Черненко занял высшие партийные и государственные должности в СССР будучи уже пожилым человеком — ему было почти 72 года. Черненко решался иногда критиковать Андропова за непоследовательность и, например, за то, что западные корреспонденты и даже дипломаты почему-то без особых проблем могут встречаться и беседовать с прозападными антисоветскими диссидентами, последним это. Углубляясь во внутреннюю и внешнюю политику Черненко, мы можем заметить, что она была отмечена его попытками консолидировать власть и его усилиями по возрождению застойной советской экономики. В целом внешняя политика Черненко содержала призывы к мирному диалогу и продолжению разрядки, однако обострение «Холодной войны» не позволяло предпринять какие-либо существенные шаги в этом направлении. Внешняя политика Черненко характеризовалось сближением с Китаем на совместной социалистической антикапиталистической основе, нормализовались впервые за долгое время отношения с Румынией.
К. У. Черненко: политический портрет
Они считали себя незаслуженно обиженными и теперь свои предпочтения отдавали Черненко. Поэтому при той расстановке сил, которая сложилась после смерти Андропова, в избрании Черненко Генсеком было больше закономерного, чем случайного. Черненко меньше других удостоился внимания исследователей. Специальных монографических исследований, посвященных его жизни и деятельности, в том числе и на посту Генерального секретаря ЦК КПСС, до сих пор не существует. Некоторые аспекты жизни и деятельности Черненко затрагивались в работах [Волкогонов, 1995, кн. Среди специальных работ следует выделить книгу мемуарного характера В. Прибыткова [Прибытков, 2009]. Основные направления деятельности Черненко Можно с полным основанием утверждать, что у К. За 13 месяцев пребывания у власти сформировать такую политику было просто невозможно, тем более если учитывать то, какое он имел здоровье.
Его секретарь О. Захаров вспоминал: Когда Черненко приезжал на работу, то охрана, усадив его в кресло, сразу применяла кислородный аппарат, иначе он задыхался. Уезжая после работы домой и выйдя из кабинета, он не мог одолеть расстояние до лифта и вынужден был присаживаться на стоящие в коридоре стулья. Только после этого поднимался с помощью охраны и шел дальше к лифту [Гласность, 1993]. При таком здоровье он, конечно, серьезно вникать в проблемы развития страны не мог. Ошибочно также полагать, что во внутренней политике Черненко пытался «заморозить» или обратить вспять преобразования, осуществлявшиеся при Андропове. Историк А. Шубин отмечает, что «начатая Андроповым политика не прекращалась», сам он политику периода правления Черненко определяет как «курс Черненко-Горбачева» [Шубин, 2008, с.
В области экономической политики новый Генеральный секретарь постоянно подчеркивал преемственность прежнего курса. При нем продолжался экономический эксперимент, начатый при Андропове 1 января 1984 года. На новые условия работы переводились предприятия тяжелого и транспортного машиностроения и электротехнической промышленности СССР; министерства пищевой Украины , легкой Белоруссии и местной промышленности Литвы. Для них также сокращались плановые показатели [КПСС в резолюциях, т. Однако Черненко экономической политикой не занимался, сфера экономики его интересовала мало, она по-прежнему была прерогативой других людей. В этот период активизировалась работа, направленная на создание концепции по совершенствованию системы управления народным хозяйством. Правительство также уделяло серьезное внимание этой проблеме. Тихонова прошло совещание, рассмотревшее вопрос «О подготовке предложений по принципиальным направлениям совершенствования управления народным хозяйством» [ГАРФ, ф.
О серьезности намерений в этой области говорит тот факт, что была даже создана Комиссия Политбюро ЦК КПСС по рассмотрению предложений о направлениях совершенствования управления. В состав Комиссии вошли Г. Алиев, М. Горбачев, Г. Романов, Н. Первое заседание состоялось 6 марта 1984 года [Там же, л. Присутствовали все пять членов Комиссии. Члены Комиссии говорили о необходимости сократить плановые показатели, расширить хозяйственную самостоятельность предприятий с учетом осуществляемого в промышленности и некоторых отраслях народного хозяйства экономического эксперимента.
Отмечалась целесообразность включения в состав производственных объединений ПО проектно-конструкторских и технологических организаций. Одобрив записку в целом, приняли решение произвести ее доработку до 20 марта [Там же]. Второе заседание Комиссии Политбюро состоялось 16 апреля. После обсуждения документ получил название «Об основных направлениях дальнейшего совершенствования управления» [Там же, д. Было решено внести в документ окончательные правки до 20 апреля [Там же, л. Третье заседание Комиссии состоялось 15 мая. Долгих и И. Было принято решение о создании при Комиссии Политбюро Рабочей группы и Научной секции.
Гостев [Там же, д. Гвишиани [Там же]. Научная секция состояла из 16 человек. Среди них были академики А. Аганбегян, Г. Арбатов, О. Яковлев и др. Как видно, в нее были включены либерально мыслящие ученые, что говорило о том, что концепция совершенствования управления экономикой создавалась как либеральная.
По утверждению академика С. Шаталина, «волею судеб ВНИСИ все больше становился идейным центром по трансплантации "чужих" методов в советскую экономику», причем «руководство СССР целенаправленно не мешало этому» [Шаталин, с. В комиссии Гвишиани рассматривались вопросы о кооперации, об индивидуально-трудовой деятельности, о децентрализации экономики, об изменении планирования, о хозрасчете и т. К осени 1984 года концепция по совершенствованию управления была подготовлена, и после ее доработки документ получил одобрение Политбюро и лег в основу дальнейшей работы по составлению программы экономических реформ [Рыжков, 1992, с. Немало внимания уделялось проблемам интенсификации и научно-технического прогресса. На Всесоюзной конференции по идеологии в декабре 1984 года выступил М. Горбачев: Курс на интенсификацию, — говорил он, — диктуется объективными условиями, всем ходом развития страны. Альтернативы ему нет.
Данная конференция рассматривалась как подготовка к очередному Пленуму ЦК, на котором предполагалось рассмотреть проблемы научно-технического прогресса. Подготовка к этому Пленуму шла высокими темпами. В ноябре 1984 года была создана рабочая группа во главе с Н. Рыжковым [Рыжков, 1992, с. В декабре по поручению Горбачева, — вспоминает А. Аганбегян, — вместе с коллегами я участвовал в подготовке пленума по научно-техническому прогрессу, и меня даже не отпустили встретить Новый год в Новосибирск [Аганбегян, 2000, с. Решение о проведении Пленума по вопросам научно-технического прогресса было принято в октябре 1984 года, он должен был состояться 23 апреля 1985 года [Рыжков, 1992, с. Но этот Пленум так и не был созван.
Неожиданно главный куратор подготовки Пленума Горбачев по согласованию с Черненко на Политбюро выступил с предложением о его переносе на более позднее время [Горбачев, 1995, кн. Столь резкий поворот в позиции Горбачева, который был одним из решительных сторонников данного Пленума, Н. Рыжков объясняет тем, что «уже шла, по-видимому, закулисная работа по подготовке замены Черненко, еще не умершего, но на глазах угасавшего» [Рыжков, 1992, с. В преобразованиях нуждалось и сельское хозяйство. Абсолютные показатели производства зерна и мясных продуктов фактически не увеличивались. Горбачеву, курировавшему эту сферу экономики, не удалось добиться перелома. Пустые полки магазинов, приписки, поездки в столицу за колбасой, мясом и другими товарами превратились в каждодневное явление советской жизни. В 1984 году Советский Союз закупил на Западе 45,5 миллиона тонн зерна и зернопродуктов, 484 тысячи тонн мяса и мясопродуктов, свыше одного миллиона тонн масла животного и растительного, других продовольственных товаров на свободно конвертируемую валюту.
Страна для этого отправила за рубеж более 300 тонн золота, огромные валютные суммы, вырученные за продажу газа, нефти, леса, другого сырья [Волкогонов, 1995, кн. Панацею от всех бед в сельском хозяйстве теперь видели в мелиорации. По инициативе Горбачева в октябре 1984 года по этому вопросу был проведен специальный Пленум, в постановлении которого подчеркивалось: В своей аграрной политике Коммунистическая партия исключительно большое значение придает повышению устойчивости сельскохозяйственного производства как важнейшему условию планомерного развития всего народного хозяйства. В достижении этой цели решающая роль принадлежит мелиорации — мощному средству интенсификации и повышения продуктивности земледелия [Правда, 1984]. В мелиоративные работы закапывались немалые деньги, но эффект, на который рассчитывали, получен не был. При Черненко продолжался андроповский курс, направленный на борьбу с коррупцией в высших эшелонах власти. Он не пошел на компромисс по «делу Щелокова», своего давнего знакомого, на которого было заведено уголовное дело. Сообщение об этом было опубликовано в печати 9 ноября — накануне Дня милиции [Известия, 1984].
Каримова и других партийных и государственных работников. Как вспоминают следователи Т. Гдлян и Н. Иванов, «это был очень важный прецедент — за несколько десятилетий первый случай привлечения к уголовной ответственности партийного руководителя столь высокого ранга» [Гдлян и др. Действительно, партийный руководитель столь высокого ранга за коррупцию не арестовывался со времен смерти Сталина. Во время обысков изымалось большое количество денег и ценностей. В частности, 11 ноября 1984 года у Каримова было обнаружено ценностей на сумму в 6 млн рублей, в том числе 110 кг ювелирных изделий [Иванов, 1995, с. Присутствовавший на собрании А.
Черняев запечатлел в своем дневнике: Ужас, полное разложение. Продолжалось расследование дел, связанных с московской «торговой мафией». Гришину, а десятью днями раньше был расстрелян бывший директор «Елисеевского» магазина Ю. Как отмечают современники, самого Черненко не подозревали ни в каких коррупционных делах. Лигачев отмечает: Особенно обязан сказать о том, что Черненко, который был необычайно близок к Брежневу и обладал колоссальным в ту пору влиянием, умудрился не запачкать свое имя коррупцией. Вокруг Брежнева фактов злоупотреблений было немало, а Черненко возможности на этот счет имел немыслимые, он мог бы грести не только пригоршнями, но и ворохами. Только мигни, только намекни — и его завалили бы «сувенирами», отблагодарили бы превелико за помощь. Чтобы не оказаться втянутым в злоупотребления, Константину Устиновичу действительно надо было проявить твердость.
Он был весьма скромным в быту и житейских делах [Лигачев, 1992, с. Черненко пытался выглядеть реформатором. При нем прозвучала идея о необходимости повышения роли местных Советов в решении хозяйственных и культурных вопросов. Такой подход соответствовал политике разумной децентрализации управления и согласования интересов министерств и ведомств с интересами местных Советов. У нас принят ряд решений, — говорил Черненко, — призванных повысить роль местных Советов в хозяйственном и культурном строительстве. Рассчитывали — и правильно рассчитывали, — что это поможет обеспечить комплексное развитие экономики на местах, выставит более прочный заслон против ведомствен- ности, позволит полнее удовлетворять многообразные запросы населения, улучшить его обслуживание. Многие министерства все еще пытаются действовать в обход местных Советов [Черненко 1984, с. Многие преобразования, осуществлявшиеся при Черненко, были начаты еще при Андропове и по инерции продолжались.
Однако школьную реформу, принятую в то время, можно без преувеличения назвать черненков-ской. Он внес большой персональный вклад в ее разработку, начатую еще в доандроповский период. Сам Генсек был убежден в несомненной полезности и перспективности предложенной реформы: Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, — подчеркивал на Пленуме Черненко.
Андропов существенно отличался от многих политических деятелей своего времени. Он был человеком острого и цепкого ума, выделялся ответственным отношением к делу, зная реальную ситуацию в стране и обществе. Одновременно с этим, как политик своего времени он был явным представителем жесткой, силовой манеры действий. За 15 месяцев - с середины ноября 1982 г. В 1983 г. Если в 1981-1982 гг. Им была высказана мысль о значительности исторической дистанции, отделявшей страну от высшей стадии коммунистической формации.
Выдвинуты задачи: - максимальное использование интенсивных факторов роста - создание условий для дальнейшего научно-технического прогресса, позволяющего добиваться ускорения темпов развития производительных сил страны Конец 1984 Опубликована программа «На уровень требований развитого социализма. Прекращено следствие по «бриллиантовому делу», снят домашний арест с Г. Соколов, декабрь. Хрущёвым: В.
Молотова, Л. Кагановича, Г. Партбилет Молотову вручал лично Черненко.
Так было после отставки Хрущёва, потом — после избрания Андропова, но каждый раз следовал отказ. А тут внезапно «сработало». Более того: Константин Устинович пригласил Молотова к себе в кабинет, вручил ему партийный билет и поздравил его с восстановлением в партии, чего тот добивался почти четверть века. По свидетельству очевидцев, во время этой исторической беседы одного из организаторов Октябрьского переворота 1917 года и предпоследнего советского Генсека Молотов спросил: «А за что меня исключили из партии?
Но Черненко, тоже понаторевший в таких играх, дипломатично ушёл от ответа: «Я вас, Вячеслав Михайлович, не исключал». Старый большевик в 94 года ничуть не утратил цепкой политической хватки и мгновенно разочарованно парировал: «Это — не ответ для руководителя партии». Я ещё застал и запомнил этот «последний взлёт» Молотова. Об этом коротко сообщили в советской прессе. Западная печать оживлённо откликнулась на это событие, его комментировали «радиоголоса», которые тогда были аналогом нынешних оппозиционных интернет-сайтов. По «Радио Франс Интернациональ» на русском языке я услышал такое сообщение: одна французская газета поместила карикатуру, где пожилой Черненко вручает ещё более престарелому Молотову партбилет, с иронической подписью «Черненко готовит себе преемника»... Любопытно, что с лёгкой руки французского карикатуриста и радио эта шутка стала широко известна и в СССР, и разошлась в виде анекдота: — Почему Молотова восстановили в партии?
Ещё шутили, что 72-летний Черненко пожелал узнать у 94-летнего Молотова секрет долголетия. Газета "Нью-Йорк Таймс" комментировала это событие так: "Кажется, в современной политике это мало что значит. Дни господина Молотова, когда Черчилль называл его «холодным и беспощадным» и сравнивал с Талейраном и Меттернихом, давно прошли. За пределами повестки дня я хотел бы проинформировать вас о некоторых письмах, поступивших в мой адрес. Как вы знаете, по одному из писем мы приняли решение. Это была просьба В. Молотова о восстановлении его в рядах КПСС.
Я принимал Молотова, беседовал с ним. Он воспринял наше решение с большой радостью и чуть не прослезился. Молотов сказал, что это решение означает его второе рождение. Молотову сейчас 93 года, но выглядит он достаточно бодрым и говорит твёрдо. Он заявил, что Политбюро ЦК сохраняет и продолжает ту работу, которую настойчиво вела партия. Только, мол, плохо, что работаете вы, как и мы раньше, допоздна. Молотов рассказал о том, что он интересуется прессой, читает периодические журналы.
Он заявил: ведёте вы дело правильно, за это и получаете поддержку народа. Это важная оценка с его стороны. Молотов сказал, что он не понимает людей, которые в силу обиды становятся в оппозицию. Он заявил, что осознал свои ошибки и сделал необходимые выводы. В целом мы правильно сделали, что восстановили его в партии. Но вслед за этим в ЦК КПСС поступили письма от Маленкова и Кагановича, а также письмо от Шелепина, в котором он заявляет о том, что он-де был последовательным борцом против Хрущева, и излагает ряд своих просьб. Разрешите мне зачитать письмо Кагановича.
Читает письмо. Письмо аналогичного содержания, с признанием своих ошибок прислал и Маленков. Может быть, пока с этими письмами ничего не делать?
Правление К.У. Черненко
Константин Устинович Черненко: углубленный анализ его внешней и внутренней политики | Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Внешняя политика Андропова, Черненко, ГорбачеваВнутренняя политика Андропова, Черненко. |
Он не смог спасти СССР / Территория истории | — А что удалось во внутренней политике страны? — Еще при Андропове Черненко возглавил комиссию ЦК по школьной реформе. |
Константин Устинович Последний: как генсек Черненко завершал эпоху «пышных похорон»
Она включает в себя широкомасштабный экономический эксперимент по расширению прав и повышению ответственности предприятий». Это ускоренное развитие общественного производства, максимальное использование интенсивных факторов роста. Основу для этого представляет научно-технический прогресс, позволяющий добиться ускорения темпов развития производительных сил страны. Стоит отметить, что к тому времени в экономической и социальной сферах жизни страны наметились определенные кризисные явления.
Заключались они, в первую очередь, в противоречиях планового характера экономики. Правительство А. Косыгина, при всех плодотворных итогах реформы 1965 года, перестало отвечать вызовам на положение в экономике.
Еще одним большим минусом советской экономики были низкие темпы внедрения плодов научно технической революции или, выражаясь современным языком, низкая степень модернизации производства. Об этом, в частности, и заявил Константин Устинович в своем обращении: «Нам абсолютно необходимо обеспечить быстрое и непрерывное обновление всех отраслей народного хозяйства на основе современных достижений науки и техники. Это — одна из наших коренных задач.
Без этого прогресс общества просто немыслим». Именно при К. Черненко был поставлен вопрос о внедрении в производство достижений НТР.
Это и вспоминает Е. Лигачев: «Так или иначе, а при Брежневе Пленум ЦК, посвященный вопросам научно-технической революции, так и не собрался. Только в 1984 году, уже в период Черненко, Политбюро назначило такой Пленум».
Существует версия, что Андропов начал борьбу с коррупцией, а Черненко, как верный брежневец, ее тормозил. Но это не совсем так. Известное «узбекское дело», начатое при Андропове, получило развитие при Черненко.
Все действия по наведению порядка, которые начал Андропов, только в менее вызывающей, более мягкой и спокойной форме, продолжались при Черненко - по баням и кинотеатрам никого не ловили. Прекратилось следствие по «бриллиантовому делу», и с Галины Брежневой был снят домашний арест. Однако некоторые громкие дела продолжались.
Так, уже при Черненко был расстрелян бывший глава Елисеевского магазина Соколов, после возобновления расследования покончил с собой бывший министр внутренних дел Н. За время правления Черненко было предпринято несколько так и не удавшихся проектов: полная политическая реабилитация Сталина , реформа школы, усиление роли профсоюзов. При нем был официально введен как праздник День знаний 1 сентября 1984 года.
Советским профсоюзам с осени 1984-го было разрешено оспаривать в высших партийно-государственных инстанциях те решения руководителей предприятий, партийных и хозяйственных структур, которые фактически нарушали трудовое законодательство, тормозили развитие экономической инициативы, производительность труда, социальное обеспечение трудящихся. В 1984 году по поручению К. Черненко проводилась работа по подготовке комплексной программы экономических реформ, подчеркнем, с акцентами на экономические дискуссии последнего сталинского пятилетия и на подытоживающую те дискуссии книгу Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» 1952 г.
По предложению Ричарда Косолапова генсек восстановил в КПСС 94-летнего Вячеслава Молотова , который будучи старше Черненко на 21 год, еще и пережил его, скончавшись в возрасте 96 лет. Решение о реабилитации и восстановлении в партии Молотову объявил лично генсек. Это породило в народе шутку: «Черненко готовит себе преемника».
Показано, что в высшем руководстве СССР Черненко воспринимали как временного лидера, что обостряло борьбу за власть внутри Политбюро. У Черненко; Ю. Андропов; М. Горбачев; Г В. Введение До прихода к вершинам власти К.
У Черненко не был самым известным и авторитетным человеком ни в партии, ни в стране. Анализ предшествующей его деятельности показывает, что он никогда не занимал крупных хозяйственных должностей и не был руководителем обкома или крайкома. Его довоенная деятельность была связана с комсомольской и партийной работой в Красноярском крае. В послевоенный период он находился на различных партийных должностях, занимался в основном вопросами идеологической и пропагандистской деятельности партии в 1945—1948 годах — секретарь Пензенского обкома ВКП б по идеологии; в 1949—1955 — заведующий от- делом пропаганды и агитации ЦК компартии Молдавии. В 1956 году по рекомендации Л.
В течение 17 лет 1965—1982 он возглавлял Общий отдел, сумев превратить его в структуре ЦК КПСС в особенно заметный, влиятельный и элитный [Волкогонов, 1995, с. О влиянии и значении этого отдела говорит тот факт, что только после рассмотрения в нем принятые решения превращались в постановления ЦК КПСС [Коммерсант Власть, 2001, с. Тихонов от имени Политбюро рекомендовал К. У Черненко на пост Генерального секретаря, и он был избран единогласно [Правда, 1984]. Черняев, присутствовавший на этом Пленуме, так передал его атмосферу: Свердловский зал был уже почти полон...
Где-то без двадцати одиннадцать зал замолк. Ровно в одиннадцать в проеме двери показалась голова Черненко. За ним Тихонов, Громыко, Устинов, Горбачев и другие. Зал отреагировал молчанием. Не встали, как это было, помнится, когда также вошел Андропов после смерти Брежнева [Черняев, 2010, с.
Помощник нескольких Генеральных секретарей, в том числе и Черненко, А. Александров-Агентов позднее писал:... Я не раз задавал себе вопрос: как же все-таки получилось, что на высшем руководящем посту огромного государства оказался этот слабый и физически, и во многих других отношениях человек, не имевший для этого ни достаточной эрудиции, ни опыта настоящей государственной работы, ни знания экономики? Ведь не могли же этого не видеть избравшие его коллеги! Да и сам Константин Устинович, если уж на то пошло?
Нужно заметить, что приход к власти Черненко нельзя объяснить случайностью. При Андропове ему официально было поручено в период отсутствия Андропова вести заседания не только секретариата ЦК КПСС, но и Политбюро, что способствовало серьезному укреплению его позиций. Кроме того, ветераны, имевшие уже преклонный возраст Устинов, Громыко, Тихонов, Кунаев, Гришин , а также партийная элита на местах, имевшая такой же возраст, стремились как можно дольше сохранить свои позиции и влияние. А этого можно было добиться только в том случае, если Генеральным секретарем будет избран представитель старой когорты. Не следует забывать и то, что немало партийных и хозяйственных деятелей, смещенных при Андропове, продолжали еще быть членами ЦК.
Они считали себя незаслуженно обиженными и теперь свои предпочтения отдавали Черненко. Поэтому при той расстановке сил, которая сложилась после смерти Андропова, в избрании Черненко Генсеком было больше закономерного, чем случайного. Черненко меньше других удостоился внимания исследователей. Специальных монографических исследований, посвященных его жизни и деятельности, в том числе и на посту Генерального секретаря ЦК КПСС, до сих пор не существует. Некоторые аспекты жизни и деятельности Черненко затрагивались в работах [Волкогонов, 1995, кн.
Среди специальных работ следует выделить книгу мемуарного характера В. Прибыткова [Прибытков, 2009]. Основные направления деятельности Черненко Можно с полным основанием утверждать, что у К. За 13 месяцев пребывания у власти сформировать такую политику было просто невозможно, тем более если учитывать то, какое он имел здоровье. Его секретарь О.
Захаров вспоминал: Когда Черненко приезжал на работу, то охрана, усадив его в кресло, сразу применяла кислородный аппарат, иначе он задыхался. Уезжая после работы домой и выйдя из кабинета, он не мог одолеть расстояние до лифта и вынужден был присаживаться на стоящие в коридоре стулья. Только после этого поднимался с помощью охраны и шел дальше к лифту [Гласность, 1993]. При таком здоровье он, конечно, серьезно вникать в проблемы развития страны не мог. Ошибочно также полагать, что во внутренней политике Черненко пытался «заморозить» или обратить вспять преобразования, осуществлявшиеся при Андропове.
Историк А. Шубин отмечает, что «начатая Андроповым политика не прекращалась», сам он политику периода правления Черненко определяет как «курс Черненко-Горбачева» [Шубин, 2008, с. В области экономической политики новый Генеральный секретарь постоянно подчеркивал преемственность прежнего курса. При нем продолжался экономический эксперимент, начатый при Андропове 1 января 1984 года. На новые условия работы переводились предприятия тяжелого и транспортного машиностроения и электротехнической промышленности СССР; министерства пищевой Украины , легкой Белоруссии и местной промышленности Литвы.
Для них также сокращались плановые показатели [КПСС в резолюциях, т. Однако Черненко экономической политикой не занимался, сфера экономики его интересовала мало, она по-прежнему была прерогативой других людей. В этот период активизировалась работа, направленная на создание концепции по совершенствованию системы управления народным хозяйством. Правительство также уделяло серьезное внимание этой проблеме. Тихонова прошло совещание, рассмотревшее вопрос «О подготовке предложений по принципиальным направлениям совершенствования управления народным хозяйством» [ГАРФ, ф.
О серьезности намерений в этой области говорит тот факт, что была даже создана Комиссия Политбюро ЦК КПСС по рассмотрению предложений о направлениях совершенствования управления. В состав Комиссии вошли Г. Алиев, М. Горбачев, Г. Романов, Н.
Первое заседание состоялось 6 марта 1984 года [Там же, л. Присутствовали все пять членов Комиссии. Члены Комиссии говорили о необходимости сократить плановые показатели, расширить хозяйственную самостоятельность предприятий с учетом осуществляемого в промышленности и некоторых отраслях народного хозяйства экономического эксперимента. Отмечалась целесообразность включения в состав производственных объединений ПО проектно-конструкторских и технологических организаций. Одобрив записку в целом, приняли решение произвести ее доработку до 20 марта [Там же].
Второе заседание Комиссии Политбюро состоялось 16 апреля. После обсуждения документ получил название «Об основных направлениях дальнейшего совершенствования управления» [Там же, д. Было решено внести в документ окончательные правки до 20 апреля [Там же, л. Третье заседание Комиссии состоялось 15 мая. Долгих и И.
Было принято решение о создании при Комиссии Политбюро Рабочей группы и Научной секции. Гостев [Там же, д. Гвишиани [Там же]. Научная секция состояла из 16 человек. Среди них были академики А.
Аганбегян, Г. Арбатов, О. Яковлев и др. Как видно, в нее были включены либерально мыслящие ученые, что говорило о том, что концепция совершенствования управления экономикой создавалась как либеральная. По утверждению академика С.
Шаталина, «волею судеб ВНИСИ все больше становился идейным центром по трансплантации "чужих" методов в советскую экономику», причем «руководство СССР целенаправленно не мешало этому» [Шаталин, с. В комиссии Гвишиани рассматривались вопросы о кооперации, об индивидуально-трудовой деятельности, о децентрализации экономики, об изменении планирования, о хозрасчете и т. К осени 1984 года концепция по совершенствованию управления была подготовлена, и после ее доработки документ получил одобрение Политбюро и лег в основу дальнейшей работы по составлению программы экономических реформ [Рыжков, 1992, с. Немало внимания уделялось проблемам интенсификации и научно-технического прогресса. На Всесоюзной конференции по идеологии в декабре 1984 года выступил М.
Горбачев: Курс на интенсификацию, — говорил он, — диктуется объективными условиями, всем ходом развития страны. Альтернативы ему нет. Данная конференция рассматривалась как подготовка к очередному Пленуму ЦК, на котором предполагалось рассмотреть проблемы научно-технического прогресса. Подготовка к этому Пленуму шла высокими темпами. В ноябре 1984 года была создана рабочая группа во главе с Н.
Рыжковым [Рыжков, 1992, с. В декабре по поручению Горбачева, — вспоминает А. Аганбегян, — вместе с коллегами я участвовал в подготовке пленума по научно-техническому прогрессу, и меня даже не отпустили встретить Новый год в Новосибирск [Аганбегян, 2000, с. Решение о проведении Пленума по вопросам научно-технического прогресса было принято в октябре 1984 года, он должен был состояться 23 апреля 1985 года [Рыжков, 1992, с. Но этот Пленум так и не был созван.
Неожиданно главный куратор подготовки Пленума Горбачев по согласованию с Черненко на Политбюро выступил с предложением о его переносе на более позднее время [Горбачев, 1995, кн. Столь резкий поворот в позиции Горбачева, который был одним из решительных сторонников данного Пленума, Н. Рыжков объясняет тем, что «уже шла, по-видимому, закулисная работа по подготовке замены Черненко, еще не умершего, но на глазах угасавшего» [Рыжков, 1992, с. В преобразованиях нуждалось и сельское хозяйство. Абсолютные показатели производства зерна и мясных продуктов фактически не увеличивались.
Горбачеву, курировавшему эту сферу экономики, не удалось добиться перелома. Пустые полки магазинов, приписки, поездки в столицу за колбасой, мясом и другими товарами превратились в каждодневное явление советской жизни. В 1984 году Советский Союз закупил на Западе 45,5 миллиона тонн зерна и зернопродуктов, 484 тысячи тонн мяса и мясопродуктов, свыше одного миллиона тонн масла животного и растительного, других продовольственных товаров на свободно конвертируемую валюту. Страна для этого отправила за рубеж более 300 тонн золота, огромные валютные суммы, вырученные за продажу газа, нефти, леса, другого сырья [Волкогонов, 1995, кн. Панацею от всех бед в сельском хозяйстве теперь видели в мелиорации.
По инициативе Горбачева в октябре 1984 года по этому вопросу был проведен специальный Пленум, в постановлении которого подчеркивалось: В своей аграрной политике Коммунистическая партия исключительно большое значение придает повышению устойчивости сельскохозяйственного производства как важнейшему условию планомерного развития всего народного хозяйства. В достижении этой цели решающая роль принадлежит мелиорации — мощному средству интенсификации и повышения продуктивности земледелия [Правда, 1984]. В мелиоративные работы закапывались немалые деньги, но эффект, на который рассчитывали, получен не был.
Черненко годы правления СССР. Константин Устинович Черненко годы правления. Черненко Константин Устинович правление кратко.
Константин Устинович Черненко деятельность. Константин Черненко правление. Константин Устинович Черненко внешняя политика. Константин Устинович Черненко. Константин Устинович Черненко годы правления и события. Константин Устинович Черненко 1945.
Черненко годы правления. Итоги правления Черненко. Константин Черненко годы правления. Черненко Константин Устинович кратко. Черненко Константин Устинович основные события. Черненко годы правления кратко.
Правление Андропова и Черненко. Годы правления Андропова и Черненко правление. Константин Черненко 1984 1985. Деятельность Черненко кратко. Черненко Константин Устинович презентация. Итоги деятельности Черненко Константин Устинович.
Черненко Константин Устинович экономика. Черненко 1984—1985. Черненко Константин Устинович 1984-1985. Андропов ю. Андропов и Черненко внутренняя и внешняя политика. Черненко события.
Черненко Константин Устинович внешняя и внутренняя политика. Оценка деятельности Черненко. Черненко основные события правления. Особенности правления Черненко. Реформы Черненко кратко таблица. Кризис КПСС.
Андропов Черненко таблица.
Для Черненко ежедневная рутинная работа с документами была в удовольствие. Решения, которые оглашались от имени генсека, нередко на самом деле исходили от Константина Устиновича.
За время совместной работы он не подвел Брежнева ни разу, не вызвал его неудовольствия, никогда не возражал. Но Брежневу импонировали не только пунктуальность и исполнительность Черненко. Константин Устинович умело льстил и находил поводы для восхваления генсека.
Страдающий бронхиальной астмой, Черненко по первому предложению Брежнева поднимался с постели для охоты. Приглашение на охоту было знаком доверия генсека. Черненко не любил охоту и часто простужался, но благорасположение главы государства для Константина Устиновича было важнее собственного здоровья.
Брежнев ценил эти качества Черненко. Он награждал Константина Устиновича, продвигая по партийной лестнице и полностью доверяя. Он встречался с ним чаще, чем с прочими членами Политбюро, иногда несколько раз в сутки.
Дважды Черненко сопровождал Брежнева в поездках заграницу: в Хельсинки в 1975 году на международном Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, и в Вену в 1979 году на переговоры по вопросам разоружения.
К. У. Черненко: политический портрет
Тем не менее, прямо в палате создали декорации избирательного участка, дабы показать народу участие генсека в важном государственном мероприятии. Этот эфир производил гнетущее впечатление — лидер страны задыхался, говорил с трудом и практически не стоял на ногах без помощи посторонних. На этом фоне даже Брежнев в последние годы казался бодрым здоровяком. Надо отдать должное Константину Черненко — партийный функционер до последнего исполнял роль, которой посвятил всю жизнь, даже пытался говорить о необходимости новых трудовых свершений. Однако страна, слушая его, готовилась к очередной серии эпопеи, известной как «гонки на лафетах». Проблема «Ку» Константин Черненко умер 10 марта 1985 года в 19:20 по московскому времени.
Через три дня он стал последним, кого похоронили у Кремлевской стены. Генсек так никогда и не узнал, какую роль сыграл в судьбе кинокомедии «Кин-дза-дза! Дело в том, что Черненко пришел к власти в разгар работы над лентой, поставив создателей в тупик: основное слово инопланетян «ку» совпадало с инициалами генсека — Константина Устиновича. Опасаясь неприятностей, Георгий Данелия и Резо Габриадзе решили заменить «ку» на что-то другое, но не один вариант не казался подходящим. Пока решали вопрос с заменой, Черненко не стало, и фильм остался без изменений.
Так что «ку» в этой комедии — еще и память о самом странном лидере советского времени. Занимаемые должности: Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической Партии Советского Союза Родился 11 сентября 1911 в Красноярском крае в деревне Большая Тесь Новоселовского района в простой крестьянской семье. Рано потерял мать. Окончил три класса сельской школы. После Гражданской войны в 1920-х годах работал в райкоме комсомола завотделом пропаганды и агитации в Новоселово.
В начале 1930-х служил на погранзаставе в Казахстане. После окончания службы в армии Черненко продвигался по партийной линии, и уже к началу Великой Отечественной Войны он был назначен секретарем Красноярского крайкома партии. В 1943—1945 К. Черненко учился в Москве в высшей школе парторганизаторов, которую окончил с отличием. В 1945—1948 работал секретарем ЦК Пензенского обкома партии.
Вся последующая деятельность Черненко неразрывно связана с Брежневым, деловые отношения которых по работе в ЦК Молдавской ССР переросли в личную дружбу. Черненко неотступно следует за ним и назначается референтом секретаря ЦК КПСС, а позднее — заведующим сектором в отделе пропаганды. После смещения Н. Хрущева в 1964, Брежнев становится фактическим главой государства. Черненко был склонен к кропотливой, трудоемкой, рутинной аппаратной работе.
Огромный поток информации, проходящий через него, он после сортировки и тщательной обработки предоставлял Брежневу. Черненко обладал феноменальной памятью, слыл «личным секретарем» Брежнева. Был чрезвычайно трудолюбив, пунктуален, исполнителен и предан идеалам социализма и лично Брежневу, который безгранично доверял Константину Устиновичу. В 1975 он был в составе официальной делегации СССР во время Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе проходившего в финском Хельсинки, а в 1979 сопровождал Брежнева в Вене по вопросам разоружения. Черненко небезосновательно считался преемником Брежнева, однако он не смог противостоять Ю.
Тактический ход Черненко оказался абсолютно верным, и ему удалось сохранить за собой позиции в ЦК во время правления Андропова. Период его правления на посту генсека характеризуется сложнейшими отношениями с США и странами Западной Европы. В 1984 СССР и все страны Варшавского Договора были вынуждены отказаться от Олимпийских Игр , которые проводились в американском Лос-Анджелесе, после блокады капиталистическими странами московской Олимпиады 1980. За период правления Черненко в стране не происходило каких-либо важных изменений, намеченных еще при жизни Андропова. Многие историки склонны считать, что при Черненко вернулись Брежневские времена «золотого застоя».
Многочисленные репрессии против высокопоставленных коррупционеров, начатые при Андропове, были приостановлены.
В комиссии Гвишиани рассматривались вопросы о кооперации, об индивидуально-трудовой деятельности, о децентрализации экономики, об изменении планирования, о хозрасчете и т. К осени 1984 года концепция по совершенствованию управления была подготовлена, и после ее доработки документ получил одобрение Политбюро и лег в основу дальнейшей работы по составлению программы экономических реформ [Рыжков, 1992, с. Немало внимания уделялось проблемам интенсификации и научно-технического прогресса. На Всесоюзной конференции по идеологии в декабре 1984 года выступил М. Горбачев: Курс на интенсификацию, — говорил он, — диктуется объективными условиями, всем ходом развития страны. Альтернативы ему нет. Данная конференция рассматривалась как подготовка к очередному Пленуму ЦК, на котором предполагалось рассмотреть проблемы научно-технического прогресса.
Подготовка к этому Пленуму шла высокими темпами. В ноябре 1984 года была создана рабочая группа во главе с Н. Рыжковым [Рыжков, 1992, с. В декабре по поручению Горбачева, — вспоминает А. Аганбегян, — вместе с коллегами я участвовал в подготовке пленума по научно-техническому прогрессу, и меня даже не отпустили встретить Новый год в Новосибирск [Аганбегян, 2000, с. Решение о проведении Пленума по вопросам научно-технического прогресса было принято в октябре 1984 года, он должен был состояться 23 апреля 1985 года [Рыжков, 1992, с. Но этот Пленум так и не был созван. Неожиданно главный куратор подготовки Пленума Горбачев по согласованию с Черненко на Политбюро выступил с предложением о его переносе на более позднее время [Горбачев, 1995, кн.
Столь резкий поворот в позиции Горбачева, который был одним из решительных сторонников данного Пленума, Н. Рыжков объясняет тем, что «уже шла, по-видимому, закулисная работа по подготовке замены Черненко, еще не умершего, но на глазах угасавшего» [Рыжков, 1992, с. В преобразованиях нуждалось и сельское хозяйство. Абсолютные показатели производства зерна и мясных продуктов фактически не увеличивались. Горбачеву, курировавшему эту сферу экономики, не удалось добиться перелома. Пустые полки магазинов, приписки, поездки в столицу за колбасой, мясом и другими товарами превратились в каждодневное явление советской жизни. В 1984 году Советский Союз закупил на Западе 45,5 миллиона тонн зерна и зернопродуктов, 484 тысячи тонн мяса и мясопродуктов, свыше одного миллиона тонн масла животного и растительного, других продовольственных товаров на свободно конвертируемую валюту. Страна для этого отправила за рубеж более 300 тонн золота, огромные валютные суммы, вырученные за продажу газа, нефти, леса, другого сырья [Волкогонов, 1995, кн.
Панацею от всех бед в сельском хозяйстве теперь видели в мелиорации. По инициативе Горбачева в октябре 1984 года по этому вопросу был проведен специальный Пленум, в постановлении которого подчеркивалось: В своей аграрной политике Коммунистическая партия исключительно большое значение придает повышению устойчивости сельскохозяйственного производства как важнейшему условию планомерного развития всего народного хозяйства. В достижении этой цели решающая роль принадлежит мелиорации — мощному средству интенсификации и повышения продуктивности земледелия [Правда, 1984]. В мелиоративные работы закапывались немалые деньги, но эффект, на который рассчитывали, получен не был. При Черненко продолжался андроповский курс, направленный на борьбу с коррупцией в высших эшелонах власти. Он не пошел на компромисс по «делу Щелокова», своего давнего знакомого, на которого было заведено уголовное дело. Сообщение об этом было опубликовано в печати 9 ноября — накануне Дня милиции [Известия, 1984]. Каримова и других партийных и государственных работников.
Как вспоминают следователи Т. Гдлян и Н. Иванов, «это был очень важный прецедент — за несколько десятилетий первый случай привлечения к уголовной ответственности партийного руководителя столь высокого ранга» [Гдлян и др. Действительно, партийный руководитель столь высокого ранга за коррупцию не арестовывался со времен смерти Сталина. Во время обысков изымалось большое количество денег и ценностей. В частности, 11 ноября 1984 года у Каримова было обнаружено ценностей на сумму в 6 млн рублей, в том числе 110 кг ювелирных изделий [Иванов, 1995, с. Присутствовавший на собрании А. Черняев запечатлел в своем дневнике: Ужас, полное разложение.
Продолжалось расследование дел, связанных с московской «торговой мафией». Гришину, а десятью днями раньше был расстрелян бывший директор «Елисеевского» магазина Ю. Как отмечают современники, самого Черненко не подозревали ни в каких коррупционных делах. Лигачев отмечает: Особенно обязан сказать о том, что Черненко, который был необычайно близок к Брежневу и обладал колоссальным в ту пору влиянием, умудрился не запачкать свое имя коррупцией. Вокруг Брежнева фактов злоупотреблений было немало, а Черненко возможности на этот счет имел немыслимые, он мог бы грести не только пригоршнями, но и ворохами. Только мигни, только намекни — и его завалили бы «сувенирами», отблагодарили бы превелико за помощь. Чтобы не оказаться втянутым в злоупотребления, Константину Устиновичу действительно надо было проявить твердость. Он был весьма скромным в быту и житейских делах [Лигачев, 1992, с.
Черненко пытался выглядеть реформатором. При нем прозвучала идея о необходимости повышения роли местных Советов в решении хозяйственных и культурных вопросов. Такой подход соответствовал политике разумной децентрализации управления и согласования интересов министерств и ведомств с интересами местных Советов. У нас принят ряд решений, — говорил Черненко, — призванных повысить роль местных Советов в хозяйственном и культурном строительстве. Рассчитывали — и правильно рассчитывали, — что это поможет обеспечить комплексное развитие экономики на местах, выставит более прочный заслон против ведомствен- ности, позволит полнее удовлетворять многообразные запросы населения, улучшить его обслуживание. Многие министерства все еще пытаются действовать в обход местных Советов [Черненко 1984, с. Многие преобразования, осуществлявшиеся при Черненко, были начаты еще при Андропове и по инерции продолжались. Однако школьную реформу, принятую в то время, можно без преувеличения назвать черненков-ской.
Он внес большой персональный вклад в ее разработку, начатую еще в доандроповский период. Сам Генсек был убежден в несомненной полезности и перспективности предложенной реформы: Чтобы советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, — подчеркивал на Пленуме Черненко. В условиях научно-технической революции лавинообразного роста информации этот закон предъявляет небывало высокие требования и к тем, кто учится, и к тем, кто учит, — от рядового педагога до министра. Реформа и призвана создать все необходимые предпосылки для выполнения этих требований [Правда, 1984]. Однако содержание, которое вкладывалось в школьную реформу, не позволяло новым поколениям «подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры». Предполагалось общеобразовательную школу превратить в политехническую, а также увеличить количество учащихся, направляемых после окончания восьмилетки для получения среднего образования в профессионально-технические училища. Ставилась задача создать прямые производственные связи между школой и предприятиями, с тем чтобы дети еще со школьной скамьи начали заниматься трудовой деятельностью. Министерствам и ведомствам СССР и союзных республик создавать необходимые условия для трудового обучения учащихся на подведомственных предприятиях, в организациях и учреждениях.
Для этой же цели выделять оборудование, рабочие места, квалифицированные кадры, сырье и материалы, обеспечить четкую организацию труда учащихся [Там же]. Реализация этой реформы должна была привести к созданию вместо общеобразовательной школы некоего симбиоза «школа — ПТУ»: реформу предполагалось реализовать в течение двух пятилеток. Школа ориентировалась на подготовку подрастающего поколения не для поступления в вузы, теперь она должна была стать источником пополнения заводских коллективов. Формальной стала общеобразовательная подготовка учащихся и в средних ПТУ. Функции общеобразовательной школы, как показала практика, профессиональная школа выполнять не могла. В 1987 году председатель Государственного комитета по профессионально-техническому образованию А. Думачев вынужден был признать, что превращение всех училищ в средние не имело реальных оснований [Там же, 1987]. Кроме приписок контингента ПТУ, процентомании и выдачи многим выпускникам «липовых дипломов» о среднем образовании, это ни к чему хорошему не привело [Там же].
Большую озабоченность вызывали правонарушения среди учащихся. С каждым годом их количество увеличивалось. Этому способствовало также и то, что немало подростков перед поступлением в ПТУ уже состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Не случайно поэтому многие профтехучилища превращались в рассадник молодежной преступности. Предложенная обществу школьная реформа с самого начала ее реализации встретила неприятие у значительной части родителей, интеллигенции и учительской общественности. Программа производственного обучения школьников превратилась в полную формальность, а вот общеобразовательной подготовке учащихся ущерб был нанесен серьезный. Обострение борьбы за власть На постоянно болеющего Черненко смотрели как на временную фигуру, что не могло не усилить борьбу за власть внутри Политбюро. В завуалированной форме это выразилось уже на первом заседании Политбюро, которое вел Черненко в качестве Генерального секретаря 23 февраля 1984 года, когда он предложил, чтобы Горбачев вел секретариат, а в отсутствие Генсека и Политбюро.
Лигачев вспоминает: Черненко был избран генеральным секретарем, как говорится, без проблем. Заминка произошла несколько позднее, когда на организационном заседании Политбюро Константин Усти-нович внес предложение поручить проведение секретариата ЦК Горбачеву [Лигачев, 1992, с. Тихонов сразу же выступил против: А правильно ли отраслевому секретарю, который занимается вопросами сельского хозяйства, поручать ведение Политбюро? Не приведет ли это к определенному перекосу при рассмотрении вопросов на Политбюро? И вообще, — продолжал он, — обязательно ли вести Политбюро секретарю ЦК, ведь В. Ленин вел заседания Политбюро не будучи секретарем [Воротников, 1995, с. Тихонову возразил не менее влиятельный член Политбюро Устинов: Но ведь Горбачев уже имеет опыт ведения секретариата, да и вся предыдущая практика говорит, что ведущий секретариат всегда имел какой-то участок работы, и это не оказывало негативного влияния на работу секретариата [Медведев, 1994, с. Возникшую дискуссию сумел остановить своим предложением Громыко: Давайте подумаем, не будем сейчас торопиться и позднее к этому вопросу вернемся [Прибытков, 2002, с.
Окончательного решения по этому вопросу принято не было. До самой смерти Черненко Горбачев так и не получил столь желаемого им решения Политбюро, — пишет Н. Иными словами, он был "вторым " вроде как нелегально, де-факто, но не де-юре. Старая брежневская гвардия побаивалась его и не доверяла ему. Не скрою, его это очень мучило. Каждый четверг по утру он сидел сироткой в своем кабинете и нервно ждал телефонного звонка Черненко: приедет ли тот на Политбюро сам или попросит Горбачева заменить его и в этот раз [Рыжков, 1992, с. То, что Горбачев официально не получил право вести заседания Секретариата и Политбюро, совершенно не означало, что его звезда закатилась. При всем противоречивом отношении Черненко к Горбачеву, тем не менее, он способствовал укреплению позиций последнего.
В сентябре 1984 года в положении Горбачева произошло второе важное изменение: за столом заседаний Политбюро он занял место неформального «второго» секретаря ЦК КПСС, которое занимал Романов. По свидетельству В. Печенева, «на одном из заседаний Политбюро. При Черненко не прекращалось соперничество между двумя вероятными претендентами на власть — между Горбачевым и Г. Член Политбюро М. Соломенцев, хорошо знавший взаимоотношения между коллегами, позднее напишет: В 1983 году Романова пригласили в Москву, Ю. Андропов поручил курировать военно-промышленный комплекс. Романов пользовался явной поддержкой и К.
Все это вызывало недовольство М. Горбачева, который уже тогда, видимо, "примеривался" к роли Генерального секретаря. Отношения между Горбачевым и Романовым были натянутыми. Горбачев использовал разные методы, чтобы представить его в негативном виде [Соломенцев, 2011, с. Однако повышению авторитета Романова мешали существовавшие слухи о том, будто бы на свадьбе его дочери использовали сервиз Екатерины Второй, взятый из Эрмитажа, который был побит.
Черненко и Ю. Но вот как будет продвигаться тот или иной вопрос, как быстро он дойдет до Генерального и с каким соусом будет подан к столу, зависело от всесильного заведующего общим отделом. Вся переписка Брежнева, материалы к заседаниям Политбюро и многое другое находилось в руках Черненко. Решение некоторых вопросов вообще было отдано ему на откуп. На подготовленные документы требовалось лишь формально наложить визу Брежнева. Но границы Черненко не переходил. По ключевым вопросам своего мнения не высказывал. В 1978 году он становится членом Политбюро. И когда здоровье Брежнева серьезно ухудшилось, Черненко стали рассматривать как возможного преемника. В пику другого возможного. Юрия Андропова. В 1982 году верх взяла группировка Андропова. Через год с небольшим сторонники Черненко взяли реванш. Сторонник реабилитации Сталина Несмотря на свою тяжелую болезнь Черненко все-таки удалось совершить некоторые знаковые вещи. На его год правления приходится бойкотирование Олимпиады. Осуществлена реформа школы. Прессинг рок-групп. Следующий и последний уже за ним. Имея педагогическое образование, Черненко всегда интересовали вопросы образования. Именно при нем детям разрешили обучаться с 6 лет.
In Russ. Автор раскрывает объективные и субъективные факторы, повлиявшие на его приход к власти. Актуальность исследования обусловлена необходимостью получения объективного знания и представления о содержании внутренней политики Черненко на высшем посту в партии. Новизна исследования заключается в том, что на основе анализа разных исторических источников освещается вопрос о том, на каких направлениях политики КПСС было сосредоточено внимание Черненко на посту Генсека в течение 13 месяцев. Утверждается, что Черненко оставил заметный след в политике, несмотря на то, что он не смог предложить политику, которую можно было идентифицировать с его именем и определить как «политику Черненко». Доказано, что он в целом продолжал политику, проводимую Андроповым, и не стремился «заморозить» проводившиеся преобразования. Показано, что у него существовало отчетливое понимание необходимости реформирования не только экономики, но и некоторых сфер общества, особенно образования. Подчеркивается, что он также ставил вопрос о необходимости повышения роли Советов. Показано, что в высшем руководстве СССР Черненко воспринимали как временного лидера, что обостряло борьбу за власть внутри Политбюро. У Черненко; Ю. Андропов; М. Горбачев; Г В. Введение До прихода к вершинам власти К. У Черненко не был самым известным и авторитетным человеком ни в партии, ни в стране. Анализ предшествующей его деятельности показывает, что он никогда не занимал крупных хозяйственных должностей и не был руководителем обкома или крайкома. Его довоенная деятельность была связана с комсомольской и партийной работой в Красноярском крае. В послевоенный период он находился на различных партийных должностях, занимался в основном вопросами идеологической и пропагандистской деятельности партии в 1945—1948 годах — секретарь Пензенского обкома ВКП б по идеологии; в 1949—1955 — заведующий от- делом пропаганды и агитации ЦК компартии Молдавии. В 1956 году по рекомендации Л. В течение 17 лет 1965—1982 он возглавлял Общий отдел, сумев превратить его в структуре ЦК КПСС в особенно заметный, влиятельный и элитный [Волкогонов, 1995, с. О влиянии и значении этого отдела говорит тот факт, что только после рассмотрения в нем принятые решения превращались в постановления ЦК КПСС [Коммерсант Власть, 2001, с. Тихонов от имени Политбюро рекомендовал К. У Черненко на пост Генерального секретаря, и он был избран единогласно [Правда, 1984]. Черняев, присутствовавший на этом Пленуме, так передал его атмосферу: Свердловский зал был уже почти полон... Где-то без двадцати одиннадцать зал замолк. Ровно в одиннадцать в проеме двери показалась голова Черненко. За ним Тихонов, Громыко, Устинов, Горбачев и другие. Зал отреагировал молчанием. Не встали, как это было, помнится, когда также вошел Андропов после смерти Брежнева [Черняев, 2010, с. Помощник нескольких Генеральных секретарей, в том числе и Черненко, А. Александров-Агентов позднее писал:... Я не раз задавал себе вопрос: как же все-таки получилось, что на высшем руководящем посту огромного государства оказался этот слабый и физически, и во многих других отношениях человек, не имевший для этого ни достаточной эрудиции, ни опыта настоящей государственной работы, ни знания экономики? Ведь не могли же этого не видеть избравшие его коллеги! Да и сам Константин Устинович, если уж на то пошло? Нужно заметить, что приход к власти Черненко нельзя объяснить случайностью. При Андропове ему официально было поручено в период отсутствия Андропова вести заседания не только секретариата ЦК КПСС, но и Политбюро, что способствовало серьезному укреплению его позиций. Кроме того, ветераны, имевшие уже преклонный возраст Устинов, Громыко, Тихонов, Кунаев, Гришин , а также партийная элита на местах, имевшая такой же возраст, стремились как можно дольше сохранить свои позиции и влияние. А этого можно было добиться только в том случае, если Генеральным секретарем будет избран представитель старой когорты. Не следует забывать и то, что немало партийных и хозяйственных деятелей, смещенных при Андропове, продолжали еще быть членами ЦК. Они считали себя незаслуженно обиженными и теперь свои предпочтения отдавали Черненко. Поэтому при той расстановке сил, которая сложилась после смерти Андропова, в избрании Черненко Генсеком было больше закономерного, чем случайного. Черненко меньше других удостоился внимания исследователей. Специальных монографических исследований, посвященных его жизни и деятельности, в том числе и на посту Генерального секретаря ЦК КПСС, до сих пор не существует. Некоторые аспекты жизни и деятельности Черненко затрагивались в работах [Волкогонов, 1995, кн. Среди специальных работ следует выделить книгу мемуарного характера В. Прибыткова [Прибытков, 2009]. Основные направления деятельности Черненко Можно с полным основанием утверждать, что у К. За 13 месяцев пребывания у власти сформировать такую политику было просто невозможно, тем более если учитывать то, какое он имел здоровье. Его секретарь О. Захаров вспоминал: Когда Черненко приезжал на работу, то охрана, усадив его в кресло, сразу применяла кислородный аппарат, иначе он задыхался. Уезжая после работы домой и выйдя из кабинета, он не мог одолеть расстояние до лифта и вынужден был присаживаться на стоящие в коридоре стулья. Только после этого поднимался с помощью охраны и шел дальше к лифту [Гласность, 1993]. При таком здоровье он, конечно, серьезно вникать в проблемы развития страны не мог. Ошибочно также полагать, что во внутренней политике Черненко пытался «заморозить» или обратить вспять преобразования, осуществлявшиеся при Андропове. Историк А. Шубин отмечает, что «начатая Андроповым политика не прекращалась», сам он политику периода правления Черненко определяет как «курс Черненко-Горбачева» [Шубин, 2008, с. В области экономической политики новый Генеральный секретарь постоянно подчеркивал преемственность прежнего курса. При нем продолжался экономический эксперимент, начатый при Андропове 1 января 1984 года. На новые условия работы переводились предприятия тяжелого и транспортного машиностроения и электротехнической промышленности СССР; министерства пищевой Украины , легкой Белоруссии и местной промышленности Литвы. Для них также сокращались плановые показатели [КПСС в резолюциях, т. Однако Черненко экономической политикой не занимался, сфера экономики его интересовала мало, она по-прежнему была прерогативой других людей. В этот период активизировалась работа, направленная на создание концепции по совершенствованию системы управления народным хозяйством. Правительство также уделяло серьезное внимание этой проблеме. Тихонова прошло совещание, рассмотревшее вопрос «О подготовке предложений по принципиальным направлениям совершенствования управления народным хозяйством» [ГАРФ, ф. О серьезности намерений в этой области говорит тот факт, что была даже создана Комиссия Политбюро ЦК КПСС по рассмотрению предложений о направлениях совершенствования управления. В состав Комиссии вошли Г. Алиев, М. Горбачев, Г. Романов, Н. Первое заседание состоялось 6 марта 1984 года [Там же, л. Присутствовали все пять членов Комиссии. Члены Комиссии говорили о необходимости сократить плановые показатели, расширить хозяйственную самостоятельность предприятий с учетом осуществляемого в промышленности и некоторых отраслях народного хозяйства экономического эксперимента. Отмечалась целесообразность включения в состав производственных объединений ПО проектно-конструкторских и технологических организаций. Одобрив записку в целом, приняли решение произвести ее доработку до 20 марта [Там же]. Второе заседание Комиссии Политбюро состоялось 16 апреля. После обсуждения документ получил название «Об основных направлениях дальнейшего совершенствования управления» [Там же, д. Было решено внести в документ окончательные правки до 20 апреля [Там же, л. Третье заседание Комиссии состоялось 15 мая. Долгих и И. Было принято решение о создании при Комиссии Политбюро Рабочей группы и Научной секции. Гостев [Там же, д. Гвишиани [Там же]. Научная секция состояла из 16 человек. Среди них были академики А. Аганбегян, Г. Арбатов, О. Яковлев и др. Как видно, в нее были включены либерально мыслящие ученые, что говорило о том, что концепция совершенствования управления экономикой создавалась как либеральная. По утверждению академика С. Шаталина, «волею судеб ВНИСИ все больше становился идейным центром по трансплантации "чужих" методов в советскую экономику», причем «руководство СССР целенаправленно не мешало этому» [Шаталин, с. В комиссии Гвишиани рассматривались вопросы о кооперации, об индивидуально-трудовой деятельности, о децентрализации экономики, об изменении планирования, о хозрасчете и т. К осени 1984 года концепция по совершенствованию управления была подготовлена, и после ее доработки документ получил одобрение Политбюро и лег в основу дальнейшей работы по составлению программы экономических реформ [Рыжков, 1992, с. Немало внимания уделялось проблемам интенсификации и научно-технического прогресса. На Всесоюзной конференции по идеологии в декабре 1984 года выступил М. Горбачев: Курс на интенсификацию, — говорил он, — диктуется объективными условиями, всем ходом развития страны. Альтернативы ему нет. Данная конференция рассматривалась как подготовка к очередному Пленуму ЦК, на котором предполагалось рассмотреть проблемы научно-технического прогресса. Подготовка к этому Пленуму шла высокими темпами. В ноябре 1984 года была создана рабочая группа во главе с Н. Рыжковым [Рыжков, 1992, с. В декабре по поручению Горбачева, — вспоминает А. Аганбегян, — вместе с коллегами я участвовал в подготовке пленума по научно-техническому прогрессу, и меня даже не отпустили встретить Новый год в Новосибирск [Аганбегян, 2000, с. Решение о проведении Пленума по вопросам научно-технического прогресса было принято в октябре 1984 года, он должен был состояться 23 апреля 1985 года [Рыжков, 1992, с. Но этот Пленум так и не был созван. Неожиданно главный куратор подготовки Пленума Горбачев по согласованию с Черненко на Политбюро выступил с предложением о его переносе на более позднее время [Горбачев, 1995, кн. Столь резкий поворот в позиции Горбачева, который был одним из решительных сторонников данного Пленума, Н. Рыжков объясняет тем, что «уже шла, по-видимому, закулисная работа по подготовке замены Черненко, еще не умершего, но на глазах угасавшего» [Рыжков, 1992, с. В преобразованиях нуждалось и сельское хозяйство. Абсолютные показатели производства зерна и мясных продуктов фактически не увеличивались.
«К.У.» значит Черненко. История самого странного лидера Советского Союза
В области внешней политики он также в основном придерживался курса предшественников, не стремясь к обострению ситуации. и внешней политики, развитию экономики и культуры, укреплению обороноспособности СССР, большой личный вклад в упрочение мира и безопасности народов Черненко Константин Устинович награждён орденом Ленина и третьей золотой медалью «Серп и Молот». Во внешней политике Черненко особых результатов достичь не успел. Можно отметить только незначительное улучшение связей с КНР и Испанией.
История самого странного лидера Советского Союза
Однако, по воспоминаниям современников — бывших сотрудников аппарата ЦК, пробиваться к руководству было не то чтобы непросто, а практически невозможно. Но все же пробивавшиеся нередко выходили из высоких кабинетов в лучшем случае с мокрой спиной и вздыбленными волосами, а в худшем — лишившимися должностей. Смерть Л. Брежнева в ноябре 1982 года и приход на пост Генсека Ю. Андропова привели к серьёзному принижению роли и положения К. Черненко в руководстве ЦК партии. Андропов отчетливо понимал, что К. Черненко к тому времени в значительной мере сконцентрировал в своих руках руководство экономикой и идеологией, осуществлял всеобъемлющий контроль над проводимой в партии кадровой политикой и обладал разнообразными и прочными связями внутри самого аппарата ЦК. Андропов решительно отрезал главный канал связей К. Черненко, лишив его руководства Общим отделом. Являясь номинально вторым человеком в партии, К.
Черненко теперь возглавлял только идеологический участок работы и был практически отстранен или искусственно изолирован от решения многих других партийных и государственных проблем. Правда, К. Черненко был утверждён председателем комиссии Политбюро ЦК по проведению в стране школьной реформы. Он возглавляет подготовку к июньскому 1983 года пленуму ЦК по вопросам идеологической и массово-политической работы, выступает на том пленуме с докладом. Но это уже не был всемогущий Черненко, который оказывал магическое влияние не только на весь аппарат ЦК. В течение нескольких месяцев 1983 года он был в своеобразной изоляции. Но болезнь Ю. Андропова прогрессировала. В феврале 1984 года его не стало. Снова встал вопрос о руководителе партии и страны.
Лихорадочно, всеми возможными и невозможными средствами, при явной предпочтительной поддержке Запада на этот пост рвался М. Однако его кандидатура даже не рассматривалась. О кандидатуре энергичного М. Горбачева не хотели вести и речи: партийные старейшины резонно опасались, что тот, придя к высшей власти, может распрощаться с ними. Тогда как простой советский народ, которому надоело ежедневно смотреть по телевизору на «мумифицированные» лица руководителей государства, ожидал естественного омоложения в руководстве страны, на что делал ставку и М. Горбачев и его западные сторонники. Что, как оказалось в дальнейшем, успешно сработало. Программу «Время» в брежневский период в народе называли бенефисом Брежнева плюс сводка погоды. Поскольку нужно было еще присмотреться к очередному руководителю государства, а состояние здоровья товарища К. Черненко позволяло ему быть всего лишь «промежуточным руководителем».
Во-вторых, Константин Устинович прошел богатую жизненную школу. Он знал и нелегкий крестьянский труд, и солдатскую службу, и будни сельского обкома. Ну и главным аргументом стало то, что он рассматривался как соратник Л. Брежнева и Ю. Здесь явно просматривался зыбкий намек: это обстоятельство даст К. Черненко, дескать, право стать их преемником. Понимал ли Константин Устинович, что новая ноша ему уже не по силам? Ответ может быть только утвердительным. За таким поведением стоял эгоизм престарелого ядра Политбюро. Они не хотели и не были готовы выдвигать более молодых.
Откладывали это на потом, желая ещё присмотреться. А Черненко был для них весьма удобной фигурой: богатейший опыт, авторитет руководителя партийного штаба, надёжен, предан делу партии. Сам Черненко, хоть и не рвался на первую роль, понимая непомерную тяжесть этого бремени, тем не менее согласился, подчиняясь партийной дисциплине»[2]. А положение для нового лидера складывалось в целом неблагоприятно. Константин Устинович, несмотря на то, что многие годы был своеобразным аккумулятором всей сложной и многогранной аппаратной работы, став у руля партии и государства, оказался в трудном положении. Состав его команды так и не сложился, позиция ближайшего окружения была неопределенно-выжидательной. Наиболее влиятельные члены Политбюро — Алиев, Гришин, Соломенцев, Романов — предпочли роль, если можно так сказать, сторонних наблюдателей. Многие из них смотрели на К. Черненко как на временную фигуру, которой в любом случае не удастся долго удерживаться на шахматной доске, где давно уже разыгрывались сложные комбинации.
Новый лидер продолжил свою деятельность в русле предыдущей главы правительства. В конце 1984 г. За свое недолгое пребывание на посту Генерального Секретаря ЦК КПСС он пытался бороться с теневой экономикой, начать политику ускорения и предпринять некоторые реформы. Стоит отметить, что именно при Черненко в 1984 году был введен всеми нами горячо любимый праздник День знаний 1 сентября. Также при нем сборная Союза отказалась принимать участие в Олимпиаде 1984 года, проходившей в Лос-Анжелесе, в ответ на бойкот Америки в 1980 году. Его уход стал окончанием эпохи правления старцев, на его место назначили молодого и энергичного Горбачева. У власти давно находилась геронтократия, не способная осуществить кардинальные реформы. После смерти Л. Брежнева пост генсека поочередно возглавляли престарелые Ю. Андропов и К. Константин Устинович Черненко стал последним Генеральным секретарём перед началом эпохи перестройки. Черненко Краткая биография Константин Устинович Черненко — советский партийный и государственный деятель. Константин Черненко родился 24 сентября 1911 года в деревне Большая Тесь Красноярского края. Он стал членом КПСС в 1931 году. Имел высшее образование. Черненко стал шестым по счёту вождем компартии в XX веке. Ещё до своего избрания имел серьёзные проблемы со здоровьем. Он стал генсеком в возрасте 73 лет и пробыл на этом посту всего один год. В период своего правления с 1984 по 1985 годы проводил реформы. Константин Устинович Черненко предпринял последнюю попытку спасения советской цивилизации. Курс на сближение советской и западной систем был начат ещё при Ю. Согласно замыслу советского руководства СССР должен был войти в систему западного мира, а правящая верхушка — стать частью глобальной мировой элиты. Брежнева 9 февраля 1984 года. Он был уверенным сторонником преобразований, которые шли вразрез с идеями «перестройщиков». По его мнению, страна нуждалась в возвращении к сталинскому курсу правления. Программа преобразований Черненко предполагала активную борьбу с искажениями сталинизма, а также примирение с Китаем. Черненко отличался хорошими организаторскими способностями. Большую часть своей жизни он провел на гос службе. Начинал с самых низов и успел поработать на каждой ступеньке карьерной лестницы, не перескакивая ни одну из них. Черненко обладал хорошей памятью и прекрасно разбирался в политическом и социально-экономическом устройстве страны. Черненко планировал восстановить полноценные взаимоотношения с Китаем и Албанией, которые были против курса десталинизации, проводимого в СССР. Он даже восстановил, исключенного из партии еще при Н. Хрущёве Вячеслава Молотова. На тот момент Молотову было 94 года, что породило в народе шутку о том, что Черненко готовит себе приемника. Черненко совершил попытку сохранения Советского Союза через возвращение к наследию Сталина. Однако тяжелая болезнь и кончина не дали осуществиться его замыслам. Какие реформы проводил Черненко, и какие из них оказались удачными? Реформы в сфере культуры Реформы были начаты в сфере культуры. В стране развернулась целая борьба за повышения культурного уровня среди населения. Началась целая кампания против рок-музыки «сомнительного свойства», наносящей «эстетический ущерб». Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков, рассказывая позднее о гонениях на рок-музыкантов, имели ввиду именно эпоху Черненко. Престарелый генсек не понимал новых музыкальных трендов и считал их потенциально опасными. За занятие рок-музыкой можно было получить реальный уголовный срок! На законодательном уровне она приравнивалась к незаконной предпринимательской деятельности. Именно поэтому начинают набирать популярность квартирники — концерты для ограниченного круга лиц. Реформа школьного образования К. Черненко имел педагогическое образование и хорошо разбирался в проблемах образования. Пожалуй, одна из самых значимых его реформ касалась школьного образования. При нём образование стало 11-лтеним и разделилось на начальные 1—4 , средние 5—9 и старшие 10—11 классы. Теперь можно было беспрепятственно переходить из одной школы в другую. В период правления Черненко предполагалось, что школы должны иметь более практическую направленность и иметь прямую связь с производством. Старшеклассники должны были проходить стажировку на предприятиях, чтобы уже к окончанию школы иметь рабочую специальность. Однако эта идея не прижилась — директора заводов не желали нести ответственность за несовершеннолетних и неохотно брали их на работу. Не получила серьёзной поддержки и идея о начале учёбы с 6 лет. Зато появился День знаний как официальный праздник. Изменения во внешней политике Во внешней политике Черненко взял курс на примирение и сближение с Китаем на социалистической антикапиталистической основе. Впервые за долгое время нормализовались отношения с Румынией. При Черненко началось сближение с некоторыми европейскими странами, например, с Испанией. Это было связано с поиском соратников в борьбе с противоположным лагерем. Черненко занялся усилением интеграции между странами соц. Помимо этого генсек стремился отладить с ними производственно-технологическую кооперацию. В 1984 году в Москве состоялось межгосударственное совещание стран-членов СЭВ. На нём было принято решение о координации интеграции стран по вопросам технологического взаимодействия.
В то же время именно при Черненко был расстрелян бывший глава Елисеевского магазина Юрий Соколов, а после возобновления расследования фактов коррупции покончил с собой Николай Щелоков. Одним из решений Черненко стало восстановление в партии 94-летнего Вячеслава Молотова. Соратник Сталина был на 21 год старше генсека. В народе сразу появились шутки о том, что Константин Устинович готовит себе преемника. После года и двадцати пяти дней правления он стал последним похороненным у Кремлёвской стены. Так и завершилась «эпоха пышных похорон» или «гонка на лафетах».
Сторонники версии умышленного отравления видят причину в боязни Черненко как сталинского продолжателя. Подтверждения его просталинскому курсу, действительно, есть. Что же успел и не успел сделать Константин Черненко по-сталински? Новоявленный генсек восстановил в КПСС развенчанного и сильно пониженного в должностях при Хрущёве Вячеслава Молотова, бывшего наркома иностранных дел, сторонника и заместителя Иосифа Сталина. Молотову было 94 года, генсек лично объявил ему о реабилитации. Черненко собирался реабилитировать и Сталина с его режимом, и его соратников, смещённых во время развенчания "культа личности". Новый генсек приостановил некоторые репрессии, начатые Андроповым. Ключевое слово - приостановил, а не остановил. Некоторые дела были спущены на тормозах: "узбекское дело", "бриллиантовое дело" министра МВД Николая Щёлокова, а с Галины Брежневой сняли домашний арест. Черненко полагал, что публичные преследования высших лиц государства и партийных органов в духе Хрущева - не верная тактика, подрывающая доверие к идеологии. Показательные процессы над неправительственными людьми - другое дело. Например, расстрел бывшего главы "Елисеевского магазина" Соколова. Константин Черненко ввёл уголовную ответственность за "идейный и эстетический ущерб", по сути, запретил творчество коллективов, кроме тех, что пропагандируют советскую идеологию или поют о цветочках. Это закреплено в программном докладе "Актуальные вопросы идеологической и массово-политической работы партии".
Что хорошего сделал Константин Черненко для СССР
Поэтому серьёзных, значительных изменений как во внутренней, так и во внешней политике Черненко К. Он так и остался последним представителем руководителей старой советской эпохи. Внутренняя политика Андропова и Черненко. 10 марта 1985 года. Может быть Черненко мало понимал в политике, но слабость советских ресурсов он осознавал прекрасно.
4.Правление ю.В. Андропова и к.У.Черненко
Однако, внешняя политика Черненко не смогла противостоять растущему влиянию Запада и укрепить позиции Советского Союза на международной арене. •я и внутренняя политика ссср. Черненко внешняя и внутренняя политика таблица кратко.