Новости лезгины национальность происхождение

Происхождение лезгин уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой куро-аракской культуры (конец 4 тысячелетия до н. э.).

История лезгин

коренное население Дагестана их история от журнала "Национальный акцент". Главная» Новости» Последние новости лезгин. Местные лезгины говорят только на своем родном Лезгинском языке, и поэтому старшее поколение с годами забывает Азербайджанский. Ханства были ликвидированы, лезгины волей царских чиновников оказались разделенными между двумя губерниями, а в будущем и государствами. этническим азербайджанцем по имени Кулиев Ягуб Аллахгулу оглу. Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане.

Численность населения лезгинов в мире. Древняя история лезгин

Проживающие в Дагестанской АССР лезгины и агулы пользуются лезгинской письменностью, лезгинское население Азербайджана - азербайджанской письменностью. Кроме родного языка, подавляющая масса дагестанских лезгин знает русский и азербайджанский языки. Лезгинский язык делится на три диалекта - кюринский, ахтынский оба в Дагестане и кубинский в Азербайджане. Каждый из диалектов в свою очередь состоит из нескольких близких говоров. В основе литературного языка лежит кюринский диалект. Территория, занимаемая лезгинами, делится на предгорную и горную.

Предгорная часть состоит из равнин и невысоких возвышенностей, покрытых перемежающимися кустарниками и древесными зарослями. Климат в предгорьях сухой, с жарким летом и умеренной зимой. Горная часть состоит из высоких хребтов и речных долин. На некоторых вершинах лежит вечный снег. Склоны гор иногда бывают покрыты кустарником и скудным травяным покровом, часто же бывают лишены всякой растительности, так как потоки дождевых вод сносят со склонов почвенный покров.

Особенно пустынно выглядят горы в долине р. Однако сейчас принимаются меры к разведению в этих местах садов и созданию лесонасаждений. Климат в горах более прохладный, чем в предгорье, но и здесь летом нередко бывают засухи. Реки, протекающие по лезгинской территории самые крупные - Самур и Гюльгерычай , имеют быстрое течение и резко меняют свой уровень в зависимости от количества осадков. Лезгины - исконное население Южного Дагестана.

Древнейшие известия о лезгинах мы находим у античных авторов, которые упоминают о живущем на Восточном Кавказе народе «леги». Арабские авторы IX-X вв. В политическом отношении лезгинское население до XIX,в. Оно входило преимущественно в ряд независимых «вольных обществ», представлявших собой небольшие объединения сельских общин. Лезгины Азербайджана входили в Кубинское ханство, а лезгины, проживавшие поблизости от Дербента, подчинялись дербентским ханам.

В 1812 г. Курахчая и низовьях р. Самура образовалось Кюринское ханство с центром в сел. Курах , вошедшее в состав России. Тогда же добровольно приняли русское подданство и верхнесамурские «вольные общества» лезгин Ахты-Пара, Алты-Пара, Докуз-Пара.

Перед революцией территория лезгин составляла Самурский и Кюринский округа Дагестанской области и Кубинский уезд Бакинской губернии. Хозяйство Основными занятиями лезгин являются животноводство и земледелие. Значительное место занимает садоводство. Существуют различия в характере хозяйства между разными районами. Так, жители Курахского, Хивского, Ахтынского и Докузпаринского районов занимаются в основном животноводством, а жители Касумкентского и Магарамкентского - земледелием.

В Ахтын- ском, Касумкентском и Магарамкентском районах большую роль в хозяйстве играет садоводство. Во всех лезгинских районах разводят преимущественно мелкий ског, причем везде овцеводство преобладает над разведением коз. Но численность голов того или иного вида скота в разных местах различна. Немалую роль в колхозном и индивидуальном хозяйстве играют буйволы. В колхозах проводится работа по улучшению породности скота.

Скотоводческое хозяйство у лезгин имеет те же черты, что и у других народов Дагестана. Так же, как у других народов, у лезгин организованы содержание скота и ежегодные перегоны его с летних пастбищ на зимние и обратно, так же устраиваются копти на летних пастбищах и кутаны - на зимних, так же организованы уход за скотом, сбор шерсти, доение, те же способы приготовления молочных продуктов. Отметим лишь, что масло, получаемое в личном хозяйстве, лезгинские женщины приготовляют не путем сбивания особым пестом, а путем раскачивания высокого бочко образного сосуда, наполненного сметаной. Великая Октябрьская социалистическая революция, а затем коллективизация сельского хозяйства внесли большие изменения в лезгинское животноводство. Зимние и летние пастбища теперь закреплены за колхозами - животноводам не приходится, как прежде, каждый год искать свободные от арендаторов пастбища.

В животноводство внедряются все более совершенные методы содержания скота, передовая техника сепараторы, электродойка, элёктрострижка и т. Земледелие является основной отраслью хозяйства лезгин предгорных районов. Если; по данным 1958 г. Касумкентском и Магарамкентском районах площадь под пахотой примерно в 1,5 раза больше, чем под пастбищами и сенокосами. Большая часть посевной площади занята зерновыми культурами.

Сеюг к У к УРУзу, пшеницу преимущественно озимую , рожь, ячмень, просо, чину, рис. Большую роль в хозяйстве лезгин играют огородные и бахчевые культуры - картофель, горох, капуста, огурцы, морковь, а в предгорных районах помидоры, арбузы, дыни, тыквы и т. Примечательна капуста, выращиваемая в Ахтынском районе, вес ее кочанов достигает двух пудов. Из масличных и технических культур выращивают подсолнечник, кенаф, лен-долгунец, коноплю, табак. С каждым годом расширяются посевы кормовых культур.

Значительная часть полей имеет искусственное орошение. До Великой Октябрьской социалистической революции лезгины не сеяли технических и кормовых культур и почти не занимались огородничеством, за исключением разведения картофеля. Выращивать картофель местное население научилось в XIX в. В сельскохозяйственном производстве лезгины применяли легкую соху, рассчитанную на пару упряжных быков, серп, молотильную доску и сито для веяния. Зерно мололи на ручных и водяных мельницах.

За годы Советской власти не только значительно расширился ассортимент продукции земледельческого хозяйства лезгин, но изменилась и агротехника. Национализация земли устранила существовавшие прежде помехи в проведении оросительных канав и привела к увеличению плотцади орошаемых земель. Старая соха, молотильные доски и деревянные лопаты сменяются фабричным плугом, молотилками и веялками. Особенно широко используется современная техника в предгорных районах - Касумкентском и Магарамкентском. В колхозах этих двух районов к весне 1959 г.

В ряде лезгинских селений для молотьбы и помола используется электрическая энергия. Во многих местах построены мельницы с механическими двигателями. Видное место в лезгинском хозяйстве занимает садоводство. До коллективизации его роль была сравнительно небольшой. В настоящее время она стала значительной.

Ахты Ахтынского района. На территории Касумкентского района расположен крупнейший в Дагестане садоводческий совхоз им.

Идеи и Вдохновение для Дизайна Интерьера 13 подписчиков Подписаться Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Также компактно населяют несколько деревень Турции, где живут потомки мухаджиров. Говорят на лезгинском языке, входящем в семью нахско-дагестанских языков.

Тогда еще была построена дербентская крепость помните, мы ездили туда на экскурсию? На Албанию нападали и хазары, и арабы. Совершали набеги аланы — кочевники северо-восточных степей.

Многочисленные войны ослабили Кавказскую Албанию. Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав с I в. Но и после этого не прекращались нашествия врагов на территорию нынешнего Дагестана. В XIII в. Им тоже не удалось покорить горцев Дагестана. Путешественник Гильом де Рубрук писал: «…между морем и горами живут некие сарацины, по имени лезги, горцы, которые не покорены татарами». В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. Возглавлял эту борьбу Хаджи-Давуд, который освободил от иранцев города Шабран, Шемаху и стал правителем Ширвана.

Известно, что к 722 году относится сообщение арабского автора о «стране Лакз» [47] Лекия , охватывавший к X веку территорию, занимаемую носителями лезгинских языков , в том числе и самих лезгин [48]. В 654 г. Дербент был ареной ожесточённых сражений между арабами и хазарами.

И лишь в 735 г. В период конца 12 — начала 13 вв. Дербент существует как самостоятельное феодальное владение — Дербентский эмират.

Чеканилась своя монета. В 1239 г. Дербентский эмират входит в состав Золотой Орды, закончив своё существование как самостоятельное владение, а в 1437 г.

Касаясь территории эмирата, Гарнати отмечает, что Дербентское княжество тянулось тогда к югу на несколько десятков километров и включало в свои границы город Шабран, к западу простиралось не далее ближайших горных ущелий, а на севере включало часть табасаранских земель [49]. Интересны также взаимоотношения между Дербентским эмиратом, Ширваном и Лакзом. Так, профессор Р.

Магомедов пишет: «При определении отношений между Дербентским княжеством, Лакзом, Ширваном междоусобные распри нельзя считать определяющим мотивом. Факты свидетельствуют, что народы Дербентского княжества, Лакза чувствовали свою близость к ширванскому населению и чутко прислушивались к событиям в Ширване. Когда в Ширван вступили кочевники-даиламиты, ширваншах Йазид обратился к Дербенту с просьбой о помощи, и население Дербента помогло ему, и даиламиты были изгнаны из Ширвана» [50].

Нашествие монголов В начале XIII века в результате завоеваний Чингис-хана и его преемников в Центральной Азии сложилось обширное монгольское государство. В течение 1220 и 1222 годов через территорию Закавказья проносятся монгольские орды. В 1221 году монголы разграбили город Бейлаган и вырезали его население.

Затем, обложив данью Гянджу, двинулись в сторону Грузии. Арабский историк Ибн ал-Асир описал разорение монголами Шемахи: По возвращении из страны курджов, татары направились к Дербенду Ширвана, осадили город Шемаху и сразились с его жителями, но те выдержали осаду. Однако татары поднялись на его стену по лестницам, а по словам других, они собрали много верблюдов, коров, мелкого скота и т.

В течение трёх дней жители выдерживали самый сильный бой и, когда однажды чуть было не были взяты, они сказали себе: «От меча всё равно не уйдешь так лучше нам твердо стоять, по крайней мере умрём с честью»; и они твёрдо стояли ту ночь, и так как трупы разложились и спали, то татары уже не господствовали над городом и не могли воевать. Однако, они снова придвинулись к стене города и возобновили сражение. Это изнурило жителей, и так как они страшно устали и ослабели, то татары взяли город, перебили в нём много народу, разграбили его и совершили всякие бесчинства [51].

После этого монголы направляются к Дербенту и, пройдя через него, направляются на север. На своём пути они встречали сопротивление горцев [49]. Пиотровский пишет: «Следует отметить, что под лакзами Ибн Ал-Асир имеет в виду жителей не только Южного Дагестана как это делали более ранние арабские авторы , а всех жителей горных районов Дагестана, независимо от их этнической принадлежности» [52].

В 1231 году монголы вторично вторгаются на Кавказ , разграбили Марагу, превратили в руины Гянджу. Затем они штурмом взяли и разрушили Дербент, превратив его в свою стоянку, откуда они совершали вторжения в горные районы Восточного Кавказа. Так, проф.

Борьба с Сефевидами Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Эта отметка установлена 31 января 2017 года. Лезгинские вольные общества См. Вокруг более крупных и сильных селений объединяются мелкие селения, образуя союз сельских общин, так называемые вольные общества.

В Дагестане таким образом сформировались лезгинские Ахтыпаринское , Алтыпаринское и Докузпаринское , вольные общества, а также Курахский союз , а на севере современного Азербайджана образовалась Тагирджальское вольное общество. Историки полагают, что истоки лезгин лежат в образовании этих федераций [53] Селение Ахты Главным селением Ахтыпаринского союза было лезгинское селение Ахты. Из письменных источников Ахты известно с 1494—1495 гг.

Первое письменное сообщение об Ахтыпаре относится к началу XVIII века, однако, этот союз сельских общин, несомненно, существовало раньше [54] ; в данное вольное общество в разные периоды времени входило от 11 до 19 сёл по среднему течению реки Самур с прилегающими ущельями, а также сёла бассейна реки Ахтычай. По данным К. Ковалевский следующим образом охарактеризовал Ахтыпаринское вольное общество: Лезгинское селение Ахты несло обязательство военной защиты одиннадцати сельских обществ, составляющих с ним один союз.

Эти общества обязаны были во время войны подчиниться руководству ахтынских начальников, в лице сорока аксакалов, выдвигаемых тухумами по одному из каждого. В мирное же время эти аксакалы наблюдали за своевременным взносом «закята» и следили за тем, чтобы в гражданских и уголовных спорах окончательные решения постановляемы были исключительно ахтынскими посредниками [57]. В Мискиндже , делившемся на шесть сельских участков, от каждого из участков избиралось по одному аксакалу.

В отличие от других селений, лишь в Микрахе , Кара-Кюре и Куруше старшины избирались от каждого участка мехле селения [58]. Эти общества по принципу управления представляли собой демократические единицы. В некоторых источниках их называют также республиками.

Например, генерал Паулуччи в рапорте военному министру Румянцеву в 1812 году называл все «вольные» общества Южного Дагестана «республиканскими обществами лезгинцев» [59]. В 1812 году союзы сельских общин Самурской долины Ахты-пара, Докуз-пара, Алты-пара и др. Например, иезуит Иоанн Баптист Ламан, посетивший Ширван в начале XVIII века, писал, что: …крестьяне до такой степени угнетены, что все почти подумывают уходить из города, и если бы у них было в виду какое-нибудь безопасное убежище, то решительно ни один бы не остался [61].

Недовольство народа постепенно нарастало и выливалось в вооружённые столкновения, носившие неорганизованный характер. В 1709 году в Джаро-Белоканах вспыхнуло восстание против кызылбашей, которое было подавлено. В 1711 г.

Есаи Гасан-Джалалян писал: …С этой стороны гор, в местах, которые называются Ках, Дчар, Тала и во многих других селениях поднялись народы, именуемые лезгинами, а во главе их стал Али-Султан, до этого по приказу шаха управлявший страной. Все они объединились, объявили себя самостоятельными, отвратились от царя и восстали против него [62]. К восставшим горцам присоединились многие из жителей Шеки и Ширвана.

Для подавления этого восстания использовалась регулярная армия, но попытки усмирить восставший народ были тщетны. В частности, Есаи Гасан-Джалалян пишет: Сколько ни приказывал шах находящимся в Шемахе и Гяндже и их районах персидским войскам выступить против них лезгин , однако находившиеся в этих городах ханы, как ни старались, никак не смогли противостоять им, и сами терпели поражения [62]. По приказу шаха против восставших выступил ширванский беклярбек Гасан-Али-хан с пятнадцатитысячным войском, но горцы, «напав внезапно рано утром, перебили большую часть его войска, сам хан был убит, а остальные бежали обратно» [62].

После этого на восставших был брошен гянджинский беклярбек Угурлу-хан, которого также постигла неудача. С остатками своих войск он вынужден был обратиться в бегство и укрыться в Гянджинской крепости. Затем ряд попыток разбить отряды восставших сделал шекинский правитель Кичик-хан.

Но и его старания также оказались безуспешными. В одном из сражений его войска были разгромлены, а сам он убит [64] [65]. Человеком, который сумел объединить эти разрозненные, неорганизованные восстания горцев северо-восточного Кавказа, стал Хаджи-Давуд Мюшкюрский, превративший их в организованную, целенаправленную борьбу против уничтожения влияния Ирана на рассматриваемой территории.

По одним свидетельствам, он происходил из зажиточной крестьянской семьи, по другим — носил титул бека. В своей борьбе Хаджи-Давуд преследовал только одну цель: освобождение от иноземного владычества и воссоздание на территории Ширвана самостоятельного суннитского государства [66]. Несмотря на неудачные попытки договориться с Россией, Хаджи-Давуд продолжал подготовку к штурму последних бастионов сефевидского господства на Восточном Кавказе — городов Шемахи , Дербента и Баку , — и он обратился к дагестанским владетелям.

История лезгин

Ученые предполагают, что лезгины и другие северокавказские народы (аварцы, чеченцы, адыги, ингуши, даргинцы, лакцы, кабардинцы) являются потомками и наследниками этих ныне ушедших в небытие цивилизаций. происхождение народа, где и как живут, фото фотоснимки. Исторические корни У этих трех наций общий исторический предок — народ хань, проживавший на территории современного Северного Китая. До XVII века на более поздней территории расселения лезгин существовал ряд мелких политических образований. "асул-несил"(на диалекте "асил-несил") которое используется ныне в значении "происхождение, род, благородство.

Лезгины: национальность, происхождение, где живут, религии

Алпан АлпановскийУченик 145 1 год назад Огнепоклонников нету и да мы не сыновья шарвили мы сыновья пророка Адама Алейхи Салям а принадлежим мы Всевышнему Аллаху Miru Mir Ученик 132 6 лет назад Лезгины-это одна и дагестанских коренных национальностей и соответственно проживают в Дагестане и еще на северо-востоке Азербайджана. Их как правило, называют азербайджанскими лезгинами и принимают как своих Религия : мусульмане - сунниты. Существует еще наш танец - лезгинка. Вот я не понимаю, тут люди из википедии перетаскивают информацию, сами не зная о такой нации, как лезгины.

Что мешает автору самому открыть википедию и почитать?

Идеи и Вдохновение для Дизайна Интерьера 13 подписчиков Подписаться Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Также компактно населяют несколько деревень Турции, где живут потомки мухаджиров.

Говорят на лезгинском языке, входящем в семью нахско-дагестанских языков.

К ним относились албаны, гелы агулы , леги лезгины , утии удины , гаргары, чилбы, сильвы, лпины, цоды и другие. В каком году лезгины приняли христианство? А ведь лезгины царство Лек приняли христианство в 43 году от рождества Христова от апостола Елишея в местечке Киш, которая стала колыбелью всего христианства на Кавказе. Кто предки Лезгинов? Предки лезгинов входили в состав Кавказской Албании, затем - политические образования Лакз Лекх , Арабского халифата и владений Дербента. Что означает слово лезгин? В каком году произошли лезгины? В каком году лезгины приняли Ислам?

Официальная история гласит, что табасараны, лезгины и рутульцы приняли ислам в 10 веке, в 11—13 веках Аллаха стали почитать лакцы и агулы, к концу 14 века — даргинцы и ногайцы, а к концу 15 — аварцы и кумыки. Что означает лезгинский флаг?

Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было.

За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом. Восточные традиции гостеприимства Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят.

Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное - понимание истинной природы человеческих взаимоотношений. Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам. Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества.

Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство. Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной? Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин?

История лезгин

Существовал, к примеру, проект нового Лезгистана, были очерчены его примерные границы. Впрочем, данный проект так и не был в итоге реализован. Происхождение этнонима "лезгин" Долгое время в нашей стране этноним «лезгин» применялся вообще ко всем народам Южного Дагестана. Детальный анализ показывает, что компонент «лезги» является не только самоназванием народа, но и усложненной версией основы «лез«, восходящего, по-видимому, к персидскому языку. Религия Основная масса этноса на сегодняшний день исповедует ислам суннитского толка. Вместе с эти некоторые из лезгин считают себя шиитами, но их не так много. Лезгинский язык Лезгинский относят к нахско-дагестанской семье языков. Общее число говорящих около 700 тысяч 400 в России и примерно 300 в Азербайджане. В разговорном лезгинском выделяется три основных диалекта. Современная письменность базируется на основе кириллических знаков и содержит 45 букв. Национальный костюм Фото: Genetik.

Её характеризует широкие рукава и традиционная вышивка.

И всё это — если не считать некоторые танцы народов Закавказья, очень напоминающие классическую лезгинку по технике и ритму, но имеющие небольшие от неё отличия. Ветвлениями от дагестанского «канона» можно назвать даргинскую, кумыкскую, лакскую и другие разновидности лезгинки.

Эксперты выделяют также осетинскую лезгинку, которая отличается более плавными, в сравнении с дагестанской, движениями и относится вместе с кабардинкой и карачаевкой к северокавказским разновидностям танца. Если же говорить о закавказских разновидностях, то среди них можно выделить лезгинку азербайджанцев, армян и грузин. Популярные лезгинки Антон Рубинштейн, лезгинка из оперы «Демон».

Автор приступил к написанию оперы ещё в 1871 году, и закончил её всего через три месяца. В своём произведении Рубинштейн использовал достаточно далёкое от классической лезгинки звучание, сохранив, впрочем, темп музыкального повествования. Премьера оперы отгремела в Большом театре в ноябре 1879 года.

Лезгинка из оперы «Руслан и Людмила». Глинке в своё время удалось побывать на Кавказе и полюбоваться всеми красотами края, почерпнув вдохновения в своём путешествии. Эта поездка косвенно нашла своё отражение в шедевре великого мастера «Руслан и Людмила».

Примечательно, что сам танец, несмотря на весьма «оперное» звуковое оформление, сохранил в рамках этого произведения свои основные черты и движения. Лезгинка из балета А. Хачатуряна «Гаянэ».

Это произведение, в отличие от двух предыдущих, полностью передаёт весь колорит танца, всю его энергичность и мощь звучания. Автору удалось превосходно передать не только аутентичную атмосферу, но и настроение танцующих. Хоть и несколько некорректно ставить современную певицу в один ряд с великими культурными деятелями, в «непопулярности» это произведение, как и его дагестанскую исполнительницу, обвинить невозможно.

История и развитие лезгинки Самые первые упоминания о лезгинке можно найти в фольклоре Северного Кавказа. В стародавние времена жители Кавказа поклонялись силам природы, и для того, чтобы порадовать своих богов и получить их благосклонность, приносили им жертвы в рамках различных ритуалов. Вполне возможно, что первую лезгинку танцевали именно на таких мероприятиях.

Чуть позднее её стали исполнять перед важными битвами, дабы поднять боевой дух воинов и разгорячить их перед сражением, а ещё позже она стала сопровождать и свадебную церемонию. При помощи лезгинки будущие молодожёны могли в изысканной форме выразить свои чувства друг к другу. Если говорить о последнем типе танца, то он всегда исполнялся парно, и характеризовался подражанием благородным животным: орлу, роль которого исполнял всегда мужчина, и лебедю, чья роль отводилась женщине.

Во время исполнения танца мужчина становился на носки и разводил руки в стороны, как бы изображая парящего в небесах хищника, высоко поднимал голову и делал резкие, лаконичные движения руками и ногами, показывая таким образом свою ловкость и силу. Роль женщины в парной лезгинке — выражение изящества, гармонии и покорности. Для этого использовались волнообразные, плавные движения рук и неторопливые, размеренные перемещения по сцене.

В отличие от мужчины, всем телом выражающим твёрдость и решительность, «лебедь» своим видом олицетворяла спокойствие, грацию и мягкость. Многие утверждают, что концепцию «орёл и лебедь» для лезгинки нельзя считать истинной, поскольку изначально считалось, что мужчина в этом танце символизировал не птицу, а священного тура — горного козла, обитающего на вершинах Кавказа. В общей сложности на Кавказе и Закавказье проживает около сотни народностей, и фактически в каждой танец развивался по-своему, обрастая новыми элементами, усложняясь либо упрощаясь в техническом плане.

Если говорить о мужской сольной разновидности лезгинки, то она стала часто исполняться с холодным оружием в руках. Интересные факты Одна из ключевых особенностей парной лезгинки — отсутствие какого-либо физического контакта между танцующими: мужчина и женщина могут двигаться в одном темпе и подражать движениям друг друга, но никогда не соприкасаться. В некоторых видах лезгинки используются смелые акробатические элементы, такие, как сальто и быстрые вращения.

Исполняет их всегда мужчина, а цель таких телодвижений — показать партнёрше по танцу свою ловкость, силу и координацию. На Кавказе многие говорят, что лезгинка даже мёртвого может вернуть к жизни. С этим утверждением трудно не согласиться, поскольку фактически каждый, кто хотя бы раз наблюдал за тем, как профессиональные танцоры исполняют лезгинку, испытывал стойкое желание пуститься в пляс вместе с ними.

Правильное исполнение движений невозможно без идеальной осанки, которой должны обладать оба танцующих. В современных школах танца обучающихся учат улыбаться во время исполнения, поскольку улыбка поддерживает основную идею парной лезгинки. Особенно важен во время исполнения и взгляд партнёров: поскольку физический контакт между ними невозможен, именно глаза танцующих передают взаимосвязь между мужчиной и женщиной.

Многие хореографы считают, что на сегодняшний день «настоящими» можно считать только чеченскую и дагестанскую лезгинку, а все остальные её разновидности следует называть иначе. В сравнении с дагестанской, чеченская лезгинка отличается большей резкостью движений, и всегда исполняется с прямой спиной. В дагестанской же разновидности может присутствовать плавное звуковое сопровождение, и, как следствие, более плавные телодвижения.

При этом некоторые пируэты и приёмы исполняют в полусогнутом положении. В целом, дагестанская разновидность подразумевает более широкий спектр доступных движений, из-за чего сам танец становится зрительно богаче и зрелищнее. В качестве инструментов, сопровождающих выступление, часто используется так называемая зурна: язычковый народный духовой музыкальный инструмент, напоминающий что-то среднее между дудочкой и флейтой.

Зурна имеет характерный резкий звук, а ближайшим её «родственником» можно назвать гобой. Танец уже не раз «засветился» и на киноэкранах: к примеру, актёры знаменитого советского фильма «Мимино» зажигательно исполнили его в сцене в ресторане, а знаменитый российский режиссёр Никита Михалков включил сцену с танцем молодого парня в свою художественную ленту «12». Читать еще: К какой национальности относится фамилия чуприян.

Как узнать национальность по фамилии Почему во время исполнения кричат «Асса! Многие, кто хоть раз наблюдал за любительским или профессиональным исполнением лезгинки, замечали, что танцору часто кричат слово «Асса», подбадривая его таким образом. Но что вообще значит это слово и откуда оно появилось?

В каждом лезгинском селении были кузнецы — чатухъан, которые изготовляли все необходимое для хозяйства ножи, щипцы для очага и сахара и орудия труда топоры, серпы, мотыги , кинжалы и сабли, а также ювелирные украшения. Замечательной отделкой отличались лезгинские упряжь, сабли, ножи. А какие создавали изящные кольца, браслеты, серьги, пояса, подвески! В лезгинских песнях воспеваются боевые качества лучших образцов оружия, которое занимало важное место в быту лезгин: ружье, кинжал, сабля составляли одно целое с черкеской. Даже мальчики носили кинжалы. Глава 2. Культурные традиции народа лезгины. Одежда До трех лет детям надевали различные обереги — амулеты, бусы, монетки. Согласно поверью, они обладали магической силой и оберегали от болезней и сглаза. На курточку надевали нагрудник — хириган.

Иногда на спине у безрукавки или курточки нашивали цветок — мурцан цуьк. Он состоял из 12 разноцветных лепестков — по числу месяцев года. Считалось, что этот цветок защищает ребенка круглый год от всяких бед. Народный костюм сходен с одеждой других народов Дагестана: у мужчин - рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду - башлык и овчинная шуба; у женщин - рубаха-платье, цветные шаровары, бешмет, головной платок. На ногах и мужчины, и женщины носили шерстяные носки с цветным орнаментом и сыромятную обувь типа поршней. Традиционный костюм вышел из употребления. Женский костюм лезгинок состоял из длинной рубахи-туники с воротником-стойкой и длинными рукавами. Под рубаху надевали штаны, широкие на бедрах и узкие внизу. Наподобие современных «султанок». Нижняя часть штанин обычно выглядывала из-под платья, и женщины любили украшать ее узорным швом, яркой цветной полоской из материи.

С конца XIX в. Пожилые женщины носили булушки темных цветов, а молодые любили яркие: красные, зеленые, желтые. Волосы женщины прятали под чутхой — плотно облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Ну и, конечно, платки — шерстяные, шелковые, парчовые. Замужние и пожилые женщины платки одевали так, чтобы часть лица и рот были прикрыты. Это было обязательно точки зрения морали того времени. И платья были не облегающие. Каждая женщина шила сама и все умела делать своими руками. Лезгинские женщины носили много серебряных украшений — кольца, серьги, браслеты, а серебряными монетами любили украшать свои наряды. Считалось, что их звон отпугивает плохое и привлекает хорошее.

Красота женщин вместе с другими признаками стройность, черные глаза и брови определялась волосами. Идеальными считались густые длинные волосы, заплетенные в две косы. Заплетать одну косу, было не принято. Считалось, что, если девушка будет ходить с одной косой, она останется одинокой. Особенно запрещалась такая прическа женщинам, у которых были отец и братья. Поэтому, когда женщины бранились друг с другом, они нередко употребляли выражение: «Ви киф атIуй» «Чтоб ты с одной косой осталась». Пища Из источников я узнала, что входило в рацион питания моих предков. В основном питались мясом, молоком и растительной пищей. Летом — больше молочными продуктами, изредка дополняя рацион мясом. Зимой ели основательно: сушеное мясо, дулдурма домашняя колбаса , мучное.

Во внутреннем дворике каждого дома обязательно была печь для выпечки хлеба — хьар, тандыр или садж. Хлеб в основном пекли из пресного теста — он дольше сохраняется свежим. Из дрожжевого теста готовили комба — вкусный пирог с начинкой из сушеного мяса, овечьего сыра, лука. А еще выпекали фигурные хлебцы в виде сумочек, петушков, разных зверушек для детей. Широко распространено было толокно сав — мука из жареной пшеницы и конопли. К нему добавляли мед, масло и немного молока, все замешивали и закатывали в шарики. Получалась питательная и вкусная еда, поэтому сав брали с собой в дорогу, так как он долго сохранял вкусовые качества. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Это древнее блюдо у лезгин называется хешил — каша из пшеничной муки.

Когда научились печь хлеб, хешил, как ритуальное блюдо,готовили при рождении ребенка. Еще при рождении ребенка обязательно готовили исиду — халву: Когда исида остывала, ею угощали собравшихся родственников и соседей. Из напитков у лезгин был распространен тIач — приятный на вкус кисловатый напиток. Для него особо готовили муку. Сначала зерна проращивали: пшеницу замачивали в горячей воде в специальном сосуде или мешке и сверху прикрывали кавалами теплыми овчинными шубами. Через два-три дня зерно прорастало, после чего его сушили на солнце и мололи на мельнице. Это кушанье готовили только зимой. Считалось, что тIач придает силы, сохраняет тепло в теле. Чтобы дети не простудились, их не выпускали на улицу до тех пор, пока они не поедят тIач. Пили родниковую воду, молоко, кефир маст.

Позже распространилось чаепитие. Чай пили круглый год: и в жару, и в холод. Когда к лезгинам приходили гости, в первую очередь подавали чай, а потом подносили остальные угощения. Считалось, что стакан чая перед обедом вызывает аппетит и еда лучше усваивается. И только сейчас ученые выяснили, что полезно выпить чай, а потом приступать к еде. Вот это и есть народная мудрость — сначала народ догадывается и делает, а потом ученые подтверждают, что это правильно. Пищу готовили и ели в хозяйственной комнате — хзандин кIвал семейная комната. На полу, поверх паласа, расстилали скатерть или ставили низенький столик, посередине клали хлеб и поднос сини с обедом. Дети и старшие члены семьи ели вместе. Для главы семьи обязательно подавали отдельную тарелку.

И из этого блюда никто не ел.

Я считаю, что Карабах реализовал свое право на самоопределение, о котором мечтают многие народы, живущие в Азербайджане. И никто не имеет права осуждать выбор, который сделал народ Карабаха. Карабах показал всему миру, какая острая проблема в межнациональных отношениях существует в регионе. И Карабах в его самостоятельном решении оказался первопроходцем.

Естественно, лезгинский вопрос — это больше, масштабнее, чем Карабах. Во-первых, по охвату территории, стратегическому значению, расселению лезгинского народа. Все жизненно важные артерии Азербайджана, которые связывают его с Россией и Европой, проходят через лезгинские территории. И не зря вся государственная мощь Азербайджана направлена на подавление любого проявления национал-патриотических настроений со стороны лезгин. Они хотят, чтобы у лезгин даже в мыслях не возникало желания жить самостоятельно, не было национального самосознания, чувства национальной идентичности.

Чтобы у лезгин не было лица. Даже пытаются вбить в сознание людей миф о том, что лезгины — это отдельная этническая тюркская группа без определенного происхождения, без национального достояния и прошлого. А раз у них нет прошлого, у них нет и настоящего. Это очень опасно. Сейчас там идут процессы, которые нас очень настораживают.

Допустим, ситуация с новой программой по смене паспортов в Азербайджане. Паспорта старого образца, в которых записи сделаны на русском языке, заменяются на азербайджанские. Причем, фамилию, имя и отчество пишут по-своему, национальная принадлежность записывается как азербайджанская. Завтра нам будет очень трудно понять, где лезгин, а где азербайджанец. Еще хуже дело с языком.

В свое время в Азербайджане лезгинскую письменность перевели на латиницу. В скором времени живущие в Азербайджане лезгины перестанут иметь какое-либо представление о лезгинской письменности на кириллице, о лезгинской литературе, которая еще сохранилась на территории Дагестана. Сегодня нас беспокоит новая государственная граница между Россией и Азербайджаном по реке Самур, проходящая через территории, на которых проживает лезгинский народ. Согласно новой демаркационной линии, оказались отрезанными от России два лезгинских села и переданы Азербайджану. Это значит, что при любых общественно-политических кризисах с участием лезгин на территории Азербайджана тут же будут приниматься меры по ужесточению контрольно-пропускного режима на границе.

Народ будет полностью разделен. Это очередная дипломатическая победа Азербайджана. Я так понимаю это решение. После распада Советского Союза жители этих сел постоянно писали во все инстанции, начиная с районных, которым они подчиняются, вплоть до депутатов Государственной думы, до президента России. В течение дня им приходилось пересекать две государственные границы — России и Азербайджана.

Распространение лезгинской национальности по миру

  • Лезгины: кто они. Народ, подаривший имя самому знаменитому кавказскому танцу
  • проблемы азербайджанцев и лезгин - Экспресс газета
  • Народ, который чтит традиции
  • В Азербайджане угнетают лезгин
  • Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты |

Лезгины: кто они. Народ, подаривший имя самому знаменитому кавказскому танцу

Восточный Кавказ не раз захватывался турками, персами, войсками Тимура, испытывал регулярный нашествия кочевых племен. В результате подъема национально-освободительной борьбы лезгинских народов во главе с великим полководцем Хаджи-Давудом Мюшкюрским с территории Восточного Кавказа на многие годы были изгнаны захватчики-сефевиды. С 1802 г. В 60-е годы XIX в. Самурский округ и Кюринское ханство вошли в состав Дагестанской области, а Кубинский уезд бывшее Кубинское ханство - в Бакинскую губернию.

Ханства были ликвидированы, лезгины волей царских чиновников оказались разделенными между двумя губерниями, а в будущем и государствами. Это разделение сохраняется и по сей день. Два трагических момента для Российской государственности 1917г. В эпоху социализма, с рождением новых государств лезгины сначала были поделены административными границами в пределах единого политического пространства СССР.

С распадом СССР лезгины не по своей воле оказались в составе разных государств. Между "южными" и "северными" лезгинами установилась жесткая государственная граница. После распада СССР лезгинский народ попал под сильный прессинг, с одной стороны, вновь появившихся суверенных государств, а с другой - властно-экономических кланов. К сожалению, лезгинский народ не был готов к изменившейся политической системе.

Руководству Российской Федерации, Республики Дагестан и Азербайджанской Республики не должна быть безразлична судьба лезгин, ибо от их благополучия во многом зависят взаимоотношения между нашими республиками и народами в целом.

Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины национальность проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Долгое время они населяли Дагестанскую область, которая то и дело переходила во владения новых захватчиков. Жителей той местности на тот момент называли «эмирами Лезгистана». Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость. Язык Лезгинский язык входит в нахско-дагестанскую группу северокавказской языковой семьи и относится к лезгинской подгруппе. Распространен среди лезгин русский и азербайджанский. Проживающие в Азербайджане лезгины пользуются азербайджанской письменностью. Лезгинский язык делится на наречия: самурское, включает ахтынский диалект и докузпаринский переходный диалект; кюринское, включает яркинский, гюнейский, курахский диалекты; кубинское. Есть в лезгинском языке и самостоятельные говоры: гилиярский гелхенский фийский Царское правительство в 1905 году решило облегчить русификацию народа и попыталось создать лезгинскую письменность на разработанных бароном П.

Усларом основах. Но эта попытка была неудачной. В 1928 году был выведен латинский алфавит для лезгинского языка, а в 1938 году создан новый алфавит на основе кириллицы. Древние обряды и современная жизнь Лезгин — это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями. Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям.

Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом. Жизнь Семья у лезгин большая, состоит она не только из мужа, жены и детей. В нее входят родители, несовершеннолетние сестры и братья обоих супругов, овдовевшие невестки. Некоторые семьи состоят из 17 человек, но сегодня это редкость. Издавна основным занятием народа было пашенное земледелие. Выращивали кукурузу, пшеницу, просо, ячмень, бобовые и рис. Лезгины, проживающие на равнинах, занимались в основном выгонно-стойловым скотоводством. В горах скотоводство было отгонное. Преимущественно разводили овец, коз, крупный рогатый скот. Большинство зимних пастбищ располагалось на территории Северного Азербайджана.

Традиционным промыслом является прядение, производство сукна, войлока, ковров, ткачество, кузнечное, кожевенное, ювелирное и оружейное дело. Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной? Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня эта народность в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля. Они считают, что она держится на рогах Яру Яц Красного быка , он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд в переводе «Большая вода». Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин.

Национальность, религия которой — ислам, достаточно самобытна. Жилище Основной тип поселения у лезгин называется «хуьр». Селения, основанные в горах, расположены в основном на склонах, неподалеку от источников питьевой воды. Дома тесно расположены друг с другом. Село делится на кварталы, которые по одному иногда могут образовывать крупные территориально-родственные поселения «тухум». В каждом селении есть мечеть и сельская площадь «ким». На ней местные жители, а именно мужчины, собираются на сельский сход для обсуждения и решения самых важных вопросов сельской общественной жизни. Читайте также: Свадебный каравай. Как организовать встречу молодых? Самый старый квартал располагается в верхней части селения и состоит из каменных старых домов.

Это настоящие крепости с закрытым внутренним двориком, бойницами и небольшим количеством наружных оков. Зелени здесь обычно не бывает. Средняя часть горного селения располагается на менее крутом склоне. Новые кварталы расположены на ровных местах, состоят они из более обширных дворов, которые огорожены от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени во дворе располагается дом в один этаж, который строят из камня или сырцового кирпича. В современных нижних кварталах есть школы, клубы и больницы. В горном селении Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем квартале, с садом. Наверху они живут зимой, а летом переезжают вниз. Дома лезгин бывают П- и Г-образной формы, или строятся в форме замкнутого квадрата. Чтобы с улицы попасть в двухэтажное жилье, надо пройти в маленький дворик через ворота в виде арки.

В одном из углов дворика стоит печь, в которой пекут лепешки чуреки. Лестница из камня или дерева со двора ведет в галерею, на которую выходят двери всех комнат жилища. Стены и пол в доме лезгины всегда покрывают паласами и коврами. В одной из комнат есть камин, в котором готовят пищу. Вместо окон до середины 19 века в домах делали отверстия в плоской крыше. Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже пробиты в стенах. Сделаны они и в старых домах. С середины 19 века в жилищах стали делать балконы, которые выходят на улицу. В некоторых горных селениях родственные семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи. Второй день — день обряда бракосочетания В доме родителей жениха собирались гости и родственники, которые приносили подарки для молодых.

Друзья жениха, свидетели, кадий и мулла заходили в помещение, где их ждали новобрачные, отец и дядя невесты.

В Дагестане, большинство лезгинов являются мусульманами, в то время как в Азербайджане и Иране существуют и другие религиозные группы среди лезгинской диаспоры. Места проживания лезгинов Места проживания лезгинов включают Дагестан, где они составляют одну из самых крупных этнических групп; Азербайджан, где они являются второй по величине национальной группой; а также другие регионы Северного Кавказа, включая Ингушетию, Чечню и Кабардино-Балкарию, где также проживает значительное количество лезгинов. Существует большая диаспора лезгинов в Москве и других российских городах, а также в странах Европы, таких как Германия и Франция, где лезгинская диаспора является одной из самых крупных на Кавказе. Лезгины также живут в Турции, Иране и других странах Ближнего Востока. Кроме того, следует отметить, что лезгины независимо от места проживания чаще всего исповедуют ислам, и являются преимущественно суннитами. Ислам сильно влияет на культуру и традиции лезгинов, а многие из них считают ислам священной частью своего национального и культурного наследия.

Корни и история лезгинской национальности По историческим данным, лезгины населяли Кавказские горы и были охотниками и собирателями. В течение веков они развивали свою культуру и образ жизни, сохраняя свою традиционную религию и язык. Многие лезгины исповедуют ислам в современной эпохе, но до прихода этой религии в регион они исповедовали языческие верования и были близки к шаманизму. Помимо этого, в регионе выжили и другие древние иранские религии, такие как зороастризм и настанник. В настоящее время лезгины проживают на Дагестане и в северной части Азербайджана. У них есть сильные этнические и культурные связи, и они поддерживают тесные контакты друг с другом. Культура лезгинской национальности богата и разнообразна.

Лезгинские танцы и музыка широко известны за пределами региона и привлекают внимание своей энергией и красотой.

Это был союз, предположительно, 26 племен, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. Точное время исчезновения Кавказской Албании неизвестно, но некоторые исследователи считают, что это произошло к 10 веку. Высокая частота гаплогруппы J1 в целом характерна для популяций Дагестана и обособляет Дагестан от других регионов Северного Кавказа.

Эти гаплогруппы не встречаются нигде, кроме Европы, поэтому их обнаружение позволяет предполагать генетический вклад популяций Европы в генофонд лезгин.

Что такое лезгины и их происхождение?

  • Интересные факты о народе лезгины. Древняя история лезгин
  • Численность
  • Может быть Вам интересно...
  • Лезгины: история, культура и образ жизни народа
  • Вся правда о лезгинах
  • Народы которые проживают в Дагестане - лезгины

Лезгины: кто они. Народ, подаривший имя самому знаменитому кавказскому танцу

проблемы азербайджанцев и лезгин - Экспресс газета Лезги. Лезгины были на стадии формирования политической нации 100 лет назад, но в силу известных причин, процесс был прерван внешними силами.
Хронология истории лезгин с древнейших времен до VIII века Лезгины являются четвёртым по численности народом Дагестана и первым по численности народом на его южной половине. В отличии от аварцев и даргинцев, лезгинские народы не объединялись в переписи в один фронт и считались отдельно.
Вся правда о лезгинах один из самых древних народов Дагестана. Расскажем об культуре и традициях этой национальности.

Лезгины: национальность, происхождение, места проживания, религии

коренное население Дагестана их история от журнала "Национальный акцент". Какие нации произошли от лезгин? Информация Новости Контакт Род занятий. #но сейчас уже нет#лезгин #лахма #лекь. До XVII века на более поздней территории расселения лезгин существовал ряд мелких политических образований.

Лезгины - этнос, а не национальность

Лезгины, (самоназвание: лезги; мн. числ. — лезгияр) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в южных районах современного Дагестана и на северо-востоке Азербайджана. Лезгины, как и другие лезгинские народности Дагестана и современного Азербайджана входили в состав могущественного античного государства под названием. Почему лезгины зовутся лезгинами. Роль тотемизма в происхождении некоторых кавказских этнонимов И. Гаджимурадов, Gadjimuradov @ online. de Бонн, Германия Исследование происхождения кавказских народов и этнонимов считается среди кавказоведов делом. Входят лезгины в уникальную нахско-дагестанскую языковую семью, т.е по этой линии отдаленно родственны чеченцам. Лезгины, как и другие лезгинские народности Дагестана и современного Азербайджана входили в состав могущественного античного государства под названием.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий