Новости рембрандт возвращение блудного сына

«Возвращение блудного сына» — одна из самых известных картин голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606—1669). одна из последних работ Рембрандта. Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта. Многие критики и искусствоведы считают "Возвращение блудного сына" самой трогательной и личной для Рембрандта работой. «Возвращение блудного сына» является самой большой картиной, написанной Рембрандтом на религиозную тематику.

Рембрандт и его «Возвращение блудного сына», истинный шедевр

Именно в это время Рембрандт решает написать картину «Возвращение блудного сына», что становится для него своеобразным спасением и оплотом его мечты. К образу блудного сына Рембрандт обращался в своём творчестве уже не в первый раз. К концу жизни #Рембрандт потерял все: любовь, славу, семью. На примере картины «Возвращение блудного сына» рассказываем, из чего складывается стиль голландского мастера. одна из последних работ Рембрандта, над которой художник, вероятно, работал в течение двух лет вплоть до своей смерти в 1699 году. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а на картине гармония ничем не нарушена.

В Эрмитаже представили картины осуждённых по мотивам «Возвращение блудного сына»

И мы снова с вами среди картин Рембрандта. Только в прошлый раз это было в музее имени Пушкина в Москве. Помните, мы с родителями приезжали? Никогда не забуду ваш рассказ о работе художника «Неверие апостола Фомы»... Помню, она впечатлила меня. А посмотри, пожалуйста, сюда — вот ещё одно прославленное полотно мастера — «Возвращение блудного сына». В его основе тоже библейский сюжет. Сын знатного человека, выпросивший свою долю наследства, уходит из отчего дома. Он спускает всё до последней монеты на пирушки и удовольствия, а когда остаётся ни с чем, когда холод, голод и страдания постигают его — с покаянной головой возвращается к своему отцу.

Посмотрите, его голова обрита, как у каторжника. На исхудавшем теле старая, изорванная одежда, сношенные туфли. Посмотрите на его стёртые ноги...

А когда-то этот дом был продан за долги. Сам Рембрандт сидел тогда на заседании суда с таким равнодушным видом, как будто это дело его вовсе не касалось. Он не слышал речей судьи и выкриков кредиторов. Мысли его витали так далеко от собрания, что на тот или иной вопрос судьи он или ничего не мог ответить, или же его ответы не имели никакой связи с судебным делом. Настала очередь выступить ван дер Питу - адвокату художника.

Медленно и выразительно обрисовал он положение дела. Толково, осмотрительно и усердно защищая поведение Рембрандта, он взывал к человеческим чувствам кредиторов и к чувству справедливости судьи. Да, картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одной из таких вершин стала картина "Возвращение блудного сына". Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным, жил в голоде и холоде. И все лее наперекор року он писал, писал и писал в стране и городе, которые навеки прославил. Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний в неуютном мире блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу. Этот рассказ привлекал многих художников еще задолго до Рембрандта. Мастера Возрождения видели в примирении отца с непослушным сыном красивое и занимательное зрелище.

Так, в картине венецианского художника Бонифацио действие происходит перед богатой усадьбой, на глазах у многолюдной разряженной толпы. Нидерландских художников привлекали больше испытания, которым непокорный сын подвергался на чужбине например, сцена, когда опустившийся беспутник на скотном дворе среди свиней готов был благочестивой молитвой искупить свои прегрешения. Рембрандту тема "блудного сына" сопутствовала в течение многих лет жизни. К этому сюжету он обращался еще в 1636 году, когда работал над офортом под тем же названием. В своих картинах на библейские и евангельские сюжеты художник редко изображал сцены страстей или чудес, его больше привлекали рассказы о каждодневной жизни людей, особенно сцены из патриархальной семейной жизни. Впервые история блудного сына была представлена Рембрандтом в гравюре, на которой он перенес библейский сюжет в голландскую обстановку и изобразил сына как костлявое, полуголое существо. К этому времени относится и рисунок, на котором отец энергично сжимает рукой лохматую голову кающегося сына: даже в минуту примирения он желает показать свою отцовскую власть. Рембрандт много раз возвращался к этой теме, и на протяжении многих лет он представлял ее каждый раз по-разному.

В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и покорность.

Где-то и интернете я наткнулся на горькую, ироничную фразу: «Мои дети относятся ко мне как к Богу: почти никогда не делают того, что я говорю, игнорируют меня большую часть времени или даже делают вид, что меня вовсе нет, и зовут только тогда, когда им что-нибудь нужно». Вспомним сам евангельский текст: «Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Встал и пошел к отцу своему.

И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Отец ведет себя неожиданно: он должен был бы поставить наглеца на место, а он безропотно отдает сыну часть имения Рассказ начинается с немыслимо хамской выходки молодого человека: он требует себе свою часть имения то есть ту часть наследства, которую он бы получил после смерти отца. В любом обществе, особенно в таком сурово патриархальном обществе, к которому принадлежали слушатели Господа Иисуса, всё, что получил бы юный негодяй, — так это хорошую трепку.

Фото: artist-gallery. Если сравнить картины Рембрандта и других художников, то становится виден их разительный контраст. Например, у Яна Стена, бывшего в свое время гораздо популярнее Рембрандта, на картине сюжет тот же, а выполнен более оптимистичном ключе. Слуги трубят в рог, ведут закалывать теленка, несут хорошую одежду. Мурильо, 1667-1670 гг. Фото: arts-dnevnik.

Почти тоже самое наблюдается и у испанского художника Мурильо. Тут же снова виден очаровательный теленок, одежда на подносе, радостная собачка. Фото: 2. У Рембрандта отсутствуют все лишние атрибуты, он сосредоточился лишь на эмоциях отца и сына. Правильнее будет сказать, что переживаний на лице блудного сына не видно, но его внешний вид и поза могут сказать многое.

«Возвращение блудного сына» Рембрандт ван Рейн, 1666—1669 г. (картины с историей)

В ней были триумф и величие, слава и богатство, настоящая любовь и колоссальные долги, травля, банкротство, презрение, нищета. Фантастическая техника, выразительный и острый язык полотен покоряли современников. Рембрандт — новатор. Не случайно у него было много учеников, поклонников, и еще больше завистников. Его авторитет был непререкаем в пору расцвета творчества и превращен в ничто дикой завистью коллег по цеху после разорения амстердамского живописца. Безусловно, переменчивая мода сыграла тут не последнюю роль.

Младший сын. Оборванный молодой человек застыл в молитвенной позе. В притче он говорит: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою». Здесь блудный сын написан спиной к зрителю, который, таким образом, как бы оказывается следующим в очереди на покаяние. Старший сын. Сам Рембрандт не оставил пояснений, кого еще он изобразил на этой картине, но многие исследователи считают мужчину в богатом одеянии, похожем на плащ хозяина дома, старшим братом главного героя. Изображенный на стене человек с дудкой и свиньями — напоминание о злоключениях блудного сына. Чтобы не умереть с голоду, ему пришлось наняться на самую неприятную работу: пасти этих животных, считающихся у иудеев нечистыми. Оборванец на картине наполовину разут. В этом усматривают параллель с эпизодом из Книги Исхода, когда Бог говорит Моисею, созерцающему неопалимую купину: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» Исх.

Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Лица его не видно, но растрескавшиеся пятки говорят достаточно о его странствиях. Бритая, будто у каторжника, голоа и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, одна упала, когда сын становился на колени. Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Через жест этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт повествует о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении. Картина — классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для раскрытия основной идеи произведения. Такой прием смещения является типичным приемом для искусства барокко, где композиционный центр находится почти у самого края картины.

Офорт «Возвращение блудного сына» Трагедия художника — «Несколько раз умереть» Гавань Амстердама кишмя кишела торговыми судами, над которыми реяли флаги самых разных государств. Рембрандт часто приходил сюда, ведь он был страстным коллекционером. Он скупал все: картины, рисунки, кружева, шелк, парчу, бархат, оружие, ракушки, вазы, музыкальные инструменты — все, что ему казалось красивым, невероятными, уникальным. Смотрел, вдыхал, запоминал и воплощал все это в своих картинах. Он не бывал никогда за границей, не видел мастеров Италии. Он считал, что все это ему ни к чему, ведь у него есть его собственные впечатления и коллекция. А коллекция Рембрандта была действительно великолепной. Чего стоит одна папка рисунков Леонардо да Винчи, которую он купил то ли в амстердамском порту, то ли на аукционе, то ли выменял за сто гульденов на собственный офорт у торговца картинами. И вот он лишен того, что ценил. Коллекцию, как стервятники растащили кредиторы. Осталось только удерживать в памяти виденное. Смерть унесла его Хендрикье, верную служанку, ставшую ему женой и матерью сироте Титусу сыну от первого брака с Саскией , его Хендрикье, которая не отказалась от Рембрандта он не мог жениться на ней, так как лишил бы сына наследства его родной матери и за это была отлучена от церкви. Чахотка поразила любимого сына Титуса, единственного, кто духовно ему был по-настоящему близок. Маячившая слава увела последнего ученика Аарта де Гельдера, «оруженосца старого короля». Безумие и отчаяние убило молодую невестку, всего семь месяцев прожившую с мужем. От всех этих утрат Рембрандт как будто онемел. Несчастья обескуражили, ошеломили и ранили старика. Болезнь не позволяла держать кисть, и он привязывал ее к руке, или брал мастихин. Глаза отказывались видеть, и он вооружался лупой. Продолжал творить, как будто живопись для него была живительным источником, из которого он никак не мог напиться. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Краски лежат на холсте густыми мазками. Они темные. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало.

Возвращение блудного сына: картины и иконы

Присмотритесь внимательно к этому человеку — он кажется старше самого времени, а его слепые глаза необъяснимы так же, как и написанные золотым лохмотья юноши. Главенствующее положение отца на картине подтверждается и безмолвным торжеством, и скрытым великолепием. Он отражает сострадание, прощение и любовь. Отец, который кладёт руки на грязную рубашку сына так, как будто он совершает священное таинство, потрясённый глубиной чувства, он должен так же держаться за сына, как и держать его... От благородной головы отца, от его драгоценного одеяния наш взгляд спускается к постриженному наголо, преступному черепу сына, к его беспорядочно висящим на теле отрепьям, к подошвам ног, дерзко выставленных навстречу зрителю, преграждая его взгляд.. Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств позднее холст был надставлен внизу, но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына. В настоящее время картина сильно потемнела, и потому при обычном свете в ней различим только передний план, узкая сценическая площадка с группой отца и сына слева и высоким странником в красном плаще, который стоит справа от нас на последней - второй - ступеньке крыльца. Из глубины сумрака за холстом льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру, словно ослепшего на наших глазах, старого отца, шагнувшего из тьмы к нам навстречу, и сына, который, спиной к нам, припал к коленям старика, прося прощения. Но слов нет.

Только руки, зрячие руки отца ласково ощупывают дорогую плоть. Молчаливая трагедия узнавания, возвращенной любви, столь мастерски переданная художником. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена. Женщина в левом верхнем углу-Фигура,которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына. Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре судя по всему, женская, возможно — служанка. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом.

Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как основные действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник.

Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке» [1]. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены. Второстепенные персонажи [ править править код ] Женщина в левом верхнем углу Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа.

Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена. Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена 1541 год , на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог». Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры.

Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя — на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена самая дальняя и почти исчезающая в темноте , которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына. Второстепенные персонажи в правой части картины Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре судя по всему, женская, возможно — служанка или ещё одна персонифицированная аллегория; и мужская , труднее поддаются отгадке.

Отец согласился. Праздная жизнь, в которую пустился младший сын, длилась недолго. Он и не заметил, как у него закончились все деньги. Друзья, предававшиеся вместе с ним веселью, тут же отвернулись от него.

Да к тому же в стране настали тяжелые времена. Из-за неурожая, пришел голод, работников никто не брал. Молодой человек без денег и жилья стал скитаться от дома к дому, пытаясь хоть что-то заработать на пропитание. Он был готов выполнять самую унизительную работу — пасти свиней, но ему доставались жалкие крохи, хозяин кормил животных лучше, чем работника. Исхудавший, в оборванной одежде, пребывая в отчаянии, младший сын пожалел, что ушел из дома, обидел отца. Тогда он решил вернуться, чтобы попроситься к отцу на работу. А в это время в доме отца по-прежнему царил достаток, все трудились, и хлеба хватало всем.

Словно ничего не изменилось с того дня, как один из сыновей ушел неизвестно куда, но старик часто вспоминал младшего. Конечно, он был обижен поступком сына, но боль от обиды быстро прошла. Его беспокоило отсутствие вестей, тревожные известия о бедственном положении в стране. Вот и в этот день, выйдя утром из дома, отец вспомнил младшего сына и в который раз задался вопросом: «Жив ли он, здоров ли? Вдруг он увидел, что далеко по дороге к его дому бредет какой-то человек. У старика перехватило дыхание, тревожно забилось в груди сердце. В изможденном путнике он узнал своего младшего сына.

Душа отца наполнилась жалостью. Он не вспомнил обиды, а перед глазами его возникла картина, как маленьким мальчиком сынишка с любовью смотрел на него и улыбался. Он протянул руки, чтобы обнять, а сын упал перед отцом на колени и попросил прощения. Старик велел слугам принести лучшую одежду для сына, заколоть теленка и устроить пир. Тем временем вернулся старший сын. Он спросил, что за переполох в доме. Ему ответили, что возвратился брат, и отец в честь этого события устраивает праздник.

Я всю жизнь работаю на благо семьи, слова тебе грубого не сказал, а ты для меня никогда ничего не делал, даже праздников не устраивал». Ведь брат твой сначала умер для нас, а теперь вот ожил, пропал и нашелся! На ней мы видим старика-отца и сына, стоящего перед ним на коленях. Отец обнимает его, он счастлив, что сын вернулся. А тот, когда-то выбравший неправильную дорогу, кажется, впервые в жизни ощутил в своем сердце любовь. Рядом с ними другие люди, среди них — старший сын.

Инсталляцию - посвящение картине Рембрандта "Возвращение блудного сына", автором которой выступил российский кинорежиссер Александр Сокуров, представили в понедельник в Государственном Эрмитаже. Выставка, в создании которой принимали участие молодые петербургские скульпторы и художники, разместилась в пространстве Белого зала в Главном Штабе. Выставка в Эрмитаже основывается на художественной концепции проекта, представленного в павильоне России на 58-й Венецианской биеннале современного искусства в 2019 году. Экспозиция в Эрмитаже является расширенной и видоизмененной версией показанного в Италии проекта. Этот сюжет, который здесь у нас на выставке, - это абсолютно современный сюжет абсолютно современной жизни. Ничего постороннего, ничего нового. Может быть, только в этом есть что-то фантастическое, потому что это продолжается, продолжается много-много столетий и никак не может закончиться", - сказал журналистам Сокуров. По воплощенному в инсталляции замыслу, вернувшийся к отцу сын - это человек, прошлое которого - война. Скульптуры и совмещение электронных изображений с живописью Специально для выставки художник Алексей Перепелкин создал собственный эскиз "Возвращения блудного сына". Сокуров просил его согласия увеличить размеры полотна, чтобы детали возможно было разглядеть на очень близком расстоянии.

КАРТИНА НЕДЕЛИ 02 / Возвращение блудного сына. Рембрандт ван Рейн. Эрмитаж

К концу жизни #Рембрандт потерял все: любовь, славу, семью. Но Рембрандт написал «Возвращение блудного сына» драматично, без излишней красоты и помпезности. Рембрандт приступил к «Возвращению блудного сына» в последние годы своей жизни после страшного несчастья, которое в череде прочих грозило окончательно погубить художника. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а на картине гармония ничем не нарушена. Возможно, одна из лучших работ Рембрандта — «Возвращение блудного сына», идеальное воплощение на холсте библейской притчи об отцовском всепрощении и истинной родительской любви.

Рембрандт «Возвращение блудного сына»

Посмотрите на знаменитый «Автопортрет с Саскией на коленях», его также принято называть иначе — «Блудный сын в таверне». Картина эта пришла прямиком из тех счастливых лет, когда Рембрандт был богат и знаменит. При этом изображаемое не лишено иронии над самим собой: живописная символика преподносит павлина одновременно и как символ божественного величия, и как указание на тщеславие и гордыню, что соотносится с сюжетом притчи; к тому же, в левом верхнем углу виднеется грифельная доска, на которой обычно вели подсчёты и вычисления, что является намёком на итог любого бурного расточительства — плату по счетам. Блудный сын в таверне. Перед нами полотно камерное, замкнутое в своём пространстве, оттого очень личное и сосредоточенное на главных героях, выделенных неизвестным для нас источником света. Несмотря на то, что персонажей на картине несколько, их роль второстепенна, и поэтому точно установить их значение достаточно сложно. Скорее всего, на картине изображены слуги и родственники семейства, из которых сложно выделить конкретных личностей.

Одни исследователи считают, что старший брат — это фигура за колонной, напоминающей колонну храма в Иерусалиме, чему придают символическое изображение ветхозаветного Закона, за которым прячется брат, не способный осознать милость Бога Отца. Для других брат — фигура в богатых одеждах с посохом, что слабо сходится с библейским текстом. Касательно ближайших к зрителю после центральных фигур существует другая любопытная теория: перед нами всё те же отец и сын, только в самом начале притчи, когда сын собирается в путь, чему вполне соответствует схожесть в одежде у стоящего с посохом старца. Независимо от того, какая версия ближе лично вам, Рембрандт убирает конфликт между братьями, присутствующий в притче, и сосредотачивает нас именно на центральном действии, постепенно снижая насыщенность света и уводя в тень задний план и создавая пространственную глубину, в которой растворяются все детали. Наконец, мы обращаемся к главным героям. Сын, припавший на коленях к ногам своего отца, уже не заботится, в каком виде он предстаёт: рваная одежда, бритая голова и сползающая с ног обувь уже не имеют значения перед желанием быть сейчас в объятиях, полных любви и заботы.

Никакого гнева или презрения, только покой и прощение, соединённое с раскаянием и смирением пережившего величие и падение юноши. Полотно имеет добавленную полосу снизу, хотя изначально ступни сына, стоящего на коленях, находились буквально на краю по авторскому замыслу: фигура практически готова покинуть живописное пространство и перейти в реальность. Тёплые цвета, отсутствие ярких цветовых контрастов и мягкий свет, опускающийся на эту небольшую, но настолько важную сцену — всё способствует уже нашему собственному проникновению в мир, отображённый Рембрандтом. Сколько ни вглядывайся в детали: в людей, в барельеф колонны с флейтистом, намекающий на предстоящее веселье, в одежды — всё лишь поддерживает отца и сына, для которых именно этот момент имеет наивысшее значение. Вот так Рембрандт, начав творчество с, казалось бы, уже сильных и технически выверенных полотен, умудрился достичь вершины своего мастерства, отделившись от того, что делали его современники. Попробуйте посмотреть картины на этот же сюжет у других художников, и вы поймёте, насколько она выделяется на их фоне.

Основа полотна — то, что скрыто внутри, в душе. В данном случае, в душе отца и старшего сына, которого мы не видим ни ревнивым, ни яростным, как того требует притча. Руки отца, со спокойствием сжимают плечи юноши.

Уставший взгляд полон боли и одновременно счастья от долгожданной встречи. А вот лица вернувшегося младшего — блудного сына мы не видим вообще: растрескавшиеся пятки, бритый череп бродяги, изношенная одежда — говорят куда больше. Кстати о пятках, левую и это легко заметить при близком рассмотрении художник дорабатывал прямо пальцем, без использования кистей.

Они могли быть как эскизами будущих картин, так и самостоятельными работами. Она была написана в год его смерти, и стала вершиной проявления его таланта. И что же еще мог написать Рембрандт кроме темы, которая рефреном звучала всю его жизнь? Притчу о блудном сыне мы встречаем в Евангелие от Луки. Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне.

Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях». Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. Он только женился на дочери бургомистра Саскии, которую очень любил. На картине изображена нарядно одетая девушка, юная, красивая. По тем временам она ведет себя скорее фривольно, сидит на коленях у молодого человека, обнявшего ее гибкий стан.

Юноша — франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. Он весел и доволен собой, в его руках бокал с искрящимся вином, на богато уставленном столе накрыт сытный обед. В беспечном времяпрепровождении, в упоении жизнью и человеческим счастье Рембрандт изобразил себя и свою возлюбленную. Правда, в верхнем левом углу полотна мы видим грифельную доску. Такие доски висели обычно в тавернах и на них записывалась цена выпитого и съеденного.

Не намек ли это зрителю, что за все в жизни придется платить?

Отец нежно касается плеч сына, приобнимая его. Картина — классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центральной оси картины для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа.

Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения , который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений» [1]. Бритая, будто у каторжника, голова блудного сына и его потрёпанная одежда свидетельствуют о падении. Воротник хранит намёк на былую роскошь. Туфли изношены, причем трогательная деталь — одна упала, когда сын становился на колени. В глубине угадывается крыльцо и за ним отцовский дом.

Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств позднее холст был надставлен внизу [2] , но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке» [1]. Событие заставляет по-разному реагировать участников сцены.

Картина «Возвращение блудного сына» Рембрандта Ван Рейна

Возвращение блудного сына. Фото: christofgrace. Библейский сюжет картины известен, пожалуй, каждому. У отца было два сына. Старший помогал отцу в ведении хозяйства, а младший потребовал свою часть наследства и отправился предаваться всем порокам разгульной жизни. Когда же деньги закончились, непутевый сын оказался на самом дне. Ему приходилось пасти свиней за миску каши, скитаться, просить милостыню. В итоге он решил вернуться в отчий дом и пасть перед родителем на колени. Отец прощает сына.

Именно этот момент в притче выбирали для себя самые известные живописцы. Рембрандт тоже изобразил сцену прибытия блудного сына домой.

Ян Стен, 1668-1670 гг. Фото: artist-gallery. Если сравнить картины Рембрандта и других художников, то становится виден их разительный контраст. Например, у Яна Стена, бывшего в свое время гораздо популярнее Рембрандта, на картине сюжет тот же, а выполнен более оптимистичном ключе. Слуги трубят в рог, ведут закалывать теленка, несут хорошую одежду. Мурильо, 1667-1670 гг.

Фото: arts-dnevnik. Почти тоже самое наблюдается и у испанского художника Мурильо. Тут же снова виден очаровательный теленок, одежда на подносе, радостная собачка. Фото: 2. У Рембрандта отсутствуют все лишние атрибуты, он сосредоточился лишь на эмоциях отца и сына.

Из-за неурожая, пришел голод, работников никто не брал.

Молодой человек без денег и жилья стал скитаться от дома к дому, пытаясь хоть что-то заработать на пропитание. Он был готов выполнять самую унизительную работу — пасти свиней, но ему доставались жалкие крохи, хозяин кормил животных лучше, чем работника. Исхудавший, в оборванной одежде, пребывая в отчаянии, младший сын пожалел, что ушел из дома, обидел отца. Тогда он решил вернуться, чтобы попроситься к отцу на работу. А в это время в доме отца по-прежнему царил достаток, все трудились, и хлеба хватало всем. Словно ничего не изменилось с того дня, как один из сыновей ушел неизвестно куда, но старик часто вспоминал младшего.

Конечно, он был обижен поступком сына, но боль от обиды быстро прошла. Его беспокоило отсутствие вестей, тревожные известия о бедственном положении в стране. Вот и в этот день, выйдя утром из дома, отец вспомнил младшего сына и в который раз задался вопросом: «Жив ли он, здоров ли? Вдруг он увидел, что далеко по дороге к его дому бредет какой-то человек. У старика перехватило дыхание, тревожно забилось в груди сердце. В изможденном путнике он узнал своего младшего сына.

Душа отца наполнилась жалостью. Он не вспомнил обиды, а перед глазами его возникла картина, как маленьким мальчиком сынишка с любовью смотрел на него и улыбался. Он протянул руки, чтобы обнять, а сын упал перед отцом на колени и попросил прощения. Старик велел слугам принести лучшую одежду для сына, заколоть теленка и устроить пир. Тем временем вернулся старший сын. Он спросил, что за переполох в доме.

Ему ответили, что возвратился брат, и отец в честь этого события устраивает праздник. Я всю жизнь работаю на благо семьи, слова тебе грубого не сказал, а ты для меня никогда ничего не делал, даже праздников не устраивал». Ведь брат твой сначала умер для нас, а теперь вот ожил, пропал и нашелся! На ней мы видим старика-отца и сына, стоящего перед ним на коленях. Отец обнимает его, он счастлив, что сын вернулся. А тот, когда-то выбравший неправильную дорогу, кажется, впервые в жизни ощутил в своем сердце любовь.

Рядом с ними другие люди, среди них — старший сын. Его брови нахмурены, а руки скрещены, весь облик его пронизан высокомерием и обидой. Это одна из последних работ гениального живописца. Если вы будете в Санкт-Петербурге и посетите музей Эрмитаж, то сможете сами увидеть ее. Итак, нам известен сюжет картины. Но каждое произведение искусства — это еще и рассказ о его авторе.

Он считал, что все это ему ни к чему, ведь у него есть его собственные впечатления и коллекция. А коллекция Рембрандта была действительно великолепной. Чего стоит одна папка рисунков Леонардо да Винчи, которую он купил то ли в амстердамском порту, то ли на аукционе, то ли выменял за сто гульденов на собственный офорт у торговца картинами. И вот он лишен того, что ценил. Коллекцию, как стервятники растащили кредиторы. Осталось только удерживать в памяти виденное. Смерть унесла его Хендрикье, верную служанку, ставшую ему женой и матерью сироте Титусу сыну от первого брака с Саскией , его Хендрикье, которая не отказалась от Рембрандта он не мог жениться на ней, так как лишил бы сына наследства его родной матери и за это была отлучена от церкви. Чахотка поразила любимого сына Титуса, единственного, кто духовно ему был по-настоящему близок. Маячившая слава увела последнего ученика Аарта де Гельдера, «оруженосца старого короля». Безумие и отчаяние убило молодую невестку, всего семь месяцев прожившую с мужем.

От всех этих утрат Рембрандт как будто онемел. Несчастья обескуражили, ошеломили и ранили старика. Болезнь не позволяла держать кисть, и он привязывал ее к руке, или брал мастихин. Глаза отказывались видеть, и он вооружался лупой. Продолжал творить, как будто живопись для него была живительным источником, из которого он никак не мог напиться. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Краски лежат на холсте густыми мазками. Они темные. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Внимание вновь приковано к отцу и сыну.

Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. В этом лице и боль, и усталые от выплаканных слез глаза, и счастье долгожданной встречи. Сын повёрнут к нам спиной. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА Рембрандт ван Рейн

Но Александра Сокурова волнует не столько тема отцовской любви и всепрощения, сколько жизненный опыт, с которым блудный сын вернулся в родной дом, и последствия его возвращения. Одна из последних картин великого Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына» стала его главным завещанием последователям. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — «Возвращение блудного сына» — картина Рембрандта на сюжет новозаветной притчи о блудном сыне, экспонирующаяся в Эрмитаже. Но Рембрандт написал «Возвращение блудного сына» драматично, без излишней красоты и помпезности. Сюжет картины "Возвращение блудного сына" не имеет прямого отношения к предыдущим наброскам, но именно в нее вложил Рембрандт весь свой творческий опыт и едва ли не самое главное из жизненного опыта. Смотрите видео онлайн «КАРТИНА НЕДЕЛИ 02 / Возвращение блудного сына.

Христос и Рембрандт. Размышления над картиной "Возвращение блудного сына"

Новости культуры Инсталляция, посвященная картине Рембрандта "Возвращение блудного сына". «Возвращение блудного сына» — одна из самых известных картин голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606—1669). «Возвращение блудного сына» мастер написал почти сразу после ужасной трагедии, постигшей его. В 1766 году «Возвращение блудного сына» Рембрандта приобрел у герцога де Кадруса князь Голицын, выполнявший поручение Екатерины. Смотрите видео онлайн «КАРТИНА НЕДЕЛИ 02 / Возвращение блудного сына.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий