Выступления старообрядцев начались спустя 2 десятилетия после проведения церковной реформы и продолжились и в правление Петра 1. В 1682.
Церковная реформа Петра I. Отмена патриаршества
Выступления старообрядцев При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности. При Петре I уменьшились гонения на старообрядцев, так как Петр I попытался извлечь выгоду из самого факта существования старообрядцев. Пётр III принял решение прекратить гонения на старообрядцев. Наконец, Пётр I рассматривал старообрядцев как источник пополнения казны. Ответ преподавателя. Ответ преподавателя.
Пётр I и старообрядчество
Философ Г. Федотов писал: «В атмосфере… гражданско-религиозной войны «стрелецких бунтов» воспитывался великий Отступник, сорвавший Россию с её круговой орбиты, чтобы кометой швырнуть в пространство» [Цит. Однако в деятельности Петра, помимо её субъективности, есть и философско-идеологическая закваска. После поездки в Англию, знакомства с королём Генрихом VIII и с деятельность протестантской Англиканской Церкви, в мировоззрении императора произошёл существенный переворот. Он начал закрывать монастыри, ограничивать религиозно-обрядовую и мистическую жизнь русских вообще. Возможно, знакомство с западным протестантским рационализмом и его идеей прогресса как однонаправленности развития, с его культом самоценного труда, с его идеей светского монарха как «отца отечества», стало причиной неприятия Петром духовной жизни российского общества, причиной отрицания традиций, которые, на его взгляд, не давали России стать на европейский путь развития.
Естественно, в глазах Петра староверы выглядели именно носителями всего того, что стало для него неприемлемым под влиянием протестантских идей. Религии, которые начали развиваться в России с Петра — католичество, лютеранство, пресвитерианство и даже иудаизм — несли западный дух в Россию. Новоправославие было частично окатоличено Никоном и Стефаном Яворским, частично опротестантствовано Феофаном Прокоповичем и самим Петром в управленческом, синодальном плане , а древлеправославие несло идею Святой Руси, светскому петровскому цезарепапизму впоследствии известному под именем «просвещённый абсолютизм». Староверы шли к Богостроительству даже в своей самобытной экономике, экономика же петровского государства была исключительно светской, милитаристской и имперской. В глазах Петра «протестанта» староверы выглядели скорее сообществом анархистов, чем ортодоксов.
Имеет место и точка зрения, говорящая о попытке Петра привести всю общественную жизнь государства в полную унификацию и зависимость от верховной власти, и церковная политика была лишь одним её аспектом. Так, современный историк П. Коробейников пишет: «Свою независимость от государства церковь потеряла в результате реформ Петра I. Принятый им регламент 1721 г. Господствующая церковь, принявшая новые обряды, практически была превращена в одно из государственных ведомств.
Другие конфессии и религиозные группы царской России, в том числе и Церковь, придерживающаяся старых обрядов, были не менее зависимы от государства. Государство устанавливало различные правовые режимы для их имущества, оказывало одним из них большую, другим меньшую материальную помощь, а третьим вообще отказывало. К числу последних относились и «раскольники», среди которых и были приверженцы старых обрядов» [6, 6]. Коробейников придерживается светского видения причин преследования староверов. Он не раскрывает глубинной сущности причин негативизма Петра, направленного против старообрядцев, намекая на то, что и сам Пётр мог не догадываться и не размышлять о причинах своих действий, что он руководствовался механистическим подходом, «одной гребёнкой», когда те, кто не проходил сквозь неё, считались врагами государства, а сущность противостояния отходила на второй план.
Отождествление себя с государством Петром Первым привело к тому, что фигура императора стала играть исключительную роль в жизни России как государства и как культуры. Старообрядцы считали себя носителями идеи соборности, которую они называли и называют основополагающей в Церкви. И потому староверы на протяжении правления императора Петра были преследуемы. Анализ фактов и документов не позволяет выявить объективно либерального отношения Петра к старообрядцам. Причин тому много.
Вероятно, все они в определённой мере правдивы, но нельзя преувеличивать ни одну из них, как то делают некоторые старообрядческие исследователи. Но факт: Пётр основал «государственную» позицию власти по отношению к староверам, от которой не смогла отказаться даже Екатерина II. Пётр I был основателем всей последующей имперской линии отношения государственной власти к старообрядчеству. Российские императоры всегда были весьма консервативными, поэтому идея Петра об «антигосударственности» староверов действовала и при Елизавете, и при Екатерине I, и в эпоху «дворцовых переворотов», и даже при несколько более либеральных к староверию Екатерине Великой и Павле I. Библиография Башилов Б.
История русского масонства. Тишайший царь и его время. Голиков И. Грот Я. Знаменский П.
Кроме того, с каждого мужчины взимали по 50 рублей в год за ношение бороды. Современный «цивилизованный» человек может лишь посмеяться над привязанностью русских к бороде, однако ему можно возразить словами французской писательницы мадам де Сталь, посетившей Россию в начале XIX века: «Народ, сумевший отстоять свою бороду, сумеет отстоять и свою голову». Со староверов взыскивали пошлину и в пользу новообрядческого духовенства. Тем самым поборы с ревнителей древлего благочестия стали важной статьёй доходов и для правительства, и для духовенства. При этом староверы не пользовались никакими правами: им воспрещалось занимать государственную или общественную должность, не признавалось их свидетельство на суде против новообрядцев, при браках с новообрядцами старообрядцев приказывали обращать в новую веру, а за брачное сожительство без венчания — предавать суду, детей же отбирать и крестить в господствующей церкви.
Но этого было мало. Старообрядцев хотели выставить на посмешище, и им было приказано носить особую унизительную одежду мужчинам — однорядку с лежачим ожерельем и сермяжные зипуны с нашитыми «козырями» красного сукна, а женщинам — шапки с рогами и тоже сермяжный зипун с красным козырем. Однако, несмотря на такое тяжёлое и унизительное положение, старообрядцы не желали изменять вере своих предков, а популярность старообрядчества в русском народе только увеличивалась. Нужно отметить, что этой популярности способствовали и те серьёзные изменения, которые в XVIII столетии произошли в самой господствующей церкви. Если первоначальную позицию господствующей церкви можно было охарактеризовать как обрядоверие «с обратным знаком», то уже в петровский период появляются такие богословские сочинения высших церковных иерархов, в которых высказывались уже чисто протестантские и католические взгляды и намечался полный пересмотр традиционного православного воззрения на таинство, на единство формы и содержания.
Реформы Петра I, направленные на вестернизацию России, захватили и церковь. После смерти патриарха Адриана в 1701 году патриаршество фактически было упразднено. По словам князя Е. Трубецкого, «церковь была в буквальном и техническом смысле обезглавлена». Вместо патриаршества и церковных соборов в 1721 году вводилось коллегиальное управление под латинским названием «Коллегиум духовное», впоследствии переименованное в Святейший синод, — гражданское ведомство по делам религий, при котором заседали вызываемые по очереди для присутствия в Синоде архиереи фактически с совещательным правом голоса.
Реальное же руководство Синодом осуществлял гражданский чиновник — обер-прокурор, назначаемый императором из числа светских лиц. Тем самым в основу церковной реформы был заложен заимствованный у протестантов принцип: «чья земля — того и вера», то есть светский феодал одновременно становился главой христианской церкви на своих землях. Главою церкви, «крайним Судией Духовной коллегии» Петр I назначает… самого себя! И именно царю, как главе церкви, вплоть до начала XX века должны были приносить присягу члены Святейшего синода.
Вступление старообрядцев. Выступление Старо Боярцев. Восстание выступление старообрядцев.
Бунт старообрядцев. Восстание старообрядцев при Петре. Выступление старообрядцев участники Восстания. Старообрядцы презентация. Выступления против старообрядцев. Формы протеста старообрядцев. Форма протеста выступлений старообрядцев.
Выступления выступления старообрядцев. Бунташный век Соловецкое восстание. Выступление старообрядцев 1668-1676. Соловецкое восстание 1668-1676. Старообрядцы церковный раскол. Религиозные выступления при Петре. Руководитель Соловецкого Восстания 1668-1676.
Соловецкое восстание 1668-1676 причины. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676. Выступления старообрядцев при пет. Старообрядцы при Петре. Выступление старообрядцев участники. Причины Соловецкого Восстания 1668-1676 гг таблица. Итог Соловецкого Восстания 1668-1676 гг таблица.
Восстание в монастыре Бунташный век. Восстания бунташного века таблица. Народные бунты и Восстания 17 века. Старообрядческое восстание таблица. Восстания старообрядцев в 17 веке. Восстание старообрядцев Лидер. Восстание старообрядцев причины.
Причины выступления старообря. План причины выступления. Выступления старообрядцев причины Восстания. Причины и повод выступления старообрядцев. Протесты старообрядцев. Протесты старообрядцев кратко. Протесты старообрядцев кратко 7 класс.
Гонения на старообрядцев. Гонения на старообрядцев картина. Годы гонения на старообрядцев. Гонение на старообрядцев 1765. Выступления старообрядцев при Петре 1. Причины парадных выступлений при Петре 1. Социальные и национальные движения оппозиция.
Социальные и национальные движения оппозиция реформам. Причины социальных и национальных движений. Соловецкое сидение 1668-1676 итоги. Соловецкое восстание 1668-1676 таблица.
Наконец, Пётр I рассматривал старообрядцев как источник пополнения казны. Как правило, приверженцы старых порядков составляли наиболее зажиточную группу крестьян, среди них было много предпринимателей и купцов. Эта особенность старообрядцев сохранилась до начала XX в.
Таким образом, при Петре I относительно небольшой группе иностранцев гарантировалась свобода вероисповедания, в то время как старообрядцы превратились в самую гонимую группу населения. Положение мусульман В середине XVI в. На протяжении всего последующего времени они принимали активное участие в судьбе России. Например, подписи семи татарских мурз — высшего слоя татарской аристократии — стояли под грамотой об избрании Михаила Фёдоровича Романова на престол. Нельзя сказать, что мусульмане занимали равноправное положение с православными, однако гонений и инквизиции, как в Западной Европе, в России не было. Пропаганда веры мусульманам была строжайше запрещена: за обращение православного в ислам полагалось «сжечь огнём безо всякого милосердия» виновника отпадения от христианства. Вместе с тем мусульман не принуждали отказываться от веры, а татары-помещики свободно владели деревнями с православным населением.
В конце XVII в. Голицына, Азовские походы Петра I.
Личность императора Петра: «кормило церковное» или «Антихрист на троне»?
- Выступления старообрядцев - причины и последствия для истории
- Социальные и национальные движения при Петре l.
- События выступления старообрядцев при петре 1
- Социальные и национальные движения при Петре l. - история россии, прочее
- Церковная реформа Петра I. Отмена патриаршества
- «Миссионерство»
Социальные и национальные движения при Петре l.
Выступления старообрядцев при Петре 1. Выступления выступления старообрядцев. Событие: выступление старообрядцев при Петре I. Состоялась публичная дебатная встреча между старообрядцами и новобрядцами. 11. Выступления старообрядцев При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности. Пётр III принял решение прекратить гонения на старообрядцев. Выступление старообрядцев дата причины основные события итог.
Церковная реформа Петра I. Отмена патриаршества
Дата выступления старообрядцев при петре 1. Выступление старообрядцев дата причины основные события итог. Главная» Новости» Выступление старообрядцев при петре 1 основные события. Вместе с тем, несмотря на определённые послабления, и при Петре I старообрядцам приходилось нелегко.
События выступления старообрядцев при петре 1
Пётр I и старообрядчество | Главная» Новости» Выступления старообрядцев при петре 1 годы. |
Выступление старообрядцев 1716 | Выступление старообрядцев при Петре 1. Восстание старообрядцев 1681. |
Пётр I и старообрядчество | В данной статье мы рассмотрим выступления старообрядцев при Петре 1 и их влияние на развитие России. |
Пётр I и старообрядчество
Выступление старообрядцев при Петре 1: даты и события. Выступление старообрядцев против реформ Петра 1 произошло в период с 1682 по 1683 год. Основные события в выступлении старообрядцев при Петре 1: В 1705 году Петр 1 издал Духовный регламент, новые правила для Русской Православной Церкви.
Причины, ход событий и итоги выступления старообрядцев при Петре I
Почти через полвека, во время коронации Екатерины I в Кремле, Пётр, стоявший на Красном крыльце, внезапно подозвал к себе находившуюся там же графиню Марию Румянцеву внучку Артамона Матвеева и сказал ей: "Вот смотри, во время хованщины на этой ступени стоял твой дед. Я до сих пор помню его красные сапоги". Среди стрельцов было много старообрядцев. Достаточно вспомнить, что когда царевна Софья Алексеевна , пришедшая ко власти стараниями Милославских в ходе этого бунта, назначила высшим стрелецким начальником князя Ивана Андреевича Хованского , тот сразу же заявил, что он за "старое благочестие". Понятно, что для Петра I с отроческих лет староверы были чем-то чуждым, жутковатым и ненавистным. Но, тем не менее, в зрелые годы царь-реформатор решил смягчить репрессивные законы против раскольников. В 1702 году Пётр I, возвращавшийся из Архангельска, решил посетить Выг , где находилось большое старообрядческое поселение.
Приехав туда, он никого не казнил, никого не тронул их, а пообещал местным жителям некоторую конфессиональную автономию. Следующим летом на Олонецкие заводы приезжал Александр Данилович Меншиков , чтобы проверить закладку Шуйского оружейного завода. Помимо этого Меншиков посетил и выговских староверов и договорился, что в обмен на веротепимость со стороны властей старообрядцы должны обеспечить рабочей силой Повенецкий завод, а позднее — и Петровский завод. Выговская Выгорецкая обитель староверов. Фото 1910 года.
Таблица по восстаниям при Петре 1. Народные Восстания при Петре 1 таблица. Крестьянские Восстания 17 18 века. Крестьянская война 17 века. Крестьянские войны в России. Крестьянские Восстания 18 века в России. Сожжение протопопа Аввакума картина Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума, Мясоедов, 1897. Картина сожжение Аввакума Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума. Мясоедов сожжение протопопа. Старообрядческое восстание. Выступление старообрядцев при Петре 1 кратко. Причины выступления старообрядцев при Петре 1. Социальные и национальные движения оппозиция реформам причины. Восстания социальные и национальные движения оппозиция реформам. Причины выступлений социальные и национальные движение. Старообрядцы раскол церкви 17 века. Преследование старообрядцев при Петре 1. Ход выступления старообрядцев. Участники выступления старообрядцев таблица. Итоги выступления старообрядцев. Церковный раскол и старообрядчество. Сожжение протопопа Аввакума картина. Суриков Боярыня Морозова. Феодосия Прокопьевна Морозова. Боярыня Морозова картина Сурикова. Феодосия Прокофьевна Морозова. Раскол церкви на Руси 17 век. Протопоп Аввакум картина Вещилов. Оборона Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 гг. Милорадович оборона Троице-Сергиевой Лавры. Осада поляками Троице-Сергиева монастыря. Осада Соловецкого монастыря. Григорий Григорьевич Мясоедов Самосожигатели. Мясоедов самосожжение старообрядцев. Картина Самосожигатели Мясоедов. Самосожжение картина Мясоедов. Василий Иванович Суриков Боярыня Морозова. Боярыня Морозова и протопоп Аввакум. Русская православная Церковь в 17 веке реформа Патриарха. Русская православная Церковь в 17 веке реформа Патриарха Никона. Раскольники и старообрядцы 17 века кратко. Расселение старообрядцев 18 век в России. Возникновение старообрядчества. Возникновение старообрядчества в России. Социальные выступления 17 века. Социальные движения 18 века в России. Социальные движения в средневековье.
Кульминацией сопротивления стали вооруженные мятежи, такие как Булавинское восстание 1707-1708 годов и Пугачевское - 1773-75 годов, в ходе которых общины старообрядцев пытались вооруженным путем защитить свои убеждения и образ жизни. Эти восстания были жестоко подавлены государственными силами, что привело к большим человеческим потерям и дальнейшему рассеиванию приверженцев старой веры по периферии Российской империи и за ее пределами. Итоги и последствия Основные события и выступления старообрядцев к длительному периоду преследований и репрессий со стороны власти, отразившие глубокий религиозный и социальный раскол, вызванный церковными реформами и политикой Петра Великого. Многие были вынуждены мигрировать в более отдаленные, изолированные регионы России и за ее пределы, где была возможность основывать свои общины, стараясь вести замкнутый и самодостаточный образ жизни, сохраняя свои традиции и религиозные убеждения. В результате старообрядцы сыграли важную роль в освоении и колонизации отдаленных территорий России, в частности Сибири. Преследования и дискриминация старообрядцев продолжались до начала 20-го века, что ограничивало их возможности в общественной и политической жизни России и способствовало сохранению их изолированности и недоверия к государственным институтам.
В основе лингвистических воззрений круга книжников, осуществлявших редактирование, лежала ориентация на грекоязычный оригинал: убеждение в том, что церковнославянский перевод греческих текстов должен выражать те же значения и по возможности тем же образом, что и оригинал [2]. В результате книжной справы поменялись названия богослужебных книг: Часовник стал Часословом , Октай стал Октоихом , Устав стал Типиконом , Потребник стал Требником. Книги унифицировали по греческим образцам, поэтому претерпел изменение и Богослужебный Устав : часть молитв была исключена, а часть молитв, которых не было в прежних чинопоследованиях, была добавлена. Например, во вседневную Полуношницу были добавлены две молитвы; был добавлен канон в Панихиду. После реформы исчезла такая служба как Средняя Павечерница. Суриков « Боярыня Морозова » 1884—1887 Сугубая двойная аллилуйя была заменена на трегубую тройную. Реформы патриарха Никона , начатые в 1653 году по унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам, встретили сильную оппозицию со стороны значительной части русского общества. Первое изменение противоречило богослужебному Уставу , господствующему в Русской церкви. Второе изменение было самым существенным нововведением всей реформы и в дальнейшем именно оно будет центром всей полемики между новообрядцами и старообрядцами; данное изменение противоречило, актам Поместного Стоглавого Собора 1551 года, закрепившим двоеперстие. Издание «Памяти» вызвало сопротивление со стороны духовенства и монашества. Несогласные, например Неронов и Аввакум , тотчас были репрессированы, отправлены в ссылки. Кившенко А. Собор 1654 года положил начало делу унификации обрядов московских книг по греческим книгам, напечатанным в XVI веке на Западе. На этом соборе жертвой репрессий со стороны Никона стал епископ Павел Коломенский , последний не подписал решения собора. Никон попробовал безуспешно уговорить епископа; затем без соборного уже решения самовластно лишил архиерейства Павла; Никон не только сорвал с Павла мантию, но и собственноручно избил его без милости, после чего Павел был сослан в заключение. По сообщению старообрядческих источников Павел был сожжён в срубе в 1656 году. Считая сами обряды еретическими, для согласования реформ Никон послал вопросы о реформе в Константинополь. На Константинопольском Соборе того же года под председательством Патриарха Паисия, были составлены ответы, в которых объяснятся, что разница обрядов ересью не является. Не дождавшись ответов, Никон собирает новый Собор. Согласно решению поместного Московского собора 1656 года всех, крестящихся двумя перстами, объявили еретиками и предали анафеме , это решение противоречило постановлениям Константинопольском Соборе [3]. Поспешная анафема собора 1656 года на всех крестящихся двумя перстами, отменённая только Поместным собором РПЦ 1971 года , и стала главнейшей причиною Раскола. Основная статья: Московский собор 1656 В 1654 году был собран собор, но на нём патриарх Никон встретил сопротивление в лице епископа Павла , которого Никон самовластно без суда и соборного решения, лишил сана и отправил в ссылку. Для продолжения своей реформы патриарх Никон решил заручиться поддержкой восточных иерархов: Патpиаpха Антиохийского Макаpия , Патpиаpха Сеpбского Гавpиила , митрополита Hикейского Гpигоpия и митрополита всей Молдавии Гедеона. Для этой цели собран Московский собор 1656 года. На нём все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. Милорадович «Суд над патриархом Никоном» 1885 Собор 1667 года[ править править код ] В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками.
Пётр I и старообрядчество
Деятельность патриарха Никона вызвала со стороны оппонентов обвинения в отказе от национальной церковной традиции: несогласные были сосланы протопопы Иван Неронов , Аввакум Петров , Даниил. В начале 1660-х гг. Но Большой Московский собор 1666—1667 гг. Это закрепило преследование старообрядцев законодательно: на них стала распространяться статья Уложения 1649 г.
С принятием 7 17 апреля 1685 г. При Петре I отношение государства к старообрядцам смягчилось, но различные меры экономического принуждения и ограничения их гражданских и сословных прав в той или иной мере сохранялись до издания 17 30 апреля 1905 г. Реформа патриарха Никона не затрагивала основополагающих догматов православия, а касалась обрядовой стороны церковной жизни.
Старообрядцы сохранили обряды, распространённые в древнерусской традиции и закреплённые постановлениями Стоглавого собора 1551 г. Богослужение велось по старопечатным книгам изданным до 1654. Также они придерживались эстетики средневековой иконописи и оформления убранства храмов, принципов организации древнерусской церковной жизни соборность , покаянная семья, а не территориальный приход ; тайна исповеди , некоторых бытовых запретов.
Старообрядцы в 18—21 вв. В 18—19 вв. Светские и церковные учёные 19 в.
Однако все они существовали или на окраинах империи, или вообще за границей. Вместе с тем, несмотря на определённые послабления, и при Петре I старообрядцам приходилось нелегко. Оставались в силе прежние указы против сторонников старой веры, а в 1714 году были изданы и новые, дополнительные. Хотя формально правительство и признавало существование старообрядцев и даже соглашалось видеть в них граждан, но делало это со значительными ограничениями: им разрешалось открыто жить в городах и селениях, но при этом они облагались двойным налогом отсюда прозвание староверов в некоторых местностях — «двоеданы». Так, если последователь новой веры платил за себя в казну 5 рублей, старовер должен был платить 10. Кроме того, с каждого мужчины взимали по 50 рублей в год за ношение бороды. Современный «цивилизованный» человек может лишь посмеяться над привязанностью русских к бороде, однако ему можно возразить словами французской писательницы мадам де Сталь, посетившей Россию в начале XIX века: «Народ, сумевший отстоять свою бороду, сумеет отстоять и свою голову». Со староверов взыскивали пошлину и в пользу новообрядческого духовенства. Тем самым поборы с ревнителей древлего благочестия стали важной статьёй доходов и для правительства, и для духовенства.
При этом староверы не пользовались никакими правами: им воспрещалось занимать государственную или общественную должность, не признавалось их свидетельство на суде против новообрядцев, при браках с новообрядцами старообрядцев приказывали обращать в новую веру, а за брачное сожительство без венчания — предавать суду, детей же отбирать и крестить в господствующей церкви. Но этого было мало. Старообрядцев хотели выставить на посмешище, и им было приказано носить особую унизительную одежду мужчинам — однорядку с лежачим ожерельем и сермяжные зипуны с нашитыми «козырями» красного сукна, а женщинам — шапки с рогами и тоже сермяжный зипун с красным козырем. Однако, несмотря на такое тяжёлое и унизительное положение, старообрядцы не желали изменять вере своих предков, а популярность старообрядчества в русском народе только увеличивалась. Нужно отметить, что этой популярности способствовали и те серьёзные изменения, которые в XVIII столетии произошли в самой господствующей церкви. Если первоначальную позицию господствующей церкви можно было охарактеризовать как обрядоверие «с обратным знаком», то уже в петровский период появляются такие богословские сочинения высших церковных иерархов, в которых высказывались уже чисто протестантские и католические взгляды и намечался полный пересмотр традиционного православного воззрения на таинство, на единство формы и содержания. Реформы Петра I, направленные на вестернизацию России, захватили и церковь. После смерти патриарха Адриана в 1701 году патриаршество фактически было упразднено. По словам князя Е.
Трубецкого, «церковь была в буквальном и техническом смысле обезглавлена».
Так, например, было подавлено восстание Кондратия Булавина. В 1716 году произошло выступление староверов, или старообрядцев. Причиной стал двойной рост государственных пошлин, установленных для данной категории населения, а также дополнительные пошлины, например, на бороды для мужчин 1705 г.
Выступления старообрядцев при Петре стали одним из проявлений этого сопротивления, и выражали широкий социально-культурный конфликт в российском обществе того времени. Ход бунта Ход бунта был сложным и многоэтапным процессом, включающим в себя как пассивное сопротивление, так и активные восстания. В 1667 году Московский собор осудил старообрядцев и их ритуалы, что привело к их анафеме и началу преследований.
Стремясь сохранить свои религиозные традиции, они были вынуждены создавать отдаленные поселения, например, среди Донских казаков, на Кубани, в Керженских лесах и в Сибири, где их вера была в безопасности от государственного преследования. Кульминацией сопротивления стали вооруженные мятежи, такие как Булавинское восстание 1707-1708 годов и Пугачевское - 1773-75 годов, в ходе которых общины старообрядцев пытались вооруженным путем защитить свои убеждения и образ жизни. Эти восстания были жестоко подавлены государственными силами, что привело к большим человеческим потерям и дальнейшему рассеиванию приверженцев старой веры по периферии Российской империи и за ее пределами.
Старообрядцы в 18–21 вв.
- Реформа патриарха Никона (1653)
- Выступление старообрядцев 1716
- Пётр I и старообрядцы
- Религиозная политика Петра I
- Выступление старообрядцев дата причины основные события итог
Политика государства по отношению к староверам при Петре I
По этому закону за несколько лет были казнены тысячи раскольников. Когда в 1718 году был арестован приехавший на Петровский завод духовный лидер староверов Даниил Викулин , выговская община обратилась за помощью к коменданту Олонецких заводов Георгу Вильгельму де Геннину , который тут же отправил своего денщика с письмом в Москву, где в тот момент находился царский двор как раз начиналось следствие по делу царевича Алексея. Как только это письмо дошло до Петра, государь при первой же возможности отправил на заводы сержанта Преображенского полка с письмом, в котором потребовал "оного пустынника Даниила Викулова из-под караула спустить на свободу в свою пустыню, о том ни о чём не розыскивать". Олег Владимирович Чумак. Петровский завод.
Но такое покровительство действовало лишь до тех пор, пока выговские староверы исправно работали на заводах, снабжая их рудой и известью. Как только Пётр I узнал, что кто-то из выговцев собирается бежать в Сибирь, он тут же обратился к Сенату: "Есть ведомость, что раскольники, которые живут близ Повенца, намерились уйти в Сибирь, и некоторые уже поехали… по моему мнению, мочно к ним явный указ послать: ежели так станут делать, то как беглецы будут казнены, понеже им всякая свобода есть... И 11 февраля 1724 года Сенат принял указ, в котором говорилось: "…велеть раскольщикам, которые живут близ Олонца, объявить его императорского величества указ публично, чтоб оные жили в своих местах, и никуда в другие места не сходили и не бегали, и в том их всех обязать друг по друге порукою; а буде они куда побегут в другие места, и за то они казнены будут смертию; буде же кому из них случится куда отъехать для торговых промыслов, и им брать у него, ландрата Муравьева, проезжие письма, а без таких писем отнюдь никуда не ездить: и для того от Сибирской стороны и в прочих местах, ко удержанию от их побегу пристойно, поставить заставы". Когда в 1724 году в Российской империи ввели подушную подать , староверов обязали платить её, а также оброчный сбор в двойном размере.
Но уже в 1725 году выговцы подали челобитную, в которой просили освободить их от двойных сборов. В апреле 1725 года эту челобитную рассмотрели в Сенате и приняли решение, что все дополнительные сборы, которые накладывались на работников Олонецких заводов за их вероисповедание, должна была платить из своих средств Адмиралтейская коллегия. Но после окончания Северной войны потребность государства в Олонецких заводах значительно уменьшилась, и те начали постепенно приходить в упадок.
В результате старообрядцы сыграли важную роль в освоении и колонизации отдаленных территорий России, в частности Сибири. Преследования и дискриминация старообрядцев продолжались до начала 20-го века, что ограничивало их возможности в общественной и политической жизни России и способствовало сохранению их изолированности и недоверия к государственным институтам. Сегодня старообрядцы продолжают сохранять свою уникальную идентичность, религиозные практики и обряды, внося вклад в многообразие российской культурной и духовной жизни. Тест для закрепления материала 1 Какой царь занимал престол в Москве с 1645 по 1672 год?
Михаил Фёдорович.
При Петре I отношение государства к старообрядцам смягчилось, но различные меры экономического принуждения и ограничения их гражданских и сословных прав в той или иной мере сохранялись до издания 17 30 апреля 1905 г. Реформа патриарха Никона не затрагивала основополагающих догматов православия, а касалась обрядовой стороны церковной жизни. Старообрядцы сохранили обряды, распространённые в древнерусской традиции и закреплённые постановлениями Стоглавого собора 1551 г. Богослужение велось по старопечатным книгам изданным до 1654.
Также они придерживались эстетики средневековой иконописи и оформления убранства храмов, принципов организации древнерусской церковной жизни соборность , покаянная семья, а не территориальный приход ; тайна исповеди , некоторых бытовых запретов. Старообрядцы в 18—21 вв. В 18—19 вв. Светские и церковные учёные 19 в. Историк А. Карташёв в статье «Смысл старообрядчества» Сборник статей, посвящённых П.
В 1800 г. На Поместном соборе Русской православной церкви 1917—1918 гг. Предсоборный совет 1917 г.
Философ Г. Федотов писал: «В атмосфере… гражданско-религиозной войны «стрелецких бунтов» воспитывался великий Отступник, сорвавший Россию с её круговой орбиты, чтобы кометой швырнуть в пространство» [Цит. Однако в деятельности Петра, помимо её субъективности, есть и философско-идеологическая закваска. После поездки в Англию, знакомства с королём Генрихом VIII и с деятельность протестантской Англиканской Церкви, в мировоззрении императора произошёл существенный переворот. Он начал закрывать монастыри, ограничивать религиозно-обрядовую и мистическую жизнь русских вообще. Возможно, знакомство с западным протестантским рационализмом и его идеей прогресса как однонаправленности развития, с его культом самоценного труда, с его идеей светского монарха как «отца отечества», стало причиной неприятия Петром духовной жизни российского общества, причиной отрицания традиций, которые, на его взгляд, не давали России стать на европейский путь развития.
Естественно, в глазах Петра староверы выглядели именно носителями всего того, что стало для него неприемлемым под влиянием протестантских идей. Религии, которые начали развиваться в России с Петра — католичество, лютеранство, пресвитерианство и даже иудаизм — несли западный дух в Россию. Новоправославие было частично окатоличено Никоном и Стефаном Яворским, частично опротестантствовано Феофаном Прокоповичем и самим Петром в управленческом, синодальном плане , а древлеправославие несло идею Святой Руси, светскому петровскому цезарепапизму впоследствии известному под именем «просвещённый абсолютизм». Староверы шли к Богостроительству даже в своей самобытной экономике, экономика же петровского государства была исключительно светской, милитаристской и имперской. В глазах Петра «протестанта» староверы выглядели скорее сообществом анархистов, чем ортодоксов. Имеет место и точка зрения, говорящая о попытке Петра привести всю общественную жизнь государства в полную унификацию и зависимость от верховной власти, и церковная политика была лишь одним её аспектом. Так, современный историк П. Коробейников пишет: «Свою независимость от государства церковь потеряла в результате реформ Петра I. Принятый им регламент 1721 г.
Господствующая церковь, принявшая новые обряды, практически была превращена в одно из государственных ведомств. Другие конфессии и религиозные группы царской России, в том числе и Церковь, придерживающаяся старых обрядов, были не менее зависимы от государства. Государство устанавливало различные правовые режимы для их имущества, оказывало одним из них большую, другим меньшую материальную помощь, а третьим вообще отказывало. К числу последних относились и «раскольники», среди которых и были приверженцы старых обрядов» [6, 6]. Коробейников придерживается светского видения причин преследования староверов. Он не раскрывает глубинной сущности причин негативизма Петра, направленного против старообрядцев, намекая на то, что и сам Пётр мог не догадываться и не размышлять о причинах своих действий, что он руководствовался механистическим подходом, «одной гребёнкой», когда те, кто не проходил сквозь неё, считались врагами государства, а сущность противостояния отходила на второй план. Отождествление себя с государством Петром Первым привело к тому, что фигура императора стала играть исключительную роль в жизни России как государства и как культуры. Старообрядцы считали себя носителями идеи соборности, которую они называли и называют основополагающей в Церкви. И потому староверы на протяжении правления императора Петра были преследуемы.
Анализ фактов и документов не позволяет выявить объективно либерального отношения Петра к старообрядцам. Причин тому много. Вероятно, все они в определённой мере правдивы, но нельзя преувеличивать ни одну из них, как то делают некоторые старообрядческие исследователи. Но факт: Пётр основал «государственную» позицию власти по отношению к староверам, от которой не смогла отказаться даже Екатерина II. Пётр I был основателем всей последующей имперской линии отношения государственной власти к старообрядчеству. Российские императоры всегда были весьма консервативными, поэтому идея Петра об «антигосударственности» староверов действовала и при Елизавете, и при Екатерине I, и в эпоху «дворцовых переворотов», и даже при несколько более либеральных к староверию Екатерине Великой и Павле I. Библиография Башилов Б. История русского масонства. Тишайший царь и его время.
Голиков И. Грот Я. Знаменский П.
Упразднение патриаршества и учреждение Святейшего Правительствующего Синода
- Старообрядчество. Большая российская энциклопедия
- Последние вопросы
- Политика государства по отношению к староверам при Петре I
- Старообрядчество
- Церковь и государство к XVIII в.