Новости день александра когда

По церковному календарю 12 сентября почитается память святого Александра Невского. В этот день вспоминают перенесение его мощей. Ближайший день имени Александр — 10, 14 и 17 января.

Именины Александра

Александр День, несколько человек. Александр Николас де Абрев Абейсингхе (1894-1963), шри-ланкийский сингальский политик. Но в День своего Ангела очень желательно присутствовать не только за литургией, причащаясь, но и накануне вечером, за службой вашему святому Александру. День памяти Александра Пушкина ежегодно отмечают 10 февраля. В православном календаре этот день обозначен датой перенесения святых мощей князя Александра Невского. По церковному календарю 12 сентября почитается память святого Александра Невского. В этот день вспоминают перенесение его мощей. Александр Основатель — Патер Дий из древнего Рода, который жил достаточно давно.

Именины Александра

На этот раз новгородцы избежали переписи, ограничившись выплатой богатой дани татарам. Но их отказ исполнить ордынскую волю вызвал гнев великого князя. Василий был сослан в Суздаль, зачинщики беспорядков жестоко наказаны: одних, по приказанию Александра, казнили, другим «урезали» нос, третьих ослепили. Лишь зимой 1259 года новгородцы, наконец, согласились «дать число». Тем не менее появление татарских чиновников вызвало в городе новый мятеж. Лишь при личном участии Александра и под защитой княжеской дружины перепись была проведена. После окончания переписи и отъезда татар Александр покинул Новгород, оставив в нем князем малолетнего сына Дмитрия. В 1262 году Александр заключил мир с литовским князем Миндовгом. В том же году он послал большое войско под номинальным командованием своего сына Дмитрия против Ливонского ордена. В этом походе приняли участие дружины младшего брата Александра Невского Ярослава с которым он успел примириться , а также его нового союзника, литовского князя Товтивила, обосновавшегося в Полоцке.

Поход завершился крупной победой — был взят город Юрьев Тарту. В конце того же 1262 года Александр в четвертый и последний раз отправился в Орду. Князь же великий Александр пошел к царю ордынскому хану Берке. Наверное, князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов Ростове, Суздале, Ярославле вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани. Последние дни Александра Александру, очевидно, удалось достичь своих целей. Однако хан Берке задержал его почти на год. Лишь осенью 1263 года, уже больной, Александр вернулся на Русь. Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог. В Городце на Волге, уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг согласно поздним источникам, с именем Алексея и 14 ноября скончался.

Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа. Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской! Церковное почитание Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего». Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками. Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» по внешне парадоксальному выражению Акафиста. Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году.

В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы. Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению.

По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира 1721 год. Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года. Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа. Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября 6 декабря по новому стилю и 30 августа 12 сентября. Дни празднования святого Александра Невского: 23 мая 5 июня по нов. Сражения, которыми прославился князь Александр, были столь ничтожны, что в западных летописях они даже не упоминаются.

Эта идея родилась из чистого невежества. Битва на Чудском озере отражена в немецких источниках, в частности, в «Старшей Ливонской рифмованной хронике». Основываясь на ней, отдельные историки говорят о незначительном масштабе сражения, потому что «Хроника» сообщает о гибели всего двадцати рыцарей. Но здесь важно понять, что речь идет именно о «братьях-рыцарях», выполнявших роль высших командиров. О гибели же их дружинников и набранных в войско представителей балтийских племен, составлявших костяк армии, ничего не говорится. Что касается Невской битвы, то она не нашла никакого отражения в шведских хрониках. Но, по мнению крупнейшего российского специалиста по истории Балтийского региона в средние века Игоря Шаскольского, «…этому не следует удивляться. В средневековой Швеции до начала XIV века не было создано крупных повествовательных сочинений по истории страны типа русских летописей и больших западноевропейских хроник». Иными словами, следы Невской битвы у шведов и искать-то негде.

Запад не представлял угрозы для России того времени, в отличие от Орды, которую князь Александр использовал исключительно для усиления своей личной власти. Снова не так! Возможно, правильнее было бы говорить о мире католицизма, но и он в целокупности был очень пестр, разнороден и раздроблен. Руси реально угрожал не «Запад», а Тевтонский и Ливонский ордена, а также шведские завоеватели. И разбивали их почему-то на русской территории, а не дома в Германии или Швеции, и, стало быть, угроза, исходящая от них, была вполне реальной. Что же касается Орды, то существует источник Устюжская летопись , который дает возможность предполагать организующую роль князя Александра Ярославича в антиордынском восстании. Князь Александр не защищал Русь и православную веру, он просто боролся за власть и использовал Орду для физического устранения своего собственного брата. Это всего лишь домыслы. Князь Александр Ярославич в первую очередь защищал то, что унаследовал от отца и деда.

Иными словами, с большим искусством выполнял задачу стража, хранителя. Что же касается смерти его брата, то надо прежде подобных вердиктов изучить вопрос о том, как тот, в безрассудстве и молодечестве, положил русские рати без пользы и каким путем вообще приобрел власть. Это покажет: не столько князь Александр Ярославич был его губителем, сколько он сам претендовал на роль скорого губителя Руси… 4. Повернув к востоку, а не к западу, князь Александр заложил основы будущего разгула деспотизма в стране. Его контакты с монголами сделали Русь азиатской державой. Это уже и вовсе беспочвенная публицистика. С Ордой контактировали тогда все русские князья. После 1240 года у них был выбор: умереть самим и подвергнуть новому разорению Русь или выжить и подготовить страну к новым битвам и в конечном итоге к освобождению. Кто-то очертя голову ринулся в бой, но 90 процентов наших князей второй половины XIII века избрали иной путь.

И тут Александр Невский ничем не отличается от прочих наших государей того периода. Что же касается «азиатской державы», то здесь сегодня действительно звучат разные точки зрения. Но я как историк полагаю, что Русь никогда ею не сделалась. Она не являлась и не является частью Европы или Азии либо чем-то вроде смеси, где европейское и азиатское принимает разные пропорции в зависимости от обстоятельств. Русь представляет собой культурно-политическую суть, резко отличную и от Европы, и от Азии. Точно так же, как Православие не является ни католицизмом, ни исламом, ни буддизмом, ни какой-либо иной конфессией. Митрополит Кирилл об Александре Невском — имени России 5 октября 2008 года в телепередаче, посвященной Александру Невскому, митрополит Кирилл выступил с пламенной 10-минутной речью, в которой попытался раскрыть этот образ так, чтобы он стал доступен широкой зрительской аудитории. Митрополит начал с вопросов: почему благоверный князь из далекого прошлого, из XIII века может стать именем России? Что мы знаем о нем?

Отвечая на эти вопросы, митрополит сравнивает Александра Невского с другими двенадцатью претендентами: «Нужно очень хорошо знать историю и нужно чувствовать историю, чтобы понять современность этого человека… Я внимательно посмотрел на имена всех. Каждый из кандидатов — — представитель своего цеха: политик, ученый, писатель, поэт, экономист… Александр Невский не был представителем цеха, потому что он одновременно был величайшим стратегом… человеком, почувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России. Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода«. По словам митрополита Кирилла, Александр Невский был политиком, защищал Россию «очень тонкой и мужественной дипломатией». Он понимал, что невозможно было в тот момент победить Орду, которая «дважды проутюжила Россию», захватила Словакию, Хорватию, Венгрию, вышла на Адриатическое море, вторглась в Китай. Но татаро-монголам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги. Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, но не посягали на нашу национальную идентичность.

Они не были способны преодолеть наш цивилизационный код. А вот когда возникла опасность с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь — никакого компромисса. Когда папа римский пишет письмо Александру, пытаясь взять его на свою сторону… Александр отвечает «нет». Он видит цивилизационную опасность, он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их, так же как он чудом Божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву». Александр Невский, по словам митрополита, отдает «надстроечные ценности», позволяя монголам собирать дань с России: «Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернет себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю, и нужно дать возможность того, что наш замечательный историософ Лев Николаевич Гумилев называл «этногенезом». Все разрушено, надо же силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия?

Ее бы не было». Как утверждает митрополит Кирилл вслед за Гумилевым, Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. Своим хитроумным политическим ходом он «склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства». Александр Невский, по словам митрополита Кирилла, это собирательный образ: это правитель, мыслитель, философ, стратег, воин, герой.

Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью: «В критический момент, когда должна быть показана мощь и сила командующего, он вступает в единоборство и копьем ударяет в лицо Биргера… А с чего все началось? Помолился в Святой Софии в Новгороде. Кошмар, полчища, во много раз превышающие. Какое сопротивление?

Нет, в христианстве святые почитаются за те подвиги добродетели, кои они совершили во имя Христово. Защитник земли нашей от нашествия иноплеменников-латинян, стремящихся поработить не только тела, но и души русских людей. Им-то и дал неоднократный военный и духовный отпор святой князь Александр! Будучи человеком весьма образованным, умным и талантливым, он своими выдающимися способностями мог заработать целое состояние. Но ради Христа смирил себя, занявшись трудом простого угольщика и пребывая в бедности.

Из-за своей низкой в глазах людей профессии Александр постоянно, с ног до головы был испачкан угольной пылью, чем вызывал многочисленные насмешки окружающих. Но сей доблестный муж все это переносил с терпением, кротостью и смирением. Когда же в городе Комане, где он жил, скончался епископ, то для избрания нового архипастыря был приглашен св. Григорий Чудотворец. Сей великий святитель, Духом Святым провидя благодатные дарования Александра, и поставил его во епископы Коман. Добре совершив свое архипастырское служение, епископ Александр в гонение Диоклетиана увенчал свой подвиг мученичеством за Христа. Это было время борьбы Православной Церкви с арианской ересью. Против коей святитель весьма много потрудился. Еще известен он тем, что во время диспута с языческими философами, в ответ на их заумные силлогизмы сей святой чудотворец, запретив именем Христовым, приказал замолчать главному из них.

После чего тот онемел и не мог сказать ни слова. Видя такое удивительное чудо, часть философов разбежалась, но другие приняли христианство. И таким образом в этой полемике победили православные христиане. Ревностно желая служить Господу в монашеском чине, не заботясь ни о чем мирском, он задумался над словами апостола Павла: «Непрестанно молитесь» 1 Фес. Поэтому основал такой монастырь, в котором молитва никогда не прекращалась.

Но их отказ исполнить ордынскую волю вызвал гнев великого князя.

Василий был сослан в Суздаль, зачинщики беспорядков жестоко наказаны: одних, по приказанию Александра, казнили, другим «урезали» нос, третьих ослепили. Лишь зимой 1259 года новгородцы, наконец, согласились «дать число». Тем не менее появление татарских чиновников вызвало в городе новый мятеж. Лишь при личном участии Александра и под защитой княжеской дружины перепись была проведена. После окончания переписи и отъезда татар Александр покинул Новгород, оставив в нем князем малолетнего сына Дмитрия. В 1262 году Александр заключил мир с литовским князем Миндовгом.

В том же году он послал большое войско под номинальным командованием своего сына Дмитрия против Ливонского ордена. В этом походе приняли участие дружины младшего брата Александра Невского Ярослава с которым он успел примириться , а также его нового союзника, литовского князя Товтивила, обосновавшегося в Полоцке. Поход завершился крупной победой — был взят город Юрьев Тарту. В конце того же 1262 года Александр в четвертый и последний раз отправился в Орду. Князь же великий Александр пошел к царю ордынскому хану Берке. Наверное, князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов Ростове, Суздале, Ярославле вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани.

Последние дни Александра Александру, очевидно, удалось достичь своих целей. Однако хан Берке задержал его почти на год. Лишь осенью 1263 года, уже больной, Александр вернулся на Русь. Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог. В Городце на Волге, уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг согласно поздним источникам, с именем Алексея и 14 ноября скончался. Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа.

Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской! Церковное почитание Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего». Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками. Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» по внешне парадоксальному выражению Акафиста.

Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы. Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями.

Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению. По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира 1721 год.

Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года. Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа. Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября 6 декабря по новому стилю и 30 августа 12 сентября.

Дни празднования святого Александра Невского: 23 мая 5 июня по нов. Сражения, которыми прославился князь Александр, были столь ничтожны, что в западных летописях они даже не упоминаются. Эта идея родилась из чистого невежества. Битва на Чудском озере отражена в немецких источниках, в частности, в «Старшей Ливонской рифмованной хронике». Основываясь на ней, отдельные историки говорят о незначительном масштабе сражения, потому что «Хроника» сообщает о гибели всего двадцати рыцарей. Но здесь важно понять, что речь идет именно о «братьях-рыцарях», выполнявших роль высших командиров.

О гибели же их дружинников и набранных в войско представителей балтийских племен, составлявших костяк армии, ничего не говорится. Что касается Невской битвы, то она не нашла никакого отражения в шведских хрониках. Но, по мнению крупнейшего российского специалиста по истории Балтийского региона в средние века Игоря Шаскольского, «…этому не следует удивляться. В средневековой Швеции до начала XIV века не было создано крупных повествовательных сочинений по истории страны типа русских летописей и больших западноевропейских хроник». Иными словами, следы Невской битвы у шведов и искать-то негде. Запад не представлял угрозы для России того времени, в отличие от Орды, которую князь Александр использовал исключительно для усиления своей личной власти.

Снова не так! Возможно, правильнее было бы говорить о мире католицизма, но и он в целокупности был очень пестр, разнороден и раздроблен. Руси реально угрожал не «Запад», а Тевтонский и Ливонский ордена, а также шведские завоеватели. И разбивали их почему-то на русской территории, а не дома в Германии или Швеции, и, стало быть, угроза, исходящая от них, была вполне реальной. Что же касается Орды, то существует источник Устюжская летопись , который дает возможность предполагать организующую роль князя Александра Ярославича в антиордынском восстании. Князь Александр не защищал Русь и православную веру, он просто боролся за власть и использовал Орду для физического устранения своего собственного брата.

Это всего лишь домыслы. Князь Александр Ярославич в первую очередь защищал то, что унаследовал от отца и деда. Иными словами, с большим искусством выполнял задачу стража, хранителя. Что же касается смерти его брата, то надо прежде подобных вердиктов изучить вопрос о том, как тот, в безрассудстве и молодечестве, положил русские рати без пользы и каким путем вообще приобрел власть. Это покажет: не столько князь Александр Ярославич был его губителем, сколько он сам претендовал на роль скорого губителя Руси… 4. Повернув к востоку, а не к западу, князь Александр заложил основы будущего разгула деспотизма в стране.

Его контакты с монголами сделали Русь азиатской державой. Это уже и вовсе беспочвенная публицистика. С Ордой контактировали тогда все русские князья. После 1240 года у них был выбор: умереть самим и подвергнуть новому разорению Русь или выжить и подготовить страну к новым битвам и в конечном итоге к освобождению. Кто-то очертя голову ринулся в бой, но 90 процентов наших князей второй половины XIII века избрали иной путь. И тут Александр Невский ничем не отличается от прочих наших государей того периода.

Что же касается «азиатской державы», то здесь сегодня действительно звучат разные точки зрения. Но я как историк полагаю, что Русь никогда ею не сделалась. Она не являлась и не является частью Европы или Азии либо чем-то вроде смеси, где европейское и азиатское принимает разные пропорции в зависимости от обстоятельств. Русь представляет собой культурно-политическую суть, резко отличную и от Европы, и от Азии. Точно так же, как Православие не является ни католицизмом, ни исламом, ни буддизмом, ни какой-либо иной конфессией. Митрополит Кирилл об Александре Невском — имени России 5 октября 2008 года в телепередаче, посвященной Александру Невскому, митрополит Кирилл выступил с пламенной 10-минутной речью, в которой попытался раскрыть этот образ так, чтобы он стал доступен широкой зрительской аудитории.

Митрополит начал с вопросов: почему благоверный князь из далекого прошлого, из XIII века может стать именем России? Что мы знаем о нем? Отвечая на эти вопросы, митрополит сравнивает Александра Невского с другими двенадцатью претендентами: «Нужно очень хорошо знать историю и нужно чувствовать историю, чтобы понять современность этого человека… Я внимательно посмотрел на имена всех. Каждый из кандидатов — — представитель своего цеха: политик, ученый, писатель, поэт, экономист… Александр Невский не был представителем цеха, потому что он одновременно был величайшим стратегом… человеком, почувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России. Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание.

Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода«. По словам митрополита Кирилла, Александр Невский был политиком, защищал Россию «очень тонкой и мужественной дипломатией». Он понимал, что невозможно было в тот момент победить Орду, которая «дважды проутюжила Россию», захватила Словакию, Хорватию, Венгрию, вышла на Адриатическое море, вторглась в Китай. Но татаро-монголам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги. Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, но не посягали на нашу национальную идентичность. Они не были способны преодолеть наш цивилизационный код.

А вот когда возникла опасность с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь — никакого компромисса. Когда папа римский пишет письмо Александру, пытаясь взять его на свою сторону… Александр отвечает «нет». Он видит цивилизационную опасность, он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их, так же как он чудом Божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву». Александр Невский, по словам митрополита, отдает «надстроечные ценности», позволяя монголам собирать дань с России: «Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернет себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю, и нужно дать возможность того, что наш замечательный историософ Лев Николаевич Гумилев называл «этногенезом».

Все разрушено, надо же силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Ее бы не было». Как утверждает митрополит Кирилл вслед за Гумилевым, Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. Своим хитроумным политическим ходом он «склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации.

Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства». Александр Невский, по словам митрополита Кирилла, это собирательный образ: это правитель, мыслитель, философ, стратег, воин, герой. Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью: «В критический момент, когда должна быть показана мощь и сила командующего, он вступает в единоборство и копьем ударяет в лицо Биргера… А с чего все началось?

Помолился в Святой Софии в Новгороде. Кошмар, полчища, во много раз превышающие. Какое сопротивление? Выходит и обращается к своим людям.

Опасайтесь делать это в день Александра Невского, если не хотите кошмара Народные приметы: 12 сентября. Опасайтесь делать это в день Александра Невского, если не хотите кошмара Поверья и суеверия предков 12 сентября 2022 в 12:59 63071 Фото: tvsamara. Именно в этот день в 1724 году произошло перенесение мощей святого благоверного защитника России и покровителя воинов из Рождественского монастыря в Троицкий монастырь Санкт-Петербурга. К 30 августа 1750 года по повелению дочери Петра I Елизаветы была изготовлена серебряная гробница. На её производство ушло 90 пудов чистого серебра.

Почти полторы тонны! В этом соборе сейчас хранится также и одна из наиболее чтимых икон святого князя. В народе Александра прозвали Свытником или Сытником. Это связано с тем, что после строгого однодневного поста, выпадающего на 11 сентября Усекновение главы Иоанна Предтечи , снова наступало время обильных застолий. В этот день день принято накрывать праздничный ужин и кормить всех, кто сел за стол. Обязательно подносят едокам ячменную кашу на молоке и свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая.

День Александра Невского

Не в силе Бог, а в правде! 12 сентября – день памяти святого князя Александра Невского День памяти Александра Пушкина ежегодно отмечают 10 февраля.
День памяти святого Александра Невская битва удивительна прежде всего тем, что Александр Ярославович — новгородский князь — принял тогда беспрецедентное решение.
6 декабря — день памяти святого благоверного князя Александра Невского 10 февраля в нашей стране отмечают День памяти Александра Сергеевича Пушкина.
Александр Невский — мыслитель, философ, стратег, святой 12 сентября отмечают Александров день.
Александр Ярославич Невский — Википедия Все именины Александра в 2024 году. * В списке не указаны даты новомучеников (прославление которых было установлено в 90-х годах XX века).

Откройте свой Мир!

Именно в день памяти Александра Невского — 12 сентября 1941 года — в блокадный Ленинград прибыли первые суда с зерном и боеприпасами. День именин Александра по церковному календарю: даты по месяцам. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, расположившуюся на берегах Невы. 12 сентября (30 августа по старому стилю) празднуют народно-христианское торжество, получившее название Александр, Александр-сытник. День Александра, Александр Африканский, праздник связан с именем святого мученика Александра Африканского.

12 сентября День Александра

Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, расположившуюся на берегах Невы. Святой преподобный Александр Свирский — день памяти Александра Свирского также чтится и помнится всеми последователями религии. 6 декабря — день памяти святого благоверного князя Александра Невского, согласно православному календарю. Традиции и поверья праздника Александра Сытника, отмечаемого в народе 12 сентября 2023 года В народном месяцеслове день 12 сентября (30 августа по старому стилю) обозначен, как праздник Александра Сытника, или же Александров день. Именно в день памяти Александра Невского — 12 сентября 1941 года — в блокадный Ленинград прибыли первые суда с зерном и боеприпасами. День рождения Александра Невского по дореволюционной и церковной традиции приходится на 30 мая (12 июня)[40][41] и в настоящее время празднуется на местном уровне[42][43][44].

Именины у Александра 12 сентября: душевные открытки с Днём ангела Сашам

Когда же в городе Комане, где он жил, скончался епископ, то для избрания нового архипастыря был приглашен св. Григорий Чудотворец. Сей великий святитель, Духом Святым провидя благодатные дарования Александра, и поставил его во епископы Коман. Добре совершив свое архипастырское служение, епископ Александр в гонение Диоклетиана увенчал свой подвиг мученичеством за Христа. Это было время борьбы Православной Церкви с арианской ересью. Против коей святитель весьма много потрудился. Еще известен он тем, что во время диспута с языческими философами, в ответ на их заумные силлогизмы сей святой чудотворец, запретив именем Христовым, приказал замолчать главному из них. После чего тот онемел и не мог сказать ни слова. Видя такое удивительное чудо, часть философов разбежалась, но другие приняли христианство. И таким образом в этой полемике победили православные христиане. Ревностно желая служить Господу в монашеском чине, не заботясь ни о чем мирском, он задумался над словами апостола Павла: «Непрестанно молитесь» 1 Фес.

Поэтому основал такой монастырь, в котором молитва никогда не прекращалась. Ибо в то время, когда там не было богослужений, братия, разделенная на чреды, поочередно днем и ночью, круглосуточно читала в храме Псалтирь , действительно по заповеди апостола непрестанно молясь! Преподобный Александр Свирский, 30 апреля и 12 сентября Александр Свирский прп. И это лишь небольшая часть святых, носящих сие имя! Сколько всего святых с этим именем в святцах Их очень много — более ста святых с именем Александр. Отсюда естественно возникает довольно сложный вопрос: как же нынешнему православному христианину, носящему сие имя, найти своего тезоименитого святого? Как определить день своих именин Для этого надобно взять в руки этот самый православный календарь и посмотреть, день памяти какого святого с именем Александр окажется ближе всего ко дню вашего рождения после сего дня. Этот-то тезоименитый вам святой и есть ваш небесный покровитель.

Лучше приберечь деньги до более безопасной даты. Перебирать и выбрасывать вещи. Нужду можно в дом накликать. Пугать черную кошку. Встретить ее в этот день — хороший знак, предвещающий скорую прибыль. Спать на теплой подушке. Сны будут мрачными и тяжелыми. Идти в лес без огня и соли. Если леший начинал водить путника, чертили вокруг себя линию веткой осины. Это священное дерево — лучший оберег от его проказ. Александров день в деревнях всегда считали особым временем силы. Женщины к вечеру читали заговор от беды и нечистой силы над ведром родниковой воды. А затем выливали ее на себя. Полотенце после такой процедуры вывешивали на ветер, чтобы невзгоды выдул. А потом прятали, и не трогали 40 дней.

Если леший начинал водить путника, чертили вокруг себя линию веткой осины. Это священное дерево — лучший оберег от его проказ. Александров день в деревнях всегда считали особым временем силы. Женщины к вечеру читали заговор от беды и нечистой силы над ведром родниковой воды. А затем выливали ее на себя. Полотенце после такой процедуры вывешивали на ветер, чтобы невзгоды выдул. А потом прятали, и не трогали 40 дней. На Лесное ухоженье люди не просто благодарили природу за дары. Нужно было на опушке или поляне упомянуть всех духов-покровителей. Среди них: дед-Святобор, главный хранитель леса; Лесовик, добрый дух, выводящий из чащи; озерный Водяник с русалками; Лесавики, дедушка и бабушка Лешего; Листины-лешие, вредящие человеку; Пущевик, оберегающий от пожаров; Щекотуны — хранители кладов. Каждому из них нужно отнести подарок. Такое почтение к лесу — кормильцу, дающему дрова на зиму, материал для строительства, грибы и ягоды, целебные травы, наглядно показывало благодарность человека природе. Верующие люди на Александров день соблюдают Великий пост. С именинами можно поздравить знакомых Александров. Сны в ночь с 27 на 28 день марта обычно толкуют.

Так как новые именины приходятся на 28 марта, то святым покровителем Александра, празднующего именины сегодня, будет являться Александр Сидский Памфлийский , а также Александр Египетский, Кесарийский и Палестинский. Оба этих святых - священномученики, которые отдали свои жизни во имя веры в Иисуса Христа. Характеристика человека с именем Александр Александр является человеком дела, который никогда не отступит от своих слов и не откажется от них. Он мыслит трезво, очень легок в общении, добр и сердечен, при этом не лишен чувства юмора и легкой иронии. Круг талантов и умений человека с именем Александр довольно обширен, ведь не зря в рядах знаменитых личностей с данным именем присутствуют и полководцы, и ученые, а также поэты. Однако, как это и присуще многим творческим личностям, часто Александр недоволен результатом своей работы.

Именины Александры по православному календарю: когда день ангела у Саши

День рождения Александра Невского по дореволюционной и церковной традиции приходится на 30 мая (12 июня)[40][41] и в настоящее время празднуется на местном уровне[42][43][44]. Александров день – народный и церковный праздник, отмечаемый в России 28 марта. Как утверждает митрополит Кирилл вслед за Гумилевым, Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день.

Александров день 2025

Святых покровителей у Александра очень много, однако, каждый из них связан с определенной датой. Так как новые именины приходятся на 28 марта, то святым покровителем Александра, празднующего именины сегодня, будет являться Александр Сидский Памфлийский , а также Александр Египетский, Кесарийский и Палестинский. Оба этих святых - священномученики, которые отдали свои жизни во имя веры в Иисуса Христа. Характеристика человека с именем Александр Александр является человеком дела, который никогда не отступит от своих слов и не откажется от них. Он мыслит трезво, очень легок в общении, добр и сердечен, при этом не лишен чувства юмора и легкой иронии. Круг талантов и умений человека с именем Александр довольно обширен, ведь не зря в рядах знаменитых личностей с данным именем присутствуют и полководцы, и ученые, а также поэты.

Конвульсии и смерть стали ему расплатой за смерть мученика. Два юноши-христианина с одинаковым именем Александр стали добровольными мучениками во времена правления Диоклетиана. При проведении языческого праздника группа христиан отказалась поклониться идолам. За это их подвергли публичным истязаниям.

Оба Александра и еще несколько христиан, которые находились в толпе, выступили вперед и во всеуслышание объявили, что также готовы пострадать за Иисуса. Всех их подвергли мукам и обезглавили. Традиции и обряды 28 марта: Главные традиции 28 марта - почтение лесу и духам, сбор лекарственных растений, снятие порчи, лечение мигреней. Чтобы не заблудиться в лесу, произносили особые заговоры.

В июне 1238 года датский король Вальдемар II и магистр объединённого ордена Герман фон Балк договорились о разделе Эстонии и военных действиях против Руси на территориях, прилегающих к Балтийскому морю, с участием шведов. Русские земли в эти годы были ослаблены монгольским нашествием. В 1240 году началось сражение. Невская битва удивительна, прежде всего тем, что Александр Ярославович — новгородский князь — принял беспрецедентное для того времени решение. Он решил атаковать противника, не дожидаясь подмоги, и повёл воинов вперёд сам.

Сражение длилось до наступления вечера, к ночи противники разошлись.

Традиции предписывали в этот день с особым почтением относиться к лесным угодьям и населявшим их духам. Поэтому, прежде чем приняться за дело, следовало попросить у леса прощения за беспокойство и узнать, разрешается ли его потревожить. Существовали и специальные заговоры, помогавшие не заблудиться. Среди практиковавших травничество и знахарство Александров день считался благоприятным для сбора лечебных растений. Помимо приготовления снадобий, праздник отлично подходил для проведения различных обрядов и изготовления оберегов. Народные приметы Наши предки отмечали, что на этот день приходился пик периода активного размножения волков.

Звери, подстегиваемые гормонами, демонстрировали агрессию по отношению к непрошеным гостям и отличались непредсказуемым поведением. Поэтому не следовало заглядывать в лес без крайней необходимости.

Когда день Александра Невского в 2022 году?

Александр Основатель — Патер Дий из древнего Рода, который жил достаточно давно. Когда отмечают Александров день в России в следующем 2025 году. Празднуется день ангела Александры по церковному календарю 6 раз.

Значение имени Александр. Когда Александр отмечает именины в 2024 году?

На Александра народ замечал: - Сова рядом с домом кричит - к новорожденному; - Зачастили туманы - быть лету дождливым; - Если снег поздней мартовской метели ложится неровно, будут в огороде удачи - урожайный год для овощей. А еще знающие люди уверяли: коли март сухой, то и травы никакой. То есть если ручьи еще не начали течь, травостой будет не лучшим, могут возникнуть проблемы с кормами.

Со дня Александра Сытника на Руси начинался период осенних и зимних посиделок. Молодые девушки по вечерам собирались за пряжей и рукоделием.

Часто такие сборы заканчивались весёлыми забавами, песнями или просто беседами на праздные темы. Молодые супруги, которые мечтали о рождении мальчика, в этот день молились в церкви преподобному святому Александру Свирскому с просьбами, чтобы Господь послал им в скором времени сына. Приметы народного праздника Александра Сытного С древних времён люди ежедневно следили за изменениями в окружающем их мире. Именно по таким наблюдениям и были обозначены народные приметы на 12 сентября — праздник Александра Сытника: утром тепло, но тумана нет — к послеобеденному дождю; если паутина стелется по траве и кустам — быть ещё неделе теплу; пчёлы начали запечатывать улей воском — быть зиме ранней и суровой; птицы в небе кружатся высоко, но не улетают — быть осени сухой и тёплой; вечер тёплый, а небо ночью звёздное — к урожаю зерновых в следующем году; По православным церковным святцам 12 сентября свой День Ангела празднуют: Александр, Алексей, Ангелина, Арсений, Василий, Гавриил, Григорий, Даниил, Евгения, Елизавета, Ефрем, Иван, Игнатий, Леонид, Макар, Максим, Николай, Павел, Петр, Савва, Семен, Степан и Федор.

Два юноши-христианина с одинаковым именем Александр стали добровольными мучениками во времена правления Диоклетиана. При проведении языческого праздника группа христиан отказалась поклониться идолам. За это их подвергли публичным истязаниям.

Оба Александра и еще несколько христиан, которые находились в толпе, выступили вперед и во всеуслышание объявили, что также готовы пострадать за Иисуса. Всех их подвергли мукам и обезглавили. Традиции и обряды 28 марта: Главные традиции 28 марта - почтение лесу и духам, сбор лекарственных растений, снятие порчи, лечение мигреней. Чтобы не заблудиться в лесу, произносили особые заговоры. В этот день принято было выказывать почтение лесу и духам, которые в нем живут.

Как узнать день своего тезоименитства, расскажет наша статья. Защитник людей Александр, что в переводе с греческого означает «защитник людей». К примеру, очень многие знают историю великого полководца и завоевателя древности Александра Македонского. В память о котором назван ряд городов, наиболее известный из коих Александрия — большой город и порт в Египте. Впрочем, в христианстве почитают людей не за такие подвиги и не за их желание прославить и увековечить свое имя на земле, называя этим именем те или иные места и создавая себе роскошные гробницы. О таковых царь и псалмопевец Давид пренебрежительно говорит: «И гроби их жилища их во век, селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях» Пс. Нет, в христианстве святые почитаются за те подвиги добродетели, кои они совершили во имя Христово. Защитник земли нашей от нашествия иноплеменников-латинян, стремящихся поработить не только тела, но и души русских людей. Им-то и дал неоднократный военный и духовный отпор святой князь Александр! Будучи человеком весьма образованным, умным и талантливым, он своими выдающимися способностями мог заработать целое состояние. Но ради Христа смирил себя, занявшись трудом простого угольщика и пребывая в бедности. Из-за своей низкой в глазах людей профессии Александр постоянно, с ног до головы был испачкан угольной пылью, чем вызывал многочисленные насмешки окружающих. Но сей доблестный муж все это переносил с терпением, кротостью и смирением. Когда же в городе Комане, где он жил, скончался епископ, то для избрания нового архипастыря был приглашен св. Григорий Чудотворец. Сей великий святитель, Духом Святым провидя благодатные дарования Александра, и поставил его во епископы Коман. Добре совершив свое архипастырское служение, епископ Александр в гонение Диоклетиана увенчал свой подвиг мученичеством за Христа. Это было время борьбы Православной Церкви с арианской ересью. Против коей святитель весьма много потрудился.

День памяти А. С. Пушкина отмечают 10 февраля 2024 года

Представители культурной элиты, государственные деятели и зарубежные гости собираются здесь, чтобы вспомнить вклад Пушкина в российскую и мировую культуру. Дом на Мойке, 12, где Пушкин провел последние дни своей жизни, теперь является музеем, привлекающим множество туристов. Именно здесь, после трагической дуэли, был доставлен раненый поэт. Несмотря на усилия врачей, его не удалось спасти, и в 14:45 10 февраля 1837 года Пушкин скончался. Этот дом, где каждый уголок дышит историей, стал музеем в 1925 году, привлекая тех, кто желает прикоснуться к быту и творческой атмосфере великого поэта.

Биография, как погиб Биография Александра Пушкина ярка и насыщенна, его жизнеописанию посвящено огромное количество различных научных исследований и литературных произведений. Творческое наследие Александра Пушкина — романы, повести, стихи составляют золотой фонд мировой литературы. Александр Пушкин появился на свет в июне 1799 года в столице Российской Федерации. Александр родился в семье нетитулованного дворянского рода.

Прадед поэта по матери — африканец Абрам Петрович Ганнибал, который был воспитанником и слугой правителя Петра I. В семье, кроме Александра, было еще несколько детей — Лев и Ольга. В период с 1805 по 1810 год Александр Пушкин почти все время проводил у своей бабушки в подмосковном селе Захарове. Именно бабушка решила нанять Арину Родионовну Яковлеву, няню, которую так полюбил совсем еще юный Пушкин.

Мария12 сентября 2013, 06:24 Радуйся, и ныне всех скорбящих и нуждающихся мощный пред Господем предстателю. Радуйся, святый благоверный великий княже Александре. Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие. Ru Google или введите свои данные: Ваше имя: Введите число, напечатанное на картинке Осталось символов: 700.

У данного события есть несколько названий: Александров день, «Волчья свадьба», «Лесное угоженье». История праздника В городе Сид жил иерей Александр, претерпевший страдания за веру. Он веровал во Христа открыто. Во времена правления Аврелиана в месте, где жил Александр, правил Антонин. За открытую веру во Христа он приговорил Александра к мученической смерти. Мученик Александр покорно принял эту участь и он, как подобает смиренному христианину, предал себя в руки палача. После смерти Александра, приговоривший его правитель скончался в муках. Такова была расплата за казнь святого мученика.

Некоторые христиане отказались в нем участвовать. Их публично казнили. В толпе стояли несколько христиан, заявившие открыто о вере во Христа и отказе от исполнения обряда.

Позднейшие источники называют имя княжны — Александра 3. Свадьбу устроили в Торопце — важном городе на русско-литовском пограничье, а повторный свадебный пир — в Новгороде. Еще большую опасность для Новгорода представляло продвижение с запада немецких рыцарей-крестоносцев из Ливонского ордена Меченосцев объединившегося в 1237 году с Тевтонским орденом , а с севера — Швеции, которая в первой половине XIII века усилила наступление на земли финского племя емь тавастов , традиционно входившие в сферу влияния новгородских князей. Можно думать, что известие о страшном Батыевом разгроме Руси побудило правителей Швеции к перенесению военных действий на территорию собственно Новгородской земли.

Шведское войско вторглось в новгородские пределы летом 1240 года. Их корабли вошли в Неву и остановились у устья ее притока Ижоры. Поздние русские источники сообщают, что шведское войско возглавлял знаменитый в будущем ярл Биргер, зять шведского короля Эрика Эриксона и многолетний правитель Швеции, однако исследователи с сомнением относятся к этому известию. По свидетельству летописи, шведы намеревались «захватить Ладогу, попросту же сказать и Новгород, и всю область Новгородскую». Битва со шведами на Неве Это было первое по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя. И Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа. Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде!

По пути он соединился с ладожанами и 15 июля внезапно напал на шведский лагерь. Битва закончилась полной победой русских. Новгородская летопись сообщает об огромных потерях со стороны противника: «И пало их многое множество; наполнили два корабля телами лучших мужей и пустили впереди себя по морю, а для прочих выкопали яму и побросали туда без числа». Русские, по свидетельству той же летописи, потеряли всего 20 человек. Возможно, что потери шведов преувеличены показательно, что в шведских источниках нет упоминаний об этом сражении , а русских — преуменьшены. Сохранился составленный в XV веке синодик новгородской церкви Святых Бориса и Глеба в Плотниках с упоминанием «княжих воевод, и новгородских воевод, и всех избиенных братии нашей», павших «на Неве от немец при великом князе Александре Ярославиче»; их память чтили в Новгороде и в XV, и в XVI веках, и позже. Тем не менее значение Невской битвы очевидно: шведский натиск в направлении Северо-Западной Руси был остановлен, а Русь показала, что, несмотря на монгольское завоевание, в состоянии защищать свои границы.

Житие Александра особо выделяет подвиг шестерых «храбрецов» из полка Александра: Гаврилы Олексича, Сбыслава Якуновича, полочанина Якова, новгородца Миши, дружинника Савы из младшей дружины подрубившего златоверхий королевский шатер и Ратмира, погибшего в схватке. Рассказывает Житие и о чуде, совершенном во время битвы: на противоположной стороне Ижоры, где вовсе не было новгородцев, впоследствии нашли множество трупов павших врагов, которых поразил ангел Господень. Эта победа принесла громкую славу двадцатилетнему князю. Именно в ее честь он и получил почетное прозвище — Невский. Вскоре после победоносного возвращения Александр рассорился с новгородцами. Причины его конфликта с новгородцами неясны. Можно предполагать, что Александр стремился властно, по примеру своего отца, управлять Новгородом, и это вызвало сопротивление со стороны новгородского боярства.

Однако лишившись сильного князя, Новгород не смог остановить наступление еще одного врага — крестоносцев. В год Невской победы рыцари в союзе с «чудью» эстонцами захватили город Изборск, а затем и Псков — важнейший форпост на западных рубежах Руси. На следующий год немцы вторглись в новгородские земли, взяли город Тесов на реке Луге и поставили крепость Копорье. Новгородцы обратились за помощью к Ярославу, прося его прислать сына. Ярослав сначала отправил к ним своего сына Андрея, младшего брата Невского, но после повторной просьбы новгородцев согласился снова отпустить Александра. В 1241 году Александр Невский вернулся в Новгород и был восторженно встречен жителями. Ледовое побоище И вновь он действовал решительно и без всякого промедления.

В том же году Александр взял крепость Копорье. Немцев частью пленил, а частью отпустил домой, изменников же эстонцев и вожан повесил. На следующий год с новгородцами и суздальской дружиной своего брата Андрея Александр двинулся к Пскову. Город был взят без особого труда; немцы, бывшие в городе, перебиты или отосланы в качестве военной добычи в Новгород. Развивая успех, русские войска вступили в Эстонию. Однако в первом же столкновении с рыцарями сторожевой отряд Александра потерпел поражение. Один из воевод, Домаш Твердиславич, был убит, многие взяты в плен, а уцелевшие бежали в полк к князю.

Русским пришлось отступить. Немцы и эстонцы, двигавшиеся клином по-русски, «свиньей» , пробили передовой полк русских, но затем были окружены и полностью разбиты. В оценке потерь немецкой стороны русские и западные источники расходятся. Согласно Новгородской летописи, погибло бесчисленное множество «чуди» и 400 в другом списке 500 немецких рыцарей, а 50 рыцарей попали в плен. Рассказ об этой битве имеется и в так называемой Ливонской рифмованной хронике конца XIII века, но она сообщает лишь о 20 погибших и 6 пленных немецких рыцарях, что представляет собой, по-видимому, сильное преуменьшение. Впрочем, различия с русскими источниками отчасти могут быть объяснены тем, что русские считали всех убитых и раненых немцев, а автор «Рифмованной хроники» — только «братьев-рыцарей», то есть действительных членов Ордена. Ледовое побоище имело огромное значение для судеб не только Новгорода, но и всей России.

На льду Чудского озера была остановлена крестоносная агрессия. Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах. В том же году между Новгородом и Орденом был заключен мирный договор, по которому состоялся обмен пленными, и возвращались все захваченные немцами русские территории. Летопись передает слова немецких послов, обращенные к Александру: «Что заняли мы силою без князя Водь, Лугу, Псков, Латыголу — от того всего отступаемся. А что мужей ваших в плен захватили — готовы тех обменять: мы ваших отпустим, а вы наших пустите». Битва с литовцами Успех сопутствовал Александру и в битвах с литовцами. В 1245 году он нанес им жестокое поражение в ряде битв: у Торопца, под Зижичем и возле Усвята недалеко от Витебска.

Многие литовские князья были перебиты, а иные захвачены в плен. Так были прекращены на время и литовские набеги на Русь. Известен еще один, более поздний поход Александра против шведов — в 1256 году. Он был предпринят в ответ на новую попытку шведов вторгнуться в пределы Руси и основать крепость на восточном, русском, берегу реки Наровы. К тому времени слава о победах Александра разошлась уже далеко за пределы Руси. Узнав даже не о выступлении русской рати из Новгорода, но только лишь о подготовке к выступлению, захватчики «побегоша за море». На этот раз Александр направил свои дружины в Северную Финляндию, недавно присоединенную к шведской короне.

Несмотря на тяготы зимнего перехода по заснеженной пустынной местности, поход закончился успешно: «И повоевали Поморье всё: одних убили, а других в полон взяли, и обратно возвратились в землю свою со множеством полона». Но Александр не только воевал с Западом. Около 1251 года был заключен договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Тогда же Александр вел переговоры о женитьбе своего сына Василия на дочери норвежского короля Хакона Хаконарсона. Правда, переговоры эти не увенчались успехом из-за вторжения на Русь татар — так называемой «Неврюевой рати». В последние годы жизни, между 1259 и 1262 годами, Александр от своего имени и от имени своего сына Дмитрия провозглашенного в 1259 году новгородским князем «со всеми новгородцы» заключил договор о торговле с «Готским берегом» Готландом , Любеком и немецкими городами; этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным на него ссылались даже в 1420 году. В войнах с западными противниками — немцами, шведами и литовцами — ярко проявился полководческий талант Александра Невского.

Но совершенно по-иному складывались его отношения с Ордой. Читайте также — Не в силе Бог, а в правде! Святой Александр Невский Отношения с Ордой После смерти в 1246 году отца Александра великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, отравленного в далеком Каракоруме, великокняжеский престол перешел к дяде Александра князю Святославу Всеволодовичу. Однако спустя год того сверг брат Александра Андрей, князь воинственный, энергичный и решительный. Последующие события не вполне ясны. Известно, что в 1247 году Андрей, а вслед за ним и Александр совершили поездку в Орду, к Батыю. Тот отправил их еще дальше, в Каракорум, столицу огромной Монгольской империи «к Кановичам», как говорили на Руси.

Братья вернулись на Русь лишь в декабре 1249 года. Андрей получил от татар ярлык на великокняжеский престол во Владимире, Александр же — Киев и «всю Русскую землю» то есть Южную Русь. Формально статус Александра был выше, ибо Киев по-прежнему считался главным стольным городом Руси. Но разоренный татарами и обезлюдевший, он полностью потерял свое значение, а потому Александр едва ли мог быть удовлетворен принятым решением. Даже не заезжая в Киев, он сразу же отправился в Новгород. Переговоры с папским престолом Ко времени поездки Александра в Орду относятся его переговоры с папским престолом. Сохранились две буллы папы Иннокентия IV, адресованные князю Александру и датированные 1248 годом.

В них предстоятель Римской церкви предлагал русскому князю союз для борьбы против татар — но при условии принятия им церковной унии и перехода под покровительство римского престола. Папские легаты не застали Александра в Новгороде. Однако можно думать, что еще до своего отъезда и до получения первого папского послания князь провел какие-то переговоры с представителями Рима. В ожидании предстоящей поездки «к Кановичам» Александр дал уклончивый ответ на предложения папы, рассчитанный на продолжение переговоров. В частности, он соглашался на построение в Пскове латинской церкви — кирхи, что было делом вполне обычным для древней Руси такая католическая церковь — «варяжская божница» — существовала, например, в Новгороде еще с XI века. Папа расценил согласие князя как готовность пойти на унию. Но такая оценка была глубоко ошибочной.

Оба папских послания князь, вероятно, получил уже по возвращении из Монголии. К этому времени он сделал выбор — и не в пользу Запада. Как полагают исследователи, увиденное на пути от Владимира к Каракоруму и обратно произвело на Александра сильное впечатление: он убедился в несокрушимой мощи Монгольской империи и в невозможности разоренной и ослабленной Руси противиться власти татарских «царей». Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам: «Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем«. Они же возвратились восвояси».

В этом ответе князя, в его нежелании даже вступать в прения с латинскими послами проявилась отнюдь не какая-то его религиозная ограниченность, как может показаться на первый взгляд. Это был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны. Не готов был Александр пойти и на унию с Римом а именно это было непременным условием предлагавшегося союза. Принятие унии — даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении — на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное. История господства латинян в Прибалтике или в Галиче где они ненадолго утвердились в 10-х годах XIII века наглядно доказывало это. Так князь Александр избрал для себя иной путь — путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий.

Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью — пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, — так и для самой Руси. Период недолгого великого княжения Андрея Ярославича очень слабо освещен в русских летописях. Однако очевидно, что между братьями назревал конфликт. Андрей — в отличие от Александра — показал себя противником татар. Развязка наступила летом 1252 года. Нам опять-таки в точности не известно, что же тогда произошло. По свидетельству летописей, Александр снова отправился в Орду.

Во время его пребывания там а может быть, уже после возвращения на Русь из Орды против Андрея была направлена карательная экспедиция под началом Неврюя. В сражении у Переяславля дружина Андрея и поддержавшего его брата Ярослава была разгромлена. Андрей бежал в Швецию. Северо-восточные земли Руси оказались разграблены и разорены, множество людей убито или уведено в плен.

День, когда Александр стал Невским

Когда отмечается День памяти великого князя Александра Невского Святые мощи князя Александра были привезены из Владимира в Шлиссельбург и 30 августа (12 сентября по новому стилю) 1724 года установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.
12 сентября – день памяти святого благоверного князя Александра Невского Александр День, несколько человек. Александр Николас де Абрев Абейсингхе (1894-1963), шри-ланкийский сингальский политик.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий