Окончательной датой окончания восстания Хмельницкого принято считать январь 1654 года, когда Хмельницкий заключил в Переяславе унию о вхождении левобережной Украины в состав России и передаче казацкого совета царю России. У многих евреев вторым по ненависти после Гитлера идёт украинский казачий гетман Богдан Хмельницкий. Новости о крестьянских восстаниях беспокоили теперь такого дворянина, как Хмельницкий; однако после обсуждения информации, собранной по всей стране, с его советниками, казачье руководство вскоре осознало, что потенциал автономии есть для захвата.
Почему в XVII веке в Белоруссии исчезли все казаки
В конце января 1648 г. в Запорожской Сечи под руководством ицкого началось новое восстание против шляхетской Речи Посполитои, положившее начало Освободительной войне украинского народа. Письмо Гетмана Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу с сообщением о победах над польскими войсками и желании запорожских казаков вступить в русское подданство. В октябре 1648 года Богдан Хмельницкий осадил Львов. В 1648 году самое масштабное восстание против поляков поднял избранный казацким гетманом Богдан Хмельницкий. Подробный рассказ о восстании Богдана Хмельницкого по книге прославленного русского историка ского.
5 главных битв Богдана Хмельницкого
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. 4. Составьте таблицу «Восстание Богдана Хмельницкого (1648–1654)». восстание Хмельницкого - переросло в Русско-польскую.
§ 20. Присоединение Украины к России
Затем Хмельницкий ринулся к Чаплинскому и устроил тому сабельный бой, но подоспевший слуга Чаплинского оглушил его дубиной. Хмельницкий как «подстрекатель» был брошен в старостинскую тюрьму, из которой его освободили друзья. Личное обращение к польскому королю, которого Хмельницкий знал ещё по предыдущим временам, оказалось безуспешным, так как тот ответил: «У тебя есть твоя сабля…». Хмельницкий понял намёк по-своему. Так, Хмельницкий из домовитого хозяина превратился в предводителя восстания. Мораль - 1. Власть придержащим надо быть внимательнее к своим высказываниям - могут быть неверно поняты..
Участники восстания: Широкие массы православного крестьянства. Цель - ослабление гнета польских магнатов, борьба за Православную веру, против засилия католичества и униатства. Часть православной шляхты и Реестровые казаки.
Трудности Богдана отражали затяжной конфликт, уходивший корнями в эпоху крушения Золотой Орды. Возникновение на ее обломках Крымского ханства вылилось в опустошительные набеги 1477 и 1482 годов, считающиеся беспримерными по своей жестокости. Число погибших, попавших в плен и проданных на турецких рынках крестьян историки оценивают в сотни тысяч. Но еще больше было тех, кто бежал в области нынешней Западной Украины, принадлежавшие тогда соединенному государству Польши и Литвы. Битва на Волге: почему татарские полки помогали Ивану Грозному брать Казань? Как следствие набегов, днепровские берега превратились в опустошенную периферию польско-литовского государства, известного как Речь Посполитая.
Земля на них считалась непригодной для оседлой жизни из-за постоянной крымской угрозы. Но соотношение рисков и выгод резко изменилось в 1518—1520 годах после введения Польшей крепостного права. Восточнославянские беженцы потянулись в обратном направлении, при этом самые боеспособные из них, готовые оказать сопротивление татарам, объединялись в отряды казаков. К середине XVI века положение на днепровских берегах резко переменилось. Благодаря казакам плодородные угодья удалось защитить и заново обжить, но возникшие при этом самодеятельные суды и войсковые части формировались без участия Польши. Речь Посполитая быстро пришла к мысли, что это недопустимо. В 1570-е король Стефан Баторий объявил всю "ничейную" землю на Украине государственной и приступил к раздаче ее приближенным. Казаков стали рассматривать как посторонних: беглых государственных крепостных крестьян и незаконных владельцев того, что должно по праву принадлежать полякам. Конфликт между сторонами становился неизбежным.
Как если бы не отдавая себе отчета в его опасности, польские власти усугубили социальную вражду религиозной. В 1596 году под нажимом короля Сигизмунда III православные епископы Киева, Львова, Луцка, Холма, Перемышля приняли догматы католической веры на условиях сохранения православных традиций богослужения. Единоверцы внешне, но католики внутри, униаты не смогли найти общий язык ни с казаками, ни с крестьянами, обвинявшими их в предательстве. Государственная политика по принуждению к подчинению Папе Римскому годилась только на то, чтобы вызывать общую ярость. С 1596 по 1648 год на Украине произошло шесть казацких восстаний — мятежников возмущало закрытие православных храмов и передача их униатам. Про то же вели речь и авторы постановления Земского собора о принятии запорожцев в подданство России: необходимость сражаться с поляками объяснялась ими угнетением православной церкви в польско-литовском государстве и солидарностью с единоверцами. Где пролегали границы Украины? Почти не прекращавшиеся восстания казаков в первой половине XVII века вели к необычному последствию — размыванию границ казачьей Украины. Само это слово использовалось в значении "степная или пограничная полоса" и соответствовало польскому термину "кресы".
Мятежи Ивана Сулимы и Карпа Павлюка в 1635—1637 годах на Днепре "в кресах" или на "украине" изнурили Польшу и вылились в кровопролитное возмездие со стороны поляков. Спасавшие свои жизни казаки бежали за Днепр на территорию России. Московское государство позволило им обустраивать себе новую "украину" с русской стороны границы. Прибывшим в Россию в качестве беженцев украинским казакам разрешили обживать земли нынешних Харьковской, Сумской, Луганской и Донецкой областей.
При этом единства в войске повстанцев не наблюдалось: казацкое «ядро» войска презирало крестьян и нередки были случаи грабежа, насилий и убийств мирного населения казаками. Подобно с презреня божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и старалися о тое, абихмо часу теперишного могли чрез посланцов своих доброго здоровья вашей царской велможности навидити и найнижший поклун свой отдати. Ажно Бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули. Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем. Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жёлтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя кримского.
Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста. Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо. А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо. Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким. В мае же Богдан писал королю польскому: Найяснейший милостивый король, п ан наш милостивый. Согрешили мы, что взяли в плен гетманов Н.
Потоцкого и М. Калиновского — Ю. Однако просим милосердия и, чтобы строгость гнева в ашей к оролевской м илости не привела нас к десперации, ожидаем теперь ответа и милосердия; верно возвратимся назад , а сами на услуги в ашей к оролевской м илости съедемся. Богдан Хмельницкий, войска в ашей к оролевской м илости Запорожского старший. К этому времени, однако, перевес получили сторонники беспощадного подавления восстания, и в Польше была спешно сформирована 40-тысячная армия, возглавленная магнатами Д. Заславским, Н. Остророгом и А. Иронизируя над изнеженностью Заславского, неопытностью молодого Конецпольского и ученостью Остророга, Богдан Хмельницкий называл этот польский «триумвират» — «перина, дытына и латына». Именно эта армия встретилась с войском повстанцев у небольшого замка Пилявца близ р. Сражение распалось на ряд схваток и длилось несколько дней.
Решающей была битва 13 сентября 1648 г; которая закончилась полным разгромом польско-шляхетских войск. Повстанцы захватили богатые трофеи. Остатки неприятельских войск искали спасения в паническом бегстве «пилявчики», как презрительно прозвал народ бежавших с поля шляхтичей, преодолели за три дня бегства 300 верст. В октябре и ноябре 1648 года Хмельницкий провёл осаду Львова и Замостья , с жителей которых собрал серьёзные контрибуции. После переговоров Хмельницкий снял осаду со Львова и осадил Замостье , которое обороняли остатки войск Иеремии Вишневецкого. У Хмельницкого было уставшее 30-тысячное войско, которое страдало от эпидемии чумы[ источник не указан 702 дня ], и ввиду приближающейся зимы Хмельницкий ограничился контрибуцией и снял осаду. Проверить информацию. На странице обсуждения должны быть пояснения. После победы под Пилявцами казацкие отряды во главе с полковником Бутом без боя взяли город Игумен. Рядом с ним разбили польский отряд.
Переговоры царя Алексея Михайловича с гетманом Б. Хмельницким 8 августа 1649 г. Зборовский договор Б. Одобрение Земским собором в Москве идеи воссоединения Украины с Россией 17 сентября 1651 г.
Чем обернулось для евреев восстание Богдана Хмельницкого
Очень жёсткий культурный нажим в совокупности с социально-экономическими проблемами сформировал враждебное отношение к полякам», — отметил в беседе с RT ведущий научный сотрудник РИСИ Олег Неменский. Освободительная война Казаки избрали Хмельницкого старшим Войска Запорожского. Со временем его стали называть гетманом. Казацко-татарское войско двинулось навстречу силам Речи Посполитой, брошенным на подавление восстания. В мае 1648 года Хмельницкий одержал первую крупную победу, разгромив в битве под Жёлтыми Водами польский отряд под командованием нежинского старосты Стефана Потоцкого. По словам историков, этим гетман продемонстрировал силу и подтолкнул православное население к массовой поддержке восстания. Во второй половине мая 1648 года Хмельницкий при помощи направленного к врагам разведчика заманил в засаду и разгромил польские войска, находившиеся в районе Корсуня.
Организованные силы Речи Посполитой на южных границах государства перестали существовать. Также по теме «Многовековой выбор народа Малороссии»: какую роль в истории России и Украины сыграла Переяславская рада 365 лет назад в Переяславле прошёл большой совет казаков, известный как Переяславская рада. По его итогам Войско Запорожское... Уже в 1648 году в Москву были отправлены первые послания казаков, предлагающие присоединить современную Левобережную Украину к России. Как отмечают историки, Россия ещё восстанавливалась после событий Смутного времени, поэтому официальная Москва относилась к идее новой войны с Польшей настороженно. Польские власти в это время готовились к продолжению войны и одновременно оттягивали время, ведя мирные переговоры с казаками.
Руководство Речи Посполитой выдвинуло заведомо невыполнимые условия: выдачу казацких предводителей и сдачу трофейного оружия. Хмельницкий в ответ совершил рейд по территории современной Западной Украины, но на Варшаву, вопреки воле казаков, не пошёл, рассчитывая добиться уступок от польских властей. В январе 1649 года он триумфально вступил в Киев. В дальнейшем Хмельницкий разгромил польские силы в Зборовском сражении, но при этом сам остановил битву. По свидетельствам современников, предводитель казаков не хотел, чтобы участвовавший в сражении польский король попал в плен к крымским татарам, продолжавшим действовать в союзе с казаками. Однако поляки сразу же вступили в сепаратные переговоры с Крымским ханством, поэтому Зборовский договор был заключён на невыгодных для казаков условиях, предполагавших, в частности, создание 40-тысячного казацкого реестрового войска хотя численность отрядов восставших была, по некоторым данным, более 100 тыс.
Такой исход, по словам историков, не устроил ни одну из сторон.
Так, евреи взимали с православных плату за отправление обрядов в церкви. Крестьянская масса усматривала в евреях исполнителей воли польской шляхты. Евреи погибали в большом числе в Переяславе, Пирятине, Лохвице и Лубнах. Некоторые евреи были вынуждены принять христианство. Большинство же предпочитало смерть, как например известный каббалист Шимшон Острополер. Польский король Ян-Казимир, после заключения договора согласно которому, евреи не могут быть «ни владетелями, ни откупщиками, ни жителями в украинских городах» в августе 1649 г. Еврейские женщины, насильно обвенчанные с казаками, вернулись к своим семьям. День Немировской резни 20 сивана отмечался как день траура по событиям 1648 г.
В польских рядах сражался и еврейский отряд в тысячу человек. Под Берестечком Хмельницкий потерпел поражение и вынужден был подписать невыгодный для себя договор в Белой Церкви, 28 сентября 1651 г. Договор этот содержит, между прочим, пункт, согласно которому евреям разрешается по-прежнему быть «обывателями и арендаторами в имениях его королевской милости и в имениях шляхты».
Будто в издевку над ним, суд предписал Чаплинскому выплатить компенсацию в 100 злотых при сумме одного лишь только материального ущерба не менее чем в 2000 злотых. Тогда Хмельницкий обратился лично к королю Владиславу. Тот сочувственно отнесся к просьбе о справедливости, но в Польше король обладал полнотой власти только во время войны. В мирные годы решения короля должен был утверждать сейм, а там даже самый последний шляхтич имел право вето по любому разбираемому вопросу. Сейм, конечно же, принял сторону поляка Чаплинского. Более того, Хмельницкого обвинили в заговоре и посадили в тюрьму, откуда его с трудом смог вызволить малороссийский гетман Иван Барабаш. Такая наглость польских аристократов разозлила даже короля Владислава.
Он отправил Барабашу письмо, в котором, среди прочего, призвал казаков отомстить за унижение силой: «Поневажъ вы воины есте и имаете у себе мушкеты и сабли, то что вам возбраняетъ стать за себя и за свою свободу? Барабаш якобы испугался оглашать это письмо короля всему казачеству. Тогда Хмельницкий выкрал письмо и отправился с ним в Запорожскую Сечь. Там он довел содержание письма до войска. Уговаривать запорожскую вольницу долго не пришлось. Поляков на Сечи не любили ни в какие времена и поэтому нашли подвернувшийся повод мстить ляхам более чем убедительным. Тем более — с одобрения самого короля. Он прислал в подкрепление казакам перекопского мурзу Тугай-бея с отрядом в 3—4 тысячи всадников. Вместе с ними и несколькими сотнями примкнувших к казакам крестьян под знаменем Хмельницкого собралось около 8 тысяч бойцов. Восстание началось.
Разгром поляков Поляки узнали о «бунте хлопов» после того, как казаки разгромили гарнизон «коронного войска», постоянно находившийся в Сечи с 1638 года с момента подавления восстания под предводительством Павла Бута Павлюка. Думая и в этот раз без особых усилий справиться с бунтовщиками и предполагая, что у Хмельницкого не более 2500 бойцов, они действовали нерасторопно и крайне самоуверенно. Командовал направленными против Богдана Хмельницкого силами великий гетман коронный Николай Потоцкий. Считая подавление бунта не слишком престижным для себя делом, он предоставил возможность отличиться сыну. Молодой аристократ совершенно не имел военного опыта, поэтому фактически командовал этим войском полковник Стефан Чарнецкий. Польская кавалерия. Другая часть «усмирителей бунта» плыла на барках по Днепру. Реестровыми казаками и наемными немецкими ландскнехтами, общей численностью до 6 тысяч человек, командовал гетман Иван Барабаш. У Каменного Затона казаки Хмельницкого вступили с реестровыми собратьями в переговоры и убедили их перейти на сторону восставших. Гетман Барабаш был казнен, а немецкие ландскнехты истреблены.
Войско Хмельницкого пополнилось еще четырьмя тысячами бойцов. Численный перевес над противником стал двукратным. Вечером того же дня, 13 мая н. Его попытка переправиться была легко отражена, и поляки приступили к оборудованию укрепленного лагеря на правом берегу реки. Узнав о переходе реестровых казаков на сторону противника, они впали в уныние. Потоцкий написал отцу донесение с просьбой о помощи, но татары перехватили гонца. Пока поляки выступали из-за укреплений, на них устремилась казацкая конница. Часть успевших выехать из лагеря драгун Потоцкого бежала к казакам и перешла на их сторону. Деморализованная изменой части драгун польская армия отступила под их защиту. На следующий день войско Хмельницкого попыталось штурмовать польский лагерь, но быстро овладеть валами казаки не смогли, а начавшийся вскоре ливень прекратил сражение: у обеих сторон отсырел порох и стрельба стала невозможной.
Тем не менее лагерь оставался в плотной осаде. Понимая, что положение его безнадежно, Потоцкий вступил с Богданом Хмельницким в переговоры. Хитрый предводитель восставших затянул их на целые сутки, а когда поляки «созрели», согласился беспрепятственно пропустить их к своим, но при условии сдачи всех пушек. Кононученко Битва под Жёлтыми водами. Утром 18 мая войско Стефана Потоцкого вышло из лагеря и поспешно двинулось в путь.
We use cookies.
Read the Privacy and Cookie Policy I accept Среди выдающихся деятелей украинской истории особое место занимает чигиринский сотник Богдан Зиновий Михайлович Хмельницкий 1595—1657 , возглавивший и во многом определивший задачи и успехи национально-освободительной войны украинского народа середины XVII в. Происходивший из шляхетской семьи, он закончил Львовский иезуитский коллегиум, служил при королевском дворе, но не оставил православия. В 1638 г. Хмельницкий был записан в реестр в качестве чигиринского сотника. Он вел на своем хуторе Субботов успешное хозяйство, владел большими стадами и считался весьма богатым представителем казацкой старшины, лояльным королевской власти. Участник битвы под Хотином, побывавший в турецком плену, Б.
Восстание Хмельницкого
В деревне Андрусово было заключено перемирие. Однако в 1672 г. Османская империя захватила у Польши Правобережную Украину. В 1681 г. Россия удержала за собой Левобережье, а от планов захвата Правобережья, которое формально было польским, но контролировалось Османской империей, пришлось временно отказаться. Договор подтверждал переход к России Левобережной Украины и Киева. Социальные движения. XVII век в русской истории приобрел репутацию «бунтарского». Были отменены прямые налоги подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог с наследства и дарения, имущественный налог, налог на добычу полезных ископаемых , но введен косвенный налог на соль.
Однако население отказалось покупать соль по завышенной цене. Казна недосчиталась своих доходов. Царь был вынужден пойти на уступки. В 1662 г. Медные деньги обесценивались. Положение усугублялось появлением фальшивомонетчиков, пример которым подали знатные лица, в частности И. Милославский, тесть царя.
После этой победы Хмельницкий пошёл на Львов и Замостье; взяв их, он открыл бы путь на Варшаву. Однако Львов крепко оборонялся три недели, и казакам пришлось отойти; держалось и Замостье. Пока шла осада, новый король Ян Казимир предложил Хмельницкому переговоры. Не будем вдаваться в перипетии переговорного процесса — плодов они всё равно не принесли, стороны лишь использовали время для нового столкновения. В августе 1649 г. Ни одна из сторон не взяла верх, и пришлось снова перейти к дипломатии. Дело закончилось Зборовским миром. Татары получили от Польши дань, Запорожское войско — все свои старинные права и привилегии, повстанцы — полную амнистию, а киевский митрополит — место в сейме. Иудеям и иезуитам запретили селиться в украинских землях; к тому же теперь только православные могли занимать государственные должности в Киевском, Брацловском и Черниговском воеводствах, а казаки наделялись правом беспошлинно варить пиво, курить вино и горилку и продавать их. Корсунская битва. Pinterest А что Россия? Условия мира не нравились никому. Паны стали возвращаться в свои имения, а народ теперь не желал возвращаться в подданство Речи Посполитой. Казаки хотели свободы для своего войска: отмены ограничения его численности в 40 тыс. Понимал и Хмельницкий, что поляки не будут исполнять все условия договора. По существу, Зборовский «мир» был перемирием, все знали, что война продолжится. Исход противостояния никто не мог предугадать. Хмельниччина явно переросла по своим масштабам все былые казацкие бунты. Украина начала свою внешнюю политику, обрела казацкое государство и сильное Запорожское войско. Однако проблема заключалась в том, что самостоятельно с Речью Посполитой ей было всё-таки не справиться, а союз с крымцами носил ситуативный характер, хан не хотел усиления казаков — старых недругов. Что тогда — договариваться с Варшавой? Уже вряд ли получилось бы. Оставалось одно — обратиться к России. Ещё в 1648 г. Хмельницкий просил юного царя Алексея Михайловича идти «на ляхи» и чтобы он «ляхом i нам паном i царем бил». Но тогда вступиться за казаков Москва не могла — татары тревожили южные границы, важно было сохранить мир с Польшей и сотрудничество с нею против крымцев. Кроме того, шёл « бунташный век », приходилось разбираться с городскими восстаниями тем же «Соляным бунтом» 1648 г. Алексей Михайлович.
Результат — заключение Зборовского договора, нормы которого изложены ниже. На протяжении 1650—1653 года состоялось три важных боя. Конец июня 1651 года ознаменовался битвой под Берестечком. Поляки вроде бы и получили преимущество после бегства татар, но оказались в сложном положении из-за упорства загонов казаков и крестьян. Следствием этой битвы стал Белоцерковский мирный договор. Хмельницкий вместе со старшиной приняли решение дальше продолжать борьбу за освобождение украинских земель от польского господства. В мае 1652 года польский гетман Калиновский снова вторгся на земли казаков и расположил войско в районе Южного Буга возле горы Батог. Когда запорожцы узнали об этом, они быстро подготовились к бою и моментально разгромили поляков. Осенью 1653 года поляки расположили своё войско в районе Каменец-Подольского село Жванец. Сначала преимущество было у запорожцев, окруживших польские войска. Часть войск казацких осталась биться с поляками, чтобы не пустить их дальше, а Хмельницкий вернулся в Чигирин для анализа ситуации. Переход восстания в Русско-польскую войну В конце 1653 года Хмельницкий обратился с просьбой к русскому царю об объявлении войны полякам. Войну предполагалось вести совместно. В январе 1654 года был заключён Переяславский договор, который по сути объединил Украину и Россию, поэтому военные действия планировались совместно. Март и апрель 1654 года — это успешный для поляков период, когда они сожгли более 20 украинских городов, дойдя при этом до Умани. Поход царских войск, то есть фактическое начало сопротивления, начался 28 мая 1654 года. Мирные договоры Каждый этап войны либо крупное сражение заканчивалось подписанием определённого соглашения между войсками казаков и поляками. Условия основных документов рассмотрим ниже. Зборовский договор Основные условия Зборовского договора следующие: численность казацких войск — 40000 человек; разрешается запись в число реестровых во многих городах; Чигирин принадлежит запорожскому гетьману; провозглашается амнистия для казаков и шляхте, которая поддерживает запорожцев; коронные войска не могут квартироваться там, где стоят запорожские войска; решение религиозного вопроса состоится на ближайшем сейме, где может заседать митрополит киевский; должности в Киевском, Черниговском и Брацлавском воеводстве получат только православные шляхтичи; в православных городах невозможно расположение заведений иезуитов. Белоцерковский договор Белоцерковский договор был заключён на более строгих условиях, а именно: Чигирин остаётся под властью гетмана Запорожского; гетман Запорожский подчиняется коронному; число реестровых казаков ограничивается 20 тыс. Переяславское соглашение Условия Переяславского договора были следующими: земли войска Запорожского входили в состав Российской империи на правах автономии; устанавливался военный союз между войсками. Последствия национально-освободительного движения украинского народа в 1648—1654 годах Выделим несколько наиболее важных последствий военных действий армии Хмельницкого: Освободительная война украинского народа с Речью Посполитой за создание украинской государственности. Народы, проживавшие на территориях, входивших ранее в Древнерусское государство, испытывали в Речи Посполитой социальное, национальное и религиозное угнетение. Таблица событий вхождения Украины в состав России 1648 - 1654 События вхождения Украины в состав России 1 этап. Вспыхнуло восстание. Казаки во главе с Богданом Хмельницким начали освободительную борьбу с Польшей, в которой принимали участие казаки, украинские и белорусские крестьяне. Казаки в 1648 г. Хмельницкий пишет первое письмо царю Алексею Михайловичу о желании обьеденится с Россией. Итогом первого этапа стало заключение в августе 1649 г. Зборовского мирного договора с Польшей, по которому казаки получали самостоятельное государственное управление во главе с гетманом Б. Хмельницким в Киевском, Черниговском и Вроцлавском воеводствах 2 этап. Мир оказался непрочным, и военные действия возобновились, но оказались неудачными для казаков Б. Они потерпели в июне 1651 г. Земский собор принял решение о включении Украины в состав России и об объявлении войны Польше. В городе Переяславле Совет Рада , на котором собрались выборные представители от всех сословий украинского населения, единодушно высказался за вхождение Украины в состав России. Переяславский договор из 23-х статей условия Богдана Хмельницкого. Начало длительной кровополитной Русско-Польской войны за освобождение Украины и Белоруссии продолжалась 13 лет Восстание Богдана Хмельницкого — восстание крестьян и казаков юга-востока Польши против польского государства. Речь Посполитая была конституционной монархией, во главе с избиравшимся дворянством по определенным правилам королем. Король возглавлял исполнительную власть. Однако вся его жизнь, в том числе: женитьба, развод, зарубежные поездки, была под контролем сейма — съезда выборного дворянства — шляхты. Королю без согласия сейма запрещалось устанавливать новые налоги, пошлины, созывать ополчение. Король имел право созывать Сейм и определять время его созыва; назначать на государственные должности; вести международные переговоры…. За свою деятельность король нес ответственность перед Сеймом Причины восстания Богдана Хмельницкого — Во времна Средневековья Польша была одной из самых веротерпимых государств.
К середине XVI века положение на днепровских берегах резко переменилось. Благодаря казакам плодородные угодья удалось защитить и заново обжить, но возникшие при этом самодеятельные суды и войсковые части формировались без участия Польши. Речь Посполитая быстро пришла к мысли, что это недопустимо. В 1570-е король Стефан Баторий объявил всю "ничейную" землю на Украине государственной и приступил к раздаче ее приближенным. Казаков стали рассматривать как посторонних: беглых государственных крепостных крестьян и незаконных владельцев того, что должно по праву принадлежать полякам. Конфликт между сторонами становился неизбежным. Как если бы не отдавая себе отчета в его опасности, польские власти усугубили социальную вражду религиозной. В 1596 году под нажимом короля Сигизмунда III православные епископы Киева, Львова, Луцка, Холма, Перемышля приняли догматы католической веры на условиях сохранения православных традиций богослужения. Единоверцы внешне, но католики внутри, униаты не смогли найти общий язык ни с казаками, ни с крестьянами, обвинявшими их в предательстве. Государственная политика по принуждению к подчинению Папе Римскому годилась только на то, чтобы вызывать общую ярость. С 1596 по 1648 год на Украине произошло шесть казацких восстаний — мятежников возмущало закрытие православных храмов и передача их униатам. Про то же вели речь и авторы постановления Земского собора о принятии запорожцев в подданство России: необходимость сражаться с поляками объяснялась ими угнетением православной церкви в польско-литовском государстве и солидарностью с единоверцами. Где пролегали границы Украины? Почти не прекращавшиеся восстания казаков в первой половине XVII века вели к необычному последствию — размыванию границ казачьей Украины. Само это слово использовалось в значении "степная или пограничная полоса" и соответствовало польскому термину "кресы". Мятежи Ивана Сулимы и Карпа Павлюка в 1635—1637 годах на Днепре "в кресах" или на "украине" изнурили Польшу и вылились в кровопролитное возмездие со стороны поляков. Спасавшие свои жизни казаки бежали за Днепр на территорию России. Московское государство позволило им обустраивать себе новую "украину" с русской стороны границы. Прибывшим в Россию в качестве беженцев украинским казакам разрешили обживать земли нынешних Харьковской, Сумской, Луганской и Донецкой областей. По согласию и прямому распоряжению царей там возникали новые центры — Харьков, Сумы, Изюм, никогда не входившие в состав Польши. Украинцы оседали и в старых укреплениях - Путивле, Бахмуте, Чугуеве. На границе с Речью Посполитой у России быстро образовалась полоса смешанного русско-украинского населения. Границы казацкого непризнанного государства, вошедшего в состав России в 1654 году, пролегали южнее и западнее, поскольку не выходили за пределы Польши. Его главным городом был Киев, но фактической столицей Чигирин; казаки установили контроль над Черниговом в XVI веке он также принадлежал России, но был завоеван поляками , Переяславом и островами за порогами Днепра. Там сохранялась историческая Запорожская Сечь, давшая название всей украинской территории. Запорожцев в широком и в узком смысле иногда путают. Уроженец Западной Украины Богдан Хмельницкий не имел отношения к области за порогами Днепра, а свою власть употребил на то, чтобы подчинить этот неспокойный анклав и упразднить его автономию. Тем не менее, живя в Чигирине, он точно так же называл свое войско Запорожским.
Военные и дипломатические победы Богдана Хмельницкого
созданием Гетманщины - Переяславской радой (присоединение Левобережной Украины. События восстания Богдана Хмельницкого разворачивались в 1648 – 1657 годах, то есть продлились они целых 9 лет. В 1648 году самое масштабное восстание против поляков поднял избранный казацким гетманом Богдан Хмельницкий.
ОСВОБОДИ́ТЕЛЬНАЯ ВОЙНА́ УКРАИ́НСКОГО И БЕЛОРУ́ССКОГО НАРО́ДОВ 1648–54
По ней проходил переход в подчинение церкви Папе Римскому с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке. По факту уния использовалась для постепенного окатоличивания местного населения. Насаждение униатства шло административным путем и вызывало недовольство местного православного населения, которого постепенно лишали различных прав. Выразителями недовольства крестьянства стало казачество. Еще с конца XV в. Во второй половине XVI в. Именно туда уходили притесняемые старостами и помещиками мещане и крестьяне.
Так начало появляться запорожское казачество. Жалобы турецкого и татарского правительств заставили руководство ВКЛ и Речи Посполитой обратить внимание на деятельность казаков. Чтобы как-то ослабить своевольство казачества, а также придать какую-то организацию этому явлению, правительство в 1572 году провело перепись казаков и внесло их в специальный реестр. Внесенные в реестр казаки назывались «реестровыми» и имели все казацкие права, включая само наименование «казак». Реестровые казаки, получившие некоторые привилегии, приравнивались к безгербовой шляхте то есть без политических прав. Оплата за службу производилась деньгами, одеждой и военными припасами.
Содержание реестровых казаков для королевской казны было выгоднее, чем наёмных войск. Старший реестрового войска гетман назначался великим коронным гетманом и утверждался королем. Остальные казаки назывались нереестровыми, или низовыми, и, фактически, были поставлены вне закона. Поэтому казаки постоянно стремились к увеличению реестрового войска. Также немаловажным вопросом было сохранение православной веры. Казачьи восстания Постоянные противоречия между казаками и шляхтой, а также наличие оружия и боевого опыта, не могли не привести к противостояниям.
А близость запорожцев к крестьянам и схожесть проблем быстро вызывали отклик у простого народа. Первое казацко-крестьянское восстание под руководством Криштофа Косинского вспыхнуло в 1591 году и охватило почти всю Украину. Попытка договориться со стороны поляков зашла в тупик, поэтому казаков подавили силой. Но противоречия, естественно, никуда не делись, и уже в 1594 году под руководством Северина Наливайко начинается очередное восстание, которое охватило всю Брацлавщину, Киевщину и Волынь, а к осени 1595 года — и юг ВКЛ, были захвачены Слуцк и Могилев. Правительством было решено покончить с повстанцами более жестоко — польские жолнеры вырезали казаков вместе с женами и детьми. Репрессивные меры польской администрации дали определенный результат: крупных выступлений казаков и крестьян не было почти 30 лет.
Но сами проблемы, противоречия и недовольство в обществе только нарастали. Попытки распустить казачье войско привели к новому восстанию в 1625 году. Результатом противостояния стало принятие Куруковского соглашения, регламентирующего реестровое казацкое войско. С одной стороны, соглашение улучшало состояние реестровых казаков, с другой, — ухудшало положение низовых. Это противостояние привело в 30-х годах еще к трем казацко-крестьянским восстаниям. Отменялись выборы войсковых есаулов и полковников — эти должности замещались по назначению польских властей.
Реестр ограничивался 6-ю тысячами казаков. Реестровые казаки могли проживать лишь в Черкасском, Каневском и Корсунском старостах и других пограничных городах, а не в пределах 3 украинских воеводств, как это было раньше. Полки реестровых по очереди должны были ходить на Сечь, разгонять запорожцев и охранять границу от татар. Населению, в том числе и реестровцам, под страхом смертной казни запрещалось появляться за порогами без специального разрешения от комиссара. В результате поражения восстания Острянина положение казаков и крестьян ухудшилось. Правительство Речи Посполитой считало, что ликвидировало казацкую угрозу, а Запорожская Сечь как центр восстаний потеряла значение.
В Польше наступили так называемые 10 лет «золотого покоя», когда никакие восстания не будоражили общественно-политическую жизнь. Восстание Хмельницкого Рассмотрев события происходившие в Речи Посполитой, мы подошли к началу политического кризиса, начавшегося в 1648 году и чуть не погубившего страну. Несмотря на наступивший период «золотого покоя», проблемы в государстве кардинально не решались. Положение крестьян становилось все хуже из-за ужесточения условий крепостничества. Права православного населения подвергались нападкам, население становилось практически людьми второго сорта, всячески вытесняемыми из политической жизни страны. При этом оставался класс населения также подвергаемый угнетениям, близкий к простому народу, но имеющий оружие, — казаки.
И несмотря на вступление в силу «Ординаций», запорожские казаки представляли грозную силу. Противоречия между шляхтой и казаками должны были привести к новому восстанию. В 1645 году началась война Венеции против Турции — Кандийская война. Венецианское войско не могло справиться своими силами, поэтому было решено искать помощи у европейских монархов. Помощь заключалась в нападении на вассала Турции — Крымское ханство, для чего польский король потребовал у Венеции денежную субсидию на найм кварцяного войска. При этом польское правительство прямой войны с Турцией не желало, поэтому главная роль в войне отводилась казакам.
Ягайло, великий князь литовский, был избран польским королем, и за это обязался присоединить к Польше подвластные ему литовские и русские земли, лично перейти в католицизм и обратить к нему всех своих братьев, бояр и народ. В 1401 году условия Кревской унии закрепила и уточнила Виленско-Радомская уния, фактически провозгласившая тесный государственный союз Польши с Литвой. С этого времени в землях Великого княжества началось постепенное вытеснение православного вероисповедания католическим. Но настоящая беда для православия настала в 1569 году.
Оказавшееся в ходе Ливонской войны на краю пропасти, русско-литовское государство пошло на заключение с польским королевством Люблинской унии. На практике из-за того что Польша к тому времени была уже гораздо сильнее Литвы, уния эта привела к прямому поглощению Великого княжества Литовского Польшей. Но в «общем» деле поляки явно «перетягивали одеяло на себя». Великое княжество передало королевству обширнейшие земли: Подляшье, Волынь, Подолию и Среднее Поднепровье.
Для населения этих областей относительно терпимый гнет русско-литовской аристократии сменился жестоким угнетением со стороны спесивой польской шляхты. Особенно негативно на положении православных подданных короля отразилась заключенная под давлением католического духовенства Брестская церковная уния 1596 год. Согласно этому акту, православная церковь в Речи Посполитой была подчинена римскому папе. Наряду с насильственной полонизацией ряда территорий, такое нововведение встретило поначалу довольно активное сопротивление простонародья и большей части русской и литовской знати.
Но постепенно князья и дворяне все чаще стали переходить в католичество, ибо только так для них открывалась дорога к высоким государственным постам королевства. Фактически именно аристократия, ради приобретения сиюминутных корыстных выгод, массово предавала веру своих предков, их обычаи и саму память о них. Рюриковичи, Гедиминовичи и представители менее знатных родов постепенно превращалась в поляков по вере и духу. Простой народ оказался куда более предан православной вере пращуров.
За это он подвергался притеснениям, насмешкам и высокомерному презрению, как со стороны потомственной польской шляхты, так и со стороны новоиспеченных «поляков», нередко превосходивших в этом смысле давних подданных короля. Православие и даже «униатство» и те, и другие называли не иначе как «хлопска крестьянская, холопская вера»! Притеснения по религиозному признаку с каждым годом становились все сильнее и сильнее. Польские ксендзы католические священники и монахи порой развлекались тем, что запрягали в повозки православных юношей и девушек и использовали их в качестве тяглового скота.
Особо унизительным для православного населения стала передача церквей в аренду еврейским корчмарям трактирщикам со взиманием ими большой платы за каждый проведенный обряд. Они, как эмоционально повествует в своей «Истории русов» архиепископ Георгий Конисский, «с восхищением принялись за такое надежное для них скверноприбыточество, и тотчас ключи церковные и веревки колокольные отобрали к себе в корчмы. При всякой требе христианской, повинен был ктитор торжиться с ним и, по важности отправы, платить за нее и выпросить ключи», нередко подвергаясь при этом еще и издевательским насмешкам за свою приверженность православной вере. Сверх всякой меры усилилась эксплуатация крестьян.
Спесивые польские землевладельцы, гнушаясь заниматься хозяйством, отдавали получение оброка на откуп взятым для этой цели управляющим, а те, в стремлении выжать максимальную прибыль, порой вынуждали селян работать на них шесть дней в неделю. Чтобы прокормить семью, крестьянам приходилось обрабатывать свой клочок земли в воскресенье, что, ко всему прочему, противоречило христианскому укладу. Любое неповиновение, а тем более бунт, карались самым жесточайшим образом. Польские паны относились к своим малороссийским холопам с нескрываемым презрением и почитали их скорее не за людей, а за скот «быдло» , предназначение которого в том, чтобы удовлетворять их все более и более возрастающие потребности.
Малороссийское казачество Не всякий человек готов был мириться с такой жизнью. Самые непокорные решались на побег. Бежали чаще всего на юг, за днепровские пороги, туда, где давно уже обосновалась вольница, состоявшая из отчаянных храбрецов. Беглецы примыкали к подобным им бунтарям, готовым рисковать жизнью в дерзких разбойничьих предприятиях, вместо того чтобы год за годом гнуть спину на польских панов и их бессовестных подручных.
Постепенно собралось целое войско. По месту формирования его стали именовать Запорожским — от слов «за порогами». Сами же храбрецы, как и их собратья в низовьях Дона, называли себя казаками. Это слово перешло в славянский обиход от степных кочевников, обозначавших так вольного всадника, не имевшего по бедности своей слуг, но и ни от кого не зависящего.
Главным опорным пунктом запорожских казаков стала деревянная крепость, засека по-другому — «сечь» на острове Хортица. Власти Речи Посполитой поначалу отнеслись к появлению на своей окраине фактически совершенно не зависимого от них казачьего полугосударства не только весьма настороженно, но и откровенно враждебно. Бежавшие от них «хлопы», готовые отстаивать свою личную свободу с саблями в руках, стали сильными раздражителями для неуемного самолюбия чванливых панов. Довольно скоро, однако, выяснилось, что только лишь запорожцы способны эффективно защищать южные границы государства от грабительских набегов крымских татар и наносить им чувствительные ответные удары.
Понимание выгод такого положения вещей возобладало над польской спесью. Казаков продолжали считать разбойниками, но каких-либо экстраординарных мер к ликвидации Сечи не предпринимали.
Хмельницкий стал искать правды и защиты у суда, но там над ним посмеялись и вернули всего 100 золотых, когда ущерб составлял более 2 тысяч.
Богдан решил обратиться к королю, но тот не мог пойти против Сейма и помочь Хмельницкому. Тогда Богдан решил отомстить не только Чаплинскому, но и всему польскому государству. Неужто казаки с оружием в руках не смогут отстоять вою честь и привилегии?
Казаки поддержали Хмельницкого и в 1648 году провозгласили своим гетманом. Украина стала называться Гетманщиной. Так началось масштабное казачье восстание под руководством Хмельницкого.
Кстати, Чаплинскому Богдан тоже отомстил — разгромил его владение и вернул Гелену. Она приняла православие и стала именоваться Мотроной. Патриарх Паисий благословил их на брак так как официально Гелена была замужем на поляком и обвенчал Хмельницкого с Геленой.
На радостях Богдан подарил патриарху шесть коней и тысячу золотых. Талантливый дипломат За время военных действий Хмельницкий не раз проявлял себя как талантливого полководца и не менее талантливого дипломата. В союзе с татарами он одержал ряд побед над поляками: под Жёлтыми Водами, Корсунем и Збаражем.
В 1649 году Хмельницкий победно въехал в Киев, а народ приветствовал его. Иерусалимский патриарх Паисий в Софиевском соборе отпустил все настоящие и будущие грехи Хмельницкого. Письмо Богдана Хмельницкого, посланное царю Алексею Михайловичу, с сообщением о желании запорожского казачества перейти под власть русского царя Хмельницкий понимал, что Гетманщина не может победить поляков только своими силами.
Еще в 1648 году он предпринял первую попытку просить помощи у Москвы и написал письмо к царю Алексею Михайловичу. Но не получил ответа. Хмельницкий даже пытался пару раз договориться со шляхтой.
Но война продолжилась, а Хмельницкий стал искать сторонников. Он завел дипломатические отношения, помимо Москвы, со Швецией и Османской империей.
Но раньше, чем встать на защиту украинских границ, России предстояло определить, где именно они должны проходить. Украина: рождение легенды Современника, человека XVII века, вопрос о пределах украинской земли мог поставить в тупик. В двух основных документах, регулировавших присоединение казаков к России постановлении Земского собора и "11 статьях" Богдана Хмельницкого , Украина упоминается лишь единожды в каждом. Гораздо чаще — 16 и 23 раза соответственно — речь велась о запорожском казачьем войске, основанном около 1552 года потомком литовских князей Дмитрием Вишневецким. В 1648 году большое восстание казаков, также называвших себя запорожскими, опрокинуло польскую администрацию.
Однако удержать завоеванную власть лидер движения Богдан Хмельницкий без посторонней помощи не мог. Трудности Богдана отражали затяжной конфликт, уходивший корнями в эпоху крушения Золотой Орды. Возникновение на ее обломках Крымского ханства вылилось в опустошительные набеги 1477 и 1482 годов, считающиеся беспримерными по своей жестокости. Число погибших, попавших в плен и проданных на турецких рынках крестьян историки оценивают в сотни тысяч. Но еще больше было тех, кто бежал в области нынешней Западной Украины, принадлежавшие тогда соединенному государству Польши и Литвы. Битва на Волге: почему татарские полки помогали Ивану Грозному брать Казань? Как следствие набегов, днепровские берега превратились в опустошенную периферию польско-литовского государства, известного как Речь Посполитая.
Земля на них считалась непригодной для оседлой жизни из-за постоянной крымской угрозы. Но соотношение рисков и выгод резко изменилось в 1518—1520 годах после введения Польшей крепостного права. Восточнославянские беженцы потянулись в обратном направлении, при этом самые боеспособные из них, готовые оказать сопротивление татарам, объединялись в отряды казаков. К середине XVI века положение на днепровских берегах резко переменилось. Благодаря казакам плодородные угодья удалось защитить и заново обжить, но возникшие при этом самодеятельные суды и войсковые части формировались без участия Польши. Речь Посполитая быстро пришла к мысли, что это недопустимо. В 1570-е король Стефан Баторий объявил всю "ничейную" землю на Украине государственной и приступил к раздаче ее приближенным.
Казаков стали рассматривать как посторонних: беглых государственных крепостных крестьян и незаконных владельцев того, что должно по праву принадлежать полякам. Конфликт между сторонами становился неизбежным. Как если бы не отдавая себе отчета в его опасности, польские власти усугубили социальную вражду религиозной. В 1596 году под нажимом короля Сигизмунда III православные епископы Киева, Львова, Луцка, Холма, Перемышля приняли догматы католической веры на условиях сохранения православных традиций богослужения. Единоверцы внешне, но католики внутри, униаты не смогли найти общий язык ни с казаками, ни с крестьянами, обвинявшими их в предательстве. Государственная политика по принуждению к подчинению Папе Римскому годилась только на то, чтобы вызывать общую ярость. С 1596 по 1648 год на Украине произошло шесть казацких восстаний — мятежников возмущало закрытие православных храмов и передача их униатам.
Про то же вели речь и авторы постановления Земского собора о принятии запорожцев в подданство России: необходимость сражаться с поляками объяснялась ими угнетением православной церкви в польско-литовском государстве и солидарностью с единоверцами. Где пролегали границы Украины?