Новости факты из биографии гоголя

Несколько интересных фактов из жизни Гоголя помогут лучше представить этого необычного человека. В первое время, когда исследуя последние факты деятельности Гоголя, предполагалось, что она представляет два периода: один, где он служил прогрессивным стремлениям общества, и другой, когда он стал открыто на стороне неподвижного консерватизма. Полная биография Гоголя Николая Васильевича, личная жизнь, портреты и фотографии, список произведений, смерть писателя и интересные факты. Факты из биографии Гоголя показывают, что тот был многогранной личностью.

Биография Гоголя

Завещания эти не имеют формы акта, а могут иметь только семейную силу». Осенью 1852 года Шевырёв посетил Васильевку, исполняя собственное желание повидать семью Гоголя и выполняя поручение Академии Наук — собрать материалы для биографии умершего писателя. Шевырёв привёз в Васильевку бумаги Гоголя и там же получил от наследников Гоголя поручение — хлопотать об издании его сочинений. Об «оставшихся бумагах» — самой драгоценной части Гоголева имущества его мать писала О.

Эти пять глав из второго тома «Мёртвых душ», изданные в 1855 году племянником Гоголя Н. Трушковским Москва, Университетская типография , и были в тех «писанных тетрадях», о которых помянул Тарасенков, как о ненайденных. Похороны и могила Могила Н.

Гоголя в Свято-Даниловском монастыре, рисунок сделан В. Гоголя на Новодевичьем кладбище. Друзья хотели отпевать покойного в церкви преподобного Симеона Столпника , которую он любил и посещал [39].

Московский губернатор граф А. Закревский в своём письме шефу жандармов графу А. Орлову от 29 февраля 1852 года писал, что решение, в какой церкви отпевать Гоголя, обсуждалось собравшимися в доме графа Толстого друзьями — славянофилами А.

Хомяковым, К. Аксаковыми, А. Ефремовым, П.

Киреевским, А. Кошелевым и Поповым. Бывший также там профессор Московского университета Тимофей Грановский сказал, что приличнее отпевать его в университетской церкви — как человека, принадлежащего, некоторым образом, к университету.

Славянофилы возразили, что к университету он не принадлежит, а принадлежит народу, а потому, как человек народный, и должен быть отпеваем в церкви приходской, в которую для отдания последнего ему долга может входить лакей, кучер и вообще всякий, кто пожелает; а в университетскую церковь подобных людей не будут пускать — то есть похороны проводить как общественные. Закревский приказал «Гоголя, как почётного члена здешнего университета, непременно отпевать в университетской церкви. Но в то же время и согласился с друзьями: «А чтобы не было никакого ропота, то я велел пускать всех без исключения в университетскую церковь.

В день погребения народу было всех сословий и обоего пола очень много, а чтобы в это время было всё тихо, я приехал сам в церковь» [40]. Позднее, в 1881 году Иван Сергеевич Аксаков так писал об этой распре библиографу Степану Ивановичу Пономарёву : «Сначала делом похорон стали распоряжаться его ближайшие друзья, но потом университет, трактовавший Гоголя в последнее время как полусумасшедшего, опомнился, предъявил свои права и оттеснил нас от распоряжений. Оно вышло лучше, потому что похороны получили более общественный и торжественный характер, и мы все это признали и предоставили университету полную свободу распоряжаться, сами став в тени» [41].

Писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы [39]. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля 7 марта 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен памятник, состоящий из двух частей: бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне « Голгофа » , на котором была высечена надпись славянскими буквами «Ей гряди Господи Иисусе!

КВ, ст. К»; чёрная мраморная плита, лежащая на базице из серого гранита. На ней гражданскими буквами были высечены следующие надписи: На верхней лицевой стороне: «Здесь погребено тело Николая Васильевича Гоголя.

Родился 19 марта 1809 года. Скончался 21 февраля 1852 года»; На малой стороне плиты, обращённой к зрителю: «Горьким словом моим посмеются. Иеремии глав.

Притчей гл. На большой боковой стороне плиты, скрытой от зрителя к решётке : «Истиным же уста исполнит смеха, о устне же их исповедания. Иова гл.

По преданию, И. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли его «черноморский гранит». В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, а некрополь вскоре ликвидирован.

Туда же была перенесена и «Голгофа» [43]. Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н. Гоголя» , написанным спустя 15 лет после события и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [44].

Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы его профессором — череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю.

Алёхин [45]. Обе эти версии носят апокрифический характер. Они и породили множество легенд, в том числе о «захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна» и «похищении черепа писателя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А.

Бахрушина ». Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении могилы Гоголя советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов всё того же В. Лидина [46] [47] [48] [49] [50] [51].

В 1952 году на могиле вместо «Голгофы» установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Н. Булгакова , подыскивавшая подходящее надгробие для могилы покойного мужа , М. Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича.

Таким образом, исполнилась мечта писателя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [52]. К 200-летию со дня рождения писателя по инициативе членов оргкомитета юбилея [53] могиле был придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Творчество Основная статья: Библиография Николая Гоголя Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А.

Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [7]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных».

При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще, чем у кого-либо другого из русских писателей, становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х, сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н.

Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно, и, оценив своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах.

Как полагал Пыпин, Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [7]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая.

Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. Идея « Мёртвых душ » в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [54]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [55].

Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [54].

И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С. Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества.

Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства [56]. Однако позднее в старшем Аксакове он встретил и отпор своим взглядам, высказанным в «Выбранных местах».

Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя. Бюст Н. Гоголя в Днепре , Украина Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое.

Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было.

В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание « Мёртвых душ ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста. К иному восприятию писателя публика пока была не готова.

Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в « Шинели », «Записках сумасшедшего», «Мёртвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями « натуральной школы », обычно возводят к Гоголю.

В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века. Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы».

Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе. Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе И. Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню.

Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику. Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [57]. Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало.

Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах. Но связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Связь эта не ограничилась XIX веком.

В следующем веке освоение творчества Гоголя происходило на новом этапе. Многое для себя нашли в Гоголе писатели символисты: образность, чувство слова, «новое религиозное сознание» — Ф. Сологуб , Андрей Белый , Д.

Мережковский и т. Позднее свою преемственность с Гоголем установили М. Булгаков , В.

Гоголь и православие Н. Бердяев , считавший Гоголя одним из самых загадочных русских писателей [58] , трактовал сожжение писателем второго тома «Мёртвых душ» как «мучительную религиозную драму…при обстоятельствах, остающихся загадочными»: Трагедия Гоголя была в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке. И это его очень мучило.

По мотивам произведений Гоголя было снято множество фильмов: Вий 1967 г. В 10 лет Гоголь вступает в Неженскую гимназию. Живописью, театром и чтением увлекается писатель в школьные годы. В 1828 году первые произведения писателя увидело общество. Писатель всегда мечтал написать книгу, посвященную украинским традициям и обычаям. В 1830 году был издано первое произведение Гоголя. Писатель очень сильно увлекался религией и мистикой, что достаточно ярко отражал в своих произведениях. Самым страшным кошмаром Гоголя было погребение заживо.

Очень аскетический образ жизни вел писатель в последние годы своей жизни. Во время религиозных постов Гоголь морил себя голодом. Писатель довольно часто испытывал депрессивные состояния. В детстве о божественной лестнице рассказала писателю бабушка, в которую он верил до самой смерти. Гоголь любил итальянскую еду, особенно макароны с сыром. Мистиком, шутником и монахом Гоголя называли еще при его жизни. Болотную лихорадку писатель схватил в 1839 году. Первая повесть писателя «Басаврюк» появилась в 1830 году.

Из рода славных украинских казаков происходит талантливый писатель. Сам Пушкин был свидетелем написания бессмертных творений Гоголя. В семье помещика рос молодой автор. В поселке Васильевка провел детские годы писатель. Гоголь в свое время писал стихи, исторические поэмы и повести. Таинственный Клара — это прозвище, которое получил писатель еще в колледже. Очень худым, небольшого роста, со светлым прямыми волосами, был молодой Гоголь. Неудачный роман писателя с Анной Виельгорской.

Над вторым томом «Мертвых душ» писатель начинает работу в Калуге. Несчастная любовь писателя является одной из причин сожжения второго тома «Мертвых душ».

Поэтому писатель выглядит на разных портретах по-разному. Он настолько сильно переживал за свой нос, что это чувство у него вылилось в повесть «Нос» в конце концов. Живописью, театром и чтением увлекается писатель в школьные годы. Заслуженную популярность автор получил только после написания «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь любил итальянскую еду, особенно макароны с сыром. В 1848 году писатель совершает паломничество к святым местам Иерусалима. В Неаполе писатель проводит зиму 1848 года. Гоголь познакомился с Пушкиным в мае 1831 года.

Согласно переписке Гоголя, он влюблялся в женщин два раза. Однако эти чувства не закончились ничем: живя одиноким, он одиноким и остался. В то же время у него была горячо любимая мать и сестры. Но и они не имели силы разрушить его одиночество. Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. Считается, что когда в 1839 году Гоголь посещал Рим, он заразился малярией. Несмотря на то, что со временем болезнь все-таки отступила, ее последствия стали для писателя фатальными. Ни сколько муки физические, сколько осложнения, вызывавшие у Гоголя припадки, обмороки, но главное, видения, делали его выздоровление сложным и длительным 30. Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы.

За несколько дней до смерти Гоголь видел со стороны своё бездыханное тело и слышал какие-то потусторонние голоса. Гоголь очень любил путешествовать. Часто скитался по чужим углам, жил на съемных квартирах. Привычка к бездомью делала его чудаком и аскетом. За семь лет до смерти Гоголь написал свое завещание. В своем завещании Гоголь просил открыть своих сестер приют для бездомных детей. Своих вещей у писателя было не много: они помещались в большой портфель и маленький чемодан. В то же время в его гардеробе были: цветные бархатные жилеты, светло-желтые нанковые панталоны, синий фрак с золотыми пуговицами, пестрые галстуки, длинный плащ и пуховую шляпу. Над вторым томом «Мертвых душ» писатель начинает работу в Калуге.

Он не говорил до 3-х лет. Однако в последующие 2 года все исправилось, он научился читать и писать, и даже написал в 5 лет первые стихи. У Гоголя был не только литературный, но и актерский талант. Он организовал в гимназии студенческий театр, где не только с успехом выступал, но также писал пьесы, раскрашивал декорации и выполнял административные функции, например, составлял репертуар. Первые годы в гимназии давались ему нелегко, его избегали, обижали и давали обидные прозвища, например, «мертвая мысль», «пигалица», «таинственная карла». Гоголь странно одевался. С одной стороны, он старался следить за модой, с другой — ему была присуща какая-то вопиющая неряшливость — то галстук завяжет небрежно и криво, то из-под парика торчит какая-то вата, то он наденет роскошный зеленый фрак, а иногда облачится в старую, поношенную одежду. Однажды в гимназии он притворился сумасшедшим, чтобы избежать наказания за маленькую шалость.

Интересные факты о писателе Н. В. Гоголе

А однажды, чтобы избежать наказания, Гоголь так убедительно прикинулся сумасшедшим, что перепугал все гимназическое начальство. По неизвестным причинам Гоголь предпочитал ходить по левой стороне дорог и тротуаров. Гоголь не скрывал этот факт своей биографии, а, напротив, гордился общением с «солнцем русской поэзии». Факт 4 Гоголь переживал из-за своего длинного носа и просил рисовавших его художников сделать нос на портретах менее заметным. Гоголь тогда довольно тесно общался с фрейлиной императорского двора, а позже женой чиновника Министерства иностранных дел Александрой Смирновой-Россет.

10 необычных фактов о Николае Гоголе

Писатель оставил миру богатое наследие, а также множество невероятных тайн, мистических подробностей жизни и смерти. Многочисленных исследователей творчества Гоголя поражают оригинальность образов, вышедших из-под его пера, манера повествования и необычные темы, а также личность писателя и удивительные факты его биографии. В жизни и в книгах Гоголя переплелись фантастика и реальность, городская утонченность и простонародный быт, прекрасное и безобразное. Чем же была примечательна жизнь автора «Мертвых душ», что беспокоило и пугало его, заставляло страдать, создавая гениальные произведения? Тайна рождения, детство Великие Сорочинцы, место рождения Гоголя Мистика начала преследовать писателя со дня появления на свет. Существовало несколько версий точной даты его рождения: считалось, что он родился 19 марта 1809 года, также упоминались дата 20 марта 1810 года. После детального изучения метрики исследователям удалось установить, что будущий писатель был рожден 20 марта 1809 года в Сорочинцах, что на Полтавщине, и носил с рождения фамилию Ясинский. Там, неподалеку от хутора Диканька, которая затем будет увековечена в произведениях Гоголя, располагалось зажиточное имение его родителей — Васильевка. Рождению писателя предшествовала странная история: в юности его отец посетил один храм, где парню запомнилась икона Богоматери. После ему приснился сон с Девой Марией, которая показала на сидящую у ее ног маленькую девочку.

Богородица сказала — «Это твоя жена». Впоследствии в дочери соседей молодой человек увидел черты девочки из сна, дружил с ее семьей, а когда она достигла возраста 14 лет, будущий отец гения сделал ей предложение. Спустя время в семье появился мальчик, нареченный Николаем в честь святого: мама писателя отличалась богобоязненной религиозностью. От нее и от отца Гоголь унаследовал мнительность и обостренную интуицию, трепет перед смертью. Мальчика с юных лет увлекали мистические совпадения, вещие сны, знаки и приметы, темы призраков и потустороннего бытия. Будучи учащимся Полтавского училища, он перенес смерть младшего брата. Событие сказалось на будущем писателе огромным шоком, поэтому родители перевели мальчика в Нежинскую гимназию. У Николая было еще 11 сестер и братьев, но большая часть детей умерла в младенческом возрасте. Невероятные факты о Гоголе исследованы его биографами: замечено, что тема контрастов в характере и экзальтированность проявились у него уже в гимназическом театре.

Внешне чувствительный, склонный к фантазированию, таинственный Николай охотно раскрепощался на сцене, играя комических персонажей. В это время его потрясла смерть уже немолодого отца. С тех пор юность писателя была омрачена переживаниями и неуверенностью в себе, отсутствием необходимой опоры в жизни. Первые литературные опыты Николай Васильевич Гоголь в молодости Гоголь писал свои первые произведения в тени сада гимназии, вдали от беззаботных товарищей. Отличался он способностью метко сочинять смешные истории про учителей и друзей, иногда придумывал забавные клички и иронически шутил. Но также его влекла тема потустороннего, мистического и вечного бытия. Помимо чтения классики и участия в спектаклях гимназии Гоголю удавалось выпускать собственный журнал. Он мечтал о славе и издал свою первую поэму под псевдонимом Алов.

Все это время он периодически возвращался к работе над другими версиями романа и мечтал завершить его. Писатель практически помешался на религиозной чистоте и просветлении, приняв решение служить Творцу на литературном поприще. Осенью 1850 года болезнь немного отпустила утомленного писателя. Поездка в Одессу принесла ему облегчение и подарила надежду. Веселый и вдохновленный Гоголь вернулся в Москву и снова продолжил работу над вторым томом своего главного произведения. Друзья одобрили начало книги, и с удвоенной энергией создатель романа завершил его согласно своему замыслу. В это время он снова почувствовал душевный упадок и опустошенность, все ярче стал возникать в его мыслях призрак смерти. Точно такие же мучения были и у его отца перед уходом того из жизни. Усугубляли неустойчивое состояние разговоры с фанатичными священниками и экзальтированными личностями из окружения. Гоголя беспокоили сцены предстоящего Страшного суда, он часами размышлял о своей греховности. Духовный наставник требовал от писателя отречься от его бессменного кумира — Пушкина, что приблизило миг безумства. Он искал универсальное лекарство от страха и страдал от жутких видений, по свидетельствам близких пытался установить контакт с ангелами. Смерть Гоголя: загадочные факты Второй том «Мертвых душ» в огне Ночью 12 февраля 1852 года случилось самое мистическое происшествие, которое долго ставило в тупик исследователей биографии Гоголя. В тот вечер он долго молился перед домашними иконами, затем вместе со слугой собрал пачку бумаг и велел сжечь их в камине, после чего впал в истерику и долго рыдал. Он был уверен, что сжечь роман его заставил злой дух. Друзья были обеспокоены состоянием Гоголя, который, будучи больным, строго соблюдал пост. По одной из версий, был сожжен заново переписанный второй том «Мертвых душ», который дался Гоголю с большим трудом и напряжением. Выяснилось позже, что рукопись сохранилась среди бумаг: осталось неясным, что же в ту ночь сгорело в огне. С этой даты начинается перелом в болезни писателя. Ему не дают покоя хронические страхи. С детства он мучился от тафофобии, боязни быть захороненным заживо и задохнуться в гробу. Чтобы обезопасить себя, Николай Васильевич еще при жизни оставил письменное поручение, чтобы его похороны состоялись только после того, как будут явными все признаки разложения. Доктора того времени не имели представления о лечении психических заболеваний и пытались исцелить страдающего Гоголя сомнительными и порой вредными снадобьями. Но лечение приносило больше вреда, чем пользы. Непроходящая годами депрессия в 19 веке была неразрешимой проблемой для медицины. Через неделю после сожжения рукописи писатель окончательно слег в постель, прекратив принимать пищу и отвергая попытки помочь ему. Консилиум врачей принял решение подвергнуть его принудительному лечению.

Гоголь вообще был большим любителем сладкого — мог целиком съесть банку варенья за один присест. Гоголь рассказывал друзьям, что французские врачи якобы обнаружили у него в организме аномалию — желудок писателя был перевернут «вверх дном». Николай Гоголь никогда не был женат и не имел детей. Не осталось вообще никаких сведений о его любовных связях, поэтому считается, что литератор умер девственником. Гоголь любил готовить — особенно ему удавались вареники и галушки. При этом любимым блюдом писателя была итальянская паста со специями и пармезаном. Писатель панически боялся грозы. Николаю Гоголю категорически не нравился его нос, хотя он и посвятил этой части тела отдельное произведение. Интересно, что на всех портретах писателя его нос выглядит по-разному — считается, что так художники намеревались запутать будущих исследователей жизни Гоголя. Остальные ответы Произведения Гоголя полны загадок и мистики. И оказывают на нас сильное влияние до сих пор. Бердяев, не зря считал Гоголя одним из самых загадочных русских писателей. Подробнее о странностях в повести " Тарас Бульба" можно почитать в ответе на вопрос: " Сочинение на тему "Тарас Бульба и его сыновья" Фактически, Н. Гоголь - патриот Польши, а не России и Украины до сих пор не известно ни одного сочинения писателя, написанного по-украински. Подробнее в ответе на вопрос: "Тарас Бульба положительный герой или отрицательный, почему? Вот что пишет русский мыслитель П.

Несмотря на успех своей второй книги, Гоголь все еще отказывался считать литературный труд своей главной задачей. Он преподавал в женском Патриотическом институте, где часто рассказывал юным барышням занимательные и поучительные истории. Слава о талантливом "преподавателе-рассказчике" даже дошла до Санкт-Петербургского университета, куда его пригласили читать лекции на кафедре всеобщей истории. В личной жизни писателя все оставалось без перемен. Существует предположение, что Гоголь никогда не имел намерения жениться. Между тем многие современники писателя считали, что тот был влюблен в одну из первых придворных красавиц Александру Осиповну Смирнову-Россет и писал ей, даже когда она уехала с мужем из Петербурга. Позднее Гоголь был увлечен графиней Анной Михайловной Виельгорской. С семьей Виельгорских писатель познакомился в Петербурге. Образованные и добрые люди сердечно приняли Гоголя и оценили его талант. Особенно подружился писатель с младшей дочерью Виельгорских Анной Михайловной. В отношении графини Николай Васильевич мнил себя духовным наставником и учителем. Он давал ей советы, касающиеся русской литературы, стремился поддержать в ней интерес ко всему русскому. В свою очередь, Анна Михайловна всегда интересовалась здоровьем, литературными успехами Гоголя, чем поддерживала в нем надежду на взаимность. По семейному преданию Виельгорских, Гоголь решился сделать предложение Анне Михайловне в конце 1840-х годов. После неудачной попытки устроить свою семейную жизнь Гоголь писал Василию Андреевичу Жуковскому в 1848 году, что не должен, как ему кажется, связывать себя никакими узами на земле, в том числе и жизнью семейной Портрет А. Неизвестный автор. В сборник вошло одно из самых мистических произведений Гоголя — повесть "Вий". В примечании к книге Гоголь написал, что повесть "есть народное предание", которое он передал именно так как слышал, ничего не изменив. Между тем, исследователями до сих пор не найдено ни одного произведения фольклора, которое точно напоминало бы "Вий". Имя фантастического подземного духа - Вия - было придумано писателем в результате соединения имени властителя преисподней "железного Ния" из украинской мифологии и украинского слова "вия" - веко. Отсюда - длинные веки гоголевского персонажа. Кадр из фильма "Вий" 1967 г. Ершов и Г. Кропачёв Бегство Встреча в 1831 году с Пушкиным имела для Гоголя судьбоносное значение. Александр Сергеевич не только поддерживал начинающего писателя в литературной среде Петербурга, но и подарил ему сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ". Пьеса "Ревизор", впервые поставленная на сцене в мае 1836 года, была благосклонно принята самим государем-императором, который в обмен на экземпляр книги подарил Гоголю бриллиантовый перстень. Однако критики оказались не столь щедрыми на похвалы. Пережитое разочарование стало началом затяжной депрессии писателя, который в этом же году уехал за границу "размыкать тоску". Впрочем, решение об отъезде трудно объяснить только реакцией на критику. Гоголь собрался в путешествие еще до премьеры "Ревизора". Он уехал за границу в июне 1836-го, исколесил чуть ли не всю Западную Европу, дольше всего пробыв в Италии.

Кулинар и щеголь: 5 фактов о Николае Гоголе

4 марта 1852). Читайте полную биографию знаменитости. Николай Гоголь — очень многогранный писатель; внимательный и любопытный, пишущий об окружающей действительности — и все-таки не совсем в духе реализма. Николай Гоголь сегодня — «Разговоры о важном» 15 апреля — тема и программа занятия. В столице Буркина-Фасо поставили спектакль по гоголевскому «Ревизору».

Не пропустите самое важное

  • Интересные факты о романе «Мертвые души» Николая Гоголя:
  • Детство Гоголя: «таинственный Карла»
  • Николай Гоголь – биография, факты, личная жизнь, рост, причина смерти | Узнай Всё
  • Мистика и тайны: как великий Гоголь создавал свои бессмертные произведения
  • Тайна рождения

Интересные факты о писателе Н. В. Гоголе

Ответы : Интересные факты жизни и творчества Гоголя (напишите фактов 10) Посвящаем известному прозаику, поэту, литературному гению 30 фактов, которые раскроют интересную информацию о его жизни и творчестве.
30 интересных фактов о Николае Гоголе - Топ фактов Мы собрали 10 коротких, но самых важных и интересных фактов из биографии Николая Васильевича Гоголя: о жизни и смерти великого писателя.

Интересные факты из жизни Гоголя

Чего мы не знаем о Гоголе? Николай Гоголь — очень многогранный писатель; внимательный и любопытный, пишущий об окружающей действительности — и все-таки не совсем в духе реализма.
Чего мы не знаем о Гоголе? Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что ученые-историки до сих пор исследуют биографию и эпистолярные материалы великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы.
К 215-летию со дня рождения: 10 интересных фактов из жизни Николая Гоголя Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.
Фактчек: 12 самых популярных легенд о Гоголе • Arzamas Когда в 1931 году прах Гоголя переносили, посчитали неуместным скульптуру Голгофы на могиле «прогрессивного» писателя.

Интересные факты о писателе Н. В. Гоголе

Несколько интересных фактов из жизни Гоголя помогут лучше представить этого необычного человека. Вот лишь несколько неожиданных и зловещих фактов из биографии автора «Мертвых душ». О неуравновешенной психике Николая Гоголя можно судить не только по тому факту, что он неоднократно уничтожал свои рукописи. Мы решили собрать несколько фактов из биографии писателя, и увидели его в совершенно новом свете. Сегодня я хочу перечислить самые интересные факты о Гоголе, которые никто не знает! А однажды, чтобы избежать наказания, Гоголь так убедительно прикинулся сумасшедшим, что перепугал все гимназическое начальство.

Всё о Гоголе

Автор одной из биографий писателя Анри Труайя называл эту черту Гоголя «мистической настроенностью, предрасположенностью к страху». Интересные факты из жизни Гоголя говорят о том, что он был очень впечатлительным и мнительным человеком. Факт 6. Будучи в преклонном возрасте, Гоголь завещал близким людям захоронить его тело только при характерных признаках разложения.

Н. В. Гоголь: биография, интересные факты — ТОП-20

Это были самые интересные факты о Гоголе. Если вам понравилась эта статья, — поделитесь ею в социальных сетях. Если вы вообще любите интересные факты из жизни великих людей, — подписывайтесь на сайт. Мнение эксперта: Николай Гоголь — выдающийся русский писатель, чьи произведения оставили неизгладимый след в литературе. Эксперты отмечают, что Гоголь был не только талантливым писателем, но и удивительной личностью. Один из интересных фактов о Гоголе заключается в том, что он был очень суеверным человеком. Еще одним любопытным фактом является то, что Гоголь был страстным коллекционером различных предметов и антиквариата. Его коллекция включала в себя картины, предметы быта, книги и многое другое, что также нашло отражение в его творчестве. Эти и другие аспекты личности и творчества Гоголя делают его одной из самых увлекательных фигур в истории русской литературы. Гоголь, о котором нам не расскажут Интересный факт.

Фото с сайта gallerix. Зато «предсказанный» супруг обладал иными талантами: дружелюбным нравом, остроумием и красноречием. Выйдя в отставку с чином коллежского асессора, он добровольно стал директором, режиссёром, актёром и драматургом домашнего театра Д. Трощинского, бывшего министра юстиции. Известны две его комедии, написанные, как тогда говорили, «на малороссийском наречии»: «Собака-Вивця» и «Простак, или Хитрость женщины, перехитрённая солдатом». Кроме того, он искренне обожал свою жену, признанную первой красавицей Полтавщины.

Казалось бы, такой чудесный, благословленный свыше брак должен быть исключительно счастливым. Однако супружеское счастье вскоре было омрачено смертью первых двух сыновей. Забеременев в третий раз, набожная Мария Ивановна ездила молиться о сохранении жизни младенца местночтимой иконе св. Николая Чудотворца и именно в честь этого святого впоследствии назвала новорожденного. Существует легенда, что она обещала святому Николаю посвятить выжившего ребёнка церковному служению, и именно этот неисполненный материнский обет мучил Гоголя последние годы жизни, будто бы даже сподвиг его тайно принять монашество. Рождение, магия цифр и Эдгар По Любители символики часто обращают внимание на тот факт, что гениальный русский сатирик родился 1 апреля, в День смеха, что якобы уже предопределило его дальнейшую судьбу.

Однако на момент его рождения этого совпадения попросту не было, поскольку по старому дореволюционному календарю он родился вовсе не в апреле, а в марте см. Магию цифр усматривают и в творчестве Н. Гоголя, в частности, в судьбе последнего его произведения: 11 июня 1842 года вышел первый том поэмы «Мёртвые души», а 11 февраля 1852 года автор уничтожил второй том. Однако неясно, какой же смысл можно извлечь из этой действительно имеющей место симметрии. Иллюстрация к повести Гоголя «Шинель» 1985. Фото с сайта artifex.

Обе интерпретируются как сделанные автором предсказания собственной смерти. Как известно, Гоголь умер практически в 43 года на момент смерти до его дня рождения оставалось около месяца. Первая из несуществующих дат прочитывается как «зеркальное», перевёрнутое отображение этого рокового числа. Соединённая же с ним цифра 9, наиболее любимая автором 9 мая по старому стилю он отмечал День Ангела , как будто бы символизирует его самого, обречённого уйти. Во втором 2 случае обречённого художника символизируют три нуля, графически эквивалентные трём буквам «о» таким псевдонимом он изредка подписывался в юности, имея в виду звучание своего имени: «никОлай гОгОль». Очевиднее и любопытнее всех этих домыслов кажется другое совпадение: 1809 год подарил миру двух великих мистиков, Гоголя в Российской империи и Эдгара По в Соединенных Штатах Америки.

В жизни и творчестве этих двух писателей, разделённых океаном, находят множество параллелей: оба создавали пугающие фантастические образы и ужасно боялись быть похороненными заживо, обоих подозревали и продолжают подозревать в безумии и различных тайных пороках, обоим суждено было умереть, слегка перешагнув рубеж сорокалетия, и тайной своей смерти озадачить почитателей вплоть до сегодняшнего дня. Факты биографии Гоголя Переживание потерь Детство и юность Н. Гоголя были омрачены потерями близких. Из 12 детей в семье Гоголь-Яновских пережили свое детство лишь пятеро. Особенно тяжёлой для впечатлительной натуры художника оказалась смерть младшего брата Ивана, которого он лишился во время их совместной учёбы в Полтавском училище. Девятилетний Иван умер в результате внезапной болезни неизвестно, какой , а десятилетнего Николая вследствие потрясения пришлось отправить домой, а затем перевести в другое учебное заведение, Нежинскую гимназию.

На смерть брата он написал одно из своих первых произведений, несохранившуюся балладу «Две рыбки», очень трогательную, по воспоминаниям одноклассников. Портреты неизв. Фото с сайта isuct. Горячо любимая матушка в 34 года остаётся многодетной вдовой. Понятно, что связанные с этими тягостными событиями переживания отнюдь не способствовали укреплению нервной системы молодого человека.

Афанасий Яновский добивался признания дворянства несколько лет, но ему это все-таки удалось. Хотя со временем, Николай не захотел носить фамилию Яновский и стал просто Гоголем. У литератора должна быть короткая и запоминающаяся фамилия. Откуда пошло увлечение Гоголя рукоделием Интересно, что Гоголь увлекался совершенно не мужским занятием. Он еще с детства любил шить и вязать. Такое увлечение у него появилось неспроста. Кроме него в семье было еще 4 девочки, которым повезло выжить среди многих детей. Как старший брат, Николай много времени проводил с сестрами, и принимал участие в одном из их любимых занятий — рукоделии. Со временем он научился искусно кроить и шить одежду, быстро и качественно вязал спицами шарфы и шапки, даже вышивал. Гоголь искусно умел шить и вязать. Мемуарист Павел Анненков писал: «Проживая с ним в 1841 году в Риме в одной квартире, помню, как он искусно кроил для себя шейные платки. Также переделывал свой жилет, пытаясь его немного удлинить. Это получалось у него очень неплохо». Гоголь мог использовать умение шить, как способ заработать на жизнь. Однако ему повезло, и применить его в реальности не пришлось. Поэтому рукоделие осталось просто его любимым хобби на всю жизнь. Правда, перед другими он немного стеснялся, пытаясь скрыть свое занятие от посторонних глаз. Здоровье Гоголя и страсть к лечению У отца Николая Василия Гоголя-Яновского и матери Марии Косяровской родилось 12 детей и только 5 из них сумели выжить. После смерти 2-го ребенка мать вымаливала у Святого Николая послать ей здорового мальчика. Так и случилось, и Николай выжил, но все равно был болезненным малышом.

Юношеские опыты Гоголя складывались в стиле романтической риторики — не во вкусе Пушкина, которым Гоголь уже тогда восхищался, а скорее во вкусе Бестужева-Марлинского. Памятник молодому Гоголю на Андреевском спуске в Киеве Смерть отца в 1825 году была тяжёлым ударом для всей семьи. Похоронили его в родной Яновщине [22]. Заботы о делах ложатся теперь и на Гоголя; он даёт советы, успокаивает мать, должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. Мать боготворит своего сына Николая, считает его гениальным, она отдаёт ему последнее из своих скудных средств для обеспечения его нежинской, а впоследствии петербургской жизни. Николай также всю жизнь платил ей горячей сыновней любовью, однако полного понимания и доверительных отношений между ними не существовало. Позднее он откажется от своей доли в общем семейном наследстве в пользу сестёр, чтобы целиком посвятить себя литературе. К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был не способен. Таким образом, планы будущего были неясны; но Гоголь был уверен, что ему предстоит широкое поприще; он говорит уже об указаниях провидения и не может удовлетвориться тем, чем довольствуются простые обыватели, по его выражению, какими было большинство его нежинских товарищей. В статье не хватает ссылок на источники см. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совершенно недостаточными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его письма домой того времени смешаны из этого разочарования и туманного упования на лучшее будущее. В запасе у него были сила характера и практическая предприимчивость: он пробовал поступить на сцену , стать чиновником , отдаться литературе. Несмотря на его многочисленные попытки, в актёры его так и не приняли. В конце 1829 года Гоголь поступил на службу писцом 1-го стола 2-го отделения департамента уделов Министерства уделов и вскоре становится помощником столоначальника , при этом был пожалован самым младшим чином по табели о рангах : коллежского регистратора [23] ; прослужил полтора года. Чиновником он был плохим. Служба его была настолько бессодержательна и монотонна, что стала ему невыносима. Тем не менее из своего опыта службы Гоголь почерпнул материал для своих петербургских повестей [24]. Литературное поприще стало единственной возможностью его самовыражения. В Петербурге он первое время держался общества земляков, состоявшего отчасти из прежних товарищей. Он нашёл, что Малороссия возбуждает живой интерес в петербургском обществе; испытанные неудачи обратили его поэтические мечтания к родному краю, и отсюда возникли первые планы труда, который должен был дать исход потребности художественного творчества, а также принести и практическую пользу: это были планы « Вечеров на хуторе близ Диканьки ». Но до этого он издал под псевдонимом В. Алов романтическую идиллию « Ганц Кюхельгартен » 1829 , которая была написана ещё в Нежине он сам пометил её 1827 годом и герою которой приданы те идеальные мечты и стремления, какими он был исполнен в последние годы нежинской жизни. Вскоре по выходе книжки в свет он сам уничтожил её тираж, когда критика отнеслась неблагосклонно к его произведению. В беспокойном искании жизненного дела Гоголь в это время отправился за границу, морем в Любек , но через месяц вернулся опять в Петербург сентябрь 1829 — и после объяснял свой поступок тем, что Бог указал ему путь в чужую землю, или ссылался на безнадёжную любовь. В действительности он бежал от самого себя, от разлада своих высоких, а также высокомерных мечтаний с практическою жизнью. Впрочем, пребывание его там было непродолжительным. Впереди его ждала служба в департаменте уделов апрель 1830 , где он оставался до 1832 года. В 1831 году происходит сближение с кругом В. Жуковского и А. Пушкина, что оказало решительное влияние на его дальнейшую судьбу и на его литературную деятельность. Неудача с « Ганцем Кюхельгартеном » была ощутимым указанием на необходимость другого литературного пути; но ещё раньше, с первых месяцев 1829 года, Гоголь осаждает мать просьбами о присылке ему сведений об малорусских обычаях, преданиях, костюмах , а также о присылке «записок, ведённых предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописей стародавних» и пр. Всё это был материал для будущих рассказов из малорусского быта и преданий, которые стали началом его литературной славы. Другие сочинения Гоголь печатал тогда в изданиях барона Дельвига « Литературная газета » и « Северные цветы », где была помещена глава из исторического романа « Гетьман ». Быть может, Дельвиг рекомендовал его Жуковскому, который принял Гоголя с большим радушием: по-видимому, между ними с первого раза сказалось взаимное сочувствие людей, родственных по любви к искусству, по религиозности, склонной к мистицизму , — после они сблизились очень тесно. Жуковский сдал молодого человека на руки Плетнёву с просьбой его пристроить, и действительно, в феврале 1831 года Плетнёв рекомендовал Гоголя на должность учителя в Патриотическом институте , где сам был инспектором. Узнав ближе Гоголя, Плетнёв ждал случая «подвести его под благословение Пушкина»: это случилось в мае того же года. Вступление Гоголя в этот круг, вскоре оценивший в нём великий зарождающийся талант, оказало на судьбу Гоголя огромное влияние. Перед ним открывалась, наконец, перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, — но на поприще не служебном, а литературном. Гоголь в 1834 году В материальном отношении Гоголю могло помочь то, что кроме места в институте Плетнёв предоставил ему возможность вести частные занятия у Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых ; но главное было в нравственном влиянии, которое оказывала на Гоголя эта новая для него среда. В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете [25]. Он вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы : его давние поэтические стремления могли развиваться во всей широте, инстинктивное понимание искусства могло стать глубоким сознанием; личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом поклонения. Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято. Отсюда, между прочим, и его медлительная манера работы, долгое определение и выработка плана и всех подробностей. Общество людей с широким литературным образованием вообще было полезно для юноши со скудными познаниями, вынесенными из школы: его наблюдательность становится глубже, и с каждым новым произведением его творческий уровень достигает новых высот. У Жуковского Гоголь встречал избранный круг, частью литературный, частью аристократический; в последнем у него вскоре завязались отношения, сыгравшие в будущем немалую роль в его жизни, например, с Виельгорскими; у Балабиных он встретился с блестящей фрейлиной Александрой Росетти впоследствии Смирновой. Горизонт его жизненных наблюдений расширялся, давнишние стремления получали почву, и высокое понятие Гоголя о своём предназначении становилось предельным самомнением: с одной стороны, его настроение становилось возвышенно идеалистичным, с другой, возникли и предпосылки для религиозных исканий, какими отмечены последние годы его жизни. Эта пора была самою деятельной эпохой его творчества. После небольших трудов, выше частью названных, его первым крупным литературным делом, положившим начало его славе, были « Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком», вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах, двумя частями в первой были помещены « Сорочинская ярмарка », « Вечер накануне Ивана Купала », «Майская ночь, или утопленница», « Пропавшая грамота »; во второй — « Ночь перед Рождеством », « Страшная месть, старинная быль », « Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка », « Заколдованное место ». Эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором , произвели большое впечатление на Пушкина. Следующими сборниками были сначала « Арабески », потом « Миргород », оба вышедшие в 1835 году и составленные частично из статей, опубликованных в 1830—1834 годах, а частично из новых произведений, публиковавшихся впервые. Вот когда литературная слава Гоголя стала бесспорной. Он вырос в глазах и его ближайшего круга, и вообще молодого литературного поколения. Тем временем в личной жизни Гоголя происходили события, различным образом влиявшие на внутренний склад его мыслей и фантазий и на его внешние дела. В 1832 году он впервые был на родине после окончания курса в Нежине. Путь лежал через Москву , где он познакомился с людьми, которые стали потом его более или менее близкими друзьями: с Михаилом Погодиным , Михаилом Максимовичем , Михаилом Щепкиным , Сергеем Аксаковым. Пребывание дома сначала окружало его впечатлениями родной любимой обстановки, воспоминаниями прошлого, но затем и тяжёлыми разочарованиями. Домашние дела были расстроены; сам Гоголь уже не был восторженным юношей, каким оставил родину: жизненный опыт научил его вглядываться глубже в действительность и за её внешней оболочкой видеть её часто печальную, даже трагическую основу. Вскоре его «Вечера» стали казаться ему поверхностным юношеским опытом, плодом той «молодости, во время которой не приходят на ум никакие вопросы» [26]. Украинская жизнь и в это время доставляла материал для его фантазии, но настроение было иное: в повестях «Миргорода» постоянно звучит эта грустная нота, доходящая до высокого пафоса. Вернувшись в Петербург, Гоголь усиленно работал над своими произведениями: это была вообще самая активная пора его творческой деятельности; он продолжал, вместе с тем, строить жизненные планы. В Викитеке есть тексты по теме: « «Гоголь-учёный» » С конца 1833 года он увлёкся мыслью столь же несбыточной, сколь несбыточными были его прежние планы относительно службы: ему казалось, что он может выступить на учёном поприще. В то время готовилось открытие Киевского университета , и он мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал девицам в Патриотическом институте. В Киев приглашали Максимовича; Гоголь мечтал приступить к занятиям в Киеве вместе с ним, желал зазвать туда и Погодина; в Киеве его воображению представлялись русские Афины , где сам он думал написать нечто небывалое по всеобщей истории. Однако оказалось, что кафедра истории была отдана другому лицу; но зато вскоре, благодаря влиянию его высоких литературных друзей, ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете. Он действительно занял эту кафедру; несколько раз ему удалось прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он сам отказался от профессуры в 1835 году. В 1834 году он написал несколько статей по истории западного и восточного средневековья [27]. Портрет Гоголя, рисованный с натуры актёром П. Каратыгиным в 1835 году В 1832 году его работа несколько приостановилась из-за домашних и личных хлопот. Но уже в 1833 году он снова усиленно работает, и результатом этих годов были два упомянутые сборника. Сначала вышли «Арабески» две части, СПб. Здесь помещён был целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголя. Впоследствии 1842 «Тарас Бульба» был полностью переработан Гоголем. Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, лёгшие в основу романа — крестьянско-казацкие восстания 1637 — 1638 годов , предводительствуемые Гуней и Острянином. По всей видимости, писатель использовал дневники польского очевидца этих событий — войскового капеллана Симона Окольского. К началу тридцатых годов относятся замыслы и некоторых других произведений Гоголя, таких как знаменитая « Шинель », « Коляска », может быть, «Портрет» в его переделанной редакции; эти произведения явились в « Современнике » Пушкина 1836 и Плетнёва 1842 и в первом собрании сочинений 1842 ; к более позднему пребыванию в Италии относится « Рим » в «Москвитянине» Погодина 1842. К 1834 году относят первый замысел « Ревизора ». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая, наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы. Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет « Мёртвых душ », был сообщён Гоголю Пушкиным. Всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот , который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена в соответствии с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные , и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая. Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость их преодоления, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности. Таким образом, «Ревизор» расколол общественное мнение. Если для консервативно-бюрократической части общества пьеса казалась демаршем , то для ищущих и свободомыслящих поклонников Гоголя это был определённый манифест [1]. Самого Гоголя интересовал, в первую очередь, литературный аспект, в общественном плане он стоял вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразил тот разноголосый шум непонимания, который поднялся вокруг его пьесы. Впоследствии, в « Театральном разъезде после представления новой комедии », он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвёл «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой — высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды. Первые драматические планы явились Гоголю ещё раньше «Ревизора». В 1833 году он поглощён был комедией « Владимир 3-й степени »; она не была им докончена, но материал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как « Утро делового человека », « Тяжба », « Лакейская » и «Отрывок». Первая из этих пьес явилась в «Современнике» Пушкина 1836 , остальные — в первом собрании его сочинений 1842. В том же собрании явились в первый раз « Женитьба », наброски которой относятся к тому же 1833 году, и « Игроки », задуманные в половине 1830-х годов. Утомлённый творческим напряжением последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему «Ревизор», Гоголь решил отдохнуть от работы, уехав в путешествие за границу. Карандашный портрет Н. Гоголя Э. Дмитриев-Мамонов , 1840-е гг. Гоголя, признаёт Почётным своим членом, с полною уверенностью в его содействии Московскому университету во всем, что к успехам наук способствовать может» [28]. За границей В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Сначала жизнь за рубежом как будто укрепила и успокоила его, дала ему возможность завершить его величайшее произведение — « Мёртвые души », но стала зародышем и глубоко фатальных явлений. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё так же, как в случае с «Ревизором», убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его таланта над умами современников. Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему. За границей он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл с А. Данилевским в Париже , где встретился и особенно сблизился с А. Смирновой и где его застало известие о смерти Пушкина , страшно его поразившее. В марте 1837 года он был в Риме , который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей. Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835 году; здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил. Мемориальная доска, установленная на via Sistina 125 в Риме на доме, в котором проживал Гоголь. Надпись по-итальянски гласит: Великий русский писатель Николай Гоголь жил в этом доме с 1838 по 1842, где сочинял и писал свой шедевр. Доска установлена силами писателя П. Боборыкина Осенью 1839 года он вместе с Погодиным отправился в Россию, в Москву , где его встретили Аксаковы, восторженно относившиеся к таланту писателя. Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять сестёр из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий