Новости война в ираке 1991

На рассвете 24 февраля 1991 г. началось 100-часовое американо-британское наступление, завершившееся разгромом Ирака. Это была последняя крупная война XX века или первая война XXI века, ставшая революцией как в дипломатии, так и в военном искусстве.

Война в Персидском заливе 1990-1991 годов

ВОЙНА В ИРАКЕ Ирак был нефтяным государством. Нефть являлась единственным предметом его экспорта. Западные страны считали, что Саддам продолжал. В январе-феврале 1991 года его армия участвовала в боях с многонациональными силами антииракской коалиции, собранной по решению Совета Безопасности ООН, и потерпела поражение. Спецпроект "Война в Ираке" представляет краткую историю этого конфликта. «Если до 15-го января Ирак не покинет Кувейт, будет война», — сказал Буш.

Ирано-иракская война: 40 лет спустя

Восстания 1991 года в Ираке были серией народных восстаний на севере и юге страны после прекращения огня во время войны в Персидском заливе. Позже Дапонте увеличила свою оценку количества смертей в Ираке, прямо или косвенно вызванных войной в Персидском заливе, до 142 500–206 000. Домой Войны, горячие точки и военные конфликты Война в Ираке 1990—1991 гг. («Буря в пустыне»). Таким образом, освещение военных конфликтов в The New York Times (на примере освещения двух операции «Буря в пустыне» (1991 г.) и «Свобода Ираку» (2003 г.)) представляет достаточно аргументированную картину событий. Ровно 25 лет назад, 17 января 1991 года, началась операция многонациональных сил (МНС), получившая название «Буря в пустыне». Санкционированная Совбезом ООН, эта война была направлена на освобождение захваченного Ираком Кувейта. Вторжение в Ирак (2003) | История на пальцах.

КУВЕ́ЙТСКИЙ КРИ́ЗИС 1990–91

Война в Персидском заливе (17 января — 28 февраля 1991) — война между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение и восстановление независимости Кувейта. Новости об издевательствах над иракскими узниками тюрьмы Абу-Грейб подожгли и без того непростую ситуацию в сфере безопасности в Ираке. Война в ираке и гуманитарная интервенция. война 1991 года между Ираком и возглавляемыми США коалиционными силами.

Вы точно человек?

Причина: Предотвратить распространение оружия массового уничтожения. Запасов оружия массового уничтожения ОМУ , хранившегося в Ираке до войны 1991 года, хватило бы на то, чтобы уничтожить все населения Земли несколько раз. До войны 2003 года предполагалось, что в арсеналах Ирака может находиться до 26 тыс. Считалось, что Ирак может сохранять средства доставки оружия массового уничтожения — сотни авиабомб, тысячи артиллерийских снарядов и ракет, несколько баллистических ракет «Скад», а также смог переоборудовать старые боевые самолеты в беспилотные летательные аппараты, способные доставить биологическое или химическое оружие. Ныне установлено, что Ирак прекратил развитие программ создания ядерного оружия после 1991 года и тогда же уничтожил свои запасы химического и биологического оружия. Несмотря на то, что Саддам Хусейн надеялся восстановить иракские арсеналы ОМУ, у него не было конкретной стратегии в этом направлении.

Ирак сохранил инфраструктуру, которая могла позволить ему достаточно быстро создать химическое и биологическое оружие. Причина: Необходимость смены правящего режима. О ней говорили те же лица. Саддам Хусейн постоянно входил в неформальные «хит-парады» самых жестоких диктаторов современности. Он развязал две войны.

Ирано-иракская война унесла жизни 100 тыс. Вторжение иракской армии в Кувейт и последовавшая операция «Буря в Пустыне» привели к гибели 50 тыс. Хусейн также уничтожил 20—30 тыс. В Ираке отсутствовали гражданские свободы. Хусейн уничтожал политических противников, в тюрьмах Ирака широко применялись пытки.

Причина: Для борьбы с международным терроризмом. Те же, кроме Дэшла. Ирак предоставлял условия для подготовки и политическую поддержку многочисленным террористическим группам, в том числе таким как «Муджахеддин Хальк», «Рабочая партия Курдистана», «Фронт освобождения Палестины» и Организация Абу Нидаля. Ирак также предоставлял политическое убежище террористам. Причина: Ирак нарушил многочисленные резолюции ООН.

Пожары на нефтяных скважинах тушили уже после освобождения страны, в их ликвидации принимали участие более 10 тысяч человек из 28 стран мира. В конечном итоге, на ликвидацию всех пожаров потребовалось 258 дней». Каковы были итоги операции «Буря в пустыне»? Для самого Ирака война за Кувейт принесла колоссальные экономические убытки.

На протяжении последующих десятилетий специальная Компенсационная комиссия ООН осуществляла контроль над выплатами Ираком компенсаций пострадавшим физическим и юридическим лицам — на общую сумму в 52 млн. Компенсации вычитывались из экспорта иракской нефти и нефтепродуктов. Можно сказать, что именно этот шаг привел к резкому ухудшению взаимоотношений Ирака с западными странами и заложил мину под режим Саддама Хусейна. Если в 1980-е гг.

Запад оказывал поддержку режиму Саддама Хусейна в его противостоянии с Ираном, поскольку считал его более приемлемой на Ближнем Востоке силой, то после «Бури в пустыне» отношение к Саддаму изменилось, а сам он был навсегда включен западной пропагандой в список «военных преступников» и «кровавых диктаторов». Несмотря на то, что в 2002 г. Саддам Хусейн официально принес извинения Кувейту за вторжение иракской армии в 1990 году, кувейтское руководство извинения иракского лидера отвергло. Именно после событий 1990-1991 гг.

В частности, Саддам Хусейн был обвинен в организации разработки оружия массового поражения, в геноциде курдского и шиитского населения Ирака, а также так называемых «болотных арабов». В 1998 г. Толчком к этому событию стал террористический акт 11 сентября 2001 г. В 2003 г.

США при поддержке своих союзников вновь предприняло вооруженное вторжение в Ирак — на этот раз незаконное, противоречившее международным нормам и правилам. В результате вторжения началась Иракская война, закончившаяся поражением режима Саддама Хусейна и американской оккупацией Ирака. Кувейт стал плацдармом для американских войск и сил союзников США. В 2006 г.

Саддам Хусейн был казнен оккупационными властями. После падения режима Саддама Хусейна ситуация в Ираке сильно дестабилизировалась. Можно утверждать, что именно последнее американское вторжение в Ирак сыграло основную роль в хаотизации этой страны — фактическом уничтожении ее территориальной целостности, расколе на практически независимые и враждующие друг с другом регионы. Появление ИГ запрещенная в России организация также стало одним из последствий свержения режима Саддама Хусейна и американской оккупации Ирака.

Операция «Буря в пустыне» явилась первым примером массированного участия вооруженных сил США и союзников в защите своих политических интересов на Ближнем Востоке. США, их западные и ближневосточные союзники выступили единым фронтом против общего противника и в кратчайшие сроки добились поставленной цели. Возможно, успех «Бури в пустыне» был связан, в первую очередь, с тем, что эта операция носила справедливый характер и была ориентирована на освобождение оккупированного Кувейта. Однако затем, спустя 12 лет после освобождения Кувейта, американские войска выступили в роли агрессора и вторглись на территорию Ирака».

События двадцатипятилетней давности не прошли мимо Кувейта. В нем по прежнему сильны антииракские настроения. Несмотря на то, что режим Саддама Хусейна был свергнут еще в 2003 г. Сейчас к этому отношению приплюсовывается и боязнь дестабилизации ситуации в регионе.

Ирак рассматривается как источник потенциальной опасности, в том числе и потому, что правительство Ирака не контролирует ситуацию на значительной части собственной территории. Иракское вторжение стало лишним доводом для Кувейта в пользу необходимости модернизации и укрепления собственных вооруженных сил. Кувейтская армия была практически уничтожена в первые же дни после иракского вторжения, поэтому после освобождения Кувейта вооруженные силы страны пришлось создавать заново. Уже на следующий после изгнания иракской армии 1992 год был запланирован военный бюджет, который в шесть раз превышал расходы Кувейта на нужды обороны в довоенный период.

В настоящее время вооруженные силы Кувейта насчитывают около 15,5 тыс. Разумеется, что, несмотря на высокие объемы финансирования и хорошую техническую оснащенность, в случае столкновения с серьезным противником кувейтской армии придется рассчитывать только на помощь более крупных союзников, в первую очередь — Соединенных Штатов Америки и Великобритании. Кстати, значительную часть военнослужащих кувейтской армии составляют иностранные специалисты, приглашенные из западных стран. Но главная защита Кувейта все же не собственная армия и иностранные наемники, а вооруженный контингент США.

Кувейт со времени операции «Буря в пустыне» остается важнейшей военной базой США в зоне Персидского залива. Всего в зоне Персидского залива — 21 американская база, из них 6 — на территории Кувейта. На территории Кувейта размещены около 130 тысяч американских военнослужащих, бронетехника, самолеты и вертолеты. Кроме того, в Кувейте базируется и 20-тысячный военный контингент Великобритании.

Собственно говоря, именно иракское вторжение в Кувейт стало причиной постоянного размещения в этой стране американских и британских войск. Для Кувейта военное сотрудничество с США выгодно, в первую очередь, тем, что США гарантируют безопасность страны, вооружают и обучают кувейтскую армию. Для США Кувейт представляет важный плацдарм военного присутствия в регионе, направленного на обеспечение американского политического и экономического влияния на Ближнем Востоке». Какой вывод можно сделать из событий 1991 года?

На наш взгляд, обвинять во всех смертных грехах одного Саддама Хуссейна было бы не совсем верно. О его действиях против Кувейта, к которым он прибег после падения мировых цен на нефть в 1990 году, общеизвестно. Но так поступают все буржуазные правительства в момент кризиса капитализма — переходят к захватнической политике. Но ведь и США не в меньше степени активничали по данному направлению.

Следовательно, американский империализм был озабочен отнюдь не стремлением пресечь «экспансионистскую» политику Ирака. Вполне понятно, что имело место борьба кланов международного капитала за обладание энергоресурсами. Это во-первых. Во-вторых, не следует забывать, что США в своё время сами поддерживали Саддама Хуссейна, его устремления впрочем, они взрастили и гораздо более радикальные а порой и экстремистские силы вроде «Аль Кайды», ИГИЛа и т.

Режим С. Хуссейна на протяжении целого ряда лет фактически обслуживал американские экономические интересы. Но почему же тогда Вашингтон прибег к вооруженному нападению на Ирак? В документальном фильме «Империя добра», снятого в 2007 году сотрудником телеканала «Россия» Константином Сёминым, были представлены интервью ряда отставных американских государственных и военных деятелей, а также представителей университетских кругов.

Они прямо заявили, что стремятся прибрать к своим рукам природные ресурсы всего мира. А Ирак относился к числу стран, богатых энергоносителями. Следовательно, всё остальное было словесной шелухой.

После свержения Саддама Хусейна тюрьма перешла под контроль военных США, которые жестоко издевались над сторонниками прежней власти и повстанцами.

В 2004 году американская телекомпания CBS показала фотографии, свидетельствующие о пытках над иракскими заключенными. Снимки были сделаны охранниками тюрьмы Абу-Грейб. Позже газета Washington Post сообщала, что заключенных заставляли отказаться от ислама и насильно кормили свининой. Многие подвергались сексуальному унижению и насилию.

Пытки в Абу-Грейб стали самым громким скандалом вокруг присутствия американцев в Ираке. В итоге американские власти признали факты насилия и судили нескольких американских военнослужащих за нарушения прав заключенных. Однако после скандала продолжали появляться новые факты пыток и издевательств над иракцами, задержанными американскими военными. Об этом, в частности, сообщала международная правозащитная организация Human Rights Watch.

Вот что говорится в ее докладе за 2006 год: "Часть такой информации основывалась на свидетельствах самих американских военнослужащих, которые рассказывали о постоянных и жестоких избиениях задержанных, а также о таких приемах, как помещение людей в стрессовые позы, лишение сна, содержание на жаре или в холоде, лишение пищи и воды и воздействие на кожу и глаза с помощью химических реактивов. Из заявлений военнослужащих следует, что нарушения были результатом попустительства со стороны военного и гражданского руководства и неадекватного понимания допустимых методов допроса и применимости Женевских конвенций. Все это опровергает заявления администрации Джорджа Буша о том, что нарушения в обращении с задержанными за рубежом носят характер отдельных исключительных случаев и не связаны с политическими установками". Human Rights Watch также обращала внимание на преступления американских военных против гражданского населения.

Они говорили, что не в состоянии обеспечить точный учет, в связи с чем напрашивается вывод, что потери среди мирного населения не являются для них вопросом приоритетного значения", - отмечала правозащитная организация. Случаи гибели мирных жителей в Багдаде могут быть разбиты на три основные категории, говорилось в докладе Human Rights Watch. К первой категории относятся убитые во время "зачисток" домов, проводимых американскими войсками с целью выявления оружия или боевиков. Вторая группа связана с непропорциональным и неизбирательным ответом американских военнослужащих, подвергшихся нападению.

Human Rights Watch зафиксированы случаи, когда после подрыва самодельного взрывного устройства во время следования американской колонны солдаты открывали огонь из крупнокалиберного оружия во всех направлениях, в результате чего страдали оказавшиеся поблизости мирные люди. Фото Pixabay Третья категория включает убийства на блокпостах в тех случаях, когда иракцы не останавливались. Нехватка арабских переводчиков и слабое знание иракской жестикуляции приводили к непониманию, которое оборачивалось трагедией. Сотни мирных граждан погибли или пострадали в результате применения кассетных боеприпасов.

Несмотря на особую опасность этого оружия, американские и британские военные неоднократно применяли его по иракским позициям в жилых кварталах. Особую опасность для населения представляют неразорвавшиеся боеприпасы. Десятки тысяч неразорвавшихся элементов применявшихся коалиционными силами кассетных боеприпасов превратились в своеобразные противопехотные мины. Последствия катастрофические.

А кто ответит? Спустя 20 лет с начала вторжения в Ирак виновные в военных преступлениях и нарушениях прав человека до сих пор не наказаны. На это, в частности, обращает внимание правозащитная организация Amnesty International. С 2003 по 2011 год организация документировала участие американских армейских подразделений в многочисленных нарушениях, в том числе в неизбирательных нападениях, в результате которых погибли и были ранены гражданские лица, тайном содержании под стражей, тайной перевозке задержанных, насильственных исчезновениях, пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения.

Бывшие заключенные заявляли о многочисленных нарушениях в центрах содержания под стражей, в том числе о депривации сна, принудительном раздевании, отсутствии достаточного количества пищи и воды, имитациях казни и угрозах изнасилования. Спустя двадцать лет в Ираке царит полная безнаказанность. США не смогли адекватно расследовать многочисленные случаи нарушений прав человека и военных преступлений, совершенных американскими войсками, и привлечь к ответственности виновных на всех уровнях, включая высокопоставленных американских чиновников и командиров. Пострадавшим от грубых нарушений прав человека, в том числе задержанным, пережившим пытки и другие виды жестокого обращения в тюрьме Абу-Грейб, в большинстве случаев было отказано в праве на правосудие и возмещение ущерба.

Пострадавшие иракцы, пытавшиеся добиться возмещения ущерба за нарушения прав человека в американских судах, столкнулись с системными препятствиями. Фото Unsplash Amnesty International уже призывала правительство США учредить полноценную независимую комиссию для расследования политики и методов задержания и допросов в Ираке, но до сих пор несколько администраций США не смогли этого сделать. Было проведено несколько расследований, в результате которых несколько десятков американских солдат, в основном рядовых военнослужащих, были отданы под военный трибунал в связи с жестоким обращением с задержанными. Однако ни один высокопоставленный чиновник администрации США не был привлечен к ответственности за преступления, совершенные в Ираке с 2003 года, несмотря на публичные признания бывшего президента Джорджа Буша-младшего и бывшего министра обороны Дональда Рамсфелда в причастности к тайным задержаниям - действиям, которые по международному праву должны повлечь за собой уголовное расследование.

Также не были привлечены к уголовной ответственности высокопоставленные британские чиновники, несмотря на заключение Международного уголовного суда в 2020 году о том, что британские военнослужащие совершали в Ираке военные преступления, в том числе умышленные убийства, пытки и изнасилования. После вторжения Ирак погрузился в пучину насилия и атмосферу безнаказанности, которой тоже отчасти способствовала политика возглавляемой США коалиции. Эти катастрофические последствия вторжения и по сей день приводят к новым жертвам среди иракцев", - констатирует Amnesty International. Военное вторжение, гражданская война и терроризм унесли жизни сотен тысяч иракцев.

По некоторым подсчетам, лишь военные действия 2003-2011 годов привели к гибели почти полумиллиона жителей страны. Кроме этого, миллионы иракцев были вынуждены покинуть свои дома, многие из них бежали в другие страны. Фото Unsplash Потери коалиционных войск оцениваются в 5 тыс. Кроме этого, десятки тысяч солдаты были ранены.

Во многих отношениях война в Ираке оказалась беспрецедентным кризисом, выходящим за рамки всех предыдущих действий США, направленных на консолидацию "однополярного мира", - отмечает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Во-первых, интервенция выделялась своим масштабом. В операции участвовали сотни тысяч военнослужащих, включая сухопутные, военно-воздушные, военно-морские силы, Корпус морской пехоты, Национальную гвардию США, воинские контингенты из Великобритании, Австралии и Польши, не говоря уже о военной и иной поддержке со стороны многих других союзников и партнеров Вашингтона. Во-вторых, операция до сих пор прочно ассоциируется с эпическими провалами американской разведки.

Предлогом для ее начала стали так никогда и не доказанные утверждения о наличии у Саддама Хусейна оружия массового уничтожения. Хотя сама военная операция была завершена в течение трех недель, сопутствующие планы быстрого преобразования Ирака в жизнеспособную либеральную демократию западного типа завершились тотальным фиаско. В-третьих, интервенция в Ираке расколола не только международное сообщество в целом, но и Запад в частности. Франция и Германия, не говоря уже о России и Китае, открыто выступили против этого.

Излишнюю самонадеянность проявило Багдадское руководство и в отношении резолюции 678 Совбеза ООН от 29 ноября 1990 года, уполномочившей государства-члены "использовать все необходимые средства" для разрешения конфликта в регионе Персидского залива. Скажем, к примеру, что в СССР ее расценили как "карт-бланш", "зеленый свет" вооруженным действиям антииракской коалиции"10. В Ираке, наоборот, ее восприняли без опасений. Иракские официальные лица отмечали, что если в августе 1990 года, во время вторжения в Кувейт, весь мир фактически объединился против Ирака, то голосование по резолюции 678 было уже не столь однозначным. В Багдаде обращали внимание на нарастание антивоенных движений в Европе и Америке и считали, что любое откладывание военной операции - а резолюция 678 установила срок вывода иракских войск из Кувейта до 15 января 1991 года - идет им на пользу с. Критикуя иракских правителей, К. Вудс вместе с тем опровергает и тех исследователей, кто писал об улучшении американо-иракских взаимоотношений в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века11. На основе новых документов он вскрывает сильные антиамериканские настроения, царившие в иракском руководстве, серьезно полагавшем, что США организовали заговор против Ирака с.

По мнению К. Вудса, эти "конспирологические теории заговора" оказали самое непосредственное влияние на процесс принятия стратегических решений с. В принципе, с подобным выводом нельзя не согласиться. К тому же подтверждение ему можно найти в работе Е. Хусейном в октябре 1990 года в Багдаде, впоследствии написал: "По его словам [С. Хусейна] как только Ирак одержал военный успех над Ираном [в 1988 г. Но могу сказать: он, по моей оценке, был действительно убежден в этом"12. Пытаясь уловить ход рассуждений С.

Хусейна и его соратников о том, что Ирак не проиграл войну в Персидском заливе, К. Вудс дает им такое, не лишенное оснований, объяснение: для С. Хусейна проигрыш означал лишение власти, а поскольку этого не произошло, то, "используя определение С. Хусейна, можно утверждать, что он действительно не проиграл конфронтацию 1990-1991 года" с. В книге приводятся документальные подтверждения того, как в декабре 1991 года С. Хусейн доказывал генералам, что военные действия США против Ирака привели к смещению глобального баланса сил в пользу Америки, ставшей единоличной, однополярной державой, а это, в свою очередь, косвенно играет на руку Багдаду, ибо усиление США вызвало озабоченность Франции, Китая и СССР, которые теперь извиняются перед Ираком за свою помощь Вашингтону и хотят восстановить с ним отношения с. Кроме того, К. Вудс детально анализирует выступления высокопоставленных иракских советников на совещании, состоявшемся вскоре после поражения Дж.

Буша-старшего на президентских выборах 1992 года, которые пестрили сомнительными утверждениями в духе того, что "персональный проект" американского президента свергнуть Саддама Хусейна провалился наихудшим образом и вместо смещения Саддама Буш сам "был свергнут… а Саддам Хусейн остался". Схожим образом сам иракский президент, присутствовавший на этом совещании, утверждал, что Дж. Буш проиграл выборы не из-за внутриполитической ситуации в США, а потому что он "не смог добиться" победы в Персидском заливе с. Для российского читателя особый интерес в исследовании К. Вудса представляют свидетельства того, что во время войны в Персидском заливе в Багдаде весьма скептически воспринимали как роль Советского Союза, так и его возможность влиять на ситуацию в мире. По мнению иракцев, СССР во многом утратил свои позиции на мировой арене, а его поведение определялось противоборством двух лагерей в окружении Горбачева: "проамериканского" во главе с Э. Шеварднадзе и "проиракского", состоящего из старых партийцев, недолюбливающих США. Руководство Ирака считало, что наиболее сильным являлся "проамериканский" лагерь.

Заявление Президента СССР о начале войны в Персидском заливе

Авторы фильма узнали, как живёт Ирак спустя 20 лет после интервенции: в стране до сих пор нестабильная общественно-политическая ситуация, вспыхивают беспорядки, экономика находится в упадке. Иракцы рассказали о безработице и жизни на грани нищеты, эксперты объяснили, какая форма правления сегодня может объединить страну и вывести её из бедности.

Багдад утверждал, что, пользуясь путаницей, Эль-Кувейт построил объекты на чужой территории. Поскольку речь шла о нефтеносном районе, убытки оказывались существенными. В Кувейте оставляли эти претензии без внимания. Находились и другие причины, заставлявшие амбициозного Саддама Хусейна задумываться о войне. Саддам стремился выдвинуться в лидеры общеарабского масштаба, затмить Саудовскую Аравию и потеснить иранцев. Но из войны с ними, продолжавшейся с 1980 по 1988 год, вышел с огромными долгами. Да вдобавок Эр-Рияд не спешил предоставлять ему кредиты, которые ранее обещал. Хусейну казалось, что он спас весь Ближний Восток от Ирана, и в ответ на это сделанные им долги должны быть как минимум прощены, а саудовцам еще и стоило бы наводнить его страну инвестициями из чувства благодарности.

Но эти надежды не оправдались. Тогда Хусейну и пришло в голову выйти из положения, взяв себе Кувейт. Саддам исходил из того, что геополитическая ситуация идеальна для интервенции. Холодная война подходила к концу, Советский Союз вступил в полосу упадка, а Европа была слишком занята революциями 1989 года, свергшими коммунистов на востоке Старого Света. Что касается США, то Саддаму казалось, что спустя всего 15 лет после неудачной войны во Вьетнаме у американцев нет никакого желания ввязываться в еще один военный конфликт в отдаленной от себя части света", — рассказал ТАСС профессор Южного университета в штате Джорджия Уильям Эллиссон. В действиях Хусейна исследователь видит "тяжелейший геостратегический просчет": "Саддам всерьез рассчитывал, что дело ограничится ничего не значащими протестами со стороны ООН. И никому не придет в голову изгонять иракские оккупационные силы из Кувейта. И даже более того: надеялся, что вторжение заставит саудовцев гораздо больше уважать Ирак. Ничего из этого не оправдалось".

В июле 1990-го состоялись последние переговоры между Ираком и Кувейтом об урегулировании финансовых претензий. Багдад настаивал, что соседи вышли за рамки квоты на добычу нефти, установленной ОПЕК, и провоцируют снижение цен. Разгневанный такой незначительной суммой, Хусейн решил прибегнуть к силе: вышел из переговоров и приказал готовиться к войне. Идем на Восток? Если в Багдаде полагали, что воевать за Кувейт не в интересах американцев, то не приняли в расчет дебаты о военном бюджете, разворачивавшиеся в Конгрессе. Холодная война шла к своему завершению, и оппозиция потребовала от президента Джорджа Буша-старшего снизить военные расходы. Глава государства призывал не торопиться, но убедить оппонентов в своей правоте не смог. В марте 1990 года подкомитет Сената по вооруженным силам проголосовал за то, чтобы сократить численность военных кардинально: в три раза больше, чем предлагали в Белом доме.

В Багдаде потребовали выплатить многомиллиардный долларовый штраф. Вторжение в Кувейт После этого иракская армия вторглась в соседнюю маленькую страну. Большая часть кувейтских сил успела перебазироваться в Саудовскую Аравию. То же самое сделал эмир, который возглавил правительство в изгнании в городе Дахране. Никакого серьезного сопротивления оккупанты не встретили. Уже через два дня 4 августа иракская армия взяла под контроль территорию всего Кувейта. Войска Саддама Хусейна потеряли почти 300 человек погибшими. В кувейтских вооруженных силах эта цифра достигла 4 тысяч. Так начались войны в Персидском заливе. В оккупированной стране была провозглашена марионеточная и зависимая от Багдада Республика Кувейт. Во главе этого квази-государства встали офицеры, согласившиеся стать коллаборационистами по отношению к Хусейну. Еще через неделю они попросили соседнюю страну о слиянии, что и было сделано. На его заседании была принята резолюция, в которой организация требовала от властей Ирака вывести войска из соседней страны. Одновременно с этим западные державы арестовали все банковские счета багдадского руководства на своей территории и ввели оружейное эмбарго. После оккупации Кувейта на границе Ирака и Саудовской Аравии начались перестрелки. Руководства обеих стран стали стягивать к своим рубежам свои дивизии и полки. Ближний Восток всегда представлял собой кипящий котел. Теперь этот регион мог окончательно превратиться в море крови. Тем временем в самом Ираке начались аресты граждан западных стран, объявивших санкции против его властей. До конца войны в Персидском заливе эти люди фактически оставались заложниками. Главным инициатором борьбы против Ирака стали США. К 1990 году холодная война фактически закончилась. Советский Союз был на грани экономического кризиса, а вся коммунистическая мировая система переживала свою агонию. В этих условиях США стали единственным государством, которое могло бы говорить с позиции силы с Саддамом Хусейном. Именно вокруг американской армии начала образовываться коалиция в основном из стран-участниц НАТО , которая позже будет переброшена в Ирак. Интенсивных боев в этот период не было, поэтому можно сказать, что это была организационная пауза, которую взяла война в Персидском заливе. Участники назвали мероприятия по переброске сил в Саудовскую Аравию операцией «Щит пустыни». На Ближний Восток доставлялась не только техника, но и продовольствие, топливо, медикаменты и много другое. Все это делалось из расчета, что война может крайне затянуться. К началу 1991 года коалиции удалось сконцентрировать недалеко от границы Ирака значительные силы, превосходящие по мощности и возможностям технику противника. Удары наносились преимущественно ночью. Главной их целью была важная военная и экономическая инфраструктура страны. За два дня было совершено рекордное количество вылетов почти пять тысяч. Первая война в Персидском заливе подошла к своей решающей стадии.

Причина: Освобождение Ирака. Американская разведка сообщала, что «связным» между Бен Ладеном и Хусейном является некий Абу Мусаб Заркави, который якобы проходил курс лечения в Багдаде в 2002 году. Однако впоследствии выяснилось, что Заркави поддерживал одно из экстремистских движений на территории иракского Курдистана, которое действовало вне пределов контроля Саддама Хусейна. Также сообщалось, что один из террористов, который участвовал в атаках 11 сентября 2001 года, встречался с представителем иракской разведки. Комиссия Конгресса США, расследовавшая причины этих терактов, доказательств этого утверждения не обнаружила. Причина: Ирак представляет собой угрозу для США. Во время действия режима международных санкций, Ирак не сможет испытать ракеты дальнего радиуса действия до 2015 года. Однако при условии, что этот режим будет смягчен, Ирак получит доступ к современным технологиям, он сможет достаточно быстро усовершенствовать свои ракетные арсеналы и, возможно, создать ракеты, способные нанести удар по территории США. Ныне установлено, что большинство иракских ракет дальнего радиуса действия были уничтожены после 1991 года. Однако Ирак пытался развивать свою ракетную программу, особо активизировавшуюся после выдворения инспекторов ООН 1998 год. Саддам Хусейн намеревался создать баллистические ракеты, способные нести боеголовки с оружием массового уничтожения. Причина: Необходимость разоружения Ирака. Буш, Перл, Пауэлл, Расмфелд и Райс. Причина: Чтобы завершить то, что не было сделано в ходе войны 1991 года тогда войска антииракской коалиции во главе с США, разгромили иракские войска, захватившие Кувейт, но не вошли на территорию Ирака. Авторы: Либерман, Маккейн, Перл, Пауэлл. Причина: Саддам Хусейн представляет собой угрозу безопасности региона. В течение последних десятилетий Ирак принял участие в пяти войнах трех с Израилем, одной с Ираном, одной в Кувейте , участвовал в огромном количестве приграничных вооруженных инцидентов в частности, с Сирией и Турцией. Режим Саддама Хусейна проводил крупномасштабные боевые действия по подавлению восстаний национальных и религиозных меньшинств — курдов и шиитов. Кроме того, в годы, предшествовавшие вторжению США, Ирак неоднократно угрожал применить военную силу против соседних государств. Некогда иракская армия считалась сильнейшей армией региона, однако перед началом последней войны она находилась в плохом состоянии. Причина: Международная безопасность.

Война в Персидском заливе 1990-1991 годов

Однако и несколько западных стран, в том числе Великобритания, Франция и США, тоже поставляли Багдаду оружие и военную технику, а Вашингтон даже делился с режимом Саддама Хусейна разведывательной информацией. В последние месяцы войны и Иран, и Ирак повернули оружие против коммерческих нефтеналивных танкеров в Персидском заливе, стремясь подорвать экспортные поступления друг друга. В залив были направлены американские, британские и французские боевые корабли. Нескольким кувейтским танкерам, которым грозило нападение со стороны Ирана, был предоставлен американский флаг и американское же военное сопровождение.

Параллельно с эскалацией «танкерной войны» американские военные уничтожили несколько иранских нефтяных платформ и - случайно, по утверждениям Вашингтона, - сбили иранский самолет с 290 гражданскими пассажирами на борту. Так США создали свой силовой кулак в Персидском заливе. Для Запада и, в первую очередь, для США речь шла вовсе не о партнерстве, а о доминировании в регионе, к своему извечному значению «великого водного пути» добавившем значение наибольших в мире разведанных запасов нефти.

О том, что США давно и тщательно готовились к защите именно своих нефтяных интересов, а не абстрактных демократических ценностей в этом регионе, свидетельствует, в частности, тот факт, что в основу состоявшейся в 1991 году агрессии против Ирака был положен секретный план «90-1002», разработанный еще в 1970-е годы администрацией тогдашнего американского президента Картера на случай военного вмешательства в Заливе для массированной защиты Саудовской Аравии. При этом план 90-1002 был разработан еще задолго до появления Саддама Хусейна в той роли мирового злодея, которую он получил в 1990 году. Тогда роль «демона» безраздельно принадлежала СССР как «империи зла», две сверхдержавы активно соперничали и на Ближнем Востоке, а потому есть все основания заключить, что план 90-1002, как и гипотетическое нападение на Саудовскую Аравию, предполагал несколько иной сценарий событий и несколько иных действующих лиц.

Отказ СССР от роли сверхдержавы о связи между окончанием «холодной войны» и крывающейся для США возможностью действовать свободно в начале войны в Заливе открыто говорил и сам Буш и от своей устойчивой линии поведения в различных регионах мира, в том числе и на Ближнем Востоке, позволил адаптировать старый план не только в военном, но я в политико-идеологическом смысле, для чего региональному внутриарабскому конфликту, далеко не столь разрушительному, как предшествовавшая ему ирано-иракская война, было придано совершенно новое измерение. Вторжение иракских войск в Кувейт. Сопротивление относительно малочисленных вооруженных сил богатого нефтью государства было легко сломлено.

Хусейн объявил Кувейт 19-й провинцией Ирака. Например, «демократический» журнал «Огонек» объяснял конфликт между Ираком и Кувейтом тем, что «в Ираке диктатура, а в Кувейте — демократия». Хотя если Ирак в то время был какой ни есть, но республикой, то в Кувейте чего никогда не бывало, так это демократии.

В реальности же вторжение иракских войск в Кувейт и последовавшая за этим аннексия Кувейта вовсе не столь однозначно трактовались в мире, как это подавала американская пропаганда и следовавшая в ее русле советская либеральная печать. Позиции разделились, и хотя сам акт нападения в целом осуждался, Кувейт в объективных исследованиях вовсе не выглядел хрестоматийно наивной овечкой, на которую ни с того ни с сего набросился свирепый волк Саддам. Уже на следующий же день после прекращения огня на фронтах ирано-иракской войны, Кувейт принял решение вопреки соглашению, подписанному с ОПЕК увеличить добычу нефти и, что особенно важно, сделать это на скважинах Северной Румейлы, расположенных в пограничной с Ираком зоне, где существовали территориальные споры, восходящие еще к эпохе пребывания всей этой территории в составе Османской империи.

Разумеется, свою роль играла и давняя проблема Ирака: узость полосы выхода к Персидскому заливу с единственным портом Умм-Каср , доставшейся ему при реорганизации западными державами пост-Османского пространства. Было естественно ожидать, что после ирано-иракской войны, обладая, по общему мнению, сильнейшей армией в регионе, Ирак будет как-то пытаться использовать ее для исправления того, что считал «исторической несправедливостью». Саддам Хусейн, как опытный политик он все же решил прозондировать возможную реакцию США.

Такой зондаж и состоялся 25 июля 1990 года во время встречи посла США Глэспи с Саддамом Хусейном, в ходе которой, когда речь зашла о концентрации иракских войск на границе с Кувейтом, был получен ответ Глэспи: «Нам особенно нечего сказать по поводу арабо-арабских разногласий, таких, как ваши разногласия с Кувейтом по вопросу границ». Келли заявил: «Мы не имеем отношений, основывающихся на договорах по обороне ни с одним из государств Залива. Исторически мы воздерживались занимать позицию по пограничным спорам или разногласиям внутри ОПЕК.

Все это очень напоминает предысторию корейской войны 1950-53 года, когда США фактически подталкивали оба корейских государства к вооруженному конфликту. Теперь нечто подобное происходило в Персидском заливе. Совет Безопасности ООН ввел в отношении Ирака экономические санкции и принял серию резолюций, осуждавших действия Багдада.

В ноябре 1990 года дипломатические усилия по урегулированию кризиса окончательно провалились. ООН установила срок, в который Ирак должен был уйти из Кувейта, и дала добро на принятие «любых необходимых мер», которые способствовали бы выполнению требований мирового сообщества. То, что целью США было вовсе не урегулирование конфликта, уже в начале 1991 года было совершенно очевидно.

Об этом говорили как практическое их неучастие во всех попытках найти мирное решение, так и, в особенности, армада, направленная в зону Залива - самая крупная со времен войны во Вьетнаме. А это могло означать одно: что грядущую операцию США и их союзники изначально моделировали как призванную решать глобальные проблемы, как это было и во Вьетнаме. С той лишь разницей, что если тогда речь шла о противостояний «мировому коммунизму» и СССР как его персонификации, то теперь, ввиду явного ухода СССР и России с арены мировой истории как соперничающего центра силы, на передний план выдвигалась иная задача: овладения высвобождающимися сферами влияния а там и - поэтапно - частями самого советского наследства.

Позже, в дни Косовского кризиса, это отчетливо сформулирует госсекретарь США Мадлен Олбрайт, открыто заявив, что США «хотели бы управлять последствиями распада советской империи». А также - придания новых функций международным организациям, прежде всего ООН и СБ, с целью превращения их во вспомогательные инструменты регулирования, в желаемом направлении, энергоресурсных потоков и обслуживания глобальных проектов США, возникающих в новых условиях.

Поэтому, сказал он, потребовался еще один разговор с Дж. Бейкером, состоявшийся, когда уже шла война. Белоногов подчеркнул, что с августа 1990 года Советский Союз сделал все возможное для того, чтобы предотвратить военное решение конфликта.

При этом основные усилия были направлены на переговоры с Ираком. Дипломат положительно оценил заявление Турции о том, что она не откроет второй фронт против Ирака, если сама не подвергнется агрессии. В этой связи он отметил сдержанность Ирана и Йемена, особо выделил позицию неучастия в боевых действия государства Израиль. Понятно, что если оно окажется втянутым в конфликт, это может придать войне "иное качество", считает А. Можно ли положить конец войне до ухода Ирака из Кувейта и согласия Хусейна на вывод войск?

Право решать, когда следует прекратить боевые операции, принадлежит тем, кто их осуществляет, сказал заместитель министра ТАСС.

Военные действия продолжались 100 часов. Суверенитет Кувейта был восстановлен. Израиль оказался по одну сторону "баррикад" с частью арабских стран. Для журналистов были созданы специальные "пулы", а корреспонденты телеканалов стран коалиции могли сопровождать войска. В частности, были использованы система спутниковой навигации и беспилотники. Впервые в боевых условиях был осуществлен перехват зенитными ракетными комплексами "Пэтриот" MIM-104 Patriot баллистических ракет, запускаемых Ираком. США массово применяли крылатые ракеты корабельного базирования "Томагавк" BGM-109 Tomahawk, выпущено 297 ракет, из них 282 успешно поразили цели. Впервые было осуществлено масштабное применение ударных самолетов-"невидимок" F-117. Потери По разным оценкам, жертвами операции стали от 30 до 150 тыс.

В ходе операции серьезно пострадала инфраструктура страны, было разрушено большое число промышленных и нефтедобывающих предприятий. По заявлениям руководства многонациональных сил, их потери составили около 340 человек, из них 293 — американские военнослужащие в том числе 145 человек — небоевые потери. Потери авиации стран коалиции составили 52 самолета и 23 вертолета. Невыученные уроки Казалось бы, это была идеальная операция с идеальными целями — освобождение оккупированной агрессором страны при минимальных потерях.

Поэтому командование МНС избрало вариант продолжения нанесения систематических ракетно-бомбовых ударов авиацией и силами флота: ежесуточно самолеты союзной авиации совершали примерно 2 500 боевых вылетов. В качестве объектов поражения, помимо военных позиций и объектов, стали использоваться производственные предприятия, мосты, автомагистрали и объекты жизнеобеспечения населения. Нанесением ударов с воздуха руководство многонациональных сил стремилось достигнуть возможно большего поражения живой силы и военной техники вооруженных сил Ирака, стремились измотать и сломить их психологически, подавить волю к дальнейшему сопротивлению, вывести из строя максимум оборонительных сооружений, а в итоге снизить неизбежные потери своих войск при переходе к наземному сражению. Подобное решение руководства коалиции о продолжении ударов с воздуха, в том числе направленных уже на уничтожение иракской экономики, изменило цели и характер войны. Боевые действия вышли за рамки одобренной Советом Безопасности ООН резолюции, требующей лишь освобождения Кувейта, и стали вестись в интересах нанесения непоправимого ущерба военно-экономическому потенциалу Ирака и свержения правящего режима. Такая целевая переориентация США и их западных союзников обусловила и пересмотр отношения к продолжающейся войне у части мирового сообщества. В результате операция «Буря в пустыне» вместо запланированного срока с 17 по 19 января 1991 года продлилась 39 дней — до начала наземной «Сабли в пустыне». Бесспорно, операция «Буря в пустыне» открыла эру войн высоких технологий — с широким использованием космической разведки и спутниковых систем навигации, средств РЭБ, высокоточного оружия, ведением «неконтактной войны», когда нога солдата не зависает над окопом противника так называемый час икс , а неприятеля утюжат с воздуха. Война в Персидском заливе получила и название «телевизионной войны»: американские пропагандисты освещали ее едва ли не в прямом эфире, но под выгодным соусом. Известный факт, когда группа журналистов, допущенных на авианосец «Рузвельт», ежедневно получала «эксклюзивную» информацию... В условиях сухого закона это был весомый аргумент в пользу правдивости получаемых сведений. Широкое распространение получило тогда и такое определение, как «дружественный огонь». Союзники по коалиции стреляли во все, что движется в зоне прямого выстрела, и без четкой координации в многонациональных силах зачастую стреляли по своим. При относительно небольших потерях военнослужащие той же Великобритании при общих 24 погибших потеряли от огня 11 человек. Еще в большей степени от «дружественного огня» пострадали американцы, у них при 23 потерянных вертолетах лишь пять были сбиты противником.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий