В разных частях славянского мира жену громовержца еще называют Перуницей, Громовицей или Паляницей. Что же такое славянский праздник Громница? зимний праздник, пришедший к нам с языческих времен. В церковном календаре он отмечается 2 февраля у католиков, и 15 февраля - у православных. Однако, сегодня уже доподлинно известно, что с приходом христианства Громницу (как и многие другие исконно славянские праздники) переименовали в Сретение Господне, которое празднуется 15-го февраля 45. славянский праздник.
Как славяне отмечали праздник Громница или Сретенье Господне?
По всей видимости, чем южнее мы продвинемся в землях, где искони жили славяне, тем более вероятным будет — услышать гром с небес в феврале. Многие современные исследователи напрямую связывают Громницу с древнеславянским праздником Перуна: «Сретенье, Громницы... Золотые правила народной культуры. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2008.
Связь праздника не только с Громовником Перуном, но и с Богиней прослеживается в традиционных верованиях южных и западных славян: «В народных названиях праздника объединены мотивы встречи и темы Богородицы, ср. Стретенье, Встретенье, болг. Зимна Богородица, Вълча Богородица, пол.
У болгар С[ретение] связывается с легендой о встрече Богородицы со св. Трифоном — покровителем виноградарства, день памяти которого отмечается 3. II, ср.
Его отмечают с 1 на 2 февраля, и он посвящен богине Брид, которая также известна как Brigid, Bridget, Brighid, Brighde, Brig или Bride, — богине поэзии, целительства и кузнечного дела, которая в христианское время стала известна как св. Бригитта, а в Уэльсе ее знали как Ffraid или Sant Ffraid. Статья датирована 2009 г.
У славян особую роль в этот день отводили также «сретенской воде»: «В Малороссии и некоторых местах Великороссии на праздник Сретения Господня освящали в церквях воду. Освященная сретенская вода считается здесь лечебным средством против разного рода болезней, особенно так называемого присрета то есть призора очес » цит. А также ее дают пить и больным.
Этой же водой окропляют отправляющихся в путь» цит. Народный календарь примет, обычаев и поверий на Св. Полное собрание этнографических трудов Александра Бурцева.
Данный праздник вошёл в славянскую культуру после принятия христианства. Это один из праздников, который принято отмечать не шумно и широко, а тихо и в кругу семьи. И только в каких-то отдельных районах России его отмечают шумными гуляниями по улице. В народе этот день считался первым днём весны.
В этот праздник в церковь приносили свечи для того, чтобы их освятили и заговорили, а во время гроз их сжигали для отогнания бед и нечистых сил от семьи. Чтобы человек навсегда избавился от головной боли, в этот день ему поджигали волосы. Кроме этого, в Громницу только девушки и дети поют песни у себя во дворе, но очень тихо, таким образом они пытаются закликать весну. Также при пении нужно следить, чтобы рядом не было других людей.
Приметы на Громницу: Если в этот день снег идёт — весна будет ранней, если метель — такая погода останется на долгое время, в течение месяца. Дождь в праздник — год будет урожайным на пшеницу, будет вьюга — не будет хлеба. Если метель разметает зерно, то год будет неурожайным. В этот день запрещается: Работать, убираться, помогать другим и готовить разрешено.
Нельзя ни с кем ссориться, иначе будут преследовать неприятности. Запрещено скучать, в этот день можно только веселиться.
А плетение таких свечей сопровождалось пением. Мужчина высекал огонь, разжигал костер. Это пламя считалось живым и исполняющим желания. От него оживал фитиль главной свечи, а потом от нее свое начало брали свечи всех участников праздника. Это и есть обрядовое действие - зажигание громничных свечей. Громницу чаще всего отмечали в кругу семьи. Но были и исключения. В некоторых деревнях и до сих пор в Белоруссии собираются и делают большую одну свечу на деревню, которая была полтора метра, метр или метр двадцать.
Данная богиня была поляницей, поэтому их отношения с Перуном начались с битвы — с события, очень непростого для мужчины и женщины даже для Богов. Мифологические истоки двух праздников февраля Декада Перуна и Додолы празднуется дважды в год: со 2 по 12 14 февраля и со 2 по 12 14 августа. Летом эти Бог и Богиня поминаются как две силы, которые противостоят друг другу. Им только предстоит научиться взаимодействовать. Зимой же их почитают как гармоничную супружескую пару, которая соединяет в себе огонь небесный и небесную воду, состояние яри женской и яри мужской.
Это уже чета Богов, которые сумели примирить свою внутреннюю ярь, силу, стремление искать противника в ближнем своём. В завершение зимнего Перунья начинается новая череда праздников: в некоторых родах они длятся 8, а в некоторых — 12 дней. Эти дни посвящены Велесу зимнему. Велес — единственный в славянском пантеоне Бог, который был рождён сразу в трёх мирах. Он почитается как держатель Оста, некой вертикали Мировой оси, и является воплощением силы крепи духа Рода Небесного.
Велес является символом Бога, который осознаёт, что любое обретение в этом мире связано с изменением самого себя, с умиранием себя старого, с созиданием себя в Яви через труд и, в то же время, с устремлением к Высшей божественной мудрости. Единый в этих трёх мыслях, он воплощает себя в трёх мирах. Образы противостояния Велеса и Перуна В славянских мифах оба этих Бога — Велес и Перун — в отдельных своих ипостасях являются даже супротивниками. Их борьба нашла отражение на древнем барельефе, который встречается и петроглифах, и в лубочных картинках как борьба воина-всадника-копьеносца со змеем. Позже этот мотив был перенесён в христианство: все знают знаменитое изображение Георгия Победоносца, попирающего змея.
В этом противостоянии Перун выражает активное мужское начало, которое реализуется через победу над кем-то. Это возвышение духа через активную борьбу, а не через духовное подвижничество и созидательный труд. Велес в образе змея олицетворяет сразу несколько символов. Наши предки различали понятие гадов и понятие змеев. Змей — это положительный образ в славянской культуре.
По-другому он именовался «уж» предок. Так же назывался один из самых распространённых символов в резьбе, вышивке, чеканке, литье и т. У всех народов такой простейший ужик змей изображался по низу подолов, бранниц , рушников и символизировал связь с предками. В то же время на Руси было понятие «гад ползучий», которое несло отрицательное значение. Он был связан не столько с физическими змеями, сколько с образом навных программ рода.
Навные программы — это все те нерешённые ситуации, которые были в роду. Например, кто-то из рода не прошёл урок на крепость духовную и умение реализовывать свои мечты, даже несмотря на сопротивление, отрицание близких — значит, в роду появился алкоголизм на пятом поколении. Не прошёл кто-то в роду испытание любовью в трудностях — на шестом поколении появились семьи, когда женщина зарабатывает больше, чем мужчина, и гнобит его за это. Все навные программы рода — это несданные экзамены Богу. Велес в образе змея олицетворяет силу предков, которая, безусловно, достаётся каждому по праву рождения.
Но с 21 года — со времени эмоционального и энергетического взросления — у человека раскрывается сила сердца, и он уже должен заслужить право на эту родовую силу. Для этого он должен начать преодолевать в себе родовую навь, то есть работать с родовыми программами осознанно. Копьё Перуна является символом оста. Остом наши предки называли не только копьё, но ещё и острие меча, кровосток на ноже или на мече, позвоночник и ту силу духа, которая есть у человека. Если с 21 года направлять силу духа на борьбу с навными программами рода, тогда человек становится достоин родовых сил, и они даются ему.
Если же не преодолевать собственные негативные черты характера, которые на самом деле являются положительными, но в состоянии «зело» чрезмерно много ; если не пересматривать ограничивающих убеждений, которые также достаются по наследству от предков, то родовой силы у человека становится мало. Этому и посвящён период двух праздников — Перуново заговение зимний праздник Перуницы и Велесова Среча. Стыковка этих двух праздников в календаре — знак того, что враг находится не вовне, а в нас самих — и это наши родовые программы. Человеку же нужно быть борцом и преодолевать их. Именно поэтому февраль месяц лютень имел два образа животных, которые противостоят друг другу.
С одной стороны — это образ Тура Златорогого, а с другой стороны — образ люта волка. В других родах культурах это Золотой Кабан и Волк. Данное противостояние в сказках и мифах отражало не столько противостояние Богов, сколько борьбу двух сил внутри каждого человека. Читайте также: «Выбор и осознание себя». С одной стороны, людям очень хочется повоевать, найти кого-то в качестве виновника собственных неприятностей, неурядиц, объявить его врагом революции и начать долбить.
Но задача не в этом, а в том, чтобы научиться справляться со своими родовыми навями и негативными чертами характера. Именно поэтому период Громницы и Велесовой Сречи фактически, весь февраль был посвящён у наших предков различным действиям, как явным, так и со спрятанными внутри них магическими ритуалами, которые помогали изменить прежде всего самого себя и найти в себе того внутреннего «врага революции», чтобы погнать его поганой метлой. Магия для наших предков — это работа по принципу «кто могёт, тот и маг». Если ты можешь изменить самого себя с помощью простых действий, то ты маг своей судьбы, и у тебя получится всё то, что ты задумал. Если не можешь — у тебя не получится изменить и свою внешнюю жизнь.
Современные этнографы переводят алчность как жадность, но это не совсем точный перевод. На самом деле, алчностью наши предки называли синдром поиска врага вовне, а не внутри себя, когда человек становится борцом за мнимую справедливость, и в итоге идёт по головам других людей ради торжества какого-то убеждения. Волк почитался ещё и символом верности, поэтому вся магия была направлена на то, чтобы быть верными своему слову, тем отношениям, которые у тебя есть, и не видеть в близких людях врагов самому себе. К сожалению, в современном мире отцы и дети, мужья и жёны чаще всего обвиняют друг друга, вместо того, чтобы совместно начать работать над общими тараканами. Ведь в семье общие не только мечты, но и проблемы.
Недаром говорят: «Муж и жена — один лад и один ряд». Поэтому всё, что сотворялось в феврале месяце, было направлено на две цели — с одной стороны, усилить крепость рода , крепость отношений семейных, родительских, деловых, партнёрских , а с другой стороны, разобраться в самом себе: что во мне не так, что делает меня сложным партнёром, сложным другом, нерадивым учеником, нерадивым родителем. Существовало много различных вариантов простых магических действий, которые помогали обнаружить и исправить кривизну в себе. Традиции февраля Чем же таким особенным занимались в феврале наши предки? Во-первых, они часто прибегали к магии мороза: лепили снежных баб и различные снежные фигурки, шарики не только для красоты, но и для пользы.
В этих ледяных фигурках они замораживали кусочки бересты с написанными на ней негативными ситуациями, от которых хотелось избавиться. Считалось, что когда весной ком растает или его разрушит вьюга, то вместе с ним начнут потихоньку уходить и проблемы. Нажимая на кнопку, ты подтверждаешь своё согласие на обработку персональных данных согласно Политике Конфиденциальности. Thank you! We will contact you soon.
В это время часто обращались к магии воска и свечей. Изготавливали свечи, делали с помощью них очистительные обряды, очищая себя, пространство, в котором работали, жили, в которое собирались переехать весной или место для будущей постройки дома. Также с помощью воска делали различные обереги, в особенности для больных людей.
1 февраля — древнеславянский праздник Громница
Праздник Громницы, который празднуется в первые дни февраля, связан с первыми признаками приходящей весны. Не все знают, что 2-15 февраля отмечается славянский праздник, который называется «Громница». Однако, сегодня уже доподлинно известно, что с приходом христианства Громницу (как и многие другие исконно славянские праздники) переименовали в Сретение Господне, которое празднуется 15-го февраля 45.
Кто такая Додола-Громовница
- Календарь Славянских праздников и Языческих обрядов
- Месяцеслов - календарь славянских праздников
- Громница. Ритуал три свечи
- 2 февраля: Славянский праздник Громница
- Громницы — народный праздник, который отмечают 15 февраля
- 1 февраля — древнеславянский праздник Громница - Славянская Традиция
Неведомый праздник природы «Громница»
Громница: традиции праздника, обряды и ритуалы | В данной статье мы разберём традиции февраля и праздник зимней Громницы. |
Славянские праздники. Громница 2 февраля: radunitsa_n — LiveJournal | Календарь языческих праздников на древней Руси, славянские обряды и ритуалы, весенние, осенние, зимние и летние Дни Равноденствия: даты и значение традиций. |
Языческая Громница и христианское Сретенье | Русский след | Праздник Громнице (чеш. hromnice) у чехов и словаков связан с традицией святить в церкви свечи (чеш. и словацк. hromnicky). |
Праздники Кологода. Громница, Сретение, Имболк - 2 февраля
Громница – славянский праздник свечей и живого огня. Завершаются праздники, которые длятся от дня зимнего солнцестояния. Название Праздник Водокрес (Крес* Воды) — буквально означает Огненная вода. ГРОМНИЦА (Громницы, Сретенье, Зимнее Перунье) — отмечается 2 лютеня/февраля-месяца.
Обычаи и традиции Лельника
- Лельник или Красная горка – древний праздник славян. Суть, история и традиции.
- Что нельзя делать сегодня 15 февраля 2024 по церковному календарю
- Славянские праздники. Или как наши предки жили в согласии с ПриРОДой
- 2 Февраля-Громница, праздник наших предков, традиции и обычаи дня | Мир Вокруг Нас | Дзен
Громницы — народный праздник, который отмечают 15 февраля
После обряда её тушат и хранят в красном углу. Чтобы свечей хватило на весь год их может быть несколько. Первые Заклички Весны. Песни, призывающие весну, в это время ещё робкие и тихие. Поют только девушки и дети, не выходя со своего двора. Закливают весну очень тихо, чтобы этого не слышали другие люди. Обряд «продажи ребенка» для его счастья и здоровья. Мать ребенка зовет знахарку, которая символически выкупает ребенка.
Младенца передают знахарке через окно, а после она возвращает ребенка со словами «Живи на мое счастье».
С помощью этой свечи люди не только оберегали себя от стихии, но и защищали свой дом от нечистой силы и злых, завистливых людей. Для этого воском свечи на двери рисовали обережные знаки чаще всего крест или символы Перуна , которые защишали дом от любого зла.
На Руси на Громницу было принято не только создавать свечи, но и очищать свой дом и себя от негатива и всякого зла с помощью воды — считалось, что в этот день, как и в Водокрес, вода обладает особыми свойствами. Ритуал на Громницу Существует простой ритуал на Громницу, который поможет избавить ваш дом от негатива и привлечь в него благополучие и изобилие на весь год. Для ритуала нужно набрать воды в ёмкость и проговорить над ней свою просьбу или желание.
По этой причине, чтобы помочь Лету взять верх над Зимой начинались первые заклички Весны, но делалось это очень тихо и из дома в отличие от Масленичных закличек, которые выполнялись с высоких мест в деревне. Первые дни февраля, в том числе и 2е число считались Малыми Велесовыми днями. На Громницу делались обряды и дары посвященные Перуну - Громнику, а также Велесу, который отвечает за плодородие, поэтому в это время все народные ритуалы в основном были направлены на выпрашивание у высших сил благосостояния на весь будущий год. А у Громника просили защиты, так как он хорошо справлялся с низшими, темными силами. В Белоруссии эти дни считались как "Малые деды" - поминовение усопших - поэтому на стол ставили дополнительный прибор и приглашали предков, чтобы почтить их. Первые дни февраля считались пограничными и очень опасными. В эти дни старались не работать, не начинать никаких дел, потому что граница всегда опасна, и через нее могут проникнуть злые духи. Но на границе можно и нужно собирать силу для будущих дел и своего блага, которую можно будет использовать.
Этот день также связан с огнем. Зажигали огонь и свечи в больших количествах, особенно по дому. В этот день или за несколько дней до 2 февраля делалась особая магическая свеча - Громничная свеча, которой пользовались потом весь год. На обряде эти свечи освящают, посвящая Перуну-охранителю. Громничная свеча пользуется особым почитанием. Она является олицетворением живого огня, наделена магической силой и выполняет обережные функции. Чтобы получить наиболее сильный оберег, следует самостоятельно слепить громничную свечу, конечно лучше всего из воска со своей пасеки.
В церковном календаре он отмечается 2 февраля у католиков, и 15 февраля - у православных. В этот день приносили жертвы богу Перуну Громовнику. После Громниц можно услышать первый гром, предвещающий скорый приход тепла. Год будет голодным, если первый гром упадет на голый лес. Услышав первый гром, говорили о том, что это Перун выгонят с земли злых духов. Позже Громницы совпали с церковным праздником Сретенье Господне.
Громница: традиции праздника, обряды и ритуалы
Завершаются праздники, которые длятся от дня зимнего солнцестояния. Название Праздник Водокрес (Крес* Воды) — буквально означает Огненная вода. По погоде на Громницу, славянский праздник первой встречи с весной, судили долгой ли будет зима, ждать ли богатого урожая в нынешнем году. В данной статье мы разберём традиции февраля и праздник зимней Громницы. Громница – архаичный славянский праздник, входящий в Кологод, праздник, который связан с Огнём, Светом и Грозой. В деревне Грибаны Могилевского района воссоздали аутентичный славянский праздник Громницы. Дата Громницы (это название более характерно для белорусских земель) напрямую связана с солнечным календарем, это сороковой день после Коляды.
Славянский праздник Громница
Между двумя силами происходит борьба: зима не хочет уступать свои права, а весна, наоборот, свидетельствует о том, что пришла ее пора. Неслучайно для этого дня была создана такая поговорка: солнце на лето, а зима на мороз. Кроме того, у праздника есть еще более глубокий смысл. Этот день являлся напоминанием для людей о том, что после тяжелого времени всегда наступает просветление. Традиции и обычаи С Громницей связано большое количество различных традиций и обычаев. Один из наиболее ярких обрядов — кликанье солнца. Так, люди на рассвете приветствовали небесное светило, призывали тепло. В момент, когда солнце находилось в зените, было принято сжигать специфическую соломенную куклу-Ерзовку, которая делалась накануне. Ерзовка является олицетворением бога Любви и духа Огня.
Люди верили, что, сжигая Ерзовку, они расправляются с холодом, а также настраиваются на благополучие и процветание в грядущем году. Среди западнорусских славян было принято поджигать друг другу волосы.
Считалось, что в этот день нельзя собираться в дорогу. Хорошо в этот день поесть 7 раз, чтобы не голодать в будущем.
Если в этот день петух напьётся воды, то весна будет ранняя и тёплая. Бабу ли ягу — Из-за гор-горы! Как она, лютая, Выгляни, солнышко, От весны ушла, До вешней поры! От красной бегла, Видело ль ты, вёдрышко, В мешке стужу несла, Красную весну?
Холод на землю трясла, Встретило ли, красное, Сама оступилась, Ты свою сестру? Под гору покатилась, Видело ли, солнышко, Встретимши весну Старую ягу? Солнцеву сестру. Если закликаемое "солнышко-вёдрышко" действительно выглянет перед закатом своим "из-за гор-горы", то веселая гурьба ребят приносит в деревню весть об этом, равнозначащую примете, что прошли последние морозы".
Громницы в Белоруссии Народное поверье гласит: на Стретенье зима с весною встречается — какова эта встреча, такова и весна. Рассуждали так: если в этот день оттепель, то весна будет ранняя и теплая; холода держатся — весна выпадет холодная; посыплет снег — к затяжной и дождливой весне. Как перед большими праздниками, местами белорусы отмечали «Сретенские Деды» белор. Праздник сохранился с языческих времен и, скорее всего, был посвящён Громовнику, посылавшему на землю по весне животворные первые дожди.
После суровой зимы веяло робким теплом. К этому дню белорусские крестьяне готовили большие восковые свечи, их-то и называли громницами. У кого были пчёлы — делал из своего воска. Остальные воск покупали и «сучили» свечи длиной, в 10 вершков пол метра.
В Громницы их носили в церковь для освящения. Считается, что обычай этот утвердился в Белоруссии во времена унии. Униатская же церковь переняла его от польских католиков. Освященные свечи заменили языческие факелы.
Иезуит Ленцкий в Катехизисе, который издала Виленская иезуитская академия в 1768 году, пишет: «Эти свечи громят силу бесовскую, дабы не вредила громами и молнией, проливными дождями и градом, легко низводимыми, по допущению Божию, чародеями или волшебницами; и потому верующие во время грозы зажигают сии свечи, дабы испытать плода молитвы; дают также умирающим в руки громницу — для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы». Если свечи, горя, трещали, летом можно было ждать гроз. В Виленской губернии крестообразно слегка поджигали волосы на голове сретенской свечой — «на счастье и здравие». На территории современных Брестской, Минской и Гомельской областей в этот день зафиксирован обычай первой встречи весны песнями-веснянками, правда не такими громкими и массовыми, как на Благовещенье и Великдень.
Чешские обряды. Чехи в этот день ожидали первый гром, и если слышали его, то опускались на колени и целовали землю. Почти везде было запрещено шить, так как кончик иглы может навлечь молнию на дом.
Так устанавливается равновесие по этому уровню — всякая информация должна учитываться. Никакой мир не существует сам по себе — всё связано со всем.
Сила стихии Воздуха первопроходцем идёт впереди остальных стихийных сил, как герольд перед королём, подготавливая пространство для прихода нужных перемен. Волхвы и друиды старого времени улавливали этот поток, воспринимали информацию, которую принёс ветер, а мудрость и многовековые магические знания помогали расшифровать её правильно, давая важное знание: каких перемен стоит ожидать, что должно случиться обязательно, к каким испытаниям необходимо подготовиться, чтобы пройти их достойно для каждого и с минимальными потерями для всех. Люди земные, выступая участниками обряда Имболк, подносили Бригитт, матери Ветров, подношения — молоко, хлеб, зерно. Задабривали богиню, чтобы «упросила сыновей своих унести невзгоды и принести радости». В обрядовом действии людей этот праздник был связан с очищением, так их учили ведуны, жрецы богов-прародителей, волхвы и друиды — маги, которые поддерживали связь с хозяевами данной Земли.
Очищение для человека — это освобождение от ненужного; очищение для мага — это приведение своего сознания в синхроничность с общим дыханием Вселенной, активация закона равновесия в сознании. Люди, живущие своими маленькими горестями и печалями, радостями и надеждами, не беспокоятся, как правило, о судьбах мира. Их интересует преимущественно своё благополучие, благополучие своих детей и семьи. Причинно-следственные связи «всего со всем» ощущаются ими на уровне рефлекса, но, как правило, не осознаются по уровню разума. Так было, так есть, и так будет.
Но маг, ведущий своё племя, свой народ, должен беспокоиться не об отдельно взятом человеке, не об одной конкретной семье, а обо всём народе. Именно поэтому волхвы и друиды старого времени, маги древней традиции, понимая истинный смысл обрядов пробуждения и засыпания стихий, параллельно с людьми творили и творят по сей день свои обряды сонастройки с силами миров. Пробуждается Воздух Поэтому, когда пробуждается Воздух, в момент пробуждения духов маги прошлого — волхвы и друиды — сотворяли ритуалы единения с ними, кормили пробудившиеся силы, привечали их тем, что имели сами, как бы показывая: мы одна семья; коли нам всем предстоят испытания, то будем вместе. Отсюда ясно, что ритуальные подношения Трёхликой матери — это кормление всех тех, из кого она состоит своим воздушным ликом, — из всех ветров, духов воздуха, сильфов, фейри и птиц вещих. Их присутствие рядом с миром людей будет в течение года помогать сохранять порядок, не даст свершиться непоправимому.
Своей красотой, нежностью и одновременно силой и мудростью она вдохновляет его на победы и ратные подвиги. Она Великая славянская Богиня грозы и небесной влаги, плодородия и любви, удачи и попутного ветра. Во время грозы Перун посылает молнии, а Додола — небесную воду, нужную для плодородия земли. Также, как и Доля она выступает богиней Судьбы и Удачи иногда до полного отождествления. Как Перуница — она женщина воин, воплощение победы, удачи в состязании, как Додола —она воплощение нежности, красоты, любви, достатка и счастья.
Как Перуница огненная, сжигающая, пылкая как Победоносное проявление она дарует: раскрытие состояние могущества и силы духа, бесстрашие; обезоруживание врага; принятие верного решения, правильного выбора, прояснение ситуации; победа над своими страхами, темными силами, смутой в душе молнии, огонь, сжигание, очищение дает удачу на охоте и в состязаниях привлечение любви, телесной любви секса , любовной удачи, страсти, оргазма, единения пар. Как Додола додающая, поддерживающая, наполняющая как воплощение плодородия и додающая подающая благо: усиление привязанности, нежности, красоты, удачи, богатства и успеха. Совокупно она Богиня плодородия и любви, достака и удачи, войны, сражений и соревнований. Является покровительницей продовольствия, приплода, подательница обильных урожаев, творящая победу и правосудие, покровительница семейной жизни. Считается одной из великих богинь Матерей Рожаниц.
Додола также Богиня-Покровительница перевоплощений, дарующая право человеку избавиться от совершенных ошибок и выполнить свое Предназначение. Защитница и покровительница всех людей, растительности, плодородия, особенно девушек и женщин. Молодую девушку княгиню праздника Перуна в честь Додолы украшают богатыми венками и гирляндами их трав и цветов.
Откройте свой Мир!
А потом возвращается в свое обычное состояние. Однако давайте разберемся в свойствах Кресной Воды. Главное она энергетична. Это означает увеличение её энергетического потенциала. Вода просто насыщена энергией, которая помогает зарядиться всему с чем взаимодействует. Она не очищает, а насыщает. И если вы не задали правильные мыслеобразы, то энергию получит всё и хорошее, и плохое. Такая вода не будет долго храниться, ибо она в прямом смысле «живая». И такие свойства она приобретает на 1 день.
Лишь в некоторых районах России отмечают традиции праздничных гуляний в этот день и описывают лишь гуляния молодежи по улице с песнями, без вечерних посиделок и праздничных игр. Записей не найдено. Зима ещё не отступает, но уже чувствуется, что конец её близок. Иногда говорят, что на Громницу зима борется с весной: от того, кто победит, зависит, скоро ли придёт лето и тёплым ли оно будет. Праздник Громница называется так потому, что 2 февраля можно впервые услышать гром и увидеть сверкание молний. По поверьям, это Перун, Бог-Громовник, направляет свои молнии, чтобы помочь весне.
Змей Громовержец спит в своих подземных чертогах. На груди у него покоится чудесное ожерелье Силы — Огнедева. Мать всего живого Оленуха спускается в чертоги Змея и, воспользовавшись своими женскими чарами, похищает ожерелье Силы. Оленуха выносит на поверхность земли Огнедеву и Силой и Сиянием наполняется Земля. Змей, заметив пропажу, пускается в погоню за Оленухой и тоже выходит на поверхность Земли Красная Горка, день весеннего равноденствия. Там её и настигает Змей, превращающийся в Громовержца. Громовержец возвращает себе Огнедеву. Теперь Сила на его стороне, и он увлекает за собою Оленуху в чертоги подземные. В момент вхождения в обитель Громовержца, Оленуха сбрасывает свои рога — символ Мудрости и Силы Матери. Змей, довольный своим успехом, успокаивается и засыпает. Коляда, день зимнего солнцестояния А у Оленухи, тем временем, вырастают новые рога, и, движимая желанием помочь своим детям, она вновь похищает Ожерелье Силы и выходит с ним на поверхность Земли Громница. Коло замкнулось. В народной легенде Громница — это праздник выхода Силы на поверхность земли. День, когда Оленуха дарит людям и земле Силу Огнедевы. В этот день просыпается Змей Громовержец, отсюда и название праздника — Громница. Во время Масленицы на всех славянских карнавалах ряженые «шуты гороховые» изображали медведя — «скотьего бога» в языческих представлениях. По народному поверью «февраль рассечёт зиму пополам, а медведю бок согреет», в эту пору наступает середина зимы и на другой бок поворачивается в своей берлоге Медведь. Самое ранее упоминание о Комоедице мы обнаружим в 3 томе книги П. Шейна «Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края», изданной ещё в 1902 году. О суевериях в Бегомольском приходе Борисовского уезда священник Симеон Нечаев рассказывает: «Праздник этот всегда бывает накануне Благовещения Пресвятой Богородицы и посвящён в честь медведя. В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушёный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подаётся овсяный кисель, потому что медведь любит овёс; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название «комоедица». После обеда все — стар и мал — ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя». Комы — это вовсе не медведи, а традиционное кушанье из гороха. Поговорка — «Первый блин комом», в 1736 году «Первый блин и тот комом», или «Первый блин да комом», встречается в 1741 году. А сама присказка «Первый блин комом, блин второй — знакомым, третий блин — родне, а четвертый — мне» прозвучала в припеве песенки бабушки Варвары из фильма «Вот моя деревня» 1972 года. Считалось, что первый блин должен задобрить предков, поэтому первый блин должен быть хорошим и красивым, а не скомканным. Народные приметы погоды на Сретенье. Другое широко распространённое название Громницы — Сретение, то есть Встреча. По Славянским сказаниям, в эту пору Зима встречается с Весной.
Какова в этот день будет погода — таков будет и весь месяц февраль. Солнечный ясный день приведет раннюю весну. Капель на Громницу означает раннюю весну, а если разгуляется метель, то и погода будет держаться метельная до самого конца февраля. В этот день происходит встреча двух противоположных качеств. Празднование Громницы — дань древнему ритуалу. Мы синхронизируем прошлое и будущее и получаем желаемый результат. В этот день проводится освящение воды.
Славянский праздник Громница
Праздник Громница называется так потому, что 2 февраля можно впервые услышать гром и увидеть сверкание молний. Сразу после праздника Имболк, как точки силы, в славянской традиции Громница дошёл до сегодняшнего дня как вытекающий из него праздник — Кудесы, день рождения домового. Громницы (Сретенье) — праздник народного календаря у славян, отмечаемый 2 (15) февраля. Славяне считали, что Громница служит границею между зимой и весной, отчего и второе название праздника Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз повороти. Громница – это единственный зимний день, во время которого может случиться полноценная гроза с громом и молниями. Славянский праздник Лельник: значение.
Различия языческого и христианского праздников
- Славянский праздник громница - когда праздновать в 2024 году
- Другие названия
- Громница. Ритуал три свечи: ladstas — LiveJournal
- 2 февраля Громница: как празднуем?: Персональные записи в журнале Ярмарки Мастеров
- В Иркутске отметили славянский праздник Громницу
Громницы. Традиции праздника
Зима ещё не отступает, но уже чувствуется, что конец её близок. Иногда говорят, что на Громницу зима борется с весной: от того, кто победит, зависит, скоро ли придёт лето и тёплым ли оно будет. Праздник Громница называется так потому, что 2 февраля можно впервые услышать гром и увидеть сверкание молний. По поверьям, это Перун, Бог-Громовник, направляет свои молнии, чтобы помочь весне. Мы считаем, что верно в этот праздник мужчинам и юношам обращаться к Перуну, женщинам и девушкам — к Диве Додоле. В славянских мифах её упоминают как верную спутницу Бога Грозы. Во время грозы Перун посылает молнии, а Дива-Додола — небесную влагу, необходимую для плодородия земли.
Кроме того, Диву-Додолу почитают как одну из Богинь Лета, которое начинается с первыми грозами, и молодости.
Считалось, что ритуальный танец напитывает свечи энергией. После того как их гасили, оставляли на хранение на год. Если в доме появляется беда или кто-то болел, свечу зажигали и читали молитвы.
Древние славяне верили, что боги отзовутся на молитву и не оставят в трудном положении. Традиционные обряды Итак, Громница славянский праздник, который приходился на февраль, в старину предки называли его Лютый. Такое название он получил не просто так. Он заканчивает зиму, и вот-вот наступит весна, однако внезапно могли наступить сильные морозы.
Обычно самая лютая погода приходится на этот месяц и кажется, что зима не собирается отступать. Люди верили, что именно в феврале богиня Мара становится особенно злой и хочет забрать с собой как можно больше людских жизней. Поэтому конца этого месяца ждали все с нетерпением, ведь он предзнаменовал избавление от тьмы, смерти. Однако и на начало месяца приходился праздник.
Праздновалась Громница 2 февраля, именно он предзнаменовал встречу предстоящей весны. Задаваясь вопросом когда праздник Громница в 2024, следует сказать, что он будет проходить в эту же дату. Многие обряды, которые проводили в этот день были связаны с водой. Люди считали ее животворящей.
Ее набирали на Крещение. И сейчас сохранилась традиция умываться такой водой и использовать при болезни, а также купаться в проруби. Здесь можно заметить как переплетаются несколько верований. Громница — славянский праздник, с которым связывают многие поверья.
Так, если на праздник был сильный мороз, это означало, что зима закончится не скоро. Звездное небо означало, что еще не скоро сойдут снега. Богатый урожай предвещала ясная погода, а хороший урожай пшеницы ждали если на праздник утром выпал снег. Громница в февраль подразумевала проведение еще одного интересного обряда.
Пир, игры да хороводы с обрядами продолжаются с зари до зари. Это славянский веселый и жизнерадостный праздник, символом которого на весь год остаются обереги с Одолень-травой, Цветком Папоротника и Коло Года. В каждом доме начинали заготавливаться целебные банные веники и проводилась ритуальная топка бань для чистки родных — пропаривания, и последующей зарядки — восстановления здоровья при окунании в открытые водоемы. В день Аграфены Купальницы, как и на других святках, девушки всех возрастов ходили со славлениями и прошениями преподнести подарки: славянскую верхнюю одежду, рубахи с вышивкой , украшения из серебра с обережной символикой. Языческие и славянские праздники в июле 3 июля — День памяти князя Святослава День славления князя Святослава Игоревича около 942—972. У славян в этот день было принято проводить ритуальные поединки, воинские посвящения и славить Перуна. Святослав, Великий князь Киевский, — сын Игоря и Ольги, в значительной мере правившей при сыне государством до своей смерти в 969 году , поскольку князь все время проводил в военных походах.
Святослав вошел в историю Древней Руси, как яркий пример воинской доблести. Его речь перед последним решающим боем с византийцами под Доростолом — свидетельство высокого понимания значения воинской чести в древнерусском обществе: «Не посрамим Земли Русской, ляжем тут костьми. Мертвые сраму не имут. Если побежим, осрамим себя. Станем же крепко. Если моя голова ляжет, промышляйте о себе». Дружинники ему отвечали: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим».
В отличие от своих предшественников, сохранявших скандинавские традиции, Святослав был первым славянским русским князем. Поэтому и приносятся требы и славления Велесу, как покровителю земледелия и скотоводства. Также в этот день величали и Алатырь, а Велеса просили пододвинуть его на время и дать душам своих предков пройти в Навь и обрести там свой покой. Чиры Велеса в этот славянский летний праздник наносились на его кумиры, а также личные и домашние амулеты-обереги. Также в этот день приносятся требы в Священном Огне. В такую дату все мужчины освящали свое оружие, чтобы оно служило верой и правдой хозяину, было острым, а также вызывали дождь после длительной засухи для спасения полей и урожай. Перуну приносились жертвы и просто щедрые требы к алтарю с кумиром и символом: выпечка, хлеб, квас.
Надетая с благословлением Бога секира Перуна или другой славянский талисман охраняли владельца на чужбине и в трудных ситуациях. Это она дарит людям плодородную влагу во время грозы, тогда как Перун посылает на землю молнии. Хотя и саму Додолу иногда называют Богиней-Молнией, но всё же просят её не о суровом буйстве стихии, а о дождях, очищающих землю и наполняющих её живительной влагой. Чурами отмечали границы своих владений — на межах. Таким Чурам приносят требы в виде растительной пищи, молока, блинов и прочих продуктов. Языческие и славянские праздники в августе 1 августа Медовый Спас Накануне праздника в каждом доме хозяйки собирали букет из растений — «маковейный цветок», каждая зелень в букете имеет значение оберега. Второе название этого праздника — Медовый Спас, в этот день пасечники по традиции приступали к сбору мёда.
Считалось, что с этого дня пчёлы больше не собирают мёд, и соты в ульях наполняются до краёв. На столах в капище раскладывались собранные плоды, волхвы приносили Матери земле благодарность за плодородие и освещали фрукты и овощи. До этого дня необходимо было закончить все основные работы, связанные с уборкой урожая и перейти к севу озимых. А до того, как Мать-Земля уснёт, нужно было поблагодарить её за подаренный урожай. Жрецы в эти дни проводили ритуалы благодарения Земли. В Хлебный Спас пеклись хлеба из муки нового урожая. Тесто на караваи замешивали старшие женщины в роду, заговаривая одновременно всех домочадцев на здоровье 21 августа День Стрибога Это славянский праздник в честь Стрибога, повелителя ветра и управляющего смерчами и стихийными бедствиями Бога.
В этот день приносят требы для заверения своего уважения: лоскутки, зерно или хлеб и просят снисхождения — хорошего урожая в следующем году и целых крыш над головой. Стрибог является родным братом Перуна и держит в своем кулаке семьдесят семь ветров, живя на острове-Буяне. Именно поэтому предки верят — он может донести просьбу или желание Родным Богам и наказать обидчиков, где бы они не находились. Осенние славянские праздники и обряды Языческие и славянские праздники в сентябре 2 сентября День памяти князя Олега Князь Русский Олег сделал много для своего народа: заключил договор с Византией и наладил торговые пути с беспошлинным сбытом, объединил разрозненные славянские Роды в Единый — Киевскую Русь, дал достойное воспитание сыну Рюрика Игорю, и прибил свой щит как символ победы на ворота Царьграда. Вещий Олег погиб по вине своего коня, как и предсказывали это мудрые Жрецы. Как бы он не старался изменить ход судьбы, это было невозможно. После принесения треб Родным Богиням начинаются обрядовые игры и ритуальные похороны мух, символизирующих скорое оцепенение всех насекомых и впадение в спячку до весны.
Кроме пира на весь дом, близкие люди обменивались подарками и оберегами со славянскими символами: Ладинцем, Рожаницей, Родом и Родимичем, а также торжественно вешали и ставили лики и кумиры Богов на Алтарь. Также стоит вспомнить и чествование Огненного Волха — сына Индрика-зверя и Матери Земли, мужа Лели, любовь которых выдержала все преграды и обстоятельства, а мудрый, храбрый и чистый образ Волха четко отражен славянскими сказками в главном герое Финисте Ясном Соколе. Тем самым Род Русский мог выжить и заняться делом осенней и зимней порой. В этот день принято резать откормленных за лето кур, и первую из подворья отдать Сварогу в качестве треб. Осенние смотрины и свадьбы также начинались с этого дня, а братины собирали в избах девушек огромное количество молодых парней. В этот день также происходило закрытие Сварги и уход в нее до весны богини Живы. В это время ее благодарили за снятый урожай и достаток, а также за посланную вторую половинку и создание новой семьи, играли свадьбы с обрядовыми обручальными кольцами, а также дарили своим выросшим дочерям обережные украшения с Ладинцами как талисман для красоты и гармонизации женской судьбы.
Люди славили главного Бога Рода и Рожаниц и приносили им щедрые требы в благодарность за покровительство и помощь. На некоторых территориальных областях славяне начинали праздновать Осеннее равноденствие с закрытия Сварги, Праздника Небесного Кузнеца или Богача и все это время вели щедрые пиры. Языческие и славянские праздники в октябре 01 октября Покров Матери-Земли Земля покрывается на зиму. Макошь засыпает до Сретенья.
На сретеньев день льды опятнает архангельск. Что сретенский мороз — пришёл батюшка-февраль, так и мужик зиму перерос. Если на Громницы петух из-под стрехи крыши напьётся водицы, то на Юрья — вол подъест травицы белорус.
На Овечницу медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу, на Сретенье переворачивается и сосёт другую лапу, а на Благовещенье — выходит из берлоги белорус. Сретенье зима с летом встретились. На Сретение зима борется с летом: кому идти вперед, кому назад. На Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворотила. К Сретенью у дня больше света, у ночи меньше стужи. О погоде и урожае Какая погода на Сретенье, такая и весна: если оттепель, то весна будет ранняя и теплая; если холодно весна поздняя; если снег весна дождливая. Тепло на Сретенье весна ранняя и теплая.
Какой день на Сретенье, такового ожидай и на первый день Пасхи воронеж. Капель на Сретенье урожай пшеницы. На Сретенье снежок пригонит на весну дожжок. В Сретеньев день снежок во всю весну дожжок. На Сретеньев день от воробья стена мокра. То есть начинает притаивать на стенах на солнечной стороне дома. В одних местах появляющаяся в этот день оттепель предвещает худую и гнилую весну, в других считается признаком того, что будет хорош урожай пшеницы.
На Сретение небо звездное — зима не скоро начнёт плакать, весна ожидается поздняя. Если солнце перед закатом выглянет — прошли последние морозы, а если не покажется, то будут сильные власьевские морозы. На Сретение капель — урожай на пшеницу, а если вьюга, то хлеба не будет. На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних южн. На Сретенье капель — урожай на пшеницу. Если небо белозвёздно, то зима заплачет поздно. Если с вечера в канун Сретенья небо будет усеяно звёздами, то и зима ещё не скоро «зачнёт плакать», и весна зацветёт на Руси позднее обыкновенного.
Существовало такое сретенское гадание: поперек дороги клали палку и наблюдали, если снег заметет ее, то "корм для скота подметет", то есть сено и другой корм будет дорог или из-за поздней весны его едва хватит до выгона скота на подножный корм. В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает. Банатские болгары рассказывали о поведении медведицы в этот день: «Медведица на Сретенье вылезает из берлоги, чтобы увидеть свою тень. Если день солнечный и медведица видит свою тень, она поворачивается на другой бок, чтобы продолжить свой сон. Это значит, что ещё 40 дней будет холодно».