Новости теракт в метро автозаводская 2004

После взрыва у станции метро «Автозаводская» в феврале 2004 года депутаты партии «Единая Россия» внесли в Госдуму законопроект, ужесточавший наказание за теракты.

Живые и мертвые

Чекалин сообщает о 30 жертвах и 30 раненых. Сотрудники ГУВД определили мощность взрыва - около 1 кг в тротиловом эквиваленте. Места для пострадавших готовятся во всех больницах и военных госпиталях Москвы. Для доставки раненых в больницы задействован самолет Центроспаса.

Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев заявил, что взрывное устройство было оставлено в чемодане и приведено в действие без участия смертника. Движение поездов от станции "Новокузнецкая" до станции "Речной вокзал" восстановлено. Спасатели, которых цитирует корреспондент НТВ, предполагают, что число погибших возрастет до 50 человек.

Минздрав РФ: В стационары Москвы доставлено около 80 человек с ранениями различной степени тяжести, полученными в результате теракта. Всем оказывается необходимая медицинская помощь. Еще 130 пострадавшим была оказана помощь на месте.

В 7-й городской больнице находятся девять пострадавших: у двоих тяжелые ранения, у остальных - средней тяжести. В НИИ им. Склифосовского доставлены 37 человек.

Пострадавшие направлены в отделения ожоговой реанимации, общей реанимации и токсикореанимации. В тоннеле обнаружен еще один пострадавший - мужчина с переломом костей таза. По последним данным, мощность взрыва составила около 5 кг тротила, но, возможно, это был не теракт, а случайный взрыв.

Врачи призывают москвичей сдать кровь для переливания. В 13-й городской больнице в реанимации находятся два человека. Склифосовского доставлены еще двое пострадавших, один из них в крайне тяжелом состоянии.

В 53-й городской больнице скончался мужчина, тяжело раненый при взрыве. В 36-й городской больнице находятся 23 человека.

Всего команде Кавунова удаётся вынести 7 человек. Все впоследствии выжили, среди них Людмила. Мы встретились только спустя 2 года. Энтэвэшники организовали для нас встречу на станции "Павелецкая".

Я его увидела и сказала: "Можно я вас поцелую? Сейчас они дружат. Каждый год 6 февраля встречаются на панихиде у храма Пресвятой Богородицы. Людмила уверена, что вера помогла ей выжить. Во время той поездки она продолжала лежать у меня в сумке. Андрей Алимов тоже благодарит за спасение высшие силы.

Он меня спас и в 2010-м. Тогда чуть не стал жертвой теракта на "Лубянке": ехал на работу, но начальник отменил встречу.

Взрыв на Замоскворецкой линии метро 2004 год Взрыв в набитом пассажирами вагоне метро прогремел в полдевятого утра 6 февраля 2004 года на перегоне между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая». Бомбу начиненную поражающими элементами, активировал 20-летний террорист-смертник Анзор Ижаев.

Еще 250 пассажиров пострадали. Читайте также Взрывы пассажирских самолетов 2004 год 24 августа 2004 года над Тульской и Ростовской областями практически одновременно взорвались пассажирские самолеты авиакомпаний «Волга-Авиаэкспресс» и «Сибирь», летевшие из столичного аэропорта Домодедово в Волгоград и Сочи соответственно. Жертвами двойного теракта стали 89 человек. Всего через несколько дней родная сестра одной из них принимала участие в захвате школы в Беслане.

Школьники, учителя, родители — всего в заложниках оказались более 1100 человек. В бесланской школе погибли 333 человека, включая 186 детей. Около 800 человек получили ранения. Ответственность за теракт взял на себя Шамиль Басаев.

Здание школы и разрушенный спортзал реставрировать не стали — они превратились в мемориал, напоминающий о чудовищной трагедии 2004 года. Погибли 28 человек, более 130 пострадали. Это была уже вторая попытка подорвать «Невский экспресс». Двумя годами ранее из-за взрыва с рельсов сошли локомотив и 12 вагонов поезда.

Тогда, к счастью, никто не погиб, но 60 человек пострадали. В 2012 году Тверской областной суд приговорил к пожизненному заключению нескольких обвиняемых по делу о подрыве «Невского экспресса» в 2009 году. Ответственность за этот теракт взял на себя чеченец Доку Умаров. Читайте также Двойной взрыв в московском метро 2010 год Утром 29 марта 2010 года с разницей в 42 минуты в поездах на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» Сокольнической линии Московского метрополитена взорвались бомбы, активированные террористками-смертницами.

Торцевой двери во втором вагоне не было — ее выбило в первый вагон. Не было света. То, что я там увидел, — это был шок. Груды человеческих тел навалены друг на друга, крики о помощи. Пассажиры словно попали в мясорубку Владимир Гореловмашинист Выжившие были абсолютно дезориентированы: многие из раненых оказались буквально погребены под останками погибших. При этом для пассажиров в тоннеле сохранялась еще одна угроза — контактный рельс: любое прикосновение к нему из-за высокого напряжения грозило летальным исходом. Началась паника, крики. Кто-то пытался выбраться и бежал по тем, кто лежал.

Я тоже лежала, и кто-то прошел прямо по мне. Из соседнего вагона, того, где произошел взрыв, долетали безумные голоса — женские, мужские, слышны мольбы о помощи. Там умирали, это было очевидно Аннапассажирка третьего вагона Второй вагон поезда, взорванный на перегоне московского метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Действовать нужно было быстро — тоннель заволокло ядовитым удушливым дымом. Спасаясь от него, выжившие закрывали лица шарфами и платками, которые смачивали тем, что было под рукой. Несколько минут спустя диспетчер подтвердил — высокое напряжение снято. Машинист открыл двери поезда и сотни пассажиров хлынули в тоннель. Мы шли, как мне показалось, по трупам.

Тротуар [тоннеля — прим. Между тем семеро пассажиров решили остаться в тоннеле и, не дожидаясь спасателей, попытаться помочь тем, кто не мог идти. Один из пострадавших при теракте на перегоне московского метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Последнего спасло чудо: он хотел зайти во второй вагон, но обознался, увидев в третьем вагоне женщину, похожую на его жену, — и заскочил туда. Картина, которая предстала перед добровольцами, повергала в ужас. Все сиденья и пол усеяны человеческими телами и просто кусками мяса. Это были даже не оторванные руки или ноги, не фрагменты тел, как их называют. Просто куски мяса и окровавленной одежды Анна пассажирка третьего вагона Пока выжившие пассажиры покидали тоннель, на поверхности ограничили движение около обеих станций, оставив проезд только для оперативных служб.

К «Автозаводской» и «Павелецкой» прибыли 60 машин скорой помощи, пять бригад Центра экстренной медицинской помощи Москвы и три группы федерального Центра медицины катастроф «Защита».

Теракт на "Автозаводской": три года и один приговор

Второй вагон, охваченный пламенем, был сильно изуродован. Третий вагон смят взрывной волной, которая, ударив в стены тоннеля, рикошетом сдавила его. От взрывной волны, рассыпавшись на мелкие осколки, вылетели все стёкла в вагонах, расположенных близко к месту взрыва. Разбилось правое лобовое стекло в кабине машиниста. Второй вагон, представлял собой страшное зрелище: месиво из тел погибших людей, пожар, пожирающий всё вокруг, а выбраться из вагона было невозможно, да, в общем-то, и некому. Масштаб теракта подтверждает количество погибших — 41 человек, если не брать в расчет террориста-смертника, и 250 пострадавших в разной степени. Эти цифры увеличатся при воспоминании о семьях, которые потеряли своих близких ведь их горе невосполнимо. На станции «Автозаводская» установлена мемориальная доска с перечнем жертв теракта, а у ее подножья — вазон для цветов.

В вазе всегда стоят свежие букеты. Каждый год люди в день памяти трагедии приходят почтить погибших, возлагая цветы и зажигая свечи. Теракт на «Автозаводской» сплотил россиян, наполнив чувством сострадания и справедливого гнева к террористам. Также страна узнала своих героев, которые живут среди нас. Люди, умеющие в решающий момент взять на себя ответственность, действовать в экстремальных условиях умело и оперативно.

Так было и во время вчерашнего теракта. Сразу после взрыва давление в тоннеле резко возросло, затем, после того как пламя выжгло весь кислород, упало и снова возросло, когда взрывная волна вернулась, отразившись от стенок. От резких перепадов давления даже у тех, кто сидел относительно далеко от взрыва, глаза стали в прямом смысле выдавливаться из орбит, хлынула кровь изо рта, носа и ушей, полопались сосуды головного мозга. В итоге пассажиры, которых не достала ни взрывная волна, ни осколки, погибли от баротравмы. Дело в том, что первичный осмотр места происшествия, на который следствие всегда возлагает большие надежды, на этот раз практически не дал результатов. Скорее всего, в качестве взрывчатки использовался штатный армейский тротил. Впрочем, как признают сами эксперты, они могли и ошибиться, поскольку все запахи в метро забивал запах горелой плоти. Если бы бомба лежала на полу, в нижней части вагона образовалась бы огромная дыра, но пол остался практически целым, только покрылся копотью. Это пока все". Определить способ приведения взрывчатки в действие пока не смогли. Эксперты полагают, что это вряд ли удастся сделать и в дальнейшем. Дело в том, что с места происшествия изъяты десятки разломанных и переплавленных мобильных телефонов, CD-плееров, электронных игрушек, которые были у пассажиров, а также проводков и батареек от них. Любое из этих устройств теоретически могло быть использовано для управления бомбой, но какое именно, неизвестно. Аналогичная проблема возникла и с идентификацией возможного террориста-смертника. Как правило, после взрыва на теле человека одного-двух килограммов пластита, которые обычно закладываются в пояс, от шахида остаются только голова, ступни ног и кисти рук. А взрыв пятикилограммовой бомбы, тем более в замкнутом пространстве, говорят эксперты, мог "разложить террориста почти в молекулы". Даже если от него что-то и осталось, то опознать, к примеру, оторванную кисть преступника среди сотни других удастся очень не скоро. Или заткнуться" Максим Соколов [...

Короткая ссылка 6 февраля 2024, 12:59 6 февраля 2004 года произошёл теракт в московском метро. Взрыв прогремел в вагоне поезда, следовавшего по маршруту Замоскворецкой линии «Автозаводская» — «Павелецкая». Это был один из самых крупных террористических актов в современной России — при взрыве погиб 41 человек и 250 получили ранения.

Бомба была оставлена в хозяйственной сумке рядом с торговым павильоном. Взрывное устройство было заложено на платформе рядом с первым вагоном поезда под тяжелую мраморную скамью. Взрывом выбило мощные плафоны на станции, с потолка сыпалась облицовка. В результате взрыва пострадали 20 человек, в том числе двое детей, погибших нет. Все террористы были уничтожены в ходе штурма здания, заложники освобождены, но более 120 человек погибли от действия усыпляющего газа, примененного спецназом при штурме, в сочетании с тяжелыми условиями, в которых находились заложники трое суток в сидячем положении практически без еды и воды. Погибло 16 человек, около 50 ранено. Фото: Московский Комсомолец 9. Погибли 6 человек, 14 человек ранено.

Намедни. Наша Эра

Это всё дело и рвануло. Три человека между нами было, на вытянутую руку. RU По словам Андрея Алимова, выплаченная компенсация для него почти ничего не стоит. К тому же через время он снова чуть не становится жертвой теракта. И в этот день у него был сердечный приступ. Он мне позвонил: «Андрюха, не надо, сегодня не едь». После его звонка через час происходит взрыв на станции «Лубянка».

Я там должен был проезжать, — рассказывает Андрей Алимов. RU «У нас терроризм процветал» Если один раз увидел, как на твоих глазах в муках умирает человек, — забыть этот сковывающий тело ужас практически невозможно. В ушах набатом звучит фраза: «Я мог бы что-то сделать», но сделать спустя 20 лет уже ничего нельзя — только помнить. Вот и Андрей Алимов, теперь уже семьянин и автослесарь, — забыть не может. А там какие-то мусульмане, у них сумки, — вспоминает пассажир. Тогда было страшно, но переборол.

Из-за теракта психованный был, крепкий алкоголь пить нельзя было — крыша ехала, инстинкт самосохранения пропал. Забыть не могу: я засыпаю с этой мыслью и просыпаюсь. Я живой. Жить спокойнее стало». Охранники выдергивают пассажиров с рюкзаками и баулами, начинают проверять. Если бы правительство не работало, то нас бы разрывали.

Была бы провокация за провокацией. Тогда никому ничего не надо было. Пока он не разобрался со всем этим, вся система была развалена, всем на всё было плевать. Пролетали и «Печатники», и Каширка, и «Норд-Ост». У нас терроризм процветал. RU В паре метров от Андрея и террориста-смертника сидит 45-летняя Людмила Тимофеева — сотрудница управления по обслуживанию дипломатического корпуса.

Миниатюрная женщина с короткой стрижкой и голосом, похожим на птичий щебет. В тот день она, как и тысячи москвичей, едет на работу. И так уж сложилось, что судьбы многих пассажиров злополучного вагона переплелись, сами того не подозревая. Так как мне было удобно выходить из первой двери второго вагона, чтобы потом выйти через переход на «Театральной», я села туда. А вот уже на «Автозаводской» была давка страшная. Я никакого странного мужчину не видела.

Толпа была такая, что даже продохнуть нельзя было, — рассказывает Людмила. Меня завалило трупами» Людмила Тимофеева, жертва теракта на «Автозаводской» А дальше всё как в тумане. Людмила спасается только благодаря тому, что из-за взрывной волны ее сразу же отбрасывает на несколько метров. Женщину накрывают тела других пассажиров. Кто-то из них еще жив, но большая часть погибла. На месте.

Шуба была вся в крови. Мне сказали, что если бы я была в каком-нибудь итальянском пальто на синтепоне, в котором хотела в тот день поехать, то травм было бы больше. После трагедии Людмила Тимофеева встречалась с жертвами теракта на «Автозаводской» Источник: представлено героиней материала Людмила понимает, что ничего не слышит: спасатели ей машут руками, пытаются что-то объяснить, а в голове тишина. Как потом выяснится — у нее повредились барабанные перепонки. Когда маленькая худенькая женщина открывает глаза, то видит перед собой разлетевшиеся стекла, раскуроченные двери вагона, части человеческих тел, пол, залитый кровью. И оказался рядом с ней случайно.

Потом каким-то путем добиралась по туннелю до «Павелецкой». Меня забрали медики и отправили в больницу. Там я пробыла около года. Мне говорили, что я буду на инвалидной коляске. Но ничего не уходит обратно. В институте Склифосовского у меня была клиническая смерть, ожоги, в легкие чужая кровь попала.

Людмиле Тимофеевой выдали справку в больнице о том, что она является пострадавшей во время теракта Источник: представлено героиней материала «Женщина в шубе меня спасла» Прийти в себя после теракта на «Автозаводской» Людмила смогла не сразу. От полученных травм женщина долгое время кашляла, поэтому ей не смогли сделать операцию для восстановления барабанных перепонок. Но страха зайти вновь в метро не было. После взрыва власти ужесточили законы, касающиеся террористов. Конечно, какая-то доля безопасности в этом есть. Но мне кажется, что если что, то это всё произойдет.

Допустим, рюкзак, понятно, что человек может пронести в нем взрывное устройство. Систему безопасности надо усиливать и усиливать, — считает Людмила Тимофеева. Сейчас она занимается волонтерской деятельностью — отправляет необходимые вещи бойцам на СВО. Каждый год в последний месяц зимы она созванивается с теперь уже бывшим офицером МЧС России Сергеем Кавуновым и говорит слова благодарности. Как часы: полвосьмого туда, потом оттуда, как у всех. Я служил на «Тверской» напротив мэрии.

Все в своих мыслях, никто никогда на посторонних не обращает внимания, — считает Кавунов. Перед тем как зайти на станцию метро, спасатель покупает в киоске газету «Спорт-экспресс».

Пролетали и «Печатники», и Каширка, и «Норд-Ост». У нас терроризм процветал. RU В паре метров от Андрея и террориста-смертника сидит 45-летняя Людмила Тимофеева — сотрудница управления по обслуживанию дипломатического корпуса. Миниатюрная женщина с короткой стрижкой и голосом, похожим на птичий щебет. В тот день она, как и тысячи москвичей, едет на работу. И так уж сложилось, что судьбы многих пассажиров злополучного вагона переплелись, сами того не подозревая.

Так как мне было удобно выходить из первой двери второго вагона, чтобы потом выйти через переход на «Театральной», я села туда. А вот уже на «Автозаводской» была давка страшная. Я никакого странного мужчину не видела. Толпа была такая, что даже продохнуть нельзя было, — рассказывает Людмила. Меня завалило трупами» Людмила Тимофеева, жертва теракта на «Автозаводской» А дальше всё как в тумане. Людмила спасается только благодаря тому, что из-за взрывной волны ее сразу же отбрасывает на несколько метров. Женщину накрывают тела других пассажиров. Кто-то из них еще жив, но большая часть погибла.

На месте. Шуба была вся в крови. Мне сказали, что если бы я была в каком-нибудь итальянском пальто на синтепоне, в котором хотела в тот день поехать, то травм было бы больше. После трагедии Людмила Тимофеева встречалась с жертвами теракта на «Автозаводской» Источник: представлено героиней материала Людмила понимает, что ничего не слышит: спасатели ей машут руками, пытаются что-то объяснить, а в голове тишина. Как потом выяснится — у нее повредились барабанные перепонки. Когда маленькая худенькая женщина открывает глаза, то видит перед собой разлетевшиеся стекла, раскуроченные двери вагона, части человеческих тел, пол, залитый кровью. И оказался рядом с ней случайно. Потом каким-то путем добиралась по туннелю до «Павелецкой».

Меня забрали медики и отправили в больницу. Там я пробыла около года. Мне говорили, что я буду на инвалидной коляске. Но ничего не уходит обратно. В институте Склифосовского у меня была клиническая смерть, ожоги, в легкие чужая кровь попала. Людмиле Тимофеевой выдали справку в больнице о том, что она является пострадавшей во время теракта Источник: представлено героиней материала «Женщина в шубе меня спасла» Прийти в себя после теракта на «Автозаводской» Людмила смогла не сразу. От полученных травм женщина долгое время кашляла, поэтому ей не смогли сделать операцию для восстановления барабанных перепонок. Но страха зайти вновь в метро не было.

После взрыва власти ужесточили законы, касающиеся террористов. Конечно, какая-то доля безопасности в этом есть. Но мне кажется, что если что, то это всё произойдет. Допустим, рюкзак, понятно, что человек может пронести в нем взрывное устройство. Систему безопасности надо усиливать и усиливать, — считает Людмила Тимофеева. Сейчас она занимается волонтерской деятельностью — отправляет необходимые вещи бойцам на СВО. Каждый год в последний месяц зимы она созванивается с теперь уже бывшим офицером МЧС России Сергеем Кавуновым и говорит слова благодарности. Как часы: полвосьмого туда, потом оттуда, как у всех.

Я служил на «Тверской» напротив мэрии. Все в своих мыслях, никто никогда на посторонних не обращает внимания, — считает Кавунов. Перед тем как зайти на станцию метро, спасатель покупает в киоске газету «Спорт-экспресс». Каждое утро он читает именно ее, каждое утро заходит в одну и ту же дверь одного и того же вагона. Сергей Кавунов уверен: коренные москвичи знают, где им выходить, путь до работы буквально просчитан по шагам. Но утром 6 февраля 2004 года спасатель изменяет своим привычкам. Случайная пассажирка внезапно привлекает его внимание. Там и произошел взрыв.

Но случилась мистическая история. За неделю до этого жене купили первую шубу. Я отправился на работу раньше нее. А передо мной шла женщина точно в такой же шубе. Посмотрел и подумал: «Жена вроде дома». Мне захотелось посмотреть, что за женщина в такой же шубе, — усмехнувшись, вспоминает Сергей. Представляете, женщина в шубе меня спасла» Сергей Кавунов, офицер МЧС, жертва теракта на «Автозаводской» Стук колес номерных вагонов, желтый тусклый свет от ламп и внезапный «бах». Воздушный поток, осколки стекол и плафонов летят в лицо.

Загорается аварийный свет, ошарашенные пассажиры еще некоторое время стоят в вагоне. По громкой связи звучит механический голос машиниста: «Только когда двери открою, тогда можно будет выходить». Какая-то женщина пытается докричаться до него: «Мы тут стоим, задыхаемся, нам дышать тяжело». В этот момент уже произошло возгорание. Я с профессиональной точки зрения оценивал ситуацию и понимал: вагон метро горит достаточно быстро. Боялся того, что появятся языки пламени. Думал, как буду бить окно. Пару человек в обморок упали.

Всё в дыму, — вспоминает спасатель. RU Сергей Кавунов стоит около двери, которая из-за взрыва открылась внутрь, вместо того чтобы отъехать влево. Тогда он еще не допускает мысли, что произошел взрыв.

Однако всерьез эти инициативы никто не рассматривал.

Все, что смогли сделать для москвичей власти, — это принять ряд законов, побуждающих самих горожан заняться проблемами собственной безопасности. Все показатели преступности снизились. А все почему? Население стало проявлять повышенную бдительность.

Речь может зайти разве что об установлении предельного срока и числа зарегистрированных на одной жилплощади, а также о дополнительных вливаниях в безопасность столичной подземки. Чужое горе ценою в мандарин Что может быть хуже неизвестности? С единственной мыслью: хоть бы пронесло. Когда увезли погибших и раненых, площадь перед метро опустела.

Чуть дальше, у префектуры Южного округа, выстроились ряды милицейских машин — там и расположился оперативный штаб. Блюстители порядка оцепили проезжую часть, по тротуару сновали журналисты, спасатели и праздные зеваки. Приходили на Автозаводскую улицу и другие люди. Их можно было узнать издалека.

Они попеременно хватались то за сердце, то за мобильный телефон. Ссутулившиеся, с серым лицом и затравленным взглядом. А после они разъезжались по больницам и моргам. В здание вошел старичок и исчез вслед за охранником.

Через десять минут появился вновь и, незамеченный прессой, тихо опираясь на палочку, побрел в сторону метро. Ему 28 лет, Вячеслав зовут. Он на работу в это время ехал. Не можем ему дозвониться.

В штабе сказали: найдется ваш сын, дедушка. Он, наверное, не в этом поезде ехал. Я сейчас домой, к жене. Будем вместе искать.

Днем в штаб приехал протоиерей Аркадий Шатов и сестры милосердия из сестричества царевича Димитрия, что при 1-й Градской больнице. В штабе непрерывно трезвонит телефон. Олег уже объездил все больницы и ни в одном списке не нашел своей матери. Семье Востриковых, можно сказать, повезло.

Утром Людмила провожала дочь в школу, а потом поехала на работу. По привычке зашла во второй вагон. Но не в четвертую дверь, как обычно, а в третью — народу было битком. В момент взрыва у нее белым облаком вспыхнули волосы и заложило уши.

Как выбиралась — не помнит. Домой Люда пришла сама. Попила чай, посмотрела телевизор и успокоила поседевшую за несколько часов мать. А через полчаса ее как подменили.

И собственную дочь не узнает... Юля Лисицина на днях получила новенький паспорт. Все время таскала его с собой в сумке и хвасталась друзьям удачной фотографией. А в этот день решила, что документы ей ни к чему — все равно не проверяют.

Ищут детей, мужей, родителей. В штабе говорят, что раздаются звонки из других городов и даже стран. Почему же так долго нет списков погибших? Предприимчивые метропопрошайки тут же смекнули, где можно поживиться.

Бабулька в лохмотьях, на ногах целлофановые пакеты, с палкой-клюкой рвется к психологам. У меня там... У меня там брат погиб... Через пару минут бабулька возвращается с улыбкой на лице и с мандаринами в дырявых карманах.

На выбор предлагалось четыре варианта ответов. Впрочем, у многих читателей оказалось особое мнение. Например, Калифорниец убежден в необходимости объявить Чечню особой зоной, перекрыть, насколько возможно, границы с остальной частью страны и запросить миротворцев ООН. UF думает, что проблема террора решается только политическим путем.

Читатель Андрей уверен: изменить положение невозможно. Народ рассядется по поездам метро, стараясь не думать о возможных катастрофах. Политические и милицейские демагоги распределят свои могучие телеса обратно по машинам и продолжат взирать на все через стекло своего личного автомобиля. Все это мы уже проходили.

Моя мама случайно не пошла в это время на работу, подруга проспала чуть-чуть, друг не пошел на работу, так как надо было в институт... А ведь все они именно в 8.

Ответственность за подрыв в метро пытались взять на себя сразу несколько радикальных группировок.

Все они оказались непричастны. Первый лишь курировал операцию, двое других занимались непосредственной организацией. Бомбу собрал Хубиев.

Анжор Изаев — исполнитель — прошел специальную подготовку в отряде Шамиля Басаева, за что его уже разыскивали на момент теракта. Личность подрывника определили достаточно быстро — по фрагментам тела во втором вагоне. С поиском организаторов пришлось повозится.

Глоова уничтожили весной 2004 года, когда он пытался перевести несколько СВУ для других терактов. Его подельники, к сожалению, успели совершить ещё одно такое преступление, подослав смертницу во входу метро «Рижская» в августе 2004 года. После этого инцидента их оперативно схватили и приговорили к пожизненному заключению.

Теракт в московском метро радикально изменил систему безопасности в подземке. На станциях появились колонны экстренного вызова.

По данным на этот час жертвами взрыва в метро рядом со станцией Автозаводская стали 39 человек

Спустившись первый раз после теракта в метро, Андрей запаниковал — в вагоне сидели иммигранты с сумками. 6 февраля 2004 года утром в час пик в московском метрополитене был совершен террористический акт. Один из пострадавших при теракте на перегоне московского метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Теракт 6 февраля 2004 года стал крупнейшим терактом в московском метро. Взрыв возле станции метро «Автозаводская» стал поводом для ужесточения антитеррористического законодательства и усиления мер безопасности в московском метро.

Хроника московских терактов

На фото: мраморная доска на станции метро «Автозаводская» с именами жертв теракта 2004 года / РИА Новости. Согласно официальным данным, после теракта в 2004 году власти Москвы приняли решение установить камеры наблюдения во всех вагонах поездов и на платформах станций столичного метро. В 08:32 в вагоне Московского метрополитена, следовавшем в центр между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», произошел взрыв. Участники оперативно-следственной группы признают, что расследовать вчерашний взрыв в метро будет гораздо сложнее, чем другие теракты. По официальным данным, в результате взрыва в вагоне метро между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" 39 человек погибли, 134 человека ранены, в том числе один ребенок. Более 300 человек собрались сегодня на станции метро "Автозаводская", чтобы почтить память жертв теракта 6 февраля 2004 года.

Взрыв в метрополитене: хроника

Сегодня у мемориальной доски с фамилиями погибших, установленной на станции «Автозаводская», много свежих цветов и зажженных свеч. Их привезли не только неравнодушные граждане, но и те, кто здесь потерял друзей и знакомых. Одна женщина пришла сюда помянуть свою соседку по даче и ее дочь — они обе погибли в том вагоне, а девушке не посчастливилось оказаться рядом с террористом, в результате чего ее просто разорвало на части.

В результате операции по освобождению заложников все террористы, в том числе и смертницы, были ликвидированы. Погибли 129 заложников. Погибли 16 человек, 59 получили ранения. Организация этого теракта приписывается Зелимхану Сааеву, уничтоженному в Ингушетии в октябре того же года. В ночь на 10 июля 2003 года около ресторана "Имбирь" на 1-й Тверской-Ямской улице задержали женщину, в сумке которой было обнаружено взрывное устройство. При его обезвреживании погиб сотрудник ФСБ.

Примерно в 8:32, когда поезд отъехал несколько сотен метров от «Автозаводской», у первой двери второго вагона прогремел взрыв [2] [1] : террорист-смертник Анзор Ижаев привёл в действие самодельное взрывное устройство , находившееся у него за спиной в рюкзаке [3] [4]. Взрыв раздул стенки вагона и оторвал часть крыши, припечатав её к потолку тоннеля. Ударная волна разбила стёкла в нескольких вагонах в том числе и в кабине машиниста [5] [1] , изранив людей осколками [6] [2]. Многих пассажиров, стоявших рядом со смертником, разорвало на части, а их останки выбросило взрывной волной в тоннель [2]. Остальные погибшие во втором вагоне люди скончались из-за баротравмы , вызванной резкими скачками давления, которые спровоцировал взрыв в замкнутом пространстве [6]. Сразу после взрыва машинист Горелов запустил систему экстренного торможения, и поезд, проехав ещё 150—200 метров, остановился [1] [2]. Быстрая реакция машиниста позволила предотвратить распространение пожара, которое могло произойти, если бы поезд продолжал следовать на большой скорости [2]. Во взорванном вагоне автоматически сработала противопожарная система «Игла», благодаря чему огонь не перекинулся на остальные вагоны [1]. Тоннель метро заволокло густым едким дымом, и людям приходилось дышать через влажную материю, чтобы не потерять сознание [2]. Владимир Горелов сообщил о взрыве в диспетчерскую метрополитена, попросив отключить подачу тока на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая» [1].

Когда 3 минуты спустя контактный рельс был обесточен, машинист открыл двери вагонов и дал пассажирам указание двигаться в сторону станций «Автозаводская» и «Павелецкая» [5]. По воспоминаниям свидетелей теракта, тоннель позади поезда был усеян телами и фрагментами тел людей, погибших во втором вагоне [6] [2]. Через «Автозаводскую» на поверхность выбрались более 1000 человек [1] ; около полусотни пассажиров, в основном из первого вагона, направились по тоннелю к «Павелецкой», которую от места взрыва отделяло несколько километров [2]. После взрыва он пресёк панику в вагоне и активно участвовал в эвакуации людей [7] [8]. После того, как основная масса пассажиров поезда ушла на станцию «Автозаводская», Кавунов с полудюжиной гражданских добровольцев, один из которых был студентом медицинского училища [9] , стал оказывать первую помощь пострадавшим из второго вагона ещё до прибытия в тоннель его коллег из МЧС [10] [8]. Группе Кавунова удалось вызволить из взорванного вагона семь человек — все они впоследствии выжили [9]. Одна из спасённых Кавуновым женщин сидела возле самого эпицентра взрыва у первой двери второго вагона, оставшись в живых только потому, что между ней и Ижаевым стояло много людей: после отправления с «Автозаводской» вагон был набит битком [8]. Некоторые пассажиры смогли выбраться из второго вагона самостоятельно. В их числе был девятилетний Валерий Козяр [11] — единственный ребёнок, пострадавший непосредственно при взрыве [12]. Получившие ранения пассажиры метро были госпитализированы в десять московских больниц [2] ; позднее двое тяжелораненых умерли в НИИ Склифосовского [13] и 53-й городской больнице [11].

Работа судмедэкспертов , занимавшихся установлением личностей жертв теракта, была осложнена из-за наличия большого количества оторванных конечностей и фрагментов тел [14]. К 10 февраля 2004 года специалистам Российского центра судебно-медицинской экспертизы удалось опознать 33 погибших в теракте [15] ; опознание остальных жертв, от которых остались одни фрагменты, затянулось до мая 2004 года ввиду необходимости провести экспертизы ДНК [16]. В первые дни после теракта высказывались предположения, что после идентификации всех останков количество погибших может составить от 50 [14] до 100 человек по официальной информации на 6 февраля 2004 года, жертвами взрыва у «Автозаводской» стали 39 человек [6]. По уточнённым данным, озвученным прокуратурой через год после теракта, в результате взрыва на Замоскворецкой линии метро погибли 42 человека включая террориста , а около 250 человек получили ранения [17]. В день теракта президент России Владимир Путин заявил, что за взрывом в московском метро стояли « Масхадов и его бандиты», а сам теракт охарактеризовал как «рычаг давления на действующего главу государства» на предстоявших в марте 2004 года президентских выборах [18]. Делегация из Департамента полиции Нью-Йорка была направлена в российскую столицу, чтобы на месте ознакомиться с конструкцией взрывного устройства, подорванного между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» [19]. Мэр Москвы Юрий Лужков , находившийся в США с деловым визитом, сразу же прервал поездку, как только узнал о взрыве в московском метро, и вылетел обратно в Россию [20]. Семьям погибших и раненых были назначены финансовые компенсации от правительства Москвы [21]. В течение первой недели после теракта выплаты получили более полусотни семей; из них 16 родственникам жертв теракта досталось по 100 тысяч, а 22 раненым — 50 тысяч рублей [22]. Каждому из пострадавших также выдали до 10 тысяч рублей на компенсацию утраченного во время теракта имущества [21].

По официальным данным, материальный ущерб, нанесённый метрополитену Москвы февральским взрывом, составил около 4 миллионов рублей [17] ; все убытки были возмещены страховой компанией «Спасские ворота» [21]. По распоряжению Лужкова 9 февраля 2004 года было объявлено днём траура по жертвам теракта в метро [20] [23]. В этот день по всей Москве были приспущены государственные флаги, а также отменены развлекательные мероприятия, проводившиеся муниципальными учреждениями частным предпринимателям рекомендовалось последовать этому примеру из уважения к памяти погибших [20]. Тогда же в столице начались похороны жертв теракта [15] [24] ; все расходы на погребение взяло на себя городское правительство [25]. Убитых при взрыве пассажиров метро хоронили рядом с жертвами терактов на улице Гурьянова [24] , в Театральном центре на Дубровке [24] и на рок-фестивале «Крылья» в Тушино [15]. Один из погибших в теракте 6 февраля 2004 года, студент Егор Деев, предыдущим летом уже пережил взрывы на тушинском рок-фестивале [26]. Расследование[ править править код ] После взрыва на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая» прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по статьям 205 «Терроризм» и 105 «Убийство» Уголовного кодекса РФ [27]. Расследованием теракта занималась межведомственная группа, которой руководил заместитель директора ФСБ Александр Жданьков. Осмотр места теракта. Первый подозреваемый[ править править код ] 6 февраля 2004 года взрывотехники ФСБ работали в тоннеле возле станции «Автозаводская» вплоть до второй половины дня [2].

Когда следственная группа закончила осмотр места теракта [29] , повреждённые взрывом вагоны отогнали в депо « Замоскворецкое », где они оставались на запасных путях до завершения следствия [30]. К 18 часам движение поездов в тоннеле, где произошёл взрыв, было полностью восстановлено [31]. Обследовав место взрыва, участники расследования первоначально заключили, что сработавшее во втором вагоне взрывное устройство было безоболочным; также считалось, что эта бомба, в отличие от прошлых терактов, не была снабжена поражающими элементами, а в её состав входил лишь армейский тротил [6]. В дальнейшем следователи отказались от этой версии и пришли к выводу, что СВУ , взорванное у «Автозаводской», состояло из смеси аммиачной селитры и алюминиевой пудры , было начинено болтами и шурупами и имело мощность от 2,9 до 6,6 кг в тротиловом эквиваленте [32]. В следственной группе предполагали, что взрыв скорее всего совершил террорист-смертник эпицентр взрыва находился на высоте примерно метра от пола, что позволяло заключить, что бомба была либо прикреплена к телу смертника, либо лежала в его сумке или рюкзаке [2] , однако рассматривалась и теория о случайном срабатывании взрывчатых веществ, которые перевозил один из пассажиров [2] , а также осуществлённая заблаговременно закладка взрывчатки [33]. К середине февраля 2004 года версия о самоподрыве террориста-смертника стала основной [33]. В день теракта на телевидении показали распространённый милицией фоторобот , на котором был изображён первый подозреваемый в причастности ко взрыву в метро — мужчина средних лет, носивший одежду тёмного цвета. Его сопровождали две женщины, походившие внешне на уроженок Северного Кавказа. По свидетельству работавшего на «Автозаводской» кассира, этот человек, покупая билет на метро незадолго до взрыва, выругался и резко выпалил: «Будет вам сегодня праздник! Милиционерами были задержаны несколько человек со схожими с фотороботом чертами внешности, однако вскоре их отпустили из-за нехватки доказательств.

Вдобавок следователи допросили всех работников Замоскворецкой линии метро и просмотрели записи с установленных на ней камер, но не смогли обнаружить никаких новых улик [28]. Ответственность за теракт[ править править код ] Правоохранительные органы с самого начала расследования стали подозревать одного из лидеров чеченских боевиков Шамиля Басаева в организации теракта на перегоне у «Автозаводской». Ранее ФСБ не раз получала информацию о том, что Басаев угрожал устроить взрыв в московском метро [6]. Однако в своём заявлении, опубликованном в конце февраля 2004 года, он лишь отметил, что «озабочен» произошедшим 6 февраля взрывом и готов выделить российской столице «спецподразделения для охраны правопорядка» [34]. В начале марта 2004 года на сайте « Кавказ-центр » было размещено заявление некоего Лом-Али Чеченского, представившегося главарём группировки « Мюриды газавата » — военного крыла неназванного суфийского ордена [35]. В заявлении было сказано, что эта группировка стояла за взрывом в вагоне возле станции метро «Автозаводская», а сам теракт являлся местью за массовое убийство 5 февраля 2000 года в Новых Алдах , которое, по данным правозащитников, совершили российские военные. Специальный представитель Масхадова Ахмед Закаев назвал послание группы «Мюриды газавата» «провокацией», направленной на очернение чеченцев. Согласно редакции «Кавказ-центра», данное письмо поступило на почту сайта ещё 8 февраля 2004 года, но редакция поначалу отказалась публиковать его из-за сомнений в достоверности этой информации [36]. В январе 2005 года журналист газеты « Время новостей » Александр Шварёв опубликовал статью, в которой со ссылкой на сотрудников спецслужб говорилось о возможной причастности русского ваххабита Павла Косолапова к теракту в столичном метрополитене в феврале 2004 года. По словам Шварёва, именно Косолапов якобы являлся куратором террориста-смертника и сопровождал последнего к месту взрыва [37].

Представители следствия не подтвердили эти данные, подчеркнув, что Косолапов вообще не фигурировал в материалах уголовного дела о теракте у метро «Автозаводская» [38].

Их привезли не только неравнодушные граждане, но и те, кто здесь потерял друзей и знакомых. Одна женщина пришла сюда помянуть свою соседку по даче и ее дочь — они обе погибли в том вагоне, а девушке не посчастливилось оказаться рядом с террористом, в результате чего ее просто разорвало на части. На месте событий побывала Readovka.

«Мы шли по трупам»: как Москва пережила трагедию в метро 20 лет назад

6 февраля 2024 - Новости Пскова - Страшный теракт произошёл 6 февраля 2004-го на перегоне между "Автозаводской" и "Павелецкой" погибли 42 человека. Теракт в ТЦ «Крокус-Сити» в Подмосковье: что известно — Моск. Главная» Новости» Причины взрыва на перегоне между станциями метро автозаводская павелецкая 6 февраля 2004 года. Утром 6 февраля 2004 года с рюкзаком за спиной Ижаев вошел на станцию метро "Кантемировская" и на перегоне между "Автозаводской" и "Павелецкой" замкнул цепь взрывателя. 6 февраля 2024 - Новости Великого Новгорода - После взрыва у станции метро «Автозаводская» в феврале 2004 года депутаты партии «Единая Россия» внесли в Госдуму законопроект, ужесточавший наказание за теракты.

Хронология крупнейших терактов в РФ

20 лет назад – 6 февраля 2004 года – на станции "Автозаводская" московского метрополитена был совершен теракт, унесший жизни 42 человек. О том, что совсем недавно сюда пришла беда, напоминала лишь толпа у северного выхода из метро “Автозаводская”. Хубиев и Шаваев получили по два пожизненных срока за взрывы на станциях метро "Автозаводская" и "Рижская", в то время как Панарьин был приговорен к пожизненному заключению только за теракт в августе 2004 года возле станции метро "Рижская". Участники оперативно-следственной группы признают, что расследовать вчерашний взрыв в метро будет гораздо сложнее, чем другие теракты. террористических акт. Всего с места взрыва в московском метро эвакуировано около 1000 человек, сообщили РБК в ГО и ЧС Москвы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий