hudozhnik Mihail Vrubel 34 1024x355 Михаил Александрович Врубель. В истории русского искусства конца XIX – начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856–1910) занимает уникальное место. Михаил Александрович Врубель — кем он был сам?
Врубель Михаил
В 1880 г. Михаил Врубель окончил Петербургский университет, после чего отбыл краткосрочную воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. Оригинал взят у gogol в Демоны Михаила Врубеля Демон поверженный и Демон сидящий Врубеля считаются шедевром живописи, но так же и проклятыми картинами. Михаил Александрович Врубель «Демон поверженный», 1902 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия. «Поверженный демон» Михаила Врубеля. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. В начале 1902 года картина “Демон поверженный” была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке “Мир искусства”.
Врубель летящий и Врубель поверженный
1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. «Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901—1902 гг. Демон поверженный, часть 2, 1901. Россия, Михаил Александрович Врубель. По счастью, в «Демоне поверженном» не разглядели кощунственной цитаты из «Мертвого Христа» Гольбейна Младшего и «Идиота» Достоевского — Врубелю и без того хватало неприятностей с критикой и цензурой.
Демоны Михаила Врубеля
В конце 1890-х - начале 1900-х гг. Широкую известность получил ряд его картин, созданных в этот же период под влиянием сочинений Римского-Корсакова: "Прощание Царя морского с царевной Волховой" 1898 , "Царевна-лебедь" 1900 , "Лебедь" 1901. С 1902 г. Несмотря на болезнь, продолжал творческую деятельность. Среди его работ последнего периода: картина "Шестикрылый серафим" 1904 , портреты 1904 - "Портрет Надежды Забелы-Врубель на фоне березок", 1905 - "Дама в лиловом" , пейзажи и натюрморты. С 1904 г. В 1905 г.
В 1906 г. Его последней работой стал незаконченный портрет поэта Валерия Брюсова. Михаил Врубель скончался 14 1 по старому стилю апреля 1910 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. Михаил Врубель считается специалистами одним из наиболее заметных представителей символизма в русском изобразительном искусстве.
Врубель не вел дневников, мало писал, поэтому его творчество навсегда осталось частично покрыто вуалью тайны. Многие связывают образ Демона с внутренним состоянием самого Врубеля, который чувствовал себя безучастным, бессильным в жизни современной ему эпохи. Такого рода настроения были свойственны многим представителям творческой элиты того времени, названного эпохой декаданса. Так и Демон Врубеля изначально наполнен внутренними противоречиями, сомнениями. С каждой последующей картиной ощущение трагизма становится все более осязаемым. Иллюстрации Врубеля к юбилейному изданию сочинений М. Сложно сказать, до какого момента художник передавал в картинах свое состояние, а с какого момента они начали влиять на него. Жизнь художника закончится трагично, и он за много лет до этого, словно предчувствуя череду непрерывных страданий, которые выпадут на его долю, отражает это в своих произведениях. А быть может само непостижимое влияние его работ начинает направлять его жизнь. Он сам словно бы предугадывал будущие события, под воздействием неведомых сил сам творил свое будущее. Но при этом он был склонен во всех сюжетах видеть дурное темное. Безумие давно подкрадывалось к художнику: странные перепады настроения, от лихорадочной эйфории к глубокой подавленности, вспышки необъяснимой раздражительности, мгновенно им забываемой — все это сопровождает художника в его обычной жизни.
На выставке представлено более 300 произведений из 14 российских и зарубежных музеев. Многое случилось впервые: встретились три «Демона», соединились две части картины «Пророк», целый зал отдан рисункам, которые художник создал в психбольницах. Картина приснилась художнику. Согласно другим источникам, в образе демона художник изобразил Эмилию Прахову, которая отвергла его. Её глаза мы можем найти буквально на каждой картине Врубеля в то время. Даже в глазах Богородицы, изображённой на иконе «Богоматерь с младенцем», которую художник создал в монастыре Киева при психиатрической лечебнице, куда позже он поступил на лечение. Он страдал от неразделённой любви, и муж Эмилии, наблюдая за тем, как художник и собственный ученик хочет увести его жену, отправляет Михаила Врубеля на обучение в Венецию. Перед своим отъездом он уничтожает картину — первый образ демона. В 1891 году к полувековому юбилею смерти Лермонтова власти решают выпустить большой двухтомник, посвящённый великому поэту и приглашают 17 художников иллюстрировать произведения автора. Врубелю достаётся поэма «Демон». Он пишет для нее тридцать работ.
И как эти две противоборствующие силы уживались в одном человеке? Родом из детства Талант к рисованию юный Михаил проявил уже в шестилетнем возрасте, однако, исполняя волю отца, поступил на юридический факультет Петербургского университета, учился без интереса и дипломную работу завалил. Его интересы и предназначение были иными. Работа с мозаикой, театральные декорации и эскизы костюмов, фрески, иконы, масштабные живописные полотна… В ранние годы Михаил Врубель выглядел вполне обычным ребенком. Дома Мишу называли «молчуном и философом». Он рос слабым и болезненным, ходить начал лишь в три года. С возрастом стал более эмоциональным, и лет до 18 все было в границах нормы. Зачастую это предвестник шизофрении , но, зная дальнейшую клиническую картину заболевания Врубеля, диагноз «шизофрения» остается под большим вопросом. Хотя анамнез его семьи был сложным. Его дед по отцовской линии страдал алкоголизмом, а это заболевание часто бывает коморбидно, то есть взаимосвязано с аффективной патологией. Скорее всего, это и было у него. А у деда по линии матери обнаруживались маниакальные состояния. Мать страдала туберкулезом и умерла в 23 года. Брат Михаила скончался в 11 лет от туберкулеза. Другой брат по второй жене отца — был наркоманом. Сестра Врубеля Анна страдала аффективными нарушениями, перенесла острое меланхолическое состояние; хорошо известно о том, что у нее была депрессия , доведшая ее до паралича,— психиатр, психотерапевт, д. Демон в ангельском обличье Врубель был многообещающим художником, нередко эпатирующим общество. Его семейный анамнез был известен только близким, а дерзкие поступки и выходки до поры до времени считали частью образа. Неудивительно, что первой его настоящей страстью стала весьма своеобразная, привлекательная внешне и не менее эмоциональная, чем он сам, особа, сыгравшая в его жизни роковую роль. Это была супруга мецената Адриана Прахова — Эмилия. Она была довольно властным человеком, эдакая домашняя Салтычиха», — поделиться позже воспоминаниями ее внучка. Эмилия Прахова была на семь лет старше Врубеля и на момент знакомства с ним, уже имела троих детей. Ее законный супруг быстро нашел способ избавиться от назойливого поклонника жены. И именно там Врубель нашел художественное решение для своего иконостаса. Главная икона этого иконостаса — «Богоматерь с младенцем». Врубель мечтал, что по возвращении из Италии сделает возлюбленной предложение, но сначала признался в намерении ее мужу! После этого Адриан Прахов начал откровенно побаиваться молодого и талантливого конкурента и уволил его. Лишившись постоянной работы, Врубель погряз в долгах, и даже угодил из-за них под суд. Любой другой в этих обстоятельствах считал бы каждую копейку. Но только не Врубель. Он жил не по средствам, брал в долг и на все деньги покупал дорогие духи, которые разводил в керамическом тазу и обливался этой душистой водой.
Михаил Врубель "Демон поверженный"
Многие связывают образ Демона с внутренним состоянием самого Врубеля, который чувствовал себя безучастным, бессильным в жизни современной ему эпохи. Такого рода настроения были свойственны многим представителям творческой элиты того времени, названного эпохой декаданса. Так и Демон Врубеля изначально наполнен внутренними противоречиями, сомнениями. С каждой последующей картиной ощущение трагизма становится все более осязаемым. Иллюстрации Врубеля к юбилейному изданию сочинений М.
Сложно сказать, до какого момента художник передавал в картинах свое состояние, а с какого момента они начали влиять на него. Жизнь художника закончится трагично, и он за много лет до этого, словно предчувствуя череду непрерывных страданий, которые выпадут на его долю, отражает это в своих произведениях. А быть может само непостижимое влияние его работ начинает направлять его жизнь. Он сам словно бы предугадывал будущие события, под воздействием неведомых сил сам творил свое будущее.
Но при этом он был склонен во всех сюжетах видеть дурное темное. Безумие давно подкрадывалось к художнику: странные перепады настроения, от лихорадочной эйфории к глубокой подавленности, вспышки необъяснимой раздражительности, мгновенно им забываемой — все это сопровождает художника в его обычной жизни. Врубель говорил «Я —фаталист», и роковой печатью отмечены не только вымышленные персонажи его работ, но и сама его жизнь наполнена странными практически фатальными впечатлениями.
В первые месяцы 1902 года окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства. Вот как рассказывала об этом жена художника своей родной сестре Екатерине Ивановне Ге: Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, всё помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку.
Блок написал: Для мира остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у вечности… Тех миров, которые видел он, мы ещё не видели… Врубель пришёл с лицом безумным, но блаженным. Он — вестник, весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Ведь его учителем был золотой Джованни Беллини… Говорят, он переписывал голову Демона до сорока раз; однажды кто-то, случайно заставший его за работой, увидел голову неслыханной красоты… впоследствии он её переписал, уничтожил… Потерян результат — и только… Более важен факт, что творческая энергия была затрачена, молния сверкнула" [10] Наконец Врубеля в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику [11]. Художник воображал себя то Христом, то Пушкиным, то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского, а то вдруг становился Скобелевым или Фриной. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил «во все века», строил готические соборы и вместе с Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. Врубеля обследовал психиатр В.
Бехтерев , который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы. Развитие темы[ править править код ] Образ демона постоянно встречается в творчестве Михаила Врубеля. Ранее, в 1890 году художник написал картину « Демон сидящий ». В 1899 году появился незавершённый « Демон летящий ». Врубель с этой темой привнёс в русское искусство новые, мало свойственные ему ранее возможности пластической деформации ради выражения мира ирреальных, сверхчувственных образов. Недаром в 1906 году в Париже, на устроенной Сергеем Дягилевым выставке, в зале, целиком отведённом картинам Врубеля, часами простаивал молодой Пабло Пикассо [12].
Демон и Тамара. Иллюстрация к поэме М. Лермонтова, 1890. Коричневая бумага, итальянский карандаш, белила. Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон, смотрящий на танец Тамары.
По мне, настойчивее всего проявляется приверженность Врубеля одним и тем же лицам. О Надежде Забеле-Врубель, жене и музе, уже говорилось. Это она изображена в белоснежном оперении Царевны-Лебедя, в серебристом одеянии Снегурочки, в рыжих кудрях и зеленых водорослях Волховы, дочери морского царя из оперы "Садко" , в величественном образе "Шестикрылого Серафима" на темно-синем фоне "мировой души" и даже в корсаже девочки Гретель из сказки "Гензель и Гретель". С 1899 года Михаил Врубель был главным художником Товарищества артистов Русской частной оперы, а в целом нарисовал для этой театральной компании декорации более чем к десяти спектаклям. Оперу "Гензель и Гретель" написал для сцены на основе немецкой народной сказки композитор Энгельберт Xумпердинк.
Заблудившихся брата и сестру в русской версии оперы изображали актрисы Татьяна Любатович и Надежда Забела. На репетиции постановки Врубель и познакомился с женщиной, которую впоследствии рисовал всю жизнь. А также ваял ее голову из глины в стиле майолики разновидности керамики, расписанной двумя слоями глазури, отчего произведения этого рода искусства выглядят особенно ярко и нарядно. Ее лицом обладает и одна из монашек, вовлекающих Роберта в экспрессивный танец. Скульптура Врубеля по мотивам оперы Джакомо Мейербера "Роберт Дьявол" называется "Роберт и монахини", выполнена в 1896 году. Это воспроизведение пляски призраков — ведь, по сюжету оперы, Роберт продал душу дьяволу, чтобы стать могучим и непобедимым в земной жизни, и его душу чуть было не утащили в преисподнюю силы ада, однако все кончилось хорошо, божественное начало одолело сатанинские козни. Лицо Роберта, танцующего с призраками, - один из множества автопортретов Врубеля. Помимо героинь сказок, опер и фантазий, Врубель писал жену и "просто" как Надежду Забелу — земную женщину, усталую, растянувшуюся на диване после концерта, сидящую, полулежащую, спящую, с закрытыми глазами и отрешенным лицом, или на фоне природы. Портреты Надежды Забелы. Впрочем, он почти не мог писать ничего обыденного и естественного.
Обыкновенные пейзажи практически никогда не давались Михаилу Александровичу. Знамениты две его картины под одним и тем же названием "Сирень" и в принципе с одинаковым сюжетом — дама среди цветущих кустов. На деле же Надежда Ивановна в обоих случаях выглядит эльфом или призраком. Такой эффект создают ее бледное лицо и невероятные глаза, проступающие из лиловой круговерти, словно сама душа сиреневого куста с мольбой глядит на людей. Огромное полотно "Утро", написанное на отдыхе в Черниговской губернии, вообще не пейзаж с натуры, а сказочное повествование: то ли шабаш, то ли ожившие растения излишне повторять, что у одного из персонажей лицо Забелы … Искусствоведы полагают, что Врубель отобразил встречу Земли и Воды, выраженных в аллегорических женских фигурах. Иными словами, то было пиршество фантазии художника. Потому с картиной "Утро" и связана огорчительная история: оно было написано по заказу, но заказчики, увидев этот символизм, отказались его выкупать. Может быть, и к лучшему — полотно стало подлинно народным достоянием, а не шедевром частной коллекции. И, к слову, о пейзажах в творчестве Врубеля. Еще более мощный символизм вложен в картину "Хождение Иисуса Христа по водам".
От привычных нам маринистических пейзажей, да и от вариаций на библейские и евангельские темы, где Христос и апостолы все-таки антропоморфны, это полотно радикально отличается. Бурное море с лодчонкой на переднем плане "прорастает" огромной полупрозрачной и словно бы светящейся фигурой Господа на горизонте. Пояснение к картине гласит: в 1889 году художники Коровин и Серов получили заказ на роспись костромской церкви Косьмы и Дамиана, в том числе им заказали фреску о хождении Христа по водам. Живописцы разделили обязанности: фигуру Христа писал Серов, пейзаж — Коровин. Врубель понаблюдал за работой товарищей и написал собственный акварельный эскиз. Коллеги признали, что Врубель их победил. Кажется, эскиз не превратился во фреску — но эту выставку точно украсил. А обыкновенные пейзажи, причем в карандаше, вошли в творчество Михаила Александровича в самые поздние годы его жизни, в пору активного лечения в различных частных клиниках. Из окошка одной из них Врубель наблюдал зиму — и тут же не потерявшей твёрдость рукой зарисовывал кустарник в снегу, деревья у забора, ворон на обледенелых ветках… "Дерево у забора". Но потом он вышел из лечебницы — и нарисовал очередное мистическое полотно "Пророк", высокое, точно готический витраж, и потом разрезанное на две половины по горизонтали.
В верхней части угадывается некто, похожий на Демона — полуобнаженный, не смотрящий с полотна, теряющийся в надмирном полумраке; в нижней сидит также в профиль женщина в лиловом платье излюбленный цвет художника на протяжении всей жизни. Конечно же, это Надежда Врубель. В ней на этом портрете тоже есть что-то инфернальное — кудрявые волосы взбиты так, что над головой мерещатся рожки… "Пророк". Наверное, не все художники приняли и оценили бы такую верность художника одной модели — своей супруге. Много лет подряд писать одно и то же лицо, сколь бы оно ни было прекрасно, может показаться рутинным занятием… Врубеля такие сомнения не терзали.
Глаза его расширены, полны тревоги. На фоне — горы в алом закате. Мифические сущности, по мысли художника, были посланниками, страдающими и скорбными. На его картинах они возвещают об ином мире. Wikimedia Commons После сидящего Демона художник возьмётся ещё за летящего и поверженного. И если первый показан сильным, с мощными крыльями, то последний — уже с пустыми, остекленевшими глазами, а оперение обращено в декоративные павлиньи перья. Во время создания триптиха Врубель был особенно раздражителен. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена Надежда Забела своей сестре. Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным , то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля обследовал психиатр В. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы. Wikimedia Commons Как же пришёл он к этому? Михаил Врубель рос вполне обычным ребёнком. В гимназии больше всего его занимало естествознание.
Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра
Причем, не в качестве зрителя. Он сам каждый раз одевал, гримировал и выводил ее на сцену, укутывая жену в полупрозрачные шелка — по его эскизам и при его участии создавались все костюмы, которые она носила и в театре, и в жизни. Так что можно сказать, что Врубель был одним из первых российских дизайнеров одежды. В 1901 году в семье Врубелей родился сын Савва. У мальчика был врожденный порок — «заячья губа». В то время патология считалась признаком вырождения, и Врубель счел себя виноватым. С этими мрачными мыслями он и начал писать новый портрет Демона, а параллельно — зарабатывал деньги: жена покинула сцену и сидела с ребенком. В этот период Врубель работает по 14 часов в сутки. Становится раздражительным, нетерпимым, постоянно сердится, перестает следить за собой, ест почти не жуя, практически не спит, по среди ночи возвращаясь к мольберту. Жена же надеется, что после окончания работы над полотном, все нормализуется.
Но случилось непредвиденное. Поняв, что произошло, Врубель бросается переписывать «Демона» прямо на выставке, но полотно не оживает. Бенуа отметит, что «Демон» властвует над художником, а не художник властвует над своим произведением. И от сознания этой мистической зависимости от своего творения — Врубель сходит с ума. Клиника Даже после открытия выставки Врубель продолжает, не стесняясь публики, наносить последние штрихи, возвращаясь к своему «Демону» с первыми лучами солнца… Демон все больше лишает разума своего творца, пока в один из дней Врубеля не увозят в лечебницу, после того, как он пытается сам выйти на сцену и спеть арию вместо певца, исполнением которого был недоволен. Доктор находит все признаки прогрессивного паралича на почве сифилитического поражения сосудов головного мозга. Вся дальнейшая жизнь Врубеля — это история лечения под наблюдением и контролем разных психиатров. Впервые художника госпитализировали в апреле 1902 года в частную психиатрическую лечебницу доктора медицины Савей-Могилевича с манией величия, в случае с Врубелем точнее будет сказать — грандиозным бредом величия, когда пациент считает себя императором, властителем всех душ и миров. Это и есть главный и основной симптом прогрессивного паралича, который у него точно был, — Константин Ломоносов.
Чуть позже Врубеля перевели в психиатрическую клинику профессора Сербского при Московском университете. После относительного спокойствия приходит подавленность. Мания величия сменяется глубокой депрессией. Он постоянно плачет и жалуется, что никуда больше не годен. Из этого состояния он так и не выйдет, проведя последние годы жизни на попечении жены и старшей сестры, и проходя лечение у разных психиатров. Дольше всех клиническим случаем талантливого художника занимался доктор медицины Федор Усольцев, практикующий принципы гуманного отношения к психически больным. В отличие от других лечебниц, в его клинике Врубелю предоставили все необходимое для работы. Сегодня эта методика называется «арт-терапия». Во время приступов Врубель рисовал на обоях, которые потихоньку снимали и отдавали его супруге.
Живопись делала жизнь художника значимой, с кистью Врубель оживал. И даже написал на одной из работ: «Федору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля». Последний удар Даже когда о психической болезни художника узнали все — заказы не прекратились.
Комментарии Не каждый поймет душу гения. Письмо с приглашением посетить мать городов русских Врубелю выслал Адриан Прахов — профессор, историк искусства, археолог и художественный критик. Уже через полгода Врубель без памяти влюбился в супругу своего покровителя — Эмилию Прахову, пианистку и ученицу Ференца Листа. Вскоре демоническая привязанность Михаила к Эмилии начала раздражать обоих мужчин. Выходом стала командировка Врубеля в Италию — в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства.
Вернувшись в Киев, Врубель, по слухам, незамедлительно сделал Эмилии предложение — несмотря на ее положение матери семейства.
В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность. Он постоянно повторяет жене, что довольно ему быть скромным, теперь он станет вести себя иначе. Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий». Очарованный истинной свободой и величием, Врубель писал это произведение в надежде на прекрасное будущее, славу, почтение. Но вдруг он останавливается и вовсе прекращает свою работу. Но почему? Вот он видит демона, устремленного в небеса, вольного, словно ветер.
Но в то же время, художник наперед знает, чем закончится этот полет. Впереди у демона лишь падение, разочарование и тоска, как и у его создателя. Вскоре художник заболевает, у него обнаруживается сильнейшее психическое расстройство. Врачи советуют ему отправиться на природу, отдохнуть, но художник постоянно куда-то рвется, что-то не дает ему покоя. Он жалуется, что врачи не понимают его натуры, что не могут они лечить его, художника. Врубель изменился за столько короткий период настолько, что жена боится оставаться с ним наедине. Он меняется постоянно, как и его «Демон», которого он все еще продолжает дописывать. Живописца переводят из больницы в больницу, он перестает узнавать близких и не помнит кто он.
В психиатрической лечебнице его состояние оценивают как маниакальное возбуждение в совокупности с манией величия.
Но и судьба самого Врубеля отличалась от многих — увы, в трагическом контексте. Глаза Демона полны тревоги и внутренней боли Судьба художника На момент написания «Демона сидящего» психическое состояние Врубеля было относительно нормальным. И всё-таки его знакомые отмечали, что с художником происходит что-то неладное. Михаил Врубель со своей женой и музой Надеждой Забелой К сожалению, эта активность переросла в болезненное возбуждение. Через некоторое время живописец уже считал себя то Христом, то русским царём, то Пушкиным. Он заявлял, что слышит хоровые песнопения, которые были приняты в эпоху Возрождения, заявлял, будто является Микеланджело и Рафаэлем. Причиной ухудшения здоровья Врубеля, не отличавшегося стойкой психикой, стали перенапряжение, истощение, депрессивные расстройства. В значительной мере повлияло и неприятие обществом его работ.
Даже родной отец Михаила, увидев первые наброски «Демона», приказал уничтожить подобное творение. Однако постепенно общество стало менять своё отношение к работам Врубеля. В поддержку художника Бенуа и Дягилевым была организована выставка его картин, прошедшая в 1902 году. Теперь уже отзывы критиков были менее жесткими, однако в выздоровление Врубеля мало кто верил. Врачи не давали положительных прогнозов.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля. Что погубило великого русского художника?
Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра. Михаил Врубель. Демон летящий, 1899 г. (вверху) Демон поверженный, 1902 г. (внизу). «Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901—1902 гг. Врубель не успел завершить «Демона поверженного» к открытию выставки 36-и художников.
Врубель Михаил
Поленов, В. Васнецов и В. Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема.
Белый ирис. Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника: «...
Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком...
И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. Богоматерь с младенцем. Демон четвертый.
Неразделенная любовь Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «...
Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Демон пятый.
Интересный факт: для изображения лиц святых художник использовал образы своих знакомых, сохранившиеся в памяти. Художник осознавал, что реставрационные работы в Кирилловском храме с духовной точки зрения очень важны. Однако рамки четко поставленных задач причиняли ему дискомфорт: душа творца требовала выплеска творческой энергии. В 1886 году Врубель представил полотна «Восточная сказка» и «Девочка на фоне персидского ковра». Эти картины излучали саму жизнь: в них создатель наконец смог выразить всю свою любовь к игре цвета и точной передаче каждой детали. Через год Адриан Викторович пригласил Михаила принять участие в проекте по созданию фресок во Владимирском соборе.
Автор предложил несколько вариантов картины «Надгробный плач», из которых до наших дней сохранились четыре. В Евангелии этого сюжета нет, и православная иконопись до сих пор его не использовала, но в творениях эпохи Ренессанса встречается довольно часто. Ни одна из самостоятельных работ Врубеля с изображением демона принята не была. Кроме того, смелые эксперименты молодого художника вызвали конфликт с Праховым, который в 1889-м прекратил с Михаилом всякое сотрудничество. Работая в столице, Врубель создал портреты коллекционера Константина Арцыбушева и мецената Саввы Мамонтова , ряд декоративных панно. Кроме того, художник стал автором иллюстраций к поэме Лермонтова «Демон», написав картины «Свидание Тамары и Демона», «Голова пророка», «Тамара и Демон», «Демон у ворот монастыря».
К этой работе подключился и Михаил Врубель, что вскоре сделало его известным в Европе живописцем. Поздние шедевры создателя вошли в сокровищницу мирового изобразительного искусства. Последним творением автора стал неоконченный портрет мастера пера Валерия Брюсова. Многие искусствоведы утверждают, что для «Богоматери с младенцем» создатель использовал именно ее лицо. Михаилу удалось справиться со своими чувствами к несвободной женщине, и дальше платонической любви дело не зашло. Вторая влюбленность художника привела к бракосочетанию.
Надежду Ивановну он встретил благодаря столичному приятелю Савве Мамонтову, который познакомил молодых людей на одном из светских мероприятий. К тому времени Врубель еще не обладал широкой известностью, а вот Надежда Забела уже носила титул примадонны русской оперы. Завораживающий голос и яркая красота певицы покорили Михаила, и вскоре она стала первой и единственной супругой гения. Еще до свадьбы автор изобразил свою музу на полотне «Гензель и Гретель». Интересный факт: перед началом работы над картиной влюбленные договорились, что в случае успеха работы Надежда без разговоров выйдет за мастера замуж. Так и случилось: произведение оказалось удачным, и уже вскоре художник и артистка сыграли свадьбу в Женеве.
Свиваясь вокруг Демона наподобие гнезда, они напоминают о птице Феникс, сгорающей и воскресающей из собственного пепла. Дерзновенный творческий дух врубелевского Демона отозвался в искусстве ХХ века, вновь и вновь бросая вызов неведомым мирам. Как писала Екатерина Ге, сестра Надежды Забелы-Врубель, о выставке «Мир искусства» 1902 года в Петербурге, «Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день он переписывал ее… Были дни, что Демон был очень страшен, и потом опять появились в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота. Михаил Александрович говорил, что Демон уже не повержен, а летит, и некоторые видели полет Демона». Возможно, в бесконечности метаморфоз образа Демона, в искажениях его облика Михаил Врубель искал ответы на волнующие его экзистенциальные вопросы о предназначении творческой души, искушенной жаждой познания неведомой красоты, о вечной гибели и возрождении творческого начала. Екатерина Середнякова.
Демон поверженный и демон сидящий. Демон летящий, 1899 г. Врубель живет в клиниках, а в краткие моменты просветлений создает выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Возможно, это и дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем. Шестикрылый серафим, 1904 г. Никто не знает, какие видения посещали Врубеля в конце жизни, и было ли это на самом деле мистическим откровением потусторонних сил — но это действительно свело его с ума. А в глазах демонов на его картинах написано больше, чем можно объяснить словами. Демон поверженный. Гениальность на грани безумия — так говорили и о Винсенте Ван Гоге, который также много лет провел в клинике для душевнобольных. Приступ спровоцировал инцидент с Полем Гогеном: дружба, которая закончилась отрезанным ухом Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.