Мордовию посетил иерей Кирилл Марковский, являющийся помощником начальника московского УФСИН по организации работы с верующими. Отец Кирилл является клириком храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлёве, автором замечательных книг, помощником начальника УФСИН России по г. Москве по организации работы с верующими, курирует работу священников всех храмов.
Соколов, митрополит Марк и Патриарх Кирилл встретились в Москве
В свою очередь, помощник начальника УФСИН России по Москве по организации работы с верующими священник Кирилл Марковский напомнил, что ранее с предложением ввести священников в штат СИЗО в качестве вольнонаемных сотрудников учреждения выступил глава Синодального отдела по тюремному служению епископ Раменский Иринарх. На практике так и будет: они будут ходить куда хотят и посещать, кого хотят, как это делают сейчас психологи, — пояснил предложение владыки Иринарха отец Кирилл. Священник выразил мнение, что постоянное присутствие священника в СИЗО поможет снизить количество суицидов и изменит саму атмосферу в таких учреждениях.
Храм спроектирован в классическом стиле с соблюдением традиций храмовой архитектуры. Высота храма 21 м, общая площадь 349 кв. На алтарной апсиде размещена икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Храм соединен с режимным корпусом проходным коридором, по которому подозреваемые и обвиняемые будут сопровождаться в храм на богослужения. Божественная литургия будет совершаться в храме два раза в неделю. Москве содержится около 1700 подозреваемых, обвиняемых и осужденных. На территории учреждения располагается многопрофильная соматическая больница для лечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных с терапевтическим, хирургическим, туберкулезным и инфекционным отделениями. Также учреждение выполняет функции межрегионального транзитного пункта.
В следственном изоляторе действуют два домовых храма: Воздвижения Креста Господня, расположенный в туберкулезном режимном корпусе, вместимостью 20 человек освящен в 2001 году и великомученицы Анастасии Узорешительницы, расположенный в первом режимном корпусе, вместимостью 15 человек освящен в 2010 году.
Палана; иерей Евгений Цукало, настоятель храма Свт. Николая Чудотворца с. Никольское Ком-ие острова ; иеромонах Софроний Медведенко , насельник мужского Свято-Пантелеимонова монастыря; Права ношения камилавки награждены: иерей Василий Тищенко, клирик собора Святой Живоначальной Троицы; иерей Игорь Ткаченко, клирик собора Святой Живоначальной Троицы; Права ношения наперсного креста награждены: иерей Александр Овчинников, клирик собора Святой Живоначальной Троицы; иерей Сергий Кижаев, настоятель храма в честь Свт. Луки, архиеп. Симферопольского и Крымского г.
Елизово 28 км.
В продолжении трехдневного периода посещения ИК-18 священнослужитель также прочитал лекцию сотрудникам учреждения в рамках занятий по служебной подготовке на тему: «Профилактика семейных конфликтов. Христианский взгляд». В рамках занятий школы подготовки к освобождению провел беседу с осужденными участка строгого режима колонии.
С праздником Крещения Господня!
По окончании молебна иерей Кирилл Марковский обратился к собравшимся со словом, в котором выразил надежду, что возводимый в учреждении храм станет местом встречи с Богом, молитвы и духовного утешения как для осужденных, так и для сотрудников колонии. В канун Всероссийского Дня семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля и приурочен ко дню памяти православных святых Петра и Февронии Муромских, священник Кирилл Марковский встретился с личным составом ФСИН России и провел беседу о ценностях и. Отец Кирилл является клириком храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлёве, автором замечательных книг, помощником начальника УФСИН России по г. Москве по организации работы с верующими, курирует работу священников всех храмов. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения воссозданного на территории СИЗО-1 храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Фото: УФСИН РМ Помощник начальника Московского УФСИН по организации работы с верующими иерей Кирилл Марковский побеседовал с осуждёнными в Мордовии, которые отбывают пожизненный срок.
Осужденных к пожизненному лишению свободы посетил священник г. Москвы Кирилл Марковский
Пресс-секретарь патриарха Кирилла осудил священника, спевшего «Мурку» | Патриарх Кирилл потребовал от священника, спевшего «Мурку» на церковной трапезе, покинуть Московскую епархию. Об этом пишет Interfax со ссылкой на пресс-секретаря патриарха, священника Александра Волкова. |
Заключенные "Черного дельфина" исповедались у московского священника | Новости Соль-Илецка | Мордовию посетил иерей Кирилл Марковский, являющийся помощником начальника московского УФСИН по организации работы с верующими. |
Св. Патриарх освятил храм в Матросской Тишине | Клуб краеведов района Сокольники г. Москвы | Иерей Кирилл Марковский несет послушание и.о. куратора тюремных храмов столицы и занимает должность помощника начальника УФСИН России по г. Москве по организации работы с верующими. |
Код доступа в храм: арестантам московских СИЗО не хватает богослужений | Статьи | Известия | Пресс-секретарь главы РПЦ патриарха Кирилла, священник Александр Волков, 3 апреля прокомментировал видео со священником, который спел «Мурку». В своем. |
Митрополит бросил вызов патриарху
Далее священник остановился непосредственно на пастырском служении помощника начальника СИЗО по работе с верующими. Он напомнил, что место, где предстоит трудиться пастырю, — это место человеческих страданий, и его паства — люди, которые переживают едва ли не самое тяжелое жизненное испытание. Для тюремного священнослужителя очень важно помочь человеку в заключении правильно осмыслить ту жизненную ситуацию, в которой он оказался, и принять ее не как наказание от людей, но от Бога. Человек в заключении должен осознать, что время, проведенное в местах лишения свободы, для него не потерянное, что это не годы, вычеркнутые из жизни, но напротив — время, когда он может задуматься над самыми главными жизненными вопросами, когда у него может произойти самая важная встреча — встреча с Богом, которая изменит всю его последующую жизнь. Иерей Кирилл Марковский обратил особое внимание на возможные негативные моменты и сложные ситуации, с которыми может столкнуться в своей деятельности помощник начальника СИЗО по работе с верующими. Он напомнил, что священнослужителям, назначенным на должности помощников, надо будет привыкнуть к своему новому статусу должностных лиц.
При размещении комментария редакция сайта в целях Вашей безопасности просит не размещать персональные данные, а при их размещении ознакомиться с политикой конфиденциальности сервиса cackle.
По заамвонной молитве под пение тропарей «Глас Господень на водах» иерей Александр Карабин и иерей Александр Старков вышли в центр храма и совершили чин великого освящения воды. Затем было совершено славление празднику.
С некоторыми из осужденных иерей Кирилл состоит в многолетней духовной переписке и посещает указанное исправительное учреждение в девятый раз.
В продолжении трехдневного периода посещения ИК-18 священнослужитель также прочитал лекцию сотрудникам учреждения в рамках занятий по служебной подготовке на тему: «Профилактика семейных конфликтов. Христианский взгляд».
Испытание тюрьмой и как его преодолеть. В помощь заключенным и их родственникам
Исправительную колонию «Полярная сова» посетил Кирилл Марковский, помощник начальника УФСИН России по Москве и клирик храма святителя Николая Мирликийского. рпц, патриарх кирилл, митрополит марк, церковный орден, конфликт Митрополит Марк (Тужиков) не обделен наградами и вниманием губернского чиновничества. В мероприятии принял участие исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по тюремному служению иерей Кирилл Марковский. В турецком городе Гелиболу совершено первое богослужение для русскоязычных верующих Московского Патриархата. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения воссозданного на территории СИЗО-1 храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Смотреть видео
- Неделя: 12 новостей православного Подмосковья | Православная газета
- Другие новости
- Патриарх Кирилл потребовал от спевшего «Мурку» в храме священника покинуть Московскую епархию
- Иерей Кирилл Марковский награжден орденом святого мученика Трифона / Донское благочиние г.Москвы
- священник Кирилл Марковский - YouTube
- Священник спел «Мурку» в храме. Теперь патриарх Кирилл требует от него покинуть Московскую епархию
Новости патриархии
Об этом пишет Interfax со ссылкой на пресс-секретаря патриарха, священника Александра Волкова. Он также подтвердил, что кавер песни исполнил архимандрит Венедикт Цирковый. В начале апреля в интернете стало распространяться видео, на котором мужчина в церковном облачении поет «Мурку» в трапезной храма.
В 1999… Подробная биография.
Иерей Кирилл Марковский выступил с докладом, посвященным особенностям духовно-пастырского служения в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы. Отец Кирилл рассказал о правовых основах деятельности священнослужителей в следственных изоляторах, указав на существенные ограничения деятельности священника в СИЗО в соответствии с требованиями Федерального закона от 15. Эта работа продолжается и в настоящее время. Вместе с тем альтернативным вариантом стало введение по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы штатной должности помощника начальника по работе с верующими, которую будут замещать священнослужители Русской Православной Церкви, а также других традиционных для России религиозных организаций. Священнослужители, состоящие в должности помощников начальников СИЗО по работе с верующими, в качестве сотрудников учреждения будут иметь право на личные встречи с подозреваемыми и обвиняемыми — без необходимости получения на каждую встречу разрешения органов следствия или суда. Кроме того, введение указанной должности активизирует духовно-просветительскую деятельность среди сотрудников следственных изоляторов.
Убежден, что он был искренен со мной. Другое дело — участвовать в расстреле и жить с этим» В настоящее время общество созрело, доросло, скажем так, до отмены смертной казни. Сейчас есть возможность изолировать человека до конца его жизни без опасения, что он убежит. Раньше, например, в дореволюционное время такое было невозможно. Так зачем же нам возвращаться назад? Ведь что ни говори, казнь безоружного человека есть убийство. И как бы это ни оправдывали, как бы ни называли, оно убийством и остается. И получается, что все, кто требует казнить преступника, кто одобряет его казнь, также к этому убийству причастны. Насколько это благо для общества — быть, хоть и таким образом, но все равно причастным к убийству? Не предпочтительнее ли милосердие мести, как о том сказано в социальной концепции нашей Церкви? Но здесь, конечно, возникает самый болезненный вопрос в нашей теме: о родственниках жертв. Говорить об этом всегда тяжело по понятным причинам. Иногда речь идет ведь об ужасных преступлениях, о том великом горе, которое причинили людям преступники. Но все же помощь и духовная поддержка таковым преступникам никоим образом не должна восприниматься как некое зло, причиняемое родным людям жертв. По заповеди Спасителя, мы должны проявлять милосердие к любому человеку, если он в нашей помощи нуждается и тем более просит о ней. Независимо от его дел. Именно этим отличается христианское отношение к милосердию от светского. Секулярное общество всегда ищет какие-либо основания к милосердию. И если человек, по мнению общества, достоин милосердия, согласно его проявить. Христианское отношение иное. Для нас совсем не важно, за что страдает человек, виноват он или нет. Важно только то, что он страдает и нуждается в нашей помощи. А за что страдает — Бог ему судья. Это уж не говоря о том, что преступники и обществом уже осуждены сполна. К слову сказать, помощь осужденным на пожизненное заключение, наверное, едва ли не единственное служение милосердия, которое вызывает не только непонимание, но иногда ненависть общества. На некоторые группы помощи пожизненно заключенным в интернете выливается столько ненависти, что страшно становится. Причем ненависть эта исходит вовсе не от тех людей, которым пожизненники причинили боль. Нет, это совершенно сторонние люди. А вот родственники иногда проявляют великое милосердие. Мне рассказывали, например, два случая. Один, когда мама убитого сына простила убийцу и даже написала ему об этом. Второй случай — женщина разыскала убийцу своего отца убийца был осужден на пожизненный срок и стала ему помогать материально. Она, кстати, была протестанткой. Осужденные мне рассказывали и о других случаях, но подробностей я уже не помню, к сожалению. Безусловно, пастырская забота священника должна простираться и на потерпевших. И здесь, думаю, много более требуется внимания и сострадания, чем в работе с самими преступниками. Сразу скажу, у меня нет опыта такой работы, но ее надо развивать. Я полагаю, что если Господь призывает отказаться от мести — «око за око, и зуб за зуб», значит, так лучше для человека. Казнь преступника принесет лишь временное удовлетворение, она не уврачует душевные раны потерпевших. И не возвратит погибших. Но следование Божьему призыву отказаться от мести непременно приведет к благодатному утешению скорбящего и укреплению его веры в реальное продолжение жизни близкого человека, хоть и уже в ином, но лучшем мире. И еще один важный момент в вопросе о смертной казни. По закону, при ее исполнении должны присутствовать прокурор, врач и представитель учреждения. Плюс, собственно исполнитель приговора и с ним «запасной стрелок» раньше выезжали на исполнение по двое. Кроме того, необходимо участие сотрудников учреждения, которые будут конвоировать осужденного к месту казни. По меньшей мере восемь человек участвуют непосредственно в процессе казни, сопряженном с отягчением совести и большим стрессом. А ведь у всех этих людей могут быть семьи, дети. Какими они будут приходить домой после такой «работы»? Легко говорить: «Я бы таких расстрелял». И совсем другое дело — участвовать в реальном расстреле и потом жить с этим. Даже убийство противника на войне, хоть и является подвигом, но отражается на духовном состоянии человека. Об этом свидетельствует 13-е правило святителя Василия Великого, который советует воинам, совершившим убийство на войне, три года воздержаться от причастия. Конечно, это только совет, но он говорит о многом. А кроме того, убийство врага во время боевых действий или спецопераций, когда тебе противостоит вооруженный противник, — это одно. И совсем другое дело — расстрел пленных. Например, пленных безоружных людей, которые не могут оказать сопротивления, согласно Женевской конвенции о пленных, расстреливать не будут. Что говорит Христос о смертной казни Иногда даже верующие люди ссылаются на то, что прямых указаний о необходимости отмены смертной казни в Писании нет. Нам говорят: «Почему вы выступаете против смертной казни? Она была всегда! И Христос ее не отменил». Действительно, не отменил. Но сразу вспоминается известный евангельский эпизод с женщиной, взятой в прелюбодеянии. По закону женщину надо было побить камнями до смерти.
Лекция священника Кирилла Марковского о тюремном служении
Главная» Новости» Выступление кирилла патриарха сегодня на первом канале. Новости - Событие. Пресс-секретарь главы РПЦ патриарха Кирилла, священник Александр Волков, 3 апреля прокомментировал видео со священником, который спел «Мурку». В своем.
Лекция священника Кирилла Марковского о тюремном служении
ИЕРЕЙ Кирилл Ошаров. тел. 8 (963) 785-25-23. Центральный предел святителя Николая Чудотворца. ИЕРЕЙ Кирилл Ошаров. тел. 8 (963) 785-25-23. Центральный предел святителя Николая Чудотворца. «Испытание тюрьмой» — уже третья книга священника Кирилла Марковского на эту тему. Она написана с участием заключенных и для заключенных, а также для их родственников — в помощь и в утешение. В помощь заключенным и их родственникам. Священник Кирилл Марковский. Автор(ы): Священник Кирилл Юрьевич Марковский.
Открытие выставки в Епархиальном музее
В частности, представитель Церкви сообщил, что члены Синода заслушали сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о необходимости иметь еще одного викарного епископа. Место наречения и хиротонии архимандрита Алексия Турикова во епископа члены Синода постановили оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла», — рассказал В. Кроме того, представитель Церкви проинформировал, что члены Синода заслушали прошение митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия и по итогам обсуждения постановили благословить ему продолжить управление Пермской епархией. Легойда также рассказал, что на своем заседании члены Священного Синода имели суждение о положении дел в Биробиджанской епархии. Ленинск-Кузнецка под надзором митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха. В свою очередь Преосвященным Биробиджанским и Кульдурским члены Синода постановили быть епископу Бронницкому Луке с освобождением его от управления Бердянской епархией и выражением благодарности за понесенные труды», — сообщил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Бог есть любовь, а значит, каждый из нас в меру своих сил должен стараться делать людям добро. Еще раз скажу: не нарушая ни законов, ни инструкций, но там, где от тебя зависит, нужно учиться делать добро, и это добро отзовется в вашей жизни, в ваших сердцах, в ваших отношениях с ближними вашими. Пускай Господь поможет всем нам — каждому на своем месте — всенепременно делать добро. Тогда мир станет лучше, тогда и правонарушений будет меньше, тогда будут спокойными наши города, улицы, спокойными будут отношения между людьми. Мы как народ очень нуждаемся в том, чтобы было больше добра и правды в нашей жизни.
Вот этими словами я хотел бы обратиться к вам и благословить каждому сотруднику достойно нести то служение, на которое он поставлен, а тем, кто в заключении, пожелать терпения, упования на волю Божию и всенепременно стремления выйти из этой ситуации другими, выйти лучше, чем зашли сюда. Храни вас всех Господь! В завершение Святейший Владыка пообщался с заключенными. Москве неофициальное наименование «Матросская тишина» Екатериной II был основан смирительный дом для «предерзостных», который находился в ведении Общества презрения. В 1870 году смирительный дом был переименован в Московскую исправительную тюрьму, которая была устроена на 300 мужчин и 150 женщин. После 1917 года тюрьма была разорена, затем вновь восстановлена и расширена. В 1920 году 395 заключенных тюрьмы обратились с письменным ходатайством о разрешении молиться в тюремной церкви вместе со священником хотя бы один раз в неделю. Просьба была оставлена без удовлетворения. Впоследствии тюремная церковь была полностью разрушена. Москве возведен в рамках Программы строительства православных храмов в Москве.
Строительство храма было начато в августе 2018 года. В октябре 2021 года были завершены работы по росписи алтарной части храма. В январе 2022 года в цокольном этаже храма оборудован Религиозно-исторический центр «Вечная память за веру Христову во узах пострадавшим», в котором будут проводиться духовно-просветительские мероприятия для осужденных отряда по хозяйственному обслуживанию учреждения, а также сотрудников СИЗО. В сентябре 2022 года завершены работы по благоустройству прихрамовой территории. Храм спроектирован в классическом стиле с соблюдением традиций храмовой архитектуры. Высота храма 21 м, общая площадь 349 кв. На алтарной апсиде размещена икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Храм соединен с режимным корпусом проходным коридором, по которому подозреваемые и обвиняемые будут сопровождаться в храм на богослужения. Божественная литургия будет совершаться в храме два раза в неделю. Москве содержится около 1700 подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
На территории учреждения располагается многопрофильная соматическая больница для лечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных с терапевтическим, хирургическим, туберкулезным и инфекционным отделениями. Также учреждение выполняет функции межрегионального транзитного пункта. В следственном изоляторе действуют два домовых храма: Воздвижения Креста Господня, расположенный в туберкулезном режимном корпусе, вместимостью 20 человек освящен в 2001 году и великомученицы Анастасии Узорешительницы, расположенный в первом режимном корпусе, вместимостью 15 человек освящен в 2010 году. Божественная литургия в храмах совершается еженедельно. По окончании богослужений в храм последовательно приводят еще несколько групп следственно-арестованных.
Не случайно в Священном Писании сказано: «К каждому человеку мы должны прийти и, если у него есть духовные запросы, ответить на все его проблемы». Совместная деятельность священнослужителей и сотрудников способствует духовно-нравственному воспитанию осужденных. Вера в Бога для человека лишенного свободы имеет огромное значение для всей его жизни.
Нередки случаи, когда именно вера становится последней жизненной поддержкой осужденного, способствует осознанию им своего поступка и мотивирует к исправлению. Подтверждение этому можно найти и в результатах социологического исследования, проведенного в учреждении психологами колонии.
Епархиальных сотрудников можно понять: Синод 25 августа строго запретил священнослужителям и сотрудникам церковных учреждений разглашать информацию без разрешения правящего архиерея или патриарха. Поэтому о мотивах Тужикова можно только гадать.
Митрополит уже имеет орден Сергия Радонежского II степени. Это более высокая церковная награда, чем тот же знак отличия III степени. Возможно, Марк ожидал повышения, а не понижения уровня признания и банально обиделся. Демарш митрополита Марка впервые публично показал, что могут происходить конфликты главы епархии с самим патриархом.
Владыка Марк — человек независимый и решительный, единственный митрополит-байкер, был известен строгим отношением к рядовому духовенству. Жалобы в патриархию на него поступали из-за высоких поборов с приходов, из-за увольнения священников с приходов после чего один умер, а другой покончил собой. Однако ни ковид-диссидентом, ни сторонником отлученного 10 сентября от церкви Сергия Романова Марк не был, а поэтому идеологическую подоплеку в этом деле предполагать сложно. Хотел ли Марк на покой на самом деле, о чем он подавал прошение, неизвестно».
Митрополит был вынужден призывать верующих не ходить на Великорецкий крестный ход, но силами священников и прихожан его провели. Договоренность с властями фактически означала запрет крестного хода, Марка критиковали чиновники на совещаниях по пандемии, а поддержки из патриархии, видимо, не было никакой.
Новости патриархии
Владыке сослужили настоятель храма протоиерей Виталий Гогунский, советник по общим вопросам протоиерей Олег Половников, иерей Кирилл Зорин, духовенство храма. Однако нехватка священников всё же ощущается, подчеркнул Кирилл Марковский. 16 марта 2024 года, в день памяти Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Кирилл и Святейший Патриарх Сербский Порфирий возглавили Божественную литургию и отпевание новопреставленного епископа. Патриарх Кирилл потребовал от священника, "покинуть пределы Московской епархии и отбыть в Тираспольскую епархию, клириком которой он является, под архипастырское наблюдение правящего архиерея". Фото: УФСИН РМ Помощник начальника Московского УФСИН по организации работы с верующими иерей Кирилл Марковский побеседовал с осуждёнными в Мордовии, которые отбывают пожизненный срок.
Московский Патриархат
- Заключенные "Черного дельфина" исповедались у московского священника | Новости Соль-Илецка
- к-21 — Волгодонская епархия
- Посещение храмов Яхромского благочиния ранеными воинами из зоны СВО, 17.11.2023
- В «Бутырке» поддерживают введение должности священника в СИЗО
- Заключенные "Черного дельфина" исповедались у московского священника | Новости Соль-Илецка
С пожизненно осужденными в Мордовии поговорили о душе
На практике так и будет: они будут ходить куда хотят и посещать кого хотят, как это делают сейчас психологи», — напомнил инициативу РПЦ помощник начальника УФСИН России по Москве по организации работы с верующими священник Кирилл Марковский. Представитель Церкви считает, что постоянное присутствие священника в изоляторах поможет снизить количество суицидов и изменит саму атмосферу в учреждении, при этом в некоторых регионах, по его мнению, священник и имам могут разделить ставку пополам. Отец Кирилл также напомнил, что до сих в России действует закон, который приравнивает встречу священника с подследственным к свиданию.
Нередки случаи, когда именно вера становится последней жизненной поддержкой осужденного, способствует осознанию им своего поступка и мотивирует к исправлению. Подтверждение этому можно найти и в результатах социологического исследования, проведенного в учреждении психологами колонии.
Анкетирование 600 осужденных в ФКУ ИК-18 показало, что большое количество опрошенных находят в религии утешение, способ покаяния и нравственного возрождения. Не остались без внимания и сотрудники учреждения. На занятии по боевой и служебной подготовке отец Кирилл затронул тему экстремизма и терроризма, отношения РПЦ к данному феномену.
И этот человек, наконец, отказался от своих прежних убеждений и принял Господа, уверовал всем сердцем. Несмотря на 30-летнее пребывание на особом режиме, этот человек имеет ясный ум, и даже психологи колонии, где он отбывает наказание, приходят иногда к нему за советом.
К слову, о своей встрече с Богом этот осужденный написал небольшую книгу «Он нашел меня в камере смертников». Ни ропота, ни осуждения, ни жалоб на плохое питание Близок Бог к страдающему человеку. И пожизненно заключенные не исключение, несмотря на то, что страдают они за свои страшные дела. Но, разумеется, ощутить эту близость Божию могут лишь те, кто Бога ищет и не упорствует, начинает задумываться, каяться в своих злодеяниях. Им иногда Господь дает такие переживания Своего присутствия, убежден, неведомые нам — относительно благополучным людям, по своей глубине.
Однажды я спросил одного покаявшегося пожизненника, может ли он сказать о себе, что, даже находясь в таком ужасном положении, иногда чувствует себя счастливым? Ведь в теории, человек с Богом счастлив может быть везде, даже на каторге. На это он ответил, немного подумав, что действительно иногда испытывает такие переживания счастья, что даже забывает, где находится. Мне тогда сразу вспомнились слова апостола Петра: «Господи! Когда я общаюсь с некоторыми осужденными — людьми глубокой веры, слышу о всех трудностях и постоянных скорбях их пожизненного заключения и вижу, как они относятся ко всем своим тяжким испытаниям, я удивляюсь.
Я ловлю себя на мысли, что они, безусловно, являют для меня пример христианского терпения, подлинного смирения и доверия Богу. Ни ропота, ни осуждения сотрудников, ни жалоб на плохое питание, на ничтожную заработную плату, несмотря на ежедневный труд по 12 и более часов на швейном производстве , я никогда от них не слышал. На что жаловаться? На всем готовом сидим. Помолитесь только за нас, пожалуйста!
Я заранее настраивал себя на некое погружение в ад, в место великого отчаяния. Однако встретившись с верующими осужденными, был буквально потрясен — никогда Бог не был ко мне так близок, как там. И дело не в том, что они мне говорили нечто особенно духовное. Говорил в основном я. Это было просто переживание Его присутствия.
Наверное, эту благодать и переживают иногда осужденные. Помню еще, что при нашей первой встрече многие осужденные плакали. Просто эмоции? Это, конечно, была благодатная радость. Все верующие осужденные очень хотят исповедоваться и причащаться.
К сожалению, такая возможность у них бывает не часто. Режим особый, встреча со священником сугубо индивидуальна. Вывести осужденного из камеры — целое мероприятие. Особенно бывает для них волнительна первая исповедь. Иногда к ней осужденные готовятся не один год.
Не помню ни одного случая, чтобы кто-либо из них каялся первый раз невозмутимо и без слез. Помню одного осужденного мощного телосложения со следами криминального прошлого на лице. Он робко попросил меня об исповеди, но так растерялся, что некоторое время ничего не мог сказать. Ситуация для него была непривычная. Осужденные могут годами и даже десятилетиями ни с кем не говорить откровенно.
С сокамерниками отношения сложные, а сотрудники учреждения «по душам» разговаривать не будут. Не положено. И вот я стал помогать этому осужденному высказывать все, что было у него на совести. И он начал говорить. Слезы стали наворачиваться у него на глазах.
Сначала он их украдкой смахивал. Потом уже перестал обращать на них внимание. Когда же я накрыл его голову епитрахилью и стал читать разрешительную молитву, он заплакал навзрыд. Этот случай далеко не единственный. Такое мне приходилось наблюдать часто.
Если это замечают сотрудники учреждения, они с удивлением спрашивают: «Неужели он у вас плакал? В момент общения со священником осужденные лучшие, какими только могут быть, ведь «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Благодать Божия преображает их. Но это пока временные изменения. Потому, когда сотрудники или другие осужденные говорят мне: «Перед вами-то он хороший.
Видели бы вы его в другое время. Уж мы-то знаем». Меня это не смущает. Процесс изменений в человеческой душе очень долгий. Даже не годы, а десятилетия правильной духовной жизни могут привести к действительно необратимым изменениям в душе преступника.
Но ведь они и сидят десятилетия… А если сидит невинный? Я полагаю, что некоторых из осужденных к пожизненному лишению свободы, можно отпустить на свободу после 25 лет заключения. Речь идет о верующих осужденных, которые уже слишком много пережили с Богом, чтобы вернуться к прежнему. Они стали уже другими людьми. К делам, совершенным в молодости некоторые ведь были приговорены к смертной казни или пожизненному заключению в 18-19 лет!
Совсем иное дело — лица, совершившие серийные убийства, в том числе сопряженные с насильственными действиями.
И Церковь в местах заключения призвана в первую очередь помочь людям уберечь себя от пороков, разрушающих и душу, и тело, сохранить надежду на возвращение к нормальной жизни. Служение священника в местах заключения — это очень и очень непростое служение.
Мне приходилось встречаться даже с теми, кто был обречен на пожизненное заключение. Не могу называть ни место, ни имена, но просто поделюсь своими впечатлениями. В одном из самых закрытых учреждений нашей страны, где содержатся пожизненно заключенные, один из них попросил местное начальство о возможности поговорить со мной наедине.
И тот разговор я запомнил на всю жизнь! Человек каялся в грехах так, как я никогда не слышал ни от кого на свободе. И я понял, что человек не просто встал на путь исправления — в его душе произошла огромная внутренняя перемена.
А ведь это самое главное. Дело не том, чтобы человек отсидел срок, не в том, чтобы он был наказан, а в том, чтобы он исправился, чтобы он вышел другим. И для того чтобы исправление происходило, очень важно, чтобы в местах заключения были храмы, чтобы осуществлялась пастырская работа.
Потому что для священника, несущего послушание в темнице, заключенный — это просто чадо Божие. И священник говорит с ним совсем не таким языком, как говорят люди, не имеющие ответственность за духовную жизнь заключенного. Благодарю Бога и наши власти за то, что так радикально изменилось взаимодействие Церкви с системой исполнения наказаний, и за то, что сейчас в большинстве колоний есть и храмы, и священники.
Глубоко убежден: все это будет на пользу и тем, кто в заключении, и тем, кто работает в местах лишения свободы, а в каком-то смысле — и всей нашей стране. Но при этом хотел бы еще раз особо подчеркнуть ответственность, которая лежит на священнослужителях. Это очень непростое дело — исповедовать преступников; оно требует большой внутренней силы и духовной мудрости.
Но, наверное, то, что вы делаете, — это самый сильный фактор воздействия на сознание человека, оказавшегося в заключении. Поэтому нужно сделать все для того, чтобы духовными средствами, молитвой, мудрым, правильным словом помочь человеку осознать свое прегрешение и твердо встать на путь исправления.