Новости национальный состав латвии

Министерство внутренних дел Латвии признало 82-летнего председателя правления Латвийско-Российской ассоциации сотрудничества Бориса Каткова угрозой национальной безопасности и депортировало с бессрочным запретом на возвращение.

В результате миграции изменился национальный состав населения Латвии

Проводимую сегодня Латвийским государством политику интеграции латвийского общества можно охарактеризовать формулой: Латыши – господа! Динамика национального состава населения Эстонии и Латвии в 1920-30-е гг. За последние десять лет количество латышей в Латвии уменьшилось, но их доля в численности населения выросла. Национальный состав населения краёв и городов республиканского значения Латвии по итогам переписи 2011 года:[15].

Число латышей в Латвии уменьшилось, но их доля в численности населения выросла

Гистограмма просмотров видео «альный ский Состав Населения Народов» в сравнении с последними загруженными видео. За цензуру в Латвии отвечает Латвийский национальный совет электронных средств массовой информации (НСЭСМИ). Численность, национальный и гендерный состав населения Латвии. Премьер Латвии сравнил страдания латышей с муками негров. Население Латвии — состав, плотность и численность населения страны. После включения Латвии в состав СССР в качестве гимна в 1940-1990 годах исполнялся Гимн Латвийской ССР: Свободен навеки народ наш счастливый, Путь светлый для всех поколений открыт.

Латыши — простые и трудолюбивые

Согласно данным Центрального статистического управления Латвии, в прошлом году население страны уменьшилось на 4700 человек, что больше чем годом ранее, когда Латвию покинули 2542 человека. В результате долгосрочной миграции изменился национальный состав населения - стало меньше и русских, и латышей. За прошедший год Латвию покинули 1950 латышей, 1826 русских, 348 украинцев, 181 белорусов. Однако число румын увеличилось на 61, шведов — на 47, немцев — на 40 человек.

По предварительным данным, за тот же период 2022 года Литву покинули 18 345 жителей. Ожидается, что к 2050 году общая численность населения Балтии не будет превышать 5 млн человек. В Латвии будут проживать 1,5 млн человек, в Литве и Эстонии - 2,1 млн и 1,2 млн соответственно. Ранее в беседе с Baltnews главный редактор RuBaltic. Страны в последние годы, и особенно в последние месяцы, подчинили себя большим геополитическим задачам: сдерживанию России, борьбе с Москвой и работе на стратегические цели США. В этом отношении для них важна территория - наличие легитимной базы, на которой они работают", - отметил Носович.

В латвийской же столице нынче живет 605 802 человека, это на девять тысяч меньше, чем год назад. Исторический максимум населенности Риги приходится, по данным латвийского ЦСУ, на 1989 год — тогда в столице республики проживали 910 455 человек. Кстати, в конце 80-х власти СССР с учетом роста рижского населения и, соответственно, увеличения плотности транспортных потоков, собирались построить в Риге метро. Но не успели. Известие о том, что теперь их город уступает Вильнюсу, больно ударило по самолюбию рижан. Можно, конечно, говорить и о том, что правильнее сейчас говорить не о Риге в границах непосредственно города, а о Рижской агломерации — включая все небольшие, прилегающие к столице самоуправления... Но это так — оправдания. Собственно, всё закономерно. Тенденция ощущается без углубления в статистику. Потерялась Рига, мыслящая себя прежде столицей всей Балтии, находящаяся по-прежнему посреди региона…» — грустно рассуждает латвийский политолог Данута Дембовская. Если в 1990-м последний год «оккупационной» советской власти в Латвии насчитывалось почти 40 тыс. При этом всё реже латвийские женщины рожают первых детей. В 1990-м в республике было 18 тыс. И по сравнению с недавним докризисным максимумом упала очень сильно», — делает вывод профессор Латвийского университета Михаил Хаз ан. По его с ловам, это связано с тем, что родители получают слишком низкие выплаты, которые не могут стимулировать рождение большого количества детей. Ну а в связи с тем, что в стране сильно выросли тарифы на отопление и электричество, планирование и рождение ребенка и вовсе может показаться неподъемной роскошью. И тут особенно интересны самые последние данные ЦСУ. В этом году за восемь месяцев в Латвии было зарегистрировано 10 794 новорожденных.

Чуть ли не в каждой семье либо кто—то уехал, либо собирается уехать. При этом возвращаться домой люди не хотят. Впрочем, согласно официальной статистике, ситуация иная. Число эмигрантов и мигрантов в 2021 году практически сравнялось. Тогда выехали на постоянное место жительство 12 975 человек, а приехали 12 689. Но в число последних включены трудовые мигранты — те же самые узбеки, украинцы и белорусы. Украинцы в Латвии работали и до российского вторжения, а узбеков и белорусов активно нанимали транспортные компании. Демографическая яма Массовый отъезд наложился на проблему с рождаемостью. Лишь только в 1991 году число родившихся превышало число умерших и можно было говорить о естественном приросте населения. Правда, в десятых годах нынешнего века рождаемость росла. К примеру, в 2013 году на каждую женщину детородного возраста приходилось 1,53 ребенка, в 2014—м — 1,65, а в 2015—м — 1,71. Но потом этот показатель вновь пошел вниз. И он не зависел от заботы правительства в отношении матерей. Просто в жизнь входило поколение, родившееся во второй половине 80—х годов прошлого века. Тогда, после горбачевских реформ по реализации трезвого образа жизни, рождаемость подскочила на всем пространстве бывшего СССР. И Латвия не составила исключения. Но такого бонуса больше не будет. За все тридцать лет независимой Латвии ни разу число родившихся не превысило числа умерших.

The Guardian: экономика Латвии практически рухнула с распадом СССР

Латыши Латыши являясь выходцами из Латвии, имеют общий латышский язык, историю и культуру. Они составляют основную этническую группу в Латвии с населением более миллиона человек. Название «Latvians» было основано носителями финского языка, которые жили в Латвии много лет назад. Немецкие поселенцы в Латвии позже называли латышей «латышами», что редко используется сегодня. Культура латышей находится под влиянием культуры немцев, русских и скандинавов. Национальным языком Латвии является латышский язык, который является лингвистической ветвью индоевропейских языков. Большинство из них населяют Юго-Восточную Латвию, что приводит к широкому распространению российского влияния в этих частях страны. Фактически, за эти годы русские стали крупнейшим этническим меньшинством в Латвии.

Тенденция сохранилась и в этом году. Малышей всё меньше Центральное статистическое управление опубликовало данные по числу новорожденных и умерших за январь и февраль 2023 года. И хотя смертность у нас в последние годы остается на одном уровне, она значительно превышает рождаемость. Таким образом, число умерших, зарегистрированных за первые два месяца текущего года, превысило число родившихся на 3 158 человек, а число умерших за соответствующий период прошлого года превысило число родившихся на 3 095 человек. В этом году по состоянию на 1 марта условное население Латвии составляло 1,886 миллиона человек.

Таким же числом жителей располагала Латвия в 1930 году, когда страна преодолела разрушительные последствия Первой мировой войны, и в 1951—м, когда были ликвидированы последствия Второй мировой. Наибольшим же человеческим потенциалом страна располагала в 1990—м: 2 668 140 жителей. Демографы уже подсчитали, что к концу XXI века на территории Латвии будет проживать, если тенденция сохранится, чуть более одного миллиона человек. Почему страна вымирает В Интернете на YouTube выложены выпуски видеожурнала «Советская Латвия» за 60—70—е годы прошлого века. Один из выпусков посвящен предновогодней суете, когда люди бегали по магазинам, покупали елки и подарки.

В кадре — тогдашняя улица Револуцияс, нынешняя улица Матиса, возле Видземского рынка. Поражает огромное количество людей на тротуарах. Прохожие буквально сталкиваются друг с другом. Другой эпизод: бабушка пытается с только что приобретенной новогодней елкой влезть в битком набитый трамвай 7—го маршрута. Летом же, когда в Юрмалу приезжали миллионы отдыхающих, весь город был буквально забит людьми.

Еще бы, ведь в 1991 году население Риги вплотную приблизилось к 1 миллиону человек. В Даугавпилсе тогда проживало около 130 тысяч человек, а в Лиепая — 115 тысяч. И это были реальные люди, а не мертвые души, которые сейчас числятся только в официальной статистике.

В общей сложности в 2009 году в Латвию переехали 2688 человек из 71 страны, и это на 22,4 процента меньше, чем в 2008 году. В свою очередь 7388 человек покинули Латвию навсегда и нашли постоянное место жительства в 91-й стране. Пятая часть отправилась в Россию. По сравнению с 2008 годом иммиграция в Великобританию увеличилась в 2 раза, в Россию - в 1,3 раза, Германию — 1,2 раза, в Ирландию же уменьшилась на 2,1 раза.

В начале XX - го века насчитывалось около 200. Большинство евреев занимались торговлей и находились в относительно благоприятном экономическом положении. В конце 1930-х годов еврейское население начало сокращаться. Часть эмигрировала после первой советской аннексии. Другая часть, в частности самая богатая фракция, депортирована в Сибирь политической полицией. Наконец, последняя часть бежала на восток во время наступления гитлеровских войск в 1941 году.

Демография Латвии

Латвия национальный состав населения 2019. Этнический состав Латвии 2021. Латвия впервые получила государственность 18 ноября 1918, отделившись от России, в 1940 была включена в состав СССР. Латвия стремительно пустеет из-за растущей эмиграции латышей, пишет The Guardian. Латышские легионеры СС явно соскучились по своему ежегодному шествию: по причине коронавируса и действующего в Латвии жёсткого карантинного режима его не было ни в 2020-м, ни в 2021 году.

Дискриминации нет, но... Власти Латвии отрицают, что относятся к русским по-свински

В результате долгосрочной миграции изменился национальный состав населения - стало меньше и русских, и латышей. За прошедший год Латвию покинули 1950 латышей, 1826 русских, 348 украинцев, 181 белорусов. Однако число румын увеличилось на 61, шведов — на 47, немцев — на 40 человек. В общей сложности в 2009 году в Латвию переехали 2688 человек из 71 страны, и это на 22,4 процента меньше, чем в 2008 году.

Но сегодня есть решение Европейского суда по правам человека касательно русскоязычных школ в Латвии от 14 сентября 2023 года. Решение поистине расистское: правительство имеет право запрещать преподавание на русском языке даже в частных школах страны. Читайте также: В Прибалтике для русских детей нет будущего Власти запрещают не только говорить на родном языке, но даже ездить в Россию, а заодно и в Белоруссию. Организаторов обвиняют в получении финансирования от властей и даже спецслужб России, в деятельности, направленной против интересов и безопасности Литвы. Читайте также: «Добрососедство — вот что нужно народам» К обвинениям в работе на Россию добавляется лишение гражданства.

Власти Латвии призывают жителей не посещать на Пасху Россию, утверждая, что там их всех непременно завербуют спецслужбы. А чтобы окончательно отгородиться от восточного соседа, к осени планируют закончить возведение стены между нашими странами. Сразу шесть строительных компаний руками Национальных вооружённых сил с апреля начнут строить забор и охранную инфраструктуру на всём протяжении российско-латвийской границы. Продолжаются репрессии в отношении журналистов. В апреле 2023 года в Риге прошло первое заседание суда над журналистами , сотрудничавшими со «Спутником». Работа суда продолжается. Хотя согласно международным конвенциям, если в стране есть такие СМИ, использование ими языков национальных меньшинств является неотъемлемой частью прав человека. Однако этот призыв остался без внимания.

Признать себя варварами — не могут, а вот соорудить концепцию и все свалить на людей — пожалуйста! Избитый и не умный ход! Конечно, было достаточно националистов-латышей, деток и внуков латышских легионеров СС, которые с удовольствием пили «шнапсу», когда демонтировали памятники победителям-героям ВОВ. Но я не видела радости на лице у тех пожилых латышей, которые воевали на стороне Красной Армии! Те, которые освобождали Ригу от фашистов! А то, что видела слезы на лицах большинства русских Латвии — факт! Кстати, я открыто задавала вопрос разным политикам, простым людям - «Как вы считаете, оправдываться не придется за то, что были снесены памятники тем, кто воевал против фашистов? А я скажу так — нельзя все списать на войну!

Есть незыблемые, святые понятия — ВОВ! Есть память! Скажите, почему я — дочь солдата ВОВ, племянница летчика-сибиряка, который осознанно совершил огненный таран на эшелон немцев, должна «забыть», «понять» и «простить» зверства? Во веки веков! И дети мои, внуки мои, конечно, не простят! Да, СГБ Латвии признала, что есть этническая напряженность... А я вот считаю, что открытая этническая напряженность, ее пик в Латвии, существует пару лет — с того самого момента, когда Нацблок с трибуны парламента призывал к самосуду над русскими, когда «советовали» нацисты говорить «тихо по-русски, чтобы не травмировать латышей»... Какой же страх, ужас вместе с радостью у них был в глазах...

Мол, не дело это какой-то организации ООН, не им советовать Латвии. Забыл только г-н Ринкевич добавить — великой Латвии. Помните, «великая Германия» времен нациста Гитлера — все о «великой» Германии рассуждал...

Здесь работает питомник фазанов, а в период миграции можно наблюдать поля, где останавливаются на привал стаи журавлей. В самом городе находится музей художника Розенталя и церковь Святого Яниса. Салдусский мед популярен по всей стране. Население составляет 9 937 человек. Талси Город известен как «город девяти холмов», что связано с рельефом местности. Эти холмы, или курганы, носят разные названия: Солнечный, Церковный, Королевский и др. Открыты два музея: краеведческий и сельскохозяйственный. Для детей и взрослых были созданы возможности для занятий спортом и искусством. Есть современный кинотеатр. Население — 9225 человек. Добеле Он стоит на берегу реки Берзе. Поселения существовали здесь с каменного века. Символом Добеле является памятник освобождению города, восстановленный в 1996 году. Напротив него находятся руины замка 14-го века. Округ известен своими массовыми мероприятиями: слетом снеговиков, фестивалем яблок, народным праздником Лиго и днем Лачплесиса — героя латышского эпоса. Население — 8995 человек. Лудза Расположен на самом высоком холме Латвии. Естественными границами города являются берега озер Рунтортас, Дунакле, Лиелайс-Лудзас и Звиргзденес. Капелла Тадеуша и здание почты, построенное в 1929 году, являются основными архитектурными памятниками Лудзы. Руины замка имеют историческую ценность, а история его строительства имеет несколько версий. В 2015 году на площади были открыты большие солнечные часы. Население составляет 8 718 человек. Бауска Расположен в месте слияния рек Мемеле и Муса, недалеко от границы с Литвой. Местные туристические агентства предлагают разнообразные виды отдыха, включая организованную рыбалку и прогулки верхом. Можно взять напрокат лодки, снасти и даже спецодежду. Достопримечательности: крестьянское подворье, замок 15-16 века, дом-музей поэта Вилиса Плудониса. Население: 8405. Гулбене На юге города можно полюбоваться усадебным комплексом Вецулбене, который был построен в 19-20 веках. Он состоял из Белого замка в русском стиле и Красного замка в неоготическом стиле. Основные здания сгорели в 1905 году и были частично восстановлены в 2008 году. Среди других примечательных сооружений — памятник Свободы, две церкви и городские часы. Население 8 057 человек. Мадона Назван в честь близлежащего озера. Городские районы начали создаваться вокруг железнодорожной станции в 1903 году. В Мадоне был создан искусственный водоем, в котором находится один из самых больших фонтанов в Латвии. В городе есть 3 церкви: лютеранская, православная и католическая. Городской исторический музей насчитывает более 107 тысяч экспонатов. Население — 7971 человек. Айзкраукле Он стоит на реке Даугава. Поселения существовали здесь и раньше, но современный Айзкраукле возник в связи со строительством Плявиньской ГЭС.

Вытравить все русское: дискриминационная политика властей Латвии набирает обороты

Всё это и привело к тому, что Латвия декларировала «восстановление» своей независимости в нарушение конституции той страны, частью которой она в тот момент являлась. В итоге в основу современного латвийского политического режима были положены русофобия, дискриминация, сегрегация и неонацизм. Последователи на Украине. Сегодня Латвия далеко не одинока в своих взглядах относительно итогов Второй мировой войны и отношений с Россией. С 2014 года многие эксперты и наблюдатели заговорили о процессе прибалтизации Украины. Если внимательно присмотреться к недавним событиям, то между Латвией и страной «победившего майдана» сегодня действительно много общего. И тут, и там повестку дня формируют националисты, которые, как говорят, ненавидят Россию больше, чем любят собственную страну.

В чём это проявляется? Во-первых, в обоих регионах многочисленные националистические организации образовались на волне провозглашения независимости постсоветских республик в 1991 году. Во-вторых, хотя националистические партии на Украине и в Латвии не занимают на сегодняшний день ключевых позиций, они в то же время очень активны и агрессивны, а многие из их активистов были движущей силой как на майдане, так и во время событий в странах Балтии в начале 1990-х годов. В-третьих, следует также отметить то, что для большинства прибалтийских и украинских националистов характерна героизация своих предшественников, участников событий времён Второй мировой войны. В-четвёртых, политики в странах Балтии, как и украинские власти, не учитывают национальные интересы своих стран, для них понятие национального интереса чуждо. Наблюдается полный отказ от национального интереса в пользу интеграции в НАТО и Европейский союз и солидарности с антироссийской политикой их военно-политического руководства - и это обстоятельство прочно объединяет Украину и страны Балтии.

Стоит отметить, что в этих двух моделях национализма есть некоторые различия. Так, по мнению польского политолога Р. Ласецки украинский национализм до недавнего времени был локализован в Галиции, а выйти за эти рамки ему помогли майдан и государственный переворот на Украине. В то же время в странах Балтии национализм победил сразу после распада СССР, и коренное население, судя по всему, не противится этим идеям. Второе различие заключается в том, что у Литвы, Латвии и Эстонии не было, как выражаются на Западе, «полновесной» истории нахождения в составе Советского Союза, но был опыт независимости, приобретённой после Октябрьской революции 1917 года. У Украины же, если не считать периода Гражданской войны в России, такого опыта не было.

Таким образом, страны Балтии больше тяготели к своей независимости, нежели Украина.

Оно скорее популярно у сельских жителей, чем горожан. Будет также интересно: Все о флаге Латвии Язык Население Латвии разговаривает на официальном латышском языке, который признан государственным. Это связано с давними отношениями между странами. Еще несколько веков назад в каждой латвийской школе должны были вести уроки на русском языке. Существовали экзамены, в ходе которых ученики были обязаны читать литературу на русском. Название Название страны происходит от названия племен латгалов. Немцы называли Латвию «Леттия», а современное название произошло от литовского «латвяй».

Культура Большой популярностью в Европе пользуются латвийский театр. Одним из первых драматургов, сумевших прославиться, стал Адольф Алунан, поставивший пьесу в 1869 году. Для латвийского театра тогда были характерны экспрессия и гиперболизация. Позже драматурги стали вдохновляться российской сценой. Примечательными стали пьесы Райниса и Аспазии, в которых история перекликалась с фольклором. Отметим, что пьесы Аспазии были посвящены борьбе за права женщин. Они нашли широкий отклик в массах, а тот факт, что пьесы были написаны женщиной, только усиливал эффект. Музыка у латышей изначально была народной.

После крестового похода на Латвию здесь стали проявляться европейские мотивы. В целом музыкальная культура страны очень развита. Правительство уделяет много внимания строительству филармоний и домов оперы.

После 1991 социальная структура испытывает обратную трансформацию — все большую роль начинают играть возвращающиеся потомки латышей-эмигрантов. В январе 1997 правительство увеличило возраст официального выхода на пенсию до 65 лет как для мужчин, так и для женщин ранее 62 года для мужчин и 55 лет для женщин. Доля населения, находящаяся за чертой бедности, постоянно увеличивается, и многие люди вынуждены работать на нескольких рабочих местах, чтобы прокормить свои семьи. КУЛЬТУРА Поскольку территория Латвии на протяжении веков находилось под властью немецких баронов, первые письменные памятники латышской культуры вначале создавались на латинском и немецком языках. Латышский фольклор в годы Средневековья и вплоть до 19 в. Записаны они были в 60—90-х 19 в. Поэтому латышские народные песни носят печать закабаления народа немецкими купцами, римской церковью и феодалами-помещиками, отражая борьбу с немецкими баронами и классовые противоречия в латышском обществе. В них также находят отражение взгляды, мнения и настроения беднейших и наиболее угнетенных слоев крестьянства с конца 18 до начала 19 вв. Эти народные песни, собранные Хр. Бароном 1835—1923 , и народные сказки, собранные А. Лерхис-Пушкайтисом 1859—1903 , изданные Российской академией наук, составляют единственный памятник латышского литературного творчества до середины 19 в. До этого, в 1526, появляется первый перевод молитвы Отче наш, который стал вообще первым письменным документом на латышском языке , сорока годами позднее — весь катехизис. В период шведского владычества переводятся псалмы, а в начале 18 в. В самом конце 18 в. Наиболее ярким выразителем этого периода в латышской литературе был Стендер Старший 1714—1796 , желавший побороть своим творчеством влияние народных песен и приобщить крестьян к немецкой культуре. В середине 19 в. Вальдемарс 1825—1891 , А. Спагис 1820—1871 , К. Безбардис и др. Молодая национальная буржуазия стремилась обосновать свою роль историей латышского народа, которая была якобы насильственно прервана семьсот лет тому назад вторжением немецких колонизаторов. Воскрешается, а частично и искусственно создается латышская мифология. Начинается разработка латышского языка, освобождение его от германизмов А. Кронвальд, Ю. Аллунанс и др. В художественной литературе этому периоду латышского фермерства соответствует появление художественной по форме, националистически-романтической по содержанию поэзии, выдающимися представителями которой были Аусеклис 1850—1879 , А. Пумпурс 1841—1902 , Хр. Барон 1835—1923 , Ю. Аллунанс 1832—1864 и др. В середине 1880-х латышская буржуазия пережила первый экономический кризис. В связи с падением хлебных цен на мировом рынке разоряются фермеры и городская буржуазия, вкладывавшая свои капиталы в торговлю и домовладения, на почве кризиса вырастает оппозиция национализму. Органом оппозиции явилась газета «Диенас Лапа», редакторами которой становятся Я. Плекшан-Райнис 1865—1929 и П. Стучка 1865—1932. Новую эпоху провозглашает своими Мыслями о новейшей литературе 1893 один из первых латышских марксистов Я. Янсон-Браун 1870—1917 , выступивший против романтизма и консерватизма. В художественной литературе представителями нового течения или выступают Эдуард Вейденбаум 1867—1892 , Эдуард Зваргулис-Трейманс 1865 и Аспазия 1865. Стихотворения Вейденбаума не могли быть напечатаны при его жизни по цензурным условиям — первое легальное собрание их, и то с купюрами, появилось только после 1905. Они разошлись в рукописях, их автор стал самым любимым поэтом национальной демократии. Крупнейшим поэтом революции 1905 явился Я. Райнис 1865—1929 , один из величайших национальных поэтов, редактор газеты «Диенас Лапа». В 1897 Райнис был арестован и выслан в Вятскую губернию. Из ссылки он пишет свои знаменитые Далекие аккорды, изданные отдельной книгой в 1903 и ставшие литературным евангелием кануна 1905. В этом символически-импрессионистском сборнике едкая гейневская сатира на спящую зимним сном родину, на ее буржуазию и провинциально-мещанские нравы и быт сочетается с призывом к борьбе, ибо «новое время не придет, если люди его не приведут». Другим видным латышским литератором 20 в. Как художник был весьма плодовит, написал свыше десяти больших романов, большое число рассказов и новелл, свыше десятка крупных драм. Начав с реалистического бытописания деревни, в конце творческого пути сблизился с литературой фашистского толка Латвии. В годы фашистской оккупации Латвии 1941-1944 не появилось заметных писателей и поэтов. В результате к концу двадцатого века в стране сложилось три пласта латышской культуры. Первый пласт — это латышская литература и традиции до советских времен. Второй пласт сформировался после 1945 за пределами Латвии среди приблизительно 120 тыс. Третий пласт представляла культурная жизнь в Латвии после 1945, которая создавалась как просоветски настроенной интеллигенцией, так и антисоветски настроенной оппозицией. Включение Латвии в состав Советского Союза изменило все сферы культурной жизни, включая систему образования. Главным направлением был социалистический реализм в литературе и изобразительном искусстве. Все уровни системы образования развивались по двум языковым направлениям — латышскому и русскому, латыши знакомились с интернациональной культурой народов СССР и других стран. Однако в середине 1980-х годов в культуре Латвии произошли радикальные изменения. С приходом гласности издатели и писатели стали публиковать запрещенные ранее произведения. Ведущими фигурами Латвийского народного фронта стали деятели культуры, такие, как Янис Петерс р. Согласно археологическим данным, в середине III тысячелетия до н. Посуда покрывалась орнаментом, напоминающим отпечаток гребня. Носители этой культуры пришли с востока — возможно, это были предки финских племен. В начале 2 тыс. Считается, что вышеупомянутые культуры дали начало культуре предков балтийских племен, которые пришли на юг и юго-запад Латвии. Через современную территорию страны в начале I в. Ближе всего к финнам проживали курши, земгалы, селы и латгалы. Языки всех четырех племен подверглись влиянию финно-угорского. Население древней Латвии жило в деревянных замках феодалы , посадах ремесленники , селах и на хуторах. Посады, число жителей которых достигало нескольких сотен, как правило, располагались при крупных замках. Укрепление посадов палисадами превращало их в укрытие во время войн. В районе нижнего течения Даугавы располагались поселения с этнически смешанным населением, где наряду с земледелием развивались ремесло и торговля. В этих поселениях намечается переход к ранним городам. Посады, именуемые в источниках по-латински civitas, urbs, locus, местные жители называли пилсатсами. Сельские жители проживали в селах, в лесистой и болотистой местностях — на хуторах. Несколько поселений составляли общину — пагаст pagasts. Несколько пагастов объединялись в замковый округ, в центре которого находился замок феодала с посадом. Замковые округа объединялись в «земли» или «края». Курши жили на побережье Балтийского моря. Их южная граница далеко вдавалась в теперешнюю Литву, доходя до Каунаса. В источниках курши впервые упоминаются при описании событий 675. В 9—12 вв. Саксон Грамматик в своей Скандинавской истории пишет, что они доходили до берегов Дании и Швеции. Наиболее известным местным феодалом в Курземе был Ламекинс — он носил титул rex. На восток от куршей, в бассейне Лиелупе, жили земгалы. На юге их граница заходила в теперешнюю Литву, от финских племен они были отделены Даугавой. В источниках земгалы впервые упоминаются в 870. Наибольшее значение в Земгале имел Терветский замок, в котором в начале 13 в. Селы проживали к востоку от земгалов, на левом берегу Даугавы. Впервые их имя упоминается в хронике Генриха Латыша 13 в. В Селии было не менее 5 замков, главный из которых — Селпилс. На правом берегу Даугавы, к северу от селов, располагались земли латгалов. Впервые они были упомянуты в Рижской хронике 11—12 вв. Латгалы создали государственные образования более высокого типа — княжества, крупнейшими из которых были Ерсика, Кокнесе, Талава. Проживая на территории, через которую проходили важные торговые пути, латгалы под влияние русских земель и платили дань полоцкому и псковскому князьям. На землях латгалов распространялось православие. На побережье Рижского залива в начале 13 в. Из вождей даугавских ливов наиболее известен Ако, именовавшийся предводителем и старейшиной. Во 2-й половине 12 в. Пользуясь торговым путем по Даугаве, они продвигаются вглубь территории. Местные жители охотно торгуют с ними. Ливы позволяют купцам построить товарные склады в своем поселении Икшкиле. Около 1164 г. Епископ Мейнард в 1185—86 в поселении Икшкиле на берегу Даугавы построил с помощью каменотесов с о. Готланд каменный замок и церковь — первые упоминаемые историческими источниками каменные постройки в Балтии. С 1198 территория Латвии стала объектом крестового похода, объявленного Папой римским. Новый епископ Икшкильский Бертольд победил ливов, проживавших в нижнем течении р. Гауя, но сам погиб от руки ливского вождя Иманта Имаута. Его последователь — епископ Альберт основал в 1201 Ригу, ставшую форпостом агрессии крестоносцев в Прибалтике и перенес сюда епископский престол, став первым епископом Рижским. В 1206 был построен замок Цесис в те времена замок назывался Венден — опорный пункт для покорения Северной Латгалии и Южной Эстонии. В 1207 ливы покорились епископу и приняли крещение по католическому обряду. Завоеванные земли были разделены между епископом и Орденом меченосцев, основанным в 1202. Завоеванные земли получили название Ливонии Livland. В 1206—1224 крестоносцы покорили латгалов, в 1208 — селов. В 1223 началось покорение Пруссии войсками Тевтонского ордена, который продвигался от нижнего течения Вислы на восток. Навстречу ему — от Даугавы и Рижского залива — в западном направлении двигался Орден меченосцев. В 1237, после поражения от литовцев в битве при Сауле 1237 , ордена вынуждены были объединиться, и Орден меченосцев как местное отделение Тевтонского ордена стал называться Ливонским. Завоевать земли куршей оказалось сложнее. Только в 1231 Ордену удалось захватить часть Северной и Средней Курсы, а весь край был покорен только к 1252. Однако в 1260 в битве между литовцами и крестоносцами при Дурбе курши и эстонцы перешли на сторону литовцев, в результате чего немецкие рыцари были разбиты, а восставших куршей пришлось усмирять еще 6 лет. В 1267 курши вынуждены были заключить мирный договор с крестоносцами. К 1290 была окончательно покорена Земгале. Ливония — так со второй четверти 13 в. Наиболее сильными были земли Ливонского ордена и Рижское архиепископство. Ливонский орден, рижский архиепископ и ливонские епископы подчинялись Папе римскому. Наиболее централизованным было управление на землях Ливонского ордена. Во главе Ордена стоял магистр, избираемый пожизненно. Вся территория делилась на области во главе с комтурами или фогтами, жившими в укрепленных замках. По своему должностному положению в 13 в. Комтуры, фогты и высшие чины Ордена входили в конвент — совещательный орган по административным и военно-политическим делам. В Рижском архиепископстве управление находилось в руках архиепископа и капитула соборных каноников совета из 12 высших священнослужителей. Во второй половине 14 в. Территория архиепископства делилась на три части: домен собственность архиепископа , земли капитула соборных каноников и ленные владения вассалов. Вассалы на своих землях пользовались почти неограниченной хозяйственной самостоятельностью. В 14—15 вв. Так, в 1257 вассалы получили от архиепископа Сильвестра Стоддевешера привилегии «милость Сильвестра» , которыми ленные имения фактически превращались в частную собственность вассалов. Ливонские крестьяне селились в деревнях, объединенных в пагасты, во главе которых стояли поставленные феодалом старосты. Пагасты имели и свои суды, где судьями были старшие по возрасту крестьяне. Постепенно сельскую систему сменила хуторская, так как при устройстве новых помещичьих имений сносились целые деревни, а крестьяне расселялись по хуторам на менее плодородные земли. Хуторская система окончательно разрушила сельскую общину. Завоеватели-крестоносцы предпочитали заниматься грабежами соседских земель, отнимая у побежденных скот, серебро, продукты, украшения. К концу 15 в. Учреждался особый суд для улаживания дел о беглых крестьянах — гакенгерихт суд сохи. Судьи устанавливали принадлежность крестьян к тому или другому владельцу на основании земельной книги. Промежуточную прослойку между феодалами и крестьянами составляли лейманы — мелкие вассалы Ливонского ордена и рижского архиепископа, латыши по происхождению. За пользование землями они были обязаны участвовать в военных походах. Отношения между Ливонским орденом и Рижским архиепископством были сложными и запутанными. Ордену удалось фактически освободиться от вассальной зависимости от епископов, и началась продолжительная борьба за гегемонию в Ливонии.

Несмотря на длительные периоды конфликтов военного и политического характера, сложности во взаимоотношениях с соседними государствами, народ Латвии сумел сохранить самобытные черты. В самые разные эпохи латыши старались развивать свои ценности, в частности, родной язык. На местное наречие были переведены «Отче наш» и ряд духовных текстов ещё в пору Средневековья. А вскоре и Иоганн Глюк перевёл на латышский язык Библию. Этноним народа Формирование названия племён также было связано с определёнными историческими процессами. Долгое время русские называли народ Латвии латгалами, указывая на происхождение местного населения от балтских народностей. В работах Н. Карамзина отмечается: «Между сими иноплеменными народами, жителями или соседями древней России, Нестор именует ещё Летголу Ливонских Латышей … и Литву, которые не принадлежат к Финнам, но вместе с древними Пруссами составляют народ Латышский». В старину Латвию называли «Леттией», а современное именование латышей произошло от их ближайших предков — латгалов. Вероятно, название это было связано с местностью, где проживали племена предшественников нынешнего народа Латвии. Внешние особенности Если говорить о внешности латышей, то здесь у этнографов можно встретить самые противоречивые данные. Густав Паули отмечал, что большая часть представителей этого народа — люди с толстыми щеками, удлинёнными лицами и длинными носами. А вот в работах Меркеля встречается совсем иное описание. Этнограф отмечал, что латыши — люди с румяными лицами, физически сильные, но на вид крайне угрюмые. Впрочем, столь различные сведения могли зависеть от места проживания племён, ведь латыши в разных уголках Латвии существенно отличаются друг от друга.

Латвия утратила способность размножаться «на воле»

альный ский состав населения народов. По данным латвийского Центрального статистического управления (ЦСУ), в 2022 году в стране проживает 1,876 млн человек — на 17 500 меньше, чем год назад. Статья Население Латвии, Численность населения, 2020 Сокращение населения на 29,2% за 30 лет, 2018 Сокращение численности населения с 1989 года на 27% до 1,9 млн человек, Соотношение мужчин и женщин, Возраст, Национальный состав, Русские, Евреи, Ксенофобия.

Этносы в Латвии - перепись 1935 г.

Латышские легионеры СС явно соскучились по своему ежегодному шествию: по причине коронавируса и действующего в Латвии жёсткого карантинного режима его не было ни в 2020-м, ни в 2021 году. Президент Латвии Ринкевич отказался признавать, что живущие в республике русские подвергаются дискриминации. Население Латвии в 2023 году: прогноз и статистика | Новости Латвии. Подчеркнем, что в первые три месяца 2022 года в Латвии также родились 3939 детей, что на 2% меньше, чем за аналогичный период 2021 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий