Новости лезгины кто такие

и трёхъязычными; среди них распространены русский и азербайджанский языки (как второй язык)[16][17][18]. Полагают, что лезгины частично происходят от людей, населявших регион южной Дагестан в эпоху бронзы. В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества.

Наивные лезгины, очнитесь!

народ, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на севере Азербайджана. Так что, то, что лезгины трусливые, придумали просто те, кто их не долюбливает! Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно.

История Лезгин

После этого Мухтар-Санджаб построил мечеть в селении Сейф-ад-Дина и умер в нем. Мухтар-Санджаб в свое время разбил войско микрахского Сам-Сама и все дела селения Микрах оказались в руках Сейф-ад-Дина. У Юсуфа было четверо сыновей. Один из них жил в селении Штул, называемом Аиджалом, остальные в селении Курах. Все они — из потомства Абу-Муслима, утверждает хроника. Эти сведения красноречиво показывают, что не только правители областей, но и городов и сел претендовали на обоснование своего происхождения от знатных арабских родов. Несмотря на эту негативную тенденцию, основное население Лезгистана долго противилось исламу, упорно придерживалось языческих обычаев и верований. Об этом свидетельствуют и отголоски язычества, сохранившиеся среди лезгин и поныне. С ними и другими оригинальными материалами можно познакомиться в приложениях, помещенных в конце этой книги. На полную самостоятельность претендовали и разрозненные области Албании. В середине IX века в Шарване правила династия Муайядов.

Ее основателем был наместник Шамахи Мухаммед ибн Язид. Заново укрепленный им город Шамахи в его честь стал называться Язидийей. Поздние правители из этой арабской династии стали называться шарван-шахами. Первоначально Шарван был небольшой административной единицей, но Мухаммед ибн Язид расширил ее территорию за счет соседних областей. Уже к X века шарван-шахи претендовали на Дербент. Основным населением Шарвана были лезгиноязычные народы, а также переселенные сюда в разные времена тэты, персы, арабы. Его на этом посту сменил назначенный халифом Мухаммед бин Хамус, который укрепил город Ганцах Гянджа. В Дербенте правил Хашим ас-Сулами — основатель дербентской арабской династии хашимитов. Он стал правителем Дербента в 869 году, правил самостоятельно и лишь номинально подчинялся халифу. Династия хашимитов просуществовала около 200 лет.

В Дербенте стоял сильный арабский гарнизон. Здесь также, как и во всей равнинной части Албании жили переселенцы — таты, персы, арабы и местные лезгиноязычные племена. Дербент контролировал торговлю бакинской нефтью и солью. Более сильный в военном отношении Мухаммед ибн Язид стремился подчинить Дербент своему влиянию. Поэтому между обоими правителями шла скрытая ожесточенная борьба за сферы влияния. К северу от Шарвана было расположено небольшое княжество Лейран, основное население которого составляли также переселенцы — таты и арабы. Вскоре Мухаммед ибн Язид подчинил это княжество Шарвану. Еще дальше на север, на берегах реки Самур находилось царство Лакз. Его население составляли вытесненные из равнинных областей лезгины, будут, крызы, хины и другие лезгиноязычные племена. К X веку Лакз сохранял самостоятельность и не принимал ни зороастризма, ни христианства, ни ислама.

Впоследствии он номинально подчинялся то Дербенту, то Ширвану. Во время острых стычек между отпрысками арабских династий правители Лакза назначались эмирами Дербента. Так случилось в 953 году, когда царь Лакза Хашрам был приглашен в Дербент в качестве его правителя. Один из сыновей Шарван-шаха Хайсам был назначен правителем Табасарана. Маленькие полузависимые княжества образовались в горах, где проживали лезгиноязычные народы — цахуры, кахи, эры, удины и другие. Здесь были мощные неприступные крепости, которые не подчинялись алчным рав- нинным правителям. В начале X века правившая в городе Двине курдская династия шеддадидов захватила Ганцах Гянджу и основала здесь самостоятельное государство. Вскоре она подчинила своей власти и город Партав с территорией Шамхора. Среди всех этих полусамостоятельных удельных княжеств выделялся Шарван, где в 1027 году пришла к власти местная династия Кесранидов. Правители этой династии происходили из местного коренного населения, по сама себя считали потомками персидских царей, а именно Хосрова Ануширванай.

Между кесранидами и шеддадидами установились родственные связи. Породнились они и с дербентскими хашимитами. И шеддадиды и хашимиты в силу известных причин не могли не считаться с мнением кесранидов в вопросах, внешней и внутренней политики. Кроме русов Шарвану угрожали нашествием тюркские кочевники, хлынувшие в это время из-за Каспийского моря в Иран. К середине XI века в Малой Азии образовалось сильное государство тюрков-сельджуков. Сельджуки были выходцами из Средней Азии и составляли одну из ветвей тюрков-огузов. В 1054 году они захватили Иран и стали угрожать династии шеддадиов. Вскоре она признала власть тюрков, предводителем которых был жестокий завоеватель Тогрул-бек. Спустя 15 лет в номинальную зависимость от преемника Тогрул-бека Алп-Арслана попал и Шарван. Сын шарван-шаха Манучихр был женат на дочери грузинского царя Давида.

Этот брак объединил шарванцев и грузин на совместную борьбу с тюрками, хлынувшими в пределы древней Албании, которая прежде никогда не знала их. Шарван сохранял свою независимость ценой огромной дани, выпла- чиваемой ненасытным чужеземцам. Ее возглавил Чингиз-хан. В течение семи лет 1213—1221 г. Хорошо обученная монгольская армия быстро продвигалась вперед, подчиняя себе огромные пространства. Полководцы Чингиз-хана Джебе и Субутай в поисках скрывшегося от них хорезмского султана Мухаммеда совершали вместе с войском длинные переходы, облагая местных правителей и население непосильными налогами, грабя и сжигая все на своем пути. Они должны были обогнуть Каспийское море с юга и по истечении трех лет вернуться в ставку Чингиз-хана по северному пути. В 1221 году огромная монгольская армия напала на Грузию, потом на Ганцах и Шарван. Разграбив города и селения, обложив население налогом, она вернулась на зимовку в Иран. В следующем году они осадили столицу Шарвана Шамахи.

Население города оказало захватчикам отчаянное сопротивление. Монголы долго не мог- ли проникнуть в крепость. Но вскоре им удалось разрушить в нескольких местах мощные стены. А когда озверевшие воины хрынули в город, началась безжалостная резня. Разграбив Шамахи, монголы двинулись на Дербент. По пути к этому городу они жгли и разрушали все населенные пункты. Исторические хроники свидетельствуют о том, что монголы не смогли взят стены Дербента штурмом, поэтому прибегли к хитрости. Они послали к правителю Дербента несколько воинов со словами: пришлите ваших послов для заключения мира. Правитель Дербента поверил им и отослал в ставку Джебе и Субутая нескольких знатных людей. Монголы схватили их и убили, оста вив в живых только одного.

Под страхом смерти ему предложили показать обходную дорогу на север. Тот показал. Так монголы прошли мимо Дербента Отдельные монгольские отряды проникали в предгорья Лезгистана, в частности в область Кюре. Лезгины вступили в схватку с ними, но монголы жестоко расправились с местным населением. Особенно жестокой была расправа с жителями селения Рича. Таким образом монголы прошли через Кавказские горы и вышли на степные просторы, где обитали кыпчаки. Вслед за походом монголов началось нашествие кынчаков, которые прошли через Дербент на территорию Шарвана. Разоряя все на своем пути они дошли до Ганцаха и, захватив богатую добычу, вернулись в свои степи. Не оправившееся после столь жестоких походов иноземцев местное население опять стало жертвой. Теперь уже для войск Джамал-уд-Дина, сына хорезм-шаха, который решил покорить Закавказье и набрав здесь большую ар- мию, вступить в схватку с монголами, покорившими Хорезм.

В 1222 году Джамал-уд-Дин захватил Ганцах Гянджу и превратил этот город в свою резиденцию. Отсюда он совершал частые набеги на Армению и Грузию. Он разорил города Тифлис и Двин. Шарван-шах спас свою страну от разорения лутем выплаты Джамал-уд-Дину 100 тысяч динаров.

Стадию, когда принадлежность к лезгинское нации это Духовное понятие, а не только языковое и кровное. Точно также, как французы считают французами даже алжирцев, если алжирцы любят Францию и служат его интересам, и не все французы при этом французы, а русские считают русскими всех тех, кто любят Россию и служат её интересам, и не все русские это русские. Так и лезгинами я считаю всех тех, кто любят лезгинскую землю и служат интересам лезгинской земли и лезгинской нации. По языковому признаку уже невозможно определить кто лезгин, а кто нет. Это разговор ни о чём. Мы видим, что и через лезгинский язык также оказывается нужное себе влияние на лезгин. Лезгинский язык взят на вооружение врагами лезгинского народа. Ценность манкурта, знающего лезгинский язык, повышается в разы в глазах тех, кому он служит. Знание лезгинского языка повышает влияние на лезгинский народ. В последние годы формируются манкурты с полностью изменённым духовным сознанием, ментально ставшиеся тюрками, для которых знание лезгинского языка не меняет ничего. Разве мало таких мы знаем вокруг нас? Нация - Духовное понятие. Наши предки называли себя «Лекь, Лекьер» «орёл, орлы» , возведя древний тотем в самоназвание, раз и навсегда ассоциировав себя с свободными птицами. Орлы сбрасывают с себя ворон, взлетая так высоко, что вороны умирает, не выдержав высоты. Орлы не позволяют воронам клевать себя. Орлы не выживают в клетке. Орлы не живут в клетке. Вот что в нас заложено на генетическом уровне. Настоящий лезгин не может смириться с рабством, с клеткой, в какой бы форме это не ему не преподносилось. Если он смирился, то это тогда уже не лезгин. Рабство необязательно понимать в буквальном смысле. Рабство бывает разным, когда человек становит зависим от материального благополучия или жаждет восхваления и славы. Если деньги, карьера, бизнес, звания, ордена, регалия стоят в школе ценностей выше своего народа и его интересов. Тогда это уже не лезгины. Так считаю я на основание своего жизненного опыта. Я много времени и сил потеряла, заблуждаясь в тех, кого считала лезгинами, потому что они родились в лезгинской семье и говорят на лезгинском языке, на кого пыталась рассчитывать в народных делах, но которые в итоге показали себя совсем наоборот. И тогда я сделала вывод: лезгином не рождаются, а становятся. Лезгинство воспитывается в человеке, оно не возникает само собой. Лезгинство это любовь к родной лезгинской земле в любом его состоянии, в горе и в радости, в богатстве и в бедности! Лезгинство это особое мироощущение горца, состояние бескорыстной любви к своим горам, к народу, к предкам, к истокам, к корням, к традициям, к замшелым камням на могилах дедов и прадедов. Лезгинство это когда не можешь взять и предать или обмануть другого лезгина, когда не можешь оскорбить, обидеть, унизить, толкнуть вниз другого лезгина, когда не можешь занять место другого лезгина, это безотчётное инстинктивное желание прийти на помощь любому соплеменнику в беде, протянуть руку. Поэтому даже те лезгины, которые не знают лезгинский язык, могут быть настоящими лезгинами, если в них есть лезгинское самосознание и духовность. Некоторые такие лезгины даже бОльше лезгины, чем те, кто знают родной язык. Знание лезгинского языка, если при этом человек служит интересам не своего народа, меняет интересы своего народа на благополучную жизнь, карьеру, счёт в банке, стремится породнится с чужеземцами ради каких-то материальных и прочих благ, действует в ущерб своему народу, высказывается пренебрежительно о своём народе, оправдываясь тем, что интернационалист, глобалист, верующий и прочее, никак не делает такого «лезгина» лезгином. Духовно это уже не лезгин. Он кто угодно может быть, возможно, но уже не лезгин. Это моё мнение. Поэтому я не определяю лезгин по знанию или незнанию лезгинского языка. Я оцениваю лезгина по его конкретному отношению на словах и в делах к своему народу, что больше скажет, насколько он лезгин. Манкуртство в лезгинской среде. Перехват народных инициатив. Манкуртские круги более консолидированы между собой, нежели сам лезгинский народ. И консолидируясь меж собой, составляют уже определённую «элиту», влияющую на лезгинский народ, для которого манкурты пытаются стать и, чаще всего, являются «авторитетами». Манкурты ставят себе цель перехвата любых народных инициатив. Перехват народных инициатив - это основная цель, которая ставится 5-й колонной. Главным образом для того, чтобы эти инициативы не смогли консолидировать народ и ситуация не вышла из-под контроля. Чтобы перехватывать инициативы нужно заручиться поддержкой хотя б малой части народа. Поэтому обычно манкурты себя рекламируют как народных деятелей, хвастаются перед простым народом тем, что вхожи в высокопоставленные кабинеты чиновников, имеют связи с крупным бизнесом, и потому, как они говорят, они и только они способны, якобы, решать народные проблемы. И народ в это верит. А на самом деле это 5-й колонна, служащая исключительно только собственным интересам и параллельно интересам своих кураторов. Передача своих инициатив тем, кто на самом деле и не ставит себе цель их решения, только усугубляет плачевное положение лезгинского народа, подменяя собой настоящих народных лидеров, тех самородков, которые появляются в самой народной среде, и которые действительно способны консолидировать патриотические силы вокруг себя, и решать проблемы по мере своих возможностей. Но манкурты, которые всегда чутко и ревностно следят, кто где и как появляется, стараются или прибрать к рукам такого потенциального народного лидера и использовать его в своих целях, а если не получается этого сделать, то разными способами пытаются принизить его в глазах окружающих. Особенно, если потенциальные народные лидеры не так образованы, не так одеты, не так грамотно разговаривают, не так богаты, не имеют таких связей, не умеют пускать пыль в глаза, как манкурты. Манкурты стараются внушить народу, что представлять народ должны именно они, манкурты, потому что они образованные и «достойные представители». Определение «достойные представители лезгинского народа» часто применяется манкуртами в отношении самих себя. Тем самым прочих представителей народа возводя в ранг не столь «достойных» или вообще «недостойных». Хотя все народные герои прошлого, если вспомнить прошлое, были исключительно из самой простонародной среды. Качества народных лидеров не заключаются в их хорошем костюме, происхождении, образование и в красноречии. Потенциальные народные лидеры это люди способные пожертвовать материальным и частным в своей жизни ради интересов народа — это принципиально важное качество, редчайшее качество, единственно которое и должно определять кто есть кто. Но про это забывают. Народ ведётся на блестящую обёртку манкуртов и передаёт им права решать за себя. Ордена, звания, регалия, статусность, должности, «авторитетность» в каких-то узких кругах ставятся на первое место. Что в целом хуже для лезгинского народа. Так как только представители простого народа из самых низов, которые понимают нужды, беды, проблемы народа, только такие люди и способны всерьёз бороться за интересы народа. Больше никто. Всё прочее это имитация и обман. Лезгинскому народу нужны люди со стержнем, воины, способные отстаивать интересы народа. И если они будут из простой народной среды, скромные, неиспорченные деньгами и жаждой славы, то из них получится нечто настоящее для народа. Воины — в метафизическом смысле имеется в виду — смелые, готовые на самопожертвование, бескорыстно служащие народу и есть самое чистое состояние лезгинства, первоначальный генотип нашего народа. В каждом настоящем лезгине спит метафизический воин из прошлого, дух наших предков. Если этот воин пробудится в нас, выйдет из нас, это и спасёт наш народ. Ничего другого и иного не поможет. Всё остальное это игры с народом. Проблемы сохранения языка, культуры, традиций давно уже стали инструментами манипуляции нашим народом. Ни одна из этих проблем не решается и не может решиться, пока народ в таком положении как сейчас. Поэтому все лозунги и заявления о решении проблем языка, культуры это чистой воды манипуляция, заводящие в тупик. Не зря великий советский писатель Чингис Айтматов в своём бессмертном романе «Манкурт» вывернул наизнанку это страшное и незаметное на первый взгляд явление во внутренней среде ассимилируемых народов, как манкуртство. Показал масштаб ущерба и вреда народу, что наносится любым манкуртом, служащим интересам чужеземцев или своим собственным, используя народные темы, имитируя народную деятельность. Манкурство более страшнее явление, нежели открытое противостояние с конкретным врагом. Манкуртство не даёт народу консолидировать свои внутренние резервы для строительства своего будущего, играет роль громоотвода, глушит все всплески народной активности, водит народ кругами ошибочным путём, заговаривает зубы, забалтывает любую серьёзную проблему, заводит дело в тупик. И выглядит убедительно при этом. Этим манкурты опаснее внешних и открытых врагов. У народа отнимается ценное время и энергия на пустопорожнюю суету. И понять, что люди просто тянут время, чтобы спускать на тормоза ситуацию, проблему, вопрос, не так-то просто. Вот что наиболее вредит в настоящее время народу. Все порывы народа консолидироваться в решении той или иной национальной проблемы ничем в итоге не заканчиваются именно поэтому. Так как манкурты перехватывают инициативы и спускают их в трубу. Когда враг открыто заявляет о своих намерениях, с ним легче бороться. А когда враг одевает маску соотечественника, озабоченного народными проблемами, то выявлять его истинные намерения с ним становится чрезвычайно сложно. Коммерческие элиты везде прекрасно друг друга понимают и легко обо всём договариваются. Это их особенность. Никакие национальные вопросы на самом деле им не нужны. И никакого национал-патриотизма у коммерческих элит на самом деле и нет, кроме пустых слов и абстрактных заявлений. В большей степени народная тема используется только тогда, когда через него предоставляется случай решить какое-то своё дело, повлиять на события и заручиться поддержкой какой-то части народа для чего-то. Корыстное отношение к своему народу характерная особенность этих элит. Народные темы им нужно только чтобы ими извлекать выгоду. В этом смысле, народная тема всегда может пригодится. Например, всеми нами наблюдались случаи, когда владельцы крупного бизнеса в соседнем государстве, о существовании которых никто и не догадывался, которые себя как лезгины нигде никогда и не проявляли, однажды оказались привлечены к уголовной ответственности за противоправные действия, то они или их родственники моментально вспомнили, что они лезгины. Во всех местных СМИ пошли заказные статьи о том, что якобы арестовали «лезгинских деятелей», притесняют лезгин за патриотизм. Придумывались истории под этот вброс. Народ впервые узнал об существовании, вероятно, подпольных «народных деятелей». Лгали народу, чтобы вызвать общественную реакцию, которая бы смягчила их положение. После решения всех своих проблем, они канули в лету. До тех пор, пока снова не появится необходимость вытаскивать народную тему. Фальшивость и лживость этой категории элит просто зашкаливает. В настоящее время любой коммерсант может заказать о себе любого вида рекламные статьи и создать о себе нужное мнение. Несмотря на административное деление лезгинского народа между Дагестанской областью и Бакинской, Елизаветпольской губерниями, никаких границ между разными частями лезгин в Российской империи абсолютно не было! Все хозяйственно-экономические связи между лезгинами Кубинского уезда, Самурского и Кюринского округов были сохранены. Лезгины свободно перемещались по своей этнической зоне. Первая попытка изолировать лезгин Кубинского уезда от лезгин Южного Дагестана границами была предпринята руководством новой союзной республике в 1921 году, закрыв все дороги и места прохождения мелкого и крупного рогатого скота под предлогом борьбы с эпидемиями инфекционных болезней. Экономические связи между лезгинами пытались обрубить. Тогда горцы Самурского округа все как один вышли на протестный митинг, масштаб которого был таков, что власти соседней республики, испугавшись, открыли назад все дороги и проходы. До 30-х годов XX века лезгины Кюринского и Самурского округов всё ещё поддерживали тесные экономически связи с лезгинами Кубинского уезда. И ни одно лезгинское село не было переселено с места своего обитания в Российской империи. Вдумайтесь в это и сравните с тем огромным количеством переселённых, практически насильственно спущенных с гор, в смешанные равнинные посёлки лезгинских сёл, растворяемых в титульной нации. Сравните с физически уничтоженными древними сёлами, с такими как село Кюснет, и другими, на месте которых ныне дворцы титульной элиты. Даже и представить себе невозможно такое отношение к лезгинам со стороны русских! Например, единственная военная крепость в селе Ахцах русс. Никогда нигде не было ни одной попытки выселения, вытеснения лезгинского местного населения русскими в Южном Дагестане для того, чтобы строить некие нужные себе государственные объекты или свои собственные резиденции. Такое никогда не делалось. Уважение к лезгинскому народу от русских в десятки, если не в сотню, раз выше, чем уважение от своих соседей единоверцев. Приезжая в лезгинские сёла в качестве туристов, русские соблюдают все местные законы и проявляют уважение. Поэтому в нас всегда есть уверенность, что мы живём на своей земле и это только наша этническая земля, а не русская, хотя и в составе России! Такое возможно только потому, что русские признают лезгинский народ и дают лезгинскому народу национальные права! Русские не посягают ни на что наше! Чего не скажешь о соседнем государстве, где вся территория носит название по обозначению титульной нации и юридически закреплена как этнически их земля, а не лезгинская. И так по всему государству. И попробуй скажет лезгин, что он живёт на своей лезгинской земле, и что с ним будет и где он закончит свою жизнь? Сравните степень вреда — физического, социально-экономического, культурно-исторического, морального и духовного — нанесённого лезгинской нации с 1918 года за 100 последних лет в соседней республике. И положение лезгин в Республике Дагестан в РФ. Это несравнимые ситуации. Это колоссальная разница в положении и в мироощущении народа. А если мы начнём сравнивать то, что было у лезгин в бывшей Российской империи относительно своих земель и прав, в РСФСР и ДАССР, и в соседней республике, и начнём сравнительно оценивать от кого лезгинский народ на самом деле пострадал, что потерял, где, когда и почему, то любой лезгин поймёт правду о том, где у него есть будущее, а где будущего — нет. Многие аналитики задаются вопросом, а действительно, почему тогда, при столь масштабной ассимиляции лезгинского народа в соседнем государстве, изъятия и присвоения этнических земель, лишения национальных прав, морального гнёта, нет ни одного конкретного примера серьёзного противостояния, почему так, учитывая исторический характер лезгин, которые никогда не терпели над собой угнетения? Во-первых, потому в советское время были выбраны степени незаметной трансформации духовной составляющей коренных народов в чуждую культурную ткань. В советское время было невозможным действовать как-то иначе и делать резкие движения, как бы само руководство этой республики не желало ускорить процесс. Союзные республики полностью зависели от Москвы и любые резкие движения относительно коренных народов были чреваты для титульной нации. Потому была подобрана наиболее мягкая, но эффективная стратегия ассимиляции коренных народов. Факт, что все процессы по ассимиляции коренных кавказских народов до сих проводятся этим государством только «бархатным», так называемым «мирным», способом во избежания эскалации конфликтов. В настоящее время упоминаемое нами государство старается всеми способами избежать международной ответственности за ассимиляцию коренных народов, что на самом деле является преступлением государства против коренных народов. Избежать ответственность ему удаётся только по причине физического отсутствия каких-либо явных очагов межнациональных конфликтов в стране. Но их нет не потому, что коренные народы устраивает их ассимиляция, а потому, что государство не даёт таким очагам в принципе возникать. Любые противостояния быстрого глушатся на самом раннем этапе своего возникновения. А глушить конфликтность в зародыше, вместо реального решения проблем, это общество хорошо умеет. Сам лезгинский народ раздроблен и безвозвратно оттеснён от былых позиций на своей собственной земле. В советское время ассимиляция коренных народов тщательно маскировалась под экономические реформы развития сельских инфраструктур. Якобы для улучшения жизни горцев, были придуманы программ переселения с гор на равнину, разрушающие весь высокогорный тысячелетний уклад жизни лезгинского народа, который принудительно переселяли и смешивали с титульной нацией. Советское государство тут было ни при чём. Это была сугубо внутренняя «экономическая» политика титульной нации. Лезгинам не давали осознать, что на самом деле происходит. Лезгин переселяли, сихилы рода разбивали и разбрасывали по разным смешанным посёлкам. И всё подавалось как «социалистические преобразования». Когда пришло осознание. Только во второй половине XX века до наиболее просвещённых лезгин начало доходить, что происходит и почему. Но любые единичные попытки конструктивно анализироваться этническую ситуацию, протестовать, обсудить, дискутировать, сразу же жёстко пресекались. Протестность лезгин душилась в самом зародыше. Если же что-то выходила из-под контроля, то чтобы успокоить народ, обещалось что угодно, лишь бы скорее рассеять и развести в разные стороны всех, не дать консолидироваться. А потом точечно, физически и морально, уничтожали тех, кого считали зачинщиками. Репрессиям подвергались, так называемые центры принятия решений, то есть народные лидеры.

Причем, фамилию, имя и отчество пишут по-своему, национальная принадлежность записывается как азербайджанская. Завтра нам будет очень трудно понять, где лезгин, а где азербайджанец. Еще хуже дело с языком. В свое время в Азербайджане лезгинскую письменность перевели на латиницу. В скором времени живущие в Азербайджане лезгины перестанут иметь какое-либо представление о лезгинской письменности на кириллице, о лезгинской литературе, которая еще сохранилась на территории Дагестана. Сегодня нас беспокоит новая государственная граница между Россией и Азербайджаном по реке Самур, проходящая через территории, на которых проживает лезгинский народ. Согласно новой демаркационной линии, оказались отрезанными от России два лезгинских села и переданы Азербайджану. Это значит, что при любых общественно-политических кризисах с участием лезгин на территории Азербайджана тут же будут приниматься меры по ужесточению контрольно-пропускного режима на границе. Народ будет полностью разделен. Это очередная дипломатическая победа Азербайджана. Я так понимаю это решение. После распада Советского Союза жители этих сел постоянно писали во все инстанции, начиная с районных, которым они подчиняются, вплоть до депутатов Государственной думы, до президента России. В течение дня им приходилось пересекать две государственные границы — России и Азербайджана. Представьте, что чиновник, который является главой администрации этих селений, чтобы попасть на мероприятия, которые проводятся в районном центре, должен был по несколько раз пересекать границу. И на каждом шагу подвергаться унижению. Власти Азербайджана прекрасно знали, что представители этих двух сел обращались в высокие инстанции, о том, что они хотят жить в России. Но даже посол России в Азербайджане ничего не смог или не захотел сделать. Лезгинский вопрос полностью относится к сфере национальных интересов России. Потому что лезгинский народ проживает на пограничной территории, где проходят интересы России. И если отдали Азербайджану два лезгинских села, значит, этих интересов нет. Власти Азербайджана обвиняют нас в сепаратизме, в том, что мы вынашиваем идею «Великого Лезгистана». Но ведь лезгины как жили, так и живут на своих территориях! На протяжении всей своей истории они не завоевывали и не отбирали чужие территории. Мы просто хотим жить на своих исторических землях как хозяева этих земель. А не как послушные рабы, которым можно по шапке дать в случае чего. Мы хотим, чтобы с нами считались так же, как с другими народами и нациями. Сегодня же лезгины достаточно разобщены. В этом наша трагедия. Организацию, которая существовала — движение «Садвал», разгромили руками самих же лезгин по указке Баку.

Думаете, с переименованием «Лезги мечеть» на Ашурбейли, или переименованием Узеира Гаджибекова на Гаджибейли, вы решили лезгинский вопрос? Очень глупо! От того что вы ратуете: «…мы с лезгинами братья и мы единые мусульмане», лезгинам лучше не стало, и мы не приняли ваше лживое братство. Мы не забыли, как вы расстреляли «садвалистов» и объявили их участниками террористической организации. Мы наблюдаем, как вы язвительно относитесь к нетюркоязычным на госдолжностях. Мы помним, как вы свои «руки протянули» через Москву в Дербент, чтобы не допустить избрания в мэры города Имама Яралиева, лезгина по национальности. Какой анклав вы создали под Дербентом во главе с этническим турком, мафией Курбановых. Сколько важных людей из Азербайджана каждый день посещает это диверсионное гнездо? Как вы изо всех сил хотите там ул. Гейдара Алиева узаконить, памятник ему установить. Что вы хотите от Дербента? Хотите компенсировать потери на Карабахском фронте? Мы помним слова вашего вождя: «Говоря Азербайджан, я думаю об Иране». Ждете распада России? Наши взрослые и сейчас южно-азербайджанские районы называют Арраном. Странная реакция у политического истеблишмента Азербайджана на правду. Арран, Ширван и сейчас существует на лексиконе лезгин. Смотрите на лезгинские сайты и смотрите на баннеры, чьи стоят? Есть ли там азербайджанские? Почему нет? Где братство, мусульманство, взаимопонимание, о котором вы ратуете? Вот вам и ответ на некоторые вопросы для сомневавшихся. Азербайджанские турки прекрасно понимают, о чем я говорю и плевали они на правду. У них правда — это ложь. Почему «Красный Курдистан» в Турции — террористическая организация, а в Азербайджане — нет? Чего вы добиваетесь переселением курдов и туркоязычных беженцев в лезгинские районы? В Огузе ими образованы уже две новых отдельных деревни и переделано одно бывшее армянское, Джалут. Почему мои родные племянники, приезжая ко мне в Россию, не знают лезгинский язык? Моя сестра и мой зять — лезгины во всех поколениях. Я как никто другой знаю своих. Будет на это воля аллаха, я о себе отдельно расскажу При мне, в России, несколько десятков молодых людей с моей Родины снова научились разговаривать на лезгинском языке. Берите у них интервью, убедитесь. И вы мне будете доказывать, что никто им не запрещает на родном языке говорить? А где школы, преподаватели, учебники, радио, телепрограммы на лезгинском языке? А кто в упрек нам ставит: «разговаривайте на человеческом языке!!! Это же все совершается преднамеренно и системно. Неужели быть азербайджанцем стало так престижно? Это за какие заслуги? Как вымогали 10 тыс. Об этом случае в России анекдоты ходят, как он потом повторно отомстил за это. Вот на что способна ваша азербайджанская дальновидность и при всех ваших внешне видимых экономических успехах политическая система, построенная вами, у меня нет никаких сомнений, не выдержит и распадется в угоду легкого управления крупными игроками. Это вопрос времени и все изменится. Кроме вас никому не выгодно, чтобы лезгины, талыши, удины, аварцы, цахуры и другие коренные народы превратились в единое тюркское население. Мы это понимаем, и вы это понимаете, потому и торопитесь. Потому и мы активизировались. Все плохое, что вы совершаете против лезгин, будет направлено обратно. Мы, благодаря вашей глупости, уже переломили ситуацию, и в этом от помощи армян не откажемся, если она представится. Но в одном уж точно успокойтесь, что её пока нет на самом деле. У вас уважаемые «мугалы» «мусульман», «татар», «турк», «тюрк», «кызылбаш», «таракяма», «каджар», «цап», «айрым», «азер», «азербайджанец», «падары» и пр. Мы как были лезгинами, так и остались лезгинами.

История народов России: лезгины

ЛЕЗГИНЫ найдено 25 значений слова(самоназвание — лезгияр) народ, компактно живущий преимущественно в юго-восточной части Дагестанской АССР и сопредельных районах Азербайджанской. ЛЕЗГИНЫ (самоназвание — лезгияр), народ в Дагестане (204 тыс. человек) и Азербайджане. народ, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на севере Азербайджана.

Лезгины: что за удивительный народ Дагестана, давший имя самому знаменитому кавказскому танцу

25 январь 2024 «Лезгины столицы» в гостях у ФЛНКА 15 октябрь 2023 В Махачкале состоялась презентация книги переводов смыслов священного Корана на лезгинский язык. Считается, что само слово «лезгин» восходит к корню «лек», что значит «орел». История лезгин тесно связана с другими дагестанскими народами не только в силу своей географической близости, но и потому, что до начала 20 века можно встретить название "лезгины" применительно ко всему горскому населению Дагестана.

Лезгинский культурный журнал

Но главным танцем, конечно, остаётся лезгинка. Сегодня он уже стал общекавказским достоянием, причём ряд народностей борется за право считаться создателями лезгинки. Большинство историков считает, что именно на родине лезгин появился этот яркий танец. А теперь давайте вспомним движения этого танца — они действительно напоминают взмахи крыльев орла и некое подражание благородной птице. Начало XX века. В этом случае танец связан не с горными птицами, а с кавказскими турами, круторогими баранами, живущими на склонах гор.

Возможно, в танце есть некое подражание этим резвым и смелым животным. Танцор, кстати, неслучайно становится на кончики пальцев ног, это опять-таки заимствовано от туров. В музеях Дагестана, да и просто под открытым небом в горных селах вы можете увидеть и убедитесь сами, насколько часто древние изображали тура, горного козла. Это всегда явно ритуальные, магические изображения. Лезгины, танцующие лезгинку в с.

Ахты, Дагестанская область, 1900 год Традиции вне времени Как я уже заметила, лезгины очень гордятся своим прошлым. Обычаи предков они стараются сохранять на протяжении многих столетий, и им это неплохо удаётся. В наши дни в Дагестане можно увидеть не только старинные обряды на народных празднествах, но и соблюдение традиций прошлого, что не зависят от календаря и торжеств. Многие такие обычаи и суеверия связаны с первыми годами жизни малыша.

В 1920-е годы в лезгинских районах открываются новые светские школы. В каждом селении были организованы пункты ликбеза, которые охватывали все взрослое население. С 1930 г. Особое место в жизни лезгин занимал фольклор, который отличался богатством и разнообразием. Лезгинский фольклор в прошлом представлял собой своеобразную устную летопись, в которой народ воспроизводил свою историю, надежды и думы.

Показателен в этом плане героический эпос, представленный в образах легендарных героев. Интересен, например, образ Шарвили — богатыря, защитника отечества, выразителя народного духа. К эпическому жанру близки произведения «Къванцин гада» «Каменный юноша» , «Бахтавар» «Счастливый» , «Ашукьдин къуват» «Сила ашуга» и др. В устном народном творчестве лезгин представлены сказки, пословицы, поговорки и т. Они создали богатый музыкальный и танцевальный фольклор. Своеобразен лезгинский вариант лезгинки. Наука, образование Значителен вклад лезгин в образование. Из среды лезгин вышло немало выдающихся личностей. Заметный след оставил известный мыслитель-идеолог Магомед Ярагский духовный предводитель национально-освободительного и демократического движения горских народов Кавказа в XIX в.

Научные идеи шейха Ярагского продолжил его сын Гаджи Абдурахман-эфенди Ярагский, дядя по матери известного ученого Гасана-эфенди Алкадарского. Одним из крупных ученых Кюринского округа был Гаджи-Али-эфенди Рухунский, после смерти которого его место преподавателя местного медресе занял сын Абакар-эфенди. Эстафету научных изысканий Абакара-эфенди принял его сын Абдул-Гамид-эфенди. К числу известных ученых-арабистов относится Абдул-Хаким-эфенди — уроженец Самурского округа, который жил и работал в с. Он получил инвеституру от Магомеда Ярагского и стал наставником в тарикате накшибенди. Знатоком арабских наук считался также сын Хакима-эфенди Молла Абдул-Гай. До конца своей жизни он занимался распространением знаний и наук в своем родном с. В числе ученых можно упомянуть Гаджи-Магомеда-эфенди, сына шейха Магомеда-эфенди. Видным арабистом — учеником шейха Магомеда Ярагского был Гаджи Амирали-эфенди из с.

Вершину лезгинской науки ученые историки связывают с именем Гасана-эфенди Алкадарского вторая половина XIX в. Кроме лезгинского, он владел русским, персидским и тюркским языками, прекрасно знал восточную литературу, сочинял стихи, знал физику, философию, изучению которых посвятил ряд лет под руководством ахтынского кадия Мирза-Али-эфенди. Научные трактаты Алкадарского по религии, философии не потеряли значения и в наши дни. Его эстафету продолжили Г. Алкадарский, М. Гасанов и др. Значителен вклад лезгин в науку, образование в советское время. Организаторами образования и науки в Дагестане во второй половине XX в. Абилов, Г.

Аликберов, М. Омаров, М. Мерземетов, Г. Магомедов, Н. Исмаилов, А. Юсуфов, Н. Ахмедов, Н. Эмиров, И. Среди первых врачей и организаторов здравоохранения Дагестана достойное место также занимали лезгины.

Это Рза Шихсаидов — первый нарком здравоохранения Дагестана, который окончил в 1916 г. Военно-медицинскую академию в Петрограде. Первым наркомом земледелия республики также был лезгин — М. Ахундов из с. Далеко за рубежами нашей страны известны имена Г. Гасанова — Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, доктора технических наук, профессора, внука известного ученого Гасана Алкадари, М. Лезгинцева — первого начальника финансовой службы Красной Армии, его сыновей — Г. Лезгинцева крупного ученого и известного писателя, доктора технических наук, адмирала и М. Лезгинцева контр-адмирала, командовавшего подводной лодкой , А.

Наиболее известные ученые — лезгины, внесшие большой вклад в науку, — А. Гусейнов, Ш. Саадиев, З. Рамазанов, Н. Лезгины с гордостью произносят имена профессоров братьев Аливердиевых, А. Агаева, Х. Рамазанова, У. Мейлановой, Б. Талибова, А.

Гюльмагомедова, К. Акимова, Г. Искендерова, С. Алкадарского, А. Ганиевой, Ф. Ганиевой, Г. Гашарова, Ф. Вагабовой, Р. Кельбеханова, А.

Бабаева, Э. Эмирбекова, Ф. Аликберовой, Д. Ахмедова, М. Вагабова, С. Агашириновой, Р. Гайдарова, Б.

И когда ее танцуют двое, она становится танцем-диалогом, в котором партнеры могут только языком пластики и движений выразить свои чувства друг к другу.

При этом мужчина ни в коем случае не может касаться партнерши, даже платья: это считается проявлением неуважения и порицается. А девушка, в свою очередь, не имеет права смотреть прямо в глаза партнера. Традиции чеченской лезгинки Разные народы Кавказа танцуют лезгинку по-разному: с особым темпераментом, под особые мелодии и даже с разными правилами. Например, в чеченской парной лезгинке, страстной и быстрой, начинать танец должен мужчина, а завершает его, наоборот, девушка. И ее партнер не может выйти из круга раньше, сколько бы танец ни длился и как бы сильно он ни устал: это считается позором. Выходя в круг, юноша заявляет о себе особым образом и обязан выдержать весь танец до конца.

Жилище Основной вид поселения лезгин называется «хуйр».

Поселки, расположенные в горах, в основном расположены на склонах, недалеко от источников питьевой воды. Дома расположены близко друг к другу. Село разделено на микрорайоны, которые иногда по одному могут образовывать большие территориально связанные поселения «тухум». В каждом селе есть мечеть и деревенская площадь «ким». На нем местные жители, то есть мужчины, собираются в селе, чтобы обсудить и решить важнейшие вопросы сельской общественной жизни. Самый старый район расположен в верхней части города и состоит из старинных каменных домов. Это настоящие крепости с закрытым двором, бойницами и несколькими внешними цепями.

Здесь обычно нет растительности. Центральная часть горного поселка расположена на менее крутом склоне. Новые микрорайоны расположены на ровной местности, состоят из более протяженных дворов, отгороженных от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени двора — одноэтажный дом, построенный из камня или сырцового кирпича. В современных нижних районах есть школы, клубы и больницы. В горном поселке Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем микрорайонах, с садом. Зимой они живут наверху, а летом переезжают вниз.

Дома лезгин имеют П-образную и Г-образную форму, либо построены в форме замкнутого квадрата. Чтобы попасть в двухэтажный корпус с улицы, необходимо пройти в небольшой двор через арочные ворота. В углу двора стоит печь, в которой пекут пироги чуреки. Каменная или деревянная лестница со двора ведет на галерею, на которую открываются двери всех комнат дома. Стены и пол в доме лезгиных всегда покрыты коврами и коврами. В одной из комнат есть камин, где готовят еду. До середины 19 века вместо окон в домах просверливали отверстия в плоских крышах.

Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже просверлены в стенах. Их тоже делают в старых домах. С середины XIX века в домах стали строить балконы с видом на улицу. В некоторых горных деревнях соседние семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи. Хозяйство Становление аграрно-животноводческого хозяйства у лесгиных, как и во всем Дагестане, происходило в эпоху неолита конец VII-VI вв. Бронзовый век ознаменовался резким подъемом сельского хозяйства и животноводства, ростом террасного земледелия, внедрением основных зерновых культур, садоводством, виноградарством и завершением приручения животных. Прекращение давления кочевников способствовало возникновению в шестнадцатом и девятнадцатом веках естественной экономической специализации в географических природных зонах с наложением экономических и природных зон и основных хозяйственно-культурных территорий: 1 низменность — нижняя часть Пьемонта.

Постоянные пашни и постоянные животноводы; 2 среднегорная зона оседлых земледельцев террасные поля и отгонных пастбищ в виде трансчеловеческих ; 3 высокогорный район оседлых мобильных пастухов и земледельцев пологие поля. Все три области образуют единое целое с общими территориями Дагестана, которые образуют единый комплекс экономических и культурных территорий историко-культурного региона Дагестан. Традиционные занятия — земледелие зерновые, бобовые, огороды, дыни и тыквы , виноградарство, садоводство, а также животноводство, на равнинах — в основном выпас скота, в горах — отдаленные и мобильные в основном овцы. Традиционные ремесла и ремесла — производство ковров, джураба, сукна, войлока, обработка дерева, металла оружие и украшения , кожи, керамики. До Октябрьской революции многие легианцы работали сезонно с фермерами и на нефтяных месторождениях Азербайджана. Гендерное разделение труда также определялось возрастом. Реализация во многом зависела от экономической деятельности.

В сельском хозяйстве преобладал мужской труд, в животноводстве — женский. Труд мужчин: вспашка, посев, полив, сбор урожая и уход за деревьями, работа со скотом и упряжи, транспортировка, выпас скота, изготовление инструментов, оружия и деревянных инструментов, выезд на чужую землю на заработки, на покупки, бартер и т. Женщины: прополка, уход за скотом и птицей, сбор фруктов, хранение продуктов питания для будущего использования, прядение, вязание, изготовление одежды, обеспечение водой семьи, приготовление пищи, уборка, уборка, стирка и т. Общие: сбор хлеба, сена, завоз сена, обмолот, заготовка дров и т. В настоящее время кардинальные изменения произошли в экономике и культуре. Создано механизированное земледелие, выращены новые технические культуры табак , проведены масштабные ирригационные работы, садоводство, виноградарство, шелководство особенно у лезгин Азербайджана , птицеводство и пчеловодство. Многие лезгины работают в промышленности, выросла национальная интеллигенция.

Еда Основная традиционная еда лезгин — это бобовые, крупы, молочные и мясные продукты. Хлеб выпекается из кислого или пресного теста в виде лепешек. Для приготовления используется специальная духовка. В Дагестане большой популярностью пользуется лезгинский тонкий хлеб. Очень популярны и афарарские лепешки этого народа, наполненные рикоттой, ароматными травами и мясом. Лезгины готовят супы из мяса и картофеля «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Используется свежее и сушеное мясо, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатаи кабаб, котлеты.

В рацион народа входят различные блюда азербайджанской кухни. Тач готовят из напитков — желеобразного напитка из проросших зерен пшеницы. Лезгинская ритуальная еда — блюдо из сушеных бараньих ножек с кукурузой и зернами пшеницы, каша из муки хашил и халва из пшеничной муки Isis. Пьют свежее и простоквашу, делают сыр и масло, варят каши. Брак и семья Брак в основном заключается в соответствии с законами шариата. Этапы брака: сватовство, сговор, помолвка, пребывание в «другом доме». Расположение патрилокальное.

Последовательность знакомства супругов с новой семьей и новой семейной ячейкой: войти в семейную комнату общую , сначала пройти к источнику за водой, вернуться домой, снять запреты избегания. В воспитании детей наибольшее внимание уделялось привычкам будущих занятий: воином и любовницей-матерью. Наука, образование Лезгины внесли значительный вклад в образование. Среди лезгин появилось много выдающихся личностей. Известный мыслитель и идеолог Магомед Ярагский духовный лидер национально-демократического освободительного движения горских народов Кавказа в XIX веке оставил очевидный след. Научные идеи Шейха Ярагского продолжил его сын Хаджи Абдурахман-эфенди Ярагский, дядя по материнской линии известного ученого Хасан-эфенди Алькадарского. Одним из видных ученых Кюринского района был Гаджи-Али-эфенди Рухунский, после смерти которого его сын Абакар-эфенди занял место учителя в местном медресе.

Эстафету научных исследований Абакар-эфенди принял его сын Абдул-Хамид-эфенди. Среди известных арабских ученых — Абдул-Хаким-эфенди, уроженец Самурской области, который жил и работал в селе. Он получил инвестиции от Магомеда Ярагского и стал наставником накшибенди тариката. Сын Хаким-эфенди Молла Абдул-Гай также считался знатоком арабских наук. До конца жизни он занимался распространением знаний и науки в родном селе. Среди ученых можно упомянуть Гаджи-Магомед-эфенди, сына шейха Магомед-эфенди. Выдающимся арабистом — учеником шейха Магомеда Ярагского был из села Гаджи Амирали-эфенди.

Вершина лезгинской науки историки связывают с именем Хасан-эфенди Алькадара вторая половина XIX века. Помимо лезгин, он знал русский, персидский и турецкий языки, прекрасно знал восточную литературу, писал стихи, знал физику, философию, изучению которых посвятил несколько лет под руководством Ахтын-кади Мирза-Али- эфенди. Научные трактаты Алькадарского о религии и философии не утратили своего значения и в наши дни. Свидетели продолжили Г.

Значение слова «лезгины»

В старинных источниках до появления этнонима «лезги» этнос именовался «леками». Именно поэтому историки связывают лезгин с древним племенем, проживающим на территории Кавказа, которое имело такое же название — «леки». Кроме того, учёные склоняются к тому, что термин «лезгины» мог быть определением по отношению не к одному, а к нескольким кавказским племенам. В таком случае говорить о конкретном одном народе некорректно. Вероятно, со временем все лезгины смешались, образовав современный этнос, знакомый всем нам. Историк А. Сегодня подавляющее большинство лезгин проживает в Дагестане.

Как и прежде, этот народ состоит из больших семей. Под одной крышей может жить три или четыре поколения родственников, причём каждому отводится своё место — и в доме, и в семейной иерархии. Самыми почитаемыми считаются старшие члены семьи. Молодёжь должна беспрекословно слушаться родителей, бабушек и дедушек. Со своими родственниками, даже если те живут достаточно далеко, лезгины стараются поддерживать отношения. У этого народа есть прекрасная черта: если кто-то из родных попал в беду и нуждается в помощи, ему всегда придут на выручку.

Особенности внешности Если говорить об одежде лезгин, то она мало отличается от наряда других народов Кавказа. Мужчины носят традиционную черкеску.

Гайдарова, Б. Рагимовой, Г. Гаджиева, К. Адигезалова-Палчаева, Г. Сафаралиева, Н. Кличханова и многих других. XIX в.

Маза, Молла Нур из с. Ахты, Стал Саид из с. Ашага-Стал и др. Хлют, Абдул из с. Джаба, Саадулла из Хурюга, Ширин из с. Из недр ашугской поэзии выросли крупнейшие лезгинские поэты. Кафланов, Шах-Эмир Мурадов, И. Гусейнов, А. Саидов, Б.

Салимов, З. Ризванов, А. Кардашев, поэты и прозаики А. Фатахов, К. Меджидов, З. Эфендиев, И. Казиев, М. Гаджиев, А. Раджабов, К.

Казимов, М. Джалилов, А. С культурой и литературой связаны имена журналистов И. Алипулатова, Д. Бейбутова, А. Абдулгамидова, Р. Забитова, И. Вагабова, А. Саидова, М.

Ганиевой, К. Алиханова, А. Усамова и многих других. Искусство На базе любительского самодеятельного драматического кружка был создан лезгинский профессиональный театр. В дальнейшем из группы самодеятельных артистов выросли профессиональные артисты — супруги Мурадхан и Шамси Кухмазовы, удостоенные звания народного артиста Российской Федерации. Гордостью театра являлись актер А. Сайдумов, режиссер Б. Айдаев и др. Продолжает работать режиссер, драматург и театровед Э.

Наврузбеков и многие другие талантливые актеры. У истоков дагестанской профессиональной музыки стояли композиторы Г. Гасанов, С. Керимов, З. В Дагестане популярны композиторы М. Мехман, Г. Мурсалов, Ф. Рагимханов, П. Киберов, О.

Первой женщиной-композитором стала лезгинка Э. Особо следует отметить уникальный голос народной артистки Российской Федерации Рагимат Гаджиевой. Оперная певица Г. Эмиргамзаева в июле 2010 г. Среди музыкантов с академическим образованием известна выпускница Московской государственной консерватории Елена Готфридовна Гасанова. Первой профессиональной киноактрисой стала Софият Аскарова. В Дагестане гордятся первыми лезгинскими художниками Н. Аскаровым, М. Ганиевым, художниками-скульпторами Х.

Аскаром-Сарыджей, И. Ибрагимовым, художником по книжной графике и портретной живописи, художником-скульптором Г. Гейбатовым, художниками-живописцами А. Эмирбековым и Э. Керимовым, архитекторами К. Керимовым, Г. Спорт, общественная деятельность Гордятся лезгины спортсменами, прославившими свой народ. Всему миру известны имена чемпионов и призеров международных, всесоюзных, региональных и других спортивных соревнований Р. Ашуралиева, А.

Ганиева, К. Агаева, Ф. Вагабова, В. Вопросами развития культуры, образования, науки, литературы и искусства в Дагестане во второй половине XX и начале XXI вв. Ахмедов, Б.

Подавляющее большинство верующих лезгин исповедуют ислам суннитского толка. В российском кавказоведении до революции исследователи в этноним «лезгины» часто ошибочно объединяли все горские народы Дагестана. Причиной такого ошибочного названия послужила древняя Персия, войска которой при экспансии в Дагестан всегда, в первую очередь, сталкивались с лезгинами.

Много веков они были более известны как «леги» или «леки». Живя на юге Дагестана, народ то и дело защищался от великих древних завоевателей Персии и Рима Национальность "лезгин": история Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями.

Это было начало XIII столетия. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины национальность проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Долгое время они населяли Дагестанскую область, которая то и дело переходила во владения новых захватчиков. Жителей той местности на тот момент называли "эмирами Лезгистана". Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины.

Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями.

Лезги из Тагирджала

Известно, что древние авторы называли их по-разному. Чаще всего определение использовалось русскими для обозначения жителей южного Дагестана, где и сегодня проживает большинство лезгин. Лезгины во время молитвы, 1929 год Российский этнограф А. Женщины в селении Куруш лезгинское селение , 1928 год Языковые сложности Лезгинский язык принадлежит к одному из самых древних наречий Кавказа. Он входит в северокавказскую языковую семью. У лезгинского языка имеется несколько диалектов. Но если устная речь не вызывает трудностей наречия могут меняться в зависимости от региона , то письменность некогда стала серьёзной проблемой для самих лезгин и иностранцев. Проживающие в Азербайджане лезгины пользуются местным алфавитом. В 1905 году царское правительство решило начать русификацию лезгин. Для этого были разработаны основы, предназначенные для переноса лезгинского языка в письменный вариант, что был бы понятным для русских.

Однако все попытки русифицировать язык лезгин оказались неудачными. Впрочем, в 1928 году была выведена латиница для лезгинского языка, а через время появился и алфавит кириллицы, что могли использовать представители этого народа. Чеченец и лезгин. Иллюстрация 1862 года из книги Паули Густава-Федора Христиановича « Этнографическое описание народов России» Страшилки для малышей В старину грузины пугали детей, говоря, что если те будут плохо себя вести, придёт лезгин и заберёт их. Но что за странное противостояние народов?

При этом Фонд, имея в своем названии определение «Лезгины», исходит из понимания лезгин, как людей лезгинского мировоззрения, принадлежащих к этническим лезгинам и лезгиноязычным народам. Считаем, таким образом, можем оказать содействие в сохранении языков, в том числе и бесписьменных, а также оказать содействие в возрождении тысячелетиями сложившиеся культуры и ценностей джамаатских отношений нашего народа.

Выражаем надежду, что сайт поможет Вам в поиске необходимой информации.

Если вы сидите с мобильного устройства, то удалите историю браузера или же подождите около недели, обновление у вас появится автоматически. На фото показано обновление. Поддержать авторов можете в разделе Садакьа.

Агаширинова, Р. Гайдарова, Б.

Рагимова, Г. Гаджиева, К. Адигезалова-Пальчаев, Г. Сафаралиев, Н. Кличханов и многие другие. Значительный вклад в дагестанскую литературу внесли ашугские поэты лезги Салих Ярагинский 17 век , Ялцуг Эмин 17 — первая половина 18 века , Абдулхалик Закир Ахтынский, Магарам Ахтынский, ашугская шайда Тагиркентской 18 век , поэт Лезги Ахмед Гусарский 18 — начало 19 века , Мазали Али из села. Маза, Молла Нур из пос.

Ахты, Сталь Саид села. Ашага-Сталь и др. В ХХ веке. Знаменитыми ашугами были абдулла из села. Хлют, Абдул из села. Джаба, Саадулла Хурюга, Ширин села. Из недр ашугской поэзии выросли величайшие лезгинские поэты.

Кафланов, Шах-Эмир Мурадов, И. Гусейнов, А. Саидов, Б. Салимов, З. Ризванов, А. Кардашев, поэты и прозаики А. Фатахов, К.

Меджидов, З. Эфендиев, И. Казиев, М. Гаджиев , А. Раджабов, К. Казимов, М. Джалилов, А.

С культурой и литературой связаны имена журналистов И. Алипулатова, Д. Бейбутова, А. Абдулгамидова, Р. Забитова, И. Вагабова, А. Саидова, М.

Ганиева, К. Алиханова, А. Усамова и многих других. Традиции В каждой лезгинской семье есть безоговорочное послушание старшим. К пожилым людям относятся с большим уважением. Им не разрешается выполнять тяжелую работу. Было женское неравенство.

Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и социальной деятельности. Существуют старые традиции, не позволяющие современным лезгинским женщинам добиться равенства с мужчинами. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается носить еду с мужчинами в присутствии посторонних, а мужчинам стыдно открыто помогать женщине в ее работе. Но поднять руку на женщину или каким-то образом оскорбить ее достоинство считается большим грехом не только для мужчины, который старался, но и для всей его семьи. Традиция кровной мести у лезгин исчезла после Октябрьской революции, и сельчане все чаще помогают не только своим родственникам, но и соседям. Раньше женщины рожали только дома и использовали магические средства для облегчения родов. Мужчин в это время в доме не должно было быть, и тот, кто первым сообщил ему о рождении ребенка, получил подарок.

Если родилась девочка, это было менее радостно, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженице не полагалось спать, но она была обязана защищать ребенка от демонов. Во дворе духов прогнали лошади и выстрелы. Имя новорожденному дал один из старших родственников. В этот день был семейный отдых, готовились лакомства. До сих пор младенец носит имя умершего родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок долгое время капризничает и болеет, его имя иногда меняли.

Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли в священные места Кавказа. Лезгины твердо верят в целебную силу таких мест и серьезно относятся к их посещению. Волосы, которые сначала постригли для ребенка, не выбрасывали и не защищали. Первую стрижку сделал мужчина, который был старшим в семье. Волосы кладут под подушку для малыша, чтобы он мог выспаться крепко и крепко. Чтобы ребенок не был вором, ему долгое время не подстригали ногти, а при первом проведении этой процедуры подстриженные ногти сжигали. Считалось плохим предзнаменованием, если мать нашла у ребенка первый зуб.

Если это случалось, она отрывала воротник нижнего белья, чтобы зубы ребенка росли хорошо. Воротник рубашки тоже был слегка оторван от мальчика. Первому, кто заметил молочный зуб, дали иглу — символ остроты. Раньше лезгины состояли в браке с дальними родственниками. Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В древности родители супругов оговаривали брак своих детей, когда они были еще маленькими. Иногда воровали невесту, если она не хотела выходить замуж или если родители избранника были против.

Сватовство происходило перед свадьбой. В дом невесты пришла близкая родственница жениха и сделала предложение. В случае согласия родственник жениха отправлял невесте кольцо, шарф и тарелку с пловом.

Наивные лезгины, очнитесь!

История Лезгин Лезгины: история, язык, культура, религия и национальность, а также описание и фото внешнего вида мужчин и женщин, быта и повседневной жизни, праздников и обрядов.
ЛЕЗГИНЫ • Большая российская энциклопедия - электронная версия Лезгины решили припомнить всё и сразу тюркским завоевателям и всё ещё мечтают о своей автономии – Республике Лезгистан.
[ О врагах лезгин ] | Черновик Да и остановка не входит в планы тех, кто управляет.
Лезгины. История происхождения. Часть I: lezgins_history — LiveJournal Лезгины — это дагестанский народ, коренной народ Кавказа, проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане.
Известные лезгины. Кто такие лезгины и где их родина самобытный и исторический этнос c собственным языком, письменностью, жизненным укладом и традициями.

История народов России: удивительный мир лезгин

При этом Фонд, имея в своем названии определение «Лезгины», исходит из понимания лезгин, как людей лезгинского мировоззрения, принадлежащих к этническим лезгинам и лезгиноязычным народам. Считаем, таким образом, можем оказать содействие в сохранении языков, в том числе и бесписьменных, а также оказать содействие в возрождении тысячелетиями сложившиеся культуры и ценностей джамаатских отношений нашего народа. Выражаем надежду, что сайт поможет Вам в поиске необходимой информации.

Не принять, не угостить самым лучшим считалось позором и унижением для семьи. Недаром лезгины большое внимание уделяли гостевой комнате — тавдин кIвал. В ней хранили неприкосновенный запас постельных принадлежностей для гостя. Пол застилали сумахами, а стены увешивали лучшими коврами. Двери и шкафы украшали резьбой. В кунацкой обязательно устраивали тавун очаг , возле которого всегда хранилось топливо.

Когда приходил гость, хозяева выходили навстречу и принимали у него коня. Уход за конем был обязанностью мальчиков и подростков. Они расседлывали его, обтирали, чистили, поили и кормили. А в летнее время отводили на присельское пастбище. Гостя провожали в кунац-кую, где тут же разводили огонь в холодное время года. Усаживали гостя на лучшее место, подложив для удобства под спину налчаяр — нарядные подушки. Мужчины садились рядом. Женщины приходили поздороваться, коротко спрашивали о семье, о здоровье и выходили печь хлеб, готовить мясное блюдо.

Готовили бесшумно, чтобы не привлекать внимание гостя, не беспокоить его. Приветствовать гостя приходили родственники, соседи, друзья хозяев дома. Угощения заносили в кунацкую молодые парни — сыновья хозяина дома или его родственники. Никто не расспрашивал гостя, для чего он приехал, до тех пор, пока сам не расскажет. Если гостю нужна была помощь, хозяин дома и его родственники считали своим долгом помочь ему. Никто не мог безнаказанно обидеть гостя. Обиду, нанесенную гостю, хозяева воспринимали как собственную. Если кровный враг настигал его в доме кунака, гость мог чувствовать себя в полной безопасности: не только хозяева, но и их родственники становились на защиту, порой ценой собственной жизни.

Гость, в свою очередь, придерживался определенных правил поведения. Он должен был вести себя скромно, быть немногословным; верхом неприличия считалось засматриваться на женщин дома. Он не должен был гостить долго, не объясняя цели своего приезда. Гость не заходил в дом, если хозяина дома или старших женщин не было. Он ждал на киме годекан , где все наперебой приглашали его к себе. Но гость не принимал приглашения других, чтобы не обидеть своего друга. В тех случаях, когда человек попадал в селение, где не было знакомых, он шел на ким и после общих разговоров намекал присутствующим, что впервые в этом селении. Каждый предлагал свои услуги, но незаметно уступали право гостеприимства человеку состоятельному.

Вот такая житейская хитрость. Часто отношения гостя и хозяина перерастали в куначество. Редко встречалась семья, которая не имела бы кунаков. Отношения куначества передавались из поколения в поколение. У вашего дедушки Наримана, например, есть кунаки в пятом поколении из высокогорного Куруша! Отношения между кунаками были такими же, как между родственниками. Они советовались при решении важных вопросов, помогали друг другу, участвовали в семейных торжествах. Народная медицина Постепенно люди стали понимать, что многие лекарства приводят не к выздоровлению, а, наоборот, к болезням.

Поэтому сейчас чаще стали обращаться к народной медицине. Наши предки всегда были близки к природе и придерживались такого мнения: «Все, что растет на земле и под землей, может служить лекарством».

Однако Москва, занятая решением Карабахской проблемы, пожертвовала лезгинским народом. Молодое и голодное государство, в то время управляемое Гейдаром Алиевым, в свою очередь расправилась с активистами лезгинского национального движения, что оставило неизгладимый след в памяти народа. Тогдашнее руководство РФ, судя по всему, в то время опасалось видимо, и сейчас опасается возникновения фронта вооруженного противоборства лезгин с Азербайджанской республикой, в отношении которой у нее имеются свои отложенные планы. В течение многих лет Кремль продолжал посмотреть на АР как на свою метрополию. Но все его последующие шаги по включению Азербайджана в свою орбиту влияния фактически потерпели фиаско.

В итоге, Москва потеряла и Лезгинское национальное движение, и покорный Азербайджан. Сегодня даже крымские татары за помощью против русской «экспансии» уже обращаются к президенту Ильхаму Алиеву, а русские в решении Крымского вопроса нуждаются в помощи экс-президента Татарстана М. Шаймиева и премьер-министра Турции Р. Таким образом, у нас не осталось никаких сомнений, что Москва не в состоянии что-нибудь изменить в своей политике в отношении Азербайджана. Вместе с тем, многолетнее подавление воли лезгин на Юге даром не прошло. Только масштабные геополитические катаклизмы могут толкнуть руководство России к пересмотру своего отношения к лезгинскому вопросу. И факты говорят о превращении Дагестана в обозримом будущем в антироссийский идеологический плацдарм.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен. Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Желающим получить электронный вариант, могу отправить по эл. Язык - русский и лезгинский. АхмеддинЗнаток 272 4 года назад Когда речь идет о национальности, привязывать к этому религию не серьёзно. Встречаются и люди-огнепоклонники, и мусульмане, и верующие напрямую в Аллаха. Их разными делала история.

Наивные лезгины, очнитесь!

Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно. Так что, то, что лезгины трусливые, придумали просто те, кто их не долюбливает! История лезгин тесно связана с другими дагестанскими народами не только в силу своей географической близости, но и потому, что до начала 20 века можно встретить название "лезгины" применительно ко всему горскому населению Дагестана. Вопрос происхождения этнонима «лезгины» всё ещё требует более глубокого и всестороннего анализа. Считается, что само слово «лезгин» восходит к корню «лек», что значит «орел».

Традиции лезгинского народа

Лезгины, (самоназвание: лезги; мн. числ. — лезгияр) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на северо-востоке Азербайджана. Да и остановка не входит в планы тех, кто управляет. древний народ с богатой историей и культурой, распространенный в различных регионах России, их традиции, язык и обычаи являются важными. Лезгины считают более радостным событием рождение сына, имя которому, как правило, дает кто-либо из старших родственников. Лезгины утверждают, что за каждым выступлением этого эксперта следует видеть еще и проталкивание интересов пантюркизма.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий