачина начинается веселый пир запрещено употреблять в пищу говядину. Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво. День Стрибога Стрибог древне-русское Стрибогъ — в восточнославянской мифологии бог ветра, родившийся из дыхания Рода.

Имя его восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками». Славяне отмечают день Стрибога 21 августа. Будучи повелителем ветра, Стрибог может вызвать или напротив прекратить бурю, или любое другое природное явление, связанное с ветром. Стрибог вместе с Перуном повелевает также громом и молнией. Они - братья. Стрибог постоянно живет в Окияне-море на острове Буяне и ежедневно создает 77 ветров, которые раздувает во все стороны света. Ветры те могут реки высушить и сокрушить леса темные. Также в древнерусских текстах имя Стрибога постоянно сочетается с именем Дажьбога. Ветры, в особенности те, что вызывают смерчи, всегда были явлением таинственным и несколько пугающим.

Славяне заклинали смерчи, призывали на помощь Перуна, бросали в них ножи, камни, били палками. Все ветры, тихие ли, сильные ли, ласковые ли — все они дети и внуки Стрибога. С другой стороны, у славян известна концепция ветра как души духа. Жертвуют обычно лоскуты, ленты, крупу, зерно, муку, кашу, хлеб, разбрасывая куски по ветру в поле, и вымаливая у него угодных для урожая ветров. Род и Роженица Этот славянский праздник, посвященный семейному благополучию, приходится на 8 сентября. После зачина, на котором обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинается обряд «похороны мух». Пойманную муху таракана, комара, осу кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы. После «похорон» начинается обрядовая охота на «лосих». Две девушки, ряженные лосихами оленихами , показываются на короткое время из леса и убегают. Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить.

Одну пойманную «лосиху» сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать. Праздник заканчивается рожаничным пиром обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, ягодное вино и игрищами. Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин. Женщина держит в руках хлеб желательно овсяный. По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных. После праздника Рода и Рожениц наступает «бабье лето». Новолетие, Славянский Новый год Новолетие, или Славянский Новый год, приходится на 14 сентября 1 сентября по старому стилю. Эта дата в православном календаре также считается первым днём нового церковного года - Началом индикта. На Руси этот день был большим праздником с множеством традиций и поверий. В связи с наступлением осени и нового года заканчивались многие работы в поле и начинались засидки, то есть работа в избах при огне.

Кстати, накануне вечером гасили старый огонь в доме, а ранним утром зажигали «новый» с особыми приговорами. В этот день было принято обходить все поля с особыми песнями и закличками, чтобы в будущем году урожай был хорошим, а ещё - перебираться в новые дома справлять новоселье. Также к этому дню надо было закончить все торговые и хозяйственные договоры и сделки, уплатить дани, оброки и пошлины. Ещё одной традицией праздника были обряды «пострига» - посвящения в воинство и крестьянство детей, достигших возраста 3—4 лет. И всё это сопровождалось песнями, гуляниями и пирами. Кстати, по мнению астрономов, днем празднования Нового года может быть абсолютно любая дата, так как понятие «начало года» носит весьма условный характер. Ведь все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принимать за начало отсчета. День памяти князя Олега Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Летопись рассказывает, что 2 сентября по старому стилю 911 года князь Олег, прозванный «вещим», после успешного похода на Константинополь славянск. Согласно «Повести временных лет» это событие произошло: «...

Месяца сентября 2, индикта 15, в год от сотворения мира 6420... Одним из главных результатов похода историки называют заключение торгового договора, согласно которому русские купцы могли вести беспошлинную торговлю. Олег прибил свой щит — символ победы — на воротах Царьграда. Во время правления 882—912 Олег сделал, казалось бы невозможное — объединил разрозненные славянские племена в единое государство — Киевскую Русь. Но для этого пришлось захватить Киев, где в то время сидели дружинники Рюрика Аскольд и Дир, убитые князем во время небольшого похода. Правив на престоле, как регент, Олег дал воспитание сыну Рюрика — Игорю.

Сделанные в этот день фигурки уже самим фактом своего существования должны влиять на будущее. На Святки в селах Русов наиболее распространенным был обряд колядования, имеющий поминальный смысл. По ночам ходили ряженые. Это были ребятишки, неженатая молодежь. Они рядились козою, быком, или медведем, свиньями, кобылами, журавлём, чаще использовали вывернутый мехом наружу тулуп, а на лица — маски. Они ходили из избы в избу группой и под гармошку или балалайку пели хозяевам величальные песни с характерными припевами «Ой, Коляда». В этих песнях высказывались пожелания богатства, здоровья, урожая. Нередко ряженые приходили с полным лукошком зерна и «рассевали» жито по избе. Это означало принести в дом довольство и сытость. Хозяин одаривал колядующих. Святочные гуляния были временем всеобщего веселья. Обычай колядования потерял со временем обрядовый смысл и превратился в увеселение, забаву. Чудище приплясывает, отпускает веселые шутки, и смотреть на него не страшно, а весело и смешно. А ведь колядники, согласно преданиям, тени древних Предков. Они приходят в Новогоднюю ночь и пускаются в дальний путь проведать потомков и принести из мира иного залог урожайного года, достатка и благополучия. И когда мы кладём под ёлку конфеты, яблоки или печенье, то делаем это как бы в память о далёких наших Предках. И конфеты, которые мы вешаем на ёлку, украшая её, тоже означают пожелание сладкой жизни в Новое Лето в Новом году. А ёлочные игрушки — коровы, барашки, козы — это воспоминание о новогодней жертве: чтобы избежать голода и бедствий, люди устраивали праздник в честь духов подземного мира, принося им в «жертву» домашних животных. Оживление Воды — Водосвятие — Водокрес. Водосвятием завершаются святки, которые длятся от Дня зимнего солнцестояния до 6 января. День, когда освящаются священным огнем новорожденного Солнца все Воды Матушки-Земли. Негативная информация, которую вода набрала за год, обнуляется — и вода снова становится первозданной, чистой, целебной… Искра Небесного Огня Креса из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их волшебными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес Вещий Бог посылает людям Здраву — благословляет все Земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов. Существовало поверье: если в ночь на Водосвятие 6 января прийти на реку и вырубить прорубь, то вода вскипает. В этот день вода в природных водоёмах меняет свои свойства, становится целебной. А потом возвращается в своё обычное состояние. В этот праздник на Руси был обычай купаться в проруби, несмотря на морозы. Купание в такой воде даёт человеку бодрость, здоровье, мощный прилив жизненный сил. По традиции Русы приносили воду домой и окропляли ей дом, двор, родных, домашних животных, давали выпить больным, лечили раны. В это время очень важен прямой контакт с Царицей-Водицей. Обряд Водосвятия — раскалив на огне кусок Сварожьего железа, его торжественно, с соответствующими славлениями, опускают в воду, которая, согласно народным верованиям, обретает в этот день особую Силу — становится «могутной да премогутной», целебной, очищающей тело и душу. После завершения обряда Водосвятия все собравшиеся умываются водой или купаются в прорубях, дабы смыть с себя «все болести и горести». Принимавшие участие в обрядовой окрути обряжавшиеся в личины выходцев из Нави на Коляду и во время Велесовых святок — смывают с себя остатки Навьих чар, связывавших их с миром Мёртвых. По народным представлениям, вода, освящённая на Водокрес, считается чистой — священной, и в ней в течение 12 дней не следует стирать или полоскать бельё. Если водой, заклятой на Водокрес, окропить двор и дом — вся нечисть будет обходить их стороной. Уголья от Священного Огня, разожжённого на Капище в этот день, а также от огня, в котором калили обрядовое железо, — хранят в течение года, почитая чудодейным оберегом от пожара и молнии. Чтобы предостеречь свой дом от пожара, на Водокрес хозяева — старшие в своём Роду мужчина и женщина — обходят дом, держа в руках чашу с водой, при сём рекут слова: «Велес и Макошь со мной, Несут чару с водой; Если пожару быть — Станут пожар тушить: Не гори — раз! Не гори — два! Не гори — три! Произнося эти слова, трижды сбрызгивают водой на дом, после чего завершают заговор: «Духи Предков стоят — Дом от пожара хранят! Слово моё крепко да лепко! В народе верят, что выносить воду из дома в этот день нельзя — вместе с ней можно вынести чистоту. Существует легенда, что в сию пору сам Чернобог, обернувшись нищим странником, ходит по домам и просит у людей воду. Кто вынесет ему ковшик — вместе с водой отдаст ему свою долю… Турицы зимние — также отмечаются 6 января. Посвящены Велесу в облике Тура — одного из древнейших почитаемых среди Русов животных, обладающих магической силой. В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. Турицы зимние — древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины, когда юноша должен был проявить свои охотничьи способности, воинскую отвагу и завалить своего первого крупного зверя.

Считалось, что в эту ночь «отверзаются небесные врата; пресветлый рай, в котором обитает солнце, открывает свои сокровища; воды в реках и источниках приходят в движение и при этом претворяются в вино; на деревьях являются цветы и зреют золотые яблоки». Ночь под Крещение считается наиболее благоприятным временем молитвы к Богу о самом сокровенном [17]. После окончания голодной кутьи сено, что лежало в течение двух калядных недель, убиралось со стола и относилось скоту, чтобы улучшить и ускорить молоко у коров, а заодно уберечь от ведьминых проказ [22]. В Воронежской области на Крещенье давали скотине «немолоченный» сноп, чтобы скотина «разговелась» [23]. В Полесье на Крещенье рисовали кресты и коней на дверях. Крест — «то Коляда уезжает» [25]. Местами исписывали мелом стены, двери и печь разными фигурами деревьев, птиц, зверей, всадников [26]. Ещё в XX веке русские крестьяне, чтобы предостеречь свой дом от пожара, на Крещенской неделе читали: «Шли святые за мной, несли чашу с водой. Если пожару быть, святые станут пожар тушить. Не гори раз, не гори два, не гори три. Ни сегодня, ни завтра, никогда не гори. Святые стоят, мой дом охраняют. Аминь» [27]. В Курской губернии под Рождество и под Крещенье жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались [28]. В этот изгоняли бесов из домов, строений.

Приметы Перезимье о весне весть подает. Если эхо далеко уходит, то жди сильного мороза. Угощали кума с кумой. Об этом дне говорили: «Емельяны перезимники», «Емельян накрути буран», «Метель зиме за обычай». В этот день судят о характере зимы окончательно. Приметы Следи за ветром: если в Емельян ветер подует с юга, лето будет грозовое. После праздников накопилось много дел по хозяйству. Хозяйки убирали в доме, стирали. Об этом дне говорили: «Пришла пора — забот гора». Приметы Если на Филиппа морозно, то яровой посев будет поздним. Если скот, выпущенный во двор, повернет обратно в стойло, то будет холод или снег. Ясная погода — к хорошему урожаю. На Григория по инею примечали о лете. Приметы Если иней на деревьях — к сырому году; деревья в инее — небо будет синее; если иней «остается» на весь день, то лето будет ненастное, молодая рожь начнет цвести под самый дождь; если в этот день на скирдах хлеба ляжет иней, то лето будет дождливое. После Святок нечистую силу повыгоняли из домов и дворов, а деться ей некуда, вот она и «опакостила» морозы. Поэтому говорили: «Федосеев мороз худ, готовит хлуд», «Мужик за порог, а мороз ему поперек». Приметы Если тепло, знать на раннюю весну пошло. Если морозно, то яровой посев будет поздно. Полная прорубь воды и туман в этот день — к большому разливу рек. Приметы Яркое солнышко на Татьянин день — к раннему прилету птиц. Если пойдет снег, то лето будет дождливое. Если на Татьяну морозно и ясно — будет хороший урожай. В этот день говорили: «Ерема на печи, а кошка в печурке». Приметы Кошка лижет лапу — к ведру, в печь лезет — к теплу, по половицам катается — тоже к теплу. Если кошка скребет ногтями пол — к метели, а если стену — к ненастью. Если кошка ложится вверх животом и тянется — к теплу. Кошка мордочку прячет — на мороз. Собака лежит, свернувшись — к холоду, вытянувшись — к теплу. Обращались к скотине только с ласковыми словами. Приметы Если на Нину сильный ветер, то год будет сырой. Деревья покрылись инеем — к теплу. Белые облака зимой — к стуже. В старину говорили: «Павел день прибавил». Приметы Ночь звездистая на Павла — к урожаю льна. Если на Павла ветер — год будет сырой. На Руси считается, что апостол Петр помогает при горячке. Приметы Если в амбарах ржаного хлеба осталось больше половины, быть урожаю. Курица на одной ноге стоит к стуже. Но впереди — холодный февраль. В народе говорили: «Перезимник — обнадежит, обтеплит, а потом обманет — все морозом стянет». Хозяйки в этот день пекли колобки — символы солнца. Приметы Если на Антона-перезимника тепло — не жди тепла, это только один теплый день, будет мороз. Их называют Афанасьевские. Про этот день говорили: «Афанасьевские морозы шуток шутить не любят», «Афанасий да Кирилло забирают за рыло». На Афанасия знахари выгоняют ведьм.

Новый год. Древнерусская версия

01 Января Единственный славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в славянских государствах – это Новый год. 6 января — Водосвятие, Водокрес, Турицы зимние — день, когда закрываются Врата Нави (открытые в пору Велесовых святок), а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. Главная» Новости» Славянский январь.

Старый Новый год и св. Василий – языческие корни праздника

Paзбyдить егo мoглa девyшкa, пoпpыгaв нa нем, видимo, этo былo cимвoличеcким coвoкyплением женщины и живoтнoгo, кoтopoе дoлжнo былo paзбyдить мaть-пpиpoдy oт cпячки. Paзбyженный «медведь» pевел и гoнялcя зa девyшкoй, пocле чегo нaчинaлиcь игpищa, oтнюдь не вcегдa пpиcтoйные. Пpaвocлaвнaя вcтpечa нoвoлетия Пocле пpинятия Pycью пpaвocлaвия, дyхoвники бopoлиcь c язычеcкими пoвеpьями, кoтopые тo и делo пoявлялиcь в paзных меcтaх вплoть дo XV векa. Oдним из метoдoв тaкoй бopьбы был пеpенoc пpaздникoв, и Hoвый гoд пеpенеcли нa пpoтивoпoлoжнoе вpемя гoдa — нa 1 cентябpя, кoгдa coблюдaть oбpяды cмыcлa не былo: впеpеди былa зимa, для язычникa oлицетвopяющaя cмеpть.

Былo этo cделaнo, кaк yкaзывaет в cвoей cтaтье «Kaлендapь и тpyдoвaя деятельнocть челoвекa» филocoф Baлентинa Гищенкo, тoлькo в 7001 гoдy oт coтвopения миpa в 1492 гoдy , пoтoмy чтo paнее ждaли кoнцa cветa, кoтopый дoлжен был нacтyпить в 7000 гoдy. Koгдa cтaлo яcнo, чтo oжидaние иcтеклo, a «миpy еще быть», дyхoвенcтвo зaнялocь пpoблемaми и ввелo нoвyю дaтy нoвoлетия. И цapь, и пaтpиapх, и бoяpе, и cтpельцы Пpaзднoвaние нoвoлетия oткpывaлocь 31 aвгycтa вечеpней cлyжбoй и в пoлнoчь цеpкoвный кoлoкoл вoзвещaл o нacтyплении нoвoгo гoдa.

Со всей деревни в доме повитухи собирались девицы, беременные молодухи и женщины, в ближайший год родившие ребенка, вместе со своими малышами. В дар «бабке» они несли преимущественно продукты и напитки — выпечку, фрукты, квас и медовуху. Из принесенных яств собиралось обильное застолье, на которое повитуха выставляла главное обрядовое блюдо — особую кашу «рожаницу», сваренную из гречихи либо проса, основательно сдобренную яйцами, сливками и коровьим маслом, и украшенную ягодами, орехами и маком.

По завершению обряда умываются этой водой или купаются в ней, смывая с себя остатки Навьих чар и иного мира после ночей зимнего Солнцестояния, Коляды и Велесовых святок. Народные поверья Водокреса В течение 12 дней не следует стирать или полоскать бельё Если водой, заклятой на Водокрес, окропить двор и дом — вся нечисть будет обходить стороной. Выносить воду из дома в этот день нельзя — вместе с ней можно вынести чистоту. В это время Чернобог, обернувшись нищим странником, ходит по домам и просит у людей воду.

Не даром ночь на первое мая — волшебная у всех народов. Даже советская власть, чуждая вере в Родных Богов, не обошла этот день стороной, оставив нам возможность праздновать Живин день в то время, когда делали это в старину. Ярила Вешний Ярилин день 23 апреля - 2889 Встречают Ярилин день 23 апреля. В старину праздник Ярила Вешний одним из главных был! Ждали его с нетерпением, готовились. Сказывали, в Ярилин день Бог плодородия сам обходит землю, проверяет готовность полей к севу, договаривается с лесными зверями, чтобы не чинили вреда скоту. Славяне чествуют Ярилу Вешнего, помогают ему, сами совершают обход полей и деревенского стада. День Семаргла - Бога Огня 14 апреля - 5580 Бог Огня у славян почитаем в каждый отрезок Кологода, без его присутствия не обходится ни один обряд, да и в доме непременно есть очаг — место, где живет славянский Бог Семаргл. Огонь — беда и вода — беда, а без огня и воды — пуще беды. Бога Огня у славян почитали да побаивались, помнили о его переменчивом нраве. А всё же без света да тепла, без огня свечи, костра и очага не обойтись! Потому вспоминали славянского Бога Семаргла часто, а особо — во время апрельских праздников. Вороний день: праздник птицы Чернобога - 4178 Вещий ворон — птица волшебная. Сказывают, ведает он тайны жизни и смерти, знает путь к источнику мертвой воды, служит властителю Нави Чернобогу. А то и сам Чернобог может явиться в образе огромной птицы на вороний праздник. Писанки и крашенки у славян - 5148 Писанки имеют сотни символов, значений-оберегов. Пожалуй, нет ни одного доброго пожелания, которое нельзя было бы выразить рисунком писанки. Водопол 3 апреля - день пробуждения Водяного у славян - 2841 Водяного у славян издревле почитают. От дедушки-Водяного зависит, будет ли рыба ловиться, а мельницы — зерно молоть. Сказывают, и пасечникам Водяной помогает, потому ставят пчелятники ульи подле реки. В День Водяного духа воды привечали, всюду старались Водяника уважить подарками и добрым словом. Весенние славянские обряды - 9700 Весенние славянские обряды не имеют жёсткой привязки к конкретным датам — ещё И. Снегирёв писал: «Встреча и окликание весны приходятся, смотря по климату и местности, в разное время и делается различным образом»[2]. В «народном православии» с весенним временем связаны три основных разновидности обрядовых действ: пение закличек иначе — веснянок , действия с обрядовым печеньем в виде птиц «жаворонками», «куликами» и с крашеными яйцами крашенками, писанками. Они приурочены к различным дням церковного календаря, а также к подвижным христианским праздникам. Когда Боги спускаются на землю - день Весеннего равноденствия - 3468 Календарная весна не совпадает с настоящей, астрономической — и наступает поворот на лето именно 20 и 21 марта, в славный день Весеннего равноденствия. Вместе с Весенним равноденствием отмечали славяне особый праздник Солнца, прекрасный и светлый. Настоящая масленица с 21 по 28 марта в день весеннего равноденствия - 13029 Русский весенний праздник Комоедица надо отмечать в период с 21 по 28 марта. Это строгий праздник. Он не «плавает» по календарю, потому что он — астрономический, то есть день весеннего равноденствия. На Афанасия на Руси ведьм прогоняли, белорусы называли день "гусиным праздником", а у болгар этот день считался серединой зимы и "чумным днём". Колядки аграрные и церковные - 2931 Яркими выражениями так называемой продуцирующей первобытной аграрной магии, правда при этом часто уже не осознаваемой современным крестьянством, являются многочисленные обряды, призванные, изображением сытости и довольства, вызвать урожай, приплод, счастливый брак и богатство. Как отмечали Новый год на Руси - 3184 Конец декабря-середина января для нас — сплошная фантасмагория праздников. Начинается все с католического Рождества, и понеслось: Святки, сочельник, колядки, сам Новый год, православное Рождество, старый Новый год, а еще ко всему этому почему-то добавляется восточный календарь. Ноябрь — ворота зимы, сумерки года, зимы запевка. Так ощущали славяне настроение сумеречнойпоры, наступающейна границе 31 октября и 1 ноября, осени и зимы. Как встречать праздник Осенние Деды? Приходит он тихо, словно шелест последних облетающих листьев. Не сопровождают этот праздник шумные гуляния, песни да танцы. Осенние Деды — праздник молчаливый, посвященный памяти Предков, как встретить его? Воздвиженье - 27 сентября - 3529 В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на "еврейскую землю" и о взятии в плен "царя Евреина", который отказался сказать, где находятся "кресты честны" и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя "живыми огнями". Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены "кресты честны", о которых говорили апостолы. C 16 сентября — начинается период поминовения Предков - 5773 Каждый человек рождается в мире Яви для достижения своей Цели Жизни, поэтому, ему необходимо решать жизненные задачи, являющиеся ступенями достижения этой цели. В народе говорят: «У каждого человека — свой крест». Кроме этого, каждый человек является одновременно представителем на Земле не только Всевышнего Рода-Прародителя, но и своего рода, родовое имя которого фамилию он носит. И у его фамильного рода, в целом, существуют свои цели и задачи. Решение этих задач необходимо для процветания Небесного и земного рода каждого человека, а также, всего нашего Рода-Прародителя. Сёмин день - 14 сентября - 3042 На Руси день Симеона - летопроводца имел большое значение как "судный день". В Москву съезжались "ставится на суд" в присутствии государя и бояр. Судебное выражение: "копиться жалобным людям" на судебный день в Москву - известно со времен великого князя Иоанна Васильевича. Три Спаса: Медовый, Яблочный, Хлебный - 3392 …. В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают»... Первый из них— медовый Спас 14 августа, второй — Яблочный Спас 19 августа и третий Спас 29 августа, ореховый, по новому стилю. В старину же праздник, связанный с этими урожаями, зовали «дожинками». Сразу скажу, что в разных районах нашей необъятной земли-матушки Спасы по-разному называют, но в этой статье — традиции Русского Севера, Архангельской области. Ильин день - 2 августа - 2782 Культ пророка Илии, придя из Византии, где он был широко распространен, на Руси соединился с дохристианскими славянскими верованиями и приобрел ярко выраженный народный характер. Так, святому Илии приписывалась власть над грозой, громом, молнией, дождем, ветром, таким образом, он ассоциировался со своим предшественником - языческим Перуном-громовержцем. У славян Перунов Ильин день был общенародным праздником, без половозрастного разделения. Это значит, что в ритуалах участвовали мужчины и женщины, старики и дети. Считалось, что в этот день по травам, по лугам катается неведомая сила. Русалская неделя, русалийские обряды - 2571 Русалийские обряды характерны для северной Болгарии и совершаются во время «Русалской недели», которая начинается с Троицы. По болгарским поверьям в это время наступает пора самодив и русалок.

Календарь народных праздников на январь 2024 с приметами на каждый день

Мара Зимняя Откройте двери в волшебный мир традиций и обрядов с Марой Зимней и Васильевым вечером 13 января! Праздники, приметы, обычаи в январе на Руси. Здесь смешались славянские языческие традиции и превнесенное с христианством. Но январские праздники все любят. Главные Славянские праздники января. Как и что праздновали славяне в январе? Не испорченные глобальным потеплением январи давних лет исправно выстуживали все. А ты, поди, думал, что Коляду – старинный праздник славян, следует встречать в январе, после православного Рождества? Славянский праздник 7 января: 7 января отмечается один из самых известных и древних славянских праздников – Рождество Христово.

Остались вопросы?

  • Что за славянский праздник Просинец и кто в этот день должен "просиять"
  • Обряды и ритуалы на Просинец
  • Что за славянский праздник Просинец и кто в этот день должен "просиять"
  • Троица вместо Семика. Какие языческие праздники превратились в христианские | АиФ Черноземье
  • Все достоверно известные славянские праздники
  • Новогодние праздники по древним русским традициям. Славянский календарь

Славянский праздник Водокрес (Водосвятие): волшебная вода января

Впрочем, праздников в традиционном славянском календаре было предостаточно, причём их отмечали не один–два дня, а по неделе или дольше. А 7 января (18 студеня) на Руси праздновали день Дажьбога — также солнечного бога. 3 января – День памяти княгини Ольги, но что этот праздник означал для наших предков, Праздники славянские.

Войти на сайт

Это комплекс празднований, связанных с комоедицей. Суть праздника - пробуждение медведя. Обыгрывается это через переодевание взрослого дородного мужчины в шкуры. А цель всей общины растолкать «медведя», тем самым его пробудив. В это время гадают, общаются через свечу, читают гимны и заговоры. Происходит активная бытовая магия в славянском ключе. Празднуется Освобождение Дажьбога Живой. Сжигается чучело Марены, читаются гимны Яриле и Живе. Катаются крашенные яйца с горы, таким образом люди гадают.

С этого дня считается, что Новое лето вступило в силу. Цветень Апрель - Все приметы на этот месяц В народе месяц называют Ручейник, цветень. Название цветень до сих пор закреплено в восточнославянских языках. Славяне любили называть месяцы по характерным признакам.

В этот день Врата между миром Нави и Яви закрываются и в мире восстанавливается Порядок, приобретая качественно новые характеристики: четкость, упорядоченность, устойчивость и т. С этого праздника всё в миру становилось на свои места. Это уникальные дни в году и в январе значатся 2 даты когда вода становится освещенной и празднуется дважды с 6 на 7 и на 18-19. Первый "Водокрес Малый", выпадает на последний день Велесовых святок, или Турицы зимние с 6 на 7 января. Второй "Великий-Водокрес" - почти совпадает с современным крещением с 18 на 19 января, но правильней его отмечать именно 19 января. Остальные люди начинали праздник, когда Солнце выйдет «на воробьиный скок», 25 декабря.

С 25 декабря по 6 января: Велесовы Святки - 12 дней для гадания и заговорах на благополучие будущего. Огонь с небес на воду опускается, Заряжая ее Энергией. Обладая огромной Энергией она считается Живой. Но эти свойства теряются по прошествии праздников. Эта Вода с Малого Водокреса не хранится долго. В этот день люди в еде не усердствуют. Важно нырять в прорубь. С благими намерениями, ведь вода усиливает любую энергетику человека, это её особенность в этот день. Поэтому не всегда такое купание пойдет на пользу. Должен быть Дух человека настроен на нужный Лад.

Воду так же набирают в чистые сосуды и несут домой. Освященной водой можно поить больных и слабых, заговаривая на Здоровье. Также окропляют все углы дома и хозяйства. Поить и окроплять водой скот, изгоняя болезни.

Кроме того, считалось, что эти обряды повлияют на могучие силы природы и принесут в будущем году новый обильный урожай. Таким образом, в представлении наших предков, суть зимних обрядов и песен состояла в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай, приплод скота, и счастливую семейную жизнь. Пора зимних святок в жизни народа была насыщена колядованием, ряжанием, играми и ездой на лошадях и санках, предсказаниями, приметами, гаданиями, песнями и танцами. Колядование — хождение по домам с короткими песнями-колядками, прославляющими Коляду, хозяев дома, с поздравлениями с Новолетием Новым Годом , с пожеланиями счастья, богатства, лада и добра. Каждая колядка должна состоять из нескольких частей: 1.

Славление хозяев дома; 3. Просьба одарить колядовщиков; 4. Поздравления с Колядой и Новолетием. Колядовщиков одаривали специально испечёнными «козулями», «коровками», пирогами, фруктами и деньгами.

Как считается, объединяет тело, дух и душу, оздоровляет человека в целом. Это та самая Живая Вода, известная нашим предкам появляется в назначенный час, в назначенном месте. В этот день вода в природных водоемах меняет свои свойства, становится целебной. И снег, если его собрать и растопить в этот день, тоже обладает этими свойствами. А потом возвращается в свое обычное состояние. Врачи заявляют: вода из открытых источников, собранная 19 января — это Биостимулятор иммунной системы.

Повышающий обмен веществ и кровяное давление, благотворно влияющий на самочувствие и аппетит. Может использоваться при заживлении ожогов, язв и пролежней. Вода, набранная на Водокрес, долго не портится. За счет снижения электропроводимости в ней идет подавление роста микроорганизмов. В часы наибольшего спокойствия воды на планете её можно набирать хоть из реки, хоть готовить из-под крана, — она сохранит свою доброкачественность в сосуде надолго. Обливание водой и питье её, дает заряд бодрости и наделяет жизненной энергией. Такой водой хорошо умываться. Именно в этот день принято было купаться в проруби. Наши предки знали о том, что вода в эти дни становится целебной, живой, и всегда почитали Живую воду и использовали её в быту. Набирали воду для больных и просто «про запас», пользуясь ею, по мере необходимости для исцеления, очищения и освящения.

Считается что к этому дню Силы Нави окончательно теряют свою мощь. Очищение всегда имело характер предосторожности, поэтому Водокрес нужен был как защита на будущее, проводя на 19 января защитные обряды на будущий год. После завершения обряда Водосвятия над священным колодцем, Умойтесь, Облейтесь или Оботритесь обновленной живой целительной водой, которая смоет все «болести и горести». Наберите угольков от Священного Огня, разожжённого на Капище, и храните в течение года — это сильнейший оберег дома.

Праздники Славян

6 января — Водосвятие, Водокрес, Турицы зимние — день, когда закрываются Врата Нави (открытые в пору Велесовых святок), а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. Смотрите видео онлайн «Славянские праздники января. Что праздновали славяне в январе?» на канале «Тайные Знания» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 14 апреля 2022 года в 21:24, длительностью 00:15:17, на видеохостинге RUTUBE. День считался «куриным праздником» — принято было чистить курятники, чинить насесты. Иваниц реконструирует базовый календарь празднования славянских богов восточными славянами, основанный на исследованиях Бориса Рыбакова древних сельскохозяйственных календарей, особенно календаря четвертого века, найденного в Киевской области.[2].

Славянские праздники: как отмечали на Руси

Принято также звать близких и друзей, накрывать стол, угощать гостей. Одной из традиций Овсеня малого является приветствие рассвета. Важно проснуться рано утром и поймать первый луч солнца, чтобы встретить новый день с радостью и благодарностью. В Овсень малый также соблюдают ряд запретов и неписаных правил. Например, нельзя ворчать, жаловаться или быть сварливым на протяжении всего дня, чтобы не нарушать гармонию и радость этого времени.

Ведь в январе ждут нас Велесовы Святки, которые непременно следуют после Коляды. Да и других праздников нынче много!

Время празднования Коляды. Встарь в честь этого праздника гуляли не один день!

Магия Зимней Мары: Традиции и Поверья Мара Зимняя — священный день, когда в полную силу проявляет себя, повелительница зимних холодов. Этот день считается «страшным» для людей и опасным для всего живого. Фольклорные сведения об этом дне весьма скудны, поскольку он не является государственным праздником. Известно, что это один из самых «неблагоприятных» дней в году. Для современного россиянина этот день называется «старым Новым годом». Этот день не отмечается сегодня, и фольклорные данные о дне очень ограничены. Это считалось одним из самых «несчастных» дней года.

Вероятно, те, кто будет праздновать Старый год, не согласятся с этим. Мара-Морена — богиня зимы, темный лик Великой Богини-Матери, властвующей над смертью. По приданьям в Белоруссии, старшая сестра-Трясовица, прикованная 12 цепями к подземному жилищу, выводит своих сестер на землю в явный мир , чтобы «спрятаться». Чтобы спастись от «незваных гостей», люди утром омывают косяки дверей освященной или заговоренной водой, запирают двери, закрывают окна, занавешивают шторами и заговаривают их молитвой. Вечером в деревне жители ставят для домового кашу и молоко, хлеб и обещают ему все хорошее. Если Лихо «поселяется» в доме, то просят помощи у домового. Встают до первых кур, собирают крашеные яйца, снесенные на Ярилу Вешнего 22 апреля , поджигают фитиль на свечке и хозяйка дома произносит заговорные слова:Дядя Домовой, хозяин дома! Приходи ко мне при свечах, На зелень, как дубовый лист, На синь, как вал речной! Приходи ко мне такой, какая я есть, Я подарю тебе яйца Ярилины.

Помоги мне, помоги мне, Забери мою боль из дома моего, из сада моего от семьи моей, от меня. Внука Даждьбога! Домовой, спаси меня от беды моей! Я молюсь тебе во имя Велеса! Свечи и яйца оставляют в том месте, где было прочитано заклинание, а сами ложатся отдыхать. В этом день знающий человек особо почитает Мару и совершает обряды. Находят сухое деревце в лесу, прикрепляют к нему череп собаки, а к ветке привязывают кусок животного шкуры. Печеный хлеб перепек и очищенные вареные яйца взбивают «костью Нави» острым гвоздем, вбитым в снег вокруг дерева и кланяются Маре. Ведьмы рисуют своей кровью особые круги на белке яйца и призывают силу Марены для исцеления и мощных заклинаний.

В клановых родовых ритуалах, однако, использование крови в общих кругах строго запрещено. Восхождение Васильева вечера: История и Повседневные Традиции 13 января — особенный день для славян, известный как Васильев вечер или Щедрый вечер. Этот праздник имеет глубокие исторические и культурные корни, и он является важной частью народного календаря у различных славянских народов. Васильев вечер празднуется в разных странах и регионах под различными названиями, но он объединяет людей в радостном ожидании Нового года. В Украине и Беларуси этот праздник более известен как Щедрый вечер или Щедрец.

Считалось, что Коляда может сделать длинные зимние дни теплее и принести солнечный свет в дома людей. Эти песни широко популярны на Украине, в Беларуси и России. За их пение людям обычно дают немного денег, фруктов, сладостей и пирогов. В принципе, Рождество было большим и важным праздником для каждой русской семьи и остается таковым до сих пор. Год заканчивается Карачуном самой длинной ночью в году , а новый год начинается Колядой, или Рождеством Солнца.

Некоторые родноверы рассматривают эти даты как две части одного и того же праздника, а другие — как два отдельных праздника.

Древнеславянское летоисчисление

  • Праздник Нового Лета
  • Все достоверно известные славянские праздники | Славянские праздники
  • Славянский праздник 1 января – день Морока
  • Коляда — старинный праздник славян

Похожие статьи

  • Комоедица: почему славяне праздновали Новый год в марте
  • 6 января. Велесов день, Водосвятие, Водокрес, Турицы зимние : naturehacks — LiveJournal
  • Мара: Тайны и секреты богини
  • Славянские праздники
  • Войти на сайт
  • Славянский языческий Новый год | Традиции, Особенности, Факты в фото и видео материалах | МорозКО

Славянские праздники в январе 2024 года

15 января День Чернобога С этого дня можно начинать уборку в доме. Жирная щедрость Итак, издревле у славян существует Васильев вечер, празднуется от 13 января, в канун нового года, теперь уже по старому стилю. В этот день древние славяне устраивали праздник в честь Коляды. Языческие и славянские праздники в январе 6 января Турицы Тур — это сын Велеса и Макоши, покровитель пастухов, гусляров и скоморохов, юношей — будущих воинов и кормильцев семей.

Праздники Славян

Традиции и обряды: Мара Зимняя и Васильев вечер 13 января В народном календаре января есть много важных праздников, с которыми связано большое количество примет и суеверий.
Русские народные праздники. Традиции и обряды 31 января 2019 София Веселова ответила: Современные славянские православные народы 7 января отмечают Рождество Христово.
7 древних славянских праздников, которые отмечаются до сих пор: kohinor — LiveJournal Главная» Новости» Славянский январь.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий