Новости грозу кто написал

Весенняя гроза или «Люблю грозу в начале мая» — одно из ряда известнейших ранних стихотворений Фёдора Тютчева, написанное в 1828 году и впервые опубликованное годом позже в журнале «Галатея».[2]. Пьеса Островского «Гроза» написана в 1859 году. Именно в этом варианте "Весенняя гроза", написанная 25-летним Тютчевым, была знакома А.С. Пушкину.

Гроза - Александр Островский

Весенняя гроза. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. «Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века.

Александр Островский: Гроза

Входящий, знай, тебя здесь ждут свобода слова и уют! Сетевая литература от А до Я. Включен в перечень социально значимых интернет-ресурсов России.

Заметив издали эту женщину, идущую в сопровождении мужа и свекрови, Борис ушёл. Из церкви домой возвращалась семья Кабановых. Кабанова пилила своего сына Тихона за то, что тот не уважает мать и больше любит свою молодую жену Катерину. Наворчавшись, Кабанова ушла домой. Тихон упрекнул жену за то, что из-за неё ему всегда достаётся от матушки, но его сестра Варвара заступилась за Катерину. Тихон пошёл выпить к Дикому. Катерина с Варварой остались в саду. Катерина пожаловалась, что, выйдя замуж, она совсем завяла.

Ей хотелось бы стать вольной птицей и улететь. Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Реклама Дома у маменьки Катерине жилось легко. Работой её не обременяли, молилась она по зову души, а не по принуждению, ей снились волшебные сны, а теперь снится, что она скоро умрёт. Катерина призналась Варваре, что полюбила другого. Варвара не увидела в этом ничего страшного и пообещала устроить Катерине свидание, как только Тихон уедет по поручению маменьки. Катерина даже слушать об этом не захотела, ведь измена мужу — тяжкий грех. Начиналась гроза.

Пугливая Катерина боялась, что её убьёт молнией, и она явится перед Господом с чёрным грехом на душе. Вернулся Тихон, все поспешили домой. Действие 2. Муж Катерины уезжает В дом Кабановых пришла Феклуша. Служанка верила страннице: только она приносила вести из внешнего мира в их глухой угол. Удивив служанку своими россказнями, Феклуша ушла. Реклама Тихон собрался в дорогу. Кабанова заперлась с сыном в комнате, чтобы дать ему последние наставления. Катерина и Варвара дожидались своей очереди попрощаться с Тихоном. Варвара догадалась, что Катерина любит Бориса: увидев его, женщина менялась в лице.

Варвара давно научилась притворяться и всё скрывать от матушки. Катерина так не могла: она не хотела встречаться с Борисом, боясь, что потом не сможет жить в доме Кабанихи и бросится в Волгу. Вышел Тихон. Кабанова заставила сына по старинному обычаю перед отъездом дать наставления жене: чтобы почитала свекровь, не сидела без дела и на парней не заглядывалась. Затем супругов оставили наедине. Тихон посоветовал жене пропускать ругань Кабановой мимо ушей, но Катерина бросилась мужу на шею и попросила взять её с собой. Тот отказал: ему хотелось погулять на свободе, чтобы хоть две недели не было над ним никакой грозы. Кабановой не понравилось, как Катерина прощалась с мужем. Она долго ворчала, что невестка не показывает своего горя: не воет на крыльце по старинному русскому обычаю.

На фоне остальных участников пьесы Катерина выглядит более чувствительной, живой, мыслящей. Отстраненным героем считается Кулигин. Он выполняет функции резонера — персонажа, который отражает отношение автора к ситуации. Первая постановка повести Впервые пьесу поставили 16 ноября 1859 года. Это произошло в бенефис Васильева, который играл роль Тихона. Это произошло в бенефис Линской в роли Кабанихи. Критика Пьеса Островского вызвала ожесточенные споры среди критиков девятнадцатого и двадцатого столетий. В девятнадцатом веке о ней в разных ключах писали Добролюбов, Аполлон Григорьев, Писарев. В двадцатом веке вышли публикации Лобанова и Лакшина. Внесение правок в произведение Островский написал свое произведение достаточно быстро. Он начал трудиться над его созданием в июле, а закончил в октябре 1859 года. Потому точных сведений о правках писателя нет. Известно лишь, что пьеса была в первый раз напечатана в журнале «Библиотека для чтения». Это произошло в 1860 году. В том же году она была издана отдельно. Загадочные события Через несколько месяцев после публикации пьесы началась большая шумиха вокруг этого произведения. Впоследствии она переросла в грандиозный скандал. Многие люди были уверены, что «Гроза» основана на реальных событиях. Некоторые из них даже проводили собственное расследование. В результате удалось выяснить, что описанные драматургом события частично совпадают со случаем в Костроме. Там молодая девушка сбежала из дома после постоянных конфликтов со свекровью. После чего ее тело нашли на берегу Волги. Эта идея крепко засела в головах людей. Однако спустя некоторое время предположение опровергли. Дело в том, что Островский принес свою работу в редакцию раньше, чем произошла эта ситуация. Потому ошибочную мысль причислили к категории случайных совпадений. Несмотря на это, определенная интрига вокруг пьесы оставалась. Специалисты утверждали, что писатель мог предугадать судьбу своих героев, поскольку наблюдал долгое время за их жизнью. Основная идея пьесы В своем произведении Островский хотел показать всю несправедливость устройства социума.

Кажется, только появившись на свет, его пьесы обречены были стать русской классикой: настолько ярки и одновременно обобщенны характеры его героев. Можно рассматривать эту драму в хрестоматийном ключе: как конфликт «темного царства» с «лучом света». А можно — просто как историю отчаявшейся души, как историю любви сильной женщины в мире несостоятельных мужчин.

  • «Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского
  • Гроза врагов русского народа
  • «Весенняя гроза» - Стихотворение Федора Тютчева
  • Главная идея, основные темы

Оглавление:

читать книгу онлайн бесплатно. пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. Савел Прокофьич Дикой, купец, значительное лицо в городе. Борис Григорьич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный. Марфа Игнатьевна Кабанова.

Фёдор Тютчев Люблю грозу в начале мая

Несчастная судьба юной героини отражена в пьесе Островского «Гроза». 1. Пьеса «Гроза» была написана Островским в 1859 году. Написана «Гроза» была в 1859 г. во время путешествия А. Островского по Поволжью. Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, И Ленин великий нам путь озарил.

Федор Тютчев - Весенняя гроза

Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…» , есть запись Островского: «Слышал от Л. Мужем актрисы был артист Малого театра И. А Александр Николаевич тоже имел семью: он жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей все они умерли еще детьми. С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет [3][4].

Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.

Знали бабушку нашу, Анфису Михайловну? Ну, как не знать! Как не знать!

Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось. Еще бы не дико!

Уж что говорить! Большую привычку нужно, сударь, иметь. Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались.

Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием. С каким же, сударь? Если мы будем к нему почтительны. Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда.

Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало. Уж это у нас в купечестве такое заведение.

Ну да. Уж он и теперь поговаривает иногда: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Чрез это я своих обидеть должен! Значит, сударь, плохо ваше дело.

Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. Он было и ее выписывал, да матушкины родные не пустили, написали, что больна.

Какова бы ей здесь жизнь была, и представить страшно. Уж само собой. Нешто они обращение понимают? Как же вы у него живете, сударь, на каком положении?

Да ни на каком: «Живи, говорит, у меня, делай, что прикажут, а жалованья, что положу». То есть через год разочтет, как ему будет угодно. У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит.

Нешто ты мою душу можешь знать! А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил.

Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь. В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне!

Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит!

Целый день ко всем придирается. Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Да нешто убережешься! Попал на базар, вот и конец!

Всех мужиков переругает. Хоть в убыток проси, без брани все-таки не отойдет. А потом и пошел на весь день. Одно слово: воин!

Еще какой воин-то! А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись! Что смеху-то было! Как-то его на Волге, на перевозе, гусар обругал.

Вот чудеса-то творил! А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам. Что это?

Никак, народ от вечерни тронулся? Проходят несколько лиц в глубине сцены. Пойдем, Шапкин, в разгул! Что тут стоять-то?

Кланяются и уходят. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю.

Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак. И не привыкнете никогда, сударь. Отчего же? Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!

В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать.

Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!

Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно.

А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно.

Я было хотел все это стихами изобразить... А вы умеете стихами? По-старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова, Державина...

Мудрец был Ломоносов, испытатель природы... А ведь тоже из нашего, из простого звания. Вы бы и написали. Это было бы интересно.

Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да когда-нибудь в другое время.

А тоже есть что послушать. Входят Феклуша и другая женщина. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная!

Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими!

Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых. Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.

Только б мне, сударь, перепету-мобиль найти! Что ж бы вы сделали? Как же, сударь! Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки.

Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего. А вы надеетесь найти перпетуум-мобиле? Непременно, сударь!

Вот только бы теперь на модели деньжонками раздобыться. Прощайте, сударь! Явление четвертое Борис один. Жаль его разочаровывать-то!

А можно — просто как историю отчаявшейся души, как историю любви сильной женщины в мире несостоятельных мужчин. Слушать онлайн аудиокнигу «Гроза» Александра Островского на сайте co-libry. Приятного прослушивания!

В ранней редакции "Весенней грозы" первая строфа взлетела так высоко и сказано в ней так много, что последующие строфы кажутся "прицепными", необязательными. И очевидно, что последние две строфы написаны, когда уже и гроза давно ушла за горизонт, и первое восторженное чувство от созерцания стихии погасло. В редакции 1854 года эта неровность сглажена возникшей вдруг второй строфой. Гремят раскаты молодые... Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Строфа по-своему блистательна, но от первой-то осталась лишь первая и последняя строка.

Исчезло восторженно-полудетское "как весело...

Гроза врагов русского народа

пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. Первая постановка драмы Островского «Гроза», случившаяся в Малом театре ровно 160 лет назад, стала знаковым событием для русской сцены. Александр Николаевич Островский Гроза читать онлайн бесплатно без регистрации целиком и полностью весь текст книги на русском языке, а так же прочесть краткое содержание, аннотацию и отзывы о произведении на Читайте стихотворение Федора Тютчева ~ Весенняя гроза «Люблю грозу в начале мая», а также другие произведения поэта.

Островский А.Н. "Гроза", краткий анализ

Текст стихотворения: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный — Все вторит весело громам.

Островский ведь здесь разрабатывал программу обучения будущих артистов? В последние годы жизни он был фактически главой всех московских императорских театров, и его кабинет находился в этом здании, где-то наискосок от моего нынешнего. Как у них сложилась такая любовь?

В Москве существовал один драматический театр — Малый, а в Петербурге — Александринский. Может быть, если бы указ об отмене этой монополии, который издал Александр III, вышел раньше, то существовала бы конкуренция. Хотя в самые последние годы драматург застал открытие театра Корша. С другой стороны, Островский, быть может, впервые в истории русской литературы стал не просто великим драматургом, но и великим писателем...

Как в случае с «Маскарадом» Лермонтова, пушкинскими пьесами или комедией Грибоедова «Горе от ума», публикацию которой он так и не увидел. Хотя, безусловно, именно это произведение стало первым явлением в истории русской литературы и драматургии, потом гоголевский «Ревизор». Но если есть одна или две пьесы, это еще не формирует труппу, репертуар. Посмотрите афишу Малого и Александринского театров 1830-х годов.

Кроме «Горе от ума» и «Ревизора» идут переводные пьесы великого Шекспира, Мольера, Бомарше, а все остальное — посредственная репертуарная драматургия. Нужен был свой Шекспир и Мольер, драматург, у которого есть сорок пьес, формирующих сознание актеров. Он пишет для актеров своего времени, в которых влюбляется, и конечно, для своего зрителя, людей, живших в конце 1840-х — 1880-х годах девятнадцатого столетия. Островский не видит Кавказ, Сибирь, но знает хорошо Москву, Петербург и среднюю Россию, которую и изображает.

Островский обладал невероятным сценическим даром, вот почему даже после его пьесы никуда не ушли. Наступает двадцатый век, и оказывается, что и художественному театру Станиславского и режиссерскому театру Мейерхольда нужны и «Снегурочка», и «На всякого мудреца довольно простоты», и «Гроза» — один из самых интересных спектаклей Мейерхольда, поставленный перед самой Февральской революцией. В 1924 году он же делает одну из своих самых экстравагантных постановок «Лес», а Станиславский, возможно, в полемике с ним, ставит в 1926 году спектакль «Горячее сердце». Спектакль «Лес».

Из фондов театрального музея имени Бахрушина. В постановке «Грозы» Мейерхольд идет не от идеи Добролюбова о «луче света в темном царстве», а вместе с художником Головиным создает такую красоту жизни в приволжском городе, что возникает вопрос: как можно в этой красоте так ужасно жить? Здесь акцент делается не на «темном царстве», а на «луче света», который по божественному промыслу создан. Это сделано ненавязчиво, не поперек текста Островского, а изнутри.

В то же время «Лес» Мейерхольду нужен был, чтобы не только поднять на дыбы все традиции русского театра, но и осмеять помещиков и духовенство, которое не присутствует в пьесе Островского, но режиссеру хотелось немножко покощунствовать в середине 1920-х. Станиславскому же в «Горячем сердце» важнее, с одной стороны, показать красоту горячих сердец, которые бьются в пьесе, а с другой — представить такую масленичную, праздничную Русь, в духе карнавальности Рабле. Заложено ли это в пьесе Островского? Но то, что это было поднято до таких масштабов, — идея Станиславского.

Таким образом, оказалось, что Мейерхольду нужен «Лес», чтобы оттолкнуться от прошлого страны, от прошлого театра; а Станиславский желает протянуть руку сегодняшнему времени через Островского. В самом начале 1950-х годов, когда заканчивается сталинская эпоха, ее рубежом становится спектакль мейерхольдовца Николая Павловича Охлопкова «Гроза». Не могу забыть, как молодая тогда актриса Евгения Козырева бежала по сцене перед трагическим финалом. Позже Островский отходит несколько на второй план.

Новые театры и режиссеры его не жалуют. Ефремов, по-моему, ни разу не поставил Островского, Эфрос тоже. В «Современнике» очень долго не играли «Грозу» до современного спектакля с Чулпан Хаматовой. Это один из его шедевров.

Приходит следующее поколение, и Сергей Женовач, когда он еще работал худруком Театра на Малой Бронной, ставит «Пучину» и «Правда хорошо, а счастье лучше» в Малом театре, который идет уже семнадцатый год. Этот спектакль получил государственные премии, «Золотую маску». Елена Яковлева и Чулпан Хаматова. Фото: sovremennik.

В его драматургии, конечно, заметно отношение к героям и видно, кто негодяй, а кто хороший человек, но у него есть не то чтобы сочувствие к плохим людям, но он показывает их объем. Можем ли мы сказать, что в «Горячем сердце» Градобоев заведомо негодяй и мерзавец? Он смеется над Матреной и Наркисом, но Островский дает такой образ, в котором актерам не тесно. Он был чрезвычайно актерским и режиссерским драматургом, не зная, что такое режиссура в понимании последних ста лет, и очень зрительским, открытым ко всем возрастам.

Кроме того, Островский обладал уникальным чутьем. Возьмите хотя бы его пьесу «Бешеные деньги». Постановка же Андрея Миронова 1981 года идет до сих пор!

Он придирается к самому факту существования Бориса. Явление третье Кулигин спрашивает у Бориса, почему он, московский житель, поселился в захолустье у дяди, хоть тот и бранит его постоянно.

Оказывается, бабка Бориса завещала ему часть своего состояния, с условием, что Борис будет почтителен к дяде. Борис осиротел и приехал вступить в наследство, поэтому вынужден «с почтением» относится к вечно недовольному Дикому. Больше всего Борис опасается, что Дикой найдет способ оставить его без наследства. Он готов был бы все бросить, но у него есть сестра, которой это наследство весьма пригодилось бы. Дикой — самодур, издевается над домашними, даже жена его ходит в страхе.

Кудряш вторит ему: у Дикого вся жизнь основана на ругательстве. Кулигин говорит Борису, что тот никогда не привыкнет к местным обычаям: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба» Кулигин о городе Калинове Богатые намеренно обирают бедных, те — страдают, купцы из зависти вредят друг другу.

Пока Кулигин говорит, появляются Феклуша и некая горожанка. Феклуша восхищается городом, хвалит благочестие жителей: «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых» Феклуша о Калинове Кулигин говорит Борису, что Кабаниха — ханжа нищих оделяет, а домашних заела совсем , он также рассказывает Борису о своих планах.

Сильнее всего ему хочется изобрести перпетуум-мобиле, вечный двигатель. Явление четвертое Борис, оставаясь один, сочувственно размышляет о Кулигине: он кажется ему обреченным романтиком, мечтает себе — и счастлив. Борис сетует на выпавшую ему долю загубить свою молодость в этой трущобе. Он признается, что безнадежно влюблен в Катерину, с которой не может даже поговорить. Он смотрит из-за угла, как идут Кабаниха, Тихон и Катерина с Варварой, любуется на Катерину и уходит.

Явление пятое Кабаниха наставляет Тихона: скоро ему в отъезд в Москву. Она считает, что из мира исчезло уважение к старшим, и читает нравоучения Тихону, Катерине и Варваре, обвиняя их в неучтивости и грехах других людей, хотя близкие ни в чем перед ней не виноваты: «… от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает» Кабаниха о современных порядках Упрекает Кабаниха сына и в том, что ему жена милее матери и что прежней любви от него не видит с тех пор, как тот женился. За мужа заступается Катерина, но та грубо прерывает ее.

Варвару раздражает брань матери. Катерина пытается защищаться: «Катерина. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!

По ее мнению, он ведет себя не по-мужски, жена его не боится, а ведь это — залог жизни семьи. Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь» Кабаниха о жизни в семье Явление шестое Кабаниха уходит, Катерина, Тихон и Варвара остаются.

Он жалуется жене на мать. Достается и Катерине: он не хотел жениться, его заставила мать, а теперь поедом ест, проходу не дает , и будто бы все из-за Катерины. Варвара вступается за нее и заявляет, что у Тихона на уме лишь одно: выпить вместе с Диким. Она отправляет его к Дикому, Катерина просит возвращаться быстрее: а то маменька опять браниться станет. Явление седьмое Варвара говорит Катерине, что любит ее и жалеет.

Катерина рассуждает: «отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?

Ее любила мать, работала она только по желанию, дома у них было много цветов. Странницы и богомолки, которых они привечали в доме, рассказывали им о своих путешествиях. В доме Кабановых, кажется, то же, но все как будто из-под неволи. В церкви верующей Катерине во время молитв виделись ангелы, она ходила на службу с легкой душой. Снились ей прекрасные сады.

Катерина объявляет Варваре, что скоро умрет, она ощущает грядущие перемены и смертельно боится греха. Катерина рассказывает, что хотела бы сбежать, только не с мужем , а с тем, кого она любит по-настоящему, и это ее тяготит. Варвара обещает помочь Катерине, когда Тихон уедет. Появляется безумная Барыня с палкой и два ее лакея. Явление восьмое Барыня пророчит Катерине и Варваре адское пламя: «Красота-то ваша вас радует?

Вот красота-то куда ведет. Показывает на Волгу. Вот, вот, в самый омут. Что смеетесь! Не радуйтесь!

Однако Н. Богданович вскоре трагически погиб от рук террориста-убийцы 17 декабря 1905 года он скончался от ран. Евгений Васильевич знал Жеденова еще тогда, когда последний был земским начальником, и в данной ситуации оказал ему поддержку. В 1905-1907 годах по рекомендации Богдановича Жеденов служил делопроизводителем канцелярии Санкт-Петербургского градоначальника В. Однако 21 декабря 1906 года последний также трагически погиб от пули убийцы-революционера. Новым градоначальником стал Д. А 5 февраля 1907 года Жеденов был принят дворцовым комендантом генерал-адъютантом В.

Реакция Драчевского была незамедлительной. Уже 19 февраля 1907 года Жеденов был уволен со службы. По жалобе на несправедливое увольнение Сенат 30 апреля назначил дознание, которое установило факты растрат, поборов и связей с революционерами. В декабре 1908 года управляющий канцелярией еврей Никифоров, польский еврей Калиш, поляк Галле и еще несколько чиновников были уволены и отданы под суд, а также было сделано представление о предании суду Драчевского, которое, впрочем, не состоялось. После увольнения с государственной службы Н. Жеденов целиком и полностью посвятил свою жизнь общественной работе. Он был членом Русского собрания и как специалист по крестьянскому вопросу 21 января 1908 года читал в Собрании доклад на тему "Разрушение крестьянской общины - разложение России".

В том же году он возглавил издательский комитет Союза Русского Народа , начал сотрудничать в крупнейшей черносотенной газете "Русское знамя". В 1909 году он стал членом редакционной комиссии "Книги Русской скорби". Жеденов становится одним из последовательных его сторонников. Маркову и В. Пуришкевичу , в котором обвинил их в том, что они утверждают, подобно кадетам, будто депутаты Государственной Думы - "народные представители", хотя, на самом деле, они - только "советчики Государя". Во время раскола в Союзе Русского Народа Жеденов, как и следовало ожидать, решительно встал на сторону А. На съезде Жеденов был председателем первой секции, которая рассматривала ситуацию внутри Союза.

Тогда же он был избран почетным членом этой организации с зачислением в число членов-учредителей и членом Главного Совета Всероссийского Дубровинского Союза Русского Народа. Жеденов принял активное участие в конфликте между другим членом Главного Совета Дубровинского Союза Русского Народа приват-доцентом римского права Б. Никольским и ярым противником Дубровина Н.

Какова история создания пьесы «Гроза» Островского?

Однако эта история никак не могла лечь в основу пьесы, поскольку «Грозу» Островский написал раньше произошедших событий. пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. Гроза автор Александр Николаевич Островский. Пьеса ского «Гроза», написанная в 1859 году, вошла в историю русской литературы благодаря образу главной героини – Катерины Кабановой.

О книге "Гроза"

  • Александр Николаевич Островский Гроза Аудиокнига Слушать Онлайн - YouTube
  • Александр Островский - Гроза: описание книги, сюжет, рецензии и отзывы
  • Что еще почитать
  • Слушать аудиокнигу онлайн
  • «Люблю грозу в начале мая…» Федор Тютчев. 5 декабря - Год Литературы
  • "РГ" публикует раннюю версию "Весенней грозы" Тютчева

«Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского

Она ищет прибежища по-прежнему в религиозной практике, в душеспасительных разговорах; но и здесь не находит уже прежних впечатлений. Выходя замуж за Тихона Кабанова, она и его не любила; она еще и не понимала этого чувства; сказали ей, что всякой девушке надо замуж выходить, показали Тихона как будущего мужа, она и пошла за него... В этом нельзя видеть ни бессилия, ни апатии, а можно находить только недостаток опытности, да еще слишком большую готовность делать все для других, мало заботясь о себе. Но когда она поймет, что ей нужно, и захочет чего-нибудь достигнуть, то добьется своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится вполне сила ее характера, не растраченная в мелочных выходках. Чувство любви к человеку, желание найти родственный отзыв в другом сердце, потребность нежных наслаждений естественным образом открылись в молодой женщине и изменили ее прежние, неопределенные и бесплотные мечты. Она сознала и уловила эти мечты уже довольно поздно; но, разумеется, они преследовали и томили ее задолго прежде, чем она сама могла дать себе отчет в них. При первом их появлении, она тотчас же обратила свое чувство на то, что всего ближе к ней было, - на мужа. Она долго усиливалась сроднить с ним свою душу…. Тихон сам по себе любит жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может.

В нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери, даже в отношениях своих к жене…Он не может очень решительно добиваться независимости и своих прав - уже и потому, что он не знает, что с ними делать... В личности Катерины мы видим уже возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни. Катерина не капризничает, не кокетничает своим недовольством и гневом, - это не в ее натуре... Напротив, живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что только не противно ее натуре… Но зато, признавая и уважая стремления других, она требует того же уважения и к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. О своем характере Катерина сообщает Варе одну черту еще из воспоминаний детства: "Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше - так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно - я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять...

Взрослая Катерина, поставленная в необходимость терпеть обиды, находит в себе силу долго переносить их, без напрасных жалоб, полусопротивлений и всяких шумных выходок. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уж ни на что не посмотрит. Она не будет прибегать к дипломатическим уловкам, к обманам и плутням, - не такова она. Если уж нужно непременно обманывать, так она лучше постарается перемочь себя. Ее поступки находятся в гармонии с ее натурой, они для нее естественны, необходимы, она не может от них отказаться, хотя бы это имело самые гибельные последствия. В положении Катерины мы видим, что все "идеи", внушенные ей с детства, все принципы окружающей среды - восстают против ее естественных стремлений и поступков. Страшная борьба, на которую осуждена молодая женщина, совершается в каждом слове, в каждом движении драмы… Рассказы странниц и внушения домашних хоть и перерабатывались ею по-своему, но не могли не оставить безобразного следа в ее душе: и действительно, мы видим в пьесе, что Катерина, потеряв свои радужные мечты и идеальные, выспренние стремления, сохранила от своего воспитания одно сильное чувство - страх каких-то темных сил...

За каждую мысль свою она боится, за самое простое чувство она ждет себе кары; ей кажется, что гроза ее убьет, потому что она грешница, картины геенны огненной на стене церковной представляются ей уже предвестием ее вечной муки... А все окружающее поддерживает и развивает в ней этот страх: Феклуши ходят к Кабанихе толковать о последних временах; Дикой твердит, что гроза в наказание нам посылается, чтоб мы чувствовали; пришедшая барыня, наводящая страх на всех в городе, показывается несколько раз с тем, чтобы зловещим голосом прокричать над Катериною: "Все в огне гореть будете в неугасимом". Все окружающие полны суеверного страха, и все окружающие согласно с понятиями и самой Катерины должны смотреть на ее чувство к Борису как на величайшее преступление. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Борис - не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. О Борисе нечего распространяться: он, собственно, должен быть отнесен тоже к обстановке, в которую попадает героиня пьесы. Пятый акт "Грозы" составляет апофеозу этого характера, столь простого, глубокого и так близкого к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе…. В монологах Катерины видно, что у ней и теперь нет ничего формулированного; она до конца водится своей натурой, а не заданными решениями, потому что для решений ей бы надо было иметь логические твердые основания, а между тем всё начала, которые ей даны для теоретических рассуждений, решительно противны ее натуральным влечениям… Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех, и она как бы старается доказать нам и себе, что ее можно и простить, так как ей уж очень тяжело.

Ей хотелось бы пользоваться жизнью и любовью; но она знает, что это - преступление, и потому говорит в оправдание свое: "Что ж, уж все равно, уж душу свою я ведь погубила"! Ни на кого она не жалуется, никого не винит, и даже на мысль ей не приходит ничего подобного; напротив, она перед всеми виновата… Нет в ней ни злобы, ни презрения, ничего, чем так красуются обыкновенно разочарованные герои, самовольно покидающие свет. Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то "Гроза" и производит на нас впечатление освежающее, как мы сказали выше. Без сомнения, лучше бы было, если б возможно было Катерине избавиться другим образом от своих мучителей или ежели бы окружающие ее мучители могли измениться и примирить ее с собою и с жизнью. Но ни то, ни другое - не в порядке вещей. Кабанова не может оставить того, с чем она воспитана и прожила целый век; бесхарактерный сын ее не может вдруг, ни с того ни с сего, приобрести твердость и самостоятельность до такой степени, чтобы отречься от всех нелепостей, внушаемых ему старухой...

Самое большее, что они могут сделать, это - простить ее, облегчить несколько тягость ее домашнего заключения, сказать ей несколько милостивых слов, может быть подарить право иметь голос в хозяйстве, когда спросят ее мнения. Может быть, этого и достаточно было бы для другой женщины, забитой, бессильной... Но мы видим, что Катерина - не убила в себе человеческую природу и что она находится только внешним образом, по положению своему, под гнетом самодурной жизни; внутренно же, сердцем и смыслом, сознает всю ее нелепость... При таком положении дел, само собою разумеется, что Катерина не может удовлетвориться великодушным прощением от самодуров и возвращением ей прежних прав в семье, она знает, что значит милость Кабановой и каково может быть положение невестки при такой свекрови... Менее невозможности представляло бы другое решение - бежать с Борисом от произвола и насилия домашних. Несмотря на строгость формального закона, несмотря на ожесточенность грубого самодурства, подобные шаги не представляют невозможности сами по себе, особенно для таких характеров, как Катерина… Узнавши, что Борис едет далеко, в Сибирь, она очень просто говорит ему: "Возьми меня с собой отсюда". Но тут-то и всплывает перед нами на минуту камень, который держит людей в глубине омута, названного нами "темным царством". Камень этот - материальная зависимость… Д.

Эта статья была ошибкою со стороны Добролюбова; он увлекся симпатиею к характеру Катерины и принял ее личность за светлое явление. Подробный анализ этого характера покажет нашим читателям, что взгляд Добролюбова в этом случае неверен и что ни одно светлое явление не может ни возникнуть, ни сложиться в "темном царстве" патриархальной русской семьи, выведенной на сцену в драме Островского. Читая "Грозу" или смотря ее на сцене, вы ни разу не усомнитесь в том, что Катерина должна была поступать в действительности именно так, как она поступает в драме.

Тематика и проблематика 1. Тема:Конфликт между старым и новым мышлением. Проблема: Старшее поколение вместо того, чтоб стать опорой и поддержкой для молодых, старается подавить в них жизнеспособность, самостоятельность и силу. Тема:Власть, находящаяся в руках невежественных темных людей. Проблема: Власть в городе принадлежит купцам, для которых звон денег приятнее всего.

Талантливые образованные люди, светлые духовные натуры не имеют подобного влияния. Тема:Самореализация и польза для общества. Проблема: Молодое поколение не имеет возможности сделать что-то полезное для общества, так как большая часть населения пребывает в невежестве, отрицает научное знание и все новое. Тема:Нравственный выбор Проблема: Катерина была выдана замуж без желания, но старается выполнить правило «стерпится — слюбится», хоть в этом нет радости и нравственного начала. Выбрав любовь, Катерина обретает личное счастье, но становится преступницей с точки зрения морали. Тема: Любовь Проблема: По мнению Островского, только самые благородные и чистые люди, вроде Катерины, способны на настоящую любовь. Она придает жизни смысл, а человеку дает те самые крылья, о которых так мечтала героиня. Однако в то же время писатель показывает, что зачастую чувства приводят человека к полному краху.

Мелочный и ханжеский мир не приемлет искренние эмоции. Тема: Семья Проблема: Классическая купеческая семья подвергается осмеянию и осуждению в пьесе. Драматург осуждает браки по договорённости, в которых супруги вынуждены скрывать свои истинные чувства и смиряться с волей родителей. Осуждает Островский и безраздельную власть старших в патриархальных семьях, которая выставляется самодурством выживших из ума злобных стариков. Тема: Счастье Проблема: Поиск счастья объединяет всех молодых героев пьесы. Катерина ищет его в любви и свободе духа, Варвара — в своеволии исподтишка и свободе мысли, Тихон — в кабаках и веселых компаниях, Борис — в связи с Катериной и осознании собственного превосходства над недалекими жителями Калинова. А вот Кабаниха и Дикой путают счастье с довольством, поэтому ищут только власть и деньги. Тема: Трагедия совести Проблема: Катерина намного чище и нравственнее каждого жителя города.

Однако её нравственность играет с ней злую шутку. Изменив мужу, то есть сделав то, что в Калинине является абсолютно естественным и обыденным, героиня тем не менее отказывается дать себе поблажку, став такой же лицемеркой, как и окружающие. Не выдержав мук совести, она публично кается перед недостойной толпой, но вместо прощения и понимания получает клеймо прелюбодейки и насмешки от настоящих грешников. Тема: Свобода Проблема: Стремление к воле тоже характеризует всех молодых героев, потому что старый патриархальный мир всем кажется золотой клеткой. Катерина ищет полную и безраздельную независимость, она готова на кардинальные меры — таков ее честный и прямой характер. Варя добивается свободы украдкой ценой хитрости и системы уступок, что тоже ей свойственно. Тихон воспринимает независимость буквально и довольствуется побегами из дома в деловые поездки. Борис хочет свободы, но не готов за нее заплатить, поэтому отказывается от побега с Катериной.

Он крепко привязан к деньгам и не видит без них независимости для себя. Тема: Истинная вера Проблема: Религиозность автор делит на показную и настоящую. Большинство жителей Калинова суеверны, но настоящей веры у них нет, поэтому они все грешат, но тайно. Зато на людях все они разделяют ханжескую мораль и демонстрируют боязнь Бога и его суда. Истинная вера есть у Катерины, которая долго не решается на грехопадение, а потом не может себя простить. Она изо всех сил старается жить по заповедям, но не напоказ, а на самом деле. Поэтому автор всячески подчеркивает, что никто не имеет права ее судить. Тема: Прогресс Проблема: Автор затрагивает тему научного прогресса и его тернистого пути в российской глубинке, где ему противостоят суеверия и невежество.

Кулигин пытается установить громоотвод, но натыкается на грубое и ложное представление обывателей о природе грозы и ее назначении. Основная идея В пьесе автор смело обличил социальные порядки. Торговлю друг у друга подрывают, враждуют друг на друга». Купечество творило суд и расправу над простыми людьми, руководствуясь лишь собственными интересами и желаниями. Одна из особенностей пьесы — сочетание беспощадной критики старого и утверждения нового. Автор хотел показать, что патриархальные устои нуждаются в развитии и переоценке. Порядки «Домостроя» безнадежно устарели и только мешают людям. Жители отставшего от времени Калинова уже не могут жить так, как было прежде, но и изменить старые порядки им не хватает смелости и силы.

Одна Катерина объявила бунт против условностей старого мира и пала жертвой в неравном бою. Главная мысль в пьесе «Гроза» выражается в необходимости прогресса и просвещения как научного, так и нравственного. Автор сравнивает изменения со свежим воздухом, который дарит миру гроза. Перед этим явлением мир окутывает духота, сушит зной, и только гром может освободить землю от этого бремени и дать ей свежести, необходимой для обновления. То же самое произошло в Калинове: гибель Катерины и её смелый бунт встряхнули застоявшийся город. Конфликт произведения Конфликт — основная движущая сила драматического произведения. Он разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на различных уровнях. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой.

В реализме он будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Конфликт разрешается в финале произведения. В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Наиболее остро в произведении развивается внешний социальный конфликт: конфликт старшего Кабаниха, Дикой и молодого Катерина, Варвара, Кудряш, Тихон поколения; конфликт свекрови и невестки; общие порядки в доме не соответствуют новой жизни. Внутренний индивидуально-личностный конфликт наблюдается в сознании Катерины: столкновение мечты идеала и реальности; столкновение религиозности Катерины и чувства к Борису; внутреннее противоречие между чувством к Борису и Тихону. Основной конфликт пьесы кроется в столкновении старых, изживших себя авторитарных социально-бытовых принципов Кабаниха и Дикой , и новых прогрессивных стремлений к равноправию, свободе человеческой личности Катерина. В этом заключается внешний, социальный конфликт пьесы. Островский показывает, насколько сильно общество разъедает само себя только из-за того, что уклад жизни остаётся прежним.

Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклонство уничтожают человеческое начало. Это хорошо видно на примере изобретателя-самоучки Кулигина и купца Дикого. Вся власть в городе сосредоточена в руках Савела Прокофьевича. Он думает только лишь о приумножении капитала. Купец обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Он не считает людьми тех, кто ниже его по статусу. Кулигин же стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности.

Кулигин знает обо всём, что происходит в городе, но противостоять этому не может. К этому противоборству присоединяется ещё и столкновение идеалов главной героини с жестокой реальностью — внутренний конфликт. Его кульминацией является последний монолог героини, в котором Катерина прощается не с жизнью, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Смерть Катерины является чертой трагедии. Критика Пьеса А. Островского «Гроза» после своей постановки на сцене породила множество откликов и споров. Отзывы критиков были неоднозначными и часто противоречивыми, что вызвало целую полемику среди писателей-публицистов.

Добролюбов Публицист Н. Добролюбова в 1860 году написал статью «Тёмное царство», в которой назвал «лучом света» Катерину. Для него пьеса стала отражением житейских и экономических отношений того времени. Добролюбов уловил дикость и непокорность всего русского народа, находящегося под гнётом. Писарев Знаменитый публицист Д. Писарев в статье «Мотивы русской драмы» критически отнесся к драматизму и лиричности произведения. В поступках Катерины он нашёл безрассудство и неразумность, закончившиеся «самым глупым способом». Критик задаёт читателям ряд вопросов: Можно ли назвать любовью чувство, которое разгорелось от одного взгляда?

Почему же совестливая Катерина отказалась от своих принципов при первой удобной возможности? По его мнению, драма просто обличает народную глупость. Писарев называет Катерину не «лучом света в тёмном царстве», а «бесплодным» явлением. Критик считает, что она не сделала ничего, чтобы изменить свою жизнь и жизнь окружающих. Григорьев положительно отзывается о произведении и обращает внимание на точно переданный дух народа. По его мнению, Островский не обличает недостатки общества, а показывает жизнь во всех её проявлениях. Слово «самодурство» неприменимо к героям Островского. Культура купечества и крестьянства в пьесе определяется словом «народность».

Песню «Сила моя со мной» Любовь Успенская впервые исполнила 24 февраля этого года во время юбилейного концерта. Большим творческим вечером певица отметила свое 70-летие. Мария Захарова рассказала тогда, как родился этот хит: фразу «Сила моя со мной» она услышала от Любови Успенской. Она стала стержневой, а на нее были нанизаны эмоции и переживания женщины, которая прошла через многие жизненные трудности и ответившая на вызовы судьбы», - отметила Захарова, добавив, что по сути это песня о России. Певица получила статуэтку «Золотой гриф» за песню «Сила моя со мной», написанную Марией Захаровой.

Очень скоро Борис уезжает по приказу Дикого в Сибирь, а Катерина совершает самоубийство, бросаясь в Волгу. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке. С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!

Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. Мужем актрисы был артист Малого театра И. А Александр Николаевич тоже имел семью: он сожительствовал с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей все они умерли в раннем возрасте.

В каком году была написана пьеса А. Н. Островского «Гроза»?

  • Литературные дневники / Стихи.ру
  • История создания
  • Краткое содержание: «Гроза» Островского
  • Монологи Катерины ("Гроза")
  • ОСТРОВСКИЙ А. Н. ГРОЗА ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий