Новости чем известен чкалов

В 1954 году Водопьянов напишет и издаст в серии «ЖЗЛ» одну из известнейших литературных биографий Чкалова / РИА Новости. «Чкаловское мужество и слава чкаловским питомцам перейдет», — писал известный поэт Александр Твардовский в своем стихотворении. Известно, что перед вылетом Чкалову выдали так называемый «полетный лист» с заданием: «Вылет без уборки шасси и с ограничением перегрузок и скоростей». 120-летие легендарного летчика Валерия Чкалова отмечают в Нижнем Новгороде.

Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова

известный всей стране, прославившийся своими подвигами в небе летчик Валерий Чкалов. Вале́рий Па́влович Чка́лов, имя при рождении — Валериан — советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936). 19. На этом АНТ-25 конструкции Туполева, специально созданном для дальних полётов, экипаж Чкалова стал знаменитым после перелёта в Америку. Кинематографисты уверены: о знаменитом пролёте под мостом над Невой страна узнала, посмотрев фильм Михаила Калатозова "Валерий Чкалов". В 1954 году Водопьянов напишет и издаст в серии «ЖЗЛ» одну из известнейших литературных биографий Чкалова / РИА Новости.

Чкалов Валерий Павлович

Читателям выпадает уникальная возможность увидеть другую, до сих пор неизвестную сторону жизни великого летчика. Впервые на страницах книги рассказано о спецкомандировке В. Чкалова в секретную авиашколу в г. Узнают читатели и о «Личном деле» летчика, и почему он в 1933 г. На представленных в издании фотографиях можно увидеть рядом с Чкаловым тех, кто впоследствии был арестован, стал «врагом народа», тех, кого безжалостно вымарывали с этих снимков. В очерке «Последний полет» автор представляет рассекреченные документы и предлагает свою трактовку этого события. Во второй части книги «Ветви чкаловского рода» краевед Л.

Рязанов впервые представляет родословную В. Чкалова, рассказывает о его предках, родителях, родственниках как по отцовской, так и по материнской линиям. Эти данные сопровождаются ссылками на документы нижегородских архивов. Уникальные фотографии и документы, хранившиеся в музеях и частных собраниях нижегородских фотокорреспондентов, красочно иллюстрируют весь жизненный путь Валерия Павловича. Полет над бездной: документ. Эта книга посвящается 75-летию перелета экипажа самолета АНТ-25 в составе В.

Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова по маршруту Москва — Камчатка о. Удд и присвоению им звания Героев Советского Союза. Первую часть книги написал краевед В. Он рассказывает о дальнем перелете 1936 года: подготовке нового экипажа, выборе командиром В.

Чкалова и самом полете. В книге представлены газетные репортажи, тексты радиограмм, фотографии. То, что происходило на борту самолета, описывал в одной из газетных статей сам В. Вторая часть книги автор Л. Рязанов содержит биографический материал о знаменитом летчике, основанный на архивных источниках и редких фотографиях. В очерке «Чкалов без ретуши» приводятся следственно-судебные дела, имеющие непосредственное отношение к жизни и смерти В.

Персидский, В. Возьми мое сердце, Россия: 100 рассказов о В. Автор книги — журналист, краевед, историк, много лет проработал директором школы г.

За два года он совершил более 800 испытательных полетов на 30 типах советских самолетов. Именно Чкалов был за штурвалом первого советского воздушного авианосца и пронес на крыльях и фюзеляже пять самолетов-истребителей.

За свою службу он наравне с авиаконструкторами представлялся к получению высших государственных наград, в том числе был награжден орденами Владимира Ленина и Красной Звезды. Чкалова выполнил беспосадочный полет на расстояние порядка 9400 км. Продолжительность полета составила более двух суток — 56 часов 20 минут. За этот подвиг каждый член экипажа самолета был удостоен звания Героя Советского Союза. Они вылетели из Москвы и, несмотря на плохие условия видимости, сумели вовремя достичь американского города Ванкувера, штат Вашингтон.

Перелет через Северный полюс превратил Чкалова в народного героя, живую легенду.

Короткая ссылка 2 февраля 2019, 10:12 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии сегодня — город Чкаловск Нижегородской области родился легендарный советский лётчик Валерий Чкалов. Как испытатель он участвовал в разработке многих типов советских самолётов, а в 1936—1937 годах совершил два рекордных перелёта: из Москвы на Дальний Восток и обратно, а затем из столицы СССР через Северный полюс в канадский Ванкувер. Это принесло ему мировую известность. Всего через год, на пике славы, Валерий Чкалов разбился во время испытаний истребителя И-180.

За это его и прозвали воздушным хулиганом. В 1929 году Валерию Чкалову было 25, но он уже считался опытнейшим военным пилотом, служил в первой истребительной эскадрилье, летал на немецких «Фоккерах». Современные летчики экстра-класса говорят: пролететь на истребителе под Троицким мостом — все равно, что верблюду пройти сквозь игольное ушко. За свою карьеру Чкалов неоднократно сидел на гауптвахте. Посадили летчика на губу и за проступок 1929 года. Знаменитый пилот отбывал наказание в здании на Садовой улице. Гарнизонная гауптвахта построена почти 200 лет назад Карлом Росси.

С тех пор здесь мало что изменилось. Решетки на окнах, мрачные камеры размером два на три метра. Нары, на которых лежать разрешается только после отбоя.

10 рассекреченных фактов о полёте Валерия Чкалова в Америку

Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице. Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих. Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь.

Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток. Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе. В советские годы, Чкалов стал одним из самых известных людей в Советском Союзе. В честь него назывались пионерлагеря, школы, станции метро, учебные заведения, предприятия и другие объекты. По стране более 1700 улиц городов и более десятка населенных пунктов носили его имя.

В том числе и бывшее Василево — родной поселок Чкалова.

Родители невесты были не в восторге — она из семьи преподавателей, сама преподаватель, а летчик — не совсем интеллигенция. Они видели в этом мезальянс, не были за, но и не были откровенно против. Эта квартира до сих пор у семьи, в ней есть кабинет Валерия Чкалова, он полностью сохранен. Из полетов он возвращался в этот дом, к жене и детям. Их брак длился чуть меньше 10 лет. Они очень дополняли друг друга, разные характеры, разное образование.

Ольга Эразмовна прививала мужу любовь к прекрасному. Возвращаясь из Америки, он привозил пластинки с классической музыкой. Очень ее любил, во многом благодаря супруге. Можно назвать его репетицией? История была такой, что изначально на АНТ-25 должен был лететь экипаж Леваневского. Они взлетели с большой помпой в присутствии посла, первых лиц и американских СМИ, но в районе Земли Франца Иосифа у них из-под крышки масляного бака начало течь масло. Экипажем было принято решение развернуться.

Когда они вернулись, Леваневский громко заявил о том, что на этом самолете летать нельзя, так как он не долетит. Еще в начале своей карьеры Байдуков познакомился с Валерием Павловичем на Тушинском аэродроме, сложно сказать, кто был чьим наставником — они друг у друга учились. Летали на разных видах техники, переходили с одного на другой, и оба были первооткрывателями. В 1936 году они обратились с просьбой к Сталину полететь через Северный полюс все-таки на этом самолете. Но Сталин распорядился сначала попробовать пролететь через всю страну и проложил прямой маршрут из Москвы на Дальний Восток. Фактически оба перелета — на Восток и в США — имели огромное политическое значение, это было не только техническим достижением летчиков. Почему Америка и почему Дальний Восток?

Эти перелеты были доказательством того, что в Москве может взлететь самолет и через двое суток оказаться где угодно. И даже разрабатывался АНТ-25 под другими аббревиатурами: ДБ — дальний бомбардировщик, потом он был переименован в РД — рекорд дальности. Уже потом он получил название АНТ-25. Готовясь к полету на Дальний Восток, члены экипажа заявили, что лететь по прямой через континентальную часть нашей страны они не будут, так как хотят максимально приблизиться к условиям перелета через Северный полюс. И маршрут был проложен так, чтобы создать экипажу похожие условия. И он был длиннее, сложнее. В этом полете им сопутствовали удача, везение, счастливые совпадения.

Посадку они осуществили в шторм на острове два километра длиной и километр шириной. Там абсолютно голое место с каменистой почвой, поэтому, когда приземлялись, оторвали шасси. Так вот, на корабле, который стоял там на рейде, был механик, который до этого был авиационным механиком. И соответственно, он вместе с экипажем смог восстановить шасси самолета. Потом вызвали людей, чтобы построить взлетно-посадочную полосу. После этого героического перелета, ставшего важным достижением советской авиации, весной 1937 года экипажу разрешили перелет в США, к которому они готовились всего два месяца. Сейчас уже сложно представить, как люди смогли это выдержать!

На службе проявил себя дерзким и отчаянным сорвиголовой, за что неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности. Сумасбродство летчика не нравилось руководству. Однако выговоры и наказания на пилота не действовали. Порой проблемы доходили до крайности. Так, в 1925 Чкалов Валерий Павлович был осужден трибуналом к году лишения свободы. Он явился на службу в пьяном виде, прилюдно оскорбил и ударил командира.

Позже наказание смягчили, ограничившись 6-ю месяцами. Вскоре пилот смог реабилитироваться. Менее чем через 2 года будущего героя Советского Союза отправили на повышение квалификации в Липецк. В то время в городе учились немецкие летчики. На показательных выступлениях Чкалов занял 1-е место. Пролет Чкалова под мостом на истребителе В том же 1927 году, зимой Валерия Павловича перевели в Брянскую авиационную бригаду.

Однако долго служить ему не пришлось. Во время одного из групповых полетов из-за ошибки руководства Чкалов потерпел аварию. Суд решил переложить вину только на летчика, оставив за кадром неграмотные действия командования. Военный трибунал 1928-го приговорил пилота к году лишения свободы. Кроме того, его уволили из рядов Красной Армии. К счастью, за Чкалова заступились К.

Ворошилов и Я. В реальном заключении летчик провел всего месяц. Оставшаяся часть наказания была заменена на условную. Чкалов вышел из брянской тюрьмы. С 1929 по ноябрь 1930 числился в запасе. Трудился летчиком-инструктором, преподавателем в Осоавиахиме.

Летно-испытательная работа После недолгого «изгнания» в 1930 В. Чкалов вернулся в военные силы и стал работать в Научно-исследовательском институте ВВС. За 2 следующих года опытный профессионал совершил более 800 полетов, успел познакомиться с пилотированием 30-и самолетов. Он принимал участие в проверке экспериментальных моделей. Например, именно Чкалов управлял воздушным авианосцем. На его плечи выпало испытание огромного бомбардировщика, который нес на борту несколько истребителей.

Валерий Чкалов с матерью В 1932-м году научно-исследовательский институт перевели из Москвы в Щелково, расположенное неподалеку. Изначально простое перебазирование превратилось в первый парад Военно-воздушных сил Советского Союза. Валерий Чкалов участвовал в этом событии. Он с экипажем пилотировал тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Вскоре в жизни летчика начался новый период. Зимой 1933 года в биографии Валерия Чкалова случается очередное изменение.

Он увольняется из рядов Красной Армии и уходит в запас. Здесь он совместно с товарищем по службе Александром Анисимовым занимался опытным пилотированием новейших истребителей и самолетов конструкции Поликарпова. Среди них были такие модели, как И-15, И-16, а также тяжелые бомбардировщики ТБ-1, 3. Через руки Валерия Павловича прошли десятки, если не сотни образцов новейшей техники. Полеты были экспериментальными, а потому очень опасными. Валерий Чкалов и летчик Александр Анисимов Пилот проявлял большое мужество.

С этого момента он начинает всё больше времени проводить в воздухе, осваивая различные типы самолетов — от «Юнкерса» до «Мартинсайда». Лихому и самоотверженному пилоту легко давалось освоение любой авиационной техники. Это позволило ему очень быстро стать одним из ведущих летчиков-испытателей. Наконец окончив все возможные на тот момент курсы, Чкалов получил желанное направление — в Ленинградскую эскадрилью, названную в честь другого прославленного русского летчика, Петра Нестерова. Как лучший летчик авиаэскадрильи Чкалов принимал участие в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции на Красной площади. За блестящее летное мастерство он получил благодарность от самого наркома обороны Климента Ворошилова. Позднее, в 1930 году, Чкалова зачислили летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС.

За два года работы он освоил технику пилотирования 30 типов самолетов и совершил свыше 800 испытательных полетов. Всего он испытал более 70 типов самолетов, а также разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа — восходящий «штопор» и замедленную «бочку». Летчики преодолели расстояние 8504 км за 63 часа 16 минут. Экипаж приземлился на американском аэродроме Пирсон. А в Вашингтоне их принял лично президент страны Франклин Рузвельт. Значение этого события трудно переоценить как с точки зрения летного дела, так и развития советско-американских отношений.

Исполнилось 120 лет со дня рождения легендарного лётчика Валерия Чкалова

Здесь плодотворно работал поэт-песенник А. И город наш, как и вся страна, пел. Здесь, в тыловом Чкалове, созданы или опробованы такие замечательные песни Василия Павловича Соловьёва-Седого, как «Вечер на рейде» — нежная, чуточку грустная и мужественная песня, потрясающие, бессмертные «Соловьи», «Играй, мой баян», «На солнечной поляночке», «Давно мы дома не были». Шестьдесят песен за годы войны создал В. Соловьёв-Седой, и многие из них на слова Алексея Фатьянова.

В Чкалове в суровые, но наполненные творческой энергией годы жили и работали известный литературовед Н. Прянишников, художник Кудашев, виолончелисты отец и сын Ростроповичи, будущий композитор, а тогда курсант одного из военных училищ Я. Старший Ростропович, Леопольд Витольдович, умер 31 июля 1942 года. Он завещал сыну не продавать рояль и виолончель, несмотря ни на какие трудности.

Чкаловцы военных лет отдали всё, что имели, сделали всё, что смогли во имя победы. Восьмого мая была подписана безоговорочная капитуляция фашистской Германии. Мы выстояли. Выстоял солдат и маршал, выстоял Верховный Главнокомандующий и тыл.

Выстоял, всё превозмог и Чкалов — наш родной Оренбург. Ушли на фронт 360-я Невельская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская кавалерийская дивизия, 211-я стрелковая дивизия. Военными училищами выпущено 3612 лётчиков и штурманов, 7316 танкистов, 7312 зенитчиков, 4000 пулемётчиков. В городе размещались 17 госпиталей, в которых было вылечено более 66 тысяч раненых.

Оренбург дал фронту самолётов 1125, бронепоездов 3, снарядов и мин 2,8 млн, гранат, 2 млн, патронов 741 млн. Изготовлено шинелей 330 тысяч, валяной обуви 311 тысяч пар, кавалерийских сёдел 235 тысяч, парашютного шёлка 2561 тыс. Внесено в фонд обороны 29 млн рублей и облигациями займов 27 млн рублей, для фронтовиков собрано: 240 тысяч подарков, 87 тысяч тёплых вещей, выстирано 1,1 млн комплектов обмундирования, выезжало на фронт 17 концертных бригад, дано 1330 концертов. За годы войны заводом поставлено фронту 1595 самолётов.

Ушли на фронт 614 человек, 99 из них не вернулись домой. За героизм, проявленный в боевых действиях, награждены 255 заводчан, а Н. Рощин и М. Серогодский удостоены звания Героя Советского Союза.

Использованный Чкалов, бывший Оренбург, был основан на месте Бердской крепости в 1743 году. Крепость окружал земляной вал с глубоким рвом. Укреплений не было только по крутому берегу Урала, так как он сам по себе был хорошей защитой. В несколько раз, по сравнению с прошлым столетием, увеличилась территория города.

Неузнаваемо изменился облик старого губернского Оренбурга, о котором народный акын Казахстана Джамбул писал: Город крови и горьких слез, Страшных пыток и кандалов. За годы Советской власти Оренбург превратился в индустриальный Чкалов. Самым крупным предприятием Оренбурга и всей губернии в 1913 году был паровозоремонтный завод. Около двух третей всей валовой продукции тогда приходилось на пищевые предприятия: мельницы, просозаводы и бойни.

Единственный в городе металлозавод с громким названием «чугунно-литейно-механический» насчитывал менее ста рабочих и выпускал лишь намогильные плиты и решетки для оград. За годы Советской власти в городе построено несколько десятков крупных фабрик и заводов. В их числе первенцы первой пятилетки: завод им. Кирова, хлебозавод, швейная фабрика им.

Сталина, шорно-седельная фабрика им. За годы Великой Отечественной войны и послевоенной пятилетки созданы станкозавод, заводы «Металлист», «Автозапчасть», инструментальный, мельнично-элеваторных машин, шелкокомбинат, обув ная фабрика и ряд других предприятий. В настоящее время заводы Чкалова выпускают столько станков, сколько изготавливали их все заводы царской России. Чкаловские сверла известны металлистам большинства заводов нашей страны.

Тракторными деталями, вырабатываемыми Чкаловскими заводами, ремонтируются десятки тысяч тракторов, работающих на полях нашей Родины, Мельницы и просозаводы дают прекрасную муку из твердых сортов пшеницы и первосортное пшено. Обширен ассортимент продукции фабрик легкой местной и кооперативной промышленности: валеная и кожаная обувь, швейные и шорные изделия, кожгалантерея, трикотаж, пуховые платки. В 1953 году в городе открылось троллейбусное сообщение. Покрылись асфальтом основные магистрали города: проспект Сталина, улицы Советская, 9-го января, Цвиллинга, Орлесовское шоссе и другие.

Благоустраиваются сады и бульвары. В 1949 году создан сквер на площади Дома Советов с красивейшим фонтаном. Представители почти всех древесных пород и кустарников, произрастающих в Чкаловской области, высажены; в этом сквере, который превратился как бы в небольшой дендрарий. Сад-сквер на площади Дома Советов стал в летнее время любимым местом отдыха чкаловцев.

Город украсился новыми красивыми домами. Первое место среди них занимает пятиэтажное здание Дома Советов. Чкалов - культурный центр области. Там, где сорок лет тому назад три пятых населения были неграмотными, сейчас осуществляется всеобщее среднее обучение.

Вместо 12 тысяч человек, которые обучались во всех начальных и средних школах Оренбурга, сейчас в 53 школах обучается 33 тысячи человек, т. В городе имеются три института - сельскохозяйственный, педагогический и медицинский, где получают специальное образование 3600 человек; на заочных отделениях учатся около полутора тысяч человек. В двенадцати специальных средних учебных заведениях 4200 юношей и девушек получают квалификации учителей, фельдшеров, автотехников, топографов, музыкантов, бухгалтеров, товароведов. В городе сто библиотек, на полках которых находится миллион четыреста тысяч томов книг.

Количество читателей достигло 80 тысяч, т. В 1949 году чкаловцы получили прекрасное здание драматического театра. Кроме драматического театра, в Чкалове есть театр музыкальной комедии, восемь кинотеатров и несколько клубов. У каждого своя правда в этом вопросе.

С одной стороны, была получена дешевая электроэнергия, благодаря чему стал возможен индустриальный скачок. Исчезли разрушительные весенние половодья и паводки. Ушла в прошлое и летняя межень, большие суда получили возможность в течение всего периода навигации подниматься до самой. Было улучшено водоснабжение многих населенных пунктов.

Не только , но и другие города европейской части России стали гордо именовать себя «портами пяти морей». Водохранилища — излюбленные места отдыха местных жителей и путешественников. С другой стороны, были затоплены огромные площади плодородных пахотных земель, равные территории Швейцарии. Ушли под воду 7 старинных городов и около 700 деревень.

Около 130. Утрачены многие памятники истории и культуры. Искалечены человеческие судьбы. Ухудшилось и продолжает ухудшаться качество воды, гибнет водная флора и фауна.

Горьковское водохранилище Волга в Чкаловске Среди затопленных городов есть широко известные: скрытая водами Рыбинского водохранилища Молога, знаменитый своей колокольней Калязин, часть которого ушла под воды Угличского водохранилища… Другие города менее известны — Корчева на , Пучеж на Горьковском водохранилище, Весьегонск на Рыбинском водохранилище, Ставрополь Волжский ныне и Спасск Татарский на … О затопленных деревнях сейчас уже немногие вспоминают, разве что потомки переселенцев и те, кто интересуются историей и краеведением.

Племянница достаёт портрет Чкалова из шкафа, за ним — старинная икона. В советское время мы знали об этом, но по понятным причинам не обсуждали. А спустя годы, когда ко мне в гости приехали дочери Валерия Павловича Лера и Ольга, мы зашли в этот храм. Я представила настоятелю своих двоюродных сестёр.

На что священник тут же ответил: "Мы знаем, что лётчик Чкалов венчался у нас. И каждый вечер во время молебна поминаем его". Его истребительная эскадрилья базировалась в Гатчине. Будущая жена Чкалова и сестра моего папы Ольга Орехова тогда училась в Институте имени Герцена, и их вуз шефствовал над гатчинским аэродромом. Тётя была красавицей, прекрасно пела.

Чкалов в неё влюбился. Когда они поженились, то переехали в квартиру на Петроградской стороне, где жила большая семья Ореховых.

Там для Валерия начался трудный перид. Нужно было освоить не только специальные авиационные предметы, но и общеобразовательные - физику, математику, русский язык, политграмоту. Упорно, настойчиво учился Валерий Чкалов, стараясь не отставать от более подготовленных товарищей, а по математике даже показал незаурядные способности. Учился он прилежно, но не зубрил теорию, а усваивал материал осмысленно. Успешно закончив Егорьевскую теоретическую школу, весной 1923 года Валерий, как и все его товарищи, получил звание красного командира, или, как тогда говорили, краскома. Весь выпуск тут же направили в Борисоглебскую школу лётчиков для практических занятий. Чкалов 16 апреля 1923 г.

Здесь только началось формирование 2-й военной школы лётчиков. В ней в числе лётчиков - инструкторов и преподавателей было не мало участников боёв на фронтах гражданской войны. От них Чкалов и другие курсанты узнавали много поучительного о славных боевых делах первых красвоенлетов, отважно и самоотверженно сражавшихся с врагами молодого советского государства под Царицыном, Петроргадом, на Южном фронте, в Туркестане, у Каховки. С огромным интересом Чкалов слушал рассказы боевых авиаторов о победоносных воздушных боях с хорошо оснащёнными новой авиационной техникой интервентами и белогвардейцами. Эти беседы имели огромное значение для Чкалова. Они способствовали формированию характера будущего лётчика, патриотических чувст и любви к своей Советской Родине. В Борисоглебской лётной школе Чкалов сразу же включился в работу. Его можно было видеть на перестройке кавалерийского манежа, в ангаре и на аэродроме, в мастерских на сборке самолётов и в библиотеке. В свободное время он увлекался футболом, участвовал в художественной самодеятельности.

Всюду успевал этот энергичный, подвижный и общительный волжанин. В Борисоглебске Валерий Чкалов попал в группу инструктора Очева Вениамина Алексеевича , очень требовательного и строгого лётчика. Обучение летному мастерству началось с рулёжки на самолете "Моран-Парасоль". Рулёжка в то время входила в программу обучения курсантов и производилась на самолётах, у которых с плоскостей была снята обшивка, чтобы самолёт не взлетел. Курсанты учились управлять самолётом на земле при разбеге, имитируя взлёт, и на пробеге - посадку. В этих случаях очень важно уметь выдерживать направление рулёжки. Такие упражнения Чкалов выполнял отлично и закончил рулёжку одним из первых в группе. Если на теоретически занятиях Чкалов учился хорошо, то во время практического обучения он сразу же показал незаурядные способности, напористость, неукротимую жажду в освоении лётного мастерства. У Чкалова было много друзей.

Его уважали за прямоту, за твёрдость характера, за чуткость, отзывчивость, за стремление помочь товарищам, когда они в этом нуждались. В аттестации Валерия было записано: «Чкалов являет пример осмысленного и внимательного лётчика… Он быстро соображает и действует с энергией и решительностью, раскрывает причины своих ошибок и удачно их исправляет. Хорошо чувствует самолёт и скорость полёта». В октябре 1923 года в числе десяти лучших учеников, Чкалова отправляют в Московскую школу высшего пилотажа. Здесь он уже слушатель, а не «учлёт», и самолёты здесь боевые, немецкие «фоккеры» и английские «мартинсайды», на которых будут обучать фигурам высшего пилотажа. Его учителем и наставником, в Московской авиашколе, стал Александр Иванович Жуков. В мае 1924 года Чкалов окончил московскую школу и получил направление в Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Его определили в группу лётчика-инструктора Михаила Михайловича Громова , великолепнейшего лётчика, прекрасного педагога и душевного человека. В своих воспоминаниях о тех далёких днях бывший инструктор Серпуховской школы, М.

Громов так характеризовал Чкалова в своем рассказе «Самородок»: «Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал никаких колебаний: сказано — сделано. Он шёл, как говорится, напролом. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха. В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха. Все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении — к победе. Быстрота действий у этого человека равнялась быстроте соображения. Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени не оставлял для сомнений … Чкалов просто не умел бояться. Виртуозным маневром ошеломлял «противника», сваливался ему на голову, заходил в хвост и добивался победы».

В ноябре 1924 года Чкалов получил звание лётчика-истребителя, распростился с Серпуховом и убыл в строевую часть.

Следует отметить, что Чкалов был не первым, кто хотел преодолеть огромное расстояние на механической птице. Идея сверхдальнего перелёта в Америку через Северный полюс принадлежит Сигизмунду Ливаневскому. После тщательной подготовки в 1935 году самолёт под его командованием взял направление на Сан-Франциско, однако через 2000 км машина развернулась назад: потекло масло из бака.

Ребенок рано лишился матери и поэтому в основном воспитывался отцом, который работал котельщиком. После окончания местной школы, Чкалов поступает в училище. После обучения он приобретает специальность кочегара и молотобойца. Его летная биография, возможно, так и не началась, если бы в 1919 году, во время изнурительных работ в качестве кочегара, Валерий не увидел самолет, летящий высоко в небе.

Зрелище пересекающей небо машины настолько захватило Чкалова, что он решил вступить в Красную армию. Таким образом и начался путь к небу. Сначала он работал слесарем и вряд ли подозревал, что когда-то станет героем. Проработав некоторое время, он пошел учиться в Егорьевскую авиационную военную школу.

Верный своей мечте, Чкалов стал старательным учеником, поэтому далее он поступил в авиашколу в Борисоглебске, и именно там Чкалов совершил свой полностью самостоятельный полет. Валерий учился с удовольствием и преодолевал любые трудности в обращении с самолетом: осваивал новые приемы и всеми силами совершенствовал свое мастерство. Благодаря своему трудолюбию, Чкалов вошел в число лучших. В те времена бытовала практика, что лучших учеников отправляют совершенствоваться в военно-авиационную школу в Москве, а потом — в авиашколу в Серпухове.

Валерий стал летчиком-истребителем в 20 лет, и его направили в Ленинградскую Краснозаменскую авиаэскдрилью. Готовый встретиться лицом к лицу с любыми трудностями, Чкалов никогда не боялся заданий, где был очень высокий риск для жизни, из-за чего его частенько снимали с занятий.

Валерий Павлович Чкалов

Вписался Чкалов точно, но многократное эхо от рева мотора словно взорвало его мозг. М., 1999; Якубович Н. В. Чкалов: Взлет и падение великого пилота. «Чкаловское мужество и слава чкаловским питомцам перейдет», — писал известный поэт Александр Твардовский в своем стихотворении. Основа экспозиции — фотографии, документы, личные вещи а, все то, что связано с жизнью и деятельностью Чкалова — человека и Чкалова — знаменитого летчика. 17. Как известно, Чкалов погиб в 1938 году в Москве при испытаниях самолёта.

Подготовка к полетам

Громов так характеризовал Чкалова в своем рассказе «Самородок»: «Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал никаких колебаний: сказано — сделано. Он шёл, как говорится, напролом. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха.

В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха. Все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении — к победе. Быстрота действий у этого человека равнялась быстроте соображения.

Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени не оставлял для сомнений … Чкалов просто не умел бояться. Виртуозным маневром ошеломлял «противника», сваливался ему на голову, заходил в хвост и добивался победы». В ноябре 1924 года Чкалов получил звание лётчика-истребителя, распростился с Серпуховом и убыл в строевую часть.

В 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье, созданной из отряда легендарного лётчика Нестерова, Валерия Чкалова назначили в звено лётчика Москвина, выделив для первоначальных тренировочных полётов французский самолёт «Ньюпор-24-бис», много раз ремонтированный во многих мастерских…. Трудно сказать, как сложилась бы служба Валерия Павловича в эскадрилье, если бы не её командир Иван Панфилович Антошин впоследствии ставшим начальником Одесской лётной школы или «Батя», как называли его подчинённые. Связанный рамками устава, указов свыше, Антошин понимал неординарность молодого лётчика Чкалова, уступал его просьбам совершить ту или иную фигуру в воздухе.

Побеспокоился Иван Панфилович и о безопасности своего «подопечного» — пересадив его на более прочный самолёт — «Фоккер Д-7». Благодаря А. Белякову, штурману Чкаловского экипажа, до нас дошел один из эпизодов, случившийся в Гатчине, куда Чкалов вновь вернулся после курсов усовершенствования, весной 1927 г.

На аэродроме шли очередные полёты, и командир предложил Чкалову показать то, чему научили его на курсах. А Чкалову показалось, что ему приказали показать все те фигуры, которые мог делать только он один. Вначале за полётом с земли наблюдали довольные командир и офицеры.

Потом вдруг самолёт в крутом пике понёсся с рёвом к земле, к ангару. Самолёт стремительно падал, до земли оставалось около 50 метров. В кабине хорошо был виден лётчик.

Потом машина пошла круто вверх, явно намереваясь совершить петлю. Идти на такой риск при такой высоте — самоубийство! Но Чкалов, чуть набрав высоту, показав зрителям «спину», чётко перевернул самолёт на 180 градусов, продолжив полёт на той же высоте.

Какие чувства были у стоящих на земле? Все знали, что самолёт при попытке совершить переворот, чаще всего сваливается в штопор, а Чкалов эту фигуру повторил ещё не один раз и пошёл на посадку. Но и тут он оказался верен себе и подготовил для зрителей сюрприз: у границы аэродрома лётчик перевернул машину вверх колёсами, продолжая полёт.

Когда до земли оставалось несколько метров, самолёт совершил второй переворот и тут же приземлился на три точки. Замедленная «бочка», выполненная при планировании на посадку! Вот чему Чкалов научился на курсах!

Такого гатчинский аэродром не видел. Счастливое состояние Чкалова померкло после приземления. Комэск сделал ему положенные по инструкции замечания по целому ряду пунктов, но поблагодарил за технику полета.

А от комбрига лётчик получил 20 суток гауптвахты и 20 дней отстранения от полётов…. Первенцем в семье стал сын Игорь. В феврале 1928 года Чкалов получает повышение, и в качестве командира звена прибывает в Брянск.

Служба в Брянске была недолгой и закончилась для лётчика драматично. Он решил со своим звеном пролететь под электрическими проводами, и этот приём осуществил бы, так как все просчитал. Но провода висели недопустимо низко, и машины рухнули на землю.

Личный состав, к счастью, не пострадал, но самолёты летать уже не могли. Вот тут Чкалову припомнили всё. И крушение над «шапкой» Исаакиевского собора в Ленинграде, и пролёт там же под Троицким мостом, и «гатчинские выкрутасы».

Чкалов предполагал наказание — на строгость приказов не жалуются, да и за машину каждый лётчик в ответе.

Героическая жизнь продолжилась. В 1937 году Валерий снова отправился на очень рискованное задание, которое было трудноисполнимо даже для настоящих мастеров авиации. Необходимо было отправиться в путь по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер. Этот полет был такой же трудновыполнимый и рискованный, как и предыдущий, и не каждый человек, даже профессионал, мог бы управлять самолетом так долго и преодолеть столько трудностей, начиная от стремительно меняющихся погодных условий, скачков температуры и заканчивая усталостью, из-за которой малейшая ошибка могла стать смертельной. Полет, также как и предыдущий, прошел без единой остановки в течение двух летних июньских дней. За полетом напряженно следил весь мир. Экипаж с энтузиазмом встречали разные горожане, более того, в Вашингтоне пилотов вышел приветствовать сам Франклин Рузвельт, чтобы высказать почтение их храбрости и выносливости.

За этот не вызывающий сомнения героический подвиг, прославивший авиацию СССР на весь мир, на торжественной церемонии летчиков наградили орденами Красного Знамени, что еще более увековечило их в истории СССР и мировой авиации. Валерий Чкалов погиб зимой 1938 года. Истребитель И-180 из-за поломки в двигателе, которую невозможно было устранить, потерпел крушение. Пытаясь предотвратить жертвы среди мирного населения, Чкалов пожертвовал собой, изменил направление и столкнулся с линией проводов, находящихся под колоссальным напряжением. Валерия быстро доставили в госпиталь, где врачи отчаянно боролись за его жизнь, но там он скончался. Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене. Чкалов был настолько знаменитым человеком в СССР, что в его честь называли улицы, образовательные заведения, станции метрополитена и многие другие, самые разные объекты, включая малую Родину Чкалова — село Васильево. По всей стране, в самых разных городах, установлены памятники различного вида, например, известная памятная скульптура, поставленная в Нижнем Новгороде.

В основании тщательно выгравированы траектории перелётов, вошедших в историю. Скульптуру старательно и трудолюбиво создал Исаак Менделеевич, за что был награжден.

И на перелет в Америку шел, все правильно рассчитав. У Чкалова и семья замечательная была — сын и две дочери… Личность удивительная. Где «Баян» и где самолеты? Валерий Павлович родился в рабочей семье 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии — теперь это город Чкаловск. Еще подростком, работая кочегаром на пароходе «Баян», в 1919 году Валерий увидел самолет… С 15 лет он связал свою жизнь с небом. Начинал учеником слесаря при военном авиационном заводе, потом много учился практически во всех заведениях ВВС. Обладая математическим даром, цепкой памятью и завидным упорством, он быстро стал настоящим асом. В 20 лет Чкалов уже служил в эскадрилье в Ленинграде.

Ему доверяли испытание всех новинок авиационной промышленности. Более 9 тысяч километров! И только в июне 1937 года экипажу удалось осуществить свою мечту — перелет из Москвы через Северный полюс в американский Ванкувер… Можно представить, что стоит за этими сухими фактами! И сегодня еще нет ясности, кто действительно виновен в гибели Валерия Чкалова 13 декабря 1938 года при испытании нового, еще не совсем подготовленного самолета. Была ли трагедия подстроена или оказалась делом случая… Но и здесь Чкалов поступил так, как должен был — ценой своей жизни отвел беду от жилых кварталов. Четвертое имя Улица Чкалова есть в 1778 городах страны. Но хочется думать, что наша — особенная.

В августе 1937 года посёлок Василёво был переименован в Чкаловск ныне город , там открыт мемориальный музей В. Имя Чкаловск в 1956—2016 годах носил город Бустон Согдийская область, Таджикистан. Его именем также были названы несколько посёлков, остров на Дальнем Востоке, горный пик в Дагестане, станции метро в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, площадь в Ростове-на-Дону, проспект в Санкт-Петербурге, улицы во многих городах, Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации, Центральный аэроклуб в Москве, Новосибирское авиационное производственное объединение, Воронежский авиационный техникум, Череповецкий лесомеханический техникум, Егорьевский авиационный технический колледж, школы, теплоход на Волге , улица в городе Ванкувер Канада. Чкалова, а на месте его гибели в Москве — памятный знак. В городах Гатчина Ленинградская область и Москва на домах, в которых он жил, Чкаловск, где он родился, а также на станции Чкаловская в черте города Щёлково Московской области на здании, в котором он работал, и в городе Николаевск-на-Амуре Хабаровский край на здании, в котором он выступал, установлены мемориальные доски. Его имя присвоено стратегическому бомбардировщику Ту-160 Дальней авиации и пассажирскому самолёту Ил-96-300 авиакомпании «Аэрофлот». В 1938 году город Оренбург был переименован в город Чкалов историческое название возвращено в 1957 году. Имя В. Чкалова носили Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков ныне — Борисоглебская учебная авиационная база , Ташкентское авиационное производственное объединение ныне — Ташкентский механический завод , Горьковский инженерно-строительный институт ныне Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет , станция метро в Ташкенте ныне станция «Дустлик» , улица в Москве ныне Земляной Вал , крейсер Балтийского флота и танкер Черноморского морского пароходства ныне утилизированы. Сочинения: Наш полёт на АНТ-25 в соавторстве.

История науки: через Северный полюс — к рекорду дальности

Он часто совершал рискованные полеты, за что многократно получал взыскания от начальства. По легенде, правда, не подтвержденной документально, Валерий на спор пролетал под Троицким мостом в Ленинграде. Несмотря на многочисленные взыскания, Чкалов в числе лучших летчиков эскадрильи участвовал в московском параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции. Привычка лихачить закончилась ожидаемо: в 1928-м на тренировке летчик решил на малых высотах пролететь под железнодорожными проводами, что стало причиной катастрофы. Валерий Павлович был осужден за воздушное лихачество и приговорен к году тюремного заключения за разбитый самолет.

Благодаря заступничеству друзей он пробыл в тюрьме менее месяца, но по решению трибунала летчика уволили из армии. Валерий Павлович вернулся к семье в Ленинград и устроился в Осоавиахим. Ему приходилось возить туристов и обучать подростков на тихоходном «Юнкерсе-13», что после лихих виражей вгоняло его в депрессию.

Чкалов нырнул, но сесть за мостом помешал семафор. Через мгновенье они с механиком лежали на земле среди самолетных обломков». Таким образом, со слов супруги В.

Чкалова, он действительно пролетел под мостом, но только было это не в Ленинграде, как показано в художественном фильме «Валерий Чкалов», который вышел на экраны в 1941 г. В личном деле В. Чкалова, хранящемся в архиве Минобороны в Подольске, нет ни слова о том, что он совершил пролет под каким-либо мостом. Но есть запись о другом летном происшествии. В 1928 г. Чкалов во время перелета из Гомеля в Брянск повредил самолет.

За это он был осужден, получил 1,5 года тюрьмы и был уволен из Красной армии. Однако, вскоре тюремный срок был заменен на условный. В 1929—1930 гг. В ноябре 1930 г. Здесь он освоил свыше 30 типов самолетов и выполнил более 800 испытательных полетов. В 1933 г.

Чкалов стал летчиком-испытателем в ОКБ авиаконструктора Н.

Впервые на страницах книги рассказано о спецкомандировке В. Чкалова в секретную авиашколу в г. Узнают читатели и о «Личном деле» летчика, и почему он в 1933 г. На представленных в издании фотографиях можно увидеть рядом с Чкаловым тех, кто впоследствии был арестован, стал «врагом народа», тех, кого безжалостно вымарывали с этих снимков. В очерке «Последний полет» автор представляет рассекреченные документы и предлагает свою трактовку этого события. Во второй части книги «Ветви чкаловского рода» краевед Л. Рязанов впервые представляет родословную В. Чкалова, рассказывает о его предках, родителях, родственниках как по отцовской, так и по материнской линиям. Эти данные сопровождаются ссылками на документы нижегородских архивов.

Уникальные фотографии и документы, хранившиеся в музеях и частных собраниях нижегородских фотокорреспондентов, красочно иллюстрируют весь жизненный путь Валерия Павловича. Полет над бездной: документ. Эта книга посвящается 75-летию перелета экипажа самолета АНТ-25 в составе В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова по маршруту Москва — Камчатка о. Удд и присвоению им звания Героев Советского Союза. Первую часть книги написал краевед В. Он рассказывает о дальнем перелете 1936 года: подготовке нового экипажа, выборе командиром В. Чкалова и самом полете.

В книге представлены газетные репортажи, тексты радиограмм, фотографии. То, что происходило на борту самолета, описывал в одной из газетных статей сам В. Вторая часть книги автор Л. Рязанов содержит биографический материал о знаменитом летчике, основанный на архивных источниках и редких фотографиях. В очерке «Чкалов без ретуши» приводятся следственно-судебные дела, имеющие непосредственное отношение к жизни и смерти В. Персидский, В. Возьми мое сердце, Россия: 100 рассказов о В. Автор книги — журналист, краевед, историк, много лет проработал директором школы г. Персидский проделал большую работу по сбору материала о жизни В.

Беспокойные возгласы: «Почему не видно Чкалова, где Чкалов? Вот мелькнуло такое знакомое по портретам, такое близкое, мужественное лицо. Чкалов обнимается с родными. Со всех сторон ему протягивают цветы. Звучат восторженные приветствия в честь славного командира АНТ-25. Шумливый человеческий поток увлекает тов. Чкалова к выходу на вокзальную площадь. Здесь героя окружает плотным кольцом огромная толпа. Выждав, пока стихнут аплодисменты, берет слово Валерий Павлович. Чкалов, - чем отдавать себя на благо нашей великой родины, на благо народа. Никакие трудности не могли остановить нас, ибо со сталинской путевкой ни останавливаться, ни сворачивать никуда нельзя». Чкалов заканчивает свою речь словами, полными горячей любви и преданности товарищу Сталину. Митинг окончен. И когда тов. Чкалов садится в машину и отъезжает, бурные овации несутся ему вслед». Фото: drugoigorod. Большую часть своего рассказа он посвятил полёту в США. Следующий визит Чкалова в Куйбышев был намечен на март 1939 года. Но он не состоялся. Летчик погиб в декабре 1938 года при проведении испытательного полёта на самолёте И-180 конструкции Николая Поликарпова. Куйбышевцы приходили к родным Чкалова, чтобы лично выразить соболезнования. Сын Валерия Чкалова Игорь продолжил карьеру знаменитого отца, стал авиационным инженером, много раз бывал в Самарской области.

Исполнилось 120 лет со дня рождения легендарного лётчика Валерия Чкалова

«Чкаловское мужество и слава чкаловским питомцам перейдет», — писал известный поэт Александр Твардовский в своем стихотворении. Валерий Павлович Чкалов — герой Советского Союза, выдающийся русский летчик-испытатель. По-настоящему широко известно имя Валерия Чкалова стало в 1936 году, когда он в компании летчиков Байдукова и Белякова совершил беспрецедентный перелет из Москвы на Дальный Восток. 120-летие легендарного летчика Валерия Чкалова отмечают в Нижнем Новгороде. Вписался Чкалов точно, но многократное эхо от рева мотора словно взорвало его мозг. Настоящее имя – Чкалов Валериан Павлович. В 1916 году окончил 4 класса школы в родном селе, в 1916-1918 годах учился в Череповецком ремесленном училище (ныне Вологодской области).

Валерий Павлович Чкалов

Здесь Чкалов совершил первый самостоятельный полет, затем быстро совершенствовался в технике вождения самолета. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Я считаю что виной гибели Чкалова был "сырой" мотор М-88, не прошедший даже госиспытаний. Летчик-испытатель, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года в селе Василево Нижегородской РИА Новости, 02.02.2024. известный всей стране, прославившийся своими подвигами в небе летчик Валерий Чкалов. Настоящее имя – Чкалов Валериан Павлович. В 1916 году окончил 4 класса школы в родном селе, в 1916-1918 годах учился в Череповецком ремесленном училище (ныне Вологодской области).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий