Новости день похорон ленина

Согласно их взгляду, похороны Ленина в общей земле с явлением мемориала на его почестя позволят России окончательно закрыть боль жертв революции и перейти к новому этапу истории. В день похорон Великого Мирового Пролетарского Вождя ва (Ленина) на взрывзаводе имени Я.М. Свердлова. Аукционный дом «Литфонд» выставил на продажу три снимка, посвященных прощанию и похоронам Ленина. Актуальная позиция власти На сегодняшний день актуальная позиция власти по вопросу похорон останков Ленина остается неоднозначной.

Ко дню смерти Ленина Президентская библиотека опубликовала кинохронику его похорон

Уникальное видео с похорон Ленина выложили в Сеть – Самые лучшие и интересные видео по теме: Видео, Похороны В. И. Ленина, уникальное видео на развлекательном портале Главная» Новости» Ленина похоронят в 2024. 27 января 1924 года на Красной площади состоялись похороны Владимира Ильича Ленина. Главная» Новости» Похоронят ли ленина в 2024 дата. Президентская библиотека имени Ельцина выложила в Сеть кадры с похорон Владимира Ленина в 1924 году. Вечером 21 января были разосланы телеграммы с сообщением о смерти Ленина и установленной на 26 датой похорон.

Вынести нельзя оставить. Почему не хоронят Ленина — и надо ли?

История жизни и смерти Владимира Ленина до сих пор крайне противоречива. В день похорон Ленина, 27 января 1924 года, газеты напечатали Постановление II Съезда Советов Союза ССР о памятниках вождю, которое предписывало Президиуму ЦИК СССР разработать и утвердить проекты памятников Ленину в Москве, Харькове, Тифлисе, Минске. После смерти тело Ленина все же забальзамировали — первичную процедуру, рассчитанную на шесть дней, провел академик Алексей Абрикосов. После смерти тело Ленина все же забальзамировали — первичную процедуру, рассчитанную на шесть дней, провел академик Алексей Абрикосов. Похожие новости. Спустя несколько дней, 23 января в 9 часов 30 минут, тело Владимира Ленина положили в красный гроб. Согласно их взгляду, похороны Ленина в общей земле с явлением мемориала на его почестя позволят России окончательно закрыть боль жертв революции и перейти к новому этапу истории.

Рассорившиеся из-за похорон Ленина депутаты устроят сход в облдуме

Траурное шествие в день похорон В.И. Ленина | РИА Новости Медиабанк 27 января 1924 года на Красной площади состоялись похороны Владимира Ильича Ленина.
Опубликованы редкие кадры с похорон Ленина – Москва 24, 20.01.2015 Для организации киносъёмок похорон Ленина уже в день его смерти организовали специальную комиссию.

О похоронах Ленина вновь заговорили

Владимир Ильич велик в художественном изобретении аппарата для проведения в жизнь освободительных идей, и в этом отношении религиозная свобода, возвещенная советским строем, благоприятствует такому наращению нравственной силы, как ни в одном государстве. В заупокойном богослужении, совершавшемся в Заиконоспасском храме, …припев «Вечная память» мы впервые заменили «Вечная жизнь»…» Еще одна публикация «Вечерки» содержала комментарий патриарха Тихона которого, впрочем, практически везде в официальных советских публикациях именовали «бывшим патриархом», поскольку он к тому времени уже был отстранен от высшей церковной власти Первым обновленческим всероссийским поместным собором по поводу вопроса, видимо, очень насущного для многих граждан страны: о возможности поминовения скончавшегося лидера большевиков в церкви. Так было со Львом Толстым. Но Владимир Ильич Ленин не был отлучен от православной церкви высшей церковной властью, и потому всякий верующий имеет право и возможность поминать его.

Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души. Я считал бы оскорблением памяти Владимира Ильича и неуважением к его близким и семье, если бы мы, православное духовенство, принимали участие в похоронной процессии: ведь Владимир Ильич Ленин никогда не выражал желания, чтобы православное духовенство провожало его тело». Как можно увидеть из приведенных цитат, отношение к участию в похоронной церемонии у представителей различных течений тогдашней Русской православной церкви сильно отличалось.

Простые верующие — люди, далекие от политики, от власти, тоже реагировали на смерть «главного большевика» не одинаково. Среди них немало оказалось тех, кто искренно сокрушался о кончине Ленина. И считал своим долгом проводить душу «новопреставленного раба Божия Владимира» в мир иной надлежащим образом — так, как это было принято у российских христиан на протяжении многих веков.

О проведенных «по инициативе снизу» церковных службах, на которых поминали Владимира Ильича, можно найти информацию в отчетах, подготовленных чекистами. Дело в том, что сразу после того, как было объявлено о смерти Ленина, все подразделения ОГПУ на местах получили указание тщательно отслеживать реакцию граждан на это известие и обо всех заслуживающих внимания эпизодах сообщать наверх. Помимо прочего в этих донесениях можно встретить упоминания о церковном поминовении умершего большевистского вождя.

Проявления в народе именно христианской скорби по скончавшемуся Председателю Совнаркома отмечены на страницах донесений из Тверской и других губерний. Например, из Пскова поступило сообщение, что семьи некоторых красноармейцев «служили молебны за упокой Ильича в церквах». Подобное же зафиксировали бдительные сотрудники спецорганов в Гомеле: среди достаточно многочисленных церковных панихид по Ленину были такие, которые заказывали красноармейцы.

На Смоленщине, по наблюдениям тамошних работников ОГПУ, в некоторых храмах также служили «молебны о новопреставленном рабе Божьем Владимире», а в самом Смоленске довольно часто крестьяне, проезжая мимо государственных учреждений, на фасадах которых были вывешены портреты Владимира Ильича в траурном обрамлении, крестились на них и желали вслух покойному царствия небесного. Были случаи, когда «сознательные граждане» устраивали поминовение умершего вождя, придумав для этого новые обряды.

За Ленина читал Николай Губенко. Все это было занудно и тягомотно, но на фоне советско-болгарско-гдровского фильма «Карл Маркс. Молодые годы» шло вполне. В 1986 году, когда все это завершилось, терпение зрителя вознаградили — целую серию посвятили похоронам Ленина, собрав туда все доступные кадры. Увы, не было тогда видеомагнитофона, не оцифрован этот фильм, кроме одной серии.

Остальное лежит в телерадиофонде. К счастью, у нас есть возможность для начала посмотреть эпизод из «Кино-недели». Так назывался новостной киножурнал, выходивший с 1917 года. Операторы снимали все подряд, потом это как-то монтировалось, шлепались интертитры.

Вечером того же дня предполагалось разместить покойного в Колонном зале Дома Союзов и открыть доступ к прощанию рядовым гражданам.

Столь же оперативно было принято решение соорудить у стен Кремля склеп для сохранения тела Ленина, также сделав его публичным. Архитектурную комиссию по созданию склепа возглавил архитектор Щусев. Перенос даты похорон Сначала было решено предать тело земле без промедления и назначили дату погребения на 24-е. Церемония не предполагалась пышной: вождя должны были вынести из Колонного зала, на Красной площади провести массовое собрание, после чего захоронить тело у стен Кремля. Однако этот вариант сразу же отклонили, так как делегаты и представители пролетариата из удалённых краёв и других республик не успевали добраться в Москву.

Следующий рассматриваемый вариант даты похорон — 26 января — тоже был отменён, причём лишь 24-го числа: земельные работы затормозили как мерзлая почва, так и подземные полости коридоры и ходы , на которые наткнулись рабочие. В итоге похороны были перенесены на 27-е. Похороны под ключ Миллион прощавшихся 23 января в 9:30 покойного поместили в гроб алого цвета сохраняя верность революционной символике , который несли на руках от Горок до железнодорожной станции Герасимовка. Как и предполагалось комиссией по организации похорон, в час дня гроб разместили в Колонном зале. Стражу в почётном карауле было решено чередовать каждые 10 минут.

Предваряя возражения, дескать, «одни коммунисты», пара примеров из «капиталистического лагеря». А именно: мавзолей американского президента Улисса Гранта в манхэттенском Риверсайд-парке. Или могила маршала Пилсудского. Напомню, что он был захоронен в 1935 году в Вавельском замке, в склепе в стеклянном гробу.

Но бальзамирование оказалось не совсем удачным. В итоге было оставлено небольшое окошко, которое в настоящее время закрыто. Да, и вот ещё что: нетленность святых мощей — необъяснима, потому что и не предполагает никаких рассуждений, кроме религиозной Веры. Нетленность тела Ленина — и научно объяснима, и законодательно аргументирована, и профессионально выполнена.

Под Знаменем Ленина — к победе социализма! (фоторепортаж)

Петроград переименовали в Ленинград, но похоронить вождя решили все-таки в Москве. Нина Тумаркин пишет, что Крупская была категорически против этой идеи, о чем свидетельствует призыв Надежды Константиновны «не устраивать дворцов», процитированный нами ранее. Гроб с забальзамированным телом Ленина поместили в деревянный мавзолей — временную гробницу, которая, несмотря на лютые морозы, была построена всего за три дня. Вот как описывает церемонию прощания с Владимиром Ильичом крестьянка Анастасия Ивахнова: «Когда опускали гроб в склеп… все притаили дыхание, всем хотелось, наверное, вместе с нашим отцом родным пойти в склеп, не жить больше.

Замолчала вся земля, все птицы, все люди, даже, кажется, солнышко перестало греть землю. Остановились все поезда, все движение во всей России, чтобы в одно и то же время выразить свою скорбь, свое горе по случаю смерти дорогого Вождя». Заветной мечтой некоторых советских гражданок было не только сойти в могилу вслед за вождем, но и умереть вместо него.

То же и в рассказе П. Товарищ Белова — там самая, что просила сына привезти ей портрет мертвого Ленина — писала: «Если бы ты знал, как нам хотелось глянуть хоть одним глазком на Москву во время похорон тов. У нас вся площадь была переполнена народом во время похорон Ленина, мы пели похоронный марш.

Картина была трогательная, но все-таки, наверное, не такая как в Москве». Крестьянка Дежкина рассказывала о траурном собрании в селе Горицы Бутырской области: «Все женщины горько плакали, когда мы запели похоронный марш. Двое взяли траурное знамя.

Боевая делегатка моя Анисья Васильева взяла портрет Ленина. Я взобралась на трибуну, взяла в руки портрет, подняла его высоко и сказала нашим крестьянкам, кого мы готовимся зарыть в сырую землю, нашего неоцененного борца революции, который… раскрепостил нас, дал равноправие… Зароем его тело, но идею оставим при себе… Реки слез пролились из глаз крестьян и крестьянок».

Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул.

Какой ценой были добыты эти достижения? Сохранены ли интересы и права на согласие, на конфиденциальность и пр. Несмотря на тот факт, что изучение тел умерших перестало находиться в ореоле «некромантии» и других суеверий, это не освобождает научных исследователей от необходимости заботиться о данных вопросах и принципах. В частности в позднем СССР, для лечебных и исследовательских практик, ключевым основанием для исследований была «безродность» и невостребованность трупов, что хоть и не предполагало непосредственное согласие умерших, но не шло в прямое противоречие с, например, мнением родственников и сохраняло конфиденциальность. Глава IV. Как таковым «наследием» Ленина не редко именуют все его труды. К сожалению у нас нет такого наследства, которое было бы озаглавлено как «завещание», «последняя воля» или «Проект декрета «О моих похоронах В. Ленин »». Не упоминается ничего о похоронах и в т. Тем не менее, в нашем распоряжении имеется большое количество лично подготовленных, утверждённых и публичных прижизненных «воль» умершего. К Ленинским заветам относятся и декреты «похоронной реформы»: «О гражданском браке…», «Об отделении церкви…», «О кладбищах и похоронах». Некоторые из них приобретают особый оттенок, при рассмотрении их в биографическом контексте. Например, Декрет «О кладбищах и похоронах» от 07. Речь не только об исполнении обязанности Председателя СНК, но и наличия на проекте документа собственноручной пометки Ленина: «Утверждено». Игнорировать их, значит игнорировать его волю. Законы советской власти должны были распространяться на всех, в т. Если защита прав и интересов не распространяется на отца-основателя государства, то номенклатурный произвол в отношении остальных — неизбежен. Почему на захоронили Ленина? По официальной версии, мумификация — не более чем глубокое бальзамирование для длящегося прощания, по просьбам трудящихся, а похороны считаются состоявшимися. Также нельзя принципиально отрицать законность произошедшего, так как Съезд Советов, принявший постановление о захоронении, является высшим органом власти, а именно он определил и месторасположение и «доступность для обозрения». Тем не менее, мы также не можем игнорировать возникшие, при исполнении, коллизии и прямые нарушения прав и интересов умершего: систематическая эксгумация и перезахоронение, ограничение прав близких родственников при организации похорон и захоронения, публичное проведение научных экспериментов без согласия умершего или его родственников и т. Справедливыми будут вопросы о содержании трупа и склепа из бюджетных средств, учитывая что Крупская прямо указывала, что предпочтительнее потратить похоронные деньги на социальные нужды. Одна из неофициальных версий гласит, что Сталин, мумификацией Ленина, прямо хотел заменить обряд поклонения мощам. Согласно этой версии, к идее его подтолкнуло и семинарское образование и «политический гений» самого Сталина. Это был понятный православному обществу обряд, замена которого, на фоне «кампании по ликвидации мощей» могла ускорить политическую победу над верой, религией и церковью, которые оставались значимым конкурентом большевиков в борьбе за влияние на общество. Таким образом, мумификация Ленина стала лишь инструментом укрепления и сакрализации власти большевиков, путём использования древнейшего на территории Руси института выражения почитания и уважения верховным руководителям и военачальникам. В случае правдивости этой версии получается, что мавзолей, помимо склепа, может символизировать и торжество государственного произвола, ради достижения политических целей и задач. Поскольку сам Ленин последовательно придерживался антирелигиозных взглядов, крайне сомнительным можно считать допустимость использования его тела для обрядов, прямо ассоциирующимися с православным почитанием святых. В целом, как традиция, так и законодательство допускает существование отдельно-стоящих склепов, а равно доступ к ним всех желающих. Отношение же к находящемуся внутри склепа трупу, специально регулируется не только законодательными актами, но и нормами этики идейными, научными, культурными, государственными , как общества в целом, так и самого умершего. Тем не менее, произвол высших органов исполнительной и законодательной власти, завуалированный «просьбами трудящихся» — восторжествовал. Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Декрет СНК Российской республики об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет СНК о кладбищах и похоронах от 07. Постановление НКВД. Инструкция о порядке похорон умерших граждан и пользования кладбищами. Правительственное сообщение о смерти В. Ленина в склепе, доступном для обозрения с результатами голосования. О сооружении склепа для помещения праха В. Принято 26-го января 1924 г. Постановление Народного Комиссариата Юстиции. О ликвидации мощей. Акт о вывозе тела В. Ленина в Тюмень. Просмотрено: 01. Соколова А. Бонч-Бруевич В. Малышева С. Гранина Н. Обращение Н. Крупской к трудящимся в связи со смертью В. Ленина для публикации в газете «Правда». Давыдов Е. Шевченко Ю. Жирнов Е. Валентинов Н. Письмо рабочего Окуловских писчебумажных фабрик В. Ленина Ф. Дзержинскому с просьбой забальзамировать тело В. Письмо рабочих ткацкой фабрики Трехгорной мануфактуры в редакции газет "Известия", "Правда", "Рабочая Москва", "Рабочая газета"; 25 января 1924 г. Письмо А. Ленина; 22 января 1924 г. Воспоминания о Ленине. Новому человеку — новая смерть? Новое литературное обозрение. Полякова из с. Юрьевского Абрамовской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии от 10 мая 1927 г. Записка А.

Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. Всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим». Большинство считает, что тот самый Мавзолей на Красной Площади расположен там с самого года смерти вождя, то есть с 1924. Но, на самом деле, он был построен только в 1930-х годах, а до этого тело Ленина располагалось во временных деревянных мавзолеях. Сколько ещё это будет продолжаться? Разговоры о перезахоронении тела начались еще в 90-х годах после обвала СССР, но к никаким итогам это не привело.

1924г. Посмертное вскрытие В. И. Ульянова - Ленина

Похороны Ленина в этот день станут не только символом уважения и памяти к лидеру Октябрьской революции, но и возможностью объединения нации вокруг одной из ключевых фигур истории страны. 27 января гроб переместили во временный мавзолей, специально построенный по проекту Алексея Щусева ко дню похорон. Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская на прогулке в окрестностях Горок во время отдыха В. И. Ленина после болезни. В итоге у него похороны мумии Ленина трансформировали в снос памятников Ильичу, а Шарифов был заподозрен в членстве в каком-то клубе — «Блокнот» не увлекается конспирологическими теориями, поэтому не понял, какое плохое зло имеется ввиду. Забальзамированное тело Владимира Ленина лежит в мавзолее на Красной площади, а история его похорон скрывает немало интересных деталей. В день похорон Ленина по всей стране устраивались траурные заседания и митинги.

Ко дню смерти Ленина Президентская библиотека опубликовала кинохронику его похорон

Идейно мы с Владимиром Ильичем Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души. Я считал бы оскорблением памяти Владимира Ильича и неуважением к его близким и семье, если бы мы, православное духовенство, принимали участие в похоронной процессии: ведь Владимир Ильич Ленин никогда не выражал желания, чтобы православное духовенство провожало его тело». Как можно увидеть из приведенных цитат, отношение к участию в похоронной церемонии у представителей различных течений тогдашней Русской православной церкви сильно отличалось. Простые верующие — люди, далекие от политики, от власти, тоже реагировали на смерть «главного большевика» не одинаково. Среди них немало оказалось тех, кто искренно сокрушался о кончине Ленина. И считал своим долгом проводить душу «новопреставленного раба Божия Владимира» в мир иной надлежащим образом — так, как это было принято у российских христиан на протяжении многих веков. О проведенных «по инициативе снизу» церковных службах, на которых поминали Владимира Ильича, можно найти информацию в отчетах, подготовленных чекистами. Дело в том, что сразу после того, как было объявлено о смерти Ленина, все подразделения ОГПУ на местах получили указание тщательно отслеживать реакцию граждан на это известие и обо всех заслуживающих внимания эпизодах сообщать наверх.

Помимо прочего в этих донесениях можно встретить упоминания о церковном поминовении умершего большевистского вождя. Проявления в народе именно христианской скорби по скончавшемуся Председателю Совнаркома отмечены на страницах донесений из Тверской и других губерний. Например, из Пскова поступило сообщение, что семьи некоторых красноармейцев «служили молебны за упокой Ильича в церквах». Подобное же зафиксировали бдительные сотрудники спецорганов в Гомеле: среди достаточно многочисленных церковных панихид по Ленину были такие, которые заказывали красноармейцы. На Смоленщине, по наблюдениям тамошних работников ОГПУ, в некоторых храмах также служили «молебны о новопреставленном рабе Божьем Владимире», а в самом Смоленске довольно часто крестьяне, проезжая мимо государственных учреждений, на фасадах которых были вывешены портреты Владимира Ильича в траурном обрамлении, крестились на них и желали вслух покойному царствия небесного. Были случаи, когда «сознательные граждане» устраивали поминовение умершего вождя, придумав для этого новые обряды. Один из таких эксклюзивов — траурное мероприятие, проведенное в Таганроге.

В этом южном городе по инициативе красноармейцев — слушателей Высшей кавалерийской школы 1-й Конной армии, состоялось «пролетарское отпевание» бюста Владимира Ильича. Столь необычный обряд провели на центральной площади возле главного городского храма — Успенского собора. Главную роль в церемонии взял на себя красный командир Семен Наливайченко.

Своей архитектурой мавзолей обязательно должен был напоминать языческое святилище. Среди эскизов были предоставлены практически точные копии египетских пирамид, и сооружения, напоминающие древнегреческие храмы, и византийские усыпальницы, и даже искусственные пещеры, вроде той, где покоилось тело Христа после распятия. Ещё один автор проекта предлагал поставить на Красной площади пирамиду, как у фараонов Но комиссии больше понравился проект, вдохновленный вавилонским зикуратом.

Первое строение из дерева, появилось на могиле вождя практически сразу, потом его сменило ещё одно, тоже деревянное, но более капитальное сооружение, и лишь к 1930-му, на Красной площади возник всем нам известный мавзолей из мрамора и гранита. Мумиё моё! Идея бальзамирования тоже была не случайной. Бонч-Бруевич знал, как трепетно верующие относятся к нетленным мощам, где разложение не тронуло тело, хоть плоть заметно высохла и сморщилась Легко представить, как народ воспримет зрелище, где Ленин и через десятилетия выглядит как живой. С 1881-го года, в медицинском музее Винницы уже почти 40 лет хранилось забальзамированное тело доктора Николая Пирогова. Хоть это и был просто медицинский эксперимент, среди жителей Винницы и окрестных сел, ходили слухи, будто доктор был святым.

Так почему бы не использовать эти технологии бальзамирования на благо большевизма? Параллельно, с новостью о бальзамировании, в газетах печатались заключение ученых, что раз советская наука смогла сохранить нетленным тело Ленина, то совсем скоро найдет и способ его воскресить. Ход был очень сильным. Практически у всех народов мира, есть предание о спящем мифическом герое или полубоге, который скоро проснется, и принесет счастье своему народу. Например, в Праге до сих пор жива легенда о рыцаре Брунквике, обещавшим после смерти подняться из вод Влтавы, когда чехам будет совсем тяжко. Временное фанерное строение на месте нынешнего мавзолея уже напоминало вавилонский зикурат Но в героев слепо верят, а тут любой сможет лицезреть «спящего» Ленина.

Не случайно и положение, где установлен саркофаг. Тело вождя покоится ниже уровня земли, то есть там, где по народным поверьям и должен находится мертвый. Хотя, землей он не засыпан, то есть тело находится там временно. Любопытно, что сам Бонч-Бруевич был радикальным атеистом и материалистом, он не верил ни в какую паранормальщину. Но психологическое воздействие сакральных объектов на верующих историк изучал очень детально. Устами младенца Впрочем, создание образа Ленина, как некого полубога начиналось еще при жизни вождя.

Больше всего такому виду пропаганды были подвержены дети. Они о кровавом царском режиме слышали только от родителей, а родители уже сами не помнили, что творилось в Российской Империи до Первой мировой. Если верить этому изданию, то дети считали Ленина сверхчеловеком В январе 1925-го, ровно через год после смерти Ильича, из типографии вышла книга «Дошкольники о Ленине». Материал для нее собирали в первые два месяца, после похорон вождя. Шестилетнего Сашу авторы сборника встретили недалеко от Дома Советов. Он с мамой пришел на прощание с дедушкой Лениным.

Мальчик сильно плакал, и повторял: -Без Ленина жить будет нельзя. Раз Ленин умер, то весь мир скоро умрет, и солнце, и луна и звезды. Витя, которому семь с половиной лет, держался более стойко. Мальчик утверждал, будто плакать сейчас нельзя, чтобы буржуи не радовались. Пятилетний Коленька деловито рассказал авторам сборника, что у Ленина сильно болела голова, от чего он умер. А голова болела, от того что много работал и часто думал, как сделать людей счастливыми.

Митя, который старшее брата на год, немного дополнил эту версию. Он утверждал, что дедушка Ленин заболел от того, что в него стреляли. Якобы врачи тогда пулю вытащили, а пистон в голове остался. И вообще, когда бандитов, которые стреляли в Ленина, поймали, они плакали, извинялись, и говорили, будто не знают, что стреляли в Ильича. Будто бы буржуи дали им много денег и сказали - стреляйте в того дядю. Иллюстрация из книги "Дошкольники о Ленине".

Так дети видели похороны вождя Шестилетняя Катя, пообещала, что когда вырастет, попросит у своей врачихи, тети Люды, лекарство, напоит им Ленина, и тот снова оживет. А Ленин умер, потому что врачи не позвали тетю Люду его лечить. Потом авторы сборника спросили, что хорошего Ленин сделал для ребят. Малыши наперебой загалдели: - Он придумал больницы и школы! И маму, и папу.

В экспозиции «смоделировали» также фрагмент «ленинского уголка», подобного тем, которые сразу же после смерти вождя организовывали по всей стране — в общественных учреждениях и даже в домохозяйствах. Инициатива родилась снизу, но затем была оформлена директивой сверху — Реввоенсовета Республики, а также Наркомпроса. Никакой самодеятельности не допускалось: содержание и оформление «ленинских уголков» взял на себя Главполитпросвет при Наркомпросе. Он предписывал, какие портреты вождя можно использовать и даже в каком порядке их размещать.

И все же без самодеятельности не обошлось. Так, согласно архивным документам, некий молодой человек, которого звали Михаил Абрамович фамилия неизвестна , договорился с руководством Академии художеств о распространении среди советских учреждений скульптурных изображений Ленина работы Матвея Харламова. Предприимчивый нэпман покупал у академии бюсты по одной цене, а продавал, естественно, по другой. Разницу клал себе в карман. Дело было поставлено на поток: в поисках «рынка сбыта» агенты выезжали в провинцию. Однако именно размах начинания и подвел коммерсанта. Гипсоформовочная мастерская академии не справлялась с таким валом заказов, и он подключил частные мастерские. Все это сильно сказалось на качестве работы: скульптуры Ленина, наспех отлитые в гипсе, становились все менее узнаваемыми, а подчас и курьезными.

Вдруг поймал себя на мысли, что в январе 2024 года со дня смерти Ленина исполнится уже целых 100 лет. Для человека, который лично застал не совсем уж и старых людей, видевших вождя живьем, это странно. С другой стороны, Ильич всегда был для меня каким-то далеким прошлым — как Кутузов или Петр Первый. И он был везде. Я, к сожалению, не застал дикой вакханалии, которая была посвящена столетию с его дня рождения. Говорят, это была феерия — фильмы, передачи, книги, рубли. Повторилась она, не в такой, правда, буйной форме, в 1980 году, когда Ильичу стукнуло 110 лет. Началось даже раньше. В 1979 году по радио стартовала документальная сага о вожде.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий