кавказской войне (для прочтения книги щёлкните на гиперссылку) приведена легенда о происхождении чеченцев - нохчей. Согласно исследованиям лингвистов, «нахчматьян» переводится с помощью современного чеченского языка, как «говорящие на языке нохчи» — Нохчийн мотт (чеч.).
Нахи — потомки ануннаков
это слово, которое на кавказском языке часто используется для обозначения чеченцев - народа, который проживает в Чеченской Республике на. это народ, проживающий в Республике Чечня, которая расположена на северном Кавказе в России. Нохчи: кто они и что они представляют. В своих сочинениях некоторые из них выразили мысль, что «нохчи» означает Ноев народ или Народ Ноя, да приветствует его Бог Единый. Согласно исследованиям лингвистов, «нахчматьян» переводится с помощью современного чеченского языка, как «говорящие на языке нохчи» — Нохчийн мотт (чеч.). Радует то, что консервативный этнос нохчи, проходя через небывалые испытания разных времён и политических формаций, сумел сохранить национальные ценности, свои обычаи и традиции, при этом оставаясь мусульманами.
История чеченского народа (народа нохчи).
Это выглядело как вполне обоснованный ответ на некоторый экстерминатус, который русским в Чечне устроили лучшие представители чеченского народа — однако не следует забывать, что времена располагали к тому, чтобы закрыть глаза на этот самый экстерминатус практически во всех остальных не-славянских республиках СССР, особенно в той же газообильной Туркмении. Не то чтобы это было нормально — просто как бы в порядке вещей. Причины были поинтереснее , скажем лишь, что остальные чеченцы никак не ожидали, что их начнут утюжить танки и самолёты вчера ещё своей армии. Соответственно, неким товарищем Грачёвым был устроен эталонный просёр всех полимеров , в процессе чего бывший советский генерал-майор и относительно светский фюрер Джохар Дудаев отправился в страну вечной охоты путём довольно хитрого плана с применением авиации и сумрачного российского гения, забабахавшего прибор, который наводился по сигналу спутникового телефона , и влияние разного рода исламистов которые были относительными маргиналами в конце 80-х и жили на деньги исламских фанатиков преимущественно из Саудовской Аравии резко усилилось. Сделка, которую заключили по состоянию на середину 90-х господа Березовский и Масхадов, была едва ли не худшей из возможных: с одной стороны, Чечня оставалась в составе России, но с другой — фактически, никак не контролировалась, поэтому криминал, который там и так вполне зримо присутствовал, расцвёл пышным цветом. К 1999 году Второй Чеченской ситуация неслабо поменялась: ко власти в Чечне окончательно пришли или отморозки-ваххабиты при том, что традиционным ответвлением ислама для тех мест является суфизм , или ребята, которые рубили бабки даже не на криминале, а на криминальном беспределе. Соответственно, Вторую Чеченскую развязали уже сами озверевшие чечены, решив, что небольшое расширение территории не повредит. За что и получили по рогам — от свежевыпеченного Миста Путина. В целом, итоги Второй Чеченской можно было бы назвать позитивными, если бы не два «но»: активное выпиливание всех относительно вменяемых лидеров ещё дудаевской закалки и убийство Ахмата Кадырова тоже вменяемого мужика, но — увы!
К концу нулевых обиженному проклятым Сталиным и русскими военными народу позволили жить спокойно и мирно, чем многие не преминули воспользоваться, отправившись во все концы Рашки. Ныне культура нохчей стала так велика, что даже эпичный «Аватар», как выяснилось, был украден у никому не известного горного писателя, который якобы в самый разгар войны написал свой шедевр и выложил в эти проклятые интернеты , где злые пиндосы украли. Итог пока неясен, но нохчойский норот уже обещает покарать проклятого янки. Также великий народец не устаёт доказывать остальным жителям Рашки своё великое предназначение и дар творения добра. Сегодняшняя нохча-школота Он смотрит на тебя, как на товарища по партии ЧСХ , главной обязанностью нохчо или нохчи — кому как нравится является ни разу не побывать в Чечне, в отличие от чеченцев , вынужденных там проживать, исключая работающих во всяких кадыровских администрациях-омонах-прокуратурах. Поэтому они, невозбранно набижавшие на русские города и веси, иногда ВНЕЗАПНО встречают десантников, ещё помнящих ту войну и по нелепой случайности в этих русских городах живущих. Естественно, что после опиздюливания представителей гордого народа цугундер огребают десантники. И ещё трёп про спорт или про тачки.
Те же, кто умудрился пристроиться при царе зверей Ахмаде Рамзановиче в его охране, ментовке, прокуратуре, etc, любят красоваться огнестрельным оружием, запрещённым к владению тупым русским крепостным свиньям. Особым почётом пользуется пистолет Стечкина — традиция идёт с войны, где оный был редким трофеем, свидетельствующим, что обладатель завалил русского спецназовца.
Не исключено, что на каком-то этапе они стали доминировать над соседними восточно-нахскими этногруппами и, со временем, распространили на окружающих своё племенное название [36] [80] [77]. Некоторые исследователи предполагают, что произошло это в силу сравнительно высокого социально-экономического развития племени нохче [77] и плодородности их территории, которая могла являться житницей местных племён [80]. Лаудаевым высказано предположение, согласно которому собирательное наименование нохчий в транслитерации У. Лаудаева — нахчой первоначально имели только жители Равнинной Чечни Чеченская равнина и историческая область Терк-йисте. Исходя из этого факта, исследователь делал вывод, что самоназвание чеченцев распространилось лишь в конце XVII века — период, когда нахские этногруппы, согласно У. Лаудаеву, переселялись с гор на равнину [86].
Вслед за У. Лаудаевым мнение, что чеченцы начали называть себя нохчий только после переселения на равнину, высказал и Б. Далгат в терминологии Б. Далгата этноним чеченцы используется в устаревшем значении, и соответствует современному термину нахские народы [87]. Позднее гипотезу о распространении имени нохчий только среди равнинных чеченцев поддержали и другие кавказоведы [88] , а Н. Волкова отмечала, что эта тенденция сохранялась достаточно долго и даже во 2-й половине XX века именно по отношению к жителям Равнинной Чечни нередко использовалось имя нохчий, в противопоставлении чеченским горцам — ламарой [83]. Распространение этнонима в XX веке[ править править код ] Соседи нахских народов в XX веке не знали эндоэтнонима нохчий и обычно различали в нахской среде только чеченцев и ингушей под различными экзоэтнонимами. В большинстве случаев, окружающие нахов этносы не знали и об аккинцах , бацбийцах , орстхойцах или других нахских этнообщностях, исключение составляли лишь территориально близкие группы аварцев , грузин , даргинцев и кумыков , которым были известны аккинцы-ауховцы и бацбийцы [89].
Соответственно именовалось и местное население, горное — ламрой и равнинное — охьаранах. Также существовало отдельное понятие — Внутренняя Чечня чечен. Чьо , куда включали Равнинную Чечню и область Нохчи-мохк из Горной Чечни, а жителей именовали чьохьаранах [83]. Собственно нохчий[ править править код ] Собственно нохчий, с точки зрения чеченца, это жители Равнинной и Горной Чечни, объединённые общим самоназванием, чеченским языком и единством происхождения из исторической области Нашха. Западная граница распространения этнонима — бассейн реки Гехи , восточная — начало Кумыкской равнины. Этногруппы именующие себя нохчий и их исторические области полевые исследования во 2-й половине XX века [90] : Ламрой регион Горная Чечня Нохчмахкахойцы обл. Территория в верховья рек Аксай , Яман-су , Ярык-су , Хулхулау , а также верховья притоков этих рек. Западная граница проходит около селения Харачой [83].
Чеберлойцы обл. Территория между Кезенойской котловиной на востоке и правобережьем Шаро-Аргуна на западе. Шаройцы обл. Территория в бассейне реки Шаро-Аргун [92]. Как этногруппа шаройцы обозначали свою идентичность, но иногда называли себя чеберлойцами [92]. Шатойцы обл. Чиннахойцы обл. Территория между селениями Шарой и Ушкалой [92].
Чантийцы обл. Территория выше по ущелью Чанты-Аргуна между селениями Ушкалой и Хилдехарой [92]. Охьаранах регион Равнинная Чечня Использование эндоэтнонима дискуссионно[ править править код ] Среди некоторых представителей нахских этногрупп и субэтносов в XX веке ещё встречались различные, иногда запутанные, взгляды на этническую принадлежность друг друга либо к чеченцам-нохчий, либо к ингушам-галгаям, а кроме того, у некоторых групп, оставались представления о собственной этнической идентичности [93]. Осложнение добавляли этногруппы чеченцев или ингушей, считавшие себя представителями этих народов, но имеющие собственные самоназвания. Пограничные этногруппы и субэтносы, распространение на которые этнонима нохчий является дискуссионным и их исторические области полевые исследования во 2-й половине XX века [94] : Майстинцы обл. С точки зрения жителей Нохчи-мохк, Чебирла и чеченцев живших по рекам Аргун , Мартан и Гехи , майстинцы — это нохчий. Некоторые чеченцы, например, чантийцы, называли майстинцев самыми коренными нохчий. Однако, с точки зрения чиннахойцев, Майсты, расположенное на границе с Грузией, населяли не нохчий, а народность, по языку и культуре более близкая к грузинам.
Также и жители Урус-Мартана относят их к некой общности занимающей промежуточное положение между грузинами и чеченцами, считая, что в прошлом они были ламкерста «горные христиане». По утверждениям чеченцев из Итум-Кале , грузины называют майстинцев кисти [92]. Малхистинцы обл. С точки зрения жителей областей Нохчи-мохк, Чебирла и чеченцев живших по рекам Аргун, Мартан и Гехи, малхистинцы — это нохчий. По мнению жителей Рошни-Чу , малхистинцы — это потомки хевсуров , которые ныне считают себя чеченцами.
Чеченцы Сами себя чеченцы так не называют — они нохчии! Как говорят ученые, это название пошло от одно из горских племен Нашха, которые обитали как раз на территории современной Чечни на чеченском — Нохчийчоь. Само название «чеченцы» пришло к народу давно. От этого и пошло новое название нахских народов. В XVIII веке каждая родоплеменная группа считала себя отдельной общностью, поэтому окончательное объединение и ассимиляция произошла довольно поздно — к началу ХХ века. На протяжении всей своей истории Чечня имела разный статус. Позже, правда, ее убрали, но уже с 1957 года она вновь существовала. Дагестанцы Тут уже история сложнее — это не один народ — группа. Дагестанцами скорее принято называть тех, кто проживает в субъекте: и русских, и азербайджанцев… Самих же групп множество: Лезгины — 540 тысяч на территории РФ по переписи 2010 года; Аварцы — 912 тысяч в России по переписи 2010 года; в Азербайджане 53 тысячи по данным на 2019 год; еще примерно столько же на территории Турции.
Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего идут к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами. Не только сын, дочь, но и все члены семьи проявляют заботу о стариках. Деда называют "большой отец", а бабушку чаще всего - "мама". Дети могут не выполнить просьбу отца или матери - их за это простят. Но недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей. Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения - значит продемонстрировать плохое воспитание. Традиция не допускает употребления спиртных напитков в присутствии любых старших родственников. Нельзя разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя. Если родители не живут с одним из сыновей, то дети подчеркнуто внимательны по отношению к ним: например, лучшие продукты постоянно относятся в дом родителей. В сельской местности, как правило, для стариков ставят во дворе отдельный домик. Это давний обычай. Там старшим в семье создают максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту. Родственные обязанности. Чеченские семьи многодетны. В одном дворе или в одном селе часто живут со своими семьями несколько братьев. Правила родственных взаимоотношений складывались на протяжении веков. Вот каковы они в общем виде. В семье любые конфликты ситуации разрешают старший во дворе мужчина или женщина. Мать детей, если их обидели, никогда не должна жаловаться мужу. В крайнем случае она может обратиться к родственнику мужа. Как правило, на детские обиды и ссоры принято не обращать внимание. Чеченские дети знают, что дядя с готовностью откликнется на любую их просьбу и поможет. Он может отказать своему ребенку, но без очень серьезных оснований никогда не оставит безответной просьбу детей своих братьев и сестер. На старшее поколение возложена ответственность за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия в семьях сыновей. Особая корректность требуется по отношению к невестке. Свекор обязан быть деликатным по отношению к женам своих сыновей: в их присутствии нельзя употреблять спиртное, браниться, нарушать принятую в чеченской семье форму одежды. Честь семьи. У чеченцев принято относить заслуги и недостатки человека на счет всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников "почернеть лицом", "опустить голову". О достойном поведении говорят обычно: "Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать". Чеченцы прививают своим детям качество "яхь", которое имеет значение здорового соперничества - в смысле "быть лучше всех". Адат в современной Чечне Адат от арабского "обычай" - обычные неписанные законы мусульман. Нормы адата складывались во времена родоплеменных отношений. Адат регулировал жизнь общины, брачно-семейные отношения. Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры "Даймехкан аз" "Голос Отчизны". Хасиев пишет: "Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше. Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими ламкерстами. Их не придерживается основная часть общества. Вот пример, связанный с народной легендой. Как-то абрек Зелимхан встретил на горной дороге женщину, охваченную горем. Он спросил, что случилось. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли ребенка. Абрек долго просил вернуть ребенка матери, заклинал Богом, предками, но безрезультатно. Когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами. За Зелимхан их убил. По чеченским адатам нельзя поднять руку не только на младенца, но и на несовершеннолетнего подростка, на женщину, на старика. Они не входят в круг мести. Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести убить даже женщину. Отношение к женщине У чеченцев женщина-мать имеет особый общественный статус.
Смотрите также
- Все, что нужно знать о значении слова «нохчи»
- Слово «национальность» – это совсем про другое
- Значение понятия "нохчи" в культуре чеченского народа
- Происхождение и ранняя история народа нохчи
- Нохчи в Чечне: история и культура народа
Нохча по чеченски: Кто это?
это народность, проживающая в Чеченской Республике, которая является частью Российской Федерации. это название, которое используется на чеченском языке для обозначения чеченцев, народа, проживающего на территории Чеченской Республики в России. Для мужчины большое оскорбление, если кто-кто прикоснется к его папахе. Слово «нохчи» происходит от чеченского языка и имеет глубокие исторические корни.
КТО ТАКИЕ НОХЧИ И ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НИХ ? УЧЁНЫЕ ВСЕГО МИРА О ЧЕЧЕНЦАХ
люди («стаг» - человек в единственном числе). Радует то, что консервативный этнос нохчи, проходя через небывалые испытания разных времён и политических формаций, сумел сохранить национальные ценности, свои обычаи и традиции, при этом оставаясь мусульманами. "нохчи" значит скорее всего, на самом деле Ноя звали Нох. это термин на чеченском языке, который имеет несколько значений и особенностей. Слово «нохчи» на чеченском языке означает «чеченцы» и является одним из важнейших понятий в чеченской культуре и самоидентификации.
Почему чеченцы называют себя «нохчи», а другие — «чехи»?
Что значит нохчи с чеченского | За пределами России странами со значительным диаспорным населением являются Казахстан, Турция и арабские государства (особенно Иордания и Ирак): те, кто живет в Ираке и Иордании, в основном являются потомками семей. |
Значение народа нохчи: особенности культуры и традиции | Радует то, что консервативный этнос нохчи, проходя через небывалые испытания разных времён и политических формаций, сумел сохранить национальные ценности, свои обычаи и традиции, при этом оставаясь мусульманами. |
От старого к новому: Чеченские свадьбы - Общество | "нохчи" значит скорее всего, на самом деле Ноя звали Нох. |
Чеченцы называют себя – нохчи Что значит слово – нохча
Грубо говоря, человек достаточно образованный, понимающий, с кем он имеет дело и что ему за это будет. В 1991 Чечня стала даже исключением, единственной из всех не-республик проведя у себя референдум за отделение от СССР и даже, похоже, его выиграв хотя результаты могут оспариваться из-за альтернативной арифметики , применявшейся на выборах. Возможно, отделись Чечня в тот момент, на этом бы всё и закончилось: вменяемость Дудаева находилась на среднем по палате уровне, а Республика Ичкерия, несмотря на дело о фальшивых чеченских АВИЗО и прочие весёлости, в плане криминала ещё не так сильно отличалась от того же Донецка или Грузии. При РФ GTA по-нохчински Мечта каждого нохчи В 90-е годы гордый войНахский народ гордо желал Рашке побыстрее сдохнуть, обещая после этого прийти в Нерезиновск , после чего традиционно со времён Шамиля предполагалось ознакомительное посещение Турции и всей Европы. Закончилось это двумя маленькими победоносными войнами в 1994 и 1999, которые из-за продажности жирных генералов и тотального раздолбайства стали не такими уж и маленькими и не такими победоносными. Следует понимать, что чеченские войны шли волнами, и ситуация, казавшаяся относительно разруливаемой в начале 90х, перешла в треш, угар и содомию уже к середине 2000х. Первую Чеченскую войну начал всё же господин Ельцин. Это выглядело как вполне обоснованный ответ на некоторый экстерминатус, который русским в Чечне устроили лучшие представители чеченского народа — однако не следует забывать, что времена располагали к тому, чтобы закрыть глаза на этот самый экстерминатус практически во всех остальных не-славянских республиках СССР, особенно в той же газообильной Туркмении. Не то чтобы это было нормально — просто как бы в порядке вещей. Причины были поинтереснее , скажем лишь, что остальные чеченцы никак не ожидали, что их начнут утюжить танки и самолёты вчера ещё своей армии. Соответственно, неким товарищем Грачёвым был устроен эталонный просёр всех полимеров , в процессе чего бывший советский генерал-майор и относительно светский фюрер Джохар Дудаев отправился в страну вечной охоты путём довольно хитрого плана с применением авиации и сумрачного российского гения, забабахавшего прибор, который наводился по сигналу спутникового телефона , и влияние разного рода исламистов которые были относительными маргиналами в конце 80-х и жили на деньги исламских фанатиков преимущественно из Саудовской Аравии резко усилилось.
Сделка, которую заключили по состоянию на середину 90-х господа Березовский и Масхадов, была едва ли не худшей из возможных: с одной стороны, Чечня оставалась в составе России, но с другой — фактически, никак не контролировалась, поэтому криминал, который там и так вполне зримо присутствовал, расцвёл пышным цветом. К 1999 году Второй Чеченской ситуация неслабо поменялась: ко власти в Чечне окончательно пришли или отморозки-ваххабиты при том, что традиционным ответвлением ислама для тех мест является суфизм , или ребята, которые рубили бабки даже не на криминале, а на криминальном беспределе. Соответственно, Вторую Чеченскую развязали уже сами озверевшие чечены, решив, что небольшое расширение территории не повредит. За что и получили по рогам — от свежевыпеченного Миста Путина. В целом, итоги Второй Чеченской можно было бы назвать позитивными, если бы не два «но»: активное выпиливание всех относительно вменяемых лидеров ещё дудаевской закалки и убийство Ахмата Кадырова тоже вменяемого мужика, но — увы! К концу нулевых обиженному проклятым Сталиным и русскими военными народу позволили жить спокойно и мирно, чем многие не преминули воспользоваться, отправившись во все концы Рашки. Ныне культура нохчей стала так велика, что даже эпичный «Аватар», как выяснилось, был украден у никому не известного горного писателя, который якобы в самый разгар войны написал свой шедевр и выложил в эти проклятые интернеты , где злые пиндосы украли. Итог пока неясен, но нохчойский норот уже обещает покарать проклятого янки.
В отместку Энмеркар пригласил в свой город Урук богиню Инанну в качестве главного небесного покровителя и воздвиг в городе Эриду величественный храм богу Энки. То есть Энлиль оказывается оттесненным на задний план. Можно предположить, что именно та часть шумерского предания, где говорится о строительстве величественного зиккурата в честь бога Энки, позднее трансформировалась в библейское предание о строительстве Вавилонской башни. Что касается библейского Нимрода, то ученые-библеисты не избежали соблазна отождествлять его и с другими известными историческими личностями к этому вопросу мы еще вернемся. В целом же стоит сразу же оговориться, что библейским Нимрод — персонаж явно собирательный, вобравший в себя черты ни одного, а сразу нескольких реальных правителей из истории Междуречья, причем живших в различные эпохи. Так, например, Ю. Та часть библейского текста, в которой объясняется смысл имени этого величайшего пророка древности, позволяет связать его как с отдыхом после работы, так и с возделыванием земли. Поэтому уместно будет напомнить, что в чеченском нохчи языке нох — означает «плуг», то есть орудие возделывания земли. Чеченский этнограф С. Хасиев на этом основании пришел к выводу, что имя Нох образовалось от чеченского слова, означающего «плуг». В основе имени Хам — хьа ма ву в значении «он твой», «принадлежит тебе». В этой связи полезно будет вспомнить, что потомки Хама должны были стать рабами. Наконец, Япши или Иафет — И в ахета — вахи та — имеет значение «пусть живет». Именно потомки Япши Иафета согласно Библии успешно расселились на обширных территориях. Кстати, среди потомков Япши Иафета числится и Аскеназ Ашкеназ , чье имя стало названием народа скифов, которое из ассирийских текстов затем перекочевало на страницы Библии. Наше собственное толкование этнонима и имени Ашкеназ — арса генаш — «ветви Арса, потомки Арса». Нельзя полностью исключить еще два варианта этимологии имени Арфахсад Арпахсад. Первый: Эл Нох са ду — «душа пророка Ноха». В этой связи уместно вспомнить версию о том, что именно Арфаксад Арпахсад переселился с Кавказских гор на равнину Междуречья. Многим из этих имен мы можем дать расшифровку при помощи чеченского нохчи языка. Так, Салу или Шелах очень напоминает широко распространенное имя Салех. В основе лежит чеченское са лах — «ищи душу». Евер возможно и другое произношение — Ибер. В основе лежит чеченское — 1абар в значении «удовлетворение для души ». Фалек могло произойти от халкъ — «народ». Сарух, так же как и упомянутое выше Салу произошло от чеченского са лах — «ищи душу». Наконец, Терах — слегка искаженное Делах — «Божий». Одним из таких первых городов мог быть Урарту Арата — из шумерских текстов. Позднее переселенцы добрались и до равнин Междуречья, в частности среди шумерологов определенную известность получила гипотеза, согласно которой Урук основали переселенцы из Аратты. Между тем, Кавказ еще в глубокой древности называли «горой языков», подразумевая большое количество языков, существующих здесь на сравнительно небольшом пространстве. Как представляется, выражение «гора языков» имеет совсем иное происхождение. Вернемся еще раз к Священным Писаниям, утверждающим, что после завершения Всемирного потопа Ноев ковчег остановился «на горах Араратских», то есть на Кавказе. Именно Арфаксад Арпахсад и его потомки создали шумерскую цивилизацию. А в «земле Шинаар» и произошло разделение языков. Следовательно, выражение «Кавказ — гора языков» может иметь значение «гора, откуда произошли все языки». В пользу этого предположения говорит и то обстоятельство, что Кавказ издревле называли также «Страной живых», откуда происходили цари и пророки. Позднее он станет известен на Ближнем Востоке под названием арамейского языка. Это язык, на котором когда-то говорили шумеры, хурриты и говорят до сих пор чеченцы нохчи. На Ближнем Востоке арамейский язык претерпел значительную трансформацию под влиянием семитских языков — на протяжении тысячелетий он семитизируется лингвистика знает подобные примеры. Поэтому между ранним арамейским и поздним арамейским — принципиальная разница. Первый — язык нахский нохчи , а второй — семитский, в котором, тем не менее, сохраняется значительный пласт древнейшей нохчи лексики. А так называемый сирийский диалект раннего арамейского языка или сирийский язык — сурин мотт — «святой язык», поскольку он некогда вышел из рая и на нем говорили все пророки от Адама до Исы Иисуса Христа.
Поскандалив можно сорваться в пропасть. Быть уступчивым - это нохчалла. Тяжелые условия горной жизни сделали необходимой взаимопомощь и взаимовыручку, которые часть нохчалла. Нохчалла - это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства, даже будучи в привилегированном положении. Напротив, в такой ситуации следует быть особо учтивым и приветливым, чтобы не задеть ничье самолюбие. Так, сидящий верхом на лошади должен первым поздороваться с пешим. Если же пешеход старше всадника, всадник обязательно должен сойти с коня. Нохчалла - это дружба на всю жизнь, в дни печали и в дни радости. Дружба для горца - понятие святое. Невнимательность или неучтивость по отношению к брату простится, но по отношению к другу - никогда! Нохчалла - это особое почитание женщины. Подчеркивая уважение к своим родственникам, мужчина сходит с коня прямо при въезде в село, где они живут. Вот притча о горце, который однажды попросился на ночлег в дом на окраине села, не зная, что хозяйка была дома одна. Она не могла отказать гостю, накормила, уложила его спать. Наутро гость понял, что в доме нет хозяина, а женщина сидела всю ночь в передней у зажженного фонаря. Умываясь второпях, он случайно задел руку хозяйки мизинцем. Уходя из дома, гость кинжалом отрубил этот палец. Так беречь честь женщины может только мужчина, воспитанный в духе нохчалла. Нохчалла - это неприятие любого принуждения. Чеченец издревле с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне, - "Приходи свободным! При этом нохчалла обязывает чеченца проявлять уважение к любому человеку. Причем уважение тем большее, чем дальше человек по родству, вере или происхождению. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный день. Не прощается обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда. Ночхалла - это то, чему следует чеченец добровольно. В этом понятии - формула того, каким должен быть настоящий чеченец. Современные обычаи и традиции, Мужской этикет Основные нормы поведения чеченского мужчины отражает понятие "нохчалла" - см. Но для отдельных бытовых ситуаций также существуют сложившиеся веками традиции и обычаи. Они нашли отражение в чеченских пословицах и поговорках о том, как должен вести себя хозяин, муж, отец: Немногословие - "Не знаю, нет - одно слово; знаю, видел - тысяча слов". Неторопливость - "Быстрая речушка до моря не дошла". Осторожность в высказываниях и в оценках людей - "Рана от шашки заживет, рана от языка - нет". Выдержанность - "Несдержанность - глупость, терпение - воспитанность". Сдержанность - основная характеристика чеченского мужчины практически во всем, что касается его домашних дел. По обычаю, мужчина не будет даже улыбаться жене при посторонних, не возьмет при посторонних ребенка на руки. Он очень скупо отзывается о достоинствах жены, детей. При этом должен строго следить, чтобы на жену не пали никакие мужские дела и обязанности - "Курица, начавшая петь по-петушиному, лопнула". Чеченец как на особо тяжкое оскорбление реагирует на нецензурную брань, особенно если в ругательстве фигурирует женщина. Это связано с тем, что самый большой позор, если женщина из семьи позволила себе какие-либо отношения с посторонним мужчиной. В республике хоть и редко, но имелись случаи самосуда над женщинами за вольное поведение. В понятие мужской красоты чеченцев входят высокий рост, широкие плечи и грудь, тонкая талия, худощавость, быстрая походка. Особенную, знаковую нагрузку несут усы - "Если ты не ведешь себя как мужчина, не носи усов! Вот так усы регламентируют поведение чеченского мужчины! И еще одно. Рассказывают, что идущего сдаваться в плен предводителя восставших горцев Шамиля несколько раз окликнул его верный сподвижник. Но Шамиль не обернулся. Когда потом его спросили, почему он не обернулся, он ответил, что его застрелили бы. Особые цифры - 7 и 8 В одной из чеченских сказок говорится о юноше Султане, ухаживавшем за девушкой ровно 8 лет. Грудному ребенку, по чеченским обычаям, нельзя показывать зеркало до восьмимесячного возраста. В вайнахском варианте мифа об Адаме и Еве первые мужчина и женщина разошлись в разные стороны, чтобы найти себе пару; Ева сказала, что на своем пути она перешла через восемь горных хребтов.
По некоторым родовым преданиям первопредком чеченцев был турпал чечен. Также часто в сказаниях Нохчо и Галга выступают как равные, являясь родными братьями [52]. Фольклорист У. Исследовательница ссылается на рукописи и опубликованные работы своего отца — Б. Далгата, который, в свою очередь, записал это сказание со слов Ганыжа Абиевича Келигова-Фалханова 60-и летний ингушский жрец бога Мятцели , житель селения Фалхан. В представлении ингушей братья прибыли в горы с востока и поселились в местности Галга , откуда и стали расселяться по территориям современной Чечни и Ингушетии [53]. Легенда о сирийском князе фолькл. Лаудаев рукопись опубликована в 1872 , сообщая легенду о неком князе, который, прогневав повелителя, бежал из Сирии и поселился на Кавказе. Его младший сын, именовавшийся Нахчой, взял себе уделом землю в горах и стал родоначальником чеченцев, отсюда и их имя — нахчой. Сам рассказчик предания — У. Либо, согласно его другому предположению, эта легенда могла просто переиначивать генеалогию дагестанских шамхалов [55] [56]. Ряд исследователей сообщает некоторые дополнения к этому сказанию напр. Анчабадзе : якобы предок нахов был вынужден бежать из Сирии из-за кровной мести и первое время жил в Грузии, а затем поселился в нагорной Чечне, в урочище под названием Нашха — от которого и произошло название народа нохчий эту версию см. Анчабадзе сомневается в конкретно сирийском происхождении нахского предка, считая, что эта деталь явно вставлена в сказание позднее и связана с распространением ислама [57]. От общенахского слова «сыр» фолькл. Лаудаев [ править править код ] Н. Семёнов, сообщая о различных чеченских преданиях объясняющих этимологию самоназвания нохчий, замечает, что для части этих сказаний основой послужила схожесть этнонима с нахским словом нахче — «сыр», «творог» [49]. Более точное транскрибирование этого слова, согласно современным словарям, в чеченском языке — нехча, в ингушском — нахча, в бацбийском — начх, а более верный перевод — «сыр», «брынза», так как «творог» в нахских языках имеет другую огласовку чечен. Лаудаев, в работе опубликованной в 1872 году, высказывает предположение об этимологии этнонима нохчий у У. Профессиональный чеченский лингвист , д-р филол. Алироев справедливо отметил, что предания, связывающие этимологию нохчий со словом «сыр», являются малоубедительными, «поскольку в искусстве изготовлять сыры чеченцам не уступали и другие народы Кавказа» [К. От общенахского слова «народ» большинство исслед. Берже одним из первых кавказоведов привёл другую, получившую широкое признание, гипотезу происхождения эндоэтнонима нохчий в транслитерации А. Берже — Нахче. Согласно исследователю, самоназвание чеченцев восходит к общенахскому слову «люди», «народ», «общество» чечен. Большинство российских, советских и постсоветских учёных напр. Дубровин 1871 [46] , Н. Семёнов 1895 [59] , Б. Далгат 1906 1892—1894 [25] , В. Виноградов и К. Чокаев 1966 [60] , Н. Волкова 1973 [61] , И. Алироев 1990 [К. Бетильмерзаева 2005 [62] также высказывали мнение, что имя нохчий происходит от слова нах. Критика гипотезы. В различные периоды некоторыми учёными высказывалась и критика данной гипотезы. Однако, согласно Н. Марру, этому отождествлению формально мешает разномерность гласного а, долгого в слове «народ» — нах, и короткого в составе племенного названия [64]. Иные аргументы против сопоставления нохчий со словом «народ» высказал чеченский исследователь А. Исмаилов в работе 2005 года. В своей критике он ссылался на то, что в чеченском языке [К. Исмаилов, даже более древнее чем слово нах, но и оно не стало составляющей в самоназвании чеченского народа [65] [51]. Одно из последних исследований по этому вопросу провёл чеченский языковед, канд.
Перевод слова нохчи на русский
Нохчи - это «народ Ноя». Чеченский язык | это название, которое используется на чеченском языке для обозначения чеченцев, народа, проживающего на территории Чеченской Республики в России. |
Перевод слова нохчи на русский | Статья об истории и культуре народа нохчи, их традициях и обычаях, а также влиянии на современное общество Чеченской Республики. |
Что такое нохчи | фото Кто такой нохча. Кто себя называет нохчами? |
Что такое нохчи на чеченском
Может быть графа «народ»? Это теплее. Этносы иногда для упрощения тоже называют «народами». Но тут упрощение идет еще дальше. Народом также называют всех граждан РФ. А еще народом называют группу людей, собравшихся под окном.
То есть как минимум четыре совершенно разных явления именуют понятием «народ». Всё ради упрощения. Не даром говорят: «простота — хуже воровства». Именно поэтому я здесь везде рядом со словом народ в скобочках указываю «лаос», чтобы было понятно, что здесь имеется в виду органическая общность, а не группа людей под окном, не все граждане страны РФ и не этнос. То есть и графа «народ», строго говоря, не подходит, учитывая стремление к простоте которая хуже воровства и, как следствие, сваливание в понятие «народ» четырех совершенно разных явлений.
Так что тогда, какая же все-таки графа? Слишком сложно, особенно для тех, кто так любит простоту. И тут на ум приходит простое решение. Идентичность, с чего мы начали, это от латинского корня id — «такой же, как тот». Но id — это ни что иное, как всем знакомое ID, «ай-ди» — заимствованное, как и много что, с Запада, но уже многим россиянам близкое и понятное.
То есть графа должна в таком случае выглядеть так: ID идентичность.
История народа нохчи богата и разнообразна, и они имеют богатое культурное наследие, которое передается из поколения в поколение. Нохчи — это восточно-кавказский народ, язык которого относится к базовой группе вовремя и терся почти одинаково с народом герость стран — чеченцами национальный образ чеченского народа. Значение слова «нохча» Слово «нохча» — это самоназвание народа чеченцев. Оно происходит от глагола «нохчу», который означает «говорить» или «сказать».
Таким образом, народ назвал себя «нохча», что можно перевести как «те, кто говорит». Значимые события в истории народа нохча Война с русской империей 1817-1864 гг. Вторая мировая война 1941-1945 гг. Война в Чечне 1994-1996 гг.
Данное самоназвание используют и современные жители республики. Также существует версия, что эти названия происходят от этнонима и топонима — крупнейшего чеченского племени Нохчмахкахой и наименования области его проживания в юго — восточной Чечне, которая также известна как Ичкерия. Первые упоминания этого сообщества как «Нахчаматьяны» обнаруживаются в средневековых грузинских и армянских хрониках. Вообще, имя «нохчи» может быть употребляется, как общее племенное название и у ингушей, и у чеченцев. Впрочем, в современном кавказоведении в обозначении ингушей и чеченцев принято использовать термин «вайнахи» «наши люди».
Понравилась статья?
От области Нашха Нашха - это небольшая живописная область в горах Чечни, родина тейпа Нашхой. По одной из версий, именно отсюда и взято самоназвание всего чеченского народа.
К этой версии, кстати, склоняется большинство кавказоведов. Многих исследователей тут здорово смущает суффикс - чи, его происхождение пытаются вывести то из аварского, то из тюрских языков. От имени богатыря-прародителя По этой версии, самоназвания чеченцев идет от имени богатыря-прародителя турпала Нохчо.
У него кстати, по вайнахскому преданию, был брат-богатырь Галга, предок всех ингушей гIалгIай. По-чеченски он зовется Нух.
Нахи — потомки ануннаков
Нохчи - это «народ Ноя». Чеченский язык | И, несмотря на то, что в чеченском языке словоформа нохчо или нохчи — это название представителя народа в единственном числе, авторы часто используют его как самоназвание всех чеченцев во множественном числе[5][6]. |
Кто такой народ черкесов - особенности и история народа Нохчи | Нохчи, также известные как чеченцы, представляют собой одну из древнейших этнических групп на Кавказе. |
Чеченцы – потомки создателей древней цивилизации | Для мужчины большое оскорбление, если кто-кто прикоснется к его папахе. |
Слово «национальность» – это совсем про другое
Наверно, нелегко. Хотя бы потому, что гордая, свободолюбивая сущность личности чеченца буквально заковывается в «железные доспехи» адата — норм права, возведенных в обычай. Не соблюдающему адат — позор, презрение, гибель. Обычаев много, но в центре — кодекс мужской чести, объединяющий правила поведения для мужчин, направленные на поощрение храбрости, благородства, чести, хладнокровия. Согласно кодексу, чеченец должен быть уступчивым — горные дороги узки.
Он должен уметь строить отношения с людьми, ни в коем случае не демонстрируя своего превосходства — способ избежать лишнего конфликта. Если сидящий верхом на коне встречается с пешим — он должен первым поздороваться. Если же встречный — старик, то наездник должен сойти с коня и только потом поприветствовать его. Мужчине запрещается «проигрывать» в любой жизненной ситуации, оказываться в недостойном, смешном положении.
Чеченцы нравственно боятся оскорбления. Причем, не только личного, но и оскорбления своей семьи, тейпа, несоблюдения правил адата. Если член тейпа серьезно опозорится, то жизни ему нет, община отвернется от него. И в наше время внутренний и внешний стражи поведения заставляют чеченца быть в обществе предельно собранным, сдержанным, молчаливым, вежливым.
В адате есть замечательные, достойные правила. Например, куначество, побратимство , готовность к взаимопомощи — всем миром строят дом тому, у кого его нет. Или — гостеприимство: даже враг, переступивший порог дома, получит кров, хлеб, защиту. А что уж говорить о друзьях!
Но есть и деструктивные обычаи, например, кровная месть. С этим архаизмом современное чеченское общество борется, созданы процедуры для примирения «кровников». Однако эти процедуры требуют взаимной доброй воли, препятствие на этом пути — страх оказаться «немужчиной», быть осмеянным. Чеченец никогда не пустит женщину впереди себя — ее надо оберегать, на горной дороге много опасностей — обвал или дикий зверь.
К тому же, со спины не стреляют.
Они исполняют традиционные танцы и песни, которые передают их историю и национальную идентичность. Танцы и музыка народа нохчи являются важной формой самовыражения и средством сохранения и передачи культурного наследия.
Важным аспектом культуры народа нохчи является также их кухня. Нохчи готовят вкусные и питательные блюда, которые отражают их культуру и традиции. Популярными блюдами являются чебуреки, хинкали, хачапури и многие другие.
Кухня народа нохчи прославляется своими национальными рецептами, которые передаются из поколения в поколение. Культура народа нохчи также включает в себя религиозные и культовые обычаи. Нохчи являются мусульманами и придерживаются исламской традиции.
Они выполняют молитвы, соблюдают пост и выполняют другие религиозные обязанности. Важными религиозными событиями для нохчей являются Рамадан и Курбан-байрам. Культура народа нохчи является важной составляющей их идентичности и наследия.
Это богатое и разнообразное наследие передается из поколения в поколение, позволяя нохчам сохранять свою уникальность и самобытность. Музыка и танцы Одним из основных музыкальных инструментов народа нохчи является «чтохчепсан» — национальный струнный инструмент, похожий на скрипку. Он играет важную роль в исполнении народных песен и плясок.
Также популярными инструментами являются «динг» — местный вид барабана, флейта «салипсмакхар» и «гхирзинкхар» — небольшой мембранный инструмент. Находясь на территории Кавказа, народ нохчи сохранил традицию своих предков в пении и пластических движениях. Танцы народа нохчи производят неизгладимое впечатление своей энергичностью и грациозностью.
Они отражают исторический опыт и духовность народа. Основными видами танцев народа нохчи являются «лейго», «чонху», «хьачхара» и «саламурзи». Танец «лейго» символизирует единство и согласие народа, «чонху» — радость и юность, «хьачхара» — силу и мужество, а «саламурзи» — веселье и празднование.
Танцы сопровождаются музыкой и песнями на их родном языке, которые передают исторические события, традиции и моральные ценности народа нохчи.
Историческая роль нохчи в чеченском обществе История народа нохчи Нохчи — это народ, проживающий в Республике Чечня, которая расположена на северном Кавказе в России. История народа нохчи богата и разнообразна, и они имеют богатое культурное наследие, которое передается из поколения в поколение. Нохчи — это восточно-кавказский народ, язык которого относится к базовой группе вовремя и терся почти одинаково с народом герость стран — чеченцами национальный образ чеченского народа. Значение слова «нохча» Слово «нохча» — это самоназвание народа чеченцев. Оно происходит от глагола «нохчу», который означает «говорить» или «сказать». Таким образом, народ назвал себя «нохча», что можно перевести как «те, кто говорит».
Значимые события в истории народа нохча Война с русской империей 1817-1864 гг. Вторая мировая война 1941-1945 гг.
Несмотря на существенную до тысячи лет по различным подсчетам разницу в датировке потопа, можно допустить, что основание Урука произошло при повторном послепотопном заселение Междуречья.
Даже с учетом того, что наводнение носило региональный характер и ограничилось равнинной частью Месопотамии, все равно обезлюдевшими в его результате оказались обширные территории. Естественно поэтому предположить, что первыми поселенцами на вновь освободившихся землях оказались жители близлежащих гор и плоскогорий. Остается выяснить, что это были за люди.
Впрочем, ученые уже давно доказали, что составители Библии основательно напутали в этом вопросе. Например, среди потомков Хама названы хетты, а также жители Ханаана, то есть нахи-хурриты. В частности, неясно кто первым поселился в Междуречье.
Так, Библия утверждает, что потомки Япши Иафета первоначально заселяли области, прилегающие к Средиземному морю, откуда затем «…распространились по своим землям». Во всем мире был один язык и одно наречие. Речь идет о знаменитом Нимроде, сыне Хуша и внуке Хама, которого Библия называет могучим воином и величайшим охотником.
Одновременно Нимрод являлся правителем великого царства: «Первыми городами в его царстве были Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в Вавилонии. Что касается города Халне, то не исключено, что речь идет о том самом городе, который в другом месте Библии назван Ур Халдейский. Возникновение и расцвет этого города также относится к шумерскому периоду истории Междуречья.
Характерно, что Нимрод затем «перешел» в Ассирию, государство, которое образовалось вокруг древнего хурритского города Ашшур. Ассирийские города, упоминаемые в Библии, построены гораздо позже шумерских. Впоследствии политическое господство перешло к потомкам Хама, что отразилось в библейском предании о царе Нимроде.
В Коране это сказано со всей определенностью: «26. Мы посылали Нуха и Ибрахима и в потомках их установили пророчество и Писание». Рол отождествляет библейского Нимрода с Энмеркаром, правителем шумерского города Урук, ставшего главным героем шумерского эпоса «Энмеркар и владыка Аратты».
Именно при Энмеркаре в Уруке велось активное строительство. В частности, было построен грандиозный храм-зиккурат в виде семи ступенчатой башни. Согласно свидетельству Иосифа Флавия, Нимрод решил построить огромную башню небывалой высоты для того, чтобы ее не могли затопить волны потопа, если Всевышний вознамерится вновь погубить человечество.
Тем самым он дерзнул бросить вызов самому Всевышнему. Шумерские предания, дошедшие до наших дней, также сообщают, что Энмеркар, который по шумерской традиции считается первым великим послепотопным правителем, решил бросить вызов небу. Согласно преданию, потоп был послан на землю верховным богом Энлилем.
В отместку Энмеркар пригласил в свой город Урук богиню Инанну в качестве главного небесного покровителя и воздвиг в городе Эриду величественный храм богу Энки. То есть Энлиль оказывается оттесненным на задний план. Можно предположить, что именно та часть шумерского предания, где говорится о строительстве величественного зиккурата в честь бога Энки, позднее трансформировалась в библейское предание о строительстве Вавилонской башни.
Что касается библейского Нимрода, то ученые-библеисты не избежали соблазна отождествлять его и с другими известными историческими личностями к этому вопросу мы еще вернемся. В целом же стоит сразу же оговориться, что библейским Нимрод — персонаж явно собирательный, вобравший в себя черты ни одного, а сразу нескольких реальных правителей из истории Междуречья, причем живших в различные эпохи. Так, например, Ю.
Та часть библейского текста, в которой объясняется смысл имени этого величайшего пророка древности, позволяет связать его как с отдыхом после работы, так и с возделыванием земли. Поэтому уместно будет напомнить, что в чеченском нохчи языке нох — означает «плуг», то есть орудие возделывания земли. Чеченский этнограф С.
Хасиев на этом основании пришел к выводу, что имя Нох образовалось от чеченского слова, означающего «плуг». В основе имени Хам — хьа ма ву в значении «он твой», «принадлежит тебе». В этой связи полезно будет вспомнить, что потомки Хама должны были стать рабами.
Наконец, Япши или Иафет — И в ахета — вахи та — имеет значение «пусть живет». Именно потомки Япши Иафета согласно Библии успешно расселились на обширных территориях. Кстати, среди потомков Япши Иафета числится и Аскеназ Ашкеназ , чье имя стало названием народа скифов, которое из ассирийских текстов затем перекочевало на страницы Библии.
Наше собственное толкование этнонима и имени Ашкеназ — арса генаш — «ветви Арса, потомки Арса». Нельзя полностью исключить еще два варианта этимологии имени Арфахсад Арпахсад.
История народа нохчи
- Кто такой нохча по чеченски
- Смотрите также
- Происхождение и ранняя история народа нохчи
- Чем отличаются нохчий от дагестанцев?
- Культурные особенности чеченцев, связанные с понятием «нохчи»