Многие считают, что православные празднуют рождество 7 января, а католики — 25 декабря.
Традиции и запреты Рождества 2024: почему нельзя гадать на Святки
Рождество Христово — один из главных православных господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи. В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. Рождество Христово – 1) Важнейшее историческое событие, состоявшее в рождении от Пречистой Девы Марии Господа Иисуса Христа; 2) Один из двунадесятых Праздников, отмечаемый Церковью в честь рождения Господа Иисуса Христа. Рождество Христово отмечают 7 января: эта дата установлена в Трудовом кодексе и других законах. 7 января 2024 года в России отмечают праздник Рождества Христова, день появления на свет Спасителя. О том, какого числа Рождество Христово в 2023 году, что это за праздник и какие у него традиции, — в материале
Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать
В Рождество Христово церковная служба Божественная литургия начинается с ночи шестого января и соединена с всенощным бдением. С 8 по 18 января продолжаются Святки - дни особой радости и ликования по случаю прихода в мир Спасителя.
А потом верующие с песнопениями поднимаются на ближайший холм, где совершается Литургия.
Затем люди угощают друг друга кусочком цыплёнка с пряностями. Есть в Эфиопии и свой Иерусалим — город Лалибэла. Тысячи паломников отправляются туда на Рождество, чтобы помолиться в церквях, построенных в скалах.
В Венесуэле рождественским утром улицы столицы Каракаса перекрываются, чтобы автомобили не помешали людям на роликовых коньках добраться до церквей. При этом процессия сопровождается громкими выкриками «Иисус родился! У австрийцев в предрождественскую пору, если верить их старинной легенде, можно встретить не Святого Николая он у них исполняет роль Санты , но и Крампуса.
Он — антагонист, который всячески мешает доброму волшебнику раздать хорошим детям подарки. Более того, непослушных детей Крампус забирает в свою пещеру, где они становятся его ужином. Однако австрийские мальчишки и девчонки нашли способ защитить себя.
Они сами превращаются в Крампусов, надевая соответствующий наряд и маску. В Норвегии принято считать, что в канун Рождества из своих пещер вылезают различные ведьмы, злые духи и другая самая разнообразная нечисть. Они прилетают на мётлах в города и сёла, чтобы испортить людям праздник.
Однако норвежцы нашли способ справиться со злодеями. Они просто прячут «транспортные средства» нечисти. Традиции Рождества в России Русские традиции празднования Рождества включали в себя самые разнообразные действа.
Например, люди наводили тщательный порядок в своих домах. Затем мылись в бане, надевали новую одежду. Считалось, что это может повлиять на урожай.
Во время завтрака старались не пить простую воду. По поверью, человек, который выпил воды в рождественское утро, потом всё лето будет испытывать сильную жажду. И ещё люди не работали.
В Рождество запрещалось плести, шить и заниматься любым другим физическим трудом. В старину в рождественский сочельник стол сначала покрывали соломой, а сверху стелили скатерть. На соломе потом гадали: вытаскивали первую попавшуюся веточку; если она окажется длинной, можно рассчитывать на хороший урожай, а если короткой — жди беды.
Кроме этого, в сочельник люди обматывали ножки стола верёвкой, чтобы домашняя скотина не убегала. А девушки гадали на женихов. Вариантов было множество.
Одни бросали валенок, чтобы выяснить откуда придёт жених. Другие — снег против ветра. Считалось, если он падал со звуком, то муж будет красавцем, если беззвучно — стариком или больным.
Рисунок П. Каверзнева, 19-й век. Чаще всего, быков, коров, овец и другую домашнюю скотину.
Это было праздничным подарком для родных. Одним из самых популярных обрядов рождественских дней являлся обычай колядования. Накануне праздника и в Святки ряженые ходили по домам, пели песни и колядки-пожелания, а взамен получали угощения.
В деревнях также был распространён обычай сожжения соломенного стога, который сооружали во дворе. Семья молча смотрела на огонь и ждала, пока солома полностью сгорит. Считалось, что в эти минуты у костра собирались умершие предки, чтобы погреться.
И потом они способствовали урожаю. Существовала ещё традиция оставлять за забором немного еды для диких зверей. Считалось, что тогда волки и другие хищники не станут охотиться на домашнюю скотину.
Что же касается наших дней, то Рождество принято праздновать дома. Но каких-то особенных традиций нет. Разве что трансляция праздничного богослужения по федеральным каналам.
Показывают великое повечерие, утреню и Литургию из храма Христа Спасителя. Традиции католического Рождества Как для православных, так и для католиков Рождество является одним из самых важных религиозных праздников. Отмечается оно масштабно, с размахом.
Если у православных Рождеству предшествует строгий пост, то у католиков за четыре воскресенья до события начинается особый период — Адвент. Это время, когда верующие люди читают особую молитву, посещают костёл, ограничивают себя в еде, чтобы очиститься душевно. Дни с 20 по 24 декабря в Европе и США называют предпразднеством.
В это время люди в своих домах устанавливают ели, наряжают их. Дворы и фасады украшают гирляндами, а на входные двери вешаются венки. По сложившейся традиции, главными цветами католического Рождества являются красный и зелёный: первый символизирует пламя в домашнем очаге, второй — вечнозелёную ель.
Этот день верующие люди проводят в кругу семьи и соблюдают наиболее строгий пост. Они могут отказаться не только от еды, но и воды. Исключение делается только для сочива — чечевичной, рисовой или пшеничной каши с мёдом, орехами или маком.
В этот день в церквях проводят мессы, устанавливают вертепы с яслями, фигурками Христа, Богоматери и других библейских персонажей. Как только в небе загорается первая звезда, пост заканчивается. Верующие люди отправляются в храмы, чтобы поприсутствовать на праздничном богослужении.
Затем католики возвращаются домой и собираются за столом, чтобы поужинать. Традиционно на рождественском столе представлено двенадцать постных блюд. Первым делом отец или самый старший представитель семейства разламывает хлеб, и даёт кусочки домочадцам.
В некоторых семьях за столом специально оставляют одно свободное место — в память о близких, которые не могут быть рядом. В католических странах сохранилась и традиция рождественского колядования. Перед праздником дети и подростки обходят дома соседей, поют песни и желают благополучия.
А взамен хозяева угощают их различными сладостями и жареными каштанами. Причём это не обязательно что-то масштабное и дорогое. Часто люди дарят друг другу безделушки, поскольку важен не сам презент, а именно внимание.
Рождество у протестантов тоже празднуется 25 декабря. Поэтому они, как и католики, дарят друг другу подарки. Также в западных странах сохранилась традиция праздничных ярмарок.
Там артисты устраивают различные красочные представления, торговцы предлагают яркие сувениры и разнообразную еду. Причём меню в разных странах отличатся. Например, в Австрии торгуют классическими венскими вафлями.
А во Франции можно попробовать яблоки в карамели. Традиционными напитками ярмарки являются пунш и глинтвейн. У католиков есть несколько символов Рождества.
Изготавливают из еловых ветвей. Его кладут на поднос или специальное большое блюдо, а внутри устанавливают четыре свечи. В давние времена они зажигались поочерёдно в каждое воскресенье Адвента.
Начинается 1 декабря, а завершается 25 числа. Он состоит из окошек с датами, за которыми находится какой-либо мелкий подарок. Адвент-календари могут быть разных цветов, размеров и форм.
По традиции, их дарят не только детям, но и взрослым. Обычно они красного цвета, но бывают и исключения. По давней традиции, их вешают над камином или возле детской кровати.
Если подарок не помещается в носок или чулок, то Санта может оставить его под ними или же положить под ель. Одно из главных украшений дома. Рождественский венок обычно изготовляется с использованием веточек вечнозелёного растения.
А потом его вешают на входную дверь. Ещё омелой украшают дверные проёмы. Рождество у мусульман В мусульманских странах отношение к христианскому Рождеству зависит от многих факторов.
Например, в Саудовской Аравии этот праздник официально запрещён. Правда, табу наложено и на все торжества любых, кроме ислама, религий. Саудиты в этом последовательны.
А в Иране Рождество тихо и спокойно празднуется местными христианами ассирийцами и армянами , а их друзья-мусульмане могут прийти в гости и поздравить. Традиции обмена подарками нет, но дети обязательно должны встречать праздник в новой одежде. В Турции и Ливане к Рождеству относятся терпимо, поскольку эти государства, хотя и являются мусульманскими, но позиционируют себя как светские.
Зерно - символ воскресшей жизни, мед — здоровье и сладкая жизнь. По давним поверьям, чем богаче и сытнее кутья, тем лучшим будет урожай и достаток в семье. По церковным правилам, разговляться следует после того, как закончится рождественская литургия. Что касается вкушения пищи только после появления первой звезды — это народная традиция. Это последний день поста и есть традиции — не вкушать до первой звезды. Стол с рождественскими блюдами на Руси раньше украшали соломой или пучком сена — в честь яслей, в которых нашли младенца Иисуса. На рождественском столе по традиции должно быть 12 постных блюд — по числу апостолов. Каждому полагается съесть хотя бы одну ложку сочива — чтобы жизнь была благополучной, а здоровье — крепким.
Так же на стол ставятся постные супы и салаты, рыбные блюда, постные вареники и голубцы например, с картошкой или грибами , овощные рагу, соленья. А уже 7 января, после праздничного богослужения, рождественский стол должен быть богат мясными блюдами.
Известно, что именно там было оказано наибольшее сопротивление установлению декабрьского праздника. В середине V столетия патриарх Ювеналий 424—458 , вернувшись в Иерусалим после Халкидонского Собора, ввел здесь на короткий срок празднование Рождества 25 декабря — причем с ориентацией не на латинский, а на византийский канон. Однако в скором времени Иерусалимская Церковь вернулась к прежнему обычаю, который, в частности, подтверждается грузинской версией Иерусалимского лекционария конца V века, где говорится о праздновании Рождества и Крещения в Святом городе в один день — 6 января, а также данными, извлекаемыми из двух известнейших агиографических произведений Кирилла Скифопольского VI в. Сославшись на Евангелие от Луки Лк 1: 26—56 , Юстиниан привел также ряд авторитетных мнений отцов: святителей Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, а также текст под именем блаженного Августина Иппонского, пытаясь убедить своих адресатов принять отдельный праздник Рождества. Эти рекомендации, однако, были исполнены уже после смерти Юстиниана.
Праздник в православном богослужении Рождество Христово. Фреска монастыря св. Павла, Афон. Ru День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам — Господским и непереходящим. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства 20—24 декабря и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря. Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды».
Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков [5]. Нужно сделать краткие комментарии по поводу рождественского поста. Он ведет свое начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься святых таин. Но благочестивое стремление к подвигу поста не ограничивалось одним днем. Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным. Некоторые же христиане увеличивали пощение до недели и даже до 21 дня. А затем стали поститься, как и в Великий пост, в течение 40 дней, то есть с 14 ноября.
Такой срок встречается уже в Ипотипосисе преподобного Феодора Студита [6]. Хронологическая нестабильность рождественского поста была преодолена патриархом Лукой Хризовергом 1156—1169 , когда было установлено, чтобы все христиане постились перед праздником Рождества Христова 40 дней. Святоотеческая экзегеза праздника Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может.
Праздник в западной традиции Для западной традиции принципиально, что верующие поминают событие Рождества, но все же празднуется то, что из этого происходит, то есть величается Рожденный тогда из перспективы нынешнего времени. По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I, в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [8]. Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа. Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря.
Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова. Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа Лк. За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается Лк. За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна 1: 1—18. К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф.
В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством.
Правила комментирования
- Иконография
- Как правильно провести 7 дней Рождества: что можно, а что нельзя
- Православные верующие празднуют Рождество
- История празднования Рождества в России
- Что такое Рождество Христово и как правильно отметить этот православный праздник. Простыми словами
Двунадесятые праздники: что это означает и когда отмечаются
Рождество — семейный праздник, когда родные собираются за столом, наслаждаясь вкусными блюдами. Важно помнить о постепенном выходе из поста, избегая излишеств. Переедание не только противоречит христианским учениям, но и может нанести вред здоровью. Что нельзя делать в Рождество Христово? Отказываться в помощи нуждающимся и проявлять малодушие к гостям в праздничные дни — недопустимо. При этом не рекомендуется утруждать себя тяжелой работой, за исключением готовки, ведь традиционно в этот день на стол подают 12 блюд. Согласно преданиям, в Рождество не стоит выносить мусор, надевать старую одежду и одалживать деньги, так как эти действия могут привести к неудачам и финансовым трудностям.
Метель и вьюга обещает богатый урожай пшеницы и удачный сезон для пасечника. Солнечная погода — богатый сезон на грибы и ягоды. Рождество Христово в 2023 году: что можно и нельзя делать В Рождество Христово нельзя заниматься шитьем и делами по дому. Не убирайтесь и не пытайтесь менять что-то в доме. Не стирайте белье и не подметайте жилье. Считается, что если день в Рождество провести в уборке, то весь год пройдет без отдыха. Отдохните и посвятите день семье. Также не рекомендуется занимать деньги и брать в долг. Это может предрекать сложные финансовые трудности. Рождество Христово в 2023 году: как правильно отмечать В день празднования Рождества Христова в память об усопших в доме ставят свечи и поминают их кутьей. Кашу едят за праздничным столом, а часть ставят на подоконник для душ умерших. Уборку обычно делают перед праздником, так как в день Рождества Христова это делать не рекомендуется. В Рождество Христово полезно провести время с близкими, сходить к друзьям. Рождество Христово в 2023 году: что лучше подарить Главным получателем подарков в день христианского праздника считается ребенок. Согласно писаниям, даря подарки детям на Рождество Христово, человек отдает день Христу.
В Сочельник 6 января принято готовить сочиво из риса или вареной пшеницы с медом. По традиции, в этот день православные не едят до первой звезды. Богослужения Празднование Рождества Христова совершается в ночь на 7 января. Ровно в полночь в храмах начинается богослужение. Около храмов и церквей устанавливаются рождественские вертепы с фигурками Святого Семейства, а также ангелов, волхвов и животных. В этот день читается молитва "Царю Небесный". Эта молитва не читается только в период от Пасхи до Пятидесятницы и ей открываются многие богослужения, а не только праздничные. Далее идет ектенья и гимн "С нами Бог". Этот гимн напоминает нам о пророке Исайе, который за 700 лет до Рождества Христова возвестил о пришествии Спасителя мира, рожденного от Девы. Он описал события Его земной жизни, смерть и воскрешение", — сообщается на портале "Правмир". Далее идет песнь Симеона Богоприимца, которая говорит о принесении Христа в Иерусалимский храм, которое традиционно совершалось на 40-й день жизни. Кроме того, на праздничном богослужении в Рождество поется ирмос — заголовок Рождественского канона. В каноне девять песен, начало девятой песни ирмос — это нить, связывающая Ветхий Зовет с Новым Заветом. Многие проповедники не могут подобрать слов, чтобы передать суть тайны Рождения Христа. Богослужение проходит на церковно славянском-языке. Гимнография Древней Руси и Византии огромна. Как мы знаем, все богослужения идут по суточному кругу. Накануне праздников утреннее и вечернее богослужение сливается в одно "всенощное бдение". Такие богослужения бывают всего лишь дважды в году — на Рождество и на Пасху. В Русской Православной Церкви проходит Патриаршее рождественское богослужение, когда Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к пастве", — сказано в материале. Утреня Рождества поется ночью. Верующие считают, что в эту ночь слышно Ангельскую песнь: "Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение". Христиане благодарят Бога за спасение. Звучит также полиелей, стихи из этих псалмов прославляют милость Господа. Далее идет величие — краткое песнопение, славящее Бога. Антифоны подражают хору Ангелов, славящему Господа. Названия обращаются к способу исполнения этих песнопений. Так Антифоны поются попеременно.
Другие же историки утверждают, что это произошло потому, что Секст Юлий Африканский, римский христианский историк, связал зачатие Иисуса с 25 марта. Через девять месяцев после этого дата будет 25 декабря. Римский фестиваль Сатурналий, посвященный римскому богу Сатурну, также приходится на 25 декабря. Сатурналии отмечались украшением домов зеленью, огнями и обменом подарками. Римская церковь официально начала праздновать Рождество 25 декабря, когда христианство стало официальной религией Римской империи, а Папа Юлий I объявил 25 декабря праздником в 4 веке нашей эры. Где празднуют православное Рождество? Рождество в Коптской православной церкви, Египет. На Ближнем Востоке и в Эфиопии также проживает значительное количество православных христиан. Православное христианство — наиболее распространенная форма христианства на Ближнем Востоке, большинство из которых проживает в Египте и Ливане. По оценкам, 10-15 миллионов египтян являются христианами, подавляющее большинство которых принадлежит Коптской православной церкви. Как возникло январское православное Рождество и всегда ли оно 7 января? Православное Рождество - вертеп.
Сколько дней празднуют Рождество Христово в 2023 году
В Советском Союзе праздник Рождество Христово находился под запретом, его нельзя было отмечать. Православный праздник Рождество Христово в 2024 году является в России официальной праздничной датой, дополнительным выходным днем. Католическое Рождество отстоится от православного Рождества Христова на тринадцать дней: католики празднуют Рождество 25 декабря, а православные — 7 января. Нередко можно услышать, что Рождество, отмечаемое 7 января, называют православным, а празднуемое на 13 дней раньше, 25 декабря, — католическим.
Когда в 2024 году в России будут праздновать православное Рождество?
В 1920-х годах религиозные праздники, в том числе Рождество, искоренялись атеистическим государством [4] [5]. Однако в ежегодных российских календарях вплоть до 1929 года церковные даты, включая Рождество, были помечены в разные годы либо как праздники, либо как дни отдыха, то есть были нерабочими днями. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово [7]. С этим запретом отменялась и рождественская ёлка, которая стала называться «поповским» обычаем [8]. В 1935 году в результате неожиданного поворота государственной политики рождественские традиции были приняты как часть светского празднования Нового года 1 января. С тех пор «рождественская ёлка» в современной России устойчиво воспринималась как «новогодняя».
Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. В 1937 году на встрече Нового года в московском Доме Союзов в качестве спутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка — русский сказочный персонаж, уже не связанный с праздником Рождества [10]. Сам праздник Рождества отмечался 7 января, в соответствии с православным календарём. Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём [11]. Уже 7 января 1991 года было нерабочим.
В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года или накануне и продолжаются до Бабьих каш.
Тогда на небе засияла Вифлеемская звезда. Следуя за ней, к новорожденному Христу пришли волхвы и принесли ему золото, ладан и смирну. Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть смирной помазывали умерших. Вифлеемская звезда сразу стала важным символом, но сам праздник Рождества появился несколько позже. До IV века в восточных и западных церквях Рождество объединяли с праздником Крещения и отмечали 6 января. В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская и ряд других церквей празднуют Рождество 7 января.
Хотя еще в 1699 году Петр I повелел приносить в дом к празднику сосновые, еловые и можжевеловые ветви, вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и день новолетия, по примеру всех христианских народов, отмечать не 1 сентября, а 1 января. Но после смерти императора его рекомендации соблюдали не слишком аккуратно: на протяжении всего XVIII века перед праздником с помощью хвойных деревьев и веток украшали только питейные заведения по елкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутых у ворот, было легко их опознать. Больше нигде ели к празднику не появлялись. Впрочем, приказ Петра I касался больше украшения улиц столицы тогда еще Москвы , а не интерьера. Идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии: сначала там ели украшали яблоками, свечами и шестиконечной звездой. Позже для украшения стали использовать искусственный декор, сладости и орехи. В 1830-е годы елки появились в домах петербургских немцев, а к 1852 году их стали наряжать повсюду. К концу XIX века елки превратились в главное украшение и городских, и деревенских домов, а к началу XX века стали обязательным атрибутом зимних праздников.
В 1916 году, когда еще шла Первая мировая война, Святейший синод запретил рождественскую елку как вражескую затею. А пришедшие немногим позже к власти большевики продлили этот запрет как, впрочем, и на остальные религиозные торжества.
От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, подставили к елке стулья и стали ее убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные веревочки. За работой дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с измятым бантом на локоть, не заснула у стола" Алексей Толстой "Детство Никиты". Но не только елка, моду на которую ввела великая княгиня Александра Федоровна, жена будущего императора Николая I и дочка кайзера Фридриха Вильгельма III, была обязательным атрибутом праздника. Все знали: на Рождество - пир горой!
К нему тоже готовились загодя. Запахи поднимали дом, как волны корабль. Одним глазком, в приоткрытую дверь, мы видели горы тарелок парадных сервизов, перемываемых накануне, десертные китайские тарелочки, хрустальный блеск ваз, слышали звон бокалов. Несли на большом блюде ростбиф с розовой серединкой, черную паюсную икру. Ноздри ловили аромат "дедушкиного" печенья". Обязательным блюдом Рождественского стола была свинина - дома побогаче готовили поросенка целиком. В народе считали: велено свинину есть на Рождество в наказание! Иисусу Младенцу не давала спать в яслях - хрюкала. Потому и называется - свинья!
В домах побогаче фаршировали птицу, пекли особые пряники в форме козы или коровы - козули - символ животных, которые в хлеву своим дыханием согревали Младенца Христа. Рождественской трапезой в обязательном порядке делились - отправляли в малоимущие дома, тюрьмы, больницы. После праздничного обеда Рождественские постановки, колядки - неизменные спутники праздника и в простых, и в дворянских домах. И подарки, подарки, подарки. Скопидомничать на Рождество нельзя, считали наши предки. Быть скупым на Рождество - не просто стыдно, грех. Народ был убеждён: "Дающий бедному дает взаймы Господу", "Давайте, и воздастся вам, какою мерою мерите, такою же отмерится".
Ru Историко-литургические истоки праздника Рождества-Богоявления приоткрываются в связи с внутренними причинами установления его даты. Она вычислялась, во-первых, путем прибавления определенного числа дней к дате Благовещения, почти совпадавшего с Пасхой, и, во-вторых, через отождествление дня пришествия в мир Христа Спасителя, второго Адама, со днем творения Адама первого. Оба соответствия были тесно связаны с особенностями древней иудейской традиции, отчасти унаследованной христианами [2]. Древние иудеи обращали внимание не столько на рождение праведника, сколько на его кончину, становившуюся отправной точкой не только для грядущей вечности, но и для определения начала жизни святого человека. Отсюда вполне логичным становится следующее обстоятельство: праздник Пасхи в сознании древних христиан стал совпадать по срокам со временем Боговоплощения, с днем благой архангельской вести, в который, по свидетельству Священного Писания и по вере Церкви, спасительный Плод появился во чреве Пресвятой Девы. Прибавление девяти месяцев — обычного срока для чревоношения — к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова. Если продолжать вычисления, то 25 декабря предшествует, если отсчитать назад девять месяцев, 25 марта, а 6 января — 6 апреля. В расчетах древних христиан встречался и тот, и другой день. Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца. Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных. Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают. Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола. Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью. И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник. Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами. Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению.
Традиции празднования Рождества Христова
- Также рекомендуем
- Почему двунадесятые праздники получили такое название?
- Рождество Христово в 2023 году: как отмечают праздник православные христиане
- Что дарят на Рождество Христово?
5 любопытных фактов о православном Рождестве
Тот, узнав о беременности невесты, хотел отпустить ее, однако ему во сне также явился архангел Гавриил и успокоил Иосифа словами: "Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого". Все гостиницы в городе были переполнены, поэтому супруги ночевали в пещере, служившей загоном для скота. Новорожденного положили в ясли, то есть кормушку для животных. Младенец Иисус в яслях — один из распространенных образов для рождественских картин, а впоследствии и открыток. Согласно Новому Завету, после рождения Спасителя на небе зажглась новая звезда, известная как Вифлеемская, или же Звезда Волхвов. Новое небесное тело увидели волхвы мудрецы с Востока , последовали за ее движением по небосводу и нашли в Иерусалиме святое семейство с новорожденным Иисусом. Волхвы поклонились Мессии и подарили ему свои дары: золото, ладан древесная смола, благовоние, которые используются при богослужениях и смирну смола, используется для помазания умерших. Несмотря на описание рождения Иисуса в Библии, Рождество Христово долгое время не отмечали. По одной из версий — из-за того, что в иудейской традиции не принято праздновать дни рождения. Во II веке рождение Спасителя отмечали в так называемый день Богоявления.
По этой причине первые христиане вообще не отмечали этот праздник. Появлению самой даты — с 6 на 7 января — способствовали копты, египетские христиане, у них вера в Бога, который рождается, умирает и воскресает, существовала издревле. Именно от них, из Александрии, центра знаний и наук, традиция праздновать данное событие в эти дни распространилась на весь христианский мир, и первоначально все последователи Иисуса отмечали одновременно Рождество Христово и Богоявление. Но в IV веке Римская империя перенесла торжества по случаю появления на свет Мессии на 25 декабря. Этому примеру последовали далеко не все, например, армянская церковь остается верной древней традиции отмечать два праздника одновременно. Календарные перипетии Дальнейшие события сложились так, что в XVI веке Григорий VIII, бывший в то время на папском престоле, ввел свое летоисчисление, которое получило название "новый стиль". До этого в ходу был юлианский календарь, введенный Юлием Цезарем, за ним закрепилось определение "старый стиль".
Сейчас разница между ними насчитывает 13 дней. Европа вслед за своим духовным пастырем перешла на новый календарь, а Россия сделала это только после победы революции в 1917 году. Но церковь такое новшество не одобрила и осталась при своем летоисчислении. Было еще одно интересное событие: в 1923 году на Соборе православных церквей по инициативе константинопольского патриарха в юлианский календарь были внесены исправления: возник "новоюлианский" календарь, который пока полностью совпадает с григорианским. Представители России из-за политической обстановки на совещании не присутствовали, попытки тогдашнего патриарха Тихона привести во исполнение решение большинства не увенчались успехом, поэтому здесь по-прежнему в силе юлианское летоисчисление. Когда празднуют Рождество разные группы христиан? Итогом распространения различных систем летоисчисления стала путаница с датами.
В результате приверженцы Ватикана и протестанты отмечают католическое Рождество, когда 24 декабря сменяется 25-м. С ними вместе почитают эти даты 11 поместных православных церквей, но они сверяются со своим, новоюлианским, календарем. С 6 на 7 января Рождество наступает для русской, грузинской, украинской, иерусалимской, сербской православных церквей, афонских монастырей, признающих только старый стиль, многих католиков восточного обряда и части российских протестантов. Получается, что все празднуют появление на свет Сына Божьего 25 декабря, но каждый делает это по своему календарю. Сочельник: православные традиции 6 января — это особый день, канун Рождества.
Следуя за ней, к новорожденному Христу пришли волхвы и принесли ему золото, ладан и смирну. Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть смирной помазывали умерших. Вифлеемская звезда сразу стала важным символом, но сам праздник Рождества появился несколько позже. До IV века в восточных и западных церквях Рождество объединяли с праздником Крещения и отмечали 6 января.
В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская и ряд других церквей празднуют Рождество 7 января. Хотя еще в 1699 году Петр I повелел приносить в дом к празднику сосновые, еловые и можжевеловые ветви, вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и день новолетия, по примеру всех христианских народов, отмечать не 1 сентября, а 1 января. Но после смерти императора его рекомендации соблюдали не слишком аккуратно: на протяжении всего XVIII века перед праздником с помощью хвойных деревьев и веток украшали только питейные заведения по елкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутых у ворот, было легко их опознать. Больше нигде ели к празднику не появлялись. Впрочем, приказ Петра I касался больше украшения улиц столицы тогда еще Москвы , а не интерьера. Идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии: сначала там ели украшали яблоками, свечами и шестиконечной звездой. Позже для украшения стали использовать искусственный декор, сладости и орехи. В 1830-е годы елки появились в домах петербургских немцев, а к 1852 году их стали наряжать повсюду.
К концу XIX века елки превратились в главное украшение и городских, и деревенских домов, а к началу XX века стали обязательным атрибутом зимних праздников. В 1916 году, когда еще шла Первая мировая война, Святейший синод запретил рождественскую елку как вражескую затею. А пришедшие немногим позже к власти большевики продлили этот запрет как, впрочем, и на остальные религиозные торжества. В 1935-м праздник условно реабилитировали, но заменили на семейный светский Новый год, сохранивший при этом ряд рождественских атрибутов: жители Советского Союза наряжали елки, организовывали праздничные представления которые, разумеется, не касались евангельских событий , дарили друг другу подарки.
Именно тогда 7 января стал официальным выходным днем. Рождество Христово традиционно отмечается каждый год в ночь с 6 на 7 января и эта дата является неизменной. Как и любой другой главный православный и любимый народом праздник, оно обросло большим количеством примет, традиций и обычаев, которые необходимо не укоризненно соблюдать и почитать, как памятник истории нашей страны. Традиции и обычаи праздника В первую очередь Рождество - это христианский праздник, в честь которого в храмах по всей России проходят праздничные богослужения, всенощные бдения, переходящие в литургии. Верующие христиане посещают храмы и церкви, участвуют в службах, молятся и причащаются к Господу Богу. Так как Рождество один из главных зимних праздников, торжественное богослужение транслируется по федеральным каналам, а 7 января является официальным выходным днем в производственном календаре нашей страны. К Рождеству многие православные верующие готовятся заранее, в том числе через Рождественский, или Филипповский пост, который предшествует январскому празднику. Этот пост начинается 28 ноября и длится 40 дней, заканчиваясь вечером 6 января. Заканчивать пост следует в строгости: 6 января нельзя употреблять пищу до появления первой звезды, которая является символом звезды Вифлеемской.
Даты Рождества
Рождество в 2024 году православные христиане будут праздновать в воскресенье 7 января. В России православная церковь использует юлианский календарь, и поэтому Рождество Христово в этом году празднуют в ночь с четверга 6 января на пятницу 7 января 2022 года. Какого числа отмечают Рождество Христово. Рождество принято отмечать в ночь с 6 на 7 января, что по старому юлианскому календарю соответствует 25 декабря — его до сих пор придерживается в богослужении Русская Православная Церковь.