Главная» Новости» Общественное движение при александре первом выступление декабристов. ИТОГ Общественное движение в начале XIX в. под влиянием противоречивой внутренней политики Александра прошло в своем развитии сложный путь от поддержки реформаторских начинаний власти к вынашиванию планов ее насильственного свержения. Основные события общественного движения при Александре 1 можно представить в следующей таблице. Главная» Новости» Общественное движение при александре первом выступление декабристов.
Общественное движение при Александре 1: история, цели и влияние на Россию
Общественное движение при Александре I кратко и понятно – самое главное. Общественное движение при Александре I – 21 просмотр, продолжительность: 20:46 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Камала Хабибова в социальной сети Мой Мир. Тема сегодняшнего урока «Общественное движение при Александре 1. Ужесточение режима» подробно описано развитие общественного движения в России. Тайные общества и общественные движения при Александре I. u Масонство — движение, появившееся в виде тайного общества, которое берёт своё начало из малоизвестных истоков в конце XVI — начале XVII века.
Тема Общественное движение при Александре I Лейб
Главная» Новости» Общественное движение при александре первом выступление декабристов. Результаты и последствия общественного движения при Александре I Общественное движение при Александре I имело значительные результаты и последствия для политической ситуации в России. § 39. Общественное движение и общественно-политическая мысль первой половины XIX в. Таким образом, общественное движение при Александре I было представлено такими наиболее заметными организациями, как «Союз спасения», «Союза благоденствия», «Южное» и «Северное» общества. Основные события общественного движения при Александре 1 можно представить в следующей таблице. Главная» Новости» Общественные движения при александре 1 выступление декабристов кратко.
Общественные движения при Александре 1 кратко (тайные организации, участники)?
Рассказывается о династическом кризисе и междуцарствовании, которые возникли в России после смерти Александра I. Отдельно анализируется ход выступления 14 декабря 1825 года, причины поражения восстания декабристов, его значение и последствия. Видео станет отличным помощником при проведении урока, самостоятельного изучения темы, а также для подготовке к ЕГЭ.
Каховский, С. Муравьёв-Апостол, М. Бестужев-Рюмин — были поставлены «вне разрядов» и приговорены к смертной казни четвертованием, замененной повешением. Свыше ста декабристов были сосланы на каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где шла война с горцами.
Туда же был направлен весь Черниговский полк. Несмотря на жестокую расправу с декабристами, правительство Николая I не смогло убить свободную мысль и стремление прогрессивной части общества к переменам. В российском образованном обществе бурно обсуждаются пути развития страны, происходит осмысление национальных задач и интересов, внимательно изучается отечественна история, вырабатываются и предлагаются многообразные проекты настоящего и будущего устройства России. Постепенно в российской общественной мысли складываются несколько направлений. Наибольшим влиянием пользовалось государственно-охранительное направление, представленное теорией официальной народности, разработанной министром народного просвещения графом С. Теория была основана на трёх принципах — православие, самодержавие, народность. Православие рассматривалось как духовная основа народа и нравственный стержень государства.
Самодержавие признавалось лучшей и единственно возможной формой правления для России. Крепостное право расценивалось как благо и для народа, и для государства. Под словом «народность» подразумевалось отсутствие социальных противоречий в России, единство народа и царя. На основе этих идей делался вывод о том, что социальные и политические изменения в России не нужны и только нанесут вред основам русской жизни. Близок к этому направлению был историк М. Погодин, издававший журналы «Московский вестник» и «Москвитянин». Он считал, что Россия развивается совершенно по иному пути, чем страны Европы, а самодержавие продолжает играть самую благодатную роль в русской истории.
В 1836 г. Публикация письма навлекла на Чаадаева гнев властей: его объявили сумасшедшим и оставили под постоянным полицейским надзором. В письме Чаадаев высказал мысль, что Россия, отказавшись в древности от католицизма и приняв православие, совершенно оторвалась от общемирового культурного развития. Это письмо не только потрясло всё русское думающее общество, но и положило начало его размежеванию на несколько мировоззренческих направлений — славянофильство и западничество. Сходство взглядов их представителей заключалось в том, что оба течения осознавали необходимость перемен в социально-политической системе России, прежде всего, понимали пагубность крепостного права. Они верили в возможность мирных, реформаторских преобразований с согласия и при участии верховной власти. Однако их взгляды расходились по вопросу о путях развития России.
Славянофилы были уверены в самобытности пути развития России. Уникальность исторического пути России они видели в отсутствии классовой борьбы, в наличии крепкого сословного строя, в существовании сельской общины, в православной религии. Эти же черты они находили и в истории других славянских народов и считали, что Россия должна объединить мировое славянство, стать охранительницей православной христианской веры и монархии. Эта теория получила название панславизма. Славянофилы отрицали необходимость введения каких-либо представительных парламентских учреждений европейского образца и выдвинули свой известный лозунг: «Сила власти — царю, сила мнения — народу». Царскую власть они представляли неограниченной, но прислушивающейся к народу, выражающему свое мнение через свободную печать и Земский собор. Реформы, которые провёл Петр I, славянофилы воспринимали как крайне негативный опыт насаждения чужеродных порядков, свернувших Россию с «истинного» пути.
Главным результатом петровских преобразований они считали установление деспотической власти и крепостного права. Несмотря на резкую критику Запада, славянофилы вовсе не были противниками технического прогресса. Они понимали важность и нужность технических усовершенствований, высказывались за отмену крепостного права, за развитие торговли, промышленности, банковского дела, за строительство железных дорог. Но при этом, считали славянофилы, государство должно твердо стоять на страже национальных интересов, поддерживать и поощрять коммерческую деятельность отечественных купцов и промышленников. Славянофилы внесли большой вклад в изучение истории, культуры, традиций русского народа, а также ограничили настроения поклонения перед всем европейским, господствовавшее в общественном сознании XIX в. Среди славянофилов мы встречаем имена философов, историков, литературоведов, богословов, экономистов. Это братья И.
Киреевские, А. Хомяков, братья К. Аксаковы, А. Кошелев, Ю. Западники, в отличие от славянофилов, полагали, что развитие России и Западной Европы должно происходить по единому пути, поэтому в России существует необходимость отмены крепостного права, установления конституционной монархии, введения парламента, гражданских прав и свобод, развития рыночной экономики. Западники высоко оценивали реформы Петра I, считая, что именно в его правление Россия активно двигалась по западному пути. К лагерю западников относились известные общественные деятели и историки: философ П.
Чаадаев, историки Т. Грановский, С. Соловьёв и К. Кавелин, литературные критики П. Анненков и В. Белинский, писатель И. Тургенев и др.
Из западничества выросла и вся будущая российская революционная демократия, проповедавшая социализм. Основателем своеобразного «русского социализма» считается А. В 1831 г. Огарёвым Герцен создал в Москве кружок, члены которого читали произведения французских просветителей, анализировали революционные события в Европе и изучали теорию утопического социализма, изложенную в трудах французских философов Р. Оуэна, Ш. Фурье, А.
На первую половину XIX в. При всей разнице между ними в их политике было много общего. Ни тот, ни другой не разрешили основные проблемы русской жизни: государственное устройство и крепостное право. Тем не менее следует рассмотреть первую и вторую четверть XIX столетия отдельно.
Начало XIX века время вступления на престол Александра I - время оживления общественной мысли и общественной жизни страны. Ведущими вопросами времени, как указывает В. Ключевский, становятся: - социально-политический, заключавшийся в установлении новых отношений между общественными классами, в устройстве общества и управления с участием общества; - кодификационный, заключавшийся в упорядочении нового законодательства; - педагогический, заключавшийся в руководстве, направлении и воспитании умов. Предыдущее столетие, особенно вторая его половина, было временем, когда в российском обществе возникло и стало развиваться стремление к просвещению и выработке самостоятельного мировоззрения. Как указывает А. Пыпин, в «обществе составился, наконец, довольно обширный слой людей, который представлял новые нравы и образованность в европейском духе. Это новое общество при Екатерине II размножилось отчасти под влиянием ея просветительских планов, отчасти уже независимо от них или даже наперекор ея намерениям, по собственной силе развития» Пыпин А. Интеллигенция была наиболее активным и сознательным элементом. Эти здравомыслящие, передовые люди понимали необходимость двух коренных реформ - социальной и политической. Несомненно, новый император видел себя тем человеком, который решит эти задачи.
Стремление Александра к преобразованиям и реформам в отечественной литературе часто трактовалось как «заигрывание с либерализмом», Ерошкин Н. И в первые годы своего царствования приблизительно до Тильзитского мира Александр действовал под влиянием своих идеальных воззрений, столько времени подавляемых и впервые вырвавшихся на свободу и вооруженных теперь всем могуществом русского самодержавия. Планы стоились грандиозные, но им не суждено было сбыться. Единственный важный результат первых лет нового царствования заключался в утверждении министерств, то есть замене коллегиального правления министерским. Манифестом 8 ноября 1802 года было учреждено и Министерство народного просвещения. На всех преобразовательных попытках начала прошлого века лежит печать робкой нерешительности: не было общего ответа на вопрос, как осуществлять реформы. Ключевский писал: «Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворить свободу и благоденствие, но не отдавал отчета, как это сделать» Ключевский В. Последние слова можно отнести и ко всем передовым просвещенным представителям русского общества того времени. Кроме того, прогрессивные идеи встречали противодействие, как со стороны сановной бюрократии, считавшей, что их реализация ниспровергнет Россию в бездну с вершины, достигнутой ею в предыдущее царствование славы, так и основной массы помещиков, среди которых мысль об освобождении крестьян не была популярной. Общество начала XIX в.
Представители первого: А. Пыпин, Попугаев - пропагандировали идеи буржуазной республики, выступали за отмену крепостного права, за установление гражданских свобод для всех сословий; представители другого -Е. Измайлов, Н. Карамзин, Д. Языков защищали идеи просвещенной монархии и в своих требованиях были близки к правительственному либерализму.
Раскопки на месте обнаружения гробов дали множество других захоронений.
То есть в 1917 году землекопы наткнулись на старое кладбища, к декабристам их находки отношения не имели. С этих пор новых находок не последовало. Наиболее популярная версия о месте захоронения по-прежнему основывается на слухах второй четверти XIX века. Однако несмотря на то, что в России всё секрет, но ничего не тайна, такие слухи не всегда оказываются правдивыми. Тем не менее, несмотря на отрицательные результаты экспертизы 1925 года, в 1926 году Голодай переименовали в остров Декабристов. Это название он носит до сих пор и считается наиболее вероятным местом захоронения, несмотря на небольшое количество доказательств и наличие альтернативных версий которые, впрочем, подтверждены ещё менее убедительными доказательствами.
В Англии в то время индустриальная революция уже почти завершилась. Английские промышленные потому дешёвые товары заполонили Европу. В то же время Ирландия, входившая в состав того же Объединённого королевства, была всё ещё отсталым аграрным краем, где благополучие населения зависело от урожая картофеля. Отставали от Англии не только отдельные регионы, но и целые страны. Во Франции промышленная революция в конце XVIII века только началась, потому к 1825 году ещё была далека от завершения, а ведь эта страна была второй по уровню развития после Англии. Испания оставалась отсталой страной, сохранявшей многие феодальные пережитки и обширные церковные землевладения, что также не способствовало экономическому подъёму.
Во многих странах сохранялись те или иные формы крепостного права, которые после Наполеоновских войн только начали отменять. По сравнению с Англией с точки зрения современного исследователя Россия находилась в проигрышной позиции. Промышленный переворот там ещё не начался, использование новых машин вроде пароходов на Неве происходило ещё эпизодически. Но в Ирландии, к примеру, также мало использовали новую технику. Правда, в Ирландии уже было освоено выращивание картофеля, который позже оказался более выгодным для холодного климата средней полосы России, но в правление Александра I этот корнеплод использовали ещё очень мало. В России сохранялось крепостное право, но и в Пруссии крестьянскую реформу стали проводить только после Наполеоновских войн.
В России сохранялись многие феодальные пережитки, включая сословную структуру общества, но и в Испании они не умерли. При этом в Испании ещё сохранялось значительное церковное землевладения при инертности католической церкви того времени и её нежелании развивать новые формы хозяйства, в то время как в России реформа 1764 года нанесла решительный удар по церковному землевладению. Таким образом, Россия к концу правления Александра I отставала лишь от передовых стран Западной Европы. Особо большого отставания от основной их части ещё не наблюдалось — она образовалась за время правления Николая I. Какие цели проследовал М М. Сперанский, готовя проект реформ?
Проанализируйте «План государственного преобразования» М. Михаил Михайлович Сперанский хотел пустить Россию по пути постепенной модернизации английского образца. Уравнение всех граждан страны перед законом сразу серьёзно продвинуло бы страну в этом направлении, а разделение властей способствовало бы соблюдению законности. Важнейшим шагом стало бы распределение людей по сословиям не по праву рождения, а по обладанию имуществом.
Общественное движение при александре первом кратко
Своей целью члены общества ставили распространение нравственности и просвещения. Устав организации назывался «Зеленая книга» и даже был известен императору Александру I. Тайные общества в 1821—1825 годах В 1821—1822 годах на основе Союза благоденствия возникли Южное общество в Киеве и Северное общество в Петербурге. Павел Пестель предлагал сделать в России унитарную республику, а Никита Муравьев — федеративную конституционную монархию.
Общим было намерение отменить крепостное право, ввести гражданские права и свободы, а также перенести столицу в Нижний Новгород. Основные события общественного движения при Александре 1 можно представить в следующей таблице: Дата.
Крестьянам предполагалось дать лишь по две десятины земли на душу «для оседлости их» это фактически вынуждало бы их работать на помещика по найму. В отличие от Пестеля Муравьёв считал, что унитарным государство быть не должно. Более полезным административным устройством страны он считал федерацию и предлагал образовать на территории России 13 «держав» и 2 области. Федерации предлагалось создать по национальному признаку. Каждая из них имела бы свою столицу например, Черноморская — в Киеве, Украинская — в Харькове, Кавказская — в Тифлисе и др. В «державах» законодательная власть должна осуществляться двухпалатными учреждениями — Державной думой верхняя палата и Палатой выборных депутатов нижняя. Исполнительную власть в «державах» должен осуществлять «державный правитель». Одновременно с Южным и Северным обществами на окраинах страны сложились национальные тайные организации — «Патриотическое общество» в Польше, «Общество соединённых славян» на юге России и др. Главной целью общества стало создание мощной демократической славянской федерации, в которой, кроме России, предполагалось объединить Польшу, Чехию, Венгрию, Трансильванию, Сербию, Молдавию, Валахию, Далмацию и Хорватию все эти страны члены общества считали славянскими. Федерация должна была простираться вплоть до берегов Чёрного, Белого, Балтийского и Адриатического морей, а четыре якоря в её гербе должны были олицетворять морскую мощь державы.
Каждая из стран, входивших в славянскую федерацию, должна была иметь собственную конституцию, учитывающую её национальную специфику. Общим для всех стран федерации были уничтожение крепостного права и демократические свободы граждан. Среди членов тайных обществ шли споры о способах достижения программных целей. Однако в 1825 г. Власть и тайные общества Несмотря на тайный характер организаций, правительство знало многое об их деятельности. В 1822 г. Александр I издал указ о запрете всех тайных обществ и масонских лож. А с 1823 г. Летом—осенью 1825 г. За несколько дней до смерти Александр I приказал арестовать ряд участников движения.
Уже после смерти царя был отдан приказ об аресте Пестеля, которого осведомители называли главным зачинщиком. Он был арестован 13 декабря, как раз накануне восстания. Династический кризис. Междуцарствие Осенью 1825 г. Какой порядок престолонаследия существовал в Российской империи в начале XIX в.? Кем и почему он был установлен? У императора сыновей не было, наследником престола по закону считался его брат Константин Павлович. Однако Александр оставил завещание, в котором своим наследником объявлял другого брата, Николая Павловича. Сложность состояла в том, что завещание Александра сохранялось в тайне, как и то, что Константин отказался от своих прав на престол ещё три года назад, женившись на женщине не из правящей династии. Поэтому, когда 27 ноября 1825 г.
Сам он, будучи наместником в Царстве Польском, находился в это время в Варшаве. Таким образом создалась необычная ситуация: страна присягнула Константину как новому императору, но тот престола не принял и принять не мог, а законный император Николай не имел возможности вступить на престол без официального манифеста Константина об отречении. Восстание декабристов. Художник В. Тимм Пока продолжалась переписка между братьями и гонцы скакали из Петербурга в Варшаву и обратно, заминка со вступлением нового императора на престол привела к растерянности в столице, чем и решили воспользоваться члены тайных обществ. Выступление 14 декабря 1825 г. В этот день и решились на выступление члены Северного общества. С тех пор они, как и все остальные участники тайных организаций 1810— 1820-х гг. По разработанному ими плану восстание должно было начаться в Петербурге и почти одновременно быть поддержано выступлением 2-й армии на Украине. Диктатором т.
Декабристы собирались не допустить присяги солдат Николаю. Они планировали вывести полки, которыми командовали или в которых имели влияние, на Сенатскую площадь под предлогом требования воцарения Константина. В Сенате в это время должна была проходить присяга членов Государственного совета и сенаторов. С помощью оружия восставшие хотели принудить Сенат и Госсовет обнародовать написанный ими «Манифест к русскому народу», объявить об отмене крепостного права и изменить систему управления страной. Одновременно предполагалось арестовать и заключить в Петропавловскую крепость членов царской семьи. Во временное правительство, действующее до выборов в новые органы власти, предполагалось включить известных реформаторов — М. Сперанского и Н. Мордвинова, которые об этих планах декабристов не имели никакого представления. Однако в действительности всё получилось совсем не так, как планировалось. Предупреждённый о готовящемся выступлении Николай провёл присягу Сената, Синода и Госсовета ещё ночью.
Каховский, которому было поручено в случае необходимости убить Николая, отказался это сделать. Диктатор восстания С. Трубецкой вовсе не прибыл к войскам, и они оказались без руководства. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Художник К. Кольман Восстание декабристов 14 декабря на Сенатскую площадь декабристам удалось вывести лишь несколько рот всего свыше 3 тыс.
Готовился проект об отмене крепостного права. Однако император не рискнул довести дело до конца. Это позволило А. Пушкину в «Письме цензору» 1822 г.
В дальнейшем император стал смещаться в сторону реакции. Всплеск идей либерализма вызвала война 1812 года и последовавший за ней Заграничный поход. Офицеры из дворянского сословия на протяжении 3 лет наблюдали в Европе другие отношения между сословиями и людьми, что привело их к убеждению о необходимости преобразований в стране. Первые тайные союзы Прообразом тайных организаций являлась масонская ложа, куда ради просветительских и гуманистических целей вошло более 3 тысяч человек: дворяне, купцы, чиновники. Передовые офицеры, участники войны, в 1816 году объединились в «Союз спасения». Целью заговорщической организации стала поддержка преобразований Александра I. В её состав входило 30 человек, среди них: Н.
Период до 1821 года Первое тайное общество появились в 1814 году. Император Александр I. Ее члены хотели преобразовать Российскую империю в конституционную монархию. Своеобразным образцом в прошлом для них служили «Кондиции», которые в 1730 году члены Верховного тайного совета принесли императрице Анне Иоанновне, но она порвала их и сохранила самодержавие. Следующей тайной организацией стал существовавший в 1816—1817 годах Союз спасения. Его создали гвардейские офицеры, и позже оно переросло в движение декабристов. Они считали необходимым бороться с пороками и злоупотреблением властью, с казнокрадством и неуважением к людям.
Общественные движения при Александре 1 кратко (тайные организации, участники)?
Члены общества должны содействовать реформам центральной власти, они должны просвещать народ. К началу 20-х гг. Александр 1 отказывается от своих либеральных начинаний. Как это его решение повлияло на ход развития истории, предстоит узнать в ходе этого урока. В этой теме речь пойдет о двух знаменитых организациях, Южном и Северном обществе, члены которых 14 декабря 1825 года выступят на Сенатской площади с попыткой изменить государственный строй в Российской империи. Южное общество В первую очередь мы поговорим о Южном обществе. Южное общество состояло из офицеров второй армии, которая базировалась на Украине. Южное общество делилось на три основные части: первая базировалась в Тульчине и ее лидерами были Пестель и Южневский; вторая находилась в Каменке и ее лидерами являлись Давыдов и Волконский; и, наконец, третье находилось в Василькове, где ее руководителями являлись такие люди, как Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин. Однако, в целом надо сказать, что лидером и вдохновителем этого общества, все-таки являлся, Пестель. Именно он на заседании общества в 1822 году предлагает свой проект Конституции. Это будет первый республиканский проект Конституции на территориях нашей страны.
Назывался он «Русская правда» и получил свое название в честь древнего законодательного Кодекса Киевской Руси. Идеи Пестеля Что же Пестель предлагал сделать в России: Россия будет республикой; власть в стране, будет разделена на законодательную, исполнительную и судебную; законодательная власть будет представлена однопалатным народным вече, парламентам; исполнительную власть будет осуществлять державная дума, состоящая из пяти человек, каждый год один из которых будет переизбираться. Контроль за соблюдением конституции будет осуществлять Верховный собор. Этот орган состоит по идее Пестеля из 200 человек, избираемых пожизненно. А также, из важных пунктов программы Пестеля следует отметить то, что он предполагал уничтожение сословного деления общества, фактически все должны были быть равны.
Династический кризис — нарушение установленного порядка передачи верховной власти при наследственной монархии вследствие отсутствия прямых наследников. Западничество — направление общественной мысли, признающее духовную солидарность России и Западной Европы как нераздельных частей одного культурно-исторического целого. Консерватизм — течение, сторонники которого отстаивают идеи сохранения традиций, преемственности в политической и культурной жизни. Либерализм — философское и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских прав и свобод, отстаивающее приоритет прав человека и ограничение вмешательства государства во все сферы жизнедеятельности общества и личности. Оппозиция политическая — партия или политическая группа, выступающая против правящей партии или мнения большинства. Славянофильство — одно из направлений общественной мысли, выступающее с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Социализм русский — революционная теория, изложенная А. Герценом, в основе которой лежит идея о том, что Россия находится ближе других стран к социалистической революции, так как в сохранившейся крестьянской общине заложены социалистические принципы. Унитарное государство — единое централизованное государство; форма территориально-государственного устройства, при которой территория имеет административно-территориальное, а не автономное деление Теоретический материал для самостоятельного изучения: В царствование Александра I общественное движение впервые приобрело организованные формы. Стали возникать тайные кружки и организации, участниками которых были наиболее образованные, либерально мыслящие представители общества. Однако в конце своего правления сама же императрица начала гонения на выразителей этих идей, справедливо опасаясь за судьбу монархии в России. Следующая волна либеральных идей пришла в Россию после Отечественной войны 1812 г. Находясь за границей, будущие декабристы впервые увидели, что можно жить иначе, чем в России, осознали необходимость перемен. Постепенно приходило понимание того, что сохранение крепостных порядков сдерживает развитие страны. Нерешительность властей в проведении реформ, проявившаяся в послевоенный период, подтолкнула тех, кто желал перемен, к созданию тайных обществ и кружков. Первые тайные объединения будущих декабристов возникли уже в 1814 г. Это были офицерские собрания, или, как их называли, артели: «Орден русских рыцарей», «Священная артель», «Семёновская артель». В 1816 г. Его основателем был полковник Генерального штаба А. Муравьёв, а членами — С. Трубецкой, С. Муравьёвы-Апостолы, Н. Муравьёв, М. Лунин, П. Пестель, И. Пущин и др. Своими целями участники организации считали уничтожение крепостного права и ограничение самодержавия. Они обсуждали пути достижения этих целей, высказывали идеи о возможности военного переворота. В 1818 г. В нём насчитывалось уже около 200 членов, во главе его были те же лица. Члены организации пришли к убеждению, что их задачей станет не организация заговора, а воспитание цивилизованного общественного мнения, отвергающего деспотизм и крепостничество. Кроме того, они считали себя обязанными помогать правительству в проведении реформ, чтобы в будущем привести страну к благоденствию. Однако в 1821 г. Его члены стали вновь пересматривать свою тактику. В 1821—1822 гг. Южное общество было организовано в городке Тульчине, где находился штаб расквартированной на Украине армии. Им руководил полковник П. Пестель, бывший участник «Союза спасения». Другие отделения общества находились в городах Каменка и Васильков, во главе их стояли В. Давыдов, С. Волконский, С. Муравьёв-Апостол и М. Северное общество было создано в Петербурге. Его основное ядро составили Н. Муравьёв, Н. Тургенев, М. Лунин, С. Трубецкой, Е. Оболенский, И. Оба общества, Южное и Северное, считали необходимым подготовить восстание и захватить власть насильственным путем. Привлечение широких слоёв населения к своим планам они считали ненужным и вредным. Однако по вопросу о том, какие реформы необходимо будет провести после захвата власти, они серьёзно разошлись. Южное общество высказывало более радикальные взгляды и стремилось ликвидировать самодержавие и создать в России республику. Северное общество предлагало монархию сохранить, но ограничить её конституцией. Программный документ Южного общества «Русская правда» была написана П. Это был первый в истории России проект республиканской конституции. По «Русской правде» Пестеля Россия объявлялась республикой, власть в которой до осуществления необходимых буржуазно-демократических преобразований сосредоточивалась в руках Временного верховного правления. Далее верховная власть передавалась однопалатному Народному вече из 500 человек, избираемому на 5 лет мужчинами с 20-летнего возраста без всяких цензовых ограничений. Высшим исполнительным органом власти выступала Державная дума 5 человек , избираемая на 5 лет Народным вече и ответственная перед ним. Во главе России становился президент.
Были проведены мероприятия по улучшению земельных отношений и освобождению крестьян от крепостной зависимости. Были созданы новые формы землепользования, что позволило повысить производительность труда крестьян и улучшить их экономическое положение. Реформы в сфере государственного управления В сфере государственного управления были проведены реформы, направленные на улучшение эффективности государственного аппарата и повышение его ответственности перед народом. Были созданы новые органы государственного управления и улучшены условия работы государственных служащих. Были проведены мероприятия по борьбе с коррупцией в государственном аппарате, что позволило повысить доверие граждан к власти. Выводы Общественное движение при Александре 1 было направлено на реформы в различных сферах жизни общества. Были проведены реформы в образовании, здравоохранении, судебной власти, крестьянском вопросе и государственном управлении.
Несмотря на тайный характер организаций, правительство имело немало сведений об их деятельности. В 1822 г. А с 1823 г. Летом—осенью 1825 г. За несколько дней до смерти Александр приказал арестовать ряд участников движения. Уже после смерти царя был отдан приказ об аресте Пестеля, которого осведомители называли «главным зачинщиком». Он был арестован 13 декабря, как раз накануне восстания. Общественное движение в начале XIX в. Вопросы и задания 1. Какую черту общественных движений в начале XIX в. В чем вы видите причины оживления общественного движения после Отечественной войны 1812 г.? Чем отличались первые тайные общества от организаций начала 20-х гг.? Дайте общую характеристику программным документам Южного и Северного обществ. Покажите черты сходства и различия в них. Как строились отношения властей с тайными обществами? Почему власти и тайные общества разрабатывали свои проекты, во многом близкие по содержанию, втайне друг от друга? Документы Член масонских организаций о мотивах их создания. Желание иметь связи, как тогда уверяли, что без связей ничего не добьемся по службе и что большею частью либо масонством, либо другим каким мистическим обществом; люди, помогая друг другу на пути каждого пособиями, рекомендацией и прочее, взаимно поддерживали себя и достигали известных степеней в государстве преимущественно перед прочими. Нечаев будущий обер-прокурор Синода о масонах. Невидимые министры, управляющие миром, прозорливее и дальновиднее обыкновенных вельмож, которые приписывают своему благоразумию сохранение общественного порядка. Есть невидимая полиция, с которой мирская полиция есть один сколок, весьма несовершенный и часто карикатурный. Из «Записок» князя С. Трубецкого о «Союзе спасения» Некоторые молодые люди, бывшие за отечество и царя своего на поле чести, хотели быть верной дружиной вождя своего и на поприще мира. Они дали друг другу обещание словом и делом содействовать государю своему во всех начертаниях его для блага народа своего. Их было мало, но они уверены были, что круг их будет ежедневно увеличиваться... От поступающих в это маленькое общество требовалось: первое, строгое исполнение обязанностей по службе; второе, честное, благородное и безукоризненное поведение в частной жизни; третье, подкрепление словом всех мер и предложений государя к общему благу; четвертое, разглашение похвальных дел и осуждение злоупотреблений лиц по их должностям... Масонские формы, введенные в заседаниях и в принятии членов, затрудняли действие общества и вводили ка- кую-то таинственность, которая была в противности с характером большей части членов. Из программного документа Общества соединенных славян 2. Не желай иметь раба, когда сам быть рабом не хочешь... Будешь терпеть все вероисповедания и обычаи других народов; пользоваться же только истинно хорошими обязан. Будешь стараться разрушать все предрассудки, а наиболее до разности состояний сословий касающиеся, и в то время станешь человеком, когда станешь узнавать в другом человека... Вопросы и задания к документам: 1. Используя тексты первого и второго документов, покажите, чем объясняется указ Александра I о запрете деятельности масонских организаций, которым он вначале симпатизировал. На основе «Записок» С. Трубецкого раскройте характер «Союза спасения». В чем вы видите причины распада «Союза спасения»? Каковы были главные цели Общества соединенных славян? Прокомментируйте второй пункт документа этого общества. Расширяем словарный запас: Лейб — приставка, означающая «состоящий при монархе». Масоны — члены религиозно-политической организации, которая своей целью провозглашает объединение человечества. Первичная масонская организация называется ложей. Данилов А.
Общественное движение при Александре I причины и последствия восстания декабристов
Зарождение общественного движения При Александре I общественное движение впервые приобрело организованные формы. Россия в первой четверти XIX в. - Учебник по истории России. XIX — начало XX в. - 9 класс - Арсентьев Н. М. - Часть 1 - 2016 - Школьная история. Скачать презентацию на тему Общественное движение при Александре I можно ниже. Зарождение общественного движения При Александре I общественное движение впервые приобрело организованные формы. Это характерно многим общественным движениям, однако для консерватизма, особенно с его выделенной атмосферой и программной широтой является первостепенным.
Общественное движение при Александре 1. Основные направления деятельности
По программе Н. Муравьева: - Россия конституционная монархия. Каждая из них имела свою столицу. Вводились гражданские права и свободы. Муравьева предусматривала отмену крепостного права. Однако земля в основном оставалась в руках помещиков. Работать на помещика они могли по найму. Власть и тайные общества. Несмотря на тайный характер организаций, правительство имело немало сведений об их деятельности. Был принят специальный указ о запрете всех тайных обществ. Началось их преследование.
Александр I узнал не только о наличии тайных офицерских организаций в армии, но и имена руководителей готовящегося мятежа.
При этом Император активно развивал тайную полицию, поэтому информация о деятельности Обществ Александр 1 имел. Однако, до 1822 года власть никак не реагировала на эти организации. Дело в том, что «Союз спасения» был незначительным по численности, а «Союз благоденствия» не ставил задачей, угрожающих власти. Все изменилось когда были образованы 2 независимых общества с единой целью - деятельность против императора.
Именно поэтому в 1822 года Александр 1 издает Указ, запрещающий деятельность любых тайных организаций, в том числе и масонских лож. С 1823 года начинается преследование участников обществ, но полиция действовала неохотно. Уже в 1825 году, когда император узнал о готовящемся заговоре и, что в него вовлечена армия, начались массовые аресты. Это не помешало тайным общества провести восстание в центре Петербурга, на Сенатской площади. Главная причина возможности выступления декабристов была в том, что их лидера Пестеля, Александр 1 не арестовал.
Это было сделано через 3 дня после смерти правителя. К чему привела деятельность обществ Общественные организации при Александре 1 были едины. Конечно, тайные общества Юга и Севера имели различные взгляды на развитие России, их объединяла единая миссия - подготовка населения к восстанию декабристов. Восстание на Сенатской площади стало первым серьезным и организованным выступлением против власти. Поэтому следующие императоры делали многое для борьбы с ними, но в той или иной форме они продолжали существовать, что в частности и привело к 1917 году.
Отдельно анализируется ход выступления 14 декабря 1825 года, причины поражения восстания декабристов, его значение и последствия. Видео станет отличным помощником при проведении урока, самостоятельного изучения темы, а также для подготовке к ЕГЭ. Показать больше.
Если брать в целом, то проект Пестеля был более радикальным, последовательным с точки зрения развития буржуазных отношений в России, чем проект Муравьева. Вместе с тем оба они были прогрессивными, революционными программами буржуазного переустройства крепостнической России. Представители «Северного» и «Южного» обществ планировали совместное выступление летом 1826 г. Но неожиданная смерть Александра I в Таганроге 19 ноября 1825 г. Александр I не оставил наследника, и по закону престол переходил к среднему брату Константину Павловичу.
Однако еще в 1823 г. Константин подписал тайное отречение. Этот документ хранился в Синоде и Государственном совете, но не был оглашён. Только 12 декабря пришёл ответ об отречении Константина, находившегося в Царстве Польским. На 14 декабря 1825 г. В этот день и решились на выступление члены Северного общества. План декабристов состоял в том, чтобы вывести войска на Сенатскую площадь где находились здания Сената и Синода и не допустить сенаторов до присяги Николаю I, силой заставить объявить правительство низложенным, издать революционный «Манифест к русскому народу», составленный К. Рылеевым и С.
Царская семья должна была быть арестована в Зимнем дворце и заключена в Петропавловскую крепость. Диктатором восстания был избран полковник гвардии князь С. Трубецкой, начальником штаба — Е. Однако в действительности всё получилось не так, как планировалось. Предупреждённый о готовящемся выступлении Николай I провёл присягу Сената, Синода и Госсовета ещё ночью. Каховский, которому было поручено в случае необходимости убить Николая I, отказался это сделать. Диктатор восстания С. Трубецкой вовсе не прибыл к войскам, и они оказались без руководства.
Остальные войска в столице присягнули Николаю I. Новый император предпринял попытку мирным путём свернуть выступление, убедить восставших покинуть Сенатскую площадь. К восставшим обратился генерал-губернатор М. Милорадович с призывом вернуться в казармы и присягнуть Николаю I, но был смертельно ранен выстрелом П. После этого Николай I, стянувший к площади войска около 12 тыс. Уже после второго выстрела артиллерии восставшие дрогнули и побежали. Число жертв составило, по разным данным, от 200 до 300 человек. После получения известия о разгроме выступления в Петербурге 29 декабря 1825 г.
Муравьёва-Апостола выступил Черниговский полк на Украине. Но уже 3 января 1826 г. К следствию и суду было привлечено несколько сотен человек, большинство из которых были военными. Осуждённые были разделены на четыре разряда в зависимости от тяжести приговора. Пятеро декабристов — П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, С.
Муравьёв-Апостол, М. Бестужев-Рюмин — были поставлены «вне разрядов» и приговорены к смертной казни четвертованием, замененной повешением. Свыше ста декабристов были сосланы на каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где шла война с горцами. Туда же был направлен весь Черниговский полк. Несмотря на жестокую расправу с декабристами, правительство Николая I не смогло убить свободную мысль и стремление прогрессивной части общества к переменам. В российском образованном обществе бурно обсуждаются пути развития страны, происходит осмысление национальных задач и интересов, внимательно изучается отечественна история, вырабатываются и предлагаются многообразные проекты настоящего и будущего устройства России. Постепенно в российской общественной мысли складываются несколько направлений.
Наибольшим влиянием пользовалось государственно-охранительное направление, представленное теорией официальной народности, разработанной министром народного просвещения графом С. Теория была основана на трёх принципах — православие, самодержавие, народность. Православие рассматривалось как духовная основа народа и нравственный стержень государства. Самодержавие признавалось лучшей и единственно возможной формой правления для России. Крепостное право расценивалось как благо и для народа, и для государства. Под словом «народность» подразумевалось отсутствие социальных противоречий в России, единство народа и царя. На основе этих идей делался вывод о том, что социальные и политические изменения в России не нужны и только нанесут вред основам русской жизни. Близок к этому направлению был историк М.
Погодин, издававший журналы «Московский вестник» и «Москвитянин». Он считал, что Россия развивается совершенно по иному пути, чем страны Европы, а самодержавие продолжает играть самую благодатную роль в русской истории. В 1836 г. Публикация письма навлекла на Чаадаева гнев властей: его объявили сумасшедшим и оставили под постоянным полицейским надзором. В письме Чаадаев высказал мысль, что Россия, отказавшись в древности от католицизма и приняв православие, совершенно оторвалась от общемирового культурного развития. Это письмо не только потрясло всё русское думающее общество, но и положило начало его размежеванию на несколько мировоззренческих направлений — славянофильство и западничество. Сходство взглядов их представителей заключалось в том, что оба течения осознавали необходимость перемен в социально-политической системе России, прежде всего, понимали пагубность крепостного права.