Православные отмечают 7 февраля день иконы Божией Матери "Утоли моя печали".
Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы
Сегодня у православных христиан очень важный праздник — день почтения иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали». 25 февраля православные верующие вспоминают о Богородице. Православная церковь чтит образ Божией Матери «Утоли моя печали». Православная церковь чтит образ Божией Матери «Утоли моя печали». день иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Сегодня - Благовещение Пресвятой Богородицы. Поздравляем с праздником!
По легенде, один из воинов ударил копьем по образу Богородицы, и в тот же миг из пораженного места потекла кровь. Вдова пообещала воинам деньги, только бы они ушли до утра и не трогали икону. А когда иконоборцы ушли, женщина вместе с сыном опустила святой образ в море. Икона, стоя на воде, приплыла через некоторое время к Афону. Там же иноки увидели столб огня, спустились к морю и увидели икону.
Считается, что учение Платона оказало влияние на теологию Григория. Они обучались вместе с Юлианом Отступником, будущим императором, устроившим гонения на христиан. Когда Григорий окончил обучение, то остался в Афинах, чтобы преподавать риторику. Он вернулся домой только в 358 году, когда его отец стал епископом. В 30 лет от отца принял крещение. Уже тогда Григорий понял, что ищет уединения и хочет оставить мирскую жизнь, потому он ушел в монастырь, который основал Василий Великий в Понте, на реке Ирис.
Позже в письмах Григорий вспомнила о годах, проведенных в монастыре, как о самом прекрасном периоде, наполненном служению Богу и духовными подвигами. В 361 году Григорий вернулся в родной дом, на этом настоял отец. По возвращении Григорий был рукоположен во пресвитеры. Однако Григорий не желал такой жизни: священство препятствовало спокойной, уединенной монастырской жизни. И Григорий вновь ушел в монастырь к Василию. Через год он вернулся и на пасхальном богослужении произнес свою первую проповедь. Позже он стал одним из самых известных проповедников. В то время императором стал Юлиан Отступник. Гонения коснулись кафедры отца Григория. В Назианз были отправлены войска с приказом захватить христианские храмы.
Отец Григория вместе с паствой отстоял храмы. А сам Григорий вновь ушел к Василию Великому. В 371 году Василий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской. Он просил Григория стать епископом города Сасима, где Василий создал епархию. Василий проводил активную борьбу против ариан, и ему нужны были соратники, каковым он видел и Григория. И хотя Григорий был рукоположен, но архиерейства не желал, провел в Сасимах совсем немного времени и вернулся домой — практически сбежал. После этого он удалился в пустыню, где оставался почти три года.
Сестричество во имя преподобного Серафима Саровского было основано почти 30 лет назад и осуществляет свое служение при 1602 Военном клиническом госпитале. На сегодняшний день в окружном госпитале и госпитальных отделениях больниц города Ростова-на-Дону ежедневно трудится 135 представителей епархии, осуществляющих уход за лежачими больными, оказывающих духовную, социальную и гуманитарную помощь.
Празднование иконы «Утоли моя печали» происходит 7 февраля. Под божьей защитой. Пусть счастье к вам огромное придёт. Веры крепкой, нерушимой. Пожелание в картинке обрести счастье и встретить удачу на пути. Зимняя открытка с изображением Богородицы и храма с золотыми куполами на заднем фоне. Картинка с надписью — «С днём иконы Божией Матери «Утоли моя печали»! Икона Богородицы с младенцем на руках. Да прольётся песнь чудесная. Чудотворная молитва творит дива, многим людям она помогла». Наша заступница перед Господом.
Приметы на 7 февраля: что обязательно нужно сделать сегодня
Служение архиерея 7 апреля православные христиане празднуют Благовещение Пресвятой Богородицы. Этот праздник является престольным для четырёх храмов Рыбинской епархии, а праздничные службы состоялись в большинстве действующих церквей нашего края. В этот день епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин совершил Божественную литургию в Благовещенском храме поселка Дюдьково Рыбинского района.
С трех и до 14 лет Мария получала воспитание в храме. По закону, достигнув четырнадцатилетия, девушка должна была оставить храм по одной из причин: либо вернуться в родительский дом, либо выйти замуж. Священники хотели выдать ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили ее с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом, чтобы он заботился о ней и охранял ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии и сказал: «радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна ты между женами». Праздник Благовещения — очень важный день для всей святой Церкви, потому что именно с этого момента — благой вести о пришествии в мир Спасителя и искупления им первородного греха начинается спасение человеческое. Согласно Евангелию архангел, когда явился Марии, держал в руках белую лилию, символизирующую чистоту и непорочность, в этой связи практически на всех благовещенских иконах изображены белые лилии.
В Саратове, в историческом центре города, находится замечательный по своей архитектуре храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». История этой церкви началась в 1903 году, когда саратовский архитектор Петр Митрофанович Зыбин сделал проект церкви-часовни, расположенной при архиерейском доме саратовских владык. Вскоре началось ее строительство и закончилось в 1906 году.
Престол архиерейского храма-часовни был один и первоначально освящен в честь афонской иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение». Однако в народной памяти закрепилось несколько иное название церкви - «Утоли моя печали». В 1993 году церковь была заново освящена в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В настоящее время храм имеет статус Архиерейского Подворья, в нем несут богослужебное и клиросное послушание преподаватели и студенты Саратовской Православной Духовной Семинарии.
Икона почиталась как католиками, так и православными. В 1832 году монастырь был упразднен, и костел действовал как приходский храм. В 1876 году он был передан православным с восстановлением монастыря. Белыничская икона Божией Матери является общей святыней христианского мира. Услыши нас, молящихся Тебе, и испроси у Бога, Сына Твоего, пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем — мудрость и силу, судиям — правду и нелицеприятие, наставником — разум и смиренномудрие, супругом — любовь и согласие, чадом — послушание, обидимым — терпение, обидящим — страх Божий, скорбящим — благодушие, радующимся — воздержание.
7 февраля, православный праздник Григорьев день
Франция На равеннском саркофаге V — VI веков Мария сидит в кресле и держит веретено в руках, справа ей предстоит крылатый Ангел с посохом. Этот иконографический тип разрабатывается художниками в течение столетий и хорошо известен по более поздним изображениям. В мозаике триумфальной арки церкви Марии Маджоре, созданной в 432-440 годах, Богоматерь также представлена сидящей с рукоделием на коленях. Однако это изображение, отличающееся особой торжественностью, имеет ряд уникальных деталей. Так, один Ангел слетает к восседающей на троне Богоматери сверху, еще четверо Ангелов окружают ее престол, один беседует с праведным Иосифом. Заключенная в орнаментальный круг сцена Благовещения отличается лаконизмом и выразительностью.
Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть. XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай Параллельно с рассмотренным иконографическим типом Благовещения с рукоделием, с раннехристианских времен получили распространение образы «Благовещения у источника кладезя », основанные на указанных апокрифических преданиях. Покровский в своем фундаментальном труде «Евангелие в памятниках иконографии» называет такие изображения «Предблаговещением», поскольку в них изображается не собственно Благовещение, а момент, ему предшествовавший.
Богоматерь в античной тунике представлена стоящей на коленях перед текущим из скалы ручьем с кувшином в руках, а позади нее изображен благословляющий Ангел. Пресвятая Дева в традиционном одеянии изображается стоящей у колодца с сосудом или кувшином в руках, а благовеститель слетает к ней сверху. Указанные сцены в общей системе росписей храмов дополнялись и традиционным изображением Благовещения с рукоделием. Оба иконографических типа обычно представлены в составе клейм икон Акафиста Богоматери. Богоматерь из сцены Благовещение.
XIV в. Кафоликон монастыря Ватопед. Афон Схема, где Богоматерь изображается с пряжей в руках, принимающей весть от стоящего перед ней Архангела, не претерпевает существенных изменений в последующие века византийского и древнерусского искусства. Изображения отличаются друг от друга трактовкой архитектуры, деталями, обстановкой, символами, позами и жестами Богоматери и Архангела. Различные жесты Марии передают различные оттенки ее душевного состояния: ее руки могут быть смиренно сложены в молитве, могут выражать сомнение, когда кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила.
В мозаике из Ватопедского монастыря XIV в. Афон сидящая на престоле Богоматерь в левой руке держит не одно, как в других памятниках, а два веретена, а правая рука, задрапированная в одеяние, в выразительном жесте смиренного приятия Божией воли находится в центре груди, открытой ладонью в сторону зрителя. Особое значение события Благовещения отразилось в системе росписи церквей.
История иконыОбраз находился в местечке Шклове Могилевской губернии. Ее список был привезен в Москву при царе Михаиле Федоровиче в 1640 года и находился в церкви Святителя Николая в Замоскворечье. Позднее икону перенесли на колокольню. В церкви Святителя Николая хранились записи о многих чудесах, происходивших от иконы, но при пожаре в 1771 году все свидетельстве были уничтожены.
Это символическое движение вошло в православный богослужебный строй и совершается диаконом при произнесении ектений. Он поднимает правой рукой орарь — образ воздевания архангельского крыла в знак приветствия и почтения. В католичестве эта традиция не соблюдалась буквально. Если у архангела — скорбный лик и поза, выражающая его нерешительность и колебания, то это точно соответствует описанию настроения этого события в византийской гомилетике Андрея Критского , Иакова Коккиновафского [44]. Согласно Ерминии Дионисия Фурноаграфиота, Гавриил, стоя перед Марией, правой рукой благословляет её, а в левой руке держит расцветшую лилию. Изображение Марии править Мария может быть стоящей, сидящей или коленопреклонённой, сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы или делая какой-либо жест удивления. Например, руки могут выражать сомнение кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила [45]. Рядом с Марией могут быть написаны её слова согласия Ecce ancilla Domini. Иногда они написаны вверх ногами, чтобы их было удобнее видеть Богу-Отцу. В православной иконографии Мария традиционно изображается стоящей в храме, немного наклонив голову. В правой руке Мария держит клубок шёлку, простирая левую к ангелу. Между обеими фигурами может стоять какой-то ярко выраженный разделительный элемент, например, колонна или ваза с высоким побегом лилии в таком случае она становится центральной точкой картины как символ девственности. Также они могут быть разделены даже физически: на разных створках диптиха работа Боттичелли в ГМИИ им. Пушкина , Царских врат или на тимпанах арки, разделённые проёмом например, фрески Джотто в капелле Скровеньи , столбах храма Киевская София. В некоторых древних манускриптах фигуры располагались напротив друг друга по обе стороны текста. Практически полное отзеркаливание архангелом позы Девы и придание ему как можно более женственных черт — результат стремления ликвидировать какой-либо сексуальный аспект диалога «мужчина-женщина» и придать сцене максимально спиритуальное наполнение. Изображение Святого Духа и Бога-Отца править Обычно присутствует также Святой Дух в образе голубя и луча света, в котором птица спускается. Голубь может быть в золотом вращающемся диске. На иконах в месте соприкосновения луча с телом Богоматери может быть изображена фигурка младенца в мандорле , символизирующая Воплощение. В средневековых произведениях встречаются также изображения Бога-Отца, иногда в виде десницы в облаках или лица, глядящего с небес [47]. Встречались и изображения Святого Духа в виде младенца Младенца Христа , слетающего к Деве Марии и несущего крест, с голубем или без него. Но позже эта иконография была признана еретической, так как Мария должна была зачать младенца, а не получить его с небес [48]. В архитектурное окружение могут быть вписаны медальоны с изображением пророка Исаии. Место действия править Канонические и апокрифические тексты разделили место действия на два эпизода: протоблаговещение, происходившее у колодца, снаружи дома, и собственно Благовещение — внутри, в доме. Иконография Марии у колодца известна с VII века , но постепенно исчезает [49].
Священник приказал прислужникам принести с колокольни все находившиеся там ветхие иконы Божией Матери. Среди них оказалась и икона с надписью «Утоли моя печали», вся покрытая густой пылью. Но при виде ее, больная радостно воскликнула: - Она! После отслуженного перед иконой молебна, больная без всякой помощи встала на ноги и потом, без посторонней поддержки, вышла из церкви. Наконец, по милости Царицы Небесной и своей горячей вере в Нее, больная вернулась домой совершенно здоровой. Изображение иконы «Утоли моя печали» представляет Богородицу, приложившую левую руку к Своей голове, несколько склоненной набок. Общий Ее вид говорит о том, что Царица Небесная прислушивается к слезам и молитвам всех верующих, прибегающих к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях. Правой рукой Своей Богоматерь придерживает Божественного Младенца.
Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали»
25 ноября православные христиане отмечают праздник чудотворной иконы Божией Матери «Милостивая». Икона Божией Матери, именуемая "Утоли моя печали", была принесена в Москву казаками в 1640 году и помещена в храме Святителя Николая на Пупышах в 06.02.2023, Sputnik Южная Осетия. Каждый год 7 февраля православные верующие вспоминают священный образ Божией Матери «Утоли мои печали». Праздник Иверской иконы Божьей Матери отмечают трижды в году, 25 февраля, 7 мая и 26 октября. Православные отмечают в воскресенье 9 июля праздник Тихвинской иконы Божией Матери.
7 февраля, православный праздник Григорьев день
Этот монастырь основан в 1644 году иноком Далматом, который, по смирению своему, удалился из Невьянского монастыря, где хотели возложить на него сан игумена. Он взял с собой только икону Успения Божией Матери и, удалившись в Шадринский уезд, поселился на берегу реки Исети в 1644 году. Та земля принадлежала тюменскому татарину Илигею, который, узнав о том, отправился туда с родственниками, чтобы изгнать Далмата и сжечь все, построенное им. Но на пути к Далмату, ночью, Илигей увидел Матерь Божию в багряном одеянии, в венце и с огненным мечом в руке. Она строго запретила ему делать обиду Далмату и приказала ему уступить землю для устроения обители. После такого видения Илигей со всей своей свитой смиренно пришел к монаху Далмату и отдал ему для монастыря все занимаемое им ныне место и, сверх того, принес ему и другие дары. Далмат, в миру Димитрий Иванович Мокринский, устроил деревянную церковь и кельи. Это было в 1646 году.
Сибирский князь Девлет-Гирей сделал нападение на монастырь, разграбил и сжег его в 1664 году; но икона Богоматери осталась невредимой, только на задней доске обгорело то место, к которому прикоснулся один мусульманин. Впоследствии монастырь был возобновлен архимандритом Исааком, выстроена каменная церковь, где и была поставлена икона, принесенная Далматом из Невьянского монастыря. Далматов монастырь, украшаемый приношениями со всех сторон стекающегося для моления народа, прославился и сделался знатнейшим в Сибири. И как трудно это в нашем ожесточенном мире, и подчас только вид чужого страдания способен смягчить наше собственное злое сердце… Эту икону называют еще «Симеоново проречение». Как повествует евангелист Лука, праведному старцу Симеону Богоприимцу было предсказано Духом Святым, что не умрет он, пока не увидит Мессию. И вот когда родители на сороковой день после рождения Младенца принесли Его в Иерусалимский Храм, пришел туда «по вдохновению» и Симеон, взял Младенца на руки откуда и прозвание Богоприимец и произнес знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни и известные как Молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» После же он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь Спасителя и обратился к Марии с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, —да откроются помышления многих сердец». Подобно тому как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда узрит Она страдания Сына; после же откроются скрытые доселе помышления о Мессии людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него.
Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы. Все прибегающие к ним с молитвою чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются страдания душевные и телесные, и сознают: когда молятся пред этими образами за врагов своих, тогда смягчаются их враждебные чувства, уступая место милосердию, утихают междоусобная брань и вражда. Образ «Умягчение злых сердец» происходит, по всей видимости, из Юго-Западной Руси, однако исторических сведений о нем, к сожалению, не было никогда и никаких; неизвестно даже, где и когда икона явилась. Пречистая «Умягчение злых сердец» пишется с вонзенными в Ее сердце мечами — по три справа и слева, один снизу. Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае — полноту и бескрайность того горя, печали и «болезни сердечной», которые испытала Богородица во время Ее земной жизни. Иногда на коленях Пречистой Девы пишется еще и Предвечный Младенец. Очень близок к «Умягчению злых сердец» и другой чудотворный образ — икона Божией Матери «Семистрельная».
Разница между ними лишь в том, что на «Семистрельной» мечи пишутся иначе — три с правой стороны Пречистой и четыре с левой, а празднование ей совершается 13 августа по старому стилю. Во время Второй мировой войны на юге Воронежской области, в местности, известной как Белогорье от меловых скал на правом берегу Дона близ города Павловска , стояли воевавшие на стороне нацистов итальянские горнострелковые части. Во второй половине декабря 1942 года солдаты из взвода лейтенанта Джузеппе Перего нашли в разрушенном от бомбежек доме икону «Умягчение злых сердец», которую они передали своему военному священнику — капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи. По словам местных жителей, эта икона происходила из пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска. После Острогожско-Россошанского наступления советских войск в январе 1943 года остатки разбитого итальянского корпуса покинули пределы России. Капеллан Поликарпо взял «Донскую Мадонну» с собой в Италию, где в г. Местре материковая часть Венеции специально для нее была выстроена часовня, до сих пор остающаяся местом массового паломничества родных и близких итальянских солдат, погибших в России.
Наконец, еще одна чудотворная икона подобного же типа пребывала в соборе города Жиздра на юго-западе Калужской губернии, близ брянских земель, и была известна как «Страстная» или «И Тебе самой душу пройдет оружие», как значилось в соборной описи. Празднование ей совершалось также 13 августа — в один день с «Семистрельной» и с гораздо более распространенной «Страстной» иконой совсем иного вида подлинный чудотворный образ находился в московском Страстном монастыре; на нем возле лика «Одигитрии» были изображены два Ангела с орудиями страстей Господних — крестом, губкою и копием. В отличие от таких страстных, на жиздринской иконе Пречистая написана в молитвенном положении; одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, другою же прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей. Молитва О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Тропарь Умягчи наша злая сердца. Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши, на Твой бо святый образ взирающе, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся.
Не даждь нам, Мати Благосердая, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец умягчение. О происхождении образа «Взыскание погибших» достоверных сведений не сохранилось. Известно несколько чудотворных икон под этим названием, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, уже переступившим порог гибели.
Различные медицинские средства уже не приносили ей желанного исцеления. Однажды, когда больная была в забытьи, она увидела икону Божией Матери и услышала от нее голос: «Вели везти себя в Москву. Там в Пупышеве, в церкви святителя Николая, есть образ «Утоли моя печали»; молись перед ним и получишь исцеление». В Москве больная осмотрела все иконы в храме во имя святителя Николая Чудотворца, но не нашла той, которая явилась ей в видении. Тогда священник попросил принести с колокольни находившиеся там ветхие иконы. Когда внесли икону «Утоли моя печали», больная вдруг вскрикнула: «Она! После молебна она приложилась к иконе и встала с одра совершенно здоровой.
Это чудо совершилось 7 февраля по новому стилю 1760 года. С того дня совершается празднество в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». К тому времени относится и составление службы с акафистом, впервые напечатанной в 1862 году. С иконы сделали список, который поставили в приделе Никольского храма в Пупышах.
Диакон жил в XII веке в Ближних пещерах. В этот день чтят память святых Костромской епархии. Первый день Недели о мытаре и фарисее. Это подготовительный день, предшествующий началу Великого Поста, когда православные вспоминают притчу о Мытаре и Фарисее. День памяти мученика Климента, епископа Анкирского и мученика Агафангела Римлянина.
Святые Климент и Агафангел подверглись мукам за христианское вероисповедание. День памяти Святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, который был известен строительством и восстановлением большого количества православных храмов. Святая считается покровительницей семейного очага. День памяти Мученика Иоанна Казанского. Святой подвергся преследованиям татар за христианскую веру и погиб в 1529 году. День памяти Святителя Герасима, Великопермского и Устьвымского епископа. День памяти Священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, которого в 1918 году расстреляли большевики. Празднование в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали". День памяти Преподобного Петра Египетского.
День памяти Новомученика Димитрия Константинопольского. Празднование в честь Суморинской-Тотемской иконы Божией Матери.
А когда иконоборцы ушли, женщина вместе с сыном опустила святой образ в море. Икона, стоя на воде, приплыла через некоторое время к Афону. Там же иноки увидели столб огня, спустились к морю и увидели икону. Ее забрали в храм, но Святая Дева во сне пришла к иноку Гавриилу Грузину и сказала, что не желает быть хранимой, а хочет быть их Хранительницей. После этого икону поставили над монастырскими воротами, где она находится и сейчас.
7 февраля 2023 православный праздник - день иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Февраль | СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР | 7 февраля Русская православная церковь празднует Церковный Православный праздник: Святителя Григория Богослова, Священномученика Владимира, Икона Божией Матери именуемая Утоли моя печали. |
Церковные праздники в феврале 2023: православный календарь | 7 февраля Русская Православная Церковь отмечает праздник иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», принесенной в Москву в 1640 году. |
Картинки с иконами Божией Матери "Утоли Моя Печали": открытки на праздник 7 февраля | 7 февраля отмечается праздник иконы Божией Матери «Утоли моя печали»: какие совершались чудеса святого лика. |
7 февраля праздник иконы Божией Матери «УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ» | Сегодня у православных христиан очень важный праздник — день почтения иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали». |
«Утоли моя печали». Что это за икона и о чем ей молятся 7 февраля | Православные отмечают в воскресенье 9 июля праздник Тихвинской иконы Божией Матери. |
Православные праздники в феврале: Церковный календарь – 2024
В 1765 году один чудотворный список с иконы был перенесен из Москвы в Петербург купцом Роговиковым. Он находился в храме Вознесения Господня. Ныне чудотворная икона «Утоли моя печали» находится в храме во имя святителя Николая, «что в Кузнецах» Николо-Кузнецкий. В Саратове, в историческом центре города, находится замечательный по своей архитектуре храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». История этой церкви началась в 1903 году, когда саратовский архитектор Петр Митрофанович Зыбин сделал проект церкви-часовни, расположенной при архиерейском доме саратовских владык. Вскоре началось ее строительство и закончилось в 1906 году. Престол архиерейского храма-часовни был один и первоначально освящен в честь афонской иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение».
Однако в народной памяти закрепилось несколько иное название церкви — «Утоли моя печали». До Октябрьской революции 1917 года богослужения в часовне совершались ежедневно монашеской братией из архиерейского дома. В годы Советской власти здание, к счастью, сохранилось почти в первозданном виде. В 1960-х годах по распоряжению первого секретаря Саратовского обкома кресты с церкви-часовни были сняты, и в течение долгого времени в храме располагался планетарий.
Согласно преданию, в руках архангел держал белую лилию — символ чистоты и непорочности, которая изображена практически на всех иконах Благовещения — одного из так называемых двунадесятых непереходящих праздников. Именно поэтому ежегодно этот день отмечается в одно и то же время 7 апреля — православными, живущими по юлианскому календарю, и 25 марта — западными христианами.
Дату его празднования определили путем отсчета девяти месяцев назад от Рождества Христова.
Одни источники называют 1640 год, времена царствования Михаила Федоровича, другие — 1655 год, время появления ставки царя Алексея Михайловича в Шклове, через которую из столицы шло снабжение армии оружием и продовольствием. Самый известный список этого образа хранился в московской церкви Николая Чудотворца на Пупышах, но особого почитания он не получил. Через некоторое время из-за ветхости или из-за частых пожаров икону перенесли на колокольню и надолго о ней забыли. По преданию, одна знатная женщина, жившая далеко от Москвы, страдала от серьезной болезни. Она не могла ходить и даже шевелить руками. Свои дни больная проводила в постели.
Однажды во сне она увидела незнакомую икону Богородицы с младенцем Иисусом на руках. Затем женщина услышала голос Божией Матери, велевший отправляться в столицу, в церковь святого Николая на Пупышах, и молиться перед этим образом. Больную доставили в Москву, однако в указанной церкви она не нашла нужной иконы. Тогда священнослужитель вспомнил, что на колокольне хранятся ветхие образы, и послал за ними.
Когда внесли икону «Утоли моя печали», больная вдруг вскрикнула: «Она! После молебна она приложилась к иконе и встала с одра совершенно здоровой. Это чудо совершилось 7 февраля по новому стилю 1760 года.
С того дня совершается празднество в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». К тому времени относится и составление службы с акафистом, впервые напечатанной в 1862 году. С иконы сделали список, который поставили в приделе Никольского храма в Пупышах. В этом храме хранились письменные свидетельства о многочисленных чудотворениях, совершившихся по молитвам Божией Матери от Ее чудотворного образа. Особенно много чудес произошло во время чумы 1771 года. Позднее эти свидетельства были уничтожены огнем во время пожара. Со временем были написаны еще несколько списков с иконы «Утоли моя печали».
День иконы Божией Матери «Утоли мои печали» отмечают 7 февраля 2023 года
Православная Церковь празднует день иконы Божией Матери «Утоли моя печали» ежегодно 7 февраля. Собор Костромских святых — это православный праздник, который был утвержден в 1981 году. 7 февраля по новому стилю Православная церковь отмечает празднование в честь иконы Божьей матери, именуемой.