Нарушения памяти часто возникают при неврозах, тревожном расстройстве, депрессиях. Если у пациента нарушение памяти возникает на фоне астенического синдрома, неврологи назначают ноотропные препараты, стимулирующие центральную нервную систему и оказывающие прямое активирующее влияние на интегративную деятельность головного мозга. Внимание многих ученых сейчас привлечено к додементным когнитивным нарушениям, рассказала Надежда Коберская, невролог, сотрудник Лаборатории памяти. ― Если формирование новой памяти активирует экспрессию генов, что подтверждено на животных, то может ли посттравматическое стрессовое расстройство передаться по наследству? Тем не менее, некоторые виды расстройства памяти изначально основываются на более серьезных причинах — психических нарушениях или тяжелых поражениях головного мозга.
Нарушение памяти
*В случае тяжелых или прогрессирующих нарушений памяти медикаментозное лечение необходимо. это расстройство, которое приводит к потере памяти, но не мешает человеку, который им страдает, в его повседневной деятельности. Снижение памяти (плохая память, забывчивость, расстройство памяти, потеря памяти, ухудшилась память) – это нарушение функции головного мозга. Нарушение памяти в психологии – это довольно распространенное расстройство, которое приносит массу проблем человеку и, конечно же, ухудшает качество его жизни.
Проблемы с памятью: причины, лечение
Таким образом, нейровоспаление представляет собой многогранный процесс. Процесс нейровоспаления включает 1 индукцию местного иммунного ответа иммунными клетками в ЦНС, 2 более высокую продукцию провоспалительных цитокинов и хемокинов, 3 дополнительное привлечение иммунных клеток из ЦНС к первичному участку воспаления. Роль нейровоспаления в формировании психических расстройств двунаправлена. С одной стороны, любые воздействия, такие как стресс или нейродегенерация, приводят к нарушению гомеостаза и нейровоспалению. С другой стороны, хроническое воспаление и хроническое субклиническое воспаление могут привести к дисфункции ЦНС, особенно к когнитивной дисфункции. Сосудистая патология.
Многие психические расстройства сочетаются с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сердечно-сосудистые факторы риска ожирение, гипертония, диабет, гиперхолестеринемия и курение могут быть связаны со снижением когнитивных функций. Общая шкала сердечно-сосудистого риска Framingham FGCRS представляет собой шкалу, предназначенную для оценки сердечно-сосудистых факторов риска. Показатели по этой шкале коррелируют со снижением когнитивных функций и шкалой Mini-mental State Examination MMSE , доклинической когнитивной шкалой болезни Альцгеймера, более быстрым ухудшением памяти, исполнительной функции и беглости речи. Хронический провоспалительный статус также тесно связан с сердечно-сосудистыми заболеваниями, что также является патогенетической связью со снижением когнитивных функций при психических заболеваниях.
Митохондриальная дисфункция. Митохондрии в эукариотических клетках выполняют роль энергетического центра; нарушение их функции может привести к нарушению метаболических процессов в клетке. Нормальная митохондриальная активность в головном мозге также важна, поскольку мозг использует большое количество АТФ, но не может хранить большое количество энергии. Митохондриальная дисфункция наблюдается при различных психических заболеваниях, включая шизофрению, депрессию и нейродегенеративные заболевания. Все описанные процессы способствуют когнитивным нарушениям.
Блог компании Skillfactory Мозг Здоровье Часто мозг играет с нами очень злую шутку. Два человека пережили одно событие, но их рассказы различаются. Что это — амнезия или простая ложь? Однако всё не так просто, как кажется. Воспоминания имеют свойства искажаться.
Например, заменять одни события другими. В науке эту проблему называют конфабуляцией, или парамнезией, когда у человека кроме основных воспоминаний появляются ложные. В результате отличить правду от вымысла очень тяжело. Давайте в этом посте разберёмся, в чём же тут дело. Как формируются воспоминания Наша память — это ответная реакция определённой группы нейронов на какие-то раздражители.
Они формируются за счёт постоянных изменений и связей между собой. Таким образом, с самого рождения наш мозг никогда не перестаёт работать. Нейроны кочуют от образа к образу и создают определённые мысли. Ответная реакция — это синаптическая пластичность, то есть постоянные изменения в силе связей синапсах между клетками мозга. Они могут быть сильнее или слабее в зависимости от того, как давно были активированы.
Активные связи могут усиливаться, а неиспользуемые соединения, наоборот, слабеть и исчезать. Память делится на две категории: Кратковременная. Позволяет удерживать мысль около минуты. Это нужно для того, чтобы запомнить номер телефона, автомобиля или фамилию человека. Отвечает за продолжительные воспоминания.
Долговременная память, в свою очередь, делится на процедурную, которая отвечает за действия, и декларативную, отвечающую за осознанный вызов информации. Все воспоминания как раз базируются на декларативной памяти. Она может активироваться визуально или словесно. Например, вам нужно вспомнить фамилии сборной по футболу или восстановить список покупок. Декларативная память делится на следующие категории: Семантическая.
Оперирует значениями и понятиями. Например, что такое компьютер или мяч. Относится к событиям. Например, когда у вас была свадьба или как давно вы катались на катамаране. Наша память - это реактивация определенной группы нейронов, образованная постоянными изменениями силы связей между ними.
Реактивирует комбинацию нейронов «синаптическая пластичность». Контакт между нейронами называют синапсами. Он может быть сильнее, или слабее. То есть, все используемые связи могут становиться сильнее. Однако неиспользуемые нейроны слабеют и полностью исчезают.
Соединение между двумя нейронами становится сильнее, когда нейрон A последовательно активирует нейрон B, заставляя его запускать потенциал действия. Нейроны общаются друг с другом с помощью электрических событий, называемых «потенциалами действия», и химических — нейротрансмиттеров. В результате изменения, добавления или отмирания синапсов формируется наша память. Однако последние исследования на пожилых мышах доказали, что за счёт гиппокампа отдела мозга происходит усиление нейрогенеза, то есть появляются новые нейроны и наша память восстанавливается. Основные причины ложной памяти Исследованиями ложной памяти занялись недавно.
Основателями этого направления были, как ни странно, гипнотизёры Пьер Жане , Рихард Крайфт-Эбинг и другие. Причём последний демонстрировал такое явление, как возрастная регрессия.
Прогулки, йога, плавание или занятие фитнесом помогут не только поддерживать память, но и фигуру. Упражнения нужны не только телу, но и мозгу, которому также требуются регулярные интеллектуальные тренировки. Отлично подойдут кроссворды, головоломки, чтение, изучение новых навыков или языков. Следуя советам врачей, можно сохранить и развить память в пожилом возрасте Для улучшения когнитивных функций в рационе питания постоянно должны присутствовать овощи, фрукты, орехи, рыба и оливковое масло. Продукты, богатые омега-3 жирными кислотами, антиоксидантами, витаминами группы В и С обеспечат организм здоровьем на долгие годы. Укрепить память, а также уменьшить стресс и снизить ощущение изоляции поможет общение с друзьями, участие в мероприятиях и хобби.
Но некоторые действия могут помочь предотвратить преждевременное снижение памяти. Заниматься спортом. Регулярная физическая активность улучшает кровообращение во всем теле, в том числе мозге. Всемирная организация здравоохранения рекомендует взрослым: уделять аэробной физической нагрузке умеренной интенсивности, например ходить пешком, не менее 150—300 минут в неделю или аэробной физической активности высокой интенсивности, например бегать или ездить на велосипеде, не менее 75—150 минут в неделю; дважды в неделю или чаще проводить силовую тренировку на все основные группы мышц — это приносит дополнительную пользу здоровью; меньше сидеть и лежать. Если у вас нет времени на полноценную тренировку, можно погулять в умеренном темпе в течение дня. Правильно питаться и ограничить алкоголь. Здоровая пища полезна для мозга и сердца. Для здоровья мозга рекомендуется есть достаточно фруктов, овощей и цельнозерновых продуктов. Выбирать в качестве источников белка нежирное мясо, рыбу, птицу без кожи и бобовые. Алкоголь рекомендуется ограничить, а лучше исключить — его безопасной дозы не существует. Заниматься умственной деятельностью. Мозг тоже нужно тренировать: разгадывать кроссворды; при вождении выбирать альтернативные маршруты; учиться играть на музыкальном инструменте.
Из-за чего бывают проблемы с памятью и что с этим делать
Точные способы, которыми травма вызывает нарушения памяти, не совсем понятны, но ряд факторов может сыграть свою роль. Любое нарушение памяти — реакция мозга на внешний раздражитель, болезнь, травму и прочее. Так как процесс старения не поддаётся контролю, врач-токсиколог поделился советами, которые помогут сохранить память до самых преклонных лет. Более выраженные расстройства памяти, поведенческих реакций развиваются при возрастной атрофии головного мозга или болезни Альцгеймера (по имени австрийского невролога,описавшего это заболевание в 1905г). В первую очередь врачу необходимо исключить какие-либо органические причины, повлёкшие за собой нарушение памяти. Так как процесс старения не поддаётся контролю, врач-токсиколог поделился советами, которые помогут сохранить память до самых преклонных лет.
Забыть совсем. Психолог назвал признаки проблем с памятью
Пережившие ковид — о проблемах с вниманием и памятью. Наравне с этим частые нарушения и потеря части памяти в пожилом возрасте считаются рядовым явлением. В клинике соматических заболеваний нарушения памяти и других когнитивных функций могут быть обусловлены дисметаболическими церебральными расстройствами. Причиной расстройства памяти раньше учёные считали гибель нейронов в результате разрушения этанолом, но сегодня доказано, что нарушения памяти у алкоголиков есть последствием влияния стероидов, которые делают невозможными связи нервных клеток. Если провалы в памяти появились на фоне неврологических симптомов (нарушение координации движений, мимики, тремор) показано КТ или МРТ.
Все публикации
Публичный конформизм. Когда мнение окружающих изначально повлияло на ответ, но потом испытуемый вернулся к начальному варианту. Устойчивая ошибка. Воспоминания замещаются ложными. Нет манипуляций.
Что по этому поводу думает психотерапия В отличие от нейробиологии в психологии всё происходит немного иначе. Основным механизмом ложных воспоминаний является когнитивный диссонанс, когда мы любую информацию воспринимаем и анализируем на основании предыдущего опыта. Здесь подразумевается вся психология в целом: ценности, убеждения, мораль, характер и т. Проще говоря, если что-то с чем-то не сходится, человек сам себе пытается объяснить произошедшее другими словами.
Например, при исследовании сект выяснились некоторые факты. Когда обещанный апокалипсис не происходил, одна половина поняла, что их обманули. Другая половина продолжала верить в идею, несмотря на ложь. В 1990-е годы Мавроди напрямую сказал с телеэкранов, что он всех обманул.
Однако многие не хотели этого признавать. У некоторых людей продолжал висеть портрет «великого комбинатора». То есть человек не хочет и не может принять правду. Воспоминания хранятся в нашей памяти в виде определённых схем-образов.
Они постоянно меняются и подгоняются под новую информацию. Таким образом, можно описать каждый механизм ложных воспоминаний: Инфляция воображения. Человек запоминает выдуманное событие как реальное. Отсортированные воспоминания смешиваются в кучу, и часто люди становятся жертвами стереотипов.
Например, в США первое подозрение падает на чернокожего. В начале 1990-х под влиянием американских и китайских боевиков наши соотечественники думали, что все азиаты владеют приёмами карате. Ретроспективное предубеждение. Сознание склонно воспринимать изначально предсказуемые результаты, то есть ту информацию, которая уже известна, но раньше человек сомневался в ней.
Ложное чувство знания или некритичное восприятие информации. То есть в голове всплывает какой-то образ, но кто или что это — тяжело вспомнить. Таким образом, СМИ, эзотерики и недопсихологи манипулируют сознанием. Они много раз повторяют одну и ту же информацию, пока человек не начинает в неё верить.
Конформизм памяти. Изменение памяти под влиянием социума. Эмоциональное искажение. Реальные события, которые окрашиваются новыми красками под влиянием эмоций или стресса.
Например, у психолога Ф. Шапиро был случай, когда клиентка искренне верила, что её изнасиловал дьявол. Однако оказалось, что её реально изнасиловали, но это был знакомый отца, надевший шапку с рогами. Как ложные воспоминания сказываются на работе Если не брать крайние случаи и патологии, ложные воспоминания не создают проблем.
Валери Ф. Рейна, исследователь в области психологии, считает, что с возрастом мы больше полагаемся на смысловую, чем на воспроизводительную, память. Форма запоминания позволяет нам принимать более безопасные решения и уменьшает степень риска. Этот феномен объясняет парадокс Алле, названный в честь экономиста и Нобелевского лауреата Мориса Алле.
Испытуемых ставят перед выбором — вероятность получить деньги и конечная сумма.
Что такое память и ее нарушение Благодаря ей у нас есть опыт, и человек является той личностью, какой его знают окружающие. Потеря памяти или ее нарушения доставляют большой дискомфорт личности.
Нарушение памяти в психологии — это довольно распространенное расстройство, которое приносит массу проблем человеку и, конечно же, ухудшает качество его жизни. Такое нарушение лежит в основе многих болезней психического характера. Основные виды расстройств памяти Выделяют два основных вида нарушения памяти человека.
Качественные дисфункции подразумевают путаницу в голове пациента, связанную с невозможностью отличить подлинные воспоминания от фантазий. Больной не понимает, какие события являются реальными, а какие плодом его воображения. Количественные дефекты отображаются в усилении или ослаблении следов памяти.
Существует огромное количество разновидностей нарушений памяти. Большинство из них характеризуется кратковременностью и обратимостью. Они могут быть вызваны такими банальными причинами, как переутомлением, частыми стрессовыми ситуациями, злоупотреблением лекарственными препаратами, а также алкогольными напитками.
Другие требуют серьезного подхода в лечении. Причины возникновения нарушений в памяти Что же это за причины, способные вызвать нарушение памяти? В психологии выделяют несколько таких.
Например, наличие у человека астенического синдрома, который сопровождается быстрой утомляемостью, истощением организма. Он может быть последствием черепно-мозговых повреждений, длительных депрессий, авитаминоза, алкогольной и наркотической зависимости. У детей расстройства памяти чаще всего являются следствием недоразвитости мозга, травмы головы физического или психического характера.
У таких детей появляются проблемы с запоминанием информации и ее последующим воспроизведением. Особенности памяти у детей таковы, что нарушения проявляются в основном в форме амнезии. Амнезия — выпадение отдельных воспоминаний.
На поле моего зрения опустился туман, вероятно вызванный усталостью сетчатки. Затем учитель произнес предложение, содержащее фразу «…запишите это…», из которой я запомнил только два слова. Мой загипнотизированный ум воспринял фразу буквально и слово «это» само написалось красивым курсивом и летало в серой дымке. Я проснулся и удивился, когда понял, что это замечательный пример гипнотического внушения. Галлюцинации исчезли сразу, а память об этом гипнотически насажденном событии все еще живет.
Многие люди помнят вещи, абсолютно не связанные с объективной реальностью. И эти воспоминания могут быть яркими». Носорогомышь Уилла это один пример. Такие воспоминания могут возникать из снов и кошмаров, также как и из галлюцинаций. Галлюцинации могут вызываться не только гипнотическим внушением, но также воздействием психоделических наркотиков, вроде ЛСД или Salvia divinorum, психическими расстройствами вроде шизофрении и мании, мистическим и религиозным переживанием, а также клинической смертью.
Иногда эти воспоминания полностью меняют людей, которые считают их абсолютно реальными. Как писал хорошо известный невролог Оливер Сакс, «галлюцинации, обычные или особенные, не имеют сверхъестественного происхождения; они часть нормального диапазона человеческого сознания и опыта». Это может случиться с каждым. Ведущий эксперт в сфере памяти Лофтус сама рассказала со слов своего дяди, что когда ей было 14 лет, она трагическим образом обнаружила мать, утонувшую в бассейне. Ужасные воспоминания вернулись.
Но потом дядя признался, что солгал, а родственники подтвердили: тело нашла тетя. Война за разум профессионала была проиграна. Плоть самых сильных солдат не более прочна, чем ваша, и ум может противостоять — или не может — внешним воздействиям аналогично. Ложные воспоминания и будущее Насколько эффективной будет имплантация памяти? По мере того, как будущее грядет, будут поддельные воспоминания отдыха на Марсе, и это вполне может стать на коммерческую основу, как отлично расписал Филип Дик в своей истории, которая позднее стала популярным фильмом «Вспомнить все».
Будут ли пропагандисты-политики переписывать историю страны непосредственно у вас в голове? Будут ли психотерапевты для нашего же блага имплантировать нам, например, воспоминания о том, что если переесть мороженого, то можно заболеть или растолстеть? Станет ли это нашим спасением? Будут ли электронные чипы, содержащие воспоминания курсов трудных предметов — языков, истории уже переписанной победителями , математики, физики? Будут ли имплантации в мозг или просто таблетки?
Такая активность стимулирует выработку нейротрофического фактора — биологически активных веществ, отвечающих за процессы нейрорепарации», — заверил невролог. Оценка качества и количества сна — обязательное условие для тех, кто хочет укрепить память, подчеркнул собеседник, как и отказ от легкодоступных углеводов и регулярного потребления кофе. О курении и токсичных дозах алкоголя тоже придется забыть. А если все эти шаги не приносят улучшений, нужно проконсультироваться с врачом. Ранее мы сообщали , что нарушения речи могут быть симптомом опасных заболеваний.
Куда опять подевались очки? Говорим о причинах ухудшения памяти
Соответственно, N может быть равным единице, двум, трем и т. Чем больше N, тем сложнее задача. Модель рабочей памяти по Алану Бэддели. Источник За время проводимых исследований Фил вырос и сам стал заниматься научными изысканиями. Он заинтересовался идеей проблем с рабочей памятью и изучил модель рабочей памяти, предложенную Аланом Бэддели. Поскольку дети с СДВГ показывали низкие результаты при решении аудиально-пространственной задачи на память, исследователи сделали вывод, что СДВГ вызван проблемами в развитии фонологической петли — компонента, ответственного за обработку вербальной и объектной информации.
Дальнейшее углубление в изучение проблем, возникающих в рабочей памяти при СДВГ, позволило обнаружить, что расстройство может быть связано с нарушением обмена нейромедиатора дофамина во фронтальной коре и проблемами мозжечка. А это означало, что если как-то повлиять на них, то можно избавить человека от данного синдрома. Фил был удивлен, выяснив это. Он уже знал, что рабочая память зависит в первую очередь от деятельности лобно-теменной сети. Однако, углубившись в исследования СДВГ, он убедился, что мозжечок, долгое время считавшийся исключительно двигательным центром нашего тела, также играет значительную роль в деятельности рабочей памяти.
Хотя обычно этой части мозга ученые не уделяли должного внимания. Таким образом, отчасти благодаря исследованию пациентов с СДВГ, ученые открыли еще одну зону, вовлеченную в рабочую память, — мозжечок. В то же время, изучая рабочую память, они смогли обнаружить возможные механизмы развития СДВГ — проблемы фонологической петли. Постепенно ему стало легче концентрироваться, общаться и учиться. Врачи узнали , что Фил, опираясь на научные данные, использовал для обучения другие педагогические форматы — преимущественно аудиальные и двигательные, которые позволяли не только тренировать фонологическую петлю, но и тратить энергию тела.
Вместе с тем он применял различные упражнения для развития рабочей памяти и внимания. Кроме того, Фил некоторое время работал с психологом Вайолет Оклендер. На занятиях она использовала успокаивающие виды деятельности, которые снимали психологическое напряжение: работа с глиной, песком, водой, пальчиковое рисование красками. В своей практике Оклендер применяла и работу с деревом строительство, моделирование — это помогало детям активировать кинестетику. Конечно, всё это время Фил принимал ряд лекарственных препаратов , которые позволяли контролировать активность нейромедиаторов мозга.
В итоге освобождение от синдрома дефицита внимания и гиперактивности стало следствием как психотерапевтических воздействий, так и лекарственных. Расстройства обучения Теперь Фил работает в школе: обучает детей с особенностями. И параллельно изучает их, пытаясь выявить проблемы рабочей памяти и их связь со способностью к обучению. К Филу приходит всё больше родителей, которые жалуются на школьные результаты своих детей. Удивительно, но, как правило, эти результаты не связаны с СДВГ, а тесты на интеллектуальные способности говорят, что дети смышленые и способны на многое.
Фил предположил, что у таких детей расстройство способности к обучению. Они почти ничем не отличаются от сверстников, однако им гораздо сложнее читать, считать и писать. Изучив литературу, Фил узнал о существовании 4 подобных расстройств: Дискалькулия — невозможность решать математические примеры. Дислексия — нарушение способности к овладению навыками чтения и письма фонемно-графическими знаниями. Дети с дислексией читают значительно медленнее сверстников и из-за этого почти не понимают смысла прочитанного.
Таким детям трудно осваивать формы слов и грамматические конструкции, у них возникают сложности с пониманием семантических конструкций, что может впоследствии вылиться в проблемы эмоциональной сферы. Это расстройство отличается от дислексии, хотя некоторые симптомы общие и обе проблемы могут сосуществовать. Дисграфия — нарушение способности осмысленно и правильно писать. Из-за названных проблем дети учатся хуже и медленнее. Успехи, которых они теоретически могли бы достичь, на практике оказываются значительно скромнее, чем ожидалось.
Эти дети получают средние и высокие результаты при выполнении интеллектуальных тестов, однако испытывают трудности с правильным произношением, быстрым чтением, написанием и подсчетами. Фил познакомился с известным исследователем Ли Свенсоном, который посвятил себя изучению расстройств рабочей памяти. Свенсон предположил, что и чтение, и письмо, и счет зависят от рабочей памяти. Логично , что ядром развития подобных расстройств также служит фонологическая петля, ведь все названные проблемы связаны с символами и словами. И чтение, и письмо требуют от человека удерживать в активной зоне памяти смысл, извлекать значения слов из долговременного хранилища, интегрировать их с получаемой информацией.
Всё это происходит в рабочей памяти. Основываясь на данном предположении, Свенсон разработал целый ряд тестов для рабочей памяти, с помощью которых можно диагностировать текущие или будущие проблемы с обучением. Одна из задач, которая часто использовалась учеными, — заполнение пропусков в тексте.
Теоретически она имеет неограниченную емкость и долговечность, хотя на практике это нормально - забыть давно неиспользуемую и не относящуюся к делу информацию. Провалы и нарушения памяти Не все нарушения памяти являются провалами, понимаемыми как потеря способности вспоминать конкретную информацию. Нарушение памяти — это более широкое понятие. Сюда также входят качественные расстройства памяти, при которых искажаются существующие воспоминания.
В некоторых условиях воспоминания бывают заменены ложными. То же самое происходит с некоторыми деталями воспоминаний при сохранении их общей структуры. Провалы в памяти — количественные расстройства, при которых доступ к самим воспоминаниям невозможен. Среди этих расстройств выделяют следующие типы: амнезия — неспособность вспомнить определенный период времени; экмнезия — восприятие воспоминаний как настоящего; гипомнезия — трудности с запоминанием; гипермнезия — чрезвычайно редкая способность запоминать каждое событие жизни, включая незначительные или обыденные детали. Кратковременная потеря памяти Легкие провалы кратковременной памяти иногда случаются у всех, независимо от возраста. Это забывание о повседневных обязанностях или неспособность вспомнить, что только что вы сделали.
К модально-специфическим нарушениям относятся нарушения зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти и др.
В отличие от модально-неспецифических расстройств памяти, которые наблюдаются при поражении I функционального блока мозга, модально-специфические нарушения памяти возникают при поражении разных анализаторных систем, т. II и III функциональных блоков мозга. При поражении разных анализаторных систем соответствующие модальные нарушения памяти могут проявиться вместе с гностическими дефектами. Однако нередко нарушения в работе анализаторной системы распространяются только на мнестические процессы, в то время как гностические функции остаются сохранными. Наиболее изученной формой модально-специфических нарушений памяти являются нарушения слухоречевой памяти, которые лежат в основе акустико-мнестической афазии. В этих случаях у больных нет общих нарушений памяти, как у описанной выше группы больных как и нарушений сознания. Дефект слухоречевой памяти выступает в изолированной форме.
В то же время у таких больных отсутствуют и четкие расстройства фонематического слуха, что указывает на возможность поражения только одного мнестического уровня слухоречевой системы. При оптико-мнестической форме афазии определенным образом нарушается зрительно-речевая память и больные не могут назвать показываемые им предметы, хотя их функциональное назначение им понятно и они пытаются его описать жестами, междометиями и т. У этих больных нарушены зрительные представления объектов, вследствие чего нарушен и рисунок, однако они не обнаруживают никаких собственно гностических зрительных расстройств, полностью ориентируясь в окружающем зрительном мире и его изображениях. В этих случаях также страдает лишь мнестический уровень работы зрительной или зрительно-речевой системы. Нарушения слухоречевой и зрительно-речевой памяти характерны лишь для поражений левого полушария мозга у правшей. Для поражения правого полушария мозга присущи другие формы модально-специфических расстройств памяти. В этих случаях нарушения слуховой памяти распространяются преимущественно на неречевой музыкальный слух - возникают явления амузии, в которых объединяются и гностические, и мнестические дефекты.
Нарушения зрительной памяти наблюдаются по отношению к конкретным невербализуемым объектам например, лицам - возникают явления агнозии на лица, в которых также объединены и гностические, и мнестические дефекты. Как специальные формы модально-специфических нарушений памяти, связанные преимущественно с поражением теменно-затылочных отделов правого полушария, возможны нарушения пространственной и цветовой памяти, протекающие на фоне сохранного пространственного и цветового гнозиса. Помимо двух основных типов амнезий, описанных выше, в нейропсихологии выделяется еще один тип мнестических нарушений, когда память страдает главным образом как мнестическая деятельность. Такого типа нарушения памяти, которые можно назвать псевдоамнезией, характерны для больных с массивными поражениями лобных долей мозга левой лобной доли или обеих лобных долей. Сама задача запомнить материал не может быть поставлена перед «лобными» больными, так как у них грубо нарушается процесс формирования намерений, планов и программ поведения, т. То, что больной «не принимает» задание, отнюдь не означает, что у него грубо нарушена память. Опыты показали, что на непроизвольном уровне память у этих больных может быть достаточно сохранной.
Так, если больному показать несколько картинок, он легко узнает их среди многих других при непроизвольном пассивном узнавании. Однако если ему дается инструкция произвольно запомнить какой-либо материал например, 10 слов , то активная мнестическая деятельность оказывается нарушенной. Больной в лучшем случае воспроизводит 3-4 слова из 10, несмотря на многократное повторение материала. Возникает «плато» в кривой воспроизведения материала, очень характерное для данной категории больных. Оно свидетельствует об отсутствии у них какой-либо стратегии, обдуманного плана запоминания материала. В то же время при чтении списка слов, в котором имеются и эти 10 слов, больной легко узнает почти все слова, так как в этом случае от него не требуется активного произвольного воспроизведения. Таким образом, в целом у больных с поражением лобных долей мозга непроизвольная память непроизвольное запечатление и непроизвольное узнавание лучше, чем произвольная; последняя, как и всякая другая произвольная психическая деятельность, у данной категории больных нарушена первично.
Нарушения памяти как мнестической деятельности имеют генеральный характер, распространяясь на любой материал: вербальный, невербальный, осмысленный, неосмысленный. Как уже говорилось выше, эти нарушения можно обозначить как псевдоамнезию, поскольку у «лобных» больных нет первичных нарушений следовых процессов, а страдает общая организация любой произвольной психической деятельности в целом.
Скроллинг лент новостей, постоянное отвлечение внимания, колоссальный объем цифровой информации и многозадачность обрушились на нашу «нейронную крепость», а в результате она оказалась домиком поросенка Ниф-Ниф», — отметил Говорин.
Чтобы улучшить память, считает эксперт, современному человеку необходимо соблюдать цифровую гигиену: проанализировать потребляемый контент и экранное время, делать длительные перерывы во взаимодействии с устройствами, отказаться от социальных сетей и просмотра коротких видео. Помогут и физические нагрузки в высоких пульсовых зонах — минимум 150 минут в неделю. Такая активность стимулирует выработку нейротрофического фактора — биологически активных веществ, отвечающих за процессы нейрорепарации», — заверил невролог.
Оценка качества и количества сна — обязательное условие для тех, кто хочет укрепить память, подчеркнул собеседник, как и отказ от легкодоступных углеводов и регулярного потребления кофе.
«Цифровое слабоумие»: невролог раскрыл, почему у молодежи все чаще возникают проблемы с памятью
На третьем этапе сохраняются разрозненные и очень скудные воспоминания, относящиеся, в основном, к детским годам жизни. Путаются события, даты, не узнаются родственники и знакомые, теряются воспоминания о самых важных эпизодах жизни. Не узнаются свои фотографии. Собственное изображение в зеркале принимается за облик незнакомого человека — симптом зеркала. Нарушены все виды ориентировки. Воспоминания далекого прошлого могут переживаться как происходящее в данный момент — экмнезия. Экмнезии, которые впервые выделил Питр 1882 , представляют собой яркие воспоминания прошлых событий, имевших место перед теми, которые подверглись амнезии.
Сумбаев указывает, что такая амнезия может быть обусловлена истерическими механизмами или постгипнотическим внушением. В острых психотических состояниях экмнестические воспоминания могут приобретать иллюзорно-галлюцинаторный характер. В настоящее время экмнезии отождествляются с конфабуляциями экмнестические конфабуляции , но это едва ли можно считать оправданным, если понимать под конфабуляциями вымыслы с характером воспоминания. Как видно, при прогрессирующей амнезии страдают все виды памяти кратковременная, промежуточная, долговременная. Прогрессирующая амнезия наблюдается при атрофических процессах, прогрессивном параличе, прочих грубо органических поражениях. Ретроградная амнезия.
Выпадение памяти на события, которые предшествовали состоянию измененного сознания, грубо органическому повреждению головного мозга, гипоксии например, самоповешение , развитию острого психотического синдрома. Амнезия может распространяться на различные по продолжительности отрезки времени — от нескольких минут, часов, дней до ряда месяцев и даже лет. Пробел памяти может быть стойким, стационарным, но во многих случаях воспоминания частично или полностью позднее возвращаются. В последнем варианте речь идет, очевидно, о нарушениях репродуктивной функции памяти. Впечатления, непосредственно примыкающие к началу болезненного эпизода, реже восстанавливаются в памяти, так как «короткая» память в период консолидации, как упоминалось, отличается высокой чувствительностью к повреждающим воздействиям. Восстановление памяти, если оно происходит, начинается обычно появлением воспоминаний о более отдаленных событиях и совершается в направлении ко все более свежим.
Реже последовательность восстановления следов памяти может быть иной. Мы наблюдали всего один случай, когда воспоминания возвращались в обратном порядке — от недавних по направлению ко все более отдаленным. Бехтерев описал особый, приступообразный вариант ретроградной амнезии, рассматривая его генезис в рамках эпилептиформного синдрома при сосудистой патологии головного мозга. Антероградная амнезия. Утрата воспоминаний о событиях, непосредственно следующих за окончанием бессознательного состояния или другого явного расстройства психики. Амнезия может распространяться на значительные промежутки времени, достигающие нескольких дней, месяцев, возможно, лет.
Идентификация антероградной амнезии встречает иногда большие затруднения, нередко она смешивается с фиксационной и конградной амнезией. Приведем поэтому соответствующее наблюдение. Больной совершил попытку самоубийства и с этой целью выбросился из окна четвертого этажа. По выходе из комы в течение месяца находился в состоянии спутанного сознания. По окончании психоза правильно вел себя в отделении, сообщал о себе необходимые сведения, правильно ориентировался в месте, времени, окружающих лицах, читал и рассказывал о прочитанном, не вдаваясь, правда, в детали. Из событий текущей жизни лучше помнил то, что время от времени повторялось.
Наблюдалась ретроградная амнезия на промежуток времени в пределах 4—5 часов, а также амнезия на период нарушенного сознания. Затем больной был переведен из психиатрической клиники в соматический стационар. По возвращении обратно выяснилось: он забыл, что находился ранее в психиатрической клинике, не узнавал обстановки, врача, персонал, больных, считал, будто оказался здесь впервые. Судя по этому наблюдению, в основе развития антероградной амнезии лежит блокирование механизмов, обеспечивающих перевод информации из «короткой» и промежуточной форм памяти в долговременную память. Антероградная амнезия может сочетаться с ретроградной, как это видно в упомянутом наблюдении,— антероретроградная амнезия. Конградная амнезия.
Выпадение памяти о событиях в окружающем и о собственном самочувствии на период нарушенного сознания. Амнезия может быть полной или тотальной, что характерно для сумеречного помрачения сознания, аменции, выраженной оглушенности. Частичная или фрагментарная амнезия обычно сопутствует делириозному, онейроидному помрачению сознания, легкой оглушенности. Выпадение памяти выявляется сразу по выходу из болезненного состояния либо наступает спустя некоторое время — отставленная или ретардированная амнезия. Утрата воспоминаний, относящихся к состоянию глубокого опьянения, сопровождающегося выраженной оглушенностью сознания, является одним из вариантов конградной амнезии. Конградная амнезия может сочетаться с ретро- и антероградной.
Механизмы ее развития, вероятно, связаны с разными причинами, в том числе и с нарушением вербализации внешних и внутренних впечатлений, вследствие чего они не включаются в словесно-логические структуры сознания. Алкогольная амнезия. Выпадение памяти на события, приуроченные к опьянению больных алкоголизмом. Отчетливых нарушений сознания в забытом периоде времени не наблюдается Короленко, 1973. При алкогольных амнезиях больные могут припоминать, как, будучи в опьянении, пытались запомнить или были уверены, что не забудут случившееся, но тем не менее амнезия наступала. Известны случаи, когда страдающие алкоголизмом лица забывают о впечатлениях периода опьянения, будучи трезвыми, но при повторном опьянении вновь могут о них вспомнить, — феномен разрывной памяти Д.
Феномен напоминает состояния альтернирующего сознания и тем самым наводит на мысль об истерическом его происхождении. Предвестником алкогольной амнезии является палимпсест, описанный в качестве специфического признака раннего алкоголизма К. Bonhoeffer 1904. Палимпсест соскоб означал в древности надпись на пергаменте со стершимися от его многократного сгибания и разгибания фрагментами текста. В конце минувшего, начале текущего столетия данный термин использовался криминалистами для обозначения полустертых надписей и рисунков в тюремных камерах. Алкогольные палимпсесты проявляются выпадением памяти на отдельные подробности или детали событий, происходивших во время алкогольного опьянения.
Транзиторные амнестические эпизоды. У лиц в возрасте от 45 до 70 и более лет описаны пробелы памяти продолжительностью от 1 до 24 часов. Указанные амнестические эпизоды рассматриваются как неэпилептические цереброваскулярные приступы, проявляющиеся в нарушении деятельности лимбических структур Frank, 1981. В отечественной литературе упомянутые выпадения памяти описаны под названием транзиторная глобальная амнезия Завилянский с соавт. Отмечается однократность таких провалов памяти у одного и того же пациента. Систематизированные системные амнезии.
Выпадение специализированных видов памяти на лица, цвета, запахи, символы, навыки. К данному виду амнезии относятся нарушения типа афазии, агнозии, апраксии. Моторная экспрессивная афазия характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей. Типичным является телеграфный стиль речи как и в ранней речи детей состоящей из коротких, в два, три слова фраз, составленных из имен существительных и глаголов , аграмматизмы, замена одних букв, слогов и слов другими литеральные и вербальные парафазии , их пропуски, смешения контаминации — «палалет» — составлено из «палата» и «туалет» , застревания персеверации. Страдает произвольная письменная речь, в то время как при списывании она сохранена лучше. В более тяжелых случаях моторной афазии нарушается письмо под диктовку.
Сенсорная афазия проявляется непониманием устной и письменной речи, поскольку нарушен фонематический слух — различение фонем, сходных по звучанию. Особенно плохо различаются близкие фонемы б-п, д-т и др. Больные многоречивы, их высказывания непонятны из-за аграмматизмов, парафазии. Нарушаются чтение, письмо. Амнестическая афазия проявляется забыванием нужных слов, например, названий предметов. Вместо этого пациенты показывают или описывают назначение и свойства предметов, действия, которые совершаются с ними.
Многоречивость сочетается с вербальными парафазиями, персеверациями. Письмо при списывании не нарушается. Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных фраз из-за неспособности идентифицировать грамматические формы, которые выражают отношения между понятиями. Например, пациент не видит различия между отцом брата и братом отца. Нарушения развития речи у детей обусловлены генетическими и в меньшей степени средовыми факторами. Нарушения речевого развития выявляется на этапах раннего детства и не связаны с неврологическими, сенсорными, умственными отклонениями, повреждениями артикуляционного аппарата.
Речевым расстройствам сопутствуют трудности в овладении чтением, письмом, сложности в общении, эмоциональные и поведенческие проблемы. Эйнштейн почти не говорил до трех лет. Специфическое расстройство развития речи может затрагивать разные ее стороны: во-первых, расстройство артикуляции речи, при котором затруднено использование звуков речи в норме оно достигается к 11 —12 годам : пропуски, искажения, подмены фонем, что приводит к сложностям в понимании речи детей окружающими, хотя невербальный интеллект детей остается в пределах нормы. К данному расстройству относят нарушения артикуляции, лепетную речь, дислалию, отклонения фонологического развития; во-вторых, это расстройство экспрессивной речи. Понимание речи не нарушено, не обязательны нарушения артикуляции, типично снижение уровня использования выразительной разговорной речи ограничение лексикона, замедление развития фразовой речи, трудности в подборе синонимов, синтаксические ошибки и др. Использование невербальных средств коммуникации не нарушено.
Возможны тем не менее затруднения в контактах, эмоциональные и поведенческие проблемы, иногда избирательная потеря слуха. Наконец, это могут быть расстройства рецептивной речи: неспособность реагировать на знакомые названия, следовать простым инструкциям, понимать грамматические конструкции. Нарушение узнавания предметов. При оптической агнозии предметы не узнаются, возможно, из-за выпадения адекватных программ исследовательских действий ощупывающих движений глаз. Зрение и цветовосприятие не страдают. Нарушение узнавания может касаться символов букв, цифр , рисунков, геометрических фигур.
О симультанной агнозии упоминалось нами ранее. Агнозия в отношении собственного тела определяется как соматоагнозия. Соматоагнозия выражается в неузнавании частей своего тела. Пациент не знает, например, где у него нога, рука, где левая и правая, верхняя или нижняя половина тела аутотопагнозия. Соматоагнозия у неврологических пациентов проявляется отрицанием факта паралича. Так, при синдроме анозогнозии Антона-Бабинского больной не осознает левостороннего паралича и обнаруживает «слепоту на свою слепоту» очаг поражения в правой гемисфере.
Мнимое ощущение дополнительных частей тела лишняя рука, голова и т. Бехтерева и П. Останкова — описана при поражении коры субдоминантного полушария. Прозопагнозией называют неузнавание лиц знакомых людей на фотографиях. Выпадение моторных навыков действий с предметами, жестов, выразительных актов, способности подражать действиям окружающих и выполнять движения по просьбам извне. При моторной апраксии пациент забывает характер действий, требуемых для выполнения задания.
При идеаторной апраксии страдает план, последовательность действий, которые нужно выполнить для достижения цели. Конструктивная апраксия проявляется в том, что пациент не может из отдельных элементов или частей воссоздать нужную целостную структуру составить фигуру, орнамент и др. Нарушения развития школьных навыков чаще встречается у мальчиков. Предполагают, что они связаны с биологической дисфункцией и присутствуют с первых лет обучения. Различают нарушения развития навыков чтения, письма, счета, смешанное расстройство школьных навыков, двигательных функций. При дислексии нарушены навыки чтения и понимание прочитанного На ранних этапах это трудности в пересказывании алфавита, в распределении по категориям звуков.
Позднее становятся очевидными пропуски, искажения и замены слов их частей , медленный темп речи, запинки и потери места в тексте, литеральные и вербальные парафазии, чтение в обратном порядке. Нарушаются также способности вспомнить факты и делать выводы из прочитанного, а чтобы это делать, дети используют скорее общие знания, чем то, что они узнали из конкретного рассказа.
Антероградная амнезия. Утрата воспоминаний о событиях, непосредственно следующих за окончанием бессознательного состояния или другого явного расстройства психики. Амнезия может распространяться на значительные промежутки времени, достигающие нескольких дней, месяцев, возможно, лет. Идентификация антероградной амнезии встречает иногда большие затруднения, нередко она смешивается с фиксационной и конградной амнезией.
Приведем поэтому соответствующее наблюдение. Больной совершил попытку самоубийства и с этой целью выбросился из окна четвертого этажа. По выходе из комы в течение месяца находился в состоянии спутанного сознания. По окончании психоза правильно вел себя в отделении, сообщал о себе необходимые сведения, правильно ориентировался в месте, времени, окружающих лицах, читал и рассказывал о прочитанном, не вдаваясь, правда, в детали. Из событий текущей жизни лучше помнил то, что время от времени повторялось. Наблюдалась ретроградная амнезия на промежуток времени в пределах 4—5 часов, а также амнезия на период нарушенного сознания.
Затем больной был переведен из психиатрической клиники в соматический стационар. По возвращении обратно выяснилось: он забыл, что находился ранее в психиатрической клинике, не узнавал обстановки, врача, персонал, больных, считал, будто оказался здесь впервые. Судя по этому наблюдению, в основе развития антероградной амнезии лежит блокирование механизмов, обеспечивающих перевод информации из «короткой» и промежуточной форм памяти в долговременную память. Антероградная амнезия может сочетаться с ретроградной, как это видно в упомянутом наблюдении,— антероретроградная амнезия. Конградная амнезия. Выпадение памяти о событиях в окружающем и о собственном самочувствии на период нарушенного сознания.
Амнезия может быть полной или тотальной, что характерно для сумеречного помрачения сознания, аменции, выраженной оглушенности. Частичная или фрагментарная амнезия обычно сопутствует делириозному, онейроидному помрачению сознания, легкой оглушенности. Выпадение памяти выявляется сразу по выходу из болезненного состояния либо наступает спустя некоторое время — отставленная или ретардированная амнезия. Утрата воспоминаний, относящихся к состоянию глубокого опьянения, сопровождающегося выраженной оглушенностью сознания, является одним из вариантов конградной амнезии. Конградная амнезия может сочетаться с ретро- и антероградной. Механизмы ее развития, вероятно, связаны с разными причинами, в том числе и с нарушением вербализации внешних и внутренних впечатлений, вследствие чего они не включаются в словесно-логические структуры сознания.
Алкогольная амнезия. Выпадение памяти на события, приуроченные к опьянению больных алкоголизмом. Отчетливых нарушений сознания в забытом периоде времени не наблюдается Короленко, 1973. При алкогольных амнезиях больные могут припоминать, как, будучи в опьянении, пытались запомнить или были уверены, что не забудут случившееся, но тем не менее амнезия наступала. Известны случаи, когда страдающие алкоголизмом лица забывают о впечатлениях периода опьянения, будучи трезвыми, но при повторном опьянении вновь могут о них вспомнить, — феномен разрывной памяти Д. Феномен напоминает состояния альтернирующего сознания и тем самым наводит на мысль об истерическом его происхождении.
Предвестником алкогольной амнезии является палимпсест, описанный в качестве специфического признака раннего алкоголизма К. Bonhoeffer 1904. Палимпсест соскоб означал в древности надпись на пергаменте со стершимися от его многократного сгибания и разгибания фрагментами текста. В конце минувшего, начале текущего столетия данный термин использовался криминалистами для обозначения полустертых надписей и рисунков в тюремных камерах. Алкогольные палимпсесты проявляются выпадением памяти на отдельные подробности или детали событий, происходивших во время алкогольного опьянения. Транзиторные амнестические эпизоды.
У лиц в возрасте от 45 до 70 и более лет описаны пробелы памяти продолжительностью от 1 до 24 часов. Указанные амнестические эпизоды рассматриваются как неэпилептические цереброваскулярные приступы, проявляющиеся в нарушении деятельности лимбических структур Frank, 1981. В отечественной литературе упомянутые выпадения памяти описаны под названием транзиторная глобальная амнезия Завилянский с соавт. Отмечается однократность таких провалов памяти у одного и того же пациента. Систематизированные системные амнезии. Выпадение специализированных видов памяти на лица, цвета, запахи, символы, навыки.
К данному виду амнезии относятся нарушения типа афазии, агнозии, апраксии. Моторная экспрессивная афазия характеризуется затруднениями в словесном выражении мыслей. Типичным является телеграфный стиль речи как и в ранней речи детей состоящей из коротких, в два, три слова фраз, составленных из имен существительных и глаголов , аграмматизмы, замена одних букв, слогов и слов другими литеральные и вербальные парафазии , их пропуски, смешения контаминации — «палалет» — составлено из «палата» и «туалет» , застревания персеверации. Страдает произвольная письменная речь, в то время как при списывании она сохранена лучше. В более тяжелых случаях моторной афазии нарушается письмо под диктовку. Сенсорная афазия проявляется непониманием устной и письменной речи, поскольку нарушен фонематический слух — различение фонем, сходных по звучанию.
Особенно плохо различаются близкие фонемы б-п, д-т и др. Больные многоречивы, их высказывания непонятны из-за аграмматизмов, парафазии. Нарушаются чтение, письмо. Амнестическая афазия проявляется забыванием нужных слов, например, названий предметов. Вместо этого пациенты показывают или описывают назначение и свойства предметов, действия, которые совершаются с ними. Многоречивость сочетается с вербальными парафазиями, персеверациями.
Письмо при списывании не нарушается. Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных фраз из-за неспособности идентифицировать грамматические формы, которые выражают отношения между понятиями. Например, пациент не видит различия между отцом брата и братом отца. Нарушения развития речи у детей обусловлены генетическими и в меньшей степени средовыми факторами. Нарушения речевого развития выявляется на этапах раннего детства и не связаны с неврологическими, сенсорными, умственными отклонениями, повреждениями артикуляционного аппарата. Речевым расстройствам сопутствуют трудности в овладении чтением, письмом, сложности в общении, эмоциональные и поведенческие проблемы.
Эйнштейн почти не говорил до трех лет. Специфическое расстройство развития речи может затрагивать разные ее стороны: во-первых, расстройство артикуляции речи, при котором затруднено использование звуков речи в норме оно достигается к 11 —12 годам : пропуски, искажения, подмены фонем, что приводит к сложностям в понимании речи детей окружающими, хотя невербальный интеллект детей остается в пределах нормы. К данному расстройству относят нарушения артикуляции, лепетную речь, дислалию, отклонения фонологического развития; во-вторых, это расстройство экспрессивной речи. Понимание речи не нарушено, не обязательны нарушения артикуляции, типично снижение уровня использования выразительной разговорной речи ограничение лексикона, замедление развития фразовой речи, трудности в подборе синонимов, синтаксические ошибки и др. Использование невербальных средств коммуникации не нарушено. Возможны тем не менее затруднения в контактах, эмоциональные и поведенческие проблемы, иногда избирательная потеря слуха.
Наконец, это могут быть расстройства рецептивной речи: неспособность реагировать на знакомые названия, следовать простым инструкциям, понимать грамматические конструкции. Нарушение узнавания предметов. При оптической агнозии предметы не узнаются, возможно, из-за выпадения адекватных программ исследовательских действий ощупывающих движений глаз. Зрение и цветовосприятие не страдают. Нарушение узнавания может касаться символов букв, цифр , рисунков, геометрических фигур. О симультанной агнозии упоминалось нами ранее.
Агнозия в отношении собственного тела определяется как соматоагнозия. Соматоагнозия выражается в неузнавании частей своего тела. Пациент не знает, например, где у него нога, рука, где левая и правая, верхняя или нижняя половина тела аутотопагнозия. Соматоагнозия у неврологических пациентов проявляется отрицанием факта паралича. Так, при синдроме анозогнозии Антона-Бабинского больной не осознает левостороннего паралича и обнаруживает «слепоту на свою слепоту» очаг поражения в правой гемисфере. Мнимое ощущение дополнительных частей тела лишняя рука, голова и т.
Бехтерева и П. Останкова — описана при поражении коры субдоминантного полушария. Прозопагнозией называют неузнавание лиц знакомых людей на фотографиях. Выпадение моторных навыков действий с предметами, жестов, выразительных актов, способности подражать действиям окружающих и выполнять движения по просьбам извне. При моторной апраксии пациент забывает характер действий, требуемых для выполнения задания. При идеаторной апраксии страдает план, последовательность действий, которые нужно выполнить для достижения цели.
Конструктивная апраксия проявляется в том, что пациент не может из отдельных элементов или частей воссоздать нужную целостную структуру составить фигуру, орнамент и др. Нарушения развития школьных навыков чаще встречается у мальчиков. Предполагают, что они связаны с биологической дисфункцией и присутствуют с первых лет обучения. Различают нарушения развития навыков чтения, письма, счета, смешанное расстройство школьных навыков, двигательных функций. При дислексии нарушены навыки чтения и понимание прочитанного На ранних этапах это трудности в пересказывании алфавита, в распределении по категориям звуков. Позднее становятся очевидными пропуски, искажения и замены слов их частей , медленный темп речи, запинки и потери места в тексте, литеральные и вербальные парафазии, чтение в обратном порядке.
Нарушаются также способности вспомнить факты и делать выводы из прочитанного, а чтобы это делать, дети используют скорее общие знания, чем то, что они узнали из конкретного рассказа. Позднее трудности спеллингования составление слов из букв становятся более глубокими, чем недостаточность чтения. Нарушениям развития чтения обычно предшествуют расстройства развития речи. При расстройстве спеллингования нарушена способность произносить слова по буквам и правильно писать слова. Предшествующее расстройство навыков чтения отсутствует. При нарушении развития навыков счета дефект касается вычислительных операций прибавления, вычитания, умножения и деления иногда лишь отдельных операций.
Нарушен счет пальцев синдром Гертсмана. Более абстрактные математические операции в геометрии и т. Нарушения развития двигательных функций проявляется угловатостью, медленным обучением ходьбе, бегу, — прыжкам, подъему и спуску по лестнице, трудностями в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, бросании предметов, плохом подчерке и мн. Часто выявляются симптомы стриарной недостаточности. Явления афазии, агнозии, апраксии и другие нарушения корковых функций алексия, акалькулия и др. В психиатрической практике они встречаются при атрофических процессах болезнь Пика, Альцгеймера, сенильная деменция, травматические поражения.
Мотивированная амнезия. Выпадение памяти на отдельные психотравмирующие события. Так, после неприятной сцены с Бабинским пациентка забыла его имя, внешность и все, что так или иначе было с ним связано. Пробелы возникают по механизмам вытеснения. В состоянии гипнотического сна, по преодолении сопротивления утраченные воспоминания могут быть восстановлены. Наблюдается у лиц с истерическими чертами характера, при неврозах.
Вытеснение психотравмирующих воспоминаний — явление чрезвычайно распространенное и среди здоровых индивидуумов; рассматривается как один из механизмов психологической защиты. Аффектогенная амнезия. Утрата воспоминаний о событиях, происшедших во время бурной эмоциональной реакции — аффекта. Выявляется по выходе из состояния патологического аффекта, обусловлена сужением сознания. Фактически является вариантом конградной амнезии.
Специальное изучение больных с корсаковским синдромом в клинике локальных поражений мозга показало, что в целом логика нарушений памяти у данной категории больных та же, что и у больных с поражением диэнцефальной области мозга, т. Больные иногда могли правильно воспроизвести 4-5 элементов ряда например, 4-5 слов из 10 после первого их предъявления. Однако достаточно было пустой паузы не говоря уже о гомо- и гетерогенной интерференции , чтобы следы «стирались». Здесь фактически наблюдалась та же картина, что и у больных с диэнцефальными поражениями мозга, но в более обостренном виде. В этих случаях следы еще в большей степени оказывались подверженными влиянию различных «помех». Это первая особенность нарушений памяти у данной категории больных. Вторая особенность связана с процессами компенсации дефекта. Клинические наблюдения показали, что при диэнцефальных поражениях запоминание материала улучшается, если больной особенно заинтересован в результатах исследования или если материал организуется в семантически осмысленные структуры. Таким образом, у этих больных существует определенный резерв компенсации дефекта. У больных с корсаковским синдромом этот резерв практически отсутствует. Повышенная мотивация или обращение к семантическому структурированию материала не приводят у них к заметному улучшению запоминания. Следует отметить, что у таких больных нередко наблюдаются и конфабуляции тонкие симптомы нарушения сознания , так что нарушения памяти протекают у них в ином синдроме. В целом, однако, это те же модально-неспецифические нарушения памяти, подверженной влиянию интерференции, как и у больных с диэнцефальными поражениями мозга. Следующая форма модально-неспецифических нарушений мнестической деятельности связана с поражением медиальных и базальных отделов лобных долей мозга, которые нередко поражаются при аневризмах передней соединительной артерии. В этих случаях возникают относительно узко локальные зоны поражения, что и позволяет изучать их симптоматику. Именно такая группа больных изучалась А. Лурия, А. Коноваловым и А. Подгорной для оценки роли медиальных отделов мозга в мнестических процессах. Базальные отделы лобных долей мозга сравнительно часто поражаются опухолями разной этиологии, что также дает возможность исследовать нейропсихологические проявления этих поражений. Нередко наблюдаются смешанные медиобазальные очаги поражения. У таких больных возникают нарушения памяти в целом также по модально-неспецифическому типу в виде преимущественного нарушения кратковременной памяти и повышенной интерференции следов. Однако, кроме того, нередко к этим нарушениям добавляются и расстройства семантической памяти, или памяти на логически связанные понятия. Они смыкаются с нарушениями сознания по типу конфабуляции, которые также нередко наблюдаются у таких больных, особенно в острой стадии заболевания. Расстройства семантической памяти проявляются прежде всего в нарушении избирательности воспроизведения следов, например в трудностях логического последовательного изложения сюжета только что прочитанного больному рассказа, басни или какого-либо другого логически связного текста , в легком соскальзывании на побочные ассоциации. В заданиях на повторение серии слов такие больные обнаруживают «феномен привнесения новых слов», т. Неустойчивость семантических связей у подобных больных проявляется не только в заданиях на запоминание логически связного материала словесного, наглядно-образного , но и при решении разного рода интеллектуальных задач на аналогии, определение понятий и др. У этой категории больных страдают и процессы опосредования запоминаемого материала например, с помощью его семантической организации , что также является особенностью нарушений памяти при медиобазальных поражениях лобных долей мозга. Ко второму типу мнестических дефектов, встречающихся в клинике локальных поражений головного мозга, относятся модально-специфические нарушения памяти. Эти нарушения связаны с определенной модальностью стимулов и распространяются только на раздражители, адресующиеся какому-то одному анализатору. К модально-специфическим нарушениям относятся нарушения зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти и др.
Это сахар, соленое и копчености. Поэтому следует ограничить их присутствие в меню. Регулярные тренировки памяти помогут восстановить утраченные функции и даже улучшат их качество. С этой целью можно учить стихи, пословицы, запоминать телефоны и номера машин. И, конечно, надо не забывать регулярно показываться врачу. Профилактические осмотры позволят вовремя заметить тревожные признаки. Остается еще добавить, что в нашей клинике используются только проверенные методы диагностики и лечения. У нас всегда доброжелательная атмосфера и комфортные условия, что помогает создать нужный настрой для продуктивного лечения. Материалы, размещенные на данном сайте носят информационный характер. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача. Согласие на обработку персональных данных.
Память, речь, внимание и их расстройства (когнитивные нарушения). Нарушение памяти
6 причин, почему память иногда подводит нас – HEROINE | Снижение памяти может сопровождаться качественными мнестическими нарушениями (парамнезиями), которые характеризуются ослаблением функции запоминания. |
Виды нарушений памяти - Нейропсихология (Психология) | Расстройства, которые обычно приводят к нарушению памяти, подразделяются на два типа. |
Плохая память: названа неожиданная причина | Проблемы с памятью, которые не связаны с серьёзными нарушениями головного мозга, испытывают сейчас около 10% населения. |
Виды нарушений (расстройств) памяти
У здоровых пожилых людей нет амнезии на текущие или прошлые события. Возрастные изменения памяти происходят в связи с ослаблением концентрации внимания и уменьшением скорости внимания на внешние события, что в свою очередь и приводит к недостаточности процессов кодирования и декодирования информации на этапах сохранения и воспроизведения. Поэтому эффективны методики заучивания для стимуляции внимания. В отличие от деменции нарушения памяти при доброкачественной старческой забывчивости не прогрессируют и не приводят к невозможности общения. Если постоянно заниматься научной деятельностью и тренировкой мозга, можно сохранить к пожилому возрасту хорошую память. Часто общие заболевания могут вызывать снижение памяти, причем некоторые лекарственные средства при длительном применении в больших дозах могут приводить к нарушениям памяти. Пожилые люди особенно чувствительны к психотропным препаратам, а наркотические анальгетики могут неблагоприятно воздействовать на внимание, память и интеллект.
При тяжелой депрессии происходят нарушения внимания и снижение памяти - это характерные когнитивные симптомы, очень похожие на симптомы с подкорковой деменцией. Бывают случаи, когда расстройство памяти имеет временный характер, когда человек полностью теряет память на какое-то время, при этом не выявляется каких-либо значимых расстройств функции памяти. Это может произойти при злоупотреблении алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, например, транквилизаторов и опия. Провалы в памяти могут случаться при эпилепсии, после припадка люди не помнят, что с ними произошло и при этом их сознание замутненное. В случае черепно-мозговых травм возможно возникновение амнезии кратковременной и более длительной посттравматической, которая характеризуется амнезией на текущие события продолжающейся нескольких дней после травмы у больного находящегося в полном сознании, в этом случае происходит нарушение консолидации следа в долговременной памяти. Воспоминания после амнезии возвращаются, но не всегда.
Сначала пострадавший вспоминает самые старые события, детство или ранние события жизни, но не всегда может вспомнишь воспоминания произошедшие перед несчастные случаем. К сожалению способов профилактики амнезии не существует. Но следует знать, что вовремя начатое лечение в значительной степени ускоряет процесс возвращения памяти. Если имели место физическая травма или эмоциональный шок, следует немедленно обратиться к врачу, что поможет уменьшить вероятность развития диссоциативных расстройств. При амнезии, связанной с психологическими факторами, применяют психотерапию, гипноз и такие лекарственные средства, как пентотал или амитал натрия. При сотрясении мозга память может постепенно восстанавливаться, однако тяжелые повреждения иногда приводят к стойкой ее потере.
Описание Амнезия подразделяется на частичную или полную, временную или постоянную.
Существенно возросло количество диагностируемых ментальных заболеваний, а также обращает на себя внимание появление новых форм проблемы. Начиная с 2009-2010 годов врачи и специалисты по нейронаукам заметили резкий рост функциональных нарушений памяти и внимания, в том числе среди молодых и относительно здоровых людей», — сообщил собеседник интернет-издания «Подмосковье сегодня». В попытке объяснить такое положение дел, добавил он, были проведены исследования, которые выявили связь между когнитивными нарушениями и временем взаимодействия с цифровыми устройствами. Таким образом, возникла новая пандемия, которая зовется некоторыми авторами «цифровым слабоумием». Скроллинг лент новостей, постоянное отвлечение внимания, колоссальный объем цифровой информации и многозадачность обрушились на нашу «нейронную крепость», а в результате она оказалась домиком поросенка Ниф-Ниф», — отметил Говорин.
В целом ее причины разделяются на психологические или органические.
Если причина психологическая, амнезию называют психогенной; она является симптомом диссоциативной реакции, при которой представления больного о самом себе и прошлом опыте отделяются от основного потока сознания. Органические причины включают как повреждения головного мозга, например, сотрясение, так и его морфологические изменения, вызываемые, например, склерозом артерий. Амнезия может сопровождать также некоторые виды эпилепсии, афазии или шизофрении. Существует четыре вида амнезии, различающиеся характером и степенью потери памяти. При антероградной амнезии память страдает таким образом, что больной не помнит ничего из того, что произошло после начала заболевания, но хорошо помнит все, что было до этого. Ретроградная амнезия характеризуется тем, что больной не может вспомнить прошлых событий или сведений, но помнит все случившееся после возникновения амнезии. Такой вид амнезии часто наблюдается после сотрясений мозга.
При парамнезии память искажает хорошо знакомые факты и сведения. Четвертый вид амнезии обозначается как реакция бегства, или как состояние психогенного бегства. Это диссоциативное нарушение, при котором больной забывает всю свою прошлую жизнь и кто он есть, утрачивает свою идентичность, он может даже начать новую жизнь в совершенно ином окружении. Обычно это вызывается тяжелым эмоциональным шоком или личными переживаниями и длится иногда довольно долго. Потеря памяти иногда служит для сохранения психики человека, при информации от которого у человека может остановится сердце и не смог бы пережить. Но есть случаи, от которого человеку не позавидуешь. Вот человек успешный, нет у него в жизни проблем, имеет властную должность, и вдруг он начинает страдать болезнью потери памяти.
Во всех случаях амнезии наблюдаются нарушения на различных стадиях запоминания, кодирования, сохранения и извлечения информации. Другие мозговые функции при этом могут быть ненарушены, и поведение человека остается прежним как в его здоровой жизни. Позже выяснилось, что корсаковский синдром может быть не только у алкоголиков. Он встречается также при других диффузных поражениях мозга. Причинами могут служить многие причины, например, голодание, опухоли, травмы, нарушения мозгового кровообращения.
Лекарственная терапия назначается в соответствии с выявленной органической причиной амнезии. Следует помнить, что универсальной таблетки для памяти не существует. Есть конкретная причина, которая привела к амнезии и соответственно этой причине должно быть подобрано индивидуальное лечение. Какой врач вам поможет:.
Лекция 7 Нарушения памяти
Так что синдромы нарушения памяти представлены в психологии достаточно широко. Точные способы, которыми травма вызывает нарушения памяти, не совсем понятны, но ряд факторов может сыграть свою роль. Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. Пережившие ковид — о проблемах с вниманием и памятью.
Забыть совсем. Психолог назвал признаки проблем с памятью
Так что синдромы нарушения памяти представлены в психологии достаточно широко. Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Ученые предполагают, что подобное — не случайность и что существует корреляция: чем лучше память у страдающих гипертимезией людей, тем они более подвержены обсессивно-компульсивным расстройствам. Возможность избирательного выключения кратковременной памяти без нарушения долговременной и избирательного воздействия на долговремен-ную память в отсутствие каких-либо нарушений краткосрочной памяти обычно рассматривается как свидетельство разной. Кратковременная потеря памяти, если она не вызвана неврологическим расстройством, при грамотной коррекции устраняется довольно быстро. Зачастую, слабость нарушение памяти указывает на многочисленные эндокринные заболевания.