Новости первое главное управление кгб ссср

Sputnik Беларусь. Первое главное управление КГБ по шпионажу Первое главное управление (внешняя разведка) государственной безопасности. С 1990 редактор и ведущий программы новостей ТСН.

Кто, когда и зачем придумал Комитет государственной безопасности

1-е отделы, службы и управления территориальных УКГБ-КГБ (15-й отдел – Управление «РТ» ПГУ). В МВД внешнюю разведку осуществляло Второе главное управление, а после создания КГБ внешнюю разведку осуществляло Первое главное управление Комитета государственной безопасности или КГБ, подчиненное Совету министров СССР. Первое главное управление КГБ СССР (ПГУ) — структурное подразделение Комитета государственной безопасности Советского Союза, ответственное за внешнюю разведку. Однако созданные в Советском Союзе Хельсинкские группы по контролю над соблюдением прав человека были вскоре прикрыты КГБ. Старший — Герой Советского Союза Геннадий Зайцев.

История Службы внешней разведки РФ

Этой военной частью условно именовалось Первое главное управление (ПГУ) КГБ СССР. Заместитель начальника Управления "3" КГБ СССР, генерал майор Добровольский Г.В. Являясь руководителем указанной выше группы непосредственно руководил мероприятиями по задержанию Уражцева, Гдляна, Комчатова и Проселкова. Главные новости об организации КГБ СССР на Руководство Второе главное управление КГБ СССР (структурное подразделение КГБ СССР, ответственное за контрразведку). Причиной реорганизации стало появление Советского Союза как объединения четырех главных советских республик: Белорусской, Закавказской, Украинской и РСФСР.

В разведке мелочей не бывает

На тот момент Лялин числился за отделом «В» («Возмездие») Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР, который был образован в 1969 году вместо старого 13-го отдела, расформированного после бегства офицеров Хохлова и Сташинского. С 1990 редактор и ведущий программы новостей ТСН. 19 августа 1981 года на совместном закрытом заседании Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о создании в системе Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР совершенно секретного подразделения специального назначения. Какие успехи были достигнуты Первым Главным управлением КГБ, когда им стал руководить Владимир Александрович Крючков, в дальнейшем Председатель КГБ? 3-е главное управление преобразовывалось в 3-е управление КГБ при Совете Министров СССР.

Самая секретная воинская часть СССР: чем на самом деле занимались в В/Ч 54282

Черная Быль: система против хаоса. Что происходило 26 апреля 86-го 8 ГУ КГБ СССР состояло из трех больших подразделений – управлений А, В и С, из которых управление А отвечало за безопасность дипломатической переписки, управление В – за безопасную выработку ключей и своевременное обеспечение ими всех нуждающихся.
КГБ / Все новости и видео по теме // Дальнейшая реорганизация органов КГБ СССР проводилась в направлении укрупнения и усиления некоторых подразделений контрразведывательного (Второго главного) управления путем преобразования их в самостоятельные управления (всего к 1980 г.
КГБ во власти и бизнесе // Структура КГБ СССР - Компромат.Ру / Управление «С» при Первом главном управлении КГБ СССР — подразделение КГБ СССР, выполнявшее функции нелегальной разведки.
Кто, когда и зачем придумал комитет государственной безопасности Старший — Герой Советского Союза Геннадий Зайцев.
Первое главное управление КГБ СССР — Википедия 2 Главное управление, ГУПВ, Следственный отдел и Моботдел.

Разрушитель системы государственной безопасности СССР

Но Назарбаев в самый последний момент отказался ехать в Белоруссию, а отправился в Москву, к Горбачеву. Из этого Шушкевич сделал вывод, что Назарбаев ждал, «чья возьмет». Кравчук говорит, что в Вискулях подписанты собирались «выводить новоогаревские соглашения из тупика», но как — никто не знал. Как видим, все участники беловежского сговора впоследствии постарались переложить ответственность друг на друга, а себя выставить жертвами заговора, куда их втянули, пользуясь их слабостью. Но факт остается фактом: все, кто был тогда в Беловежской Пуще, несут тяжесть вины за распад СССР и последовавшие за этим события.

А как Вы считаете, спасло бы Союз или хотя бы отсрочило его гибель своевременное подписание новой редакции Союзного договора? Владимир Александрович в этом случае был прав. Все течение событий с 1988 по 1991 годы свидетельствует о том, что дело шло к развалу великой державы, независимо от тех вариантов, которые образовывались в результате этих событий. Меня в этой поездке тогда сопровождал еще один генерал КГБ СССР, имя и фамилию которого я не назову, потому что он сам был родом из Прибалтики и сейчас продолжает там жить.

И во время этой поездки по всем тогда еще прибалтийским республикам СССР мне довелось провести беседы, как с партийным руководством этих республик, так и с руководством госбезопасности Литвы, Латвии и Эстонии. Если вкратце, то я сообщил о следующем: все сформировавшиеся за период перестройки «демократические» организации, вроде литовского «Саюдиса», ведут дело к выходу республик Прибалтики из состава СССР, а в перспективе — к распаду нашей страны. В качестве упреждающей меры я предложил план под условным наименованием «Финляндизация Прибалтики». Смысл предложенного мной плана сводился к тому, чтобы предоставить прибалтийским республикам полный хозрасчет, прекратить брать с них излишние налоги, дать им возможность получать сверхприбыль, поскольку, они были наиболее промышленно развиты в научно-техническом отношении.

И, может быть даже, в определенных рамках, предоставить политическую свободу. Тогда у Финляндии была своя автономная экономическая система, своя Конституция, свой парламент — сейм, другой уровень политических прав и свобод. По сути, оставаясь формально в составе России, Финляндия фактически была независимым государством, но ее жители считали себя подданными русского царя. И еще важный момент: пока жители Финляндии признавали власть российского монарха, сепаратистские тенденции на национальных окраинах не выползали дальше уровня мелких крикунов-политиканов.

Распад царской России, как Вы помните, как раз начался после того, как Временное правительство уступило финско-шведским сепаратистам, подогреваемым германским Генштабом. Но предложенная мною финляндизация Прибалтики не состоялась. Через несколько месяцев после моей поездки по региону, туда отправился с многодневным вояжем эмиссар Горбачева Александр Яковлев, «прораб перестройки». Он сообщил в ЦК и Политбюро совершенно противоположное тому, что излагал накануне я.

А «Саюдис» и «Народные фронты» со своими антисоветскими и откровенно нацистскими призывами — это следствие нормального процесса демократизации и перестройки. Яковлев призывал Горбачева мало того, что не трогать этих «демократов», а всесторонне идти навстречу их требованиям. Горбачев, как это за ним чаще всего водилось, слепо внял советам Яковлева. Вследствие этого подхода, реальная власть в Прибалтике стала уходить в руки национал-сепаратистов.

Дошло до этнических чисток: местных жителей, представителей русской национальности, травили, избивали, выгоняли с работы. К 1991 году дело дошло до вооруженных провокаций местных националистов против законной власти. Подавлять эти провокации пришлось уже не добрым словом, а силой оружия. Похожее происходило не только в Прибалтике, а практически по всем национальным окраинам, включая автономные республики в составе СССР.

И в каждом случае КГБ СССР информировал Компартию в полном объеме, но центральное руководство во главе с Горбачевым игнорировало наши советы и действовало так, чтобы довести ситуацию до взрыва. Немалую роль в доведении ситуации до взрыва сыграл обожаемый Горбачевым Яковлев. Полковник главного управления КГБ по защите конституционного строя бывшее Пятое Главное управление КГБ мне рассказывал о том, как Яковлев выступал в Ереване перед толпой армянских националистов. Он заявил им, что Карабах — это исконная армянская земля, Баку — тоже армянская земля, азербайджанцам надо убираться в Турцию и т.

Похожими заявлениями, но другого рода, Яковлев «раскочегаривал» азербайджанцев. Горбачев, выражаясь словами персонажа гоголевской комедии «Ревизор», был глуп как сивый мерин. Я другого слова не могу подобрать. Он делал такое, что явно не понимал, к каким последствиям его действия могут привести.

Еще раньше, чем пролилась первая кровь на почве Карабаха, с позволения Горбачева случились кровавые события в Алма-Ате, в декабре 1986 года. Накануне Горбачев снял с поста первого секретаря ЦК Компартии Казахстана многолетнего лидера этой республики Динмухамеда Кунаева и поставил на его место совершенно неосторожного русского человека — Геннадия Колбина, который до Казахстана был первым секретарем в Ульяновской области, а казахской специфики совершенно не знал. Не забываем, что по Казахстану в ту пору шли не контролируемые никем гласность и перестройка, с такими логичными последствиями как рост националистических настроений среди казахов. Менять в такой ситуации многолетнего местного лидера, признанного всеми аксакала, на русского «варяга» — это значило не просто выпускать националистического джинна из бутылки, а просто выталкивать его из этой бутылки пинками.

Как итог — кровавые столкновения в Алма-Ате, навсегда ставшие черной страницей в истории Казахстана и проложившие зияющий разлом в многовековых добрососедских взаимоотношениях казахов и русских. Декабрь 1986 года в Алма-Ате привел потом к развитию националистической спирали по всей Средней Азии. В 1989 году, когда Колбина перевели из Казахстана в Москву, этот поступок Горбачева был расценен местными националистами как признак слабости союзного Центра. Вы много подчеркиваете деструктивную роль националистических настроений, выросших на почве гласности и перестройки.

Отсюда и эпитет «объединенная» в названии спецслужбы. Это и неудивительно, ведь оно и создавалось «в целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом», то есть фактически для выполнения всех контрразведывательных функций и обеспечения госбезопасности. На фото: Хрущев и Серов во Львове, 1945. Самое главное управление НКВД Примечательно, что только в 1934 году, спустя почти два десятка лет после формирования советской спецслужбы, занимающейся вопросами государственной безопасности, в ее названии появилось само это словосочетание. Но зато с того момента и до самого конца существования Советского Союза органы госбезопасности назывались именно так, в полном соответствии со своей задачей — обеспечением безопасности государства, прежде всего политической и контрразведывательной. Неслучайно система персональных званий, установленных для сотрудников этого главка, была совершенно особой: фактически они на две ступени обгоняли армейские звания, поэтому сержант госбезопасности был равен лейтенанту РККА, а майор госбезопасности — полковнику. Хотя в структуру наркомата входила, скажем, и советская милиция, которая до создания союзного наркомата внутренних дел была частью ОГПУ и вместе с ним влилась в новую государственную структуру. Более того, мало кто помнит, что в НКВД того времени входили, например, не только милиция и госбезопасность, но и пограничные, внутренние и конвойные войска, управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений ГУЛАГ и пожарная охрана, но даже такие экзотические для этой структуры подразделения, как главное управление мер и весов и главное управление государственной съемки и картографии! Долго такой многопрофильный наркомат существовать не мог: посторонние функции, как бы ни хотелось иного руководству НКВД, отвлекали от обеспечения госбезопасности.

Поэтому 3 февраля 1941 года Совнарком сделал то, что следовало сделать давным-давно: разделил один наркомат на два, выделив самостоятельный Наркомат государственной безопасности. Так впервые в советской истории появилась самостоятельная структура, которая имела в своем названии слова «государственная безопасность» и подчинялась напрямую правительству, а не другому наркомату.

По его поручению вице-президент России Александр Руцкой срочно вылетел в Киев и там в беседе с Кравчуком в извиняющихся тонах «снял возникшую напряженность» и выставил Павла Вощанова крайним за все. Еще одним знаком того, что Советский Союз заочно приговорен к смерти, стал состоявшийся 5 сентября 1991 года внеочередной Съезд народных депутатов СССР. По свидетельствам очевидцев, это был «съезд сепаратистов».

Депутаты, еще в марте голосовавшие за сохранение Союза руками и ногами, в сентябре уже дружно встраивались в новую политическую реальность. Вчерашние сторонники СССР превращались в воинствующих националистов. Выступивший на этом съезде Нурсултан Назарбаев зачитал предложение, составленное Горбачевым и еще десятью главами союзных республик, в котором предлагалось обсудить и утвердить договор об образовании «Союза Суверенных Государств», обратиться в ООН о признании союзных республик субъектами международного права и т. Судорожные попытки спасти новоогаревские соглашения продолжались в течение почти всей осени, вплоть до беловежского сговора. Но было ясно, что вся эта болтология — всего лишь дымовая завеса, которая была должна прикрыть операцию по развалу СССР.

Эпилогом стала встреча 8 декабря в охотничьем домике в белорусских лесах. Особняк в Вискулях, где собрались беловежские подписанты, был выбран ими не случайно. Этот домик, выстроенный в свое время по приказу Никиты Хрущева, никто не баловал вниманием, пожалуй, со времен Никиты Сергеевича. На него и в белорусских краях никто не обращал внимания. Забытый Богом дом посреди заснеженных вековых лесов — идеальное место для встреч, о содержании которых никто не должен был знать.

В похожих местах любят собираться бандиты или вражеские диверсанты. А в нашем случае, там собрались бывшие высшие партийные начальники — ныне руководители демократических суверенных государств. О том, как и в какой обстановке рождались беловежские соглашения, до сих пор точно неизвестно. Более-менее точно известно, что подписанты обильно снимали страх и стресс спиртными напитками, а под конец драмы были в состоянии, близком к белой горячке. Заговорщики были в состоянии дикого страха.

Домик был во власти слухов, что вокруг Беловежской Пущи сосредоточился спецназ КГБ Белоруссии, который только ждет приказа от Горбачева, чтобы арестовать всю нечестивую компанию. После того, как беловежский сговор состоялся, а его члены были преданы своими же согражданами проклятию, бывшие участники посиделок в Вискулях стали излагать ситуацию так, что, якобы, об истинной сути сговора они узнали только в самый последний момент — по прибытии в охотничий домик. Станислав Шушкевич утверждает, что изначально в Беловежской Пуще планировалось обсуждать вопросы поставок нефти и газа, в которых должен был участвовать и Нурсултан Назарбаев — глава нефтегазовой республики. Но Назарбаев в самый последний момент отказался ехать в Белоруссию, а отправился в Москву, к Горбачеву. Из этого Шушкевич сделал вывод, что Назарбаев ждал, «чья возьмет».

Кравчук говорит, что в Вискулях подписанты собирались «выводить новоогаревские соглашения из тупика», но как — никто не знал. Как видим, все участники беловежского сговора впоследствии постарались переложить ответственность друг на друга, а себя выставить жертвами заговора, куда их втянули, пользуясь их слабостью. Но факт остается фактом: все, кто был тогда в Беловежской Пуще, несут тяжесть вины за распад СССР и последовавшие за этим события. А как Вы считаете, спасло бы Союз или хотя бы отсрочило его гибель своевременное подписание новой редакции Союзного договора? Владимир Александрович в этом случае был прав.

Все течение событий с 1988 по 1991 годы свидетельствует о том, что дело шло к развалу великой державы, независимо от тех вариантов, которые образовывались в результате этих событий. Меня в этой поездке тогда сопровождал еще один генерал КГБ СССР, имя и фамилию которого я не назову, потому что он сам был родом из Прибалтики и сейчас продолжает там жить. И во время этой поездки по всем тогда еще прибалтийским республикам СССР мне довелось провести беседы, как с партийным руководством этих республик, так и с руководством госбезопасности Литвы, Латвии и Эстонии. Если вкратце, то я сообщил о следующем: все сформировавшиеся за период перестройки «демократические» организации, вроде литовского «Саюдиса», ведут дело к выходу республик Прибалтики из состава СССР, а в перспективе — к распаду нашей страны. В качестве упреждающей меры я предложил план под условным наименованием «Финляндизация Прибалтики».

Смысл предложенного мной плана сводился к тому, чтобы предоставить прибалтийским республикам полный хозрасчет, прекратить брать с них излишние налоги, дать им возможность получать сверхприбыль, поскольку, они были наиболее промышленно развиты в научно-техническом отношении. И, может быть даже, в определенных рамках, предоставить политическую свободу. Тогда у Финляндии была своя автономная экономическая система, своя Конституция, свой парламент — сейм, другой уровень политических прав и свобод. По сути, оставаясь формально в составе России, Финляндия фактически была независимым государством, но ее жители считали себя подданными русского царя. И еще важный момент: пока жители Финляндии признавали власть российского монарха, сепаратистские тенденции на национальных окраинах не выползали дальше уровня мелких крикунов-политиканов.

Распад царской России, как Вы помните, как раз начался после того, как Временное правительство уступило финско-шведским сепаратистам, подогреваемым германским Генштабом. Но предложенная мною финляндизация Прибалтики не состоялась. Через несколько месяцев после моей поездки по региону, туда отправился с многодневным вояжем эмиссар Горбачева Александр Яковлев, «прораб перестройки». Он сообщил в ЦК и Политбюро совершенно противоположное тому, что излагал накануне я. А «Саюдис» и «Народные фронты» со своими антисоветскими и откровенно нацистскими призывами — это следствие нормального процесса демократизации и перестройки.

Яковлев призывал Горбачева мало того, что не трогать этих «демократов», а всесторонне идти навстречу их требованиям. Горбачев, как это за ним чаще всего водилось, слепо внял советам Яковлева.

В вопросах охраны правительства ГУО было выше любых чекистов. Это было, на мой взгляд, большой ошибкой. Возглавлял комитет Владимир Семичастный, не имевший никакого отношения ни к разведке, ни к контрразведке, ни к охране: Хрущев просто назначил на эту важнейшую должность удобного для себя человека. Кроме того, охранять жизнь главного человека в стране — это высшая государственная задача. А после перевода в КГБ начальник охраны генсека имел над собой не менее двух десятков начальников. Они могли отдать ему любой приказ — например, бросить охраняемое лицо в опасности. Так, кстати, и произошло в 1991 году с Горбачевым, когда он был в Форосе.

К начальнику его личной охраны Владимиру Медведеву прилетели руководитель "девятки" Юрий Плеханов и его заместитель Вячеслав Генералов, приказали снять охрану, а самого Медведева отправили в Москву. Чтобы избежать такого риска, когда Ельцин пришел к власти, мы решили вернуться к сталинской схеме». Антипод КГБ Что же представляла собой упомянутая Коржаковым сталинская схема организации службы безопасности руководителя государства? По сути, СБП была универсальным оперативным инструментом президента. Ее противопоставление КГБ заключалось в прямом подчинении службы самому президенту, со всеми вытекающими из этого положения полномочиями. Если проводить исторические параллели, то СБП была задумана как аналог той самой всероссийской ЧК, только подчиненной именно руководителю государства на правах, аналогичных отдельному от Совета министров министерству. Так, СБП имела право набирать личный состав без согласования с кем бы то ни было. Руководителя СБП мог назначать и снимать только президент России. Соответственно этому статусу перед СБП ставились и конкретные задачи.

И охрана президента России была только одной из них. Когда в администрации президента представили Положение об СБП, замешательство ответственного за юридические вопросы лица не поддавалось описанию. Со мной работали суперпрофессионалы. Я называл эту службу "сборной спецслужб России" и горжусь тем, что у меня были такие подчиненные». Компетентные, с чистыми руками, никакими взятками их нельзя было подкупить. Они шли не столько служить Ельцину, сколько работать к Коржакову, который пользовался у "афганцев" безоговорочным авторитетом. Это было очень важно. Поэтому новая служба создавалась не как обычная охранная структура, а как антипод КГБ. Это была, по сути, спецслужба, на которую, помимо охраны главы государства, возлагалось и решение вопросов государственной безопасности.

В ее задачи входили сбор и оценка информации о процессах в политике, экономике, финансовой сфере, обороне, промышленности и общественной жизни». В структуре СБП согласно задачам, отраженным в ее основополагающем положении, были выделены и соответствующие литерные обозначенные буквами отделы. Так, был создан отдел по борьбе с коррупцией в кремлевской администрации и правительстве соответственно. Одно из подразделений этой службы получило неофициальное название «отдел интеллектуального обеспечения». По сути, это была антикризисная служба СБП. Под руководством Бориса Ратникова она занималась мониторингом ситуации в стране и за ее пределами, сбором признаков и детальным анализом возможных угроз безопасности государства и его первых лиц. Отдельное направление работы отдела было связано с изучением и противодействием собственными силами так называемым «пси-технологиям». В связи с этим сотрудники отдела не раз подвергались резкой критике. Мы спросили Бориса Константиновича о том, как он мог бы это прокомментировать.

Да, мы применяли пси-технологии, которые были разработаны в КГБ как инструмент для мониторинга потенциальных и реальных угроз в адрес России и высших должностных лиц. Вся полученная таким способом информация перепроверялась через органы разведки и контрразведки и только после подтверждения докладывалась руководству». Высоко оценивает работу этого отдела и Александр Коржаков: «После того как они на основе своего мониторинга за полгода предсказали события октября 1993 года, у меня не было ни малейшего повода им не доверять. Информация этой службы всегда была полезной и точной». Утечка информации В те бурные во всех смыслах времена приватизации и «развивающейся демократии» только слепому не было видно, что конфликт президента с председателем Верховного Совета назревал давно. Ну а в СБП не только знали об этом, но и в соответствии со своими «уставными задачами» старались помочь сторонам найти разумное согласие в интересах страны. Борис Ратников. Фото из личного архива «Когда Руслан Хасбулатов был председателем Верховного Совета, — говорит Борис Константинович, — я познакомился с ним поближе, так как по долгу службы занимался оперативной разработкой теневой экономики. Он попросил меня помочь ему разобраться в этом вопросе.

Он был грамотным специалистом, поэтому мне было с ним легко, и у нас установились доверительные отношения. Однажды зимой или весной 1993 года я спросил: "Руслан Имранович, почему мы с вами находим общий язык, а вы с президентом не можете его найти? Я вообще не привык к коньяку. Могу выпить немного вина, но в таких дозах я не выдержу, мне просто плохо будет". Когда собирался близкий круг, Борис Николаевич действительно мог выпить очень много коньяка и не захмелеть, а другие "ломались", и он был на высоте. Тогда я посоветовал Хасбулатову: "Вы перед встречей положите в портфель бутылочку хорошего вина. А когда они достанут коньяк, извинитесь, сошлитесь на то, что вы восточный человек и пить крепкое спиртное не в вашей традиции, предложите им тоже вина выпить. В общем, не надо доводить Ельцина. Давайте я вам организую с ним встречу, Вы объясните, чего хотите, и конфликт будет разрешен».

Потом я поговорил с Александром Коржаковым, а он договорился с Борисом Николаевичем. Встреча состоялась, но все пошло не так. Коржаков рассказал мне, что Хасбулатов действительно достал вино, а Ельцин, как обычно, коньяк. Ну и, как я понял, после того, как уже было изрядно выпито, Ельцину не понравилось, что Хасбулатов ему что-то возразил, и он его то ли толкнул, то ли ударил. Какой же человек с Кавказа такое стерпит? Естественно, Хасбулатов после этого написал мне записку: мол, я Вам поверил, и вот чем все закончилось. Я сожалею, что согласился, и больше ни на какие переговоры выходить не хочу». Эту записку Борис Ратников передал Александру Коржакову. Сам Коржаков также упоминал в своей книге, что локоть президента «сделал как бы неловкое движение».

Впрочем, утверждать, что этот некрасивый эпизод стал причиной трагедии октября 1993 года, было бы более чем преувеличением. По мнению Бориса Ратникова, он стал скорее точкой невозврата. Крови можно было бы избежать и после той неудавшейся встречи. А можно было сделать по-умному — сменить ночью охрану на свою и спокойно опечатать все кабинеты. Депутаты пришли бы на работу, а их просто не пустили бы, и не надо было бы никого расстреливать. Мы предлагали такой вариант. Но тамошним демократам нужны была акция устрашения и кровь…». По мнению Коржакова, причина того, что стрельбу не удалось предотвратить, была в другом: «Мы не просто предлагали этот вариант, а дважды пытались опечатать депутатские кабинеты, но оба раза нам помешали непредвиденные утечки информации. Задействовались и другие способы погасить пыл "мятежного" Верховного Совета.

Ельцину и его окружению удалось уговорить большинство депутатов не выступать против президента. К началу вооруженного конфликта в Белом доме оставалось не более 150—200 депутатов из тысячи с лишним.

15. Реорганизация КГБ

В этом письме, в частности, подчеркивалось: «Существующее организационное построение Министерства внутренних дел СССР и его органов громоздко и не в состоянии обеспечить должного уровня агентурно-оперативной работы в свете задач, поставленных перед советской разведкой Центральным комитетом КПСС и Советским Правительством. В целях создания необходимых условий для улучшения разведывательной и контрразведывательной работы считаем целесообразным выделить из Министерства внутренних дел СССР оперативно-чекистские управления и отделы и на их базе создать Комитет по делам государственной безопасности при Совете Министров СССР» [5]. Далее в записке излагались соображения о структуре центрального аппарата предлагаемого ведомства и о создании «для проведения на местах мероприятий, связанных с обеспечением государственной безопасности» его управлений в республиках, краях и областях, а также крупных промышленных центрах , Особых отделов в военных округах, соединениях и частях, а также аппаратов Уполномоченных Комитета на железных дорогах и водных бассейнах. А всего, с учетом сокращения численности МВД на 8 839 штатных единиц , реформа обещала экономию в сумме 860 млн. Сразу отметим, что в результате проведенных преобразований в МВД осталось 20 управлений и самостоятельных отделов. По результатам обсуждения этого письма и с учетом высказанных в ходе него предложений и замечаний, 13 марта 1954 г. Председатель Комитета входит в состав Совета министров с правом решающего голоса. Первым председателем КГБ был назначен генерал-полковник Иван Александрович Серов [6] , бывший до этого заместителем министра внутренних дел.

По-видимому, главную роль в назначении Серова на это пост сыграло его совместная работа и знакомство с Н. Хрущевым [7] на Украине в 1939-1941 годах. В принципе, в подобном весьма распространенном «протекционизме» нет ничего однозначно отрицательного: руководитель хочет, — и небезосновательно! Проблема лишь в том, что бы кандидат на высокий пост по своим профессиональным, деловым и личным качествам соответствовал предполагаемой должности. Не касаясь личных качеств Серова, о грубости, резкости и своеволии которого имеется немало свидетельств, отметим только, что по формально-кадровым основаниям и соображениям, он вполне подходил на эту должность. И, в принципе, не обманул ожиданий Хрущева по «перестройке» работы органов госбезопасности. Именно на период нахождения Серова на посту председателя КГБ при СМ СССР приходятся и начало пересмотра ранее заведенных уголовных дел по «контрреволюционным преступлениям», и чистка и сокращение численного состава органов государственной безопасности, а также оглашение Н.

Хрущевым 25 февраля 1956 г. Сталина и его последствиях, и многие другие важные события в истории страны. В то время под обеспечением государственной безопасности понималась широкая система мероприятий, осуществляемых различными органами Советского государства, их должностными лицами и гражданами, включающая охрану государственных границ, государственной тайны, и другие, в том числе чрезвычайные меры по охране государственной безопасности и общественного порядка. В соответствии с Конституцией СССР, обеспечение государственной безопасности относилось к ведению Союза ССР, в связи с чем его высший законодательный орган издавал законы в области государственной безопасности, а Совет министров был уполномочен направлять и координировать работу министерств и ведомств союзных республик, призванных участвовать в этом процессе в соответствии со своей компетенцией. Определенная компетенция в сфере обеспечения госбезопасности Советского Союза была установлена также для министерств иностранных дел, обороны, здравоохранения, транспорта, связи, МВД и ряда других министерств и ведомств СССР. КГБ при СМ СССР являлся, на правах союзно-республиканского министерства, центральным органом государственного управления в сфере обеспечения государственной безопасности Советского Союза. Следует также подчеркнуть, что де-факто получив статус союзно-республиканского ведомства, КГБ им не являлся, как не имел он и более высокого статуса государственного комитета, который он приобрел только 5 июля 1978 г.

Столь существенное понижение государственно-правового статуса по сравнению с существовавшим с 1946 г. Данный урок истории показывает, что вопрос о состоянии и системе мер по обеспечению безопасности страны требует к себе беспристрастного, всестороннего и взвешенного отношения. Что допускаемые при его решении перекосы и ошибки способны принести существенный и непоправимый ущерб интересам граждан, общества и государства. Думается, что Серов не мог не испытывать определенного легкого дискомфорта от осознания того факта, что 4 его непосредственных предшественника на этом посту — Г. Ягода, Н. Ежов, Л. Берия, В.

Меркулов были расстреляны как «враги народа», а пятый — В. Абакумов, еще находился под следствием. То есть во власти подчиненных ему следователей. Что, по-видимому, доставляло Серову, немало ранее лично натерпевшемуся от высокомерного бывшего «наркома СМЕРШа», чувство тайного удовлетворения. Согласно решению Президиума ЦК КПСС на Комитет государственной безопасности при СМ СССР возлагались следующие задачи: а ведение разведывательной работы в капиталистических странах; б борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок внутри СССР; в борьба с вражеской деятельностью разного рода антисоветских элементов внутри СССР; г контрразведывательная работа в Советской Армии и Военно-Морском флоте; д организация шифровального и дешифровального дела в стране; е охрана руководителей партии и правительства. Помимо этого в партийном решении была сформулирована и главная для КГБ задача: «В кратчайший срок ликвидировать последствия вражеской деятельности Берия в органах государственной безопасности и добиться превращения органов госбезопасности в острое оружие нашей партии, направленное против действительных врагов нашего социалистического государства, а не против честных людей» [8]. Серов, а его заместителями были назначены К.

Лунев первый заместитель , И. Савченко, П. Григорьев, В. Лукшин, П. Ивашутин [9]. Федотов ; Третье Главное управление военная контрразведка — Д. Леонов ; Четвертое управление борьба с антисоветским подпольем, националистическими формированиями и враждебными элементами — Ф.

Харитонов ; Пятое управление контрразведывательная работа на особо важных объектах — П. Ивашутин ; Шестое управление контрразведывательная работа на транспорте — М. Егоров ; Седьмое управление наружное наблюдение — Г. Добрынин ; Восьмое Главное управление шифровально-дешифровальное — В. Лукшин ; Девятое управление охрана руководителей партии и правительства — В. Веденин ; Следственное управление вакансия. В целом эта структура раскрывает функции и задачи нового союзно-республиканского ведомства.

Отдела войск правительственной «ВЧ» связи начальник П. Задачи считающегося одним из важнейших направлений деятельности спецслужб — внешней разведки, были конкретизировано в решении ЦК КПСС от 30 июня 1954 г. Оно требовало сосредоточить усилия на организации работы в ведущих западных странах США и Великобритании, являвшейся давним геополитическим соперником России, а также на «используемых ими для борьбы против Советского Союза странах, — в первую очередь Западной Германии, Франции, Австрии, Турции, Иране, Пакистане и Японии». В июне 1954 г. Серов разъяснял установки Президиума ЦК КПСС для органов госбезопасности, их роль и место в системе советского государственного управления. Подчеркнем, что образование КГБ при СМ СССР знаменовало собой действительно серьезный шаг по утверждению законности в нашей стране, хотя сам принцип законности неотделим от существующей системы права, имеющегося законодательства. А последнее, и прежде всего, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, также претерпело существенные изменения в конце 50-х годов, на чем мы подробнее остановимся далее.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему укреплению социалистической законности и усилению прокурорского надзора «от 19 января 1955 г. Следует также подчеркнуть, что с момента образования КГБ при СМ СССР контроль за его деятельностью осуществлялся ЦК КПСС, в частности, Отделом административных органов, в который поступали все жалобы и заявления граждан в отношении действий сотрудников КГБ, адресованные в партийные инстанции, и который организовывал их проверку и рассмотрение, Советом министров и Генеральной прокуратурой СССР, а также некоторыми другими государственными органами, например, министерством финансов. В то же время, деятельность органов КГБ в 50-е — 60-е годы не была свободна от влияния субъективизма и волюнтаризма их руководства, хотя именно в этот период утверждается прокурорский и партийно-государственный контроль за их работой, о чем подробнее будет сказано далее. Необходимо также подчеркнуть, что критика деятельности органов госбезопасности в 30-е — 50-е годы, начатая в июне 1953 г. Хрущев делегатам ХХ съезда КПСС о культе личности Сталина и его последствиях, оказала самое непосредственное воздействие на формирование, комплектование и деятельность органов КГБ, однако имевшее как позитивные, так и существенные негативные последствия. Известно, что Н. Хрущев неоднократно официально заявлял что «органы госбезопасности вышли из-под контроля партии и поставили себя над партией», что не в полной мере соответствует исторической правде, означало очередную мифологизацию истории органов госбезопасности СССР, да и всей советской истории.

Следует однако подчеркнуть, что под лозунгом «исключить возможность возврата к 1937 году», в нарушение конституционного принципа равенства всех граждан перед законом, органам госбезопасности было запрещено собирать компрометирующие материалы на представителей партийно-советской номенклатуры. Правда, подобное решение принималось еще и ранее, в декабре 1938 г. По мнению многих исследователей, это ошибочное и противоправное политическое решение 1956 г. С одной стороны, создавая некое подобие касты «неприкасаемых», оно в то же время, способствовало зарождению «телефонного права», получившего особое распространение в середине 80-х — 90-х годов прошлого века. В то же время, это обстоятельство облегчало зарубежным спецслужбам попытки вербовочных подходов и оперативной разработки партийно-государственных функционеров различного ранга, в результате чего руководящая элита страны оказалась без должного контрразведывательного прикрытия от разведывательно-подрывного воздействия спецслужб иностранных государств. А в совокупности это решение имело самые негативные последствия для судьбы страны и советского государства. Используем для ответа на этот вопрос книгу бывшего директора ЦРУ США Аллена Даллеса «Искусство разведки», ставшую на Западе своего рода «разведывательным манифестом», адресованным, в первую очередь, правящей элите и призванным раскрыть ей глаза на новую роль спецслужб в современном мире.

Поскольку авторами, писавшими о деятельности КГБ, этому исключительно важному историческому документу не уделяется должного внимания, представляется необходимым ликвидировать этот пробел для лучшего понимания современными читателями сущности и содержания диалектики разведывательного противоборства стран капиталистического и социалистического лагеря. Даллес объявлял своей целью «рассказать — в той мере, в какой это допустимо, — о деятельности разведки как жизненно важного элемента в структуре нашего государственного аппарата в переживаемую эпоху» [10]. Ныне наши сограждане могут познакомиться с двумя переводами этой книги Даллеса, изданными в Москве в 1992 и 2000 годах, в которых содержатся все приводимые нами цитаты с учетом нюансов стиля переводчиков. Мы рекомендуем пользоваться изданием Даллес А. Поскольку издатели первого перевода этой книги Даллеса оговаривались, что сделали купюры текста, преследующие цель «по возможности устранить идеологические наслоения периода «холодной войны» и явные анахронизмы, которые только затрудняют восприятие того ценного, что есть в книге». Таким образом, в редакционную «корзину» вполне целенаправленно и осознанно, как «анахронизм», были отправлены взгляды директора ЦРУ на цели и задачи «тайной войны» против СССР. То политической credo, которое Даллес завещал продолжателям дела «рыцарей плаща и кинжала».

За «новационную инициативу» коллективу издателей книги Даллеса — отдельное, большое и искреннее спасибо от читателей! Подчеркнем, что, делясь со своими читателями — а ими были представители политического истеблишмента западных государств, — соображениями о необходимой стратегии противостояния коммунизму, Даллес сознательно раскрывал, стремясь сделать ее понятной и оправданной, деятельность разведывательного сообщества США. Даллесом приводились слова президента Дж. Кеннеди на церемонии открытия нового здания штаб-квартиры ЦРУ 28 ноября 1961 г. Ясно, что вы не можете говорить о тех операциях, которые идут хорошо. Те же, которые идут плохо, обычно говорят сами за себя». Президент США подчеркнул: «Я уверен, что вы понимаете, как важна ваша работа и как высоко будут оценены в далеком будущем ваши усилия».

Понятно, что книга-манифест А. Даллеса не могла не содержать изрядной доли антисоветизма и антикоммунизма, призванного убедить читателя в «благородстве» помыслов американских «рыцарей плаща и кинжала». Так, отмечая, что «начиная с 1946 г. Советский Союз даже не старался делать вид, будто бы является нашим другом», Даллес даже не упомянул об известной речи Черчилля в Фултоне в марте того же года, знаменовавшей именно отказ Великобритании от союзнических позиций, и содержавшей аналогичный призыв к администрации США. Зато приводит следующие слова из обращения президента Г. Трумэна 12 марта 1947 г. При этом сам Даллес признавал, что «Мы не находимся «в мире» с коммунистическими странами и не находились с тех пор, как коммунизм объявил войну нашему образу государственного управления и жизни», — не будем удивляться парадоксальному «незнакомству» шефа ЦРУ с мирными внешнеполитическими инициативами СССР 1956-1963 годов!

Конечно, откуда, да и зачем западному читателю Даллеса было знать о внешнеполитической концепции «мирного сосуществования и соревнования двух социально-политических систем», выдвинутой ХХ съездом КПСС в 1956 г.?! В то же самое время, оправдывая право США на превентивные действия, ныне утверждающееся под названием «гуманитарной интервенции», примеры чего весь мир видел в марте 1999 г. Безусловно, мы не можем ограничиваться лишь оборонительными действиями; в ряде случаев мы берем инициативу в свои руки, заставляя коммунистов отступать выделено мной — О. Можно, конечно, сказать, что подобные взгляды на назначение разведки уже канули в Лету, как канула туда и породившая их политика «холодной войны». Однако, предостерегая от подобных скоропалительных выводов, хочется посоветовать повнимательнее прислушиваться и повнимательнее обдумать очень многие голоса и призывы, раздающиеся из-за океана и сегодня. Что, в частности, подтвердили и раздававшиеся в августе 2008 г. Отмечая, что «…стихийные революционные действия невооруженного выделено мной — О.

Он подчеркивал: «Запад со своей стороны может открыто оказывать помощь тем или иным способом». Однако западные разведки «…должны выполнять свою роль на начальных стадиях борьбы, когда подрывные действия подразумевается — «коммунистических спецслужб» — О. Во многих случаях, скромно признавался Даллес, «в гораздо большем числе, чем это известно, у нас были успехи, причем некоторые из них существенные. Однако, пожалуй, еще не время афишировать эти действия или те средства, которые были использованы». Выделим для читателя следующий крайне важный для понимания философии действия американской разведки фрагмент сочинения бывшего шефа ЦРУ: «Мы сами должны определять, когда, где и каким образом мы должны действовать надо полагать, при поддержке других ведущих стран свободного мира, которые смогут оказать помощь , учитывая при этом требования нашей собственной национальной безопасности… Важную роль должны сыграть разведывательные службы с их особыми методами и средствами. Это нечто новое для нынешнего поколения, тем не менее, весьма важное для успеха дела». Отметим, что писалось это всего лишь через 2 года после провала высадки антиправительственного десанта кубинских «контрас» на Кубе в заливе Кочинос, и через год после последующего провала операции ЦРУ «Мангуста», также предполагавшей инспирирование антикастровского восстания, что самым наглядным образом демонстрировало какого именно рода «действия» имелись ввиду экс-шефом ЦРУ США.

Раскрывая глобальный характер разведки, ведущейся США, бывший директор ЦРУ подчеркивал, что «В наши дни разведка вынуждена вести постоянное наблюдение во всех районах мира, независимо от того, к чему привлечено в данный момент внимание дипломатов или военных… Обязанность разведки, — подчеркивал Даллес, — предупреждать о возникающих опасностях так, чтобы правительство могло принять должные меры. В поисках информации теперь уже нельзя ограничиваться рамками лишь некоторых стран. Ареной нашего конфликта является весь мир… Наше правительство должно быть заблаговременно предупреждено и вооружено. Бдительность разведки, заблаговременное предупреждение ею об опасности уже само по себе могло бы явиться одним из наиболее эффективных средств сдерживания воинственных аппетитов потенциального противника… Разведывательный анализ должен проводиться по всем странам, где могут оказаться затронутыми наши интересы… Естественно, для нас может иметь значение политическая, экономическая и социальная обстановка в различных странах. Обязанность разведки — объявлять тревогу до того, как ситуация приобретает кризисный характер». Работа Даллеса изобилует и явно комплиментарными характеристиками советских спецслужб: «В лице Советского Союза мы имеем перед собой противника, поднявшего искусство шпионажа на небывалую высоту…Информация, которую посредством секретных операций смогла добыть советская разведка во время Второй мировой войны, содействовала военным усилиям Советов и представляла собой такого рода материал, который является предметом мечтаний для разведки любой страны». Отдавая должное техническим достижениям, появившимся в то время ЭВМ, Даллес подчеркивал, что «то, для чего аналитику потребовалась бы неделя поиска и изучения архивных материалов, машина может сейчас выполнить в считанные минуты… Наука будет и впредь важнейшим средством разведки.

Мы находимся в напряженнейшем соревновании с коммунистическим блоком, и особенно с Советским Союзом, в области развития науки и должны позаботиться о том, чтобы сохранить выделено у Даллеса — О. Ее идеальной целью здесь и далее выделено мной — О. Чтобы выполнить эту задачу, контрразведка стремится проникнуть во внутренние сферы разведывательных служб противника вплоть до самого высокого уровня — туда, где разрабатываются планы операций, где отбирают и готовят агентов; и если это достигнуто, то становится цель привлечь на свою сторону «инсайдеров» из лагеря противника». Безусловно интересен и следующий пассаж, раскрывающий технологию работы западных спецслужб с перебежчиками из социалистических государств: «После венгерской революции 1956 г. Они снабдили нас самыми важными сведениями по всем аспектам технического, научного и военного прогресса в Венгрии и дали нам превосходный прогноз на будущие годы». Оставив на совести автора указание на численность венгерских эмигрантов, подчеркнем только ту высокую оценку, которую он давал «утечке умов» и опросам эмигрантов как фактору и способу получения разведывательной информации. Подчеркнем и то чрезвычайно важное обстоятельство, что Даллес, обращаясь к политической элите Запада, считал своим долгом объективно знакомить ее с реалиями тайной войны.

По крайней мере, в той ее части, как он ее понимал. В этой связи крайне интересны, да, пожалуй, не утратили своего значения и сегодня, следующие характеристики перебежчиков из социалистических государств: «Я не утверждаю, что все так называемые дезертиры dezerters бежали на Запад по идеологическим мотивам. Некоторые стали на этот путь потому, что их постигла неудача в работе, другие поступили так из опасения, что при очередной перетряске государственного аппарата они могут быть понижены или могут иметь еще худшие неприятности; были и такие, кого привлекли физические соблазны жизни на Западе — как моральные, так и материальные… Жизнь в коммунистическом мире опротивела им, и они жаждут чего-то лучшего. Вот почему применительно к таким людям я употребляю термин «дезертир» очень осторожно и заранее извиняюсь. Я предпочитаю называть их «добровольцами». Обращаясь к своим западным коллегам, дипломатам и государственным деятелям, Даллес делился сокровенным, хотя эти его сентенции привлекли внимание также и шефа КГБ: «За железным занавесом имеется много неизвестных нам недовольных людей, которые всерьез думают о побеге из своей страны… Таким людям можно помочь, убедив их в том, что они будут тепло встречены и обретут у нас безопасность и счастливую жизнь. Всякий раз, когда вновь прибывший политический перебежчик, выступая в передаче «Голоса Америки», скажет что он уже находится у нас и что к нему хорошо относятся, другие люди за железным занавесом, которые обдумывают такой же шаг, наберутся решимости и вновь начнут обдумывать, как бы получить назначение за границу…».

От государственных чиновников, которым, по сути дела и была адресована эта книга Даллеса, автор не считал нужным скрывать, что «Часть дезертиров со стороны коммунистов оказывается совсем не тем, за кого их можно принять. Некоторые, например, в течение долгого времени работали за железным занавесом в качестве наших агентов «на месте» и перебежали на Запад лишь после того, как они или мы пришли к выводу, что дальше оставаться им в стране стало слишком опасно… Дезертирство кадрового разведчика противной стороны является, естественно, большой удачей для контрразведки. Ведь с точки зрения количества и содержания полученной при этом информации такой источник равноценен прямому проникновению на какой-либо срок в разведывательные штабы противника. Один такой доброволец-разведчик может буквально парализовать на несколько месяцев работу покинутой им разведслужбы. США всегда будут приветствовать тех, кто не хочет больше работать на Кремль… В каждой коммунистической стране много людей, пострадавших от рук государственных органов или имеющих пострадавших среди близких им людей. Таких людей зачастую достаточно лишь слегка подтолкнуть, чтобы они согласились заниматься шпионажем против режима, который не уважают, который их обидел или в котором они разочаровались». Но, в то же время опытный разведчик Даллес не мог не понимать, что «Среди людей, берущихся за шпионаж, некоторые делают это потому, что испытывают финансовые затруднения, имеют долги, которые не могут выплатить, либо растратили государственные средства… Человек, рассчитывающий таким образом уйти от уголовной ответственности, сам запутывает себя в сети шпионажа, и, вероятно, будет хорошо работать на разведку, поскольку не видит иного выхода.

В конце концов разведка всегда может найти способ разоблачить его в любое время перед его властями». Отметим, что Даллес вовсе не говорил о возможной идейно-политической основе сотрудничества советского гражданина с разведкой США, видимо, хорошо зная цену подобным перебежчикам. Особого внимания читателей заслуживает глава 15 сочинения А. Даллеса, озаглавленная «Роль разведки в «холодной войне». В ней Даллес раскрывал собственное видение содержания мирового противостояния и противоборства: «…На выборах за коммунистов голосует гораздо большее число людей, разделяющих коммунистические идеи, но не оформивших свое членство. Наиболее многочисленные коммунистические партии за пределами коммунистического блока находятся во Франции, Италии, Индии и Индонезии, однако цифры в данном случае вовсе не отражают истинного положения дел. Для проведения подрывной деятельности более важным фактором может оказаться наличие прочного ядра преданных делу и дисциплинированных активистов, чем высокая численность партии… К несчастью, коммунистические партии во многих странах превратились в крупнейшие политические организации, находящиеся в оппозиции к правящим режимам.

Поэтому они привлекают к себе — не обязательно в качестве членов, но сочувствующих, — массы избирателей, используя как националистические лозунги, так и лозунги движений за трезвость, реформы или же против атомного оружия… Когда начинается предвыборная кампания, аппаратчики компартии собирают под свои знамена всех этих людей и многих других, ожидающих перемен и наивно полагающих, что эти перемены могут быть достигнуты только с помощью коммунистов… Всемирный конгресс мира, различные молодежные и женские организации и творческие союзы также входят в число замаскированных коммунистических структур. Они пытаются завлечь в свои ряды доверчивых и легковерных, выступая с позиций солидарности и порядочности и используя лозунги «защиты мира» и «запрета на атомную бомбу». Далее в качестве «подрывных» акций Даллес описывал проведение Фестивалей молодежи и студентов, «коммунистическое проникновение» в профсоюзные движения, радиовещание СССР, умалчивая, о внешне-пропагандистской деятельности радиостанций «Радио «Свобода» и «Свободная Европа», в то время тайно финансировавшихся ЦРУ США.

После прихода к власти жены Петра III императрицы Екатерины II, последняя переименовывает спецслужбу в Тайную экспедицию, которая просуществовала до 1801 года и была упразднена императором Александром I, совместно с выпуском указа о запрете пыток, как способа дознания. Позже Александр I учредил Комитет общей безопасности, который занимался политическим сыском, контрразведкой и борьбой с тайными обществами. После восстания декабристов 1825 год император Николай I в 1826 году учредил III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии, которое возглавил граф Александр Христофорович Бенкендорф. Отделение занималась политическим сыском, расследованием государственных преступлений, контролировало иностранцев, заведовало тюрьмами, а также боролось с сектантами и фальшивомонетчиками. В 1827 году при III Отделении был сформирован Корпус жандармов конных полицейских драгун , специальное воинское формирование предтеча внутренних войск и Росгвардии. В 1866 году, после покушения революционера-террориста Дмитрия Владимировича Каракозова на императора Александра II, было учреждено первое Отделение для производства дел по охранению общественного порядка и спокойствия в Санкт-Петербурге известное как охранное отделение, «охранка».

Охранное отделение имело в своем составе: общую канцелярию, охранную команду, центральный филерский отряд и регистрационное бюро. В 1880 году было расформировано III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии, и создано второе Охранной отделение по городу Москве.

За пределами СССР были созданы широкие сети шпионов, а внутри страны работала разветвленная система контрразведки. КГБ был одной из самых мощных и влиятельных организаций в Советском Союзе. Его влияние охватывало множество сфер, включая политику, экономику, культуру и общество. Разведывательная деятельность. Комитет был ответственен за разведку и собирал информацию о зарубежных государствах, агентах и их действиях. Он был активно задействован в шпионских операциях в других странах. Комитет также занимался выявлением и нейтрализацией иностранных агентов и шпионов внутри СССР.

Поддержание внутренней безопасности. Сотрудники службы следили за внутренней безопасностью СССР и противодействовали оппозиционным группам, диссидентам и политическим оппонентам. Массовая слежка. Спецслужбы вели массовую слежку за гражданами СССР, включая прослушивание телефонных разговоров, чтение корреспонденции и другие следящие операции. Контроль над СМИ. Служба осуществляла строгий контроль над средствами массовой информации, цензуре подвергались многие материалы. Однако к концу десятилетия служба стала утрачивать свою власть вследствие перестройки, инициированной последним генсеком СССР — Михаилом Горбачевым. Гласность и перестройка, проводимые Михаилом Горбачевым, открыли окно в мир для Советского Союза. Однако это также привело к ухудшению контроля КГБ.

Этот период ознаменовал конец КГБ как центрального силового органа. Многие его функции были переданы другим ведомствам. История КГБ отражает период интенсивной геополитической борьбы, политических репрессий и внутренних изменений в Советском Союзе. Этот орган оставил свой след в советской истории, и его наследие до сих пор вызывает много споров и дискуссий.

Они освобождают агентуру и позволяют ей сконцентрировать внимание на других, более высоких приоритетах. Агентуру следует использовать здесь и далее выделено мной, — О. Но приобретение подобной агентуры — дело сложное, длительное и трудоемкое.

А потому, к сбору разведывательной информации привлекались также и различные категории иностранных граждан, посещавших СССР, в том числе и иностранные туристы. Отметить в этой связи, что если в 1959 г. СССР посетили 34 тысячи иностранных туристов, то в 1967 г. В 70-е годы ежегодное количество иностранных туристов, посещавших нашу страну, превышало 500 тысяч человек. Только за 1954 год и первую половину 1956 года среди американских, английских и французских граждан, посещавших СССР в качестве туристов и участников разного рода делегаций, было выявлено более 40 представителей разведывательных служб указанных государств [18]. В те же 50-60-е годы КГБ СССР был разоблачен ряд как сотрудников посольских разведывательных резидентур в Москве, так и работавших на них агентов из числа советских граждан, в том числе и военнослужащих. Так в 1958 г.

Попов, а в октябре 1962 г. Поляков [19]. Однако вряд ли сегодня можно говорить о том, что степень масштабности и реальности угрозы разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб были адекватно восприняты и оценены тогдашним руководством Советского Союза и его органов госбезопасности. Объективности ради нельзя также не сказать и о том, что нечто похожее, в нашей стране повторилось и на рубеже 90-х годов прошлого века, горькие плоды чего мы пожинаем и поныне. Разведывательно-подрывная деятельность иностранных государств включает в себя проведение их специально-уполномоченными государственными органами гласных и негласных операций и акций как по добыче информации о других государствах, так и по оказанию скрытого воздействия на их позиции и политику по тем или иным вопросам, в тех или иных географических зонах и регионах планеты. В целом же, система разведывательно-подрывной деятельности иностранных государств, с которой призваны бороться органы контрразведки, включает в себя, как внешнеполитические установки правительств иностранных государств, структуру их специальных служб разведывательных, контрразведывательных, диверсионно-террористических и т. С середины 50-х годов, вследствие официально принятой администрацией Д.

Эйзенхауэра «доктрины освобождения», роль и значение разведки в реализации внешней политики США последовательно возрастали, что не могло не сказываться на масштабах и интенсивности ее деятельности в отношении СССР, и что не могло не влиять на деятельность советских органов безопасности. Следует также коснуться и деятельности 4 управления КГБ, призванного вести борьбу с антисоветским подпольем, националистическими бандитско-повстанческими формированиями и попытками иностранных спецслужб использовать их в своих целях. Как известно, в ряде западных регионов СССР — на Украине, в Белоруссии и прибалтийских республиках в послевоенные годы продолжали существовать вооруженные «повстанческо»-сепаратистские группирования, подчас достаточно многочисленные, борьбы с которыми носила жестокий, бескомпромиссный, а подчас и кровавый характер. Произошедшая в марте 1954 г. Так, уже 11 мая 1954 г. Чуть позже в ходе завязавшейся после ареста указанных агентов оперативной игры, у берегов Литвы был захвачен быстроходный катер, доставивший очередную партию военного груза для «лесных братьев» — отдельные бандитско-повстанческие группы продолжали существовать до конца 50-х годов. На Украине 23 мая 1954 г.

Кук [22] , что явилось завершением одной из масштабных операций по ликвидации националистического подполья на Украине. Серов отмечал, что только лично Н. Хрущеву было направлено 2 508 информационных сообщений, полученных от резидентур ПГУ за рубежом, в Совет министров СССР было направлено 2 316 сообщений. Также разведывательная информация направлялась КГБ в отделы ЦК КПСС по международным связям и по связям со странами народной демократии, в министерства обороны, иностранных дел, внешней торговли, среднего машиностроения и здравоохранения. В записке также уточнялось, что за тот же период времени по отдельным вопросам оперативной деятельности КГБ, по вопросам политического, экономического и военного положения капиталистических стран, по отдельным вопросам положения в странах народной демократии в ЦК КПСС было направлено 4 504 документа, а в Совет министров — 1 750. В то же время следует подчеркнуть, что из общего числа указанных документов, 907 адресованных в ЦК КПСС и 330 адресованных в Совет министров СССР документов требовали решений инстанций по конкретным поднятым в них вопросам. И за этими сухими цифрами стоит повседневная кропотливая, напряженная и опасная работа советских разведчиков.

В то же время в письме И. Провел 2 Всесоюзных совещания начальников органов госбезопасности, на которых были вскрыты еще имеющиеся недостатки в работе, намечены пути к их устранению… Значительно улучшился качественный состав органов госбезопасности. В настоящее время около 80 процентов сотрудников имеют высшее и среднее образование… Внимание всего руководящего состава и партийных организаций органов госбезопасности в настоящее время направлено… на привитие оперативным работникам высокой дисциплины, самоотверженности при выполнении специальных заданий, на постоянное совершенствование их чекистского мастерства, необходимого для борьбы с врагами нашей Родины». Непосредственно о деятельности «главного противника» в этом документе сообщалось: «В своих разведывательных целях американская разведка использует многочисленные эмигрантские организации, в том числе т. Направляя антисоветские эмигрантские организации на борьбу против СССР и стран народной демократии, американская разведка затрачивает огромные средства на их содержание. Как известно, США ежегодно ассигнуют более 100 млн. За последние три года органами безопасности при активной помощи советского народа были пойманы на советской территории десятки шпионов, проникших нелегальным путем морем, воздухом, через сухопутные границы , у которых были изъяты радиостанции, оружие, фотоаппараты, средства тайнописи, яды, фиктивные документы и значительные суммы советских денег и иностранной валюты.

По изъятым у этих шпионов документам и по их личным показаниям, а также по материалам, полученным нами из других источников, видно, что разведки капиталистических государств всеми силами стремятся добывать сведения о наших вооруженных силах, о новой технике и достижениях советской науки, пытаются проникнуть в важные промышленные центры страны и объекты оборонного значения и атомной промышленности. Наряду с заброской специально обученной агентуры на территорию Советского Союза, вражеские разведки принимают активные меры к сбору разведывательных данных через своих разведчиков, прибывающих в СССР под видом дипломатов, туристов и членов различных делегаций. В этих целях они используют не только поездки по стране, но и новейшую технику, рассчитанную на добычу секретных данных большой государственной важности… Организуя подрывную работу против Советского Союза, американская разведка рассчитывает на использование отдельных вражеских элементов внутри нашей страны и создание с их помощью антисоветского подполья. Органы госбезопасности за последние три года вскрыли ряд антисоветских групп, проводивших подрывную работу и поддерживавших связь с некоторыми иностранными посольствами в Москве. В условиях обострения международной обстановки и разгула реакции в странах империализма, оживления антинародной деятельности контрреволюционных элементов в некоторых странах народной демократии, капиталистические разведки усилили враждебную деятельность против Советского Союза, широко используя в этих целях все имеющиеся у них возможности, в том числе и разного рода шпионско-эмигрантские центры. Под воздействием международной реакции жалкие остатки антисоветских элементов в нашей стране кое-где пытаются поднять голову, используя в своих гнусных целях имеющиеся еще трудности и недостатки, возводят клевету на политику партии и правительства, распространяют провокационные слухи. Имеющиеся в органах госбезопасности материалы свидетельствуют о том, что разведки империалистических государств, наряду с усилением шпионско-диверсионной деятельности, развернули бешенную пропаганду против основ политического строя в СССР и странах народной демократии».

Прервем здесь цитирование этого исторического документа для одного необходимого замечания по его дальнейшему содержанию. Следует отметить, что определенные объективные основания для подобной пропаганды действительно имелись. И содержались они, в частности, и в докладе Н. Принятое в июле того же 1956 г. Именно половинчатость принятых партийных решений и породила в интеллектуальных кругах общества дискуссию о сталинизме и путях дальнейшего общественного развития, что стала лейтмотивом, главной темой духовно-творческих исканий, причиной появления в последующие годы «демократического» и «правозащитного» движений в Советском Союзе. Продолжим, однако, цитирование прерванной нами записки Серова в ЦК КПСС: «Враждебные действия и враждебная пропаганда разведок капиталистических государств вызвали надежду на восстановление капиталистического строя у скрытых врагов социализма, которые после венгерских событий несколько оживились и активизировали свою деятельность. Особую активность проявляют бывшие участники троцкистско — националистических и других враждебных организаций, а также отдельные антисоветские элементы, которые ведут работу против партии, используя в этих целях неустойчивых и политически незрелых лиц из числа рабочих, интеллигенции, молодежи, призывая их к борьбе против советской власти.

Оживлению антисоветской деятельности после венгерских событий в значительной мере способствовали вражеские элементы из числа лиц, возвратившихся из мест заключения, отбывавших наказание за контрреволюционные преступления. Эти лица пытаются группировать вокруг себя политически неустойчивых граждан с целью привлечения их к враждебной подрывной работе. Органы госбезопасности с помощью партийных, комсомольских и профсоюзных организаций бдительно следят за происками враждебных элементов и, в соответствии с законами советской власти, своевременно пресекают их преступные действия». В данной записке также указывалось, что для укрепления разведывательных подразделений КГБ в них было направлено более 800 человек, окончивших ведущие вузы страны, в том числе институт международных отношений, военно-дипломатическую академию и другие. Что способствовало достижению некоторых результатов «… по добыванию качественной информации, что позволило Комитету госбезопасности своевременно информировать Центральный Комитет и Советское правительство о некоторых враждебных планах и намерениях глав империалистических держав по международным вопросам» [25]. В 1954 г. Высшая школа перешла на трехлетний срок подготовки сотрудников, а в ноябре того же года при ней была образована аспирантура для подготовки специалистов высшей квалификации.

Следует также отметить, что при И. Серове началась работа по формированию нового «имиджа» советских органов безопасности, повышению доверия к ним со стороны населения. Софинова; «Страницы из жизни Ф. Дзержинского» 1956. В следующем году вышли из печати «Дневник и письма» Ф. Дзержинского, двухтомник его избранных произведений. В 1958 г.

В числе важнейших событий, относящихся к периоду пребывания Серова на посту председателя КГБ, относится гибель в результате взрыва 29 октября 1955 г. Тайна гибели «Новороссийска», унесшей жизни более 600 членов его экипажа, не раскрыта и до сегодняшнего дня. Важнейшими политическими вехами руководства Серовым органами госбезопасности, бесспорно, являются начало процессов их очищения от лиц, виновных в нарушениях законности, а также реабилитации необоснованно репрессированных граждан. На этих направлениях деятельности органов КГБ мы остановимся подробнее, учитывая как то, что они до сей поры мало известны нашим сограждан, и, с другой стороны, представляют далеко не только исторический интерес. После образования 5 марта 1953 г. Министерства внутренних дел СССР, в состав которого были включены и подразделения упраздненного министерства государственной безопасности, заместителями министра Л. Берии [26] были назначены С.

Круглов, Б. Кобулов, И. Как известно, 27 марта 1953 г. Однако эта амнистия не затронула осужденных за «контрреволюционные преступления», т. Кстати сказать, это были не первая амнистия и реабилитации, проведенные по его инициативе: сменив на посту наркома внутренних дел Н. Ежова 8 декабря 1938 г. Всего в 1939-1940 гг.

Всего, как отмечал доктор юридических наук В. Однако реабилитация почти не касалась тяжких обвинений. Хрущева письмо, в котором дал удручающую характеристику происходившего в последние годы в МГБ, где, в том числе, указывалось: «Значительная часть чекистских кадров, имеющих опыт — разгромлена… Необходимо будет рассмотреть материал на арестованных чекистов и в зависимости от результатов принять решение об использовании их на работе в МГБ» [30]. И действительно, из-под ареста были освобождены и возвращены на работу многие чекисты, арестованные при В. Абакумове и С. Игнатьеве [31] , что, впрочем, пагубно сказалось на судьбе некоторых из них после «разоблачения банды Берия» в июне того же года. На основе его доклада было принято решение о полной реабилитации и освобождении обвиняемых «по делу врачей» и членов их семей всего 37 человек.

Несколько позже последовали и другие освобождения из-под ареста и от обвинений. Берия заверил Президиум ЦК о том, что в МВД «…проводятся меры, исключающие возможность повторения впредь подобных извращений в работе». Игнатьева [32]. Берия Л. Однако положение в органах госбезопасности в свете приводимых документов по-прежнему продолжало оставаться непростым. А 26 июня 1953 г. Одновременно с арестом Берии был проведен арест ряда заместителей министра и группы руководящих работников МВД, суд над которыми состоялся в декабре 1953 г.

Круглова было опубликовано только 29 июня. Маленкова, в котором содержится целый ряд обвинений, в том числе и следующее: «Враги хотели поставить органы МВД над партией и правительством. Задача состоит в том, чтобы органы МВД поставить на службу партии и правительству, взять эти органы под контроль партии… Задача состоит в том, чтобы не допустить злоупотребления властью». Однако документы свидетельствуют о том, что мы специально подчеркнули ранее, что высший партийный орган — ЦК КПСС, в начале 50-х годов не только был информирован о деятельности органов МГБ, но и принимал непосредственное участие в формировании их политики. Сталина [34]. Позднее этот факт информированности руководителей ЦК партии о конкретных «делах» МГБ замалчивался высшим партийным руководством с целью вывести себя из-под возможной критики, что стало основой и причиной сокрытия многих фактов, что неизбежно вело к искажению исторической правды. Круглов представил предсовмина Г.

Маленкову докладную записку о реакции населения на арест Берии и его заместителей. В ней приводилось высказывание одного из современников: «…Я убежден, что будут следующие. Как ни сильна машина, а развал начался. Скандал большой и гнусный. Теперь будем ждать и наблюдать, что дальше, чей черед». Там же содержалась и следующая оценка происшедших событий: «От смены руководства режим у нас не меняется. Он был и есть, по существу, полицейский.

Я не верю ни в какие идейные мотивы в поступках не только Берия, но и других. Это откровенная борьба за власть. По-моему, дележка власти только началась. Так или иначе, крах этой структуры рано или поздно неизбежен» [35]. Следует особо подчеркнуть, что сразу после сообщения об аресте Л. Берии как «врага народа», в органы прокуратуры и ЦК КПСС стали поступать многочисленные заявления и жалобы осужденных и их родственников по поводу пересмотра уголовных дел, и применения незаконных методов в процессе ведения следствия. В записке в Президиум ЦК от 19 марта 1954 г.

Руденко и министра внутренних дел С. Круглова отмечалось, что в лагерях, колониях и тюрьмах содержатся 467 946 осужденных за контрреволюционные преступления, немалую долю среди которых составляли предатели, каратели и пособники немецко-фашистских оккупантов, и еще находятся в ссылке после отбытия основного наказания за контрреволюционные преступления 62 462 человека. Разумеется, подобные действительно волюнтаристские решения являлись грубым нарушением принципов отправления правосудия и конституционных прав граждан, вследствие чего имелись бесспорные юридические основания для реабилитации лиц, ставших жертвами беззакония и правового произвола. В указанной записке Р. Руденко и С. Круглова также подчеркивалось, что с августа 1953 по 1 марта 1954 г. В 1941—1944 годах ОСО также рассматривались дела на разоблаченных агентов германских спецслужб, фашистских карателей и пособников оккупантов.

Из этого общего числа осужденных ОСО за 19 лет его существования оно было ликвидировано 1 сентября 1953 г. Круглова, изложенного в записке от 19 марта, в мае 1954 г. Данная статья имела 10 частей — различных составов преступлений — от шпионажа, диверсии, вредительства, терроризма до антисоветской агитации и пропаганды — статья 58—10. О результатах работы Центральной комиссии Р. В то же время были отменены приговоры или прекращены уголовные дела в отношении 8 973 человек, что означало их частичную реабилитацию, были освобождены из мест лишения свободы 21 797 человек, отменена ссылка 1 371 осужденному. Помимо этого были сокращены сроки наказания 76 344 осужденным и в отношении 2 891 из них были переквалифицированы обвинения на менее тяжкие составы преступлений [39]. Помимо этого были образованы Выездные комиссии Президиума Верховного Совета СССР всего их было образовано 97 , наделенные правом объявления амнистии в отношении осужденных рядовых граждан и коммунистов, но не номенклатурных партийных работников.

На основании выявленных Центральной комиссией многочисленных фактов нарушения норм и принципов ведения следствия, в КГБ при СМ СССР, КГБ союзных и автономных республик Союза ССР, управлениях КГБ по краям и областям были созданы аналогичные комиссии для пересмотра следственных и уголовных дел с участием прокурорских работников, наделенные правом пересмотра решений внесудебных «двоек» и «троек», образовывавшихся при районных и краевых управлениях НКВД [40]. В результате работы этих комиссий вскрывались многочисленные факты нарушения законности в ходе следствия и необоснованного привлечения к уголовной ответственности граждан, что влекло пересмотр их дел, снятие обвинений либо смягчение формулировок обвинения с досрочным освобождением осужденных. Но были примеры и иного рода, о чем свидетельствуют судьбы генералов П. Судоплатова, Н. Эйтингона и полковника Я. Серебрянского [41]. В связи с выявленными в процессе пересмотра уголовных дел многочисленными фактами нарушений социалистической законности, в конце 1955 г.

Поспеловым и А. Подчеркнем и следующие важные обстоятельства. По обстоятельствам, вскрывавшимся в процессе пересмотра уголовных дел в 1954-1957 годы, а также по результатам следствия в отношении высокопоставленных работников органов госбезопасности, началось выявление и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях социалистической законности. Весной 1954 г. Это было началом по пересмотру многих законодательных актов, определявших карательную политику Советского Союза. Еще 1 сентября 1953 г. Президиум ЦК КПСС принял постановление «Об освобождении из ссылки на поселение ранее осужденных за антисоветскую деятельность» лиц, осужденных на срок до 5 лет.

Естественно, что новая волна ходатайств о пересмотре уголовных дел нахлынула после появления информации в марте 1956 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий