делить, разделять, partes - часть, partesy - партии, голоса) - новый тип многоголосия, во многом чуждый древнерусским певческим традициям, был быстро и прочно усвоен певцами и приобрёл свои национальные особенности. голоса) - стиль русской иукраинской многоголосной хоровой музыки 17-18 вв. Партесное пение – стиль многоголосного пения и название, объединяющее совокупность жанров русско-украинской хоровой церковной музыки, возникшей в семнадцатом, восемнадцатом веках. Почему нотное «партесное пение» люди любят меньше обиходного, считая его более «молитвенным»? муз. церковное хоровое, многоголосное пение, в отличие от обиходного, одноголосного пения Далее, при содействии юго-западных монахов он ввёл на место древнего московского унисонного пения новое киевское партесное.
Что такое партесное пение?
Партесные композиции записывались на пятилинейном стане нотами квадратной формы, получившими название киевского письма («киевское знамя»). Значение партесное пение, что означает «партесное пение» в словарях: Словарь музыкальных терминов, Энциклопедический словарь, Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Свое название новый вид храмового пения получил от латинского слова partes — партии; партесное пение, — пение по голосам, по хоровым партиям в отличие от древнерусского унисона. В работах Владимира Васильевича Протопопова две основные ветви русского многоголосного пения второй половины XVII — XVIII века названы «постоянным партесным» и «переменным партесным» многоголосием. Написав реферат по теме партесное пение я пришла к выводу, что, несмотря на то, что в церкви произошел раскол все равно церковное пение продолжало развиваться и радовать окружающих. голоса) стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки 17-18 вв.
О партесном и обиходном пении (+аудио)
Полуустав Дилецкий явился в нашей истории теоретиком нового музыкального сознания. Еще одним идеологом новых музыкальных веяний на Руси был Тихон Макарьевский. Его трудами были переведены многие песнопения знаменного распева на линейную ноту, а его «Ключ разумения» и «Сказание о нотном гласобежании» объясняли певцам новую систему нотации. Для более быстрой усвояемости «киевского знамени» московитянами появились двоезнаменники — певческие книги, содержащие как линейные ноты, так и столповую нотацию, одно над другим. Внедрение линейной нотации было необходимым делом при партесном пении, так как при многоголосном пении она имеет бесспорные преимущества перед крюками. Шифр 379-6. Вернемся к нашему примеру с языками. Если хочешь говорить, писать, читать на немецком языке, то удобнее всего при этом пользоваться немецкой письменностью. А так как россияне пользовались знаменным распевом, он был родным и понятным, то и нужды им не было в другой какой-то системе нотных записей, кроме крюковой. Царь Алексей и патриарх Никон вводили в русский обиход западноевропейскую музыку и поэтому само собой европейскую нотную систему. Кстати, любопытное замечание делает И.
Гарднер: «Характерно также, что эта линейная нотация была заимствована не от григорианского пения католической церкви, где нотный стан состоит только из четырех линий, а из общемузыкальной светской системы, с пятью линиями»[2]. И в этом нет ничего удивительного, потому что общий курс взят, как и в католической церкви, на расцерковление музыки, отделение музыки от богослужения. Если отец семейства пьет, курит, ругается матом, то его детям трудно представить, что это очень плохо и этим нельзя заниматься ни в коем случае. Так, если царь-батюшка и его окружение поддерживают, пропагандируют партесное пение и вводят его повсеместно, то, естественно, народ постепенно привыкает и начинает сам использовать линейную нотацию. Причем, эта «партийная линия» тянется до наших дней. В наше время многие исследователи истории музыки считают переход к линейному стану очередным шагом в развитии музыкальной культуры. Но при всей своей «прогрессивности» полифоническое пение, как и тесно с ним связанная линейная система находятся в полном отрыве от традиционного знаменного пения. Это не развитие. Это искоренение старого понятного и насаждение нового чуждого. И процесс этот вовсе не естественный.
Вот как понимают музыку ее идеологи. Коренев в своем труде на вопрос: «почему музыка называется музыкой? Произошла же она от музыкальных звучаний, от органов и кимвалов и от некоторых других музыкальных инструментов… незнающие говорят неразумно, что одно является музыкой, а другое не является. Я же всякое пение называю музыкой…»[6]. То есть музыка, по его мнению, называется музыкой потому, что она музыка. Пару лет назад среди учащихся американских школ был проведен опрос, в котором один из вопросов был: «почему Америка называется Америкой? Может все-таки, музыка произошла от языческих муз, девяти богинь — покровительниц свободных искусств. Вот почему древнерусская теория есть уже не теория музыки, но теория богослужебного пения»[5]. Пение богослужебное так называется потому, как неотъемлемо от богослужения и является его составной частью. Светская музыка и богослужебное пение есть две противоположные вещи.
Музыка ведет родословную от Иувала сына Ламеха потомок Каина , а богослужебное пение от Еноса сына Сифа, когда «начали призывать имя Господа» Бытие, 4. Музыка призвана умилять и развлекать, создавать настроение. Дилецкий: «Музыка — это то, что своим пением или игрой настраивает человеческие сердца на веселие, или сокрушение, или плач»[6]. Страстность, эмоциональность, чувственность церковного пения всегда осуждалась отцами церкви. Дилецкий также вводит понятия мажора и минора — веселое и жалостное пение. Новая музыкальная философия, изложенная Кореневым и Дилецким, прямо советует: если хочешь быть «мусикии строителем» композитором , то имей прилежание, научись играть на «органех» инструментах. Европейская мажорно-минорная теория мелодии открывает творческую дорогу сочинительству. И потому она может с одинаковым слуховым успехом «без тексту игранною бывати». Ясно, что при таком положении партесное пение, вносимое в богослужение, перестает быть элементом назидания и одной из форм богослужения… Перенесение центра тяжести с текста и богослужебного значения песнопения на только музыкальную форму, … вызвало небрежное отношение композиторов к тексту»[2]. По словам Б.
Кутузова, партесное пение является «трехмерным», вещественным, материальным, более ощутимым, чувственным, земным. Благодаря идейному перевороту в понимании певческой культуры в русской православной церкви мелодическая составляющая песнопений уже не базируется на осмогласном попевочном принципе, освященном многовековой церковной практикой, а полностью зависит от своеволия композитора.
Особенно развитая фактура отличает партесные концерты. Дилецкий различал 2 вида многоголосия в П. В первом случае подразумевалось постоянное многоголосие при непрерывном пении всех голосов и одновременном произнесении ими текста; во втором - переменный склад многоголосия, сопоставления tutti и группы голосов, имитации кратких мелодич. Ведущая мелодия помещалась в теноре, верхние голоса дополняли её до образования трезвучий, иногда неполных; бас, служивший основанием гармонии, характеризовался развитым мелодич. В таком же роде создавались и светские хоровые произведения, примером чему может служить застольная песня анонимного автора: Произв. В таких случаях композитор обычно не прибегал к заимствованию мелодии, сочиняя всю музыку произведения.
Протяжённые мелодии старинных распевов редко использовались в произв. Их тематизм интонационно восходил к кантам, фанфарным оборотам инстр. Большую роль играли и общие формы движения. При тематич.
В стиле, сменившем Партесное пение, эта форма исчезла и была восстановлена лишь в последней четверти 19 - нач. Чайковского, С. Рахманинова и других композиторов. Известны имена более пятидесяти украинских и русских композиторов - создателей партесных произведений.
На страницах сборников найдено ранее не попадавшее в поле зрения исследователей имя композитора Ивана Иовлева автора 16-голосного концерта «Начните Господеви в тимпане», вероятно, работавшего в Пыскорском монастыре. Выявленные материалы свидетельствуют о высочайшем уровне хорового искусства и о необычайно долгой жизни на Урале барочного партесного стиля. Серия: Социально-гуманитарные науки Creative Commons.
Энциклопедический словарь
- На сайте ведутся технические работы
- Что значит партесное пение
- Музыкальная энциклопедия
- Знаменный распев и Партесное пение
- Что значит партесное пение
- Что такое партесное пение: история и особенности
Распространение партесного пения
голоса) стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки 17-18 вв. ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от позднелатинского partes – голоса, мн. ч. от лат. pars – часть, участие, также хоровая партия), стиль многоголосного пения, а также общее наименование разл. видов и жанров рус. и укр. многоголосной хоровой музыки 2-й пол. Свое название новый вид храмового пения получил от латинского слова partes — партии; партесное пение, — пение по голосам, по хоровым партиям в отличие от древнерусского унисона. Партесное пение представляет собой музыкальное исполнение, при котором несколько людей одновременно исполняют мелодию, при этом каждый голос поёт свой. В конце XVIII века партесное пение постепенно вытесняется новым «итальянским» классицистским стилем, рассадником которого стала Придворная певческая капелла.
Партесное пение в музыке — краткое описание и примеры
Партесное пение (лат. partes – голоса) – тип церковного пения, в основе которого положено многоголосное хоровое исполнение композиции. Партесное пение является одним из самых популярных видов музыкального исполнительства. Написав реферат по теме партесное пение я пришла к выводу, что, несмотря на то, что в церкви произошел раскол все равно церковное пение продолжало развиваться и радовать окружающих.
Что такое партесное пение
Знаменный распев и Партесное пение: mislpronzaya — LiveJournal | это незаметное принятие антихриста. |
Развитие русского партесного пения | В богослужебное употребление партесное пение введено в 1668 году с согласия восточных патриархов. |
Что называется партесным пением | муз. церковное хоровое, многоголосное пение, в отличие от обиходного, одноголосного пения Далее, при содействии юго-западных монахов он ввёл на место древнего московского унисонного пения новое киевское партесное. |
ЗНАМЕННЫЙ РОСПЕВ | Партесное пение – это форма вокальной музыкальной исполнительской практики, при которой голосовое произведение исполняется несколькими исполнителями. |
К. ПОСТЕРНАК. Новая жизнь партесных песнопений в эпоху классицизма (16.41 Kb)
Распространение партесного пения в московском государстве происходило путем сильного давления со стороны властей. Парте́сное пе́ние — род русской и украинской церковной и концертной музыки, многоголосное хоровое пение, которое используется в униатском и в православном богослужении у русских. Партесное пение является одним из самых популярных видов музыкального исполнительства. многоголосная песня под названием п с а л ь м а. Подобно стихам покаянным, псальма была основана на поэзии духовного содержания. К концу XVII века самобытный русский многоголосный стиль (троестрочие) был заменен на западный тип многоголосия — так называемый партесный стиль, то есть пение по партиям. Главная» Новости» Что такое партесный концерт.
О партесном и обиходном пении (+аудио)
партесное пение — Викисловарь | Для стиля партесного пения характерно использование западноевропейской музыкальной гармонии и чередование полного хора и хоровых групп (солистов), которое называется «переменным многоголосием» (термин В.В. Протопопова). |
Значение партесное пение | Отсюда и произошло название – партесное пение, что значит пение по партиям. |
Партесное пение - путь в прелесть и незаметное принятие антихриста. - YouTube | Принцип партесного пения как особый вид хорового многоголосного пения зародился в странах Запада, развился и окончательно сформировался в западных и юго-западных пределах России и уже в совершенно готовом, завершенном виде появился в Москве в пятидесятых годах XVII в. |
К. ПОСТЕРНАК. Новая жизнь партесных песнопений в эпоху классицизма (16.41 Kb)
Это делает партесное пение уникальной формой исполнительского искусства, которая отличается от соло исполнения или хорового пения. ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от позднелат. partes - голоса), стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки 17-18 вв. Партесное пение, пение многоголосное, причем каждый голос имеет свою самостоятельную партию.
Храмовое пение
Партесное пение – Telegraph | делить, разделять, partes - часть, partesy - партии, голоса) - новый тип многоголосия, во многом чуждый древнерусским певческим традициям, был быстро и прочно усвоен певцами и приобрёл свои национальные особенности. |
Распространение партесного пения | В истории нашего церковного пения партесное пение составляет целую эпоху. |
Что такое партесное пение кратко | Основу многоголосного партесного пения составляло. |
Партесное пение в музыке - краткое описание и примеры - | В случае партесного пения часто создаётся романтическое настроение, в результате чего ум рассеивается, блуждает тут и там, нигде не находя удовлетворения. |
Развитие русского партесного пения | Для стиля партесного пения характерно использование западноевропейской музыкальной гармонии и чередование полного хора и хоровых групп солистов, которое называется «переменным многоголосием» термин В. |
Партесное пение это в музыке
Сейчас сохранилось множество рукописей не только в России и на Украине, но и в других странах. Партесный вокал очень напоминал древнее искусство песнопения, что привлекало народ к новому стилю. В партесном пении не было гармонии и баланса. Этот стиль представлял собой свободное сочинение композиций с участием нескольких голосов.
Сейчас партесный вокал до сих пор изучают во многих церковных школах более того, этому вопросу уделяется особое внимание.
С кого итальянские живописцы писали изображения святейших жен? Со своих любовниц. Также начинают многие понимать, что итальянское пение не идет для православного богослужения. Причастный стих был заменен концертом, напоминавшим оперу. Надо знать, что в России вся масса народа проводит жизнь самую серьезную, будучи поставлена проводить такую жизнь обстоятельствами. Для того чтобы один веселился, часто тысячи и тысячи должны нести тягчайший труд, проливать горькие слезы и кровавый пот. Чувство глубокого благочестия, которым проникнут напев, приводит душу к благоговению и умилению.
Этой гармонии он уже не находит в нынешнем пении Православной Церкви. Сочинения новейших композиторов выражают настроение их духа, настроение западное, земное, душевное, страстное, чуждое ощущения духовного. Этот напев должен оставаться неприкосновенным. Преложение его есть непременно искажение его. Такой вывод необходим по начальной причине, он оправдывается и самим опытом. Несмотря на правильность преложения, канон Пасхи утратил свой характер торжественной радости и получил характер печальный. Это уже не восторг, произведенный воскресением всего рода человеческого во Христе, это плач надгробный. Изменение характера, хотя и не так чувствительное, заметно во всех преложениях знаменного напева и других церковных древних напевах.
В некоторые преложения трудившиеся в них внесли свой характер, уничтожив совершенно церковный характер. В них слышна военная музыка, как например в «Благослови душе моя Господа», коим начинается Всенощная. Отчего так? Таково суждение не какого-либо частного человека. Таково суждение Православной Церкви. Святый Дух возвестил, что песнь Господня не может быть воспета на земли чуждей Пс. Игнатий весьма почитаемый святой в Русской Православной Церкви, однако не многие прислушиваются к советам этого духоносного Старца. Песнь Господня действительно не может быть воспета на земли чуждей, на земли неочищенного от страстей сердца человеческого, на земли забвения святоотеческого наследия.
Игнатий назвал сокровищем величайшей важности, наследством самым драгоценным для детей и внуков. Негативно относился к партесному пению и свщмч. Симеон Шлеев , который считал его неправославным: «Употребляя одноголосное пение, единоверцы держатся обычая Вселенской церкви. Восточные церкви греческая и другие сохранили свое одногласное пение до сих пор. Святейший патриарх Гермоген, страдалец за веру и отечество, считал партесное пение неправославным». Выдающийся физиолог ХХ-го столетия А. Ухтомский в отношении партеса был еще более категоричен, называя его «служением иному богу», то есть идолослужением: «А если допущено смотреть на клирос как на певческую эстраду, куда можно пускать пьесы различных авторов... То, что исходит из лагеря "искусство для искусства", то, что "в ризы мягкия одеяно", служит иному богу, поет на земли чуждей».
То, что партес негативно воздействует на человеческий организм, подтверждают и последние научные данные. Директор психоакустической лаборатории, кандидат наук В. Бехтеревой, Н. Аладжаловой, В. Илюхиной и др. Другими словами, знаменный роспев с точки зрения музыкального периода - попевки, связанной с ритмикой дыхания "Всякое дыхание да хвалит Господа" Пс.
Исключение составляет цикл из девяти восьмиголосных причастных стихов Василия Титова26. Среди сохранившихся источников по-прежнему преобладают восьмиголосные. В сфере партесного репертуара на восемь голосов можно отметить три события. Во-первых, формируется цикл Всенощного бдения, объединяющий песнопения вечерни и утрени. Так, песнопения утрени входят в состав Вечерни Титова на восемь голосов, что зафиксировано в двух рукописях, одна из которых относится к 1716—1719 годам, другая — к 1730-м27. Во-вторых, в рассматриваемый период происходит распад циклов стихир и превращение отдельных стихир в концерты. Наиболее продолжительные стихиры обычно первая и последняя меняют литургическую функцию, их начинают копировать по одной и помещают в сборниках среди других концертов. Как именно это происходило, уже рассмотрено нами на примере стихир Успения [7, 73—74]. Хотя жанр задостойника сложился до появления партеса, в партесной музыке каким-то необъяснимым образом отразился процесс его формирования. Изменение функции песнопений и перенос их с утрени на литургию можно проследить на примере «Ангел вопияше» на восемь голосов. В уже рассмотренной рукописи 1680—1690-х годов28 песнопение фигурирует в качестве девятой песни Пасхального канона и сопровождается латинской монограммой «WT» Василий Титов. А в датирующемся 1716—1719 годами сборнике из Череповца29 оно становится частью анонимного цикла праздничных задостойников. Это первый сохранившийся образец подобного цикла, рассчитанного на исполнение в течение целого года. Впоследствии он неоднократно копировался. При этом первые разделы задостойников — припевы «Величай, душе моя»30 — часто заменялись новыми. Вариантность припевов объясняется тем, что в партесной музыке они появляются сравнительно поздно. Так, катавасии из Тобольской рукописи, датируемой 1680—1690-ми годами31, их не содержат. В ином списке тех же катавасий32 их изначально также не было, затем они были вписаны на отдельных листках и вклеены в рукопись. По этой причине одни и те же ирмосы получали различные по музыке припевы. В одной из рукописей первой половины XVIII века задостойник Рождеству Богородицы имеет два различных припева, второй из которых сопровождается указанием «Большой роспев»33. Рукописей этого периода для большего числа голосов, нежели 12, пока не удалось обнаружить, хотя дошедшая до нас в более поздних источниках Служба Титова на 24 голоса явно должна была появиться не позднее 1710-х годов. Совершенно иной вид приобретает жанровая система партесного пения в 1740—1760-е годы — время правления Елизаветы Петровны и начала царствования Екатерины II. Елизавета любила партесное пение и, обладая высоким сопрано, пела партию первого дисканта. Неудивительно, что при ней партесная музыка переживала расцвет. К первой годовщине коронации Елизаветы был изготовлен сборник на шесть, восемь, 12, 16 голосов: переплеты партий представляют собой «памятник петербургского ювелирного искусства XVIII века» [12, 169]. Помимо них в рукописи находятся два цикла задостойников на восемь и на 12 голосов и цикл 12-голосных киноников причастных стихов. Это отражает основные особенности периода: выход на первый план 12-голосия, количественное преобладание концерта среди других жанров и создание «сверхциклов» для исполнения в течение недели или даже целого года. В почти полуторавековой истории русского барокко нет другого периода, от которого до нас дошло бы столь внушительное число источников. Полная идентичность двух 12-голосных сборников35 говорит о практике «тиражирования» объемных рукописей в скрипториях. В рассматриваемый период также записаны все сохранившиеся до наших дней образцы 16-голосия за исключением двух , все известные 24-голосные источники и оба 48-голосных. Всенощное бдение представлено единственным сочинением, которое в различных списках имеет разную структуру. Копиисты переписывали все эти части либо некоторые из них и дополняли вновь сочиненными. В середине столетия новое поколение композиторов обратилось к многохорным службам Божиим. В этот период появились либо дошли до нас в рукописях этого времени литургии Василия Виноградского, Ивана Игнатьева, Леонтия, Фёдора Редрикова, Фатьянова и других авторов. Композиция служб претерпела значительные изменения. Все чаще в партесном стиле распевались только три части: «Слава… Единородный Сыне», Херувимская и «Достойно есть». Копиисты в этот период не только сокращали «Бемулярную» службу, но и неоднократно транспонировали ее на тон выше, чтобы избежать бемоля при ключе. Это явление связано с эволюцией ладовой системы русского барокко. Также в рукописях середины века некоторые части служб помещаются вне цикла, по отдельности. Если партесные службы начинают «распадаться» на отдельные части, некоторые другие жанры — наоборот — группируются в устойчивые циклы. Таковы причастные стихи киноники. В общей сложности сохранилось более трех десятков многохорных партесных сочинений в этом жанре. Чаще, нежели отдельные стихи, в источниках середины XVIII века встречаются два 12-голосных цикла: «Причастны дневные» иеродьякона Исавра и анонимные «Причастны праздничные». В первом цикле девять сочинений, предназначенных для пения на протяжении недели см. Структура второго цикла изменчива, в различных списках он включает от трех до 14 киноников, расположенных в различном порядке [5, 90—92]. Государственный исторический музей. Синодальное певческое собрание. Этот жанр претерпел большие изменения, его структура стабилизировалась: исчезла вариантность, каждый ирмос теперь всегда предваряется одним и тем же припевом. В рукописях данного периода записаны два авторских цикла задостойников на 12 голосов. Первый, включающий 15 песнопений, в ряде источников атрибутирован Василию Титову см. Из-за скудости ранних 12-голосных источников трудно утверждать, был ли этот цикл составлен самим Титовым или же скомпилирован десятилетия спустя после смерти мастера.
В таких случаях необходимо уметь балансировать и находить компромисс между партиями, чтобы сохранить гармонию в исполнении. История партесного пения История партесного пения уходит корнями в глубокую древность. Уже в древних цивилизациях, таких как Египет и Древняя Греция, партесное пение было широко распространено и имело свои особенности. В Древнем Египте партесным пением называли специальный вид музыки, в которой одновременно звучали две и более мелодии, исполняемые разными исполнителями или голосами. Это пение использовалось при особенных ритуалах и церемониях, а также в храмах и на празднествах. Древнегреческое партесное пение было основано на использовании гармонии нескольких голосов. Этот вид пения также применялся на религиозных церемониях и театральных представлениях. Партесное пение в Древней Греции достигло высокого развития благодаря известным композиторам и певцам. С течением времени партесное пение распространилось и в других странах. В средневековой Европе такой вид исполнительского искусства стал популярным в церковной традиции. В XIX веке партесное пение стало известно в опере. Композиторы разрабатывали специальные партии для разных голосов, чтобы гармония звучала еще более ярко и эффектно. Сегодня партесное пение широко используется в различных музыкальных жанрах: от классической музыки до популярной и джазовой. Оно позволяет создавать насыщенные и эмоциональные звуковые композиции, органично сочетающие в себе различные голоса и инструменты. Особенности партесного пения Разновидности партесного пения: партесное пение может быть различным по характеру, жанру и стилю музыки. Например, в классической музыке применяется партесное пение в хоре, где каждому голосу сопрано, альто, тенор, бас выделяется собственная партия. В джазе и простой музыке каждому инструменту или голосу может быть присвоена своя партия. Техника партесного пения: при партесном пении каждый участник должен быть внимателен к собственной линии, чтобы не смешиваться с другими голосами или инструментами. Это требует тщательной проработки партии и сознательного контроля над интонацией и ритмом. Преимущества партесного пения: партесное пение позволяет каждому участнику выразить свою индивидуальность и музыкальность в контексте коллективного исполнения. Оно также способствует развитию слуха и музыкальной гармонии, поскольку каждая партия зависит от других и взаимодействует с ними. Недостатки партесного пения: одним из основных недостатков партесного пения является необходимость постоянной координации между участниками, чтобы все звуки были слитными и гармоничными. Это требует дополнительной репетиции и слаженности коллектива.
Знаменный распев
- Что значит партесное пение
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Партесное пение — Карта знаний
- Византийское пение
- Значение «партесное пение»
- Что такое партесное пение