Новости рубинштейн с л биография

На факультете педагогики и психологии Курского государственного университета состоялся психологический вечер «С.Л. Рубинштейн: известный и неизвестный», посвященный юбилею ученого. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. С.Л. Рубинштейн как российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии, краткий очерк его жизни и личностного становления. С.Л. Рубинштейн как российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии, краткий очерк его жизни и личностного становления.

Сергей Леонидович Рубинштейн — краткая биография

это особая форма деятельности. В 1943 г. С. Л. Рубинштейн избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, что означало признание роли психологии как самостоятельной науки. Сергей Рубинштейн — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Абульханова, К.А. Биография С.Л. Рубинштейна / К.А. Абульханова. В сборнике: Сергей Леонидович Рубинштейн. Лит.: Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, восп., материалы: К 100-летию со дня рождения. В издании представлены фундаментальные труды выдающегося русского психолога и философа тейна.

Краткая биография С. Л. Рубинштейна

В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии. Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово.

Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии. Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером. Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию.

Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов. Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии». Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины.

Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов. Работая в Ленинграде, Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядом московских психологов.

Высшее образование Рубинштейн получил в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В докторской диссертации, защищенной накануне Первой мировой войны в Марбурге и опубликованной на немецком языке в 1914 г. Вернувшись на родину, в Одессу, Рубинштейн занял пост заведующего кафедрой психологии Новороссийского университета. Однако местная профессура встретила новоиспеченного марбургского доктора философии настолько ревниво и недоброжелательно, что свой пост он почти сразу оставил и предпочел преподавать философию, психологию и логику гимназистам. Лишь после революции, в 1919 г. Исключение составляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в «Ученых записках высшей школы г.

Одессы» в 1922 г. Нелишне отметить, что термин «деятельностный подход» в трудах самого Рубинштейна, в том числе и более поздних, не встречается. Сущность этого подхода была выражена так: «…Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. На этом только зиждется возможность педагогики…» Исходные для общей системы философско-психологических воззрений положения Рубинштейна получили свое развитие в последующие периоды его творчества, с особой же глубиной — в московский период. Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу.

В 1930 г. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М. Басова, который по некоторым суждениям, в том числе и под влиянием статьи Рубинштейна «Принцип творческой самодеятельности» с середины 20-х гг. Другими психологами эта проблема в то время не рассматривалась. Тогдашний директор Московского института психологии К. Корнилов — создатель реактологии учения о реакциях, а не о действиях и поступках — не пожелал сотрудничать с Рубинштейном и отказался принять его в свой институт.

Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней, отвергнув попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций, он выдвинул в качестве приоритетной категории действующего субъекта как конкретной сознательной личности. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии. Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: вначале было дело а не ветхозаветное слово.

Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии. При этом им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером, считавшим, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Это позволяло ему избегать провинциализма, которым иной раз грешат отечественные психологи по сей день. Отечественная и западная психология выступали перед его умственным взором не как антагонисты, а как различные направления мировой психологической мысли.

В дальнейшем такой подход ему дорого обошелся. В эпоху пресловутой борьбы против космополитизма он подвергся жесткой и совершенно необоснованной критике и административным преследованиям.

Памяти С. Рубинштейна, выдающегося советского психолога и философа Последние новости «Смысл человеческой жизни — быть источником света и тепла для других людей. Рубинштейн В 2019 году весь научный мир отмечает 130-летие со дня рождения выдающегося советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна 1889-1960. На факультете педагогики и психологии Курского государственного университета состоялся психологический вечер «С.

Рубинштейн: известный и неизвестный», посвященный юбилею ученого.

В марте 1942 года институт удалось эвакуировать на юг страны. А в апреле первое издание «Основ общей психологии» было удостоено высшей в то время — Сталинской — премии. Книга была представлена на награждение рядом психологов, а также выдающимися учеными В. Вернадским и А.

Ухтомским, давно и глубоко интересовавшимися проблемами психологии. В 40-е годы присуждение премий в большинстве случаев объективно выражало общественное признание научных достижений. Сталинские лауреаты обладали тогда большим авторитетом и могли в известной степени влиять на ход событий в сфере своей профессиональной деятельности. Вот почему 1 октября 1942 года беспартийный Рубинштейн был назначен директором Московского института психологии — головного научного учреждения страны в данной отрасли. Одновременно он возглавил кафедру психологии в МГУ и пригласил на работу в университет многих известных московских психологов Леонтьева, Лурия, Теплова и др.

Первый в МГУ выпуск дипломированных психологов состоялся в 1948 году. В 1943 году Рубинштейн был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, чего дотоле ни один психолог не удостаивался. Рубинштейн поддерживал творческие контакты с известными историками Е. Косминским и Е. Тарле, с лингвистом академиком В.

Виноградовым, физиологами академиками Л. Орбели и И. Бериташвили, кинорежиссером С. Эйзенштейном, физиком А. Петровым, искусствоведами Б.

Виппером, В. Жирмунским и другими видными деятелями науки и культуры. При их содействии в Академии наук был организован Сектор психологии в Институте философии , ставший первым академическим центром психологических исследований. Ее главной хотя далеко не единственной жертвой в психологии и стал Рубинштейн. Набор книги был рассыпан на том вздорном основании, что число цитируемых зарубежных авторов превышало число советских.

Ведущий отечественный психолог был снят со всех постов, а публикация его трудов запрещена. К счастью, более крутых мер не последовало, а после смерти Сталина началось постепенное восстановление в правах бывших «космополитов». Во второй половине 50-х Рубинштейн вместе с другими лидерами советской психологии Тепловым, Леонтьевым, Лурия, Смирновым и др. Совместными усилиями широко развернулись теоретические, экспериментальные и прикладные исследования, был создан журнал «Вопросы психологии», основано Общество психологов СССР, начали восстанавливаться творческие контакты с зарубежными коллегами. Столь значительная совместная деятельность во имя общих интересов науки осуществлялась ведущими учеными, несмотря на существенные теоретические разногласия между ними по целому ряду проблем.

Словно стремясь наверстать упущенное время, Рубинштейн за три года опубликовал одну за другой три монографии: «Бытие и сознание» 1957 , «О мышлении и путях его исследования» 1958 , «Принципы и пути развития психологии» 1959. Этот труд вошел в издание «Проблемы общей психологии» 1973 , вышедшее уже посмертно. Сергей Леонидович Рубинштейн скончался 11 января 1960 года. Значение идей ученого для современной психологической науки В 1989 г. К столетию со дня рождения ученого были приурочены выход в свет цикла публикаций, посвященных творчеству С.

Рубинштейна, а также переиздание его фундаментального труда «Основы общей психологии».

Рубинштейн Сергей Леонидович — Биография

Плодотворная деятельность руководимых Рубинштейном научных групп была прервана по идеологическим мотивам в связи с начавшейся «борьбой против космополитизма», кампанией, организованной с целью противопоставления советских ученых ученым Запада. Будучи философом по образованию и призванию, С. Л. Рубинштейн через несколько лет официально становится психологом. С.Л. Рубинштейн: краткая биография и влияние. Сергей Львович Рубинштейн (1829-1894) был выдающимся русским психологом, философом и педагогом, основателем психологической школы в России. В 1943 г. С. Л. Рубинштейн избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, что означало признание роли психологии как самостоятельной науки. С.Л. Рубинштейн (1889–1960) В историю науки Сергей Леонидович Рубинштейн вошел как выдающийся психолог-теоретик. биография, дата рождения.

С.Л. Рубинштейн

Тегижизнь и творчество а г рубинштейна, произведения рубинштейна список, рубинштейн с л рассматривал психику как тест, рубинштейн с л проблемы общей психологии 2015, рубинштейн клиническая психология. Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Сергей Рубинштейн — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Издано: нский, анова «Философско-психологическая концепция тейна.

Непобедимая наука. С.Л. Рубинштейн – исследователь и организатор психологических достижений

Выготского, Б. Леонтьева, П. Гальперина и других замечательных ученых. Внутренний стержень личности и творчества Сергея Леонидовича Рубинштейна составляет его практический и теоретический интерес к этическим мировоззренческим проблемам. При этом этическое органично сочеталось у него с обостренным эстетическим восприятием окружающего мира, мира природы. Этические искания пронизывают все его труды, но особенно полно воплотились в книге его жизни «Человек и мир», опубликованной посмертно. Она писалась всю жизнь и осталась незаконченной.

Да она и не могла завершиться, потому что эти искания и составляли неотъемлемую от жизни автора ее часть. Другой особенностью творчества Рубинштейна является его энциклопедизм. В своих трудах он объединил и творчески развил едва ли не весь опыт, накопленный философской и психологической мыслью, включая самые последние достижения отечественной и мировой науки. Зинченко в очерке « слово о Сергее Леонидовиче Рубинштейне к 110-летию со дня рождения С. Рубинштейна » писал о потрясении, которое испытал после посещения его домашней библиотеки: «Такого богатства я не видел ни у А. Лурии, ни у А.

Леонтьева» Зинченко , 2019, с. Его работы характеризуются непревзойденной по охвату и глубине философской и методологической культурой, строгой логикой и интеллектуальной красотой. В конкретной ситуации, под прикрытием лозунгов борьбы с космополитизмом, в годы, когда в нашей стране господствовало утверждение, что наука есть только у нас и мы одни все открыли, он ратовал за широкое международное сотрудничество, за выход из национальной замкнутости — за освоение всей мировой культуры. Эта сторона деятельности Рубинштейна нашла свое воплощение в фундаментальных «Основах общей психологии». Книга вышла в 1946 г. Она стала Учебником по психологии на все времена, является самой читаемой книгой по психологии, как об этом точно сказал ученик Рубинштейна А.

И это несмотря на то, что исследовательская работа не прекращается и растет число публикаций, в том числе и учебников, по психологии, но новый материал как-то органично вписывается в эту книгу, точнее, без книги Рубинштейна он остается недостаточно понятым и осмысленным. Ученица Рубинштейна, впоследствии ставшая известным ученым Елена Александровна Будилова вспоминала, что за два дня до кончины Сергей Леонидович вызвал ее для того, чтобы наметить план работы на ближайшее время. Их надо дополнить для переиздания новым материалом: собрать и обобщить то, что сделано в нашей психологии за последние годы. Однако судьба распорядилась иначе. Сергей Леонидович Рубинштейн скоропостижно скончался 11 января 1960 г. Ярошевский так вспоминал о своей встрече с Рубинштейном, оказавшейся последней.

Сергей Леонидович предпринимал меры по возвращению Ярошевского из Таджикистана, куда тот вынужден был уехать по политическим причинам, на работу в Москву в возглавляемый им Сектор философских проблем психологии Института философии АН СССР. Попрощавшись с Сергеем Леонидовичем уже ночью, Ярошевский уехал. Сергей Леонидович чувствовал себя бодро, ничто не предвещало, что через несколько часов он скончается. Творчество С. Рубинштейна отличает диалектический стиль мышления и изложения. Именно такой стиль придает объемность текстам его трудов, в отличие от односторонности других философских и психологических концепций, таких, например, как экзистенциализм.

В качестве иллюстрации можно взять трактовку Рубинштейном таких ключевых для научного исследования проблем и принципов, как детерминизм и развитие, хотя и известных еще со времен античности, но понимаемых у разных авторов различно. В механистических концепциях детерминизм рассматривается по типу внешнего толчка например, в новоевропейском рационализме Декарта. Рубинштейн включил детерминацию психического в сферу бытия разных его уровней: физико-химических процессов, организмов, человеческой жизни. Со становлением человека возникает новый высший уровень бытия как осознанного и измененного действиями человека. Изменяются также форма и специфика детерминации применительно к разным уровням бытия. Чеканная формула рубинштейновского принципа детерминизма: внешнее действует через внутреннее.

Чем сложнее внутреннее, тем большей становится его роль в детерминации поведения. Внутренние отношения являются основой внешних отношений. На самых высших уровнях поведение определяется практически целиком внутренней позицией — мировоззрением человека.

Исключение составляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в «Ученых записках высшей школы г. Одессы» в 1922 году.

В этой новаторской статье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется деятельностным, или субъектно-деятельностным. Нелишне отметить, что термин «деятельностный подход» в трудах самого Рубинштейна, в том числе и более поздних, не встречается. Сущность этого подхода была выражена так: «... Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого.

На этом только зиждется возможность педагогики... Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М. Басова, который по некоторым суждениям, в том числе и под влиянием статьи Рубинштейна «Принцип творческой самодеятельности» с середины 20-х годов также начал разрабатывать проблему деятельности. Другими психологами эта проблема в то время не рассматривалась.

Тогдашний директор Московского института психологии К. Корнилов — создатель реактологии учения о реакциях, а не о действиях и поступках — не пожелал сотрудничать с Рубинштейном и отказался принять его в свой институт. Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии.

Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии.

Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером. Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Это позволяло ему избегать провинциализма, которым иной раз грешат отечественные психологи по сей день. Отечественная и западная психология выступали перед его умственным взором не как антагонисты, а как различные направления мировой психологической мысли.

В дальнейшем такой подход ему дорого обошелся. В эпоху пресловутой борьбы против космополитизма он подвергся жесткой и совершенно необоснованной критике и административным преследованиям. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов. Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии». Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины.

Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах.

Его основной научный интерес лежал в области общей психологии, а также психологии общения и личности. Исследования Влияние Разработал теорию общения, основанную на концепции «защитного круга», которая стала одной из ключевых в понимании взаимодействия между людьми. Рубинштейн считается одним из основателей и наиболее значимых теоретиков в области психологии общения. Изучал проблемы межличностного влияния, уделяя внимание вопросам власти и авторитета в обществе. Его работы в этой области оказали значительное влияние на развитие социальной психологии и исследование межличностных отношений. Исследовал понятие личности и создал собственную концепцию, известную как теория самореализации.

В 1844 году Сергей поступил в Московскую консерваторию учиться на фортепиано, а затем на композицию. Во время учебы он активно участвовал в студенческой жизни и был признан одним из самых талантливых студентов. После окончания консерватории в 1851 году, Рубинштейн стал одним из самых известных пианистов Москвы. Он не только восхищал публику своей техникой и музыкальностью, но и активно занимался преподавательской деятельностью. Вклад в психологию Сергей Львович Рубинштейн внес значительный вклад в развитие психологии. Его основной научный интерес лежал в области общей психологии, а также психологии общения и личности.

Реферат: Биография С.Л. Рубинштейна

С Л Рубинштейн и его вклад в психологию это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей".
Рубинштейн, Сергей Леонидович Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня в г. 1889 г., в Одессе в еврейскую семью зажиточного местного юриста.

Сергей Рубинштейн - Sergei Rubinstein

По его мнению, в педагогическом процессе все отношения, влияющие на сознание человека и на формирование его личности, принимают специфический характер. При этом в сотрудничестве ученика и учителя важно учитывать, что первый еще не может преобразовывать объективную действительность, создавать новые понятия и знания. Ему пока доступно только усваивание содержания уже сложившегося знания. На качество обучения, по мнению Рубинштейна, влияют не только интеллектуальные данные учеников и постановка обучения, но и отношение учащихся к предмету и преподавателю. Рубинштейн обращал внимание на то, что отношения педагога к ученикам и учеников к педагогу, которые определяют сущность педагогической ситуации, далеко не равнозначны. На основании всех вышеизложенных положений ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности. Также Рубинштейн показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. По его мнению, основной способ существования психического - это существование в качестве процесса или деятельности.

На основании этого он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни - экономикой, юриспруденцией. Рубинштейн был одним из создателей новой психологической школы, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в институте общей и педагогической психологии. Впоследствии он был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научных методов воздействия, и отстранен от должностей. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики труда под названием "Основы общей психологии". В эту работу вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической науки. Рубинштейн разрабатывал философские проблемы психологии, сформулировал важнейшие методологические принципы психологии.

Один из них - принцип единства сознания и деятельности - составил основу деятельного подхода в психологии. В своей работе " Принцип творческой самодеятельности" С. Рубинштейн указывает на роль деятельности, в которой субъект проявляется, созидается и определяется. Именно с этих позиций С. Рубинштейн приступил к обобщению достижений психологии. Этапной как в творчестве самого Рубинштейна, так и для отечественной психологии в целом стала статья " Проблемы психологии в трудах Карла Маркса" 1934г Это выступление вместе с его книгой "Основы психологии" 1935г и " Основами общей психологии" 1946г явились практической реализацией замысла построения марксистской психологии в СССР. Именно эта его работа была удостоена Государственной премии и получила высокие оценки в рецензиях ведущих отечественных психологов.

В своей статье Рубинштейн подверг глубокому анализу кризис, переживаемый зарубежной психологией. В его материале раскрывается марксистская концепция человеческой деятельности, сознания и личности, утверждается принцип единства сознания и деятельности. Таким образом, в сферу психологического изучения была включена деятельность. Этим был сделан реальный шаг на пути преодоления постулата непосредственности, намечены основы объективного познания психики. Включив деятельность в сферу психологического изучения, Рубинштейн в то же время указывал, что это " не значит, что поведение, деятельность человека является предметом психологии. Деятельность человека - сложное явление. Различные стороны её изучаются разными науками, а психология изучает психическую сторону деятельности".

Рубинштейн наметил общую структуру деятельности, которую детально разработал А. По Рубинштейну, в зависимости от характера мотивации различаются и деятельность и поведение: преобладание в деятельности отношения человека к другим людям превращает её в поведение. Единицей поведения является поступок, а единицей деятельности - действие. Рубинштейн выделял в качестве основных следующие виды деятельности: труд, игра, учение, и он дал их психологический анализ для каждого из этих видов, раскрыл их природу и связь с развитием личности. В 50е годы Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма и раскрыл его на материале экспериментальных исследований мышления. В связи с исследованиями мышления было сформулировано положение о психическом как процессе: " мышление выступает как процесс, а этот процесс членится на отдельные звенья или акты. Рубинштейна, мы обнаруживаем, что в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли он продолжал ею заниматься и достиг вполне ощутимых результатов.

Вот такую характеристику он дал в своей работе "Основы общей психологии": "Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта, который возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними". В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. В связи с этим в психологии возник вопрос о специфике исследования личности, благодаря чему был сформулирован личностный принцип С. Рубинштейна как " динамическая тенденция", в которой он исследовал психические процессы и состояния личности. Завершающая работа Рубинштейна, соединившая изучение психологии личности с проблемой её бытия в мире и нравственной природой человеческой жизни, осталась незаконченной и была опубликована под названием "Человек и мир" в 1973 году. Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фонд отечественной психологии.

В эту работу вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической науки. Рубинштейн разрабатывал философские проблемы психологии, сформулировал важнейшие методологические принципы психологии. Один из них — принцип единства сознания и деятельности — составил основу деятельного подхода в психологии. В своей работе » Принцип творческой самодеятельности» С.

Рубинштейн указывает на роль деятельности, в которой субъект проявляется, созидается и определяется. Именно с этих позиций С. Рубинштейн приступил к обобщению достижений психологии. Этапной как в творчестве самого Рубинштейна, так и для отечественной психологии в целом стала статья » Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934г Это выступление вместе с его книгой «Основы психологии» 1935г и » Основами общей психологии» 1946г явились практической реализацией замысла построения марксистской психологии в СССР.

Именно эта его работа была удостоена Государственной премии и получила высокие оценки в рецензиях ведущих отечественных психологов. В своей статье Рубинштейн подверг глубокому анализу кризис, переживаемый зарубежной психологией. В его материале раскрывается марксистская концепция человеческой деятельности, сознания и личности, утверждается принцип единства сознания и деятельности. Таким образом, в сферу психологического изучения была включена деятельность.

Этим был сделан реальный шаг на пути преодоления постулата непосредственности, намечены основы объективного познания психики. Включив деятельность в сферу психологического изучения, Рубинштейн в то же время указывал, что это » не значит, что поведение, деятельность человека является предметом психологии. Деятельность человека — сложное явление. Различные стороны её изучаются разными науками, а психология изучает психическую сторону деятельности».

Рубинштейн наметил общую структуру деятельности, которую детально разработал А. По Рубинштейну, в зависимости от характера мотивации различаются и деятельность и поведение: преобладание в деятельности отношения человека к другим людям превращает её в поведение. Единицей поведения является поступок, а единицей деятельности — действие. Рубинштейн выделял в качестве основных следующие виды деятельности: труд, игра, учение, и он дал их психологический анализ для каждого из этих видов, раскрыл их природу и связь с развитием личности.

В 50е годы Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма и раскрыл его на материале экспериментальных исследований мышления. В связи с исследованиями мышления было сформулировано положение о психическом как процессе: » мышление выступает как процесс, а этот процесс членится на отдельные звенья или акты. Рубинштейна, мы обнаруживаем, что в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли он продолжал ею заниматься и достиг вполне ощутимых результатов. Вот такую характеристику он дал в своей работе «Основы общей психологии»: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним.

Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта, который возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними». В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. В связи с этим в психологии возник вопрос о специфике исследования личности, благодаря чему был сформулирован личностный принцип С. Рубинштейна как » динамическая тенденция», в которой он исследовал психические процессы и состояния личности.

Завершающая работа Рубинштейна, соединившая изучение психологии личности с проблемой её бытия в мире и нравственной природой человеческой жизни, осталась незаконченной и была опубликована под названием «Человек и мир» в 1973 году. Идеи Рубинштейна прочно вошли в методологический фонд отечественной психологии.

Рубинштейн обращал внимание на то, что отношения педагога к ученикам и учеников к педагогу, которые определяют сущность педагогической ситуации, далеко не равнозначны. На основании всех вышеизложенных положений ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности. Также Рубинштейн показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. По его мнению, основной способ существования психического — это существование в качестве процесса или деятельности. На основании этого он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни — экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания.

Мышление же, являясь опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности. Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально. В 1940 г. Рубинштейн издал книгу «Основы общей психологии», работа над которой длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения. В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта.

Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании. В этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру — переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью Он рассматривал 2 онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка.

Нелишне отметить, что термин «деятельностный подход» в трудах самого Рубинштейна, в том числе и более поздних, не встречается. Сущность этого подхода была выражена так: «... Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. На этом только зиждется возможность педагогики... Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М.

Басова, который по некоторым суждениям, в том числе и под влиянием статьи Рубинштейна «Принцип творческой самодеятельности» с середины 20-х годов также начал разрабатывать проблему деятельности. Другими психологами эта проблема в то время не рассматривалась. Тогдашний директор Московского института психологии К. Корнилов — создатель реактологии учения о реакциях, а не о действиях и поступках — не пожелал сотрудничать с Рубинштейном и отказался принять его в свой институт. Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии. Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово.

Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии. Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером. Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Это позволяло ему избегать провинциализма, которым иной раз грешат отечественные психологи по сей день. Отечественная и западная психология выступали перед его умственным взором не как антагонисты, а как различные направления мировой психологической мысли. В дальнейшем такой подход ему дорого обошелся. В эпоху пресловутой борьбы против космополитизма он подвергся жесткой и совершенно необоснованной критике и административным преследованиям. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов.

Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии». Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов. Работая в Ленинграде, Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядом московских психологов.

Сергей Леонидович Рубинштейн - советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР.

электронные книги, биография. видимому, не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование в Германии, где учился в.
РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ. видимому, не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование в Германии, где учился в.

С л рубинштейн биография кратко

Обвинения были сняты в 1953 г. Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозд. Научная деятельность Науч. Здесь он положил начало крупной науч. Область научных интересов - теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности - центральный в теории деятельностного подхода в психологии 1922. В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма , разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма « внешние причины действуют через внутренние условия» , создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками А. Брушлинским , К. Абульхановой-Славской и др. Основные публикации Основы общей психологии 1940; 1946; 1989 Бытие и сознание 1957 О мышлении и путях его развития 1958 Принципы и пути развития психологии 1959 Человек и мир 2003.

В его творческой биографии выпукло отпечатался непростой и противоречивый путь становления отечественной психологической науки ХХ века. В свою очередь, этот путь во многом и был проложен благодаря его научно-теоретическим исканиям. Как писал в 1969 году Б. Ананьев: «Биография ученого приобретает тем большее значение, чем полнее воплощает в себе биографию науки, ее прогрессивное движение на путях познания и активного участия в общественном развитии» [1]. К таким биографиям, несомненно, относится жизненный путь выдающегося советского ученого — Сергея Леонидовича Рубинштейна.

Его жизненный путь настолько тесно переплелся с развитием отечественной психологической науки, что только в связи с этим развитием и следует рассматривать его жизнь и деятельность. Эти и определяется актуальность нашей работы. Целями данной работы является рассмотрение этапов жизненного пути Л. Рубинштейна, его основных научных достижений, обзор научных трудов, а также мы попытаемся сделать вывод о значении научной деятельности ученого для современной психологической науки. Жизненный путь и научная деятельность С. Рубинштейна рубинштейн психолог научный достижение Сергей Леонидович Рубинштейн родился 6 18 июня 1889 года в Одессе, в семье интеллигентной и высококультурной, не чуждой свободомыслия.

В семье было трое сыновей — Сергей, Николай и Григорий, и каждый из них, получив блестящее образование, стал видным специалистом в избранной отрасли. В доме Рубинштейнов постоянно собирались видные представители одесской интеллигенции — преимущественно юристы и врачи. В набросках автобиографии не законченной сам Рубинштейн признает, что собиравшиеся в доме интеллигенты производили на него скорее негативное впечатление своими упадническими настроениями и бесплодным философствованием [2]. Его собственный интерес к философии сложился в результате противоречивых влияний, с одной стороны — вследствие постоянно поднимавшихся в его кругу мировоззренческих вопросов, с другой — в противовес праздному умствованию интеллигентов предреволюционной поры. Окончив в 1909 году с золотой медалью элитную Ришельевскую гимназию, Рубинштейн намеревался продолжить образование, но категорически отверг идею поступления в Новороссийский Одесский университет, поскольку не желал вращаться в кругах разбогатевших выскочек и охотнорядцев. Неплохое материальное положение семьи позволило ему отправиться на учебу за границу, в Германию, где традиции философского образования были давними и прочными.

Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу «Бытие и сознание» , опубликованную только в 1957 г. Десять лет спустя.

На этом только зиждется возможность педагогики... Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М.

Басова, который по некоторым суждениям, в том числе и под влиянием статьи Рубинштейна «Принцип творческой самодеятельности» с середины 20-х годов также начал разрабатывать проблему деятельности. Другими психологами эта проблема в то время не рассматривалась. Тогдашний директор Московского института психологии К. Корнилов — создатель реактологии учения о реакциях, а не о действиях и поступках — не пожелал сотрудничать с Рубинштейном и отказался принять его в свой институт. Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций.

Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии. Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии.

Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером. Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Это позволяло ему избегать провинциализма, которым иной раз грешат отечественные психологи по сей день. Отечественная и западная психология выступали перед его умственным взором не как антагонисты, а как различные направления мировой психологической мысли. В дальнейшем такой подход ему дорого обошелся.

В эпоху пресловутой борьбы против космополитизма он подвергся жесткой и совершенно необоснованной критике и административным преследованиям. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов. Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии». Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии.

В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов. Работая в Ленинграде, Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядом московских психологов. По свидетельству М. Ярошевского, «к Рубинштейну в его двухкомнатную квартиру на Садовой приходили делиться своими замыслами Выготский и Леонтьев, Ананьев и Рогинский. Приезжали на его кафедру Лурия, Занков, Кравков и другие». Выготского и Леонтьева он приглашал из Москвы для чтения лекций.

Вы точно человек?

На факультете педагогики и психологии Курского государственного университета состоялся психологический вечер «С.Л. Рубинштейн: известный и неизвестный», посвященный юбилею ученого. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. С.Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии Наук СССР. видимому, не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование в Германии, где учился в. Проведена реконструкция отдельных эпизодов раннего периода интеллектуальной биографии С. Л. Рубинштейна (1889-1960), русского неокантианца, философа и психолога, и опубликованы следующие архивные документы: письмо Марты Коген (1918), вдовы немецкого.

Рубинштейн сергей леонидович

Сергей Рубинштейн — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей". Работа крупнейшего российского психолога и философа С. Л. Рубинштейна «Бытие и сознание» освещает одну из важнейших проблем философской мысли – вопрос о природе сознания в его отношении к бытию, к материальному миру. Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня в г. 1889 г., в Одессе в еврейскую семью зажиточного местного юриста. это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей". К таким биографиям, несомненно, относится жизненный путь выдающегося советского ученого – Сергея Леонидовича Рубинштейна.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий