После Рождества начинаются Святки, которые продолжаются вплоть до Крещения Господня, то есть длятся они 12 дней, с 7 по 19 января. Почему христиане соблюдают пост до первой звезды в Рождественский сочельник, что такое вертеп и колядки и почему в праздник наряжают елку — рассказывает о традициях Рождества. Ваши Геннадий и Ольга Селезневы. Обхватить необъятное#ГруппаРождество #геннадийселезнев #ольгаселезнева #такхочетсяжить #Рождество. В Вербное воскресенье в крестильном (нижнем) храме кафедрального собора Рождества Христова в Челябинске состоялось малое освещение и первая литургия. О том, как прошло долгожданное событие, рассказали в Челябинской епархии.
Рождество Христово 2023: как правильно встретить и чего нельзя делать
Когда Рождество Христово в православии? Христиане восточного обряда отмечают Рождество 7 января в отличие от католического, которое празднуют 25 декабря. Христиане разных конфессий, живущие по григорианскому и новоюлианскому календарям, встретили Рождество. На начало января приходится великий праздник Рождество Христово. Рассказываем, как можно отмечать Рождество, какие существуют традиции празднования, что дарить на Рождество. поиск по новостям. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время праздничного богослужения по случаю Рождества Христова в Храме Христа Спасителя. Новости Статьи Что будет с Казахстаном?
Новый год и Рождество
Что можно делать в Рождество, а что нет. В ночь с 6 на 7 января в России и многих других странах отмечают Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников, посвящённый рождению младенца Иисуса. 7 января христиане отмечают Рождество – один из самых главных и светлых православных праздников. Рождество. Праздник Рождества Христова православные христиане отмечают 7 января.
Семейные традиции и символы
- Как в России встретили православное Рождество
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Значение некоторых символов в иконографии Рождества Христова
- «Неправильный» календарь
- Традиции Рождества
В Европе готовятся к католическому Рождеству
В то время празднование Рождества Христова распространилось и на Востоке, и вот святитель говорит: «Сегодня мы празднуем день Рождения Иисуса Христа, нашего Спасителя. Но, как это ни странно, только немногие знают об этом дне, да и мы узнали о нем лишь несколько лет назад от западных христиан. Долгое время я желал увидеть этот день и увидеть его среди большого собрания. Это желание воистину осуществилось. Не прошло и десяти лет с тех пор, как нас известили об этом дне, а этот праздник стал уже таким торжественным. У нас есть все основания называть этот праздник новым, равно как и старым. Я очень хорошо знаю, что многие даже теперь все ещё спорят о нём. Одни за, другие против него, со всех сторон слышны разговоры об этом празднике. Придирчивые указывают на то, что ещё слишком рано решать, отмечать его или нет. Сторонники говорят, что это очень древний праздник. Разве пророки не пророчествовали о рождении Господа, и разве этот день не был хорошо известен, не отмечался с древних времен от Тарса до Кадиса?
Здесь указываются географические области, в которых Рождество Христово в этот день отмечалось с давних пор, по свидетельству святителя Иоанна Златоуста. Продолжим цитату: «Я хочу привести три веских аргумента, из которых станет ясно, что именно в этот день наш Господь Иисус Христос , Божественное Слово, родился как всякий человек». В качестве первого аргумента он указывает на то, как этот праздник легко широко и быстро распространился среди христиан. В качестве второго аргумента святитель говорит: «Об этом празднике нам известно от людей, проживавших в Риме и точно знавших об этом событии» — то есть о том, когда была осуществлена перепись Квириния, во время которой родился Христос. Однако я приведу ещё одно доказательство — третье, более ясное и убедительное. Когда Мария зачала, прошло уже шесть месяцев с того времени, как Елизавета зачала Иоанна. Если бы мы знали, какой был шестой месяц, тогда мы узнали, когда Мария зачала». И святитель Иоанн высчитывает это, привлекая указание евангелиста Луки на то, что это было во время каждения Захарии, и высчитывает, что это было в сентябре, и пишет: «Один раз в год первосвященник входил во Святая Святых. Когда это происходило: в сентябре месяце, именно в это время Захария вошел в Святая Святых и получил откровение относительно Иоанна. После этих дней зачала Елизавета.
В шестой месяц её беременности, то есть в шестой месяц после сентября — а это значит в марте, зачала Мария. Теперь отсчитав девять месяцев от марта, мы приходим к настоящему месяцу декабрю, в который родился наш Господь Иисус Христос. Итак, я объяснил вам, когда родился Господь, а посему Рождение Господа празднуется в этот день». Есть и современные авторы, которые приходят к тому же выводу, опираясь на указание, что Захария, отец Иоанна Крестителя, был «священник из Авиевой чреды» Лк. В то время существовало двадцать четыре священнических рода Неем. Исходя из того, что чреда Иоиарива служила при разрушении Иерусалимского храма, которое хорошо датировано, обратным вычислением приходят к тому, что очередь для служения Захарии в храме приходилась на последнюю неделю сентября 10. Конечно, есть несогласные, которые говорят, что и древние христианские авторы неправильно посчитали, и современные ошиблись, и могла быть чреда в другое время. Лично я считаю, что высчитали правильно, но в рамках нашей конкретной темы это несущественно. А существенно то, что слова святого Иоанна Златоуста подтверждают: христиане в выборе даты 25 декабря руководствовались именно христианскими соображениями, вычислениями, основанными на анализе Священного Писания. И собственно говоря, третий аргумент святителя Иоанна Златоуста возвращает нас к свидетельству Юлия Африкана о зачатии Христа от Девы Марии 25 марта — а свидетельство это, напомню, относится к началу III века, то есть, намного ранее императора Аврелиана и Хронографа 354 года.
Про связь с зимним солнцестоянием Сторонники «религиоведческой теории происхождения Рождества» ещё иногда выдвигают такой тезис: христиане установили свой праздник 25 декабря, чтобы он приходился на зимнее солнцестояние, когда, дескать, у всех язычников какие-то праздники. Но тут выходит загвоздка, поскольку зимнее солнцестояние никогда не приходится на 25 декабря. Обычно на 21 или 22 декабря. Не правда ли, довольно странно — пытаться приурочить праздник именно к зимнему солнцестоянию и при этом промахнуться на несколько дней? Неудивительно, что данная гипотеза встречает особенно скептическое отношение у современных ученых 11.
Что можно и нельзя делать на Рождество Также следует помнить о том, что Рождество — это крупный церковный праздник, поэтому существует множество вещей, которые можно и нельзя делать. Среди основных запретов можно выделить: Шить. Гадать и многое другое.
Считается, что в этот праздник необходимо искать гармонию в своей семье. А нарушение правил может привести к негативным последствиям в дальнейшем. Желательно накрыть праздничный стол, собраться всей семьей и насладиться комфортным общением.
Помимо кутьи и отвара из сухофруктов обязательно должны присутствовать постные салаты и супы, блюда из рыбы, постные вареники и голубцы, соленья и рагу из овощей, количество которых определяется числом апостолов Христа. Однако диетологи рекомендуют не перегружать организм тяжелой пищей, входить в привычный ритм жизни и питание постепенно. Если вы хотите подарить своим близким подарки на Рождество, то обратите внимание на полезные и практичные вещи. Топом 25 лучших подарков на Рождество с нами делится Комсомольская правда. Топ-25 подарков на Рождество 7 января 1. Вязаные рукавицы 2.
Книги с Рождественскими сказками 3.
Ещё одна традиция — делиться. На ужин в Рождество обязательно старались пригласить людей одиноких или бедных, чтобы и они могли отметить праздник. После поста, который предшествует Рождеству, стол старались накрыть побогаче.
Часто подавали блюда из мяса — жареного поросёнка или гуся. Стол и дом старались украсить свечами. Их огонь символизировал звезду, загоревшуюся на небе в Рождество. С самим днём Рождества было связано немало примет.
Например, тёплый день предвещал холодную весну и богатый урожай. Больше новостей в нашем.
Семь вопросов про Рождество
Из-за этих неточностей раз в 128 лет накапливался один нигде не учтенный день. С веками разница между годом календарным и астрономическим все больше и больше увеличивалась. Пасха начала праздноваться слишком рано и выпадала на разные дни недели. С тех пор католическая церковь пользуется григорианским календарем, а Русская православная — юлианским. Со временем на григорианский календарь стали переходить и другие страны мира, в том числе те, в которых часть населения относит себя к православию. Россия держалась до последнего.
Вплоть до 1917 года наша страна жила по юлианскому календарю, и поэтому Рождество мы отмечали тогда же, когда и остальной христианский мир — 25 декабря. После революции Россия перешла на «прогрессивный» календарь. К тому времени разрыв между календарями достиг уже 13 дней. Русская рождественская открытка начало XX века Русская православная церковь переходить на григорианский календарь отказалась, несмотря на сильнейшее давление со стороны светского мира. И дело было уже далеко не в астрономии.
В православии считается, что григорианский календарь коверкает последовательность событий, описанных в Библии, из-за чего Пасха празднуется не тогда, когда нужно. Поэтому православная церковь продолжила жить и определять даты праздников по юлианскому календарю. И Рождество в России, перешедшей на новый календарь, стали отмечать на 13 дней позже, чем в большей части христианского мира, — 25 декабря по старому стилю, но 7 января по новому стилю.
Знакомьтесь в нашем спецпроекте с историей Нового года и Рождества. Карта мероприятий На интерактивной карте отмечены рождественские и новогодние мероприятия, которые проходят по всей стране. Выбирайте ваш город и читайте о самых интересных праздничных событиях в дни зимних каникул.
Например, украшение домов венками из омелы и хвойных веток, выпечка имбирных пряников с яркой глазурью. И всё же для католиков Рождество — более светский и семейный праздник, а для многих россиян — по-прежнему религиозный. В храмах по всей стране в Рождественскую ночь проходят долгие богослужения, и лишь после них можно приступать к праздничному столу. В католических же церквях ночная месса длится не так долго. Ранее мы рассказывали о том, как в главном католическом соборе Москвы отметили Рождество. Также на нашем сайте вы можете найти много идей, куда сходить в праздничные дни в Москве.
Для владельцев «Пушкинской карты» у нас есть подборка событий, которые можно бесплатно посетить на каникулах.
Только после этого разрешалась еда и первым блюдом должна была являться кутья из риса или пшеницы с медом и сухофруктами. Также на стол подавали отвар из сухофруктов. На праздничном столе обязательно должны быть 12 основных блюд.
Помимо кутьи и отвара из сухофруктов обязательно должны присутствовать постные салаты и супы, блюда из рыбы, постные вареники и голубцы, соленья и рагу из овощей, количество которых определяется числом апостолов Христа. Однако диетологи рекомендуют не перегружать организм тяжелой пищей, входить в привычный ритм жизни и питание постепенно. Если вы хотите подарить своим близким подарки на Рождество, то обратите внимание на полезные и практичные вещи. Топом 25 лучших подарков на Рождество с нами делится Комсомольская правда.
Рождество в России
А поскольку Рождество Христово отмечалось тогда за неделю до Нового года — 25 декабря, то Новолетие по сути дела оказалось совмещено с Рождественскими празднованиями — святками. Рождество – это не только подарки, праздничный стол и украшения. Главная Главные новости В Соборе Рождества Христова освятили крестильный храм. РИА «Новости». В 2024 году начало празднования Рождества выпадает на выходные дни первой новогодней недели: 6 января — суббота и 7 января — воскресенье.
Рождество Христово – 2023: история, традиции и символы праздника
Идея быстро обрела популярность и широко распространилась в научных кругах. Многие, хотя и не все ученые, восприняли гипотезу Узенера, и со временем она стала повторяться в книгах как нечто само-собой разумеющееся. Так продолжалось до конца ХХ века. А уже в начале ХХI века целый ряд серьезных исследователей нанесли сокрушительные удары по гипотезе Узенера. И сейчас я вкратце познакомлю вас с тем, что они говорят. Ученые опровергают Начнем со статьи Стивена Хийманса от 2003 года. Исследователь делится следующими результатами изучения источников: «Необходимо подчеркнуть, что 25 декабря не было ни давним, ни официально значимым праздничным днем Сола, это упомянуто только в Хронографе 354 года. Более того, предположение, что данный праздник был установлен Аврелианом, не может быть доказано.
В действительности вовсе не существует надежных доказательств того, что праздник 25 декабря предшествовал празднику Рождества в этот же день. Традиционными праздничными днями Сола, как записано в ранних фастиях, были 8, 9 и 28 августа, а также 11 декабря» 1. Это дни празднования, которые существовали ещё до императора Аврелиана. Хийманс также убедительно доказывает несостоятельность утверждений о том, что якобы культ Сола Гелиогабал принёс в Рим из Сирии, поскольку множество свидетельств, в том числе археологических, доказывают, что культ Сола в римской языческой религии был задолго до Гелиогабала, является собственно римским, а не принесенным с Востока, как полагали ученые конца XIX — начала XX веков. Но что касается императора Аврелиана, Хийманс пишет: «есть прямое свидетельство того, что в 274 году Аврелиан установил ежечетырёхлетние скачки в честь Сола, которые совершались с 19 по 22 октября» 2. Хийманс также указывает, что в принципе культ Сола не занимал какого-либо исключительного важного места в языческой римской религии. Божество Сола не считалось там верховным или самым главным.
Для римлян-язычников главнее был бог Юпитер. Нет свидетельств и о какой-то особой популярности празднования Сола 25 декабря. Так чего ради христианам создавать целый праздник Рождества Христова для того, чтобы вытеснить далеко не самый важный культ не самого главного языческого бога, и при этом используя ту дату, которая даже в IV веке не была ни самой древней, ни самой популярной датой празднования в честь Sol Invictus? В своём опровержении гипотезы Узенера Хийманс не является одиночкой. Также австрийский исследователь Ханс Фёрстер в своей книге «Происхождение Рождества и Богоявления» 3 , опубликованной в 2007 году подчёркивает отсутствие убедительных доказательств в пользу гипотезы Узенера, которая обычно называется «религиоведческой теорией происхождения Рождества». Фёрстер отмечает, что предположение о широко распространённом и популярном «празднике Sol Invictus» было построено на основании весьма сомнительной интерпретации христианских источников, однако внимательное чтение этих источников показывает, что этого праздника, вероятно, не существовало, или, по крайней мере, он не был популярным. И, вопреки широко распространенному мнению, праздник Рождества смог стать популярным именно потому, что у римлян не существовало параллельного языческого праздника солнцестояния, который имел бы массовое распространение в четвертом веке.
Также и Филипп Нозефт в своей статье от 2012 года обращает внимание на то, что Хронограф 354 года, который впервые указывает 25 декабря как языческий праздник Sol Invictus, также указывает и на празднование римскими христианами 25 декабря как Рождества Христова. И, как отмечает исследователь, «это означает, что Хронограф 354 года не может быть основанием для ответа на вопрос о том, какой из праздников — Sol Invictus или Рождество Христово — предшествовал другому или повлиял на него. В самом деле, вполне возможно вопреки Узенеру предположить, что это язычники как раз-таки установили празднование Sol Invictus в этот день в пику христианам, которые праздновали Рождество Христово» 4. Строго говоря, первое упоминание 25 декабря как праздника Sol Invictus относится к 354 году, а первое упоминание 25 декабря как праздника Рождества Христова относится к 336 году. Упоминает о празднике Рождества Христова тот же Хронограф 354 года, но при этом использует текст «Depositio Martyrum», который датируют 336 годом. Аналогичным образом и Курт Симманс в своей статье от 2018 года пишет, что «недостаток веских доказательств, подтверждающих религиоведческую теорию, заставляет все большее число ученых ставить её под сомнение. Как мы видели, теория почти полностью основывается на выводах, которые в равной степени могут быть истолкованы противоположным образом.
Никаких веских доказательств того, что празднование Sol Invictus является истинным источником даты Рождества Христова, не встречается ни в каких источниках того времени: ни в посланиях, ни в указах, ни в исторических отчётах, нигде. На самом деле имеющиеся свидетельства показывают, что церковные писатели того времени принимали 25 декабря как полученную по преданию от более ранних отцов» 5. В частности, блаженный Августин писал: «Он был рождён, согласно преданию, 25 декабря». Также блаженный Иероним в «Беседе на Рождество Христово» говорил: «Мы не распространяем наше собственное мнение, но поддерживаем предание». Здесь надо заметить, что Узенер в качестве обоснования своей гипотезы теории приводит цитату из схолии на труды сирийского монофизитского автора XII века Дионисия Бар Салиби. Схолия — это заметка на полях рукописи, то есть это не текст самого Бар Салиби. Тот жил в XII веке, а когда именно была записана эта рукопись, и когда некий аноним на её полях оставил свое замечание — неизвестно; может быть, в XIII веке, может быть, ещё позже.
С этого дня и вплоть до праздника Крещения Господня 19 января у православных будут продолжаться святки - святые и радостные дни, когда люди отмечают рождение Спасителя. Традиция многодневных святок восходит к практике древней Церкви, когда Рождество и Крещение отмечались вместе как одно событие Богоявления. По мнению историков, сама дата празднования Рождества принята с некоторой долей условности, поскольку во времена Христа в Иудее действовал лунный календарь, который зачастую сложно в точности сопоставить с солнечным летоисчислением.
Ознаменовано рождение Иисуса было появлением на небе Вифлеемской звезды. Именно она стала символом Рождества, которым украшается верхушка ели. В России Рождество начинают праздновать с вечера 6 января и заканчивают только вечером 7 января.
Перед празднованием верующие выдерживают строгий пост длительностью в 40 дней, который начинается 28 ноября. По церковным запретам, до вечера 6 января нельзя употреблять какую-либо пищу. Перед трапезой верующие должны были обязательно посетить храм и приуроченную к празднику службу. Только после этого разрешалась еда и первым блюдом должна была являться кутья из риса или пшеницы с медом и сухофруктами.
История праздника Рождество Христово является одним из главных православных праздников и считается вторым по значимости после Пасхи. Точный день рождения Иисуса Христа неизвестен. Начало празднования относится к I веку. Этот праздник называли Богоявлением. Отдельный праздник в честь Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. В этот день заканчивается Рождественский пост и начинаются Святки. Именно в этот день праздник отмечают представители многих конфессий. Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская и некоторые другие церкви празднуют Рождество Христово 7 января. В России праздник Рождества Христова является государственным выходным и нерабочим днем с 1991 года. В 2023 году Рождество Христово будут праздновать в субботу. Его рождение произошло в очень необычных обстоятельствах. Оно было предречено. Об этом говорили ветхозаветные пророки.