Новости неизвестные факты о блокаде ленинграда

Каждый раз пишу о блокаде Ленинграда со слезами на глазах. Артобстрелы Из изложения истории блокады Ленинграда мы знаем, что в годы войны город подвергался интенсивной бомбардировке и артиллерийским обстрелам.

Карманные Геббельсы. Правда и вымыслы о блокаде Ленинграда

В четверг, 15 ноября, в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума состоится презентация книги писателя и журналиста Анатолия Аграфенина «Неизвестная блокада: путь на острова». Блокадный Ленинград В январе этого года наша страна вместе с Санкт-Петербургом отмечает памятную дату – 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 10 фактов о блокаде Ленинграда. рассказывает о том, что пришлось пережить ленинградцам во время блокады, в цифрах и фактах.

Странности блокады

Владислав Радимов, полузащитник сборной России 90-х годов, отыгравший в «Зените» 6 сезонов: «Сейчас очень трудно себе представить, как это вообще было возможно, тренироваться в таких условиях, и физических, когда просто не хватало еды, и моральных, когда вокруг умирали взрослые и дети каждый день. А тем более побеждать, завоевать кубок. Впервые отобрав его у москвичей. И пусть не все футболисты «Зенита» тренировались в своём городе, это можно назвать настоящим спортивным подвигом. Взвод писателей Ленинграда отправился из города на фронт 150 писателей и поэтов, членов ленинградского союза писателей ушли в армию или на флот. Те, кто не подлежал мобилизации 40 человек , ушли в народное ополчение.

Уникальный случай в истории, когда из писателей было сформировано отдельное воинское подразделение — писательский взвод. Взвод вошёл в состав Дзержинского полка. Краткая информация о проекте «Блокада всегда со мной». Проект создан Викторией Баженовой в 2016 году. Его главная задача — не дать забыть подвиг высокодуховных и высокоидейных ленинградцев и не позволить фальсифицировать историю блокады.

Виктория Баженова собирает факты о блокаде в других странах, собрала коллекцию редких газет, книг, берет интервью у людей, переживших блокаду.

При этом, немало машин проваливались под лед и шли на дно. Детский вклад в освобождение Ленинграда Дети с большим энтузиазмом откликнулись на призыв о помощи со стороны местной власти. Они собирали металлолом для изготовления военной техники и снарядов, емкости для горючих смесей, теплые вещи для красноармейцев, а также помогали медикам в больницах. Ребята дежурили на крышах зданий, готовые в любой момент потушить падающие зажигательные бомбы и тем самым спасти постройки от возгорания. Дети за работой в блокадном Ленинграде Когда во время бомбежек все убегали в укрытия, «часовые», наоборот, поднимались на крыши, для тушения падающих снарядов. Кроме этого измучанные и обессиленные дети становились изготавливали на токарных станках боеприпасы, рыли окопы и строили различные укрепления.

За годы блокады Ленинграда погибло огромное количество детей, которые своими действиями воодушевляли взрослых и солдат. Подготовка к решительным действиям Летом 1942 г. Леонида Говорова назначили командующим всеми силами Ленинградского фронта. Он много времени изучал разные схемы и строил расчеты для улучшения обороны. Говоров изменил месторасположение артиллерии, что повысило дальность стрельбы по позициям противника. Леонид Александрович Говоров Также фашистам пришлось задействовать существенно больше боеприпасов для борьбы с советской артиллерией. В итоге на Ленинград примерно в 7 раз реже начали падать снаряды.

Командир очень скрупулезно разрабатывал план прорыва блокады Ленинграда, постепенно отводя с передовой линии отдельные части для тренировки бойцов. Дело в том, что немцы расположились на 6-метровом берегу, который полностью залили водой. В результате, склоны стали похожи на ледяные возвышенности, взобраться на которые было очень непросто. При этом до обозначенного места русским солдатам стоило преодолеть около 800 м по замерзшей реке. Поскольку воины были обессилены от затянувшейся блокады, во время наступления Говоров приказал воздержаться от криков «Ура!!! Вместо этого штурм красноармейцев проходил под музыку оркестра. Прорыв и снятие блокады Ленинграда Местное командование решило начать прорыв блокадного кольца 12 января 1943 г.

Данную операцию назвали «Искрой». Атака русской армии началась с продолжительного обстрела немецких укреплений. После этого фашисты подверглись тотальным авиаобстрелам. Тренировки, проходившие на протяжении нескольких месяцев, не прошли даром. Человеческие потери в рядах советских войск оказались минимальными. Добравшись до обозначенного места наши бойцы с помощью «кошек», багров и длинных лестниц, быстро взобрались по ледовой стене, вступив с противником в схватку. Утром 18 января 1943 г.

Предварительный просмотр: «Блокада Ленинграда» 27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда. Прошло 71год. Сейчас это день объявлен Днем воинской славы России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию. Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев. Фашисты говорили, что Москва — это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на этот город с целью стереть его с лица земли. Но жители мужественно обороняли свой город.

Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города. Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей. Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты. Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище. Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей.

Самым страшным испытанием стал голод. Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей. Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду. Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом. А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.

Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь. Часто лед трескался и машины тонули. Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г! Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда. Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. Дров тоже было очень мало.

На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель… За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. Помогали в госпиталях. Разбирали письма на почте. Многие мальчики и девочки были награждены медалями.

К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней. И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей. А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады! За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады. Пискарёвское кладбище в Ленинграде — огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины.

Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто» В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь — символ памяти и скорби. Блокада Ленинграда длилась долгих 872 дня с 8 сентября 1941 года, когда фашисты захватили Шлиссельбург и до 27 января 1944 года, когда советские войска в ходе Ленинградско-Новгородской операции Красного Села, Ропши, Красногвардейска, Пушкина и Слуцка освободили город. Единственный путь, по которому поставляли продовольствие и топливо, назывался "Дорога жизни". Путь был проложен через Ладожское озеро. Когда встал вопрос о том, как же поставлять горючее весной, было принято проложить по дну озера стальной трубопровод для перекачки нефтепродуктов.

Все завершилось успешно - он прошел войну и выжил, дочь вернулась после 1945 года.

Но это было очень суровое время и выжить, по его словам, было редкой удачей. Продуктовая катастрофа: сахарные реки и разгром складов Блокировав город, немцы целенаправленно били по продовольственным складам. В начале сентября под бомбардировкой сгорели Бадаевские склады, где хранилась большая часть продовольствия. По воспоминаниям очевидцев, во время пожара сахар тек рекой прямо по земле. Люди собирали эту сладкую землю впрок. Хотя видный специалист по вопросам блокадного Ленинграда историк Никита Ломагин считает, что современники переоценивают роль разгрома складов. Пищи там хватило всего лишь на пару недель. С другой стороны, я уверен, что население бы сэкономило, растянуло бы всю эту провизию хотя бы на месяцы.

Пасха, Александр Невский и жестокая бомбардировка Православные священники поддерживали население как могли. Часто они находили очень правильные слова и внесли свой вклад в победу. Весной 1942 года праздновали Пасху в 10 храмах, а фашисты решили проверить нервы советских людей жестокой бомбардировкой. Но службы в храмах шли, как положено, люди не паниковали и ни один храм не пострадал. Митрополит Алексий напомнил прихожанам, что 5 апреля 1942 г. Однажды уже бил Александр Невский немцев, победим и в этот раз! Как выживали ленинградцы Я не хочу рассказывать какие-то шокирующие случаи — вы при желании и так можете найти их в воспоминаниях очевидцев. Расскажу лишь об обычных мерах, как выкручивались простые ленинградцы: Выезжали за город, на поля, где уже был собран урожай.

На полях оставались то, что не брали колхозники. Ленинградцы собирали нижние зеленые листья капусты, кочерыжки и ботву. Из них варили супы и делали заготовки на зиму.

«Ленинградский НКВД писал Берии: город брошен, люди мрут»

❗25 интересных фактов о блокаде Ленинграда❗ | Раскрыты тайны Ленинградской блокады Сегодня мы в очередной раз будем праздновать День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Правда о блокаде- далеко не вся... Шестилетняя девочка чудом пережила страшную блокаду БЛОКАДА Ленинграда длилась 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944-го.
25 интересных фактов о блокаде Ленинграда 80 лет назад закончилась блокада Ленинграда. «Правмир» публикует подборку дневников горожан и редкие фотографии ленинградских фоторепортеров из книги «Упрямый город. Блокада 1941–1944», которая вышла в издательстве «Лимбус Пресс».

Что мы еще не знаем о блокаде Ленинграда

А если ты иждивенец и живёшь один, то ты и эти 125 граммов купить не можешь, потому что деньги никто не отменял. Это была не раздача пайка, а покупка продуктов. При этом карточки далеко не всегда можно было отоварить, доставка не была налажена. Если карточки — ведь должно быть точно известно, сколько и куда привозить? Больше всего, 20 тонн, передавалось для нужд «ответственных работников». А тресту хлебопечения предлагалось выделить 13,5 тонны. На 2 февраля 1942 года в учреждениях наркомата торговли находилось 125 автомашин. И это в городе, где жили несколько миллионов человек и работали сотни магазинов, булочных и столовых. А Ленгорисполком тогда обслуживали 348 автомобилей. Власть заботилась о том, чтобы заводы работали.

До людей, работавших на этих заводах, дела было как-то меньше. Вы же понимаете, что сделать танк — это не винтовку отремонтировать. И огромное количество сырья для работы нескольких гигантских оборонных заводов — как привезти? Что мешало так же возить в Ленинград больше продовольствия, той же муки, по Дороге жизни? И пока они не будут обнародованы, все разговоры — софистика. Действительно, когда уже была налажена Дорога жизни, по ней возили и людей, и на санях мешки с мукой. И можно было возить продовольствие. Но городское и областное руководство находилось в состоянии коллапса. Они не знали, за что хвататься.

Плюс — равнодушие. Поступает приказ: разобрать и погрузить линии Кировского завода. Линии поступают на станцию Ленинград-Товарная. Выясняется: вагонов нет, эшелонов нет. Через два дня всё назад — линии монтируются обратно. Сначала эвакуируются главные сотрудники заводов, инженеры. Потом спохватываются, что станки должен кто-то обслуживать, — инженеров назад. И так везде. То, что всё-таки успели многое эвакуировать и создать гигантское производство на Урале, — это ценой фантастического героизма работников заводов.

Но повторю, что и враг наступал сверхстремительно. Просто руководство — и региональное, и республиканское, и союзное — не было готово к тому, что немец будет продвигаться с такой чудовищной скоростью. Уже 28 июня пошла подготовка, а в июле — первые эшелоны. Когда нет плана и ты не знаешь, за что хвататься, ты невольно теряешь время. Тем не менее, по официальным данным, удалось эвакуировать более полумиллиона человек. А люди уже еле ходили. Финляндский вокзал представлял собой нечто страшное. Места не было, люди лежали друг на друге. Туалетов не было.

Воды не было даже для питья. И для одних Дорога жизни оказывалась дорогой смерти, потому что другим нужно было «отчитаться об отправке». Сергей Яров пишет: «Полумертвых людей гнали пешком по льду Ладожского озера, поскольку не хватало машин… Не была продумана организация обогревательных пунктов по пути следования колонн… Люди замерзали».

В протокольной записи говорилось: На Ленинградскую область претендуют финны. Фюрер хочет сравнять Ленинград с землей, с тем чтобы затем его отдать финнам «На Ленинградскую область претендуют финны. Фюрер хочет сравнять Ленинград с землей, с тем чтобы затем его отдать финнам» [9]. Вот еще один документ. После совещания Верховного главнокомандования Вооруженных Сил Рейха начальник штаба сухопутных войск генерал-полковник Ф. Гальдер отметил в своем дневнике: «Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов в течение зимы… Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки» [10]. Наконец, в известном решении Ставки ОКВ от 8 сентября, приведенной на Нюрнбергском процессе, говорится: «Фюрер решил стереть город Санкт-Петербург с лица земли. Отметим, что в решении Гитлера немаловажную роль сыграли представители финских властей. В частности, финский посланник в Берлине Кивимяки 24 июня 1941 года сообщал в Хельсинки: «Мы можем теперь взять что захотим, также и Петербург, который, как и Москву, лучше уничтожить… Россию надо разбить на небольшие государства» [11]. В свою очередь, президент Финляндии Рюти сообщал германскому посланнику в Хельсинки: «Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город» [12]. Так, 28 октября 1941 года газета «Пякке», представлявшая влиятельную партию «Аграрный союз», писала: «Петербург и Москва будут уничтожены еще до взятия их. К подготовленным действиям уже приступили». Все это разоблачает мифы о «гуманном Гитлере», а заодно и о «добром дядюшке Маннергейме», который якобы всеми силами боролся за спасение любимого им с юности Петербурга, а на самом деле несет равную ответственность с гитлеровскими генералами за гибель 880000 блокадников. После этих документов должны отпасть всякие сомнения в участи ленинградцев. Им оставалось или победить, или умереть. Разворот писателя Виктора Астафьева Виктор Астафьев, писатель И на фоне этих свидетельств, мягко говоря, диким и неадекватным выглядит высказывание уважаемого писателя, Героя Социалистического Труда Виктора Петровича Астафьева о Ленинградской блокаде: «Миллион жизней — за город, за коробки? Восстановить можно все, вплоть до гвоздя, а жизни не вернешь… а под Ленинградом? Люди предпочитали за камень погубить других людей. И какой мучительной смертью! Детей, стариков…» Разве ему, участнику Великой Отечественной войны, было не ясно, что речь шла именно о спасении жизней, и не только ленинградцев, но и граждан СССР? И неужели непонятно, что в трагедии Ленинграда виновато не советское, а гитлеровское руководство? Знавшие Астафьева коллеги по писательскому цеху, в частности, не менее уважаемый Валентин Распутин, наблюдавшие его необъяснимую эволюцию, высказали такую мысль: «Он же детдомовец, шпана, а в ихней среде жестокости много. Они слабого, как правило, добивают. Психология детдомовского люмпена? Соблазн Нобелевской премии? Застарелый комплекс неполноценности? При советской власти, увенчанный всеми мыслимыми орденами и премиями, трех- и четырехтомниками, баснословными гонорарами и обкомовскими квартирами, Виктор Петрович с удовлетворением держался за нее родимую. И пришлось Виктору Петровичу, начиная с 1989 года, постепенно разыгрывать демократическую карту» [14]. Оценивая блокаду и битву за Ленинград, он безапелляционно заявляет: «Трудно представить, где в каком еще городе от искусственно созданного голода одномоментно погибло миллион человек. Память о блокаде должна раз и навсегда перестать быть победоносной и триумфально-героической. Это должна быть сугубо память о невинных жертвах и трагедии человека, раздавленного машиной тоталитарной государственности — как нацистской, так и советской» [15]. История знает город, в котором от «искусственно созданного голода одномоментно погиб миллион человек». И это Иерусалим во время Иудейской войны 66—70 гг. Что бы было, если б кто-то дерзнул переложить вину за Холокост на евреев?.. Зато с Ленинградом подобные манипуляции проходят абсолютно безнаказанно Интересно, что бы сделала еврейская общественность с господином Коцюбинским, если бы он посмел свое высказывание применить к Иерусалиму и вину за голод свалить с римлян на иудеев? Еще страшнее представить, что бы с ним было, если бы он дерзнул переложить вину за Холокост на самих евреев. Зато с Ленинградом подобные манипуляции проходят абсолютно безнаказанно.

А вот с юга и севера от Ленинграда - необъятные просторы суши. Покончив с этой простейшей но почему-то всеми забытой географией, переходим к трагической истории 41-го года. О политике то есть о причинах, побудивших мирную социал-демократическую Финляндию вступить в войну "на одной стороне баррикад" с фашистской Германией - ни слова, только ход военных действий. В последних числах августа на Карельском перешейке финские войска вышли на линию, примерно совпадающую с советско-финской границей 1939 года. Фронт стабилизировался, и на этом "фронте" было тихо вплоть до 9 июня 1944 года; никаких попыток продвинуться дальше к Ленинграду финны не предпринимали. Даже в самой ближней западной части перешейка линия соприкосновения советских и финских войск находилась на расстоянии 30 км к северу от Ленинграда; на восточном же фланге в руках Красной Армии остался участок побережья Ладожского озера в 60 км по прямой не считая естественные извивы береговой линии. Немцы наступали с юго-запада и перерезали одну за другой железные дороги, ведущие к Ленинграду. До января 1943 г. С юга - немцы, в 30-60 км к северу от города - финны, на западе - Финский залив, который Краснознаменный Балтийский флот отдал противнику без боя. Но есть же еще одна, четвертая, сторона света - восток. На востоке было более 60 км свободного от противника берега Ладожского озера. Если проложить маршрут транспортных караванов по кратчайшему расстоянию через т. Если же идти в Новую Ладогу город и порт у впадения реки Волхов в Ладожское озеро , то наберутся все 100 км. В любом случае, даже самая тихоходная "посудина", ползущая с черепашьей скоростью в 5 узлов, могла дойти от западного, "ленинградского" берега Ладожского озера до Новой Ладоги за 11-12 часов то есть в течение одной осенней ночи, тьма которой лучше любой ПВО защищала движущееся судно от вражеской авиации. Если это называется "блокада", то тогда надо признать, что Англия и Япония в условиях гораздо худшей "блокады" провоевали всю войну. И по сей день живут, причем припеваючи. Дальнейшее обсуждение событий и вызванные этим обсуждением вопросы имеют смысл лишь в рамках представления о том, что советское руководство и лично "эффективный менеджер" стремились к тому, чтобы обеспечить выживание жителей Ленинграда. Стремились по меньшей мере с той же настойчивостью, с которой американцы и англичане спасали от голодной смерти жителей чужого а еще совсем недавно - вражеского для них города. Вне этого допущения и спорить-то не о чем… Уместно ли такое допущение? Соответствует ли оно исторической правде? Бог весть. Академик Лихачев, человек заслуженный и всеми уважаемый, да к тому же и переживший блокаду лично, в своих воспоминаниях пишет: "А между тем из Ленинграда ускоренно вывозилось продовольствие и не делалось никаких попыток его рассредоточить, как это сделали англичане в Лондоне. Немцы готовились к блокаде города, а мы — к его сдаче немцам. Эвакуация продовольствия из Ленинграда прекратилась только тогда, когда немцы перерезали все железные дороги". Никаких документальных подтверждений того, что продовольствие из обреченного города вывозилось а не завозилось , Лихачев не приводит, впрочем, мемуары и не претендуют на роль научного исследования. В научном исследовании Д. Павлов, "Ленинград в блокаде" - М. Автор приводит этот факт в качестве курьезного примера "несвоевременной осведомленности людей". Я же предлагаю обратить внимание на направление предписанного перемещения высококалорийного продукта. А если бы немцы не перерезали дороги - так бы и вывезли сахар в Вологду? И только ли сахар? Предположение о том, что из пред-блокадного Ленинграда вывозились продукты кажется абсурдным и кощунственным - но лишь на первый, и к тому же изрядно затуманенный общеобязательной патетикой, взгляд. По здравому размышлению, речь идет лишь о частном случае выполнения общего указания товарища Сталина: "не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять весь скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно безусловно уничтожаться". Заметьте - про эвакуацию населения с территорий, на которых не должно быть оставлено "ни килограмма хлеба", не сказано ничего. Вот если бы Гитлер и солдаты вермахта были людоедами в самом прямом смысле слова - тогда бы старина Джо, возможно, распорядился "угонять всех жителей в тыл". А так - только скот. Тем не менее, руководствуясь незыблемым принципом презумпции невиновности по-русски это звучит "не пойман - не вор" , будем в дальнейшем изложении исходить из того, что "партия и правительство, Ставка, ГКО и лично тов. Сталин делали все возможное для спасения Ленинграда". А поскольку спасти всех, как известно, не удалось, то вполне оправданным будет вопрос - почему? О блокаде Ленинграда в целом, о проблемах транспорта и снабжения в частности, написано очень много. Есть целые монографии, посвященные "транспортной составляющей" ленинградской трагедии. Цифр и фактов - море. И чем больше знакомишься с ними, тем менее понятной становится ситуация.

В девяти записях девочки о смертях близких ей людей последняя: «Умерли все. Осталась одна Таня». Сегодня очевидцев тех страшных дней все меньше, тем более документальных свидетельств. Однако Элеонора Хаткевич из Молодечно хранит уникальные фотографии, спасенные ее матерью из уничтоженного бомбежкой дома с видом на Петропавловскую крепость. Так и вышло, — начинает рассказ Элеонора Хаткевич. Живет моя собеседница одна, дочь с зятем — в Вилейке, помогает ей соцработник. Из дома практически не выходит — сказывается возраст, проблемы с ногами. О происходившем более 70 лет тому назад помнит в деталях. Ее дед по материнской линии, Филипп, был родом из поволжских немцев. Когда в 1930-е там начался голод, он эмигрировал в Германию, а бабушка Наталья Петровна с сыновьями и дочерью Генриеттой, матерью Элеоноры, перебралась в Ленинград. Прожила недолго — попала под трамвай. Отец Элеоноры, Василий Казанский, был главным инженером завода. Мать работала в отделе кадров института. В канун войны ее 11-летнего брата Рудольфа отправили в пионерский лагерь в Великих Луках, однако тот вернулся до начала блокады. В воскресенье, 22 июня, семья собиралась ехать за город. Со страшным известием пришел отец он спускался в магазин купить батон : «Жинка, никуда не едем, война началась». И хотя у Василия Васильевича была бронь, сразу направился в военкомат. Когда был жив муж, подвалы всегда были заставлены и вареньями, и соленьями. А когда умер, раздала все это бездомным. Сегодня, если не съедает хлеб, подкармливает соседских собак.

Карманные Геббельсы. Правда и вымыслы о блокаде Ленинграда

Интересные факты о блокаде Ленинграда. Блокадный Ленинград В январе этого года наша страна вместе с Санкт-Петербургом отмечает памятную дату – 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Факты о блокаде Ленинграда. Боевые действия в ходе блокады Ленинграда никогда не прекращались насовсем, хоть и стихали время от времени.

Оборона Ленинграда

Блокада Ленинграда: топ-8 малоизвестных фактов о самых черных днях войны 80 лет назад закончилась блокада Ленинграда. «Правмир» публикует подборку дневников горожан и редкие фотографии ленинградских фоторепортеров из книги «Упрямый город. Блокада 1941–1944», которая вышла в издательстве «Лимбус Пресс».
Непокоренный город. 10 фактов о блокаде Ленинграда В «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина собраны воспоминания очевидцев, переживших блокаду Ленинграда, и самих авторов, ставших участниками тех событий.
80 фактов о блокаде Ленинграда «Блокадный дневник»: петербуржцы поделились своими воспоминаниями о тех страшных 900 днях. «Петербургский дневник» публикует рассказы о ленинградской блокаде.
«Ленинградский НКВД писал Берии: город брошен, люди мрут» Прежде всего, неточен сам термин «блокада Ленинграда».
«Умерли все. Осталась одна Таня»: повседневная жизнь в блокадном Ленинграде В четверг, 15 ноября, в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума состоится презентация книги писателя и журналиста Анатолия Аграфенина «Неизвестная блокада: путь на острова».

Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?

Что мы еще не знаем о блокаде Ленинграда - Российская газета ещё одно из преступлений Джугашвили.
Блокадный дневник Тани Савичевой: самые страшные 9 страниц о войне 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. О "войне тактик" на Ленинградском фронте и как это отражалось на блокадном городе — в материале ТАСС.
«Умерли все. Осталась одна Таня»: повседневная жизнь в блокадном Ленинграде Неизвестные страницы истории,блокады Ленинграда 1941 -1944 годов.

Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?

Первая зима 1941 была самой сложной для жителей Ленинграда. Температура тогда достигла рекордного показателя для этой местности — минус 32,1 градус по Цельсию. В среднем, показания термометра не опускаются здесь ниже 18-19 градусов ниже нуля. К апрелю 1942 года выпало максимальное количество зафиксированных за историю существования города осадков — высота сугробов достигала 52 см. Такие климатические условия сохранялись до мая 1942. Инфраструктура не была рассчитана на такой климат. Не было ни света, ни тепла, не работала канализация, в дома не подавалась вода, а грелись в помещениях при помощи печек — так называемых «буржуек».

Блокада Ленинграда продолжалась и после того, как ее прорвали советские войска, это, несомненно, интересные факты о культурном центре России. Немецкие и финские солдаты на протяжении полугода еще держали его в осаде, опасаясь ярого сопротивления. Только наступательный маневр в направлении Выборга и Петрозаводска позволили полностью освободить город и его жителей из смертельного осадного кольца. После освобождения города в него привезли в 5000 дымчатого окраса котов и кошек — именно их считали самыми лучшими уничтожителями грызунов. Они спасли город и оставшихся в нем людей. В современном Питере в знак уважения и особой благодарности на улице Малой Садовой этим животным установили памятник.

Кот Елисей и кошка Василиса олицетворяют дымчатых борцов с грызунами в осажденном городе. Авианалеты на город совершались по нескольку раз в день — на город сбросили за все время осады порядка 107 000 бомб. Блокада Ленинграда, интересные волнующие факты о которой имеют значение не только для россиян, но для сторонников фашизма - итальянцев и испанцев, осуществлявших поддержку немецких войск при осаде. О «Голубой дивизии» Испании ходили противоречивые мнения: кто-то говорил о необычайной стойкости ее бойцов, другие утверждали, что в войсках полностью отсутствовала дисциплина. В связи с этим, наряду с итальянцами, выступающими против Советского Союза в операциях на Ладожском озере, в рядах испанцев отмечалось дезертирство — переход на сторону советских солдат. Во время блокады на 100 смертей приходилось в среднем 63 мужчин и 37 женщин.

Такая разница образовывалась из-за высокой физической выносливости в сложных условиях жизни слабой половины населения. Блокада Ленинграда, которой были поведаны в этой статье, остается в памяти выживших ветеранов и следующих поколений. Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими Голубая дивизия войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны Ленинграда ныне Санкт-Петербург. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года — 872 дня. К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника.

Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей. После прорыва блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. Чтобы заставить противника снять осаду города, в июне — августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции, 20 июня освободили Выборг, а 28 июня — Петрозаводск. В сентябре 1944 года был освобождён остров Гогланд. За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3—4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны «блицкрига». К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР. Согласно плану «Ост» «Восток» предполагалось в течение нескольких лет истребить значительную часть населения Советского Союза, в первую очередь, русских, украинцев и белорусов, а также всех евреев и цыган — всего не менее 30 миллионов человек. Ни один из народов, населявших СССР, не должен был иметь право на свою государственность или даже автономию. Уже 23 июня командующим Ленинградским военным округом генерал-лейтенантом М. Поповым было отдано распоряжение о начале работ по созданию дополнительного рубежа обороны на псковском направлении в районе Луги.

Вступление Финляндии в войну 17 июня 1941 года в Финляндии был издан указ о мобилизации всей полевой армии, и 20 июня отмобилизованная армия сосредоточилась на советско-финской границе. Там базировались самолеты ВВС Финляндии и германской 5-й воздушной армии. Выход войск противника к Ленинграду В первые 18 дней наступления 4-я танковая группа противника с боями прошла более 600 километров с темпом 30—35 км в сутки , форсировала реки Западная Двина и Великая. От Пскова самый короткий путь к Ленинграду проходит по Киевскому шоссе, идущему через Лугу. Оборонительные сооружения строились руками ленинградцев, в большинстве своём женщин и подростков мужчины уходили в армию и ополчение. У Лужского укрепленного района произошла задержка немецкого наступления.

Донесения командующих немецкими войсками в штаб: Танковая группа Гепнера, авангарды которой обессилели и устали, лишь незначительно продвинулись в направлении Ленинграда. Наступление Гепнера остановлено… Люди сражаются, как и прежде, с великим ожесточением. Командование Ленинградского фронта воспользовалось задержкой Гепнера, ожидавшего подкрепления, и подготовилось к встрече противника, использовав, в том числе, новейшие тяжёлые танки КВ-1 и КВ-2, только что выпущенные Кировским заводом. Только в 1941 году было построено более 700 танков, оставшихся в городе. За это же время было выпущено 480 бронемашин и 58 бронепоездов, нередко вооруженных мощными корабельными орудиями. На Ржевском артиллерийском полигоне было найдено боеспособным корабельное орудие калибром 406 мм.

Оно предназначалось для головного линкора «Советский Союз», уже находившегося на стапеле. Это орудие применялось при обстреле немецких позиций. Германское наступление было приостановлено на несколько недель. Вражеским войскам не удалось овладеть городом с ходу. Эта задержка вызвала резкое недовольство Гитлера, который совершил специальную поездку в группу армий «Север» с целью подготовить план захвата Ленинграда не позднее сентября 1941 года. В беседах с военачальниками фюрер, помимо чисто военных доводов, привёл немало политических аргументов.

Он полагал, что захват Ленинграда даст не только военный выигрыш контроль над всеми балтийскими побережьями и уничтожение Балтийского флота , но и принесёт огромные политические дивиденды. Советский Союз потеряет город, который, являясь колыбелью Октябрьской революции, имеет для советского государства особый символический смысл. Кроме того, Гитлер считал очень важным не дать советскому командованию возможность вывести войска из района Ленинграда и использовать их на других участках фронта. Он рассчитывал уничтожить оборонявшие город войска. В длительных изматывающих боях, преодолевая кризисы в разных местах, немецкие войска в течение месяца готовились к штурму города. К городу подошёл Балтийский флот со своими 153 орудиями главного калибра корабельной артиллерии, как показал опыт обороны Таллина, по своей боевой эффективности превосходящей орудия того же калибра береговой артиллерии, также насчитывающей под Ленинградом 207 стволов.

Небо города защищал 2-й корпус ПВО. Наивысшая плотность зенитной артиллерии при обороне Москвы, Ленинграда и Баку была в 8—10 раз больше, чем при обороне Берлина и Лондона. К началу сентября финны перешли существовавшую до подписания мирного договора 1940 года старую советско-финскую границу на Карельском перешейке на глубину до 20 км, остановились на рубеже Карельского укрепрайона. Связь Ленинграда с остальной страной через территории оккупированные Финляндией была восстановлена летом 1944 года. Но он получил отказ в участии финнов в наступлении на Ленинград. Вместо этого Маннергейм повёл успешное наступление на севере Ладоги, перерезав Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал в районе Онежского озера, блокировав тем самым маршрут для поставок в Ленинград грузов.

Именно 4 сентября 1941 года город подвергается первым артиллерийским обстрелам со стороны оккупированного немецкими войсками города Тосно: «В сентябре 1941 г. Немного впереди нас шел переполненный народом трамвай. Он тормозит перед остановкой, где стоит большая группа ожидающих. Раздается разрыв снаряда, и многие на остановке падают, обливаясь кровью. Второй разрыв, третий… Трамвай разнесен в щепки. Груды убитых.

Раненые и искалеченные, в основном женщины и дети, разбросаны по булыжной мостовой, стонут и плачут. В дальнейшем немцы, отдав свои танки на центральный участок фронта, продолжали окружение города кольцом блокады, удаленным от центра города не более чем на 15 км, и перешли к длительной блокаде. В создавшейся ситуации Гитлер, реально представлявший себе огромные потери, которые он понес бы, вступив в городские бои, своим решением обрек его население на голодную смерть. С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города. В этот же день немецкие войска неожиданно быстро оказались в пригородах города. При этом советскому верховному командованию информацию о замыкании кольца окружения не докладывали, надеясь на прорыв.

А 13 сентября Ленинградская правда писала: Утверждение немцев, что им удалось перерезать все железные дороги, связывающие Ленинград с Советским Союзом , является обычным для немецкого командования преувеличением Это замалчивание стоило жизни сотням тысяч горожан, поскольку решение о подвозе продовольствия было принято слишком поздно. Всё лето день и ночь около полумиллиона человек создавали в городе рубежи обороны. Один из них, самый укрепленный, названный «Линией Сталина» проходил по Обводному каналу. Многие дома на оборонных рубежах были превращены в долговременные опорные пункты сопротивления. Проблемы эвакуации жителей Ситуация на начало блокады Эвакуация жителей города началась уже 29. В конце июня была создана Городская комиссия по эвакуации.

Началась разъяснительная работа среди населения о необходимости выезда из Ленинграда, так как многие жители не хотели покидать свои дома. До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. Возможность достижения немцами города считалась минимальной. Первая волна эвакуации Самый первый этап эвакуации продолжался с 29 июня по 27 августа, когда части вермахта захватили железную дорогу, связывающую Ленинград с лежащими к востоку от него областями. Этот период характеризовался двумя особенностями: Нежеланием жителей уезжать из города; Много детей из Ленинграда было эвакуировано в районы Ленинградской области. Впоследствии это привело к тому, что 175 000 детей было возвращено обратно в Ленинград.

За этот период из города было вывезено 488 703 человека, из них 219 691 детей вывезено 395 091, но впоследствии 175 000 возвращено обратно и 164 320 рабочих и служащих, эвакуировавшихся вместе с предприятиями. Вторая волна эвакуации Во второй период эвакуация проводилась тремя способами: эвакуация через Ладожское озеро водным транспортом до Новой Ладоги, а затем до ст. Волховстрой автотранспортом; эвакуация авиацией; эвакуация по ледовой дороге через Ладожское озеро. За этот период водным транспортом было вывезено 33 479 человек из них 14 854 человек — не ленинградского населения , авиацией — 35 114 из них 16 956 не ленинградского населения , походным порядком через Ладожское озеро и неорганизованным автотранспортом с конца декабря 1941 и до 22 января 1942 года — 36 118 человек население не из Ленинграда , с 22 января по 15 апреля 1942 года по «Дороге жизни» — 554 186 человек. В общей сложности за время второго периода эвакуации — с сентября 1941 по апрель 1942 года — из города, в основном по «Дороге жизни» через Ладожское озеро, были вывезены около 659 тысяч человек. Третья волна эвакуации С мая по октябрь 1942 года вывезли 403 тысячи человек.

Всего же за период блокады из города были эвакуированы 1,5 млн человек. К октябрю 1942 года эвакуация была завершена. Последствия Последствия для эвакуантов Часть истощённых людей, вывезенных из города, так и не удалось спасти. Несколько тысяч человек умерли от последствий голода уже после того, как их переправили на «Большую землю». Врачи далеко не сразу научились ухаживать за голодавшими людьми. Были случаи, когда они умирали, получив большое количество качественной пищи, которая для истощенного организма оказывалась по существу ядом.

Вместе с тем, жертв могло бы быть гораздо больше, если бы местные власти областей, где размещали эвакуируемых, не предприняли чрезвычайных усилий по обеспечению ленинградцев продовольствием и квалифицированной медицинской помощью. Последствия для городского руководства Блокада стала жестоким экзаменом для всех городских служб и ведомств, обеспечивавших жизнедеятельность огромного города. Ленинград дал уникальный опыт организации жизни в условиях голода. Обращает на себя внимание следующий факт: во время блокады, в отличие от многих других случаев массового голода, не произошло никаких крупных эпидемий, несмотря на то, что гигиена в городе была, конечно, гораздо ниже нормального уровня из-за почти полного отсутствия водопровода, канализации и отопления. Безусловно, предотвращению эпидемий помогла суровая зима 1941—1942 годов. Вместе с тем исследователи указывают и на эффективные профилактические меры, принятые властями и медицинской службой.

В конце марта 1942 года вспыхнула эпидемия холеры, брюшного тифа, сыпного тифа, но за счёт профессионализма и высокой квалификации медиков вспышка была сведена к минимуму. Немецкие части прорвали Лужский оборонительный рубеж и устремились к Ленинграду. Этот день считается днем начала блокады. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру. С севера город блокировали финские войска, которые были остановлены 23-й армией у Карельского УРа.

Сохранилось лишь единственное железнодорожное сообщение с побережьем Ладожского озера с Финляндского вокзала — «Дорога жизни». Это отчасти подтверждает то, что финны остановились по приказу Маннергейма согласно его мемуарам он согласился занять должность верховного главнокомандующего войсками Финляндии при условии, что не будет вести наступление против города , на рубеже государственной границы 1939 года, то есть той границы, которая существовала между СССР и Финляндией накануне Советско-финской войны 1939—1940 годов, с другой стороны, оспаривается Исаевым и Н. Барышниковым: Легенда о том, что финская армия ставила только задачу вернуть отобранное Советским Союзом в 1940 г. Если на Карельском перешейке переход через границу 1939 г. Котлы 41-го. История ВОВ, которую мы не знали.

Ещё 11 сентября 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти заявил германскому посланнику в Хельсинки: Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город. Ситуация на фронте с 22 июня по 5 декабря 1941 года По словам Г. Жукова, «положение, сложившееся под Ленинградом, Сталин в тот момент оценивал как катастрофическое. Однажды он даже употребил слово "безнадёжное". Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней, и Ленинград придется считать потерянным». После окончания Ельнинской операции приказом от 11 сентября Г.

Жуков был назначен командующим Ленинградским фронтом, к обязанностям приступил с 14 сентября. Местное руководство подготовило к взрыву основные заводы. Все корабли Балтийского флота должны были быть затоплены. Пытаясь остановить вражеское наступление, Жуков не останавливался перед самыми жестокими мерами. Отступление прекратилось. Солдаты, оборонявшие Ленинград в эти дни, стояли насмерть.

Лееб продолжал успешные действия на ближайших подступах к городу. Его целью было укрепление кольца блокады и отвлечение сил Ленинградского фронта от помощи начавшей действия по деблокаде города 54-й армии. В конце концов, враг остановился в 4—7 км от города, фактически в пригородах. Линия фронта, то есть окопы, где сидели солдаты, проходила всего в 4 км от Кировского завода и в 16 км от Зимнего дворца. Несмотря на близость фронта, Кировский завод не прекращал работу на протяжении всего периода блокады. От завода к линии фронта даже ходил трамвай.

Это была обычная трамвайная линия из городского центра в пригород, но теперь она использовалась для перевозки солдат и боеприпасов. Weisung Nr. September 1941 «Die Zukunft der Stadt Petersburg» со всей определённостью говорилось: «2. Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса… 4. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй.

Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения. Кто покинет город против наших линий, должен быть отогнан назад огнем. Небольшие неохраняемые проходы, делающие возможным выход населения поодиночке для эвакуации во внутренние районы России, следует только приветствовать. Население нужно принудить к бегству из города при помощи артиллерийского обстрела и воздушной бомбардировки. Чем многочисленнее будет население городов, бегущее вглубь России, тем больше будет хаос у неприятеля и тем легче будет для нас задача управления и использования оккупированных областей.

Все высшие офицеры должны быть осведомлены об этом желании фюрера» Немецкие военачальники протестовали против приказа стрелять в мирное население и говорили, что войска такой приказ выполнять не будут, но Гитлер был непреклонен. Изменение тактики ведения войны Бои под Ленинградом не прекратились, но изменился их характер. Немецкие войска приступили к разрушению города массированными артиллерийскими обстрелами и бомбёжками. Особенно сильными были бомбовые и артиллерийские удары в октябре — ноябре 1941 года. Немцы сбросили на Ленинград несколько тысяч зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары. Особое внимание уделялось ими уничтожению складов с продовольствием, и им данная задача удалась.

Так, в частности, 10 сентября им удалось разбомбить знаменитые Бадаевские склады, где находились значительные запасы продовольствия. Пожар был грандиозным, тысячи тонн продуктов сгорели, расплавленный сахар тёк по городу, впитывался в землю.

Увлекшись охотой на «шестидесятку» гитлеровцы практически перестали контролировать окружающую обстановку. В какой-то момент их танк развернулся бортом к соседней роще, где скрывалась наша артиллерийская батарея. Два снаряда ее орудий попали в моторное отделение, внутри «трешки» грохнул сильный взрыв... Таким же образом экипаж «сто шестьдесят четвертого», устроив «танцы» перед вторым T-III, заманил и его под огонь наших артиллеристов. Снаряд угодил «немцу» под башню, а вслед за тем у него «полетела» трансмиссия. В результате неприятельский экипаж вынужден был покинуть свою «крепость на гусеницах».

Итоговый счет в столь удивительном противостоянии 2:0 в пользу Т-60, который вообще не получил повреждений. Чего не знали немцы Интересно, что часть легких танков Т-60 доставили для подразделений Ленинградского фронта, сражавшихся в блокадном кольце, по Ладожскому озеру на угольных баржах. Именно под черными кучами такого топлива прятали эти «малютки». Немецкая воздушная разведка в итоге была введена в заблуждение. Гитлеровцы даже не подозревали, что на «лайбах» со столь незамысловатым грузом перевозят бронированную технику, очень важную для ведения боевых действий на этом участке фронта. А «шестидесятки» зимой 1943 года действительно сыграли серьезную роль в прорыве блокады. Только эти легкие танки смогли форсировать Неву по льду для атаки неприятельских позиций. Знаменитые наши Т-34 а данной ситуации пасовали: ледяной панцирь реки не выдерживал их тяжести.

И еще о снабжении осажденного города через Ладогу. К весне 1942 года над Северной столицей и защищающими ее армиями нависла угроза полного истощения запасов топлива для автомобилей и боевых машин. Запасов горюче-смазочных материалов в городе оставалось буквально на считанные недели. А как воевать дальше? Вот тогда и появился проект прокладки по дну озера подводного трубопровода, по которому можно перекачивать бензин. Ничего подобного в мире тогда не существовало. В начале Великой Отечественной она занимала должность инженера специального подразделения, выполнявшего работы под водой, — в том числе подъем техники, продовольствия с затонувших барж. Позднее, осенью 1941-го Нина Васильевна участвовала в прокладке бронированного телефонного кабеля по дну Ладоги для создания надежной телефонной связи Ленинграда с Большой землей.

Несколько месяцев спустя по предложению Соколовой было начато строительство еще одной подводной коммуникации.

В детских учреждениях давали не 125 грамм, а 150, заведующая делила этот хлеб на три части, и дети получали его трижды в день. Печка, старинная изразцовая, еще дореволюционная, всегда была горячая, к ней подходили по несколько детишек и грели спины и ручки. Погреется одна группа, потом другая, и затем их всех укладывали под одеяло. Детский сад находился в большой коммунальной квартире, и на лестнице сидели бабушки и мамы, у которых не было сил подняться к ребенку. Некоторые так и умирали на лестнице. Батенина Ларина Октябрина Константиновна.

Помню одного мужчину, который ходил в столовой и облизывал за всеми тарелки. Я поглядела на него и подумала, что он скоро умрет. Не знаю, может, он карточки потерял, может, ему просто не хватало, но он уже дошел до такого. На пятые сутки привозят хлеб. Навсегда перед моими глазами сохранилась сцена, когда старый обросший мужчина, качающийся от дистрофии, с обезумевшими глазами, схватил с весов кусочек чужого хлеба и запихнул его в рот. Он его не жевал, а глотал. Толпа молча била его, но он ел чужой хлеб, хлеб того, кто где-то тоже умирал.

Его били, пытаясь отобрать хлеб, из носа двумя струйками текла кровь, а он трясущимися руками ел хлеб вместе с кровью и слезами. Грязнова Валентина Васильевна. Я выглядел маленьким тощим старичком с глубоко ввалившимися глазами и скулами, с висящей на лице, руках и даже на пальцах кожей. Через кожу отчетливо проступали кости. Однажды наша соседка по квартире предложила моей маме мясные котлеты, но мама ее выпроводила и захлопнула дверь. Я была в неописуемом ужасе — как можно было отказаться от котлет при таком голоде. Но мама мне объяснила, что они сделаны из человеческого мяса, потому что больше негде в такое голодное время достать фарш.

Болдырева Александра Васильевна. Однажды на обед нам подали суп, а на второе котлету с гарниром. Вдруг сидящая рядом со мной девочка Нина упала в обморок. Ее привели в чувство, и она снова потеряла сознание. Когда мы ее спросили, что происходит, она ответила, что не может спокойно есть котлеты из мяса своего брата. Оказалось, что в Ленинграде во время блокады ее мать зарубила сына и наделала котлет. При этом мать пригрозила Нине, что если она не будет есть котлеты, то ее постигнет та же участь.

Дерезова Валентина Андреевна. Спасла меня моя мамочка. Она умудрилась неизвестно за какие средства, наверное за свое обручальное кольцо, которого я позже у нее не видел достать бутылку токайского вина. Мама давала мне утром, перед уходом на работу, и вечером, возвратившись с работы, по столовой ложке вина. Чувства стали тупыми. Я иду через мост, впереди медленно, шатаясь идет высокий мужчина. Шаг, другой — и он падает.

Я тупо прохожу мимо него, мертвого, — мне все равно. Я вхожу в свой подъезд, но подняться по лестнице не могу. Тогда беру двумя руками одну ногу и ставлю на ступеньку, а затем — вторую ногу на следующую ступеньку... Тетя открывает дверь и тихо спрашивает: «Дошла? Помню февраль 1942 года, когда первый раз на карточки прибавили хлеба. В 7 часов утра открыли магазин и объявили о прибавке хлеба. Люди так плакали, что мне казалось, дрожали колонны.

С тех пор прошел уже 71 год, а я не могу войти в помещение этого магазина. Гришина Лидия Алексеевна. Можно есть листья деревьев. Мы проворачиваем их через мясорубку и лепим лепешки. У нас пухнут животы. Всю блокаду я, мучаясь, задавал себе вопрос, почему же я не съел до конца тот торт, который мне как-то купили. Этот торт я помню до сих пор, он был круглый и ступенчатый.

Смерть Уже в конце октября можно было изредка встретить на улице горожанина, который покачивался из-за слабости от недоедания так, будто он невзначай «перебрал». А уже через месяц можно было, если не повезет, повстречаться с покойником, которого на салазках как бурлаки тащили на кладбище близкие ему люди. В конце ноября уже ничего необычного не было в том, чтобы увидеть лежащего на улице мертвеца. Декабрь: зима входила в свои права, и теперь частота возможных встреч с покойниками зависела от длины пройденного тобой пути и от того, шел ли ты по проспекту или же передвигался по «занюханной» боковой улочке. Трупы выносили из жилых домов, сбрасывали из окон нижних этажей, складывали в нежилых помещениях. Васильев Валентин Леонидович. Умирали люди прямо на ходу.

Вез саночки — и упал. Появилось отупение, присутствие смерти рядом ощущалось. Я ночью просыпалась и щупала — живая мама или нет. Булина Ирина Георгиевна. Как-то раз объявили, что будет выдача крупы, и моя мама с этой женщиной, которую звали Лида, пошли получать. Спускались по лестнице, и вдруг раздался страшный крик на весь подъезд: они споткнулись о тело старшего сына этой женщины — Женьки. Он лежал на лестнице, сжимая авоську с баландой, — не дошел лишь три этажа до квартиры.

Кричала его мать Лида, которая похоронила только что двух девочек, а еще раньше — старшего сына, погибшего на фронте. Она, работая на хлебозаводе, не могла принести даже кусочек хлеба своим умирающим детям. В ночь на 1 января 1942 года папа умер. Два дня мы спали с умершим отцом в одной постели. В этот же день умерли и хозяева квартиры. Три трупа находились в комнате. Уходя на работу, мама предупредила дворника, что в квартире осталось двое детей и нужно убрать тела умерших.

Я помню, что нам с братом было не страшно находиться в одной комнате с трупами, но мы очень боялись крыс. Они обгрызали у покойников кисти рук, ноги и носы. Мы отказывались оставаться одни в комнате. Мама, плача, объясняла нам, что она на казарменном положении, и ей надо идти на работу. Григорьева Зинаида Федоровна. Ко мне вышла сестра, посадила меня на скамейку и сказала, что мама недавно умерла. Во дворе завода стояла вереница машин с трупами, они ждали разгрузки.

Рабочие укладывали покойников на транспортер, включали машины, и трупы падали в печь. Создавалось впечатление, что они шевелят руками и ногами и таким образом противятся сжиганию. Я простояла в остолбенении несколько минут и пошла домой. Такое у меня было прощание с мамой. Первым умер от голода мой родной брат Леня — ему было 3 года. Мама на саночках отвезла его на кладбище, захоронила в снегу. Через неделю пошла на кладбище, но там валялись лишь его останки — все мягкие места были вырезаны.

Его съели. В январе 1942 года от голода умерла тетя Шура, мамина родная сестра. Ей было 32 года. Через 2 дня умерла от голода ее дочь Нюра, ей было 12 лет, через день умер сын тети Шуры — Ваня, ему было 9 лет. Трупы лежали в комнате — не было сил их вынести. Они не разлагались. В комнате были промерзшие насквозь стены, замерзшая вода в кружках и ни крупинки хлеба.

Только трупы и мы с мамой. Потом дворник вынес тела — мертвецов из нашего дома складывали во дворе дома штабелями. Их была целая гора.

О блокаде написано немало. И хотя прошло уже много лет, в героической и трагической блокадной эпопее всё ещё остаются много белых пятен. Книга Анатолия Аграфенина призвана восполнить эти пробелы и рассказать широкой аудитории о подвигах советских людей, совершавшихся с первых минут Великой Отечественной войны. Произведение повествует о тех, кто встал на оборону блокадного города. Вместе с частями Красной армии и отрядами народного ополчения это были и защитники небольшого латвийского городка Лиепаи, принявшие бой уже утром 22 июня 1941 года.

О лжи и мифах вокруг блокады Ленинграда и Великой Отечественной

В четверг, 15 ноября, в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума состоится презентация книги писателя и журналиста Анатолия Аграфенина «Неизвестная блокада: путь на острова». Фильм про блокаду Ленинграда Праздник. В начале января в Интернете появился фильм режиссера Алексея Красовского про блокаду Ленинграда под названием «Праздник». Из блокадного дневника / РИА Новости. Жительница блокадного Ленинграда — о войне, голоде и патриотизме. 80 лет назад закончилась блокада Ленинграда. «Правмир» публикует подборку дневников горожан и редкие фотографии ленинградских фоторепортеров из книги «Упрямый город. Блокада 1941–1944», которая вышла в издательстве «Лимбус Пресс». Фильм про блокаду Ленинграда Праздник. В начале января в Интернете появился фильм режиссера Алексея Красовского про блокаду Ленинграда под названием «Праздник».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий